Слушать аудио сказку барышня крестьянка

Урок-учебное исследование по повести а.с. пушкина барышня-крестьянка в 6 классе. учитель: романова е.и. тема урока : повесть а.с. пушкина барышня-крестьянка.

Урок-учебное
исследование по повести А.С. Пушкина

«Барышня-крестьянка»
в 6 классе.

Учитель:
Романова Е.И.

Тема урока
: «Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Мир помещичьей усадьбы 19 века в
повести. Композиция повести. Сюжет. Образы. Роль случая в повести».

Основная методическая цель урока
– создание условий для проявления познавательной активности учеников в процессе
исследования текста, развития готовности мышления к усвоению новых способов
деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, адекватной
самооценки.

Основная дидактическая цель урока
овладение учащимися процедурой исследования текста с целью получения новых
знаний.

Перед учащимися стояли следующие задачи
для достижения предметных результатов:

-формирование и расширение знаний о
повести как жанре эпоса;

-формирование и расширение знаний о
композиции художественного произведения;

-формирование и расширение знаний о теме и
идее произведений;

-формирование умений анализа
художественного произведение;

-формирование умений исследовательской
деятельности учащихся в составе группы;

-формирование навыков анализа, обобщения;

-формирование навыков сопоставительного
анализа произведений одного автора.

Работа на уроке предполагает и
формирование следующих универсальных учебных умений:

Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, волевая
регуляция в ситуации затруднения.

Личностные:
формирование мотивации к индивидуальной и групповой деятельности,
самоопределение, нравственно-этическое оценивание, стремление к речевому
самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам, постановка
вопросов, сотрудничество в поиске и выборе информации, владение монологической
и диалогической речью, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.

Ход
урока

Мотивация
к совершению учебной деятельности

Комментарий.

Основной целью данного этапа является
выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Для
реализации этой цели необходимо создать условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность, актуализировать требования к ученику со
стороны учебной деятельности; установить тематические рамки учебной
деятельности.

В рамках этого этапа учащиеся фронтально
отвечают на вопросы.

Содержание этапа.

-Мы продолжаем работу над циклом А.С.
Пушкина «Повести Белкина».

-Каково полное название цикла?  (Полное
название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», изданные А.С. Пушкина
осенью 1830 года в его поместье Болдино»)

-В какой период он создан? ( В 1830 году,
в Болдинскую  осень — самый плодотворный период в творчестве писателя.)

-Какие повести входят в этот цикл?

-В какой последовательности создавались
повести цикла? «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14
сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября); «Выстрел» (14 октября); «Метель»
(20 октября).

-В какой последовательности они размещены
у Пушкина?

-Что объединяет все эти произведения в
один цикл? (Прежде всего, образ Ивана Петровича Белкина, который является
вымышленным героем, героем- повествователем. Каждая повесть имеет свою идею,
ведущую к общей авторской идее.)

— Кто же такой Иван Петрович Белкин,
которому Пушкин доверил свое повествование? Зачем Пушкину понадобилось
прятаться за Белкина и его рассказчиков? ( Автор повестей- Иван Петрович
Белкин, к тому же покойный. Это литературная мистификация (намеренное введение
в обман. заблуждение).Почему так поступил поэт? Версий много: дань моде,
возможность писать от лица человека простого, который слышал эти истории. Белкин-
самый смиренный герой в русской литературе, все вмещающий, все принимающий и
понимающий. Высокие нравственные качества Белкин унаследовал от « честных и
благородных родителей», взращенных его первым учителем- сельским дьячком.
Праведный образ жизни без излишеств, кротость, честность и умеренность- таков
И.П. Белкин. Это помещик средней руки, мелкопоместный дворянин, отставной
военный, человек мягкосердечный, кроткий, честный, стеснительный, доверчивый.
После его смерти на 30-м году жизни от простудной лихорадки осталось множество
рукописей, в том числе и вышеупомянутые повести.)

-Какие повести мы уже изучили? Какая
повесть осталась неизученной?

-Какие ожидания у вас перед изучением
произведений? Что ждете вы от сегодняшнего урока?

Актуализация
знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

Комментарий.

Так как мы работаем с литературным
произведением, нам необходимо хорошее знание терминов. Для этого нужно, чтобы
учащиеся воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для
построения нового способа действия, активизировали соответствующие мыслительные
операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и
т.д.), актуализировали норму пробного учебного действия; попытались
самостоятельно выполнить задания, запланированные на данном уроке,
зафиксировать возникшие затруднения в выполнении заданий.

Содержание этапа

1)     
Работа в парах

-Заполните
таблицу, объяснив значение терминов (задание на карточках)

Сборник

Повесть

Издатель

Повествователь

Рассказчик

Литературный
герой

Эпиграф

Название
произведение

-Сверьте по
эталону значение литературоведческих терминов( эталон на экране монитора).

-Оцените свои
знания. Какие ошибки вы допустили? (выявление мест и причин затруднения, а
также путей их преодоления)

-Куда следует
обратиться за поиском правильной информации? (В литературоведческий словарь).

-Для чего
необходимо знание данных терминов? (Для качетсвенного анализа текста повести и
цикла в целом.)

2)
Постановка проблемы

-Какие временные
границы действия в повести? (2-3 месяца, начиная от похода Насти в гости к
поваровой жене и до сцены узнавания Акулины-Лизы. Но границы раздвигаются,
когда мы восстанавливаем биографии Муромских и Берестовых.)

-Какие ассоциации
у вас вызывает название повести «Барышня-крестьянка»?

-Какой прием
использует автор в основе названия? Какова его роль?

(Антитеза.
Название совмещает два противоположных понятия: барышня- девушка из высшего
сословия, крестьянка- из низшего. Совмещение противоположных понятий помогает
автору заинтриговать читателя разными гранями характера героини, и нам хочется
узнать, кто же она на самом деле.)

-Прочитайте и объясните
смысл эпиграфа к произведению. (Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и
является нравственной характеристикой героини, которая хороша и в дворянском, и
в крестьянском облике.)

_Судя по названию и
эпиграфу, спрогнозируйте, кто главный герой повести? (Девушка, показанная в
противоречивой ситуации, но сохранившая в нее высокие нравственные качества.)

-Литературоведы
считают повесть «Барышня-крестьянка» пародией на романтические и
сентиментальные произведения того времени. Все ли слова вам понятны? Значение
каких слов следует выяснить? (Выясняем значение слов ПАРОДИЯ, РОМАНТИЗМ,
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Для выяснения значений дети обращаются к литературоведческим
словарям и справочникам, а также к сети ИНТЕРНЕТ. Значение слов записываем в
таблицу терминов.)

-Какие ваши
предположения в связи с такой характеристикой жанра?

(Возможно, перед
нами не совсем серьезное произведение, в нем Пушкин рассуждает о серьезных
проблемах, но с юмором. В повести много внимания уделено описанию чувств
героев, их переживаний.)

-Литературный
критик 19 века В. Белинский писал о « Повестях Белкина»: «Эти повести
занимательны, их нельзя читать без удовольствия, но они не художественные
создания, а просто сказки и побасенки». Так ли это?

-Ответу на этот
вопрос мы и посвятим сегодняшнее занятие. Это и есть тот проблемный вопрос,
который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к концу урока.

— Сформулируйте
цели сегодняшнего урока. (Проанализируйте текст повести, чтобы выяснить, прав
ли Белинский в своем утверждении)

— Это и есть тот
проблемный вопрос, который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к
концу урока.

-Выдвижение
гипотезы. Какими будут ваши предположения?

-Что необходимо
сделать, чтобы решить этот вопрос? ( Необходимо проанализировать содержание
повести, исследовать эпизоды, посовещаться, то есть поработать в группах,
прийти к выводу.)

                      Заполните таблицу
«Хочу»-«Надо»-«Могу»

Комментарий.

Дети хотят изучить
повесть «Барышня-крестьянка», разобраться в ее содержании, понять систему
образов, проникнуть в творческий мир писателя, определить тему и идею
произведения, прочитать выразительно любимый фрагмент, пересказать наиболее
понравившийся эпизод, создать иллюстрации к эпизодам и т.д.

Для этого надо:
хорошо знать содержание повести, владеть терминами по теории литературы, уметь
ставить вопросы, отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тезисы,
формулировать собственные суждения, привлекать текст для аргументации своего
мнения, делать обобщения, разобраться в содержании повести, выяснить все
непонятные для себя эпизоды, сотрудничать в группе…

Что могу: работать
с текстом самостоятельно, в группе, отвечать на вопросы…

Организация
групповой исследовательской работы

Комментарий.

Задача этого
этапа- построение учащимися нового способа действия и формирования умения его
применять при решении заданий. Для решения этих задач необходимо выдвинуть и
обосновать гипотезы, принять решение, зафиксировать в обобщенном виде результат
своего действия.

Эта работа
происходит в каждой группе в отдельности. Каждая группа выбирает свой ход
исследования: некоторые распределяли задания между всеми членами группы,
некоторые все делали сообща, путем обсуждения информации. И тот, и другой путь
являются приемлемыми в групповой работе.

Перед началом
работы обязательно повторяем правила работы в группе.

Содержание
этапа.

Группа
1

Задание

Историческая
эпоха в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1.      Выделите
в тексте повести и проанализируйте фрагменты, в которых характеризуется
историческая эпоха, быт героев. Внимательно перечитайте их, заполните таблицу.

2.      Сделайте
вывод об особенностях быта, интересах, жизненных ценностях старшего поколения
помещиков.

3.      Составьте
2 синквейна «Берестов», «Муромский».

Таблица

Быт
Берестова и Муромского

Линия сравнения

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

Прошлое героя

Ведение хозяйства, дел

Отношение героев к детям

Отношение соседей к героям

Отношение героя к соседям

Описание усадьбы

Любимые занятия

Жизненные ценности

Комментарий.

Так, перед защитой
исследования первой группы мы выяснили, какую историческую эпоху изобразил
Пушкин, значение слов ДВОРЯНИН, УСАДЬБЫ, ГОСПОДСКИЙ ДОМ, АНГЛИЙСКИЙ САД,
необходимые для понимания текста.

В процессе работы
частники группы выделяют необходимые эпизоды, анализируют их, выделяют нужную
информацию, затем систематизируют ее в таблицу, обобщают. В качестве вывода они
составляют творческие миниатюры- синквейны.

Группа
2

Задание

Анализ
эпизода «Примирение помещиков»

Прочитайте и проанализируйте
эпизод «Примирение помещиков» и дайте ответ на следующей вопросы:

1.      Как
произошло примирение враждующих помещиков?

2.      Каково
отношение автора к героям?

3.      Исследуйте,
какими словами выражено авторское отношение к героям?

4.      Исследуйте,
какова роль природы в данном эпизоде?

5.      Сопоставьте
образы Берестова и Муромского и заполните сравнительную таблицу.

Таблица

Старшее поколение помещиков

Общие черты

Отличные черты

Комментарий.

Перед защитой задания группы 2 в процессе
фронтальной дискуссии выясняем, на какие группы мы можем разделить всех героев
повести( на старшее и младшее поколение). Выясняем причину вражды между
помещиками, обращаем внимание на авторскую иронию в изображении  Муромского, а
также на роль случая в разрешении данного спора. Далее дети представили
результаты своей работы, которые оформили в виде сравнительной таблицы. В
данном случае формируются аналитические навыки, умение в процессе коллективной
дискуссии принимать общее решение.

Группа 3

Задание

Младшее поколение в повести

1.      Выделите
нужные эпизоды из повести для характеристики молодого поколения и составьте
связный рассказ о Лизе и Алексее.

2.      Заполните
сравнительную таблицу.

3.      Сделайте
вывод о том, каким было воспитание в дворянских семьях.

Таблица

Линии
сравнения

Лиза

Алексей

Возраст
героя

Портрет
героя

Воспитание
и образование

Отношение
к родителям и родителей к ним

Положение
в обществе

Основные
черты характера

Почему
герои полюбили друг друга

Комментарий.

Задание для 3 группы позволяет учащимся
учиться сопоставительному анализу героев повести, формируют умение составлять
связный рассказ, анализировать и обобщать накопленный материал. Также в
процессе обсуждения результатов учащиеся выдвигают гипотезы, аргументируют свой
выбор и приходят в процессе дискуссии к выводу.

Группа 4

Задание

Анализ эпизода «Знакомство Лизы и Алексея»

Прочитайте фрагмент из повести, выполните
задания и ответьте на следующие вопросы:

1.      Расскажите
о первой встрече героев

2.      Проанализируйте,
как автор передает душевное состояние Лизы перед предстоящей встречей?

3.      Исследуйте,
какими словами передано душевное состояние Лизы?

4.      Объясните,
какую роль играет описание природы в данном эпизоде?

5.      Обобщите
свои наблюдения в форме связного рассказа.

Комментарий.

Перед защитой работы группы 4 идет
дискуссия о том, что предшествовало первой встрече Алексея и Лизы? Что двигало
Лизой, когда она решила переодеться крестьянкой? Почему недавние враги решили
поженить своих детей? Почему Алексей сделал предложение руки и сердца дочери
кузнеца? Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? Какой вы видите развязку
событий? Таким образом, путем проблемной дискуссии и серьезной аналитической 
работы учащиеся приходят к единому мнени. И оформляют ответ в виде связного
рассказа.

Группа 5

Задание

Художественный  мир повести. Маски Алексея
Берестова.

1.     
Объясните значение масок Алексея
Берестова, заполните таблицу, используя цитаты их текста.

2.     
Сделайте обобщение по результатам
исследования.

3.     
Составьте синквейн «Алексей»

Таблица

Маски

Обоснование

Алексей-гусар

Алексей-таинственный меланхолик

Алексей-барин

Алексей-сын

Алексей-геттингенец

Алексей-страдающий влюбленный

      
Группа 6

Задание

Художественный мир повести. Маски Лизы.

1.     
Объясните значение масок Лизы, заполните
таблицу, используя цитаты из текста.

2.     
Сделайте обобщение по результатам
исследования.

3.     
Составьте синквейн «Лиза»

Таблица

Маски
Лизы

Обоснование

Лиза-дворянка

Лиза-сирота

Лиза-Акулина

Лиза-влюбленная

Группа 7

Задание

Что
общего в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка»?

1.      Установите
аналогии в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» И «Барышня-крестьянка»

2.      Заполните
таблицу, обозначив линии сравнения.

3.      Составьте
связный ответ об общих чертах двух пушкинских произведений.

Таблица

Повесть «Дубровский»

Повесть «Барышня-Крестьянка»

Реализация групповой
исследовательской работы.

Включение в систему знаний.

Комментарий.

Спустя 20 минут, отведенных на групповую
исследовательской работу, начинаем защиту работ. Учащиеся сами определили форму
ответа: они самостоятельно распределили задания между всеми членами группы,
выдвинули гипотезы, обсудили варианты решения заданий, согласовали оответы,
выстроили последовательность защиты.

В процессе работы у детей
формировались следующие УУД

Познавательные:
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для
чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов
решения задач.

Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в
громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих
действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь
ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и
делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями
диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: формирование
навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обобщение

Фронтальная
работа

Комментарий.

Возвращаемся в проблемному вопросу: «Прав
ли Белинский, написав о « Повестях Белкина»: «Эти повести занимательны, их
нельзя читать без удовольствия, но они не художественные создания, а просто
сказки и побасенки».

В устной проблемной дискуссии дети
соглашаются с тем, что повесть «Барышня-крестьянка» занимательная, приводят
аргументы в защиту, опровергают мнение критика о том, что в них нет
художественности, приводя веские аргументы (характеристика исторической эпохи,
занимательный сюжет, пейзажные зарисовки, обилие художественных средств,
речевые характеристики героев и т.д.).

В заключение формулируем идею повести, а
также соотносим эпизоды с их местом в сюжете.

Элементы
композиции

Эпизод
повести

Экспозиция

 Настя,
служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе.
Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо
спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

Завязка

Случайная
встреча с Лизой- Акулиной в ее доме. Падение Муромского с лошади и спасение
его Берестовым-старшим.

Кульминация

Отсутствует.

Развязка

Рассказ
о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Этап
рефлексии

Комментарий.

Основной целью этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной
деятельности, определение сильных и слабых сторон в работе. Для  этого учащиеся
соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их
соответствия. После самоанализа учащиеся возвращаются к таблице
«Хочу»-«Надо»-«Могу» и соотносят результат собственной деятельности с
целеполаганием в начале занятие.

Задаем вопросы:

-Что получилось? Что не получилось?

Хороший прием рефлексии
«Плюс-Минус-Интересно». В графу ПЛЮС дети записывают то. Что понравилось на
уроке, в графу МИНУС- то, что показалось скучным, в графу ИНТЕРЕСНО- записали
любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели узнать, задать вопросы
учителю.

Плюс

Минус

Интересно

В заключение занятия можно предложить
учащимся написать
SMS с впечатлением о
занятии. Вот отдельные отзывы:

-Занятие было интересным и ярким.

-Был интересный и познавательный урок.

-Работать в группе интересно.

-Занятие помогло нам научиться слушать
друг друга

-Сегодня была слаженная работа.

-Понравилась хорошая атмосфера урока.

-Успешная работа в группе и хорошее
общение.

-Мы постарались на славу.

-Много радостных и положительных эмоций.

-Все отлично, интерес просто бурлил

-Понравилось обсуждать разные мнения,
высказывать свое.

Оценивание

Выставление баллов каждому участнику
группы, подсчет баллов, перевод в оценку.

Целеполагание

-Какие задачи вы ставите перед собой на
следующее занятие или для самостоятельной работы?

Выбор
домашнего задания

Творческая работа на одну из тем «Роль
случая в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»; «Каким я вижу финал повести
А.С. Пушкина « Барышня-крестьянка»( прогнозирование продолжения).

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Главные герои Барышни-крестьянка Пушкина

Пушкин в своем произведении «Барышня-крестьянка» описал жизнь помещиков и простых крестьян. Главными героями этого произведения являются два возлюбленных Елизавета Муромская и Алексей Берестов. Они были из семей помещиков, они очень любили друг друга.

Алексей Берестов

Алексей был очень красивым молодым юношей, который имел спрос у девушек. У него было очень доброе сердце, он умеет радоваться жизни, любит веселиться и развлекаться. Алексей Берестов был очень умен, он мечтал, стать военным, но его отец был против этого. Юноша был очень сильно влюблен в Лизу, которая преставилась простой крестьянкой. Для него не важен статус и положение, ему важнее были те чувства, которые они испытывали друг к другу. Ради своей возлюбленной он был готов отказаться от всего что у него есть и богатства, в том числе.

Елизавета Муромская

Елизавета, второй главный персонаж повести Александра Сергеевича. Она была очень любима своим отцом, который очень баловал ее. Поэтому Пушкин называл ее балованным ребенком. Лиза всегда мечтала о счастливой и необыкновенной любви, она была очень сентиментальной девушкой. Когда она познакомилась с Алексеем, она увидела в нем свой идеал о котором мечтала. Ей не хотелось простого знакомства, она была очень романтична поэтому решает переодеться в крестьянку. Елизавета Муромская очень хорошо справилась с ролью крестьянки, так как с детства была знакома с жизнью простых крестьян. Обман Лизы раскрылся, но это не привело к трагедии, наоборот оба героя были счастливы.

Иван Берестов

Иван Берестов, отец главного героя Алексея. Он был богатым человеком. После гибели своей супруги он занялся домашним хозяйством, он выращивал сад, и сам строил свой дом. Для него это было утешением после потери жены. Несмотря на то что его все считали гордым окружающие его очень любили. У него был сои взгляд на отношения, он считал, что брак должен быть по расчету родителей, но никак не по любви. Он готов был лишить своего сына наследства, если он женится на обычной крестьянской девушке. Он конфликтовал с отцом Елизаветы, из-за того что не любил различие нововведение. Он предпочитал все русское и не поддерживал интерес к иностранному.

Григорий Муромский

Григорий Муромский, отец Елизаветы и яркий противник Берестова. Он был очень легкомысленным, поэтому ему не особо удавалось управлять свои хозяйством, которое не приносило ему никакой выгоды. Как и Берестов он тоже был вдовцом. Именно поэтому он очень любил свою дочь и старался дать ей все чего она пожелает.

Многие сравнивали историю любви Лизы И Леши с историей Ромео и Джульеттой. Но у Пушкина в отличие от Шекспира возлюбленные остаются вместе в конце произведения.

Настя

Настя является одной из второстепенных героинь повести под названием «Барышня-крестьянка», она работает на Лизу Муромской горничной, и единственная знает о всех ее тайнах. Она также в курсе дел, которые она совершает в тайне. При этом она готова выполнять совершенно любые ее поручения. Ей не важно, что это поручения могут быть разными, для хозяйки она готова совершенно на все.

Характеристика героев повести Барышня-крестьянка

Каждый герой А. С. Пушкина без исключения имеет свое определенное место в произведении, так как выполняет важную функцию. Знакомство с сюжетом сочинения вызывает большое любопытство продолжать наблюдать за героями, благодаря которым история любви завораживает, сохраняясь в памяти навсегда.

Каждый поступок главной героини – Лизы Муромской вызывает восхищение. Она стремится к цели во что бы то ни стало. Озорная красавица, познакомившись с барином, решает оставить в неизвестности свое настоящее происхождение. Семнадцатилетняя черноглазая девушка не отличается от местных жительниц желанием любить и быть любимой. Она меняет образ барышни на образ крестьянки Акулины внешне. На самом деле остается в своем доме капризной любимой дочерью своего отца, которая любит забавы, устраивает интересные встречи. У Лизы – мечтательная, добрая натура, в которую не смог не влюбиться Алексей.

Григорий Иванович Муромский– отец Лизы. Он очень трепетно относится к желаниям любимой дочери. Когда-то его жизнь изменилась, после чего он поселился в деревне. Несмотря на отсутствие богатства, новых идей, он остается уважаемым человеком.

Иван Петрович Берестов– человек, который всегда гонится за увеличением доходов, с презрением относится к бездействию своего соседа – Григория Ивановича. Консерватор по натуре, предпочитает расчет в отношениях. Он далек от романтики, с непониманием относится к мечтам. Его главными характеристиками становятся хозяйственность и гостеприимство.

Алексей Берестов– молодой образованный человек с правильными представлениями о женитьбе, послушный сын своего отца. Вернувшись из столицы в деревню, не смея ослушаться отца, он вел обычный образ жизни, не отказывая себе при этом в удовольствиях. Молодой человек находится в ожидании перемен, которые будут связаны с выбором будущей супруги. Он не теряет времени даром: ездит верхом на лошади, забавляется также, как и свои ровесники.

Мисс Жаксон относится к второстепенным героям. Но ее образ важен именно для того, чтобы сделать доступнее для понимания легкий образ воспитанницы Лизы. Внешний вид вызывает смех и у Лизы, и у Насти. Девушек забавляет то, как она красится белилами. Женщина далека от тех выходок и шалостей, которые испытывает со стороны Лизы, Насти. Она постоянно думает о родине, так как в Англии ей было бы намного спокойнее.

Особым отчаянием и смелостью отличается прислуга Лизы – добрая, отзывчивая девушка по имени Настя. Она обладала умением влиять на свою хозяйку, что нередко помогало Лизе. Например, по совету служанки барышня переоделась в крестьянку и совершила обман с барином.

Таким образом, каждый герой повести – это яркий авторский образ, который узнаваем читателем среди огромного количества других героев. Они жизнерадостные, гостеприимные и отзывчивые. Некоторые использовали ложь, но она стала лишь подмогой на пути к счастью.

Сочинение Главные и второстепенные герои

Это весёлое лёгкое произведение о любви в неравных социальных отношениях.

Барышня-крестьянка — Елизавета Григорьевна Муромская. Очаровательная черноглазая девушка семнадцати лет. Она – единственная дочь у отца, её мать рано умерла. Отец в наследнице души не чает, балует её во всём. Лиза мечтает познакомиться с соседом — Алексеем Берестовым, но это невозможно, потому что их отцы враждуют. Девушка находит выход, переодевшись в крестьянку. В этом образе и под чужим именем она встречается в лесу с молодым барином до тех пор, пока её обман не раскроется.

Лиза – очень интересная девушка по характеру. С ней никому не скучно. Героиня проста в общении, как с обычными крестьянами и прислугой, так и с людьми её круга. В Лизе нет жеманства, как в городских барышнях. Она весёлая и с чувством юмора, обладает артистическими способностями. Не удивительно, что молодой барин попал под обаяние Лизы в образе крестьянки с первой их встречи.

Алексей Берестов – сын помещика. Он молод и хорош собою. Алексей закончил обучение в университете и ещё не решил чему посвятить свою жизнь в дальнейшем. Пока он отдыхает в имении своего отца. На прогулке в лесу молодой человек знакомится с дочерью кузнеца Акулиной. Алексей в восхищении от крестьянской девушки и продолжает с ней встречаться в дальнейшем. Акулина для него настолько дорога, что он готов пойти против воли отца и жениться не на Лизе Муромской, а на обычной дочери кузнеца. В итоге оказывается, что барышня и крестьянка – это одна и та же девушка.

Алексей, как и Лиза, простой в общении парень, не гнушается проводить время с крестьянской молодёжью. Это весёлый, жизнерадостный и энергичный молодой человек. Он каждое утро проводит на охоте. Алексей, как и Лиза, нравится всем в округе.

Иван Петрович Берестов – богатый помещик, крепкий хозяйственник. Он придерживается старых русских традиций в управление имением. Иван Петрович не понимает и не принимает своего соседа за его нововведения, часто критикует. Они враждуют между собой уже много лет. Однажды Иван Петрович окажется случайным свидетелем травмы своего недруга. Он проявит благородство и окажет всю необходимую помощь Муромскому. С этого времени их отношения наладятся.

Иван Петрович – хороший отец. Оставшись вдовцом, воспитал достойно единственного сына. В обществе Берестов пользуется авторитетом.

Григорий Иванович Муромский – приверженец всего английского, даже свою дочь зовёт на иностранный манер — Бетси. В отличие от своего соседа, помещик не умеет управлять хозяйством. Его имение доход не приносит. Григорий Иванович – вдовец и очень любит свою единственную дочь.

Настя – служанка Лизы и её преданная подруга. Она немного постарше своей барышни, но такая же легкомысленная. Лиза доверяет ей все свои секреты.

Мадам Жаклин – горничная Лизы. Чопорная, скупая на эмоции англичанка, чрезмерно увлекается косметикой.

Таким образом, Пушкин в ироничной форме рассказал о стереотипах в обществе и о молодом поколении, которое способно бороться с ними.

Сочинение 4

Гениальный поэт и писатель очень любил осень. Испытывал огромный творческий подъем. Вот и цикл повестей Белкина, куда входит рассказ, написан в этот благодатный период. Основная тема-любовь. Но в то же время автор затрагивает больную для того времени проблему — предрассудки против неравных браков. А.Пушкин хотел донести до нас, что за свою любовь стоит бороться и не бояться осуждения окружающих.

Александр Сергеевич начинает повествование с описания жизни двух героев — Берестова и Муромского. Первый был практичным и хозяйственным. Выстроил суконную фабрику в Тугилово. Дела в финансовом плане были отличными. Поэтому почитает себя самым умным человеком во всей округе.

Соседом, чье имение находилось ближе всех, являлся Григорий Иванович, типичный образец истинно русского барина. Промотав почти все состояние, живет в последней уцелевшей деревне. Хозяйство ведет на английский манер. Вследствие чего доходы небольшие. Да и те уходят на содержание сада в английском стиле. Иван Петрович был противником нововведений, поэтому всячески осуждал «англомана».

В имение Берестова приезжает сын Алексей. Хорош собой, с «интересной бледностию», с печатью мрачной грусти. Говорит с прекрасной половиной о разочарованности в земных радостях и носит на руках черное кольцо, чем сумел обворожить барышень. Каждая грезит им.

И если данную тактику поведения избрал наш герой в отношении с людьми своего круга, то с дворовыми девушками молодой барин ведет себя естественно. Он весел, добр, любит принимать участие во всяческих проказах.

Лиза, дочь «англомана», горит желанием увидеть необычного соседа. Для этого, переодевшись простой крестьянкой, идет ранним утром прогуляться к роще. Сначала ей весело от собственной задумки. По мере приближения к месту назначения понемногу становится страшно. Однако девушка полна решимости.

Встреча состоялась.

Вначале мужчина решил позабавиться с симпатичной смуглянкой. Встретив отпор, он начинает более серьезно присматриваться к девушке. Все в ней вызывает восхищение: незаурядный ум, скромность, хорошие манеры, которые так редко можно наблюдать в простой необразованной девице. Со временем их чувства перерастают в любовь. Они испытывают потребность видеть друг друга каждый день.

Однажды отец надумал познакомить молодого человека с дочерью соседа, с которым успел помириться накануне. Не сумев найти отговорки, Алексей едет к Муромским. Лиза не понравилась ему. Для него нет никого милее Акулины, простой крестьянки. Дело идет к свадьбе. Родители, не спросив согласия у детей, собираются породниться. Никто слушать его не хочет. В отчаянии несчастный влюбленный решается объясниться с Григорием Ивановичем. Полный надежды приезжает в Прилучино, намереваясь отменить нежеланную свадьбу. И вдруг видит любимую, но в одежде барыни. Обман раскрыт! Смущению Елизаветы Георгиевны и радости Алексея не было предела.

6 класс

Вариант 4

Повесть «Барышня-крестьянка» носит слегка шаловливый характер. Все её герои вызывают симпатию.

Семнадцатилетняя Лиза Муромская – то есть барышня-крестьянка – единственная дочь помещика Г.И. Муромского. Выросла без матери. Отец её ласково называет Бетси, всячески балует, потакая прихотям. Резвая девушка обладает милой внешностью. У неё смуглое личико и чёрные глазки.

Она энергична, умна, весела и изобретательна. Как и большинство уездных барышень, немного романтична. Жаждет приключений. Смело переодевается в простую одежду и выдаёт себя за дочку кузнеца Акулину, чтобы лично убедиться, таков ли сынок соседа, как о нём говорят.

Алексей – сын И.П. Берестова. Он добрый и жизнерадостный. Неравнодушен к прекрасному полу. Имея университетское образование, хочет поступить на военную службу, поскольку статская служба ему совершенно неинтересна. Однако отец категорически против его выбора.

Молодой человек весьма недурён собой: румянощёкий, высокий, стройный. Потому-то неудивительно, что мысли о нём заполонили головы всех соседских барышень. Его манера казаться мрачным и разочарованным, сетовать об утраченных радостях и увядшей юности, а также необычное чёрное кольцо на руке только разогревают их любопытство.

Много времени уделяет охоте и прогулкам верхом на лошади. Страстно влюбляется в Лизу, выдающую себя за крестьянку. Он готов даже ослушаться отца и жениться на ней, пожертвовав наследством.

И.П. Берестов – русский помещик, живущий в отдалённой губернии. В молодые годы служил в гвардии. Выйдя в отставку, уехал в деревню, где серьёзно занялся хозяйством. Он построил дом по собственным чертежам, возвёл суконную фабрику. Сам записывал расходы. Ничего не читал, кроме еженедельника, в котором публиковались новые государственные законы и распоряжения. Вскоре доходы его утроились.

Соседи уважают Ивана Петровича, но считают гордым. Он ненавидит нововведения, потому до определённого момента враждебно относится к англоману Муромскому.

Г.И. Муромский – барин, промотавший в Москве значительную часть состояния. Поселившись в деревне, стал хозяйничать по-новому: развёл английский сад, приказал обрабатывать поля по английской методике, нанял для дочери мадам англичанку, а конюхов одел жокеями. Неглуп, но постоянно в долгах.

Настя – ветреная крестьянская девушка, прислуживающая Лизе. Немного старше хозяйки. Вместе с ней обдумывает и организовывает разные затеи и розыгрыши.

Мисс Жаксон – англичанка, которой поручено воспитание Лизы. Это чопорная старая дева: ей уже исполнилось сорок лет. Желая приукрасить своё немолодое лицо, регулярно сурьмит брови и пользуется белилами. Придерживается строгих и консервативных взглядов.

Другие сочинения: ← Смысл финала романа Евгений Онегин↑ ПушкинГлавные герои Бориса Годунова →

Вариант 2

Иван Петрович Берестов является богатым помещиком дворянского происхождения. Он обладает своенравным характером и не терпит нововведений. Из-за соблюдения старых традиций он насмехается над соседом, помещиком Муромским, который, наоборот, стремится к модным английским новшествам.

Иван Петрович — человек со сложным характером и придерживается старых нравов. Он весьма педантичен и рационален, имеет незаурядный ум. Однако он не стремится к развитию, почитывая только газету. Культура и наука ему неинтересны. Тем не менее, его ума хватает для того, чтобы хорошо вести хозяйство и не залезать в долги. Ему трудно общаться с людьми, даже с собственным сыном. Ему не удается заинтересовать его помещичьей деятельностью, но и на службу он не хочет его отдавать. Более того, когда он подумывает женить своего сына, то ничего не делает лучше того, как угрожать лишением наследства. С соседом он и вовсе не ладит, потому что не одобряет его увлечение английской культурой. Он посмеивается над ним. Противостояние нововведениям — отличительная черта Берестова в повести.

Иван Петрович расчетлив. Он сам когда-то построил свой дом, точно высчитав расходы. Он не баловал себя нарядами и вел скромную жизнь. Именно его бережливость и предусмотрительность позволили ему сколотить состояние и стать одним из богатых помещиков в округе. Возможно, это вскружило ему голову, и он стал считать себя самым умным и практичным, что непременно всегда не забывал подчеркивать при разговоре с другими соседями. Особенно сравнивая себя с расточительным и недальновидным Муромским. Не смотря на это, соседи его уважают, хотя и считают немного зазнавшимся.

Берестов — целеустремленный человек. Если он что-то решает сделать, то ничто не может сбить его с цели. Об этом говорит и постройка поместья, непримиримость к нововведениям и женитьба сына. Зная об этом, Алексей потому и направляется сам в поместье Муромских, чтобы отговорить барышню от брака, так как отца переубеждать бесполезно.

Все же Иван Петрович может делать исключения из правил. Во время охоты он помогает Муромскому, который падает с лошади. Берестов оказывает ему помощь, общается с ним и убеждается, что сосед не так уж и глуп. В конце концов, он даже соглашается отобедать у Муромского. Для человека, не терпящего изменений, весьма неожиданно то, что он сближается с соседом, над которым насмехался годами.

Иван Петрович выступает в повести в роли катализатора вражды между двумя семьями. Его упрямство могло ему дорого обойтись: окончательно поссорить с сыном. Возможно, он бы передумал. Ведь он все-таки подружился с Муромским, хотя не переносил его годами.

Экранизации повести

Сюжет «Барышни-крестьянки» стал основой ряда драматических произведений и кинофильмов. Первая экранизация состоялась в 1916 году, когда по мотивам повести режиссером Ольгой Преображенской был снят одноименный фильм немого кино. В 1970 году телезрители увидели фильм Дины Луковой, поставленный по этой пушкинской новелле.

Самой недавней по времени стала телевизионная экранизация, выполненная в 1995 году Дмитрием Сахаровым.

В двухсерийном фильме, имевшем большой успех у зрителей и критиков, снялись как совсем молодые и малоизвестные в то время актеры – Елена Корикова (Лиза) и Дмитрий Щербаков (Алексей), так и известные личности советского и российского театра и кино – народные артисты СССР Василий Лановой (Иван Петрович Берестов) и Леонид Куравлев (Григорий Иванович Муромский).

Кроме того, существует и спектакль «Девичьи грезы», сюжет которого основан на данном произведении Александра Сергеевича Пушкина.

  • Слушать аудио сказку василиса премудрая
  • Слушать аудио сказку алые паруса
  • Слушать аудио рассказы про попаданцев
  • Слушать аудио рассказы мистика ужасы
  • Слушать аудио сказки на ночь для детей советские