Слушать аудио рассказ уроки французского

: мальчик из села приехал учиться в город, но денег не хватало. он стал играть на деньги и попал в

: Мальчик из села приехал учиться в город, но денег не хватало. Он стал играть на деньги и попал в плохую компанию. Учительница узнала и стала играть с ним, нарочно проигрывая деньги. За это её уволили.

Названия глав — условные.

Новая школа. Голодная жизнь в городе

1948 год. Рассказчик окончил сельскую четырёхлетку.

Слушать аудио рассказ уроки французскогоРассказчик — школьник, 11 лет, из бедной семьи, растёт без отца, стес­ни­тельный, умный, хорошо учится, его имя в рассказе не упоми­на­ется.

Чтобы пойти в пятый класс, ему надо было переехать в райцентр за пятьдесят километров от дома. Из трёх детей в семье рассказчик был самый старший. Жили они в то время очень голодно, особенно туго им пришлось весной.

…я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придётся всё время думать о еде.

В младшей школе рассказчик учился хорошо. В деревне его считали грамотеем, все говорили маме, что он должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила его в райцентре к своей знакомой.

В новой школе мальчик тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. Рассказчик легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением у него не ладилось. Он «шпарил по-французски на манер… деревенских скороговорок», от чего Лидия Михайловна «бессильно морщилась и закрывала глаза».

Слушать аудио рассказ уроки французскогоЛидия Михайловна — учитель­ница фран­цуз­ского языка, лет 25, красивая, с правиль­ными чертами лица и немного косыми глазами, очень добрая и отзыв­чивая.

В школе, среди сверстников, рассказчику было хорошо, а у маминой знакомой наваливалась тоска по дому. Кроме того, он сильно недоедал. Периодически мама присылала ему хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. Мальчик подозревал, что еду воровали люди, у которых он жил, но следить за ними боялся.

В отличие от деревни в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин мальчику доставалась только кружка кипятку.

Игра на деньги. Рассказчика избивают

В компанию, которая играла на деньги в «чику», рассказчика привёл младший сын женщины, у которой тот жил. Верховодил там Вадик.

Слушать аудио рассказ уроки французскогоВадик — семи­классник, рослый, крепкий, с длинной рыжей чёлкой, сильный и властный.

Из одноклассников рассказчика там появлялся только Тишкин.

Слушать аудио рассказ уроки французскогоТишкин — пяти­классник, сует­ливый, с морга­ю­щими глазён­ками, трус­ливый и глупый.

Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.

Постепенно рассказчик освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Изредка мать присылала ему пятьдесят копеек на молоко — на них и играл. Мальчик никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить ему стало намного легче. Однако остальной компании его умеренность в игре совсем не понравилась.

Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд?

Вадик начал жульничать. Когда рассказчик попытался его уличить, его сильно избили.

Учительница узнаёт об игре на деньги

Утром рассказчик явился в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и Лидия Михайловна, которая была классной руководи­тельницей, спросила у мальчика, что случилось. Он попытался соврать, что упал, но Тишкин рассказал, что Вадик избил мальчика из-за азартной игры.

Когда Лидия Михайловна оставила рассказчика после уроков, он очень боялся, что она поведёт его к директору, который любил «пытать» провинившихся на линейке перед всей школой. В этом случае мальчика могли исключить из школы.

Однако к директору Лидия Михайловна рассказчика не повела. Она стала расспрашивать, зачем ему деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них он покупает молоко. В конце концов мальчик соврал ей, что обойдётся без игры на деньги. В те дни ему было особенно голодно. Мальчик поискал другие компании, играющие в «чику», не нашёл и снова пришёл в компанию Вадика.

Сначала рассказчик выигрывал немного — на кусок хлеба. Но когда он снова выиграл рубль и собрался уходить, его опять избили.

Увидев на лице мальчика свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься с ним индивидуально после уроков.

Уроки французского. Таинственная посылка

Для рассказчика «начались… мучительные и неловкие дни». Сначала они занимались в школе, между первой и второй сменами, но потом Лидия Михайловна решила, что им не хватает времени, и велела мальчику по вечерам приходить к ней на квартиру.

Она жила в доме, большую часть которого занимал директор. Для рассказчика эти уроки были настоящей пыткой, он совсем терялся в чистенькой квартире учительницы.

Лидия Михайловна была родом с Кубани и уже успела побывать замужем. Свой недостаток — небольшое косоглазие — она скрывала, постоянно прищуриваясь. Учительница расспрашивала рассказчика о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания он вынести не мог и убегал.

Я никак не мог поверить, что сижу у неё в доме, всё здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный лёгкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни.

Однажды мальчику на адрес школы прислали странную посылку: макароны, два больших куска сахара и несколько плиток гематогена. Он сразу понял, что посылка от Лидии Михайловны: матери макароны достать было негде. Рассказчик вернул её учительнице.

Игра в «пристенку». Учительница проигрывает рассказчику деньги

Уроки французского на этом не кончились. Постепенно рассказчик привык к учительнице, перестал её стесняться и даже «почувствовал вкус к языку», но по-прежнему отказывался с ней ужинать.

Однажды Лидия Михайловна показала рассказчику игру своего детства — «пристенку». Монеты бросали о стену, а потом пытались достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. Когда мальчик освоил правила, учительница предложила ему сыграть на деньги.

Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет.

Они играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом, чтобы не услышал директор школы. У мальчика снова появились деньги на молоко.

В очередной раз играя в «пристенку», Лидия Михайловна попыталась жульничать, причём не в свою пользу, но мальчик это заметил. Они начали спорить и не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги.

Увольнение учительницы. Ещё одна посылка

Лидия Михайловна взяла вину на себя, попрощалась с рассказчиком и через три дня уехала на Кубань. Больше он её не видел.

Зимой, после каникул, рассказчику на адрес школы пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами  лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. Мальчик впервые увидел яблоки вживую, не на картинке.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Аркадий Гайдар Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивлённо ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Сюжет

Школьница Нина не выполнила домашнего задания и, чтобы не получить отрицательную оценку, решилась на прогул. Боясь встретить кого-то из знакомых на пути, девочка отправилась в рощу. Там она оставила пакет с обедом и книгами под кустом, а сама отправилась в погоню за бабочкой. В глубине рощи ей встретился малыш с букварём в руках. Девочка подумала, что первоклассник прогуливает уроки и накинулась на него с упрёками. Но, оказалось, ребёнок просто испугался большого пса и заплутал среди деревьев. Нина взяла его за руку и вывела из леса. Пакет ей пришлось оставить — поднимать его при малыше девочке стало неудобно. Вскоре появилась та самая собака. Она съела обед прогульщицы, но школьных книг не повредила. Вернувшись назад, Нина горько разрыдалась. Ей не жаль было еды бродячему псу, она плакала от боли в сердце, измученном угрызениями совести.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию, анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Отвечают на вопросы:

— Глагол-это самостоятельная часть, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым, подчеркивается двумя черточками.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

… — мифологическое и религиозно-мифологическое. — религиозное. — философское. — все перечисленные. Вопрос 6. Структурными элементами мировоззрения являются: — теоретико-познавательный и ценностно-нормативный. — … бытие. — общественно-историческое бытие. — субъективно-личностное бытие. — единство перечисленных компонентов. Вопрос 10. Небытие в философии рассматривается как: — отрицательное бытие. — …

— Постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I или II, или разноспрягаемое), возвратность или невозвратность, наклонение (повелительное, изъявительное, условное); непостоянные: лицо, род, число, время.

— Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив не изменяется, поэтому не имеет окончания, но имеет суффиксы –ть, — ти;

  • чь входит в корень.

— Безличные глаголы — это глаголы, которые не имеют лица, употребляются без подлежащего. Могут обозначать состояние природы и окружающей среды, человека и др.

  • Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.

III. Изучение нового материала

Сейчас мы будем читать рассказ А.Гайдара «Совесть». Предположите, почему же назван так этот рассказ?

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

14 стр., 6935 слов

Портрет героя в рассказе Уроки французского

… на сияющий белоснежный наряд. Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным … все находятся в одном положении. Главным героем этого произведения является молодой … Он делает все по совести и ждет того же … бы повторить материал перед школой. Герой рассказа очень хороший парень. Он … лучше. В конце концов, о герое можно сказать, что он …

1940

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон, Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно лгать, но их нельзя обмануть. Гёте, Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. Лев Толстой

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести. Сократ

Задание 3. Два ученика будут работать со словарями. Остальные самостоятельно пытаются сформулировать понятие «раскаяние», записывают его в тетрадь.

  • Чувствует ли Нина раскаяние?

Парная работа со словарем Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «совесть». Формулируют понятие «совесть», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

Предположительный ответ:

Человек живет в обществе. Он совершает разные поступки: хорошие или плохие. Эти поступки оценивает как общество, так и сам человек, который их совершил. Так вот, совесть – это некий контролер, который руководит человеком. У кого-то есть совесть, а кто-то ее растерял.

Учащиеся объясняют высказывания знаменитостей. Записывают понравившееся высказывание. Подходит высказывание Сократа.

Парная работа со словарями Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «раскаяние». Формулируют понятие «раскаяние», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

11 стр., 5384 слов

«Муки совести в русской литературе»

… проблему СОВЕСТИ И МУК совести в произведениях русской литературы 19-20 века. Задачи исследования: 1. Перечитать произведения русской литературы (школьной программы 5- 9 классов). 2. показать существование понятия «совесть» в русской литературе; 3. … прощение и скорбя о своих поступках. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Переживания …

  • Да. Она плачет.

V. Итоги урока

  • О чем говорили на уроке?
  • Что такое совесть?

VI. Рефлексивно-оценочный

  • Ставит перед учащимися задачу:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Тема. А.Гайдар Рассказ «Совесть »

Слайд 2

C инквейн 1 .————————- 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 3

C инквейн 1. Совесть . 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 4

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941)

Слайд 5

Произведения А.П.Гайдара

Слайд 6

Словарная разминка ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

Слайд 7

Работаем со словарем Вышмыгнуть — быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый. Украдкой — скрытно, тайком, незаметно для других. Смекнуть — догадываться, понимать, рассчитывать… Доверчивый — склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи. Болтаться — бездельничать, бродить, двигаться, шататься. Наткнуться -наскочить, напороться на что-либо острое. Беспощадный — не дающий пощады; жестокий, безжалостный Роща –небольшой лесок

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

Работаем с текстом

Слайд 10

Работаем с текстом

Слайд 11

Тест-итог 1.О ком этот рассказ? А) Нине Карнауховой Б)Аркадии Гайдаре 2.Как вы думаете , сможет ли Нина стать лучше после этого случая? А)Да Б) Нет 3.Совершит ли она ещё раз такой поступок? А)Да Б) Нет 4. О чем рассказ? А) добре Б) совести 5.Может ли совесть сделать человека лучше? А)Да Б) Нет Какой это рассказ? А)шуточный Б)серьёзный В) поучительный

Слайд 12

Проверь себя! 1.А 2.А 3.Б 4.Б 5.А 6.В

Слайд 13

Закончи предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял ,что.. Я научился…

Слайд 14

Домашнее задание Пересказать рассказ. Продолжить рассказ. Нарисуйте совесть.

Слайд 15

Совесть – это мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Учитель: Зонова Ирина Владимировна.

Класс: 6 «Е» класс.

1. Тема урока: «Чему мы можем научиться на «Уроках французского»

2. Цели урока:

1) Познакомить учеников  с жизнью и творчеством В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»

2) Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт.

3) Подвести учеников к более глубокому пониманию понятий «доброта», «отзывчивость».

3. Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений.    

4. Планируемые результаты:

1) Предметные: формирование навыка анализа художественного произведения, анализ художественного произведения с точки зрения идейного содержания.

-познавательные – извлечение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей,

-коммуникативные – учёт позиции других людей, умение слушать и  вступать в диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

-регулятивные – постановка учебной задачи, целеполагание, составление плана работы.

3) Личностные – нравственно-этическое оценивание содержания, высказывание собственного отношения к героям, создание монологического высказывания.

5. Методы обучения: наглядный, исследовательский, поисковый, коммуникативный.

7. Средства обучения: технические, наглядные (презентация, видео).

8. Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Мотивационный этап

Представим себе урок французского: чему нас могут научить на таком уроке? (СЛАЙД 1)

Подготовка к работе.

Примерные ответы:

-правильному произношению

-новым словам

-как употреблять слова

-как строить предложение

Личностные:

Умение вести диалог и монолог;

Коммуникативные: 

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

2. Актуализация знаний

Об этом ли пишет В. Распутин? (СЛАЙД 2)

Что мы должны сделать, чтобы понять, чему мы можем научиться на «Уроках французского»?

Наша задача сегодня в чем?

Задача – проанализировать текст, разобраться в том, чему нас учит В. Распутин.

Личностные:

Умение вести диалог и монолог;

Регулятивные: выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные: 

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познакомимся с биографией, чтобы понять принципы, которыми пользовался в рассказе В. Распутин. (СЛАЙД 3)

Индивидуальное задание – рассказ о биографии В. Распутина.

Остальные учащиеся слушают, чтобы потом ответить на вопросы.

Вернемся к герою рассказа.

Сравним жизнь автора и главного героя рассказа. (СЛАЙД 4)

Работа по рядам (в парах):

1 ряд: рассказ о детстве, жизни в деревне

2 ряд: рассказ о школе, новой, изменившейся жизни героя

3 ряд: рассказ о людях, которые окружают героя в новой школе

3. Выявление главной проблемы текста

Новые обстоятельства и люди, которые окружают героя, сильно влияют на его жизнь.

Кто является самым главным человеком в жизни героя? И почему? (СЛАЙД 5)

Что мы узнаем о Лидии Михайловне?

Какая у нее реакция на синяки главного героя?

Зачем ЛМ проводит герою дополнительные уроки французского?

Что ЛМ делает  для главного героя? (поступки)

(СЛАЙД 6)

Смотрим отрывок из фильма – как ведет себя ЛМ?

Отвечают на вопросы, подбирают цитаты из текста, которые подкрепляют их ответ.

Лидия Михайловна

Она помогает герою в трудной ситуации

Спокойная, разговаривает, узнает причину.

Спасти мальчика от азартных игр и побоев.

Поступки ЛМ:

-посылка (почему главный герой понял, что она не от мамы?),

-дополнительные занятия + приглашает обедать,

-игра на деньги (почему мы не осуждаем ЛМ за игру на деньги с учеником?)

Ведет себя, как ребенок, жульничает.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:

Планирование сотрудничества со сверстниками;

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: формулирование проблемы

Личностные: умение мыслить критически, умение высказывать свое мнение

4. Разработка проекта выхода из затруднения

Немного отвлечемся и поговорим о важной философской категории – выбор. (СЛАЙД 7)

Какой выбор мы совершаем каждый день?

А когда перед человеком встает серьезный выбор – к чему это может привести?

Перед кем в рассказе стоит серьезный моральный выбор?

Какую рубашку надеть, что поесть на завтрак и т.п.

К развитию личности

Перед ЛМ: когда их застал за игрой директор школы.

Метапредметные: уметь формулировать точку зрения и аргументированно ее доказать

Личностные: развитие умения выстраивать логические цепочки и причинно-следственные связи

5. Закрепление нового знания

Сцена последней игры ЛМ с героем (читаем)

Как повела себя ЛМ? Почему?

Почему ЛМ даже не стала объяснять директору причину своего поступка?

Какое впечатление производит ЛМ, когда уже уезжает к себе на родину?

Всю вину взяла на себя, т.к. мальчику нужно учиться

Он не понял бы ЛМ.

Все еще заботится о мальчике – присылает посылку.

Личностные: умение прочувствовать произведение и понять его содержание.

регулятивные:

прогнозирование результата

коммуникативные:

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения

6. Рефлексия

С какими чувствами вспоминает свою учительницу герой?

Чему он научился у ЛМ?

Чему учит нас В.Распутин?

(СЛАЙД 8)

Несколько цитат о добре – учащиеся выбирают более подходящую для рассказа. Объясняют свой выбор

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек.

Добро – самая великая тайна на земле.

Добро распространяется от одного человека к другому.

Добро не требует награды.

(СЛАЙД 9)

Предметные: анализ художественного произведения,

Личностные: перенос поступков и опыта других людей на свой опыт

Коммуникативные:

умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, выражение своих собственных мыслей и эмоций.

7. Домашнее задание

1.Написать письмо благодарности учительнице

2. Рассказ о человеке, который бескорыстно делал добрые дела.

(СЛАЙД 10)

Тема урока:

Л.Толстой «Кавказский пленник»

Характеристика героев.

Школа-гимназия Сарыкемер

Учитель: Сбанкулова Н

Класс 7 «Б»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Ч 6.7.3.6.1 Анализ художественного произведения.

П3.7.4.3.1 Представление информации в виде таблицы.

Языковая цель

Учащиеся могут:

— строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы: литературный герой, персонаж, быль, рассказ, антитеза.

Вопросы для обсуждения: Чему учит нас рассказ «Кавказский пленник», какие нравственные уроки преподносит?

Предыдущее обучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважении ,формировании толерантного отношения к друг другу.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: география

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используется.

Предварительные знания

Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста.

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–2 мин

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Приветствие.

Деление на группы:

1.Горы.

2.Равнина.

(Деятельность учащихся) Учащиеся составляют предложения по картине.

Высокие горы покрыты снегом.

Высокие горы красивы из далека.

Начало урока

II. Актуализация знаний. Слово учителя.

К На доске портрет Л.Н. Толстого.

Как вы думаете, о чём пойдет речь на данном уроке.

(Деятельность учащихся) К Учащиеся определяют тему урока. Учитель сообщает цели урока.

Записывают число в тетрадях.

III. Изучение нового материала.

К Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

К (Деятельность учащихся) просматривают презентацию и рассказывают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Оценивание .Раскрыта ли тема ?

Лев Николаевич Толстой стал участником опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». 

Просматривают художественный фильм «Кавказский пленник» (по мотивам рассказа Л.Н. Толстого).

-Кого вы увидели?

-Кто взял их в плен? 

Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?

Кто главный герой?

В каком жанре написан рассказ?

Проанализируем, узнаем что такое литературный герой ,рассказ-быль.

Словарная работа. Работа по учебнику. стр 98-99

К (Деятельность учащихся ) Читают и разбирают слова.

Задание. Раскрыть понятие литературный герой ,рассказ-быль.

Дескриптор:

-раскрывает значение слова литературный герой ,рассказ-быль.

-находит ключевые слова.

Оценивание друг друга.

Действительно, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого основан на реальных событиях.    В процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения.

К Работа по тексту. Задание чтение 1 части.

  1. Чтение 1-й части рассказа «Кавказский пленник». Упр 144 стр 89

На основе прочитанного произведения ответим на вопросы , находя ответы в тексте на заданные вопросы.

2.Приём «Веер» (листочки в виде веера, на них вопросы) учащиеся выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке, подкрепляют свои ответы словами из текста. Сами задают вопросы, ищут ответы на них.

Критерий оценивания

Дескрипторы

+ —

анализирует художествееное

произведение

-Отвечает на вопросы

подкрепляет свои ответы словами из текста

1Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?

2.Где происходит действие рассказа?

3.Кого из героев рассказа можно назвать «кавказским пленником?

4.Какова причина, заставившая Жилина отправиться в путь?

5.В чём заключалась опасность пути?

1.Где служил офицер Жилин?

2.Ка договорились вести себя герои ,уезжая от обоза ,и как себя вели, столкнувшись с горцами?

3.Расскажите о том ,как были захвачены в плен Жилин и Костылин?

4.Как определилась судьба Жилина и Костылина в плену?

5.Что заставляет Жилина торговаться с татарами ,написать письмо на несуществующий адрес?

Учебник

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%

Л.Н. Толстой

Презентация

«Кавказский пленник» (по мотивом рассказа Л.Н. Толстого).

https://www.youtube.com/watch?v=mDcVLA8-7rI.

Отрывок из фильма

https://www.google.com/search?q=%D0%B9%D1%84%

Середина урока

IV. Освоение изученного материала.

Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор? (Дети выдвигают предположения)

  • А что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать? ( Дети предлагают сравнить героев)

— Что значит сравнить героев художественного произведения?

Сравнить героев – установить положительные и отрицательные черты сходства и различия.

Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают. Перейдем к характеристике главных героев. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником.?

Г. Работа в группах. Характеристика героев.

Приём «Фишбоун»

Задание для первой группы:

1. Характеристика Жилина.

Задание для второй группы:

  1. Характеристика Костылина.

Фишбоун ФИ………………………………………..

Критерий оценивания

Дескрипторы

+ —

Представляет информацию в виде таблицы

Составляет таблицу

Находит черты характера героя

Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин — два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой

— Зачем Толстой противопоставляет героев?

  • Автор — носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину.

  • Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.

Учебник 7 класс

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%

Конец урока

Домашнее задание.

Составить синквейн к слову герой.

Рефлексия
«ХИМС»

Хчто было хорошего
Ибыло интересного…
Мчто мешало мне…
Сс собой возьму…

  • Слушать аудио рассказ зощенко елка
  • Слушать аудио рассказ лунтик
  • Слушать аудио рассказ капитанская дочка пушкина
  • Слушать аудио рассказ кладовая солнца
  • Слушать аудио рассказ дубровский полностью бесплатно