Сложносочиненное предложение из рассказа горе от ума

Автор: самый зелный 14.12.2021 воспитание это сложный процесс, направленный на приобретение личностью необходимых знаний. я считаю, что оно

Автор:
Самый Зелёный
·

Воспитание – это сложный процесс, направленный на приобретение личностью необходимых знаний. Я считаю, что оно играют важную роль в жизни человека. Именно благодаря получению информации, наставлений, примера от родителей человек формирует свои убеждения и моральные ценности. Воспитание помогает личности сопоставлять своё поведение с принятыми в обществе правилами, уважительно относиться к людям. Это нравственное понятие знакомо каждому, но довольно сложно дать ему точное определение и привести подходящие аргументы. Многомудрый Литрекон уже спешит к Вам на помощь в этом нелёгком деле! Мы подготовили 10 аргументов, которые Вы 100% используете в своём сочинении 9.3! Приятного просвещения!

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» касается темы воспитания. Перед отъездом в Белгородскую крепость главный герой произведения — Пётр Гринёв — получил наставление от отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Он всегда следовал отцовскому наказу. Во время службы в крепости Пётр Гринёв вызвал на дуэль Швабрина, который оскорбил честь Маши Мироновой, возлюбленной Петра. Позже он отказался от предложения Пугачёва сражаться на его стороне, хотя и понимал, что это решение может стоить ему жизни. Пётр всегда поступал честно, он был верен своей Родине. Именно воспитание отца повлияло на поведение Гринёва, помогло Петру сформировать его собственные нравственные ценности и убеждения.
  2. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Н. В. Гоголь в произведении «Мёртвые души» касается темы воспитания. Главной жизненной целью Павла Ивановича Чичикова было получение капитала. Его так наставил отец, который призывал сына беречь копейку и считать это важнейшим приоритетом в жизни. Чичиков с детства не отличался выдающимися знаниями по школьным предметам, но знал, как угодить любому человеку. Умению находить подход к людям помогло Чичикову удачно окончить гимназию, несколько раз устроиться на работу и продвинуться по службе. Но как только Чичиков начинал добиваться успеха в своей деятельности, он терял всё, что имел, потому что хотел не реализовать свой талант, а заработать деньги обманом и мошенничеством. Несмотря на все неудачи, он не сдавался и придумывал новые способы заработка и продолжал двигаться к цели. Наставление отца определило приоритеты героя и его судьбу.
  3. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин» касается темы воспитания. Татьяна Ларина, главная героиня произведения, не отличалась внешней красотой, но обладала богатым внутренним миром. Ее воспитанием занималась няня, которая привила девушке любовь к народным преданиям, обычаям, сказкам. Возможно, именно поэтому героиня полюбила читать романы и мечтала испытать те же чувства, что и персонажи её любимых произведений. В воспитании девушки существенную роль сыграла именно литература, книги показали Татьяне настоящую любовь, искренние и глубокие чувства людей. Они помогли девушке определить её собственные жизненные ценности и приоритеты, которые повлияли на поведение героини, её решения и поступки.
  4. А. Н. Островский «Бесприданница». А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» касается темы воспитания. В главную героиню произведения – Ларису Огудалову — влюблены все гости, посещающие дом, но никто не хотел брать в жёны невесту без приданного. Мама Ларисы, Харита Игнатьевна, хитрая женщина, она говорила дочери, что небогатым людям всегда необходимо хитрить, лгать и льстить, чтобы добиться счастья. Поэтому Харита Игнатьевна заставляла девушку улыбаться гостям и занимать их интересными разговорами, даже когда та была сильно огорчена. Именно так Харита Игнатьевна воспитывала дочь, но Лариса была доброй, невероятно искренней девушкой, она не могла скрывать свои настоящие чувства. Наказы матери не повлияли на личность дочери, она самостоятельно сформировала свои убеждения, ценности и принципы, отличающиеся от тех, которые были приняты в обществе, где все считали Ларису вещью, которую можно продать и приобрести.
  5. А. Н. Островский «Гроза». А. Н. Островский в произведении «Гроза» затрагивает тему воспитания. Марфа Игнатьевна Кабанова — властная женщина, выступавшая в качестве главы семьи. Она постоянно занималась воспитанием своего сына, Тихона. Молодой человек беспрекословно исполнял всё, о чём его просила мать. Он был нерешительным, неспособным к самостоятельным поступкам, ему не хватало смелости, чтобы защитить от матери себя и любимую жену. Воспитание Марфы Игнатьевны оказали серьёзное влияние на поведение сына, но вместо того, чтобы сформировать в нём те качества, которые она считала необходимыми для мужчины, в нём развилась лишь способность безоговорочно подчиняться, Тихон не был способен никому противостоять. Он не смог самостоятельно сформировать свои убеждения, нравственные принципы, его личность была уничтожена давлением матери.
  6. А. С. Грибоедов «Горе от ума». А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» касается темы воспитания. Алексей Степанович Молчалин получил от отца наставление: «Угождать всем людям без изъятья». Он следовал этому принципу в течение всей своей жизни. Благодаря умению найти правильный подход к любому он уже работал секретарём у Фамусова, жил в его доме. Софья была влюблена в молодого человека, она с лёгкостью могла наделить его теми качествами, которыми хотела, ведь он был всегда с ней согласен. Алексей считал, что лишь лестью и подхалимством можно добиться успеха. Существенное влияние на формирование личности Молчалина оказали именно слова отца, они определили убеждения, жизненные цели и приоритеты молодого человека.
  7. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Тема воспитания затрагивается в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка, один из главных героев произведения, отличается невежеством, ленью и грубостью. «Вот злонравия достойные плоды!» — таков приговор автора. Мать Митрофана, госпожа Простакова считает, что знания и вовсе не имеют никакого значения для сына, ведь и она не имеет образования. Она заботилась лишь о том, чтобы Митрофанушка был сыт и выгодно женился. Ей не удалось привить сыну даже любовь к семье, именно поэтому в конце произведения Митрофан с лёгкостью отворачивается от матери, не желая её слушать. Простакова совершенно не занималась воспитанием сына, Митрофан вырос глупым, ленивым и грубым человеком. Он не обладал теми нравственными качествами, убеждениями и принципами, которые были необходимы для нормальных взаимоотношений с другими людьми.
  8. И. А. Гончаров «Обломов». В романе «Обломов» И. А. Гончаров затрагивает тему воспитания. В детстве Илья Ильич жил в Обломовке, мама и няня всегда следили за ним, они старались не отпускать мальчика далеко от дома, боялись, что ребёнок может простудиться и куда-нибудь упадёт. Илья Ильич учился в пансионе у Штольца, поэтому ему приходилось в начале каждой недели уезжать, но родителям не хотелось надолго расставаться с сыном, поэтому они с лёгкостью придумывали оправдания для того, чтобы Илья не поехал на учёбу. Его отец никогда не решал проблемы своевременно, он не починил мост, пока один из слуг не провалился в воду. Все особенности своего поведения и характера Обломов перенял от родителей, они повлияли на его убеждения, нравственные ценности. Илья Ильич Обломов, как и его родители, всегда откладывал важные дела на любой другой день. Воспитание играет важную роль в жизни каждого человека. Оно влияет на его личность, понимание смысла собственной жизни. В детстве он видит определённое поведение взрослых, и, вырастая, его повторяет.
  9. Г. Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД». В повести Г. Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» затрагивается тема воспитания. Главными героями произведения являются воспитанника ШКИД, школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. Учениками являются подростки, успевшие стать настоящими хулиганами, ворами, беспризорниками. Главной задачей учебного заведения является не просто приютить детей, а привить им навыки общения, выпустить в мир полноценными гражданами, способными вести нормальную социальную жизнь. Во время обучения дети создали настоящую Республику, придумали гимн, выпускали газету. Учителя старались поддерживать детей и помочь им. Прошло несколько лет после окончания учёбы, и несколько воспитанников встретились. Оказалось, что все ребята стали комсомольцами и активистами, кто-то один работал помощником режиссёра, как и мечтал, другой был военным. Перед школой стояла невероятно сложная задача – перевоспитать детей, им удалось успешно справиться с ней. Педагоги смогли показать, что является настоящей дружбой, любовью, честью, и ребята смогли стать настоящими людьми. Воспитание играет важную роль в жизни человека, оно определяет своеобразие его поведения, нравственные качества и ценности. Важно, чтобы ребёнку с детства были привиты общезначимые черты характера, такие как доброта, честность.
  10. Л. Н. Толстой «Война и мир». Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» затрагивает тему воспитания. Обучением и воспитанием Марьи занимался отец, Николай Болконский. Он был строгим, серьёзным человеком, привыкшим к военной дисциплине. Он постоянно кричал на дочь, ругал её, заставлял ее изучать геометрию и другие предметы, хотя видел, что Марье все это неинтересно. Но он по-настоящему её любил, поэтому хотел вложить в ее голову побольше знаний. Несмотря на всю суровость, в которой Мария Болконская воспитывалась, она выросла доброй девушкой, всегда готовой прийти на помощь, отцу всё-таки удалось привить дочери трепетное отношение к семье и нравственные ценности. Родители играют важную роль в воспитании ребёнка.

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 9.3

Читайте также:

1. В этом предложении имеется пунктуационная ошибка:
а) Ямщики подвязывали колокольчики, чтобы звон не при- влёк внимание сторожей.
б) Она ещё раз взглянула в окно по которому стекал дождь.+
в) Он знает, как скучно без друзей.
г) Есть люди, которые разговаривают сами с собой.

2. Отметьте сложноподчинённое предложение с союзным словом.
а) Он простил, хотя прощение нелегко далось ему.
б) Мне вспомнилось предание, которое рассказывает об этом подземном ходе.+
в) Так как ехать приходилось ночью, он имел при себе за­ряженные пистолеты.
г) Бездонное небо переливалось, словно по звёздной пыли шёл ветерок.

3. Выберите предложение с нарушением синтаксической нормы.
а) Когда они возвращались домой, то всю дорогу вели оживлённую беседу.
б) Около автобусной остановки, которая расположена не­далеко от нашего дома, я встретил товарища.
в) Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу.+
г) Возвращаясь домой, он встретил своего друга, с которым не виделся целый год.

4. Выберите сложноподчинённое предложение.
а) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
б) Солнце уже пригрело землю, и росистая трава не была холодной.
в) Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца.
г) Он трижды в день стал приносить чайке рыбьи внутренности из кухни и корюшку, которой его охотно снабжали дети рыбаков.+
д) Мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать.

5. Отметьте сложноподчинённое предложение.
а) Он почувствовал, как чья-то мускулистая рука сжала ему запястье.+
б) Они шли быстро, и им было тепло.
в) Снежная буря улеглась, и снова стало ясно.
г) Он вспомнил об этом случае, и его осенило.

6. Отметьте сложноподчинённое предложение, в котором при­даточное находится внутри главного предложения.
а) Никто не знал, каким образом он спасся.
б) Она была слишком молода, чтобы предаться отчаянию.
в) Первое, что поразило его, было отсутствие страха.+
г) Если вы отправитесь к нему, то можете разминуться.

7. Отметьте сложноподчинённое предложение.
а) Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца.
б) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
в) Мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать.
г) Солнце уже пригрело землю, и росистая трава не была холодной.
д) И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.+

8. Выберите сложноподчинённое предложение.
а) Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца.
б) Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен.+
в) Мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать.
г) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
д) Солнце уже пригрело землю, и росистая трава не была холодной.

9. Выберите место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
Я уверен в том что наши дети мир увидят в золотом расцвете.
а) (…),[…].
б) […],(…).+
в) (…),[…],(…).
г) (…),(…)[…].
д) […],(…),(…).

10. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельством образа действия:
а) Ему и в голову не приходило прежде, как умеют ценить красноречие в родной степи.
б) Многие бии имеют значительный авторитет, приобретённый так же, как в Европе его приобретают поэты, учёные и адвокаты.+
в) На ярмарке он услышал спор Асаубая и Канжигалы, которые схватывались, словно гончая с волком, а потом мирно расходились.
г) В корпусе он увлёкся древней культурой Греции и Рима, преклоняясь перед речами знаменитого консула Цицерона, который жил почти две тысячи лет назад.
д) Чокан почувствовал, что народ продолжает создавать своё духовное богатство.

11. Отметьте сложноподчинённое предложение с обстоятельством уступки.
а) Поверхность кобыза, сделанного из корня дуба, затвердела от времени, стала маслянистой какой становится вода в тёмную ночь.
б) Кюи Дайрбая были живой историей казахского народа, которые рассказывали о плаче Коркыта, Аксак-кулане и хане Джучи, о прадеде Чокана Аблае.
в) В бороде и усах Дайрбая ещё не проступала седина, хотя ему было уже за семьдесят.+
г) Когда он начинал водить смычком по струнам кобыза, его, казалось, неуклюжие пальцы приобретали удивительную лёгкость.
д) Дайрбай из рода цак имел кобыз, который достался ему от отца.

12. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Это сложноподчинённое предложение с придаточным:
а) определительным+.
б) местоимённо-определительным.
в) сравнительным.
г) обстоятельственным места.
д) изъяснительным.

13. Выберите место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.
а) […],(…),(…).
б) […],(…).
в) (…),[…],(…).
г) […(…)…].+
д) (…),[…].

14. Отметьте сложноподчинённое предложение.
а) Алёше хотелось тут же сесть на корточки и рассматривать их с утра до вечера, хотя бы целый год.
б) Вот у меня, я думаю, получше глаза.
в) Она была серьёзна, и от этого на её лице отчётливо выступали следы усталости.
г) Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано.+
д) Корни берёз и ольхи подгорели, деревья свалились, и мы каждую минуту должны были перелезать через завалы.

15. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
а) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.
б) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
в) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.
г) Я знаю, что он шутит.+

16. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
а) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
б) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
в) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.+
г) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

17. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
а) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.
б) Если хочешь быть счастливым, будь им.
в) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.+
г) Даша забыла, зачем пришла.

18. Отметьте сложноподчинённое предложение.
а) Если ты прав, то необязательно говорить громко.+
б) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
в) Солнце уже пригрело землю, и росистая трава не была холодной.
г) Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца.
д) Мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать.

19. Выберите место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал..
а) (…),[…],(…)…
в)[…],(…)…+
в) […],(…),(…)…
г) (…),[…]…
д) […],(…),[…]…

20. Выберите вид предложения:
Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.
а) однородное.+
б) последовательное.
в) параллельное.
г) параллельное и однородное.
д) последовательное и параллельное.

21. Выберите сложноподчиненное предложение, в котором с помощью подчинительного союза придаточное предложение присоединяется к главному:
а) Мы спугнули журавлей, которые с криком полетели дальше.
б) Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.
в) Не шути над тем, что дорого другому.
г) Недаром говорится, что каждый человек – загадка.+
д) Люди, которые отрекаются от Родины, отрекаются тем самым от самих себя.

22. Указательное слово имеется в сложноподчинённом предложении:
а) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
б) О, если б знали молодые, как жизнь бесценно дорога!
в) Вдохновение – это состояние, когда человек работает в полную силу.
г) Далеко не все понимают, что личный эгоизм – родной отец подлости.
д) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.+

23. Составной союз использован в этом предложении:
а) Заводские трубы делают высокими, потому что для заводских топок нужен особенно сильный приток воздуха.+
б) Кто ищет, тот всегда найдёт.
в) Если нагревать железо, то оно сначала расплавится, а затем испарится.
г) Нужно любить то, что делаешь.
д) Чем выше мы будем подниматься в гору, тем меньше станет атмосферное давление.

24. Отметьте схему данного предложения:
Тот, кто жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно верует в животворящий, полный разума русский язык.
а) ( ),[ ],( ).
б) [ ],( ),( ).
в) [ ],( ).
г) ( ),[ ].
д) [ ,( ), ( ) ].+

25. Составительный союз использован в данном предложении:
а) Кругом было тихо, так что слышался малейший шорох.+
б) Где труд, там и счастье.
в) Нужно любить то, что делаешь.
г) Кто прочёл два десятка великих книг, тот прожил два десятка великих жизней.
д) Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться.

26. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
а) Айманов преклонялся перед гением Шекспира и считал, что это был глубокий мыслитель и жизнелюб, подвластный кипению всех человеческих страстей.+
б) Шакен возвратился из Англии, где провёл две недели на юбилейных Шекспировских торжествах в Страдфорде-на –Эйвоне.
в) Как только утреннее солнце оплавило Талгарский пик, красавец ИЛ-62 скользнул по бетонной полосе аэродрома.
г) Искушённый английский зритель услышал впервые монолог Отелло на казахском языке, который исполнил Шакен.
д) По словам Ш. Айманова, сегодняшняя Англия напоминала леди Хевишем из «Больших надежд» Диккенса, которая принимала гостей в своём большом замке.

27. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
а) Шокан примерно представлял, что от него будет требоваться.
б) Шокан, неужели ты не свернёшь со своего пути, чтобы повидать родные края и отца?
в) Пока Шокан готовился к исполнению своих обязанностей адъютанта, верховые из Омска уже разносили султанам известие о сборе в Атбасаре.+
г) Генерал –губернатор Сибири Гасфорт решил сделать своим адъютантом Шокана потому, что он блестяще закончил кадетский корпус и сблизился со светскими кругами Омска.
д) Эти вести взбудоражили и Шынгиса, потому что они тугими узлами связались с мыслями о сыне.

28. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным места.
а) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.+
б) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.
в) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.
г) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

29. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.
а) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
б) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
в) Где роскошь, там нет торговли.
г) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.+

30. Определите, какие предложения входят в состав сложноподчинённого:
а) Главное и придаточные+
б) Главные и дополнительные
в) Основное и дополнительные
г) Равноправные


Подборка по базе: егорочев важно.docx, В жизни каждого человека важно найти свой путь.docx, Что-то важное.docx, Почему важно уметь признавать свои слабости.docx, Почему важно уметь признавать свои слабости.docx, Доклад по переписке с деловым человеком, важно сохранить в тайне, Это важно знать о стрессе.docx, Во что играть Для начала важно познакомить ребенка с новой игруш, Это важно знать о стрессе.docx, Почему важно заниматься научной деятельностью юристу.docx


Важно ли оглядываться назад, идя вперед по жизни?

 Очень важно, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь, чтобы не повторять совершённых ошибок, ведь человек получает большой жизненный опыт, учится на ошибках. Каждый может совершить неверный поступок, потому что невозможно прожить жизнь по-другому. В классической литературе есть немало примеров, где герой осознаёт свои ошибки, пусть даже и не сразу.
 В пример можно привести роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершает большую ошибку – …он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. После преступления Раскольников уверен, что поступил по совести, поступил верно. Он считает, что этим убийством облегчил страдания многим людям. Однако уверенность в правильности своего поступка постепенно исчезает. Родиона начинает мучить совесть. Ему всё чаще снятся кошмарные сны, в которых он видит события, связанные с преступлением. Одним из таких снов является сон, в котором герой видит себя маленьким ребёнком. На прогулке со своим отцом Родион видит такую картину, где пьяные мужики до смерти забивают бедную лошадь. Маленький Родион плачет, просит отца, чтобы мужики не делали этого, не убивали лошадь. Из этого сна можно понять, что Раскольников начал сожалеть о содеянном, в нём есть чувство жалости и сострадания к людям. Родион всё-таки идёт в контору и признаётся в совершённом преступлении, ему дают восемь лет каторги. И только там он по-настоящему понимает, что он совсем не убийца и что совершил огромную ошибку. Каторга приносит Раскольникову очистительные страдания. Таким образом, главный герой Родион Раскольников, в конце концов, осознаёт свои действия, доходит до смысла человеческой жизни. 
 Осознание ошибок также важно для того, чтобы не сбиться с выбранного пути, ведь каждый человек хочет прожить жизнь так, чтобы в будущем не жалеть о содеянном. В пример можно привести рассказ А. П. Чехова «Ионыч». В начале рассказа мы видим молодого земского доктора Дмитрия Ионовича Старцева. С течением времени герой меняется: он толстеет, становится жадным, необщительным. Большое влияние на эти изменения оказала семья Туркиных. Появившись первый раз в их доме, доктор очаровывает молодая девушка Катя. Он делает ей предложение, но получает отказ. Спустя несколько лет изменившийся Старцев вновь появляется у Туркиных, но уже не испытывает восхищения этой семьёй. Доктор не испытывает чувств к Кате таких, как прежде. Он понимает, что его интересуют только деньги. Он не жалеет о том, что с ним произошли такие изменения, напротив, он считает, что проживает жизнь так, как надо. 
 Итак, каждому человеку требуется время, чтобы понять свои ошибки, но именно осознание этих ошибок очень важно, ведь оно способно переоценить взгляды человека, поменять его внутренний мир.

Трудно ли жить в эпоху перемен?

Время перемен – это черта, которая разделяет прошлое и настоящее, старое и новое, вчера и завтра. На смену старым вещам, взглядам, принципам и моральным устоям приходят новые. С первого взгляда новый этап в жизни – это хорошо, но если вдуматься, то можно разглядеть и отрицательные стороны. Люди привыкли к своему привычному образу жизни, и им сложно резко перестроиться на другой лад, оставив все в прошлом. Всегда то, к чему привык человек, кажется безопасным и стабильным. Нет уверенности, что новое не принесет в жизнь разочарование и горе. Именно поэтому жить в эпоху перемен достаточно трудно. Только сильные и уверенные люди могут с достоинством пережить эпоху перемен и сделать шаг навстречу будущему. Многие русские писатели затрагивали в своих произведениях проблему поведения человека в эпоху перемен.

А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» столкнул «век нынешний» и «век минувший». Чацкий считал, что нужно уходить от крепостного права и переходить к новому устройству государства. Ему не по душе было наблюдать за чинопочитанием, лицемерием, глупостью и необразованностью, которое царило в Фамусовском обществе. Противоположная сторона, наоборот, придерживалась взглядов оставить все как есть и ничего не менять. Дворяне, которые привыкли к старым порядкам, противились переменам и желали извлекать выгоду из своего социального положения. Им сложно было оставить привычный образ жизни и измениться. Одни хотели свергнуть несправедливость между дворянами и крепостными, а другие желали продолжать извлекать личную выгоду, не пытаясь изменить свой привычный образ жизни.

Таким образом, комедия «Горе от ума» ярко выражает не только конфликт между прошлым и будущим, но и раскрывает проблему неготовности изменить собственную жизнь. Так, А. С. Грибоедов показывал, что сделать выбор в пользу будущего могли лишь достойные и благородные люди.

А. П. Чехов в произведении «Вишневый сад» описывал проблему перемен в жизни общества. Дворяне, которые привыкли к беззаботной жизни посредством получения доходов от крепостных, совсем были не готовы подстраиваться под новые условия. Семья Раневских оказалась в больших долгах, с которыми не способны расплатиться. Они разорились и фамильное наследство вместе с вишневым садом должны были продать за долги. Члены семьи привыкли к красивой жизни и не готовы принимать подобные перемены. Лопахин предложил отдать имение под дачи, но семья не смогла расстаться с прошлым. Любовь Раневская, отказавшись от возможности расплатиться с долгами, потеряла все, что у нее было.

Таким образом, мы видим, что герои драмы «Вишневый сад» не смогли изменить привычный уклад и остались ни с чем. Несмотря на бессилие противостоять грядущим изменениям, главные герои между прошлым и будущим выбрали прошлое.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в эпоху перемен люди оказываются перед сложным выбором: изменить свою нынешнюю жизнь или придерживаться прошлого. Ввиду того, что нет гарантий на спокойную жизнь, которая будет удовлетворять потребности и желания, не каждый человек способен с достоинством пройти все испытания в эпоху перемен.

Остановись мгновенье, ты прекрасно

«Остановись мгновенье, ты прекрасно», — эти слова Фауста, героя трагедии Гёте, повторяют избранники Судьбы. Таких людей немного. Ведь остановить мгновенье хочется лишь тогда, когда ты по-настоящему счастлив.
Лучшие моменты жизни… Они у каждого свои. Когда-то мне довелось увидеть человека, выигравшего в лотерею крупную сумму. Знаю точно: это произошло совершенно неожиданно для него. Он смеялся, кричал, прыгал от радости. Хотелось бы ему остановить то мгновение? Возможно. Однако истинное счастье, на мой взгляд, это что-то большее.
Может быть, оно заключается в славе? Разве не о ней мечтал Андрей Болконский, герой романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? В самом начале произведения князь оставляет беременную жену, идёт на войну с Наполеоном, грезя собственным «Тулоном». Болконский совершает подвиг, достойный героя: со знаменем в руках ведёт солдат в бой. Думаю, подобные мгновения людям хочется остановить… Правда, мечты о славе, подобно дыму, рассеиваются, когда раненый Андрей лежит на поле боя. Глядя в бесконечное, бескрайнее небо, он осознаёт ничтожность всего, что его волновало раньше: «все пустое, все обман».
А может, счастье – это любовь? Не случайно именно её мгновения так дороги людям. «Любовь, даже неразделённая, есть великое счастье»,- писал Александр Иванович Куприн. Эту мысль подтверждает герой его рассказа «Гранатовый браслет». Желтков одержим любовью, которая остаётся без ответа. Ради спокойствия возлюбленной он уходит из жизни, но в последнем письме к Вере Николаевне называет свою любовь «громадным счастьем». «Мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки»,- эти слова слышатся героине в звуках бетховенской мелодии в финале произведения…
А родительская любовь? У моих родственников долгое время не было детей. Бесконечные обследования, длительные курсы лечения, постоянные разочарования – через что только не пришлось пройти тёте и дяде. Они надеялись, молились. И Бог спустя годы подарил им радость: родились близнецы, мальчик и девочка. Это ли не счастье? Тётя рассказывала, что рождение детей стало самым важным моментом в её жизни – мгновением, которое так хочется остановить…
У нас, людей, неодинаковые характеры, непохожие судьбы. Мы по-разному воспринимаем жизнь, по-разному понимаем счастье. Но так хочется, чтобы у каждого из нас было как можно больше радостных моментов, мгновений, которые хочется остановить…

Согласны ли вы «Будущее приобретается в настоящем» — С. Джонсон

Сэмюэл Джонсон утверждал следующее: «Будущее приобретается в настоящем». С данным высказыванием невозможно не согласиться. Будущее приходит не внезапно, оно становится результатом действий настоящего. Человек, который живет только одним днем, никогда не сможет построить будущее. Каждый должен не только думать о том, что происходит сейчас, но и планировать будущее, поскольку будущее невозможно без настоящего.
Доказательства справедливости высказывания С. Джонсона можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.
В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» показано так называемое «царствование» людей настоящего, которые в повествовании представлены образом Лопахина. Показывая смену людей прошлого людьми настоящего, драматург намекает читателю, что когда-то людьми настоящего были Раневская и Гаев, а люди, подобные Лопахину, были людьми будущего. Еще во время «царствования» Раневских и Гаевых Лопахин думал о том, чтобы вырубить вишневый сад, чтобы сдавать дачи. Автор показывает, что Лопахины приходят к власти, уже имея план дальнейших действий. На то, что будущее приобретается в настоящем, указывает и наличие в повествовании людей будущего. А.П. Чехов помещает в пьесу образы людей будущего неслучайно, ему было важно показать, что будущее возникает не спонтанно, что оно строится в настоящем. В то время как Лопахин думает о том, как вырубить вишневый сад для того, чтобы построить там дачи для их сдачи, Аня, которая является яркой представительницей людей будущего, задумывается над тем, что она «насадит новый сад, роскошнее» того, что был под владением ее матери. А.П. Чехов намекает читателю, что свою деятельность Аня и Петя Трофимов начнут уже сейчас, во время нахождения на пьедестале Лопахина.
Доказательства справедливости высказывания С. Джонсона можно также найти в драме А.Н. Островского «Гроза». Финал, в котором показано, что всегда тихий и подчиняющийся матери Тихон обвиняет ее в самоубийстве Катерины, наталкивает на мысль, что совсем скоро наступят общественные изменения, которые поспособствуют тому, что такие самодуры, как Кабаниха, перестанут держать власть в своих руках. Драматург выражает мысль о том, что люди, подобные Кабанихе, лишатся своей власти не внезапно, а в результате определенных событий, которые происходят в настоящем. Бунтовские действия свободолюбивой и нравственно чистой Катерины, которая выступает против «жестоких нравов» «темного царства», совершая самоубийство, являются толчком к общественным изменениям. Ее действия сейчас, которые провоцируют и определенные действия окружающих людей, становятся основой будущего. А.Н. Островский, не говоря о будущем, но намекая на то, что в нем нет места подобным Кабанихе, выражает мысль о том, что будущее начинает строиться в настоящем.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что будущее приобретается в настоящем, поскольку будущее является результатом определенных действий настоящего.

Когда хочется остановить мгновенье?⁠  

   В жизни людей есть немало моментов, когда хочется, чтобы время ускорило свой ход. Чаще всего такие ситуации связаны с какой-либо болью, физической или душевной, неприятностями, конфликтами. Но иногда хочется, чтобы время шло медленней, а то и вовсе остановилось. Зачастую это моменты безграничного счастья, которое хочется продлить как можно дольше.
   Так, в романе Э.-М. Ремарка «Время жить и время умирать» мы видим, как немецкий солдат Эрнст Гребер, разочарованный в войне, которую ведёт фашистская Германия, осознавший всю её страшную правду, понимающий справедливость возмездия, которое настигло его страну, прибыв домой и увидев разрушенный город, хочет вычеркнуть всё это из своей жизни. Но… в момент самого глубокого отчаяния он влюбляется. Со своей возлюбленной Элизабет он однажды вечером сидит на скамейке, и с одной стороны им видны развалины домов, ещё не потухшие пожарища, но с другой стороны открывается прекрасный вид на луг, лес вдалеке, заходящее солнце. И именно здесь, на фоне мирной природы, рядом с любимой девушкой, Гребер впервые за несколько дней отпуска почувствовал, как его отпускают и страх, и боль от потери семьи, и то, пока ещё неопределенное чувство сомнения, насколько он причастен к трагедии войны. Молодые люди провели на этой скамейке несколько часов, а им показалось, что несколько минут. 
   В рассказе К.Г. Паустовского «Дождливый рассвет» перед нами также герой, который мечтает, чтобы время иногда останавливалось. Для майора Кузьмина это моменты общения с природой. Так, он признается Ольге Андреевне, своей случайной знакомой, как ему хочется, увидев из окна поезда полянку, дерево, стоящее на ней, и паутинку, вдруг блеснувшую на солнце, выйти и остаться в этом месте навсегда. Но… поезд идёт, видение длится всего несколько секунд, а помнишь о нём всю жизнь.
   В заключение хочется еще раз сказать, что в жизни есть немало моментов, когда хочется остановить мгновенье, чаще всего это моменты полной гармонии с миром и собой. И остановить время в этом случае можно лишь навсегда сохранив прекрасные воспоминания о произошедшем.

Что лучше – истина или сострадание?

На этот вопрос пытались и пытаются ответить многие писатели, философы и мыслители. Пьеса Максима Горького «На дне» затрагивает и раскрывает перед читателями проблему милосердного сострадания и горькой истины. По моему мнению, все-таки лучше истина, чем сострадание. Нередко считается, что лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет, чем говорить ложь, которая успокаивает, а затем убивает. В произведении носителем истины является Константин Сатин. Сатин — личность необычная. Он отличается от остальных обитателей подвала. Константин всегда говорит правду. Выступает против сострадания и лжи. Уверен, что человек достоин уважения: «Человек! Это-великолепно! Это звучит гордо!» Ему противопоставлен Лука-добрый, сострадательный старик, навевающий жителям ночлежки «золотой сон». К этому герою у автора однозначное отношение: «И вся философия, вся проповедь таких людей-милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные».

Рядом с Сатиным и Лукой есть еще один персонаж, который тоже спорит об истине и сострадании,- сам Максим Горький. Горький выступает не против сострадания, если оно само по себе. То есть истина и сострадание-понятия, не исключающие друг друга. Размышляя о истине и сострадании, я хочу обратиться к рассказу Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Благодаря этому произведению мы понимаем, что иногда сострадание необходимо. Главный герой, Андрей Соколов, оставшись одиноким после войны, встречает маленького мальчика Ваню, который остался сиротой. Проявляя соболезнование и гуманность, герой называется отцом мальчика и тем самым дарит ему надежду на новую жизнь. Таким образом, это один из самых ярких примеров в литературе, который показывает существенность сострадания к людям.

Для доказательства своей точки зрения я могу привести еще один аргумент. В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова тема истины является главной в споре бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа верит, что люди когда-нибудь освободятся от страданий, которые сами себе и причиняют, ненавидя друг друга. Пилат в это не верит. Он не видит истины жизни, не знает ее. Весь мир кажется Пилату враждебным. И вдруг он встречает человека, который избавляет его от головной боли, от душевных страданий. Иешуа не проявляя сочувствия и лжи подтолкнул Понтия Пилата к познанию и, тем самым, наладил его жизнь. Все сказанное позволяет сделать вывод, что не обязательно прибегать к состраданию.

Подводя итог, хочу сказать, что чаще всего людям всегда нужна реальная надежда, а не утешительное сострадание, даже если оно во спасение.
В чем заключается смысл жизни
 Смысл жизни — это личное дело каждого человека. Мы сами решаем, кем быть и что делать, сами определяем цель и направление к ней. Не существует никаких стандартов, инструкций и методических рекомендаций к бытию. Каждый сам находит предназначение и следует за ним. Вариантов столько же, сколько людей на земле. Это доказывают многочисленные примеры из книг.

Так, главный герой произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» нашел свой смысл жизни в любви. Однако его чувство отличается от того, что принято считать любовью. Его привязанность безответна и безнадежна, но очень сильна. Желтков живет только ради того, чтобы посылать возлюбленной письма и мельком видеть ее на улице. Он довольствуется этим и никак не навязывает женщине свое общество. Георгий давно смирился с тем, что она — дворянка, а он — простой телеграфист, что она замужем, а он никогда не сможет завести семью. Верность возлюбленной стала для него приговором к одиночеству, но и к этому он привык. Но когда брат и муж Веры запретили герою присылать письма и хоть как-то проявлять свои эмоции, он принял вполне логичное решение — ушел из жизни, лишенной смысла. Его предназначением была любовь, которая встречается «один раз в тысячу лет». Его выбор не имеет ничего общего с тем, что люди обычно подразумевают под смыслом бытия. Но у каждого из нас свои цели, и их невозможно привести к общему знаменателю.

Не менее оригинальным выглядит предназначение Луки, героя пьесы Максима Горького «На дне». Странствующий старец приходит в ночлежку и дает опустившимся людям надежду на новую жизнь, на позитивные перемены. «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..» — говорит о себе Лука. На протяжении всего своего пребывания в доме Костылевых он увещевает, наставляет, дает советы, внимательно и сочувственно слушает истории нищих. Каждому из них он дарит стимул бороться с судьбой или же принять ее. Ваське Пеплу он рекомендует уехать вместе с Наташей в Сибирь и бросить воровской промысел. Актера он убеждает в том, что ему нужно бросить пить, чтобы устроиться в бесплатную лечебницу для пьяниц и навсегда исцелиться. С Анной он беседует о Боге и обещает ей отдых в раю. Лука живет и странствует, чтобы поддерживать людей и сеять в мире надежду, веру, любовь.

Таким образом, смысл жизни у каждого из нас индивидуальный, ведь в мире нет одинаковых людей. Как правило, человек находит призвание в любви в том или ином ее выражении, ведь это самое лучшее и светлое, что у нас есть. Однако далеко не всегда выбор окружающих будет понятен и близок нам. Мы ограничены рамками собственного опыта и не можем объять всю многогранность мира.

  1   2   3

«Согласны ли Вы, что путешествовать — значит развиваться?» — эту тему Многомудрый Литрекон представляет в двух вариантах. Итоговое сочинение оснащено аргументами, тезисами, вступлениями, заключениями — всем, что нужно выпускнику для старта творческой мысли. Приятного просвещения!

Вариант 1

(390 слов) «Путешествовать — значит развиваться» — так ли это? Разумеется, да, ведь новые знания о мире и впечатления от общения с людьми расширяют кругозор и дарят новые возможности. Однако бывает и так, что человек направляется в «тюлений отдых» — то есть планирует лениться, злоупотреблять сомнительными развлечениями и сорить деньгами. В этом случае он не получит пользы от поездки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой поехал в отпуск с семьей, но его путешествие едва ли можно назвать познавательным. Автор сообщает, что дни туриста состояли из роскошных приемов пищи, ленивого отдыха после них, азартных игр и походов в увеселительные заведения. Более того, Господин был замечен автором в притонах. А малейшая заминка на пути к развлечениям сопровождалась ссорами с женой и мрачным настроением героя. Конечно же, такая поездка не пошла на пользу Господину. В свои пятьдесят лет он имел не очень хорошее здоровье и умер от удара, ведь гастрономические и прочие излишества были откровенно вредны для него. О развитии нечего и говорить. Герой больше времени уделял приемам пищи, чем изучению местных достопримечательностей или хотя бы беседе с местным населением. Такое путешествие не может поспособствовать личностному росту.

Совсем по-другому путешествовал Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов». Герой был человеком эрудированным, любознательным и активным. За рубежом он не только уделял время культурному просвещению и изучению местных обычаев, но и обращал внимание на ассортимент товаров и услуг, который в России был в разы скромнее. В итоге у него созрел план, как создать свое дело, которое поспособствовало бы развитию целой страны. Штольц стал негоциантом — владельцем компании, которая специализировалась на международной торговле. Это помогло ему собрать значительный капитал и упрочить свое положение в обществе. Герой не только добился успеха в делах, но и помог многим людям, создав рабочие места и предоставив уникальное предложение на рынке. Если бы Штольц не путешествовал, эти идеи никогда не родились бы в его голове, и он не стал бы бизнесменом такого уровня. Это говорит о том, что поездки развивают личность, если она сама к этому стремится.

Таким образом, Пьер Бернандо был прав, сказав, что «путешествовать — значит развиваться». Однако важно понимать, что под лежачий камень вода не течет, надо самому работать над собой в любой поездке, и только тогда она принесет пользу. Если же человек уезжает на пляж, чтобы лениться и злоупотреблять вредными развлечениями, то никакой тур не сыграет положительную роль в его жизни.

Вариант 2

(442 слова) Путешествие развивает личность — этот факт давно известен людям, поэтому многие из нас стремятся накопить денег и выехать в другие страны или города. Такие поездки позволяют узнать много нового и полезного о мире вокруг нас. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником и может привлечь к себе внимание слушателей. Поэтому многие герои отечественной и мировой литературы отправлялись в скитания, чтобы стать лучше. 

Например, Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» получил за границей уникальный опыт и новые знания, которые позволили ему понять все недостатки и пороки существующего в России уклада жизни. Он едва ли не первым из своей среды задумался о том, насколько губительно крепостное право. Вернувшись домой, Александр очень хотел поделиться своими открытиями с другими людьми и призвать их исправиться. Однако в своей стране он стал чужаком, как будто разучившись разговаривать на русском. Развитие Чацкого, получившего образование за рубежом, настолько превосходило уровень других помещиков, что они просто не поняли его. Не покидая Россию, они так и не осознали, в чем причина ее отставания. Они даже не видели, что можно жить лучше. Герои слепо копировали иностранную моду и пресмыкались перед ней, не замечая, что не создают свою собственную культуру и презирают свой собственный народ. Все это можно было узнать за пределами России, что и сделал Чацкий. Своим феноменальным развитием он обязан путешествиям, как и автор, который служил дипломатом и видел, как живут другие государства, благодаря чему смог сделать полезные выводы.

Зарубежные писатели тоже говорили о пользе путешествий для развития личности. Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц» сделал акцент на том, что поездки в далекие края помогают человеку разобраться в себе и упорядочить жизнь. Научившись у других людей и народов мудрости, набравшись опыта, можно решить свои проблемы и подняться на новый уровень. Это доказывает пример Маленького принца. Дома он чувствовал себя несчастным, потому что Роза изводила его своими капризами, да и рутина небольшой планеты ему наскучила. Он решил посмотреть, как живут другие обитатели космоса, и разнообразить свою жизнь. В путешествии Маленький принц научился любви, дружбе, преданности и понял, что многие люди понапрасну губят себя во «взрослых» занятиях. Осознав смысл бытия, мальчик вернулся на свою планету, чтобы помириться с Розой и зажить по-новому. Он смог понять ее поведение и дать ему справедливую оценку. Это заставляет нас задуматься о том, что порой нужно покинуть зону комфорта и отправиться в большой путь, чтобы познать себя.

Таким образом, путешествие всегда помогает нам набраться опыта, новых впечатлений и знаний. Оно позволяет лучше узнать себя и разобраться в том, что не так дома и как это исправить. Поездки на дальние расстояния делают нас взрослее, ответственнее, умнее. Каждому из нас предстоит пройти не одну такую дорогу, которая неизменно ведет человека к себе.

ПРАКТИКУМ

А1. Исправьте ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов:

(Вспомните нормы построения предложений с деепричастным и причастным оборотом (синтаксическая норма):

1. Основное (глагол-сказуемое) и добавочное (деепричастие) действия должны выполняться одним действующим лицом (подлежащим):

Дойдя до реки, мы устроили привал (мы дошли и мы устроили привал). Неправильно: Дойдя до реки, был устроен привал (получается, что «привал дошёл до реки»).

2. В безличном предложении деепричастный оборот можно употреблять, если в составе сказуемого есть инфинитив:

Думая о поступлении, нужно много и целенаправленно заниматься.

3.Определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота!

Неправильно:

Я сразу обратил внимание на распустившиеся почки на деревьях.

ПРАВИЛЬНО:

1.Я сразу обратил внимание на почки, распустившиеся на деревьях.

2.Я сразу обратил внимание на распустившиеся на деревьях почки.)

1. Прочитав вопросы экзаменационного билета, ему стало не по себе.

2. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

3. Увидев этого человека, у меня сложилось плохое впечатление.

4. Вставши утром, Петя сел за книгу.

5. За­крыв последнюю страницу романа, раздумья теснились в моей голове.

6. Прочитав роман «Ночевала тучка золотая», становит­ся понятна трагедия братьев Кузьминых.

7. Починив старый велосипед, радость долго не покидала Димку.

8. Быв добрым человеком, он мне помог.

9.Дорога вьётся между двумя колеями, поросших зелёной травой.

10. Мы плы­ли в тумане, закрывшем берег и море.

11. По степи лошади шли медленно, густо заросшей травой.

12. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

13. Созданный ро­ман молодым автором вызвал оживлённые споры.

14. Издалека были видны плывущие брёвна по воде.

15. Доносившийся шум моря снизу говорил о покое.

16. Столкнувшись с несправедли­востью и нищетой, в уме Раскольникова зарождается теория, допускающая «кровь по совести».

17. Глядя на эту картину, мне вспомнились родные места.

18. Дойдя до реки, усталость ов­ладела нами.

19. Собираясь в поход, утром был назначен сбор.

20. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно.

21. Девочки сидели на окрашенных скамейках в тёмный цвет.

22. Заданный вопрос молодой журналисткой удивил присутствующих.

23. Живя в одиночестве, моё воображение рисовало страшные картины.

24. Увидев отца после долгой разлуки, у неё дух захватило от радости.

25. Я наблюдал за исчезающей птицей в небе не более минуты.

А 2. Правильно подчёркнуто подлежащее:

1. Математик Софья Ковалевская была профессором Стокгольмского университета.

2. Приоткроет очи Игорь-князь.

3. Красавица Наденька была обладателем скверного характера.

4. Мальчик, по имени Сержик, подавал большие надежды в спорте.

5. За нами неслись три казака.

6. Четверть часа спустя оба экипажа остановились.

7. Весной сразу одиннадцать кораблей причалили к берегу.

8. Человек пятнадцать сплавщиков остались без работы.

9. Наступило роковое послезавтра.

10. Мы с Ольгой пошли по лесной дороге.

11. Эти пятеро спорили не на шутку.

12. Приказы отдавали командующие.

13. Кто-то из пассажиров встал.

14. Разговаривать с ним было наслаждением.

А 3. Правильно подчёркнуто сказуемое:

1.В доме есть вся необходимая мебель.

2. Осенью лес имеет особо унылый вид.

3. Пожалуй, пойду погуляю.

4. Вечно она клюёт носом на уроках!

5. Всё чаще Анной овладевала усталость.

6. Будем поступать в академию.

7. Туфли ей впору.

8. Все приняли участие в олимпиаде.

9. Для меня радость – делать подарки.

10. Я находился в отличном расположении духа.

11. Кто-то догадался заказать чаю.

12. Они не будут никому ничего объяснять.

13. Синцов отдал приказ наступать.

14. На заседании кафедры подвели итоги работы.

15. Она бегло окинула взглядом участок.

16. Он принялся читать газету.

А 4. Найдите и исправьте речевые ошибки:

  1. Огонь в камине распалялся всё сильнее.

  2. Обломов вёл праздничную жизнь, и это его устраивало.

  3. Большинство времени он проводил в размышлениях.

  4. Писатель в своём произведении описал жизнь купцов Замоскворечья.

  5. По завершении прогулки все отправились обедать.

  6. С небесной лазури закапал холодный дождь.

  7. Павел Петрович закурил сигарету, томным взглядом окинул присутствующих и лениво зевнул.

  8. Больше всего их тревожили два единственных вопроса.

  9. В жизни большое значение играет терпение.

  10. Это была честно изложенная своя автобиография.

  11. При решении важных вопросов не учитывай всякие россказни.

  12. Всем были вручены памятные сувениры и цветы.

  13. Заглавный герой романа был из небольшого провинциального городка.

  14. И направилась экспедиция по направлению к горному хребту.

  15. Она экономично вела хозяйство и даже вела свою бухгалтерию.

  16. Одеваясь, мы заправляем кофточку вовнутрь юбки.

  17. Он окончил вуз ещё в семидесятые.

  18. Игорь Сергеевич, мой коллега по работе, часто был не в настроении.

  19. Свитера, джемпера и пиджаки аккуратно висели на вешалках.

  20. «Вы покушали?» – строго спросила гувернантка.

  21. Сложи в стопку документы и можешь идти.

  22. Одеяло убежало, улетела простыня… (К.Чуковский)

  23. Мы ехали в поезде, наслаждаясь чашечкой любимого экспрессо.

  24. При всём богатстве предложений на застройку у дирекции другой альтернативы нет.

  25. Во дворе уютного дачного домика сытно ворчала собака.

  26. В конечном итоге мы добились замечательного результата.

  27. На этот раз они потерпели полное фиаско.

  28. Я смотрю захватывающий детективный триллер.

  29. В Токио прошёл саммит на высшем уровне.

  30. Хотелось бы узнать маршрут движения троллейбуса номер 15.

  31. Ответная реакция была непредсказуемо бурной.

  32. Вчера во время соревнований произошёл неприятный инцидент.

  33. У этого проекта есть перспективы на будущее.

  34. О приезде губернатора ходили неподтверждённые слухи.

  35. Мой рацион питания составила известный диетолог Аксёнова.

  36. Ответ был категоричен: «Нет ни одной свободной вакансии».

  37. Приказ уже не играл никакого значения – полк отступал.

  38. Многие семьи потеряли на войне двух единственных сыновей.

  39. Имя этого поэта знакомо во многих странах.

  40. В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься.

  41. В заключение слово было представлено известному учёному.

  42. Все дела были окончены далеко за полночь.

  43. В июне месяце начнутся экзамены, а в августе – вступительная кампания.

  44. Он слушал Егорыча и кивал головой в ответ.

  45. В этой монографии были соединены воедино и хроника событий, и иллюстрации.

А 5. Грамматическая основа выделена правильно:

1. Счастье сидело в ней пушистым котёнком.

2. Благородное всегда разумно.

3. Наконец пришло и её счастливое завтра.

4. Что весны нежней и зеленее?

5. Подводить итоги прошлому – не наша задача.

6. «Горе от ума» есть результат известного строя мыслей автора.

7. Млечный путь вырисовывается ярко и чётко.

8. Командир Синцов был озадачен неспроста.

9. Двое – это уже сила, да ещё какая.

10. По квартире важно и немного нагловато разгуливали пять кошек.

11. Каждый из них хотел любить.

12. Астры и анютины глазки приветливо улыбнулись.

13. Приоткроет очи Игорь-князь.

14. На родине Толстого и ранее бывало много гостей.

15. Мудрец Сократ любил беседовать с молодёжью.

16. Лачугу с тех пор не узнать.

А 6. Подчеркните простое глагольное сказуемое:

  1. Заходило солнце, пылал багровый закат.

  2. Он отдал приказ наступать немедленно.

  3. Наконец весна вступила в свои права.

  4. Разные люди будут попадаться вам на жизненном пути.

  5. Вы бы меня покормили, что ли!

  6. На совещании подвели итоги недели.

  7. Давай с тобой поговорим серьёзно.

  8. А она возьми да и расскажи ему всё.

  9. Мартышка вдруг медведя толк ногой.

  10. Ветераны и учащиеся школ приняли участие в митинге.

  11. Пускай быстрее зацветёт сирень.

  12. Он бьёт баклуши второй месяц.

  13. Кристина будет поступать в мединститут.

  14. Я вышел подышать вечерним воздухом.

  15. Неожиданно меня попросили помочь с переездом.

  16. На поляне Машенька присела отдохнуть.

А 7. Какими членами предложения являются выделенные слова?

  1. Он любит рубашки навыпуск.

  2. Ксюша старалась выбрать рюкзак поменьше.

  3. Все дружно советовали ехать в Крым.

  4. Не всякий сможет это сделать.

  5. Жаловаться – не в моём характере.

  6. Я отказался от мысли научить его играть на домре.

  7. Огромная собака, по прозвищу Ату, пугала всю округу.

  8. Все почему-то вздохнули с облегчением.

  9. Брат постарше играл в шахматы.

  10. Жить в одиночестве в старости тяжело.

  11. В данном случае старик прав.

  12. Это была записка в несколько строк.

  13. В случает отказа ему угрожали силой.

  14. Комната мастеров была пуста.

  15. Он хотел зайти попрощаться перед отъездом.

  16. Дверь на крыльцо была отворена.

А 8. Нарушены нормы согласования определений

  1. В квартиру завезли два новые кресла, диван, кресло-качалку.

  2. Нас приняла участковый терапевт Ольга Сергеевна Климова.

  3. Четыре высотные дома появились в новом микрорайоне.

  4. В нашем общежитии живут три польских студентки.

  5. Добавьте в тесто две столовых ложки сахара.

  6. Три алых тюльпана, четыре алых розы – вот и весь букет.

  7. Последних два дня идёт дождь.

  8. Вдали виднелись три высокие горы.

  9. Целых два года продолжались исследования учёных.

  10. В издательстве вышли в свет четыре новых романа писателя.

А 9. Нарушены нормы употребления падежа существительных при некоторых производных предлогах:

  1. Сразу же по окончании школы я начал готовиться к поступлению в БГУ.

  2. Договорились встретиться и обсудить дальнейшие планы по возвращению из поездки.

  3. Никто не знал, как в этом случае поступить согласно закона.

  4. Из укрытия стреляли по нам.

  5. Инспектора ГАИ действовали наперекор распоряжения руководства.

  6. «По приезду ты сразу позвони мне», – тихо сказала Регина Сергеевна.

  7. Вопреки решению членов худсовета премьеру все же перенесли на январь.

  8. По прибытии на остров сразу же поехали осматривать его достопримечательности.

  9. Было ясно, что они скучают по дому и по нам.

  10. Ты поступил вопреки моего совета.

  11. Все рейсы задерживались из-за нелетной погоды, и только вертолеты в бухту отправлялись согласно расписанию.

А 10. Найдите ошибки в управлении:

  1. В отчёте коллектива было отмечено о достижениях за последний квартал.

  2. Сторожилы утверждали о том, что нельзя строить плотину у излучины реки.

  3. Нужно было достичь цель во что бы то ни стало.

  4. Аким был осторожен во время охоты, умел избегать опасность.

  5. В бригаде уделяется мало внимания на этот вид отделочных работ.

  6. Моя уверенность о том, что это ошибка, крепнет с каждым днем.

  7. Поправив галстук, Сергеев добавил: «Факты говорят за то, что план мы не выполним в срок».

  8. Она абсолютно не уделяла внимания на внешний вид.

  9. О том, как нужно укладывать толь на поверхности, видно из инструкции.

  10. Удостовериться в справедливость слов лейтенанта помогла случайность.

  11. Никитин не хотел быть обузой, стеснялся свою болезнь и никому о ней не говорил.

  12. На душе было тревожно, но беспокоиться за родителей не было нужды: помогать приехала Анна.

  13. Мы намерены заявить о протесте на продажу оружия в страны Ближнего Востока.

  14. Ждать помощь было неоткуда.

  15. Заведующий кафедры не утвердил график сдачи курсовых работ.

  16. Глупо было оскорбиться на сказанные слова.

  17. Его точка зрения о случившемся заинтриговала многих.

  18. Егорова попытались предостеречь от опасной поездки.

  19. Она была единственная на фабрике, кто не отличал ситец от батиста.

  20. Рецензия на рукопись огорчила Симонова, но собратья по перу верили в успех романа.

  21. Оппонент утверждает о том, что факты не подтвердились.

  22. За учебу на отделении нужно оплачивать своевременно.

  23. Отзыв на книгу был положительным.

  24. Трудно поверить в то, что виной всему этому переполоху стал ветеран.

  25. Я не имею ни малейшего понятия о происшедшем.

А 11. Нарушено управление при однородных сказуемых:

  1. Он воспринимал и описывал все яркие краски мира.

  2. Хорошему руководителю надо вникать и заботиться обо всем, что происходит в его организации.

  3. Горький прекрасно понимал и рассказывал о жизни люмпен-пролетариев.

  4. Мы все любим и гордимся своим красивым городом-садом.

  5. Лиза ценила и радовалась советам своей тетушки.

  6. Задача объединения — планировать и руководить всей работой.

  7. Я вполне смогу удержать и гордиться победой.

  8. Дети съели и удивились вкусу манго.

А 12. Нарушены нормы построения предложений с однородными членами предложения:

  1. Интересную информацию предоставили исследователи: астрономы, геологи, вулканологи, ученые, физики и химики.

  2. Покупатели отметили большой выбор мужских, женских и летних костюмов в новом магазине.

  3. Чего только не было на столах: сладости, мороженое, апельсины, манго, виноград, киви, фрукты!

  4. В честь 500-летия города в школах, лицеях, библиотеках и учебных заведениях были проведены встречи с ветеранами войны и труда, с передовиками производства всех отраслей.

  5. В киоске радовали глаз свежие огурцы, помидоры, баклажаны, зелень, овощи.

  6. В ее глазах были и радость, и восторг, и воодушевление, и разные чувства.

  7. Кисти, краски, мольберт, палитра — все уместилось в рюкзаке Даши.

  8. Были приобретены пуговицы, булавки, иголки, галантерейные товары, ткани и нитки.

  9. В этом списке были ручки, скоросшиватели, скрепки и другие канцтовары.

А 13. Найдите ошибки в смешении прямой и косвенной речи:

  1. Демин спросил у охотника, что зачем он стрелял в воздух.

  2. Дед поинтересовался, что не оставил ли он снасти в лодке.

  3. Наташа сказала с восторгом, что разве уснешь в такую ночь.

  4. И вскрикнул он, да что ж ты молчишь!

  5. Лейтенант спросил, что не возьмем ли высоту, бойцы.

  6. И посоветовала бабушка, что обращаться со словом нужно бережно.

  7. Аннушка хотела узнать, прекратился ли дождь.

  8. Есенин писал, что «в первый раз я запел про любовь…»

  9. Он добавил, что «одиночество каждый переживает по-разному».

  10. И вопрошал он менее грозно, что не хотят ли они мирно сложить оружие.

А 14. Найдите ошибки в употреблении составных союзов (помните, что каждая из частей составных союзов ставится непосредственно перед однородными членами предложения):

1. Ему не только присылали красивые букеты для натюрмортов, но и интересные кувшины.

2. Весной город украсили не только тюльпаны, но и крокусы, менее привычные нашим жителям.

3. В этой картине он не только смог передать интенсивный цвет, но и серую гармонию, странно сочетающуюся с общим колоритом.

4. Фирма занималась не только строительством, но и перевозками грузов.

5. Анна Сергеевна радовалась как светлым дням, так и грустила в эти дни.

6. Студенты готовились как по учебникам, так и обращались к Интернету.

7. На ярмарке можно было не только купить овощи, но и саженцы, садовый инвентарь, семена.

8. Как на полях велись работы, так и трудились в поле колхозники.

9. Я не только увидел архитектуру Праги, но и известных пражских архитекторов.

10. Меня не только заинтересовал этот роман, но и творчество писателя в целом.

  • Сложные наречия как пишутся
  • Сложные вопросы к сказке о рыбаке и рыбке
  • Сложносочиненное предложение как пишется
  • Сложное предложение со словом сказка
  • Сложноподчиненные предложения в рассказе горе от ума