Сложноподчиненные предложения в рассказе бедная лиза

: молодой богатый дворянин влюбился в бедную крестьянку, соблазнил е, но, проиграв состояние, женился на богатой вдове. крестьянка, не в

: Молодой богатый дворянин влюбился в бедную крестьянку, соблазнил её, но, проиграв состояние, женился на богатой вдове. Крестьянка, не в силах пережить потерю возлюбленного, утопилась в пруду.

Деление пересказа на главы — условное.

Рассказчик вспоминает о бедной Лизе

Рассказчик хорошо знал окрестности Москвы, потому что любил бродить «без плана, без цели» по окрестностям города.

Рассказчик — чувстви­тельный романтик, любит природу.

Любимым его местом был холм с развалинами старинного монастыря. С одной стороны холма простиралась Москва, с другой — рощи и возделанные поля.

Рассказчик часто приходил к развалинам, размышлял о судьбах живших в монастыре монахов, рассматривал врата храма, украшенные религиозными сюжетами. Но чаще всего он вспоминал о бедной Лизе.

Сложноподчиненные предложения в рассказе бедная лизаЛиза — бедная девушка-крестьянка, 15 лет, очень красивая, добрая, честная, трудо­лю­бивая, наивная.

Бедная крестьянка Лиза

Недалеко от монастырской стены стояла бедная хижина. Когда-то в ней жила Лиза со старой матерью. Отец Лизы был зажиточным крестьянином, вёл трезвую жизнь и много работал. После его смерти Лиза с матерью не смогли поддерживать хозяйство, быстро обеднели и были вынуждены сдать землю внаём за небольшие деньги.

Вдова, доживавшая шестой десяток, тяжело перенесла смерть мужа, «ибо и крестьянки любить умеют». Проливая слёзы, она слабела с каждым днём и уже не могла работать. Чтобы прокормить себя и мать, Лиза ткала, вязала, собирала цветы и ягоды и продавала всё это в Москве.

Бог дал мне руки, чтобы работать, — говорила Лиза, — ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою.

Девушка тоже скучала по отцу, но ради матери старалась казаться спокойной и весёлой. Вдова же мечтала найти для дочери хорошего мужа, чтобы после её смерти Лиза не осталась одна.

Встреча Лизы и Эраста

Весной, через два года после смерти отца, Лиза пошла в Москву продавать ландыши. На улице ей встретился молодой человек и предложил за букетик ландышей целый рубль: «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Лиза отказалась и взяла за цветы их настоящую цену: пять копеек.

Тогда молодой человек пожелал покупать у Лизы все собранные ею цветы и узнал, где она живёт. На следующий день Лиза нарвала ландышей и снова пошла в Москву, но понравившегося ей молодого человека не встретила. Она не захотела продать цветы кому-то другому и в конце дня выбросила их в Москву-реку.

Вечером следующего дня молодой человек появился у дома Лизы. Он представился Эрастом, познакомился с матерью девушки и пришёлся ей по душе.

Сложноподчиненные предложения в рассказе бедная лизаЭра́ст — молодой и богатый дворянин, неглупый, добрый, но слабый и ветреный.

Эраст попросил, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, и пообещал часто заходить. Когда он ушёл, вдова сказала, что хотела бы найти дочери такого же приятного и доброго жениха. Обе понимали, что дворянин никогда не женится на крестьянке.

Эраста же впечатлила красота Лизы. До сих пор он думал только о своём удовольствии, искал развлечений в светском обществе и часто скучал. Эрасту показалось, что он нашёл в девушке то, что давно искал, поэтому он решил на время покинуть свет.

Эраст признаётся Лизе в любви

Ночью Лиза спала плохо. Ещё до рассвета она встала и вышла к реке, покрытой туманом. Увидев молодого пастуха, Лиза пожалела, что это не Эраст, ведь тогда они могли бы быть вместе.

Тут к берегу в лодке подплыл Эраст, подошёл к Лизе, поцеловал её и признался в любви. Забыв о своей робости, девушка сказала, что тоже любит его.

Они сидели на траве, и так, что между ими оставалось не много места, — смотрели друг другу в глаза, говорили друг другу: «Люби меня!», и два часа показались им мигом.

Эраст попросил Лизу ничего не рассказывать матери, ведь «старые люди бывают подозрительны». Девушка обещала молчать.

Тайные встречи влюблённых

Теперь Лиза и Эраст каждый вечер встречались недалеко от дома девушки, у старого пруда, окружённого столетними дубами. Они обнимались, но объятия их были непорочны. Эраст восхищался «своей пастушкой» Лизой. Он с отвращением вспоминал «о презрительном сладострастии», собирался жить с девушкой как с сестрой и верил, что будет счастлив.

Лиза требовала, чтобы Эраст часто навещал её мать. Вдова всегда была рада ему и много рассказывала о своей молодости и о покойном муже, который умер у неё на руках. Эраст покупал Лизину работу, но лишних денег вдова у него не брала.

Лиза теряет невинность

Прошло несколько недель. Однажды на свидании Лиза сказала Эрасту, что за неё посватался сын богатого крестьянина из соседней деревни. Мать уговаривала её согласиться, но девушка отказала жениху. Эраст начал целовать Лизу и обещал после смерти вдовы взять её к себе.

Девушка бросилась в его объятия, «и в сей час надлежало погибнуть непорочности».

…она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась — мрак вечера питал желания — ни одной звёздочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения.

Началась гроза с сильным дождём, словно природа жалела о том, что Лиза потеряла невинность. Эраст проводил девушку до дома, уверив её в своей любви.

Влюблённые продолжали встречаться, но теперь Эрасту было мало невинных объятий, ему хотелось большего, а ведь «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Лиза уже не была для него непорочным ангелом, которым он так восхищался. Платоническая любовь сменилась чувствами, которые были для Эраста не новы. Лиза уступала ему во всём. Она видела, что Эраст изменил своё отношение к ней, и боялась потерять его любовь.

Эраст уходит на войну

Однажды влюблённые не виделись пять дней. Появившись наконец, Эраст сказал, что должен идти на войну: так велит его честь. Эраст попрощался с вдовой. Старушке было жаль, что их добрый и красивый барин должен рисковать жизнью. Она выразила надежду, что к возвращению Эраста с войны Лиза выйдет замуж, и тогда барин сможет стать крёстным её детям.

На утренней заре влюблённые попрощались, и мир стал для Лизы унылым и печальным. Она скрывала от матери своё горе и плакала, уединившись в лесу.

Измена Эраста

Прошло около двух месяцев. Лиза отправилась в Москву, чтобы купить лекарство для матери, и вдруг увидела Эраста в великолепной карете. Карета завернула во двор, Эраст вышел, и девушка бросилась ему на шею.

Испуганный Эраст отвёл Лизу в свой кабинет, сказал, что помолвлен с другой, и выпроводил девушку, сунув ей в карман сто рублей. Эраст не обманул Лизу, он на самом деле побывал в армии, но не воевал там с врагом, а играл в карты и проиграл почти всё своё состояние. Чтобы расплатиться с долгами, Эрасту пришлось «жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него».

Смерть бедной Лизы

Покинув дом Эраста, Лиза упала в обморок прямо на улице. Какая-то добрая женщина привела её в чувства, и Лиза «пошла, сама не зная куда». Она не заметила, как вышла из города и оказалась у старого пруда, где некогда встречалась с Эрастом. Оглядевшись, Лиза увидела соседскую девочку, попросила её передать вдове сто рублей, бросилась в пруд и утонула.

Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом.  Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле.

Услышав о страшной смерти дочери, бедная вдова тоже умерла, их хижина опустела. Эраст, узнав о гибели Лизы, так и не смог утешиться. Он считал себя убийцей и всю жизнь был несчастлив.

Послесловие рассказчика

Рассказчик познакомился с Эрастом за год до его смерти. Тот рассказал ему свою историю и отвёл на могилу бедной Лизы. Рассказчик часто сидел, «опершись о вместилище Лизина праха». Он размышлял о несчастной судьбе девушки и надеялся, что «теперь, может быть, они уже примирились».

Носкова Елена Александровна

Предлагаемый материал позволит отработать умение видеть грамматические ошибки, а также выработает навык исправления предложений, где они допущены.Материал можно использовать в проверочных работах или  для работы на уроке.

Скачать:

Реклама

Сложноподчиненные предложения в рассказе бедная лиза

Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Подробнее >

Предварительный просмотр:

Задание 8 ЕГЭ.  Грамматические ошибки

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым1. Те, кто придут позже, займут свободные места.

  1. Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
  2. Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.
  3. Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
  4. Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
  5. Двадцать одна торговая компания уже заявили о расширении своей деятельности.
  6. Самые опасные ситуации поджидают туристов в больших городах, куда стекаются весь криминал в поисках лёгкой наживы.
  7. Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.
  8. Никто из живущих точно не скажут, как долго простоит ещё прекрасная Венеция.
  9. Все, кто любит степной край, не раз любовался живописным разнообразием его природы.
  10. Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.
  11. Никто из тех, кто был на войне, не могут думать о ней в романтическом смысле.
  12. Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству.
  13. Все, кто стояли в очереди, продолжали молчать.
  14. Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
  15. Многие, кто бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.
  16. Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы других.
  17. Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
  18. Те, кто не сдал рефераты, не будет допущен к экзамену.
  19. Все, кто изучал творчество М.Ю. Лермонтова, знает много его стихотворений.
  20. Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.
  21. Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.
  22. Большинство из тех, кто твёрдо сделали свой профессиональный выбор, отдают предпочтение экономическим специальностям.
  1. Ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения.Мы спросили, что в праве ли рассчитывать на помощь государства.
  2. Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
  3. Обращаясь к теме «маленького человека» невозможно не отметить, что, насколько яркой была повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», открывшая мир «маленьких людей».
  4. Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».
  5. Обращаясь к творчеству А.П. Чехова, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию
  6. Иван — очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее.
  7. Борис Шергин — «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

1.Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень

  1. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
  2. Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка»
  3. Писатель приходит к выводу, что «я никогда не соглашусь покинуть родину».
  4. В фамильном архиве есть послание актёра Щепкина, в котором он пишет, что «я с душевной болью сообщаю о закрытии театра в Тифлисе».
  5. Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза».
  6. Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл и начал заниматься архивами деда».
  7. Журналист писал, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.
  8. На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи».
  9. А.П. Чехов вспоминал о том, что «я и мои сёстры знали французский, немецкий и английский языки».
  10. Учёные рассказывали о своей деятельности, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги».
  11. Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что вы делаете доброе дело.
  12. В одном из писем А. П. Чехов писал М. Горькому, что Вы художник, умный человек и чувствуете превосходно.
  13. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».
  14. И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

1.Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.

  1. Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряжённый график работы.
  2. Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.
  3. Используя сочинения своих предшественников, учёным раскрывались очень сложные вопросы.
  4. Зайдя в неприметный дворик, вашему взору откроется старинная лестница.
  5. Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.
  6. Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи.
  7. Прочитав статью известного журналиста, у меня осталось впечатление недосказанности.
  8. Отдыхая в Крыму, нас восхитил аромат кипарисовых рощ.
  9. Уезжая в командировку, отцом было обещано, что он обязательно вернётся к праздникам.
  10. Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.
  11. Между завоевателями – римлянами и британцами, завоевав Британские острова, устраивались встречи по футболу.
  12. Вернувшись домой, мне снова и снова вспоминались события сегодняшнего дня.
  1. Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

  2. Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

  3. Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

  4. Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша.

  5. Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня.
  1. Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте.
  1. Всю ночь льёт дождь и прекратился утром.
  1. Солнце всходило каждое утро и заходит каждую ночь.
  1. Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга.
  1. Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.
  1. Когда наступает весна, потекли ручьи. 
  1. Мы приложили так много усилий, а ничего не получается.

Ошибки в предложениях с деепричастиями , связанные с нарушением видовременной соотнесённости.

Приготовив омлет, положите в него яйца.

Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.

Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture 111445 1487409687

Грамматические ошибки. Задание 8.

Презентация составлена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10 и 11 классах, содержит подробный теоретический материал с примерами практических заданий….

  • Мне нравится 

На чтение 25 мин. Просмотров 68 Опубликовано

Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе. История любви крестьянки и дворянина не оставил равнодушными читателей того времени.Так в чем же заключается сентиментализм «Бедной Лизы»?

Сентиментализм в повести

Сентиментализм – такое направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.

Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. Автор с просветительских позиций отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. «И крестьянки любить умеют» – пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы.

К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы.

Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.

Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой.

Внешний и внутренний конфликт

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Сентиментализм повести «Бедная Лиза». Карамзин – писатель, который внес в нашу литературу такое понятие, как русский сентиментализм. Данное произведение обладает множеством признаков этого жанра, например, открытое выражение своих эмоций, раскрытие персонажей через их внутренний мир, а не через внешность и положение в обществе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Карамзина «Бедная Лиза»?</h3>

    • <label>1783;</label>
    • <label>1786;</label>
    • <label>1792;</label>
    • <label>1793.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Произведение сентиментализма

Н. М. Карамзин по праву считается родоначальником русского чувствительного жанра. В 1792 году он создаёт повесть о любви крестьянки и дворянина, которая отражает в себе особенности нового направления и становится прогрессивным произведением. В ней отчётливо и самобытно проявляются его основные черты, вот почему повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму.

Одухотворённая представительница крестьянства

Главная героиня из низшего сословия, но обладает и духовностью, и чувствительностью. Девушка умеет и любить, и мечтать. Она склонна к душевному состраданию, которое несвойственно её среде. Положение крепостных — это жизнь рабов, лишённых чувств, чего не скажешь о Лизе, ей глубоко близки черты:

  • умение сопереживать;
  • бережно хранить «нежнейшие чувствия»;
  • наслаждаться ощущением собственных эмоций.

Искренняя девушка доверяет чувствам, движениям сердца, «нежным страстям».

Внутренние переживания влюблённых

К признакам нового литературного течения в повести относятся постоянные душевные страдания героев, они не сдерживают чувств и нередко проливают слёзы. Доказать это в тексте может безмерное горе Лизы, когда она после отъезда Эраста в армию безумно скучает по нему, постоянно плачет и тоскует в разлуке с любимым.

Эти примеры сентиментализма в «Бедной Лизе» впервые открывают в русской литературе внутренние переживания человека, они показывают, как обнажаются человеческие сердца, когда испытывают:

  • тоску по несбывшемуся;
  • любовь к родному человеку;
  • грусть от разлуки;
  • страдание и боль.

Проявление чувств главных героев

Тема счастья и любви проникновенно и взволнованно описывается автором. Влюблённость Эраста в Лизу кажется искренней и возвышенной. Он в восторге от милой «пастушки». Вся роскошь и изысканные развлечения высшего света кажутся ему пустыми и мелкими. И только «страстная дружба невинной души питает его сердце». Но герои не справляются со своей чувственностью, а именно она главная и ценная особенность сентиментализма, и оказываются в объятиях, испытывая наслаждение и восторг.

Однако страстное притяжение молодого человека к возлюбленной резко меняется, когда взаимоотношения перестают быть платоническими. Неземной идеал чистоты и невинности рассыпается вдребезги, чувство любви и трепетности сгорает. Образованный и возвышенный дворянин Эраст расстаётся с девушкой, чтобы жениться на пожилой даме по расчёту.

Роковой исход

Повесть включает в себя элемент ожидаемой трагедии — исстрадавшаяся Лиза бросается в пруд. Печальный финал повести — ещё один пример сентиментализма.

Следуя за чувствами, несчастная девушка забывает о больной матери, практически теряет разум и принимает решение уйти из жизни по зову своего разбитого сердца. Автор убедительно доказывает, что главный признак нового жанра — это преобладание чувств над разумом.

Близость природы и человека

Черты сентиментализма повести «Бедная Лиза» нашли выражение и в показе тесной связи героев с окружающей природой. Пейзажные зарисовки созвучны их настроению и переживаниям. Зловещая сцена грозы усиливает страх и тревогу героини и служит доказательством, что ждёт её не радость и счастье, а нечто гибельное, пугающее.

Автор восхищается присущей природе красотой и чистотой. Она выступает отдельным героем, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, способна общаться с ней и понимать её.

Лирические отступления автора

Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.

Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».

Повествователь узнаёт историю о погибшей девушке из уст Эраста и, опечаленный её трагической судьбой, часто приходит погрустить на «Лизину могилку». Такое сосуществование автора и героя в одном произведении не проявлялось в русской литературе до Карамзина. И этот приём также можно отнести к признакам сентиментализма в «Бедной Лизе».

Повесть так правдива и искренна, что воспринимается как рассказ о подлинных событиях. У неё есть «прописка» — пруд у Симонова монастыря, указанный автором, куда приходят к месту гибели Лизы несчастные в любви девушки. Они плачут, страдают и оставляют на коре деревьев серьёзные и сатирические надписи. Одна из них в форме таблицы гласит: «Погибла в сих струях Эрастова невеста, Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»

Велика роль автора в том, что он дал направление другим писателям в создании демократичных и реалистичных произведений, описывающих настоящие человеческие судьбы, сочинив повесть о девушке-крестьянке. Никогда ещё в русской литературе не выставлялась напоказ личная жизнь героев со всеми радостями и трагедиями. Она навсегда останется в отечественной классике как истинный образец русского чувствительного произведения.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Сентиментализм в повести Карамзина

Сентиментализм — художественная направленность в литературе и творческой деятельности в XVIII — XIX веках. Сантименты означают чувства и переживания. Для этого течения душевные порывы и эмоции являются основными критериями в эстетике.

Чувственные образы в произведении

Существует негласный запрет на прямолинейный анализ образов, сложился особый интерес к обычному человеку. В сентиментализме главный акцент переносится на внутренний мир индивида, а внешние проявления не так важны.

Действие протекает в Москве. Главные персонажи — Лизавета, ее мама, Эраст. Повесть «Бедная Лиза» берет свое начало с описания красоты православного монастыря. Также автор описывает природу, прекрасные виды Москвы.

Пейзажи приносят с собой грустные настроения, угадывающие грядущие драматические события. «Бедная Лиза» основывается на типичном сюжете о мезальянсе. Персонажи любовной истории принадлежат к разным сословиям: дворянство и крестьянство. Такая пара не может обрести счастье по моральным причинам, а также крестьянский общественный уклад жизни противоречит и находится в конфликте с помещичьим.

Читайте также:  Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»

Образ бедной Лизы:

  • имя значит «уважающая Бога»;
  • красива своим телом и сердцем;
  • работала не покладая рук;
  • вежливая;
  • принадлежит к крестьянам.

Слезная история любви

Лизавета чувствует себя бедной в собственных эмоциях и переживаниях, также можно охарактеризовать материальное положение девушки. Дополнительно этим определением автор выражает, как он лично относится к молодой даме.

Образ Эраста:

  • имя значит «любимый»;
  • много денежных средств;
  • добрая душа;
  • острый ум;
  • слабый характер;
  • вел праздный образ жизни;
  • относится к дворянскому сословию.

Елизавете присущи скромность, нравственность, в ней не было ни капли жадности. Ее матушка была чувственной, честной, в преклонных летах — пошел шестой десяток. Хорошо воспитала свою дочь.

При знакомстве с Лизой скучающий и пресыщенный дворянскими развлечениями Эраст испытывает новое чувство — чистый восторг. Девушка влюбляется в юношу с первого взгляда. В их возникших чувствах нет порока, они светлые и прекрасные. Их любовная история завершилась тем, что Эраст женится по расчету на другой.

Автор возмущен действиями молодого человека, «сердце обливается кровью». Крестьянка обманута, герой повести воспользовался юностью и наивностью девушки, а потом бросил ее. В результате Елизавета убивает себя, она бросается в водоем. В дальнейшем Эраст несчастлив, потому что заключил брак не по любви.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения

1. Литературное направление «сентиментализм». 2. Особенности сюжета произведения. 3. Образ главной героини. 4. Образ «злодея» Эраста. В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства. Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина. Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить. Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

Анализ «Бедной Лизы»

Карамзин не осуждает героиню за сведение счетов с жизнью. По его мнению, мучение всегда будет вознаграждено. Эмоции и переживания своих персонажей автор соотносит с природой. В начале произведения перед читателем предстает грустный осенний пейзаж, который может привести к меланхолии. Ясное утро мая ассоциируется с пылким признанием в любви героев. Ночная пугающая гроза призвана подтверждать безграничную трагедию Лизаветы.

Признаки сентиментальности

Присутствуют все характерные черты сентиментализма в «Бедной Лизе»: главная тема — любовь, основной конфликт — доказать испорченную мораль дворянского общества. В повести противопоставлены город и село. В сентиментализме Карамзина природа идеализируется, автор восторгается принадлежностью Российского государства к патриархату.

Примеры сентиментализма: персонажи индивидуальны, их эмоции — главная эстетика повести. На первый план выходят размышления героев, их стремления, душевные переживания. В сентиментализме переживание более убедительно и подлинно, нежели само существование.

Разум и эмоции в рассказе

В повести представлены 2 конфликта: внешний — роман аристократа и простолюдинки; внутренний — любовь и предательство Эраста.

Книга наполнена мучениями, даже природа сочувствует Елизавете. В сентиментализме важны изображения чувств, а не проявление ума. В литературном труде Карамзина персонажи живут порывами своей души, рассудок нередко уходит на второй план, и эмоции зачастую противоречат здравому смыслу.

Основные классические литературные направления — классицизм, романтизм, сентиментализм и реализм. Тексты сочинений Карамзина относятся к сентиментализму, так как писатель считал главным благом именно воспитание чувственного восприятия.

Лирические отступления автора

Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».

Повествователь узнаёт историю о погибшей девушке из уст Эраста и, опечаленный её трагической судьбой, часто приходит погрустить на «Лизину могилку». Такое сосуществование автора и героя в одном произведении не проявлялось в русской литературе до Карамзина. И этот приём также можно отнести к признакам сентиментализма в «Бедной Лизе».

Повесть так правдива и искренна, что воспринимается как рассказ о подлинных событиях. У неё есть «прописка» — пруд у Симонова монастыря, указанный автором, куда приходят к месту гибели Лизы несчастные в любви девушки. Они плачут, страдают и оставляют на коре деревьев серьёзные и сатирические надписи. Одна из них в форме таблицы гласит: «Погибла в сих струях Эрастова невеста, Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»

Велика роль автора в том, что он дал направление другим писателям в создании демократичных и реалистичных произведений, описывающих настоящие человеческие судьбы, сочинив повесть о девушке-крестьянке. Никогда ещё в русской литературе не выставлялась напоказ личная жизнь героев со всеми радостями и трагедиями. Она навсегда останется в отечественной классике как истинный образец русского чувствительного произведения.

Сегодня на уроке мы:

·     обсудим повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза»;

·     проследим в ней основные признаки сентиментализма;

·     узнаем, что нового привнёс Карамзин в русскую литературу.

Повесть «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин написал после возвращения из Европы. Ему тогда исполнилось 25 лет.

Повесть Карамзин опубликовал в 1792 году в «Московском журнале», который сам издавал. «Бедная Лиза» произвела фурор.

Вскоре повесть вышла отдельной книгой и постоянно переиздавалась. Ею зачитывались.

Пруд, который описан в повести, стал называться «Лизиным». К нему приезжали влюблённые, чтобы объясниться в любви или объявить о разлуке.

Противники повести привозили туда подопечных с воспитательной целью. Они показывали, что автор приукрасил реальность. Например, вместо красивой берёзовой рощи на берегу росла одна жалкая берёзка.

Молодым людям зачитывали едкие эпиграммы:

«Ну можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже».

Или:

 «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, ‒ Топитесь, девушки, в пруду довольно места».

Кроме Лизиного пруда на карте Москвы появились Лизина слободка, Лизина площадь, которая находилась недалеко от пруда и Лизин тупик, который к этому пруду вёл.

Одно за другим выходили подражания. Все они повторяли сюжет Карамзина.

Это «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Прекрасная Татьяна» Владимира Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова и многие другие.

Черты героини Карамзина и мотивы повести мы можем видеть в творчестве

Пушкина, Достоевского и Толстого.

Читатели сострадали героям и восхищались новаторством автора. Карамзин перенёс европейский сентиментализм на русскую почву и навсегда изменил облик русской литературы.

Давайте вспомним основные признаки сентиментализма.

В центре произведения – изображение внутреннего мира человека, его чувств. Эмоции и настроения человека описываются очень подробно.

Основная тема – любовь.

Герои сложные. Нет строгого разделения на положительных и отрицательных.

Утверждается внесословная ценность человека. Душа человека показывается через мир природы. Природа идеальна. Воспевается её первозданная чистота. Город противопоставлен деревне и считается средоточием грехов.

В тексте прямо показана авторская позиция. Автор – посредник между читателем и героями истории.

Теперь попробуем найти эти признаки в повести «Бедная Лиза».

Обратимся к началу повести. Карамзин пишет:

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

В первом же предложении перед нами предстаёт образ автора-рассказчика. Он с самого начала выступает посредником между читателем и героями истории. Его отношение к героине повести ясно уже из названия повести «Бедная Лиза». Автор стремится заставить читателя сочувствовать судьбе несчастной девушки.

Пейзажи Москвы и её окрестностей мы видим глазами автора-рассказчика. Он всё время обращается к читателю или героям повести.

Такие слова адресованы влюблённой Лизе: «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

А так комментирует клятвы Эраста: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Более того, автор говорит, что лично знаком с одним из героев повести и услышал историю бедной Лизы от него. Карамзин стремится передать свои чувства и мысли читателю прямо.

А теперь посмотрим на сюжет повести.

В основе повести лежит сюжет о несчастной любви крестьянки и аристократа. Сюжет этот не новый. Новым было то, Карамзин вывел на первый план простую крестьянку, а не дворянина. Он заставил читателей сочувствовать ей.

«И крестьянки любить умеют!», ‒ восклицает автор, когда рассказывает историю матери Лизы. Этим он показывает, что ценность человека не зависит от его сословия. Главное в человеке – его душа и нравственные качества.

Писатели-сентименталисты стремились передать движения души человека. Карамзин это делает мастерски. Он не только описывает эмоции, но и тонко подмечает их внешние проявления.

 Так он показывает радость и смущение героини: «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою».

В истории Эраста и Лизы автор сталкивает два мира. Они резко противопоставлены друг другу.

Мир Эраста – Москва, которую автор ещё во вступлении называет алчной. Мать Лизы боится отпускать дочку в город и каждый раз молится, чтобы Лизу никто не обидел там.

Каким же мы видим героя повести?

«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Он эгоистичен. Любовь Лизы возвышает его в собственных глазах: «видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее».

Интересно, что Карамзин при этом подчеркивает ум и природную доброту Эраста. Даже осудить героя он хочет, но не может. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?» Эраст – не отрицательный герой. У него нет злых мыслей и стремления развратить Лизу. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думает Эраст. Встреча с Лизой для него – шанс исполнить мечту и жить невинной жизнью со своей пастушкой на лоне природы.

Все неблаговидные поступки он совершает из-за слабости характера. Карамзин создаёт сложного, неоднозначного героя.

Мир Лизы и её матери – сельская идиллия. Они живут на лоне природы, зарабатывают на жизнь честным трудом, исключительно добры, невинны и чисты.

Лиза – необыкновенно заботливая дочь. Её мать – безутешная вдова, «чувствительная, добрая старушка». После смерти мужа дочь стала её единственной опорой и радостью в жизни.

Лиза искренна, наивна и самоотверженна. Она готова на всё ради Эраста. Её цель – счастье любимого. «… она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастие».

Когда Эраст уходит на войну, она падает в обморок после прощания. А очнувшись, хочет ехать вслед за ним. «Ах! – думала она. – Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». Только мысль о матери остановила её.

Автор постоянно подчёркивает связь Лизы с природой. Объяснение в любви, которое сделало Лизу счастливой, случилось прекрасным майским утром.

Потеря невинности происходит тёмной мрачной ночью, и тут же начинается страшная гроза. Когда Лиза плакала в разлуке с Эрастом, «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием».

Таким образом Карамзин сделал пейзаж средством психологической характеристики героев. Более того, во вступлении пейзаж создаёт настроение повести. «Ужасная громада алчной Москвы» противопоставлена светлой реке и густо-зелёным пышным лугам. Развалины монастыря и кладбище намекают на трагический конец повести.

Вспомним, что сентименталисты утверждали ценность страданий. По их мысли, страдания делают человека лучше. А всякое страдание должно вознаградиться.

Во вступлении Карамзин пишет: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

Бедную Лизу автор не осуждает за самоубийство. Он призывает читателей посочувствовать ей. Вот так он пишет о её смерти: «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

Точно так же он не осуждает Эраста. Эраст сам погубил себя. Он проиграл своё состояние, женился без любви на богатой вдове и был несчастен до самой смерти. Эраст страдал и каялся в смерти Лизы, поэтому заслуживает прощения, уверен автор.

Белинский в статье «Литературные мечтания» написал о Карамзине: «Он отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых до двадцатых годов называется периодом Карамзинским. Одно уже это достаточно доказывает, что Карамзин, по своему образованию, целою головою превышал своих современников. За ним ещё и по сию пору, хотя и не твёрдо и не определённо, кроме имени историка, остаются имена писателя, поэта, художника, стихотворца».

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bednaya-liza/sentimentalizm-priznaki.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/sentimentalizm-bednaya-liza.html
  • https://rosnoust.ru/analiz/sentimentalizm-v-bednoj-lize-primery.html
  • https://videouroki.net/video/13-bednaya-liza-kak-proizvedenie-sentimentalizma.html

Автор:
Самый Зелёный
·

Творчество Н. М. Карамзина связано в первую очередь с появлением в русской литературе такого направления, как сентиментализм. До этого в ней царствовал классицизм с его четкой конструкцией и дидактическими нравоучениями. Карамзин же открывает мир чувственный, наполненный различными эмоциями, личными переживаниями героев. Он признавался, что особую чуткость сердца – сентиментальность – он считал необходимым качеством писателя. Карамзин показал себя блистательным литератором, его работы до сих пор вызывают неподдельный интерес. Остановимся на одной из них – повести «Бедная Лиза», которая в настоящее время включена в обязательную школьную программу.

История создания 

Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.

Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил: 

«Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь». 

Читатели могли посетить описанные в произведении места и прочувствовать атмосферу самостоятельно. Недалеко от монастыря располагался пруд – тот самый, где трагически покончила с собой главная героиня. Впоследствии он получил название – «Лизин пруд». 

Повесть «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в издании «Московский журнал», где Карамзин работал в качестве редактора.

Карамзин был не только поэтом и прозаиком, но и прекрасным переводчиком. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями У. Шекспира, Г. Лессинга и других выдающихся европейских деятелей литературы. Одним из самых интересных творений Карамзин считаются «Письма русского путешественника», написанные под впечатлением от поездки по Европе и опубликованные в 1791-1792 гг. Именно здесь автор начинает внедрять черты сентиментализма, благодаря чему он стал известным литератором. Талант писателя раскрывался с каждой его работой. Знаковым событием в русской прозе стала публикация повести «Бедная Лиза», за ней в свет вышло другое произведение – «Наталья, боярская дочь».

Итогом творческого пути Карамзина становится энциклопедический труд «История государства Российского», в котором описаны события нашей страны от древности до начала Смутного времени. Многое из того, что написано в этих двенадцати томах, было найдено в архивах самим писателем и впервые опубликовано благодаря ему.

Жанр и направление 

«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Некоторые называют «Бедную Лизу» рассказом, что неверно, так как обычно в рассказе реализуется одна сюжетная линия и он не такой большой по объему, как данная книга.

Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя. Поэт П. А. Вяземский называл это течение «изящным изображением основного и повседневного».

Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:

  • Эмоциональность: читатель понимает, что чувствуют персонажи, благодаря описанию эмоций;
  • Роль природы: кроме этого, для более глубокой проработки героев Карамзин использует мир природы («Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием»);
  • Гипербола: страдания Лизы иногда кажутся чрезмерными, они очень гиперболизированы («…Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым»);
  • Образ автора: лирический герой, который представлен в повести рассказчиком от первого лица, описывает свои эмоции в качестве небольших лирических отступлений («слеза катится по лицу моему», «сердце мое обливается кровию…»).

Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства. 

Смысл названия

Название «Бедная Лиза» можно трактовать несколькими способами. В первую очередь, Карамзин, добавляя в заголовок оценочное слово, дает нам понять свое отношение к героине. Ему жаль девушку, и он надеется, что читатель также будет ей сочувствовать. 

Но не стоит забывать, что «бедная» также может обозначать «нищая», а материальное положение Лизы стало причиной, по которой Эраст не захотел связывать с ней свою дальнейшую жизнь.

Суть 

Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.

Крестьянская девушка Лиза вынуждена трудиться в поте лица, чтобы обеспечить себя и мать после смерти отца, бывшего «зажиточным поселянином». Она собирает ландыши в лесах и продает их в Москве. Там ее замечает молодой красивый дворянин Эраст, который влюбляется в нее, и эти чувства, кажется, навсегда.

Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.

Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот они).

Конфликт

Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов. 

Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся. 

Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.

Главные герои и их характеристика 

Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:

  • Лиза – главная героиня повести. Из-за смерти отца ей приходится встать во главу семьи, теперь состоящей только из нее и матери, и заботиться о хозяйстве. Девушка берется за любую работу, она очень трудолюбива и покладиста. Лизу отличают чуткость и доброта. Она ухаживает за матерью, которая, к слову, ничем не занимается, только тоскует по умершему мужу. Но дочь поддерживает ее и никогда не упрекает. Для Лизы во главе ее жизни стоят чувства, которые она испытывает. Сильная любовь к Эрасту приводит к трагедии – героиня бросается в пруд и тонет. Даже это она делает на эмоциях – сразу после болезненного расставания с возлюбленным. Но до последнего она не забывает о матери и передает подруге деньги и послание к старушке. Лиза кажется мудрой, она понимает, что будущего для нее и Эраста нет. Однако она отдается молодому человеку, не думая о последствиях. Кроме того, любовь настолько ее ослепляет, что она не способна оценить перемены в избраннике, хотя и замечает их.
  • В начале повести Эраст описан богатым и беззаботным дворянином. Он очень избалованный и безвольный, вместе с тем он кажется мечтателем, вдохновившимся романами. Он не является отрицательным персонажем.  Кто знает, может, он читал те же европейские произведения, на основе которых Карамзин строил сюжет повести, и потому решился на такие любовные отношения. Ветреный и легкомысленный, Эраст в какой-то мере заботится о Лизе и ее матери. При первом расставании он оставил им достаточно денег, чтобы Лизе не нужно было продавать ландыши. Во время последней встречи он отдает девушке сто рублей, что в те времена было очень большой суммой. Кажется, будто герой хочет откупиться от бывшей возлюбленной, однако Эраст уверен, что деньги очень нужны для счастливой жизни. Конечно, он поступает с бедной Лизой отвратительно, и его, наверное, ничто не может оправдать. Хотя напрямую Карамзин его не обвиняет и пишет, что он тоже был несчастен до конца своих дней. Именно Эраст рассказывает печальную историю рассказчику. 
  • Мать Лизы была доброй женщиной. Она не смогла справиться с потерей мужа и фактически сняла с себя ответственность за будущее дочери, которую все же сильно любит. И так она проводит в тоске по супругу многие годы. Подобная ситуация очень характерна для сентиментализма. Возможно, Лиза полностью предается отношениям, видя перед собой мать как пример. Она спрашивает у матери совета, знакомит с ней Эраста и поддерживает ее причитания. Узнав о смерти дочери, вдова сразу же умирает.
  • Природа также становится одним из персонажей повести. Однако в «Бедной Лизе» природа пассивна: она наблюдает за развитием отношений героев, отражая в себе их чувства, но никак не действует. Например, после грехопадения героини начинается гроза, то есть «натура» предвещает беду, однако она не стала ей препятствовать.

Темы и проблемы 

В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:

  • Восприятие мира через призму чувств. Автор детально описывает чувства героини, делая ее более живой и понятной читателю. Настроение Лизы часто совпадает с погодой и окружающим миром. Когда она счастлива, то замечает, как вокруг хорошо. Когда она чувствует себя потерянной, то и обстановка, в которой она находится, соответствует ее состоянию. Пейзаж в сентиментализме играет самостоятельную роль, как хор в античном театре.
  • Любовь — основная тема произведения. Романтическая линия сюжета является в данном произведении основной. На примере любовной драмы Карамзин раскрывает персонажей и проблемы. Любовь как самое сильное чувство становится для Лизы и благословением, и голгофой. 
  • Социальное неравенство. Лиза, будучи бедной крестьянкой, влюбляется в зажиточного дворянина. Они не могут быть вместе, потому что они из разных слоев общества, которое не готово принять подобный союз. Поэтому Лиза не строит воздушных замков относительно их совместного будущего, хотя и мечтает о нем. Она даже представляла себе, что было бы, если бы Эраст был таким же крестьянином, как она.
  • Город – деревня. Такое противопоставление часто встречается в искусстве. В данном произведении город – Москва – становится пристанищем соблазна, который утягивает Эраста. Сельская местность же наполнена чистотой и красотой, там можно обрести спокойствие. И люди там другие – более искренние и невинные. Именно поэтому молодой дворянин и обращает внимание на Лизу. Он пресытился городской суетой и готов наслаждаться дивными природными пейзажами. В городе природа не реализуется как отражение чувств, в отличие от деревни, где каждый пейзаж означал какие-либо эмоции героев.

Проблематика в повести «Бедная Лиза» :

  • Совесть. Эраст до конца своих дней не смог себя простить за гибель Лизы и страдал до самой смерти. Так, его безответственные поступки и жестокие слова обернулись горем в первую очередь для него. 
  • Нравственность. Однозначно молодой дворянин осуждается рассказчиком, который задается вопросом, может ли что-то оправдать Эраста? Поступки избранника Лизы на протяжении всего произведения легкомысленны и прозаичны. Но главная героиня тоже не безгрешна: она отдается мужчине, с которым, как она сама признает, будущего у нее нет. И Эраст, и Лиза рушат свои жизни, не давая себе полного отчета в своих действиях. 
  • Внутренний мир. Такие героини, как Лиза и ее мать, строят весь свой мир вокруг одного человека. Обычно подобные люди не очень образованы и развиты, что неудивительно для крестьянок. И поэтому все свои переживания и чувственную натуру Лиза посвящает Эрасту, реальному и нереальному, близкому и далекому.
  • Социальное неравенство. Мог ли Эраст взять Лизу в жены? Нет, но он и не рассчитывал. Он, как и Лиза, понимал, что это невозможно в том обществе, в котором они жили, поэтому он говорил, что хочет жить с ней, как с сестрой. Эраст становится заложником того уклада, в котором он родился и вырос, в какой-то мере он тоже жертва. Но молодой человек безвольный и слабохарактерный, он будто плывет по течению. Лиза же, пускай и не имеет образования и состояния, духовно оказывается выше возлюбленного.
  • Бедность. Отсутствие средств к выживанию заставляет молоденькую девушку работать не покладая рук. Эраст, который в начале произведения являлся зажиточным дворянином, быстро теряет деньги и влезает в долги. Нищенское положение юноши заставляет его сделать предложение пожилой, но богатой вдове. Эрасту неоткуда и не от кого ждать помощи, и ему приходится выживать таким неблагородным способом.

Главная мысль

Новаторской в русской литературе была идея, суть который заключалась в том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Крестьяне могут проявлять эмоции, как и дворяне, а то и глубже. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для аудитории, которая с восторгом читала повесть. Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности. Эгоизм Эраста погубил и Лизу, и ее мать, и его самого. 

Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.

Язык 

Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует следующие средства выразительности:

  • Сравнение («щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер»).
  • Метафоры («новый гость души ее», «ангел непорочности»).
  • Эпитеты («белые туманы», «зеленый покров», «животворные лучи», «пестрое стадо», «мрачный дуб», «страшная смерть», «бледная, томная, горестная подруга», «алое море», «трогательная картина», «восточное небо»).
  • Композиция – в какой-то мере она кольцевая, потому что повесть начинается и заканчивается описанием дубов и пруда.
  • Антитеза и гипербола – они идейно пронизывают все произведение.
  • Олицетворение («рощи, кусточки оживились», «цветы подняли головы», «воет ветер», «мрак питал желания»).
  • Фразеологизмы («сердце обливается кровью», «таила любовь», «кровь охладела от ужаса», «пришла в себя», «воспалять воображение»).
  • Прилагательные в превосходной степени («страшнейшее», «самое опасное», «величайшем», «нежнейших»).
  • Анафора («Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей… Эраст чувствует в себе трепет…», «Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?»).
  • Лексический повтор (««Дай бог! Дай бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться», «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!»).
  • Многосоюзие («Они простились, поцеловались в последний раз и обещались всякий день ввечеру видеться или на берегу реки, или в березовой роще, или где-нибудь близ Лизиной хижины, только верно, непременно видеться»).
  • Риторический вопрос («Что с тобою сделалось?», «Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?»).
  • Риторическое обращение («Ах, Лиза, Лиза!»).
  • Градация («Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его»).

Автор использует эти приемы, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу.

Критика

Не только аудитория с большой благосклонностью отнеслась к повести «Бедная Лиза». Большинство критиков говорили о новаторстве Карамзина и подчеркивали особенность «Бедной Лизы». Они отмечали не только новую для российского читателя чувствительность, сентиментальность, но и печальный конец, который выбрала для себя героиня, — самоубийство. Литератор В. В. Сиповский писал, что русская публика впервые встретилась с «горькой правдой жизни», а не со счастливым концом, как это было раньше.

Критик В. Н. Топоров называл работу Карамзина «корнем», из которого выросло «древо русской классической прозы». Он считал, что многие произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка») написаны именно благодаря «усвоению уроков карамзинской повести».

Однако советский литературовед Г. А. Гуковский же писал, что если в подобных европейских сюжетах превалировала антифеодальная мысль, где показаны последствия сословного неравенства, то Карамзин же будто говорил, что и в крепостничестве можно быть счастливым. 

«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь. 

Это справедливое замечание, так как Карамзин действительно не хотел отмены крепостного права. Он считал, что нужно регулировать самоуправство помещиков и следить за их действиями по отношению к крестьянам.

Однако личные взгляды автора никак не умаляют его заслуг. Карамзин призывал аристократию быть более гуманной и отзывчивой. Его вклад в русскую культуру сложно переоценить. Труды писателя до сих пор вызывают интерес со стороны исследователей и широкой публики, потому что он действительно показывал жизнь в ее многообразии. 

Метки: 8 классБедная ЛизаНиколай Карамзинразбор

Читайте также:

Многомудрый Литрекон с удовольствием поработал и написал итоговое сочинение на тему: Что может исказить жизненный путь? Аргументы, тезисы, заключения, вступления — все это представлено в изобилии. Приятного просвещения!!

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек планирует свой жизненный путь, но далеко не все планы реализуются в делах. Почему так? А потому что на его дороге встречаются препятствия, и от того, сможет ли он их преодолеть, зависит его дальнейшая судьба. И таких испытаний великое множество. Их подробное описание мы встречаем в классической литературе.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой в юности был амбициозным и талантливым человеком, но в зрелости обрюзг, деградировал и превратился в алчного Ионыча, которого никто не уважал и не любил. Почему так произошло? Очевидно, что жизненный путь Дмитрия был искажен, а чем? В его случае основополагающую роль сыграло влияние среды. Оно сбило с толку молодого врача, когда он приехал в захолустье и оказался в окружении обывателей. Сначала Дмитрий находил силы противиться их воздействию, избегал тех, чей образ жизни ему не нравился. Однако со временем одиночество, усталость от рутины и неуверенность в себе вынудили Дмитрия подражать всем остальным и искать покой в мещанском прозябании и охоте за материальными благами. Отказ Катерины, разочарование в Туркиных, неумение держаться своего курса — все это изменило направление Дмитрия. Герой, мечтающий помогать людям и делать мир лучше силой своего знания, стал тем, кого не смог бы уважать в юности. Его путь исказило испытание чужим влиянием, которое он провалил.

Но бывает и так, что препятствие на путь человека настолько трудное, что его едва ли можно достойно преодолеть. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Легкое дыхание». Оля была обычной гимназисткой из обеспеченной семьи, но в подростковом возрасте ее развитие слишком сильно ускорилось, и учительницы были удивлены расцветом женственности в этом ребенке. Впоследствии их потрясла трагедия: Олю застрелил на вокзале офицер, который утверждал, что девушка сама спровоцировала расправу, обманув его. Оказалось, что героиня вела двойную жизнь: соблазняла молодых людей, обещала им совместное будущее, а потом лишь смеялась над ними. Почему совсем еще девочка стала вести себя так аморально? Причина была ужасна: ее изнасиловал друг отца, который воспользовался отсутствием родителей Оли и склонил ее к половому акту. После этого психика героини была травмирована, она ненавидела своего соблазнителя, и свое чувство она направила на всех остальных мужчин. Ее жизненный путь исказило испытание, которое не по силам превозмочь ребенку.

Таким образом, жизненный путь человека норовят исказить разнообразные препятствия, которых на нашем веку встречается немало. Каждый из нас должен приложить все силы, чтобы решить проблемы и выйти из тупика с честью и достоинством. Для этого очень важно помнить, кто ты и куда ты идешь. Целеустремленность позволит обойти или преодолеть преграды.

Вариант 2

(411 слов) К сожалению, далеко не все судьбы людей складываются так, как они хотели бы. Очень часто на дороге жизни мы спотыкаемся, уходим в сторону, а порой и падаем так больно, что подняться вновь становится крайне сложно. Но нельзя не признать тот факт, что наш путь искажают наши же ошибки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно описал те заблуждения, которые позволяют человеку испортить себе жизнь. Иллюзии Родиона оправдали убийство старухи-процентщицы, и молодой человек с большими перспективами и талантами стал преступником. А ведь Раскольников получил все возможности для успешной самореализации. Его обеспечивали сестра и мать, он уже поступил в высшее учебное заведение и мог продолжить обучение, если бы, как Разумихин, работал и копил. В отличие от Сони Мармеладовой, он не должен был содержать семью и жертвовать собой. У него были способности, которые можно было бы применить на пользу обществу. Но Родиона сломала бедность, ведь он был слаб и тщеславен. Большое самомнение стало его главной ошибкой. В отличие от того же Дмитрия, он хотел всего и сразу, но трудиться ради этого честно готовности у него не было. Это и есть источник теории о вседозволенности. Это и есть ошибка, которая исказила жизненный путь героя.

Но чаще всего нас уводит в сторону от цели другая ошибка — потворство своей лени. Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» подтвердил это. Илья Ильич имел все возможности, чтобы реализовать себя и прийти к успеху. У него были дворянское происхождение, солидное наследство, ему дали высшее образование и капитал. Казалось бы, чего еще нужно для полного счастья и быстрого старта? Но все эти перспективы и дары судьбы Илья Ильич рассеял по ветру, потому что ему было лень что-либо делать. Обломов настолько деградировал, что не мог заполнить заявление при случае, хотя учился делопроизводству. Даже любовь к Ольге не мотивировала его привести в порядок финансы и начать уже работать, чтобы обеспечивать семью. И в союзе с Агафьей Илье было хорошо потому, что она взяла все хлопоты на себя, а мужу осталось лишь лежать и получать удовольствие от сытости и комфорта. Не такой судьбы хотел жизнерадостный и активный Илюша в детстве, но его путь искажен бесконечным потворством лени. Нельзя ничего добиться, если человек не готов и пальцем о палец ударить ради достижения цели.

Таким образом, наш путь искажают ошибки. Люди идут на поводу у своих заблуждений и оказываются у них в плену. А реальная жизнь проходит мимо. Блуждая по дорогам самообмана и порочных наклонностей, мы приходим не к тем результатам, которые так хотели получить.

  • Сложносочиненные предложения в рассказе бедная лиза
  • Сложноподчиненное предложение как пишется
  • Сложно сочинение предложение это примеры
  • Сложно прогнозируемый как пишется
  • Сложно организованный как пишется