Сложноподчиненное предложение как пишется

6-е изд., перераб. и доп. - м.: 2013. - 430 с.; 4-е изд., перераб. и доп. - м.: 2011. -

222 1 small222 small

6-е изд., перераб. и доп. — М.: 2013. —
430 с.; 4-е изд., перераб. и доп. — М.: 2011. —
430 с.

Пособие содержит разноуровневые варианты
экзаменационных заданий с подробным методическим комментарием их
выполнения. В сборнике вы найдете возможные алгоритмы действий,
увидите простые пути решения заданий, обратите внимание на
экзаменационные «ловушки». Задания пособия позволят приобрести
навыки выполнения тестов любой сложности и эффективно подготовиться
к ЕГЭ. Издание адресовано учителям старших классов, учащимся,
методистам, преподавателям подготовительных курсов.

Формат:

pdf

(2013
, 6-е изд., 430с.)

Размер:
14,8 Мб

Смотреть, скачать:


yandex.disk

Формат:

pdf

(2011
, 4-е изд., 430с.)

Размер:

1
5,4Мб

Смотреть, скачать:


yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5
Обобщённый план экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку 7
Часть А 11
Задание А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения) 11
Задание А2. Лексические нормы (употребление слова, паронимы) 24
Задание A3. Морфологические нормы (образование форм слова) 32
Задание А4. Синтаксические нормы (построение предложения с
деепричастием) 40
Задание А5. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение
предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение
сложноподчинённых предложений 49
Задание А6. Синтаксические нормы 63
Задание А7, А8. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в
тексте 71
Задание А9. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения 80
Задание А10. Синтаксический анализ предложения (обобщение) 92
Задание A11. Части речи 98
Задание А12. Лексическое значение слова 109
Задание А13. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи
119
Задание А14. Правописание корней 128
Задание А15.Правописание приставок 137
Задание А16. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени 144
Задание А17. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
152
Задание А18. Правописание НЕ и НИ 158
Задание А19. Слитное, дефисное, раздельное написание 172
Задание А20. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом
предложении с однородными членами 184
Задание А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами, приложениями) 196
Задание А22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения 208
Задание А23. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
(однородные члены предложения) 222
Задание А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 234
Задание А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 258
Задание А26. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и
бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи 267
Задание А27. Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров 278
Задание А28. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста 291
Задание А29, Функционально-смысловые типы речи 295
Задание А30. Лексическое значение слова 306
Часть В 314
Задание В1. Основные способы словообразования 314
Задание В2. Морфологический анализ слова 319
Задание В3. Словосочетание 323
Задание В4. Предложение. Грамматическая основа предложения, подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные
предложения 333
Задание В5. Осложнённое простое предложение 345
Задание В6. Сложное предложение. Виды сложного предложения 357
Задание В7. Средства связи предложений в тексте 376
Задание В8. Речь. Анализ средств выразительности 383
Тесты в формате ЕГЭ 409
Литература 430

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3-х частей.

  • Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Часть 2 состоит из 8-и заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно.
  • Часть 3 состоит из 1-го задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1-A30) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвонИм

3) грАжданство

4) давнИшний

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол)
2) их работа
3) горячие супы
4) шестистами учениками

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

Прочитайте текст и выполните задания A7-A12.

(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.
2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.

А8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

1) Однако
2) Даже
3) Несмотря на это,
4) Следовательно,

А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) стали машины (предложение 5)
2) корабли в упор палили (предложение 2)
3) вывести из строя (предложение 3)
4) матросы старались завладеть (предложение 4)

А10 Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

1) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) простое с однородными членами
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

А11 Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

1) 5
2) 2
3) 6
4) 4

А12 Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).

1) вежливость
2) соотношение
3) ошибка
4) поправка

А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2, 4

А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный
2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) произнос..шь, преобразу..мый
2) относ..шься, распущ..нный
3) засмотр..шься, замет..вший
4) перекин..шь, сломл..нный

А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. никел..вый
Б. достра..вать
В. приветл..во
Г. оскуд..вать

1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, Г

А18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 3, 4

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

1) 1, 4
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 2, 4

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 2

А27 Прочитайте текст.

Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

Прочитайте текст и выполните задания A28-A30; B1-B8.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь — всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)- Да нет же, тут другое совсем, — содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, — видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, — негде было пристроиться, — кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)- Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое — то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, — Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза — на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчинойстану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! — (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. — (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»

(27)- Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… — складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

*Леонид Максимович Леонов

(1899-1994) — русский писатель, общественный деятель.

А28 О чём говорит высказывание героя:
«Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»
?

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок.
3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.
2) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
3) Предложения 8-9 включают описание.
4) Предложения 24-26 содержат повествование.

А30 Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) развернула (предложение 8)
2) сожги (предложение 15)
3) зажмурился (предложение 22)
4) прогремел (предложение 29)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1-B3
запишите словами.

В1
Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2
Из предложений 16-18 выпишите числительное.

В3
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 29).

Ответы к заданиям B4-B7
запишите цифрами.

В4
Среди предложений 21-26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5
Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В6
Среди предложений 2-9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

В7
Среди предложений 15-19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении
отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:

1) анафора

2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ


ЧАСТЬ 2

За правильный ответ на задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.

* Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Часть 3

Информация о тексте

Основные проблемы

1. Проблема обретения ощу-щения ответственности и чувства долга как характерных черт взрослого человека. (Как становятся взрослыми?)

1. Взросление человека (юноши) -это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.

2. Проблема взросления. (Всегда ли взросление связано с отважными, героическими поступками?)

2. Иногда, чтобы стать настоящим мужчиной, не нужно совершать подвиг, для этого достаточно почувствовать ответственность за свои поступки и поступки других.

3. Проблема взросления на войне. (Почему на войне быст-рее происходило взросление юношей?

3. На войне взрослели быстрее потому, что слишком велика была ответственность за то, что происходило на фронте.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных
измерительных материалов единого государственного экзамена
2013 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных
измерительных материалов ЕГЭ 2013 г. следует иметь в виду, что задания,
включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут
проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Полный перечень
элементов содержания, которые могут контролироваться на едином
государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов
содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена
2013 г. по русскому языку.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы
дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности
составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их
форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения
заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают
представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого
ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки
к ЕГЭ.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся
3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны
четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям Вы
должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую
письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас
останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно
больше баллов.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.
Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут
учитываться при оценивании работы.
Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером


выполняемого Вами задания (A1–A30) поставьте знак «

крестик» в клеточке,


номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1.
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно
выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. позвонИм
  2. рвалА
  3. грАжданство
  4. давнИшний

А2.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно
?

  1. В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами
    ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева,
    набережная, каналы, дворцы.
  2. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ
    веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих
    минералов.
  3. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были
    установлены в 1807 году.
  4. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых
    зависит духовная жизнь и здоровье человека.

А3.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. лягте (на пол)
  2. их работа
  3. горячие супы
  4. шестистами учениками

А4.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,

  1. в аудитории началась дискуссия.
  2. у меня возник интерес к этой проблеме.
  3. требуются конкретные примеры.
  4. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало
    больше покупателей.
  2. «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в
    20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
  3. М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина
    совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко
    писали о нём.
  4. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные
    планы.

А6.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?

  1. Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык,
    называют галлицизмами.
  2. Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно
    меняется.
  3. В целях содействия развитию литературы и литературного языка
    в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным
    научным центром изучения русского языка и словесности.
  4. Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских
    дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского
    литературного языка, становится преобладающим.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.


(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в
друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.
(3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из
строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего
корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую
палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались
завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века
очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым
важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные
суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра,
позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное
для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от
огня противника.

А7.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом
тексте?

  1. Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков
    довольно скептическое отношение.
  2. Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех,
    что происходили за сто лет до этого.
  3. Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
  4. Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время
    Крымской войны.

А8.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте
пропуска в пятом предложении?

  1. Однако
  2. Несмотря на это,
  3. Следовательно,

А.9.
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. стали машины (предложение 5)
  2. корабли в упор палили (предложение 2)
  3. вывести из строя (предложение 3)
  4. матросы старались завладеть (предложение 4)

А10.
Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

  1. сложное бессоюзное
  2. сложноподчинённое
  3. простое с однородными членами
  4. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

А11.
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего
времени.

А12.
Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).

  1. вежливость
  2. соотношение
  3. ошибка
  4. поправка

А13.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
пишется НН?
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя
связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных
сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и

сюжеты для своих произведений.

1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2, 4

А14.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная
корня?

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

А.15.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный
2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

А16.
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) произнос..шь, преобразу..мый
2) относ..шься, распущ..нный
3) засмотр..шься, замет..вший
4) перекин..шь, сломл..нный

А17.
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. никел..вый

Б. достра..вать

В. приветл..во

Г. оскуд..вать

1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, Г

А18.
В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с
тоской по вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться
безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели
соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

А19.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку
важно понять, что является для него в жизни главным.
2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны,
ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном
мире.
3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и
Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо
попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ)
как и литературное творчество.

А20.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и
служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось
крупнейшими представителями русской науки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И
запятая
не нужна.
2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным
членом, перед союзом И
запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И
нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И
нужна
запятая.

А 21.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2)
убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)
складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4

А22.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то
мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за
этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол
«свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко
свистеть, кричать».

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 3, 4

А23.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу
отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как
сходства так и различия.

А24.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные
сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход,
хор бояр, возвещающий о пленении князя.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие
того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает
содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.

А25.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2)
которой (3) был первый директор Царскосельского лицея
Малиновский (4) обрела множество сторонников.

1) 1, 4
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 2, 4

А26.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно
пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4)
стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных

криков.

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 2

А 27.
Прочитайте текст.
Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места
захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения
грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для
предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений
проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения
до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль
осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и
возможной миграции загрязнений.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом
потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и
расположение которых зависят от назначения сооружений,
гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью
специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод
от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к
поверхностному водоисточнику.
3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками
загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных)
вод требуют жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать
специальные гидрогеологические карты разных районов России.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.


(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,
двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,
чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,
отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный
треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.
(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы
находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,
командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в
Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул
своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем
двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с
какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула
листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.
(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные
строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и
прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока,
день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,
как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем
ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,
что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –
Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша
часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во
всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет
девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить
Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической
обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,
они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –
на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять
букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я
не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…
(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,
словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что
случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –
(25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю,
Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо,
сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат
оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,
затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события
истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных
самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли
её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг
прогремел в те дни на всю страну.
(По Л. Леонову*)

* Леонид Максимович Леонов
(1899–1994) – русский писатель,
общественный деятель.

А28.
О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью
обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит,
всухую… и это купель зрелости!»?

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный
поступок.
3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать
физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

А29.
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия
персонажей.
2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.
3) Предложения 8–9 включают описание.
4) Предложения 24–26 содержат повествование.

А30
. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) развернула (предложение 8)
2) сожги (предложение 15)
3) зажмурился (предложение 22)
4) прогремел (предложение 29)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово

(словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш

ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой


клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в

соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при

перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в


отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

В1.
Из предложений 4 и 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2.
Из предложений 16–18 выпишите числительное.

В3.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ
(предложение 29).

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

В4.
Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит
односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5
. Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным
распространённым согласованным определением. Напишите номер этого
предложения.

В6
. Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое предложение с
придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

В7.
Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.


Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из

списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на


месте пропуска, пишите цифру 0.


Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами

в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1

справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.


Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с

приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте

запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи


ответов пробелы не используются.

В8
. «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о
том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить
доступно. Достигается это с помощью тропов: («купель зрелости»
в предложении 24), («
пытливые, вопросительные

глаза» в
предложении 21), («на солнце полуденное в тысячу раз легче
глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного

(«отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот
приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает
важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, C1, а затем напишите сочинение.

С1.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

demo 13 pic2
demo 13 pic3
demo 13 pic4
demo 13 pic5
demo 13 pic6

В русском языке предложения делятся на простые и сложные, они в свою очередь подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложные предложения состоят из простых, они связаны по смыслу интонацией и грамматически с помощью союзов и союзных слов. Разберем подробнее сложноподчинённые предложения (СПП).

Определение подчинения

Дать определение подчинению можно на примере словосочетаний. Слова в нашей речи связываются и образуют сочетания, в где одно слово главное. От него мы задаём вопрос к другому, которое является зависимым .
Бежать (как?) быстро;
Радоваться (чему?) новому дню.

Важно! Связь, при которой одно слово зависит от другого, то есть подчиняется ему, называется подчинительной связью.

Предложение от которого задаём вопрос называется главным, подчиняемая ему часть — придаточным. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами или союзными словами.
Сложноподчиненное предложение как пишется

Пример синтаксического разбора:

Мы пойдём гулять, когда закончится дождь.

Основная информация находится в главном предложении (мы пойдём гулять), придаточное сообщает нам поясняющую информацию (когда закончится дождь). Зависимость главного и придаточного выражена союзом когда.

Зависимая часть по отношению к главной может находиться в разных концах предложения:

  • перед главным: Когда закончился дождь, мы вышли на улицу;
  • в середине: Потом, когда закончится дождь, мы выйдем на улицу;
  • после главного: Мы вышли из дома, когда закончился дождь.

Полезно почитать: Что такое подлежащее и сказуемое

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Внутри словосочетаний существуют следующие виды подчинительной связи:

  1. Согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.
    • Голубое небо;
    • Быстрая машина;
    • Мой родственник.
  2. Управление. Зависимое слово требует постановки в такой падеж, какой требует главное.
    • Отдыхал на море;
    • Вспыхивали в небе;
    • Пылали на солнце.
  3. Примыкание. В роли зависимого выступают неизменяемые слова (наречия, деепричастия, глаголы в неопределенной форме).
    • Бежали быстро;
    • Яйца всмятку;
    • В распахнутое настежь.

Может быть интересно: Что такое грамматическая основа

Виды подчинения в предложении

Придаточные части сложноподчиненного предложения могут связываться между собой с помощью разных способов.

Однородное подчинение

При однородном подчинении главной части подчиняются несколько придаточных, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. При этом зависимые предложения не обязательно должны начинаться с одинакового союза. Постановка знаков препинания между ними схожа с постановкой знаков между однородными членами:

  • Я верю(во что?), что мы победим в этом конкурсе, что обойдём наших соперников.
  • Андрей пришел домой (когда?), когда на улице потемнело и зажглись фонари.

Параллельное подчинение

В этом случае придаточные части отвечают на разные вопросы и могут зависеть от разных слов, но по-прежнему относятся к одному главному предложению:

  • Так как мы были в этом лесу одни, нам казалось, что там в кустах кто-то бродит.
    Нам казалось что?что там в кустах кто-то бродит.
    Нам казалось из-за чего?так как мы были в этом лесу одни.
  • Тот, кто постоянно лжет, должен понимать, что вскоре ему перестанут верить.
    Тот… кто? должен пониматькто постоянно лжет.
    Тот…должен понимать что?что вскоре ему перестанут верить.

Последовательное подчинение

При этом виде подчинительной связи в предложении главной части подчиняется только одна из зависимых, а остальные подчиняются последовательно друг другу. Таким образом, каждое последующее предложение зависит от предыдущего:

  • Я сказала сестре, чтобы она убрала беспорядок, так как скоро приедет мама.
    Я сказала сестре что?чтобы она убрала беспорядок;
    Убрала беспорядок почему?так как скоро приедет мама.
  • Светлана знала, что муж сразу ляжет спать, потому что очень устал.
    Светлана знала что?что муж сразу ляжет спать.
    Сразу ляжет спать почему?потому что очень устал.

Комбинированное подчинение

При комбинированном виде используются разные способы подчинения.

Когда Павел пришел с работы, то увидел, что на улице потемнело, потому что началась гроза.

Здесь можно наблюдать не только параллельное (увидел когда? увидел что?), но и последовательное подчинение (на улице потемнело почему?).
Схема СПП с разными видами подчинения:
Сложноподчиненное предложение как пишется
Видео о видах подчинительной связи:

Союзные СПП

Зависимость одного предложения от другого часто выражается подчинительными союзами. В зависимости от того, какие отношения выражают союзы, они делятся на  следующие виды:

  1. Изъяснительныечто, чтобы, как, когда и др.
  2. Временные: когда, едва, пока, как, с тех пор как, как только и др.
  3. Причинныепотому что, так как, ввиду того что, ибо.
  4. Условныеесли, коли, когда, раз, если бы, ли и др.
  5. Уступительныехотя, несмотря на то что, пускай и др.
  6. Следственные: так что.
  7. Целевые: чтобы, с тем чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.
  8. Сравнительные: как, словно, как будто, точно и др.

Союзы, состоящие из одного слова, называют простыми, а из нескольких — составными.

Вместо подчинительных союзов средством связи могут выступать союзные слова:

  • относительные местоимения: что, кто, который, какой, сколько, каков, чей;
  • относительные местоименные наречия: где, когда, куда, зачем, как, почему.

Справка! Союзные слова, в отличие от союзов, являются полноценными членами предложения.

Сложноподчиненное предложение как пишется

Полезно почитать: Описание и виды сочинительных союзов

Бессоюзные СПП

Между частями сложноподчиненного предложения союзы и союзные слова могут отсутствовать. Такой вид СПП называют бессоюзным. В  нем главное и придаточное предложение связаны с помощью смысла и интонации.

Части бессоюзного СПП неравноправны. Зависимое предложение может:

  • дополнять главное. Игорь заглянул в окно: в комнате было пусто.
  • раскрывать содержание основной части. На душе было тяжело: мысли о произошедшей неприятности не выходили из головы.
  • указывать на причину. Алексей расстроился: на билет не хватало денег.

Главная и зависимая часть бессоюзного предложения могут находиться в контрастных отношениях:

  • Пришел на встречу чуть позже — уже никого не застал.
  • Сергей замешкался на пару секунд — соперник тут же вырвался вперед.
  • Мать только нахмурится — дети мгновенно замолкают.

Может быть интересно: Понятие и классификация бессоюзных предложений

Знаки препинания в СПП

Знаки пунктуации между частями СПП могут как ставиться, так и нет. Вот основные правила:

  1. Придаточное предложение, независимо от его места, выделяется запятыми.
    • Когда кончились каникулы, дети с грустью вспоминали те беззаботные деньки.
    • Капли дождя, которые капали с веток деревьев, были очень холодными.
    • Когда я встретил его снова, то сначала даже не узнал.
  2. Если между придаточными стоит соединительный или разделительный союз, то запятая между ними не нужна. В противном случае знак ставится.
    • Из окна было видно, как чернеет небо и надвигаются тучи.
    • Из окна было видно, как чернеет небо, надвигаются тучи.
  3. Если соединительный или разделительный союз стоит перед всеми придаточными предложениями, то запятая ставится перед каждым, кроме первого.
    • Когда закончилась зима, я с радостью вспоминала и как каталась на санках, и как лепила снеговика, и как строила снежные крепости.
  4. Если зависимая часть начинается с частиц ведь, лишь, только, вот, как раз, особенно, просто, в частности, а именно, а также, тогда запятая нужна только перед частицей.
    • Ты ощутишь это, только когда сам увидишь это.
  5. Составной союз не разделяется, когда придаточное перед главным.
    • Благодаря тому что они предупредили нас о поездке, мы смогли спокойно собрать вещи.

В бессоюзных СПП вместо запятой ставится тире или двоеточие. В некоторых случаях двоеточие можно заменить на союз.
Я уже представляю завтрашний день: (то есть) вечеринки, друзья, та самая атмосфера.
Нужно съездить в магазин: (потому что) у нас нет подходящих ингредиентов.

Внимание! Если в предложении есть глаголы вижу, верю, слышу, прислушался, оглянулся, знаю, надо ставить двоеточие, которое можно заменить союзом что. Я верю (во что?): операция пройдет без осложнений.

Сложноподчиненное предложение как пишется
Видео о правилах пунктуации в СПП:

Заключение

Разобраться с подчинительной связью не всегда просто. Но если сделать это, можно в дальнейшем избежать совершения ошибок как в устной, так и в письменной речи.

Всего найдено: 416

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая и почему: Я уже не понимала, где я (,) и что происходит. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. 

Здравствуйте! Как следует правильно писать это предложение? «Начался новый, 2022 год, и…» 1) Необходима ли запятая после слова «новый»? Здесь многим интонационно хочется ее поставить. 2) Если запятая из пункта 1 необходима, не нужно ли обособить «2002» с двух сторон? 3) Если «2002» нужно обособить, нужно ли там буквенное наращение -й (в датах оно не пишется, но обособление может как-то повлиять). Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ваша пунктуация верна. Буквенное наращение и запятая после цифр не нужны. О подобной ситуации мы подробно рассказали в ответе на вопрос № 257051.

«Он пытается объяснить ситуацию своему тренеру, но тот просто говорит: «Не волнуйся, сейчас я его подправлю»(?) и садится в седло.» Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая и почему.

Ответ справочной службы русского языка

По правилам оформления прямой речи корректно: Он пытается объяснить ситуацию своему тренеру, но тот просто говорит: «Не волнуйся, сейчас я его подправлю» — и садится в седло.

«Не знаю(,) по какой причине.» Нужна ли запятая и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Это сложноподчиненное предложение, придаточная часть — неполное предложение. В подобных случаях запятая между частями ставится.

Для их устранения, компания рекомендует приобрести освежитель воздуха в машину. Нужна ли здесь запятая и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна, так как нет оснований для обособления дополнения для установки.

Нужна ли запятая и после «но» в предложении: «Был выбран этот вектор, но чтобы уехать в другую страну мне пришлось отказаться от ивентов»?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Был выбран этот вектор, но, чтобы уехать в другую страну, мне пришлось отказаться от ивентов.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли «запятая и тире» в предложении: У меня дела(,) — подойду ко второму уроку. Или тут достаточно просто поставить тире?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

Здравствуйте, уважаемые сотрудники ГРАМОТЫ! Обращаюсь к вам с этим вопросом уже в седьмой раз. В приведённых ниже ответах вы пишете, что обязательно нужно ставить пробел между запятой и тире. Вопрос № 265514 Какие знаки ставятся в следующих случаях: запятая (,) или запятая и тире (,-)? 1. То, что вы пропустили(, -) ценные знания. 2. Мальчик, встретившийся мне(, -) ученик пятого класса. Ставится ли пробел между запятой и тире? Спасибо. Ответ справочной службы русского языка В обоих случаях ставится запятая и тире. Пробел нужен. Вопрос № 305413 Добрый день! Отправляю свой вопрос в восьмой раз. Очень нужен ваш ответ! Отбивается ли тире от двоеточия в подобных предложениях? «Я тебя не спрашиваю,— строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!» Или правильно так: «Я тебя не спрашиваю,— строго сказал офицер и снова спросил:— Старуха, отвечай!» Спасибо! Ответ справочной службы русского языка Между двоеточием и тире, запятой и тире пробел обязателен. Могли бы вы привести источник, в котором зафиксировано это правило? Дело в том, что в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой рекомендуется не ставить пробел между запятой и тире, а также между точкой и тире. В конце этого справочника в Приложении 15 «Знаки и цифры в тексте — набор слитный или с отбивкой» сказано, что тире с запятой или точкой пишется без отбивки от 1-го слова и с отбивкой 2 п.* – от 2-го. И приводится пример: «Труд людей,— вот история культуры». Могли бы вы как-то это прокомментировать? Срочно нужен ваш ответ! Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В справочнике говорится об отсутствии отбивки запятой (точки) от предшествующего слова и необходимости отбивки тире от последующего. О позиции между знаками не говорится. В примере в издании 2014 года между запятой и тире пробела нет, но в самом тексте книги запятая от последующего тире последовательно отбивается, см., например, раздел, посвященный оформлению цитат (с. 180—181). Отбивка есть и в Полном академическом справочнике под ред. В. В. Лопатина, и в руководствах по пунктуации Д. Э. Розенталя.

Здравствуйте, уважаемая Грамота. Пишу снова, так как часто встречается такая конструкция предложения. Просим обращаться по тел.: 8 (—-) 42-45-20(,) или по электронной почте: nbr-orz@xxx.ru. Нужна или нет указанная запятая и почему? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Ставить запятую перед или нет оснований: союз соединяет однородные члены предложения: Просим обращаться по тел.: 8 (—-) 42-45-20 или по электронной почте: nbr-orz@xxx.ru.

«…таким образом обеспечивается основа международно признанной квалификации, обладая которой(?) спортсмен сможет реализовать себя в любом направлении…» Нужна ли запятая и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Деепричастный оборот не обособляется, если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе определительной придаточной части сложноподчиненного предложения (такое деепричастие от придаточной части запятой не отделяется), ср.: Перед старыми заводами возникали десятки серьёзных проблем, не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей; Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену.

Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая и почему после слова «сотни» в данном предложении: Примут участие десятки, а то и сотни обучаемых в олимпиаде.

Ответ справочной службы русского языка

После однородного члена предложения, присоединяемого союзом а также или а то и, запятая не ставится, т. е. он не обособляется. 

«Это поможет вам научиться понимать их поведение и то, как они реагируют на что-то(?) представляющееся им небезопасным.» Нужна ли запятая и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не требуется. Не обособляются определения нераспространенные и с зависимыми словами, стоящие после местоимений отрицательных, неопределенных, указательных, определительных, образующие с ними единую группу (ударение падает на определение).

«Ваша квалификация позволит работодателям понять, каков ваш профессиональный уровень (?) и какими навыками вы обладаете.» Нужна ли запятая и почему? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна, поскольку между однородными придаточными предложениями есть союз и.

«Так они занимают меньше места(?) и их можно компактно хранить даже вне помещений.» Нужна ли запятая и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна, поскольку это сложносочиненное предложение, а у частей нет общего второстепенного члена (слово так относится только к первому предложению).

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в приведенном ниже предложении перед словом «как» нужна запятая или нет? Угодья татар как отражение хозяйственного освоения территории

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

  • Сложно сочинение предложение это примеры
  • Сложно прогнозируемый как пишется
  • Сложно организованный как пишется
  • Сложно ли написать итоговое сочинение в 11 классе
  • Сложно пресложно как пишется