Сложное предложение со словом сказка

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое сложное предложение

Пример сложного предложения:

Пример сложного предложения | skysmart.ru

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.

Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

Виды сложных предложений | skysmart.ru

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

Примеры:

  • Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

  • Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

  • То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Пример:

  • Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

Когда не нужна запятая в ссп | skysmart.ru

Исключение

Если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член или придаточное, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.

Пример:

  • На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

  • Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

  • Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

Пример:

  • На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

Классификация придаточных предложений | skysmart.ru

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении | skysmart.ru

Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

  • Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

  • Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

  • Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

  • Кто желает — тот получит.

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

  • Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

  1. Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

  2. Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

  3. Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

  4. Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

  5. Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие односоставных предложений

В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

  • Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

  • Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает субъект.

В русском языке бывают предложения, у которых в составе не два главных члена, а только один: либо подлежащее, либо сказуемое. Они называются односоставными — школьники проходят эту тему в 8 классе.

Односоставное предложение — предложение, которое содержит только один главный член. Всего бывает пять типов предложений, давайте рассмотрим их чуть подробней.

Виды односоставных предложений

Мы уже знаем, какие предложения называются односоставными. Сейчас рассмотрим типы односоставных предложений.

Предложения с одним главным членом можно разделить на две группы:

  1. односоставные предложения со сказуемым;

  2. односоставные предложения с подлежащим.

Односоставные предложения с главным членом — сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяют четыре вида односоставных предложений:

  1. определенно-личные;

  2. неопределённо-личные;

  3. обобщённо-личные;

  4. безличные.

Односоставные предложения с подлежащим в роли единственного главного члена можно разделить на номинативные или назывные.

Онлайн-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Определенно-личные предложения

Определенно-личные предложения — это такие односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые обозначают действия или состояния участников речи — говорящего или собеседника

Сказуемое в таком предложении — главный член, который выражается формой 1 или 2 лица глаголов единственного или множественного числа. Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении.

Сказуемое в определенно-личных предложениях можно выразить в таких формах:

  • расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем;

  • иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти.

Такие предложения по своему значению близки к двусоставным. Почти всегда их можно переформулировать в двусоставное предложение, если подставить подлежащие: я, мы, ты или вы.

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые передают действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола.

В таких предложениях неизвестно или неважно, кто производит действие.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые передают действия обобщенного субъекта.

Главный член в обобщенно-личном предложении может имеет же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа.

Обобщенно-личные предложения часто встречаются в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

Еще к этому типу относят предложения, которые содержат в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Примеры обобщенно-личных предложений:

  • Выходишь иногда на улицу и диву даешься.

  • Что посеешь, то и пожнешь.

Безличные предложения

Безличные предложения — это особые односоставные предложения с главным членом сказуемым. Через них передают действия или состояния, которые возникают независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее.

Если главный член сходен по структуре с простым глагольным сказуемым, он может быть выражен:

  • Безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого — быть главным членом безличных односоставных предложений.

    Холодает / холодало / будет холодать.

  • Личным глаголом в безличной форме.

    Светлеет.

  • Глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях.

    Ветра не было / нет.

Если главный член сходен по структуре с составным глагольным сказуемым, он может выражаться так:

  • Модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив.

    За окном стало светлеть.

  • Глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив.

    Жаль / было жаль прощаться с ним.

Если главный член сходен по структуре с составным именным сказуемым, то он выражается:

  • Глагол-связка в безличной форме + наречие.

    Было жаль деньги.

  • Глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие.

    В комнате было неуютно.

Особая группа среди безличных предложений — инфинитивные.

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, который не зависит ни от какого члена предложения и обозначает действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное.

Пример инфинитивного предложения:

  • Ему завтра работать.

  • Всем встать!

Модальные значения инфинитивного предложения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание.

Два вида инфинитивных предложений:

  • безусловные (Молчать!);

  • условно-желательные (Почитать бы).

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения — это односоставные предложения, которые показывают, что события, явления, предметы, которые названы главным членом, существуют.

Главный член в номинативном предложении — подлежащее, которое может быть существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

Примеры назывных предложений:

  • Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (Блок)

  • Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. (Солоухин)

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы «вон», «вот», а для введения эмоциональной оценки — восклицательные частицы «ну и», «какой», «вот так»:

  • Какая погода! Ну и гроза! Вот так молния!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:

  • Ранняя зима.

Назывные (номинативные) предложения делят на подвиды:

  1. Собственно-бытийные, которые выражают идею существования явления, предмета, времени.

    Ноябрь 20 года.

    Снег выпал.

  2. Указательные, которые осложнены значением указания.

    Вот мельница.

  3. Оценочно-бытийные, в которых происходит доминирование оценки. И в качестве главного члена может выступать оценочное существительное.

    Ну и денек!

    Вот уж характер!

    Вздор.

  4. Желательно-бытийные с частицами «лишь», «если только».

    Лишь бы здоровье.

    Если бы счастье.

  5. Побудительные и побудительно-повелительные.

    Внимание!

    Добрый вечер!

    Огонь!

Таблица с видами односоставных предложений

Мы узнали, какое предложение является односоставным, и разобрали разные виды таких предложений. Для удобства собрали в таблице все признаки и примеры односоставных предложений. Сохраняйте на смартфон или распечатайте и храните в учебнике, чтобы быстрее запомнить.

Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.

Например:

  • среда (обитания) — среда (день недели);

  • гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень);

  • сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).


Подпись под картинкой если есть

Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам.

Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:

  • Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней.

  • Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например: мир — вселенная и мир, когда все спокойно. В древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному.

  • Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.

Примеры:

  • Посол (от слова «соль») — способ соления продуктов.

  • Посол (от слова «посылать») — в значении «дипломат».

  • Рейд (от гол. reed) — водное пространство у входа в порт.

  • Рейд (от англ. raid) — набег военных сил в тыл противника.

Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие.

Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений.

Например:

  • кисть — часть руки,

  • кисть — приспособление для рисования,

  • кисть — ветка с ягодами или цветами.

Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.

Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Виды омонимов

На уроках по русскому языку в 4 и 5 классе проходят два типа лексических омонимов: полные и неполные (частичные).

Полные омонимы совпадают во всех формах. Они одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.

Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово «ласка» обозначет и хищное животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.

К неполным омонимам относят омографы, омофоны и омоформы.

Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:

  • Нас не будет дома. — Сидеть у дома.

  • Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.

  • Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.

Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:

  • Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.

  • Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.

  • Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:

  • Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.

  • Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.

Различать слова-омонимы помогает контекст. Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют, когда нужна игра слов: в шутках, в рекламе, в загадках. Примеры:

  • Загадка:

    Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить.

    Отгадка: ручка.

  • Анекдот:

    Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»

    Слово «состояния» в первом случае означает самочувствие, а во втором финансовое положение.

Есть еще такие слова, которые сходны по звучанию и составу, но с различны по значению — паронимы. Чтобы их не перепутать, нужно быть очень внимательным. Пример:

  • Экономический — относится к экономике.

  • Экономичный — выгодный материально.

Примеры омонимов

Примеры слов-омонимов в русском языке:

  • Боксер — спортсмен, который занимается боксом;

    Боксер — порода собаки.

  • Бор — хвойный лес;

    Бор — инструмент зубного врача.

  • Брак — семейный союз;

    Брак — некачественное изделие.

  • Валить — заставлять падать;

    Валить — двигаться толпой, уходить.

  • Венец — венок;

    Венец — житель города Вены.

  • Гранат — плодовое растение;

    Гранат — драгоценный камень.

  • Гусеница — личинка насекомого;

    Гусеница — деталь гусеничного транспорта.

  • Дача — действие по значению глагола давать (дача показаний);

    Дача — загородный дом.

  • Дипломат — специалист по международным отношениям;

    Дипломат — небольшой чемодан.

  • Дворник — работник, который прибирает двор;

    Дворник — стеклоочиститель в автомобиле.

  • Дисциплина — подчинение правилам;

    Дисциплина — отрасль научных знаний.

  • Заставлять — принуждать;

    Заставлять — занимать поверхность.

  • Каток — площадка для катания на коньках;

    Каток — машина для выравнивания дороги.

  • Ключ — родник;

    Ключ — приспособление для открывания замка.

  • Кол — заостренная палка;

    Кол — низшая школьная оценка.

  • Коса — прическа;

    Коса — инструмент для срезания травы.

  • Лавка — скамейка;

    Лавка — магазин.

  • Лама — копытное животное;

    Лама — учитель буддизма.

  • Ласка — проявление нежности;

    Ласка — хищное животное.

  • Лук — огородное растение;

    Лук — оружие для метания стрел.

  • Мат — проигрышная ситуация в шахматной партии;

    Мат — мягкая подстилка;

    Мат — нецензурные слова;

  • Мир — земной шар;

    Мир — отсутствие войны.

  • Мотив — мелодия;

    Мотив — повод для действия.

  • Мушка — небольшая муха;

    Мушка — деталь прицела.

  • Мышь — животное, грызун;

    Мышь — компьютерное устройство.

  • Норка — небольшая нора;

    Норка — хищный пушной зверек.

  • Оклад — размер заработной платы;

    Оклад — украшение иконы.

  • Предлог — вымышленная причина.

    Предлог — служебная часть речи.

  • Предложение — выраженная инициатива;

    Предложение — слово или сочетание слов, которое выражает законченную мысль.

  • Роман — литературное повествование;

    Роман — любовные отношения.

  • Свет — источник освещения;

    Свет — земля, мир;

    Свет — высшее общество.

  • Скат — ровная наклонная поверхность;

    Скат — рыба с плоским телом.

  • Следствие — результат, вывод;

    Следствие — расследование.

  • Собачка — маленькая собака;

    Собачка — деталь замка или застежки.

  • Союз — объединение;

    Союз — служебное слово.

  • Ушко — маленькое ухо;

    Ушко — отверстие в игле.

  • Язык — орган в полости рта;

    Язык — средство общения.


 Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях Составила учитель МБОУ»СОШ № 18» Никифорова Людмила Антоновна

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Составила учитель МБОУ»СОШ № 18»

Никифорова Людмила Антоновна


 Пунктуационный анализ Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В 1915 году(1)В.Маяковский(2)поселившийся в дачном посёлке недалеко от Петрограда(3) работал над поэмой(4) и каждый вечер приходил к кому – нибудь из знакомых соседей(5) чтобы поделиться созданным(6) и непременно(7) читал всю поэму с самого начала(8) присоединяя к ней те новые строчки(9) которые написались в тот день.

Пунктуационный анализ

  • Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В 1915 году(1)В.Маяковский(2)поселившийся в дачном посёлке недалеко от Петрограда(3) работал над поэмой(4) и каждый вечер приходил к кому – нибудь из знакомых соседей(5) чтобы поделиться созданным(6) и непременно(7) читал всю поэму с самого начала(8) присоединяя к ней те новые строчки(9) которые написались в тот день.


 Ответ 235689

Ответ

  • 235689


Орфографический анализ 1) Приостановить – приставка имеет значение приближения. 2)Наполнена- кр. страд. прич. Пишется одна Н 3) огорчиться – написание гласной в корне зависит от её безударного положения. 4) Прочь – на конце наречий после шипящих пишется Ь 5) Полуготовый (доклад) – сложные слова с полу пишутся слитно.

Орфографический анализ

  • 1) Приостановить – приставка имеет значение приближения.
  • 2)Наполнена- кр. страд. прич. Пишется одна Н
  • 3) огорчиться – написание гласной в корне зависит от её безударного положения.
  • 4) Прочь – на конце наречий после шипящих пишется Ь
  • 5) Полуготовый (доклад) – сложные слова с полу пишутся слитно.


 Ответ 245

Ответ

  • 245


 Синтаксический анализ Замените словосочетание «культура речи», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Синтаксический анализ

  • Замените словосочетание «культура речи», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.


Цели урока: Закрепить знания о сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях, научиться различать подчинительные союзы и союзные слова. Развить умение видеть структуру сложного предложения, правильно строить схему к предложению, работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, умение слушать и понимать других. Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Цели урока:

  • Закрепить знания о сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях, научиться различать подчинительные союзы и союзные слова.
  • Развить умение видеть структуру сложного предложения, правильно строить схему к предложению, работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, умение слушать и понимать других.
  • Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Продолжи высказывание Сложносочинённые предложения  (ССП) – это… Сложноподчинённые предложения  (СПП) – это… Средствами связи в ССП являются… Средствами связи в СПП являются…

Продолжи высказывание

  • Сложносочинённые предложения  (ССП) – это…
  • Сложноподчинённые предложения  (СПП) – это…
  • Средствами связи в ССП являются…
  • Средствами связи в СПП являются…


Средствами связи придаточного и главного предложений в СПП являются: Интонация; в главном предложении  – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.); (указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть) в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.). Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении . Они обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение  составляет союз-частица   ли , который находится в середине придаточного предложения!

Средствами связи придаточного и главного предложений в СПП являются:

  • Интонация;
  • в главном предложении  – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.);

(указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть)

  • в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.).

Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении .

Они обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.

  • Исключение  составляет союз-частица   ли , который находится в середине придаточного предложения!


Подчинительные союзы , присоединяющие придаточные предложения, могут быть: простыми (одиночными): что,   чтобы,   если,   как, словно, будто, ибо и др.; двойными: если ... то, так как ... то, когда ... то, хотя ...но, чем ... тем и др.; составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие то­го что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.

Подчинительные союзы , присоединяющие придаточные предложения, могут быть:

  • простыми (одиночными): что,   чтобы,   если,   как, словно, будто, ибо и др.;
  • двойными: если … то, так как … то, когда … то, хотя …но, чем … тем и др.;
  • составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие то­го что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.


Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения. При определении роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово. Например: [Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) - союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном. [Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) - союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном. [Вот дом], (внешний вид которого (= дома) мне очень нравится) - союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?). [Вот дом], ( который (= дом) был построен в XIX ве­ке) - союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.

Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения.

При определении роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово. Например:

  • [Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) — союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном.
  • [Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) — союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном.
  • [Вот дом], (внешний вид которого (= дома) мне очень нравится) — союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?).
  • [Вот дом], ( который (= дом) был построен в XIX ве­ке) — союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.

Союзы

Союзные слова

1.  Не являются членами предложения, например: Он сказал,  что  сестра не вернётся к ужину ( что  – союз, не является членом предложения).

1.  Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги,  что  ведёт через рощу (союзное слово  что  – подлежащее).

2.  Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал,  что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2.  Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги,  что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.

3.  На союз не может падать логическое ударение.

3.  На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́  он будет делать завтра.

4.  После союза нельзя поставить частицы  же , именно .

4.  После союзного слова можно поставить частицы  жеименно , ср.: Я знаю,  что же  он будет делать завтра; Я знаю,  что именно  он будет делать завтра.

5.  Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

5.  Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю,  что  он будет делать завтра. – Я знаю: это  он будет делать завтра; Я знаю,  где  он был вчера. – Я знаю:  там  он был вчера.


Обратите внимание!   Что, как, когда, чем  могут быть как союзами, так и союзными словами . Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.

Обратите внимание!

  Что, как, когда, чем  могут быть как союзами, так и союзными словами . Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.


Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ. Когда  нужно чёрта, так и ступай к чёрту!  ( Гоголь ) Тот день,  когда  мы встретились впервые, я не забуду никогда. Служите мне,  как  вы ему служили ( Пушкин ) Я знаю,  что  он будет делать завтра.

Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ.

  • Когда  нужно чёрта, так и ступай к чёрту!  ( Гоголь )
  • Тот день,  когда  мы встретились впервые, я не забуду никогда.
  • Служите мне,  как  вы ему служили ( Пушкин )
  • Я знаю,  что  он будет делать завтра.


2)   Чем   является союзом в двух случаях: а)  в составе двойного союза  чем... тем : Чем  дальше в лес,  тем  больше дров;  Чем  ближе осень,  тем  грустнее на душе; б)  в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова  иной, другой, иначе . Он оказался  выносливее, чем  мы думали. Чем  кумушек считать трудиться,  не лучше  ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

2)   Чем   является союзом в двух случаях:

а)  в составе двойного союза  чем… тем :

Чем  дальше в лес,  тем  больше дров;  Чем  ближе осень,  тем  грустнее на душе;

б)  в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова  иной, другой, иначе .

Он оказался  выносливее, чем  мы думали. Чем  кумушек считать трудиться,  не лучше  ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).


  Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами ! Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.

  Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами !

Я знаю, где он прячется;

Я знаю, куда он поедет;

Я знаю, кто это сделал;

Я знаю, почему он это сделал;

Я знаю, зачем он это сказал;

Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры;

Я знаю, каким будет наш праздник;

Я знаю, чей это портфель.


Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ. Расскажи мне ту сказку, которую мама любила. Он вернулся в город, где провёл юность. Я тот, кого никто не любит ( Лермонтов ). Тишина такая, какая бывает только перед рассветом ( Лавренев). С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили ( Панова ). Чем на мост нам идти, поищем лучше броду ( Крылов ).

Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ.

  • Расскажи мне ту сказку, которую мама любила.
  • Он вернулся в город, где провёл юность.
  • Я тот, кого никто не любит ( Лермонтов ).
  • Тишина такая, какая бывает только перед рассветом ( Лавренев).
  • С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили ( Панова ).
  • Чем на мост нам идти, поищем лучше броду ( Крылов ).


Повторим изученное Средствами связи в СПП являются… Только подчинительными союзами могут быть… Только союзными словами могут быть… И союзными словами, и подчинительными союзами могут быть… Чтобы их различить, можно…

Повторим изученное

  • Средствами связи в СПП являются…
  • Только подчинительными союзами могут быть…
  • Только союзными словами могут быть…
  • И союзными словами, и подчинительными союзами могут быть…
  • Чтобы их различить, можно…

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

22.09.2021 17:37:51

Автор: Карина Жалалова


У каждого человека есть свой жизненный путь, который он безвозвратно проходит ,и насколько жизненная дорога будет правильной зависит лишь от него. На определенном этапе жизни, человек почти всегда сталкивается с ошибками. Так возможен ли жизненный путь без ошибок? Я считаю,что дорога под названием жизнь- без ошибок невозможна, ведь в первую очередь, ошибка-это опыт, который в будущем направит тебя на верный путь. Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы.
  В произведении Александра Сергеевича Пушкина » Капитанская дочка» главным героем ,которого является Петр Гринёв этот персонаж в начале романа абсолютно другой человек нежели в заключительной части произведения. Гринев вел разгульный образ жизни , не ценил все, что его окружает и , что ему дано, но такие черты характера преобладали только в самом начале его стези. После герой меняет свое представление о жизни и, очевидно ,изменяется в лучшую сторону, когда он начинает служить в Белгородской крепости и встречает свою любовь Марию. Петр под влиянием другого общества , честных и правильных людей ,преобразовывается  неузнаваемым образом  из избалованного мальчишки, он превращается в достойного парня с пониманием нравственных принципов и чувством патриотизма. Главный герой осознал свои ошибки и набрал опыт «багажа» с которым направился дальше  по — своему жизненному пути.
   В произведении » Евгений Онегин»   Александра Сергеевича Пушкина главным героем  является Евгений , который не отвечал взаимными чувствами Татьяне Лариной, которая ценила его и неимоверно испытывала к нему тёплые чувства. Но позже все поменялось местами.  Онегин понимает, что влюблён в Татьяну, но к сожалению, уже слишком поздно, когда Ларина выбирает другого. Герой осознаёт,что совершил ошибку, когда не воспринял и не смог ответить теми же чувствами, что и девушка.Но , к несчастью, он уже никак не может повлиять на ситуацию за его спиной остался лишь печальный опыт, связанный с Татьяной Лариной, которая когда-то так сильно его любила.   Определенно, Онегин понял, что нужно ценить, когда кто-то тебя любит и хочет быть рядом.
  Таким образом, хочется сказать, что жизненный путь всегда состоит из проблем, ошибок, которые впоследствии приведут любого человека к осознанию, что правильно, а что нет. В любом случае человек  из-за промахов становится в будущем другим, он находит верный путь и подлинные мысли. Я считаю, что неважно сколько  » дорог» проходит человек , ведь самое главное,что он извлекает из них,  как сказал Сергей Александрович  Есенин
» Как мало пройдено дорог,»
» Как много сделано ошибок» ( Мне грустно на тебя смотреть..)


Доброго времени суток, Карина!

Вам удалось в своем сочинении соблюсти основные требования к итоговому сочинению, но написали Вы его, глубоко не погружаясь в литературные произведения, использованные в качестве примеров.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

В со­чи­не­нии при­сут­ству­ют рас­суж­де­ния на пред­ло­жен­ную те­му, вы­ска­зы­ва­ют­ся те­зи­сы, яв­ля­ю­щи­е­ся от­ве­том на во­прос, пред­ло­жен­ный в за­да­нии.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

При­во­дят­ся ар­гу­мен­ты из ли­те­ра­тур­но­го ма­те­ри­а­ла, но эта ар­гу­мен­та­ция весь­ма по­верх­ност­ная и да­ет не совсем до­сто­вер­ное пред­став­ле­ние о зна­нии тех ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, о ко­то­рых го­во­рит­ся в со­чи­не­нии.

Фактическая ошибка:

Белогорская крепость

К3 (логика и композиция) + 1 балл

В Вашей работе наблюдаются композиционные части, в каждом абзаце вы сделали попытку сформулировать микровывод. В общем  выводе сочинения логика нарушена.  

К 4 (речь) + 0 баллов

Я балл по данному критерию поставить не могу, т.к. качество письменной речи оставляет желать лучшего.

Речевые ошибки:

У каждого человека есть свой жизненный путь, который он безвозвратно проходит

В произведении Александра Сергеевича Пушкина » Капитанская дочка» главным героем ,которого является Петр Гринёв

Гринев вел разгульный образ жизни , не ценил все, что его окружает и , что ему дано, но такие черты характера преобладали только в самом начале его стези.

После герой меняет свое представление о жизни

преобразовывается  неузнаваемым образом  из избалованного

он превращается в достойного парня с пониманием нравственных принципов и чувством патриотизма.

Главный герой осознал свои ошибки и набрал опыт «багажа» с которым направился дальше  по — своему жизненному пути.

Онегин понимает, что влюблён в Татьяну, но к сожалению, уже слишком поздно, когда Ларина выбирает другого.

он находит верный путь и подлинные мысли.

неимоверно испытывала к нему тёплые чувства

К5 (грамотность) + 1 балл. Всего ошибок: 13

Орфографические ошибки:

по — своему жизненному пути.

по (какому пути?) — по своему пути. пишется раздельно

Грамматические ошибки:

Герой осознаёт,что совершил ошибку, когда не воспринял и не смог ответить теми же чувствами

герой осознал, что совершил ошибку…

Пунктуационные ошибки:

У каждого человека есть свой жизненный путь, который он безвозвратно проходит ,и насколько жизненная дорога будет правильной зависит лишь от него.

Не хватает запятой после слова «правильной»

На определенном этапе жизни, человек почти всегда сталкивается с ошибками.

Лишняя запятая

В произведении Александра Сергеевича Пушкина » Капитанская дочка» главным героем ,которого является Петр Гринёв

Запятая ставится после слова «дочка», а не перед словом которого..А также после слова Гринев необходимо поставить запятую

которого является Петр Гринёв этот персонаж в начале романа абсолютно другой человек

Перед словом «абсолютно» — тире

абсолютно другой человек нежели в заключительной части произведения.

необходима запятая перед «нежели»

Главный герой осознал свои ошибки и набрал опыт «багажа» с которым направился дальше  по — своему жизненному пути.

необходима запятая перед «с которым», тк дальше идет придаточное предложение

что его окружает и , что ему дано,

после и запятая не нужна, тк два придаточных предложения связаны союзом «и»

к сожалению — вводное слово, выделяется с двух сторон запятыми

он уже никак не может повлиять на ситуацию за его спиной остался лишь печальный опыт

Необходима запятая после слова «ситуацию», сложное предложение

неважно сколько  » дорог» проходит человек

Нужно поставить запятую после слова «неважно», т.к. дальше идет придаточное предложение

как сказал Сергей Александрович  Есенин
» Как мало пройдено дорог,»

Не хватает двоеточие после «Есенин», тк прямая речь

Общий вывод по работе:

Итак, Карина, Ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речью, логикой, грамотностью, особенно пунктуационной, и анализом произведений.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 0; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

  • Сложносокращенные существительные пишутся как
  • Сложные вопросы к сказке о царе салтане
  • Сложноподчиненные предложения в рассказе бедная лиза
  • Сложносочиненные предложения в рассказе бедная лиза
  • Сложноподчиненное предложение как пишется