Тезисы

  • Человеку сложно жить в эпоху перемен, потому что она вынуждает его подстраиваться под изменяющиеся условия и выходить из зоны комфорта.
  • Перемены осложняют жизнь человека, потому что разрушают мир, к которому он привык.
  • Перемены заставляют нас становиться более гибкими и выносливыми, ведь представляют собой испытания, осложняющие жизнь.
  • Человеку трудно жить в эпоху перемен, потому что никому не нравится пересматривать свои взгляды на мир и переделывать себя, примеряясь к обстоятельствам.
  • Эпоха перемен вносит в жизнь сумятицу и неясность, порождая дискомфорт.
  • Перемены эпохального значения редко бывают положительными. Зачастую они требуют жертв и приносят хаос, ведь только разрушение может очистить пространство для новых всходов.
  • Чтобы кардинально изменить что-то, нужно убрать то, что уже есть, а значит, эпоха перемен усложнит жизнь людям своими разрушениями и «чистками».
  • Изменения требуют от человека усилий, а значит, в любом случае усложнят его жизнь. Само собой ничего не меняется.
  • Изменение всегда подразумевает действие, для которого необходимо усилие. Эпоха перемен требует напряжения воли всех людей, а значит, уж точно осложняет их жизнь.
  • Меняться всегда сложнее, чем оставить все как есть, поэтому эпоха перемен не может пройти легко и бесследно для общества. Все будут задействованы и загружены в этом процессе. 

Аргументы

А. Фадеев, «Разгром». В эпоху перемен всегда находятся люди, выступающие против изменений. Они порождают конфликт, сопротивляясь прогрессу. И это столкновение интересов существенно осложняет жизнь людям. Данную закономерность подтверждает пример из произведения «Разгром». Автор описывает суровую долю красноармейцев, которые находятся в меньшинстве и отступают, оставляя за собой трупы товарищей и последние надежды на успех. Мы знаем, что их движению суждено отвоевать первенство и жестоко отомстить идеологическим врагам, но в романе никто из героев не заглядывает в будущее, но все же борется. Писатель подробно описывает полный лишений быт, полную жестокости борьбу уставших людей. Отряд Левинсона попадает в кольцо и прячется в лесах. Красноармейцам негде взять еду, помыться, отдохнуть. Вокруг одни враги, и кольцо постоянно сжимается. Сам Левинсон давно не видел семью и даже не знает, живы ли его близкие. Но герой, вспоминая о них, каждый раз берет себя в руки и продолжает нести ответственность за своих людей. Понеся большие потери, его отряд прорывается через окружение, и повествование обрывается. Полная драматизма история красноармейцев показывает, каким тяжелым для людей оказалось время перемен, породившее столько битв и столкновений.

А. Блок, «12». Время перемен порождает множество противоречий в обществе, которые принимают форму вооруженных столкновений, что, бесспорно, осложняет жизнь людей. Подтверждение этому мы находим в поэме «12». Общество после революции 1917 года раскололось на «старый» и «новый» мир. Дворяне, купцы, фабриканты превратились в «буржуев», которых теперь гнали и преследовали, как бездомных собак. Улицы патрулировали люди, которые взяли власть с помощью оружия, но единственной их идеологией была месть правящей элите. Двенадцать красноармейцев искали не справедливости, а расправы. Поэтому они подняли оружие на жандарма и его спутницу. Ванька был для них предателем, а Катька — распутной девкой. И без суда, без права оправдания произошел выстрел. Патрульные убили Катьку прямо на улице. Те, кто был призван охранять порядок, сами совершили преступление. Таковы последствия эпохи перемен: она порождает социальные противоречия, которые разрешает только оружие.

С. Есенин, «Анна Снегина». Перемены никогда не могут угодить всем членам общества: при перераспределении прав и обязанностей, ценностей и привилегий всегда будут ущемленные и недовольные. Их протест порождает конфликт интересов, осложняющий жизнь всем членам общества. Такой пример мы наблюдаем в поэме «Анна Снегина». Главный герой становится свидетелем экспроприации дворянского имения. Крестьянский поэт произошел из простой семьи, но добился успеха в старом мире, и теперь стоял посередине между восставшим против буржуазии пролетариатом и той самой буржуазией, которая признала его талант и возвысила его. Более того, с хозяйкой имения Сергея связывали романтические воспоминания. Она была его первой любовью, но крестьянин и дворянка не могли быть вместе. Теперь они оба были согреты памятью о тех чувствах. Но в новых реалиях поэт ничем не мог помочь ей. Крестьянская делегация во главе с каторжником Проном Оглоблиным пришла забрать усадьбу у вдовы белого офицера. Анна тяжело переживала смерть мужа и крах своих надежд. Гражданская война и революция забрали у нее все: родовое имение, супруга, Родину. Анна Снегина вынуждена была эмигрировать и довольствоваться статусом беженки. Но и Прон стал жертвой Гражданской войны, его убили в одном из боев, ведь не все, как Анна, приняли свое новое положение. Это произведение позволяет нам сделать вывод, что эпоха перемен не только дает новые возможности, но и требует жертв от старого мира, которые не все готовы принести добровольно.

В. Маяковский, «Хорошо». Эпоха перемен порождает социальные столкновения, ведь разные группы населения видят реформы по-своему и не могут прийти к компромиссу без ожесточенных боев. В этот период всем приходится туго, что доказывает пример из революционной поэмы «Хорошо». После отречения Николая Второго во главе страны фактически оказалось Временное правительство. Председатель Керенский на словах поддерживал нововведения и демократические тенденции, но на деле был на стороне реакционных сил. В частности, в поэме автор издевательски описывает его распоряжение отправить карательные отряды для решения аграрного вопроса. Керенский не помогал народу преодолеть кризис, а лишь готовил для него новую кабалу, не лучше прежней. Для охраны своей персоны он попросил у Корнилова (белого генерала и знаменитого командира белой армии, который хотел создать военную диктатуру с собой во главе) «казачков». Зато о «безопасности» других партийных сил он обеспокоился особо, приказав арестовать всех большевиков. Но эпоха перемен сегодня возносит, а завтра на рельсы бросит: Керенский вынужден был бежать из Зимнего дворца в женском платье, а его правительство развалилось, но ценой боев и новых смертей. Многие люди стали невольниками и жертвами глобальных перемен, которые выдернули их из привычной колеи и заставили выступать в чужих ролях.

Б. Пастернак, «Доктор Живаго». Большинство людей в эпоху перемен не могут оперативно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам и страдают от неопределенности и давления новых условий. Кого-то груз ответственности даже ломает. Например, главный герой романа «Доктор Живаго» стал жертвой кардинальных революционных изменений. Юрий получил хорошее образование, стал врачом и уважаемым человеком в обществе. У него была семья, был дом, были вполне понятные перспективы. Однако переворот 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война спутали все карты: Юрий был оторван от семьи, фактически похищен и порабощен революционным отрядом. Вместо мирной городской практики он получил ненормированную работу в полевых условиях с риском для жизни и здоровья. Его жилье было национализировано и отдано другим людям. Его семья лишилась всего имущества и подверглась дискриминации. Тоня не выдержала давления и сбежала из страны вместе с детьми. Юрий остался в России и выжил только благодаря сводному брату, который смог подстроиться под обстоятельства и даже извлечь из них выгоду. Но даже его вмешательство не помогло герою встроиться в новую социальную реальность. От всего пережитого Юрий состарился раньше времени и не смог продолжать работу во благо общества. Он деградировал и в последние годы часто выпивал. Его сломила эпоха перемен, и не его одного. На примере его судьбы автор рассмотрел трагедию всей интеллигенции, попавшей в мясорубку пролетарской диктатуры. 

А. Ахматова, «Реквием». Эпоха перемен разделяет людей на реакционеров и прогрессистов, и жизнь каждого человека осложняется новыми социальными противоречиями. Жертвами конфликтов становятся порой невиновные люди. Такую ситуацию описывает А. Ахматова в поэме «Реквием». Это автобиографическое произведение, в котором поэтесса выразила материнскую боль за сына, незаконно арестованного в период репрессий 30-х годов прошлого века. Лирическая героиня, как и ее прототип, сутками стояла в длинных очередях, чтобы узнать хоть что-то о судьбе ребенка. Тысячи женщин оказались в такой же ситуации и без надежды на справедливость. Они ничем не могли помочь своим мужьям, сыновьям, братьям, отцам. Их скорбное шествие было немым укором стенам тюрьмы, которая отняла у них близких. Многие женщины так и не дождались своих родственников, застенки поглотили их навсегда. Сын Ахматовой получил десять лет тюрьмы только за то, что оказался сыном контрреволюционера, убитого во время Гражданской войны. Эпоха перемен в России тогда обернулась страшным судилищем. Многим людям жизнь показалась не только сложной, но и невыносимой, ведь они оказались тем балластом, который реформаторы сбросили с корабля современности.  

А. Пушкин, «Капитанская дочка». Время перемен ставит человека перед сложным выбором, который он может сделать правильно далеко не всегда, ведь за каждый ответ предусмотрено не поощрение, а наказание. Такую ситуацию читателю показал А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Главный герой оказался в гуще народного восстания. Крестьяне требовали кардинальных изменений во внутренней политике России и готовы были отвоевывать их любой ценой. Их не устраивали такие явления, как закрепощение народа, бесправие и социальное неравенство. Однако движение за справедливость и свободу не брезговало инструментарием кровавого режима. Бунтовщики вешали и увечили всех, кто не был согласен с их видением мира и планами на будущее. Жертвами их произвола становились ни в чем не повинные люди. Их судилище застигло врасплох и честного офицера Петра Гринева. Герой не был предателем и отказался шанса спасти свою жизнь. Между смертью и позором он выбрал первое и едва не поплатился головой. Он чудом избежал расправы. А вот коменданту крепости и его жене повезло меньше: мятежники убили их за то, что они выразили свой протест против действий Пугачева. Вот так благие, казалось бы, перемены оборачиваются для людей мучениями и лишениями. Они ставят нас перед выбором, который многим оказывается не по силам.

А. Чехов, «Вишневый сад». Эпоха перемен осложняет жизнь всем людям, ведь заставляет менять привычки и подстраиваться под новые правила игры. Этот нелегкий процесс описал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Раневская и Гаев — дворяне старой формации. Они с детства привыкли к праздности, роскоши и беззаботности богачей. Никто из них не получал прикладного образования и не думал о том дне, когда придется зарабатывать на хлеб насущный своим трудом. В их представлении такого дня и быть не могло. Но время оказалось безжалостно по отношению к старому миру. Ситуация в России изменилась. После крестьянской реформы таяли и дробились на мелкие части дворянские угодья. Хозяйство приходило в упадок, крестьяне становились фабричными рабочими, капиталы переходили в руки более практичных и бережливых сословий. Теперь главной опорой страны стало купечество. В отличие от помещиков, эти люди работали и вкладывали деньги в дело, а не в пустые развлечения. Но Раневская и Гаев не могли переделать себя на закате дней. К такой жизни их никто не готовил. Из-за их финансовой безграмотности и инфантильности на аукцион попало последнее их имение. Они потеряли его из-за долгов и остались нищими. Только помощь богатой тетки предотвратила окончательное разорение. Раневская снова уехала во Францию, но читатель с горечью осознает, что умрет она в нищете и своим дочерям ничего не оставит. Эпоха перемен требует от людей быстрой реакции, а если ее нет, то нововведения могут выбросить человека за борт современности и оставить его благоденствие в прошлом.

Н. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Даже если перемены позитивные и даже необходимые для общества, они оставляют после себя очень много незакрытых вопросов, проблем и трудностей. Сложно жить в такое время, ведь оно требует быстрой адаптации в самых неблагоприятных условиях. Это доказывает пример из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор. Крестьянская реформа должна была быть благом для страны и народа, но вместо «одних плюсов» на бумаге выступили сплошные минусы на практике. Оказалось, что для такой надстройки нет базиса: никто не готов к переменам такого масштаба. Многие помещики разорились или же потерпели значительные убытки, ведь их хозяйство не было рассчитано на наемный труд. Новую экономическую модель они построить не смогли, ведь их этому никто не учил. Люди вроде Оболта-Оболдуева всегда жили в условиях праздности и беззаботности. Пострадало и духовенство, ведь доходы по приходам резко упали. Но и крестьяне богатеть не начали. Напротив, без своей земли и орудий труда они не могли трудиться эффективно. Зависимость от помещика сохранялась, ведь земледельцы работали на его территории. Многие мужики в силу безграмотности становились жертвами мошенничества, как в случае с родственниками князя Утятина. Опрос, проведенный странниками, показал, что реформа не сделала русских людей счастливыми в одночасье. Она была рассчитана на перспективу и в первые годы приносила больше трудностей и проблем, чем реальной пользы. 

М. Шолохов, «Тихий Дон». Любые перемены встречают противодействие от консервативной части общества, и это столкновение интересов в любом случае осложняет жизнь каждому. Иногда масштаб этого конфликта огромен и затрагивает всю страну. Такой пример описал М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Революция 1917 года разделила казачество на «красных» и «белых». Единый народ раскололся и начал истреблять сам себя. Раздор не пощадил и семью Мелеховых. Отец и старший брат Григория были на стороне белого движения, а сам главный герой склонялся к большевикам. Его лучший друг стал «красным» и в одном из боев убил Петра Мелехова. Потом он же женился на сестре Григория вопреки воле ее матери, ведь Ильинична не смогла простить убийцу сына. Григория сумятица войны гоняла из стороны в сторону: ни в одном стане герой не находил правды, везде он видел лишь жестокость и вероломство. Кардинальные перемены подорвали традиционные устои, люди забыли о морали и Боге, и обе стороны добивались победы любой ценой. В атмосфере агрессии и недоброжелательства всем жилось нелегко. Женщины и дети, никак не участвующие в войне, тем не менее, становились жертвами насилия и погибали. Мужчины истребляли друг друга и не щадили даже бывших друзей и соседей. Эпоха перемен обошлась героям очень дорого, и их жизнь в это время язык не повернется назвать «легкой».