Сложно ли сдавать итоговое сочинение в 11 классе

В чем особенность сочинения по русскому языку в формате егэ и чем оно отличается от итогового сочинения? какие изменения внесены

В чем особенность сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ и чем оно отличается от итогового сочинения? Какие изменения внесены в формулировки заданий и критерии оценивания письменной работы? Рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Два вида сочинения на ЕГЭ

При прохождении итоговой аттестации по русскому языку участники пишут сочинение по прочитанному тексту (задание 27). Условием допуска учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку является успешное написание ими итогового сочинения. Что объединяет эти письменные работы?

Оба сочинения — это способ проверки умения создавать связный письменный текст, раскрывать заданную тему, рассуждать по предложенной проблеме, доказательно предъявлять свою позицию по отношению к предмету речи, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Отличия итогового сочинения от сочинения по русскому языку

Особенностью итогового сочинения является литературоцентричность, что предполагает обязательное обращение к литературному произведению, построение аргументации с опорой на материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация
  • Привлечение литературного материала

    и минимум по одному из трех оставшихся критериев:

  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Написание сочинения в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку имеет свои особенности. Участник работает с исходным публицистическим или художественным текстом и строит свои рассуждения с опорой на авторский текст. Это предполагает определение и формулировку проблемы, поставленной автором исходного текста, написание комментария к сформулированной проблеме, выявление авторской позиции, а также выражение своего отношения к ней и обоснование собственной точки зрения.

Важно не допускать смешения понятий «тема» и «проблема». Тема — это то, о чем текст: «Автор раскрывает тему памяти», «Автор пишет о чести», «В этом тексте рассказывается о героизме». Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор; он спорный, общественно значимый.

Проблему лучше всего формулировать в виде вопроса: «Можно ли человеку прожить без любви?», «Какую роль играет музыка в жизни человека?», «Что является подлинной красотой человека?» Обращаясь к авторскому тексту, нужно выделять ключевые слова, опорные фразы, которые раскрывают смысл авторских рассуждений. Прежде чем отражать позицию автора, необходимо написать комментарий к сформулированной проблеме.

Роль комментария в сочинении

Комментарий — это толкование текста, его анализ. Комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы, и пояснение к каждому из них, указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.

Новым в 2021 году является требование не только указать логическую связь между примерами, но и проанализировать ее

Обращение к авторскому тексту может иметь форму его аналитического пересказа, а также прямого или косвенного цитирования. Пояснение примеров — это раскрытие смысла, расшифровка, интерпретация слов автора и сюжетной линии текста. Пояснить — значит рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, выразить свое отношение к ним. Пояснение — это текст участника экзамена. В этом и состоит диалог автора и пишущего, что является одним из важных показателей понимания прочитанного текста. При комментировании нужно избегать чрезмерного цитирования исходного текста, не допускать простого пересказа, нарушения логической связи между заявленной проблемой и комментарием, фактических ошибок, связанных с пониманием текста.

Отношения между привлеченными для анализа примерами

Смысловая связь может заключаться в противопоставлении событий (фактов, героев), их сопоставлении, указании на причинно-следственные отношения между ними, переходе от общих рассуждений к конкретным примерам и др. На эту связь можно указывать как в начале комментария, так и в конце, а также в середине — между примерами-иллюстрациями.

Анализ связи (новое требование к структуре комментария) является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, ответ на вопрос, как они помогают глубже понять содержание привлеченных фрагментов авторского текста.

Одной из частых ошибок при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями является ее подмена общими словами: «Также автор приводит еще один пример…», «Развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…»

Полный, содержательный, без фактических ошибок комментарий оценивается в 6 баллов — это весомый вклад в итоговую оценку, учитывая, что максимальный балл за сочинение равен 25. Но если участник экзамена не сформулировал или неверно сформулировал проблему исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается в 0 баллов.

Авторская позиция в тексте

Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть к ответу на проблемный вопрос, положению, которое доказывается или опровергается в тексте; это мнение автора, его точка зрения на поставленную проблему. Проблема и позиция автора логически связаны. Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций и метафорических выражений.

Кроме того, выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора и обосновать его. В обосновании, в отличие от итогового сочинения, не обязательно опираться на художественное произведение.

Это может быть апелляция к историческим или научным фактам, к обобщенным наблюдениям или собственному жизненному опыту

Важно помнить, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается в 0 баллов.

Нужно следить за тем, чтобы изложение мыслей было последовательным и логичным, без нарушения абзацного деления текста. Для этого важно продумать план сочинения, логические связки между предложениями и абзацами.

Речевое оформление сочинения

Сочинение должно быть оформлено грамотно с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм. Особое внимание необходимо уделить речевому оформлению своего текста: следить за точностью, ясностью, чистотой словоупотребления, не допускать неоправданного повтора слов, лексической несочетаемости, речевой недостаточности или избыточности, стремиться к выразительности и лексическому разнообразию. После написания текста сочинения уделите внимание самопроверке.

Для развития письменной речи рекомендуем читать хорошую литературу, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас, учить наизусть стихи, анализировать образцовые тексты.

Таким образом, написание сочинения по исходному тексту — работа сложная, так как требует аналитических умений, и одновременно интересная, поскольку позволяет выпускнику проявить себя как самостоятельную личность со своими взглядами, убеждениями, собственной точкой зрения на предложенную проблему.

Полезные ссылки для самоподготовки

При самоподготовке к экзаменам рекомендуем пользоваться проверенными учебными материалами и информационными ресурсами — такими, как, например, открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений. На сайте МЦКО размещены видеозаписи вебинаров по разбору заданий Единого государственного экзамена, а на «Московском образовательном» телеканале можно посмотреть видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ.

А еще можно подключаться к трансляциям «Суббот московского выпускника». Там ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире МосОбр ТВ разбирают решения заданий ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к ГИА. У школьников есть возможность самим выбрать тему ближайшей программы. Каждую субботу на сайте МЦКО проходит голосование. А трансляции всех записей можно найти на портале МосОбр ТВ.

Самодиагностики в МЭШ помогут проверить свой уровень подготовки по каждому школьному предмету. В Библиотеке доступны работы разных уровней сложности: стартового, базового, профильного и олимпиадного.

Источник: МЕЛ

Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.

Совет № 1: изучи темы

В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.

Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.

Совет № 2: подбери литературу

Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.

Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.

Совет № 3: сделай конспекты

Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!

Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.

Совет № 4: продумай структуру

Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.

Совет № 5: поищи факты

Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.

Совет № 6: почитай другие сочинения

Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.

Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.

kakie stipendii poluchayut studenty rossijskih vuzov 33

Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

anim baner ege 2

На каждом занятии я слышу удивительные вводные от учеников: «нельзя брать зарубежную литературу», «поэзию не берите», «ошибётесь в имени героя — получите незачёт», «надо два произведения, Карл! Два!». В этой колонке мы разберём основные заблуждения об итоговом сочинении. Для удобства мы их выделили тёмно-синим цветом.

1. Учителя воспитывают из всех
литературоведов

«Зачем
моему ребёнку писать сочинение по
литературе, если он поступает в технический
вуз?» — задаются вопросом родители
будущих инженеров и программистов. Почитаем
аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических
измерений (ФИПИ) — разработчика всех
контрольно-измерительных материалов:

«Итоговое
сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено
на проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника
рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на
литературный материал».

А теперь
разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники
пишут сочинение, чтобы показать, что
они способны мыслить и рассуждать,
защищать свою точку зрения аргументами,
а не топаньем ножки со словами «Я так
хочу!». Этот навык
очень пригодится во взрослой жизни.
Например, чтобы аргументировать в вузе
своё желание быть на паре, а не разбирать
кирпичную стену. Или чтобы объяснить
любимой девушке, что брать графитовую
норковую шубку в кредит — не лучшая
затея. Или чтобы вести интересный диалог
с друзьями, а не обмениваться мемасиками.

5dc1f6b6e2063

Уметь
мыслить логически — полезно. Но зачем
же обязательно опираться на литературу?
Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем
вообще читать книги?

Ответа в
документах ФИПИ мы не найдём, поэтому
поделюсь своими мыслями. Литература
показывает нам опыт поколений, даёт
возможность понять, что мы не первые
испытываем те или иные чувства. Не мы
первые влюблены безответно; не мы первые
расходимся во взглядах с родителями;
не мы первые чувствуем отчаяние; не мы
первые испытываем детский восторг от
первого снега. То есть литература
становится для нас незримым другом,
неосязаемым кладезем ответов на вопросы,
которые нас мучают. Перечитаем «Маленького
принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни
важны не цифры (деньги, статистика
лайков), а дружба и любовь. Познакомимся
с романом «Зулейха открывает глаза»
Яхиной и поймём, что человек способен
устоять перед натиском любых невзгод.
Поэтому читать литературу, а не только
постики и новости, невероятно важно для
стабильности нашего состояния. Уметь
сопоставлять эпизод из книги со своей
жизнью — значит развивать своё
аналитическое мышление. А оно нам
пригождается всякий раз, когда мы стоим
перед выбором.

Выпускнику
не нужно уметь делать литературоведческий
анализ — ему нужно уметь мыслить,
выражать свою точку зрения и аргументировать
её.

Как оценивают-то?

Теперь
вчитаемся в критерии оценивания
сочинения. Сначала
эксперты принимают решение, нужно ли
вообще оценивать это сочинение. Для
этого они, во-первых, считают количество
слов: не меньше 250, лучше около 350.
Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли
написано сочинение. Если оба требования
выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно
исследуют по пяти критериям.

2. Не согласишься с высказыванием
— получишь «незачёт»

Первый
критерий — соответствие теме.
Если
ученик заявил тему надежды и отчаяния,
а говорит о гордости и небесных пряниках,
увы, сочинение не зачтут. Но если он не
согласился с предложенным мнением и
аргументировал свою точку зрения, то
всё в порядке.

Например,
в 2018 году в одном из комплектов тем была
такая: «Согласны ли Вы с утверждением
Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»

Можно не
согласиться с такой формулировкой? Я
думаю, что быть добрым в современном
мире не очень-то легко. Если ты добряк,
каждый норовит ноги вытереть о тебя. С
другой стороны, доброта открывает любые
двери. Не может быть однозначного ответа
на этот вопрос! И тем более, нет
правильного
ответа. Есть мнение конкретного человека.

3. Ученик должен опираться только на русскую литературу

Второй
критерий — аргументация. Привлечение
литературного материала.

Закройте
глаза, сделайте вдох, досчитайте до
десяти, когда вновь услышите, что нужно
брать для аргументации два произведения
из русской классики. Это самый
распространённый миф.

Читаем
методические рекомендации ФИПИ:

«При проверке
итогового сочинения по критерию № 2
„Аргументация. Привлечение литературного
материала“ нужно учитывать следующее.
В соответствии с данным критерием
участник сочинения, приводя примеры из
литературного материала,
имеет право
привлекать не только художественные
произведения, но и дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением
малых жанров), другие источники
отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст)».

Взять для
примера «Чайку по имени Джонатан
Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть
«Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На
здоровье. Вспомнить песню «Когда мы
были на войне» на стихи Самойлова? Не
проблема.

Сочинение — не проверка на
знание кратких содержаний произведений
школьной программы, а возможность
поделиться мыслями, которые возникли
во время чтения произведения
.

Достаточно
одного литературного произведения.
Усилить свою аргументацию можно примерами
из других видов искусства: театра, кино,
живописи, музыки. Можно привести пример
из истории, биографий великих людей.
Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может
требовать привлечения нескольких
литературных аргументов или опоры не
только на литературный аргумент, но и
на произведения других видов искусства
или на исторические факты. Таким образом,
в итоговом сочинении, кроме литературного
аргумента, могут быть аргументы, связанные
с театром, кино, живописью, историческими
документами (их нужно рассматривать
как органическую часть сочинения)».

В этом
абзаце идёт речь о том, что
некоторые
вузы за итоговое сочинение дают
дополнительные баллы
. Так, Высшая
школа экономики может прибавить до десяти
баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной
комиссии желанного вуза можно выяснить,
какие требования здесь предъявляют к
сочинению, и получить отличную прибавку
к портфолио.

Если же
сочинение не отвечает хотя бы одному
из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для
получения оценки „зачёт“ необходимо
иметь положительный результат по трём
критериям (по критериям № 1 и № 2 — в
обязательном порядке), а также „зачёт“
по одному из других критериев».

Посмотрим
на «другие критерии».
Третий
критерий — композиция и логика
рассуждения
.

Логические связи между
тезисом — основной мыслью высказывания
— и аргументами делают нашу речь понятной
и удобной для восприятия. Если логика
нарушена, то такая речь тяжело
воспринимается.

Классический
пример нарушения логики нам подарил
известный политик ещё в 2013 году:
«А
сегодня в завтрашний день не все могут
смотреть. Вернее, смотреть могут не
только лишь все, мало кто может это
делать»
. Если в сочинении зафиксирована
постоянно скачущая блохой мысль, то по
этому критерию, конечно же, «зачёт» мы
не получим.

Кроме того,
важен композиционный баланс. Вступление
и заключение по объёму должны быть
меньше основной части. Если праздные
рассуждения о космических кораблях,
бороздящих просторы Вселенной, занимают
большую часть сочинения, а собственная
точка зрения и её доказательство —
меньшую, то это похоже на пустословие.

Через
сочинение мы стремимся научить подростка
быть ответственным за свои слова.

5dc1f7475d952

Четвёртый критерий — качество письменной речи. Мы предполагаем, что к середине одиннадцатого класса ученик может говорить приличным литературным языком. Он использует простые и сложные предложения, избегает просторечия. Если же сочинение насыщено штампами, канцеляризмами и бедно по своему составу, то по этому критерию будет «незачёт».

4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»

Пятый критерий — грамотность. Если в тексте сочинения есть орфографические (неправильно написано слово: «карова») и пунктуационные (неверно расставлены знаки препинания: мальчик ждущий автобус) ошибки, то их считают. На каждые 20 слов допустима одна ошибка. Представим, что ученик написал сочинение объёмом 400 слов. Делим 400 на 20 — получаем 20. Значит, если в тексте обнаружат 20 ошибок, то по этому критерию он получит «зачёт». Если ученик допустил 21 ошибку — незачёт.

Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».

Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

5. Не выбирай простые произведения!

Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!

Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке: Instagram.com/leshkreba.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter.

Итоговое сочинение по литературе обязательно для всех одиннадцатиклассников, поскольку оно является допуском к ЕГЭ. Его придется писать даже тем, кто совсем не интересуется литературой и не разбирается в ней. Сегодня, когда до начала экзамена остается совсем чуть-чуть, мы расскажем, стоит ли бояться декабрьского сочинения и как подготовиться к нему, если в вашем распоряжении очень мало времени.

Когда состоится?

Основной день назначен на 6 декабря 2017 года, но есть и дополнительные сроки: 7 февраля 2018 года и 16 мая 2018 года. Так называемые резервные дни предназначены для тех старшеклассников, которые:

  • плохо написали сочинение в декабре;
  • были удалены из аудитории за нарушения;
  • не смогли прийти на экзамен по уважительной причине (необходимо предъявить объяснительный документ);
  • не успели закончить сочинение по уважительной причине (это также необходимо подтвердить документально).

Иными словами, со стороны Минобрнауки сделано все, что вы благополучно написали сочинение и получили допуск к ЕГЭ. У вас целых три попытки!

Как проходит экзамен?

Экзамен проходит в школе, он начинается в 10 часов утра по местному времени и длится 3 часа 55 минут. Ученики с ОВЗ пишут не сочинение, а изложение, и им дается на 1,5 часа больше. Время окончания будет написано на доске. Вам не потребуется ничего, кроме пары авторучек и паспорта. Черновики и бланки раздаст учитель, наблюдающий за экзаменом. Время, затраченное на инструктаж и заполнение регистрационного бланка, не учитывается.

Какие темы вас ждут?

Как и в предыдущие годы, темы формулируются на основе противопоставленных морально-этических и философских понятий. Вот какие направления будут в 2017/2018 учебном году.

  • Смелость и трусость.
  • Равнодушие и отзывчивость.
  • Верность и измена.
  • Человек и общество.
  • Цели и средства.

Конечно, темы вы получите только после начала экзамена, но из года в год все они составляются по одному и тому принципу. Поэтому можно просмотреть прошлогодние темы, чтобы примерно представить, что вас ожидает.

Для удобства поиска аргументов мы составили ориентировочные списки произведений, которые помогут вам раскрыть ту или иную тему:

1. Равнодушие и отзывчивость

  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;
  • И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
  • К. Г. Паустовский «Телеграмма».

2. Смелость и трусость

  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
  • Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;
  • М. А. Шолохов «Судьба человека».
     

3. Человек и общество

  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • А. П. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

4. Верность и измена

  • А. Н. Островский «Гроза»;
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»;
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И. А. Бунин «Тёмные аллеи». 

5. Цели и средства

  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
  • А. С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Естественно, вы не успеете их все прочитать за пару дней. Но тут на помощь вам придут сборники кратких пересказов произведений, желательно, чтобы там имелись хотя бы небольшие комментарии и анализы. На их чтение у вас уйдет не более 4-5 часов.

Как написать хорошее сочинение?

Требования к итоговому сочинению следующие:

  • Минимальный объем – 250 слов, идеально – 350 слов.
  • Композиционно текст должен состоять из четырех абзацев – вступления, два аргумента из произведений художественной литературы, заключение.
  • Первый абзац должен состоять из 75 слов, второй и третий – по 100 слов каждая часть, и последний – тоже 75 слов.
  • Это что касается технической стороны вопроса, теперь перейдем к содержанию сочинения.

Первый совет – выберите тему, наиболее близкую и понятную вам, к которой вы сможете правильно подобрать примеры из литературы. Например, «Всегда ли можно оправдать измену?».

Далее выделите вопрос в данной формулировке. Например, вы утверждаете, что можно, и тогда вопрос может звучать так: «В каких случаях измена оправдана?»

Следующий шаг – ответьте на данный вопрос. К примеру, измена оправдана, если человеком движет светлое чувство любви.

Теперь к этому ответу необходимо подобрать аргумент из художественной литературы. Возьмем роман Л. Н. Толстого  «Анна Каренина».  Анна Каренина приносит в жертву своей любви к Вронскому абсолютно все: брак, общение с сыном, репутацию, и в ее случае измену можно оправдать светлым чувством любви, которое ею движет.

Затем сформулируйте противоположный тезис, когда измену нельзя ничем оправдать. Здесь можно привести пример из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Измену Родине, предательство нельзя оправдать любовью, какой бы светлой и чистой она ни была, и Андрей несет справедливое наказание, он расплачивается своей жизнью.

В заключение напишите вывод. Укажите, что существуют разные точки зрения, разные жизненные ситуации, когда измену можно оправдать и когда измена является серьезным преступлением.

Теперь вам нужно написать черновик. Пристально следите за тем, чтобы не «растечься мыслью по древу», не уйти от темы. Поэтому постоянно сравнивайте ваш тезис и аргументы. Избегайте цитат: во-первых, неверно приведенную цитату (а это обязательно проверят) засчитают за фактическую ошибку, во-вторых, их от вас никто не требует. Не выдумывайте «книг», подходящих по содержанию. Это тоже проверят. Нужно не знать досконально текст, а хорошо понимать произведение. 

Речевые ошибки – еще одна беда старшеклассников. Как их избежать? Старайтесь представлять то, о чем пишите, задавайте к словам вопросы, избегайте повторов, используйте стилистически нейтральные синонимы и местоимения и не употребляйте слова, в значении которых не уверены до конца. И, конечно, особое внимание уделите грамотности.

Когда вы перепишите сочинение на чистовик, внимательно проверьте его на ошибки. Читайте его про себя, начиная с конца, чтобы ничто вас не отвлекло. Черновик проверяющими не учитывается, поэтому проверяйте все тщательно.

Как оценивается итоговое сочинение?

За сочинение ставят либо «зачет», либо «незачет». Технарям хватит «зачета», а вот гуманитариям стоит постараться, чтобы набрать как можно больше баллов, ведь эти результаты засчитываются при поступлении в вуз.

Итак, как получить «зачет»?

  1. Текст должен соответствовать выбранной теме. Поэтому так важно проверять, не ушли ли вы случайно совсем в другую сторону.
  2. Аргументы должны быть взяты только из литературных произведений. Вы можете обращаться как к отечественным, так и к зарубежным авторам.
  3. Работа должна иметь четкую композицию (соблюдайте абзацы!) и не иметь грубых логических ошибок. Излагайте свою мысль предельно ясно, чтобы не возникало разночтений.
  4. Не допускайте речевых ошибок. Как с ними бороться, мы уже рассказали выше.
  5. Грамотность. Допустимое количество ошибок (орфография и пунктуация, согласование разных частей речи) не более 5 на 100 слов. Если знаете свои слабые места, не поленитесь повторить эти правила накануне экзамена. Пишите, по возможности, небольшими предложениями, чтобы не запутаться в запятых.

Конечно, начинать готовиться к экзамену за пару дней – рискованно, но обстоятельства у всех складываются по-разному. Надеемся, что наши советы помогут вам благополучно написать итоговое сочинение, получить высокие баллы и допуск к ЕГЭ.

«Мерлин» желает вам успехов!

Сочинение как допуск к ЕГЭ

15 апреля выпускники 11 классов всей страны писали сочинение на  следующие темы:

  • «Забвению не подлежит»
  • «Я и другие»
  • «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
  • «Время перемен»
  • «Разговор с собой»

Бланк регистрации школьника для допуска с итоговому сочинению

Общее количество писавших сочинение школьников составило почти 691 тыс. человек.
Обучающиеся с ограничениями по здоровью вместо сочинения писали изложение. Его в этом году выбрали 10,7 тыс. одиннадцатиклассников.
Выпускники прошлых лет писали сочинение по желанию. Их набралось 2 282 человек.

Рекомендуемый объем сочинения должен был составлять около 350 слов. При этом количество ошибок не должно превышать пяти на 100 слов.

  
Школьники, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать в дополнительные сроки — 5 и 19 мая 2021 года.  

Общие организационные итоги проведения сочинения по всей стране оказались ожидаемы. По первым оценкам все прошло в штатном режиме, без каких-либо задержек и чрезвычайных происшествий.

Итоговое сочинение прошло, как запланировано, но…

Несмотря на значительное упрощение ЕГЭ в этом году, многие специалисты отмечают, что не видят особого смысла в прошедшем итоговом сочинении, поскольку вместо запланированного декабря оно было проведено 15  апреля, т.е. всего за полтора месяца до основных ГИА. В этом случае оно не несет в себе каких-либо важных функций, а для диагностики знаний учащихся достаточно было написать простую контрольную работу. Более того, все чаще раздаются призывы вообще отменить экзамены в этом году.

Вконец замотанные школьники получили дополнительный стресс в экстремальных условиях обучения этого года. Единственный относительный плюс этого сочинения — это продолжающийся жесткий контроль за школьниками со стороны школы. В условиях постоянных угроз со стороны учителей «не сдать сочинение и не получить допуск к ЕГЭ» выпускники вынуждены бросить все силы на его подготовку — пишут пробные сочинения, проверяют на ошибки и определяют правильное ударение в словах. Однако за оставшееся время самостоятельно освоить всю школьную программу этого года — задача нереальная.

С другой стороны, итоговое сочинение (фактически экзамен) не может повысить уровень знаний школьника за полтора месяца до ГИА. Его проведение может только усилить чувство беспокойства и дополнительной неопределенности у школьников.

Постоянные угрозы не сдать то одно, то другое сказываются на психологическом состоянии, постепенно превращая детей в неврастеников. Часто именно излишнее волнение, вызванное такой «психологической обработкой», мешает школьнику показать свои истинные знания в самый ответственный момент.

Несоразмерное преувеличение значения разных «итоговых», «заключительных», «проверочных» и т.д. итогов и экзаменов не соответствует важности этих событий в жизни подростка. Она не заканчивается на разных сочинениях и экзаменах.

Впереди — долгая и сложная жизнь, в которую подросток должен вступить здоровым и радостным человеком, а не затравленным и неуверенным в себе неврастеником.

Сложные экзамены — «многоходовочка» Минпросвещения?

С каждым годом все больше внимания общественности обращается на подготовку и проведение школьных экзаменов.

Нагнетаемое на всех уровнях образовательной системы напряжение, усиливающееся с приближением выпускных экзаменов, похоже на празднование победы в ВОВ — «радость со слезами на глазах».

Но это всего лишь один из экзаменов, которых будет немало у вступающего в самостоятельную жизнь школьника. Чем младше человек, тем легче им управлять. Школьники — особо благодатный материал. Запугивание предстоящими экзаменами начинается задолго до них самих. Постоянное психологическое давление на детскую психику впоследствии может обернуться тяжелыми нервным и соматическими расстройствами.

Нужно ли раздувать такую экзаменационную истерию и насколько она оправдана?

Все чаще слышатся мнения, что искусственно созданные экстремальные условия (прежде всего в психологическом плане) сдачи разных экзаменов направлены на то, чтобы запугать детей трудностями обучения, разочаровать их в своих перспективах и направить на освоение рабочих специальностей, где сейчас наблюдается большая нехватка кадров.

Проще говоря, основная задача — перенаправить поток детей из вузов в техникумы и колледжи для получения рабочей специальности.

Ярким примером этого может служить последний законопроект, на днях внесенный в Госдуму и предлагающий максимальное упрощение, а в перспективе и полную отмену ОГЭ с целью упрощения поступления школьников в ССУЗЫ после девятого класса.

Или еще пример, когда появляется новый класс средних образовательных учреждений, уже сейчас принимающих всех желающих для получения среднего специального образования без ОГЭ и аттестата…

Немного статистики

За последние несколько лет количество поступающих в вузы упало на 50%! В настоящее время школьники не видят перспективы в получении высшего образования и массово идут в колледжи и техникумы. Высшее образование постепенно становится недоступным и из-за высокой стоимости обучения…

К чему приведет эта тенденция, пока неясно, но то, что школа активно участвует в этом процессе (осознанно или нет) — неоспоримый факт.

16.04.2021 г.

***

Как и где можно узнать результаты итогового сочинения?

Результаты итогового сочинения будут выложены на официальном сайте Рособрнадзора в разделе экзаменов. Посмотреть их можно будет в личном кабинете – по номеру регистрации или паспортным данным, зайдя в раздел «Проверить результаты ЕГЭ». Оценки за сочинение также можно будет посмотреть на портале «Госуслуги» , однако для этого потребуется предварительная регистрация в налоговой инспекции или МФЦ – опять же по паспортным данным.

Официальные результаты итогового сочинения можно узнать и на сайте Регионального центра обработки информации (РЦОИ)

Региональный центр обработки информации города Москвы

План-график обработки и проверки итогового сочинения 2021 года:

Проверка итоговых сочинений в образовательных организациях пройдёт с 15 по 21 апреля 2021 года.

  • 22 апреля сканы всех работ по защищённым каналам будут переданы из школ в РЦОИ.
  • С 22 по 25 апреля бланки итоговых сочинений будут обрабатываться в РЦОИ.
  • С 26 по 29 апреля участников итогового сочинения должны официально проинформировать о результатах проверки. Все, кто получат «зачёт», будут допущены к ЕГЭ или ГВЭ.
  • 29 апреля все отсканированные материалы экзамена и результаты проверки должны быть опубликованы в личных кабинетах участников.

Предварительные итоги будут известны уже в понедельник, 19 апреля.

Читайте также:

Вместо школы — в Предуниверсарий. Что это такое и почему они лучше?

Школы России могут перейти на 12 летнее обучение

Какие экзамены и как будут сдавать школьники в 2021 году? Обязательно ли сдавать ЕГЭ и ОГЭ? Раскладываем все «по полочкам».

Высшее образование теряет популярность. Все больше школьников идут в колледжи.  

  • Сложно подчиненный как пишется
  • Сложно ли писать итоговое сочинение в 11 классе
  • Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение
  • Сложно ли сдать итоговое сочинение
  • Сложно сочинение предложение пример