Сложно ли сдать итоговое сочинение

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к гиа, узнав актуальные направления 2022

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

Основная информация

Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

Тематические направления

В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

  • дорожных приключениях литературных героев;
  • тематике дорог в разных видах искусства;
  • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
  • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
  • личном опыте путешествий.

Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

  • экологические проблемы человечества;
  • технологические инновации и их опасность;
  • вызовы пандемии;
  • баланс технологий и духовных ценностей;
  • роль технологий в литературных произведениях.

Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

  • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
  • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
  • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

  • художественные тексты (в том числе и сценарии);
  • дневники и мемуары;
  • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

  • самом понятии «гражданин»;
  • личной ответственности человека;
  • общественной справедливости;
  • понятии счастья и его составляющих;
  • понятии долга;
  • взаимопомощи и взаимовыручке;
  • государственном устройстве и путях его совершенствования.

Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

Структура сочинения

Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

  1. Вступление (Постановка проблемы).
  2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
  3. Заключение (Вывод).

Клише

Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

Шаг 3. Формулируем тезис.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

Сложно ли сдать итоговое сочинение

Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

Сложно ли сдать итоговое сочинение

Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

Заключение

Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Возможен ли жизненный путь без ошибок? Аргументы, вступления, тезисы, заключения, примеры — все это в изобилии представлено здесь, ведь он написал несколько вариантов на любой вкус и цвет.

Вариант 1

(386 слов) Любая дорога состоит из взлетов и падений, ухабов и рытвин, а потому человек не может не поскользнуться и не отклониться от курса. Ошибка — это неотъемлемая часть обучения. Поэтому без нее совершенно нельзя обойтись, если люди к чему-то стремятся, что-то делают. И многие литературные примеры это подтверждают.

Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Ольга Ильинская и Илья Обломов полюбили друг друга. На первый взгляд, их отношения были навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Ленивый барин, наконец, встал бы с дивана и начал обеспечивать себя и молодую семью. Амбициозная и активная Ольга могла бы найти неиссякаемый источник дел в материнстве и ведении хозяйства. Любовь помогла бы героям открыть в себе новые качества и грани характера. Однако время показало, что молодые поторопились с планированием свадьбы. Илья Ильич был надломлен новыми требованиями, вызовами и обязанностями, он не смог перебороть свою лень. Ольга же поняла, что выбрала не того человека. Ей нравилась будущая версия Обломова — тот мужчина, которого она исправит и спасет. Но когда выяснилось, что меняться он не готов, героиня оставила надежды переломить естественный ход событий. Влюбленные признали, что совершили ошибку, и расстались. К сожалению, любовь нередко является обманчивой, и люди находят других партнеров, поняв всю призрачность своих иллюзий. Без этих проб и ошибок невозможно построить крепкую семью.

Столь же часто мы переоцениваем не только чужие, но и свои возможности. Так, героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» считала себя талантливой пианисткой. Она много занималась и мечтала о музыкальной карьере в большом городе. Поэтому Катерина даже отказалась стать женой Дмитрия. Ей казалось, что брак и материнство помешают ее амбициям. Без сожалений распрощавшись со всеми, она уехала. Однако профильное обучение показало ей, что ее талант был явно переоценен. Это дома она была лучше всех, а среди настоящих музыкантов совершенно потерялась. В итоге девушка вернулась не солоно хлебавши и приняла судьбу такой, какая она есть, то есть без иллюзий. Катерина жалела, что отказала Дмитрию. Ошибка? И миновать ее было нельзя. Таков индивидуальный путь Катерины. Если бы она не попробовала себя в музыке, то всю оставшуюся жизнь мучилась бы от сожалений и несбывшихся надежд.

Таким образом, человек постигает мир и себя самого только методом проб и ошибок. Иначе просто нельзя, уроки пройдут даром или вовсе не состоятся. Промахи и недочеты заставляют твердо запомнить усвоенную мудрость и получить уникальный опыт. Пройдя через испытания, мы закаляем себя и добиваемся большего.

Вариант 2

(399 слов) Жизненный путь предполагает ошибки и просчеты — такова природа дороги, на которой люди непременно оступаются, теряют направление или даже падают. Но без этих трудностей научиться ровно и быстро ходить не получится, это очевидно. Добраться до цели может только тот, кто выстрадал и перенес каждый шаг, извлекая мудрость из каждого недочета. Многие литературные герои согласились бы с нами, ведь пережили то же самое. 

Тему ошибок на жизненном пути затронул М. Горький в пьесе «На дне». Герои книги упали на самое дно общество из-за череды серьезных просчетов. Кто-то, подобно Актеру, увлекся спиртными напитками и потерял контроль над собой. Кто-то, подобно Клещу, озлобился на весь мир и получил в ответ такую же антипатию. Кто-то, как Сатин, совершил импульсивный поступок, который поставил на нем клеймо. А кто-то, подобно Насте и Пеплу, избрал род деятельности, противоречащий нравственным нормам. Но не только нищие оступились. И вполне обеспеченный Костылев совершал ошибки, которые привели его к трагическому исходу. Так, он был груб с женой, постоянно обзывал ее, жадничал, и в итоге она же подговаривала Ваську расправиться с надоевшим мужем. Если бы Михаил создал нормальную семью, то не погиб бы в драке с любовником супруги. Каждая история из этой пьесы — это жизненный урок для читателя. О том, какие ошибки ведут к самым ужасным последствиям, стоит знать каждому, однако совсем миновать их не получится. Но хотя бы своевременное исправление уже предотвратит трагедию.

Столь же поучителен для нас рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Жена обманывает мужа и сбегает от него на Кавказ с любовником, совершенно не думая о последствиях своего ухода. Ее супруг — офицер, и для него аморальное поведение супруги — страшный позор, с которым нельзя примириться. Поэтому когда он получает все доказательства ее измены, он не выдерживает этого открытия и сводит счеты с жизнью, пока любовники получают удовольствие от совместного досуга. Увы, эта трагедия непоправима. Она ляжет тяжким грузом на плечи обоих героев, оставшихся в живых. Все персонажи совершили фатальные ошибки, но могли ли они без них обойтись? Нет, ведь это так естественно! И все же они могли бы предугадать развитие событий и хотя бы минимизировать негативные последствия.

Мы можем сделать вывод, что в жизни нельзя обойтись без ошибок. Однако мы можем научиться азам мудрого поведения на чужом опыте и свести риски к минимуму. Поэтому так важно изучать литературу и стараться обходить те ямы, которые ведут людей к окончательным нравственным падениям и непоправимым последствиям. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, а не только на своих.

Вариант 3

(437 слов) «Жизнь пройти — не поле перейти» — эта народная мудрость означает, что путь человека тернист и сложен. Невозможно преодолеть его безошибочно и сразу же написать свою историю на чистовик. Важно получать опыт, перенимать мудрость и исправиться — только так можно стать лучшей версией себя. Поэтому оступаться столь же необходимо, как подниматься и продолжать путь.

Подтверждение этой необходимости мы находим в прозе А.И. Куприна — многоопытного человека, который за свою жизнь сменил несколько десятков работ и регионов. Его произведения насыщены уникальным опытом. Например, в повести «Олеся» он описал судьбу яркой индивидуальности в посредственном мире, полном предрассудков. Олеся жила в уединении и вдали от общества, поэтому не переняла его заблуждения и шаблоны поведения. Вместо того чтобы всего бояться, слепо повторять все действия за другими, героиня думала своей головой и выстраивала свой маршрут, крутой и ухабистый. Так, она вступила в связь с Иваном без каких-либо гарантий с его стороны. Более того, она отказалась от брака, понимая, что увлекающаяся и слабая натура мужчины не соответствует тем обязанностям, которые на супруга налагает клятва. Также Олеся не побоялась пойти в церковь, чтобы стать ближе к идеалу Ивана. Все эти действия повлекли за собой негативные последствия, поэтому их можно назвать ошибочными. Однако без них героиня не получила бы полезного, хоть и горького опыта. Она лишилась бы и ярких впечатлений, и шанса на любовь. Очевидно, что ошибки были неотъемлемой частью ее становления и личностного роста. 

Аналогичный пример мы видим в повести «Гранатовый браслет». Генерал Аносов женился рано на миловидной и скромной девушке из приличной семьи. Кто мог знать тогда, что эта барышня окажется безнравственной и пустой женщиной? Уже в первые месяцы брака стало очевидно, что она пошла под венец не из большой любви, а ради того, чтобы стать хозяйкой своего дома и получить больше денег на наряды, танцы и развлечения. Очень скоро супруга Аносова изменила ему с каким-то артистом и сбежала. А потом, конечно, вернулась и слезно умоляла простить минутную слабость. Но Аносов уже понял, что никакого будущего у них нет. Он осознал, что женился по ошибке, и всю жизнь платил супруге определенный пансион, но этим их общение ограничивалось. Очевидно, что даже такой мудрый человек не смог пройти свой путь без заблуждений и иллюзий. Но ведь они способствовали формированию его мировоззрения и были частью его неповторимой судьбы, благодаря которой он стал тем, кем должен был стать. Их нельзя вычеркнуть или отбросить, они образуют его биографию.

Таким образом, человек не может пройти свой путь без ошибок, потому что они составляют его жизнь, равно как и удачные моменты. Нельзя просто взять и выбросить половину судьбы. Любые просчеты нужно использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций. Это и есть личностный рост, необходимый для достижения успеха.

Итоговое сочинение на тему: Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Сложно ли сдать итоговое сочинение

Сложно ли сдать итоговое сочинение  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Сложно ли сдать итоговое сочинение  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли сдать итоговое сочинение  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли сдать итоговое сочинение  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли сдать итоговое сочинение  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли сдать итоговое сочинение  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №5: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Нужно ли помогать людям? Эта тема является главной для рассуждений А. П. Чехова в рассказе «Дом в мезонином».

В представленном отрывке повествуется о том, как рассказчик спорит с Лидой по поводу того, нужно ли поднимать «в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове». Девушка настаивает на том, что нужно, так как «..на прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива». Её собеседник же уверяет, что в этом нет необходимости, потому что, приходя на помощь жителям, она «не освобождает их от пут, а, напротив, ещё больше порабощает, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, увеличивает число их потребностей».

После этого Лида заявляет: «я спорить с вами не стану, я уже это слышала. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки». И всё равно в ответ получает то же самое: «мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности. Вы не даёте ничего, лишь создаёте новый повод к труду».

Эти примеры дополняют друг друга. Они оба показывают, как расходятся мнения двух представленных персонажей, каждый из которых настаивает на своём.

Авторская позиция ясна. В этом споре А. П. Чехов придерживается точки зрения Лиды и так же считает, что помощь важна для людей, которые в ней нуждаются.

Я согласна с автором и разделяю его мнение. Помочь абсолютно всем невозможно, но при этом нельзя бездействовать, когда рядом есть те, кому необходима помощь и поддержка.

Другим примером человека, готового всегда помочь людям — Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Семья девушки живёт в нищете, дети голодают, отец пьёт. Для того, чтобы хоть как-то облегчить их жизнь, она «идёт по желтому билету», хотя об этом её напрямую никто не просил. Все свои заработанные деньги она отдаёт матери, тем самым жертвуя своей честью на благо других.

Таким образом, людям, нуждающимся в помощи, необходимо оказывать её, чтобы хоть немного сделать их жизнь лучше.

Сейчас мы живём в таком обществе, где помощь ближнему уже не считается обыденностью. Хоть ещё и остались те, кому не безразлична судьба другого, с каждым годом становится больше тех, для кого нет никого важнее себя. Но не смотря на это, самопожертвование и самоотверженность всегда будут необходимы человечеству, современным людям нужно научиться любить и уважать друг друга. Ведь только благодаря взаимной помощи мы сможем процветать как общество и перестать воевать.

Так, в произведение «Война и мир» Л. Н. Толстого семья Ростовых, одна из главных в романе, не смотря на свое бедственное положение, открыла дом для пострадавших во время боев 1812 года. Так, Наташа Ростова, героиня произведения, активно помогала нуждающимся, пыталась создать все необходимые условия для их комфорта. Каждый из её семьи не думал о себе, первостепенна для них была безопасность ближнего и его благополучие. Им было не важно, получат ли что-то за данные деяния. Они не боялись, храбро оставались в доме, ради помощи другим. Пытались спасти каждого, не зависимо от его общественного положения. Благодаря поступкам Ростовых было спасено немало жизней.

Необходимость помощи нуждающимся понимает и главный герой произведения «Чудесный доктор» Александра Куприна, Пирогов. Он помогает Мерцаловым, семье из рассказа, которые умирают в нищете. Однажды Емельян Мерцалов, один из Мерцаловых, встречает незнакомого старика, которому поведывает о своих проблемах. В его семье одно за другим происходят несчастья. Сначала он лишается работы, потом умирает дочь, затем начинает болеть другая… Незнакомец, неожиданно для мужчины, помогает ему. Он просит Мерцалова отвести его к больной девочке. Осмотрев ребенка, незнакомец отдает Мерцаловым рецепт на лекарства и деньги. Девочка выживает, в семье начинает потихоньку всё налаживаться.

Бескорыстный поступок Пирогова стал спасением для Мерцаловых, подарил надежду на светлое будущее. В заключение хочу сказать, что нужно всегда заботиться об окружающих, ведь они такие же люди, как мы. Не каждому человеку хорошо живется, есть много голодающих, больных, для которых наша помощь является единственной надеждой на выживание. Ключом к благополучной жизни являются именно взаимоподдержка, бескорыстность и самоотверженность.

Каждый человек хотя бы раз в жизни оказывается в трудной жизненной ситуации, когда собственных сил не хватает для того, чтобы справиться с испытаниями. В этом случае человек отчаянно нуждается в поддержке и помощи, неважно – от близких или незнакомых людей. Любой человек должен понимать это и помогать тем, кто оказался в критичной ситуации, ведь когда-нибудь помощь понадобится и ему. Человек, узнавший о проблемах другого человека, становится перед нравственным выбором: помочь ему, пожертвовав своими силами, временем, деньгами или другими затратами, или оставить справляться с проблемами в одиночестве. Тот, кто решается помочь человеку, выбирает правильный путь – путь нравственности. Помогая другим людям, человек делает их счастливыми, увеличивает количество добра в мире, улучшает настроение самому себе.

Проблемы нравственного выбора и стремления помочь окружающим поднимаются в тексте К.Г. Паустовского. Здесь раскрывается образ доброй и отзывчивой мамы рассказчика, которая решила оказать помощь шарманщику, у которого умер попугай. Услышав рассказ своего сына, героиня оказывается перед нравственным выбором. Богатая женщина могла совершенно спокойно и даже равнодушно отнестись к судьбе шарманщика, однако она выбирает другой путь – путь неравнодушия и оказания помощи. Мама рассказчика поняла, что без попугая шарманщику сложно будет прокормить себя и свою семью, потому что попугай играл большую роль в работе шарманщика. Мама рассказчика покупает ему нового попугая (предложение 31). Автор текста показывает, что героиня тратит свои силы и время, когда идет за попугаем, а затем в дом шарманщика, тратит собственные денежные средства, когда покупает попугая. И делает мама рассказчика все это совершенно бескорыстно, ничего не требуя взамен. Поступок героини приносит пользу шарманщику, который получает возможность продолжать свою деятельность, приносящую ему средства к существованию.

Поднятая в тексте проблема находит отражение в других литературных произведениях. В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» говорится о поступке доктора Пирогова. Встретившись в Емельяном Мерцаловым в парке и выслушав его трагическую историю, главный герой оказался перед нравственным выбором: помочь незнакомому человеку, приложив к этому усилия, или пройти мимо, оставив незнакомца решать свои проблемы самостоятельно. Доктор Пирогов решает помочь семейству Мерцаловых. Своим неравнодушием доктор Пирогов спас главу семейства от совершения самоубийства. Осмотрев больную Машутку, оставив семье материальные средства и дав им важный жизненный совет, доктор Пирогов спас все семейство Мерцаловых от голодной смерти.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что когда человек оказывается перед нравственным выбором, связанным с оказанием или неоказанием другому человеку помощи, всегда нужно стремиться помогать другим людям, независимо от того, знакомы ли вы или нет, независимо от социального положения человека, которому необходима помощь.

Сложно ли сдать итоговое сочинение Читать сочинение далее…

.

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: М. Горького, А. Куприна, М.А. Шолохова и Л.Н. Толстого.

Вариант 1

Благодаря мечтам мы становимся лучше, стараясь добиться поставленной цели. Но насколько помогают мечты в жизни? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку если для одних людей мечта становится стимулом и мотивирует, то для других – это цель, которой они стараются добиться любым путем. Казалось бы, что в этом плохого? Но порой случается так, что стремясь достичь своей мечты, человек забывает обо всем другом, и может совершить ряд ошибок, которые в дальнейшем очень сложно исправить. Подобные ситуации случались и в жизни литературных героев, на примере которых мы сможем лучше разобраться в этой теме.

С проблемой мечты мы сталкиваемся в драме Максима Горького «На Дне». Актер бредил мечтой, что он опять сможет вернуться на сцену, и вернуть свою жизнь в нормальное русло. Но на его пути стала преграда в виде алкоголизма. Было время, когда он упорно трудился на сцене, но в тот момент, когда с ним знакомится читатель, он превратился в пьяницу, который так любил декламировать отрывки пьес, которые еще помнил.  

Его мечта оставалась лишь мечтой, поскольку он страдал от проблем с памятью, здоровьем. Так же его репутация была изрядно подорвана, поэтому бедному мужчине оставалось лишь вспоминать свою прошлую жизнь и игру на сцене. Другие люди видели в нем лишь опустившегося и пьющего человека, поэтому не рассматривали его в роли актера.

Но как-то раз странник Лука поведал Актеру о чудодейственной больнице, где ему могли бы помочь справиться с недугом. Там оказывали помощь людям с алкогольной зависимостью, при том не брали за это деньги. Актер очень вдохновился этой информацией, что даже изменил свой привычный образ жизни и стал воздерживаться от употребления алкоголя. Мысленно он уже вновь видел себя на сцене. Но Лука пропал, а Сатин разрушил мечты Актера, объяснив, что никакой больницы не существует. В конце произведения Актер не выдержал всего этого и повесился.

Так получилось, что мечта, которую зародил в сознании Лука, сыграла злую шутку с Актером. Все дело было в том, что он никак не хотел бороться со своей пагубной привычкой, а лишь надеялся на чудо исцеления. И в тот момент, когда самообман закончился, он не стал бороться, а просто решил уйти из жизни.

Другим примером можно назвать повесть А. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков живет мечтой о княгине Вере. Для него Вера была идеалом, который он буквально боготворил. Его даже не останавливало то, что женщина относилась совершенно к другому кругу, к которому он не имел никакого отношения.

Более того, любимая женщина связала свою судьбу с другим человеком, и теперь в её сердце совсем не осталось места для бедного телеграфиста. Но героя это совершенно не остановило. Ему было достаточно даже того, что он мог изливать свои чувства на бумаге и отправлять любимой женщине свои письма.

Долгое время Желтков жил этим, но после того, как он отправил дорогой подарок Вере, к нему пожаловали её родные, которые настоятельно потребовали прекратить всевозможные ухаживания. Для мужчины это был удар, который он пережить не смог и покончил с собой. В его случае мечта так же стала причиной неудач и дальнейшей смерти. За место того, чтобы создать семью и жить счастливо, Желтков потратил свою жизнь и чувства на иллюзорную мечту, которая изначально не могла исполниться.

Но все дело в том, что для Желткова его мечта и была смыслом его жизни. Он осознанно пошел на это, не желая довольствоваться другим. В его случае мечта была его путеводной звездой, которая помогала ему жить так, как он считал нужным.

Из этого можно сделать вывод, что не всегда мечта помогает в жизни. Все зависит в первую очередь от того, как человек относится к жизни, и готов ли он бороться за свою мечту. Какая ы ни была мечта, если она не отравляет жизнь человеку, а делает её лучше – то стоит продолжать мечтать и трудиться в заданном направлении. Ведь жизнь так непредсказуема, что мы не можем знать наверняка – вдруг наша мечта осуществится уже завтра?

Вариант 2

Мечта очень часто становится путеводной звездой человека. Но не все согласятся с этим, потому что случается, что не всегда мечты меняют жизнь человека в лучшую сторону. Для её осуществления необходимо что-то делать, а не сидеть на месте в ожидании чуда. Очень часто мечта перерастает в навязчивое чувство, которое просто мешает жить и развиваться. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, правильнее будет обратиться за примерами к литературным героям.

Ярким примером является произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон». Мечтой Григория Мелехова становится возвращение домой. Он хочет, наконец-то, избавиться от столь ненавистных ему сапог и военной одежды, которая ему уже опротивела. В его мечтах он представляет себя в зипуне, на котором он отправится в чистое поле.

Для многих из нас подобная мечта кажется пустяковой, но для Мелехова, которому довелось увидеть все тягости и ужасы войны, это было самым сокровенным желанием. Его мечту разделят такие же простые люди, которые в своей жизни преодолели большое количество испытаний и трудностей. Это именно тот момент, когда даже самая незначительная мелочь значит так много и становится вожделенной мечтой. И когда его мечта осуществляется, он чувствует себя бесконечно счастливым. Благодаря своей мечте Мелихов живет. У него есть ради чего просыпаться и проживать каждый день. Благодаря своей заветной мечте, его душа согрета.

Именно благодаря своей мечте он не потерял себя.

Мечтать необходимо каждому, ведь жить с мечтой намного проще. Она наполняет нашу жизнь смыслом. Но порой встречаются и ложные, обманчивые мечты. Мечта способна кардинально изменить мировоззрение и жизнь человека.

Хорошим примером можно назвать образ Андрея Болконского в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Андрей Болконский начинает постепенно понимать, что мечта является основой благополучного существования. На его судьбу так же выпало немало испытаний, он успел разочароваться в своем кумире Наполеоне, и в любви. Но, поскольку он был далеко не глупым человеком, он понимал, насколько важна мечта в жизни людей. Болконский не только тешил себя ложными иллюзиями, а работал над исполнением своих желаний.

Болконский дал обещание самому себе, что обязательно станет счастливым человеком и его жизнь наладится. Ему это пошло на пользу, потому что он выстраивал свою жизнь таким образом, чтобы непременно осуществить свою мечту. Если бы в его жизни отсутствовала мечта, он бы не смог так грамотно расставить цели и приоритеты, к которым шел каждый день. Именно в его образе очень хорошо показано стремление к идеалам. Без целей и жизненных установок мечта не имеет шанса на исполнение. Никогда не стоит об этом забывать.

Все мы находимся в бесконечном поиске счастья, но каждый делает это по-своему. Мечты способны вдохновлять человека и направлять его жизнь в правильное русло.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что мечтает абсолютно любой человек. Не нужно бояться мечтать, ведь без мечты наша жизнь скучна и безлика.

  • Сложно сочинение предложение пример
  • Сложить вчетверо как пишется
  • Сложно ли жить в эпоху перемен сочинение аргументы
  • Сложенные дрова как пишется
  • Сложившиеся ситуация как пишется