Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение

Слайд 1итоговое сочинение в 11 классеслайд 2объем работы и время для написания при выставлении оценки учитывается объем сочинения. рекомендуемое количество

Слайд 1

Итоговое сочинение в 11 классе

Слайд 2

Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ — 3 часа 55 минут.

Слайд 3

Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

Слайд 4

Проверка сочинения . Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

Слайд 5

Важно! В случае неудовлетворительного результата («незачет») даже после 3-х попыток, либо если выпускник так и не напишет итоговое сочинение до начала ЕГЭ, он не будет допущен к сдаче основного блока экзаменов

Слайд 6

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме» Критерий №2 «Аргументация» Критерий №3 «Композиция и логичность рассуждения» Критерий №4 «Качество письменной речи» Критерий №5 «Грамотность»

Слайд 7

Важно! Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям: объем более 250 слов; соответствие заданной теме; наличие аргументации с привлечением литературного материала

Слайд 8

Важно! Работа получает «незачет», если сочинение не соответствует теме или экзаменуемый ссылается на примеры, не соответствующие изначально обозначенной тематике

Слайд 9

Критерии оценивания Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 10

Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 11

Важно! В работе мало упомянуть названия произведений, каждый аргумент необходимо подкрепить конкретными примерами.

Слайд 12

Критерии оценивания Критерий №3 «Композиция и логичность рассуждения» Оценивает наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 13

Критерии оценивания Критерий №4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 14

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( в сумме более 5 ошибок на 100 слов ). Критерии оценивания

Слайд 15

Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Слайд 16

Структура сочинения-рассуждения В 2020-2021 учебном году основная структура сочинения-рассуждения не изменится. Работа должна состоять из 3 частей (чаще всего это 3 абзаца) …

Слайд 17

Часть О чем писать? Содержание блока І Вступление + тезис Формулировка темы и проблемы + формулировка вашей позиции Цитата, вопрос-подводка, выделение ключевых слов темы. ІІ Основная Раскрытие темы и аргументация вашей позиции. Количество аргументов не ограничивается, их может быть минимум 1, но лучше 2 или 3. На практике больше 3-х учителя не рекомендуют. ІІІ Заключение Обобщение и краткий вывод Вывод пишем исходя из темы, вашей позиции и выбранных примеров

Слайд 18

Выпускникам 2021 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста

Слайд 19

Правильная аргументация Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене: автор и название произведения; описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию; мини-вывод

Слайд 20

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов: используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети; ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям; заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы

Слайд 21

Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами….

Слайд 22

Тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Слайд 23

Забвению не подлежит Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной

Слайд 24

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности). 1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками? 2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? 3) Как исторические события влияют на судьбу человека? 4) Почему нельзя забывать историю своего народа? 5) Как произведения искусства становятся бессмертными? 6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением? 7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? 8) Какие личности остаются в истории? 9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»? 10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Слайд 25

11. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). Преемственность поколений. Забвение и ответственность. 12. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги. 13. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества. 14. Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против человечества. Манкуртизм* — забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров .

Слайд 26

Я и другие При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Слайд 27

Возможные темы: Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»). 1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»? 2) Почему важно быть толерантным? 3) Всегда ли нужно избегать конфликтов? 4) Может ли человек выжить без общения? 5) Почему люди не понимают друг друга? 6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? 7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других? 8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих? 9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми? 10) Почему общество не принимает некоторых людей?

Слайд 28

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? Что такое толерантность? Может ли человек жить вне общества? Как понять другого человека? Что сближает людей? Почему важно жить в мире с окружающими? Чем опасны конфликты? Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе? В чем причины одиночества? Согласны ли вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»? Какова роль дружбы в жизни человека?. Какова роль любви в жизни человека? Личность и общество: возможна ли гармония? Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?. Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей» Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Можно ли быть независимым от общественного мнения? Когда человек становится личностью? Как общество влияет на формирование личности? Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»

Слайд 29

Время перемен В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Слайд 30

Возможные темы: Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством). 1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? 2) Как современные технологии влияют на жизнь общества? 3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»? 4) К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности? 5) Сложно ли жить в эпоху перемен? 6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? 7) Почему многие люди боятся перемен? 8) Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека? 9) Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций? 10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Слайд 31

11. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека? 12. Что способно изменить человека? 13. Почему люди боятся перемен? 14. Выбор, который меняет человека.

Слайд 32

Разговор с собой Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Слайд 33

Возможные темы: Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести). 1) Что значит быть совестливым человеком? 2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? 3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)? 4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки? 5) Каждый ли человек ищет смысл жизни? 6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой? 7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? 8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться? 9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека? 10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Слайд 34

11. Что значит быть самим собой? 12. Для чего человеку нужна совесть? 13. К чему приводит душевный разлад? 14. Что помогает человеку совершенствовать себя? 15. Как найти «свой путь»? 16. Что значит быть честным с самим собой?

Слайд 35

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Слайд 36

Возможные темы: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). 1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет? 2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен? 3) Нужно ли читать книги в XXI веке? 4) Можно ли назвать поколение Z потерянным? 5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»? 6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры? 7) Важно ли сохранять связь между поколениями? 8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные? 9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение? 10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

Слайд 37

11. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь? 12. Может ли компьютер заменить книгу? 13. Что читает современное поколение? 14. Что представляет собой портрет моего поколения? 15. Как формируются нравственные ориентиры современного человека? 16. Кто является героем для молодежи?

Слайд 38

Произведения для подготовки к итоговому сочинению

Слайд 39

Список книг к направлению «Забвению не подлежит». Русская литература. «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка», «Борис Годунов» Н. Островский «Как закалялась сталь» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат» А.Н. Толстой «Петр I» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД» В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга» В.Д. Дудинцев «Белые одежды» В.А. Обручев «Земля Санникова» Ю.Н. Тынянов «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара» В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама» А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур» К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» Г.Я. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние» Б.Л. Васильев «Экспонат № … », «А зори здесь тихие», «Вещий Олег» В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» М.А. Шолохов «Они сражались за родину», «Поднятая целина» «Тихий Дон» К.М. Симонов «Живые и мертвые» В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда» Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Ф.А. Абрамов «Братья и сестры» В.В. Быков «Обелиск» В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го…)» Н.К. Чуковский «Балтийское небо» В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» К. Булычев «Город без памяти» В.И. Аксенов «Таинственная страсть» Е.И. Замятин «Мы» А.Н. Рыбаков «Дети Арбата» А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день» О.М. Куваев «Территория» А.В. Иванов «Тобол» Е.Г. Водолазкин «Авиатор»

Слайд 40

Лирические и лиро-эпические произведения к направлению «Забвению не подлежит» Г.Р. Державин «Памятник» В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге» М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино» А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины…», «Василий Тёркин» О.Ф. Берггольц «Памяти защитников» С.П. Щипачев «Павшим» А.А. Блок «Двенадцать» А.А. Ахматова «Реквием» И.А. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Посвящается стулу» В.С. Высоцкий «Памятник» ↑ Список произведений к направлению «Забвению не подлежит». Зарубежная литература. Л. Лоури «Дающий» Дж. Оруэлл «1984» Д. Митчелл «Облачный атлас» И. Стоун «Жажда жизни» Т. Кенэлли «Список Шиндлера» Х.Л. Борхес «Цербер»

Слайд 41

Список книг к направлению «Я и другие». Русская литература. А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад» Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба» А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза» И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника», «Дневник лишнего человека» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди» В.Г. Короленко «В дурном обществе» А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке», «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч» К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма» Е.И. Замятин «Мы» А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» («Добрый доктор») М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев» А.П. Платонов «Юшка», «Котлован» А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М.А. Шолохов «Тихий Дон» Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день» В.В. Быков «Обелиск» В.Г. Распутин «Уроки французского» Е.И. Носов «Кукла» Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» А.И. Солженицын «Матренин двор» П.Ф. Нилин «Жестокость» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

Слайд 42

Список произведений к направлению «Я и другие». Зарубежная литература. Х. Ли «Убить пересмешника» Д. Киз «Цветы для Элджернона» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Дж. Остин «Гордость и предубеждение» В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные» У. Голдинг «Повелитель мух» Дж. Оруэлл «1984» О. Хаксли «О дивный новый мир» Т. Драйзер «Американская трагедия» А. Азимов «Позитронный человек» У. Грум «Форрест Гамп» С. Коллинз «Голодный игры» У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» Д. Дефо «Робинзон Крузо» Ф. Кафка «Процесс» А. Камю «Постороний» К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Д. Лондон «Мартин Иден» У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта» Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране» Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве» И. Шоу «Богач, бедняк» К. Воннегут «Колыбель для кошки» Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Слайд 43

Список книг к направлению «Время перемен». Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М. Горький «На дне», «Фома Гордеев» А.Н. Островский «Гроза» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка» И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне» Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность» А.И. Куприн «Чудесный доктор» Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» А. Блок «Двенадцать» В. Маяковский «Во весь голос» С. Есенин «Я усталым таким еще не был» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», очерк «Вверх и вниз по течению» М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия» В.А. Каверин «Два капитана» А.П. Платонов «Котлован» Е.И. Замятин «Мы» М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина» А. Грин «Алые паруса» Б. Васильев «Завтра была война» В. Набоков «Камера обскура» Ч. Айтматов «И дольше века длится день» Л. Улицкая «Зеленый шатер» А. Богомолов «Маленький человек в эпоху больших перемен» М. Петросян «Дом в котором…» А. Красильщик «Три четверти» А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал» Р. Сенчин «Зона затопления» Е. Водолазкин «Авиатор», «Лавр» Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен» Р. Силверберг «Время перемен» Статьи под ред. А. Асмолова «Личность в эпоху перемен»

Слайд 44

Список произведений к направлению «Время перемен». Зарубежная литература. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная» Р. Йейтс «Дорога перемен» К.С. Льюис «Хроники Нарнии» Х. Ли «Убить пересмешника» М. Митчелл «Унесенные ветром» О. Хаксли «О дивный новый мир» А. Азимов «Позитронный человек» Д. Тартт «Щегол» Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве» И. Шоу «Богач, бедняк» Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко» Ч. Диккенс «Повесть о двух городах» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» А. Камю «Чума»

Слайд 45

Список книг к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Русская литература. М. Петросян «Дом, в котором …» О. Рой «Изгои» А. Иванов «Сердце Пармы» П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» С. Лем «Солярис» В. Пелевин Generation «П» Т. Толстая «Кысь» Стругацкие «Трудно быть богом» Е. Замятин «Мы» С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»

Слайд 46

Список произведений к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Зарубежная литература. Д. Митчелл «Облачный атлас» К. Исигуро «Не отпускай меня» Э. Вейер «Марсианин» М. Парр «Вафельное сердце» И. Макьюэн «Искупление» Дж. Роулинг «Гарри Поттер» Дж. Толкин «Властелин колец» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Дж. Оруэлл «1984» Д. Джонс «Ходячий замок» Д. Киз «Цветы для Элджернона» Ч. Паланик «Бойцовский клуб» Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко» Н. Гейман «Коралина», «За дверью» Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …» Я. Вишневский «Одиночество в сети» В. Рот «Дивергент» С. Коллинз «Голодные игры» С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Человек в высоком замке» Н. Спаркс «Дневник памяти» А. Сапковский. Сага «Ведьмак» У. Голдинг «Повелитель мух» С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние» и др. П. Несс «Голос монстра» М. Зусак «Книжный вор» Ф. Пулман «Темные начала» Д. Браун «Код да Винчи» Х. Янагихара «Жизнь Пи» Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине» Т. Чан «История твоей жизни» Дж. Грин «Виноваты звезды» Р. Салли «Нормальные люди» К. Функе «Чернильное сердце» Дж. Эндрюс «Я, Эрл и умирающая девушка» Дж. Боуэн «Уличный кот по кличке Боб» М. Панке ««Выживший» Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика» К. Морган «Сотня» Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте» О.С. Кард «Игра Эндера» Л. Лоури «Дающий» Серия книг С. Майер

Слайд 47

Публицистика, биографии, научная литература для подготовки к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» Э. Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее» Н. Вуйчич «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни» В. Айзексон «Стив Джобс. Биография» С. Хокинг «Кратчайшая история времени» Майкл Уайт и Джон Грибин, «Стивен Хокинг. Жизнь среди звезд». Ф. Найт, «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем». Г. Форд «Моя жизнь. Мои достижения». Ю. Харари «21 урок для XXI века»

Слайд 48

Как написать итоговое сочинение В этой работе вы должны использовать произведения рус­ской и мировой литературы, приводить литературные приме­ры. Причем вы можете использовать не только прозаические произведения, но и лирические (стихотворения, поэмы), дра­матические, публицистические (очерки, эссе) — если того тре­бует раскрытие выбранной вами темы Помните, что самое главное в написании выпускного ито­гового сочинения — это раскрытие темы.

Слайд 49

В первой части вы даете некое вступление на выбранную вами тему. Оно может быть более или менее абстрактным. Также обратите внимание, что с 2019 года в сочинении обязательно должно присутствовать личное отношение экзаменуемого к рассматриваемому вопросу и позиции автора.

Слайд 50

Затем вы приводите в пример два литературных произведе­ния. В качестве первого примера можно привести прозаичес­кое произведение и дать глубокий, развернутый анализ его. В качестве второго примера можно привести лирическое про­изведение (стихотворение), дав уже небольшой анализ и про­цитировав несколько строк. В этом случае вы соблюдаете тре­бования, предъявляемые к вам методистами ФИПИ (2 лите­ратурных примера), выдерживаете необходимый объем сочи­нения и укладываетесь в предложенное время.

Слайд 51

Некоторые советы Обращаясь к литературным произведениям , вы должны не просто рассказать о каких-либо персонажах, но и произвести полноценный литературоведческий анализ произведения. Вы должны очень хорошо знать содержание произведения, дать краткое изложение сюжета, охарактеризовать образы, приве­сти примеры поступков героев, подтверждающих их те или иные личностные качества. Также нужно обозначить идею произведения и выявить авторскую позицию.

Слайд 52

Очень хорошо, если вы вспомните какие-то художественные средства, исполь­зованные автором в данном сюжете, в обрисовке образа — портрет героя (его характерные особенности), пейзажи и т.д. Затем вы высказываете свое мнение о данной проблеме, говорите о том, что вы согласны с данными авторами, потому что… Помните, что объем вашего сочинения должен составлять не менее 350 слов.

Слайд 53

При этом вам нужно постараться из­бежать орфографических, пунктуационных, а также речевых ошибок. Поэтому лучше избегать больших, сложных предло­жений. Стилистические и пунктуационные ошибки в них, как показывает практика, неизбежны. Разбейте все свои слож­ные предложения на простые. При этом помните о правиль­ном построении предложений с деепричастным оборотом (в них также зачастую допускают ошибки).

Слайд 57

Рекомендуемые ресурсы: Сочинение11 РФ. — Sochinenie11 . ru Капканы ЕГЭ и ГИА — капканы ЕГЭ.рф Могу писать — mogu-pisat.ru Незнайка — neznaika.info ЕГЭша РФ – егэша.рф

Итоговое сочинение на тему: С какими вызовами сталкивается человек 21 века?

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: С какими вызовами сталкивается человек 21 века? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: С какими вызовами сталкивается человек 21 века?

Современное поколение сталкивается с огромным количеством вызовов. Думается, что самым значимым из них являются новые технологии и возможности, с которыми мы имеем дело буквально каждый день. За красивой картинкой полезных свойств и перспектив таятся подводные камни. Это не просто очередная тема, о которой следует говорить, а настоящая проблема, интересующая многих современных авторов.

Обратимся к повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Пока я на краю», в которой авторы размышляют о влиянии социальных сетей на молодежь. Главная героиня, Алла, оказалась в руках манипуляторов, которые ставили эксперименты над молодыми людьми и доводили их до самоубийства. Некоторые пострадавшие не смогли противостоять и свели счеты с жизнью. Тактика этих «добрых» людей по ту сторону экрана проста: найти человека, склонного к депрессии, и добиться от него того, чего хочешь, притворяясь другом. Алла, как и другие, сначала поверила так называемым спасателям. Подкупало и то, что один из главных людей в этой системе видит в ней, простой девушке, потенциал и даже дает деньги. Алла нужна была новым друзьям для массовки, творить глупости или же заканчивать жизнь самоубийством девушка точно бы не стала. В конечном итоге она раскрыла все подводные камни работы Якова и даже обратилась к правоохранительным органам. Молодая девушка, подросток, столкнулась с криминалом в сети и смогла этому противостоять.

Еще один вызов, который брошен молодому поколению настоящего времени, — отсутствие возможностей в получении достойного и подходящего именно тебе образования. Да, не секрет, что в сети интернет мы можем найти огромное количество предложений, но все-таки без диплома тяжело устроиться. А за учебу нужно заплатить, и немалые деньги. Об этом вызове рассказывает Юлия Кузнецова в книге «Первая работа». Героиня этого произведения, Маша, живет в бедной семье, у них нет возможности оплатить поездку дочери в Испанию. А девушка серьезно увлекается изучением языков и мечтает попасть на курсы за границу. Маша не унывает, а пытается всяческими способами заработать на свою мечту. Девушка идет работать репетитором и помогает дошкольнице Даше постигать азы иностранного языка. Девушка пытается найти свой метод преподавания, ведь маленькой ученице хочется играть, и именно на этом и делает акцент юная преподавательница. У героини нет такой жизни, как у всех остальных подростков, она усердно работает и добивается желаемого: собирает нужную сумму.

Подводя итог сказанному, можно говорить о том, что современное поколение имеет огромное количество возможностей, но вместе с этим, в комплекте, получает опасности, испытания и требования, которые никак нельзя снизить или обойти. Растущие стандарты и технический прогресс бросают молодежи вызов, и им приходится его принимать, разбираться, искать пути выхода. Многие сильные личности в среде молодых людей легко с этим справляются и находят свой путь, идут к своей мечте, добиваются многого.

Изучая историю двадцатого века, я часто задумываюсь над тем, сколько горя и ужаса испытали люди, жившие в прежние времена. Первая половина прошлого века просто перенасыщена трагическими событиями. Это Первая мировая война, гражданская война в России, крушение Российской империи, Вторая мировая война, атомная бомбардировка Японии. И список этих событий ещё можно продолжать. К счастью, мы живём в спокойное и мирное время. Но так это только на первый взгляд.

Что готовит нам двадцать первый век, никому не известно, но его начало уже отмечено многими драматическими событиями и происшествиями. Новый век бросает человечеству серьёзные вызовы, испытывает его на прочность. Один из них — это глобальное потепление и связанное с ним изменение климата. Люди старшего поколения высказывают мнение о том, что в наше время очень участились природные аномалии. Всё чаще мы узнаём из новостей о землетрясениях, наводнениях, пожарах, ураганах, нашествии насекомых и о других природных бедствиях. Виной всему этому является сам человек. Именно неразумная деятельность людей приводит к природным катаклизмам. Учёные, общественные деятели, писатели и поэты давно обращают внимание на экологические проблемы и призывают к бережному отношению к природе. В связи с этим мне вспоминается книга Ч.Айтматова «Плаха». В этом произведении писатель обращает внимание на безответственные и жестокие поступки людей, которые занимаются браконьерством, нарушают закон, убивают животных просто ради забавы. Массовое убийство сайгаков приводит к тому, что даже такие сильные хищники, как волки, вынуждены голодать и искать себе пристанище. Их сытая и налаженная жизнь заканчивается с приходом технического прогресса и необдуманного поведения людей. Что уж говорить о самом человеке, который гораздо слабее и неприспособленнее волков! А между тем настоящая хищница, волчица Акбара, проявляет милосердие и не причиняет зла беззащитному человеку, приласкавшему её волчат. Писатель показывает, что неразумность и жестокость возвращаются к людям бумерангом. Роман заканчивается тем, что пьяница Базарбай, укравший от матери волчат, ненамеренно убивает собственного сына. Я думаю, Ч.Айтматов предупреждает читателей о том, что уничтожая природу, человек губит собственное будущее, всё то, что он оставляет своим потомкам.

Одним из опасных явлений современности я считаю также негативное воздействие на людей посредством массовой информации. В настоящее время мы можем получать абсолютно любую информацию в неограниченных размерах. И подчас эти данные могут быть очень опасны для нравственного развития и даже самой жизни человека. Особенно подвержены этому дети и подростки, которые ещё не знают реальной жизни, и свой опыт они черпают из сетей. Из-за этого иногда случаются трагедии — молодые люди погибают из-за того, что пытаются за блогерами повторить рискованные трюки, вступают в запрещённые группы, играют в опасные игры. Этим ребятам кажется, что перед ними настоящая жизнь, а те, кто находится с другой стороны монитора, — их настоящие друзья. Но это совсем не так. Большинству блогеров и организаторов групп совсем не интересна чужая жизнь и судьба, их интересует только количество подписчиков и возможность заработать. Недавно на одном из форумов я прочитала стихотворение неизвестного автора, которое выразило моё собственное мнение на общение в интернете. Вот эти строки:

Не верю в дружбу в интернете,
В нём легче лгать — не виден взгляд.
Друзей фальшивых в нём я встретил,
И каждый лгал, что мне он рад.

Конечно, не хочется верить, в то, что эти строки дают полное представление о сетевом общении, но во многом автор прав. Довольно сложно найти родственную душу, если общаясь, не можешь посмотреть человеку в глаза, взять его за руку.

Поэтому отсутствие живого человеческого общения я считаю достаточно серьёзной проблемой современного мира. Интернет во многом помогает человеку, но одновременно бросает серьёзный вызов — невозможность отличить истинное от ложного, добро от зла, реальность от действительности. Как бы ни была комфортна и в бытовом смысле обустроена жизнь современного человека, на мой взгляд, она не стала более лёгкой и безопасной, чем в прежние времена. Человечество сталкивается и с другими проблемами: войны, пандемии, безработица, экономические кризисы, невозможность получения достойного образования, расовые и политические разногласия и многое другое. И разрешить эти вопросы можно только применив мудрость и гуманизм.

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение Читать сочинение далее…

.

То, что обители нуждаются в деньгах, бесспорно. Другое дело, когда забота о финансах превращается в главную цель существования монастыря. Какое будущее «светит» в этом случае обителям, бывшим «светильникам Православия»?

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение

– А вот это знаменитый монастырь Джеймса Бонда! – провозгласила экскурсовод и профессионально отошла в сторону, давая тем самым возможность туристам нащелкать еще пару сотен мегабайт на своих мобильниках.

Реакция туристов, хоть и немцев (а уж их-то паломниками при всем желании назвать сложно), порадовала:

– Мы приехали в Метеоры не за фильмографией голливудской, а чтобы увидеть ваши монастыри, – тихо, но отчетливо сказали несколько человек. – Нас не «агент-007» интересует, а Православие.

Храм напоминал музей в день открытых дверей. Даже не музей, а супермаркет

– Да-да, конечно, – поспешно согласилась девушка-группенфюрер, – пойдемте скорее в монастырь. У нас несколько минут: видите, сколько экскурсантов своей очереди ждут! Да: чтобы зайти в обитель, женщины должны надеть платки и юбки – их вы можете взять напрокат в монастырском киоске по пять евро. Повторяю: у нас несколько минут.

Храм напоминал музей в день открытых дверей: десятки, если не сотни посетителей, разделенные по группам, пытались расслышать своих экскурсоводов, уловить хоть что-то в общем гвалте, хоть немного узнать об истории монастырей Метеоры, о греческом Православии, восстановлении независимости Эллады, сопротивлении османам… Какое там! Туристический конвейер не позволял даже всмотреться во фрески, не говоря уже о простом желании побыть одному, отойти в сторону и спокойно помолиться. «Это даже не музей – это супермаркет какой-то», – опять кто-то из немцев прошептал возмущенно.

– Так, пойдемте быстрее, уступаем место следующей группе: из храма выходим на обзорную площадку (правда красиво?), здесь снова можно фотографировать, я вас жду в монастырском магазине (обязательно зайдите, там много всего интересного и не очень дорого), а затем мы едем в другую обитель, там тоже красиво и интересно.

Больше всего времени туристы-экскурсанты проводят именно в монастырских лавках, покупая там всякие сувениры, чтобы не забыть, в каком именно монастыре они, кажется, были.

Стремглав промчавшись по нескольким обителям Метеоры, выдохнули. Вздохнула и девушка-экскурсовод:

– Уф, вот теперь можно отдохнуть после этой гонки. Как вам наши красоты?

Я не сдержался:

– Да красоты-то замечательные, всё хорошо, но уж очень всё суетливо. Вон, даже братья по разуму немцы жалуются: хотели, говорят, в тишине побыть, а кто и помолиться (и с немцами случается), а вместо тихой обители – «черная пятница» какая-то. Не говорю уж о паломничестве: даже туризм затерялся в общем бизнес-потоке.

Монастыри живут во многом за счет туристов – вот мы и подбиваем нашу программу под Голливуд. И чем веселее, тем лучше

Вот тут экскурсовод вздохнула всерьез:

– А ведь ты прав. И прости за Джеймса Бонда: но сейчас нам проще рассказывать о монастырях Метеоры именно в таком тоне. Монастыри живут во многом за счет туристов – вот и подбиваем мы, экскурсоводы, нашу программу под Голливуд и всё такое прочее. Чем веселее, тем лучше. «Развлекухи» побольше в программе надо. Больше денег для монастырей.

– Да, но молитва, уединение…

– Чего захотел! (Вздох был еще печальней). Тут ведь как: на время богослужений монастыри закрываются, то есть никто, кроме их насельников, на них присутствовать не может. В промежутке между литургией и всенощной – «бизнес-тайм»: от туристов нужны деньги, вот и всё. От нас, внешних, мне кажется, ждут не молитвы, а денег. Вижу, ты морщишься. Я сама православная, мне самой этот новый порядок противен, но я должна работать, зарабатывать – куда я денусь? Если утешит, то скажу по секрету: у самого подножия Метеор есть один небольшой скит – вот туда советую сходить помолиться. Там всё по-старому. Никакого туризма с экскурсиями: служит старенький иеромонах, он там один и живет. Так наши из окрестных деревень и городков только туда молиться и ходят – от «бизнес-обителей» с их сувенирами и прочими завлекушками нас воротит. Знаешь, у меня во время одной экскурсии было ощущение, что я в гетто…

Это гетто мы сами построили. Деньги нам подавай. А молитвы особо и не надо

– …это как?

– Да очень просто: туристы увидели, как одна монахиня шла из храма в келью. Такой был восторг, аж свистели: «Ты смотри! Живая монашка! В черном вся! Вау! Cool!».

– У нас такое при «советах» было. Так же приезжали, пялились на монахов, ржали.

– Ну вот, пожалуйста, добро пожаловать в прошлое.

– Лишь бы не в будущее. А то ведь и правда гетто напоминает.

– Только это гетто мы сами построили. Деньги нам подавай. А молитвы особо и не надо. Элладу жалко.

– Может, не всё еще потеряно.

– Очень надеюсь.

Мне захотелось в Россию: туда, где даже туристы могут стать паломниками. Где слово «деньги» пишут со строчной, а «молитва» с заглавной

Мы расстались. Экскурсовод подарила на прощание икону. Немцы долго вертели ее в руках: «Что мы с ней будем делать? Мы ничего в этом не понимаем. Отвези ее в Россию, отдашь там в какую-нибудь церковь или монастырь». А в Россию мне очень хотелось вернуться. В маленькую обитель: на Спас Каменный, например, в Суру, в Сийский монастырь, Трифонов Печенгский – в общем, туда, где даже туристы могут стать паломниками. Где слово «деньги» пишут со строчной, а «молитва» – с заглавной.

Всё об итоговом сочинении 2020-2021

Традиционно, самым первым испытанием для 11-классников в 2020/2021-ом году будет итоговое сочинение по литературе, поэтому ученики школ, гимназий и лицеев уже сегодня спешат узнать, какие направления ФИПИ определит для данного испытания. Чтобы успешно сдать этот экзамен, выпускникам надо знать какие темы стоит проработать в первую очередь. Итак, давайте детальнее познакомимся с направлениями, возможными темами внутри направлений итогового сочинения 2020/2021.

Сложно ли найти свой путь в 21 веке итоговое сочинение

Направления итогового сочинения 2020/2021

Итак, не будем тянуть кота за хвост и начнём с самого главного  с направлений итогового сочинения 2020/2021. Направления итогового сочинения 2020/2021 звучат следующим образом:

  1. Забвению не подлежит
  2. Я и другие
  3. Время перемен
  4. Разговор с собой
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Важно!

Внутри этих направлений миллионы тем. Темы будут даны на выбор на самом экзамене!

[свернуть]

Наверняка, названия направлений показались вам сложными, но на самом деле, если разобраться они не такие уж и сложные. Их объединяет одно – понимание того, что целью данных направлений является саморефлексия. Данные направления направлены на рефлексию внутри себя, на понимание каких-то своих взглядов, представлений, откуда эти взгляды берутся, каким образом они формируются, как это связано с действительностью, как влияет прогресс на человека, как мы влияем на общество и так далее. То есть все направления они вот так вот крутятся вокруг этой самой рефлексии, которой многим не хватает и не все одиннадцатиклассники способны это делать хорошо, поэтому давайте разбираться с тем, что представляет из себя каждое направление и какие могут быть темы. Что вообще писать и читать для этого направления.

Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события.

Разбор направлений

Направление №1. Забвению не подлежит

Это одно из самых простых направлений из всей пятерки направлений на 2020/2021 учебный год. Итак, что же это за направление, что от вас хотят здесь видеть? Это направление о событиях, которые просто невозможно забыть. То есть это какие-то исторические события, какие-то деятели культуры и науки, искусства, которые повлияли на ход истории.

Деятели, именами которых названы улицы в наших городах и т.д. То есть здесь вы можете использовать абсолютно любую литературу, чтобы привести примеры. ФИПИ акцентирует внимание на том, чтобы использовалась не только художественная литература, но и научная, публицистическая литература, а также мемуары. Всё это вы можете приводить в примеры.

Примерные темы:

  1. Какая личность может остаться в истории?
  2. Почему важно сохранять памятники культуры?
  3. Как вы понимаете фразу “рукописи не горят”?
  4. Какое влияние оказывают исторические события на человека?
  5. Почему важно помнить о подвигах своих соотечественников

Именно такие темы сочинений могут вам попасться на итоговом сочинении. По крайней мере, что-то похожее. Вы уже можете брать эти темы и практиковаться, пытаться писать итоговое сочинение. Если говорить о литературе, которую можно прочитать, то здесь можно использовать и классические произведения и неклассические, и современные и несовременные. Приведем примеры пяти произведений на это направление.

Примеры произведений:

  1. Л.Н.Толстой “Война и мир”
  2. Б.Полевой “Повесть о настоящем человеке”
  3. Б.Васильев “А зори здесь тихие”
  4. У.Айзексон “Стив Джобс”
  5. С.Моэм “Луна и грошь”

Произведение Л.Н.Толстого “Война и мир” про личности и историю. Конечно же это то, что нельзя забывать.

Следующее произведение Б.Полевого – “Повесть о настоящем человеке”. Это произведение про лётчика Маресьева, про человека, которого мы не забываем, потому что он совершил подвиг и который действительно существует в жизни.

Далее идёт произведение Б.Васильева “А зори здесь тихие про подвиг женщин на войне, который тоже сложно забыть.

Следующее произведение достаточно современное. Эта книга называется “Стив Джобс”. Она правда толстая, но вы можете её заменить на любую другую книгу про известную личность, про создателя той или иной компании. Вот на примере книги “Стив Джобс” вы можете рассказать про компанию, которая изменила мир, совершила какую-то революцию или про личность, которая совершила какую-то революцию в технике, медицине, еще в какой-то сфере.

Последнее произведение называется “Луна и грошь”. Это призведение про художника. Есть прототип этого художника – художник Поль Гоген. Здесь мы говорим об искусстве, которое тоже нельзя забыть.

Направление №2. Я и другие

Это направление про взаимоотношения абсолютно любого характера. Это могут быть межличностные отношения, это могут быть конфликты, это может быть отношения общества и себя, мироощущение себя внутри какой-либо социальной группы и т.д.

Примерные темы:

  1. Почему возникают межличностные конфликты
  2. Каких людей не принимает общество и почему?
  3. Как научиться понимать других?
  4. Как найти своё место в обществе?
  5. Должен ли человек прислушиваться к мнению окружающих?

Примеры произведений:

  1. Л.Н.Толстой “Анна Каренина”
  2. Л.Н.Толстой “Война и мир”
  3. А.С.Пушкин “Евгений Онегин”
  4. И.С.Тургенев “Отцы и дети”
  5. А.С.Грибоедов “Горе от ума”

Что касается литературы, то в первую очередь рекомендуется произведение Л.Н.Толстого “Анна Каренина”. Здесь мы рассматриваем личность Анны Карениной, её взаимоотношения, её конфликты с обществом и на какой почве они произошли, почему это произошло.

Следующее произведение – это “Война и мир”. Вот у нас уже прослеживается универсальное произведение, которое в этом году очень сильно подходит под все направления. Здесь мы можем рассмотреть поиск жизненного пути Болконского, его мироощущение.

Следующее произведение – это “Евгений Онегин”. Здесь мы можем рассмотреть личность Онегина и его мироощущения внутри общества. Каким он себя ощущает, вписывается он в контекст общества или нет.

Еще одно произведение – “Отцы и дети”. Здесь мы можем рассмотреть конфликт Базарова и Кирсанова. Обязательно обратите на них внимание, обратите также отдельное внимание на личность Базарова, на то, что он продвигал, как он вписывался в контекст общества и его внутренние конфликты.

В произведении “Горе от ума” мы рассматриваем личность Чацкого и то, как он вписывается со своими внутренними конфликтами в общество и какие он строит взаимоотношения.

Направление №3. Время перемен

Это одно из самых важных направлений из всей пятерки, потому что в этом направлении от вас ждут рассуждений о меняющемся мире. То есть вы должны проанализировать причины и следствия этих изменений, рассказать какие изменения происходят в обществе, но при этом вам может попасться тема не только про изменения в обществе, но и внутри человека. Например, как меняет человека война, или как меняет человека технический прогресс. Какие появляются новые привычки, а какие уходят, и так далее.

Примерные темы:

  1. Зачем нужны перемены в обществе
  2. Почему перемены неизбежны?
  3. Как технический прогресс влияет на общество
  4. Почему люди боятся перемен?
  5. Как меняется человек в эпоху технических революций?

Примеры произведений:

  1. М.А.Булгаков “Собачье сердце”
  2. Ю.Н.Харарки “Sapiens: краткая история человечества”
  3. И.С.Тургенев “Отцы и дети”
  4. Айн Рэнд “Мы живые”
  5. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”

В произведении “Собачье сердце” мы говорим о медицине, про пользу и вред прогресса. Здесь мы можем именно об этом порассуждать.

Следующее произведение современное. Оно достаточно содержательное, объёмное, но мы рекомендуем прочитать её не только тем, кто сдаёт итоговое сочинение. Это произведение – краткая история человечества. Там идёт рассказ о причинах тех или иных событий, то есть на краткой истории человечества мы понимаем почему произошли те или иные изменения и как люди на это реагировали, откуда у нас появились те или иные привычки.

Ещё одно произведение – “Отцы и дети”. Здесь мы можем рассмотреть конфликт Базарова и Кирсанова и сказать про изменения, то есть кто человек, который хочет изменить общество, а кто сопротивляется этому и провести параллель с современным миром.

Следующее произведение называется – “Мы живые” и это тоже не русская классика, но его тоже можно приводить в пример. Здесь идёт речь о послевоенной России и то, как герои как личности борются с тоталиторизмом в государстве. Здесь тоже мы говорим о столкновении и о том, каких перемен хотят герои этого произведения.

В следующем произведении “Преступление и наказание” мы рассматриваем изменение самого героя, то есть рассматриваем не изменения в мире как в предыдущих, а изменения внутри личности и прослеживаем эти изменения.

Направление №4. Разговор с собой

Следующее направление называется “Разговор с собой”. Это самое психологическое направление из всех пяти. Здесь выпускников просят поразмышлять о том, что значит быть самим собой. Темы могут быть связаны с самоанализом, могут быть про совесть, про какие-то негативные проявления личности и характера, про поиск смысла жизни, про внутренние конфликты. Здесь вас просят осмыслить опыт других героев, которые непосредственно стремились познать себя, разобраться со своими внутренними конфликтами, как-то поменяться. Здесь мы говорим о сильных и слабых сторонах характера и т.д.

Примерные темы:

  1. Что значит быть самим собой
  2. Что значит фраза жить по совести?
  3. Почему человеку важен смысл в жизни
  4. В чём заключается горе от ума
  5. Что влияет на формирование внутреннего мира человека

Примеры произведений:

  1. А.С.Грибоедов “Горе от ума”
  2. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”
  3. А.С.Пушкин “Евгений Онегин”
  4. М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”
  5. И.С.Тургенев “Отцы и дети”

Первое произведение – “Горе от ума”. Здесь мы задаемся вопросом “В чём горе УМА Чацкого”, как он борется с этим внутренним конфликтом, какие у него внутренние противоречия с собой и миром, как он взаимодействует с людьми, что его побуждает взаимодействовать, т.е. в чём его внутренний конфликт.

Следующее произведение – это “Преступление и наказание”. Конечно же, здесь мы рассматриваем Раскольникова, еще также можно рассмотреть Соню Мармеладову и посмотреть в чём их внутренние конфликты. Как они с ними справляются, что им помогает, как они приходят к духовному просветлению.

Еще одно произведение – “Евгений Онегин”. Здесь мы рассматриваем Онегина, рассматриваем его психологию как героя, почему он так поступает, что этому способствует и так далее.

В произведении “Герой нашего времени” мы рассматриваем личность Печорина, рассматриваем кто он такой, что им движет, какие у него внутренние конфликты и так далее.

Следующее произведение “Отцы и дети”. Здесь мы рассматриваем Базарова, его внутренние конфликты

Направление №5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Данное направление можно назвать вторым по сложности после направления “Время перемен”. В данном направлении от экзаменуемого требуют осмысления духовных ценностей в современном мире. Выпускнику надо сравнить те ценности, которые были раньше и сравнить их с современными ценностями, с современными мыслями человека, с современными привычками человека, сходства и различия между современным поколением и предшествующими поколениями. Когда названия направлений были опубликованы на сайте ФИПИ, там также появился комментарий, что от экзаменуемых в этом направлении ждут примеры со%D 5D1еменных писателей и современных журналистов, которые рассуждают на похожую тематику. У человека, который выбирает это направление должен быть большой багаж знаний и эрудиция также должна быть на высоком уровне.

Примерные темы:

  1. В чём отличие современной молодежи от других поколений
  2. Важно ли читать книги в 21 веке?
  3. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры
  4. Почему конфликт отцов и детей неизбежен
  5. Какие ценности присущи современному человеку

Примеры произведений:

  1. Ю.Н.Харари “21 урок для 21 века”
  2. М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”
  3. И.С.Тургенев “Отцы и дети”
  4. М.Конграуз “Русский язык на грани нервного срыва”
  5. А.С.Грибоедов “Горе от ума”

Первое произведение – это “21 урок для 21 века”. Там рассматривается 21 проблема, 21 урок, который сейчас проходит современное поколение. Также там рассматриваются запросы современного общества. Книга достаточно сложна для прочтения, но она очень популярна.

Следующее произведение уже из классики. Это – “Герой нашего времени”. Здесь мы можем сравнить Печорина с современными персонажами, с современными характеристиками людей, с современными запросами.

То же самое мы можем сделать с произведением “Отцы и дети”.

Следующее произведение – современное. Оно называется – “Русский язык на грани нервного срыва”. Здесь мы говорим про изменения в русском языке, которые произошли под влиянием интернета. То есть такая тема у вас тоже может быть.

Последнее произведение – это “Горе от ума”. Оно тоже про поколение, и можно сравнить героя с сегодняшними проблемами.

Статья написана, базируясь на видеоуроках youtube-канала автора VikaMoroz

В Советском Союзе рок-музыканты долго были андеграундом, фестивали были неофициальными, записи — «самопальными», концерты проходили в квартирах или полузаброшенных клубах на городских окраинах.

Но «Землянам» этой участи удалось избежать: для них были открыты и телевидение, и официальные концертные площадки. Возможно, потому, что в песнях не было ничего, что считалось бы недопустимым или скандальным, это был так называемый в те годы ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), который исполнял в рок-стилистике песни советских авторов о сильных мужчинах, космосе, небе, каскадерах, общечеловеческих жизненных ценностях.

Возможно, во многом поэтому же «Землян» помнят и знают не только 40–50-летние, но и молодые: в 2021 году их «Трава у дома» оказалась самой популярной советской песней в караоке у молодежи — по версии группы МДК в социальной сети «ВКонтакте» (число подписчиков — более 11,6 млн).

В Петербурге, на исторической родине легендарной группы, из мэтров по-прежнему живет ее лидер-гитарист Игорь Романов. После «Землян» у него были собственная группа «Союз», сольные проекты, работа на радио и почти 15 лет в «Алисе». Но период «Землян» он вспоминает с особым трепетом и ностальгией.

Вместе с Романовым мы побывали у ДК имени Дзержинского и в Ленинградском дворце молодежи (ЛДМ). Оба места — знаковые для города, и именно с ними наиболее тесно оказалась связана судьба «Землян».

ДК имени Дзержинского

Сегодня его мало кто в Петербурге воспринимает как важную концертную площадку, а между тем «милицейский клуб» с советских времен благополучно сохранил свой статус — ныне это культурный центр при Главном управлении МВД.

Здесь и в ковидную эпоху проводят концерты, но их успех едва ли сопоставим с теми аншлагами, которые бывали в этих стенах десятки лет назад. В блокадные годы это был едва ли не единственный на весь Ленинград зал, который не закрылся и куда могли прийти жители осажденного города.

Для «Землян» ДК имени Дзержинского был «домашней» площадкой.

«Символично, конечно, что группа, которая играла рок-музыку, базировалась в ДК милиции. Как-то это не очень совмещалось по тому времени, но тем не менее так случилось. Когда мы начинали здесь, мы были еще непрофессиональной группой», — вспоминает Игорь Романов.

45-летний юбилей — дата на самом деле не совсем точная. 45 лет исполняется скорее «золотому» составу «Землян», с которым она прославилась на всю страну и в котором оказался Романов. Саму же группу еще в конце 1960-х создали студенты Ленинградского политехникума. Под громким названием «Земляне» они исполняли кавер-версии хитов западных групп — от битлов до Led Zepellin. Коллектив быстро выделился на фоне других. 

Ансамбль "Земляне" во время выступления во Дворце спорта "Динамо", 1987 год Николай Малышев/ТАСС

Ансамбль «Земляне» во время выступления во Дворце спорта «Динамо», 1987 год

© Николай Малышев/ТАСС

В итоге, сменив несколько местечковых клубов в качестве «крыши над головой», они нашли приют под крылом ГУВД: учреждению позарез был нужен сыгранный коллектив для официальных смотров. С тех пор отношения группы с контролирующими органами стали менее напряженными — как расказывал в одном из интервью Андрей Большев, барабанщик «Землян» из раннего состава, в случае проблем они всем теперь говорили: «Так мы ансамбль МВД!»

Выпускники училища имени Римского-Корсакова — Борис Аксенов и Игорь Романов — пришли в группу к концу 1970-х. 

«У меня до «Землян» были же еще «Россияне», — рассказывает Игорь Романов. — Вместе с Олегом Гусевым, Борисом Аксеновым мы играли арт-рок, и у нас были сложные, часовые композиции, где мы использовали различные сложные размеры: пять, семь четвертей, там же мы играли рифы на девять восьмых. То есть вокала там было немного, большую часть занимала музыка. Играли на сейшенах по институтам — в той же «Тряпке», например (Институт легкой промышленности, ныне Университет промышленных технологий и дизайна — прим. ТАСС).

Романов рассказывает, что через школу сейшенов проходили тогда все музыканты в городе — это были нелегальные мероприятия, билеты на них распространяли между собой сами студенты.

«И ты не думал, куда и как идти играть, — оно как-то происходило само собой, мы занимались музыкой и не думали о чем-то другом, — улыбается Игорь. — Рок-клуба тогда ведь еще не было, на улице Рубинштейна располагалась другая организация под вывеской ЛДХС — Ленинградский дом художественной самодеятельности. Там тоже был зал, и вот в нем иногда официально приходилось сдавать программу, если мы собирались играть на танцах где-то за городом. Хотя в концертах мы потом все равно играли то, что хотели, и то, что умели…»

Вокалистом новые «Земляне» взяли Игоря Дембовского. Уже через год его заменит Сергей Скачков, чей голос навсегда станет для «Землян» фирменным. Но именно Дембовского можно услышать на первой пластинке группы — миньоне с песнями Марка Фрадкина.

Мэтр советской эстрады, автор еще военных песен, написавший для Бернеса «Течет река Волга», лично приехал послушать игру ленинградских рокеров и подарил им сразу две своих песни, которые Романов аранжировал так, что «Землян» пригласили записаться на «Мелодии».

«Песни назывались «Красный конь» и «Время тюльпанов». Гонорар с миньона был, конечно, копеечный — мы и позже за пластинки не получали больших денег. Но думаю, это принесло нам какую-то первую известность», — говорит Романов.

Движение вперед

Киселев и Романов, как тогдашние лидеры группы, смотрели вперед: компромиссы в виде рок-обработок типично эстрадных песен были необходимы «Землянам» для того, чтобы пробиться наверх. Результат не заставил себя ждать: в 1979 году их впервые пригласили на телевидение — тогда еще только ленинградское.

Игорь Романов во время выступления на концерте "Рок за мир" во Дворце спорта "Динамо", 1985 год Роман Денисов, Александр Шогин/ТАСС

Игорь Романов во время выступления на концерте «Рок за мир» во Дворце спорта «Динамо», 1985 год

© Роман Денисов, Александр Шогин/ТАСС

«Первый блин получился по всем правилам — комом. Нас решили записать «живьем», — рассказывает гитарист. — Мы привезли все свое оборудование, отыграли. Но когда я услышал это в эфире, мне стало жутко. Нет, мы играли нормально, но, видимо, тогда уровень техники и звукорежиссеров был очень низким. Впоследствии мы учли этот опыт «антирекламы», были аккуратнее и писались на телевидении под фонограмму. Вообще это была общая практика того времени — просто на нас телевизионщики, видимо, решили провести эксперимент», — улыбается Романов.

Записывать композиции собственного сочинения они в то время еще не могли: для этого нужно было состоять в творческих союзах — композиторов, писателей. Или как минимум получить серьезное признание со стороны уже состоявшихся авторов, что и делали «Земляне».

«Только в 1983 или 1984 году мы сняли клип на песню «Кораблик», к которой изначально я написал и музыку, и текст. Но именно для того, чтобы песня прошла на ТВ, ее все равно отдали Михаилу Пляцковскому — и он написал свои стихи», — рассказывает Игорь Романов.

На сцене ограничений было гораздо меньше, говорит гитарист. Музыканты могли играть на концертах, например, те же западные каверы, просто не указывая их в официальной программе. А в 1980 году «Земляне» молниеносно откликнулись на смерть Джона Леннона композицией «Представь себе» — русской кавер-версией Imagine.

«И об этом спокойно, без намека на осуждение, написали газеты — то есть это было приемлемо», — поясняет Романов.

В ДК имени Дзержинского «Земляне» «квартировали» недолго: оттуда они уехали сдавать программу для гастролей в Кемерово. Группа объехала с концертами всю область, будучи уже прикрепленной к местной филармонии. Почувствовав первый успех (а люди ломились на одно только слово «рок-группа» в афише), в Ленинград «Земляне» вернулись окрыленными. Тогда они и перебрались на другую площадку.

Ленинградский дворец молодежи

«Дворец молодежи — это было культовое место той эпохи. Здесь тогда была постоянная движуха, — рассказывает Игорь Романов, поднимаясь на сцену театра (в котором сегодня играют мюзиклы). — В соседнем фойе стояла небольшая сценка и проходили дискотеки. А здесь, в большом зале, выступали уже более-менее известные группы — из того же рок-клуба, например. «Сайгон» был культовым кафе, а ЛДМ — однозначно культовой сценой».

Игорь Романов возле Ленинградского дворца молодежи Андрей Федечко

Игорь Романов возле Ленинградского дворца молодежи

© Андрей Федечко

Именно в ЛДМ «Земляне» аранжировали и репетировали свой первый хит, песню «Каскадеры» на стихи Андрея Дементьева. Сочинил ее московский композитор с ленинградским образованием Владимир Мигуля (он же автор «Травы у дома»). Записывали «Каскадеров» в Москве — тогда необходимая аппаратура нашлась только там. А клип снимали под Ярославлем — на снегоходах.

«Эту запись и сегодня можно отыскать в интернете. Представьте себе: заброшенное летное поле, январь, мороз 30 градусов, — делится воспоминаниями Игорь Романов. — Нас нарядили в костюмы, а чтобы мы слышали фонограмму, раздали милицейские рации, в которых все шипело и ничего не было слышно, — попасть в текст было трудно. И целый день мы снимали с перерывами на погреться в автобусе. А вечером у нас были еще концерты в Ярославле. И вот я помню, что после съемок на сцену я вышел совершенно оглохший на одно ухо от этой рации — поэтому пришлось постоянно поворачиваться к партнерам другим боком. Слух, к счастью, вернулся», — смеется Романов.

Более смелые эксперименты

Он неустанно повторяет: для «Землян» важнее всего была музыка. Наверное, поэтому у них была самая передовая по тем временам аппаратура (не только звуковая, но и световая), которую иногда даже перекупали у зарубежных групп, заезжавших на гастроли в СССР.

На тексты музыканты тогда не обращали особого внимания. Сейчас Романов оценивает тексты Дербенева и Дементьева как высокую поэзию, признавая, что в те годы не понимал глубины их простых строчек. Но и ставка на качественный, профессиональный звук сработала безотказно. «Добивала» же группа своей энергетикой и фантастическими по тем временам шоу, с которыми они исколесили весь Советский Союз.

«Земляне» — это ведь не только музыканты на сцене. Нас было 20 человек. Мы повсюду возили за собой два трала с оборудованием. И все концерты мы играли вживую, даже если у нас был не один, а по два-три концерта в день. В Узбекистане, помню, мы давали и по четыре: первый, «утренник», начинался в 11 утра, а к 11 вечера я приходил в номер, набирал ванну и смотрел на свои потертые, скажем так, ноги… — Романов не перестает улыбаться. — Перерывы между концертами были по 15 минут: тяжеловато. Тем более что играли мы там на улице, а дело было летом, жарко! Но мы были молодые, все выдерживали, гнали на автомате. В каждом городе мы проводили так по 10–15 дней».

Впереди у «Землян» было еще несколько лет уверенного взлета. Они выступали на топовых площадках, собирали крупнейшие стадионы: в Москве — «Олимпийский», в Ленинграде — СКК. На последней площадке им удалось дать 18 аншлагов подряд.

На эту тему

Опустели без тебя "Земляне".

Но никакой взлет не бывает вечным: в 1985 году, на пике популярности, Игорь Романов и барабанщик Валерий Брусиловский создали новую группу «Союз», чтобы отдаться более смелым экспериментам. Еще через три года коллектив покинет его бессменный продюсер Владимир Киселев. Какое-то время о «Землянах» не будет слышно ничего: на небосклоне рока будут сиять новые звезды — в том числе из родного для «Землян» Ленинграда.

И только в XXI веке ветераны группы начнут возрождать ее на волне ностальгии по 1980-м — в 2006 году шумно отпраздновали 30-летие группы в «Лужниках» и Кремлевском дворце. В 2009-м «Траву у дома» признали официальным гимном российской космонавтики. Не обошлось в новейшей истории «Землян» и без судебных разбирательств из-за авторских прав и товарных знаков. Но теперь они тоже в прошлом. В конце концов, главным остается то, что песни «Землян» и их музыкантов узнают и любят все новые и новые слушатели. И — помнит город, в котором почти 45 лет тому назад они начали свой путь к славе.

Дмитрий Селиванов, Юлия Острогожская

  • Сложно ли сдать итоговое сочинение
  • Сложно сочинение предложение пример
  • Сложить вчетверо как пишется
  • Сложно ли жить в эпоху перемен сочинение аргументы
  • Сложенные дрова как пишется