Слово сказка исконно русское или заимствованное

План конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : исконно русские и заимствованные слова тип

План
– конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и
заимствованные слова»

Тип урока : изучение
нового материала

Цели :

Обучающие :

  1. Знать понятия «Исконно русские »  и
    «Заимствованные слова»;
  2. Уметь находить исконно русские и
    заимствованные  в тексте ;
  3. Уметь отличать исконно русские слова  от
    заимствованных слов ;
  4. Уметь правильно использовать в речи исконно
    русские и заимствованные слова;
  5. Знать признаки заимствованных слов.

Развивающие :

  1. Развивать умение отличать исконно русские
    слова  от заимствованных слов ;
  2. Развивать умение находить исконно русские и
    заимствованные   в речи и в тексте ;
  3. Развивать умение использовать исконно
    русские и заимствованные  в речи ;
  4. Развивать орфографическую и пунктуационную
    зоркость;
  5. Развивать связную речь учащихся .

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка
    через многообразие исконно русских и заимствованных слов  в русском языке.

Ход урока

I.                   
Организационный момент

-Добрый день
,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее  число .

II.                 
Проверка домашнего задания

— Дома вы выполняли упражнение 117 . Вам нужно
было выписать из текста диалектные слова и слова с выделенными буквами и
письменно объяснить выбор орфограмм .Так же вам нужно выполнить фонетический
разбор слова жизни. Итак ,один учащийся у доски выполняет фонетический
разбор, а остальные работают на местах, устно называя диалектизмы
,встретившиеся в тексте и объясняют написание орфограмм. После проверки
упражнения мы проверим , как вы выполнили фонетический разбор.

Один учащийся работает у доски ,а остальные
устно с учителем проверяют упражнение.

III.               
Повторение изученного материала

— Ребята ,сейчас мы с вами повторим ранее
пройденный материал и закрепим наши знания по теме «Лексика». Я раздам вам
тесты на повторение , в каждом вопросе только 1 правильный ответ ,выберете его.
На выполнение теста вам даётся 5 минут.

Тест по теме «Лексика».

1.Что изучает лексика?

а)слово

б)звуки речи

в)части слова

г)части речи

2.Слова, имеющие одно лексическое значение,
называются:

а)многозначными

б)двузначными

в)однозначными

3.В каком варианте ответа есть синонимы?

а) чёрный – белый

б) бегемот – гиппопотам

в) поседеть к старости – посидеть рядом

г) высокий – низкий

4.Слова, противоположные по лексическому
значению, это…

а)синонимы

б)антонимы

в)омонимы

5.Укажите необщеупотребительное слово

а)говорить

б)земля

в)яруга

г)птицы

6.В каком словосочетании есть
профессионализмы?

а)лисий след

б)кухонный нож

в)корабельный кок

г)морская вода

7. Укажите диалектизм

а) гуашь

б)бурак

в) вода

г) терраса

( Ответы: 1)а; 2)в; 3)б; 4)б; 5)в; 6)в ) ;7)б.

IV.               
Объяснение нового материала

1.Слово учителя

— Мы повторили изученный нами материал по теме
«Лексика» , а теперь нам предстоит изучение новой темы.

2.Беседа

 – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном
способе пополнения лексического состава

нашего языка.

– Много ли вы знаете иностранных языков ? А
вот и нет, на самом деле

каждый из вас и не подозревает о том, что он
полиглот.

– Кто такой  полиглот? (Человек, знающий
много языков)

– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше
послушайте, что говорит по этому поводу

Лев Васильевич Успенский:

Слова, называющие наши любимые горячие
напитки, – все знатные иностранцы. Говоря

«кофе», например, вы произносите арабское
слово. Когда-то оно было именем области Кафа

в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы
сделали из этого свое «кахва», или «кава».

Завезенное в Европу арабское слово
превратилось в Англии в «каффи», у французов – в

«кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах
– в «коффие». Из Голландии оно прибыло к

нам. Наши прадеды превратили его в «кофей»,
подогнав его к уже привычному для них слову

«чай»: «чайку-кофейку попить».

– Итак, почему можно сказать, что мы знаем
много языков. (Потому что многие слова

пришли к нам из других стран, сохранив свое
произношение.)

Значит на какие
две группы по происхождению можно разделить слова нашего языка? (Исконно
русские и заимствованные слова).

– Итак , какой способ пополнения русского
языка вы можете назвать?( Способ пополнения лексического состава нашего языка
– заимствование из  других языков.)

–Как вы думаете ,какова тема нашего
сегодняшнего урока?(«Исконно русские и заимствованные слова».)

3.Работа с учебником

— Сейчас мы познакомимся с теоретическими
сведениями об исконно русских и заимствованных словах на странице 67 учебника .
Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.

Один учащийся читает  классу теоретические
сведения из учебника.

V.                 
Фронтальный опрос

— Из каких слов по происхождению состоит наш
язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

— Какие слова называются исконно русскими?
Приведите примеры.

— Какие слова называются заимствованными ?
Приведите примеры .

VI.               
Закрепление изученного материала

1.Комментированное списывание

— Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать
текст  ,выписать из него слова с пропущенными буквами ,объяснить орфограммы и
отметить среди этих слов заимствованные.

Целеполагание :

— Как вы считаете ,для чего мы выполняем это
упражнение ?( Для того ,чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)

— Значит ,наша цель при выполнении данного
упражнения —  научиться находить заимствованные слова в тексте .

Учащиеся работают устно ,  поочерёдно читают 
несколько предложений классу , попутно объясняя пропущенные орфограммы
,записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят
заимствованные слова и записывают их.

Вывод :

— Ребята, мы достигли поставленной нами цели
при выполнении данного  упражнения ?(Да.)

— Итак ,теперь вы умеете находить
заимствованные слова в тексте .

2.Групповая работа

— Сейчас вы поработаете в группах . Каждая
группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на
первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд.
Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться
определить признаки заимствованных слов.

Целеполагание :

— Для чего нам нужно выполнить это задание ?(
Для того ,чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и
выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова .)

— Цель данного задания — научиться отличать
заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем
распознавать заимствованные слова.

— Теперь приступайте к выполнению вашего
задания в группах, после того , как вы выполните это задание представитель
каждой группы зачитает классу ,какое было задание у его группы , назовёт ,какие
исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных
слов .

Учащиеся в группах выполняют задания ,потом
коллективно проверяют задания каждой из групп.

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что
заимствованные слова, как правило, не

начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча,
фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что
сочетания шт, хт, кс, мп, как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар,
кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что
многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква,
гео, био, теле
и т. д.:

аквариум, воевода, география,
телефон, спутник.

– Как отличить русское слово от
заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки
заимствованных слов вам удалось найти .

— Запишите в тетрадь признаки заимствованных
слов :

Признаки заимствованных слов записываются
на доске:

1) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

2) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».

3) общие словообразовательные элементы аква,
гео, био, теле
и т. д.

— Подумайте и попытайтесь привести свои
примеры по каждому из признаков заимствованных слов.

Вывод :

— Мы достигли поставленной цели ? (Да.)

— Итак , теперь вы научились отличать
заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.

3.Цифровой диктант

Запишите в тетрадь к каждой букве  цифру
,обозначающую «лишнее » слово, проанализировав слова с точки зрения
происхождения.

Учащиеся пишут цифровой диктант.

Цифровой диктант :

а) 1)белка, 2)береза, 3)фауна, 4)осень;

б) 1)телевизор, 2)телеграф, 3)телефон,
4)приемник;

в) 1)автомобиль, 2)локомобиль, 3)локомотив,
4)паровоз.

г) 1) самовар ,2) сарафан ,3) кекс , 4) дом.

4. Устная работа.

– Какие слова лучше употреблять, если в языке
существуют и заимствованные слова, и

синонимичные им исконно русские слова? (Исконно
русские слова).

—  Сейчас я буду называть вам заимствованные
слова ,а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.

Целеполагание :

— Какова наша цель при выполнении этого
задания ( Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая
синонимы).

— Итак ,цель при выполнении данного задания :
научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы .

Учитель называет заимствованное слово ,а
учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.

Шоу – …(зрелище), шоумен-…(организатор
представления
) , фиаско – …(неудача), сувенир -…(подарок) ,
обелиск -…(памятник) ,консенсус –…( согласие), презентация –  ..(
представление), менталитет – …(обычаи-привычки),интегрировать –…(
объединять), имидж – ..(облик), санкция …(разрешение-указание).

Вывод :

— Мы достигли поставленной цели при выполнении
данного задания?(Да).

— Итак ,теперь вы умеете подобрать к заимствованному
слову синонимичное ему исконно русское слово

VII.             
Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке ?
Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?

— Какие слова называются исконно русскими?
Приведите примеры.

— Какие слова называются заимствованными?
Приведите примеры.

— Какие признаки заимствованных слов вы
знаете?

VIII.           
Домашнее задание

— Дома вы выполните упражнение 127 ,в котором
вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с
тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания , обозначьте главное
слово.

Упражнение 127 :

Презентация ,консенсус ,коммуникабельный ,
позитивный ,деструктивный ,интегрировать имидж , санкционировать

Слова для справок : представление ,
положительный , объединять ,облик ,общительный ,согласие, признавать законным
,разрушительный.

Тест
по теме «Лексика».

1.Что изучает лексика?

а)слово

б)звуки
речи

в)части
слова

г)части
речи

2.Слова,
имеющие одно лексическое значение, называются:

а)многозначными

б)двузначными

в)однозначными

3.В
каком варианте ответа есть синонимы?

а)
чёрный – белый

б)
бегемот – гиппопотам

в)
поседеть к старости – посидеть рядом

г)
высокий – низкий

4.Слова,
противоположные по лексическому значению, это…

а)синонимы

б)антонимы

в)омонимы

5.Укажите
необщеупотребительное слово

а)говорить

б)земля

в)яруга

г)птицы

6.В
каком словосочетании есть профессионализмы?

а)лисий
след

б)кухонный
нож

в)корабельный
кок

г)морская
вода

7.
Укажите диалектизм

а)
гуашь

б)бурак

в)
вода

г)
терраса

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова,
зная, что заимствованные слова, как правило,

начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение,
цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова,
зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб,
указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова,
зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква,
гео, био, теле
и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон,
спутник.

Признаки заимствованных слов записываются
на доске:

1) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

2) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».

3) общие словообразовательные элементы аква,
гео, био, теле
и т. д.

4)Несклоняемые существительные (кино ,кофе
,пальто).

Цифровой диктант :

а) 1)белка, 2)береза, 3)фауна, 4)осень;

б) 1)телевизор, 2)телеграф, 3)телефон,
4)приемник;

в) 1)автомобиль, 2)локомобиль, 3)локомотив,
4)паровоз.

г) 1) самовар ,2) сарафан ,3) кекс , 4) дом.

Слабое звено

обзор телеигры

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Логотип программы

Сезон:
2021
Эпизод:
81 (17)
Дата съёмки:
28 октября 2021 года
Дата эфира:
10 ноября 2021 года
Телекомпания:
Мир
Ведущая:
Мария Киселёва

Восемьдесят первый выпуск телеигры «Слабое звено» на телеканале «Мир». Семнадцатый выпуск третьего сезона. В игре приняли участие шахматисты.

Участники

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Владимир Белов

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Евгений Марголин

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Эльмира Мирзоева

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Володя Поткин

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Сергей Карякин

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Этери Кублашвили

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Ян Непомнящий

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Алексей Ким

Участник Возраст Город проживания Род деятельности
Владимир Белов 37 Одинцово Гроссмейстер, тренер по шахматам
Евгений Марголин 32 Москва Директор шахматной школы
Эльмира Мирзоева 39 Москва Гроссмейстер, журналист
Володя Поткин 39 Рыбинск Гроссмейстер, тренер по шахматам
Сергей Карякин 31 Москва Шахматный гроссмейстер
Этери Кублашвили 32 Москва Пресс-атташе Федерации шахмат России
Ян Непомнящий 31 Москва Шахматист
Алексей Ким 35 Москва Гроссмейстер, тренер по шахматам, директор шахматной школы

Раунд 1

Каким французским словом называется начало шахматной партии?

Алексей пасует.
Правильный ответ: Дебют

Какой стране принадлежит остров Сицилия?

Ответ Владимира: Италия

Какого цвета была собака Клякса, с которой выступал клоун Карандаш?

Ответ Евгения: Чёрная

На пять лет или на три года избирают Государственную Думу?

Ответ Эльмиры: На пять

Что больше — аршин или сажень?

Ответ Володи: Сажень

Сколько будет, если 8 умножить на 8?

Ответ Сергея: 64

Какой должна быть экономика, согласно известному лозунгу Леонида Брежнева?

Ответ Этери: Народной
Правильный ответ: Экономной

Какая нота выше: соль 1 октавы или ре 2 октавы?

Ответ Яна: Соль 1 октавы
Правильный ответ: Ре 2 октавы

Какой медведь обитает на морских льдах?

Ответ Алексея: Белый

В Европе или в Азии находится Сибирь?

Ответ Владимира: В Азии

Солнце от Земли ближе или дальше миллиарда километров?

Ответ Евгения: Ближе

Кто написал роман «Собор Парижской Богоматери»?

Эльмира пасует.
Правильный ответ: Виктор Гюго

Как называется букетик, вставляемый в петлицу?

Володя пасует.
Правильный ответ: Бутоньерка

Диета Дюкана основана на высоком потреблении белков или углеводов?

Ответ Сергея: Белков

Какое животное изображено на дорожном знаке «Перегон скота»?

Ответ Этери: Олень
Правильный ответ: Корова

Длина Невы больше или меньше 300 километров?

Ответ Яна: Меньше

Что характеризует параметр «2 миллиметра» у 2-миллиметрового листового металла?

Ответ Алексея: Толщина

Какое сооружение в разное время китайцы называли «барьером», «крепостью» и «пурпурной границей»?

Ответ Владимира: Великая Китайская стена

Евгений начинает формирование банка с 5 000 руб.

В какой стране запустили первый искусственный спутник Земли?

Ответ Евгения: В СССР

Флаг какой скандинавской страны представляет собой жёлтый крест на синем фоне?

Ответ Эльмиры: Швеция

Оперетты писал Имре Кальман или Янош Кадар?

Ответ Володи: Имре Кальман

«Режим форсажа» возможен в реактивном самолёте или локомотиве?

Ответ Сергея: В самолёте

Этери утраивает банк.

Что больше по площади: Японский архипелаг или Новосибирские острова?

Ответ Этери: Новосибирские острова
Правильный ответ: Японский архипелаг

Какого рода слово «зеро»?

Ответ Яна: Среднего

Тадж-Махал — это мечеть или пагода?

Ответ Алексея: Мечеть

Каким словом называют сборку и механизма, и телепрограммы?

Владимир пасует.
Правильный ответ: Монтаж

В одиночном или парном катании Ирина Роднина стала трёхкратной Олимпийской чемпионкой?

Ответ Евгения: В одиночном
Правильный ответ: В парном

Игра началась с 15 000 руб.

Сильное звено — Сергей (ответил верно на все вопросы). Слабое звено — Этери (у неё нет верных ответов).
Но первым команда удалила Алексея.

Раунд 2

В банке 15 000 руб.

Страйк — это термин боулинга или хоккея?

Ответ Сергея: Боулинга

В первой или второй половине XX века открыт Музей космонавтики?

Ответ Этери: Во второй

Какая героиня пела: «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда»?

Ответ Яна: Черепаха Тортила

Владимир кладёт в банк 5 000 руб.

Какой боеприпас бывает шумовым, сигнальным, осколочным и газовым?

Ответ Владимира: Ракета
Правильный ответ: Граната

На картине «Девятый вал» изображена мачта или корабль целиком?

Ответ Евгения: Мачта

Берёза опыляется ветром или насекомыми?

Ответ Эльмиры: Ветром

Шеф-редактором какого журнала был Хью Хефнер?

Володя пасует.
Правильный ответ: «Playboy»

На морском берегу или в глубине суши расположен Краснодар?

Ответ Сергея: В глубине суши

«Дневной» или «Ночной дозор» Сергей Лукьяненко написал раньше?

Ответ Этери: Ночной

Как переводится с латыни имя Виктория?

Ответ Яна: Победа

Владимир удваивает банк.

В каком городе находится музейное здание «Новой Третьяковки»?

Ответ Владимира: Москва

Двумя или четырьмя ногами опирается конь на пьедестал на памятнике «Медный всадник»?

Ответ Евгения: Двумя

Джон Нэш прославился как математик или шоумен?

Ответ Эльмиры: Шоумен
Правильный ответ: Математик

Флаг какой страны изображён на картине: «Свобода, ведущая народ»?

Ответ Володи: Куба
Правильный ответ: Франция

На скрипке или виолончели любил играть Альберт Эйнштейн?

Ответ Сергея: На скрипке

Какой реке поклонялись древние египтяне?

Ответ Этери: Нил

Музыкальная группа из Бишкека называется «Город 312» или «Город 404»?

Ответ Яна: «Город 312»

На каком языке написана Тора?

Ответ Владимира: Иврит

Евгений повторно удваивает банк.

Какой тип церковного здания крупнее: собор или часовня?

Ответ Евгения: Собор

Как называется африканская степь с редкими деревьями и кустарниками?

Эльмира пасует.
Правильный ответ: Саванна

Турецкая пахлава — это десерт или мясное блюдо?

Ответ Володи: Десерт

Сергей пытается положить деньги в банк, но он говорит слово «банк» до того, как произнесли его имя.

В состав какого города-курорта входит посёлок Дагомыс?

Ответ Сергея: Сочи

Как называется широкая сабля горцев и казаков?

Этери пасует.
Правильный ответ: Шашка

Салатовая или вишнёвая девятка упоминается в песне группы «Комбинация»?

Ответ Яна: Вишнёвая

Игроки положили в банк 20 000 руб.

Сильное звено — Ян (при равной игре с Сергеем сохранил на 6 000 руб. больше). Слабое звено — Эльмира (при равной игре с Володей потеряла на 1 000 руб. больше).
Команда с опозданием выгнала Этери.

Раунд 3

В банке 35 000 руб.

В каком веке была Первая Мировая война?

Ответ Яна: В XX

Законодателем какого античного греческого города был Ликург?

Ответ Владимира: Афины
Правильный ответ: Спарта

В каком месяце Алексей Саврасов начал работу над катриной «Грачи прилетели»?

Ответ Евгения: В марте

Собаки какой породы исполняли главную роль в телесериале «Комиссар Рекс»?

Ответ Эльмиры: Овчарки

Золото — это исконно русское или заимствованное слово?

Ответ Володи: Исконно русское

Нашатырь — это хлорид или сульфат аммония?

Ответ Сергея: Сульфат
Правильный ответ: Хлорид

На каком языке писал сказки Шарль Перро?

Ответ Яна: На французском

Основная пища ленивцев — это листья или птичьи яйца?

Ответ Владимира: Листья

Для стрельбы по удалённым объектам подойдёт оптический или динамический прицел?

Ответ Евгения: Оптический

Эльмира кладёт в банк 5 000 руб.

Граница России с какой европейской страной проходит, среди прочего, по возвышенности Маанселькя?

Эльмира пасует.
Правильный ответ: Финляндия

Какую двойную фамилию носил автор оперы «Снегурочка»?

Володя пасует.
Правильный ответ: Римский-Корсаков

Какое имя, которое носит знаменитый норвежец, переводится с латинского как «великий»?

Сергей пасует.
Правильный ответ: Магнус

Где, согласно пословице, нельзя утаить шило?

Ответ Яна: В мешке

Русский сбитень — это суп или напиток?

Ответ Владимира: Напиток

Какой разбойник из греческих мифов растягивал невысоких путников по размеру ложа, а высоким обрубал лишнее?

Ответ Евгения: Прокруст

Эльмира удваивает банк.

В какой телеигре участники встречаются со старцем Фура?

Эльмира пасует.
Правильный ответ: «Форт Боярд»

В зоопарке какого американского города начинается сюжет мультфильма «Мадагаскар»?

Ответ Володи: Нью-Йорк

По мере подъёма над землёй атмосферное давление растёт или уменьшается?

Ответ Сергея: Растёт
Правильный ответ: Уменьшается

Из какого вещества в основном состоит цитоплазма в клетке?

Ответ Яна: Вода

В конце XIII века Австрией начали править Габсбурги или Каролинги?

Ответ Владимира: Габсбурги

Евгений кладёт в банк ещё 2 000 руб.

Туя — это лиственное или хвойное растение?

Ответ Евгения: Лиственное
Правильный ответ: Хвойное

Время вышло, ведущая не успевает закончить вопрос.

Игроки положили в банк 12 000 руб.

Сильное звено — по-прежнему Ян (ответил верно на все вопросы). Слабое звено — Сергей (не справился ни с одним вопросом).
Но мужчины избавились от Эльмиры.

Раунд 4

В банке 47 000 руб.

В какой стране создана манга «Наруто»?

Ответ Яна: Япония

У спиральных галактик имеются манжеты или рукава?

Ответ Владимира: Рукава

Завершите строки Пушкина: «Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам бог…»

Ответ Евгения: «Любимой быть другим»

Екатеринбург или Новосибирск расположен восточнее?

Ответ Володи: Новосибирск

Кастаньеты — это ударный или духовой музыкальный инструмент?

Ответ Сергея: Ударный

Ян пытается положить деньги в банк, но он говорит слово «банк» до того, как произнесли его имя.

Бывает замочная, бывает нефтяная. О чём речь?

Ответ Яна: Скважина

Что больше — диагональ квадрата или его периметр?

Ответ Владимира: Периметр

Евгений кладёт в банк 40 000 руб.

Название какой мужской причёски совпадает с названием контактного вида спорта?

Евгений пасует.
Правильный ответ: Бокс

Кто сидел в траве в песне Владимира Шаинского?

Ответ Володи: Кузнечик

Каким московским футбольным клубом руководит португальский тренер Руй Витория?

Ответ Сергея: «Спартак»

Скрипка или барабан имеет гриф?

Ответ Яна: Скрипка

Анчоус — это овощ или рыба?

Ответ Владимира: Рыба

Евгений увеличивает банк ещё на 10 000 руб., и тем самым, досрочно завершает этот раунд, достигнув цели в 50 000 руб.

Сильное звено — Владимир (при равной с Яном игре сохранил больше денег). Слабое звено — Евгений (единственный из всех дал неверный ответ).
С перевесом в один голос Володя уходит ни с чем.

Раунд 5

В банке 97 000 руб.

Какого цвета женские фигуры фонтана «Дружба народов» на ВДНХ?

Ответ Владимира: Красные
Правильный ответ: Золотые

Какая валюта была официальной в Греции до введения евро?

Ответ Евгения: Драхма

В Москве или Петербурге мясо, завёрнутое в лаваш, чаще называют «шавермой»?

Ответ Сергея: В Москве
Правильный ответ: В Санкт-Петербурге

Пару каких животных задушил мифический герой Геракл ещё в колыбели?

Ответ Яна: Змеи

Какое женское отчество образуется от имени «Илья»?

Ответ Владимира: Ильинична

Солнечные часы измеряют время или расстояние?

Ответ Евгения: Время

Сергей пытается положить деньги в банк, но он говорит слово «банк» до того, как произнесли его имя.

Чем разделена площадка для игры в волейбол?

Ответ Сергея: Сеткой

Какое качество человека, согласно пословице, города берёт?

Ответ Яна: Храбрость

Как называется колпачок на пальце для защиты от укола иголкой?

Ответ Владимира: Напёрсток

Евгений кладёт в банк 30 000 руб.

Сколько будет 20 % от 20?

Ответ Евгения: 5
Правильный ответ: 4

Летние или Зимние Олимпийские игры принимал город Хельсинки?

Ответ Сергея: Зимние
Правильный ответ: Летние

Какой цвет горел у влюблённого в жизнь светофора в песне Валерия Леонтьева?

Ответ Яна: Зелёный

Какая царевна из русской народной сказки никогда не улыбалась?

Ответ Владимира: Несмеяна

В боксе клинч — это удар сзади или обхват руками?

Ответ Евгения: Обхват руками

Обработка продукта кипятком и паром называется бланшированием или пассированием?

Ответ Сергея: Бланшированием

В какой стране возведён Запретный город?

Ответ Яна: Китай

Владимир увеличивает банк ещё на 20 000 руб., и команда снова достигает цели в 50 000 руб.

Сильное звено — снова Ян (у него ни одного промаха). Слабое звено — снова Сергей (у него два неверных ответа).
Евгений и Сергей получили по два голоса. Ян изменяет решение, и Сергей покидает игру.

Раунд 6

В банке 147 000 руб.

Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения?

Ответ Яна: Омонимы

Участника циркового номера на трапеции называют «ловелас» или «ловитор»?

Ответ Владимира: Ловитор

Какая крупная европейская столица ранее называлась Лютеция?

Ответ Евгения: Париж

Сколько гласных букв в русском алфавите?

Ответ Яна: 7
Правильный ответ: 10

Как называются рыбы, которые присасываются к акулам, китам и днищам кораблей?

Ответ Владимира: Пиявки
Правильный ответ: Прилипалы

В греческой мифологии эринии были богинями мщения или дождя?

Ответ Евгения: Мщения

Назовите камердинера и домоправителя графа Альмавивы из пьесы Бомарше.

Ян пасует.
Правильный ответ: Фигаро

Сколько треугольных граней у Пирамиды Хеопса?

Ответ Владимира: 3
Правильный ответ: 4

В какое море с цветным названием впадает река Хуанхэ?

Ответ Евгения: Жёлтое

Какое имя носит плюшевый мишка в произведениях Алана Милна?

Ответ Яна: Паддингтон
Правильный ответ: Винни-Пух

Монетарная политика государства связана с финансами или военным делом?

Ответ Владимира: С финансами

Какого цвета вина «Мерло» и «Мальбек»?

Ответ Евгения: Красные

Какую форму имеет дорожный знак «Главная дорога»?

Ответ Яна: Треугольную
Правильный ответ: Квадрат

Роль какого профессора сыграл Алан Рикман в фильмах о Гарри Поттере?

Ответ Владимира: Дамблдор
Правильный ответ: Северус Снегг

Бекон — это говядина или свинина?

Ответ Евгения: Свинина

Ян кладёт в банк 1 000 руб., и это всё, что заработала команда в этом раунде.

Сильное звено — Евгений (у него пять правильных ответов). Слабое звено — Ян (у него один верный и четыре неверных ответа).
Решением команды Владимир не выходит в финал.

Раунд 7

В банке 148 000 руб.

В конце какой пьесы Чехова упоминается стук топора?

Ответ Евгения: «Вишнёвый сад»

Италия — преимущественно горная или равнинная страна?

Ответ Яна: Горная

Какой римский император желал назначить консулом своего коня Инцитата?

Ответ Евгения: Калигула

В общегражданском или заграничном российском паспорте больше страниц?

Ответ Яна: В заграничном

Какое растение иначе называют бураком?

Ответ Евгения: Лопух
Правильный ответ: Свёкла

Какой английский писатель создал роман «Лавка древностей»?

Ян пасует.
Правильный ответ: Чарльз Диккенс

В лёгкой или тяжёлой атлетике разыгрывается больше олимпийских медалей?

Ответ Евгения: В лёгкой

Бродячие исполнители эпических произведений назывались менестрелями или метрдотелями?

Ответ Яна: Менестрелями

Минерал аметист — фиолетовый или чёрный?

Ответ Евгения: Фиолетовый

Сколько человек изображено на картине Марка Шагала «Прогулка»?

Ответ Яна: Двое

Среди песен Земфиры есть «Чао» или «Ариведерчи»?

Ответ Евгения: «Чао»
Правильный ответ: «Ариведерчи»

Архитектурным термином является «контрамарка» или «контрфорс»?

Ответ Яна: Контрфорс

Евгений кладёт в банк 1 000 руб.

Лосины — это обтягивающие или широкие брюки?

Ответ Евгения: Обтягивающие

Ян кладёт в банк ещё 1 000 руб.

На какой студии сняли мультфильм «Ёжик в тумане»?

Ответ Яна: Мосфильм
Правильный ответ: Союзмультфильм

Заработанные 2 000 руб. удваиваются, и в банк добавляются 4 000 руб.
Таким образом, сегодня на кону 152 000 руб.

Финал

По итогам прошлого раунда, сильное звено — Ян. Он уступает Евгению право первым отвечать на вопросы.

Основные вопросы

Первая пара вопросов

Имя и фамилия какой писательницы стали названием свердловской рок-группы?

Ответ Евгения: Чичерина
Правильный ответ: Агата Кристи

Именем какой сказочной героини названа группа, в которой поёт Константин Кинчев?

Ответ Яна: Алиса

Вторая пара вопросов

Назовите день недели, который у древних германцев был посвящён богу грома и молний Тору, что ясно из современных названий этого дня в некоторых языках.

Ответ Евгения: Четверг

Какой день недели по-исландски называется «Laugardagur», буквально «Банный день»?

Ответ Яна: Воскресенье
Правильный ответ: Суббота

Третья пара вопросов

На гербе какого российского областного центра голубая полоса символизирует реку Урал?

Ответ Евгения: Пермь
Правильный ответ: Оренбург

Назовите столицу российской республики, на гербе которой изображена вершина горы Казбек и золотой ключ.

Ответ Яна: Минеральные Воды
Правильный ответ: Владикавказ

Четвёртая пара вопросов

Какой литературный герой должен был вернуться в лондонский Реформ-клуб 21 декабря 1872 года в 8 часов 45 минут вечера?

Ответ Евгения: Филеас Фогг

Когда автор написал пьесу по сюжету своей же сказочной повести, заглавные персонажи стали генералом, мельником и кардиналом. О какой повести речь?

Ответ Яна: «1984»
Правильный ответ: «Три толстяка»

Пятая пара вопросов

Одна — кочерга, две — кочерги, а шесть?

Ответ Евгения: Кочерг
Правильный ответ: Кочерёг

Образуйте множественное число от существительного «шило».

Ответ Яна: Шилья

После пяти пар вопросов, ничья: у финалистов по два верных ответа. Им зададут дополнительные вопросы.

Игра до первого проигрыша

Шестая пара вопросов

Название какого гуманного акта в буквальном переводе с греческого означает «забвение»?

Ответ Евгения: Кремация
Правильный ответ: Амнистия

Какой юридический термин буквально переводится с латыни: «в другом месте»?

Ответ Яна: Алиби

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Слово сказка исконно русское или заимствованное

Ян выигрывает этот чемпионат

Ян побеждает в игре и выигрывает 152 000 руб.

Таблица голосований

Участники Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3 Раунд 4 Раунд 5 Раунд 6
Владимир Алексей Этери Эльмира Володя Сергей Ян
Евгений Этери Володя Эльмира Володя Сергей Владимир
Эльмира Этери Володя Володя
Володя Алексей Этери Эльмира Владимир
Сергей Алексей Этери Эльмира Владимир Евгений
Этери Алексей Эльмира
Ян Этери Этери Эльмира Володя Евгений Владимир
Алексей Евгений

Интересные факты

  • В этом выпуске второй раз максимальная возможная сумма выигрыша за раунд была выиграна дважды, и первый раз — два раза подряд (в четвёртом и пятом раундах).

См. также

  • Обзор следующего выпуска (17 декабря 2021 года)
  • Обзор предыдущего выпуска (3 декабря 2021 года)

Слайд 1

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к написанию сочинения по картине И.В Шевандроновой «На террасе»» Учитель Семёновского филиала МБОУ «Куйбышевская СОШ» Пузан ова О.С.

Слайд 2

ЗАГАДКА Пристройка с крышей на столбах Ведёт из дома в сад. Пить чай привык я там в гостях, Бывать там летом рад. Что это?

Слайд 3

Терраса

Слайд 4

Толковый словарь Кузнецова ТЕРРАСА –ы; ж. [ франц. terrasse] Горизонтальная или слегка наклонная площадка, образующая уступ на склоне местности, естественного происхождения или устроенная искусственно. Соорудить террасу. Летняя пристройка к жилому дому в виде площадки с крышей на столбах. Пить чай на террасе.

Слайд 5

-Исконно русское это слово или заимствованное? -Каких ещё авторов (составителей) толковых словарей вы знаете? -Давайте посмотрим значение слова «терраса» в этих словарях. -Совпадают ли значения по разным словарям? — Подберите синонимы к слову «терраса» -Давайте обратимся к словарю синонимов и посмотрим, какие ещё существуют синонимы у этого слова. -Составьте предложение со словом «терраса». -Какие художники изображали террасу на своих полотнах? Вспомните одно из этих произведений живописи.

Слайд 6

А.М. Герасимов «После дождя» («Мокрая терраса»)

Слайд 7

Не менее известна и картина Ирины Васильевны Шевандроновой « На террасе »

Слайд 8

Сформулируйте цели сегодняшнего урока

Слайд 9

Цели: 1.Обучающие: -формирование умения составлять описание и рассказ по картине, -формирование умения подробно описывать изображенное на картине, -обучение составлению плана сочинения; 2. Развивающие: -развитие воображения учащихся, -активизация у учащихся мыслительной деятельности, — развитие интереса к художественной живописи, -расширение словарного запаса у учащихся, -употребление в речи средств выразительности; 3. Воспитывающие: -воспитание любви к книге, -воспитание интереса к художественной литературе, -воспитание культуры труда.

Слайд 10

Сегодня наш урок будет посвящен работе над репродукцией картины «На террасе» художника Ирины Васильевны Шевандроновой . Работая над сочинением, мы должны будем рассказать о художнике и описать картину. Какой тип речи мы будем использовать? Итак, ключевые слова в нашей работе — это описание и повествование. Давайте вспомним, что это за типы речи. Работа по вопросам: -Какие типы речи вы знаете? -Чем описание отличается от повествования и рассуждения? -Что можно описывать? -Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? -Как называется картина, на которой изображена наружность человека? -Что такое портрет в литературном произведении? -Чей портрет мы опишем на картине И.В. Шевандроновой «На террасе»? -О чём мы расскажем в сочинении?

Слайд 11

Ирина Васильевна Шевандронова

Слайд 12

Ирина Васильевна Шевандронова (1928-1993) Заслуженный художник России. Р одилась в Москве, училась сначала в Московской средней художественной школе, в 1947-1953 гг. — в МГХИ им. В.И. Сурикова у В.Г. Цыплакова. В 1963 году Ирина Шевандронова была удостоена звания «Народный Художник РСФСР». Работы Шевандроновой хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге и более 20 музеях России.

Слайд 13

Детская тема — отличительная черта творчества художницы, что позволило ей занять особое место в отечественном искусстве. Вот как она сама говорила об этом : « Меня и так прозвали детской художницей. Это справедливо. На детей я просто не могу смотреть равнодушно, уж очень они пластичны в каждом движении, уж очень непосредственны в живой реакции на все».

Слайд 14

Работы Ирины Васильевны

Слайд 15

Дипломная работа художницы — картина «Дети в сельской библиотеке» — считается одним из лучших жанровых произведений советской живописи 50-х годов.

Слайд 16

Не менее известна и другая работа художницы « На террасе ».

Слайд 17

Работа с картиной -Каков сюжет картины и композиция? (Композиция картины очень проста: на переднем плане – мальчик-подросток, взобравшийся на подоконник террасы и читающий с увлечением книгу; на заднем плане – густо зеленеющий сад). – Почему картина названа «На террасе»? Что хотел сказать автор? -Опишите портрет главного героя ( Подросток в одной руке держит книгу, а другой поддерживает первую в локте, чтобы удобнее было читать. Ногами он уперся в подоконник, спиной облокотился на раму окна. Его поза говорит, что ему удобно. Быть может, он уже не первый раз так устраивается с книгой в руках. О дет он в темно-синие брюки, голубую рубашку. Ее он не застегнул, а рукава закатал. Наверное, на улице очень тепло, даже жарко. Светлые, с рыжиной, волосы свободно обрамляют одухотворенное лицо. У мальчика прямой нос, брови такого же цвета, что и волосы. Губы плотно сжаты. Возможно, он читает очень серьезную книгу. Или с героями, с которыми герой путешествует, углубившись в чтение, случилась беда. Подросток не шевельнется. Он замер, увлеченный книгой)

Слайд 18

-Опишите вид за окном террасы, используя метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. ( Такое ощущение, что деревья за окном террасы густой толпой подошли к самому окну, как будто тоже хотят прочесть то, что так увлекло героя. Листочки на деревьях одобрительно качают головами, радостно шелестят, наблюдая за подростком. И ни один листик не шелохнется, чтобы не мешать герою, не отвлекать его от такого интересного занятия – чтения. -Какова идея картины? ( в безграничной любви художника и его героя к русской природе и литературе) -Какова палитра художника? ( Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, светло-коричневый, жёлтый) и холодные (белый, голубой, синий) тона).

Слайд 19

Творческая работа Сочиняем синквейн — пятистрочное стихотворение 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных , описывающих тему синквейна. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – предложение или фраза (отношение к теме синквейна). 5 строка – существительное (ассоциация или синоним к первой строке)

Слайд 20

Творческая работа Сочиняем синквейн — пятистрочное стихотворение Подросток Серьёзный, увлечённый Сидит, читает, размышляет Чтение — вот лучшее учение! Чтец Картина Тёплая, одухотворённая Изображает, вдохновляет, учит Поражает светом, чистотой Шедевр

Слайд 21

Лексическая работа Подбираем синонимы картина – холст, художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства. художница — творец, живописец, мастер кисти, создатель (автор) картины, Ирина Васильевна. написала – нарисовала, изобразила, описала, представила, запечатлела, создала. мальчик – подросток, юноша, школьник, ученик, главный герой (персонаж) картины, Саша (или другое имя). колорит – цветовая гамма, палитра.

Слайд 22

План. I . Вступление. Творчество И.В. Шевандроновой. II . Основная часть. 1) Главный герой. 2) Вид за окном террасы. 3) Колорит карти ны. III . Заключение. Настроение, которое создает картина… Составление плана

Слайд 23

Рефлексия АНКЕТА 1. На уроке я работал (активно/пассивно). 2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен). 3. Урок для меня показался (коротким/длинным). 4. За урок я (не устал/устал). 5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже). 6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).

  • Слово серебро молчание золото как пишется
  • Слово сабр на арабском как пишется
  • Слово роднится как пишется
  • Слово розданы как пишется
  • Слово сияешь как пишется