Слово рассказы по слогам

Пояснительная записка рабочая программа по курсу чтение 2 класс четвртый год обучения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение» 2 класс (четвёртый год обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), Адаптированной ООП для детей с ОВЗ СОШ№1 г. Белоярский.

Целями изучения учебного предмета «Чтение» в начальной школе являются:

  • развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Чтение». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.

В период обучения грамоте:

  • углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;

  • выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребёнка;

  • исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

  • уточнение и развитие словарного запаса;

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных навыков повествовательной речи.

Во 2 классе решаются такие задачи:

  • воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности;

  • коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта;

  • формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами;

  • формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов;

  • овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений.

Цели образовательно-коррекционной работы

Основная цель обучения чтению детей с НОДА с умственной отсталостью неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода.

Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.

 Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.

Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Общая характеристика учебного предмета

Для чтения во 2 классах подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. 

Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов.

Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.

Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).

Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.

Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с приказом директора школы от 01.09.2021г. №1011 «Об организации индивидуального обучения на дому Гаджиевой А.» учащаяся Гаджиева Алия Лачиновна обучается по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (НОДА, УО лёгкой, ТНР-ФГОС ОВЗ НОО, вариант 6.3 с 01.09.2021 года по 31.05.2022 года.

По учебному плану на изучение предмета «Чтение» выделено 4 часа в неделю (34 учебных недели), 136 часов в год. Приложение 1 к приказу СОШ №1 г.Белоярский №1011 от 01.09.2021 «Индивидуальный учебный план»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

  • осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  • участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учётом принятых в обществе нор и правил; представление о мире, человеке, обществе и социальных норм, принятых в нём; выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • слушать небольшие по объему тексты и отвечать на

вопросы учителя или с опорой на картинку;

  • читать по слогам короткие тексты;

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; -читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение;

  • соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

  • читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

  • пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;

  • выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед классом.

Содержание учебного предмета «Чтение»

Букварный период. 2-й этап

Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.

Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани).

Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой).

Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.

Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове.

Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.

Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»).

Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.

Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Четкое и правильное артикулирование звуков.

Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур.

Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.

Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?»

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации.

Послебукварный период

Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.

Примерные лексические темы: «Про школу», «В гостях у сказки», «Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка-зима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идёт!».

Техника чтения

Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:

• слогов и слов со стечением согласных;

• слогов и слов с оппозиционными звуками;

• слогов и слов с разделительными ь и ъ;

• слогов и слов со сходными буквенными знаками.

Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Повторение. Букварный период

41

2

Про школу

16

3

«Ой ты, зимушка-зима»

17

4

«Почитаем — поиграем»

9

5

«В гостях у сказки»

13

6

«Животные рядом с нами»

16

7

«Что такое хорошо и что такое плохо»

19

8

«Весна идёт!»

5

Итого:

136

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебные пособия для обучающегося:

1. Букварь. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)– В 2 частях. М.: Просвещение, 2017

2. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016

Учебно-методическая литература для учителя:

1. Букварь. 1 класс. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

2. Обучение грамоте. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2016

3. Дидактический материал. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – В 2 ч., М.: Просвещение, 2016

4.. Чтение. Методические рекомендации. 2-4 классы. Ильина С.Ю., Головкина Т.М., Богданова А.А Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптир. основные общеобразовательные программы . М.: Просвещение, 2017

5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 2 класс. Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М., Шишкова М.И.

Демонстрационные и печатные пособия

Технические средства обучения

  • наборное полотно;

  • касса букв и слогов;

  • демонстрационное пособие «Образцы печатных и письменных букв»;

  • магнитная азбука;

  • демонстрационная таблица «Алфавит»;

  • наборы сюжетных тематических картинок;

  • репродукции картин художников;

  • портреты поэтов и писателей;

  • детские книги;

  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки);

  • карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

  • слоговые таблицы;

  • дидактические игры

  • персональный ноутбук;

  • проектор;

  • многофункциональное устройство;

  • магнитная доска

  • аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы;

  • настольное литературное лото

Обучение чтению многие родители начинают с дошкольного возраста. Некоторые дети готовы к обучению чтению в 5-6 лет. Для таких детей предлагаю короткие тексты с картинками по слогам.

Тексты для дошкольников 5-6 лет

МЫШ-КИ

детская загадка с ответом мышкаСо-бра-лись мыш-ки у нор-ки. Мыш-ки бы-ли ста-ры-е и мо-ло-ды-е. Ле-жит на по-лу су-харь.
Пры-га-ют мыш-ки, во-зят-ся. Не мо-гут о-ни су-харь в нор-ку у-та-щить. Не ле-зет су-харь в нор-ку. При-ду-ма-ли мыш-ки, как у-та-щить су-харь. От-грыз-ла од-на
мыш-ка ку-со-чек су-ха-ря и у-нес-ла в нор-ку. Так сде-ла-ли и дру-гие мыш-ки. Пе-ре-нес-ли о-ни весь су-харь в нор-ку.

КО-РО-ВА И ВОЛК

Стихотворение Дом который построил ДжекДе-воч-ка пас-ла о-ко-ло ов-ра-га ко-ро-ву с те-лен-ком. Вдруг из ов-ра-га вы-ско-чил волк.
Он хо-тел схва-тить те-лен-ка. Но ко-ро-ва не да-ла те-лен-ка. О-на при-жа-ла те-лен-ка и де-воч-ку к де-ре-ву. Ко-ро-ва под-ста-ви-ла вол-ку ро-га и гром-ко за-мы-ча-ла.
Не-да-ле-ко лю-ди ко-си-ли тра-ву. О-ни ус-лы-ха-ли ко-ро-ву, при-бе-жа-ли и про-гна-ли вол-ка.

ЗВЕ-РИ В ЛЕ-СУ

потешки волкВ ле-су жи-вут раз-ные зве-ри: волк, мед-ведь, ли-са, за-яц, бел-ка. Мед-ведь ест мя-со и я-го-ды. Он лю-бит и мёд. Зи-мой он спит в бер-ло-ге.

Волк ест мя-со. Он тас-ка-ет те-лят и о-вец. В ле-су он ло-вит зай-цев и дру-гих зве-рей.потешки лиса заяц
Ли-са о-чень хит-ра-я. О-на ло-вит зай-цев и тас-ка-ет кур.
Бел-ка жи-вёт на де-ре-ве в дуп-ле. О-на гры-зёт о-ре-хи.
Заяц — сла-бый зве-рёк. Е-го спа-са-ют но-ги и слух. Зи-мой за-яц гло-жет ко-ру де-ревь-ев.

НА ЛЫ-ЖАХ

Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го-ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся.
До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.

ДЕНЬ ШКОЛЬ-НИ-КА

Стихотворение Прививка  МихалковУт-ром я вста-ю ра-но. Я де-ла-ю за-ряд-ку, у-мы-ва-юсь и зав-тра-ка-ю. По-том со-би-ра-ю кни-ги и и-ду в шко-лу.
В шко-ле я чи-та-ю, пи-шу и ре-ша-ю за-да-чи. Из шко-лы я и-ду до-мой, До-ма я о-бе-да-ю, по-том и-ду гу-лять с то-ва-ри-ща-ми. В пять ча-сов я го-тов-лю у-ро-ки. Пос-ле у-ро-ков чи-та-ю кни-ги, иг-ра-ю в шаш-ки. В де-вять ча-сов я ло-жусь спать.

СИ-НИЧ-КА

Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.

СО-БА-КА — СА-НИ-ТАР

Стихотворение Весёлые путешественники  МихалковО-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы-ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-ре-вя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров.
Ра-не-ный был спа-сён.

МА-ЛЫ-ШИ

проказы старухи-зимы ушинскийЭ-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин.
До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.

ЗЛОЙ МАЛЬ-ЧИК

Стихотворение У Тимофея -ТимаВо-ло-дя был на дво-ре. Со-ба-ка Жуч-ка грыз-ла у крыль-ца кость. Во-ло-дя стал от-ни-мать у не-е кость. Жуч-ка за-вор-ча-ла. Во-ло-дя взял пал-ку и бро-сил в Жуч-ку. Жуч-ка вско-чи-ла и у-ку-си-ла Во-ло-де но-гу. Во-ло-дя за-кри-чал и по-бе-жал до-мой к ма-ме.
Ма-ма ска-за-ла: «Сам ви-но-ват и тер-пи. Жуч-ке то-же боль-но. На-до жа-леть жи-вот-ных».

ХИТ-РАЯ ЛИ-СА

Стихи про животных в картинкахЛи-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла гла-за. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-са ле-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос.
Ли-са вско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю во-ро-ну.

ТО-ВА-РИЩ

Ко-ля и Пе-тя ку-па-лись в ре-ке. Пе-тя за-плыл да-ле-ко от бе-ре-га. Он ус-тал и стал то-нуть.
Ко-ля не у-мел пла-вать- Он кри-чал и звал на по-мощь. Ми-мо шёл Ва-ня. Он бро-сил-ся в во-ду.
Ва-ня быс-тро вы-та-щил Пе-тю на бе-рег.

ВЕР-НЫЙ ДРУГ

У На-та-ши бы-ла со-ба-ка Вол-чок. О-ни всег-да гу-ля-ли вмес-те. О-дин ра-з На-та-ша пош-ла на ре-ку. Вол-чок по-шел за На-та-шей. На-та-ша по-до-шла к воде. О-на хо-те-ла со-рвать цве-ток. Вол-чок си-дел на бе-ре-гу. Вдруг На-та-ша у-па-ла в во-ду и ста-ла то-нуть. Вол-чок бро-сил-ся в во-ду. Он схва-тил На-та-шу за пла-тье и по-та-щил к бе-ре-гу. Вол-чок спас На-та-шу.

ИС-ПУ-ГА-ЛИСЬ

Две де-воч-ки и маль-чик по-шли в лес. Там они со-би-ра-ли о-ре-хи. Вдруг кто-то выс-ко-чил из-под кус-та. Де-воч-ки ис-пу-га-лись и по-бе-жа-ли. Од-на де-воч-ка у-ро-ни-ла кор-зин-ку с о-ре-ха-ми. А маль-чик не по-бе-жал. Он смот-рел, кто э-то выс-ко-чил. А э-то был за-яц.

ЩЕ-НОК

Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не.
Та-ня за-бо-ти-лась о нем.

ЗО-ЛО-ТОЕ ЯИЧ-КО

курочка ряба иллюстрацииЖи-ли се-бе дед да ба-ба и бы -ла у них ку-роч-ка ря-ба. Снес-ла ку-роч-ка яич-ко: яич-ко не прос-тое  — зо-ло-тое.

Дед бил – бил – не раз-бил.

Ба-ба би-ла, би-ла – не раз-би-ла.

Мыш-ка бе-жа-ла, хвос-ти-ком мах-ну-ла, яич-ко упа-ло и раз-би-лось.

Дед и ба-ба пла-чут, ку-роч-ка ку-дах-чет:

“Не плачь, дед, не плачь, ба-ба!

Я сне-су вам яич-ко дру-гое, 

Не зо-ло-тое – прос-тое!”

ЛЕВ И МЫ-ШЬ

лев и мышь толстойЛев спал. Мышь про-бе-жа-ла ему по те-лу. Он прос-нул-ся и пой-мал её. Мы-шь ста-ла про-сить что-бы он пус-тил её; она ска-за-ла: “Ес-ли ты ме-ня пус-тишь, и я те-бе доб-ро сде-лаю.” Лев за-сме-ял-ся, что мы-шь обе-ща-ет ему доб-ро сде-лать и пус-тил её. 

По-том о-хот-ни-ки пой-ма-ли льва и при-вя-за-ли ве-рёв-кой к де-ре-ву. Мы-шь у-слы-ха-ла льви-ный рёв, при-бе-жа-ла, пе-ре-грыз-ла ве-рёв-ку и ска-за-ла: ”Пом-нишь, ты сме-ял-ся, не ду-мал, что-бы я мог-ла те-бе доб-ро сде-лать, а те-перь ви-дишь, бы-ва-ет и от мы-ши доб-ро”.

*****

Агнии Барто Флажок из сборника "Игрушки"При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли.

Л. Толстой

ЧИЖ

У Ва-ри  был чиж. Жил в клет-ке и ни ра-зу не пел. Ва-ря приш-ла чи-жу:

— По-ра те-бе, чиж, петь.

— Пус-ти ме-ня на во-лю, на во-ле бу-ду весь день петь.

Л. Толстой

МУ-РА-ВЕЙ И ГО-ЛУБ-КА

Му-ра-вей спус-тил-ся к ру-чью: за-хо-тел на-пить-ся. Вол-на за-хлест-ну-ла  е-го и чуть не по-то-пи-ла. Го-луб-ка нес-ла вет-ку; о-на у-ви-де-ла  —  му-ра-вей то-нет, и бро-си-ла е-му вет-ку в  ру-чей. Му-ра-вей сел на вет-ку и спас-ся.

По-том о-хот-ник рас-ста-вил сеть на го-луб-ку и хо-тел за-хлоп-нуть. Му-ра-вей под-полз к о-хот-ни-ку и у-ку-сил е-го за но-гу; о-хот-ник ох-нул и у-ро-нил сеть. Го-луб-ка вспорх-ну-ла и у-ле-те-ла.

*****

Тексты для дошкольников 5-6 лет - читаем по слогам с картинкамиБыл у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га  рвать.

-Дай мне,это мой конь.

-Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Л. Толстой

КОШ-КА И ЖУЧ-КА

Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой.

Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос.

Жуч-ка Кош-ку за хвост.

Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю.

Тё-тя шла ми-мо,  нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой.

Л. Толстой

ГАЛ-КА

Тексты для дошкольников 5-6 лет - читаем по слогам с картинкамиХо-те-ла гал-ка пить.

На дво-ре  сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать. 

Она  ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко  на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить.

Бо-тин-ки

Ут-ром Ви-тя с Ми-тей со-бра-лись в детс-кий сад. Вста-ви-ли о-ни  но-ги в сво-и крас-ны-е бо-тин-ки, а за-шну-ро-вать по-ле-ни-лись.

— А-вось не по-те-ря-ют-ся! -ре-шил Ви-тя.

— До-е-дем , – сог-ла-сил-ся с бра-том Ми-тя.

Са-дят-ся о-ни с ма-мой в ав-то-бус. А ле-вый Ви-тин бо-ти-нок сго-во-рил-ся с пра-вым Ми-ти-ным, да о-ба и сос-ко-чи-ли с ног. Сос-ко-чи-ли и по-плы-ли по лу-же.

мол-чат Ви-тя с Ми-тей, толь-ко бо-сые но-ги под се-бя под-жи-ма-ют. В детс-ком са-ду все так и ах-ну-ли: у Ви-ти с Ми-тей два бо-тин-ка на че-ты-ре но-ги!.. Хо-ро-шо, у Пав-лу-ши за-пас-ны-е бо-тин-ки о-ка-за-лись, прав-да, зе-лё-ны-е. Так весь день и хо-ди-ли Ви-тя с Ми-тей, как кло-у-ны в цир-ке: од-на но-га в крас-ном бо-тин-ке, дру-га-я – в зе-лё-ном!

Евгений Кузнец

Повторяем букву “Ш”

Мы-ша-та Ти-ша и Гла-ша – ша-лу-ниш-ки. О-ни ша-ли-ли, ша-ри-ли по уг-лам, шур-ша-ли и наш-ли сыр, шпро-ты и лап-шу. Мы-ша-та ус-тро-и-ли пир.

Приг-ла-си-ли ли о-ни на пир кош-ку Мур-ку?

По-мощ-ни-ца.

ушинский дети в рощеСпле-ла бе-лоч-ка кор-зи-ну. Из и-во-вых пру-ти-ков спле-ла. Ни у ко-го та-кой в ле-су нет: лег-ка-я, проч-на-я, кра-си-ва-я.

Всё ле-то не рас-ста-ва-лась бе-лоч-ка с кор-зин-кой… То гри-бы при-не-сёт, то я-го-ды, то зёр-ныш-ки с по-ля.

Од-наж-ды да-же Сквор-чон-ка в тра-ве наш-ла. Вы-пал он из гнез-да, вот и по-те-рял-ся.

При-нес-ла бе-лоч-ка сквор-чон-ка до-мой и пря-мо в кор-зин-ке е-му до-мик ус-тро-и-ла.

Под са-мый Но-вый год при-гла-си-ла бе-лоч-ка дру-зей. Как у-ви-де-ли о-ни её у-го-щень-е так и ах-ну-ли: кто же те-бе бе-лоч-ка по-мо-гал?

— Кор-зи-на! Кор-зи-на! – за-кри-чал Сквор-чо-нок и за-пел так, слов-но нас-ту-пи-ла вес-на.

Те-ре-мок.

сказка теремок картинки для детейСто-ит в по-ле те-ре-мок. Бе-жит ми-мо мыш-ка:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

Ни-кто не от-зы-ва-ет-ся. Во-шла мыш-ка в те-ре-мок и ста-ла в нём жить.

При-ска-ка-ла ля-гуш-ка:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?сказка теремок картинки для детей

— Я мыш-ка – но-руш-ка. А ты кто?

— А я ля-гуш-ка – ква-куш-ка. Да-вай вмес-те жить!

Ста-ли мыш-ка с ля-гуш-кой вдво-ём жить.сказка теремок картинки для детей

Бе-жит ми-мо зай-чик. У-ви-дал те-ре-мок и спра-ши-ва-ет:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка.

— Я ля-гуш-ка – ква-куш-ка. А ты кто?

— А я зай-чик – по-пры-гай-чик.

Прыг-нул зай-чик в те-ре-мок, и ста-ли они втро-ём жить.сказка теремок картинки для детей

И-дёт ли-сич-ка – сес-трич-ка. По-сту-ча-ла в о-кош-ко:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка.

— Я ля-гуш-ка – ква-куш-ка.

— Я зай-чик – по-пры-гай-чик. А ты кто?сказка теремок картинки для детей

— А я ли-сич-ка сес-трич-ка.

За-бра-лась ли-сич-ка в те-ре-мок.

При-бе-жал вол-чок – се-рый бо-чок:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка,  ля-гуш-ка – ква-куш-ка, я зай-чик – по-пры-гай-чик, я ли-сич-ка – сес-трич-ка. А ты кто?сказка теремок картинки для детей

— А я вол-чок – се-рый бо-чок!

Волк влез в те-ре-мок, ста-ли о-ни впя-те-ром жить.

И-дёт ми-мо мед-ведь. У-ви-дал те-ре-мок да как за-ре-вёт:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка,  ля-гуш-ка – ква-куш-ка, я зай-чик – по-пры-гай-чик, я ли-сич-ка – сес-трич-ка, я вол-чок – се-рый бо-чок. А ты кто?сказка теремок картинки для детей

— А я мед-ведь ко-со-ла-пый! И по-лез в те-ре-мок.

Лез-лез, ни-как не мог влезть и го-во-рит:

— Я луч-ше у вас на кры-ше бу-ду жить.сказка теремок картинки для детей

— Да ты нас раз-да-вишь!

— Нет, не раз-дав-лю!

— Ну так по-ле-зай!

Влез мед-ведь на кры-шу и толь-ко у-сел-ся – трах! – раз-да-вил те-ре-мок.Тексты для дошкольников 5-6 лет - читаем по слогам с картинками

Раз-бе-жа-лись все зве-ри кто ку-да!

Три мед-ве-дя.

Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мой да при-шла к лес-ной из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-дей: от-ца зва-ли Ми-хай-ло По-та-пыч, мать – Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку – мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст – мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.

Тексты для дошкольников 5-6 лет - читаем по слогам с картинкамиМа-ша вош-ла в дом и у-ви-де-ла три мис-ки с ка-шей. Боль-ша-я бы-ла Ми-хай-ло По-та-пы-ча, сред-ня-я Нас-тась-и Пет-ров-ны, а са-ма-я ма-лень-ка-я – Ми-шут-ки. По-про-бо-ва-ла Ма-ша ка-шу из боль-шой мис-ки, по-том из сред-ней, а из ма-лень-кой, Ми-шут-ки-ной, всю ка-шу съе-ла.

За-хо-те-ла Ма-ша при-сеть и ви-дит у сто-ла три сту-ла. По-лез-ла о-на на боль-шой стул и у-па-ла; се-ла на сред-ний стул – на нём бы-ло не-у-доб-но; се-ла на ма-лень-кий стуль-чик и за-сме-я-лась. Ста-ла Ма-ша ка-чать-ся на Ми-шут-ки-ном стуль-чи-ке, ка-ча-лась – ка-ча-лась, по-ка его не сло-ма-ла!

Пош-ла Ма-ша в дру-гу-ю гор-ни-цу. Там сто-я-ли три кро-ва-ти. Лег-ла о-на в боль-шу-ю – бы-ло слиш-ком про-стор-но; лег-ла в сред-ню-ю – бы-ло слиш-ком вы-со-ко; а ма-лень-ка-я при-шлась ей как раз впо-ру. Лег-ла Ма-ша и за-сну-ла.русская народная сказка три медведя

 Вер-ну-лись до-мой мед-ве-ди из ле-са, се-ли о-бе-дать. Ми-хай-ло По-та-пыч за-гля-нул в сво-ю мис-ку и за-ры-чал: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” Нас-тась-я Пет-ров-на по-смот-ре-ла на стол и за-ре-ве-ла: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” А Ми-шут-ка за-пи-щал: “Кто съел мо-ю ка-шу и сло-мал мой стуль-чик?”

русская народная сказка три медведяПош-ли мед-ве-ди в дру-гу-ю гор-ни-цу. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель?” – взре-вел Ми-хай-ло По-та-пыч. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель и смял её?” – за-ре-ве-ла Нас-тась-я Пет-ров-на. А Ми-шут-ка у-ви-дел в сво-ей кро-ват-ке де-воч-ку и за-пи-щал: “Вот о-на! Дер-жи-те её!

У-ви-дев мед-ве-дей, Ма-ша о-чень ис-пу-га-лась. О-на вы-прыг-ну-ла в от-кры-то-е ок-но и по-бе-жа-ла до-мой. И мед-ве-ди её не дог-на-ли.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Тема: «Слоги. Слоговой анализ двусложных и
трехсложных слов».

Цель: Закрепление навыка деления слов на
слоги;

Задачи:

1)
упражнять обучающихся в звуко — буквенном анализе слов, развивать умение
анализировать звуковой состав и его написание;

2)
продолжить работу по развитию речи, внимания; активизация знаний детей на
материале обобщающих понятий (темы: транспорт, овощи, фрукты, животные,
посуда);

3)
развитие фонематического восприятия, навыков звуко-
слогового                     анализа и синтеза, общей, мелкой и
артикуляционной моторики;

4)
воспитание положительной мотивации к ученью;
организованности
и самоконтроля при выполнении различного рода заданий.

Оборудование: карточки с заданиями, мячик,
сюжетная картинка о весне, картинка –транспорт, письменные принадлежности,
зеркала, салфетки видеоувеличитель, компьютерная игра , разноцветные кружки.

Ход занятия.

1)   
Организационный момент.

Дети встают полукругом, лицом
к гостям.

Логопед:

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

И дня доброго желай.

Дети передают мяч правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем,
здороваются.

2)Пальчиковая
гимнастика
:

  Игра
« Строим дом».

Строим
, строим , строим дом   (дети стучат кулачком о кулачок)

Дом
с высоким потолком       (поднять руки вверх)

С
треугольной крышей     (соединяют подушечки пальцев рук,
изображая крышу)

Вот
с такой?          
(показывают пологую крышу)

Нет
– выше.    (показывают более высокую крышу)

Окон
в доме три и три, (показывает указательным, безымянным и средним пальцем одной
руки, затем другой)

Поскорей
в них загляни   ( изображают, как заглядывают в окно)

Там
увидишь печку,     (соединяют большие и указательные пальцы
рук)

На
печке человечка (берут себя за уши, « дразнятся» язычком)

Стены
деревянные,    (сгибают руки в локтях)

Окна
в нем стеклянные. (пальцами двух рук делают прямоугольник)

Есть
труба кирпичная,    (соединяют ладони вместе)

Работа
отличная. (показывают большие пальцы, подняты кверху).

3)Артикуляционная гимнастика.


Приоткрыл язык окно,   (рот раскрыть)

А
на улице тепло.   (Высунуть язык изо рта)

Язычок
наш потянулся, (иголочка)

Широко
нам улыбнулся.   (Улыбка)


А потом пошел гулять,  (язык вправо- влево),

По
ступенечкам шагать.      (язык  вверх- вниз)


Затем увидел маляра:

Красить
потолок пора. (Маляр)


Вот и банка с краской рядом,

Обновить
заборчик надо. (Заборчик)


Индюшата болботали,

Болботать
они устали. (Болтушка).


Барабанщик идет,

Собирайся
народ,

В
барабан он стучит,

«
Д-д-д» — говорит. (Барабанщики)


Язычок наш погулял,

Много
нового узнал.

Он
немного притомился –

К
себе в домик воротился.

4) Назовите свои
имена и поделите их на слоги. Укажите количество слогов.

Формулировка темы
занятия. (ответы детей)

Какие буквы образуют
слоги? (Гласные)

Запишите у себя в
тетрадях  своё имя и подчеркните гласные буквы в нём.

Сегодня мы
отправляемся в гости к слогам. Добраться до них можно, используя различные
виды транспорта. Назовите картинки, поделив слова на слоги.
Подумайте, что общего между словами?

Лодка, машина,
ракета, паровоз, самолет, мотоцикл, автобус, карета,  камаз, каток, вертолёт,
корабль. (карточка)

5) Нас
встречают слоги и слова. Они предлагают поиграть в интересную игру
и проверить знания о слогах. Из данных слогов составьте
и запишите несколько слов. Тема-фрукты.

Ба  мон  нан  ли 
ар  гру  ман   яб да  сик  буз  ко  рин ло  ша 

( банан, лимон,
персик, арбуз, яблоко, груша, мандарин) 

Проверка.

6) Игра «Молчанка»

Я сейчас буду
называть слова.Как только будет названо слово, мы повторяем слово  по
слогам, затем вы поднимите и покажете столько пальчиков , сколько слогов в 
этом слове. Тема-овощи.

Капуста, репа, перец,
огурец, чеснок, томат, картофель, кабачок, лук, свекла.

7) Игра
«Шифровальщик»

Детям даются
картинки –карточки с зашифрованным словом, дети самостоятельно составляют слово
из данных букв.

Записывают слово в
тетрадь.

Проверка.

8) Физминутка.

Я подую высоко,

Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют.

Я подую низко,

Приседают и дуют.

Я подую далеко,

Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют.

Я подую близко.

Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют
на руки.

Молодцы, ребята.

 Теперь
выполним гимнастику для глаз.


Обведите глазами три круга по часовой стрелке и три круга против нее.


Смотрим газами то  вниз-  то вверх.


Зажмурить и раскрыть глаза, в быстром темпе(поморгать).

Дети выполняют.

9)  Слова усложнили
вам задание. Найди ошибки в словах: тема- животные.

КШКА     СОБКА      КООВА    БРАН   КРИЦА

-Что общего в этих словах? Какое слово лишнее? Почему?

 Объедините их одним словом.

10) Вставь
недостающую букву в слово: тема- посуда.

 СТА…АН     В…ЛКА   
Ч…ЙНИК      ТАРЕ…КА    Л…ЖКА

-Что общего в этих словах? Объедините их одним словом.

11) Составление
предложения из слов.

на яркое светит небе
Весной солнышко

(Весной на небе
светит яркое солнышко.) Запишите предложение.

12) Работа с
текстом.

— Дополните рассказ
о весне по картине.

Дети составляют
предложения по картинке устно.

13) Компьютерная
игра «Угадай-ка». (узнать слово-картинку по схеме и гласным буквам).

14) Итог занятия.

—  Наше занятие подошло к концу. Что мы делали
на занятии ? Какое задание вам понравилось больше? (опрос детей)

-Оцените свою работу на занятии. И объясните
свой выбор.

Красный кружок-
отлично, все получилось.

Зелёный кружок –
хорошо, но можно работать лучше.

Синий кружок-не
очень хорошо, нужно ещё поработать над этой темой.

Мне очень понравилось как вы сегодня работали
на занятии. Вы научились делить слова на слоги, справились со всеми заданиями. Вы
молодцы!

III.

Актуализация
знаний, умений способов действий. Постановка цели и задач урока

Обеспечить
восприятие, осмысление и первичное закрепление материала.

Словесный,
наглядный,

фронтальная


Давайте поиграем с вами в игру под названием «Слоговое  лото». Вам нужно из
представленных на слайде частей составить слова:  яб, бя, ля, мя, зна, ма,
та, ко, ло, ре, як, зем,
(Яблоко, ребята, земля, знамя)


Выходи к
доске, покажи нам свои слоги и прочитай слово.


Посмотрите
на слайд (на слайде слова: Яблоко, ребята, земля, знамя, маяк)


Давайте ещё раз прочитаем эти слова.


Кто заметил, что объединяет- эти слова?

-Какие
секреты о букве Я вы узнали с прошлого урока?


Назовите слово, где буква я стоит в начале слова.

-Сколько
звук она обозначает? Какие?


Теперь назовите слово, в котором буква я стоит после буквы гласного звука.

—Сколько
звуков буква я обозначает в этом слове? Какие?


А теперь давайте прочитаем оставшиеся слова.


А в этих словах где стоит буква я? После какого звука?


Тогда сколько звуков она обозначает?


Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем сегодняшнем уроке?

-Верно,
сегодня мы
продолжим
изучать
звуки
[й’a],
[а’] и букву Я
,
читая рассказы, работая с интересными заданиями.

буква Я

— Буква я – большая труженица. Она может выполнять
две работы:

1- Когда буква я стоит в начале слова, после гласных, 
она может обозначать два звука:

2- Когда она стоит в слиянии, она
приказывает  предшествующему согласному звуку читаться мягко.

— Яблоко

— Мягкий
согласный звук й и гласны звук а [й’a].

— Маяк

— Мягкий
согласный звук й и гласны звук а [й’a].

Ребята,
земля, знамя

— После
согласного

— Один
звук, который приказывает предшествующему согласному звуку читаться мягко

— Мы
продолжим изучать звуки
[й’a], [а’] и букву Я.

Презентация

П.

К.

IV. Закрепление знаний и способов действий

Снятии
усталости и напряжения

Демонстрационный,
фронтальный, словесный

— Ребята, сегодня к вам на урок пришёл гость.
Узнайте кто это:

Нос – крючком

Живёт в избушке

Где-то на лесной опушке.

В ступе, говорят, летает,

След метлою заметает.

— Кто же это?

— Баба-Яга просит нас помочь ей дойти да её избушки.
Поможем ей?

 1.Работа по слоговой таблице. (с.
113)

— Но, чтобы Баба-Яга смогла отправиться в путь.

А) По строчкам

— Посмотрите на слоги в первой рамке. С какой буквой
составлены слоги?

— Прочитаем слоги в первой строке.

— Какую работу выполняет буква а?

— Смотрим вторую строчку. С какой буквой составлены
эти слоги? На что указывает при прочтении буква я?

— Значит как будем читать эти слоги?

Б) По столбикам

— Теперь прочитаем слоги по парам, по столбикам. (таблица 2 – аналогично)

Обобщение (по ленте букв):
Эти две буквы: а и я стоят друг под другом, потому что буква а
указывает на твердость, а буква я на мягкость предшествующего
согласного звука.

 5.Работа
с учебником
(с. 114)

Попала Баба-Яга в
Дремучий лес слов.


Для того, что бы Баба-Яга отправилась дальше
сыграем в игру. Игра называется
«Прочитай слово». (акростих)

(Текст указан на слайде, первые буквы выделены цветом)

Я ельником
шла,

Гостинец
нашла —

Отличный,
отличный, отличный

До
самых краёв

Корзина
полна,

И
свеж аромат земляничный


Какие ягоды вы знаете?

— А теперь отгадайте загадку:

Ягодку сорвать легко –

Ведь растёт не высоко.

Под листочки загляни-ка

Там созрела…

— Теперь Баба-Яга попала на Ягодную
поляну.

— А вы знали, что земляника бывает разная, хотите узнать
 какая? Тогда прочитаем рассказ «Земляника». (читают
по цепочке по одному предложению
)

— Что решила узнать Рая?

— Как описала эту ягоду Катя?

— А как описала землянику Валя? Что она сказала
Кате?

— Как Катя возразила Вале? Что она сказала?

— Что сказала Оля на слова Кати?

— Что заметил Коля?

— Что нового вы узнали из рассказа?

— Кто сам видел землянику в лесу?

— Обратите внимание вот лесная земляника: у неё
мелкие ягодки. А вот садовая: у неё ягодки крупные.

— Как вы думаете почему землянику назвали именно
земляника?

— Слово земляника – хитрое. В нём аж целых два
слова: земля и ника. Расскажите обязательно о том, почему же землянику
назвали земляника дома.

Физминутка

Очень дружно мы живём (показывают
большой палец)

Мы по улице идём (маршируют на
месте)

Если очень мы спешим, вместе быстро побежим, (бег
на месте)

Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)

Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут
(наклоны)

Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и
выдох)

Значит можно продолжать нам задание выполнять
(присаживаются на места).

(с. 115)

-Рассмотрим ягоды и фрукты.

— Прочитаем слова.

— Ребята, а кто знает где,
на каком дереве растут яблоки, сливы, Это деревья.

— А вот малина и смородина –
это кустарники.

— Хотите я научу вас
различать деревья и кустарники?

— У дерева, посмотрите,
всегда один ствол. А у кустарника растут сразу несколько стволов.

— Читаем слова со слайда.
(хором)

— Соотнеси картинки и слова.
Составим схемы слов.

— Читаем первое слово:
малина.

— Разделим его на слоги:

-Разберем 1 слог:

1.Назовите 1 звук. (м).

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-ма-)

Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

— Разберём 2 слог:

1.Назовите 1 звук. (л).

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-ли-)

-Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

-Разберём 3 слог:

1.Какой первый звук? (н)

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-на-)

-Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

https://sun9-35.userapi.com/impg/9xKD-5rJpBNmgldgSd9Vi0BIaDbULJ2nfDdRpw/ak2ELVuBfKw.jpg?size=1200x796&quality=96&proxy=1&sign=0a672893b633f41ac7384cd22174e703

-Читаем второе слово: яблоки

— Разделим его на слоги:

-Разберем 1 слог:

1.Сколько звуков в первом слоге? Какие это звуки?

2. Какой 1 звук? Какой он гласный или согласный?

3. Какой 2 звук? Какой он гласный или согласный?

4.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

1.Назовите 3 звук. (б).

2.Гласный или согласный?  Докажите.

-Твердый или мягкий, ротик улыбается? Найдите такую
карточку, поставьте в схему.

— Разберём 2 слог:

3. Назовите 1 звук. (л).

4. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-ло-)

-Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

5.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

-Разберём 3 слог:

1.Какой первый звук? (к)

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-ки-)

-Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

https://sun9-23.userapi.com/impg/_dJfk4h0BUQoocToeOxZNvgpYGs45s9Ie3Aqrg/niQ3EpTF2Cs.jpg?size=419x409&quality=96&proxy=1&sign=0bbd87390285e5ac2a8f64f795806f07

— Попала Баба-Яга в болотную
топь.
(с. 116)

-Кто
знает, что такое топь?


А вы знали, что некоторые слова могут иметь не одно, а несколько значений?


Давайте узнаем ещё одно такое слово.


Читаем заголовок все вместе: языки.


Прочитаем вместе первое значение слова язык.


Прочитаем второе значение слова язык


На каком языке вы говорите? А кто знает ещё какой-нибудь язык?


Прочитаем третье значение слова язык.


Посмотрите, вот он этот язычок у колокольчика. (наглядный пример —
колокольчик). Если бы его не было колокольчик мог бы звенеть?


А вы когда-нибудь видели большие колокола? Где?


В столице нашей родины – Москве находится самый большой в мире колокол. Он
так и называется: Царь-колокол. (на слайде).


Прочитаем четвёртое


Вы наверное все видели как горит пламя в костре.


Какие слова с несколькими значениями вы помните?

(с.
117)


Прочитаем слова вместе.

— Давайте определим, в каком слове буква я обозначает один звук,
а в каком – два.

— Читаем первое слово:
яблоня

— Где стоит буква я?

— Она стоит отдельно, не в
слиянии. Значит сколько она обозначает звуков? Какие?

(аналогично: Яна, язык, якоря,
змея.)

— А вторая буква я где
стоит? А это буква какую работу она выполняет? Сколько она звуков обозначает?

 (аналогично: якоря)

(с.117)


И наконец, добралась Баба-Яга до
Птичьего рая.


Прочитаем названия птиц. (хором)


Соотнесите рисунки и названия птиц.

(
на слайде)


А теперь найдём слова, в которых только два слога и составим схемы этих слов.

— Читаем
первое слово: утка

— Разделим его на слоги:

-Сколько в нём слогов? Подходит нам это слово?

— Составим схему слова

-Разберем 1 слог:

1.Назовите 1 звук. (у).

2.Гласный или согласный?  Докажите.

Найдите такую карточку, поставьте в схему.

3.Назовите 2 звук. (т).

4.Гласный или согласный?  Докажите.

— Твердый или мягкий, ротик улыбается?

Найдите такую карточку, поставьте в схему.

— Разберём 2 слог:

1.Назовите 1 звук. (к).

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-ка-)

-Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

image003https://sun9-23.userapi.com/impg/khVfrE_zGppcVv61PxXrpWHU22u2Q0sMB9C-_g/3BKUfSeqLts.jpg?size=640x480&quality=96&proxy=1&sign=9b35a47dc5089d80091ac5bc72da7b9f

— Читаем следующее слово: тетерев

— Разделим на слоги.

— Сколько слогов в слове? Подходит нам это слово?
(аналогично: ворона, сорока)

-Читаем следующее слово: дятел

— Разделим его на слоги.

— Сколько слогов? Подходит нам это слово?

— Составим схему

-Разберем 1 слог:

1.Назовите 1 звук. (д).

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-дя-)

Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

— Разберём 2 слог:

1.Назовите 1 звук. (т).

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-те-)

-Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

4.Назовите 3звук. (л)

5.Гласный или согласный?  Докажите.

— Твердый или мягкий, ротик улыбается?

Найдите такую карточку, поставьте в схему.

https://sun9-10.userapi.com/impg/a43Fh6wRRi6tmYIbWLyuEQaazLyEf1PbPVkQNQ/_2VBbzTbIoo.jpg?size=960x720&quality=96&proxy=1&sign=b229b80c234a20aa928d31a4d6d5af49

-Читаем следующее слово: зяблик

— Разделим его на слоги.

— Сколько слогов? Подходит нам это слово?

— Составим схему

— Разберем 1 слог:

1.Назовите 1 звук. (з).

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-зя-)

Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

4.Назовите 3звук. (б)

5.Гласный или согласный?  Докажите.

— Твердый или мягкий, ротик улыбается?

Найдите такую карточку, поставьте в схему.

— Разберём 2 слог:

1.Назовите 1 звук. (л).

2. Какой он гласный или согласный, за ним какой идёт
гласный звук .  (-ли-)

-Значит, какой согласный твёрдый или мягкий?

3.Что они образуют? 

-Какую карточку возьмем?

4.Назовите 3звук. (к)

5.Гласный или согласный?  Докажите.

— Твердый или мягкий, ротик улыбается?

Найдите такую карточку, поставьте в схему.

https://sun9-74.userapi.com/impg/BycIaUGVM9Nbt76RNGKyyMmf6E9u6JDuHiHAcA/vLKpYQnbVis.jpg?size=565x228&quality=96&proxy=1&sign=ebb47b4ade3f0bf344fc8167c48af583

— Баба-Яга

— Указывает на твёрдость предшествующего согласного
звука.

— Указывает на мягкость предшествующего согласного
звука.

— малина, черника, крыжовник, земляника.

— Земляника.

— «Какая она – земляника?»

— «Она красная, крупная, сладкая»

— «Нет, она не крупная, а как брусника, и вся
розовая.»

— «Но я сама собирала землянику у нас в саду.»

— «У вас в саду не земляника, а клубника. Земляника
растёт в лесу на поляне»

— «Земляника бывает лесная, дикая, и бывает садовая.
Вот она-то крупная.»

— Потому что она как-будто никнет к земле.

Очень дружно мы живём (показывают
большой палец)

Мы по улице идём (маршируют на
месте)

Если очень мы спешим, вместе быстро побежим, (бег
на месте)

Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)

Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут
(наклоны)

Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и
выдох)

Значит можно продолжать нам задание выполнять
(присаживаются на места).

— ма-ли-на

— ма

— твёрдый

— слияние

— ли

— мягкий

— слияние

— На

— на

— твёрдый

— слияние

— яб-ло-ки

— Два: [й’a].

— [й’], согласный

— [a], гласный

— слияние

Согласный, воздух из легких выходит с
преградой.

-Твёрдый, ротик не улыбается.

— ло

— твёрдый

— слияние

— ки

— мягкий

— слияние


Топь
– болотистое место.

— Кран, ключ, ручка, лук

— Один звук: Маня, Таня, Витя.

— Два звука: яблоня, Яна, язык, стая, якоря, змея,
сеяли.

— в начале

— два: [йа].

— Она стоит после согласного н и приказывает
ему читаться мягко. Обозначает один звук, т.к. стоит в слияние

— ут-ка

— Гласный, воздух выходит из лёгких без преград.

Согласный, воздух из легких выходит с преградой.

-Твёрдый, ротик не улыбается.

— ка

— твёрдый

— слияние

— те-те-рев

— Три. Не подходит

— дя-тел

— дя

— мягкий

— слияние

— те

— мягкий

— слияние

Согласный, воздух из легких выходит с
преградой.

-Твёрдый, ротик не улыбается.

— зяб-лик

— зя

— мягкий

— слияние

Согласный, воздух из легких выходит с
преградой.

-Твёрдый, ротик не улыбается.

— ли

Согласный, воздух из легких выходит с
преградой.

-Твёрдый, ротик не улыбается.

Колокольчик,
презентация

УРОК
21. РАЗДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ

Цель:
сформировать у учащихся представление о составе слова; формировать умение
делить слова на слоги, обозначать по делам слов на слоги графически;
активизировать словарный запас; развивать умение составлять предложения и
рассказы по рисунку, серии рисунков; расширить и уточнить знания детей о
животных; воспитывать бережное отноше ние к ним.

Оборудование:
наборы рисунков с изображением диких и домашних животных, модели слов
(односложные, двухскладные, трехсложные), конструктор LEGO.

Тип
урока:
комбинированный урок.

Образовательные
отрасли:
Языково-литературная, социальная,
естественная.

Ход
урока

1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организация
класса. Психологическая настройка


Сегодня Мудрая Сова сделает вас мудрейшими учениками нашей школы.


Глядя на вашу книжечку, вам будут улыбаться все зверьки.


Так что улыбнитесь и вы им. Передайте тепло и ласку своим одноклассникам.

2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.
Повторение изученного материала

1)
игра «продолжите предложение».


Мудрая Сова хочет убедиться, хорошо ли вы научились составлять предложения с
использованием

служебных
слов.

Учитель
называет начало предложения: Зайчик прыгает… Дети дополняют предложения (в
лесу; через

поле…).
Аналогично дополняют предложение: Котик сидит… Петушок поет…

2)
графический диктант.

Учитель
читает предложение. Ученики на партах составляют их модели из кирпичиков.

Котик
Мурчик спит на подушке. В саду летают воробьи. Цапля ходит по болоту.

2.
Мотивация учебной деятельности


Представьте себя на футбольном поле, где играют мишки. Вы болеете за одну
команду. Что вы

будете
выкрикивать? (Ди-на-мо! Чем-пи-он!)


Если вы заблудились в лесу и хотите найти друзей? (А-у! То-лю! Ю-Ле! А-у!)


Какие слова выкрикивает человек, просящий о помощи? (К-по-мо-жите! На
по-мо-гу!)


Каждое слово вы произносили по частям.

3.
Сообщение темы и задач урока


Сегодня самые внимательные детки 1-го класса узнают тайн украинского языка.
Научатся делить

слова
на слоги и узнавать о количестве слогов в слове.

4.
Изучение нового материала

1)
исследование языковых явлений.

Упражнение
«Квест-исследование»


Послушайте считалку.

Раз-бабочка,
два-жучок,

Три
— неутомимый паучок.

А
четыре-бабка шустрая.

Пять-то
солнышко приветливое.

Шесть-потешный
Светлячок.

Семь-то
шмелик чудачек.

Восемь
— пчелка-труженица.

Девять
— мушка-танцовщица.

Десять
— кузнечик.

Тут
считалочке конец.

Леся
Вознюк


Каждое слово можно произнести слито, а можно по частям: бабочка-БА-БОЧ-КА,
жучок — жу-чок, паучок — пау-чок. Такие частицы называют составами. Повторите
новое понятие.


Слова можно делить на слоги.

Упражнение
«Квест-вправление (совершенствование)»


Вы уже умеете записывать модель предложения. Составляющее строение слова тоже
можно изобразить игра фически. Каждое слово будем обозначать прямоугольником. В
нем будет столько окошечек, сколько в слове

складов.
Посмотрите на составляющие модели слов.

Игра
» кто где будет жить?»

На
доске выставлены макеты домиков.


Мудрая Сова просит вас быть внимательными и сообразительными. Правильно
поселить жильцов в конуры ночки и не перепутать. В этих домиках будут «обитать»
животные: в первом — те, в названиях которых

есть
один слог, во втором-с двусоставным названием, в третьем — с трехсложным.


Рассмотрите внимательно животных.


Кого вы узнали? (Лошадь, коза, корова, гусь, кот, собака, курица.)


Где вы их видели?


Каким одним словом можно назвать этих животных? (Домашние животные.)


Дети, назовите слово по слогам.


Определите, в каком домике должно жить животное.

2)
Работа по учебнику (с. 24).

Задание
1


Мудрая Сова очень любит наш Букварик, ведь он создан для Новой украинской
школы.

Назовите
животных, которых вы видите на рисунке. (Кот, мышь, лиса.)


Произнесите первое слово. (Кот.)


Сколько складов оно имеет? (Один.)


Произнесите второе. (Мышь.)


Сосчитайте склады. (Два.)


Произнесите последнее. (Лиса.)


Сколько складов? (Три.)

Упражнение
» ассоциативный куст»


К слову, имеющему наименьшее количество слогов, составьте «ассоциативный
куст».

кот

(Одеяло,
молоко, мыши, собачка, усы, лапки…)

Задание
2


Дети, рассмотрите внимательно птиц. Это все друзья Мудрой Совы. Назовите их.
(Дятел, петух, воробей,

сова.)


Поделите слова на слоги.


Название какой птицы имеет три слога? (Го-ро-Бец.)

Упражнение
«Кластер»

Задание:
составьте «Кластер» к слову воробей.

y
подберите ключевые слова к слову воробей.

y
укажите понятия, глубже раскрывающие смысл.

Воробей

цвет
человек друзья

серый
кормушки еда синицы дятлы

Физкультминутка

Время
приходит для упокоения —

Это
для вас физкультминутка.

Ручонками
все-мах!

Каждый
из вас теперь уже птица!

Дятел,
гава, синица, сойка —

Да
какие же вы бойкие, ловкие,

Быстро-быстро
полетайте,

Силы
и мощи набирайтесь!

Восстановите
свои Вы силы,

Будьте
радостны и счастливы.

Задание
3


В названии какого животного наименьшее количество слогов? (Волк.)

Упражнение
» Квест-изюминка»


Волк может быть голодным 14 дней (две недели).


А что вы знаете о волках?

Задание
4


Кто изображен на рисунке? (Комар, бабочка, жук, пчела.)


Каким одним словом можно назвать этих живых существ? (Насекомые.)


Поделите названия всех насекомых на слоги.


В названии какого насекомого наибольшее количество слогов? (Бабочка.)

Слушание
отрывка стихотворения Анатолия Костецкого » бабочку ловить я не хочу»

Бабочку
ловить я не хочу:

Он-цветок
неба, да здравствует себе!

Пусть
крылышками красочными трепещет,

Чтобы
радостно было мне и тебе.

И
квітку лісову не стану рвати,

Ее
домой я не понесу,

Потому
что дома ей шмеля не покачать

И
не попить утрами росу!

Проблемный
вопрос


На лугу летали разноцветные бабочки. Они порхали с цветка на цветок. Что бы вы
сделали?

а)
Нарисовали бабочку;

б)
поймали его;

в)
сфотографировали его.

5.
Закрепление изученного материала

1)
продолжение работы по учебнику (с. 25).

Работа
с аудиозаписью по QR-коду


Послушайте стихотворение. Назовите животных, упомянутых в нем.


Где можно увидеть этих животных?

Развитие
речи


Приходилось ли вам бывать в зоопарке?


Отгадайте, каких зверей там видела Мудрая Сова.

y
В зоопарке все их знают,

Потому
что они малышей катают.

Это
маленькие и красивые лошади.

Отгадайте,
кто это?.. (Пони).

y
кто не ходит, а прыгает,

Задние
лапы длинные имеет?

В
сумке собственную детвору

Носит
мама… (кенгуру).

y
длинношея и пятнистая,

Ест
с деревьев зеленые листья.

Важной
походкой графа

По
саванне идет… (жирафа).

y
очень резвые эти животные,

Дикие
родственники человека.

У
них плотные и ловкие лапы —

По
деревьям лазают… (обезьяны).

y
Хобот вместо носа имеет,

Листья
им, траву Срывает.

Это
животное-чемпион —

Тяжелее
всех на суше… (слон).


Куда пришли дети? (В зоопарк.)


Кого они там увидели? (Жирафу, кенгуру…)


Хорошо ли зверям живется в зоопарке?


Расскажите, как вы там провели время. Что интересного узнали?

Задача
4. Развитие речи. Работа в малых группах


Составьте рассказ по рисунку.

2)
Игра «Просыпайся, воображение!». Работа с конструктором LEGO в малых группах.


С помощью кирпичиков изготовьте необычное насекомое.


Каким, по-вашему, может быть необычное насекомое?

Дети
создают свои шедевры в течение 5 минут и презентуют их в малых группах.

Педагог
предлагает детям объединить все созданные работы и совместно представить мир, в
котором эти создания

могут
существовать и взаимодействовать.

3)
Игра » сравни со зверушками»

Колючий,
как… (еж).

Каркает,
как… (ворона).

Идет,
как… (слон).

Девушка,
как… (лебедка).

Белый,
как… (Лебедь).

Большой,
как… (медведь).

4)
Игра «назови одним словом».

Синичка,
воробышек, Ласточка, скворец. Это кто? (Птицы.)

Пчела,
муха, комар, жук. Это кто? (Насекомые.)

Лось,
кабан, бурундук, бобр. Это кто? (Звери.)

III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ

1.
Упражнение » Верю-не верю»

y
Слово бобр имеет три слога.

y
Слово енот — один слог.

y
Слово сорока-три слога.

y
Слово муравьи-шесть слогов.

y
Слово цуцик-два слога.

y
Слово пчелка-два слога.

2.
Упражнение «Интервью»


Какую тайну русского языка вы узнали? (Слова делятся на слоги.)


Как определить, сколько слогов в слове? (Произнести слово протяжно, по слогам.)

3.
Саморефлексия


Покажите кирпичиками цвет, отражающий ваше настроение.

  • Слово рассказ как разделить на слоги
  • Слово растрогалась как пишется
  • Слово рассеяна как пишется
  • Слово расседлать как пишется
  • Слово расстегнуть как пишется расстегнуть