Деление слов на слоги выполняем в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.
В этой статье речь пойдет о фонетическом слоге, о том, как правильно делить слова на слоги. Учтем, что фонетическое деление на слоги не всегда совпадает с орфографическим переносом слов.
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
Определение
Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а-дрес
- и-дол
- о-стров
- у-кор
- э-тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
- во-ро-та
- со-ло-ма
- со-ро-ка
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
- кра-ска
- зве-зда
- во-сторг
Открытые и закрытые слоги
Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:
- о-кунь
- а-ир
- бо-ло-то
- во-ло-кно
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:
- гвоздь
- по-кров
- го-лубь
- па-ро-воз
- сто-рож
Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:
- зер-ка-ло
- бол-тик
- са-рай-чик
- са-ра-фан
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ку-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как [ца])
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Алгоритм деления слов на слоги
- прочитаем слово;
- подчеркнем гласные звуки;
- посчитаем количество гласных звуков;
- посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;
- разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.
Примеры
1. соловьиный
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:
В этом слове два слога открытые, а третий и четвертый слог закрывают соответственно звонкий согласный «в» и непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую тремя способами:
- со-ловьиный
- соловь-иный
- соловьи-ный
2. участие
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:
Автор статьи
Умение делить слова на слоги школьники изучают в первом классе. Чтобы процесс шел легко и исключить момент, когда дети ошибаются, можно освоить эту науку с помощью игр. Выбирайте веселые и интересные. В нашей подборке – некоторые из них.
Правила деления
Перед тем, как начнете занятия, повторите с ребенком правила деления слов на слоги:
- всегда образуются с помощью гласных букв;
- сколько в слове гласных, столько же и слогов;
- слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает: мо-ло-ко, ё-жик;
- могут открытыми и закрытыми: в первом случае заканчиваются гласным звуком, во втором – согласным (ба – нан, кош – ка).
Предложите ребенку алгоритм, который поможет в этом процессе:
- необходимо прочитать слово вслух;
- подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки;
- посчитать, сколько гласных есть в слове;
- определить тип слога – открытый или закрытый.
Игры для деления слов на слоги
Предложите ребенку упражнения для отработки навыка деления на слоги. Они могут в игровой форме.
Игра «Отхлопай слоги в слове»
Цель: обучить детей делить слово на слоги с опорой на вспомогательные средства (отхлопывание).
Ход игры: ведущий показывает картинку, произносит слово слитно, не деля на слоги. Играющий должен отхлопать это слово, не произнося его вслух. За каждое правильное выполнение дается очко (фишка). Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше очков (фишек).
Для игры следует подбирать слова из разного количества слогов, от 1 до 5. Подряд нельзя предъявлять слова с одинаковым количеством слогов. С целью развития словаря стоит подбирать слова по определенной теме.
Игра «У кого длиннее дорожка»
Цель: отработка послогового произношения слов, активизация словаря детей по заданной теме.
Ход игры: дети становятся у старта и по очереди шагают по расчерченным квадратам вперед, делая один шаг-квадрат на каждый произнесенный слог слова. Ведущий предлагает детям придумать и назвать слова по какой-либо лексической теме, например, «Цветы», «Птицы» и т. д. Разметка квадратов помогает определить победителя (выигрывает тот, кто смог произнести наиболее длинное слово и оказался впереди всех) и показывает, сколько слогов в произнесенном слове. Например, по теме «Цветы» выиграют те дети, которые вспомнят названия из 4 слогов: не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик, — и проиграют те, которые произнесут слова из 3 слогов: ро-маш-ка, ва-си-лек, или из 2 слогов: ро-за, пи-он.
Игра «Кто больше соберет картинок»
Цель: научить детей различать на слух односложные и двусложные слова.
Ход игры: у игроков цифры 1 и 2 (у каждого по две цифры). У ведущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех сосчитал слоги в слове и поднял соответствующую цифру. Игра про-должается до тех пор, пока не закончатся картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот, кто собрал больше картинок.
Игра «Кто больше соберет картинок»
Цель: научить детей различать на слух односложные, дву-сложные и трехсложные слова.
Ход игры: у игроков цифры 1, 2, 3 (у каждого по три цифры). У ведущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех определил количество слогов и поднял нужную цифру. Игра продолжается до тех пор, пока есть картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот» кто собрал больше картинок.
Игра «Добавь слог»
Цель: обучение осознанному чтению слогов из двух открытых слогов.
Ход игры: у детей карточки с первыми слогами слов (по четыре карточки), у ведущего — вторые слоги. Дети раскладывают слоги в столбик, сверху вниз. Ведущий поднимает карточку со слогом и прочитывает его. Дети выбирают нужные слоги, подкладывают карточки со слогами к соответствующему н-чалу каждого слова и прочитывают слова целиком. Выигрывает тот, кто раньше собрал и прочитал все свои слова.
С этим же набором карточек можно играть без ведущего, это более сложный вариант игры. В данном варианте не ведущий озвучивает второй слог, а каждый играющий. В центре стола лежат стопкой карточки со вторыми (конечными) слогами надписями вниз, у детей — первые слоги. Дети по очереди открывают верхний слог; каждый ребенок оценивает, подходит ли слог к его слогам, и, если да, кладет на нужное место в слово, а если нет, возвращает слог в банк, в самый низ стопки.
Для подсказки используйте эту таблицу:
1 слог | 2 слог | 1 слог | 2 слог |
Ли | за | Ру | ка |
Са | ша | Си | ла |
Лу | жа | Мо | ре |
Чу | до | Се | ло |
Тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно. Детям нравится элемент игры, когда слоги можно скандировать, как на стадионе, или пропевать, — делится опытом учитель начальных классов Наталья Крючкова.
Список слов по разным темам, которые можно использовать в играх
Деревья: акация, баобаб, береза, вяз, дуб, ель, ива, каштан, кедр, кипарис, клен, липа, лиственница, осина, ольха, рябина, саксаул, сосна, тополь, туя.
Цветы: алоэ, астра, василек, виктория, гвоздика, жасмин, ирис, кактус, календула, каллы, клевер, колокольчик, кувшинка, лаванда, ландыш, лилия, лотос, лютик, мак, мальва, маргаритка, медуница, мимоза, настурция, незабудка, одуванчик, орхидея, пион, подснежник, резеда, роза, ромашка, сирень, тысячелистник, фикус, флокс, хризантема, черемуха, эдельвейс.
Овощи: баклажан, горох, дыня, капуста, картофель, кукуруза, лук, морковь, огурец, перец, помидор, редиска, репа, редька, тыква, укроп, фасоль, чеснок.
Фрукты, ягоды: абрикос, авокадо, айва, ананас, апельсин, арбуз, брусника, виноград, вишня, голубика, ежевика, желудь, земляника, киви, клюква, кокос, костяника, малина, морошка, облепиха, смородина, черника, черешня, шиповник.
Зоопарк: броненосец, варан, бегемот, барс, гепард, дельфин, еж, енот, жираф, зебра, зубр, кенгуру, крокодил, лев, леопард, муравьед, носорог, нутрия, обезьяна, пони, слон, тапир, тигр, утконос, хамелеон, черепаха, шимпанзе, ягуар.
Видео
Внимательнее изучить тему можно в видео-уроке.
Источник:
1. «Мы читаем по слогам», Л. М. Козырева. Москва, 2006
Фото на анонс: © Depositphotos
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
Представительства Бэби.ру
Вход через соцсети