Слово о полку игореве про что рассказ

среда 05 тема дняпамятник ленина в ярославле: пять лет в ожидании пьедестала памятник ленину в ярославле был открыт 23
    

среда
05

Тема дня

Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника — скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом …

прочитать

Все новости за сегодня

Вопрос дня

Как Вы считаете, две российские революции 1917 года — это


на печать

Комментарии: 2

среда, 07 июля 2010

Новая жизнь «Слова о полку Игореве»

«Экспозиция устарела» – этот грустный диагноз ставят музейщики, когда по реакции посетителей чувствуют: пришло время перемен.

автор Марина ШИМАНСКАЯ    фотограф Ирина ПИЧУГИНА

Казалось бы, что может устареть в такой экспозиции, как «Слово о полку Игореве»? Древнерусские летописи? Старинные издания «Слова»? Витрины для книг? Но всё-таки время перемен наступило и для неё.

– Правильнее сказать, не экспозиция устарела, а изменился посетитель, – рассуждает Анастасия Мандрукевич, заведующая отделом древнерусской литературы музея-заповедника. – И если мы хотим его удержать, надо к нему подстраиваться, искать какие-то новые решения. Нынешним детям неинтересно просто смотреть на книжки в витринах. Они привыкли брать информацию из компьютера. Это надо учитывать. Перед нами стояла непростая задача – объяснить трудное для понимания «Слова» с помощью современных технических средств. 

Первая наша встреча со «Словом о полку Игореве» происходит в школе на уроке литературы. Но надо признать, что даже при наличии хорошего учителя по-настоящему постичь его не удаётся. Во-первых, детская душа не готова воспринимать взрослые проблемы «Слова». Во-вторых, трудно представить далёкую эпоху и мироощущение человека XII века – слишком много там незнакомого и непонятного. Вот и решили музейщики начать реконструкцию экспозиции с объяснения непонятного. 

«Тайна о «Слове» и «Слово» о тайне» – так назвали они интерактивную компьютерную книгу, в которой рассказали и о русских князьях, и о половцах, о природе того времени, о письменности и даже записали древнюю музыку. Мир автора «Слова» предстал перед посетителем во всём объёме. Впервые у каждого есть возможность полистать подлинные древние рукописи. Именно полистать – в компьютерной книге страницы надо переворачивать, как и в обычной. Это книжное удовольствие – перевернуть страницу – решено было обязательно сохранить. Фёдоровское евангелие, Апокалипсис Иоанна Богослова с гравюрой на каждой странице – раньше о таком знакомстве с этими памятниками и мечтать не приходилось. Часть древних книг решили перевести, расположив перевод рядом. Сомневались, будут ли читать, ведь даже этикетки иногда остаются без внимания. Но читать стали, поэтому решили так «осовременить» все книги. Несомненным достоинством экспозиции стала доступность информации – посетитель может получить любой заинтересовавший его материал без экскурсовода. 

Современные технические средства помогли представить чудо явления иконы, которое в те времена было событием хоть и удивительным, но понятным и естественным. Иконы являлись в воздухе, на деревьях, приходили в сонных видениях, предупреждая о каких-либо событиях, обозначая места для строительства храмов и монастырей. В экспозиции на старой доске «является» один из самых древних ярославских образов – Богоматерь Великая Панагия. Именно она стала художественным прообразом Ярославны в иллюстрациях Фаворского. Изображение Богоматери «стоит» минуту, затем исчезает, чтобы через минуту вновь «проявиться» на доске. Вместе с ощущением чуда возникает иллюзия подлинности иконы.

В зале, посвящённом исследователям «Слова» – Д. С. Лихачёву, А. А. Зимину, А. А. Зализняку, установили фоторамки. Включается экран – и можно видеть и слышать записанное с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым интервью. Живая речь, живая мысль академика – и зал тоже оживает.

Новая экспозиция пополнилась не только техническими новинками, но и древними подлинными экспонатами, что не менее ценно. «Половецкую бабу» выпросили на временное хранение в Ивановском музее. Доставили с трудом – весит каменное изваяние 500 кг, и в её перевозке участвовали 10 человек. В Новгородском музее позаимствовали берестяные грамоты XII века, подлинные древние писала и гребни с начертанными именами их хозяек. Эти экспонаты опровергают бытующее мнение о необразованности Руси. Если в XI веке крестьянка пишет письмо своему возлюбленному – «почему ты не пришёл ко ржи, что я тебе плохого сделала», а на глиняном сосуде IX века начертано «горохша», т. е. горчица, разве можно говорить о повсеместной неграмотности? Уже в то время записывали памятки о долгах, подписывали прясла и гребни. Значит, в селениях были люди, обученные грамоте. В таком контексте рождение «Слова» – явление вполне реальное. Хотя главный спор о дате написания «Слова», кажется, уже закрыт. И пишущая машинка главного «спорщика», литературоведа А. А. Зимина, выдвинувшего теорию о принад­лежности «Слова» перу Иоиля Быковского, последнего архимандрита монастыря, теперь тоже находится в экспозиции. Рядом с ней – копия его чудом уцелевшего доклада, считалось, что после обсуждения все экземпляры его литературной гипотезы были сожжены. Лингвист А. А. Зализняк, труды которого тоже представлены в экспозиции, поступил куда более правильно – используя законы лингвистики, которые сродни математическим, убедительно подтвердил датировку древнерусского памятника XII веком. 

– На такой экспозиции нужны и мероприятия нового формата, – продолжает Анастасия. – Детям нравится интерактивная экскурсия о древнерусской письменности, они пишут перьями и одновременно слушают рассказ экскурсовода. Очень любят писать на сундуках-подголовниках. Специально для проведения занятий изготовлены и эти сундуки, и копии предметов, которые находятся в витринах. Мастер-классы по иллюстрированию «Слова» заканчиваются тем, что лучшие детские работы мы переплетаем в Москве, получается настоящая древнерусская книга, и тут уж восторгам ребят нет предела.

Новая экспозиция зажила своей жизнью. Через какое-то время про неё другие музейщики обязательно скажут: «Устарела» – и начнут реконструкцию, «подтягивающую» «Слово» к своему времени. Фантазии не хватает, чтобы предугадать, какие возможности предоставит им для этого научно-технический прогресс. Неизменным останется только само «Слово о полку Игореве» – недосягаемое гениальное творение неизвестного автора, который владел только одним техническим средством – пером. 

Читайте также

Комментарии

В этой рубрике сегодня читают

  • «Деформация» в погонах Служба в правоохранительных органах имеет специфику, о которой порой забывают: человек, что охраняет
  • В числе победителей корреспондент «Северного края»Корреспондент «Северного края» Татьяна Егорова признана одним из победителей конкурса «Ярославль
  • Декабрь – ночь годаПосле дождливой и нудной осени мы ждали наступления зимы так же нетерпеливо, как обычно ждём весну или

Рецензия петербургского поэта и литературного критика Елены Рид на мою книгу “Дьявол с кладбища Пер Лашез” (Париж, 2021), которая выйдет в марте этого года. Вы можете посмотреть иллюстрации и цитаты к книге здесь: “Дьявол с кладбища Пер Лашез” (иллюстрации Ольги де Бенуа).

Дьявол с кладбища Пер Лашез«Свет во тьме светит…»

Принимаясь писать эту рецензию, я не знала, с чего начать. Как подобраться к сказке? Как ухватить за хвост Жар-Птицу? Как пробежать под радугой? Только мечтателям это под силу. Но люди, которые возомнили о своём разуме невесть что, и при этом потеряли разум; оказались в плену страстей, но не осмеливаются любить — таким точно не вынуть меч из камня. Не таковы ли мы в большинстве своём? Признаюсь, у меня не хватит духу отрицать. К счастью, мы не безнадёжны. В наших сердцах всё ещё живут Маленький принц и его роза, наши глаза отражают Млечный Путь, мы способны услышать, как смеются звёзды… Или как плачет Луна… Надо только поверить. Не пытаться осаждать сказку — она не Троя. Не пытаться оседлать её — она не Сивка-Бурка . Как говорил герой гениального мультфильма «Ёжик в тумане»: «Пусть река сама несёт меня…» . Позволить сказке увлечь себя, открыться ей — единственный способ поговорить с ней, насладиться откровенностью, ожить, задышать… Моя попытка сделать это — перед вами.

К счастью, мы не безнадёжны. В наших сердцах всё ещё живут Маленький принц и его роза, наши глаза отражают Млечный Путь, мы способны услышать, как смеются звёзды… Или как плачет Луна…

Елена РидДьявол с кладбища Пер Лашез“Влюбленные. Джим Моррисон и Косматая Ведьма” (Париж, 2020). Художник: Натали Хо. Иллюстрация к книге Ольги де Бенуа “Дьявол с кладбища Пер Лашез”

Название — «Дьявол с кладбища Пер-Лашез» — поначалу меня озадачило. Я ожидала чего-то мрачного, неоготического, чуть ли не романа про вампиров, привидения и кровавые ритуалы. Хотя в последнем я ошиблась не так уж сильно — в одной из глав кровь изливается бурным потоком, драгоценная кровь жестокого и мрачного существа… Страшно? Не будем опережать события. Подзаголовок расставляет всё по местам: «Слово о вечной любви». Ольга де Бенуа из тех авторов, что слов на ветер не бросают. Если сказано, что книга о любви, значит, так оно и есть. Если сказано, что жанр этой книги — не повесть, не сказка, не притча, не рассказ и даже не феерия, как у Александра Грина, — извольте верить. И не обманетесь. Слово — это жанр древнерусской литературы, известный читателю более всего по такому шедевру, как «Слово о полку Игореве». Для древнерусской литературы характерно использование приёма «плетение словес» . Название говорит само за себя — это украшенная речь, в которой эпитеты и синтаксические конструкции нанизываются, причудливо сплетаются, соперничая с кельтскими узорами или арабской вязью. Дивное словесное кружево — не цель, а средство. Так достигается высокий эмоциональный накал и глубокий психологизм повествования. Форма отвечает содержанию — как ещё докричаться до оглохшего, равнодушного мира, донести свет любви, как не прожигая глаголом сердца? В книге Ольги де Бенуа пламя — не адское, а божественное — зажглось в сердце Маленького Дьявола, и дальше, с этого момента, что бы ни происходило, какая бы вакханалия ни разворачивалась на кладбище Пер-Лашез, — я верила, что всё будет хорошо. Следила за приключениями героя, восхищалась описаниями карнавала Безумного Рыбника, сопереживала и содрогалась — но огонь уже пылал.

Ольга де Бенуа из тех авторов, что слов на ветер не бросают. Если сказано, что книга о любви, значит, так оно и есть. Если сказано, что жанр этой книги — не повесть, не сказка, не притча, не рассказ и даже не феерия, как у Александра Грина, — извольте верить. И не обманетесь. Слово — это жанр древнерусской литературы, известный читателю более всего по такому шедевру, как «Слово о полку Игореве».

Книга захватывает — читать её всё равно что смотреть на мерцающую свечу или бегущую воду. При этом у повествования мощная структура, подобная стволу дерева. Стволу того самого Тысячелетнего дуба, встреча с которым предопределена. В его кроне обитают вороны, и, конечно, совершенно не потому, что это птицы, издающие зловещее карканье в склепах готической литературы, а потому, что… Впрочем, после того, как мы понимаем, что дуб — на самом деле ясень, долго искать истоки символики не приходится. Иггдрасиль, по стволу которого можно добраться до самой Луны… Череп и кровь, слёзы и смех Луны, философский камень, волшебное зеркало… Мы встретим в этом тексте множество вещей-знаков, за тысячелетнюю историю человечества отягощённых разными смыслами. Правда, обыграны они по-новому и прочно увязаны в единую сеть (сеть Безумного Рыбника?…). Символизм происходящего подчёркивают эпиграфы. Особое удовольствие при чтении «Дьявола с кладбища Пер-Лашез» состоит в том, чтобы прочитывать эпиграф, затем главу, затем возвращаться к эпиграфу, чтобы осмыслить его ещё раз, найти все параллели, соединить все ниточки… Тех, кто любит литературную игру, отсылки, намёки и аллюзии, ждёт подлинное приключение.

Книга захватывает — читать её всё равно что смотреть на мерцающую свечу или бегущую воду.

Итак, слёзы и кровь, вода и огонь, мировое древо, осеняющее ветвями старинное кладбище, сумерки, а затем звёзды — достаточно для магии, или чего-то не хватает? Время. Конечно, это ночь перед Рождеством. Единство и противоположность смерти и жизни. В такую ночь стихии бурлят, а нечисть слетается на Великий Карнавал «размять тысячелетние кости, обсудить городские сплетни, пожаловаться на цены на топливо и, чем черт не шутит, а черт всегда шутит, полакомиться чьей-то неосторожно забредшей душой» . Но Маленький Дьявол — отважный влюблённый, и он несёт своё чувство сквозь хаос и мрак, как Данко несёт пылающее сердце, вырванное из собственной груди. Случайная (случайная ли?) встреча с неисправимым авантюристом и вдохновенным балагуром Джимми Моррисоном — и вот уже у главного героя есть цель. Надежда — опаснейшее искушение для заблудшего, проклятого, оступившегося существа, неизвестно за что заточённого в теле кладбищенской статуи. Но если в его душе живёт небесная дева, а глаза помнят падающие звезды? «Когда он смотрел на прекрасную деву, он видел тот звездопад. Ему чудилось, что этот звездопад — словно путеводная нить в череде его темных жизней. Может, он искупил свой грех и готовился к перерождению. Или к окончательному исчезновению. Он и сам не знал» . Сколько раз в эту безумную ночь Маленький Дьявол мог впасть в уныние и отчаяние, отказаться от надежды, просто пропасть? Но любовь — маяк, а мечта — корабль. И мы вместе с героем по-рыцарски устремляемся к его недостижимой возлюбленной…

Маленький Дьявол — отважный влюблённый, и он несёт своё чувство сквозь хаос и мрак, как Данко несёт пылающее сердце, вырванное из собственной груди. Случайная (случайная ли?) встреча с неисправимым авантюристом и вдохновенным балагуром Джимми Моррисоном — и вот уже у главного героя есть цель. Надежда — опаснейшее искушение для заблудшего, проклятого, оступившегося существа, неизвестно за что заточённого в теле кладбищенской статуи. Но если в его душе живёт небесная дева, а глаза помнят падающие звезды?

Быстрота разворачивающегося действия и единство места создают впечатление от повествования как от чего-то цельного, плотного, слитного. Театральная постановка? Или кино? Несмотря на красоты стиля, описания и лирические отступления, в книге много событий. Или мистерия, средневековый карнавал ? Пожалуй, это ближе к истине: когда по улицам городов проходили шествия, а на площадях разворачивались представления, участие в действе принимали все горожане. Так и мы оказываемся внутри книги, словно на сцене, вовлечённые спешкой Маленького Дьявола в колдовской вихрь. Какой контраст! Буйство святотатственного праздника и сакральность вечных тем! Впрочем, наши души с тех самых Тёмных веков, со времён легенд и сказок, а может быть, со времён древнегреческих трагедий, привыкли к остроте этих граней, просто сейчас забыли о своей огненной природе, остыв в суете повседневности. «Слово о вечной любви» … Вы шутите? Какая любовь? Вот денег бы… Да ещё и вечная. Бред! Но вы остановитесь… Прислушайтесь… Присмотритесь… Любовь — горнило, где руда нашего сердца превращается в благородный металл. Конечно, это боль. Конечно, это испытание. Но не бойтесь! Добрые люди! Ручаюсь, вы не сможете оторвать глаз от нашего представления, как Маленький Дьявол от того самого звездопада.

Персонажи пластичны и объемны, кажется, к ним во многие моменты рассказа по-настоящему можно прикоснуться. Какие влюблённые пары! Кстати, в тексте удивительно много гармоничных, счастливых пар. Идущих на жертвы друг ради друга. Слушающих друг друга, чутких. Понимающих юмор друг друга, что чрезвычайно важно. Не буду раскрывать тебе, любознательный читатель, все секреты, но поверь мне — количество искренне любящих и любимых меня просто поразило, хотя — что важно — не показалось неестественным. Вновь противоречие — дело происходит на кладбище, среди нечисти, теней, давно похороненных великих (вроде Сары Бернар, Мольера, Айседоры Дункан или того же Джима Моррисона) — и столько любви и готовности помочь… Кажущееся противоречие. Нормальный мир, не искажённый злобой, завистью, неблагодарностью, наверное, и должен быть таким. Маленький Дьявол не одинок. Готова поклясться, даже Безумный Рыбник, хозяин Великого Карнавала, устал от фальшивок и суррогатов, истосковался по любви… Кстати, это один из самых сильно выписанных персонажей. Он прекрасен, как что-то неимоверно чудовищное, и притягательно отвратителен в своём злом, тёмном, ненасытном, угрюмом, тоскливом падении и зле. И здесь я умолкаю, давая слово автору: «Маленький Дьявол с ужасом смотрел на это оплывшее, будто вырезанное из обсидиановой глыбы лицо, все еще хранившее в себе остатки былой красоты, не успевшей исчезнуть за тысячелетия страстей и излишеств. На кудрявых, припорошенных серебром волосах Безумного Рыбника покоилась корона, в которую были вплетены звериные морды с жутким оскалом, тина и ракушки, обломки кораблей, самолетов и паруса яхт. Руки Безумного Рыбника, усыпанные перстнями, с огромными рваными когтями, лежали, как хлысты, на подлокотниках трона, с нанизанными на них черепами земных правителей. Ноги Безумного Рыбника в огромных ботфортах, в каждый из которых мог поместиться склеп с кладбища Пер-Лашез, покоились на ворчащем уродливом чудовище из Сены» . Право, хочется его рисовать! Мне кажется, иллюстраторам будет интересно работать с «Дьяволом с кладбища Пер-Лашез», и мне хотелось бы быть в их числе. Образные находки, вроде «костлявой “Хонды”» в качестве транспортного средства, или скелетов знаменитых покойников, азартно режущихся на могиле в карты Таро, так и просятся, чтобы их изобразили. Витраж, графика, коллаж, акварель? Неважно, лишь бы передать стремительность движений оживших статуй, хрупкость полупрозрачных теней кладбищенских деревьев, холодный трепет лунного света и святость вечной любви…

Дьявол с кладбища Пер Лашез“Безумный Рыбник” (Париж, 2020). Художник: Натали Хо. Иллюстрация к книге Ольги де Бенуа “Дьявол с кладбища Пер Лашез”

Если бы сама Ольга де Бенуа не определила свою книгу как «слово», я бы осмелилась утверждать, что это притча . Всё взвешено на весах, и каждому отмерено его мерой. И есть горняя высь, в которую устремлены все… нет, почти все… многие… персонажи произведения. И есть Сам , чей сияющий день наступает после ночи бесчинств и разгула нечистой силы.

Торжество жизни и преображения после горькой разлуки, тяжёлых испытаний и самой смерти — чем не притча? Здесь, пожалуй, можно усмотреть больше параллелей со сказкой «Рыбак и его душа», эпиграф из которой вы тоже найдёте в тексте, чем с «Маленьким принцем». Факт в том, что «Дьявол с кладбища Пер-Лашез» — универсальная и многогранная история, в ней многие найдут или захотят найти себя… Но будьте бдительны! — эта сказка, или притча, или слово подобно зеркалу Косматой Ведьмы — покажет вам вас настоящих. Горе носящим маски, ибо там, где любовь, нет места лжи. Пускайтесь в путь, если отвага кипит в вашем сердце, а слова страсть, нежность и милосердие для вас не пустой звук — вперёд, на карнавал Безумного Рыбника! Не бойтесь ничего, и пусть рассвет застанет вас рядом с любимыми.

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении.

Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок.

Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.

Сочинение: Отзыв о древнерусской поэме «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. «Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда.

Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века.

Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как «сведоми къмети», воины-богатыри черниговцы «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу».

В «Слове о полку Игореве» описаны страдания простого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов.

В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения.

Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин:

«Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены.

Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву.

Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

  • «Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
  • На четыре княжеских шатра.»

Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.

Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен.

После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными.

Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».

Сочинение: Отзыв о древнерусской поэме «Слово о полку Игореве»

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.

Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена.

В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев (смотри сочинение «Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»). И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца.

В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О река. Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно.

Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели.

На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением.

Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

Отзыв на «Слово о полку Игореве» — Сочинение

Литературный шедевр автора «Слово о полку Игореве» после его прочтения оставляет в памяти яркие впечатления о наших полководцах времен Древней Руси. События XII века, описанные в этой памятке, воспевают сильный духом народ, который защищает свои земли от врага, давая ему хороший отпор.

Олицетворением всех защитников русских земель в повествовании выступает князь Игорь Святославич, который собирается в поход против половцев! И не смотря на то, что этот поход оказывается провальным, полководец собирается в битву из лучших побуждений и желаний.

Он стремится защитить свой народ, свою родину! В его образе автор запечатлел и свои патриотические взгляды. Он сопровождает своего героя то «славами», то «плачами», то восхваляет его, то упрекает, но все же он на стороне князя Игоря, переживает за него и верит в него, как в мудрого правителя.

Однако, кроме Игоря в «Слове…» перед нами воскресают и друге образы: Святослав — символ государственной мудрости, Ярославна — верная жена Игоря, решительная и мудрая женщина, олицетворившая всех русских жен полководцев.

Стоит отметить и образ певца Бояна, образ Родины — земли Русской, такой могущественной и многострадающей.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

На фоне исторических событий, происходящих в «Слове…» автор мастерски описал матушку-природу, наделив ее человеческими чувствами, которая так же подчеркивает настроения тех времен: поле битвы, удрученная трава, поникшие деревья… Да и сам автор – один из ключевых образов «Слова…» — поэт, писатель, по-видимому, историк, который был очевидцем всех событий.

Можно с уверенностью говорить о «Слове…», как о произведении литературно-народном, ведь оно насквозь пропитано народной лексикой времен XII века, поэтому в оригинале читается нашим поколением не очень легко. Да и сам стиль написания изложен в повествовательной форме, подобно былинам. Тоесть, читатель видит неразрывную связь произведения с устным народным творчеством, а это неотъемлемая часть нашей культуры.

Трудно переоценить значение этой книги, ведь «Слово…» можно с уверенностью назвать и серьезным историческим документом.

Не смотря на то, что это произведение разноплановое, красной нитью проходит сквозь него обращение автора к своим современникам — подняться и объединиться против их общего врага, который несет разруху Великой земле, пытаясь не честным путем отобрать земли, посеять хаос и всячески разгромить могущественное государство! В этом и есть сама идея книги, несущая память событий далеких исторических времен нашей Родины.

Отзыв на «Слово о полку Игореве» – по русскому языку и литературе

В героическом произведении «Слово о полку Игореве» изложены исторические события, это поэма о непродуманном и неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря.

В поэме показаны вечные идеи: рвение к миру, воля народа, дружба между государствами, семейное истинное счастье. Это произведение так популярно и монументально, что фразы из него употребляются писателями и сегодня.

Нестандартны и главные персонажи произведения.

Многогранно в произведении описан образ князя Игоря. Он мужественный и добросовестный, однако в то же время сильно гордый и эгоистичный. Вещее затмение солнца не приостановило князя, хотя это и было предзнаменованием к поражению. Из-за собственной вспыльчивости он не сумел верно оценить ситуацию и просчитать все вероятные события.

Его дружина была абсолютно разгромлена, граница Отчизны осталась без защиты, осиротели маленькие ребята, а супруги стали вдовами. Хотя в бою он вел себя очень мужественно, сражался вровень со всеми.

Князь Игорь не долгое время был в половецкой неволе: благодаря собственной выносливости и хитрости, а ещё помощи Овлура сумел возвратиться назад.

Рука об руку в поход с Игорем идет его брат Всеволод, князь курский. Бесстрашный, сильнейший и мужественный, он погибает как истинный герой, убивая перед этим огромное количество противников.

Особое место в произведении отведено Святославу, князю киевскому. Поражает его мудрость и рассудительность. Именно он призывает к единению земель и осуждает княжеские междоусобицы.

Критикует князь и непродуманный поход Игоря, что принесло на землю русскую невероятно много негативных последствий. Святослав — умный политик и военачальник. Он переживает за то, чтобы на приграничных землях не погибали сыны русские. Автор в подробностях обрисовал последствия битвы Игоря.

Хотя половцы уже и не нападали, так как также были ослаблены, однако очередной опасностью стали татары.

Ярославна – верная супруга князя Игоря. Узнав о поражении русских воинов, она готова на край света полететь на помощь собственному супругу. У природы она просит помощи не только для Игоря, но также и для других воинов.

Она – патриотка, так как также переживает за последующую судьбу своего государства. Такие дамы могут поддержать боевой дух своих мужественных мужей.

Поражают не только внешние чары этой женщины, но также и духовная красота, выдержка.

  Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Также в произведении прославляется мужество обычных воинов, которые погибают на поле боя за родную землю.

Необычным можно считать это произведение к тому же по той причине, что неизвестный автор показал собственное отношение к героям поэмы, что ранее не делалось. А главным образом в произведении предстала земля русская.

  • Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Слово о полку Игореве» читают:
  • Сочинение: Природа в «Слове о полку Игореве», 9 класс
  • Сочинение на тему «Мужество»

Книга «Слово о полку Игореве»

Самонадеянный и недалёкий князь небольшого удельного княжества отправляется в поход за славой – уж больно хочется ему “шлемом испить из Дону” и доказать всем, какой он молодец. Конечно, замышляет он свою авантюру, не посоветовавшись со старшими.

Мало того, набег князя Игоря на Половецкую землю оказывается откровенно разбойничьим – он побеждает в первой битве, забирая богатую добычу и угоняя в полон”красных девок половецких”.

Но когда князю противостоят уже не половецкие девушки, а подоспевшие воины хана Кончака, он терпит позорное поражение, пересаживаясь, как с грустью отмечает автор, “из седла золотого в седло кощеево”, то есть рабское.

Словом, дело князя Игоря неправое, он губит войско (по данным летописи, из пяти тысяч выступивших в поход вернулось лишь пятнадцать человек), сам…

Развернуть 2021-09-27 14:07:13 www.livelib.ru/review/2305972

27 сентября 2021 г. 14:07

484

Слово о полку Игореве – очень динамичное произведение, интересное с исторической точки зрения, есть много работ именно по анализу произведения, и они, между прочим, иногда ничуть не уступают самому “Слову”.

Сюжет весьма специфичный, ибо рассказывается о неудаче князя, я бы даже сказала, позоре: князь попал в плен. Но в конечном итоге все закончится хорошо, ведь “добро” всегда побеждает “зло”.История весьма воодушевляющая, с одним “но”.

Произведение требует краткой исторической справки, без неё есть риск запутаться в сюжете и не понять его.

Я, честно, ненавидела это произведение, когда училась в школе. Да и в более зрелом возрасте не прониклась им. Но это довольно интересный образец древнерусской литературы.

История безусловно имеет историческую ценность, но для школьной программы это произведение сложно написано. Честно, если бы не школа не знаю прочла бы я это. 

Стоит отметить, что без знаний из других источников книга покажется самым худшим наказанием, каким мне оно казалось в первое время. Изначально, я перепутал Игоря Святославовича и Игоря Рюриковича, за что и поплатился). Однако, если просмотреть некоторые источники и разобраться в такой запутанной родовой линии, произведение не разочарует.

Спробу прочитати “Слово про похід Ігорів” робила ще в школі, отримавши список л-ри на літо. Не зайшло. Те ж саме повторилося на філологічному факультеті університету. І тільки ставши викладачем, я була змушена докласти зусиль, щоб зрозуміти поему.

Ідея ж її проста і стара, як світ: жити треба в злагоді, в мирі зі своїм братом, тоді ніякий ворог тебе не подолає. На жаль, л-ра не є історія.

І якщо у “Слові про похід Ігорів” ми маємо більш-менш позитивний фінал, то історія показала, що давньоруські князі так нічого і не навчилися, тим самим зруйнувавши велику, колись могутню державу.

Время чтения: 30 минут

Это самые печальные и полностью забытые временные рамки чтения. Да, я не помню многого, но что-то сейчас попытаюсь рассказать.

“Слово про похід Ігорів” – героїчна поема, що описує події 1185 року, а саме невдалий похід князя Ігоря проти половців. До речі, чи знаєте ви, що мова йде про чоловіка Ярославни, а не княгині Ольги? Ярославна – перший жіночий образ в українській літературі. Не можу сказати, що я в захопленні від твору, та знаю напевне – не знати про цей твір не можна. Це наша історія. Чого вартує “золоте слово” Святослава, звернене до своїх синів. Пам’ятаймо про класику – саме така література буде актуальною завжди.

Именно это написала (или просто скопировала с интернета, ибо прежде такое же видела на другом сайте) BonesChapatti . Несмотря на эти слова,…

Развернуть

Мое убежденное мнение, что ” СЛОВО…” безусловно ” имеет огромную историческую ценность. Не могу согласиться с необходимостью изучения этого литературного произведения в рамках школьной программы из-за ” тяжелого” языка, труднодоступного для абсолютного понимания современным читателем.

Героика защиты отечества даже с трагическими последствиями должна присутствовать в деле воспитания патриотизма и любви к Родине, гордости за свою Отчизну и сохранении Вечной Памяти о ее доблестных сынах. Но это тема для уроков истории.

Моя оценка:
– историческая ценность – 5 *****+++
– литературная ценность для современников автора – 5*****+++
– литературная ценность (по современным меркам ) – 3 с натяжкой

Рекомендовать для чтения не могу.

P.S. Перечитать сегодня ” СЛОВО…” меня побудил…

Развернуть

  • Советую читать вслух, как можно выразительнее, так ты прочувствуешь все намного лучше.
  • Скорее всего, тебе придется прочесть это не один раз, чтобы лучше понять, но оно того стоит.
  • Объясняю свой заголовок рецензии: за 10 страниц удалось описать двухчасовой экшен-фильм,— и это большой комплимент в сторону боевиков,—действия развиваются так стремительно, будто это фильм Гая Ричи с его клиповым монтажом.

Слово о полку Игореве- произведение неизвестного автора. Оно сразу же наводит ощущение старины своим стихотворным слогом, рифмой, выражениями. Эта историческая повесть рассказывает о походе русских на половцев.

Мне было очень интересно читать о битвах наших войск, а так же описание горя Ярославы наводит тоску. В этой повести главной темой, по-моему мнению, является вера в предзнаменования и суеверия.

Если бы Игорь поверил в то, что ему говорит примета, то сохранил бы жизнь не только себе, но и всему войску.

Источник

Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

«Слово о полку Игореве» – сочинение по плану для 9 класса

«Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы.

Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли.

Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.

Сочинение Слово о полку Игореве

Оригинальная поэма о битве русских воинов с половцами на реке Каяле не одно столетие вызывает пересуды у читателей: кто автор, когда написано это произведение, правильно ли расшифрованы все слова? Этим шедевром литературы интересуются филологи, географы, ботаники, зоологи.

«Слово о полку Игореве» до наших дней заставляет вести ярую полемику у учёных об авторстве. Одни считают, что поэма написана самим князем Игорем, другие – его старшим сыном Владимиром или одним из воинов, который брал участие в походе, а может быть и Бояном.

Однако все придерживаются мнения, что этот человек был настоящим патриотом, а также талантлив и имел обширные знания в области истории и военного дела. Автор писал правдиво, в поэме мы видим исторических действующих лиц, художественного вымысла совсем мало.

В произведении упоминаются даже некоторые события за два столетия до описанной битвы.

Чтобы глубоко вникнуть в содержание этого произведения, нужно его внимательно несколько раз прочесть, разобраться в значении каждого слова. Ведь здесь описан не только поход князя Игоря, а и быт людей, поверья, традиции, языческие и христианские верования, гражданские и семейные взаимоотношения между людьми. Многие фразы из «Слова…» стали крылатыми.

Основная цель написания этого произведения – это осудить княжеские междоусобные войны и призвать к единению, чтобы защитить родную землю от врага. Князь Игорь идёт в поход, не посоветовавшись с киевским князем Святославом. Он оставляет земли, лежащие на границе, без защиты.

Даже плохая примета (солнечное затмение) не остановила князя и его дружину. Наверное, князь в тот момент больше думал о наживе, славе и власти, чем о последствиях.

Вместе с новгород-северский князем Игорем в поход идёт его брат Всеволод (князь курский), племянник Святослав (князь рыльский) и старший сын Владимир (из Путивля).

В композиции слова четко прослеживаются три части: запев, основная часть и концовка. Во вступлении безымянный автор размышляет о междоусобицах.

Основная часть — это несколько рассказов о выступлении войска, сам поход, две битвы с половцами, события, связанные с поражением русских воинов, вещий сон Святослава и «золотое слово» князя, плач Ярославны, бегство Игоря из плена. В концовке воспевают Игоря и дружину.

Хотя в произведении повествуется о князе Игоре, всё же центральным образом выступает Русская земля и её история. Творческое воображение автора «Слова …» дало возможность читателям увидеть огромные просторы родной земли от берегов Черного моря до Новгорода. Автор поэмы призывает всех к единению русских земель, осуждает зависть и злобу.

О популярности «Слова …» свидетельствует значительное количество его переводов на многие языки мира. Эта героическая поэма остаётся популярной и в наше время, пересекает границы стран, приобретает все более широкую славу.

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси.

Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев.

Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход.

Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом.

Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править.

Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне.

Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято.

Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен.

Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани.

Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью.

Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется.

Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников.

Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь.

Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление.

Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги.

Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Вариант 4

Многие поэмы, написанные на сказительский лад, бывают сильно романтизированы, и данная поэма не исключение. В ней описываются события крайне интересные и захватывающие с точки зрения литературы, так и с точки зрения истории. Всё дело в том что, в этом произведении поднимается вопрос людского лицемерия и концепции русской земли, к которой мы не привыкли.

Вначале всё идёт крайне хорошо, Игорь отправляется в поход на полчища половцев. Одерживает несколько побед и радуясь победе думает что всё ни по чём. Но далее все дела пошли под откос, например то же дезертирство некоторых воинов.

Всё это подкашивает боевой дух войска и они проигрывают в схватке. Вскоре слухи об поражении Игоря и его войска доходят до всех в округе. Но вместо того чтобы сразу ринуться на помощь, многие начинают междуусобицы.

В этих моментах в поэме и выражается людское лицемерие.

Не выйдя ему на помощь, все те кто провожали его в поход выказывают свою тёмную, алчную сторону. Это показывает состояние населения Руси на тот момент. Они слишком боятся за собственные жизни, что готовы бросить в ответственный момент своего товарища в беде.

Это идёт врознь с принципиальными канонами древней Руси с которой мы так хорошо, казалось бы, знакомы. Это и является основным плюсом произведения – оно знакомит нас с настоящей Русью, той которую мы не привыкли видеть.

Ведь излишняя романтизация произведений о тех же богатырях создаёт ложное впечатление о древней Руси.

В произведении также раскрывается проблема воинской чести и храбрости воинов древней Руси. Те хваленные богатыри и удалые молодцы в поэме показаны обычными людьми которые тоже испытывают страх и боятся смерти. У многих из них там, за полем брани остались семьи, жёны, дети, или старые родители за которыми необходимо следить.

Так как в древней Руси мужчина являлся кормильцем, то в случае его гибели, и его семья была обречена на гибель. Из-за этого многие воины страшась такой участи для своих родных, дезертировали с поля боля, не потому что им было страшно, а из-за того что семья могла остаться без кормильца.

Этим можно оправдать дезертирство некоторых солдат.

Произведение является ярким примером как именно нужно было писать о древней Руси, и как, к сожалению, писали не все авторы того времени. Большинство, как было сказано ранее, чересчур романтизировали свои произведения.

9 класс

Популярные сочинения

  • Главные герои произведения Судьба человека Рассказ «Судьба человека», был написан Михаилом Шолоховым в 1956 году, произведение основано на реальных событиях. Как утверждает сам писатель, однажды во время охоты, он повстречал человека
  • Какой должна быть семья сочинение Родители всегда воспитывали меня примерным ребёнком, поэтому, я с уверенностью могу сказать, что знаю, какой должна быть настоящая семья.
  • Первый раз в музее — сочинение (6 класс русский язык) Недавно мы с семьей посетили музей. Естественно мои родители уже бывали в музее, но для меня это был первый раз. Я очень обрадовался, когда папа предложил такое семейное мероприятие

Композиция

Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.

  1. Вступление посвящено рассказу о певце — сказителе Бояне, который прославлял великих воинов и русских правителей.
  2. В первой части автор описывает поход Игоря и его дружины на половецкий стан. Там же он видит дурное знамение – солнечное затмение, но игнорирует его и идет дальше. Первый бой с половцами закончился победой русских, однако вероломные кочевники нападают на отряд ночью, когда все воины заснули после бурного пира. Большинство из них было перебито, а их предводитель взят в плен.
  3. Следующая часть повествует о Святославе Всеволодовиче, который осуждает поступок двоюродного брата. Он говорит о том, что это нападение было ошибкой, ведь навлекло на русскую землю бесчисленные набеги врагов и повлекло за собой пленение Игоря. Важным моментом является «золотое слово» Святослава. В его речь автор вкладывает собственные мысли. Он призывает всех князей Руси, враждующих между собой, объединить свои силы против могущественного врага. Только так возможно отбиться от набегов половецкого войска.
  4. Третья часть поэмы посвящена жене князя Игоря — Ярославне и его побегу из плена. Супруга тоскует и плачет по нему, и голос ее долетает до берегов Дуная. Сама природа услышала зов Ярославны и помогла ее мужу бежать. Женщина умоляет стихии сжалиться над ней и ее горем. Интересно, что обращается она не к чужой половецкой земле, а к ветру, воде и воздуху. В итоге, Игорь слышит условный свист половца Овлура и осуществляет побег под покровительством сил природы.
  5. В конце «Слова…» народ радостно встречает князя, который вернулся на родину.

Сюжетно-композиционные особенности поэмы заключаются в том, что произведение состоит фрагментов, написанных в фольклорных жанрах — «плач» и «славы». Классический «плач» представляет собой монолог Ярославны на крепостной стене. «Слава» ожидает читателя в финале: автор преподносит хвалу князьям Игорю, Всеволоду, Святославу.

Кроме того, родство с фольклором находит свое отражение в языке: «Слово о полку Игореве» богато характерными эпитетами и сравнениями. Подробные описания природы, которая является действующим лицом в повести, тоже заимствованы из устного народного творчества.

Герои были язычниками, поэтому верили, что стихии являются божествами, именно они и выручают Игоря из плена.

Критика о «Слове о полку Игореве»: отзывы критиков о произведении. Сочинение, краткое содержание, анализ, перевод «Слова о полку Игореве»

В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывается о событиях неудачного похода против половцев 1185 года во главе с малозначительным князем Новгород-Северским Игорем Святославовичем. Оно не повествует о событиях Игорева похода последовательно. Оно их поэтически оценивает и взвешивает. В «Слове..

» говорится об этих событиях так, как будто они хорошо известны читателям. Оно обращено к современникам князя Игоря. Это горячая речь патриота-народолюбца, речь страстная и взволнованная, поэтически непоследовательная, но всегда полная веры в Родину. «Слово…» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением.

Вместе с тем в нем нашли воплощение лучшие стороны светской культуры. Мне понравилось, что «Слово…» не являясь ни летописью, ни историческим трактатом, написано правдиво, придерживается действительных событий. «Слово…» начинается размышлениями автора по поводу манеры повествования, отказом от старого способа письма – Боянова.

Этим он убеждает читателя, что перед ним – импровизация, свободная от скованности литературными традициями, даже такими сильными, как Бояновы, речь. И действительно, все дальнейшее так непосредственно и тесно связано с живой устной речью, звучит так искренне и страстно, что мы ему верим.

Связь «Слова о полку Игореве» с устной народной поэзией яснее всего ощущается в пределах двух ее жанров, чаще всего упоминаемых в произведении: плачей и песенных прославлений – «слав». И те и другие автор дословно приводит в тексте, им же он следует в своем изображении.

Их эмоциональная противоположность дает обширный диапазон чувств и смен настроений, которые так характерны для «Слова…». Плачи автор упоминает не менее трех раз: плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря. Два из них он приводит дословно: плач Ярославны и плач русских жен.

Интересно, что автор многократно отвлекается от повествования, используя лирические отступления: «О Русская земля! Уже ты скрылась за холмом!», «Что мне шумит, что мне звенит рано перед зорями?…» и т.п. Автор «Слова…» как будто мысленно следует за полком Игоря и мысленно его оплакивает. Известно, что плачи на прямую связаны с народной песенной лирикой.

Особенно эта связь видна в плаче Ярославны. Не менее активно, чем плачи, участвуют в «Слове…» песенные прославления – славы. С упоминания о славах, которые пел Боян, «Слово о полку Игореве» начинается, а славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине – заканчивается. Ее поют дому Святославову «немцы и венедици, греки и морава». Слава звенит в Киеве.

Ее поют «девицы на Дунае». Отдельные отрывки из песенных прославлений как бы звучат в «Слове…»: и там, где автор говорит о Бояне, и там, где он слагает песнь в честь похода Игоря, и там, где он провозглашает здравицу князю и дружине. Они приводятся в заключительной части произведения: «Солнце светит на небесах, — Игорь князь в Русской земле».

«Слово…» очень близко стоит к плачам и песенным прославлениям, оно близко к ним по своей форме и своему содержанию. Но в целом, конечно, это не плач и не слава. Произвела хорошее впечатление патриотичность автора, который ненавидит все половецкое (в том числе и религию) и самих «половцев поганых».

Он за русских князей, даже когда они неправы, но считает, что князь должен стремиться к централизации. Через все «Слово…» он проводит эту мысль. Итак, «Слово о полку Игореве» — очень интересное с исторической и литературной точек зрения произведение. «Слово…» принадлежит литературе, это книжное произведение, хотя и близкое к таким жанрам народной поэзии, как плач и слава.

Сочинения

Слово о полку Игореве — это произведение, которое и по сей день не забыто. Хоть его и написали более восьмисот лет назад, по настоящее время оно изучается историками, изучаем данное произведение и мы на уроках литературы и сегодня я опишу мое отношение к героям Слово о полку Игореве в сочинении за 9 класс.

Мое отношение к героям Слово о полку Игореве

Когда знакомишься с произведением, то понимаешь, что героев у данной поэмы много, оно просто насыщено различными персонажами, которые разные по характеру, по происхождению, отличаются характеристиками, но все они объединяются общей идеей произведения. Это желание автора показать в Слове… идею любви родного края, желание защитить родные границы и при этом автор всем показывает, что цель достижима в объединении.

Работая над темой мое отношение к героям Слова о полку Игореве, хочется сказать о том, что в основном автор изображает князей и среди них главный герой Игорь Святославич.

Кто-то его осудит за желание прославиться, осудит за то, что он пошел походом на половцев, не дождавшись подмоги. Кто-то скажет, что он горяч и самоуверен, поэтому и проиграл битву, попав в плен.

Но лично я вижу Игоря Святославича достойным сыном Отечетсва и настоящим патриотом своей страны.

Я восхищаюсь его мужеством и отвагой, его целенаправленностью и сильным желанием не только прославиться, но и одержать победу над врагом.

Читая произведение, я все равно на стороне Игоря, хотя, если учесть что это не просто повесть, но и часть нашей истории, произведение которое рассказывает о реальных событиях, то здесь, как политика и человека, который отвечает за своих людей и их жизни, я не могу полностью поддержать князя.

Хотя, кто же не делает в жизни ошибок, главное, что князь раскаялся в том, что причинил родной земле страдания, раскаялся в том, что был участником междоусобных воин.

Еще мне симпатичен как герой Слова о полку Игореве Святослав Киевский, который предстает является нам правителем мудрым, хорошим наставником для всех князей, которых он считает сыновьями по духу. Это правитель, который имеет внутреннюю культуру, который знает историю страны, ее нравственные корни. Он призывает всех объединиться, прекратить междоусобные войны, ратует за примирение.

Симпатичен мне и один из героев повести Всеволод, который вместе с Игорем пошел на половцев. Он такой же смелый и сильный и всегда был поддержкой и опорой для Игоря. Своей отвагой и преданностью Всеволод вызывает только уважение в моем сочинение на тему мое отношение к героям Слово о полку Игореве.

Кстати, не могу не вспомнить и замечательную героиню произведения «Слова о полку Игореве» — Ярославну. Это жена Игоря, княгиня, которая сильно любит своего мужа и очень его ждет. Она готова на все, даже обращается к природе, к ее силам, лишь бы те помогли Игорю, лишь бы он вернулся целым и невредимым.

Есть в произведении и отрицательные герои, и к этим героям Слова о полку Игореве, мое отношение не из лучших. Это половцы и их ханы, которые являются врагами для наших земель и здесь о хорошем к ним отношении не может быть и речи.

Все-таки и во мне играет чувство патриотизма, поэтому и я бы пошла походом против завоевателей вместе с князем, хоть природа и подавала нехорошие знаки.

Наверное и во мне кипит горячая кровь, как кипела она в свое время и у Игоря Святославича.

Сюжет

Князь Игорь и его брат Всеволод, собрав могучую дружину, отправились в поход на половцев. По пути их сопровождали дурные знамения: солнечное затмение, издавна считавшееся предвестником страшной беды, тревожные крики птиц, гроза, волчий вой. Однако князья не обращали на них никакого внимания.

Прибыв на место, русичи напали на половцев и разгромили их, взяв богатую добычу: золото, драгоценные камни, меха, половецких девушек.

Пока уставшее войско Игоря набиралось сил, на место сражения поспешили бесстрашные половецкие ханы Гзак и Кончак со своими многочисленными воинами. Началась страшная битва, которая длилась больше двух дней.

На третий дней русское войско потерпело поражение, и раненый князь Игорь оказался в плену.

Для Руси наступили трудные времена. Мелкие князья перестали бороться против общего врага, разъединились. Пользуясь их междоусобицами, половцы вновь стали совершать дерзкие набеги, грабя и убивая простой народ.

Тем временем киевскому князю Святославу приснился дурной сон. Он видел себя на кровати в черных одеяниях, и на грудь ему сыпался из пустых колчан крупный белый жемчуг, и все время слышалось карканье ворон.

Святослав рассказ свой сон боярам и те поведали ему о поражении князя Игоря.

Узнав об этом, киевский князь осудил Всеволода и Игоря в их необдуманном и тщеславном решении самостоятельно справиться с могучим половецким войском.

Святослав не намеревался без боя отдавать врагам родную землю. Но вот беда – князья были заняты борьбой за власть, и даже не помышляли о том, какая страшная беда нависла над Русью. Святослав призвал всех князей прекратить вражду и объединиться в борьбе с общим врагом.

Тем временем в Путивле Ярославна оплакивала своего любимого мужа, оказавшегося в половецком плену.

Ее скорбь и моление о помощи были услышаны небесами, и князю Игорю удалось сбежать из плена и благополучно добраться домой. Помог ему в этом простой половец Овлур, который проникся к князю большим уважением.

Сын Игоря, юный Владимир, отказался бежать с отцом – он был влюблен в прекрасную половчанку, и не захотел покидать ее.

Неожиданное возвращение князя Игоря было сродни появлению солнца на хмуром небе. Он приехал в Киев, и посетил храм Пирогощей Богородицы, где вознес благодарность за свое избавление. Вся Русь ликовала, искренне радуясь спасению князя Игоря.

Главные герои

  • Игорь – новгород-северский князь, храбрый, решительный, но при этом излишне самоуверенный и честолюбивый.
  • Всеволод – брат князя Игоря, отважный, бесстрашный воин, который искренне любит свою родину.
  • Святослав – киевский князь, мудрый правитель, который видел величие земли русской в прекращении междоусобиц и объединении княжеств.
  • Ярославна – жена князя Игоря, любящая, верная, преданная своему мужу.

  Итоговое сочинение: Любовь – это счастье и страдание?

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых компанейских — Главные герои «Слово о полку Игореве»
  • для самых любопытных — Анализ «Слово о полку Игореве»

Пересказ

Часть 1: Поход Игоря

Повествование ведётся от лица Бояна, который рассказывает о походе князя Игоря на половцев в 1185 году.

С собой в поход Игорь зовёт своего брата Всеволода, и тот охотно соглашается. На протяжении всего пути до Половецкой земли войско сопровождают дурные предзнаменования, но Игорь не отказывается от своей цели «копьё преломить в половецком поле незнакомом».

На рассвете началась битва с половцами, которая закончилась победой русичей. На следующий день вновь началась битва с половцами и их предводителями: ханами Гзаком и Кончаком.

По ходу своего рассказа Боян вспоминает междоусобные войны при правлении князя Олега, предка Игоря. Но русской земле они не принесли ничего, кроме разорения, запустения и смерти.

Вновь возвращается автор к главным событиям поэмы. Сражение длилось долгих два дня, на третий же день закончилось поражением русских. Ханы взяли в плен князя Игоря и князя Всеволода. Наступило тяжёлое время для русских людей.

Часть 2: Золотое слово Святослава

Отцу князей, Святославу, снится странный сон, который мудрецы растолковывают как поражение его сыновей в битве. Опечален Святослав их безрассудным поступком, сокрушается он, что некому помочь одолеть половцев.

Автор поддерживает князя и призывает всех русских князей объединиться и защитить родные земли, отомстить «за Игоревы раны». Этот призыв обращён к Рюрику и Давиду, к Ярославу и Мстиславу «с отважным Романом».

Он зовёт и князей Ингвара и Всеволода, троих Мстиславовичей, также призывая защитить Русь.

Боян не видит смысла в междоусобной вражде между Ярославом и потомками Всеслава и просит их остановиться, ставя в пример защитника родины — князя Владимира.

Часть 3: Плач Ярославны и освобождение Игоря

Слышится в Путивле плач Ярославны, жены Игоря, что умоляет силы природы сохранить жизнь её мужу.

Сам князь в ту полночь не спал. Помог ему сбежать половец Овлур, который приготовил коней для побега. Природа помогла Игорю поскакать в нужном направлении. Половецкие ханы обнаруживают исчезновение князя Игоря и хотят отомстить, планируя или же убийство его сына, Владимира, или же его женитьбу на половчанке, но отказываются от этих мыслей.

Князь Игорь возвращается на родину. Боян сравнивает его приход с появлением солнца на небе, славит князей и дружину Игоря, на этом и заканчивая свою поэму.

  • Слово о полку игореве сочинение о игоре
  • Слово о полку игореве призыв к единению русских князей сочинение
  • Слово о полку игореве сочинение на тему образ русской земли на страницах слова
  • Слово о полку игореве как жемчужина отечественной поэзии сочинение
  • Слово о полку игореве как выдающийся памятник древнерусской литературы сочинение