Слово о полку игореве как выдающийся памятник древнерусской литературы сочинение

Сочинения слово о полку игореве величайший памятник древнерусской литературы в слове о полку игореве говорится об историческом событии: неудачном

Сочинения Далее

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы

В «Слове о полку Игореве» говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.

Загадочна история открытия и опубликования этого произведения. Рукопись в списке XVI века была найдена в одном из старых монастырей, потом она хранилась в библиотеке графа М. И. Мусина-Пушкина, который преподнес ее Екатерине II. Во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. Сохранился не ее подлинник, а список с оригинала, сделанный в XVIII веке.

Этот необыкновенный памятник древней русской литературы волновал умы многих историков, поэтов, просто любителей древности. Пушкин неоднократно возвращался к древнерусской поэме в своих записках и статьях, которую называет также «Песнь о полку Игореве». Так, он пишет: «Знатоки, видевшие ее, сказывают, что почерк ее был полу-устав XV века. Первые издатели приложили к ней перевод, вообще удовлетворительный, хотя некоторые места остались темны или вовсе невразумительны. Многие после того силились их объяснить. Но… первый перевод, в котором участвовали люди истинно ученые, все еще остается лучшим».

Высказывались сомнения в подлинности этого произведения, авторство пытались приписать то Державину, то Карамзину. Пушкин однозначно высказывается по этому поводу: «Некоторые писатели усумнились в подлинности древнего памятника нашей поэзии и возбудили жаркие возражения. Счастливая подделка может ввести в заблуждение людей незнающих, но не может укрыться от взоров истинного знатока».

Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Святославом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.

Для того времени война не была чем-то необычным. Князья сопредельных княжеств постоянно стремились таким путем увеличить свои личные владения, иногда даже призывая в союзники извечных врагов — половцев. Недальновидность князя Игоря как раз в том и состоит, что он не понимает необходимости единения, совместной борьбы с опасным врагом. В походе Игорь действовал с исключительной отвагой, но стремление к личной славе и корысть привели его к поражению, какого русские еще не знали. Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.

Вслед за победой над Игорем половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а «поганые» рыскали по Русской земле. Сама природа сочувствует пленному князю. Вот как она встречает появление кочевников: «Стоном стонет мать — сыра земля, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут».

Основной пафос «Слова о полку Игореве» — призыв автора к князьям объединиться на благо земли Русской и дружно выступить против половцев.

Ингварь и Всеволод,
И все три Мстиславовича, не худого гнезда соколы!..
Где же ваши золотые шлемы и копья польские и щиты?
Загородите полю ворота своими острыми мечами
За землю Русскую,
За раны Игоревы,
Буйного Святославовича!

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее, что она подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей. Автор одобряет войну против иноверцев. Да иначе и не могло быть, особенно если придерживаться версии о том, что автор был участником похода. Он страстно стремится передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и надеждами.

Вот так проникновенно рисует он битву дружины Игоря с половцами:

Бился день,
Бился другой,
На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
Тут кровавого вина не достало;
Тут пир закончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
А дерево с горем к земле приклонилось.

И эта беда произошла по вине Игоря, который, не прислушавшись к дурным предзнаменованиям, повел войско на гибель. Пусть косвенно, но Игорь виноват и в гибели Изяслава, сына Василькова, чью дружину тоже «крылья птиц приодели, а звери кровь полизали».

С гневным упреком обращается поэт к русским князьям: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».

А в Путивле, стоя на высокой стене города, плачет по пленному Игорю Ярославна. Горе затмило для нее весь свет, а виной тому — война. Упрекает они и ветер, и солнце. Ей все равно, зачем ушел воевать ее лада; любая война приносит женам и матерям только страдания.

На Дунае Ярославнин голос слышится,
Кукушкой безвестною рано кукует:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны
На могучем его теле.

Плач Ярославны и другие яркие эпизоды свидетельствуют о том, что автор поэмы был литературно одаренным человеком. Своеобразный певучий язык «Слова…», удивительные сравнения свидетельствуют об этом.

Нет никаких сомнений в том, что «Слово…» написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.

Русь, весь русский народ является главным героем древней поэмы. «Слово о полку Игореве» оставляет ощущение Родины как огромного пространства: бескрайние леса, поля, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, — вся Русская земля введена в круг повествования.

Образ Родины с ее реками, городами, людьми русскими противопоставлен образу пустынной половецкой степи, «стране незнаемой», с ее болотами и «грязевыми местами».

Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его «золотом слове», «со слезами смешанном», писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров.

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.

«Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.

«Слово о полку Игореве» сочинение, 9 класс

Вариант 1

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Одним из таких шедевров является «Слово о полку Игореве». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.

Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.

Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.

Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…

Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.

Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.

И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.

Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.

Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.

И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».

Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

Вариант 2

Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.

Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Вариант 3

«Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры.

Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги героев и их великие дела, в «Слове о полку Игореве» речь идет о военном походе с неудачным исходом.

И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. Плач Ярославны воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.

Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.

Таким образом, «Слово о Полку Игореве» — это не только описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы.

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод  и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Сюжет описывает неудачный поход на половцев князя Игоря. Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и недальновидности князя:

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом…»

Игорь не видит картины в целом, не представляет, какими последствиями для Руси обернется его опрометчивость. Он не слушает советы мудрого Святослава, игнорирует знамения, которым в Древней Руси верили очень серьезно: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»

Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как любящая мать.

Образ князя Святослава контрастен образу князя Игоря, это мудрый правитель, заботящийся о своем народе и безопасности страны. Главная забота Святослава Всеволодовича – объединение разрозненной, и потому слабой Руси: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».

«Золотое слово» — это главная идея произведения, обращение автора к грядущим поколениям, вложенное в уста Святослава:

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

После бегства Игоря из половецкого плена, Святослав Всеволодович прощает молодого, эгоистичного, но признавшего свои ошибки князя. Вместе они сумеют объединить Россию и победить ее врагов.

На фоне сильных мужчина Ярославна, жена князя Игоря, не выглядит слабой и беспомощной. Эта молодая, нежная женщина сумела подчинить своей воле неуправляемые силы природы и помогла своему мужу сбежать из плена.

Образ Ярославны невероятно выразителен и символичен. Юная жена князя является прообразом всех российских женщин – мудрых, любящих и преданных. Она не бесправная рабыня, а верная и сильная подруга, охраняющая своего мужчину и домашний очаг, хранительница.

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

«Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.

Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, дошедшими к нам из глубокой древности, воспринимают слова жены князя, как красивые стихи. Некоторые видят в них скрытый символизм, повествующий о языческих настроениях. Русь уже окрещена, но в плаче Ярославны явно присутствуют языческие нотки.

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?..

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез

на море рано.

На самом деле все намного глубже и, как ни странно, проще. Русские женщины во все времена считались хранительницами очага. В наше время — это понятие утратило свой первоначальный смысл. В Древней Руси хранительница очага, мудрая и сильная женщина, обладала особым даром чувствовать природу, исцелять. Люди в то время были очень близки с землей и умели слышать, видеть и понимать окружающий мир. Не символичен плач Ярославны. Автор рассказывает нам о том, что жена князя была ведуньей, в те времена таких женщин очень уважали и ценили в обществе. Ярославна не поплакать вышла на валу, она помогает своему мужу вернуться домой, используя настоящую, древнюю магию. В минуту испытания она обратилась с просьбой о помощи к стихиям.

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Неуправляемые силы природы услышали и откликнулись, помогли.

Образ Ярославны можно с полной уверенностью назвать собирательным портретом всех русских женщин. Они красивы, нежны, но обладают невероятной внутренней силой, способной управлять мощными стихиями. Секрет этой силы заключается в великой любви и мудрости. Мужчины воюют, убивая друг друга, а женщины дарят жизнь, берегут семейный очаг и исцеляют силой своей любви их раны. Они не рабыни, известный всем “Домострой” появится намного позже. Во времена Древней Руси женщины были равноправными партнерами мужчин и пользовались уважением.

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.

Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.

Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла., хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки. Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои». Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но также понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.

Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам. Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и. в результате, превращает в рабов.

Русская земля в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.

Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.

Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.

В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».

Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.

Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.

При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).

Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.

Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.

Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.

«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

Сочинение — рассуждение «Слово о полку Игореве»

Вариант 1

Произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведен на современный. Основными моментами произведения “Слово о полку Игореве”, является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племен.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод,

сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит свое “золотое” слово, который содержал в себе упрек и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчет, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Вариант 1

Данное произведение поистине считается, не побоюсь этого слова, удивительным и уникальным идолом древнерусской литературы. В XII—XV в. развивалась с неумолимой скоростью  живопись, архитектура, литература. Как к этой эпохе и относится произведение «Слово о полку Игореве». Но при всех положительных аспектах – в это время происходит распад Русского государства – на отдельные княжества, который характеризовался междоусобными войнами князей и ослаблением Руси (как единого целого).

В произведении затрагиваются идеи о необходимости объединения князей, о прекращении войн, из-за которых на русскую землю кинули своё ненасытное око половцы. Но на фоне других произведений того временного отрезка, «Слово о полку Игореве» — именно первое в мировой культуре литературное художественное произведение, повествующее настоящие исторические события и в этом его несоизмеримое богатство.

Судьба произведения

Интересная и в тоже время драматическая судьба у этого произведения. В XVII века знаток древности А. И. Мусин – Пушкин нашёл в одном единственном экземпляре сборник рукописных текстов.

Там было и «Слово о полку Игореве». Данная находка произошла в Спасском монастыре Ярославля, где работал на тот момент Мусин-Пушкин.

И он всячески старался, что бы эта вещь была напечатана и опубликована. Так и произошло. В 1800 г. – выходит в свет первое издание. А через двенадцать лет, оригинал текстов написанных от руки, среди которых было и «Слово», сгорел в пожаре, в городе Москва. Первый печатный текст и рукописная копия – теперь считаются первоисточником.

В этом произведение происходит повествование о походе, в 1185 году, на половцев, Игоря Святославовича (Новгород-северского князя).

Поход завершился поражением.

Пришел, увидел, не победил.

Произведение было изложено на бумаге под свежим эффектом от поражения, не смог дойти князь Игорь до моря Чёрного. Не смог он вернуть Руси земли, которые ей принадлежали.

Одолев отряды войск князя, половцы, самого Игоря ранили. А потом пленили и тем самым на Русской земле посеяли несчастье, беды и страх. Однако Игорь Святославович был «крепкий орешек» и сбежал – и в скором времени вернулся на родину.

Так как «Слово о полку Игореве» было изложено практически сразу после неудачного похода князя, автор предполагал на точные знания чтеца обстоятельств данного плачевного похода. И как следствие в произведении отсутствует точная последовательность событий, а из-за того, что произведение изложено фрагментами – «Слово» сложно для восприятия, но даже при этом интересность и ценность произведения, ни на йоту не уменьшается.

Прославление Игоря в произведении

Народ восхваляет Игоря, несмотря на то, что он проиграл свой бой, так как он всё-таки хотел защитить Русскую землю, хотел сделать как лучше, но получилось, как всегда. В произведении происходит описание князя как смелого воина, верным братом, с огромным стремлением сбежать из плена и вернуться домой. Автор наделяет Игоря доблестью, несоизмеримой любовью к своей родине, честью, силой.

Оригинальность данного произведения заключается в том, что автор сюжетно описал нрав, переживания и мысли героев. Помимо всего этого, автор, выразил своё мнение о происходящем и отношения к героям – для мировой литературы это произошло впервые именно в данном литературном произведении, и оно оказало огромное влияние на последующие произведения.

«Слово о полку Игореве» было написано в 1185 году. Великая Русь — огромное государ­ство, созданное великим князем Олегом, про­цветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, — после смерти последнего стало распадаться на от­дельные княжества и приходить в упадок. Киев сохранял значение центра, а киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Свя­тослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, вновь пошел в поход на половцев. Кня­жеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. И половцы, почувствовав разоб­щенность русских князей, стали совершать ча­стые набеги на Русь. Своим походом Игорь от­крыл врагу путь на родную землю. Такрвы исто­рические факты.

«Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени, и основная за­слуга автора в том, что ему удалось создать об­раз Руси, целого государства. Этот образ составляют и отдельные характеры русских людей, и описания природы, картины войны и мирного труда. Главным чувством, двигавшим создате­лем «Слова о полку Игореве», была любовь к Ро­дине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он противопос­тавляет смелость, доблесть, трудолюбие про­стого народа стремлению князей к власти. Младшие дружинники, куряне описаны им как «оведоми кьмети», воины «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячивъ прадеднюю славу».

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Игорь хочет изба­вить Русь от ее давних врагов. В день выступ­ления происходит солнечное затмение. Не­смотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к войску Игоря присоединяется князь Черниговский Всеволод. Автором «Слова» он представлен как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

Объединенными силами войска вступают на половецкую землю. Все здесь враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решите­лен, как и его воины. Они, «к славной изгото­вившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в тума­нах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но враг не

сломлен. Половцы ушли в степь и собирают но­вое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тя­желую битву. Другой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори


Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра.

С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Всеволода. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское вой­ско своим несметным количеством. Много рус­ских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. О поражении Игоря и его дружины печа­лится весь русский народ, русская земля. Оста­новленные Святославом, отцом Игоря и Всеволо­да, половцы вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «.. .стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали соби­рать дань с городов «по белке со двора».

Сильным и мудрым представлен в произве­дении великий князь Святослав. Он описывает­ся как умный, рассудительный правитель и пол­ководец. Святослав осуждает Игоря и Всеволо­да, ведь их поражение привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с неболь­шим войском, отправившись на половцев, по­терпели неудачу.

Так Святослав приходит к мысли, что полов­цев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». Князь обращается ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздаль­скому, Мстиславу, Роману, Ингварю. Свято­слав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призыва­ет защитить Русь от врагов, отомстить за Иго­ря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярослав­на. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половец­кого плена. Ярославна олицетворяет всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов полов­цев. Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добира­ется до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему как к великой реке. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью,которая представляется ему единой, недели­мой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но безуспешно. Вся Русь ликует по случаю возвращения Игоря. Произведение за­канчивается славой князьям.

Главная идея «Слова о полку Игореве» — идея единства Руси. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. Пораже­ние князя Игоря Новгород-Северского показало, что поодиночке внешнего врага не победить. Это можно сделать только общими силами.

Записки историка

«Слово о полку Игореве» – прекрасный памятник древнерусской литературы, написанный неизвестным автором, основываясь на событиях 1185 года. Именно в этом году удельный князь Игорь Святославич пошел в поход против половцев, чтобы покончить с их опустошительными набегами на русскую землю.

В поход князь новгород-северский выступил плечом к плечу со своим младшим братом, курским князем Всеволодом Святославичем. Игорь был настроен очень решительно, он мечтал о подвигах и славе, хотел проявить свой полководческий талант и после победы над кочевниками зачерпнуть шлемом воды из Дона.

Многочисленная дружина была под стать князьям: ратники были буквально вскормлены с наконечников копий, оснащены колчанами со стрелами, защищены червлеными щитами, преисполнены боевым духом.

Весна 1185 года была выбрана для похода не случайно: в это время основные половецкие силы осаждали Константинополь. Дружина князя двинулась в путь 23 апреля, а 1 мая достигла границы половецких степей. В этот день произошло солнечное затмение, и черная тень накрыла княжеское войско. Но это природное мрачное предзнаменование не помешало храброму князю вдеть ногу в золотое стремя и двинуться навстречу врагу.

С пятницы по воскресенье длилась битва с половецкими ордами, которая, вопреки надеждам Игоря на победу, завершилась его сокрушительным поражением. Сам князь был ранен и взят в плен. Половецкие степи пропитались кровью погибших русских воинов.

Стальные мечи, каленые сабли, мужество и бесстрашие воинов не помогли Игорю одержать победу, хотя первоначально перевес сил был на стороне русских войск. Они совершили стратегическую ошибку, своевременно не покинув половецкие земли после одержанной победы и дав возможность несметным половецким полчищам окружить себя. Кроме того, на помощь половцам подоспели два сильнейших хана – Гзак и Кончак. Участь княжеской дружины была предрешена – на третий день битвы на реке Каяле стяги Игоря пали.

Через год Игорю удалось бежать, а со временем возвратился на родную землю и старший сын, женившийся в плену на дочери половецкого хана Кончака. Брак Владимира Игоревича со Свободой Кончаковной (в православном крещении Настасьей) положил начало союзу Кончака с новгород-северским князем.

Язык произведения богат и красочен, чудно описана природа, много аллегорий. Так, во время побега из плена князь Игорь предстает то горностаем, то волком, то соколом, летящим высоко под небесами. Самым поэтическим и пронзительным моментом является плач его жены, княгини Ярославны, на городской стене Путивля по попавшему в плен мужу. Ярославна в поэме предстает как верная и любящая жена, свято надеющаяся на возвращение мужа и сына из плена. В ее обращении к ветру-ветрилу, Днепру Славутичу, светлому солнцу отражается непобедимая сила любви к Игорю.

Именно ее любовь помогла князю, которого она в своем плаче называет ладой, решиться бежать из половецкого плена, хотя он мог спокойно ждать обмена или выкупа. Тем более, что кочевники относились к пленнику с неизменным уважением, в его распоряжении даже было несколько слуг, рядом находился старший сын. Помощь в побеге Игорю оказал половец Овлур, который предоставил князю коня и сопровождал по пути к дому, помогая уйти от преследования Гзака и Кончака.

На момент битвы Игорю было 34 года. Но он готов был рискнуть своей жизнью, жизнью брата Всеволода и старшего сына Владимира для защиты русской земли от кочевников-варваров.

Произведение, повествующее о походе князя Игоря против половцев, написано столь талантливо и таким одаренным автором, что ученые до сих пор спорят о времени его создания. Альтернативой XII столетию выступает XVIII век. По мнению А.С.Пушкина, в XVIII веке не было столь талантливой личности, способной создать подобную поэму. Сам рукописный первоисточник сгорел во время московских пожаров 1812 года. Впервые это произведение было опубликовано в 1800 году обер-прокурором Синода графом Алексеем Мусиным-Пушкиным, в руки которого документ попал из стен древнего монастыря.

Написанная девять столетий назад старорусским языком поэма пронизана патриотическим духом, выступает против междоусобных княжеских войн за единство земли русской.

«Слово о полку Игореве» нашло художественное воплощение в картине известного художника В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». На ней запечатлен исход кровопролитного сражения князя Игоря со степными кочевниками. Полотно пробуждает патриотические чувства у зрителей.

Композитор Александр Порфирьевич Бородин, также впечатленный древнерусской рукописью, создал чарующую оперу «Князь Игорь», которую он писал на протяжении восемнадцати лет. Получилось, что один шедевр XII века породил два шедевра XIX столетия.

Новые поколения черпают в этом древнерусском памятнике новые духовные силы.

Рекомендуем к прочтению:

  • Н. А. Холодковский – профессор-энтомолог, поэт-переводчик
  • Билл Гейтс: история успеха
  • Витус Беринг: биография, экспедиции
  • Фритьоф Нансен – норвежский полярный исследователь
  • Социология: основы науки
  • Жизнь и пророчества Мишеля Нострадамуса
  • Лукреция Борджиа
  • Книгопечатание на Руси

Когда возникла древнерусская литература

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.

Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.

Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.

Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины». Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке. Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.

Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.

Жанр жития

Важнейшим для древнерусской литературы был жанр жития, жизнеописания святого. При этом преследовалась задача, рассказав о земной жизни канонизированного церковью святого, создать образ идеального человека в назидание всем людям.

В «Житии святых мучеников Бориса и Глеба

» князь Глеб обращается к своим убийцам с просьбой пощадить его: «Не режьте колоса, еще не созревшего, наполненного молоком беззлобия! Не режьте лозы, не до конца возросшей, но плод несущей!» Покинутый дружиной Борис в шатре своем «плачется сокрушенным сердцем, а душою радостен»: ему страшна смерть и в то же время он сознает, что повторяет судьбу многих святых, принявших мученическую смерть за веру.

В «Житии Сергия Радонежского

» рассказывается, что будущий святой в отрочестве с трудом постигал грамоту, отставал от своих сверстников в учении, что доставляло ему немало страданий; когда Сергий удалился в пустынь, к нему стал наведываться медведь, с которым отшельник делился своей скудной пищей, бывало, что святой отдавал зверю последний кусок хлеба.

В традициях жития в XVI веке была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских

», но она уже резко расходилась с канонами (нормами, требованиями) жанра и поэтому не была включена в собрание житий «Великие Четьи-Минеи» рядом с другими жизнеописаниями. Петр и Феврония — реальные исторические лица, княжившие в Муроме в XIII веке, русские святые. У автора XVI столетия получилось не житие, а занимательная повесть, построенная на сказочных мотивах, прославляющая любовь и верность героев, а не только их христианские подвиги.

А «Житие протопопа Аввакума

», написанное им самим в XVII веке, превратилось в яркое автобиографическое произведение, наполненное достоверными событиями и реальными людьми, живыми подробностями, чувствами и переживаниями героя-повествователя, за которыми встает яркий характер одного из духовных вождей старообрядчества.

Жанр поучения

Поскольку религиозная литература призвана была воспитать истинного христианина, одним из жанров стало поучение. Хотя это жанр церковный, близкий к проповеди, его использовали и в светской (мирской) литературе, поскольку представления тогдашних людей о правильной, праведной жизни не расходились с церковными. Вам известно «Поучение Владимира Мономаха

«, написанное им около 1117 года «сидя на санях» (незадолго до смерти) и адресованное детям.

Перед нами предстает идеальный древнерусский князь. Он заботится о благе государства и каждого своего подданного, руководствуясь христианской моралью. Другая забота князя — о церкви. Всю жизнь земную следует рассматривать как труд по спасению души. Это и труд милосердия и доброты, и ратный труд, и умственный. Трудолюбие — главная добродетель в жизни Мономаха. Он совершил восемьдесят три больших похода, подписал двадцать мирных договоров, изучил пять языков, сам делал то, что делали его слуги и дружинники.

Проблемы датировки, авторства и подлинности

Рукопись, бывшая в распоряжении у А.И. Мусина-Пушкина, датирована XVI веком. Однако все исследователи, признающие подлинность «Слова», полагают его произведением более древним. Время написания оценивается как конец XII – начало XIII века, то есть оно хронологически близко к описываемым событиям.

>> Присоединение Твери к Москве — конец двухвекового соперничества

Сегодня сомнений в подлинности произведения почти нет, хотя в XIX веке многие считали его подделкой XVIII века. Сегодня такая версия опровергнута лингвистическими исследованиями.

Имя автора «Слова» неизвестно, существуют только предположения, кто бы это мог быть. Называют имена самого князя Игоря, его сына Владимира, новгородского князя Владимира Святославича, князя Владимира Галицкого. Наиболее авторитетные историки (Б.А. Рыбаков, Д.И. Лихачев) склоняются в пользу киевского боярина Петра Бориславича (идентифицированного в качестве автора Киевской летописи Ипатьевского списка) – наличие материала для сравнения позволяет им так думать.

Есть и предположение, что автором мог быть неизвестный боярин или дружинник, служивший киевскому, новгород-северскому или черниговскому князю. Во всяком случае, автор должен был быть достаточно знатным, чтобы позволять себе пусть почтительно, но критиковать действия князей. Можно предположить, что этот человек был сторонником русского единства, ибо в тексте встречаются явные упреки князьям за раздробленность страны.

У «Слова» есть и выдуманный автор – мифический певец Боян. Все произведение является якобы пересказом его истории.

Историческая информация в «Слове о полку Игореве»

Исторических сведений в «Слове» множество. там перечисляется большое количество русских удельных князей: Олег «Гориславич» Черниговский, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич Волынский, Всеволод Большое Гнездо, Давид и Рюрик Ростиславичи, Святослав Всеволодович Киевский и многие другие. Приводятся также детали, характеризующие правление этих князей, их роль в обороне Руси и их отношения между собой.

Называется множество русских городов и княжеств – десятки. Приводится информация и о половцах, в частности, называются имена ханов Гзака и Кончака. Само сражение 1185 года, его подготовка, участники и результат описаны исторически точно и в соответствии с данными других источников.

>> Присоединение Пскова к Москве, или последнее русское вече

Также в «Слове» можно найти некоторые сведения по истории древнерусского язычества – упоминаются языческие боги Стрибог, Даждьбог, Хорс, Велес. Они упоминаются в положительном ключе, из чего можно сделать вывод, что еще в XII веке в русской культуре сохранялись заметные пережитки язычества.

                                 СОЧИНЕНИЕ

        СЛОВО  О ПОЛКУ  ИГОРЕВЕ-

        ВЕЛИЧАЙШИЙ  ПАМЯТНИК

        ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

        МБОУ №7 г. Сальска

        Состина Юлия

        Александровна,

        8 «Б» класс.

        Учитель  Капустян Г.

        2013 год

Совсем недавно мне посчастливилось   побывать в публичной библиотеке  города Ростова – на — Дону, где особое внимание привлекли стеллажи с древними книгами. Эти памятники старины донесли до нас правду далёких времён. Мне тогда вспомнилась прочитанная недавно книга «Слово о полку Игореве». Ёе сохранившаяся копия тоже находится в одной из библиотек и вызывает к себе огромный интерес, ведь это наша история. Она дорога нам, русичам, интересна своим величием, бессмертна. Чем же книга привлекла меня?

Открываю первую страницу: передо мной словно оживает старина. Вещий  Боян  ведёт неторопливый сказ, перебирая струны; льётся напевная речь о походе Игоря, его дружине.

Вот Игорь  — князь, решительный, мужественный, готовый на подвиг, а вот его дружина:

        А куряне славные-

        Витязи исправные:

                             Родились под трубами,

        Росли под шеломами,

        Выросли как воины,

        С конца копья вскормлены,

        Все пути им ведомы,

        Все яруги знаемы…

Столько гордости за защитников земли русской в этих строках!

Смятение и тревогу чувствую я, читая описание неудач, преследующих князя:

         Уж с утра до вечера и снова

        С вечера до самого утра

        Бьётся войско князя удалого,

        И растёт кровавых тел гора…

        И взошёл великими скорбями

        На Руси кровавый тот посев.

Поражение дружины, пленение Игоря автор описывает с чувством горечи, разочарования:

        Не воскреснуть Игоря дружине,

        Не подняться после грозной сечи!

        Стонет, братья, Киев под горою,

        Тяжела Чернигова напасть.

И гордость, и смятение, и тревогу, и боль, и разочарование пережил неизвестный нам доселе, к сожалению, автор «Слова о полку Игореве», мои чувства созвучны авторским. Я понимаю, что главная мысль поэмы – мысль  о родине, русской земле. С самого начала повествования читаю: «О Русская земля! Ты уже за холмом». Далее: «Поглотила русичей чужбина», «А враги на Русь несутся тучей», «И закрылось небо, и погас белый свет над Русскою землёю». Горе русской земли автор воспринимает как своё собственное, что говорит об истинном патриотизме оставшегося неизвестным свидетеля тех событий. Он сторонник процветания Руси, что возможно лишь при условии объединения разрозненных княжеств. Вот почему так горьки слова о последствиях Игорева поход:

        И, как барсы лютые, на нас

        Кинулись поганые с войною,

        И воздвиглась на Хвалу Хула,

        И на волю вырвалось насилье.

        Прянул Див на землю, и была

        Ночь кругом и горя изобилие.

Не случайно центром поэмы является «златое слово» мудрого Святослава, вспомнившего о былой славе отцов и дедов, укорявшего князей – единоличников:

        Но не вместе их знамёна плещут,

        Врозь поют из копия и блещут.

Опытный князь знает секрет, как освободить Русь:

        Встаньте, государи, в злат — стремень

        За обиду в этот чёрный день,

        За Русскую землю… — призывает он.

Не услышали князья предупреждение мудреца – правителя, не осознали грозившей  опасности и обрекли Русь на трёхсотлетнее татаро – монгольское иго. А ведь могло все быть иначе. Процветала бы земля славян, была бы сильной, тогда ни одно государство не осмелилось бы напасть.

Не знаю, почему, но при чтении поэмы я испытала какое – то щемящее чувство, ведь всё происходящее в ней относится к моей родине, моим предкам. А главное – я солидарна с автором, призывающим к миру, единению. Эту мысль он подчеркивает по – разному: с помощью изображения природы, которая слово сама участвует в происходящем, с помощью усиления постигших Русь бед, путем введения образов плачущих страдающих жен и замечательного образа Ярославны, призывающей все силы природы помочь воинам её лады.

Удивительная книга! По праву она названа В. Г. Белинским  «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания и уважения». Сегодня, спустя восемь столетий, сказанное в поэме интересно, поучительно.  Думаю, призыв автора:

        Ярослава все внуки и Всеслава,

        Стяните стяги свои,

        Вложите в ножны мечи свои повреждённые,

        Ибо лишились вы славы дедов,    –

обращён к его современникам и к нам, далёким потомкам. Он словно чувствовал, что раздробленность, разрозненность так долго будут существовать в отношениях людей, имеющих общие корни: украинцев, белорусов, русских. Менялась история, менялось отношение между славянами. Сегодня обособленность, недоверие отдаляют наши народы. Думаю, нужно время, чтобы изменить ситуацию. Нужны сильные правители, способные творить для родины и созидать, сохранять спокойствие и мир на своей земле, умеющие донести до простых людей смысл единства, общности.

Хочется верить, что настоящие  будущие поколения поймут, прочитав « Слово о полку Игореве», что лучшее счастье – мир и свобода, в основе которых один идеал – единство.

Р                                                                  

  • Слово о полку игореве как памятник древнерусской литературы сочинение 9 класс
  • Слово о полку игореве сочинение на тему каким я представляю автора слово
  • Слово нереально как пишется вместе или раздельно
  • Слово несложно как пишется вместе или раздельно
  • Слово нравится как пишется с мягким знаком или без него