Слово о полку игореве это что повесть или рассказ

Урок 1рлр особенности развития древнерусской литературы задонщина. тема единения русской земли. путешествие к истокам древнерусской литературы.ход урока.1. проверка домашнего задания

Урок №1

РЛР Особенности развития древнерусской литературы «Задонщина». Тема единения Русской земли. Путешествие к истокам Древнерусской литературы.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания (таблица)

2.Актуализация знаний учащихся.

 — Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествователъные произведения на церковно-славянском языке.)

— Какие произведения ДРЛ вы помните? («Повесть временных лет»)

— Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор)

— Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

  1. поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях,
  2. повесть – рассказ о важных исторических событиях,
  3. слово – образец торжественного красноречия,
  4. хождение – рассказ о далёких путешествиях,
  5. житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

3. Особенности ДРЛ (стр.5 – 6):

1. Историзм — литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.

2. Религиозность – в основе литературы религиозные представления о мире

3. Этикетность – строение произведений, изображение героев подчиняется строгим правилам.

4.Анонимность — авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины: 1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты); 2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность — божий дар.

5. Вариативность. Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

6. Духовность – внимание к человеческой душе, нравственным качествам человека.

7. Патриотизм.

4. История «Слова…».

Представьте, что вы живете в конце ХVIII века. Еще жива Екатерина Великая, которая заявляет, что покровительствует наукам и искусствам. Это время дворяне называют «золотым веком» Екатерины. Русские дворяне путешествуют, подолгу живут в Европе, наблюдают жизнь других народов. Русские люди чувствуют, с одной стороны, свою общность с народами Европы, с другой стороны, свое отличие от них, особенность своей национальной культуры. Возникает желание понять, в чем же причины этой особенности, и образованные люди России обращаются к истории своей страны. Так, Н.М. Карамзин, возвратясь из Европы, начинает писать повести на материале русской истории.

Известный любитель и собиратель русских древностей, член Российской академии наук граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”. Было это в 1792 году. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто. В древнерусской письменности не существовало разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания. Были такие буквы, которые исчезли из русского алфавита после реформы Петра I.

С текста литературного памятника — «Слова о полку Игореве» — сразу сделали список для Екатерины II. Через восемь лет, в 1800 году, стараниями нескольких ученых произведение было издано, а еще через двенадцать лет случилось непоправимое — единственный подлинный текст «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара. Оправившись после Отечественной войны, ученые начали сличать Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. Оказалось, что в них имеются многочисленные орфографические расхождения. В некоторых ситуациях эти расхождения вызывали затруднения при понимании смысла слов, возникли так называемые «темные места». Количество «темных мест» за десятилетия изучения этого произведения значительно сократилось благодаря усилиям ученых самых различных специальностей, вплоть до историков, занимающихся вооружением.

Было сделано множество переводов «Слова о полку Игореве» — как дословных, так и поэтических, «Слову…» посвящено более пяти тысяч исследований — как статей, так и монографий. Каждый факт, упоминаемый в произведении, был десятки раз проверен историками и литературоведами. «Слово…» восхищает и притягивает внимание множества читателей.

Давайте попробуем с вами прочитать это произведение и хотя бы немного приблизиться к пониманию того, чем эти строки вот уже более двухсот лет приковывают к себе внимание огромного количества исследователей и просто любителей русской литературы.

5. Чтение вступления к «Слову о полку гореве»

1. Какая метафора лежит в основе вступления?

2. Какой принцип повествования избирает автор Слова…», вопреки традиции Бояна?

3. Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?

4. Какую цель ставит перед собой автор?

6. ДЗ Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)

Урок №2.

«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика.

Композиция и основные сюжетные линии «Слова»…

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Историческая основа «Слова…». Просмотр презентации.

Запись:

«Слово о    полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев  новгород-северского   князя Игоря Святославича в 1185 г.  

В походе участвовали его сын Владимир, брат Всеволод и племянник Святослав.

3. Комментированное чтение 1 части «Слова о полку Игреве»

Строфы 1—2.

1. Как характеризует князя Всеволода его ответ на предложение Игоря о походе? (Мы видим князя-воина, для которого главные ценности — семья и дружина.)

2. Раскройте смысл развернутой метафоры, в которой князь с гордостью и любовью характеризует своих воинов:

Родились под трубами,

Росли под шеломами,

Выросли как воины,

С конца копья вскормлены.

Строфа 3.

3. Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением?

Строфы 4—5.

4. Докажите, что природные и мифические силы отзываются на происходящие события. Строфы 12—13.

Здесь автор дает своеобразную периодизацию истории Руси: времена Траяна — язычество, годы Ярослава — период расцвета русского государства, Олеговы походы — начало разделения и смут.

Строфы 14—15.

Кульминация I части — роковая битва. Обратить внимание на традиционное для русского фольклора сравнение «бой—пир».

Строфы 16—20.

6. Объясните метафору «Игорь пересел из седла золотого в седло кощеево». (Кощей олицетворяет смерть. Игорь попал в плен, «умер» для своей земли, своего воинства. Но слово «кощей» означало и «кочевник» и даже «проклятый разбойник на лошади». В этом случае образ становится еще более зримым.)

7. В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?

Д/з

1. Готовиться к самостоятельной работе по 1 части «Слова…»

2. Прочитать 2 и 3 часть «Слова…» (с. 22-32)

Урок №3.

Переводы «Слова…». Д.С.Лихачёв и Е.П. Ерёмин о поэтике древнерусской литературы.

Ход урока.

1. Самостоятельная работа по 1 части «Слова о полку Игореве»

1. Какое историческое событие легло в основу «Слова…»?

2. Назовите знаки, предвещавшие беду войску князя Игоря ( 1 часть, 3-6) Почему он к ним не прислушался?

3. Чем закончился поход князя Игоря?

4. Строфы 19-20 части 1 посвящены Игорю и Святославу Киевскому. На чьей стороне автор  и почему? Включите в свой ответ цитату.

2. Композиция «Слова о полку Игореве»

Вступление.

1 часть. Поход Игоря.

— Сборы, предзнаменования

— Первый успешный бой

— Поражение, пленение князя

2 часть. Посвящена Святославу Киевскому — — идейный центр произведения

— Сон Святослава

— Толкование сна боярами

— «Золотое слово» Святослава — Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая их объединиться и дать отпор половцам

3 часть. Возвращение Игоря.

— Плач – заклинание Ярославны

— Выразительно прочитайте монолог Ярославны (часть III, строфа 1) и ответьте на вопросы:

— К каким силам природы обращается Ярославна? (К Ветру, к Солнцу, к Днепру.)

-В чем и почему упрекает она Ветер? (В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны.)

— Почему Ярославна обращается к Днепру? (Он силен и могуч — «каменные горы в землях половецких ты пробил», был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

— Почему к великому и грозному Солнцу Ярославна обращается со словами упрека? (Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

— Бегство из плена

Расскажите о побеге князя. Кто выступает его союзником? Кто и почему преследует князя?

— Погоня Гзака и Кончака

— Слава князю Игорю

ДЗ  Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным? (письменный ответ на вопрос)

Древнерусская литератураС какого века принято считать началом древнерусской л...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Древнерусская литератураС какого века принято считать началом древнерусской л

    Описание слайда:

    Древнерусская литература
    С какого века принято считать началом древнерусской литературы, чем это обусловлено?
    Какие произведения ДРЛ вы читали в 5-8 классах? Назовите героев изученных ранее произведений.
    Какие жанры ДРЛ существовали?
    Сколько веков насчитывает ДРЛ? Назовите её периоды, чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?

  • 2 слайд

    жанр (от франц. «вид»)Исторически формирующийся вид литературного произведе

    Описание слайда:

    жанр
    (от франц. «вид»)
    Исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

  • 3 слайд

    Жанры ДРЛПоучение – проникновенная беседа о духовных ценностях. («Поучение» В

    Описание слайда:

    Жанры ДРЛ
    Поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях. («Поучение» Владимира Мономаха)
    Повесть как правило повествует о важных исторических событиях. («Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем»)
    В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых. («Сказание о житии князя Александра Невского», «Житие преподобного Сергия Радонежского»)
    В хождении дается информация о далеких путешествиях. («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)
    Слово является образцом торжественного красноречия. («Слово о полку Игореве»)

  • 4 слайд

    ЛетописьЖанром, с помощью которого Русь осмысляла своё предназначение, собств

    Описание слайда:

    Летопись
    Жанром, с помощью которого Русь осмысляла своё предназначение, собственную историю, стала летопись.
    Летопись – повествование о событиях исторической важности, описываемых «по летам», т.е. в хронологическом порядке.
    «Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы.

  • 5 слайд

    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературыПрограм

    Описание слайда:

    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    Программу по литературе в 9 классе мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце 12 века.
    Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Она влечёт к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.

  • 6 слайд

    Вникая в это творение, вы узнаете, что такое доблесть и мужество, отвага и ве

    Описание слайда:

    Вникая в это творение, вы узнаете, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… Ещё долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Вы будете видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги.

  • 7 слайд

    Вы будете слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы,

    Описание слайда:

    Вы будете слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топот, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.

  • 8 слайд

    «Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, взлелеянная века

    Описание слайда:

    «Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, взлелеянная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

  • 9 слайд

    Историческая основа «Слова…»В начале 80-х гг. ХII в. князь Святослав Киевский

    Описание слайда:

    Историческая основа «Слова…»
    В начале 80-х гг. ХII в. князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь князь Новгорода-Северского Игорь Святославович вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул назад своё войско.

  • 10 слайд

    В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он

    Описание слайда:

    В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен – впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переяславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удаётся бежать из плена.

  • 11 слайд

    Переводы «Слова…»Многочисленные переводы «Слова…» разнообразны: от точных, вы

    Описание слайда:

    Переводы «Слова…»
    Многочисленные переводы «Слова…» разнообразны: от точных, выполненных учёными, до вольных. Преобладают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод условен, так как нельзя считать «Слово…» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до 18 в. На Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предназначены для пения, другие – для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но в то же время можно отметить её ритмичность. Это особый народный песенный стих.

  • 12 слайд

    История открытия «Слова»Кто сделал открытие? Известный собиратель древних рук

    Описание слайда:

    История открытия «Слова»
    Кто сделал открытие?
    Известный собиратель древних рукописей, граф Мусин-Пушкин. Один из перечисленных экземпляров был отправлен Екатерине II.
    Когда это произошло и где?
    Начало 90-х годов 18 века, списки найдены в Ярославле.
    К какому времени относят списки «Слова»?
    К 16 веку.
    Когда вышло первое печатное издание?
    1800 год.

  • 13 слайд

    Домашнее заданиеСтр.11-33 – выразительное чтение Составить сложный план произ

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Стр.11-33 – выразительное чтение
    Составить сложный план произведения

  • 14 слайд

    «Слово» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение(Идея, об

    Описание слайда:

    «Слово» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение
    (Идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

  • 15 слайд

    В.Чивилихин. Память. Роман-эссеНаши предки любили свою родину, конечно, не ме

    Описание слайда:

    В.Чивилихин. Память. Роман-эссе
    Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году, в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…

  • 16 слайд

    Идея «слова»Что составляет предмет национальной гордости писателя В.Чивилихин

    Описание слайда:

    Идея «слова»
    Что составляет предмет национальной гордости писателя В.Чивилихина?
    Что такое патриотизм? В чём он может проявляться?
    Какое определение получает патриотизм автора «Слова»? Почему?

  • 17 слайд

    патриотизмпреданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

    Описание слайда:

    патриотизм
    преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

  • 18 слайд

    Образная система «слова»Какие образы «Слова» вам запомнились? Как вы себе их

    Описание слайда:

    Образная система «слова»
    Какие образы «Слова» вам запомнились? Как вы себе их представляете?
    Насколько ваше представление соответствует помещённым в учебнике иллюстрациям В.Фаворского?
    Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»?

  • 19 слайд

    Игорь. Игорев полкОб Игоре говорится больше, чем о других князьях, но почти в

    Описание слайда:

    Игорь. Игорев полк
    Об Игоре говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.
    Игорев полк потерпел поражение, открыв дорогу на Русь Степи.

  • 20 слайд

    Святослав киевский- воплощение государственной мудрости и отеческого благород

    Описание слайда:

    Святослав киевский
    — воплощение государственной мудрости и отеческого благородства, высказыватель суждений по поводу происходящих событий, он – второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в авторское обращение к князьям.

  • 21 слайд

    ярославнаПленительный образ Ярославны – символ женственности и женской любви.

    Описание слайда:

    ярославна
    Пленительный образ Ярославны – символ женственности и женской любви. Она прекрасна, трогательна, героична, но она лицо всё-таки эпизодичное, персонаж, возможно, лучшей, но единственной главы поэмы.

  • 22 слайд

    Безвестный автор «слова»Автор – это Пушкин 12 столетия. Талантливый, разносто

    Описание слайда:

    Безвестный автор «слова»
    Автор – это Пушкин 12 столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников, и нас, далёких потомков. Это незаурядная фигура Руси домонгольской; его патриотический пафос не был порождением личных настроений и убеждений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи.
    Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай Бог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложити».

  • 23 слайд

    Русская земляПодлинный герой поэмы – Русская земля. Ей певец отдаёт весь жар

    Описание слайда:

    Русская земля
    Подлинный герой поэмы – Русская земля. Ей певец отдаёт весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность.
    В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взглянул на родные и давно отжитые места. Раскинувшаяся на необъятных просторах – от Волхова до Черного моря, — Русская земля была «украсно украшена» городами, сёлами, крепостями.

  • 24 слайд

    Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова» воплотил в

    Описание слайда:

    Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова» воплотил в конкретном образе Русской земли.
    Героем слова является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора.
    Образ Русской земли – центральный в «Слове»; он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое, огромное и живое существо.

  • 25 слайд

    Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью. Обороняясь,

    Описание слайда:

    Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью. Обороняясь, а нередко и переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несомненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» – грозного и великого, который, наступая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

  • 26 слайд

    Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева певца, стал брат оспа

    Описание слайда:

    Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева певца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это великое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон приходить с победами на землю Русскую.
    Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современности, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.
    Существует даже предположение, что «Слово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить распри и зорко следить за происками кочевников, то есть дало краткую военную передышку.

  • 27 слайд

    Композиция «СЛОВА»С чего начинается «Слово»? «Слово» начинается с небольшого

    Описание слайда:

    Композиция «СЛОВА»
    С чего начинается «Слово»?
    «Слово» начинается с небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна, певца старого времени (11 век), который жил во времена первых усобиц и пел славу достойным князьям – Ярославу Мудрому и его брату Мстиславу, способному отказаться от личных притязаний на киевский престол во имя единства Русской земли и мира между князьями.

  • 28 слайд

    Боян в изображении автора «Слова» – вдохновенный певец, его воображение не зн

    Описание слайда:

    Боян в изображении автора «Слова» – вдохновенный певец, его воображение не знает границ, оно свободно течёт «по мысленному древу», дереву познания, он наделён вещим даром всеведенья, мысль его свободно проникает в то, что происходит на земле, и парит под небесами, вдохновение Бояна оживляет струны гуслей, и они «рокочут» славу князьям.
    Песни Бояна, «соловья старого времени», — высокий поэтический идеал для автора «Слова». Но, восхищаясь искусством старого певца, он отказывается вести свой рассказ «по замышлению Бояна», понимая, что так творить способен не каждый, и поэтому намерен повествовать «по былям сего времени» – ближе к действительным событиям.

  • 29 слайд

    Основные композиционные части «слова»1. Вступительное слово автора. 2. Сборы

    Описание слайда:

    Основные композиционные части «слова»
    1. Вступительное слово автора.
    2. Сборы в поход, предзнаменование. (Князь Игорь отправляется с братом Всеволодом в поход).
    3. Первый бой. (Первую битву с половцами русское войско выигрывает)
    4. Сон.
    5. Второй бой. История сражения с половцами. Поражение. (После второй битвы Игорь оказывается в плену)
    6. Лирическое отступление о междоусобицах. (Автор рассуждает о причинах поражения войска Игоря)
    7. Вещий сон Святослава. «Золотое слово» Святослава. (Обращение Святослава к русским князьям)
    8. Плач Ярославны, жены князя Игоря.
    9. Возращение Игоря. (Игорь бежит из плена)
    10. Приветственная встреча. (Вся русская земля радуется его возвращению)

  • 30 слайд

    Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом произведени

    Описание слайда:

    Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом произведения, свойственны только «Слову»?

    Лирическое отступление о междоусобицах
    «Золотое слово» Святослава
    Плач Ярославны

  • 31 слайд

    Особенности композицииКомпозиция «Слова» сложна, ее называют непоследовательн

    Описание слайда:

    Особенности композиции
    Композиция «Слова» сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, рассказывает о событиях 1185 года и прерывает рассказ воспоминаниями о далеком прошлом. Но эмоционально-непоследовательной композиция «Слова» только кажется, кусочки мозаики соединяются не произвольно и случайно, а в соответствии с художественной логикой.

  • 32 слайд

    Можно выделить четыре части: Рассказ о походе Игоря. Вещий сон и «Золотое сло

    Описание слайда:

    Можно выделить четыре части:
    Рассказ о походе Игоря.
    Вещий сон и «Золотое слово» Святослава.
    Плач Ярославны.
    Рассказ о побеге Игоря из плена.
    В каждой из них как бы свой повествователь, это дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения.
    — Какие основные части можно выделить в «Слове»?

  • 33 слайд

    Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей

    Описание слайда:

    Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом. Оценить его с разных точек зрения?
    Рассказ о походе Игоря выстроен так, чтобы мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя;
    услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли и русских князей, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую;
    также читателей трогает горе Ярославны, скорбящей о муже и его воинах и стремящейся помочь им.
    В каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль».

  • 34 слайд

    Что общего во всех откликах на поход Игоря?Общее – это боль. Голос автора зву

    Описание слайда:

    Что общего во всех откликах на поход Игоря?
    Общее – это боль. Голос автора звучит то нежно и восхищенно. То требовательно и сурово, но всегда искренне, взволнованно. Его душа болит за Игоря, «буйного Святославича», достойного лучшей участи, и за судьбу Русской земли, стонущей от набегов половцев, и за русских князей, теряющих силу и власть в бесконечных войнах друг с другом.

  • 35 слайд

    В чём вы видите идеал автора?Идеал автора – могущество Русской земли, единств

    Описание слайда:

    В чём вы видите идеал автора?
    Идеал автора – могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

  • 36 слайд

    Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь

    Описание слайда:

    Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет. Он первым избрал главным героем произведения Русскую землю, положив начало героической традиции, живущей веками.

  • 37 слайд

    Творческая работа(сочинение, эссе, доклад и т.п.1. Образ Русской земли в «Сл

    Описание слайда:

    Творческая работа
    (сочинение, эссе, доклад и т.п.
    1. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
    2. Значение «Слова о полку Игореве».
    3. «Вечные образы» в «Слове о полку Игореве».
    4. Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве».
    5. Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве».
    6. В чем пафос памятника «Слово о полку Игореве».
    7. В чем актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?
    8. Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве».

  • 38 слайд

    Домашнее заданиеВыучить наизусть отрывок из «Слова»

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Выучить наизусть отрывок из «Слова»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
О «Слове о полку Игореве» (По Д. С. Лихачеву)

Похожие материалы

  • А.С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)

  • Литература. 9 класс. «Русская литература 18 века»

  • Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Саша Чёрный «Игорь-Робинзон».

  • План урока по литературе на тему : Иллюстрации к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина Е. Самокиш- Судковской и Л. Тимошенко(9 класс)

  • План урока по литературе 10 класс «Испытание любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

  • Программа по литературе, 102 ч, ФГОС.

  • Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Кавказский пленник: Саша Чёрный

  • Литературная гостиная «Твой милый образ, незабвенный…»(10класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446443 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

вопросы в егэ по литературе по слову о полку игореве

1.Слово («Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово…»);

Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)

Повесть (Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед)…)
2.Вступление

8.Роль Бояна во вступлении заключена в том, чтобы подчеркнуть объективность описываемых событий, , что в своём произведении автор будет следовать правде, а не заниматься только восхвалением князей, их подвигов. Автор не следует традициям хвалебной поэзии Бояна.

«Севастопольские рассказы» Л. Толстого. Автор стремится показать правду войны. С одной стороны, это героическая оборона Севастополя. И солдаты, и жители защищают город. Война даже стала чем-то привычным, люди научились жить и военное время. Как страшны сцены госпиталя, где автор показывает страдания солдат, врачей, день и ночь оказывающих помощь раненым, когда ампутация становится уже привычным делом.

С другой стороны, автор показывает офицеров, главное для которых – это стремление получить награды, чины любой ценой, даже ценой смерти других офицеров. Таким показан офицер Михайлов, мечтающий о наградах. Он тоскует по балам, по светской жизни, война для него — лишь способ продвинуться по службе.

Б. Васильев « А зори здесь тихие». В повести события происходят в годы Великой Отечественной войны, во время которой женщины воевали наравне с мужчинами. Автор правдиво описывает этих пятерых девушек, погибших на войне. Это Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич. У каждой была своя история, каждая мечтала о счастье. Но война забрал у них главное – жизнь, которую они отдали за свою родину.

Эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве». Во всех авторы стремятся следовать правде, объективности. И во всех произведениях звучит мысль о том, как страшна война, что необходимо предпринимать все силы для её предотвращения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Б. Васильев « А зори здесь тихие». В повести события происходят в годы Великой Отечественной войны, во время которой женщины воевали наравне с мужчинами. Автор правдиво описывает этих пятерых девушек, погибших на войне. Это Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич. У каждой была своя история, каждая мечтала о счастье. Но война забрал у них главное – жизнь, которую они отдали за свою родину.

1.Слово («Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово…»);

Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)

Повесть (Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед)…)
2.Вступление

8.Роль Бояна во вступлении заключена в том, чтобы подчеркнуть объективность описываемых событий, , что в своём произведении автор будет следовать правде, а не заниматься только восхвалением князей, их подвигов. Автор не следует традициям хвалебной поэзии Бояна.

«Севастопольские рассказы» Л. Толстого. Автор стремится показать правду войны. С одной стороны, это героическая оборона Севастополя. И солдаты, и жители защищают город. Война даже стала чем-то привычным, люди научились жить и военное время. Как страшны сцены госпиталя, где автор показывает страдания солдат, врачей, день и ночь оказывающих помощь раненым, когда ампутация становится уже привычным делом.

С другой стороны, автор показывает офицеров, главное для которых – это стремление получить награды, чины любой ценой, даже ценой смерти других офицеров. Таким показан офицер Михайлов, мечтающий о наградах. Он тоскует по балам, по светской жизни, война для него — лишь способ продвинуться по службе.

Б. Васильев « А зори здесь тихие». В повести события происходят в годы Великой Отечественной войны, во время которой женщины воевали наравне с мужчинами. Автор правдиво описывает этих пятерых девушек, погибших на войне. Это Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич. У каждой была своя история, каждая мечтала о счастье. Но война забрал у них главное – жизнь, которую они отдали за свою родину.

Эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве». Во всех авторы стремятся следовать правде, объективности. И во всех произведениях звучит мысль о том, как страшна война, что необходимо предпринимать все силы для её предотвращения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)

У каждой была своя история, каждая мечтала о счастье.

Literatura-ege. ru

23.04.2020 20:42:36

2019-08-31 22:08:21

«Баян». Картина В. Васнецова. 1910 г.

Предлагаю вариант № 1 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните

Задания 1–9.

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей касожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые.-
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времен Владимира княженья
Доведем до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил.
Мужество избрал себе опорой.
Ратным духом сердце поострил
И повел полки родного края.
Половецким землям угрожая.

О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов, —
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Троянов:
«То не буря соколов несет
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!»
Или так воспеть тебе,
Боян, Внук Велесов, наш военный стан:
«За Сулою кони ржут.
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!»

(«Слово о полку Игореве»).

К какому жанру относит «Слово о полку Игореве» автор?

Ответ: слово, песнь, повесть(верным будет любой из данных ответов).

Пояснение.

Однозначного ответа на вопрос, к какому жанру относится «Слово…», нет в литературе. Найдём ответы в самом произведении.

Слово («Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово…»);

Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)

Повесть («Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед)…)
Вспомним теорию.

Слово — один из жанров древнерусской литературы, возникшее из проповеди, имеющее поучительный характер.

Особенности слова:

1) славящее содержание, как правило, патриотического характера, воспевание Руси;

2) нравственная или политическая проблематика;

3) краткий объем, так как изначально слова были устными;

4) насыщенность выразительными средствами (метафорами, аллегориями, эпитетами, риторическими вопросами и восклицаниями).

Песнь —Эпического или лиро — эпического произведения на историческую или героическую тему

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.

«Баян». Картина В. Васнецова. 1910 г.

«Баян». Картина В. Васнецова. 1910 г.

Предлагаю вариант № 1 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните

Задания 1–9.

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей касожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые.-
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времен Владимира княженья
Доведем до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил.
Мужество избрал себе опорой.
Ратным духом сердце поострил
И повел полки родного края.
Половецким землям угрожая.

О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов, —
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Троянов:
«То не буря соколов несет
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!»
Или так воспеть тебе,
Боян, Внук Велесов, наш военный стан:
«За Сулою кони ржут.
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!»

(«Слово о полку Игореве»).

К какому жанру относит «Слово о полку Игореве» автор?

Ответ: слово, песнь, повесть(верным будет любой из данных ответов).

Пояснение.

Однозначного ответа на вопрос, к какому жанру относится «Слово…», нет в литературе. Найдём ответы в самом произведении.

Слово («Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово…»);

Песнь («А воспеть нам, братия, его …»)

Повесть («Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед)…)
Вспомним теорию.

Слово — один из жанров древнерусской литературы, возникшее из проповеди, имеющее поучительный характер.

Особенности слова:

1) славящее содержание, как правило, патриотического характера, воспевание Руси;

2) нравственная или политическая проблематика;

3) краткий объем, так как изначально слова были устными;

4) насыщенность выразительными средствами (метафорами, аллегориями, эпитетами, риторическими вопросами и восклицаниями).

Песнь —Эпического или лиро — эпического произведения на историческую или героическую тему

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.

О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов, —
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Троянов:
«То не буря соколов несет
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!»
Или так воспеть тебе,
Боян, Внук Велесов, наш военный стан:
«За Сулою кони ржут.
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!»

К какому жанру относит «Слово о полку Игореве» автор?

Вопросы в егэ по литературе по слову о полку игореве.

Testy-klass. ru

18.02.2017 7:39:49

2017-02-18 07:39:49

Предлагаю вариант № 2 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Н. К. Рерих. (1874-1947) «Поход князя Игоря».

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: «Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены

Сами скачут по полю волками

И, всегда готовые к борьбе,

Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

(«Слово о полку Игореве».)

Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, Запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В каком году происходил поход князя Игоря, описываемый автором «Слова о полку Игореве»?

Ответ: 1185

Пояснение.

Поход князя Игоря Севрского против половцев проходил в 1185 году. Произведение, видимо, написано было чуть позже.

Какое художественное средство выделено в данном отрывке?

Сядем, братья, на Лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону.

Ответ: эпитет.

Пояснение.

Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.

Кто обнаружил рукописный вариант «Слова о полку Игореве»?

Ответ: Мусин-Пушкин.

Пояснение.

Собиратель древностей А. И. Мусин — Пушкин обнаружил рукопись в сборнике, полученном из Спасо-Преображенского монастыря Ярославля в конце 1780-х годов.

Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) «добывают острыми мечами»;

В) «лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну!»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:342

Пояснение.

Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы Как, словно, будто, что, но их может и не быть.

«Скачут по полю волками» — сравнение воинов с волками.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глагол или существительное. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.( В данном отрывке нет метафоры)

Метонимия – образовано от греческого слова metonymia, что значит переименование. Означает перенос наименований с одного предмета на другой предмет по принципу смежности.

Метонимию порой путают с метафорой, но метонимия в отличие от метафоры не предусматривает сходства между явлениями, признаками и предметами, а основана на реальных ассоциативных связях: «добывают острыми мечами», то есть сражаясь.

Противопоставление — это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и пр. противопоставляются по определённым качествам, признакам.

«Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну!»- автор противопоставляет смерть в бою позорному плену.

Как назывался период в истории Руси, описанный в данном произведении?

Ответ: раздробленность (феодальная раздробленность)

В каком значении употреблено слово «полк» в названии произведения?

Ответ: поход

Кого на Руси называли витязями?.

Ответ: богатырей, древнерусских воинов.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений).

Опирайтесь На авторскую позицию. При необходимости излагайте Свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя Задание 9, подберите для сопоставления Два произведения разных авторов, ( в одном из примеров Допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор, сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Какова роль природы в данном эпизоде?

Примерный ответ.

Роль природы в данном отрывке, как и во всём произведении, велика. Она олицетворяется автором.

Природа словно предупреждает Игоря не совершать необдуманный поступок, об этом свидетельствует солнечное затмение. Люди верили, что затмение солнца — это предвестник беды. Однако Игорь не послушал голоса разума, поддался чувствам, желанию показать себя, доказать сою храбрость.

В каких произведениях русской классики природа является одним из главных

Героев? Сопоставьте данные произведения со «Словом о полку Игореве».

Примерный ответ.

Природа играет важную роль во многих произведениях русской классической литературы.

Можно назвать природу одним из главных действующих лиц в романе Л. Толстого «Война и мир». Так в сцене первой встречи князя Андрея с дубом автор показал, как состояние князя созвучно природе. Для дуба словно нет весны, когда всё вокруг расцветает, он, дуб, кажется старым и сердитым уродом между молодых берёзок. Жизнь кончена, кажется Андрею. Ничего хорошего уже больше не будет. Однако во время второй встречи, летом, Андрей, видя преображённый дуб, понимает, как прекрасна жизнь «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Многое произошло с князем за это время: и беседа с Пьером на пароме о необходимости деятельности, и услышанный разговор Наташи с Соней в Отрадном. Нет, жизнь ещё продолжается.

А как помогает понять характер Татьяны Ларины описание природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»! Героиня любит природу, особенно зиму. Природа помогает ей почувствовать прелесть жизни:

Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Детство и юность героини прошли на лоне природы — лесов, полей. Она вдыхала запахи трав и цветов, любовалась красотой природы. Именно здесь, среди просторов родной природы, и была воспитана героиня, эта чуткая, нежная, умеющая любить девушка.

Таким образом, во многих творениях русской литературы, как и в «Слове о полку Игореве», природа помогает понять внутреннее состояние героев, раскрыть особенности их характеров, являясь настоящим героем произведений.

Пояснение.

Предлагаю вариант № 2 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Н. К. Рерих. (1874-1947) «Поход князя Игоря».

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: «Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены

Сами скачут по полю волками

И, всегда готовые к борьбе,

Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

(«Слово о полку Игореве».)

Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, Запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В каком году происходил поход князя Игоря, описываемый автором «Слова о полку Игореве»?

Ответ: 1185

Пояснение.

Поход князя Игоря Севрского против половцев проходил в 1185 году. Произведение, видимо, написано было чуть позже.

Какое художественное средство выделено в данном отрывке?

Сядем, братья, на Лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону.

Ответ: эпитет.

Пояснение.

Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.

Кто обнаружил рукописный вариант «Слова о полку Игореве»?

Ответ: Мусин-Пушкин.

Пояснение.

Собиратель древностей А. И. Мусин — Пушкин обнаружил рукопись в сборнике, полученном из Спасо-Преображенского монастыря Ярославля в конце 1780-х годов.

Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) «добывают острыми мечами»;

В) «лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну!»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:342

Пояснение.

Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы Как, словно, будто, что, но их может и не быть.

«Скачут по полю волками» — сравнение воинов с волками.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глагол или существительное. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.( В данном отрывке нет метафоры)

Метонимия – образовано от греческого слова metonymia, что значит переименование. Означает перенос наименований с одного предмета на другой предмет по принципу смежности.

Метонимию порой путают с метафорой, но метонимия в отличие от метафоры не предусматривает сходства между явлениями, признаками и предметами, а основана на реальных ассоциативных связях: «добывают острыми мечами», то есть сражаясь.

Противопоставление — это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и пр. противопоставляются по определённым качествам, признакам.

«Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну!»- автор противопоставляет смерть в бою позорному плену.

Как назывался период в истории Руси, описанный в данном произведении?

Ответ: раздробленность (феодальная раздробленность)

В каком значении употреблено слово «полк» в названии произведения?

Ответ: поход

Кого на Руси называли витязями?.

Ответ: богатырей, древнерусских воинов.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений).

Опирайтесь На авторскую позицию. При необходимости излагайте Свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя Задание 9, подберите для сопоставления Два произведения разных авторов, ( в одном из примеров Допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор, сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Какова роль природы в данном эпизоде?

Примерный ответ.

Роль природы в данном отрывке, как и во всём произведении, велика. Она олицетворяется автором.

Природа словно предупреждает Игоря не совершать необдуманный поступок, об этом свидетельствует солнечное затмение. Люди верили, что затмение солнца — это предвестник беды. Однако Игорь не послушал голоса разума, поддался чувствам, желанию показать себя, доказать сою храбрость.

В каких произведениях русской классики природа является одним из главных

Героев? Сопоставьте данные произведения со «Словом о полку Игореве».

Примерный ответ.

Природа играет важную роль во многих произведениях русской классической литературы.

Можно назвать природу одним из главных действующих лиц в романе Л. Толстого «Война и мир». Так в сцене первой встречи князя Андрея с дубом автор показал, как состояние князя созвучно природе. Для дуба словно нет весны, когда всё вокруг расцветает, он, дуб, кажется старым и сердитым уродом между молодых берёзок. Жизнь кончена, кажется Андрею. Ничего хорошего уже больше не будет. Однако во время второй встречи, летом, Андрей, видя преображённый дуб, понимает, как прекрасна жизнь «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Многое произошло с князем за это время: и беседа с Пьером на пароме о необходимости деятельности, и услышанный разговор Наташи с Соней в Отрадном. Нет, жизнь ещё продолжается.

А как помогает понять характер Татьяны Ларины описание природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»! Героиня любит природу, особенно зиму. Природа помогает ей почувствовать прелесть жизни:

Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Детство и юность героини прошли на лоне природы — лесов, полей. Она вдыхала запахи трав и цветов, любовалась красотой природы. Именно здесь, среди просторов родной природы, и была воспитана героиня, эта чуткая, нежная, умеющая любить девушка.

Таким образом, во многих творениях русской литературы, как и в «Слове о полку Игореве», природа помогает понять внутреннее состояние героев, раскрыть особенности их характеров, являясь настоящим героем произведений.

Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону.

Testy-klass. ru

26.11.2017 18:37:01

2019-04-28 04:08:29

Источники:

Http://literatura-ege. ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D1%83-%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82-1-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5/

Http://testy-klass. ru/test-ege-literatura-slovo-o-polku-igoreve-variant-1/

Http://testy-klass. ru/test-ege-literatura-slovo-o-polku-igoreve-zadaniya-1-9-variant-2/

Требования основного минимума содержания литератур­ного образования: «Слово о полку Игореве» как литератур­ный памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Историческая основа памятника. Особенности жанра, сюжет и композиция. Образы русских князей. Авторская позиция в «Слове…». Особенности языка произведения.

Основные понятия: Эпос. Лирика. Жанр. Тема, идея. Фольклорная традиция. Сравнение, олицетворение, метафо­ра, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, ин­версия, риторический вопрос и т. д. Воинская повесть. Лири­ческие отступления.

Приступая к работе над «Словом…», необходимо вспом­нить сюжет, основных героев, композиционные особенности произведения. Имеет смысл поработать со средствами ху­дожественной изобразительности, так как это поможет вам глубже усвоить тему и идею произведения. Необходимо по­нять, какова идейно-эстетическая позиция Автора «Слова.», в чем особенности композиционного строения памятника, его художественное своеобразие, осознать тесную связь с фоль­клорной традицией.

Тренировочные задания

Проанализируйте фрагмент текста «Слова о полку Игореве», опира­ясь на предложенные к нему вопросы.

.Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дру­жине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней,

Поглядим на синий Дон!» Запала князю дума Дона велико­го отведать и знамение небесное ему заслонила. «Хочу, — сказал, — копье преломить у степи половецкой с вами, ру­сичи! Хочу голову свою сложить, либо испить шеломом из Дону». Вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный под­нялся; <…>А половцы дорогами непроторенными побежа­ли к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди распуганные.

Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клеко­том на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты.

О Русская земля, ты уже за холмом!

Долго ночь меркнет. Но вот заря свет запалила, туман поля покрыл; уснул щекот соловьиный, говор галок пробу­дился. Русичи широкие поля червлеными щитами перего­родили, себе ища чести, а князю славы. Утром в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам — и всяким узорочьем половецким. Чер­вленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко — храброму Святославичу!

— Какой эпизод «Слова о полку Игореве» стал главной те­мой фрагмента, предлагаемого для анализа?

— Каким настроением окрашен рассказ о сборах войска в поход?

— Какие черты характера героя, с точки зрения Автора, являются ведущими? С какой целью Игорь ведет войско на половцев?

— Каковы особенности композиционного строения этого фрагмента?

— Какие особенности народной поэтики можно отметить в данном фрагменте текста (образность, ритмика, звукопись и др.)?

— Можно ли говорить о тесной связи этого фрагмента с традициями русского фольклора? (Обоснуйте свой ответ.)

— Какие художественные приемы использует Автор «Сло­ва о полку Игореве», наделяя явления природы чувствами и переживаниями живых существ?

— Почему Автор «Слова о полку Игореве» считает важным начать рассказ о походе Игоря на половцев с этого эпизода?

— Есть ли в «Слове о полку Игореве» другие эпизоды, свя­занные с описанием сражений? В чем сходство этих эпизодов и в чем различия?

Часть В

При выполнении заданий части В запишите ваш ответ в виде слова или сочетания слов.

1. О каком герое «Слова о полку Игореве» Автор пишет: «Ку­да, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие! Рассечены сабля­ми калеными шеломы оварские тобою, ярый тур…»?

Ответ:.

2. Кому из героев «Слова…» принадлежит высказывание: «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем пленен­ным; сядем же, братья, на своих борзых коней да посмот­рим на синий Дон»?

Ответ:.

3. Какой князь обращается в «Слове о полку Игореве» к сво­ей дружине со следующими словами: «Хочу копье пре­ломить у степи Половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить, либо испить шеломом из Дону»?

Ответ:.

4. О ком из князей древности вспоминает Автор «Слова о пол­ку Игореве», говоря, что «тот ведь. мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Тогда .засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков; в княжь­их крамолах жизни человеческие сокращались»?

5. Чей сон воспроизводит Автор «Слова о полку Игореве» в монологическом фрагменте: «Всю ночь с вечера одевают меня, — речет,— черною паполомою на кровати тисовой; черпают мне синее вино с горем смешанное, сыплют мне…крупный жемчуг на лоно… Уж доски без кнеса в моем тереме златоверхом»?

Ответ:.

6. Какая героиня «Слова о полку Игореве» скорбит о павших воинах князя Игоря: «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем. простерло горячие свои лу­чи на воинов лады моего? В поле безводном жаждою им луки связало, горем им колчаны затворило»?

Ответ:.

7. Какой художественный прием использует Автор «Слова о полку Игореве», называя половцев выводком гепардов («.По Русской земле прострошася Половцы, аки Пар — дужье гнездо.»)?

Ответ:.

8. Какой стилистический прием, заключающийся в повто­рении однородных звуков, усиливающий звуковую и ин­тонационную выразительность фразы (стиха), использует Автор «Слова о полку Игореве», создавая образную кар­тину половецкого нашествия: «ПОроси ПОля ПОкрываюТ, СтЯзи глаголюТ: ПОловцы идуТ ОТ Дона, и оТ Моря, и оТ Всех СтОрон…»?

Ответ:.

9. Укажите название стилистического приема, заключаю­щегося в повторении однородных звуков, которым Автор «Слова о полку Игореве» пользуется, чтобы усилить зву­ковую выразительность рассказа о битве русской дружи­ны с половцами: «Со зарания во ПЯТОк ПОТОПтАша ПОганые ПОЛКи ПОЛОвецкие..».

Ответ:.

10. Как называется художественный прием преувеличения, которым Автор «Слова о полку Игореве» пользуется для создания образов русских князей: Всеволод Суздальский может «Дон шеломами вычерпать», а «Волгу веслами рас­плескать», воины Рюрика и Давыда «По крови плавали»?

11. Укажите термин, которым литературоведение определяет средство художественной выразительности, представля­ющее собой устойчивое сочетание слов: «Черный ворон», «Серый волк», «Синее море» и т. д., часто встречающееся в «Слове о полку Игореве».

Ответ:.

12. Какое средство художественной выразительности, харак­терное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, часто встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «Борзой конь», «Зелена трава» «Красные девки» и т. д.?

Ответ:.

13. Впишите название художественного приема, с помощью которого Автор передает читателям ощущение ускоряю­щегося движения, располагая глаголы по возрастающей значимости: «Побежал, поскакал, полетел…»?

Ответ:.

14. Назовите стилистический прием, заключающийся в сход­ном построении смежных предложений данного фрагмен­та текста:

Игорь спит.

Игорь бдит.

Игорь мыслию поля мерит.

Ответ:.

15. Назовите художественный троп, основанный на уподо­блении одних предметов или явлений другим, использует Автор «Слова о полку Игореве»:

И Поскакал Игорь-князь Горностаем — К тростникам, Белым гоголем — На воду.

Полетел соколом Под облаками.

Часть C

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните зада­ния С1-С2.

В полночь море взбушевало — Идут смерчи мглами.

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой

В землю Русскую, К отчему золотому столу. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит От великого Дона до малого Донца. Коней в полуночи Овлур свистнул за рекою — Велит князю разуметь: «Князю Игорю — пора!» Кликнул, Стукнул оземь.

Зашумела трава.

Кибитки половецкие отдалились, И поскакал Игорь-князь Горностаем — к тростникам, Белым гоголем — на воду.

Вскочил на борзого коня, Соскочил с него серым волком И побежал к излучине Донца, Полетел соколом под облаками…

При выполнении заданий С1-С2 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 — 10 предложе­ний.

C1. Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?

С2. Как Автор «Слова о полку Игореве» относится к свое­му герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного взгляда на героев или события?

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните зада­ния С1-С2.

На Дунае Ярославнин голос слышится, Кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны На израненном его теле».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забороле, приговаривая: «О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мечешь половецкие стрелы

На своих легких крыльях

На воинов моего лады?

Разве мало тебе было под облаками веять, Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселие По ковылю ты развеял?»…

При выполнении заданий С1-С2 запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

С1. Что является главной темой приведенного выше фрагмен­та «Слова о полку Игореве»?

С2. Какие художественные особенности указывают на тесную связь «Слова о полку Игореве» с народной поэзией и в ка­ких произведениях русской классики присутствуют эле­менты образности русского фольклора?

Задания С5

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литера­турные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

1. Почему «Слово о полку Игореве» называют «золотым сло­вом русской литературы»?

2. В чем, по-вашему, выражается патриотизм Автора «Сло­ва о полку Игореве»?

3. С какой целью Автор «Слова,…» включает в эпическое по­вествование о воинском походе лирические фрагменты?

4. Почему центральным художественным образом «Слова о полку Игореве» стал образ «земли Русской», а не образы князей и дружины?

5. Каким вам видится образ самого Автора «Слова о полку Игореве»?

6. Одобряет или осуждает Автор «Слова о полку Игореве» главного героя своего произведения?

1) «Слово о полку Игореве» было написано:
а) в X веке;
б) XI веке;
в) в конце XII – начале XIII веков; +
г) в XIV веке.

2) Когда впервые был обнаружен список «Слова о полку Игореве»?
а) в XVI веке;
б) в XVII веке;
в) в XVIII веке; +
г) в XIX веке.

3) Как сложилась судьба обнаруженного А.И. Мусиным-Пушкиным списка «Слова…»?
а) остался в личной библиотеке потомков А.И. Мусина-Пушкина;
б) хранится среди древностей в Российской государственной библиотеке в г. Москве;
в) сгорел при пожаре во время наполеоновского нашествия в 1812 году; +
г) был украдена и до сих пор не найден.

4) Кто является автором «Слова о полку Игореве»?
а) летописец Нестор;
б) Кирилл Туровский;
в) Боян;
г) автор до сих пор неизвестен. +

5) Как на Руси называли певцов-сказителей?
а) менестрель;
б) бард;
в) трубадур;
г) боян. +

6) В каких летописях зафиксированы реальные исторические события, описанные в «Слове о полку Игореве»?
а) «Повесть временных лет»;
б) Ипатьевская и Лаврентьевская летописи; +
в) Киевская летопись;
г) события вымышлены.

7) В каком году состоялся военный поход, которому посвящено «Слово о полку Игореве»?
а) в 1184 году;
б) в 1185 году; +
в) в 1186 году;
г) в 1187 году.

8) Какую главную цель князь Игорь преследовал в походе на половцев?
а) слава; +
б) месть;
в) богатство;
г) похищение дочери половецкого князя.

9) Поход князя Игоря на половцев, описанный в «Слове», окончился:
а) победой войска Игоря;
б) поражением войска Игоря; +
в) между половцами и русскими был заключен мир;
г) сражение не состоялось.

10) Кто из перечисленных ниже людей НЕ принимал участие в походе на половцев в 1185 году?
а) князь Игорь Новгород-Северский;
б) Ярослав Мудрый; +
в) князь Всеволод Святославович по прозвищу буй-тур;
г) Святослав Ольгович, племянник князья Игоря.

11) Кем приходится буй-тур Всеволод князю Игорю?
а) сын;
б) племянник;
в) друг;
г) брат. +

12) Какое астрономическое явление стало для воинов князя Игоря дурным предзнаменованием?
а) лунное затмение;
б) затмение солнца; +
в) звездопад;
г) метеорит.

13) Как в «Слове о полку Игореве» названа река, на которой состоялась битва половцев с русским войском?
а) Каяла; +
б) Нева;
в) Дон;
г) Волга.

14) Сколько раз русское войско сошлось в битве с половцами?
а) один;
б) два;
в) три; +
г) четыре.

15) Кому приснился сон о поражении войска Игоря?
а) хан Кончак;
б) буй-тур Всеволод;
в) Игорь;
г) Святослав.

16) Какой из перечисленных эпизодов является кульминацией «Слова о полку Игореве»?
а) солнечное затмение;
б) поражение войска Игоря; +
в) пленение Игоря;
г) сон Святослава.

17) Кто из перечисленных героев «Слова» произносит «золотое слово»?
а) Ефросинья Ярославна, жена князя Игоря;
б) князь Игорь;
в) Буй-тур Всеволод;
г) Святослав. +

18) О каком из перечисленных князей Святослав сказал слова: «Ты и Волгу веслами расплещешь, ты шеломов вычерпаешь Дон»?
а) Всеволод; +
б) Игорь;
в) Олег;
г) Владимир.

19) В каком городе ожидала вестей о походе мужа Ярославна?
а) Путивль; +
б) Киев;
в) Новгород;
г) Чернигов.

20) Каким композиционным элементов является побег Игоря из половецкого плена?
а) кульминация;
б) перипетии;
в) завязка;
г) развязка. +

21) С кем из перечисленных животных автор «Слова» сравнивал князя Игоря, бегущего из половецкого плена?
а) медведь;
б) пёс;
в) бык;
г) горностай-белка. +

22) Как можно охарактеризовать композицию «Слова о полку Игореве»?
а) линейная, события разворачиваются в естественной временной последовательности; +
б) инверсионная, порядок изложения событий обратный;
в) рассказ в рассказе;
г) зеркальная.

23) Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»?
а) здравица русским князьям; +
б) «золотое слово» Святослава;
в) плач Ярославны;
г) солнечное затмение.

24) В чем выражается песенный характер «Слова о полку Игореве»?
а) изобилие батальных сцен;
б) лиризм, открытая эмоциональность; +
в) риторические вопросы, призывы;
г) эпическая широта повествования.

25) Выберете из предложенного перечня эпитеты, являющиеся авторскими, а не восходящие к народной песенной традиции?
а) жемчужная душа; +
б) чистое поле;
в) черный ворон;
г) мечи булатные.

26) Как называется прием, использованный автором «Слова» в следующих строках: «…в пяток потопташа поганые полки половецкия»?
а) метафора;
б) гипербола;
в) звукопись; +
г) анафора.

27) Какова роль природы в «Слове о полку Игореве»?
а) природа «участвует» в происходящих событиях, помогает героям; +
б) природа равнодушна;
в) является средством создания местного колорита;
г) служит источников для философских рассуждений автора.

28) Элементы какой религии переплелись в «Слове» с языческими символами и образами?
а) мусульманство;
б) буддизм;
в) иудаизм;
г) христианство. +

29) Выберите язык, на котором написано «Слово о полку Игореве»:
а) русский;
б) церковнославянский;
в) старославянский;
г) древнерусский. +

30) Кто из перечисленных композиторов написал на основе «Слова» оперу «Князь Игорь»?
а) М.П. Мусоргский;
б) П.И. Чайковский;
в) А.П. Бородин; +
г) М.И. Глинка.

  • Слово обожаю как пишется обожаю или обажаю или
  • Слово о полку игореве про что рассказ
  • Слово о полку игореве аргументы для сочинения
  • Слово о полку игореве сочинение о игоре
  • Слово о полку игореве призыв к единению русских князей сочинение