Слово несложно как пишется вместе или раздельно

не с разным частями речи пишется как слитно, так и раздельно. составим таблицу частей речи и их грамматических форм, с

«Не» с раз­ным частя­ми речи пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но. Составим таб­ли­цу частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм, с кото­ры­ми отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся все­гда толь­ко раз­дель­но. Рассмотрим слу­чаи слит­но­го и раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми и наре­чи­я­ми с суф­фик­сом .

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во с «не», сна­ча­ла опре­де­ля­ем часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. В рус­ском язы­ке суще­ству­ет ряд частей речи, кото­рые с «не» пишут­ся все­гда раз­дель­но. Перечислим их.

«Не» пишется всегда раздельно

«Не» явля­ет­ся отри­ца­тель­ной части­цей, кото­рая пишет­ся все­гда раз­дель­но со сло­ва­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми сле­ду­ю­щих частей речи.

Часть речи Примеры
Глаголы (кро­ме гла­го­лов с недо-) не стро­ит, не гово­ришь, не усну
Деепричастия не думая, не проснувшись
Краткие при­ча­стия не постро­ен, не отправлены
Относительные при­ла­га­тель­ные не шел­ко­вое пла­тье, не брат­ская помощь
Притяжательные при­ла­га­тель­ные не соба­чьи сле­ды, не мамин платок
Краткие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щи­ми в пол­ной фор­ме иное значение не рад, не горазд, не дол­жен, не склонен,
не прав, не наме­рен, не согласен
Прилагательные в срав­ни­тель­ной степени не луч­ше, не боль­ше, не мень­ше, не старше
Числительные не два, не оба, не седьмой
Местоимения (кро­ме отри­ца­тель­ных и неопределенных) не ты, не этот, не любой
Наречия (кро­ме отри­ца­тель­ных и наре­чий на ) не здесь, не вче­ра, не полностью
Слова с дефис­ным написанием не по-летнему, не всё-таки
Категория состо­я­ния не надо, не жаль, не пора, не лень

«Не» пишется слитно

1. Если сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи, не упо­треб­ля­ют­ся без началь­но­го эле­мен­та не-, то их сле­ду­ет писать слитно.

Понаблюдаем:

  • име­на суще­стви­тель­ные — недо­тро­га, неря­ха, невеж­да, небы­ли­ца, ненастье;
  • име­на при­ла­га­тель­ные — несу­раз­ный, невзрач­ный, неле­пый, нераз­луч­ные, незлобивый;
  • наре­чия — нев­про­во­рот, нев­по­пад, неспро­ста, нелишне, невдо­мёк, невзначай;
  • гла­го­лы — невзлю­бить, недо­уме­вать, него­до­вать, неистов­ство­вать, ненавидеть;
  • кате­го­рия состо­я­ния — нель­зя, недо­суг, неохо­та.

2. Глаголы с при­став­ка­ми не-до-, кото­рые при­да­ют сло­ву зна­че­ние непол­но­ты, недо­ста­точ­но­сти дей­ствия по срав­не­нию с какой-то нор­мой, пишут­ся слитно:

  • недо­оце­нить противника;
  • недо­люб­ли­вать соседа;
  • недо­смот­реть молоко;
  • недо­по­нять объяснение.

Их сле­ду­ет отли­чать от созвуч­ных гла­го­лов с при­став­кой до- и пред­ше­ству­ю­щей части­цей «не». Такие гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие неокон­чен­ное, не дове­ден­ное до кон­ца. Часто такие сло­ва име­ют при себе допол­не­ние с  пред­ло­гом «до»:

  • не досмот­рел фильм до конца;
  • не досчи­та­лись до утра;
  • не дого­ва­ри­вать до это­го момента. 

3. Существительные, каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные и одно­ко­рен­ные наре­чия с суф­фик­сом пишут­ся слит­но с при­став­кой не-, обра­зу­ю­щей новое поня­тие с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Такие сло­ва зача­стую мож­но заме­нить сино­ни­мом без этой приставки:

  • прав­да → неправ­да (ложь);
  • весе­лый → невесе­лый (груст­ный);
  • гром­ко  → негром­ко (тихо).

4. Прилагательные на -мый, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

  • нево­об­ра­зи­мый шум;
  • неукро­ти­мый гнев;
  • неуло­ви­мое сходство;
  • непо­пра­ви­мая ошибка;
  • неза­ви­си­мый человек.

Многие такие при­ла­га­тель­ные не суще­ству­ют без не-.

5. Приставка не- пишет­ся слит­но с неопре­де­лен­ны­ми и отри­ца­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми и наречиями:

  • некто, нечто, несколь­ко, неко­то­рый, неко­го, нечего;
  • негде, неку­да, неко­гда, незачем.

Если у место­име­ния в падеж­ной фор­ме появ­ля­ет­ся пред­лог, то оно пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • не у кого;
  • не о ком;
  • не с чем;
  • не при чём.

Раздельное написание «не» с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями

Отрицательная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но с суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми в пол­ной фор­ме и наре­чи­я­ми с суф­фик­сом в опре­де­лен­ных условиях.

Перечислим их:

1. Имеется про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»

  • это не прав­да, а ложь;
  • у него не доб­рый, а злой взгляд;
  • не сте­лю­щий­ся, а под­ни­ма­ю­щий­ся квер­ху туман;
  • све­тит не ярко, а тускло;

2. в соче­та­нии со сло­ва­ми «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

  • он мне вовсе не товарищ;
  • отнюдь не гром­кий голос;
  • дале­ко не про­ве­рен­ное задание;
  • нахо­дит­ся отнюдь не близко;

3. в при­сут­ствии отри­ца­тель­ных место­име­ний или наречий

  • это нисколь­ко не успех;
  • ничуть не спо­кой­ный голос;
  • не изу­чен­ный никем район;
  • рас­по­ло­жен нисколь­ко не далеко.

4. Причастия в пол­ной фор­ме пишут­ся раз­дель­но, если име­ют зави­си­мые сло­ва, то есть обра­зу­ют при­част­ный оборот:

  • не успе­ва­ю­щий закон­чить к поне­дель­ни­ку проект;
  • еще не опе­рив­ший­ся птенец;
  • не засе­ян­ное вовре­мя поле.

Это пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на «быв­шие» при­ча­стия, кото­рые утра­ти­ли при­знак дей­ствия и пере­шли в при­ла­га­тель­ные. С при­став­кой не- они полу­чи­ли новое значение:

  • необи­та­е­мый мир (пустын­ный);
  • неви­дан­ный экзем­пляр (дико­вин­ный);
  • неви­ди­мый берег (скры­тый);
  • неслы­хан­ный посту­пок (пора­зи­тель­ный);
  • неза­бы­ва­е­мое собы­тие (памят­ное).

Эти сло­ва пишут­ся раз­дель­но, если име­ют при себе отри­ца­тель­ное место­име­ние или наречие:

  • нико­гда не видан­ное зрелище;
  • нико­му не види­мый берег;
  • ничуть не забы­ва­е­мое  событие.

Алгоритм определения правописания «не» с разными частями речи

Видеоурок

ava author

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 145

Всего найдено: 24

Добрый день. Скажите, пожалуйста, во фразе «помочь совсем несложно» частицу «не» следует писать слитно или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае следует писать раздельно: Совсем не сложно (по значению это совпадает с отнюдь не сложно). Также см. вопрос 272728.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильное написание наречия «несложно» в этом предложении: «Кому несложно, помогите.» И, пожалуйста, объясните, почему.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Кому не сложно, помогите. Раздельное написание предпочтительно при употреблении «не сложно» в роли сказуемого.

Вопрос об отличии причастия от отглагольного прилагательного. Перечитала много информации, везде указывается следующее: 1. в отгл. прил нет приставки (кроме НЕ), образовано от глагола несовершенного вида 2. у отгл. прил. нет зависимых слов. Но тогда что же это получается.. причастие не бывает несовершенного вида? Ведь если слово образовано от глагола несов.вида без зависимых слов — это отглагольное прилагательное! Вот, например, «дети рассеянны» — по всем признакам — это причастие, образовано от глагола сов. вида, но ведь это отглагольное прилагательное! То же самое: «девочка воспитанна» — от гл. сов. вида — воспитать. Значит, это причастие по признакам, но это неправильно! Помогите, пожалуйста, разобраться с этой дилеммой! Или направьте меня на статью, которая бы логично все разъясняла. Потому что получается, что в этих объяснениях кроется ошибка! Заранее благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- – прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) – причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная) – прилагательное.

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола несов. вида и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола сов. вида и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т. к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т. к. сов. вида).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов несов. вида, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола сов. вида или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, т. к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т. к. глагол победить сов. вида).

См.: http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7

Слитное или раздельное написание требуется в данном случае: «Совсем не сложно/несложно справиться со своими страхами»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно слитное и раздельное написание – в зависимости от значения слова совсем. См. ответ на вопрос № 272728.

Главное, не покидало меня ощущение не сытости. (A.А. Лиханов) отметьте грамматическую основу предложения

Ответ справочной службы русского языка

Мы не выполняем домашние задания. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, оно несложное.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно разбирать соединительную гласную при морфемном разборе в словах: садовод, пароход и т.п. Как их обознать в разборе?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вы спрашиваете, как найти соединительную гласную или как ее обозначить? Найти несложно: это гласные между корнями, используемые при образовании сложных слов: сам-о-лет, пол-е-вод, птиц-е-лов. Что же касается обозначения, то соединительной гласной в этом смысле «не повезло»: если корень, приставку, суффикс всегда обозначают одинаково, то соединительную гласную по-разному: подчеркивают снизу, ставят черточку сверху, обводят кружочком… Принципиального значения это не имеет, но лучше всё же узнать у преподавателя, т. к. неправильное обозначение он может засчитать за ошибку.

Добрый день!

Скажите, верно ли расставлены знаки препинания в предложении:
«Осветлить волосы сегодня несложно, было бы желание, поэтому, по статистике, лишь каждая десятая блондинка натуральная»? Или можно НЕ выделять запятыми «по статистике», а первую часть СПП оформить следующим образом: «Осветлить волосы сегодня несложно — было бы желание» (если рассматривать вторую часть как условие)?
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слова по статистике следует выделять запятыми. Тире в первой части предложения допустимо .

Добрый день! В предложении: «При невысоких нагрузках, например при работе с текстом, обработке несложной графики, прослушивании аудиофайлов, а также просмотре видео(,) вентилятор…» нужна ли запятая после «видео» и почему. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна: она закрывает обособленный оборот со словом «например».

Доброго времени суток, уважаемая, справочная служба! Снова возник вопрос по слову Аптечка. В толковых словарях написано:
Аптека — Набор лекарств для оказания первой медицинской помощи или несложного домашнего лечения; шкафчик, ящик, футляр для такого набора; аптечка (Дорожная аптека, автомобильная аптека и домашняя аптека).
Является ли Аптечка, уменьшительно-ласкательной формой слова Аптека?

Ответ справочной службы русского языка

«Аптечка» формой слова «аптека» не является, это разные (хотя и однокоренные) слова.

Доброго времени суток! Все знают слово «Аптечка». Медицинская энциклопедия дает определение этому слову, а толковые словари относят его к слову «Аптека». Правомерно ли определить Аптечку как уменьшительное к слову Аптека, и корректно ли будет сказать «Дорожная аптека», «Домашняя аптека» и «Автомобильная аптека»?

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление корректно. В «Большом толковом словаре» одно из значений слова аптека — набор лекарств для оказания первой медицинской помощи или несложного домашнего лечения; шкафчик, ящик, футляр для такого набора.

Соответственно, аптечка — небольшой набор такого типа.

Добрый день. Подскажите, как правильно писать фамилии вида Рокфеллер-младший, Джордж Буш-старший — через дефис или тире, со строчной или прописной буквы слова «старший», «младший». Влияет ли на написание наличие имени?
Не очень ясна система написания. Так, в ответе №254267 указано Плиний Младший, в ответе №216087 — Иванов-младший, №220421 — Иван Иванов — старший.

Ответ справочной службы русского языка

Слова старший, младший (не перешедшие в разряд прозвищ и являющиеся именами нарицательными) пишутся со строчной буквы и присоединяются дефисом: Иванов-младший, Рокфеллер-младший, Райкин-старший, Райкин-младший, Буш-старший, Буш-младший. Но если слова старший и младший присоединяются не к слову, а к сочетанию слов (т. е. к имени и фамилии), то дефис меняется на тире (дефисное написание с сочетанием слов невозможно): Джордж Буш – старший, Иван Иванов – младший.

Однако в некоторых именах исторических лиц (обычно античных авторов) слова младший и старший пишутся с прописной буквы: Плиний Младший, Катон Старший, Плиний Старший (проверить эти написания несложно: они зафиксированы словарями и энциклопедиями). Старший и Младший здесь – часть имени собственного (ср.: Карл Смелый, Иван Грозный).

Добрый день, уважаемое «Справочное бюро».
На плакатах, баннерах, перетяжках и т.п., посвящённых Победе, изображена медаль с надписью; «65 лет Великой ПобедЫ». Скажите, пожалуйста, это верное написание? Я думаю, что правильно «65 лет Великой ПобедЕ».
Объясните, пожалуйста, какой вариант правильный.
С уважением, Юля.
P.S. Очень, мягко говоря, надоели безграмотные рекламщики и корреспонденты!

Ответ справочной службы русского языка

Слово несложно как пишется вместе или раздельноВ преддверии 9 Мая этот вопрос возникает всё чаще. Казалось бы, ответ на него дать несложно: справочник «Управление в русском языке» Д. Э. Розенталя (автора, пользующегося непререкаемым авторитетом среди редакторов, корректоров, журналистов, издательских работников) дает однозначную рекомендацию: … лет чему (не чего!). Именно так: «не чего!» – с восклицательным знаком. Следовательно, правильно: 65 лет Великой Победе.

Но… В печатных и электронных СМИ, на открытках и плакатах, как правило, употребляется родительный падеж. Такое массовое употребление вряд ли может быть объяснено простой безграмотностью. Попробуем разобраться, в чём тут дело.

Необходимо сказать, что существует веский аргумент в пользу родительного падежа: именно такое управление – в названиях наград, учрежденных в юбилейные годы. Вот примеры из «Большой советской энциклопедии»: медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (учреждена 7 мая 1965), медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (учреждена 25 апреля 1975). Родительный падеж употребляется и в названиях наград, учрежденных в ознаменование 40-летия, 50-летия, 60-летия Победы; то же в названии последней по времени медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», учрежденной указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2009 года. (Сейчас слово Победа в значении ‘победа в Великой Отечественной войне’, как правило, пишется с прописной.)

Однако употребление родительного падежа выглядит более чем странно. Давайте задумаемся: что означает в русском языке конструкция «… года / лет чего-либо»? Она означает: «период времени, в течение которого длится, происходит что-либо»: два года разлуки (два года, в течение которых длится / длилась разлука), четыре года войны (4 года, в течение которых шла война), десять лет каторги (десять лет, в течение которых продолжалась каторга), тринадцать лет правления Александра III (тринадцать лет, в течение которых правил Александр III). Еще прекрасный пример: название романа «Сто лет одиночества». Таким образом, конструкция «65 лет Великой Победы» бессмысленна: она означает «65 лет, в течение которых продолжается / длится победа». Но победа не может «длиться»: она пришла в 1945 году, после этого мы только отмечаем ее годовщину.

Между тем не вызывает сомнений употребление дательного падежа после слова лет в сочетании с существительным, называющим лицо: десять лет Васе (не десять лет Васи), пятьдесят лет папе (не пятьдесят лет папы).  Тогда что препятствует образованию сочетания 65 лет Великой Победе? Как возникла бессмысленная фраза 65 лет Великой Победы?

Дело в том, что сочетание десять лет Васе означает ‘Васе исполнилось десять лет, Вася достиг возраста десяти лет’.  Но глагол исполниться в значении ‘о возрасте, сроке: достигнуть определенного предела’ употребляется преимущественно с одушевленными существительными и личными местоимениями: исполниться кому; употребление с неодушевленными существительными менее вероятно (хотя словари фиксируют управление исполниться кому-чему), обычно значение ‘о прошествии, истечении какого-либо срока, промежутка времени с момента чего-либо’ выражается такой конструкцией: (исполнилось) … лет с…  Так образуется фраза (исполнилось) 65 лет со дня Великой Победы.

По-видимому, именно эта конструкция и стала источником неверного употребления. Происходит следующее: в грамматически правильной фразе 65 лет со дня Великой Победы слова со дня опускаются, получается сочетание 65 лет Великой Победы – сочетание, по сути, нелепое, абсурдное. Его возникновению, несомненно, способствует и другое, грамматически правильное, употребление родительного падежа – 65-летие Великой Победы.

Однако в самостоятельной конструкции «количественное числительное + слово лет + существительное» следует употреблять не только одушевленные существительные в дательном падеже (что очевидно), но и неодушевленные – в том же дательном падеже. Неслучайна у Д. Э. Розенталя рекомендация … лет чему (Дитмар Эльяшевич не написал …лет кому). И восклицательный знак после слов не чего, как бы говорящий: «Обратите внимание! Ошибка!» Грамматически правильно: 65 лет Великой Победе.

Здравствуйте! пожалуйста, подскажите как правильно: Это очень несложно. или Это очень не сложно.
спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание: это очень несложно.

Помогите, пожалуйста, образовать множественное число слова «град» (природное явление). Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Интересно, в каком контексте Вы желаете употребить такую форму? Т. е. образовать-то несложно (грады), но где и как использовать?

Добрый день, «Справка»!

Помогите, пожалуйста, разобраться. Объясняя иноязычным коллегам систему склонений, воспользовался учебником Литневской, где сказано:
«К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я)…»
«Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е)…»

Затем, довольно случайно, открыл соответствующий раздел на http://rusgram.narod.ru/ — и там всё наоборот:
«К первому склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол, конь, край, нож, шалаш, мяч, товарищ) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о, -ё и -е) (окно, ружьё, поле) и -|е| (бытие). Ко второму склонению относятся существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я) (труба, земля, стужа, туча) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (мужчина, староста, зайчишка, домина, судья) и к общ. р. (сирота, обжора, плакса).»

Как же так? Почему нет общности? Как не путаются изучающие язык?

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что школьная и академическая грамматика имеют разные «системы координат». Одно из очевидных различий — это как раз нумерация первого и второго склонения. Это несложно; путаницы нет, так как большинство изучает русскую грамматику именно по школьной системе, а не по академическому труду.

Чтобы понять, как правильно пишется «не сложно» — слитно или раздельно, нужно вникнуть в смысл предложения. Оба варианта считаются верными, а понимание контекста позволяет избавиться от ошибок.

Всегда, когда встает вопрос о слитном или раздельном написании слова с частицей «не», нужно начинать с определения части речи. В данном случае говорится о наречии.

Вместе писать или отдельно, зависит от роли слова в предложении. Только понимание смысла поможет сделать правильный выбор.

Правильно писать вместе с «не», когда есть возможность заменить наречие синонимом без частицы. При этом смысл текста не пострадает.

Например, в качестве замены подойдут слова «легко», «просто».

«Эта задача довольно несложная, ты быстро с ней справишься».

После замены синонимом «легкая» или «простая» смысл предложения сохранится. В предложении прилагательное, написание которых с частицей «не» подчиняется такому же правилу.

«По вашему внешнему виду совсем не сложно догадаться, где вы провели вчерашний вечер».

Используется «совсем не».

«Если не сложно, а легко ответить на вопросы, почему вы потратили так много времени?».

В предложении есть противопоставление с «а».

«Мне не сложно, а скорее, наоборот, просто справиться с вашей просьбой».

Противопоставление говорит о раздельном употреблении с частицей. Наличие союза «а» — обязательное условие. В тексте может быть противопоставление, которое не отрицает смысл слова.

Например, употребление союза «но». В таком случае писать нужно вместе;

«Задание было отнюдь не сложным, трудно было найти время для его выполнения».

Есть слово «отнюдь не».

«Головоломка не сложная для ребенка, а элементарная».

Противопоставление с союзом «а», отрицается признак головоломки, ставится под сомнение ее характеристика.

«Не трудно помочь бабушке перейти через дорогу».

«Когда не трудно, а просто выполнять поручения руководителя, работа делается с удовольствием».

«Если вам вовсе не трудно, пришлите, пожалуйста, обратно банку из-под вишневого варенья».

Используется «вовсе не».

Слитное или раздельное написание с частицей «не» определяется значением слова. Внимательное прочтение текста исключит возникновение ошибок.

Нужно помнить, что наречия, как и прилагательные, также пишутся вместе с «не», если отдельно не употребляются. Например, «нелепо выглядит», «невзрачный вид», «ненастный зимний день».

На краткие же прилагательные распространяются те же правила, что и на полные. Отдельно от «не» пишутся лишь те, которые не имеют полной формы.

Как правильно писать, «несложно» или «не сложно»? Слитно или раздельно?

Viole­t a [216K]

6 лет назад

Слово НЕ СЛОЖНО или НЕСЛОЖНО это наречие, если наречие оканчивается на букву «О», то частица пишется слитно или раздельно в соответствии с правилом.

Слитно пишем НЕСЛОЖНО в том случае если:

1.есть возможность заменить синонимом без частицы «НЕ» : ЛЕГКО — НЕСЛОЖНО.

2.если без частицы «НЕ» слово не употребляется ( нелепо ), в нашем случае эта часть правила не подходит.

Раздельно пишем НЕ СЛОЖНО в том случае если:

1.если присутствует противопоставление — узнать не сложно, а легко.

2.если перед наречием стоят слова: никак, отнюдь, вовсе — отнюдь не сложно.

Так что правильно писать и слитно и раздельно просто все зависит от предложения.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Цвето­к [19.2K]

7 лет назад

Написание не с различными частями речи по-разному, так же зависит от контекста, где вы употребляете не. В вашем случае, не может писаться, как слитно, так и раздельно. Если в предложении имеется противопоставлении, то пишется раздельно. Например: Эту задачу решить не сложно, а уж очень легко. Если нет противопоставления и вы слово с не можете заменить синонимом, то слитно. Например: Мне решить эту задачу несложно.

mrBon­anza [34.9K]

6 лет назад

Наречие несложно пишется вместе, если между словом сложно можно поставить слово например очень, то пишется раздельно, если в предложении есть какое либо противопоставление по смыслу, то пишется раздельно, например — любить не сложно, сложно ждать, фьючерсы это не сложно, зато прибыльно.

Стрым­брым [336K]

7 лет назад

Всё зависит от контекста. Смотря с какими частями речи речи пишется данное предложение. Я, в подобных случаях поступаю следующим образом. Если отдельными между частями можно вставить другое слово, то раздельно, если нет, то слитно. Например — «Это сделать не очень сложно».

haler­on [8.7K]

6 лет назад

Если слово без частицы «НЕ» просто само по себе не употребляется, то в таком случае однозначно мы пишем слитно , а если мы можем добавить или присутствует противопоставление вещей не … , а … -тогда раздельно.

Несложно пишется в тех случая, когда можно заменить слово на слова просто, легко, например: решить эту задачу несложно.

А вот если имеется противопоставление, то пишем не и сложно раздельно, например: решить эту задачу не сложно, а просто. Также пишем раздельно в случаях, когда указывается степень того, насколько что-то не сложно, например: совсем не сложно, отнюдь не сложно.

Roxri­te [78.8K]

6 лет назад

Возможны варианты «несложно» и «не сложно».

Слитно нужно писать тогда, когда:

  • нет противопоставления (в предложении нет союза а);
  • нет слов вовсе не, отнюдь не, далеко не;

Если какое-то из данных условий присутствует (есть), то пишется в два слова.

Пример (слитно): Это было несложно сделать.

Пример (раздельно): Это было не сложно сделать, а просто.

yana2­2 [20.2K]

7 лет назад

Как правильно писать, «несложно» или «не сложно»? Слитно или раздельно? Если между предлогом и словом можно поставить ещё слово или вопрос, то слово не сложно пишется раздельно. Например, не ОЧЕНЬ сложно, не СОВСЕМ сложно и так далее. В остальных случаях слово несложно пишется вместе.

milon­ika [16.4K]

6 лет назад

Наречие «несложно», может писаться как слитно так и раздельно. Как будет писаться правильно в определенном предложении или словосочетании, можно проверить вставив между НЕ и Сложно, слово очень. Если вставив слово очень смысл предложения не меняется то писать нужно раздельно.

Marus­ya112 [34.7K]

6 лет назад

Данное слово пишется , как слитно , так и раздельно.

Случая когда нужно писать слитно

Если между словом можно поставить ОЧЕНЬ.

Пример: Примеры оказались не (очень) сложными.

Если в предложение есть противопоставление.

Пример: Решать примеры оказалось не сложно, а легко.

Timyr [1.3K]

более года назад

Ну во первых надо разобраться и проверить проверочное слово к примеру несложно убраться, но и не забывает про то что можно проверить через приложение которое исправляет ошибки если уж нет времени вспоминать русский язык удачи вас !

Знаете ответ?

Поиск ответа

Всего найдено: 24

Добрый день. Скажите, пожалуйста, во фразе «помочь совсем несложно» частицу «не» следует писать слитно или раздельно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае следует писать раздельно: Совсем не сложно (по значению это совпадает с отнюдь не сложно). Также см. вопрос 272728.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильное написание наречия «несложно» в этом предложении: «Кому несложно, помогите.» И, пожалуйста, объясните, почему.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Кому не сложно, помогите. Раздельное написание предпочтительно при употреблении «не сложно» в роли сказуемого.

Вопрос об отличии причастия от отглагольного прилагательного. Перечитала много информации, везде указывается следующее: 1. в отгл. прил нет приставки (кроме НЕ), образовано от глагола несовершенного вида 2. у отгл. прил. нет зависимых слов. Но тогда что же это получается.. причастие не бывает несовершенного вида? Ведь если слово образовано от глагола несов.вида без зависимых слов — это отглагольное прилагательное! Вот, например, «дети рассеянны» — по всем признакам — это причастие, образовано от глагола сов. вида, но ведь это отглагольное прилагательное! То же самое: «девочка воспитанна» — от гл. сов. вида — воспитать. Значит, это причастие по признакам, но это неправильно! Помогите, пожалуйста, разобраться с этой дилеммой! Или направьте меня на статью, которая бы логично все разъясняла. Потому что получается, что в этих объяснениях кроется ошибка! Заранее благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная) — прилагательное.

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола несов. вида и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола сов. вида и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т. к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т. к. сов. вида).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов несов. вида, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола сов. вида или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, т. к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т. к. глагол победить сов. вида).

См.: https://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7

Слитное или раздельное написание требуется в данном случае: «Совсем не сложно/несложно справиться со своими страхами»?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно слитное и раздельное написание — в зависимости от значения слова совсем. См. ответ на вопрос № 272728.

Главное, не покидало меня ощущение не сытости. (A.А. Лиханов) отметьте грамматическую основу предложения

Ответ справочной службы русского языка

Мы не выполняем домашние задания. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, оно несложное.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно разбирать соединительную гласную при морфемном разборе в словах: садовод, пароход и т.п. Как их обознать в разборе?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вы спрашиваете, как найти соединительную гласную или как ее обозначить? Найти несложно: это гласные между корнями, используемые при образовании сложных слов: сам-о-лет, пол-е-вод, птиц-е-лов. Что же касается обозначения, то соединительной гласной в этом смысле «не повезло»: если корень, приставку, суффикс всегда обозначают одинаково, то соединительную гласную по-разному: подчеркивают снизу, ставят черточку сверху, обводят кружочком… Принципиального значения это не имеет, но лучше всё же узнать у преподавателя, т. к. неправильное обозначение он может засчитать за ошибку.

Добрый день!

Скажите, верно ли расставлены знаки препинания в предложении:

«Осветлить волосы сегодня несложно, было бы желание, поэтому, по статистике, лишь каждая десятая блондинка натуральная»? Или можно НЕ выделять запятыми «по статистике», а первую часть СПП оформить следующим образом: «Осветлить волосы сегодня несложно — было бы желание» (если рассматривать вторую часть как условие)?

Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слова по статистике следует выделять запятыми. Тире в первой части предложения допустимо .

Добрый день! В предложении: «При невысоких нагрузках, например при работе с текстом, обработке несложной графики, прослушивании аудиофайлов, а также просмотре видео(,) вентилятор…» нужна ли запятая после «видео» и почему. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна: она закрывает обособленный оборот со словом «например».

Доброго времени суток, уважаемая, справочная служба! Снова возник вопрос по слову Аптечка. В толковых словарях написано:

Аптека — Набор лекарств для оказания первой медицинской помощи или несложного домашнего лечения; шкафчик, ящик, футляр для такого набора; аптечка (Дорожная аптека, автомобильная аптека и домашняя аптека).

Является ли Аптечка, уменьшительно-ласкательной формой слова Аптека?

Ответ справочной службы русского языка

«Аптечка» формой слова «аптека» не является, это разные (хотя и однокоренные) слова.

Доброго времени суток! Все знают слово «Аптечка». Медицинская энциклопедия дает определение этому слову, а толковые словари относят его к слову «Аптека». Правомерно ли определить Аптечку как уменьшительное к слову Аптека, и корректно ли будет сказать «Дорожная аптека», «Домашняя аптека» и «Автомобильная аптека»?

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление корректно. В «Большом толковом словаре» одно из значений слова аптека — набор лекарств для оказания первой медицинской помощи или несложного домашнего лечения; шкафчик, ящик, футляр для такого набора.

Соответственно, аптечка — небольшой набор такого типа.

Добрый день. Подскажите, как правильно писать фамилии вида Рокфеллер-младший, Джордж Буш-старший — через дефис или тире, со строчной или прописной буквы слова «старший», «младший». Влияет ли на написание наличие имени?

Не очень ясна система написания. Так, в ответе №254267 указано Плиний Младший, в ответе №216087 — Иванов-младший, №220421 — Иван Иванов — старший.

Ответ справочной службы русского языка

Слова старший, младший (не перешедшие в разряд прозвищ и являющиеся именами нарицательными) пишутся со строчной буквы и присоединяются дефисом: Иванов-младший, Рокфеллер-младший, Райкин-старший, Райкин-младший, Буш-старший, Буш-младший. Но если слова старший и младший присоединяются не к слову, а к сочетанию слов (т. е. к имени и фамилии), то дефис меняется на тире (дефисное написание с сочетанием слов невозможно): Джордж Буш — старший, Иван Иванов — младший.

Однако в некоторых именах исторических лиц (обычно античных авторов) слова младший и старший пишутся с прописной буквы: Плиний Младший, Катон Старший, Плиний Старший (проверить эти написания несложно: они зафиксированы словарями и энциклопедиями). Старший и Младший здесь — часть имени собственного (ср.: Карл Смелый, Иван Грозный).

Добрый день, уважаемое «Справочное бюро».

На плакатах, баннерах, перетяжках и т.п., посвящённых Победе, изображена медаль с надписью; «65 лет Великой ПобедЫ». Скажите, пожалуйста, это верное написание? Я думаю, что правильно «65 лет Великой ПобедЕ».

Объясните, пожалуйста, какой вариант правильный.

С уважением, Юля.

P.S. Очень, мягко говоря, надоели безграмотные рекламщики и корреспонденты!

Ответ справочной службы русского языка

В преддверии 9 Мая этот вопрос возникает всё чаще. Казалось бы, ответ на него дать несложно: справочник «Управление в русском языке» Д. Э. Розенталя (автора, пользующегося непререкаемым авторитетом среди редакторов, корректоров, журналистов, издательских работников) дает однозначную рекомендацию: … лет чему (не чего!). Именно так: «не чего!» — с восклицательным знаком. Следовательно, правильно: 65 лет Великой Победе.

Но… В печатных и электронных СМИ, на открытках и плакатах, как правило, употребляется родительный падеж. Такое массовое употребление вряд ли может быть объяснено простой безграмотностью. Попробуем разобраться, в чём тут дело.

Необходимо сказать, что существует веский аргумент в пользу родительного падежа: именно такое управление — в названиях наград, учрежденных в юбилейные годы. Вот примеры из «Большой советской энциклопедии»: медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (учреждена 7 мая 1965), медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (учреждена 25 апреля 1975). Родительный падеж употребляется и в названиях наград, учрежденных в ознаменование 40-летия, 50-летия, 60-летия Победы; то же в названии последней по времени медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2009 года. (Сейчас слово Победа в значении ‘победа в Великой Отечественной войне’, как правило, пишется с прописной.)

Однако употребление родительного падежа выглядит более чем странно. Давайте задумаемся: что означает в русском языке конструкция «… года / лет чего-либо»? Она означает: «период времени, в течение которого длится, происходит что-либо»: два года разлуки (два года, в течение которых длится / длилась разлука), четыре года войны (4 года, в течение которых шла война), десять лет каторги (десять лет, в течение которых продолжалась каторга), тринадцать лет правления Александра III (тринадцать лет, в течение которых правил Александр III). Еще прекрасный пример: название романа «Сто лет одиночества». Таким образом, конструкция «65 лет Великой Победы» бессмысленна: она означает «65 лет, в течение которых продолжается / длится победа». Но победа не может «длиться»: она пришла в 1945 году, после этого мы только отмечаем ее годовщину.

Между тем не вызывает сомнений употребление дательного падежа после слова лет в сочетании с существительным, называющим лицо: десять лет Васе (не десять лет Васи), пятьдесят лет папе (не пятьдесят лет папы). Тогда что препятствует образованию сочетания 65 лет Великой Победе? Как возникла бессмысленная фраза 65 лет Великой Победы?

Дело в том, что сочетание десять лет Васе означает ‘Васе исполнилось десять лет, Вася достиг возраста десяти лет’. Но глагол исполниться в значении ‘о возрасте, сроке: достигнуть определенного предела’ употребляется преимущественно с одушевленными существительными и личными местоимениями: исполниться кому; употребление с неодушевленными существительными менее вероятно (хотя словари фиксируют управление исполниться кому-чему), обычно значение ‘о прошествии, истечении какого-либо срока, промежутка времени с момента чего-либо’ выражается такой конструкцией: (исполнилось) … лет с… Так образуется фраза (исполнилось) 65 лет со дня Великой Победы.

По-видимому, именно эта конструкция и стала источником неверного употребления. Происходит следующее: в грамматически правильной фразе 65 лет со дня Великой Победы слова со дня опускаются, получается сочетание 65 лет Великой Победы — сочетание, по сути, нелепое, абсурдное. Его возникновению, несомненно, способствует и другое, грамматически правильное, употребление родительного падежа — 65-летие Великой Победы.

Однако в самостоятельной конструкции «количественное числительное + слово лет + существительное» следует употреблять не только одушевленные существительные в дательном падеже (что очевидно), но и неодушевленные — в том же дательном падеже. Неслучайна у Д. Э. Розенталя рекомендация … лет чему (Дитмар Эльяшевич не написал …лет кому). И восклицательный знак после слов не чего, как бы говорящий: «Обратите внимание! Ошибка!» Грамматически правильно: 65 лет Великой Победе.

Здравствуйте! пожалуйста, подскажите как правильно: Это очень несложно. или Это очень не сложно.

спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание: это очень несложно.

Помогите, пожалуйста, образовать множественное число слова «град» (природное явление). Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Интересно, в каком контексте Вы желаете употребить такую форму? Т. е. образовать-то несложно (грады), но где и как использовать?

Добрый день, «Справка»!

Помогите, пожалуйста, разобраться. Объясняя иноязычным коллегам систему склонений, воспользовался учебником Литневской, где сказано:

«К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я)…»

«Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е)…»

Затем, довольно случайно, открыл соответствующий раздел на https://rusgram.narod.ru/ — и там всё наоборот:

«К первому склонению относятся существительные муж. р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч. (стол, конь, край, нож, шалаш, мяч, товарищ) и существительные сред. и муж. р. с флексиями в им. п. ед. ч. -|о| (орфогр. -о, -ё и -е) (окно, ружьё, поле) и -|е| (бытие). Ко второму склонению относятся существительные с флексией в им. п. ед. ч. -|а| (орфогр. -а и -я) (труба, земля, стужа, туча) и существительные с той же флексией, относящиеся к муж. р. (мужчина, староста, зайчишка, домина, судья) и к общ. р. (сирота, обжора, плакса).»

Как же так? Почему нет общности? Как не путаются изучающие язык?

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что школьная и академическая грамматика имеют разные «системы координат». Одно из очевидных различий — это как раз нумерация первого и второго склонения. Это несложно; путаницы нет, так как большинство изучает русскую грамматику именно по школьной системе, а не по академическому труду.

  • Слово нюансы или ньюансы как пишется правильно
  • Слово незнаешь как пишется правильно
  • Слово ненадлежащее как пишется
  • Слово неинтересен как пишется
  • Слово неисправно как пишется вместе или раздельно