10.11.21.
Цель: выразительное чтение и анализ баллады Михаила Лермонтова «Три пальмы».
В балладе Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» затрагивается тема нарушения гармонии человека с окружающим миром. Это произведение заставляет задуматься о ценностях мира вокруг нас, о мотивах собственных поступков и о нашем предназначении.
«Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова». Художник П. З. Захаров-Чеченец
ВСПОМНИТЕ!!!
Баллада – стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему с напряженным сюжетом.
Гипербола – преувеличение.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Тропы (изобразительные средства) – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
1. Материал для самостоятельного изучения
Вопросы о смысле человеческой жизни и о месте человека в мире волновали писателей и поэтов во все времена. Как об этом рассуждает знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли…
Поэт передаёт яркие краски восточной природы, «степи аравийской земли», необычную эпическую картину: в пустыне – единственный оазис.
«Три гордые пальмы» – главные героини стихотворения, которые растут в пустыне, где ещё ни разу не ступала нога человека.
Жанр восточной притчи (сказания) придаёт балладе «Три пальмы» статус народной мудрости. Оно было создано в 1838 году, а напечатано в 1839 в журнале «Отечественные записки».
Количество пальм (три – библейская символика) ассоциируется с чувством, разумом и волей. Деревья полны сил и энергии, но они несчастны, считают себя бесполезными и одинокими.
Оазис-рай образовался вокруг родника – это символа духа, связывающего человека со Всевышним. Пальмы обратились к Создателю с просьбой помочь им выполнить своё предназначение – стать убежищем для одинокого путника.
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!
Бог услышал их и послал к ним караван. Пальмы махали людям своими изумрудными листьями и радовались.
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Люди же из ручья утолили жажду, отдохнули в тени пальм, а потом срубили деревья.
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Пальмы срубили, и оазис исчез. Так люди ради минутных желаний или выгоды не думают о последствиях.
По сюжету «гордые пальмы» были наказаны за то, что посмели «на Бога роптать».
Тем самым Михаил Лермонтов хотел показать, что не стоит просить у Бога изменить свою судьбу – нужно следовать своему предназначению. Эту тему фатализма Лермонтов более подробно раскроет в другом своём произведении – «Герой нашего времени».
Автор также хотел показать, что бессердечие людей губительно для природы.
И ныне всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит…
В балладе противопоставляются жизнь и смерть. Поэтом используется приём антитезы. Сначала перед нами предстаёт удивительная картина волшебного оазиса, который затем становится пеплом, ручей заносит раскалённый песок, и пустыня вновь становится безжизненной.
Лермонтов использует следующие выразительные средства:
эпитеты (звучный ручей, роскошные листья, гордые пальмы, бесплодной почвы, махровою главой),
метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь),
сравнения (люди – «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»),
олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью,
символы: стволы деревьев – «тела», листья – это «одежда», пальмы «пали без жизни».
Михаил Юрьевич Лермонтов в своей балладе «Три пальмы» хотел рассказать читателю о хрупкости окружающего мира, пытался предостеречь от недальновидных поступков и амбициозных желаний.
2. Перейдите по ссылке и посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/
3. Д.з. Готовиться к выразительному чтению баллады «Три пальмы», стр. 152-154, прочитать статью о балладе на стр. 151-152, ответить на вопросы на стр. 154
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
11.11.21.
Цель: выразительное чтение и анализ баллады Михаила Лермонтова «Три пальмы».
В балладе Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» затрагивается тема нарушения гармонии человека с окружающим миром. Это произведение заставляет задуматься о ценностях мира вокруг нас, о мотивах собственных поступков и о нашем предназначении.
ВСПОМНИТЕ!!!
Баллада – стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему с напряженным сюжетом.
Гипербола – преувеличение.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Тропы (изобразительные средства) – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Эпитет (от др.-греч. «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
1. Материал для самостоятельного изучения
Вопросы о смысле человеческой жизни и о месте человека в мире волновали писателей и поэтов во все времена. Как об этом рассуждает знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли…
Поэт передаёт яркие краски восточной природы, «степи аравийской земли», необычную эпическую картину: в пустыне – единственный оазис.
«Три гордые пальмы» – главные героини стихотворения, которые растут в пустыне, где ещё ни разу не ступала нога человека.
Жанр восточной притчи (сказания) придаёт балладе «Три пальмы» статус народной мудрости. Оно было создано в 1838 году, а напечатано в 1839 в журнале «Отечественные записки».
Количество пальм (три – библейская символика) ассоциируется с чувством, разумом и волей. Деревья полны сил и энергии, но они несчастны, считают себя бесполезными и одинокими.
Оазис-рай образовался вокруг родника – это символа духа, связывающего человека со Всевышним. Пальмы обратились к Создателю с просьбой помочь им выполнить своё предназначение – стать убежищем для одинокого путника.
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!
Бог услышал их и послал к ним караван. Пальмы махали людям своими изумрудными листьями и радовались.
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Люди же из ручья утолили жажду, отдохнули в тени пальм, а потом срубили деревья.
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Пальмы срубили, и оазис исчез. Так люди ради минутных желаний или выгоды не думают о последствиях.
По сюжету «гордые пальмы» были наказаны за то, что посмели «на Бога роптать».
Тем самым Михаил Лермонтов хотел показать, что не стоит просить у Бога изменить свою судьбу – нужно следовать своему предназначению. Эту тему фатализма Лермонтов более подробно раскроет в другом своём произведении – «Герой нашего времени».
Автор также хотел показать, что бессердечие людей губительно для природы.
И ныне всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит…
В балладе противопоставляются жизнь и смерть. Поэтом используется приём антитезы. Сначала перед нами предстаёт удивительная картина волшебного оазиса, который затем становится пеплом, ручей заносит раскалённый песок, и пустыня вновь становится безжизненной.
Лермонтов использует следующие выразительные средства:
эпитеты (звучный ручей, роскошные листья, гордые пальмы, бесплодной почвы, махровою главой),
метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь),
сравнения (люди – «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»),
олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью,
символы: стволы деревьев – «тела», листья – это «одежда», пальмы «пали без жизни».
Михаил Юрьевич Лермонтов в своей балладе «Три пальмы» хотел рассказать читателю о хрупкости окружающего мира, пытался предостеречь от недальновидных поступков и амбициозных желаний.
2. Перейдите по ссылке и посмотрите видеоурок
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/
3. Д.з. Готовиться к выразительному чтению баллады «Три пальмы», стр. 152-154, прочитать статью о балладе на стр. 151-152, ответить на вопросы на стр. 154
«Маленький человек» — это тип литературного героя, который появился в реалистических произведениях русских писателей в начале XIX века. Как правило, это персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь.
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) — слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы
— важный элемент художественного
мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — обороты речи, применяемые для
усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация,
инверсия и др.
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole —
преувеличение) — разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки
крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление
или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается
уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и
особенно
В. Маяковский («Я»,
«Наполеон», «150 000 000»). В поэтической речи гипербола
часто переплетается с другими художественными средствами
(метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.
ЛИТОТА (греч. litotes —
простота) — троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в
котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения
изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках:
«мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках»,
«мужичок с ноготок».
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.
К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н.
Гоголь
МЕТАФОРА (греч. metaphora —
перенесение) — троп, скрытое образное
сравнение, перенесение свойств одного
предмета или явления на другой на основании
общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное
сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как
будто» опущены, но подразумеваются.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный
брошен человек!
А. Блок
Метафоры образуются по
принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные
нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д. В роли метафоры могут выступать различные
части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи
исключительную выразительность:
В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела…
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков…
А. Фет
Метафора представляет
собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба
члена:
Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег…
С. Есенин
Помимо словесной
метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют
метафорические образы или развернутые метафоры:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
С. Есенин
Иногда все
произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический
образ.
МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia —
переименование) — троп; замена одного слова или выражения другим на основе
близости значений; употребление выражений в переносном смысле («пенящийся
бокал» — имеется в виду вино в бокале; «лес шумит» —
подразумеваются деревья; и т.п.).
Театр уж
полон, ложи блещут;
Партер и
кресла, всё кипит…
А.С. Пушкин
В метонимии явление или предмет
обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие
эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о
«стальном ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в
этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от
метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных
признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую
выразительность речи:
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой…
А. Пушкин
Здесь метонимия «мечи» — воины.
Наиболее распространена метонимия, в которой название профессии заменено
названием орудия деятельности:
Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада…
А. Пушкин
Здесь метонимия «уснет перо».
ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis — окольный оборот, иносказание) — один из тропов, в котором название
предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило,
наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо
«орел», «царь зверей» — вместо «лев»)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея,
персонификация) — вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на
неодушевленные (душа поёт, река играет…).
Колокольчики мои,
Цветики
степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А.К. Толстой
СИНЕКДОХА (греч. synekdoche —
соотнесение) — один из тропов, вид метонимии, состоящий
в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного
между ними отношения. Синекдоха — выразительное средство типизации. Наиболее
употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:
А в двери —
бушлаты,
шинели,
тулупы…
В. Маяковский
2) Целое в значении
части — Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:
— Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!
3) Единственное число
в значении общего и даже всеобщего:
Там стонет человек от рабства и цепей…
М. Лермонтов
И гордый внук славян, и финн…
А. Пушкин
4) Замена числа
множеством:
Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
А. Блок
5) Замена родового
понятия видовым:
Бьем грошом. Очень хорошо!
В. Маяковский
6) Замена видового
понятия родовым:
«Ну что ж, Садись, светило!»
В. Маяковский
СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление
одного предмета другому, одной ситуации — другой. («Сильный, как лев», «сказал,
как отрезал»…).
Буря
мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
А.С. Пушкин
«Как выжженная палами степь, черна
стала жизнь Григория» (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности
степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое
соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений
понятия -«выжженная степь» на
другое — внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить
какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:
Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
М. Лермонтов
Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов
передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения обычно соединяется союзами
«как», «как будто», «словно», «точно» и
т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
«У меня ль молодца кудри — чесаный лен» Н. Некрасов. Здесь союз
опущен. Но иногда он и не предполагается:
«Заутра казнь, привычный пир народу» А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются
союзами:
И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.
А. Пушкин
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
А. Пушкин
Особым видом сравнения являются так
называемые отрицательные:
Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
М. Лермонтов
В этом параллельном изображении двух
явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ
перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного
падежа:
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.
А. Пушкин
Я не парю — сижу орлом.
А. Пушкин
Часто встречаются сравнения в форме
винительного падежа с предлогом «под»:
«Сергей Платонович… сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под
дуб, обоями…»
М.
Шолохов.
ОБРАЗ — обобщённое художественное
отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального
явления. Поэты мыслят образами.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз — воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н.А.
Некрасов
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria —
иносказание) — конкретное изображение предмета или явления действительности,
заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека
издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией
труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных
традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах
и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так,
образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках — богини Фемиды —
аллегория правосудия, изображение змеи и чаши — аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется
в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по
соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе
метафорических тропов.
В отличие от метафоры, в аллегории
переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим
произведением (басня, притча).
ГРОТЕСК (франц. grotesque –
причудливый, комичный) — изображение людей и явлений в фантастическом,
уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.
Взъярённый
на заседание врываюсь лавиной,
Дикие
проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О
дьявольщина! Где же половина другая?
В. Маяковский
ИРОНИЯ (греч. eironeia —
притворство) — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово
или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному
значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
Ф.И. Тютчев
САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв.
— рву мясо) — презрительная, язвительная
насмешка; высшая степень иронии.
АССОНАНС (франц. assonance —
созвучие или откликаюсь) — повторение в строке, строфе или фразе
однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
А. Блок
АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad — к, при и littera — буква) — повторение однородных согласных, придающее
стиху особую интонационную выразительность.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
К. Бальмонт
АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio —
шутка, намек) — стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова
или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события,
литературного произведения («слава Герострата»).
АНАФОРА (греч. anaphora —
вынесение) — повторение начальных слов,
строки, строфы или фразы.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
Н.А. Некрасов
АНТИТЕЗА ( греч. antithesis –
противоречие, противоположение) — резко
выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты
богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
А.С. Пушкин
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…
Н. Некрасов
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок…
С.Есенин.
Антитеза усиливает эмоциональную окраску
речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу
антитезы построено все произведение
АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) —
искусственное укорачивание слова без потери его значения.
…Как
вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
А.Н. Крылов
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
А.С. Пушкин
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными
словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
А. Блок
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — избыточное
повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску.
Противоположная фигура — бессоюзие.
Замедляя речь вынужденными паузами,
многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
М. Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать…
М.Ю. Лермонтов
ГРАДАЦИЯ — от лат.
gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения
группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их
эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание
стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
С. Есенин
ИНВЕРСИЯ
(лат. inversio — перестановка) —
стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической
последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный
выразительный оттенок.
Преданья старины глубокой
А.С. Пушкин
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням
А. Пушкин
ОКСЮМОРОН
(греч. oxymoron — остроумно-глупое) —
сочетание контрастных,
противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных
числ).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное
расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый
поэтический образ.
В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.
А. С. Пушкин
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
В. Брюсов
Параллелизм особенно характерен для
произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и
близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений
(«Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.
А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).
Параллелизм может иметь более широкий
тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова
«Тучки небесные — вечные странники».
Параллелизм может быть как словесно-образный,
так и ритмический, композиционный.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — экспрессивный синтаксический прием интонационного деления
предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как
самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г.
Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе.
Сощурился».
Н.
Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)
ПЕРЕНОС (франц. enjambement — перешагивание) — несовпадение
синтаксического членения речи и членения
на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия
сильнее, чем в его конце.
Выходит Пётр.
Его глаза
Сияют. Лик его
ужасен.
Движенья
быстры. Он прекрасен,
Он весь, как
божия гроза.
А. С. Пушкин
РИФМА
(греч. «rhythmos» — стройность, соразмерность) — разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных
строк, создающее ощущение их единства и
родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.
ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis — выпадение, опущение) —
фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов
предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим
достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена
действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт
взволнованность говорящего или напряженность действия:
Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
В. Жуко
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?… Ты в меня!
Г. Гейне
В лирике встречаются стихотворения,
написанные бессказуемными конструкциями, т. е. с широким использованием
эллипсиса, например стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»
ЭПИТЕТ
(греч. epitheton — приложение) —
образное определение, дающее
дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус
одинокий», «роща золотая»),
слово, определяющее предмет или явление и
подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в
смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при
создании художественного образа:
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум…
Н. Некрасов
Свойства эпитета проявляются в слове лишь
тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление.
Так в приведенном примере слова «золотая» и «чудно
смешанный» приобретают свойства зпитета
в сочетании со словами «весна» и «шум». Возможны
эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо
стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного
непосредственно) новое, дополнительное качество:
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
В. Брюсов.
Такие эпитеты называют метафорическими.
Эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные,
мыслимые, перенесенные черты и признаки. В качестве эпитета могут быть
использованы различные (значащие) части речи (существительное, прилагательное,
глагол).
К особой группе эпитета относятся постоянные эпитеты, которые употребляются
только в сочетании с одним определенным словом: «живая вода» или
«мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и
т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного
творчества.
ЭПИФОРА (греч. epiphora —
повторение) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма — вид эпифоры (повтор
последних звуков).
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан
зовёт их в гости…
А. С. Пушкин
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое
построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение
высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он
лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое
построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное
понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим
воодушевлением и приподнятостью:
Да, так любить, как любит наша кровь
Никто из вас давно не любит!
А. Блок
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме,
будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает
поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность,
сердечность, иронию и т. д.:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов..
М. Лермонтов
УМОЛЧАНИЕ — невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания,
передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о
высказанном.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
И. А. Бунин
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
М. Ю. Лермонтов
Всяк дом мне чужд, всяк храм
мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если на дороге –
куст
Встаёт, особенно – рябина…
М.И. Цветаева
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
ЯМБ — двусложная стопа с ударением на втором
слоге
ХОРЕЙ – двусложная стопа с ударением на первом слоге
ДАКТИЛЬ – трехсложная стопа с ударением на первом слоге
АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа с ударением на втором слоге
АНАПЕСТ – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге
ПИРРИХИЙ – дополнительная двусложная стопа, состоящая из двух безударных слогов
СПОНДЕЙ – дополнительная стопа, состоящая из двух ударных слогов
РИФМА
абаб
– перекрестная, аабб – парная, абба – кольцевая (опоясывающая), аабссб — смешанная
МУЖСКАЯ – ударение падает на последний слог рифмующихся слов
ЖЕНСКАЯ – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов