Валентина
Александр Евгеньевич Гаврюшкин
Валентина, Валюшенька, милая!
Как же Вас не хватает порой!
Ночь приходит такая постылая,
От страданий я стал сам не свой.
Моя ласточка Вы ненаглядная!
Я сегодня от Вас вдалеке.
Вы ведь в Питере, сказка нарядная?
Убежать бы мне к Вам налегке!
Я в рюкзак положу обязательно
К Вам любовь и сердечко своё…
Смотрит сверху Судьба назидательно,
Будто знает, — Вы счастье моё!
Размечтался мужчина о женщине…
Он лишь в мыслях своих иногда
Допускал, что любовью обвенчаны
Будут с нею они навсегда.
Валентина, Валюшенька, милая!
Как же Вас не хватает порой!
Ночь приходит такая постылая,
От страданий я стал сам не свой…
Валентина
Алексей Алексеевич Романов
Ты откровенна и верна,
Кормилица, никак иначе,
Столь непосредственна, мила,
Любовью вечной ум охвачен.
Чувствительна, творишь добро,
Вдруг вскрикнешь, нанеся обиду,
Отходишь быстро и легко,
Не подавая внешне виду.
Плохим слывёшь ты игроком,
А, недоверие при том,
Ведёт тебя необратимо
В гостеприимный, чистый дом,
Где ты хозяюшка во всём…
Да, сильная ты, Валентина.
Поздравлюшки для Валюшки
Алёна Гейкер
Эх, отправить бы Валюшке
Озорные поздравлюшки!
Да, боимся, из-за плюшек (тортиков),
И чайков, да всяких мУжек (любимых, то есть) —
В общем, из-за ерундушек,
Наши энти поздравлюшки,
Эх-х-х! Да не дойдут до той Валюшки!!!!!
И поэтому мы просто
Встанем сразу полным ростом,
Да ка-ак гаркнем (взвоем, взлаем) :
Ва-аль!!!!! Ну, как эт-там?
ПРЯЗДРЯВЛЯЕМ!
Накануне Дня св. Валентина посвящается Валентине
Алёна Сергиенко
Валентина — «сильная, здоровая»,
Хоть с виду иногда тщедушная,
Серьёзная порою и суровая,
Зато к чужой беде неравнодушная.
Вспылит, бывает, вдруг она без повода,
Поссорившись, сама же и помирится.
Найдёт, чтоб убедить упрямых, доводы,
Людей поймёт, на грубость не обидится.
Свою беду, как будто не заметит,
Коль плачет рядом кто-то с ней другой.
Согреет, успокоит и приветит,
Всегда готова жертвовать собой.
Но есть у Валентины «болевая точка»:
Азартна! Что поделать? Любит поиграть.
Вот тут совет друзьям: ищите срочно
Таких людей, которым надо помогать.
В семейной жизни — мирно и спокойно,
Боготворит и мужа, и детей.
Радушная хозяйка и достойно
Накормит и развеселит гостей.
А в жизни наши Валечки-Валюши
Работают учителем, врачом.
Издержки все и трудности работы
Частенько им бывают ни по чём.
Дай Бог всем Валентинам по заслугам:
Достатка в доме, понимания мужей,
Быть для друзей надёжным другом,
Любимой мамой для своих детей.
Валентина
Алимдюл
Имя латинское Валентина
Означает в переводе сильная.
Откровенна, непосредственна, невинна.
Не красивая, но очень милая.
Чувственна, приветлива, верна.
О вечной любви мечтает.
В общественной жизни она
Все новое начинает.
АМАЗОНИТ поможет укрепить
Семейные отношения.
ОЛИВИН гнев усмирить
Поможет ей без сомнения.
СЕРДОЛИК охранит Валентину
От людского недоброжелательства,
От врагов и злых чар паутины.
Исключит эти обстоятельства.
Валентина, незабудка
Анатолий Возвышаев
Как незабудки —
Вали влечёт красота.
Всё в ней — неброско.
Но незабвенны
Сердце её и уста —
Чуткости остров.
Символом верной любви —
Взгляд нежно-строгий
Станет. Лишь вдаль позови —
В жизни дороги.
(Характеристика взята из Интернета: «Какой цветок соответствует твоему имени»)
Имя Валентина
Андрей Юркевич
Валентина — сильнА как Валентин.
Целенаправленно идешь к мечте.
Добъёться не достигнутых вершин.
Победа твоя только в красоте.
Могущественна ты и несравненна.
Но вместе с тем, ранимая душа.
Для мужа Валентина драгоценна.
К любви тернистый путь прошла.
Валентина
Валео Мн
ВАЛЕНТИНА — женская форма имени Валентин. Имя происходит от латинского слова «валео», означающего быть здоровым. Валентина — сильная, крепкая.
Судьба, меня однажды ты простила,
Поверив, не моя вина была.
Я так давно у речки не гостила,
В лес не входила, ягод не брала.
Меня сгибали годы и невзгоды
И покидали люди и стихи,
Вглядеться бы в прозрачные мне воды,
Почувствовать как будят петухи.
Я — сильная и крепкая, земная,
Как талисман, то имя пронесла
По жизни – ВАЛЕНТИНА, — успевая
Уйти от края пропасти и зла.
Меж тем, что есть, и тем, что раньше было,
Взмывало солнце или шли дожди,
Я и сквозь боли жизнь в сто крат любила,
Судьба, ты ставить точку подожди.
—
Где в твоих глазах смешинки,
В них печаль и чернота,
В волосах твоих снежинки,
Что не таят никогда.
Что с тобою, ВАЛЯ, стало,
Нежность лишь мелькнёт меж строк.
Неизбежность доконала,
Как судьбы жестокий рок.
—
ВАЛЕНТИНА — ты крепкая, сильная, —
В переводе звучит имя так.
Смерть не есть в этой жизни бессилье,
Если рушится даже мечта.
Акростих
В* полях, где весело, где сказки,
А* ночи дарят чудеса,
Л*юбя закружат ветры в пляске,
Е*щё подарят сердцу ласки.
Н*еповторимы небеса.
Т*ак верю в утренние сны.
И* стало грустно мне и больно,
Н*еровен вдох в ночи луны,
А* я уйду дорогой вольной.
—
И никогда она не плачет,
Что трудно ей, что страшно ей,
Всегда спокойна, не иначе,
И оттого ещё сильней.
В безмолвных чарах отрешенья
Несёт всё детям, она — мать.
Неумолимого движенья
С тобой нам, ВАЛЯ, не сдержать.
Валентина (акростих)
Галина Турчина
(с латинского — СИЛЬНАЯ, КРЕПКАЯ)
Возьми стрелу из слова СИЛА —
Альянс хорош без лишних строк —
Любую цель лихой стрелок
Едва прицелившись сносила…
Нет расстояний, нет преград,
Тому кто рядом — повелитель
И жаждет жизненных наград,
Но как нежна, какой учитель…
Артист играть все роли рад !
Валентина! Стихи — имена женские
Виктор Варкентин
Валентина как затмение,
Валентина в сердце боль!
Ты вселилаcь в моё сердце
И зажгла в душе любовь.
Ты пришла ко мне внезапно
Разыграла кровь мою…
И теперь я точно знаю
Что тебя, одну люблю!
Будь со мною ты на веки
Я прошу не уходи…
Валя! Девочка вселенной
Валя! Девочка мечты…
Валентина
Гер-Никас
сильная, здоровая (лат.)
Ты — незабудка, глаза: сине — сини.
Ты — «Ива», склонённая у водной линии.
«Жемчуг» прекрасный — твой талисман.
Не пьёшь спиртного, но, прекрасный гурман.
Загадочна ты и «роковая»…
Добра, но, вспыляешь, ты — таковая.
Отходишь, «осадок» долго остаётся
И, от осадка, порой неймётся.
Имена. Валентина
Елена Капоткина
ВАЛЕНТИНА-по латыни-сильная,
А по жизни-сильная вдвойне!
Сколько испытала ты,красивая,
В своей очень непростой судьбе…
Вынесла разлуки и страдания,
Прочь отбросив боль и сердца стон.
И, пока живёшь в сторонке дальней,
Мы с Отчизны шлём тебе поклон!
Не забыты годы детства давнего,
Не забыт и уголок земной,
Где ты бегала на первое свидание,
Где навек остался дом родной…
Валентина
Елена Комарова
«Валентина ,звезда, мечтанье!
Как поют твои соловьи!..»
Словно ты самим мирозданьем
Предназначена для любви . . .
Так писал о тебе мечтатель
И романтик — великий Блок.
Даже он был твой почитатель!
Если б ярче сказать я мог ,
То добавил : Валя ,Валюша —
Образец святой доброты!
Вне сомнений из лучших лучшей
В нашем круге блистаешь ты !
Покорен твоим обаяньем ,
Отступает всесильный рок.
Валентина! Звезда! Мечтанье!
Да хранит тебя добрый Бог!
Валентина из цикла Тайны имён
Ирина Верехтина
Валентина, Валентина! Словно песня — Ваше имя!
В нем — звезда и сумрак синий над вечернею долиной.
В нем — росы вечерней сладость, плеск волны и лунный свет,
На вопрос о самом главном — неразгаданный ответ.
Валентина, Валентина! Словно песня — Ваше имя!
Валентина, Валентина! Словно тайна — Ваше имя!
И огонь в нем негасимый, и звенящая печаль.
В нем — смятенные признанья, уверенья, обещанья,
В нем любви таится пламень: миг — и вспыхнет, как свеча!
Валентина, Валентина! Словно тайна — Ваше имя!
Шорох бархатной портьеры и неслышный звук шагов,
В рамах золотых — портреты из каких-то давних снов…
Валентина, Валентина — словно ручеёк журчит!
Это солнечное имя светлой музыкой звучит!
Белой чайкой прилетело к нам с далёких берегов.
Шорох бархатной портьеры… Еле слышный звук шагов…
Словно арфы звук старинной это имя — Валентина!
В нем неспешность, безмятежность, и задумчивость, и нежность!
В нем — желанная прохлада зацветающего сада…
Словно арфы вздох старинной это имя — Валентина…
Валентина
Людмила Лидер
Скромная, открытая, простая,
Без прикрас и пафоса души,
Словно тайна дремлющего рая,
Колосок застенчивый во ржи.
Твоё сердце — нежности комочек,
Не обидит и не оскорбит,
А душа — божественный источник,
Теплоты неведомой зенит!
Лик украшен бронзовой косою,
Гиацинты глаз из под ресниц,
Я тебя запомнила такою,
Доброю из прочих учениц.
Кроткая, доступная, земная,
Валечка, какой в тебе секрет?
Суть твоя — естественность святая,
Ты как солнца маленький букет!
Валентина
Наталья Летошко
С ней доброта,
Для всех поддержка,
Ты только просто попроси —
Тебя спешит она спасти.
По нраву —
Солнышко весною,
Тепла, легка и хороша,
В любви к тебе её душа.
Найдёшь ты в ней
Свою отраду,
В пути судьбы
Забот награду.
Весёлые имена
Ненашева Татьяна
Валя, Валечка, Валюшка,
Любит бабушкины плюшки.
У неё на щечках ямки,
Завлекалочки -загадки.
Валентина
Нина Лазуткина
В — Валентина (отчество)!
А — Ах, как же имя ваше
Л — Ласкает нежно слух.
Е — Его нет в мире краше,
Н — Надёжен его звук.
Т — Такое молодое
И — И очень озорное.
Н — Напьёмся? Есть причина…
А — А как же, Валентина!
Валентина…
Олег Сергиенко
В ам крепкое здоровье — имя подарило,
А милосердие души — так просто удивило,
Л егка Вы подъём, проста в общении,
Е щё аналитическим Вы обладаете мышлением,
Н аделены Вы мощной силой воли,
Т ерпением, выносливостью и не боитесь боли,
И время всё своё — семье Вы посвящаете,
Н елёгкий путь однако к счастью выбираете,
А всё ж размеренно, но цели — достигаете…
Валентина
Смирнов Александр Александрович
О, это сказочное имя «Валентина»!..
Глаза закрою… Проплывает бригантина…
Кружится чайка над лазурными волнами…
И солнце машет мне приветливо лучами!..
Валентина
Станислав Мостовой
Женская форма имени Валентин (здоровый, сильный — лат.)
Доброта её живая,
Это чистый альтруизм.
Валя корысти не знает
Ей не ведом эгоизм.
У неё характер лёгкий
Искромётна, озорна.
Для мужчин она – находка,
Как подруга и жена!
Валентина с головою
Окунается в семью.
Бог создал её такою,
Про такую и пою.
Валентина
Терешкова Галина
Эта женщина — царица,
На земле и в небесах,
Добротою поделиться
Мчит на белых парусах.
Имя выбрано мужское,
Здесь латинский вариант,
Ну, а впрочем, что такое?
Ярче стал лишь бриллиант.
Словно волны в переливах,
Так разумна и верна,
Спорить с этим вы не в силах,
Очень женственна она.
С точки зрения морали,
Тут — сокровище вдвойне,
Принцы от любви сгорали,
Наяву или во сне.
Об одном мечтает страстно,
Стать загадкой для мужчин,
И поверьте, не напрасно,
Множество на то причин.
2 просмотров
Ожидания часы —
Это время страшной муки!
Словно капелька росы,
Высыхаю я в разлуке.
Я заветной встречи миг
С нетерпеньем ожидаю.
Образ в душу твой проник!
Я — недалеко от рая!
Только дай тебя обнять,
Заглянуть в глаза украдкой!
Жизнь волшебной может стать,
Упоительной и сладкой!
Я сегодня стою целый день у окошка.
Знаю, что ты придешь, но так трудно дождаться.
Хоть осталось до встречи совсем уж немножко,
Как мечтаю к груди твоей, милый, прижаться.
Встречу каждую нашу я жду с нетерпением,
Не хочу расставаться с тобой никогда,
Наслаждаться готова я каждым мгновением,
Что проводим мы вместе, пусть так будет всегда.
Предвкушение встречи таит в себе сласть.
Завораживает, интригует.
Нетерпение взяло надо мной власть,
В ожидании сердце тоскует.
Представляю волнительный встречи момент,
Взрыв эмоций, сплетение страсти…
Но сначала тебе будет мой комплимент
И простое, но милое «Здравствуй!»
Я, любимая моя,
Очень по тебе скучаю!
Одиноко без тебя,
Я других не замечаю.
И душа к тебе летит,
И тоскует, и страдает,
Сердце рвется и болит,
Где найти покой — не знает.
Грустно и тоскливо мне,
Лишь о встрече я мечтаю.
Я скучаю по тебе,
Я тебя люблю, родная!
Назначь же мне свиданье в Интернете,
Средь виртуальных тоненьких берёз,
Средь паутинок бесконечной Сети,
У океана дивных снов и грёз.
Модемный скрип заменит шум прибоя,
Цветочек аськи — полевой букет,
Фон на страничке — небо голубое,
А алый шрифт, как солнечный рассвет.
И ты простишь меня за опозданье,
Виной был нераспознанный пароль,
Я так спешила: из-за невниманья,
Нажала вместо буквы цифру …
Бегут часы… На мониторе строчки
Хранят тепло твоих уставших рук
А запятые, скобочки и точки
Доносят клавиш музыкальный стук.
Ещё чуть-чуть! Восход уже так близок…
Там, где-то, в чьём-то мире, за окном,
Трещит мороз и город, словно призрак,
Забылся тяжким одиноким сном.
Пора прощаться, нет соединенья…
Очнулась. А вокруг лишь пустота.
А сладких губ и наших рук сплетенье —
Мечта, лишь бестелесная мечта…
Коль в Москве выдается погожий денек —
Без сугробов и без снегопада
Встрепенется народец, в пургу что залег,
Ему в центр обязательно надо.
На Кузнецком мосту, как всегда, теснота
Едет Малый Посад до рассвета
Захватить побыстрее на рынке места,
Чтоб звенела в кармане монета.
А мост худ и настил почти тонет в воде —
Разминутся возам еле-еле.
И потянутся руки к чужой бороде
Коль повозку при встрече задели.
Раскидает купец ходовой свой товар
У торговых людей по прилавкам.
Красный перец привез, побывав у татар,
Вдохновившись достойным прибавком.
Загремели запоры тяжелых замков
Подходи, налетай покупатель.
Пироги продавать кто-то даром готов
Если рядом опричник — каратель.
По трубе протекает сегодня река.
Нет в Москве уже больше Неглинной.
Человек ее спрятал туда на века
Не жалея ни капли старинной.
мост, вода, руки, встреча, люди
Я не хочу ста тысяч раз
Твоих объятий нежных-нежных
Мне хватит только твоих глаз,
Чтоб утонуть в них, как в безбрежных
Я знаю встретимся мы вновь
И ты обнимешь меня крепко
И заиграет в жилах кровь
Амур стрелу направит метко…
Сегодня день не задался,
Скучаю очень без тебя,
Тоскую очень по тебе,
Ты так необходима мне!
Хочу скорей тебя обнять,
На ушко нежность прошептать,
Хочу тебя поцеловать,
И никогда не отпускать!
Хочу с тобою радом быть,
Хочу с тобой поговорить,
Как будто я с ума схожу,
Одной тобой я лишь живу!
Что есть для меня разлука?
Боль, тоска, немая мука.
А за что мне это все?
Почему так не везет?
К сожаленью нет ответа,
Как преодолеть мне это,
Как вернуть свою любовь,
Как счастливой стать мне вновь.
И вот после расставанья
Мне приходит осознанье,
Что теперь нужно с нуля,
Жить учиться без тебя.
Вот и встретились два одиночества,
Две печали с нелегкой судьбой,
Словно где-то свершилось пророчество,
Тайный знак между мной и тобой.
Крик печали в раскатах бессонницы,
В черноте до утра незакрывшихся глаз,
Где Надежда, как робкая скромница,
Неожиданно вдруг посетившая нас.
Две печали, как два воскрешения,
Два окошка, зажженных в ночи.
Дар судьбы или зов искушения,
Или жажда тепла у погасшей печи?
Все равно мы доверимся Чуду!
Не исчезло оно, время странных чудес!
И тогда самоцветов сверкающих груды
Я тебе принесу с полуночных небес…
Милая, любимая, не знаю,
Как мне этот вечер скоротать!
Я безумно по тебе скучаю
И до рассвета буду я скучать!
Ты напиши мне несколько словечек,
Что будут сердце ночью согревать!
Я буду ждать скорейшей нашей встречи
И буду сильно по тебе скучать!
Скучаю. Люблю. Целую.
Думаю о тебе.
Мысленно я рисую
Встречи в тобой во сне.
Ты не грусти, малышка.
Скоро я буду рядом.
А расставанье — вспышка.
Бояться его не надо.
Друзья советуют: «Развейся –
Кино есть, песни, интернет,
Над анекдотами посмейся»,
Но говорю уныло: «Нет!»
Везде мне, веришь, одиноко,
Когда мы порознь с тобой,
Судьба, увы, порою жестока…
Вернись быстрее, успокой!
Тебя я жду, чтоб научиться
Вновь улыбаться и мечтать,
От грусти чтоб освободиться,
С тобой под звездами летать!
Автор: Людмила Никулина
Ожиданье встречи, предвкушенье,
Сладостные грезы о тебе…
Дарит мне порой воображенье
Силуэт твой в уличной толпе.
Кажется, минута часом стала,
Стрелки словно двигаются вспять!
Ты совсем меня заколдовала —
Хочется скорей к тебе бежать!
Наверно, прозвучит банально,
Но я скучаю милый, очень сильно,
В душе так пусто, как-то странно,
Мне нужен рядом ты любимый.
Хочу обнять, к тебе прижаться,
И о любви тебе шептать,
С тобою за руку держаться,
И никогда не отпускать!
Я, любимая моя,
Очень по тебе скучаю!
Одиноко без тебя,
Я других не замечаю.
И душа к тебе летит,
И тоскует, и страдает,
Сердце рвется и болит,
Где найти покой — не знает.
Грустно и тоскливо мне,
Лишь о встрече я мечтаю.
Я скучаю по тебе,
Я тебя люблю, родная!
Недавно певица Тэйлор Свифт ворвалась в чарты с 10-минутной версией своего хита 2012 года All Too Well – трек возглавил хит-парад Billboard, установив новый рекорд: это самая длинная композиция, когда-либо попадавшая на вершину чартов (предыдущий рекорд 49 лет принадлежал 8-минутному «Американскому пирогу» Дона Маклина). 15-минутное видео песни набрало больше 40 млн просмотров. Изначально записанная как типичная breakup song – этакий стереотипный жанр женской музыки – All Too Well рассказывает про разрыв отношений с актером Джейком Джилленхоллом с дополненной перспективы, где «память превращается в оружие», как отметил журнал The New Yorker. Тэйлор пересобирает, как старый паззл, события 2012 года и переоценивает разрыв с позиции себя нынешней: теперь это песня о манипуляциях, страхе (душераздирающие образы забытого шарфика и танца при свете холодильника в ночи), а еще о том, как певица «переписывает» память об отношениях, основанных на дисбалансе, которого она не чувствовала десять лет назад. («Ты сказал, если бы не разница в возрасте, может, у нас бы что-то и вышло. И я просто захотела умереть, когда услышала это»).
Все хвалят Тейлор за терапевтичный подход –оказывается, можно реорганизовать свое травматичное прошлое, отправив себе туда сочувствие и поддержку.
Да, сейчас певиц лучше не обижать – это в 1960-е The Supremes могли петь «Он ударил меня, и это было как поцелуй», а теперь, во времена #MeToo, женщины в песенной лирике все чаще называют вещи своими именами.
Смелые и откровенные женщины в американской музыке были и раньше. Американки и раньше пели о насилии, абьюзе и токсичных, разрушающих отношениях. И многие в песнях честно делились собственным опытом. Для кого-то это была авто-терапия, для кого-то – попытка предупредить других женщин или поддержать их. Поэтому мы решили сделать подборку честных женских песен об эмоциональном или физическом насилии, чтобы вспомнить, что в музыке США эта тема далеко не новая.
Как ни странно, те же He Hit Me And It Felt Like A Kiss и You Keep Me Hanging On от The Supremes были написаны мужчинами – может, поэтому женщины там немножко безвольные и страдающие по своим брутальным партнерам.
Более того – даже гимн I Will Survive Глории Гэйнор – вот где прекрасная песня о триумфальном расставании с абьюзивным прошлым – тоже написана мужчиной! Автор, Дино Фекарис, написал ее после того, как его уволили со студии Motown Records – его жгла обида, ведь он столько лет был их штатным песенником!
Та же история со знаменитыми песнями о том, где женщина, уставшая от домашнего насилия, убивает мужа – одну из них, Stone Cold Dead in the Market (1939), не без удовольствия поет Элла Фицджеральд (там мужа убивают сковородкой), еще одну – Goodbye Earl, где абьюзивного Эрла отравили – мстительно распевают девушки из Техаса Dixie Chicks.
Но нам важна именно лирика, написанная женщинами – поэтому у нас сложилась вот такая десятка самых эмоциональных песен о пережитом насилии. Если вам есть что добавить в плейлист – добро пожаловать в комментарии!
Billie Eilish – Happier Than Ever (2020)
Самая душераздирающая песня с одноименного нового альбома Билли Айлиш рассказывает о ее токсичных взаимоотношениях с человеком, который, пользуясь тем, что она «была еще ребенок», заставил ее отдалиться от семьи и друзей, всегда опаздывал на встречи, смертельно пугал ее, когда звонил пьяный, под веществами и за рулем автомобиля. Билли, как всегда, написала ее вместе с братом, и поначалу песня звучит в ее фирменной воркующе-шепчущей манере – но во второй части певица выдает злой и отчаянный рок, крича во всю глотку: «Из-за тебя я возненавидела этот город!», «Ведь я никогда не обливала тебя дерьмом в интернете, вообще слова плохого о тебе не сказала!» и «Да оставь же меня, #$%^#!, в покое!». О ком это вообще? Скорей всего, о ее отношениях с рэпером Q.
Я просто выкричала там все свои легкие
Хорошенько покричав от души во время записи, Билли поняла, что это самая терапевтичная песня в ее жизни. «Я просто выкричала там все свои легкие, – признавалась она в интервью сервису Spotify, – И в этом было какое-то удовольствие. Я так долго хотела выпустить этот крик наружу».
Mitski – А Pearl (2019)
Японско-американская певица Мицки – спасение для депрессивной молодежи: она честно и точно поет о самых неудобных в мире вещах, например, о том, как себя чувствует азиатская девочка, которую американский парень знакомит с расистски настроенной мамой. Песня «Жемчужинка» – о том, как пережитая травма остается с человеком на всю жизнь. Героиня песни вроде понимает, что партнер ее любит, но она почему-то мучается бессонницей, «и еще есть всякие штуки, о которых я не говорю». В припеве Мицки поет: «Прости, я не хочу, чтобы ты меня трогал. Это не значит, что я не хочу тебя. Я просто не выношу, когда меня трогают».
В мыслях лирической героини воспоминание о том, почему она не выносит прикосновений, превратилась в жемчужинку внутри ее головы – жемчужинку памяти о травме, выросшей из «необязательной» песчинки. «И я перед сном кручу эту жемчужинку, наблюдая, как она растет, каждую ночь». Сама певица признавалась в интервью, что песня – о глубоких токсичных отношениях, которые настолько вплавлены в твою идентичность, что даже оправившись и оказавшись в других отношениях, ты лелеешь память про свой прошлый ад, словно жемчужинку – «потому что как же можно оставить это позади, это же как будто стереть саму себя».
Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно
Фанаты Мицки обожают эту песню – в комментариях к трэку на YouTube они пишут: «Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно» или, например, «можно годами сражаться с эмоциональными последствиями токсичных отношений, а можно послушать «Жемчужинку» и получить катарсис» и «Мне понадобилось 18 лет, чтобы понять, что я страдаю от пост-травматического стрессового расстройства, и что мое нежелание прикосновений – это ненормально. И именно эта песня помогла мне разобраться». Метафора ядовитой жемчужинки сработала идеально.
Melanie Martinez — Teddy Bear (2015)
Юная певица Мелани Мартинез прославилась благодаря шоу «Голос», а в 2015 году выпустила суперхитовый дебютный альбом. Мелани в основном поет про всякие игрушечные вещи, да и выглядит как кукла-игрушка из сна. Песня «Плюшевый мишка», при этом – жуткая композиция о насилии, и нет, это не «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», там абьюзер – сам мишка. По сюжету песни, ранее нежный плюшевый мишутка начинает угрюмиться, отдаляться, бормотать во сне нехорошее, прятать под кроваткой ножи, а затем пытается убить лирическую героиню. «Мне, #%$;%!, страшно, – поет Мелани. – Как любовь превратилась в насилие?». Далее выброшенный к чертовой матери мишка приходит к дому и бдит, звонит по ночам и пьяно дышит в трубку. «Мишка мой милый, – поет Мелани. – Все было так чудесно, пока ты меня чуть не убил».
Через пару лет после этого релиза выяснилось, что мишка, в некотором смысле – сама Мелани: ее лучшая подруга Тимоти Хеллер обвинила певицу в изнасиловании, выдав длиннейший Твиттер-тред на эту тему: Тимоти сто раз говорила «нет», но Мелани отказывалась это понимать.
Сама Мелани в ответ сообщила, что ужасно огорчена, и что секс между девушками и правда был, но без насилия. «Дружба плюс молчание – не равно согласие», – ответила Тимоти. Вот такой мишка.
Lady Gaga — Til It Happens To You (2015)
Композиция «Пока это не случится с тобой» была записана Леди Гагой для документального фильма о проблеме насилия в студенческих кампусах. Собственно, об этом и видеоклип, который предваряется триггер-предупреждением: видео может быть эмоционально некомфортным, но это – реальность того, что происходит в кампусах.
Песню номинировали на «Грэмми». Гага ее много где пела, но самое душераздирающее исполнение – на 88-й церемонии «Оскар», где в финале к певице присоединяется толпа людей, переживших сексуальное насилие, с написанными на запястьях фразах вроде «ты не виновата» и «выжившая» – естественно, зал отреагировал слезами и овациями. В то же время, текст песни довольно пространный – в нем утверждается, что невозможно узнать, как себя ощущают жертвы насилия, не побывав на их месте.
Lana Del Rey – Ultraviolence (2014)
Лану Дель Рэй только ленивый не пнул за эту песню, где она рассуждает о насилии в отношениях с позиции жертвы, которая почему-то не уходит. Более того, она даже цитирует там мазохистскую фразу из песни Supremes про побои, похожие на поцелуи: He hit me and it felt like a kiss. Не все критики поняли, что это цитата, и ополчились на Лану: что это у вас там, девушка, гимн виктимизации и романтизирование брутальности?!!
Вообще, романтизация кошмаров в отношениях – это то, на чем Лана, так сказать, выстроила карьеру. Но Ultraviolence – как сама песня, так и одноименный альбом – все-таки о том, что она не считает, что боль и абьюз –это норма и источник вдохновения.
Оригинальную песню The Supremes написал семейный дуэт сонграйтеров Джерри Коффин и Кэрол Кинг, впечатлившись историей своей няни, которая оправдывала поколачивающего ее мужа: «если бы он обо мне не заботился, его бы не бесило мое поведение, но он меня ударил, и я обрадовалась». Теперь эту песню считают токсичной: в ней нет критики агрессора, а только безграничное женское всепрощение.
В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я.
Но сама Лана вовсе не всепрощающий зайчик. И своим критикам, проклинающим ее за «гламуризацию абьюза» и антифеминизм, ответила в Инстаграме: «Моя лирика – о разных “реальностях” эмоционально абьюзивных отношений, и я считаю, что в современной музыке должно быть место и для таких тем. Я пишу обо всем честно. Потому что для многих женщин оно – именно так. Я не считаю, что рассказывая о своем опыте подчинения или пассивности в отношениях, отбрасываю женщин на сотню лет назад. В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я. О тех, кто говорит “нет”, но мужчина слышит “да”, о тех, кого безжалостно порицают за то, что они не боятся быть собой; о женщинах, чьи голоса и истории забирают себе женщины более авторитарные, либо мужчины, ненавидящие женщин».
Alanis Morissette – Hands Clean (2002)
Суперхитовый сингл Аланис Мориссетт «Умыл руки» с альбома Under Rug Swept сейчас воспринимается как жизнерадостная песенка из начала 1990-х. Но вслушаемся в текст! Он про отношения девочки-подростка со взрослым мужчиной, который является для нее ментором («Ты моя протеже, и однажды ты скажешь, что я тебя всему научил») – и требует молчать про их отношения («Никто не знает, кроме нас. Я удовлетворила твою просьбу о тишине. А ты просто умыл руки»).
И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться…
В подростковом возрасте, как вспоминает певица, у нее были отношения со взрослыми мужчинами – это трагичная и неизбежная история про шоу-бизнес: когда Аланис стала суперзвездой, ей было всего 16. Повзрослев, певица называет вещи своими именами и даже пытается поставить себя на место мужчины, пытаясь понять, что же у него было в голове, когда он заводил отношения с подростком: «Ты от меня зависишь, потому что все молоденькие девочки находятся в зависимости от своего покровителя, и я знаю, что ты меня сексуализируешь, потому что так делают все молодые девочки, и я думаю, что мне это нравится. Главное, никому не говори, особенно своей семье. Лучше сохраним это в секрете. Жаль, что я не могу сказать всему миру, какая ты милашка. И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться, если ты приложишь усилия к тому, чтобы остаться такой же худенькой и будешь поддерживать свое молодое тело в тонусе».
Аланис тоже поет о молчании, которое может длиться годы: «Какая часть нашей биографии переписана и заметена под коврик? Какая часть твоей памяти избирательна и старается все забыть?».
В интервью певица признается, что вроде как ей самой в 17 хотелось общаться с мужчинами постарше, но теперь, вспоминая те времена, она чувствует: «тоску и эмпатию: черт подери, да что ж ты делал-то, когда встречался с 17-леткой!»
Regina Spektor — Flyin’ (2001)
Родившаяся в СССР американская певица Регина Спектор, помимо того, что чудесно поет – еще и замечательный лирический поэт (не случайно она любит перепевать песни советских бардов). В этой коротенькой – меньше двух минут! – околоджазовой вещице она уместила целую трагедию, яростную и жуткую: это история о девочке-школьнице, скучающем и раздраженном подростке, изнасилованной школьным учителем, который пригласил ее домой «просто поспать». В тексте девочка пытается как-то отбиться («Он целовал меня в щеки и гладил мои ступни, но мне было противно, и я повторяла, что просто хочу спать»), а потом происходит что-то странное – то ли насильник выбрасывает ее из окна, то ли сама девочка, пытаясь убежать, выпрыгивает в окно. Первое время она просто падает, а потом осознает, что умеет летать – и, счастливая и ликующая, летит в небеса. В конце песни Регина радостно хохочет – все-таки, хэппи-энд.
Fiona Apple — Sullen Girl (1996)
Одна из знаковых американских певиц-сонграйтеров 1990-х, Фиона Эппл, в 12 лет пережила попытку изнасилования. В интервью журналу Rolling Stone Фиона признается, что песня Sullen Girl – о том, какую роль этот страшный опыт сыграл в ее жизни и творческой карьере.
Текст песни не содержит в себе травматичных деталей – это, скорей, эмоциональный портрет жертвы. «В такие дни я не знаю, что с собой делать. Я, бывает, днями и ночами брожу по коридорам вдоль стен. И где-то глубоко на фоне моего дыхания я говорю себе: мне нужны силы, чтобы продолжать бороться». Лирическая героиня переживает, что ее называют «угрюмая девушка», но дает понять, что за каждой «угрюмой девушкой» прячется трагедия, о которой невозможно рассказать и которую даже невозможно хранить в памяти: «Но под волнами в синеве забвения моего – тишина и покой».
Tori Amos – Silent All These Years (1992)
Тори Эймос одной из первых открыто заговорила в своих песнях о насилии. И не о таком, где таинственно поблескивает в ночи холодильник, а настоящем. В юности она пережила изнасилование, и этот сингл 1992 года – именно об этом, прямо в лоб, без приукрашиваний. Песня «Все эти годы молчала» как будто является ответом на вопросы в духе: что ж ты молчала-то все эти десять лет. Вторая сторона сингла – песня «Я и пистолет», исполненная а-капелла и подробно документирующая изнасилование в машине, где преступник угрожает пистолетом. Слушать ее невозможно, поэтому лучше послушать более метафоричную и поэтическую Silent All These Years – тогда же, в 1992 году, песню использовала как промо-материал американская «Национальная сеть помощи жертвам изнасилований, абьюза и инцеста».
Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!
Когда Тори записала первую версию песни в студии, ее продюсер Эрик Росс сказал ей: «Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!» Cама Тори считает, что ей помогла написать песню аналогия с Андерсоновской «Русалочкой», которую она читала перед сном племяннице: сказка увиделась ей историей о женщине, которая физически не может заговорить и рассказать о себе страшную правду, но каждый шаг причиняет ей нестерпимую боль.
Madonna – Till Death Do Us Part (1989)
Вроде бы жизнерадостная поп-песенка в духе танцевальных 1980-х, но в ней Мадонна предстает очень ранимой – ведь здесь идет речь о ее травматичном разводе с Шоном Пенном.
Мадонна довольно осторожна в тексте, не говоря о побоях прямо («синяки со временем рассосутся – но ты бьешь меня словами, которые произносишь»), но произносит тревожные фразы «я не хочу больше оставаться и наблюдать, как растет твоя ненависть», а еще приходит к честному выводу: «Дело не в том, что ты полюбил кого-то еще. Проблема, что ты даже себя самого не любишь. Только вот я все-таки хотела бы, чтобы ты попросил меня остаться».
Несмотря на то, что лирическая героиня хочет, чтобы муж-абьюзер ее остановил на пороге и пал на колени, она таки уходит, вспоминая пьяные скандалы, когда муж орал на нее и швырялся вазами (в песне даже слышен звук разбитой посуды). Мадонна неоднократно подавала на Пенна в суд за избиения (в том числе бейсбольной битой) и чудовищные издевательства, но потом их отзывала, защищая Пенна в суде. В то же время певица признавала, что его пьяные вспышки агрессии – чистая правда, и ссорились они и правда довольно жестко. В общем, темная история.