какие произведения нужно прочитать чтобы написать сочинение по русскому егэ

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

Чтобы написать сочинение ЕГЭ на «отлично» нужен:

1. Алгоритм написания сочинения

    Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора); Определяем тип текста (художественный или публицистический); Сформулируйте проблему и позицию автора; Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора); Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста); Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие); Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора); Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями; Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче; Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца); Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

Вступление. Проблема. Связка. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце. Заключение.

Вступление

Как начать сочинение?

    Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения. Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст. Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…) На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано! Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

    Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт… Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба… «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

    Пример из текста. Пояснение примера. Смысловая связь между примерами. Пример-иллюстрация из текста. Пояснение.

Требования к комментариям:

Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать Частичное цитирование с пояснением. Важно. Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. Соответствие заявленной проблеме. 0 баллов ставится в комментарии если:

    Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов. Комментарий не написан. Комментарий написан без опоры на текст. В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

    Комментарий не полностью основывается на тексте. Плохой пример комментария. Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

    Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста. Избегать повторов слова «проблема». Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что. », «проблема о мужестве и стойкости. ».

Как писать комментарий?

Нужно внимательно прочитать текст. Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором. Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

Клише для комментария:

    Автор считает (что?) Автор отмечает важность (чего?) Автор рассказывает (о чём?) Автор размышляет (о чём?) Автор обращает внимание на (что?) Автор подчеркивает (что?) Автор раскрывает проблему на примере Автор делает акцент на том, что Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)… Вопрос о. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)… Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы

Аргументы должны быть:

Точными. Развёрнутыми и убедительными. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Клише для аргументов:

    Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного… Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме… Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Заключение

Как заканчивать сочинение?

    Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр. 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

Клише для выводов в заключении:

    После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать. Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Советы.

    Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

1. Алгоритм написания сочинения

    Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора); Определяем тип текста (художественный или публицистический); Сформулируйте проблему и позицию автора; Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора); Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста); Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие); Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора); Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями; Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче; Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца); Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.

Советы.

Чтобы написать сочинение ЕГЭ на «отлично» нужен:

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку.

Bingoschool. ru

23.06.2018 21:27:30

2018-06-23 21:27:30

1. Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности. роли… и т. п.

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты).

Возможны следующие варианты работы:

1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:
• От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
• Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
• Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
• Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:
• Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
• Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
• Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
• Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

3. Как сформулировать авторскую позицию?

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

• Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

• Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

4. Как высказать и обосновать собственное мнение?

Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что …» или «я согласен / не согласен с автором и считаю (полагаю, думаю), что…»

Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т. д.

Собственная позиция должна быть четко оформлена. Проверьте, сформулирован ли вами тезис, выражающий вашу точку зрения. Доказывают ли ваши аргументы сформулированный тезис?

При четко сформулированном тезисе пример становится аргументом, если он подтверждает вашу позицию. После приведенного примера нужно сделать вывод, Просто пример ничего не доказывает (факт существования героя или произведения не является аргументом, доказательством может служить близкая авторской позиция другого писателя).

Аргументами, согласно рекомендациям Федерального института педагогических измерений, считаются:

I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность:

А) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
Б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинённое положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому.

5. Как выстроить сочинение?

Композиционно оформлять работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

I. Проблема, над которой размышляет автор.
II. Комментарий.
III. Авторская позиция.
IV. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
1). Первый аргумент.
2). Второй аргумент.
V. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.

Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу

Примеры формулировок проблемы:

Взаимозависимости:
— человека и природы (экологии), музыки и Родины и т. п.
— воспитания, нравственного формирования личности, взросления, становления личности.

Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути.

Роли и назначения дома, музыки, литературы, искусства, труда, природы, личности в истории

Взаимоотношений (кого с кем)
— исторической памяти
— экологии языка (природы)
— цели и смысла жизни
— подвига и предательства
— одиночества, утраты связей, разобщенности.

Восприятия
— красоты, счастья, музыки, искусства, природы и т. п.
— объективной оценки исторических событий
— нравственной ответственности (кого перед кем)
— бедности, социального неравенства, социальной незащищенности
— подлинных и мнимых ценностей.

Влияния (кого на что)
— например асоциальной среды на подростка, телевидения на формирование характера и т. п.
— человеческих достоинств и пороков: лицемерия, равнодушия, черствости, искренности; такта и деликатности, совести, честности,. чести и долга, милосердия и жестокости и т. п.

Отношения к чему-л. (Как следует относиться к …)

Если проблема формулируется вами как вопрос, то начать такой вопрос лучше со слов как, почему, в чем суть, причина, допустимо ли и т. п.

Сопоставление сочинений части С

(1) Несколько раз я слышал странное мнение, что «Три мушкетёра» Александра Дюма — книга вредная и ненужная и что её не следует давать читать детям. (2) Потому что её герои занимаются чёрт-те чем: пьют вино, дерутся на шпагах, развратничают, воруют бутылки через дырку в потолке магазина, убивают женщину и так далее и тому подобное. (3) Первый раз такое мнение я услышал на писательском семинаре в Дубултах в 1990 году от кого-то из молодых писателей. (4) Второй раз я услышал такое мнение от одного известного питерского фантаста на семинаре Б. Н. Стругацкого. (5) Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радиопередаче.

(6) Она вообще выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильмы о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит — бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное. (7) Запрещению подлежат Буратино и Винни-Пух — практически по тем же причинам, сказка про Машу и трёх медведей — за то, что маленькая героиня пришла в чужой дом, всё там съела, поломала, а потом убежала от заслуженного наказания.

(8) Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.

(10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на школьных дворах не пылают костры из книг, в которых политкорректность не дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте «Трёх мушкетёров» и читайте, перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.

Сочинение 1
(как нужно)

Сочинение 2
(как не нужно)

Комментарий к сочинению 2

Читаные-перечитаные книги в потрепанных обложках. «Приключения Буратино» А. Толстого, «Три мушкетера» А. Дюма, «Винни Пух и все-все-все» А. Милна. Кто не читал эти произведения, кто не знаком с их героями?

Но положительные герои совершают порой «неправильные», с точки зрения общепринятых норм, поступки. Как следует относиться к книгам, которые рисуют симпатичных автору и читателям героев, нарушающих общепринятые нормы? Именно над этой проблемой размышляет А. Етоев.

В этом тексте автор ставит проблему того, что некоторые люди хотят уничтожить книги, которые рассказывают о плохих поступках хороших героев.

Проблема не обозначена, автор сочинения лишь обрисовал ситуацию. Слов «плохой», «хороший» лучше избегать, т. к. они недостаточно информативны.
К1-0

Он ссылается на мнение людей авторитетных (писателя, профессора-филолога), ратующих за запрет и изъятие «подозрительных мест» из классики. Автор ироничен по отношению к любителям пересмотреть классику («мушкетеры А. Дюма угодили под каблук этой дамы»). Особенно меня поразила интерпретация сказки «Три медведя». Страшно подумать, чем могла бы закончиться сказка, дождись Маша «заслуженного наказания». Етоев объясняет подобное варварское отношение к книгам модной нынче «политкорректностью». Тревогой за судьбу дорогой многим читателям детской литературы пронизана каждая строчка статьи современного писателя.

Эта проблема является актуальной. Автор рассказывает про даму-профессора, которая выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильма о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит — бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное.

Вместо комментария процитирован большой фрагмент текста, причем почему-то без кавычек.
К2-0

А. Етоев считает, что книги нужно сохранить в том виде, в каком они были написаны («срочно покупайте и читайте, перечитывайте»), пока не нашлись люди, готовые перекроить всю мировую литературу.

Автору не нравится подобная политкорректность.

Позиция автора не обозначена, высказано лишь отношение к проблеме. Кроме того, при формулировании проблемы автор сочинения говорил о книгах, а в попытке определить позицию автора о политкорректности.
К3-0

Я согласен с автором и полагаю, что недопустимо так вольно распоряжаться достоянием мировой цивилизации, потому что ценность классики именно в том и состоит, что она не показывает жизнь плоской, однобокой, не предлагает готовых решений. Ее герои ошибаются и получают по заслугам, страдают, каются и исправляют ошибки.
Многие писатели считали, что в человеке совмещены разные качества, как положительные, так и отрицательные. Такой рисует, например, свою героиню А. Островский в пьесе «Гроза». Катерина изменяет мужу, но испытывает нестерпимые муки совести и поэтому гибнет. Именно это и возвышает Катерину над всеми остальными персонажами пьесы, декларирующими вседозволенность под лозунгом «только бы шито да крыто было». Симпатична читателю и Маленькая разбойница Г. Х. Андерсена из «Снежной королевы». Она грабит бедную Герду, отбирает подарки принца и принцессы, но то, что она способна испытывать сочувствие и одаривать сама, делает ее более человечной.

Я согласен с автором, потому что политкорректность не нужна при определении достоинств книги.
Об этом писали многие писатели, например таким изображен Обломов в одноименном романе Гончарова. Он мечтательный и хороший человек, но ленивый.
А еще есть симпатичный проходимец Остап Бендер. Он нравится читателям, хотя он плут.

Собственная позиция не сформулирована, высказана лишь причина своего согласия с точкой зрения автора исходного текста.
Приведены примеры, которые не являются аргументами, потому что ничего не доказывают. Факт существования произведения или героя – не аргумент.
К тому же инициалы писателя нужно указывать обязательно.
К4-0

Так классическая литература помогает читателям научиться не судить об окружающем прямолинейно, а о людях – примитивно.

Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути.

1. Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности. роли… и т. п.

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты).

Возможны следующие варианты работы:

1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:
• От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
• Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
• Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
• Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:
• Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
• Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
• Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
• Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

3. Как сформулировать авторскую позицию?

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

• Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).

• Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

4. Как высказать и обосновать собственное мнение?

Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что …» или «я согласен / не согласен с автором и считаю (полагаю, думаю), что…»

Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т. д.

Собственная позиция должна быть четко оформлена. Проверьте, сформулирован ли вами тезис, выражающий вашу точку зрения. Доказывают ли ваши аргументы сформулированный тезис?

При четко сформулированном тезисе пример становится аргументом, если он подтверждает вашу позицию. После приведенного примера нужно сделать вывод, Просто пример ничего не доказывает (факт существования героя или произведения не является аргументом, доказательством может служить близкая авторской позиция другого писателя).

Аргументами, согласно рекомендациям Федерального института педагогических измерений, считаются:

I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность:

А) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
Б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинённое положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому.

5. Как выстроить сочинение?

Композиционно оформлять работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

I. Проблема, над которой размышляет автор.
II. Комментарий.
III. Авторская позиция.
IV. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
1). Первый аргумент.
2). Второй аргумент.
V. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.

Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу

Примеры формулировок проблемы:

Взаимозависимости:
— человека и природы (экологии), музыки и Родины и т. п.
— воспитания, нравственного формирования личности, взросления, становления личности.

Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути.

Роли и назначения дома, музыки, литературы, искусства, труда, природы, личности в истории

Взаимоотношений (кого с кем)
— исторической памяти
— экологии языка (природы)
— цели и смысла жизни
— подвига и предательства
— одиночества, утраты связей, разобщенности.

Восприятия
— красоты, счастья, музыки, искусства, природы и т. п.
— объективной оценки исторических событий
— нравственной ответственности (кого перед кем)
— бедности, социального неравенства, социальной незащищенности
— подлинных и мнимых ценностей.

Влияния (кого на что)
— например асоциальной среды на подростка, телевидения на формирование характера и т. п.
— человеческих достоинств и пороков: лицемерия, равнодушия, черствости, искренности; такта и деликатности, совести, честности,. чести и долга, милосердия и жестокости и т. п.

Отношения к чему-л. (Как следует относиться к …)

Если проблема формулируется вами как вопрос, то начать такой вопрос лучше со слов как, почему, в чем суть, причина, допустимо ли и т. п.

Сопоставление сочинений части С

(1) Несколько раз я слышал странное мнение, что «Три мушкетёра» Александра Дюма — книга вредная и ненужная и что её не следует давать читать детям. (2) Потому что её герои занимаются чёрт-те чем: пьют вино, дерутся на шпагах, развратничают, воруют бутылки через дырку в потолке магазина, убивают женщину и так далее и тому подобное. (3) Первый раз такое мнение я услышал на писательском семинаре в Дубултах в 1990 году от кого-то из молодых писателей. (4) Второй раз я услышал такое мнение от одного известного питерского фантаста на семинаре Б. Н. Стругацкого. (5) Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радиопередаче.

(6) Она вообще выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильмы о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит — бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное. (7) Запрещению подлежат Буратино и Винни-Пух — практически по тем же причинам, сказка про Машу и трёх медведей — за то, что маленькая героиня пришла в чужой дом, всё там съела, поломала, а потом убежала от заслуженного наказания.

(8) Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.

(10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на школьных дворах не пылают костры из книг, в которых политкорректность не дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте «Трёх мушкетёров» и читайте, перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.

Сочинение 1
(как нужно)

Сочинение 2
(как не нужно)

Комментарий к сочинению 2

Читаные-перечитаные книги в потрепанных обложках. «Приключения Буратино» А. Толстого, «Три мушкетера» А. Дюма, «Винни Пух и все-все-все» А. Милна. Кто не читал эти произведения, кто не знаком с их героями?

Но положительные герои совершают порой «неправильные», с точки зрения общепринятых норм, поступки. Как следует относиться к книгам, которые рисуют симпатичных автору и читателям героев, нарушающих общепринятые нормы? Именно над этой проблемой размышляет А. Етоев.

В этом тексте автор ставит проблему того, что некоторые люди хотят уничтожить книги, которые рассказывают о плохих поступках хороших героев.

Проблема не обозначена, автор сочинения лишь обрисовал ситуацию. Слов «плохой», «хороший» лучше избегать, т. к. они недостаточно информативны.
К1-0

Он ссылается на мнение людей авторитетных (писателя, профессора-филолога), ратующих за запрет и изъятие «подозрительных мест» из классики. Автор ироничен по отношению к любителям пересмотреть классику («мушкетеры А. Дюма угодили под каблук этой дамы»). Особенно меня поразила интерпретация сказки «Три медведя». Страшно подумать, чем могла бы закончиться сказка, дождись Маша «заслуженного наказания». Етоев объясняет подобное варварское отношение к книгам модной нынче «политкорректностью». Тревогой за судьбу дорогой многим читателям детской литературы пронизана каждая строчка статьи современного писателя.

Эта проблема является актуальной. Автор рассказывает про даму-профессора, которая выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильма о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит — бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное.

Вместо комментария процитирован большой фрагмент текста, причем почему-то без кавычек.
К2-0

А. Етоев считает, что книги нужно сохранить в том виде, в каком они были написаны («срочно покупайте и читайте, перечитывайте»), пока не нашлись люди, готовые перекроить всю мировую литературу.

Автору не нравится подобная политкорректность.

Позиция автора не обозначена, высказано лишь отношение к проблеме. Кроме того, при формулировании проблемы автор сочинения говорил о книгах, а в попытке определить позицию автора о политкорректности.
К3-0

Я согласен с автором и полагаю, что недопустимо так вольно распоряжаться достоянием мировой цивилизации, потому что ценность классики именно в том и состоит, что она не показывает жизнь плоской, однобокой, не предлагает готовых решений. Ее герои ошибаются и получают по заслугам, страдают, каются и исправляют ошибки.
Многие писатели считали, что в человеке совмещены разные качества, как положительные, так и отрицательные. Такой рисует, например, свою героиню А. Островский в пьесе «Гроза». Катерина изменяет мужу, но испытывает нестерпимые муки совести и поэтому гибнет. Именно это и возвышает Катерину над всеми остальными персонажами пьесы, декларирующими вседозволенность под лозунгом «только бы шито да крыто было». Симпатична читателю и Маленькая разбойница Г. Х. Андерсена из «Снежной королевы». Она грабит бедную Герду, отбирает подарки принца и принцессы, но то, что она способна испытывать сочувствие и одаривать сама, делает ее более человечной.

Я согласен с автором, потому что политкорректность не нужна при определении достоинств книги.
Об этом писали многие писатели, например таким изображен Обломов в одноименном романе Гончарова. Он мечтательный и хороший человек, но ленивый.
А еще есть симпатичный проходимец Остап Бендер. Он нравится читателям, хотя он плут.

Собственная позиция не сформулирована, высказана лишь причина своего согласия с точкой зрения автора исходного текста.
Приведены примеры, которые не являются аргументами, потому что ничего не доказывают. Факт существования произведения или героя – не аргумент.
К тому же инициалы писателя нужно указывать обязательно.
К4-0

Так классическая литература помогает читателям научиться не судить об окружающем прямолинейно, а о людях – примитивно.

Комментарий к сочинению 2

Пишите разборчиво.

4ege. ru

08.08.2018 9:50:27

2018-08-08 09:50:27

Сочинение. Информационная обработка текста.

Видео урок для успешного написания сочинения

Сначала рекомендуем посмотреть видео, после него будет легче воспринять написанное ниже.

Ознакомься с критериями, по которым оценивались сочинения-рассуждения учащихся:

Критерии и нормативы оценки задания С

К-1. Выявлена ли проблема текста (0-1)
К-2. Комментарий по поводу проблемы (0-2)
К-3. Позиция автора (0-1)
К-4. Изложение собственного мнения и его аргументация (3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения), 2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения, 1 балл – 1 аргумент, 0 баллов – ни одного)
К-5. Смысловая целостность и композиционная стройность (0-2)
К-6. Точность, богатство и выразительность речи (0-2)
К-7. Соблюдение орфографических норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
К-8. Соблюдение пунктуационных норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
К-9. Соблюдение языковых норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
К-10. Соблюдение речевых норм (2 балла – даже одна, небольшая ошибка, 1 балл – 2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок)
К-11. Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т. д.) (0-1)
К-12. Фактические ошибки (0-1)
Максимальное количество – 21 баллов.

Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии? Поэтому предлагаем тебе посмотреть следующие материалы 5-ege. ru: шаблоны к сочинениям ЕГЭ, план сочинения ЕГЭ и варианты композиции сочинения, которые включают критерии К1-К5:

— комментарий по проблеме;

2 абзац:

— Согласие или несогласие с позицией автора;

3 абзац:

4 абзац:

5 абзац:

— комментарий по проблеме;

2 абзац:

3 абзац:

— Согласие или несогласие с позицией автора;

4 абзац:

4 абзац:

— комментарий по проблеме;

2 абзац:

— Согласие или несогласие с позицией автора;

3 абзац:

Критерий К6, с одной стороны, включает использование в сочинении (или, как некоторые называют его, эссе) синонимов, синонимичных сочетаний, фразеологизмов, эпитетов, отсутствие повторение слов и т. д., а с другой – использование клише (устойчивых фраз). Поэтому список этих клише ты встретишь ниже.

С чего начать работу над частью C на экзамене? Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления.

В экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении аВторской позиции, или Темы текста, или Его идеи вам поможет Задание А28. Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т. п.

Задание А29 поможет тебе определении Стиля и типа речи, а Задание В8 подскажет, какие Средства были использованы.

Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы из задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет твое сочинение!

Правила.

1. Не начинай свое сочинение со слов: «Я заинтересовался…», «Мне понравилась статья…», «Передо мной статья (имя, фамилия автора)», «Эта статья привлекла меня», «Я внимательно прочитал статью», «Автор хорошо написал статью».

2. Следи за логикой изложения.

3. Следи за речью.

Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые ошибки (композиция – это и есть построение произведения).

4. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог.

5. Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.

6. Избегай в работе неумеренных восторгов: Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…;

7. Не показывай свое невежество, изменяя имя или отчество писателя: Кто не знает Федора Николаевича Достоевского. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват»заставляют читателей сопереживать героям… Тогда ты потеряешь балл в критерии К12.

8. Не навязывай свою точку зрения, а доказывай ее, аргументируя фактами или цитатами из текста;

9. Не утверждай: Автор хотел этим сказать. Именно это автор имел в виду… Лучше рассуждай, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности:Наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…

10. Не искажай цитаты, взятые из текста.

Принципы написания сочинения. Речевые клише.

Что такое проблема? Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно сформулировать двумя способами:

А) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием.

Проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды

Б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием.

Можно ли переоценить роль книги в жизни человека?

Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?

А) острая, важная, животрепещущая, спорная, актуальная, серьезная

Б) философская, психологическая, общественно-политическая, этическая, моральная

А) «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф. И.О.) в своем тексте.

Б) «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.

В) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф. И.О.)

Г) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т. д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф. И.О.) описывает _____ таким.

Д) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).

Е) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему….

Комментарий по проблеме (актуальность).

В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:

1. Актуально ли то, о чем пишет автор?

2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?

3. Что делает ее жизнеспособной?

4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?

5. Как автору далось привлечь к ней внимание читателя?

6. Как эту проблему рассматривали другие авторы?

7. Как они предлагали ее решить?

В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:

1) пересказа исходного текста или любой его части

2) рассуждений по поводу всех проблем текста

3) комментариев о действиях героев текста

4) общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)

А) Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни.

Б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.

Позиция автора.

Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т. д.

Как найти позицию автора?

1) Автор может прямо высказывать свое мнение (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)

2) Позиция автора может быть передана через индивидуальные, конкретные примеры.

3) Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер.

4) Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.

«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.

«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.

Автор поражен (встревожен, призывает к…)

Автор считает (утверждает), что…

Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Согласие с автором.

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф. И.О.)

Мне близка позиция автора.

На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему.

С удовольствием прочитал…

Нельзя остаться равнодушным…

К немалому удивлению, узнал, что…

Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…

Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

Интересно то, как автор…

Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения. Полезная ссылка: Очень много аргументов.

Аргументы из художественного произведения:

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.

2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).

3) А. С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

А. А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.

Л. Н. Толстой «Война и мир» — Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т. к. они люди думающие, рефлексирующие.

Вторым аргументом ты можешь привести следующее:

1) ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

2) имена исторических деятелей

3) ссылки на призванные авторитеты и их произведения

4) свидетельства очевидцев

5) названия событий

7) собственные наблюдения и выводы

8 ) положения официальных документов

9) различные общественные законы

10) законы природы

11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)

12) статистические или научные данные

13) примеры из научно-популярной, исторической литературы

14) примеры из жизни окружающих.

Последнее, что эксперт читает в твоей работе, – заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид.

Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.

Рекомендуем:

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Что такое проблема? Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Сначала рекомендуем посмотреть видео, после него будет легче воспринять написанное ниже.

Ознакомься с критериями, по которым оценивались сочинения-рассуждения учащихся:

Критерии и нормативы оценки задания С

К-1. Выявлена ли проблема текста (0-1)
К-2. Комментарий по поводу проблемы (0-2)
К-3. Позиция автора (0-1)
К-4. Изложение собственного мнения и его аргументация (3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения), 2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения, 1 балл – 1 аргумент, 0 баллов – ни одного)
К-5. Смысловая целостность и композиционная стройность (0-2)
К-6. Точность, богатство и выразительность речи (0-2)
К-7. Соблюдение орфографических норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
К-8. Соблюдение пунктуационных норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
К-9. Соблюдение языковых норм (0-2; от 2 ошибок – 0)
К-10. Соблюдение речевых норм (2 балла – даже одна, небольшая ошибка, 1 балл – 2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок)
К-11. Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т. д.) (0-1)
К-12. Фактические ошибки (0-1)
Максимальное количество – 21 баллов.

Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии? Поэтому предлагаем тебе посмотреть следующие материалы 5-ege. ru: шаблоны к сочинениям ЕГЭ, план сочинения ЕГЭ и варианты композиции сочинения, которые включают критерии К1-К5:

— комментарий по проблеме;

2 абзац:

— Согласие или несогласие с позицией автора;

3 абзац:

4 абзац:

5 абзац:

— комментарий по проблеме;

2 абзац:

3 абзац:

— Согласие или несогласие с позицией автора;

4 абзац:

4 абзац:

— комментарий по проблеме;

2 абзац:

— Согласие или несогласие с позицией автора;

3 абзац:

Критерий К6, с одной стороны, включает использование в сочинении (или, как некоторые называют его, эссе) синонимов, синонимичных сочетаний, фразеологизмов, эпитетов, отсутствие повторение слов и т. д., а с другой – использование клише (устойчивых фраз). Поэтому список этих клише ты встретишь ниже.

С чего начать работу над частью C на экзамене? Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления.

В экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении аВторской позиции, или Темы текста, или Его идеи вам поможет Задание А28. Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т. п.

Задание А29 поможет тебе определении Стиля и типа речи, а Задание В8 подскажет, какие Средства были использованы.

Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы из задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет твое сочинение!

Правила.

1. Не начинай свое сочинение со слов: «Я заинтересовался…», «Мне понравилась статья…», «Передо мной статья (имя, фамилия автора)», «Эта статья привлекла меня», «Я внимательно прочитал статью», «Автор хорошо написал статью».

2. Следи за логикой изложения.

3. Следи за речью.

Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые ошибки (композиция – это и есть построение произведения).

4. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог.

5. Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.

6. Избегай в работе неумеренных восторгов: Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…;

7. Не показывай свое невежество, изменяя имя или отчество писателя: Кто не знает Федора Николаевича Достоевского. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват»заставляют читателей сопереживать героям… Тогда ты потеряешь балл в критерии К12.

8. Не навязывай свою точку зрения, а доказывай ее, аргументируя фактами или цитатами из текста;

9. Не утверждай: Автор хотел этим сказать. Именно это автор имел в виду… Лучше рассуждай, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности:Наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…

10. Не искажай цитаты, взятые из текста.

Принципы написания сочинения. Речевые клише.

Что такое проблема? Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно сформулировать двумя способами:

А) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием.

Проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды

Б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием.

Можно ли переоценить роль книги в жизни человека?

Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?

А) острая, важная, животрепещущая, спорная, актуальная, серьезная

Б) философская, психологическая, общественно-политическая, этическая, моральная

А) «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф. И.О.) в своем тексте.

Б) «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.

В) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф. И.О.)

Г) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т. д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф. И.О.) описывает _____ таким.

Д) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).

Е) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему….

Комментарий по проблеме (актуальность).

В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:

1. Актуально ли то, о чем пишет автор?

2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?

3. Что делает ее жизнеспособной?

4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?

5. Как автору далось привлечь к ней внимание читателя?

6. Как эту проблему рассматривали другие авторы?

7. Как они предлагали ее решить?

В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:

1) пересказа исходного текста или любой его части

2) рассуждений по поводу всех проблем текста

3) комментариев о действиях героев текста

4) общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)

А) Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни.

Б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.

Позиция автора.

Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т. д.

Как найти позицию автора?

1) Автор может прямо высказывать свое мнение (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)

2) Позиция автора может быть передана через индивидуальные, конкретные примеры.

3) Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер.

4) Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.

«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.

«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.

Автор поражен (встревожен, призывает к…)

Автор считает (утверждает), что…

Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Согласие с автором.

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф. И.О.)

Мне близка позиция автора.

На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему.

С удовольствием прочитал…

Нельзя остаться равнодушным…

К немалому удивлению, узнал, что…

Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…

Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

Интересно то, как автор…

Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения. Полезная ссылка: Очень много аргументов.

Аргументы из художественного произведения:

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.

2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).

3) А. С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

А. А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.

Л. Н. Толстой «Война и мир» — Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т. к. они люди думающие, рефлексирующие.

Вторым аргументом ты можешь привести следующее:

1) ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

2) имена исторических деятелей

3) ссылки на призванные авторитеты и их произведения

4) свидетельства очевидцев

5) названия событий

7) собственные наблюдения и выводы

8 ) положения официальных документов

9) различные общественные законы

10) законы природы

11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)

12) статистические или научные данные

13) примеры из научно-популярной, исторической литературы

14) примеры из жизни окружающих.

Последнее, что эксперт читает в твоей работе, – заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид.

Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.

Рекомендуем:

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Видео урок для успешного написания сочинения

Не утверждай Автор хотел этим сказать.

5-ege. ru

04.09.2019 1:22:03

2019-09-04 01:22:03

Источники:

Https://optimizetrack. global. ssl. fastly. net/pokemon/zadacha-nauki-nahozhdenie-obektivnih-zakonov-prirodi-ege-2-variant. html

Https://kronshtadtkniga. ru/matematika-ege/yashchenko-36-variantov-fipi-m. html

Https://nsportal. ru/blog/shkola/matematika/all/2012/03/11/organizatsiya-individualnykh-obrazovatelnykh-traektoriy-pri

Https://bingoschool. ru/blog/125/

Https://4ege. ru/russkiy/3072-kak-napisat-sochinenie-v-ege-po-russkomu-yazyku. html

Https://5-ege. ru/kak-pisat-sochinenie-ege/