Сломя голову как пишется

Разбор частей речидалее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. согласно лингвистике русского языка, выделяют

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Всего найдено: 42826

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться: на каком основании в предложении «В 1363-1364 годах город сменил своё положение в третий раз — его перенесли на 17 км к западу, где он находится и по сей день» стоит тире. Понятно, что тире стоит на границе самостоятельных предложений с бессоюзной связью. В имеющихся справочниках в перечисленных условиях не нашла ни одного подходящего. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении предпочтительно двоеточие, так как вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой. Однако в этих случаях правилами допускается и постановка тире: «В бессоюзном сложном предложении при обозначении пояснения, причины, обоснования, изъяснения допустимо употребление тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике). Вот, в частности, примеры из произведений К. Паустовского: Изредка в небе светилось голубоватое пятно — за тучками пробивалась луна, но тотчас гасла; Подснежники, наверное, уже прорастали в земле — их слабый травянистый запах просачивался сквозь снег; Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце; На молу погасили огни — теплоход ушел; Татьяна Андреевна вздрагивала от сырости — после теплой каюты на палубе было свежо; Паханов крепко держал капитана за локоть — капитан был еще слаб после ранения; Ей хотелось заплакать — лом даже через варежки леденил руки; В армию меня тоже не берут — сердце заштопанное; Однажды зимой вышел я и слышу — стонет кто-то за оградой («Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» под ред. В. В. Лопатина, прим. 2 к параграфу 129).

Здравствуйте. Нужна ли запятая в предложении. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок

Ответ справочной службы русского языка

Д. Э. Розенталь допускал отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом да, если их объединяет общая усилительная, ограничительная, выделительная частица.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед предлогом «в»: «Благодаря взаимодействию с органами власти и коммерческими структурами, в информационной кампании приняли участие 160 тысяч…»

Ответ справочной службы русского языка

Запятая обязательна. Без запятой возможно ошибочное установление связей между словами: Благодаря взаимодействию с органами власти и коммерческими структурами в информационной кампании / приняли участие 160 тысяч.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пишется сверх альтер эго?

Ответ справочной службы русского языка

Возможность такого сочетания вызывает сомнения со смысловой точки зрения. Сверх второе я? Но если все же нужно написать, то корректно так: сверх альтер эго

Он заметил, что(,) если человек не останавливает деятельность, а пробует выполнять свои обязанности, все равно часто встает на путь греха под давлением непреодолимых желаний. — Подскажите пожалуйста, нужна ли тут запятая? Мы с коллегой поспорили и никак не можем решить, как же правильно.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна. В сложноподчиненных предложениях запятая ставится на стыке двух одиночных подчинительных союзов что и если. Запятая не ставится, если второй союз не простой, а двойной, то есть состоит из двух частей (если… то).

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой предлог уместен — в или за? 250 тонн угля добыли шахтёры в 2020 году. Или: 250 тонн угля добыли шахтёры за 2020 год. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Скажите пожалуйста правильно ли расставлены знаки препинания. Это не просто повседневные, бесконечные бытовые заботы вихрем наваливающиеся на человека – нет, всё хуже: всё — быль и всё — небыль.

Ответ справочной службы русского языка

Причастный оборот выделяется запятыми: Это не просто повседневные, бесконечные бытовые заботы, вихрем наваливающиеся на человека, — нет, всё хуже: всё — быль и всё — небыль. Последние два тире необязательны.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, надо ли просклонять слово в скобках, если это второе название: Начальник отдела делопроизводства и контроля (канцеляриИ) или (канцеляриЯ)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: начальник отдела делопроизводства и контроля (канцелярии).

В рекламном тексте прочитала: «Туристов планируют водить по местам великого писателя». Звучит коряво. «По местам былых сражений» — слышала. А «по местам писателя»… Как правильно сказать?

Ответ справочной службы русского языка

Возможный вариант: …по местам, связанным с жизнью великого писателя.

Добрый день, уважаемые специалисты! Подскажите, пожалуйста, врач-психиатр детский участковый, правильно поставить тире или дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: врач-психиатр — детский участковый.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какого рода слово «сумо»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слово сумо среднего рода.

Здравствуйте, допускается ли такое написание ? «Это решение было сложным, но если оно поможет остановить вирус, мы готовы» Перед «мы» опущен союз «то». Нужно ли в таком случае запятую заменить на тире или допускается написание как в примере ?

Ответ справочной службы русского языка

Верная пунктуация: Это решение было сложным, но, если оно поможет остановить вирус, мы готовы. В сложноподчиненном предложении может ставиться тире вместо запятой, но обычно это бывает, если придаточное находится в начале предложения, а не между двумя главными, как в данном случае.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, нужно ли брать в кавычки слово «лицо» в предложении: «Памятники старины являются лицом города.»? Корректно ли написание этого слова без кавычек в данном случае?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны, но в целом предложение стилистически небезупречно, лучше заменить слово лицо либо перестроить всё предложение.

Здравствуйте! Цитирую некоторые ваши ответы: Вопрос № 297013 Здравствуйте, как правильно пишется call-центр, ведь первая часть слова английская, а вторая русская? Как правильно написать в резюме? Спасибо Ответ справочной службы русского языка Словарная фиксация: кол-центр. Вопрос № 276080 Как всё же правильно: колл-центр или кол-центр? В разных ответах вы даёте разные рекомендации. Ответ справочной службы русского языка Разные рекомендации связаны с тем, что это слово, осваиваясь в языке, испытывало колебания в написании (что очень часто происходит с недавно заимствованными словами), а словарной фиксации не было. Теперь она появилась. Кол-центр – такое написание зафиксировано в 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН (М., 2012). Вопрос № 245377 Уважаемая справка, Подскажите, пожалуйста, какое из перечисленных словосочетаний верно: кол центр кол-центр Call центр Call-центр Заранее благодарю, Ответ справочной службы русского языка Предпочтительно: call-центр или колл-центр. В общем, полнейший разнобой. Так на что всё-таки ориентироваться?

Ответ справочной службы русского языка

Всё верно: наиболее ранний ответ был дан, когда словари еще не фиксировали это слово. Сейчас нормативно: кол-центр.

Здравствуйте! Формулировка «Оплатить взнос до/по 5 марта 2021 года» подразумевает, что последний день оплаты 4 или 5 марта? Спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Оба предлога допускают двоякое толкование, хотя чаще имеется в виду, что вторая дата входит в указанный период. Для того чтобы избежать разночтений, в таких случаях рекомендуется добавлять слово включительно.

Как правильно пишется словосочетание «сломя голову»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова мотовство (существительное):

Ассоциации к слову «голова&raquo

Синонимы к словосочетанию «сломя голову&raquo

Предложения со словосочетанием «сломя голову&raquo

  • Я вылетела следом, едва сдерживаясь, чтобы не побежать сломя голову прочь от этого жуткого кабинета.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «сломя голову»

  • Для развлечения своего Екатерина Петровна избрала не совсем обычное для молодых дам удовольствие и, пользуясь осенней порошей, стала почти каждодневно выезжать со псовой охотой, причем она скакала сломя голову по лугам и по пахотным полям.

Сочетаемость слова «голова&raquo

Значение словосочетания «сломя голову&raquo

Сломя голову — см. сломить. См. также голова. (Толковый словарь Ушакова)

Афоризмы русских писателей со словом «голова&raquo

  • Если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение словосочетания «сломя голову&raquo

Сломя голову — см. сломить. См. также голова.

Предложения со словосочетанием «сломя голову&raquo

Я вылетела следом, едва сдерживаясь, чтобы не побежать сломя голову прочь от этого жуткого кабинета.

Но чего ради он должен отказываться от неё и нестись сломя голову куда-то на другой конец страны?

Я мгновенно схватил стоявшее в углу ружьё и сломя голову бросился вниз по лестнице.

Синонимы к словосочетанию «сломя голову&raquo

Ассоциации к слову «голова&raquo

Сочетаемость слова «голова&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Please wait.

We are checking your browser. gufo.me

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6ac064e2e901d44f • Your IP : 85.95.189.96 • Performance & security by Cloudflare

Что означает выражение «сломя голову»?

24666

Фразеологический оборот «сломя голову» или «бежать сломя голову» встречается в разговорной речи, когда упоминается кто-нибудь, вынужденный сильно торопиться.

Пугающий оттенок значения, который скрыт в корне слова «сломя», может сбить с толку не только иностранцев, изучающих русский язык, но и нас, его носителей. Что значит сломя? Сломав, заломив, потеряв? Поищем правильный ответ вместе.

Значение фразеологизма

Идиоматическое выражение «сломя голову» означает «очень быстро, стремительно, не считаясь с обстоятельствами». Сломя голову полетит домой женщина, забывшая выключить утюг, и мужчина, услышавший в свой адрес намёк на то, что супругу посещает таинственный незнакомец.

Сломя голову поспешит на урок замечтавшийся любитель приключений, в последний момент решивший посмотреть на часы. Дорога в школу для него полна соблазнов и неожиданностей, а грозный учитель обещал не пускать опоздавших за порог.

Все эти примеры говорят о том, что бежать сломя голову людей заставляют вещи неожиданные: нехватка времени, тревога, опасения, страх, желание сделать что-то немедленно, иногда – в последний момент.

Не следует путать выражение с похожей идиомой: «ломать голову». Последняя относится к ситуации, когда мы мучительно и долго над чем-то думаем, доходя до того, что голова начинает болеть, разламываясь на части от умственных усилий. Ломать голову над чем-то и бежать без оглядки – не одно и то же. Возможно, если бы мы сначала ломали голову над важными решениями и находили единственно правильный ответ, не приходилось бы потом нестись сломя голову и не чуя под собою ног.

Происхождение фразеологизма

Данная идиома не объясняется историческими отсылками или особенностями профессиональной сферы, из которой она пришла. Происхождение фразы, скорее всего, связано с элементарными бытовыми наблюдениями за бегущим человеком.

Максимально точно в «Словаре фразеологизмов русского языка» пишет об этом Н. М. Шанский, считающий, что словоформы «сломя голову» и «стремглав» имеют общий корень и родственное значение. Стремглав – то есть, наклонив, резко опрокинув голову, что в буквальном смысле и означает «сломя голову». Получается, движение столь динамично, что поза бегущего напоминает сжатую пружину. Он группируется, пригибая голову к земле, ускоряется за счёт уменьшения угла наклона туловища.

Другая версия появления идиомы связывает её с вышедшим из употребления словом «сломиголова», образованным по аналогии с «сорвиголовой», а также «перекати-полем». Сломиголовой называли людей отчаянных, порывистых, резких до нелепости. Данный оттенок смысла сместился впоследствии в сторону быстроты, скорости.

Синонимичные выражения

Так как человек, стремительно бегущий по неотложному делу, неизменно обращает на себя внимание, русский народ не поскупился на определения такой нестандартной ситуации. О горемыке, вынужденном отчаянно торопиться, допустимо сказать, что он «бежит…»:

  • со всех ног;
  • не замечая никого вокруг;
  • на всех парах;
  • на всех парусах;
  • без оглядки;
  • что есть мочи;
  • во всю прыть.

В иностранных языках найдутся следующие синонимы:

  • run for one’s life (беги, спасая свою жизнь) – англ.;
  • kopfuber (стремглав) – нем.;
  • precipitamment (поспешно, торопливо) – фр.

Фразеологизм «сломя голову» не назовёшь идеальным с точки зрения ясности, но он оставляет яркий след в памяти. Чувствуется, что передвигаться таким образом – занятие не самое комфортное, ведь голова при этом находится не на обычном месте. Чтобы такого не произошло, ей стоит дать время: пусть тщательно обдумает каждую деталь. Если же совершать важные действия на бегу, голову недолго и потерять совсем.

Тест на знание фразеологизмов

Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.

источники:

http://gufo.me/dict/fedorov/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83

http://na-dostupnom.ru/slomya-golovu/

Словосочетание

Словосочетание
– это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное
(от которого задается вопрос) и зависимое
(к которому задается) слово:

G
Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без

вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

ó
Помни!
Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи !):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Или так

Способы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КОСВЕННЫХ падежей

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие (ставим вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?), неопределённая форма глагола (инфинитив – вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), притяжательные местоимения (его, ее, их – вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

такой порядок

движение на дороге

третий слева

старший брат

летел к нам

непривычно тихо

непрекращающиеся дожди

привёз от знакомого

увеличить втрое

первый ученик

принять помощь

немного легкомысленный

эта аллея

гостить у друга

знать наизусть

опустевшая аллея

помощь друга

макароны по-флотски

трёх тетрадей

три тетради

увеличить втрое

встречать опоздавших

поздно ночью

их намерения, его настроение,

.
Различай!

image003 87

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей
? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

image004 74

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Ñ
Разбор задания

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать –
главное слово, механически –
зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­
– это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как?
и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже .

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Ñ
Разбор задания

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) –
наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла
.

Таким образом
, выписываем словосочетанием сильно простыла.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании «работать от души». Если примыкание
, то правильно ли понимаю, что «от души» — это наречие?

Тип связи — управление.

Являются ли эти словосочетания примыкание
м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Ответ справочной службы русского языка

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание
(к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях «носить пальто, ехать в метро», то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание
, но коллега склонна к варианту управление. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) управление
это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом);
примыкание


это связь, при которой в роли зависимого слова выступают
неизменяемые
слова: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, компаратив или деепричастие. Если исходить из этих определений, то неизменяемые имена существительные в приведенных сочетаниях управляются главным словом.

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ — это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ — управление? или примыкание
? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?

Ответ справочной службы русского языка

Слова весной, осенью, утром, вечером
и под. согласно «Русской грамматике» (М., 1980) являются наречиями, когда они отвечают на вопрос когда?
и не имеют зависимых слов: Дело было весной; Мы встретились утром
. Эти наречия омонимичны однокоренным мотивирующим именам существительным в тв. падеже. К существительным мы задаем вопрос чем?: Я любуюсь весной; Дети наслаждались вечером
. В эти предложения легко вставляются определения: Я любуюсь ранней весной; Дети наслаждались теплым весенним вечером
. Однако в предложения с наречиями тоже можно вставить определения: Дело было поздней весной; Мы встретились ранним утром
. Это показатель того, что переход существительных в наречия еще не завершен, слова типа вечером, летом
еще не оторвались окончательно от категории существительных и сохраняют такой признак существительного, как возможность присоединять к себе определение.

В сочетании весенний сев
тип связи согласование. В сочетании сев весной
– примыкание
.

Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, не могу понять, почему в СС «ее дом» вид связи примыкание
? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что притяжательное прилагательное ее
не изменяется по падежам, следовательно, оно не может «управляться» каким-либо падежом.

Уважаемые коллеги!
Подскажите, пожалуйста, с словосочетании Таблетки Андрокур второе слово имеет какую синтаксическую роль? Нашла вариант, что это может быть примыкание
(так как существительное не склоняется), в другом источнике такая модель рассматривается как приложение. Таблетки Акдрокура — несогласованное определение, а вот как быть с выражением Таблетки Андрокур… И отсутствие кавычек в этом выражении — это нарушение нормы или допустимый вариант?
Буду рада ссылке на исследования в этой области или на хороший учебник. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание
).

Пожалуйста, помогите определить тип связи в словосочетании «её подруга».

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи — примыкание
.

Здравствуйте. Здание В3 в ЕГЭ посвящено видам подчинительной связи в словосочетании. Я правильно понимаю, что границы трех видов связи довольно зыбки (особенно между управлением и примыкание
м)? Напр., поставило в тупик словосочетание «немало имен». Рассуждал так: с одной стороны, тут есть падежное управление (немало (чего?) имен), с другой — признак примыкания (наличие неизменяемого слова (наречия). Есть ли какой-то более четкий критерий разграничения управления и примыкания? Буду крайне признателен за совет.

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи — управление или примыкание
— нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.

Подскажите, пожалуйста, насколько допустимо использование слов, где «эсперанто-» выступает в качестве своеобразного префикса, обозначающего отношение к эсперанто и ко всему, с ним связанному? В Орфографическом словаре приводятся слова «эсперанто-движение» и «эсперанто-ассоциация», но допустимы ли в целом такие формы, как «эсперанто-организация», «эсперанто-лига», «эсперанто-среда», «эсперанто-литература», «эсперанто-традиции», «эсперанто-встреча» и т. п.? Есть ли общее правило/соображение, или же с каждым конкретным словом вопрос решается отдельным образом? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание
м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.

Как поменять словосочетание «широкий в плечах»(управление) на примыкание
?

Ответ справочной службы русского языка

Вряд ли это возможно, если только вместо слова «в плечах» не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.

какой вид связи в словосочетании: возвращаться лесом?

Ответ справочной службы русского языка

к какому типу подчиниельной связи относится словосочетание: «слушать молча»?

Ответ справочной службы русского языка

Примыкание
.

если зависимое слово в словосочетании является неизменяемым существительным, то какой это тип связи? Например, слушать радио.

Ответ справочной службы русского языка

Такой тип связи называют примыкание
м.

как различить согласование, управление и примыкание
в словосочетаниях?
т.е. что это значит?

Ответ справочной службы русского языка

Практикум по выполнению задания В3 на ЕГЭ по русскому языку

Как показывает анализ результатов ЕГЭ, тестируемые в целом успешно справляются с заданием В3.

Особенно результативным является решение заданий, в которых требуется определить способ подчинительной связи в указательном словосочетании (Укажите тип связи в подчинительном словосочетании все небо
(предложение 20
). Это связано с тем, что в таких случаях экзаменуемый анализирует не все предложение (все предложения
) в целом, а только данное словосочетание.

Затруднения всегда возникают в тех случаях, когда это же задание требует найти словосочетание в конкретном предложении или фрагменте текста (Из предложения 18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
), особенно если зависимым компонентом такого словосочетания является местоимение в предложно-падежной форме (в тот день
).

Диагностические работы выявили типичные ошибки при выполнении задания В3. Они связаны:

  • с недостаточным умением экзаменуемых различать лексико-грамматические разряды слов (прежде всего местоимений и наречий),
  • определять значение, грамматические особенности и функции в речи слов разных лексико-грамматических разрядов,
  • с недостаточным умением устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения.

При подготовке к экзамену особое внимание необходимо уделить формированию умения устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения, что и вызывает большие затруднения при выполнении задания В3.

Работу начинаем с
повторения и обобщения материала.

Что же такое словосочетание?
(это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).
Какие бывают виды словосочетаний по значению?

Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.

1. Проводим
практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.

Выделить все словосочетания:

Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечётся в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив! (И. Северянин «Эпилог»)

Выписываем словосочетания:
мой мозг

прояснили мозг

влечётся в примитив

росные туманы

вижу туманы

слышу мотив

липовый мотив

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится,что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами. (М. Цветаева)

Выписываем словосочетания:
мне нравится

больны не мной

под нашими ногами

тяжёлый шар

шар земной

не уплывёт никогда

2.
Практикум по определению способов связи слов в словосочетании:

громкий шорох (согласование);

сходить за багажом (управление);


горячо спорить (примыкание);


совершить прыжок (управление);


говорить шёпотом (примыкание);


ночёвка в лесу (управление);


рисовать карандашом (управление);


светит ярче (примыкание);


моя профессия (согласование);


желанный гость (согласование);


нарушение правил (управление);


три товарища (согласование);


надо подумать (примыкание);


ягоды крыжовника (управление);


ясным утром (согласование);


замеченный тобою (управление);


говори тише (примыкание);


упасть навзничь (примыкание).

3.
Отработка задания ЕГЭ.

Задание в тестах звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым.

Какие шаги
нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?

  1. Выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
  2. Исходя из заданного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словам
    и.

Пошаговая работа над заданием:

1.
Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

  • Первая основа — кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы.
  • Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно.
  • Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

4. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

5. Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

(10) Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. (11) В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника. (12) Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания. (13) Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

6. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

7. Из предложений 11, 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

(11) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.

9. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

5. Синтаксическая связь в словосочетании

Синтаксические отношения выражаются различными средствами
подчинительной связи.



Синтаксическая связь


— это формально-семантическая связь между компонентами
синтаксической единицы. Выделяют 2 вида синтаксической связи —
сочинение
и подчинение.



Сочинительная синтаксическая связь



встречается в предложении и объединяет однородные члены предложения.
О видах сочинительной синтаксической связи мы будем говорить позже.



Подчинительная синтаксическая связь



встречается в словосочетаниях; это соединение неравноправных единиц:
одно слово грамматически зависит от другого. Напр.,
золотая
осень, прочитать статью, очень легко
. Подчинительная связь может
быть обязательной
и необязательной.



Обязательная подчинительная связь


возникает тогда, когда в качестве главного используется слово,
требующее появления зависимого компонента. То есть главное слово
информативно недостаточно, и между компонентами возникают
комплетивные отношения. Напр.:



Необязательная подчинительная связь


наблюдается в тех случаях, когда слово может иметь или не иметь
зависимый компонент. Например:

Побежал






быстро, под гору, домой, к маме.

Читаю книгу —




интересную, старую, толстую.

Одно и то же слово с разными зависимыми словоформами может иметь
обязательную и необязательную связь. Например:

Характер связи при подчинении может быть предсказующим
и
непредсказующим.



Предсказующий характер связи:


главное слово предсказывает форму зависимого компонента. Напр.,

прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже:
новый дом, о новых домах, в новом доме; переходный глагол требует
дополнения в Вин.п. без предлога: увидеть

город
,
человека, реку
; открыть

окно, книгу, дверь,
Америку
; некоторые глаголы и существительные требуют постановки
зависимого компонента в определенном падеже с определенным
предлогом: выйти из зала, дома; подумать о жизни, душе, друге;
надеяться на брата, случай, авось.



Непредсказующий характер связи



возникает в тех случаях, когда форма зависимого компонента не
определяется свойствами главного слова. Напр.:

находиться


— за рекой

Под деревом

У бабушки и т.д.

Ехать


домой, в лес, на картошку, под мостом, над пропастью, к
родственникам и т.д.

Как предсказующая, так и непредсказующая связь может быть
обязательной и необязательной:



Находиться в лесу


— связь обязательная, непредсказующая;

Взять книгу


— обязательная, предсказующая;



Интересную книгу


— необязательная, предсказующая;

Взял на время


— необязательная, непредсказующая.

Выделяют три основных вида
подчинительной связи в
словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Согласование




— такой вид связи, при котором зависимое слово по форме уподобляется
главному, так как оно морфологически приспособлено к изменению формы
под влиянием подчиняющего слова. Напр.:
желтый лист,
желтые листья, о желтых листьях.

Главным


словом при согласовании является существительное или
субстантивированная часть речи, зависимым
— прилагательное,
причастие, местоименное прилагательное, порядковое числительное и
количественное числительное в косвенных падежах. Напр.: новый
дом, тающее мороженое, некто неизвестный, наш сын, первый класс, о
двух друзьях.

Между компонентами словосочетаний возникают атрибутивные

отношения.

Особый случай согласования — взаимосогласование:
это связь
между существительным и существительным, при которой грамматически
невозможно определить главное слово. Напр.:

красавица-сосна, город-герой, река Обь, старик крестьянин, доктор
Петров.
Оба компонента такого словосочетания, как правило,
изменяются одинаково (о красавице-сосне, под красавицами-соснами
),
поэтому грамматически главное слово определить нельзя, оно
определяется только по смыслу. Между компонентами таких
словосочетаний возникают аппозитивные
отношения.

Согласование бывает полным
и неполным.

Полное согласование — это такая связь, при которой зависимое слово
уподобляется главному по всем параметрам: по роду, числу и падежу —
или только по роду и падежу (может отсутствовать согласование в
числе).

Напр.:
Английский и французский языки;



Шерстяные юбка и жакет.

Неполное согласование — такая связь, при которой зависимое слово
уподобляется главному не по всем параметрам: может отсутствовать
согласование по роду или падежу.

Напр.:


озеро Байкал
— отсутствует согласование по роду;



на озере Байкал


— по роду и падежу.

Неполное согласование характерно для словосочетаний с аппозитивными
отношениями: река Днепр, баржа-рудовоз, учительница-химик, доцент
Иванова.
Значительно реже неполное согласование встречается в
словосочетаниях с атрибутивными отношениями, напр.: молодая врач,
умелая токарь.

Следует отметить тот факт, что неполным считается согласование в
таких словосочетаниях, где родовая форма слов совпадает случайно
(напр.:
дом-корабль, город Томск, песня-душа
), в
отличие от словосочетаний с полным согласованием, где зависимый
компонент имеет коррелят по роду (напр.: утес-великан и
сосна-великанша, ученик-бездельник и ученица-бездельница,
судьба-злодейка и кот-злодей
).

Управление



— это такой вид связи, при котором зависимый компонент
употребляется в форме, определяемой лексико-грамматическими
свойствами главного слова, а именно: главное слово требует
постановки зависимого в определенном падеже с предлогом или без
него. Зависимое слово при этом — имя существительное или любая
другая субстантивированная часть речи, а главное слово — практически
любая знаменательная часть речи. Напр.:
читать книгу,
изучать новое, помочь ему; сестра друга, жду друга, два друга,
старше друга, жаль друга
и т.п.

В словосочетаниях со связью управление возникают отношения
объектные
(напр.:
читать журнал, думать о будущем
),
атрибутивные
(напр.:
пиджак отца, тушь для ресниц
),
обстоятельственные
(напр.:
пойти в лес, опоздать
из-за аварии
), комплетивные
(напр.: три мушкетёра,
несколько человек
).

Существует два подхода к классификации связи управление:

1) выделяют управление сильное



и
слабое


. При этом под сильным управлением разные
ученые понимают разные лингвистические явления: одни считают сильным
управление в словосочетаниях с предсказующей связью, другие — в
словосочетаниях с обязательной связью. Чтобы избежать этой путаницы,
предлагается второй подход:

2) выделяют 4 типа управления на основе разграничения связи
обязательной/необязательной и предсказующей/непредсказующей:

А) предсказуемое обязательное управление (напр.:
читать
книгу, подойти к дому, наехать на забор
);

Б) предсказуемое необязательное управление (напр.:
шаль
мамы, рукав платья, дом отца
);

В) непредсказуемое обязательное управление (напр.:
жить в
лесу, жить на даче; ехать в город, ехать под мостом
);

Г) непредсказуемое необязательное управление (напр.: читать в
комнате, цветник у калитки, печатать по вечерам
).

Примыкание



— такая подчинительная связь, при которой зависимый компонент
является неизменяемым словом или неизменяемой формой изменяемых
слов.

Примыкают:

1) наречия (напр.:
повернуть направо, прогулка верхом,
очень молодой, говорить по-немецки
);

2) неизменяемые прилагательные (напр.: пальто беж, куртка хаки,
покрой реглан, соль экстра
);

3) сравнительная степень прилагательных и наречий (напр.: дети
постарше, быть умнее, бежать быстрее
);

4) инфинитивы (напр.: привычка курить, люблю читать, приехал
учиться, начал работать
);

5) деепричастия (напр.: идет прихрамывая, молча улыбался, ест
стоя
);

6) примыканием считается также связь между существительным и формами
притяжательных местоимений его, её, их.

Грамматически
эти формы близки неизменяемым прилагательным: у них нет форм падежа,
а формы рода и числа не участвуют в выражении связи (ср.:

его/её, их / семья, дом, дети
).

Главное слово



при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым.

Изменяемые

слова:

1) имена существительные (напр.:
шарф бордо, ее туфли,
желание учиться
);

2) личные формы глаголов и причастия (напр.: смотрит не мигая,
пишет быстро, плохо учившийся, громко говорящий
);

3) имена прилагательные (напр.: готовый бежать, способный
рисовать, очень холодный
);

4) числительные (напр.: третья слева, трижды три
).

В таких словосочетаниях не возникает проблем с определением главного
компонента: это изменяемое слово.



Неизменяемые главные слова



— это деепричастия, инфинитивы, наречия и слова категории
состояния.

Напр.: читая быстро, смотреть не мигая, очень быстро, весьма
жаль.

В таких словосочетаниях главным является слово, которое в
предложении может употребляться без зависимого. Сравним два
предложения: Утром легко дышать
и Утром легко дышится.

Из первого предложения выделяем словосочетание с главным словом
легко
: легко
(что?) дышать
(ср.:
утром

легко
(дышать
); из второго предложения выделяем
словосочетание с главным словом дышится
(изменяемое слово);
дышится
(как?) легко
(ср.: утром
дышится

(легко).

Примыкание бывает обязательным
и необязательным
.
Обязательным

является примыкание со связью, основанной на
комплетивных отношениях (напр.: учиться вязать, находиться рядом,
поехать направо
).

В словосочетаниях с примыканием возможны не только комплетивные, но
и обстоятельственные, объектные и атрибутивные отношения (напр.:
сделаю завтра, очень больно; рекомендую прочитать; яйца всмятку,
прогулка верхом
).



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1.



Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

О ранней весне, чтение вслух, река Дон, два друга, в третьем
корпусе, близкий к победе, нечто таинственное, абсолютно отчетливо,
готовый помочь, болен ангиной, довольно далеко, его идеи, кое-что
заметил, увидел какаду, лягушка-путешественница, умение рисовать,
берег пониже, встретил ее, у каждого студента, молча кивнул, платье
беж, аннулировав договор, приехал учиться, надел пальто.

2.



Определите тип отношений и вид синтаксической связи

:

А) по-дружески приветливый, осенний дождь, шел прямо, исследован
учеными, нигде не был, никому не известный, знакомый из Москвы,
возвращение мастера, явление синонимии, в зимнем лесу, купила колье,
у секретаря-референта, попросил помочь, к его сестре, шарф бордо;

Б) свернул направо, нашел пять копеек, капитан корабля, художник
Дюрер, начал рисовать, четыреста пятьдесят томов, на тридцать пятой
странице, у двух подружек, очень странный, самый легкий способ.

3.


Из предложений выпишите все словосочетания и проведите их
структурно-семантический анализ по следующей схеме: 1) простое или
сложное, 2) характеристика по морфологическому выражению главного
слова, 3) синтаксические отношения, 4) синтаксическая связь.

Пример: КУПИЛ
(что?) ТРИ АСТРЫ
— сложное, глагольное,
объектные отношения, связь управление;

ТРИ


(чего?) АСТРЫ
— простое, нумеративное, комплетивные
отношения, связь управление.

1) Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их
села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. С дружиной
своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне

(П.).

2) Мореплаватель Павсаний с берегов далеких Нила в Рим привез и
шкуры ланей, и египетские ткани, и большого крокодила
(Н. Гум.).

3) Долгая зимняя ночь прошла незаметно. Сели ужинать в пятом часу
утра
(П.).

4) Лишь вдали красуются там, на дне долин, кисти ярко-красные
вянущих рябин
(А. Толстой).



5) Дохнул осенний хлад; дорога промерзает; журча, еще бежит за
мельницу ручей


(П.).

6) Он из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые
мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и
кудри черные до плеч (П.).



7) Природа жаждущих степей его в день гнева породила и зелень
мертвую ветвей и корни ядом напоила (П.).



8) Хладнокровно, еще не целя, два врага походкой твердой, тихо,
ровно, четыре перешли шага, четыре смертные ступени (П.).

Согласование Управление Примыкание
прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное
) согласуется с главным (существительным) в роде, числе и падеже.
Это подчинительная связь, при которой зависимое слово (существительное, местоимение, числительное
) ставится в определённом падеже по отношению к главному (глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному, числительному).
Это подчинительная связь, при которой зависимое слово (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола
) связано с главным (глаголом, деепричастием, причастием, наречием, прилагательным, существительным) только по смыслу и интонационно.
читающий мальчик
акция милосердия
бежать быстро
наше село
сверкающий на снегу
говорить волнуясь
лисий хвост
сверкая на снегу
по-зимнему холодно
открытая тетрадь
слушать новости
начал читать
такой порядок
движение на дороге
третий слева
старший брат
летел к нам
непривычно тихо
непрекращающиеся дожди
привёз от знакомого
увеличить втрое
первый ученик
принять помощь
немного легкомысленный
эта аллея
гостить у друга
знать наизусть
опустевшая аллея
помощь друга
макароны по-флотски

ЗАПОМНИТЬ! Словосочетаниями не являются:

— сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть говорит;

— сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака, сломя голову;

— подлежащее и сказуемое;

— составные словоформы: более светлый, будет ходить.

ЗАДАНИЯ

1.
Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА
управление
согласование

2.
Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
, подстроенное на основе подчинительной связи согласование
, синонимичным словосочетанием со связью управление
. Напишите получившееся словосочетание.
3.
Замените словосочетание БЕЗЫМЯННАЯ РЕЧУШКА
, построенное на основе связи согласование
, синонимичным словосочетанием со связью управление
. Напишите получившееся словосочетание.
4.
Замените словосочетание БЕССОННЫЕ НОЧИ
, построенное на основе связи согласования
, синонимичным словосочетанием со связью управление
. Напишите получившееся словосочетание.
5.
Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ
, построенное на основе связи управление
, синонимичным словосочетанием со связью примыкание
. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ПЛЕД В КЛЕТКУ
, построенное на основе связи управление
, синонимичным словосочетанием со связью согласование
. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание В КАБИНЕТЕ ОТЦА
, построенное на основе связи управление
, синонимичным словосочетанием со связью согласование
. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ЗАКРИЧАТЬ ОТ ИСПУГА
, построенное на основе связи управление
, синонимичным словосочетанием со связью примыкание
. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
, построенное на основе связи согласование
, синонимичным словосочетанием со связью примыкание
. Напишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание ПОКОРНО ПОВТОРЯЛИ
, построенное на основе связи примыкание
, синонимичным словосочетанием со связью управление
. Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание БИНОКЛЬ МАМЫ
, построенное на основе связи управление
, синонимичным словосочетанием со связьюсогласование
. Напишите получившееся словосочетание.

12.Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ САРАЙ
, построенное на основе связи согласование
, синонимичным словосочетанием со связьюуправление
. Напишите получившееся словосочетание.

13.Замените словосочетание МЕХОВЫМ ШАРИКОМ
, построенное на основе связи согласование
, синонимичным словосочетанием со связьюуправление
. Напишите получившееся словосочетание.

14.Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ
, построенное на основе связи примыкание
, синонимичным словосочетанием со связью управление
. Напишите получившееся словосочетание.

15.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
, построенное на основе связи согласование
, синонимичным словосочетанием со связью управление
. Напишите получившееся словосочетание.

16.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ
, построенное на основе связиуправления
, синонимичным словосочетанием со связью согласование
. Напишите получившееся словосочетание.

17.Замените словосочетание КОЛИНА СЕСТРА
, построенное на основе согласования
, синонимичным словосочетанием со связью управление
. Напишите получившееся словосочетание.

18.Замените словосочетание ЛУЧОМ СОЛНЦА
построенное на основе управления
, синонимичным словосочетанием со связью согласование
. Напишите получившееся словосочетание.

19.Замените словосочетание ЯБЛОЧНЫЕ ПИРОЖНЫЕ
, построенное на основе согласования
,синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

20.Замените словосочетание ТЩАТЕЛЬНО ОТГЛАЖЕННЫЙ
, построенное на основе примыкания,синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание

ПОВТОРЕНИЕ

Из предложений 20-21 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»

(20) Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье, оставляя травку поласковей, понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью. (21) Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье.

  • Сложный план рассказа фотография на которой меня нет
  • Сложный цитатный план по рассказу красное яблоко
  • Слон и моська сказка крылова
  • Сложные предложения в рассказе дубровский
  • Сложные предложения в рассказе горе от ума