Слепой музыкант сочинение рассуждение

Роль искусства в жизни человекапетрусь, герой повести в. короленко слепой музыкант, с детства чуток к миру звуков, потому что для

Роль искусства в жизни человека

  1. Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант», с детства чуток к миру звуков, потому что для него это единственная возможность ощутить мир (он родился слепым). Для Петруся искусство – отдушина, способ самовыражения. Герой слушает игру конюха Иохима на дудочке, а вскоре сам начинает играть на фортепьяно. Ему пришлось пройти через многие испытания, чтобы добиться признания. Петрусь не просто играет, он чувствует музыку, передает в ней жизнь и народные чаяния.
  2. Яков, герой рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», относится безразлично к искусству, видя в нем лишь работу. Но он ощущает силу искусства, когда на него наваливается тоска о прожитой зря жизни. Тогда у Якова выходит настолько жалобная и прочувствованная мелодия, что он плачет. Герой умирает, а свою скрипку и музыку передает еврею Ротшильду, на которого постоянно нападал при жизни. И композиция продолжает жить.

Проблема назначения искусства..По А.И. Солженицыну

Сочинение по тексту:

Известный писатель А.И. Солженицын в тексте, который я прочитал, поднимает проблему назначения искусства.

Рассуждая о том, что история человечества не знает периода, когда не было искусства, писатель говорит о его божественном происхождении . Суть искусства в том, по мнению А.И. Солженицына, что в нём нет места лжи. Построенное на триединстве Истины, Добра и Красоты, произведение искусства захватывает читателя и воспринимается как непреложная правда, которую и спустя время никто не опровергнет. Автор признается, что не сразу понял глубокий смысл фразы Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасёт мир». Однако именно ей, красоте, как он постиг позже, уготована главная роль в искусстве. Именно красота пробьётся из-под натисков действительности, устоит под давлением времени. И тогда, как пишет автор, искусство будет «растеплять» даже «захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту». В этом и есть подлинное назначение искусства.

Моя позиция сходна с мнением А.И. Солженицына. Я верю в то, что в наше непростое время искусство объединяет людей и побуждает к осмыслению сущего, учит жизни. Например, назначение произведений классической литературы — давать людям нравственные ориентиры.

Известный русский писатель К. Паустовский сказал: «Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем». Произведения А.П. Чехова несут нам истины и учат добру. Например, в рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов призывает нас не упиваться мещанским счастьем обладания, а помнить, что в мире есть несчастные. Если мы не будем думать о таких людях, то когда-то забудут о нас. Этой истине и доброте учит нас автор.

В трудные годы войны искусство давало людям силы. Стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…» бойцы переписывали друг у друга, отправляли в письмах своим жёнам, и это поддерживало их дух. Жителям блокадного Ленинграда придавала стойкость 7-я симфония Д. Шостаковича, которую композитор начал сочинять в осаждённом городе, а один из современников назвал «Симфония всепобеждающего мужества».

Итак, назначение искусства — убедительно, по законам гармонии и красоты, показывать людям истину и укреплять дух.

Текст Александра Исаевича Солженицына:

(1)Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. (2)Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. (3)И не успели спросить: з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним?

(4)И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживёт свои формы, умрёт. (5)Умрём — мы, а оно — останется. (6)И ещё поймём ли мы до нашей гибели все стороны и все назначенья его?

…(7)Искусство растепляет даже захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту. (8)Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, — такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению.

(9)Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь — не себя, — увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. (10)И только душа занывает…

(11)Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасёт красота». (12)Что это? (13)Мне долго казалось — просто фраза. (14)Как бы это возможно? (15)Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? (16)Облагораживала, возвышала — да, но кого спасла?

(17)Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. (18)Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено — увидится не сразу. (19)А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, — и всё опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. (20)Оттого доверие к ним есть — и доверия нет.

(21)Попусту твердится, что к сердцу не ложится.

(22)Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. (23)Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.

(24)Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? (25)Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, — то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место и так выполнят работу за всех трёх?

(По А.И. Солженицыну)

Влияние искусства на жизнь человека

  1. Нина, героиня пьесы А.П. Чехова «Чайка», увлечена театром, мечтает стать актрисой. Но ее родители категорически против такой карьеры для дочери. Нина идет против семьи, уезжает из дома, играет много, но плохо, «с завываниями». Однако после перенесенных трагедий: разрыва с любимым, смерти ребенка – героиня решает изменить свою жизнь, едет в провинцию, чувствуя в себе способность играть совершенно по-новому. Искусство для Нины – вся жизнь, с ее радостями и трагедиями.
  2. Николай Ростов, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», проиграл в карты крупную сумму. Приехал домой он в ужасном состоянии: где найти столько денег, как сказать о проигрыше бедной семье? Но когда молодой человек услышал пение сестры Наташи, то оно захватило его и избавило от гнетущего состояния, потому что все эти карты, деньги, шулеры – все это приходит и уходит. А искусство вечно, оно остается навсегда.

На пороге смерти

Однако когда жена Якова находится при смерти, он начинает задумываться о том, что его жизнь прошла бессмысленно, что за все годы совместной жизни он никогда не ласкал свою жену, что она чахла рядом с ним, поэтому так радовалась приближающейся смерти. Поняв эту истину, он заболевает сам и чувствует, что смерть скоро заберет и его. Единственное, что ему было жаль, – это скрипка, которая после смерти осталась бы в одиночестве.

Яков Бронза берет скрипку и начинает на ней играть. В этот момент к герою приходит Ротшильд, которого Яков не любил. Главный герой играет проникновенную музыку, она сильно повлияла на душу зашедшего Ротшильда. Он стоял, а слезы капали из его глаз. Игра Якова на скрипке глубоко запала в душу Ротшильда, именно такое творчество можно назвать истинным искусством.

Только перед самой смертью Якову удалось создать настоящее произведение искусства, которое трогает до глубины души. «Жалобная и трогательная» мелодия, повествующая о напрасно прожитой жизни Якова, смогла точно передать чувства и эмоции создателя, а также смогла передать настроение печали.

Понимание ценности искусства

  1. Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», обладает удивительным музыкальным чутьем. Она не только поет сама, но и слышит подлинное искусство в музыке других. Девушка пускается в пляс под народную мелодию, потому что ее переполняет восторг от удивительного мира звука. Наташа видит в музыке целый мир, она сближается с народом в его понимании. Именно эта чуткость и делает Ростову любимой героиней автора.
  2. Василий Теркин, герой одноименной поэмы А. Твардовского, в главе «Гармонь» играет на этом инструменте. От звуков музыки будто стало теплее холодной зимой, повеяло домом, родными местами. И уже не чувствовалась боль в отмороженных пальцах, а ноги сами пускались в пляс. Музыка разогнала тягостные мысли, в этом небольшой эпизоде бойцы отдохнули от трагических военных событий, хотя бы на миг забылись, отодвинув страх и усталость. Именно поэтому Тёркину гармонь и подарили, он песней согрел сердца людей.

Статья. Энциклопедия аргументов для написания сочинения (ЕГЭ)

Энциклопедия аргументов

Проблема воспитания и образования

Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» показал, как обстоятельства влияют на формирование характера личности. В комедии непросвещенные Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка противопоставлены образованным персонажам (Стародум, Софья, Правдин, Милон)

Проблема власти

А.С.Пушкин в своей поэме «Медный всадник» подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека, не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестоки по отношению к народу, к отдельной личности.

Проблема творчества

А.С.Пушкин написал прекрасные стихотворения «Поэт», «Пророк». Автор считает, что поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь сердца людей»

Проблема богатства внутреннего мира

Под влиянием прочитанных книг Татьяна, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», создает свой романтический мир. Основа мира Татьяны – народная культура. Она выросла в деревне, с бытом, поверьями, фольклором народа. Она думает и чувствует как истинно русский человек.

Проблема цели и смысла жизни

Размышления о предопределенности судьбы человека, о цели и смысле человеческой жизни – эти вопросы занимают центральное место в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Нравственные нормы главный Печорин нарушает. Он эгоист и презирает людей, приносит зло. Автор считает, что в какие бы тяжелые условия жизнь ни ставила человека, он обязан уважать окружающих людей.

Проблема назначения искусства

В повести «Портрет» Н.В.Гоголя раскрыта проблема сущности и назначения искусства. Художник должен не копировать действительность, а, следуя своим замыслам, идеям, творчески преобразовывать её. Трагедия художника Чарткова в том, что между ним и изображаемой им жизнью встали деньги. Желание быстрой славы и богатства развратило душу художника.

Проблема духовного состояния русского общества

Проблема духовного состояния русского общества показана в поэме «Мертвые души». Сцена бала у губернатора – своеобразный смотр «мертвых душ» помещичьей и чиновничье России, которую отличает праздность и пустота существования. «Балы», «сплетни» — единственные убогие формы «общественной» и «умственной» жизни.

Проблема жестокости

Проблема жестокости одна из центральных в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пушкин исторически объективно описывает причины и размах пугачевского восстания, но он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкира, виселицы на плотах)

Подвиг на войне

Подвиг солдата на войне показан А.Т.Твардовским в поэме «Василий Теркин» как каждодневный и тяжкий ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный простой солдат.

Проблема таланта

Н.С.Лесков в своем сказе «Левша» показывает талант простого русского человека. Автор не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы (хотя жизнь талантливого человека в России, по мнению писателя, трагична и никому не нужна)

Проблема роскоши, разъедающей душу человека

В произведении И.А.Бунина «Господин из Сан — Франциско» показан богатый человек, который последовательно стремится к своей цели. Оказалось, что все накопленное Господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем – то ином, не поддающемся денежной оценке,- житейской мудрости, доброте, духовности.

Проблема поиска пути и правды жизни

Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, герой романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», неизбежно приводит его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во встрече с солдатом Платоном Каратаевым. Мудрость Платона – это мудрость народного восприятия жизни, и поэтому, она оказывается такой близкой Пьеру.

Роль семьи и дома

Мысль о духовных основах семейственности показана в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляется высокое благородство чувств, доброта, естественность, близость к народу, нравственная чистота.

Проблема преклонения перед всем иностранным

Пренебрежение к национальной культуре, языку, русскому народу и преклонение перед всем иностранным вызывает гнев главного героя Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сам Чацкий говорит живым литературным языком. Его речь насыщена оборотами, свойственными русской народной речи.

Сила слова

Сила образа Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»,- в его пламенной речи. Она богата, как речь поэта. Ведь именно обличающим словом борется он со старым миром.

Роль русского языка

Стихотворение «Русский язык» И.С.Тургенев писал в дни русско – турецкой войны. Боль « при виде того, что совершается дома» выражена в стихотворении, а также выражается надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, которые выпали на его долю.

Проблема сохранения чести

А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства. Петр Гринев, главный герой повести, стремится выполнить завет отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.

Проблема свободолюбия

Поэма «Мцыри» М.Ю.Лермонтова пронизана идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.

Проблема свободолюбия

В основе произведения М.Горького «Макар Чудра» лежит легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть над человеком. В подтверждении мысли о том, что самым дорогим в человеке является чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре.

Проблема человеческого достоинства

В повести А.С.Пушкин «Станционный смотритель» создает образ «маленького человека», чье счастье оказалось растоптанным, с чьей жизнью не посчитались. Чувство человеческого достоинства, уважение его – вот главная идея повести. По мнению А.С.Пушкина, смирение унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство

Взаимодействие формы и содержания в искусстве

  1. А. Михайлов в книге «Маяковский» описывает биографию великого поэта. Знаменитого футуриста постоянно порицали по различным причинам за форму его произведений, будто бы не видя подлинного масштаба их содержания. Рваные строчки, неологизмы, желтая кофта как основа эпатажных выступлений – все это не так важно, главное – смысл и поднимаемые проблемы. Владимир Маяковский был футуристом, но, в отличие от других коллег по цеху, он не замыкался в этой форме, поэтому и стал классиком.
  2. Сальери, герой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «алгеброй искусства». Однако гением он не был, в отличие от Моцарта, потому завидовал, считал, что Моцарт ведет себя неподобающе. Для последнего же главное содержание: творить можно где и когда угодно, главное – то, что получится, а каких-то правил и рамок не существует. Из-за зависти Сальери отравил своего удачливого коллегу, но так и познал тайны его совершенства.

Взаимодействие искусства и власти

  1. Мастер, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», написал гениальный роман. Однако этот роман идеологически не соответствовал государственному курсу, так как включал в себя библейские мотивы. Роман Мастера начали травить критики, а он сам оказался в каких-то темных застенках, о которых автор умалчивает. Все эти страдания привели героя в сумасшедший дом, из которого он вышел только благодаря заступничеству возлюбленной Маргариты перед Сатаной. Таким образом, в нашей стране власть неоднократно норовила подчинить искусство своей воле и навязать творцам свои интересы.
  2. А. Ахматова в поэме «Реквием» правдиво рассказывает о сталинских репрессиях: тысячи арестованных, которые ни в чем не виноваты, их матери и жены, которые стоят в тюремных очередях, ожидая хоть какой-то информации о любимых людях. По мнению Анны Андреевны, ее долг как поэта – отразить эти трагические события. Она считает, что если ей когда-то будут устанавливать памятник, то это необходимо сделать здесь, где она простояла долгие семнадцать месяцев, ожидая весточки от сына и права вручить ему «передачу». Даже после развенчания культа Сталина, когда в СССР началась «оттепель», ее правдивый крик об участи тысяч репрессированных соотечественников так и не был опубликован. Его напечатали лишь за границей, и поэтессе пришлось оправдываться, что это была не ее инициатива, ведь за такое творчество ей грозили серьезные последствия. Достаточно того, что ее в 1946 году публично оскорбил чиновник А. А. Жданов на съезде писателей, назвав ее «взбесившейся барынькой». С тех пор Ахматову прекратили печатать, даже стихи, далекие от политики, партийные деятели считали вредными. Таким образом, Анна Андреевна пережила нападки, издевательства и даже семейный драмы, расплачиваясь за свою честную позицию в искусстве.

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Слив тем итогового сочинения
  • Слепой музыкант краткое содержание для сочинения
  • Слепой музыкант аргумент для итогового сочинения
  • Слепая материнская любовь недоросль сочинение
  • Слепой музыкант аргументы к итоговому сочинению