Автор:
Самый Зелёный
·
Что такое искусство? Темы сочинений, связанные с искусством, являются довольно сложными и могут многих поставить в тупик, потому что сложно понять смысл этого понятия, трудно вспомнить подходящие аргументы. Но как говорил Карлосон: «Спокойствие! Только спокойствие! Многомудрый Литрекон уже спешит к Вам на помощь с самыми подходящими литературными аргументами для сочинений! Приятного просвещения!
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» касается темы роли искусства в жизни людей. Главной героиней произведения является Татьяна Ларина. Девушка с детства отличалась от других детей, вместо активных игр она предпочитала чтение. Татьяна не обладала внешней красотой, но внутренний мир героини был по-настоящему богат. Девушка любила романы, написанные в жанре сентиментализма. Из книг она узнавала о настоящей любви, глубоких, искренних чувствах людей. И мечтала испытать то, что чувствовали герои её любимых произведений. Так, прочитанные книги являлись настоящим искусством для Татьяны, они оказали сильное влияние на формирование её личности, помогли девушке определить её собственные ценности, убеждения и взгляды на мир.
- И. С. Тургенев «Певцы». Тема искусства затрагивается в рассказе И. С. Тургенева «Певцы». В деревне Котловке, в кабаке, решили провести соревнование между Яшкой-турком и городским рядчиком. С помощью жребия решили, что первым петь будет рядчик. Он исполнил весёлую песню, которая понравилась всем. Никто уже не сомневался в его триумфе, ведь голос был чистый и звонкий. Яшка же начал неуверенно, хрипло, но его песня становилась всё пронзительнее и трогательнее. Находящиеся в кабаке люди: Дикий Барин, Моргач, Обалдуй – все были поражены его выступлением, у многих на глазах выступили слёзы. Когда Яков закончил, все были согласны с тем, что именно он выиграл в соревновании. Так, пение Яшки является настоящим искусством, потому что его голос смог вызвать такие искренние и сильные эмоции у людей.
- О. Генри «Последний лист». О. Генри касается темы искусства в рассказе «Последний лист». Молодые девушки, Джонси и Сью, жили вместе. Джонси заболела пневмонией, и Сью вызывала врача. Он сказал, что человек всегда выздоравливает тогда, когда сам этого хочет, а больная девушка совсем потеряла веру в своё выздоровление и знала, что, когда с плюща, растущего под её окном, упадёт последний лист, она умрёт. Сью рисовала картину и в качестве натурщика позвала Бермена. Он, узнав о мыслях больной Джонси, ночью, во время проливного дождя пробрался к плющу и нарисовал лист, ставший его настоящим шедевром, о котором он так мечтал. Утром Джонси проснулась и увидела, что на плюще остался один единственный лист, уцелевший после сильного дождя и ветра. Тогда она поняла насколько важно держаться за возможность жить и начала выздоравливать. Именно настоящее искусство, шедевр Бермана, помог Сью поверить в свои силы и сохранило жизнь девушки.
- А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» касается темы искусства. Главный герой произведения, Евгений, является образованным человеком. Во время его отсутствия дома, к нему приехала Татьяна Ларина. Молодую девушку в доме уже знали, поэтому впустили. Татьяна прошла в кабинет Онегина, начинала пересматривать книги, который читал её любимый человек. Он предпочитал серьезные произведения по экономике и философии, из-за чего был разносторонне развит. Именно по заметкам, которые оставлял Онегин, Татьяна смогла ближе познакомится с его внутренним миром. Книги в кабинете Онегина сформировали его отношение к окружающему миру, его убеждения и взгляды. Они открыли героине мысли и чувства Онегина. Этот пример доказывает, что настоящим искусством можно считать то, что сильно влияет на становление характера и мировоззрения людей. Поэтому книги Джорджа Гордона Байрона «Гуяр» и «Дон Жуан», которые читал и любил Евгений, можно причислить к настоящему искусству.
- Л. Н. Толстой «Война и Мир». Л. Н. Толстой затрагивает тему искусства в романе-эпопее «Война и Мир». Николай Ростов вернулся домой расстроенным: он проиграл крупную денежную сумму. Войдя в комнату, он думает о том, что самоубийство станет лучшим выходом из тупика, в котором он оказался. Он прекрасно знал, что семья и так находится в затруднительном положении, а его проигрыш нанесет ужасный удар по состоянию отца. Конечно, в таком настроении его раздражает все, даже пение сестры, Наташи Ростовой. Он не понимает, как все могут быть такими весёлыми, когда он испытывает столько грусти и обиды. Николай начинает прислушиваться к пению сестры и постепенно приходит к определённой гармонии, наслаждается и восхищается её прекрасным голосом и умением. После того как песня закончилась, Николай почувствовал себя спокойнее, нашёл в себе силы признаться отцу в своём неправильном поступке. Так, именно искусство, пение Наташи, помогло Николаю отстраниться от неприятных чувств, принять решение рассказать отцу об участии в азартных играх и попросить его помощи. Настоящее искусство подарило Николаю надежду и веру в свои силы.
- А. И. Куприн «Гранатовый браслет». А. И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» затрагивает тему искусства. Желтков влюблён в княгиню Веру Шеину, замужнюю женщину, и на протяжении семи лет пишет ей письма. На именины он передал Вере гранатовый браслет и записку, этот подарок возмутил Николая Николаевича, брата княгини. Тогда Николай и Василий, муж Веры, решили лично встретиться с Желковым, чтобы прекратить эту переписку. Василий позволил Желткову написать последнее письмо его жене, потому что видел, насколько сильно он был влюблён. На следующее утро из газеты они узнали о смерти Желкова. В последнем письме он просил Веру прослушать сонату Бетховена, но она проигнорировала эту просьбу. Только вернувшись домой, после визита в квартиру Желткова, она услышала эту сонату в исполнении Жени Райтер. Произведение Бетховена является настоящим искусством, оно показало Вере те глубокие и трагичные чувства, которые испытывал Желтков. Лишь настоящие произведения искусства способны в точности передать эмоциональное состояние человека.
- И. С. Тургенев «Отцы и Дети». И. С. Тургенев в произведении «Отцы и Дети» затрагивает тему искусства. Главным героем является Евгений Базаров, учёный, нигилист, отрицающий любые чувства человека. Он живёт с такими убеждениями, распространяет их. Также Базаров не признаёт искусства, говорит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — однако Евгений хорошо знаком со многими литературными произведениями. Автор таким образом показывает, что общество во время написания романа нуждалось именно в деятелях науки, а не искусства. Но роль искусства в жизни человека действительно значительна. Базаров не осознавал того, что настоящее искусство способно влиять на отношение человека к миру, формирование его убеждений и принципов. Он считал, что каждый человек обязан внести вклад в развитие производительных сил страны, совершить научное открытие, которое способно повлиять на совершенствование России. Однако именно творчество помогало другим героям пережит тяжелые моменты и двигаться дальше. Так, Николая Петровича, отца Аркадия, вдохновляла и поддерживала поэзия А.С. Пушкина. Поэтому он смог пережить потерю любимой жены, матери Аркадия, а Евгений, столкнувшись с личной трагедией, а именно отказом Анны, не смог устоять и махнул на свою жизнь рукой. Этот пример говорит о том, что не стоит отказываться от настоящего искусства, ведь оно всегда может исцелить израненную душу и дать человеку надежду на лучшее будущее.
- А. С Пушкин «Моцарт и Сальери». А. С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери» затрагивает тему искусства. Моцарт – добрый, невероятно талантливый человек, его друг – Сальери является полной противоположностью музыканта. Он представляет собой завистливого, жестокого и высокомерного человека, способного из зависти отравить по-настоящему одарённого композитора, своего друга. Сальери занятия музыкой давались нелегко и требовали больших усилий. Он считал, что цель его жизни – это стать знаменитым, в то время как Моцарт стремился создать неповторимую мелодию. Он испытывал радость и наслаждение от самой игры на фортепиано, сочинения новой музыки. Был влюблён в своё занятие, и его музыкой восхищались все. Произведения Моцарта являются настоящим искусством, выражающим чистые и искренние чувства автора.
- В.Г. Короленко, «Слепой музыкант». О настоящем искусстве писал В.Г. Короленко. Слепой мальчик Петр очень тяготится своим недугом. Ему тяжело смириться с тем, что он никогда не увидит белый свет и все его богатства. Но однажды мальчик услышал игру Иохима на дудке. Волшебные звуки создают в его воображении целый мир. Он считает мелодию настоящей магией. Семья поддержала это увлечение Петра. Слуги стали исполнять для него народные песни, в которых было столько подлинного чувства, что Петр завороженно слушал и познавал таинственную силу музыки. Эти мелодии вдохновили мальчика всерьёз заняться творчеством. Спустя годы он стал известным музыкантом и реализовал себя в любимом деле. Настоящее искусство дало герою силы для преодоления препятствий и личностного роста.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящее искусство не может оставить человека равнодушным. Оно тянет нас к развитию, просвещению, лучшему будущему. Его целебный эффект для души описал И.А. Гончаров. Илья Ильич в гостях услышал пение Ольги Ильинской. Красивое исполнение песни «Casta diva» вдохновило героя на самосовершенствование. Он был потрясен этим творческим порывом и действительно изменился к лучшему под его влиянием. Тот самый ленивый и апатичный Обломов стал читать книги, посещать театры и искать в искусстве силы для перевоплощения. Теперь он уже с увлечением рассуждал о новых постановках и публикациях. Да, герою не хватило воли довести этот процесс до конца, но он хотя бы пережил короткий ренессанс в своей пустой жизни благодаря настоящему искусству, которое нашло свое выражение в пении Ольги.
- К.Г. Паустовский, «Старый повар». Настоящее искусство всегда приносит человеку утешение и радость. Это доказывает пример, описанный К.Г. Паустовским. Главный герой находился при смерти и сожалел, что не может исповедаться перед смертью. Тогда его дочь привела с улицы первого встречного. Им оказался сам Моцарт. Чтобы принести старику облегчение, музыкант сыграл трогательную песню на клавесине. Повар получил удовольствие и теперь пребывал в гармонии. Он высказал все, что хотел, и эта прекрасная музыка стала его лебединой песнью. После его кончины Моцарт написал прекрасную мелодию, которая стала одной из лучших его работ и понравилась многим людям. Этот пример учит нас тому, что настоящее искусство всегда поддерживает и воодушевляет тех, кто обращается к нему за утешением.
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». В настоящем искусстве находят свое отражение вечные темы и новаторство творчества. Оно всегда раздражает, выводит из зоны комфорта, противоречит устоявшимся шаблонам восприятия мира. Это доказывает пример из романа Булгакова. Мастер написал роман о Понтии Пилате, который не понравился советским цензорам. В существующей политической повестке ему не было места. Кроме того, он идеологически противоречил линии партии в литературе. Зато в нем было достаточно идейно-тематического своеобразия и творческой свободы, чтобы вдохновить искушенного читателя на самые светлые порывы и поступки. Такие книги заставляют думать, сопереживать и решаться на что-то. Потому роману Мастеру было суждено провалить проверку цензуры, но остаться в веках шедевром, который воодушевит тысячи людей.
Другие аргументы на эту тему Вы можете найти в следующей подборке.
Автор: Анастасия Казарина
Метки: 11 классаргумент из литературыдля итогового сочиненияЕГЭ по литературепример из литературы
Читайте также:
Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по повести Короленко «Слепой музыкант». Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (аргумент)
Дорога в жизни человека… Важную ли роль она играет в нашем существовании? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего нужно определиться с тем, какой путь мы имеем в виду. Если это дорога реальная, то можно сказать, что каждый из нас своего рода путешественник. Некоторые странствуют по чужим землям, другие — по своим, третьи же — от дома до школы, института или работы. И вот время этих переходов, длинных или коротких, у нас появляется время, чтобы задуматься о другой дороге — нашем жизненном пути, переосмыслить мировоззрение, понять свое место в этом мире. Иными словами, дорога реальная — лучшее время для того, чтобы наметить тропу судьбы.
Именно так произошло в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Один из героев произведения, Пётр Попельский, родился слепым. Осознание того, что он отличается от других, с детства мучило юношу, настолько, что тоска озлобила его, очерствила сердце. И лишь во время странствия с нищими слепцами вид чужих страданий отрезвил героя, заставил понять, что на свете существует горе гораздо более сильное, чем его печаль. Петр переродился, вернулся домой другим человеком, чтобы позже стать известным музыкантом и создать семью. И в этом случае именно дорога реальная помогла в выборе правильного жизненного пути.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (аргумент)
Кто счастлив на Руси и почему? Вопрос достаточно сложный и интересный. Ответить на него непросто, но мне кажется, что счастливо живет на Руси прежде всего тот, кто занимается любимым делом, искренне любит свою страну и живет в гармонии с собой и миром.
Петр Попельский, герой повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Разве он не обрел счастье, когда узрел чужое страдание и понял, что его горе — ничто по сравнению с мучениями других? Да, участь слепца нелегка, но даже здоровому человеку трудно реализовать себя на профессиональном и семейном поприще, Петр же стал выдающимся музыкантом, женился на любимой и любящей девушке, да и родившийся ребенок не унаследовал недуг отца. Таким образом, счастливым на Руси быть достаточно просто. Важно любить свою страну, своё дело, уважать себя и других.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня (аргумент)
Главный герой произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант» слепой от рождения. С младенчества он рос в безмятежном покое, чувствуя себя защищённым и любимым. Конечно, невозможность видеть всё, что происходит вокруг него, природу, своих близких и просто солнечный свет печалило его, но зато взамен отсутствию зрения Петруся был очень чувствителен к звукам окружающего мира. Когда Петр посетил монастырь и встретился со слепыми звонарями, это произвело на него такое сильное впечатление, что он кардинально изменил свое отношение к жизни. Звонарь Роман ослеп, когда ему было 7 лет, он был очень добродушен и мил, а вот Егорий обозлился на весь мир, не переносил детей, он корил судьбу, что она так несправедливо с ним обошлась. Петр ощущал, что похож на Егория и думал, что все, кто родился слепыми злые. Он испытывал зависть к слепым попрошайкам на улице, ведь им некогда думать о своем горе, надо добывать себе пропитание и ночлег. Встреча со слепым дядей Максимом потрясла его до глубины души. Дядя предлагает своему племяннику отказаться от всех благ сытой и богатой жизни и испытать на себе все «радости» бедных. В итоге Петр примыкает к компании слепых музыкантов.
После скитания со слепыми и совершив паломничество к чудотворной иконе, злость Петра уходит. Он избавился от своей болезни, но не от слепоты, а от душевного озлобления на весь мир. Злоба неожиданно сменилась другими чувствами: сочувствием, состраданием и непреодолимым желанием оказывать помощь другим людям.
Искусство в судьбе человека — аргумент
В повести автор рассказывает о судьбе Петруся, который был слепым от рождения. Мальчику трудно давалось знакомство с миром. Он рос в богатой семье, и был огражден от враждебного для него внешнего мира. Мальчик постепенно знакомится со звуками, так как это единственное чувство познания, которым он обладает. Звуки радуют его, и он начинает представлять, чувствовать прекрасное. Но по‒настоящему прекрасное он ощутил и понял в 5 лет, когда услышал игру на дудке конюха Иохима. С тех пор музыка стала его проводником в мир прекрасного.
Петрусь стремился познать музыку, но не признавал игры на пианино, так как она была фальшивой, а в дудке было что‒то родное, близкое. Петрусь понял, что если вложить душу, играя на пианино, можно сделать душевной, прекрасной и эту музыку. После этого он полюбил и пианино. Музыка была его глазами и органом чувств. Она помогала ему развивать душу. У него развился потрясающий музыкальный талант.
В жизни Петруся было все замечательно, родные, любимая Эвелина, но он тяготился своей слепой жизнью, жалел себя, не думая, что кому‒то в мире намного хуже, чем ему. Так было, пока юноша не познакомился с другими слепыми музыкантами. Долго он скитался с ними, бросив все, и играл с ними для людей, и душа его обрела мир и покой.
Что такое талант? — аргумент
Пётр не получил возможности увидеть окружающий его мир, он родился слепым, но вот слух и осязание у мальчика были отличными. Петру нравилась музыка, в особенности игра конюха на свирели, мальчик и сам вскоре стал обучаться игре, сначала на дудочке, а потом и на фортепиано. В музыке он находил отражение мира, которого не мог увидеть напрямую. Свои способности с каждым разом Пётр развивал всё больше и больше, пока они не стали настоящим талантом, который подарил мальчику признание других людей, сделав счастливым как его самого, так и окружающих. Исходя из этого примера, мы видим, что талант действительно является плодом тех способностей, на развитие которых человек прикладывает все возможные усилия, ориентируясь не только на изначальные природные задатки, но и на возможное будущее, то есть их развитие своими силами.
Роль музыки в жизни человека — аргумент
Смыслом жизни стала музыка для героя повести Короленко «Слепой музыкант». Петрусь был слепым от рождения, поэтому звуки много значили для мальчика. Еще в детстве малыша привлекла мелодия дудки, в герое просыпалась любовь к музыке, после он освоил и пианино. Петр вырос, слушатели пророчили ему известность, а герой радовался тому, что тоже способен что-то делать в жизни. Вскоре юноша действительно прославился, а о его судьбе ходили легенды.
Роль искусства в жизни человека
- Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант», с детства чуток к миру звуков, потому что для него это единственная возможность ощутить мир (он родился слепым). Для Петруся искусство – отдушина, способ самовыражения. Герой слушает игру конюха Иохима на дудочке, а вскоре сам начинает играть на фортепьяно. Ему пришлось пройти через многие испытания, чтобы добиться признания. Петрусь не просто играет, он чувствует музыку, передает в ней жизнь и народные чаяния.
- Яков, герой рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», относится безразлично к искусству, видя в нем лишь работу. Но он ощущает силу искусства, когда на него наваливается тоска о прожитой зря жизни. Тогда у Якова выходит настолько жалобная и прочувствованная мелодия, что он плачет. Герой умирает, а свою скрипку и музыку передает еврею Ротшильду, на которого постоянно нападал при жизни. И композиция продолжает жить.
Проблема назначения искусства..По А.И. Солженицыну
Сочинение по тексту:
Известный писатель А.И. Солженицын в тексте, который я прочитал, поднимает проблему назначения искусства.
Рассуждая о том, что история человечества не знает периода, когда не было искусства, писатель говорит о его божественном происхождении . Суть искусства в том, по мнению А.И. Солженицына, что в нём нет места лжи. Построенное на триединстве Истины, Добра и Красоты, произведение искусства захватывает читателя и воспринимается как непреложная правда, которую и спустя время никто не опровергнет. Автор признается, что не сразу понял глубокий смысл фразы Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасёт мир». Однако именно ей, красоте, как он постиг позже, уготована главная роль в искусстве. Именно красота пробьётся из-под натисков действительности, устоит под давлением времени. И тогда, как пишет автор, искусство будет «растеплять» даже «захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту». В этом и есть подлинное назначение искусства.
Моя позиция сходна с мнением А.И. Солженицына. Я верю в то, что в наше непростое время искусство объединяет людей и побуждает к осмыслению сущего, учит жизни. Например, назначение произведений классической литературы — давать людям нравственные ориентиры.
Известный русский писатель К. Паустовский сказал: «Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем». Произведения А.П. Чехова несут нам истины и учат добру. Например, в рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов призывает нас не упиваться мещанским счастьем обладания, а помнить, что в мире есть несчастные. Если мы не будем думать о таких людях, то когда-то забудут о нас. Этой истине и доброте учит нас автор.
В трудные годы войны искусство давало людям силы. Стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…» бойцы переписывали друг у друга, отправляли в письмах своим жёнам, и это поддерживало их дух. Жителям блокадного Ленинграда придавала стойкость 7-я симфония Д. Шостаковича, которую композитор начал сочинять в осаждённом городе, а один из современников назвал «Симфония всепобеждающего мужества».
Итак, назначение искусства — убедительно, по законам гармонии и красоты, показывать людям истину и укреплять дух.
Текст Александра Исаевича Солженицына:
(1)Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. (2)Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. (3)И не успели спросить: з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним?
(4)И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживёт свои формы, умрёт. (5)Умрём — мы, а оно — останется. (6)И ещё поймём ли мы до нашей гибели все стороны и все назначенья его?
…(7)Искусство растепляет даже захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту. (8)Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, — такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению.
(9)Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь — не себя, — увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. (10)И только душа занывает…
(11)Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасёт красота». (12)Что это? (13)Мне долго казалось — просто фраза. (14)Как бы это возможно? (15)Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? (16)Облагораживала, возвышала — да, но кого спасла?
(17)Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. (18)Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено — увидится не сразу. (19)А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, — и всё опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. (20)Оттого доверие к ним есть — и доверия нет.
(21)Попусту твердится, что к сердцу не ложится.
(22)Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. (23)Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.
(24)Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? (25)Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, — то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место и так выполнят работу за всех трёх?
(По А.И. Солженицыну)
Влияние искусства на жизнь человека
- Нина, героиня пьесы А.П. Чехова «Чайка», увлечена театром, мечтает стать актрисой. Но ее родители категорически против такой карьеры для дочери. Нина идет против семьи, уезжает из дома, играет много, но плохо, «с завываниями». Однако после перенесенных трагедий: разрыва с любимым, смерти ребенка – героиня решает изменить свою жизнь, едет в провинцию, чувствуя в себе способность играть совершенно по-новому. Искусство для Нины – вся жизнь, с ее радостями и трагедиями.
- Николай Ростов, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», проиграл в карты крупную сумму. Приехал домой он в ужасном состоянии: где найти столько денег, как сказать о проигрыше бедной семье? Но когда молодой человек услышал пение сестры Наташи, то оно захватило его и избавило от гнетущего состояния, потому что все эти карты, деньги, шулеры – все это приходит и уходит. А искусство вечно, оно остается навсегда.
На пороге смерти
Однако когда жена Якова находится при смерти, он начинает задумываться о том, что его жизнь прошла бессмысленно, что за все годы совместной жизни он никогда не ласкал свою жену, что она чахла рядом с ним, поэтому так радовалась приближающейся смерти. Поняв эту истину, он заболевает сам и чувствует, что смерть скоро заберет и его. Единственное, что ему было жаль, – это скрипка, которая после смерти осталась бы в одиночестве.
Яков Бронза берет скрипку и начинает на ней играть. В этот момент к герою приходит Ротшильд, которого Яков не любил. Главный герой играет проникновенную музыку, она сильно повлияла на душу зашедшего Ротшильда. Он стоял, а слезы капали из его глаз. Игра Якова на скрипке глубоко запала в душу Ротшильда, именно такое творчество можно назвать истинным искусством.
Только перед самой смертью Якову удалось создать настоящее произведение искусства, которое трогает до глубины души. «Жалобная и трогательная» мелодия, повествующая о напрасно прожитой жизни Якова, смогла точно передать чувства и эмоции создателя, а также смогла передать настроение печали.
Понимание ценности искусства
- Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», обладает удивительным музыкальным чутьем. Она не только поет сама, но и слышит подлинное искусство в музыке других. Девушка пускается в пляс под народную мелодию, потому что ее переполняет восторг от удивительного мира звука. Наташа видит в музыке целый мир, она сближается с народом в его понимании. Именно эта чуткость и делает Ростову любимой героиней автора.
- Василий Теркин, герой одноименной поэмы А. Твардовского, в главе «Гармонь» играет на этом инструменте. От звуков музыки будто стало теплее холодной зимой, повеяло домом, родными местами. И уже не чувствовалась боль в отмороженных пальцах, а ноги сами пускались в пляс. Музыка разогнала тягостные мысли, в этом небольшой эпизоде бойцы отдохнули от трагических военных событий, хотя бы на миг забылись, отодвинув страх и усталость. Именно поэтому Тёркину гармонь и подарили, он песней согрел сердца людей.
Статья. Энциклопедия аргументов для написания сочинения (ЕГЭ)
Энциклопедия аргументов
Проблема воспитания и образования
Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» показал, как обстоятельства влияют на формирование характера личности. В комедии непросвещенные Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка противопоставлены образованным персонажам (Стародум, Софья, Правдин, Милон)
Проблема власти
А.С.Пушкин в своей поэме «Медный всадник» подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека, не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестоки по отношению к народу, к отдельной личности.
Проблема творчества
А.С.Пушкин написал прекрасные стихотворения «Поэт», «Пророк». Автор считает, что поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь сердца людей»
Проблема богатства внутреннего мира
Под влиянием прочитанных книг Татьяна, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», создает свой романтический мир. Основа мира Татьяны – народная культура. Она выросла в деревне, с бытом, поверьями, фольклором народа. Она думает и чувствует как истинно русский человек.
Проблема цели и смысла жизни
Размышления о предопределенности судьбы человека, о цели и смысле человеческой жизни – эти вопросы занимают центральное место в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Нравственные нормы главный Печорин нарушает. Он эгоист и презирает людей, приносит зло. Автор считает, что в какие бы тяжелые условия жизнь ни ставила человека, он обязан уважать окружающих людей.
Проблема назначения искусства
В повести «Портрет» Н.В.Гоголя раскрыта проблема сущности и назначения искусства. Художник должен не копировать действительность, а, следуя своим замыслам, идеям, творчески преобразовывать её. Трагедия художника Чарткова в том, что между ним и изображаемой им жизнью встали деньги. Желание быстрой славы и богатства развратило душу художника.
Проблема духовного состояния русского общества
Проблема духовного состояния русского общества показана в поэме «Мертвые души». Сцена бала у губернатора – своеобразный смотр «мертвых душ» помещичьей и чиновничье России, которую отличает праздность и пустота существования. «Балы», «сплетни» — единственные убогие формы «общественной» и «умственной» жизни.
Проблема жестокости
Проблема жестокости одна из центральных в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пушкин исторически объективно описывает причины и размах пугачевского восстания, но он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкира, виселицы на плотах)
Подвиг на войне
Подвиг солдата на войне показан А.Т.Твардовским в поэме «Василий Теркин» как каждодневный и тяжкий ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный простой солдат.
Проблема таланта
Н.С.Лесков в своем сказе «Левша» показывает талант простого русского человека. Автор не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы (хотя жизнь талантливого человека в России, по мнению писателя, трагична и никому не нужна)
Проблема роскоши, разъедающей душу человека
В произведении И.А.Бунина «Господин из Сан — Франциско» показан богатый человек, который последовательно стремится к своей цели. Оказалось, что все накопленное Господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем – то ином, не поддающемся денежной оценке,- житейской мудрости, доброте, духовности.
Проблема поиска пути и правды жизни
Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, герой романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», неизбежно приводит его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во встрече с солдатом Платоном Каратаевым. Мудрость Платона – это мудрость народного восприятия жизни, и поэтому, она оказывается такой близкой Пьеру.
Роль семьи и дома
Мысль о духовных основах семейственности показана в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляется высокое благородство чувств, доброта, естественность, близость к народу, нравственная чистота.
Проблема преклонения перед всем иностранным
Пренебрежение к национальной культуре, языку, русскому народу и преклонение перед всем иностранным вызывает гнев главного героя Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сам Чацкий говорит живым литературным языком. Его речь насыщена оборотами, свойственными русской народной речи.
Сила слова
Сила образа Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»,- в его пламенной речи. Она богата, как речь поэта. Ведь именно обличающим словом борется он со старым миром.
Роль русского языка
Стихотворение «Русский язык» И.С.Тургенев писал в дни русско – турецкой войны. Боль « при виде того, что совершается дома» выражена в стихотворении, а также выражается надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик, и сможет справиться с испытаниями, которые выпали на его долю.
Проблема сохранения чести
А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства. Петр Гринев, главный герой повести, стремится выполнить завет отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.
Проблема свободолюбия
Поэма «Мцыри» М.Ю.Лермонтова пронизана идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.
Проблема свободолюбия
В основе произведения М.Горького «Макар Чудра» лежит легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть над человеком. В подтверждении мысли о том, что самым дорогим в человеке является чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре.
Проблема человеческого достоинства
В повести А.С.Пушкин «Станционный смотритель» создает образ «маленького человека», чье счастье оказалось растоптанным, с чьей жизнью не посчитались. Чувство человеческого достоинства, уважение его – вот главная идея повести. По мнению А.С.Пушкина, смирение унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство
Взаимодействие формы и содержания в искусстве
- А. Михайлов в книге «Маяковский» описывает биографию великого поэта. Знаменитого футуриста постоянно порицали по различным причинам за форму его произведений, будто бы не видя подлинного масштаба их содержания. Рваные строчки, неологизмы, желтая кофта как основа эпатажных выступлений – все это не так важно, главное – смысл и поднимаемые проблемы. Владимир Маяковский был футуристом, но, в отличие от других коллег по цеху, он не замыкался в этой форме, поэтому и стал классиком.
- Сальери, герой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «алгеброй искусства». Однако гением он не был, в отличие от Моцарта, потому завидовал, считал, что Моцарт ведет себя неподобающе. Для последнего же главное содержание: творить можно где и когда угодно, главное – то, что получится, а каких-то правил и рамок не существует. Из-за зависти Сальери отравил своего удачливого коллегу, но так и познал тайны его совершенства.
Взаимодействие искусства и власти
- Мастер, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», написал гениальный роман. Однако этот роман идеологически не соответствовал государственному курсу, так как включал в себя библейские мотивы. Роман Мастера начали травить критики, а он сам оказался в каких-то темных застенках, о которых автор умалчивает. Все эти страдания привели героя в сумасшедший дом, из которого он вышел только благодаря заступничеству возлюбленной Маргариты перед Сатаной. Таким образом, в нашей стране власть неоднократно норовила подчинить искусство своей воле и навязать творцам свои интересы.
- А. Ахматова в поэме «Реквием» правдиво рассказывает о сталинских репрессиях: тысячи арестованных, которые ни в чем не виноваты, их матери и жены, которые стоят в тюремных очередях, ожидая хоть какой-то информации о любимых людях. По мнению Анны Андреевны, ее долг как поэта – отразить эти трагические события. Она считает, что если ей когда-то будут устанавливать памятник, то это необходимо сделать здесь, где она простояла долгие семнадцать месяцев, ожидая весточки от сына и права вручить ему «передачу». Даже после развенчания культа Сталина, когда в СССР началась «оттепель», ее правдивый крик об участи тысяч репрессированных соотечественников так и не был опубликован. Его напечатали лишь за границей, и поэтессе пришлось оправдываться, что это была не ее инициатива, ведь за такое творчество ей грозили серьезные последствия. Достаточно того, что ее в 1946 году публично оскорбил чиновник А. А. Жданов на съезде писателей, назвав ее «взбесившейся барынькой». С тех пор Ахматову прекратили печатать, даже стихи, далекие от политики, партийные деятели считали вредными. Таким образом, Анна Андреевна пережила нападки, издевательства и даже семейный драмы, расплачиваясь за свою честную позицию в искусстве.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
ПОДЕЛИТЬСЯ
Лучший список литературных произведений для подготовки к итоговому декабрьскому сочинению 2021-2022 учебного года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022.
Ссылка для скачивания списка литературы: скачать
Аргументы к направлениям:
- Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
- Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
- И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
- В.А. Обручев «Земля Санникова»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
- Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
- М.М. Пришвин «Путешествие»
- А.П. Платонов «Жена машиниста»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
- А. Грин «Алые паруса»
- Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- А. Данте «Божественная комедия»
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Керуак «В дороге»
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
- Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
- Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
- Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
- Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
- Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
- Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
- Дж. Барри серия «Питер Пэн»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
- У. Грум «Форрест Гамп»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Е.И. Замятин «Мы»
- И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
- Т.Н. Толстая «Кысь»
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- В.О. Пелевин «Generation “П”»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
- А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
- Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
- Г. Каспаров «Человек и компьютер»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
- К. Воннегут «Колыбель для кошки»
- С. Лем «Солярис»
- Дж. Оруэлл «1984»
- К. Исигуро «Не отпускай меня»
- Э. Вейер «Марсианин»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- В. Рот «Дивергент»
- Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
- Ю. Харари «21 урок для XXI века»
- Т. Чан «История твоей жизни»
- Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
- О.С. Кард «Игра Эндера»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Ж. Верн «20000 лье под водой»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема
- 1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- 2. А. Камю «Посторонний»
- 3. А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- 4. А. Островский «Гроза»
- 5. А.А. Ахматова «Реквием»
- 6. А.А. Блок «Двенадцать»
- 7. А.В. Иванов «Тобол»
- 8. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- 9. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
- 10. А.И. Солженицын «В круге первом»
- 11. А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
- 12. А.Н. Островский «Гроза»
- 13. А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
- 14. А.Н. Толстой «Петр I»
- 15. А.П. Платонов «Чевенгур»
- 16. А.П. Чехов «Злоумышленник»
- 17. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
- 18. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- 19. А.С. Пушкин «Медный всадник»
- 20. А.С. Пушкин «Памятник»
- 21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- 22. А.Т. Твардовский «По праву памяти»
- 26. Б.Л. Васильев «Завтра была война»
- 27. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- 28. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- 29. В. Быков «Обелиск».
- 30. В. Гюго «Отверженные»
- 31. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- 32. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
- 33. В.А. Каверин «Два капитана»
- 34. В.А. Каверин «Открытая книга»
- 35. В.А. Чивилихин «Память»
- 36. В.В. Быков «Обелиск»
- 37. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
- 38. В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
- 39. В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
- 40. В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
- 41. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- 42. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- 43. В.П. Катаев «Трава забвения»
- 44. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- 45. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
- 46. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- 47. Ги де Мопассан «Пышка»
- 48. Д. Митчелл «Облачный атлас»
- 52. Дж. Лондон «Мартин Иден»
- 53. Дж. Оруэлл «1984»
- 54. И. Стоун «Жажда жизни»
- 55. И. Тургенев «Муму»
- 56. И.А. Бродский «Посвящается стулу»
- 57. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- 58. И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
- 59. К. Булычев «Город без памяти»
- 60. Л. Андреев «Иуда Искариот»
- 61. Л. Андреева «Предстояла кража»
- 62. Л. Лоури «Дающий»
- 63. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- 64. Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- 65. Л.Н. Толстой «Война и мир»
- 66. М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- 67. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- 68. М.А. Шолохов «Поднятая целина»
- 69. М.А. Шолохов «Родинка»
- 70. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- 71. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- 72. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- 73. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- 74. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
- М.И. Цветаева «Об Искусстве»
- М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн «Гамбринус»
- К.Г. Паустовский «Золотая роза»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- Л.Н. Толстой «Альберт»
- М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
- Д.А. Гранин «Картина»
- В.В. Набоков «Дар»
- М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
- Д. Быков «Советская литература»
- З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Д. Мережковский «Вечные спутники»
- У. Эко «О литературе»
- С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
- Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
- С. Лем «Мой взгляд на литературу»
- П. Зюскинд «Литературная амнезия»
- Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
- Г. Миллер «Книги в моей жизни»
- Г. Гессе «Магия книги»
Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
- И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
- Н. Носов серия книг о Незнайке
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- А.Н. Толстой «Петр Первый»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- А.П. Платонов «Котлован»
- Т. Мор «Утопия»
- Платон «Государство»
- Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием повести русского писателя 19 века В. Г. Короленко «Слепой музыкант» о том, как слепой юноша научился понимать и чувствовать окружающий мир.
Главные герои
Петр Попельский – мальчик, родившийся слепым и ставший великолепным музыкантом.
Максим Яценко – его дядя, который помог найти юноше смысл жизни.
Эвелина Яскульская – возлюбленная Петра.
Краткое содержание
Автор обращается к читателям, вступает в полемику с критиками по поводу инстинктивного влечения к свету, которое он отмечает у героя. Критики считают, что у слепорожденных оно отсутствует, так как они никогда не видели света. Автор не согласен с этим мнением. Как аргумент он приводит ощущение полета, сопровождающее детство и юность. В повесть вставлен эпизод из жизни, в котором сравниваются два звонаря.
Глава 1
В полночь у помещиков Попельских родился мальчик. Когда он заплакал, мать заметалась, почувствовав недоброе. Через несколько дней Анна Михайловна заметила, что сын не реагирует на свет. Доктор подтвердил догадки матери.
Семья была немногочисленна. У мальчика был отец и дядя Максим. Отец был добродушным и большую часть своего времени посвящал строительству. Дядя был другим. На любезности панов отвечал дерзостями, к мужикам же был снисходителен. Наконец, он уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Он получил тяжелые ранения, немного успокоился, но характер остался упрямым.
Он считал, что племянник несчастнее его. У него нет зрения, потом не будет ног и рук. Он понял, что у мальчика тонкая душевная организация. По его мнению, не нужно опекать мальчика чрезмерно, он должен прикладывать усилия, чтобы у него были «шансы на более полную жизнь». Мать была умна и прислушалась к брату. Она не бросалась к сыну при первом крике. Мальчик научился ползать свободно, настораживая слух.
Он узнавал мать по походке и другим одному ему известным признакам. Вскоре он научился узнавать и других домочадцев. Он был живым и подвижным ребенком. Постепенно слепота стала налагать отпечаток. Ему исполнилось три года. Настала весна со своим шумом и гамом. Оживление природы тревожило мальчика. Он, словно цветок, поворачивал лицо к солнцу. Обилие звуков, вызывающих множество ощущений, очень сильно действовало на ребенка. Однажды на прогулке он даже потерял сознание.
Дядя Максим был встревожен такими проявлениями. Он читал книги по физиологии, психологии, педагогике. Он наблюдал за племянником и пришел к выводу, что природа, лишив его зрения, наделила его другими способностями и талантами. И дядя решил, что его миссия состоит в том, чтобы развить в мальчике имеющиеся задатки.
После той весенней прогулки ребенок несколько дней пролежал в бреду. Максим понял, что обморок был вызван обилием впечатлений. Мальчик начал задавать вопросы, мать и Максим старались подробно рассказывать обо всем, что его интересовало.
Глава 2
Голова мальчика обогащалась новыми впечатлениями. Его душа постоянно бессознательно стремилась к свету. Природа постепенно открывалась ему. Однажды его привели на утес. Он с замиранием сердца слушал, как шумела внизу река, как катились вниз камни. Звуки были главным «выражением внешнего мира».
В четыре года Петрик свободно передвигался по дому. Кто не знал о его недостатке, не мог предположить, что он не видит. По двору он ходил с палочкой.
Было лето. По вечерам перед сном мальчиком стало овладевать какое-то особенное состояние, которое утром он не мог объяснить. Все звуки, доносящиеся с улицы, сливались «в одну стройную гармонию» и навевали чудесные грезы. Он сказал об этом матери. В один из вечеров она решила остаться с ним, думая, что его волнуют сны. Мальчик попросил ее уйти, потому что оно ее боится. Он говорил о сонных грезах как о чем-то живом.
Удивленная мать вышла и вдруг услышала звуки свирели. Играл конюх Иохим. Она отметила хорошую игру и тонкость чувства.
Иохим действительно хорошо играл на скрипке, дудке, свирели. Все ему было подвластно. Однажды вечером он играл на дудке в конюшне. Иохим настолько увлекся мелодией, что потерял связь с окружающим миром. Вдруг он почувствовал, как кто-то легко пробежал пальцами по его лицу. Он приподнялся и увидел стоящего рядом с ним панича.
С тех пор Петрусь каждый вечер приходил в конюшню послушать Иохима. Он был счастлив в эти минуты. Анна Михайловна испытала подобие ревности к конюху. Она вспомнила, что когда-то сама училась музыке. Она попросила мужа выписать ей из города пианино.
Через три недели инструмент доставили. Анна Михайловна была уверена в своей победе над нехитрой дудкой. Петрусь с дядей Максимом сели на кушетку. Анна Михайловна заиграла пьесу, которую знала в совершенстве. Вдруг она услышала, как Максим стучит палкой об пол. Она повернулась, Петрусь был в состоянии близком к обмороку. Венский инструмент не смог победить украинскую дудку.
Анна Михайловна, поплакав, смирилась. С этого дня она старалась постичь тайну чистой поэзии, которой обладал Иохим. Спустя время началось своеобразное состязание между дудкой и пианино. Анна Михайловна наигрывала тихие, грустные мелодии, которые были сродни музыке Иохима. Мальчик и конюх иногда останавливались и прислушивались к этим звукам. Постепенно остановки становились чаще.
Наконец настал день, когда Петрусь, движимый любопытством, вошел в гостиную. Он коснулся клавиш, долго прислушивался к исчезнувшему звуку.
Петрусь слушал песни, которые пел Иохим. Его чувствительная душа откликнулась на песенные образы.
Глава 3
Благодаря Максиму, который завел особый порядок для мальчика, он не был беспомощным. Он убирал свою комнату, делал гимнастику, ездил верхом. К нему приходили в гости дети. Влияние слепоты на характер Петрика было ослаблено.
По соседству поселилась семья Ясульских. Петя случайно во время прогулки познакомился с их дочерью Эвелиной. Сначала он прогнал ее, потому что девочка нарушила его одиночество. Следующая встреча оказалась более удачной. Между детьми завязался разговор. Эвелина узнала, что ее новый знакомый слеп.
На следующий день она пришла к мальчику в гости. Они стали дружить.
Часть 4
Эвелина очень понравилась родителям Пети. Она стала желанной гостьей в их доме.
В характере Петра стали появляться черты, о которых не догадывался даже Максим. Он испугался этого, даже стал препятствовать каким-то духовным поискам. Он думал, что инвалиду будет проще в привычном, устоявшемся мире. Анна Михайловна поняла, что препятствовать этому невозможно.
Однажды подросток рассказал, что во сне видел мать и дядю Максима.
Глава 5
Прошли годы, ничего не изменившие усадьбе Попельских. Петр вырос подобно тепличному цветку, который ограждали от всяких вредных влияний. Мать видела застывшую душу сына, но боялась нарушить.
Попельский-отец мало думал о будущем сына. Он привык, что все происходит само собой. Эвелина стала красивой девушкой, она, конечно, думала о будущем, но не проявляла признаков нетерпения по этому поводу.
Только неугомонный Максим не мирился с этой тишиной и благодатью. Он позвал в гости своего давнего товарища Ставрученко. Тот приехал с сыновьями-студентами. Молодые люди много говорили, обсуждая разные вопросы.
После отъезда гостей Петр почувствовал тягостную тишину усадьбы. Максим был рад тому, что мир юноши стал расширяться. Он хотел, чтобы Петр жил полной жизнью, с потрясениями и душевными переворотами.
Через две недели Ставрученко приехали в том же составе. Сыновья больше внимания уделяли Эвелине, Петр оставался в стороне. Это ранило юношу, и он ушел к заброшенной мельнице, где и нашла его Эвелина.
Молодые люди объяснились. Из друга детства Эвелина превратилась в другую незнакомую девушку. Он вслушивался в ее голос, в котором зазвучали новые нотки.
Они вернулись к гостям. Петр подошел к фортепиано. После того, как он слегка коснулся клавиш, он положил на них руки и, прислушиваясь, задумался о чем-то. Потом он заиграл, весь отдавшись плавным аккордам.
Когда смолкли последние звуки, все заговорили, предрекая большое будущее музыканту. Он понял, что тоже сможет что-то делать в жизни. Это наполнило его счастьем.
Глава6
Осенью Попельские поехали к Ставрученко. Все вместе они посетили монастырь, где Петр встретился со слепым звонарем. Он рассказал ему о послушнике Романе, который потерял зрение в детском возрасте. Он немного завидовал ему, потому что он видел свет, мать. Она к нему приходит во сне.
С этого времени юношу стали терзать мысли о смысле жизни. Ему казалось, что он всем в тягость. Настроение Петра постоянно менялось. Грусть сменялась раздражительностью, оживление – подавленностью. Он стал груб с Эвелиной.
Весной они поехали поклониться чудотворной иконе. У церкви нищие пели заунывную песню. Петр, справившись с собой, подал милостыню.
Летом Петр уехал с дядей в Киев, якобы брать уроки музыки. На деле Петр странствовал со слепцами, собирая милостыню. Осенью он вернулся домой. Народ говорил, что он ходил «в Почаев по обету» за исцелением. Петр не прозрел, но душа его стала другой.
Глава 7
Петр и Эвелина поженились. У них родился сын. Отец очень волновался, что ребенок унаследует его слепоту.
Доктор осмотрел малыша и определил, что ребенок видит. Радости отца не было предела. Ему показалось, что он видит солнце, небо, мельницу, людей. Радостный, он сжал руки матери и сказал, что видел их всех. Пошатнувшись, Петр потерял сознание.
Эпилог
Прошло три года. Многочисленная публика собралась на концерт слепого музыканта. Максим слушал его игру и мысль о том, что Петр прозрел, появилась у него в голове. Он видел не глазами, а душой. «Он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных», — думал старик.