Русский язык грамотность правописание
Как правильно пишется ресепшн или ресепшен (еще берег и преображение)? Буду очень благодарна за Вашу помощь в решении этой проблемы. Хочется писать на русском языке грамотно.
Похвалить
4
Пожаловаться
6 ответов
Рецепшн, Ресепшн, Ресепшен, Рецепшен — вот в чем вопрос?
Во всех фирмах, начиная от самых маленьких, заканчивая левиофанами по типу Горгаз, Роснефть, Татнефть, РЖД — в главных офисах есть стойка, которая называется ресепшн.
Как правило, за ней находятся несколько секретарей, которые встречают гостей и представителей контрагентов компании. Стойка обычно отделена и выстроена в виде полукруга, на ней выбиты логотипы компании, рядом стоят стенды с брошюрами и журналами.
Как пришло к нам?
В русский язык слово ресепшн пришло постепенно, вместе с другими англоязычными выражениями. Переводить и оптимизировать его не стали, просто взяли произношение и заменили русскими буквами. А теперь многие люди мучаются вопросом о написании, ведь, если посмотреть на данное слово с точки зрения американского произношения, в нем есь отчетливая буква «ц», а если выбрать чисто великобританский диалект, то слышится «с».
В результате, многие склоняются к классике — а это Англия и Великобритания — соответственно.
Именно поэтому правильным вариантом написания будет — ресепшн, без буквы «е» после «ш» (те самые два варианта, указанные в первом предложении — они тоже будут не корректными в данном случае).
Примечание:
Употребление этого слова-перебежчика стоит запомнить, так как прочие варианты будут неверными и сведущие в этом деле люди — просто-напросто вас не поймут. Также стоит запомнить, что транскрипцию стоит смотреть британскую, она является максимально подходящей. Не зря же многие конференции, языковые школы и даже игры идут с классическим акцентом той школы. Можно сказать, с коренным английским.
Вывод: если не знаете слова — не надо отчаиваться, сейчас все легко узнать — главное, подобрать верный ресурс. К примеру, наш, здесь вы найдете множество полезной информации, которая будет полезна в жизни, на работе или просто в быту. Тысячи экспертов ежесуточно добавляют новые материалы и посты!
Материалы, которые также стоит прочесть:
- как пишется по английски Санкт-Петербург?
- Буква Ж на английском — как пишется?
Похвалить
11
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Ох уж эти англицизмы!
1.Разберемся в свойствах….
Ресепшн/ресепшен – reception(англ.)
Английские словари предлагают нам два варианта прочтения слова reception:
- [rɪˈsɛp∫n]
- [rɪˈsep∫ən]
Перевод же многозначен: получение, прием, реакция, гостиная, отзыв, собрание, встреча.
2. …и со смыслом
Мы же, используем ресепшен, обозначая административную зону различных учреждений. В гостиницах, офисах крупных компаний, больницах ресепшен выполняет функции регистрации , а так же информирования/инструктажа, приема оплаты.
3. Подводя черту
Слово ресепшн/ресепшен , является для нашего с вами родного языка заимствованным, кроме того оно имеет иностранные корни. Правилами русского языка отношение к подобным словам не определено: в академических словарях вы его не встретите, а посему правила русского языка ему чужды. Однако грамотность письма никто не отменял.
В разговоре часто можно услышать — ресепшен, реже – ресепшн. Оба этих варианта имеют право быть использованы при написании. И объясняется это вышеупомянутой двоякой транскрипцией этого слова, согласно которой написав «ресепшен» Вы будете правы, а написав «ресепшн» не ошибетесь.
4. Господа, поддержим отечественного производителя
Иностранные слова заполонили нашу речь, а между прочим, русский язык – ярчайший, богатейший язык в мире. Предлагаю наш ответ ресепшену: приемная, регистратура, стойка администратора, приемная стойка, административная стойка, секретариат. А иногда то, что мы называем ресепшеном, вполне можно определить как пост, или вахта.
Похвалить
3
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Правописание слова
Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.
Слово ресепшн или ресепшен нерусское и происходит от английского слова «Reception». Если взглянуть на транскрипцию этого слова, то получаются следующие варианты:
- [rɪˈsɛp∫n],
- [rɪˈsep∫ən].
Таким образом, получается, что можно употреблять как слово «решепшн», так и слово «ресепшен». Оба варианта будут верными.
Толкование слова
Ресепшн / ресепшен означает приемную зону в гостинице, в банке и других коммерческих заведениях.
Слово ресепшн / ресепшен в русском языке можно заменить следующими словами: приемная, регистратура, стойка администрации.
Также возможно вас заинтересуют следующие вопросы:
- Как правильно написать честно или чесно?
- Как правильно написать: здать или сдать?
Похвалить
2
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Здесь нам необходимо обратиться к транскрипции слова, где мы видим, что возможны оба написания слова: ресепшн или ресепшен. Если сомневаетесь в правильности написании слова, то замените его на регистратуру или приемную. Эти слова гораздо легче написать и запомнить, этим же вы поддерживаете русский язык.
Для расширения кругозора, узнайте ответы на похожие вопросы:
- Как правильно написать: в смысле или всмысле?
- Как правильно написать взимается или взымается?
Похвалить
1
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
С английского языка reception будет звучать как ресепшн или ресепшен.
С немецкого языка rezeption будет звучать — рецептион.
С французского языка réception будет звучать — рисепсьон
А с испанского recepción вообще будет звучать как дресепсьон.
- Как правильно написать мерчандайзинг или мерчендайзинг?
Похвалить
0
Пожаловаться
Что такое ресепшн
Живя в России, я часто слышу данное слово, пришедшее к нам из Америки. Что же называют данным словом? Ответ прост: это место со стойкой или столом, где находится администратор. Находится это место сразу у входа. К примеру, если зайти в больницу или гостиницу, то в большинстве случаев вы сразу увидите мебельную стойку с одним или несколькими людьми. Там вы сможете узнать интересующую вас информацию данного заведения.
Теперь поговорим о правильном написании данного слова. Итак, слово позаимствовано из английского языка, где произносится оно как reception. В русском языке допустимы оба варианта написания. Дело в том, что если вы сейчас возьмете словарь, то такого слова там не найдете. Поэтому у меня вывод только один: пишите так, как вам больше по душе, оба варианта верны.
Вообще, сама я встречала неправильное написание reception на русском, записано слово было так:
- «рецепшн»
Запомните, данное написание недопустимо, вот оно является неправильным.
Если же вы сомневаетесь в правильности моего ответа, то советую вам заменить данное слово синонимом. К примеру, напишите не ресепшн, а регистратура или же стойка с администратором. Тут ошибки вы точно не совершите.
С данным словом разобрались? Тогда советую к прочтению:
- паллета или палета: как правильно?
- Набиру или наберу, как проверить правописание слова?
Похвалить
-1
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Дать ответ и заработать:
Часто человек не может разглядеть объекты или раздражители, которые возникают неожиданно, хоть они и очень заметны. И ничего страшного, если вы не заметите появление гориллы на видеозаписи или вас ловко проведёт иллюзионист во время своего выступления, но этот эффект может стать и причиной ДТП. Ещё этот приём очень часто используют грабители, мошенники и СМИ с целью манипулирования. В этой статье вы узнаете, что собой представляет эффект гориллы, чем он вызван, и как минимизировать его негативное воздействие на вас.
Слепота невнимания (также «эффект невидимой гориллы», избирательное внимание или перцептивная слепота) – это психологическая неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер. Явление также может быть определено как неспособность индивида увидеть неожиданно возникший в поле зрения раздражитель.
Когда вы что-то наблюдаете, ваше сознание анализирует лишь небольшую часть происходящего, а остальную картину «дорисовывает» самостоятельно. Из-за этого, когда вы сконцентрированы на конкретном объекте, всё, что происходит вокруг, не воспринимается вами, хоть и находится в зоне видимости. Ещё одна причина – перегрузка мозга ощущениям. Мы не можем наблюдать все детали как видеокамера, что-то неизбежно упускается из виду и не воспринимается. Для лучшего понимания этого психологического эффекта стоит ознакомиться с довольно известным и не менее популярным экспериментом, который послужил открытию слепоты невнимания.
Как был открыт эффект?
В 1975 году Даниель Симонс и Кристофер Чаприс провели серию экспериментов, один из которых дал второе название этому психологическому явлению – «эффект невидимой гориллы». Суть заключалась в следующем: были представлены две команды игроков в черных и белых футболках, бросающих друг другу баскетбольный мяч; смотрящим же предлагалось считать количество сделанных бросков одной из команд. Где-то в середине эксперимента на поле появлялся человек в костюме гориллы. Он находился возле игроков и был в поле зрения участников эксперимента. После завершения опыта у респондентов спросили, заметили ли они что-то необычное во время эксперимента. И половина участников ответила что нет!
Из-за чрезмерной концентрации на подсчёте бросков они были неспособны увидеть человека в костюме гориллы, хоть и смотрели прямо на него. На основе этого и других случаев проявления феномена Эриен Марк и Ирвин Рок в 1992 году ввели термин слепота невнимания (перцептивная слепота). Термин дал название их общей книге («Inattentional Blindness»), в которой приводятся примеры проявления этого психологического явления и анализируется экспериментальная база (к ней также относят многовековой опыт иллюзионистов, часто использующих этот эффект). Мне не удалось найти русского перевода этой книги (ещё один повод выучить иностранный язык), но на русском языке есть другая книга, посвященная слепоте невнимания: «Невидимая горилла или История о том, как обманчива наша интуиция», автор – Кристофер Шарби.
Приведу один из примеров проявления слепоты невнимания из книги Шарби. В качестве респондентов выступили опытнейшие пилоты, за плечами которых были тысячи часов полёта на Боинге-727. Их обучили относительно новой для того времени технологии проектора на лобовое стекло (все необходимые данные для посадки отображались на стекле, а не где-то внизу или сбоку). Они тренировались в посадке имитируемого Боинга с помощью новой технологии. Когда они научились это делать, им усложнили задачу: на посадочной полосе оказался реактивный самолёт. И да, отвлеченные показателями высоты, угла, скорости и т.п. пилоты его не замечали.
Вот что пишет об этом Шарби:
«Самое удивительное в эксперименте с симулятором полетов заключается в том, что проектор на лобовое стекло должен был удерживать внимание пилотов на том месте, где находился припаркованный самолет, — по крайней мере, так говорит наша интуиция. Они ни разу не оторвали взгляд от полосы, чтобы посмотреть на показания приборов. Однако в эксперименте Хайнеса с симулятором полетов два летчика, которые использовали проектор на лобовое стекло, врезались бы прямо в самолет на взлетно-посадочной полосе, если бы экспериментатор вовремя не прервал испытание. Самолет был прекрасно виден уже через несколько секунд после того, как пилоты миновали облачный покров, и за более чем семь секунд они могли безопасно прервать посадку…».
Существует родственный слепоте невнимания эффект, когда человек из общего шума может выделить конкретный звук. Например, мы способны сконцентрироваться на голосе собеседника, когда вокруг играет громкая музыка, а когда потребность в этом исчезнет, мы перестанем вслушиваться, и его голос сольётся с остальным шумом. Бывало у вас такое, то вы смотрите интересный фильм или передачу и не с первого раза слышите, как к вам обращаются?
В случае с эффектом невидимой гориллы дела обстоят сложнее. Мы не отдаём себе отчёт в том, что некоторая часть объектов, на которые мы смотрим, нами не воспринимается. Участники эксперимента Симонса и Чаприса, которые не увидели ничего необычного в ходе проведения, отказывались верить в то, что перед ними прыгал и размахивал руками человек в костюме гориллы, а они смотрели на него и не видели. Действительно, как в такое поверить?
Но знание о существовании этого эффекта – первый шаг к тому, чтобы минимизировать его воздействие.
Как понизить степень влияния слепоты невнимания?
Знать, как проявляет себя эффект и чем он вызывается
Для того чтобы избежать слепоты невнимания, избегайте предельной концентрации на одном объекте. Например, во время вождения машины избегайте разговоров с пассажирами и уж тем более, избегайте общения по телефону, старайтесь как можно меньше отвлекаться на приборную панель или радио во время движения. Да, легкая беседа не сделает вас «слепым», но если вы погрузитесь в размышления или воспоминания, если начнёте заниматься за рулём каким-то посторонним действием – это чревато упущением чего-то из своего поля зрения.
Анализ и осознанность
Анализируйте ситуацию и пытайтесь определить, не отвлекают ли вас незначительные детали, которые мешают заметить что-то важное? Не поддавайтесь манипулятору, не давайте ему контролировать ваше поле зрения. Постоянно задавайте себе вопросы: «А не отвлекают ли меня от чего-то важного?», «Я точно изучил все подробности, ничего не осталось вне моего внимания?». Тренируйтесь переключать внимание, чтобы иметь более целостную и подробную картину, оставляйте на «дорисовывание сознанием» как можно меньше.
Избегайте второстепенного
Приучите себя выделять главное и обращать внимание именно на это. Что-то вы всё равно не заметите, полностью избежать слепоты невнимания невозможно. Сделайте так, чтобы вы в первую очередь обращали внимание на главное, а не отвлекались на мелочи. Также это поможет не упустить какой-то важный аспект, о котором вас могут заставить забыть. Не позволяйте себе концентрировать внимание на чём-то второстепенном – упустите из виду главное.
Слепота невнимания активно используется фокусниками и иллюзионистами. Они искусно отвлекают вас на какие-то мелочи, и вы не замечаете некоторые их действия. Неудивительно, что чем больше раз иллюзионисты повторяют свой трюк, тем больше людей догадывается, в чем заключается хитрость. Потому что в следующий раз переключают своё внимание на что-то другое, не то, на что их заставили смотреть в первый раз.
Попробуйте провести свой эксперимент!
Покажите своим друзьям видео с записью эксперимента. Скажите, что им нужно подсчитать количество бросков команды в белых футболках. Скажите также, что это очень сложная задача и мало кто с этим справляется, что здесь нужна предельная концентрация. Показывать видео следует тем, кто не знает о слепоте невнимания, потому что люди, знакомые с этим психологическим явлением, менее подвержены его влиянию.
Поделитесь результатами своего опыта в комментариях. Также напишите о случаях, когда вы подвергались слепоте невнимания в жизни. Какие последствия это повлекло? Сможете ли вы избежать подобного после прочтения этой статьи?
Теперь вы знакомы с таким психологическим явлением как слепота невнимания или «эффект невидимой гориллы» и его влияние на вашу жизнь будет менее значительным. Остерегайтесь манипуляций, не давайте отвлечь себя от главного и будьте внимательны. Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
В Оренбургской области жертвами отравления алкоголем стали почти два десятка человек, более десяти остаются в больницах в состоянии разной степени тяжести. Согласно разным источникам, причиной стал метанол или этанол. В некоторых случаях выявлена концентрация в организме в три – пять раз выше смертельной дозы. Как происходят такие отравления и почему, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-токсиколог, научный журналист Алексей Водовозов.
— Метанол и этанол – как различаются?
В токсикологии есть понятие «летальный синтез». Это не совсем правильное слово, скорее, это «летальный метаболизм». Само исходное вещество менее опасно, чем его производное. В организме он превращается в формальдегид, а потом в муравьиную кислоту. Они устраивают такой погром в нервной системе, что от нее практически ничего не остается – это мощнейшие нейротоксины. Люди сначала теряют зрение, а потом жизнь.
— При метанольном отравлении как быстро оно наступает и какая доза является смертельной?
Алексей Водовозов: Как я уже сказал, около 50 мл для среднестатистического человека. Это зависит от того, насколько его исходное состояние здоровья повреждено. Если есть уже некие фоновые заболевания, доза потребуется меньше, если масса тела небольшая – то же самое.
В чистом виде его редко употребляют – это исключительно ошибка: цистерна, канистра, когда вместо этилового спирта слили метиловый, и его целиком выпили, но такое очень редко. Чаще получается, что метиловый спирт находится в составе других напитков либо других жидкостей, например, технических. В этом случае, например, если он находится вместе с этанолом, возникает небольшой парадокс. Этанол – это антидот против метанола. Тут может долгое время происходить маскировка отравления, и эффекты могут появиться даже через несколько часов – от минут до часов, в зависимости от дозы метанола, которая поступила в организм.
— Как долго может занять процесс восстановления тех, кто сейчас в больнице? Сможет ли человек восстановиться полностью?
Алексей Водовозов: Зависит от дозы и от того, как быстро он попал в токсикологический стационар. Самое частое осложнение – это слепота, человек слепнет необратимо, поражается зрительная пара нервов, и восстановлению эта функция не подлежит. Это может закончиться летальным исходом, но в наших условиях мы людей вытащить можем. На сегодня реаниматология развита несравнимо мощнее, чем лет сто или 50 назад. В подавляющем большинстве случаев этих людей вытащить удается. Вопрос в том, понравится ли им жизнь после – это большой вопрос.
— Этанол и метанол на вкус отличить невозможно?
Алексей Водовозов: Именно поэтому такое количество ошибочного употребления. Если мы смотрим по линейке спиртов, то метанол – это первый спирт, а этанол – второй. У метанола менее выражен спиртовой запах. Зачастую получается, что это употребление смесей, а не в чистом виде. Метанол внутри этанола маскируется всеми признаками этанола, то есть человек думает, что он употребляет нормальный спиртной напиток, и никаких подручных средств, чтобы выяснить, что что-то не так, у нас нет. Только тогда, когда появляется клиническая картина, характерная для отравления метанолом, мы понимаем, что было что-то не то, была посторонняя примесь.
— В вашей практике военного врача были случаи с такими отравлениями?
Алексей Водовозов: Безусловно. У нас в меньшей степени встречался метанол, у нас встречался этиленгликоль и некоторые другие соединения, которые входят в тормозную жидкость, в различные технические жидкости, во все остальное, хотя денатурированный спирт тоже попадался. Это этиловый спирт, в который добавлен метанол, чтобы сделать его непищевым. Зачастую его специально подкрашивали, чтобы можно было точно отличить и не давать человеку ошибиться. Если человек ищет специально, что бы выпить и сэкономить, не приобретать легальные спиртные напитки, которые могут стоить либо довольно дорого, либо магазин уже закрыт, либо еще другие проблемы, а здесь под рукой нечто, пахнущее спиртом.
Есть определенные технологии, как избавляться от примесей. Люди рискуют, играют в русскую рулетку, потому что кто-то сможет очистить основную массу примесей и получит более выраженное похмелье: очень сильное, со всеми яркими проявлениями, но выживет. Кто-то – нет, и, к сожалению, он может потерять либо функцию почек, либо зрение и жизнь.
— Случай далеко не первый. Тягу к употреблению всего подряд не победить?
Алексей Водовозов: К сожалению. Люди не от хорошей жизни пытаются найти средства подешевле. В Иркутске, например, была не настойка боярышника, а концентрат для принятия ванн, то есть изначально вещь, которая не предназначена для употребления внутрь. Человеку нужно восполнить уровень наркотика в крови, если мы говорим о зависимости.
Этанол, к сожалению, наркотическое вещество, и зависимость от него – вещь достижимая. Когда у человека возникает тяга, это этаноловая ломка. Человеку не хватает этанола в крови. Чтобы его поднять до относительной нормы и чувствовать себя более ли менее прилично, человек готов на все. Ему без разницы, что употребить, лишь бы вернуть себя в нормальное для него состояние. Такие проблемы во всем мире, это есть и в США, и в Европе, в Австралии, в Азии, в Африке – везде. Это общемировая проблема. Пока никто толком не придумал, как с этим бороться.
Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.
Общие сведения
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
Дислексия
Причины дислексии
Биологические факторы
Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:
- Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
- Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
- Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
- Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.
В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:
- черепно-мозговая травма;
- нейроинфекции;
- цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
- истощающие заболевания.
Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.
Социальные факторы
В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.
Патогенез
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:
- зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
- соотнесение их с соответствующими звуками;
- слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
- понимание, осознание прочитанного.
Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.
Классификация
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
- Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
- Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
- Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
- Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
- Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
- Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
Симптомы дислексии
В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.
Фонематическая дислексия
При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).
Семантическая дислексия
Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.
Аграмматическая дислексия
В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.
Мнестическая дислексия
При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.
Оптическая дислексия
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.
Тактильная дислексия
Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.
Диагностика
Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.
- Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
- Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
- Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.
По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.
- При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
- Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
- В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
- Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
- При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
- При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
1.
… на этих, так сказать, вспышках слепоты между вспышками видения. Итак, этот священник и проповедник трансцендентных идей …
Гилберт Кийт Честерт. Рассказы о патере Брауне
2.
… Корто перед последующими пятнадцатью месяцами слепоты. Кейс мысленно видел, как авиетки освобождаются от несомых ими капсул … сцапал тебя, — сказал Кейс. Мгновение слепоты — он пронеся сквозь плотный слой информации. — Пока все это не …
Гибсон Уильям. Нейромантик 1-3
3.
… Великого Барда, часто ссылаются на «слепоту» первых биографов и их последователей, принявших на веру наивные предания … текстов шекспировских произведений показал, наконец, слепоту и наивность переходивших от одного поколения биографов к другому представлений …
Гилилов И.М.. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса
4.
… к развитию их недостаточности, к слепоте, к поражению сосудов конечностей и к гангренам. Так вот, если …
Гинзбург Михаил. Как победить избыточный вес
5.
… Умрет, испытав перед смертью ужас слепоты. Мина Мальская погибнет от инфаркта месяц спустя. На третий день … заболеет вдобавок ко всему куриной слепотой и не увидит меня, только за руку будет держать. В … ослепла я! Это была куриная слепота. Она поразила примерно треть пассажирок седьмого вагона сразу же при … не ослепли, это только куриная слепота, авитаминоз А. Это от Ярославки, от седьмого вагона, климат приморский … умиравших, и на больных куриной слепотой, бродящих по вечерам с поводырями, протягивая вперед дрожащие руки, и …
Гинзбург Евгения. Крутой маршрут
6.
… джет-лаг плюс проклятая куриная слепота. — Колин Лэйни, если не ошибаюсь? Австралиец. Огромный. Стоит за маленьким …
Гибсон Уильям. Идору
7.
… ничего не знал о своей слепоте, было для него лишь облегчением. Первую попытку Нарцисс сделал, постаравшись … ничего не знал о своей слепоте, было для него лишь облегчением. Первую попытку Нарцисс сделал, постаравшись …
Гессе Герман. Нарцисс и Гольдмунд
8.
… играть роль дикаря, который в слепоте своей топчет цветник» интeллeктуaльного образования. В то время часто можно … в такой политической невинности и слепоте, как разве что некоторые представители ученого сословия более ранних эпох …
Гессе Герман. Игра в бисер
9.
… рода злорадство по поводу чужой слепоты, бессознательно попадающейся в расставленные сети. Мы радуемся не только удаче …
Гете Иоганн Вольфган. Избирательное Сродство
10.
… снисходительных или же близоруких до слепоты; о таких светских дамах эти молодые люди судили точно так …
Ги де Мопассан. Монт-Ориоль
11.
… его воле «творящей добро». Такая слепота не даст» ему и впредь заподозрить, что, разрушая преходящие иллюзии … разгула Вода, уставши прибывать, Со слепотой такой же ярой Очистила за пядью пядь, Чтобы в свой …
Гете Иоганн Вольфган. Фауст
12.
… однако… — Я уже привык к слепоте. — Многие не могут смириться с ней до конца жизни. Сол …
Гир Майкл. Артефакт (Испепеляющий разум)
13.
… глазу, но ни страх, ни слепота не могли затмить ужаса и удивления. «Теперь… я ничего, ничего …
Голдинг Уидьям. Шпиль
14.
… множество людей находится в такой слепоте. Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал …
Гоголь Н.В.. Женитьба
15.
… богов и людей, порази его слепотой! Аполлон, разбрызгай его семя своей стрелой… Артемида, заморозь его ложе …
Голдинг Уильям. Двойной язык
16.
… и рук, временами наступающие приступы слепоты и слезы. Он едва успел спуститься вниз, как с ударом … пелена, но добился лишь временной слепоты и темноты. Правда, блокаду мышц прорвать удалось, и он даже …
Головачев Василий. Запрещенная реальность 1-5
17.
… более могущественного врага в будущем. Слепота их вызывала горячую мою жалость и заставила забыть собственные невзгоды …
Голдсмит Оливер. Векфильдский священик. История его жизни
18.
… оттенок, не страдали от песчаной слепоты. — Нет. — Конана хранят боги. Сущее наказание — эта песчаная слепота. Мы носим на себе специальный камень, чтобы уберечься от нее … и защитит его от песчаной слепоты, — сказала она, и Ахимен повторил эти слова вслед за ней … помешал мне совершить ошибку, вызванную слепотой моей благодарности и моего слишком доброго сердца, — Актер-хан какое …
Говард Роберт. Меч Скелоса
19.
… не замечали. Как будто пораженные слепотой, они все время поддерживали союз с трупом, а признаки разложения … позиции. Буржуазия в своей надменной сле- поте надеялась простым «отрицанием» профсоюзов помешать логическому ходу развития. На деле … кто не был поражен дипломатической слепотой, было просто непонятно, как мож- но было вообще хотя бы на … на деле дру- гое. Человек в слепоте своей продолжает губить последние остатки своей расовой чистоты, пока наконец …
Гитлер Адольф. Моя борьба
20.
… точностью прошел тесты на «двойную слепоту«, «тройную слепоту» и компьютерный тест с генератором случайных чисел. Он все проделывал …
Гир Майкл. Паук 1-2
21.
… Упрямство, Вася, от лени и слепоты. Чего ты на своем веку видал? Двор свой да поле … обмираю. Да и куриная, мол, слепота у меня…» А он бает: «Поглядывай, Мосей!» А я, баю … не вижу. Про курину-то слепоту он, староста-то, давно знает. Чего у меня бог отнял …
Гладков Федор. Повесть о детстве
22.
… окутанными, есть лишь их собственная слепота, и они не более разумны, чем дети, считающие все скрытым …
Гоббс У.. Левиафан
23.
… живой интерес. — Иисус говорил о слепоте духовной, которую необходимо было исцелить, — раскрыл загадку розовый брат. — Так …
Глуховский Дмитрий. Метро
24.
… в глухую полынь, будто в слепоту колкого фантастичного ликования. Гога выуживает меня из травы, я в …
Гергенредер Игорь. Селение любви
25.
… находившуюся на грани банкротства, на слепоту директора, на тщету всех человеческих стремлений, на банк, закрывший его …
Гаррисон Гарри. Фантастическая сага
26.
… Лер зло ухмыльнулся, по собственной слепоте позабыв, что другие еще не разучились видеть. — Тебе не все … прислушался к ее доводам. По слепоте ему было бы лучше остаться в знакомом доме.., так он …
Гаррисон Гарри. Стоунхенж
27.
… вызвана более зловещими факторами, чем слепота и замешательство. Такое подозрение бытовало долгое время, особенно среди политических …
Гарт Б. Лиддел. Вторая мировая война
28.
… предчувствуя, уклонились. Я рад своей слепоте, но ты не рад мне — единственный человек, за которым я … хотел бы идти. — Ты рад слепоте потому, что стремишься разрушить себя. Не сумев войти в распахнутые …
Гвелесиани наталья. Дорога цвета собаки_
29.
… которыми вы окружили меня, чтобы слепотой поразить моих преследователей. Все это опять в вашем распоряжении, но …
Гауф В.. Сказки
30.
… сделал несколько кругов. Признаться, имитация слепоты получилась у меня довольно неплохо. Боясь, как бы ящерам не … и выдумал, под названием «цветовая слепота«, или «дальтонизм», но сразу перестал твердить свои бредни, едва Харпплейер … сделал несколько кругов. Признаться, имитация слепоты получилась у меня довольно неплохо. Боясь, как бы ящерам не …
Гаррисон Гарри. Рассказы и повести