Рассказы о загадках и богатом разнообразии окружающего нас животного мира, надо только внимательно посмотреть вокруг.
Лесные тайнички
Лес густой, зелёный и полон шорохов, писков, песен.
Но вот вошёл в него охотник — и мигом всё спряталось и насторожилось. Как волна от брошенного в воду камня, покатилась от дерева к дереву тревога. Все за кусток, за сучок — и молчок.
Теперь хочешь увидеть — сам стань невидим; хочешь услышать — стань неслышим; хочешь понять — замри.
Я это знаю. Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной быстрые глаза, влажные носы ловят бегущие от меня струйки ветра. Много кругом зверьков и птиц. А попробуй найди!
Я пришёл сюда повидать сплюшку — крохотную, со скворца, сову.
Целые ночи она, как заведённая, кричит своё: «Сплю! Сплю! Сплю!» — будто лесные часы тикают: «Тик! Тик! Тик! Тик!..»
К рассвету станут лесные часы: сплюшка смолкнет и прячется. Да так ловко прячется, будто её никогда в лесу и не было.
Голос-то сплюшки — ночные часы — кто не слышал, а вот какая она на вид? Я знал её только по картинке. И так мне захотелось увидеть её живьём, что я целый день пробродил по лесу, каждое дерево, каждую ветку осматривал, в каждый куст заглядывал. Устал. Проголодался. Но так и не нашёл её.
Сел на старый пень. Молчу, сижу.
И вот, глядь, откуда ни возьмись — змейка! Серая. Плоская головка на тонкой шее, как почка на стебельке. Выползла откуда-то и глядит мне в глаза, будто чего ждёт от меня.
Змейка — она пролаза, должна всё знать.
Я ей и говорю, как в сказке:
— Змейка, змейка, поведай мне, где спряталась сплюшка — лесные часы?
Змейка подразнила меня язычком да юрк в траву!
…И вдруг, как в сказке, открылись передо мной лесные тайнички.
Длинно-длинно прошуршала в траве змейка, показалась ещё раз у другого пня — и вильнула под его обомшелые корни. Нырнула, а из-под них вывернулась большая зелёная ящерица с синей головой. Точно кто- то вытолкнул её оттуда. Прошуршала по сухому листу — и шмыг в чью-то норку.
В норке другой тайничок. Хозяйкой там тупоморденькая мышка-полёвка.
Испугалась она синеголовой ящерицы, выскочила из отнорка — из темноты на свет, — заметалась-заметалась — и шасть под лежачую колодину!
Поднялся под колод иной писк, возня. Там тоже оказался тайничок. И целый день спали в нём два зверька — сони-полчки. Два зверька, похожие на белочек.
Выскочили из-под колодины сони-полчки, ошалели от страха. Хвосты ершом. Взвинтились по стволу. Поцокали — да вдруг опять им страшно стало, ещё выше по стволу винтом кинулись.
А выше в стволе — дупло.
Сони-полчки хотели в него — и сшиблись у входа лбами. Пискнули от боли, кинулись опять обе сразу — да так вместе в дупло и провалились.
А оттуда — фык! — маленький дупляной чёртик! Ушки на макушке что рожки. Глаза круглые, жёлтые. Сел на сучок, спиной ко мне, а голову так завернул, что смотрит на меня в упор.
Конечно, не чёртик это, а сплюшка — ночные часы!
Я моргнуть не успел, она — раз! — ив листву. И там завозилось, запищало: тоже кто-то таился.
Так от дупла к дуплу, от норки к норке, от колоды к колоде, от куста к кусту, от щели к щели шарахается от страха лесная мелюзга, открывая мне свои ухороночки-тайнички. От дерева к дереву, от куста к кусту, как волна от камня, катится по лесу тревога. И все прячутся: скок-скок за кусток, за сучок — и молчок.
Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.
к оглавлению ↑
Тайна скворечника
В галочниках живут галки, в синичниках — синицы. А в скворечниках должны быть скворцы. Всё ясно и просто.
Но в лесу редко бывает просто…
Знал я один скворечник, в котором жила… сосновая шишка! Она высовывалась из летка и шевелилась!
Помню, когда я подошёл к скворечнику, шишка в летке задёргалась и… спряталась!
Я быстро шагнул за дерево и стал ждать.
Напрасно!
Лесные тайны так походя не разгадывают- ся. Лесные тайны прячутся в дождях и туманах, скрываются за буреломы и болота. Каждая за семью замками. И первый замок — это комары; они испытывают терпение.
Но какое уж тут терпение, когда шишка в летке поворачивается, как живая!
Я взобрался на дерево, сорвал со скворечника крышку. По самый леток скворечник был набит сосновыми шишками. И больше в нём ничего не было. И не было живой шишки: все лежали неподвижно.
Так и должно быть: больно быстро захотел разгадать. Попьют ещё комары твоей кровушки!
Я выбросил из скворечника все шишки и слез с дерева.
Через много дней, когда ночи стали холодными и исчезли комары, я снова пришёл к лесному скворечнику. На этот раз в скворечнике поселился берёзовый лист!
Я долго стоял и смотрел. Листик насторожился, выглянул из летка и… спрятался!
Лес шуршал: опадали побитые заморозком листья. То мелькали они в воздухе, как иволги — золотые птицы, то сползали с шорохом по стволам, как рыжие белки. Вот осыплется лес, прибьют осенние дожди травы, запорошит землю снег.
И останется тайна неразгаданной.
Я опять полез на дерево, не ждать же другого лета!
Снял крышку — скворечник до летка набит сухими берёзовыми листьями.
И больше ничего.
И живого листика нет!
Поскрипывает берёза.
Шуршат сухие листья.
Скоро зима…
Я вернулся на другой же день.
— Посмотрим! — пригрозил я скворечниковой невидимке. — Кто кого перетерпит!
Сел на мох, спиной привалился к дереву.
Стал смотреть.
Листья кружат, поворачиваются, порхают; ложатся на голову, на плечи, на сапоги.
Сидел я, сидел, да вдруг меня и не стало! Так бывает: ты идёшь — тебя все видят, а стал, затаился — и исчез. Теперь другие пойдут, и ты их увидишь.
…Дятел прицепился с лёту к скворечнику да как застучит! А из него, из таинственного жилья живой шишки и живого листика, выпорхнули и полетели… мыши! Да нет, не летучие, а самые обыкновенные, лесные жел- тогорлые. Летели как на парашютах, растопырив лапки. Попадали все на землю; от страха глаза на лоб.
Была в скворечнике их кладовая и спальня. Это они поворачивали, мне на удивление, шишки и листики в летке. И успевали удрать от меня незаметно и тайно. А дятел свалился им прямо на головы; быстрота и внезапность — хороший ключ к лесным тайнам.
Так скворечник превратился в… мышатник.
А во что, интересно, могут превратиться синичник и галочник?
Что ж, походим — узнаем…
к оглавлению ↑
Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
И слышу я голосок:
— Угадай, кто я? А ем я жуков и муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
— Дятел!
— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
— Ага! Ты птица-осоед!
— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
— Гусениц и личинок любят дрозды.
— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
— Тогда ты, наверно, лесная мышь.
— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем мышей!
— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.
— Рано! — ответил я.
— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
— Может, ты цапля?
— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
— Похоже, что ты куница.
— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
— Скорей всего, ты—свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
— Сдаёшься? — спросил голосок.
Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я… белку!
— Запомни! — сказала она.—Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не одни орешки.
к оглавлению ↑
Тук-тук
Тук-тук!
— Войдите!
Тук-тук! Тук-тук!
Ого! Стучат не в дверь, а в окно!
Выглядываю: дятел!
Прицепился на открытую раму и серьёзно так стучит.
— Здорово! — говорю. — Влетай!
А он как испугается! И в лес. Бревенчатая изба для него, наверное, как огромное толстое дерево. Окно — как дупло. И в дупле кто-то страшный сидит.
Белку в дупле дятел встречал, летучую мышь встречал, даже филина видел. А такое страшилище — никогда!
Наутро дятел опять прилетел — «дерево» дуплистое выстукать. Для начала все брёвна в избе пересчитал. Потом в каждое дупло-окно заглянул. Чудно: всё видно, а влезть нельзя!
Ступеньки пересчитал: шесть. В трубу тюкнул: крепкая. Что бы ещё проверить?
Начал в заборе доски считать. С доски на доску, с доски на доску. Считал-считал — сбился. Начал сначала.
Считал-считал — невмоготу!
Не может больше считать — вот как наелся! На каждом брёвнышке по муравью, на каждой ступеньке по жуку, на каждой доске — по личинке. Нос набил, язык натёр. И живот из-под перышек вздулся. Синий такой и голый. Ну да, голый: дятел-то совсем молодой!
Крылья и хвост у него как у большого, а живот голый. Перья ещё короткие. И хоть шапка красная и нарядная, да ум в голове не тот. Это ж надо — дом с деревом спутал! Ну да ничего. Дней у него впереди — считать не пересчитать! Во всём ещё разберётся.
Тук-тук! Будем знакомы!
к оглавлению ↑
Плясунья
Ну и погодка, чтоб ей ни дна ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо — бррр!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял ружьё, взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон — и пошёл! Любопытно всё-таки поглядеть, что в такую непогоду делает зверьё.
И только вышел за околицу, вижу — лиса! Мышкует — промышляет мышей. Рыскает по жнивью — спина дугой, голова и хвост к земле — ну чистое коромысло!
Вот легла на брюхо, ушки торчком — и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок — собирают себе зерно на зиму.
Вдруг вскинулась лиска на дыбки, потом пала передними ногами и носом на землю, рванула — вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала!
Подскакивает на всех четырёх, как на пружинках. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка — вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язычок от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдая. Ухо у самой земли — слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался.
А чего она пляшет — не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в тёплой, сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть — вскочил я во весь рост. Лиса увидала — тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты, — только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, всё себе под ноги гляжу.
Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли.
Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего?
Вижу много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат.
Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно… Эх, был бы я лисой, так…
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке. Плясала — не баловала, мышей из их норок выгоняла… Был бы тут пир на весь мир!
Оказывается, вон какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски!
Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел.
Зря её с собою не взял.
Скучает, поди, в тепле-то под крышей.
к оглавлению ↑
Медвежья горка
На охоте видишь зверя через прицел ружья. И потому всегда видишь его разъярённым или в страхе.
Увидеть зверя непуганым, за его домашними делами — редкая удача.
Мне пришлось.
Охотился я в горах на горных индеек-уларов. До полудня пролазал зря. Улары — самые чуткие птицы гор. И лазать за ними приходится по кручам у самых ледников.
Устал. Присел отдохнуть.
Тишина — в ушах звенит. Жужжат на припёке мухи. Кругом горы, горы и горы. Вершины их, как острова, поднялись из моря облаков.
Местами облачная пелена отодвинулась от склонов и в зазор видна тёмная подоблачная глубина. Проскользнул в зазор солнечный луч, — по подоблачным лесам заколыхались подводные тени и блики. Попадёт в солнечный луч птица — сверкнёт, как золотая рыбка.
Разомлел я на припёке. И заснул. Спал долго. Проснулся — солнце уже вечернее, с золотым ободком. От скал протянулись вниз узкие чёрные тени.
Ещё тише стало в горах.
Вдруг слышу: рядом, за бугром, будто бык вполголоса: «Мууу! Муууу!» И когтями по камням — шарк, шарк! Вот так бык! С когтями…
Выглядываю осторожно: на уступе ската медведица и два медвежонка.
Медведица только проснулась. Закинула башку вверх, зевает. Зевает и лапой брюхо чешет. А брюхо толстое, мохнатое.
Медвежата тоже проснулись. Смешные: губастые, головастые. Сонными глазами луп-луп, с лапы на лапу переминаются, плюшевыми башками покачивают.
Поморгали глазами, покачали башками — и схватились бороться. Лениво спросонок борются. Нехотя. Потом разозлились и сцепились всерьёз.
Кряхтят. Упираются. Ворчат.
А медведица всей пятернёй то по брюху, то по бокам: блохи кусают!..
Послюнил я палец, поднял — ветер на меня тянет. Перехватил ружьё половчее. Смотрю.
От уступа, на котором были медведи, до другого уступа, пониже, лежал ещё плотный нестаявший снег.
Дотолкались медвежата до края, да вдруг и скатились по снегу на нижний уступ.
Медведица перестала брюхо чесать, перегнулась через край, смотрит.
Потом позвала тихо: «Рррмууу!»
Покарабкались медвежата наверх. Да на полгорке не утерпели и схватились опять бороться. Схватились — и опять покатились вниз.
Понравилось им. Выкарабкается один, ляжет на пузечко, подтянется к краю — раз! — и внизу. За ним второй. На боку, на спине, через голову. Визжат: и сладко, и страшно!
Я и про ружьё забыл. Кому же придёт в голову стрелять в этих неслухов, что штаны себе на горке протирают!
Медвежата наловчились: схватятся и катятся вниз вдвоём. А медведица опять раздремалась.
Долго смотрел я на медвежью игру. Потом вылез из-за камня.
Увидели меня медвежата, — притихли, во все глаза глядят.
А тут и медведица меня заметила. Вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.
Я за ружьё. Глаза в глаза смотрим.
Губа у неё отвисла, и два клыка торчат. Клыки мокрые и от травы зелёные.
Вскинул я ружьё к плечу.
Медведица схватилась обеими лапами за башку, рявкнула — да вниз с горки, да через голову!
Медвежата за ней — снег вихрем! Я ружьём вслед машу, кричу:
— А-а, растяпа старая, будешь спать!
Скачет медведица по скату так, что задние лапы за уши забрасывает. Медвежата сзади бегут, курдючками толстыми трясут, оглядываются. И холки горбиком — как у мальчишек-озорников, которых матери закутают зимой в платки: концы под мышки, и на спине узел горбиком.
Убежали медведи.
«Эх, — думаю, — была не была!»
Сел я на снег и — раз! — вниз по накатанной медвежьей горке. Оглянулся — не видал ли кто? — и весёлый пошёл к палатке.
к оглавлению ↑
Неслух
Медведицы строгие матери. А медвежата неслухи. Пока ещё сосут — сами сзади бегают, в ногах путаются. А подрастут — беда!
Да и медведицы сами со слабинкой: любят в холодке подремать. А весело ли медвежатам слушать их сонное сопение, когда кругом столько заманчивых шорохов, писков, песен!
От цветка к кусту, от куста к дереву, — и забредут…
Вот такого неслуха, удравшего от матери, я однажды и встретил в лесу.
Я сидел у ручья и макал сухарь в воду. Был я голодный, а сухарь был жёсткий, потому трудился я над ним очень долго. Так долго, что лесным жителям надоело ждать, пока я уйду, и они стали вылезать из своих тайников.
Вот вылезли на пень два зверька-полчка. В камнях запищали мыши, — видно, подрались. И вдруг на поляну выскочил медвежонок. Медвежонок как медвежонок: головастый, губастый, неловкий.
Увидел медвежонок пень, взбрыкнул курдючком — и боком с подскоком прямо к нему. Полчки — в норку, да что за беда! Медвежонок хорошо помнил, какими вкусными вещами угощала его мать у каждого такого пня. Успевай только облизываться!
Обошёл мишка пень слева — никого нет. Заглянул справа — никого. Сунул нос в щель — полчками пахнет! Вылез на пень, поцарапал пень лапой. Пень как пень.
Растерялся мишка, притих. Оглянулся кругом.
А кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.
Слез мишка с пня — и потрусил дальше.
На пути камень. Повеселел мишка: дело знакомое! Подсунул лапу под камень, упёрся, нажал плечом. Поддался камень, пискнули под ним испуганные мышенята.
Бросил мишка камень — да обеими лапами под него. Поторопился: камень упал и придавил мишке лапу. Взвыл мишка, затряс больной лапой. Потом полизал, полизал её — да и похромал дальше. Плетётся, по сторонам больше не глазеет, под ноги смотрит.
И видит: гриб. Пуглив стал мишка. Обошёл гриб кругом. Глазами видит: гриб, можно съесть. А носом чует: плохой гриб, нельзя есть! И есть хочется… и страшно!
Рассердился мишка — да как треснет по грибу здоровой лапой! Лопнул гриб. Пыль из него фонтаном жёлтая, едкая — прямо мишке в нос.
Это был гриб-пыхтун. Зачихал мишка, закашлял. Потом протёр глаза, сел на задок и завыл тихо-тихонечко.
А кто услышит? Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.
И вдруг — плюх! Лягушка! Мишка правой лапой, — лягушка влево. Мишка левой лапой, — лягушка вправо.
Нацелился мишка, рванулся вперёд — и подмял лягушку под себя. Зацепил лапой, вытащил из-под брюха. Тут бы ему и съесть лягушку с аппетитом — первую свою добычу.
А ему, дурачку, только бы играть.
Повалился на спину, катается с лягушкой, сопит, взвизгивает, будто его под мышками щекочут.
То подкинет лягушку. То из лапы в лапу передает. Играл, играл, да и потерял лягушку.
Обнюхал траву кругом, — нет лягушки. Так и брякнулся мишка на задок, разинул рот, чтоб заорать, да и остался с открытым ртом: из-за кустов на него глядела старая медведица.
Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой мамаше; уж она-то приласкает его и лягушку ему найдёт.
Жалостно скуля и прихрамывая, он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую затрещину, что разом сунулся носом в землю.
Вот так приласкала!
Обозлился мишка, вскинулся на дыбки, рявкнул на мать. Рявкнул — и опять покатился в траву — от оплеухи.
Видит, плохо дело! Вскочил — и бегом в кусты.
Медведица за ним.
Долго слышал я, как трещали сучья и как рявкал медвежонок от мамашиных затрещин.
«Ишь, как уму да осторожности его учит!» — подумал я. Убежали медведи, так меня и не заметили. А впрочем, кто их знает?
Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.
Лучше уйти поскорей: ружья-то у меня нету.
к оглавлению ↑
Хитрущий зайчишка
В жизни не видал такого хитрого зайца!
Да и то сказать: не будь он так хитёр, давно бы попал орлу в когти или кому-нибудь из хищных зверей в зубы. Лисиц, волков, рысей здесь множество, и они переловили всех зайцев на этом склоне горы. Остался один — Рваные Ушки.
Уши нарвал ему беркут — горный орёл — за неосторожность. С тех пор зайчишка и стал таким умным.
Беркут был молодой, неопытный. Старый орёл падает прямо на спину зайцу и ломает ему хребет. Молодой догонял зайчишку — и промахнулся. Вцепился когтями в длинные заячьи уши. Заяц на бегу вырвал свой уши из страшных орлиных когтей — и шмыг под камни.
Эти камни на склоне лежали грядой, образуя собой как бы длинную трубу или нору: зайчишке под ней есть где пролезть, а лисе или орлу — никак.
Беркут сел перед входом, сунул в нору шею, а крылья его не пускают. Пришлось отказаться от добычи. Улетел другого зайца ловить, поглупее.
Зайцы не устраивают себе постоянных логовищ, как кролики. Кормятся они ночью.
Начнёт светать — заяц поскачет, след свой запетляет, запутает, махнёт с него в сторону и заляжет на весь день где-нибудь под камнем или кустиком.
Да не спасли эти хитрости, давно известные всем любителям зайчатины, других зайцев на этом открытом безлесном склоне горы. Уцелел, говорю, один этот хитрущий зайчишка.
А почему уцелел? Потому что, вопреки всем заячьим обычаям, избрал себе постоянным логовом вот эту самую гряду камней, которая спасла его уже однажды от молодого беркута.
Не раз с тех пор охотились за ним и старые, опытные беркуты.
Но зайчишка не отходил далеко от своих камней. Нырк! — и спрятался под ними.
Пробовали ловить его и волки. Да куда им, таким здоровым-то, подлезть под камки. В кровь себе горбину стёрли, а пришлось отступиться.
Пробовала ловить его и страшная рысь — большая пятнистая кошка с маленькой головой и длинным, гибким, как у змей, телом. Во все дыры между камнями совала свой чутьистый нос. Всюду под камнями вкусно пахло зайчатиной, но ни раздвинуть камни, ни проскользнуть между ними она не могла.
На беду заячью, жили на той горе, как уже сказано, и лисицы.
Уж лисицы-то — самые хитрые звери и зайцев ловить — великие мастера.
Зиму зайчишка Рваные Ушки перезимовал у себя в камнях благополучно.
А весной, как стаял снег, увидали его лисицы: лис и лиска. Они в эту пору года дружно живут, детей выводят. Ну и, конечно, взялись за него вдвоём.
Зайчишка лежал на склоне — пузечко на солнце грел. А сам но сторонам косился: грозит ли откуда опасность?
Лис к нему ну подкрадываться на согнутых лапках. Да не тут-то было!
Заметил зайчишка, вскочил… Лис за ним как кинется!
А Рваные Ушки прыг, скок — и дома.
Лис стал у входа в зайчишкину нору и ждёт.
Рваные Ушки так делал: уйдёт тот, кто его ловит, он подождёт немножко и выйдет наружу. Тут-то лис его и хотел схватить.
Но Рваные Ушки так испугался лиса, что пробежал всю длинную трубу, всю свою нору под камнями и выскочил с другой стороны каменной гряды. Так он не раз спасался от волков и рыси. Для них хороша была эта хитрость, а вот для лисиц не очень-то!
Лис только ещё начал подкрадываться к зайчишке, а лиска уже со всех ног бежала к другому концу каменной гряды. Прибежала и стоит у выхода из норы, караулит.
Зайчишке с его умишком где же про такое догадаться! Он и выскочил из норы прямо на лиску!
Лиска в это время уже облизывалась: мечтала, как сейчас сладкой зайчатинкой полакомится.
И хорошо, что облизывалась: не успела она язык убрать, зайчишка верть — налево кругом и нырк! — назад в нору.
Тявкнула лиска с досады, а ничего не поделаешь: сама виновата. Остаётся теперь обоим охотникам — лису и лиске — спрятаться и терпеливо дожидаться, когда зайчишка с той или другой стороны каменной гряды выскочит. Правильную осаду держать.
Вот и сидят лисицы: лис — у входа, лиска — у выхода, ждут.
А зайчишка Рваные Ушки, не будь глуп, взял да высунул голову из дырки между камнями посередине гряды. Поглядел в одну сторону — там лиска, за кустом сидит, караулит.
Видят и лисицы: высунутся вдруг посреди гряды длинные заячьи уши с чёрным пятнышком на конце, крутнёт ими заяц в одну сторону, крутнёт в другую — и опять уши спрячутся.
Поняли: надо снимать осаду. Видно, там у зайчишки между камнями трава растёт. Закусывает он ею. Его и измором не возьмёшь.
И ушли лисицы восвояси.
Вот до чего хитрущий зайчишка: двух лисиц провёл и цел остался!
к оглавлению ↑
Джейранчик
Волка ноги кормят. А вот джейрана ноги спасают.
Джейраны — быстрые газели — живут в сухих южных степях. Много у джейранов врагов: и человек, и волк, и даже орёл. А спасенье одно — ноги.
Вихрем носятся джейраны по степи. Кажется, что это не звери бегут, а птицы летят. Только пыль завивается из-под крепких копыт! Тут уж и волка ноги не прокормят!
Нет у джейраньей степи ни конца, ни края. На своих на двоих не скоро её перешагаешь. Но я еду верхом.
Еду, посвистываю. И вдруг — стоп! Коняшка под ноги глазом косит. У копыт его кротовина — кучка жёлтой сухой земли. А конь ноздри раздул, ушами прядёт — и ни с места.
Вгляделся я: да это совсем не кротовина, это джейранчик! Прижался к земле, замер и дышать перестал.
Джейранчик крошечный, с зайца. Он недавно родился. Лобик у него крутой и вместо рожек — пупырышки. А ножки тонкие-тонкие и длинные-длинные. Ненадёжные ножки. И щуплый — рёбрышки на боках проступают. Одна надежда на шкурку-невидимку. А шкурка и впрямь невидимка: не отличишь от степной земли. Тут и орлиный глаз обманется. Но человек не птица, его на кротовине не проведёшь.
Соскочил я с коня и протянул к джейранчику руку. А он как вскочит на тонкие ножки, как вытаращит на меня чёрные глазёнки, как ударит копытцем в землю, — пыль фонтаном! И — ходу. Я за ним. Куда там! Летит как птица.
— Ах так! — рассердился. — На своих на двоих не догоню, — на четырёх лошадиных настигну!
Вскочил на коняшку, стиснул ему каблуками бока. Взвился конёк, замоталась по ветру конская грива, захлестала меня по лицу. Вмиг догнал я джейранчика. А он — бух! — и с ног! Запал, затаился. И глаза закрыл: глаза-то у него большие, блестящие — очень заметные. И опять стал как кротовина.
Перегнулся я с коня, тянусь — нет, не достать!
Соскочил с коня — джейранчик бежать!
Я на коня — джейранчик на землю!
Подъеду к нему, ловчусь, — нет, не дотянуться! Коняшка боится на него наступить и близко не подходит. А соскочу — он ходу!
Не видно конца нашей гонке: бегом не догнать, с коня не достать.
Смотрю я на джейранчика сверху и дивлюсь: мал, а хитёр! Видно, у джейранов спасение-то не в одних только ногах. И голова что-нибудь да стоит. Даже если на этой голове вместо рожек ещё только пупырышки.
Да не век же мне над ним торчать! Взбодрил я каблуком коняшку — и потрусили мы своей дорогой. Еду, посвистываю. А что мне осталось делать?
к оглавлению ↑
Песенки подо льдом
Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.
А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.
Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!
И песенка их — как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.
Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…
Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.
За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?
А песня звенит. Живая она и чистая; такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть — птица…
Я стукнул лыжей по льду — песенка смолкла. Я постоял тихо — песенка зазвенела опять.
Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.
— Здравствуй, подлёдная певунья!
Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.
— А я ведь знаю тебя! — сказал я. — Ты оляпка — водяной воробей!
Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!
А нам чего бы его не послушать.
к оглавлению ↑
Почему зяблик – зяблик?
Давно я дознавался, почему зябликов зябликами зовут?
Ну славка-черноголовка — понятно: у самчика беретик чёрный на голове.
Зарянка — тоже ясно: поёт всегда на заре и нагрудничек у неё цвета зари.
Овсянка — тоже: на дорогах всю зиму овёс подбирает.
А вот почему зяблик — зяблик?
Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают как только снег сойдёт, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, кое-где и зимуют, если корм есть.
И всё-таки назвали вот зяблика зябликом!
Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.
Шёл я по лесной тропинке, слышу — зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат — будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет: «Витт-ти-ти-ти, ви-чу!» Даже хвостик трясётся!
И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-рю!» Будто у него от холода «зуб на зуб» не попадает, этаким дрожащим голоском: «Тр-рю-ю!»
Кто такого увидит, сразу подумает: «Ишь зяблик какой! Чуть солнце за тучку, а он уже и нахохлился, задрожал!»
Вот почему зяблик стал зябликом!
У всех у них такая повадка: солнце за тучу, зяблики за своё «трю».
И ведь не от холода: зимой-то и похолоднее бывает.
Разные на этот счёт есть догадки. Кто говорит — у гнезда беспокоится, кто — перед дождём так кричит. А по-моему — недоволен он, что солнце спряталось. Скучно ему без солнца. Не поётся! Вот он и брюзжит.
Впрочем, может, и я ошибаюсь. Разузнайте-ка лучше сами. Не всё же вам готовенькое в рот класть!
к оглавлению ↑
Три яичка
Шёл я по лесу. Вижу: лежит на земле яичко. Яичко как яичко: беленькое, круглое, небольшое.
«Что, — думаю, — за птица это яичко снесла? Хоть бы посмотреть на неё!»
Посмотрел я вокруг — нет никого. Заметил тогда я место и дальше пошагал.
По лесу ходить — не по панели шагать. Под ноги смотреть надо. А я всё по сторонам глазею. Вот и споткнулся о кучу прелых листьев.
Поднялся и вижу: белеется в листьях ещё яичко! Тоже белое, — продолговатое, небольшое.
Я листьями яичко прикрыл, место заметил. И дальше пошагал. И хоть по делу иду, а не могу по сторонам не глазеть! Бабочки из цветочных вазочек нектар пьют. Кузнечик собственной ногой, как смычком, на своих же крылышках играет. Жук-листовёрт сворачивает из листьев зелёные кулёчки. Муравей под листом стадо тлей пасёт. У каждого своё дело.
Загляделся я — и кувырк с обрыва! Так в песок и зарылся. Хорошо ещё, в речку не угодил.
Встал, а в ушах песок, в глазах песок и даже в карманах песок. Отряхнулся, протёр глаза и вижу: торчит из песка яичко! Простое.: беленькое, круглое, как теннисный шарик. Ну и везёт мне сегодня!
Присыпал яичко, заметил место. Сам думаю: «Три яичка и все без гнезда! Может, их и не птицы снесли?» Но тут же вспомнил поговорку: «Если нету птиц, то не может быть и яиц». И сразу успокоился.
к оглавлению ↑
Яичко в песке
Говорят: «Из яичка вылупится птичка». «Птичка-то птичка, — думаю, — да вот только какая?»
День прошёл, два прошло, на третий собрался я в лес. По сторонам уж больше не глазею — спешу. Вот обрыв у воды, вот песок, в песке яичко. В самый раз поспел: яичко-то уж с трещинкой! Вот-вот высунется в трещинку птичий нос.
Качнулось яичко, кусочек скорлупки выпал — высунулся птичий нос. Смешной такой, нос-коротышка, Толстый, короткий, как у попугайчика. Но попугайчики-то только в жарких странах живут!
Треснула скорлупка, яичко расселось, и… выползла из яйца черепашка! Сама с пятачок, глаза как у змейки, ножки лопаточкой. Один нос птичий. Ковыль-ковыль по песку. Да так ловко, будто всю жизнь по песку бегала. И хоть бы помедлила: сразу в поход!
Тут рядом песок зашевелился: полезли из-под него другие черепашки. Не одно яичко было зарыто в песке. Бойкие черепашата: сами из яиц вылезли, сами из песка выползли, сами в воду нырнули. Прямо как большие, хоть ростом с пуговицу.
к оглавлению ↑
Яичко в листьях
День прошёл, второй прошёл, собрался я снова в лес. Опять в самый раз поспел. Яичко, что в листьях лежало, набухло, стало упругим, и дырочка в нём проклюнулась. Вот-вот высунется птичий нос!
Шевельнулось яичко, дырочка раздалась, и выползла из него, как краска из тюбика, змейка! Длиной с карандаш, на затылке два белых пятна. Ужонок, конечно. И только глаза как у птички.
Передразнил меня раздвоенным языком, прошипел что-то себе под нос и пополз. Ловко пополз, будто всю жизнь по листьям ползал. За ним другие ужата: тоже не одно яичко под листьями было.
Растерялся я. Вот уже два яичка без птички. Что-то в третьем яйце будет?
к оглавлению ↑
Яичко на земле
День дома просидел, два просидел, на третий не вытерпел. Пошёл туда, где яичко прямо на голой земле лежит. Последнее из трёх!
Мне торопиться надо, а я опять по сторонам смотрю: столько в лесу интересного! Вот жук-навозник в старый гриб вгрызается — уж одни ноги торчат. Вон гусеницы по земле ползут, да не как попало, а стройной колонной, ряд за рядком, как солдаты на марше. А вон муравей улитку укусил — она как запищит! Вот никогда не думал, что улитки умеют пищать! Надо будет запомнить.
На этот раз я опоздал. Вот та полянка, вот моя метка, а яичка нет! Растёт на месте яичка… гриб! Здоровый, в два кулака дождевик.
Понял я, что вовсе не яичко я тогда нашёл. Просто торчала из земли маленькая грибная шляпка, только что высунулась. Потому-то и не вылупилось из неё ничего: ни птичка, ни змейка, ни черепашка. Просто гриб вырос.
И хоть бы гриб какой стоящий, а то гриб-дождевик! Это тот самый, из которого, если наступить, бурая пыль летит. Ни варить его, ни солить, ни жарить. Только ногой поддать.
Я так и сделал: как наподдал, так пыль и заклубилась!
Вот вам и «простые» яички!
Вот вам «из яичка вылупится птичка».
Вот вам и «если нету птиц, то не может быть и яиц».
Всё может быть!
(Илл. Федотова В.)
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Юный книголюб»
4 класс
Тема: Рассказы о животных.
Цель: формировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний о природе, желание и привычку читать книги.
Задачи:
— знакомить учащихся с книгами о природе, жанром «Сказки-несказки»;
— формировать у учащихся умение ориентироваться в мире книг;
— формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);
— воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
— способствовать воспитанию бескорыстного отношения к природе, уважения и сочувствия к животным.
— развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Оборудование: выставка книг Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова, портреты писателей, проектор, экран, презентация, дерево, шапочка белочки, названия групп «Анималисты», «Журналисты», «Биографы», «Юннаты», «Читатели».
Ход занятия.
Организационный момент.
-Отгадайте загадки:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
-Как вы поняли, о ком пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
(о животных)
Тема занятия: Рассказы о животных.
Работа по теме
Учитель. Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были детские писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Николай Сладков. Рассказы этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
На прошлом занятии мы познакомились с творчеством необыкновенного человека, который писал рассказы о животных. Кто же это? (Евгений Чарушин)
Почему я назвала Евгения Чарушина необыкновенным человеком? (писатель, анималист, иллюстратор, скульптор, изобретатель).
Представление работ группой художников-анималистов.
Ученики представляют свои рисунки по рассказам Чарушина.
Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных, наблюдательный.)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведениями еще двух писателей. Начнем наше знакомство с Виталия Валентиновича Бианки. Даем слово для представления нашему биографу, Станиславе.
Станислава: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.
Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки можно считать создателем нового жанра – «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных.
Писатель написал более трехсот книг о природе.
Учитель: Что мы узнали о Бианки из сообщения Станиславы? (создатель жанра «Сказки-несказки») Почему произведения Бианки можно так назвать? С какими рассказами писателя вы знакомы?
Учитель: Егор побывал в роли журналиста и познакомился подробнее с книгой Виталия Бианки «Лесная газета».
Егор. Главной книгой в жизни Виталия Бианки можно назвать «Лесную газету». Впервые она была напечатана в 1927 году, и до конца жизни автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
Материал в книге подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых».
В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем, например, что весной из-под снега показалась перезимовавшая клюква, а гадюка приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»: «над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из моря — рыбка корюшка». Корреспонденты газеты (среди них много и не придуманных писателем, а вполне реальных людей) сообщают разные новости из леса, с поля, с рек и озер. «Лесная газета» — это книга-игра. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность (разделы «Тир», «Остроглаз»).
Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходит в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Беседа по произведению В. Бианки «Лесная газета»
-Как устроена «Лесная газета? (12 номеров – по номеру в месяц)
— Кто пишет материал для газеты? (Учёные, лесники, юннаты)
— Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир»)
— Что нового, интересного ты узнал о жизни животных, растений, явлениях природы?
— Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы)
— Какие ещё рассказы Бианки вы читали? Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений?
(В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)
Музыкальная физминутка.
Учитель: Следующий писатель сегодня Николай Иванович Сладков. Приглашаем биографа Андрея.
Андрей. Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов.
В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой»…
Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся.
Творчество Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Учитель: Вместе с Виталием Бианки Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.
— Какие произведения писателя вы читали?
— Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)
— Почему жанр называют «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)
— Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу)
Сейчас наши артисты представят нам небольшую постановку по рассказу Николая Сладкова «Загадочный зверь».
Николай Сладков. Загадочный зверь
Лера: Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Вдруг слышится голосок из темной ели:
Слава: — Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Катя: — Дятел!
Слава:— Вот и не угадала! Ещё я ем ос и шмелей!
Катя: — Ага! Ты птица осоед!
Слава:— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
Катя: — Гусениц и личинок любят дрозды.
Слава:— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
Даша: — Тогда ты, наверное, лесная мышь.
Слава:— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
Даша: — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
Слава:— То мышка, то кошка! И совсем вы не угадали. Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
Даша: — Может, ты цапля?
Слава:— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
Полина: — Похоже, что ты куница.
Слава:— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Полина: — Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
Слава:— Сдаётесь?
Лера: Ветки качнулись, раздвинулись, и мы увидели ……. белку!
Слава: — Запомните! Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.
Учитель: Аплодисменты артистам!! Что интересного о белке мы узнали из этого рассказа?
Учитель: Чтобы узнать повадки животных, их особенности, надо быть очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть – стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени. Мы попадем в кинозал прошлого века, 1936 год. Мы увидим квартиру писательницы Веры Чаплиной и ее необычных жильцов…
Фильм «Кинули»
Какие необычные жильцы поселились в квартире Веры Чаплиной? Интересно узнать о писательнице и ее рассказах подробнее? Как вы думаете, о ком могла бы писать Вера Чаплина? На следующем занятии мы познакомимся с произведениями Веры Чаплиной, ее биографией.
Итог занятия:
-О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?
-Чем интересны их произведения?
-Какие сказки-несказки о животных вам понравились?
Литература:
1. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г
2. Н.И. Сладков. Сказки леса. Москва, 2000г
3. Н.В. Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999г
Чтобы привлечь учащихся к чтению литературы о природе, расширить общий кругозор, занятия курса внеурочной деятельности можно провести с занимательными заданиями, которые позволят не только активизировать мыслительную деятельность учащихся, но и создадут интерес к читаемой литературе. Данное занятие обобщает и закрепляет знания по теме, вопросы определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают интерес к предмету.
Общее мнение таково, что мультипликационные фильмы изобретены исключительно для развлечения детей. Однако существует ряд и счастливых исключений, и одним из самых новых произведений данного жанра стал мультик «По ту сторону изгороди». Его с удовольствием будут смотреть как дети всех возрастов, так и взрослые. Ведь хотя на первый взгляд речь в мультфильме пойдет о знакомых каждому малышу вещах – загадочный лес, увлекательные путешествия и самые разные сказочные герои, основной посыл таков, что думающий взрослый останется под сильным впечатлением после просмотра фильма.
Общие сведения о мультфильме
Основой произведения стала короткометражка-анимация под названием «Книга неизвестности» от Патрика Мак Хэйл, в настоящее время являющийся креативным директором «Времени приключений». Тон в мультфильме задан музыкой, которую можно охарактеризовать как грустную и задумчивую. А также стихотворение, вынесенное в самое начало: прочитав его, становится понятно, что зрителя ждут приключения по «ту сторону», которые вполне подходят под определение «мрачные приключения».
Однако для детей все будет гораздо проще. Ведь ребенок, включив мультфильм, увидит двух братьев, которые отправились за приключениями в некий таинственный лес. И по ходу повествования перед главными действующими лицами открываются всё новые стороны и тайны леса. И хотя музыка, звучащая в картине, имеет выраженную грустную нотку, голосом диктора зритель будет успокоен: мультфильм обязательно закончится благополучно.
Но что удивительно: хотя детям просмотр фильма может показаться полным увлекательных событий, происходящих с путешествующими по лесу братьями, взрослые находят много пищи для ума. Каждая серия мультипликационного сериала заканчивается хорошо, добро побеждает и все радуются, однако взрослым хочется плакать и потом еще длительное время раздумывать над подоплекой картины.
Особенности построения мультфильма
Своеобразная осенняя палитра и соответствующая музыка изначально создают особое настроение для просмотра. Для осенних и зимних вечеров такой мультипликационный сериал – самое то, чтобы насладиться домашним уютом. Можно назвать его неотразимой и слегка мрачной осенней сказкой, подходящей для зрителей всех возрастов!
Произведение вобрало в себя множество произведений англоязычной литературы, относящейся к 19 веку. Сопровождается действие американской музыкой 20 века, что дает уникальную атмосферу и вполне нормированную долю напряженности. А также позволяет отнести «По ту сторону изгороди» сразу к нескольким современным жанрам:
- драма;
- семейный фильм;
- фэнтези;
- приключения;
- детектив;
- мультфильм.
Не менее важно построение каждой серии мультфильма, ведь они длятся всего по 10 минут, что в значительной степени облегчает просмотр картины. Сезон лишь один, а общее количество серий – 10. Потому просмотреть весь мультфильм можно за один вечер, наполнившись совершенно неожиданными и новыми мыслями и ощущения.»Переваривать» их придется весьма длительное время, ведь каждый рассуждающий зритель найдет в мультике что-то важное для себя.
Последовательность действий и развитие сюжета
Благодаря возможности каждому, кто приступит к просмотру мультика «По ту сторону изгороди», найти в нем что-то для себя, картину можно считать особенно интересной и неоднозначной. Для детей она станет увлекательными путешествиями двух братьев, Вирта и Грега. Под неспешную грустную музыку и в осеннем лесу их приключения смотрятся особенно эффектно и занимательно.
Братья в мультике не родные, а сводные. Имена их в переводе значат «Бодрствующий» (в качестве прототипа Грега взят сын Патрик режиссера мультфильма) и «Достойный». Синяя птичка Беатрис, сопровождающая братьев в сумрачном лесу, также ассоциируется с известной героиней произведения Данте – Беатриче, которая помогла поэту преодолеть опасности кругов ада.
Однако не всё так благополучно, как может показаться на первый взгляд. Синяя птичка переводит братьев через реку Стикс, обещая, что ведет их к спасению. Но в действительности она приводит их все ближе и ближе к смерти.
Немало в мультфильме и ассоциативных действующих лиц. Например, черепашки, которые в картинах Иеронима Босха напоминают черных тварей, символизирующих человеческие грехи. Именно они изгнали первых людей из сотворенного Рая.
Есть в мультике и зверь. Им стала собака Беатрис, которая съела одну из черепашек. В одной из первых серий собака, которая заразилась и превратилась в демона, принадлежит Беатрис. Данная информация станет доступна зрителю в финальных кадрах мультика. И дом также принадлежит семейству Беатрис.
Чем же закончится мультфильм
На первый взгляд, конец мультика полон позитива. Главные герои попадают в мир, где все полно света и все видятся очень счастливыми и дружными.
Но, копнув глубже, вдумчивый зритель понимает, что после того, как братья были сбиты поездом, попали они в потусторонний мир. Здесь нет взрослых, а утка в углу последнего кадра является намеком на шутку. Зритель обманут. Копайте глубже…
Âïåðâûå çà 22 ãîäà óâèäåëè ðåäêóþ ðîçîâóþ ðûáó
Âïåðâûå îáíàðóæåíà ìàãíèòîñôåðà ó ýêçîïëàíåòû
Ãðèáíîé ðàçóì
Çàãàäêà ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, óïàâøåãî ñ íåáà â Ëîíäîíå
Êàïèòàí ñóäíà âèäåë êàê ìîðñêîé çìåé óòàùèë êàøàëîòà
Êèòàéñêèå ðîáîñîáàêè îáçàâåëèñü ðóêîé
Ëóíà — òâîðåíèå èíîïëàíåòíîé èíæåíåðèè
Ïîêàçàëè ðîáîòàêñè áåç ðóëÿ
Ñåìüÿ àëüáèíîñîâ ïîïàëà â Êíèãó ðåêîðäîâ Ãèííåññà
Ñîçäàëè äåòàëüíóþ êàðòó ìåðòâûõ çîí Òèõîãî îêåàíà
Ñîçäàëè êâàíòîâûé ÈÈ, ñïîñîáíûé ê îáó÷åíèþ
Òàéíû äîìà Ï÷åëèíà
Àëåêñàíäðèéñêèé ìàÿê ñâåòèë áîëåå òûñÿ÷è ëåò
Áûë ëè öàðü ìàéÿ Ïàêàëü èíîïëàíåòÿíèíîì
Âåðîÿòíîñòü ñòîëêíîâåíèÿ àñòåðîèäà Àïîôèñ ñ Çåìë¸é
Äðåâíÿÿ øóìåðñêàÿ òàáëè÷êà îáúÿñíÿåò ïðîèñõîæäåíèå ÷åëîâåêà
Çàãàäî÷íûå ëîæíûå äâåðè â äðåâíååãèïåòñêèõ ãðîáíèöàõ
Çà÷åì ñíèìàþò ñ êîíñåðâàöèè ñòàðûå ïàðîâîçû
Èç ãîëîâ íåñêîëüêèõ ìèòèíãóþùèõ ïîøåë äûì
Èñïîëíèëîñü åùå îäíî ïðîðî÷åñòâî î ïðèõîäå Ìàøèàõà
Íàø ðàçóì ÷àñòü ÷åãî-òî áîëüøåãî
Íåáåñíûå ñóùåñòâà Âàíäæèíû
Íèáèðó, òàèíñòâåííàÿ ïëàíåòà èëè ÷òî-òî äðóãîå
Íóìåðîëîã ðàññêàçàë î çíà÷åíèè öèôðû 22
Ïëàíåòàðíîå ñîçíàíèå, ÍËÎ, ÈÈ è Áåçäíà — 2
Ïðèäóò ëè èíîïëàíåòÿíå íà ñìåíó CovID-19
Ïðîðî÷åñòâà è ïðåäñêàçàíèÿ íà 2022 ãîä òóìàííû
Ñàìûé áîëüøîé íåîëèòè÷åñêèé êðóã Áðèòàíèè áûë ñäåëàí ëþäüìè
Ñóïåðìàðêåòû ÑØÀ ãîòîâÿò ê ðàáîòå â ðåæèìå ÃÎËÎÄ
Òàèíñòâåííûå ñâåòëîâîëîñûå ãèãàíòû îñòðîâà Êàòàëèíà
Ôóòóðîëîã ñïðîãíîçèðîâàëà îòêðûòèå ïëàíåò, ïîõîæèõ íà Çåìëþ
ßñíîâèäÿùàÿ äî÷ü ßïîíèè
Áàáóøêà îòäàëà ìîøåííèöàì âñå äåíüãè çà ñíÿòèå ïîð÷è ñ âíóêà
 ìàðñèàíñêîì êðàòåðå íàøëè ìàññèâ âîäíîãî ëüäà
Ãóñòûå âîëîñû áëîãåðøè âûçûâàëè ãîëîâíóþ áîëü
Äîìàøíèõ æèâîòíûõ ïðåäëîæèëè êîðìèòü íàñåêîìûìè
Æåíùèíà 38 ëåò åçäèëà áåç âîäèòåëüñêèõ ïðàâ
Æåíùèíà êóïèëà íå òîò ëîòåðåéíûé áèëåò è ñîðâàëà äæåêïîò
Êèòàé âîññîçäàë Âèñÿ÷èå ñàäû Ñåìèðàìèäû
Êîíñïèðîëîãè îäåðæàëè ïîáåäó íà âûáîðàõ Áàéäåíà
Ëþäåé äîñòàâÿò íà Ìàðñ â áëèæàéøèå 510 ëåò
Ìåòåîðèòû èç îêàìåíåâøåé ìî÷è ñòàíîâÿòñÿ ðåàëüíîé óãðîçîé
Íîâàÿ ìîäíàÿ áîëåçíü Ôëóðîíà
Îáíàðóæèëè çàãàäî÷íûå èñòî÷íèêè ðåíòãåíîâñêîãî èçëó÷åíèÿ
Îñíîâàòåëü Telegram ðàñêðèòèêîâàë WhatsApp çà ñîòðóäíè÷åñòâî ñî ñïåöñëóæáàìè
Ïëàíåòîëîãè îáúÿñíèëè àíîìàëèè ñåðäöà íà Ïëóòîíå
Ïîñòóïèë òàèíñòâåííûé çàêàç íà F-35
Ðîáîòîâ íàó÷èëè ñîáèðàòü óðîæàé
Ðîáîòû Tesla Bot ñìîãóò îáðåòàòü óíèêàëüíóþ ëè÷íîñòü
Ðîññèþ çàõîòåëè ñäåëàòü çàïîâåäíèêîì
Ðîññèÿ çàâåðøèëà ãîñèñïûòàíèÿ áîåâûõ ðîáîòîâ
Òàèíñòâåííàÿ àíîìàëèÿ íà Ñîëíöå
Âîäà â ×åðíîì ìîðå ïîæåëòåëà
Ãîðîä ïðèøåëüöåâ íàéäåí íà Ìåðêóðèè
Ãîòîâèòñÿ ñòðàøíûé ãëîáàëüíûé óêàç
Ãðóïïà ÍËÎ çàìå÷åíà âî âðåìÿ ãðîçû íàä Àòëàíòèê-Ñèòè
Äîæäü èç áåëûõ îêóíåé ïðîøåë â Òåõàñå
Çàïðåòíûå êíèãè î òàéíîì çíàíèè
Èíîïëàíåòÿíèí èç ïóñòûíè Àòàêàìà îêàçàëñÿ ìóòàíòîì
Êàáàëà, ÷åðíàÿ ìàãèÿ è âíåçåìíàÿ æèçíü
Êîìàíäíàÿ áàçà Àøòàðà ñêðûòà â îáëàêàõ Þïèòåðà
Ìîãëè ëè êîãäà-íèáóäü ñóùåñòâîâàòü ñóùåñòâà ðàçìåðîì ñ Ãîäçèëëó
ÍËÎ è ãëîáàëèñòñêàÿ ðåâîëþöèÿ
Ïëàíåòàðíîå ñîçíàíèå, ÍËÎ, ÈÈ è Áåçäíà
Ïîõèùåíèå èíîïëàíåòÿíàìè àìåðèêàíñêîãî ïîëèöåéñêîãî
Ïðèøåëüöû ðàçðóøèëè ìíå æèçíü
Ñêîëüêî âðåìåíè äóøà óìåðøåãî îñòàåòñÿ ðÿäîì ñ áëèçêèìè
Ñîííûé ïàðàëè÷ è ÷åðíûé ÷åëîâåê â øëÿïå
Òàéíû Çåëåíîãî îñòðîâà
Øàìàíû ïðîâåëè öåðåìîíèþ ïî î÷èñòêå ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé
Øåñòü èíîïëàíåòíûõ áàç îáíàðóæåíû íà Ìåðêóðèè
ßâëÿåòñÿ ëè çëîì ñóùåñòâîâàíèå Àäà
Áèëë Ãåéòñ íàøåë ñïîñîá ñïàñåíèÿ ïëàíåòû
 íîâîì è ÷óäíîì ìèðå àâòîìîáèëü áóäåò òîëüêî ó áîãàòûõ
Æèòåëè Êèòàÿ ãîëîäàþò èç-çà ñòðîæàéøåãî ëîêäàóíà
Êàêèå ïðåäñêàçàíèÿ îñòàâèë Íîñòðàäàìóñ íà 2022 ãîä
Êîçà ðîäèëà êîçëåíêà ñ ìîðäîé ãóìàíîèäà
Íåîáû÷íîå ÿâëåíèå íà ïëÿæå â Àíàïå
ÍËÎ è ïðèçðàêè, ñíÿòûå íà êàìåðó â Àíãëèè
Îñüìèíîãè ïðèëåòåëè èç êîñìîñà
Ïåðåçàãðóçêà ìèðà èäåò ïî ïëàíó
Ïðåäñêàçàíèÿ íà 2022 ãîä äëÿ Ðîññèè
Ïðîðî÷åñòâî îá ýøåëîíàõ ìîæåò ñòàòü ðåàëüíîñòüþ óæå ëåòîì
Ðåäêîå ÿâëåíèå çàìåòèëè â Ñàìàðñêîé îáëàñòè
Ñòðàòîñôåðíûå âèõðè ñòàíîâÿòñÿ íîâîé íîðìîé
Òàèíñòâåííûå ñòðîèòåëüíèöû ïîðòóãàëüñêèõ ìåãàëèòîâ
Òåõíîëîãèè ñåðèàëà The Expanse ñêîðî ñòàíóò ðåàëüíîñòüþ
Òèòóëüíûå öèôðû 2022 ãîäà ìîãóò ïðèíåñòè ãàðìîíèþ
Óêðàäåííîå 18 ëåò íàçàä êîëüöî âåðíóëîñü ê âëàäåëèöå â Ðîæäåñòâî
×òî âèäÿò ëþäè çà íåñêîëüêî íåäåëü äî ñìåðòè
×òî äåëàëè ÍËÎ íàä ìîðåì âîçëå Îäåññû
Ýïèäåìèÿ êîðîíîýáîëû â Êèòàå
Àêòåð Õàáåíñêèé ïîðàññóæäàë îá ýêñòðàñåíñàõ â ôèëüìå ×åìïèîí ìèðà
Âîññòàíèå Ìàøèí äàâíî íà÷àëîñü
Ãëàâó Åâðîêîìèññèè îçíàêîìèëè ñî ñòðàøíûì ïðîðî÷åñòâîì Íîñòðàäàìóñà
Åãèïåò ïðîâåë ïðàçäíè÷íûå êàìëàíèÿ
Æåíùèíà ñ äâóìÿ ìàòêàìè ðîäèëà äâîéíþ
Çàãàäî÷íîå ÿâëåíèå â íåáå íàä Áðÿíñêîì
Èíîïëàíåòÿíèí ðàáîòàåò â Ñåêðåòíîé ñëóæáå ÑØÀ
Êèòàé ñêóïèë äî 70% ïëàíåòàðíûõ çàïàñîâ åäû
Êèòàéñêàÿ êîñìè÷åñêàÿ ñòàíöèÿ äâàæäû ÷óòü íå ñòîëêíóëàñü ñî ñïóòíèêàìè Ìàñêà
Êîíñïèðîëîã óáèë ñâîèõ äåòåé èç-çà çìåèíîé ÄÍÊ
Íîñòðàäàìóñ ïðåäñêàçàë áîëüøóþ âîéíó
Îâàëüíûé ÍËÎ çàìåòèë æèòåëü Êàíàäû
Ïîäðîñòîê îáîãíàë Ýéíøòåéíà ïî óðîâíþ èíòåëëåêòà
Ïóãàþùèå ïðåäñêàçàíèÿ Âàíãè íà 2022 ãîä
Ðîññèÿ âîçâðàùàåòñÿ íà Ëóíó è Ìàðñ
Ñèíòåç îðãàíèêè èç âîäû è óãëåðîäà â êîñìè÷åñêèõ òóìàííîñòÿõ
Ñðåäè ðîññèÿí æèâóò èíîïëàíåòÿíå
Óìåð ëèäåð äåìîêðàòîâ è ïîêëîííèê ÍËÎ Ãàððè Ðèä
Ôàêòû î ñóùåñòâîâàíèè èíîïëàíåòÿí
Ýëåêòðîííûå ïàñïîðòà íà÷íóò âûäàâàòü ñ ÿíâàðÿ 2023 ãîäà
Áûñòðûé ðåìîíò êâàðòèð â Ìîñêâå
Âå÷åðèíêè è öåðêîâü óõîäÿò â Âèðòóàëüíóþ ðåàëüíîñòü
Ãàëëþöèíàöèÿ, êîòîðàÿ çàñòàâëÿåò ëþäåé âèäåòü ëèëèïóòîâ
Çàãàäî÷íîå èñ÷åçíîâåíèå êîðàáëåé
Çàìàñêèðîâàííûå ÍËÎ çàìå÷åíû íàä Ñî÷è
Êàê ìèðîâûå ðåëèãèè âîñïðèìóò ôàêò èíîïëàíåòíîé æèçíè
Ëþáèòåëüíèöà âûïèâêè ðàñêðûëà ñåêðåò äîëãîëåòèÿ
Ìåäèòàöèÿ óêðåïëÿåò èììóííóþ ñèñòåìó
Ìèð âñòóïàåò â î÷åíü ñòðàøíûå è î÷åíü òåìíûå âðåìåíà
Ìèô î òîì, ÷òî ÷åëîâå÷åñòâî ïðîèçîøëî îò äâóõ ëþäåé
Ìû æèâåì â êîìïüþòåðíîé ñèìóëÿöèè ïî òèïó Ìàòðèöû
Íåîáúÿñíèìûå ÿâëåíèÿ â íåáå Ñåâåðíîé Èðëàíäèè
Íîâàÿ ïàíäåìèÿ áûñòðî çàòìèò êîâèä
Îòêðîâåíèÿ Íîñòðàäàìóñà íåïðàâèëüíî òîëêóþò
Ðàçðàáîòàëè ÈÈ-ïðîêóðîðà, êîòîðûé ìîæåò âûäâèãàòü îáâèíåíèÿ
Ñ ïðåìüåðîé Ìàòðèöû-4 âñêðûëñÿ ãðàíäèîçíûé îáìàí
Ñòîóíõåíäæ ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ çàãàäî÷íûõ ìåñò íà ïëàíåòå
Ñóùåñòâóþò ëè èíîïëàíåòÿíå
Òþìåíöåâ íàïóãàë îãíåííûé øàð
×òî êîâèä äåëàåò ñ ìîçãàìè âîäèòåëåé
ßâëÿþòñÿ ëè óãðîçîé äëÿ Çåìëè áðîäÿ÷èå ïëàíåòû
Àïàðòàìåíòû ìèëëèîíåðîâ àòàêóþò ïîë÷èùà êðûñ
Àðàõíèäû àòàêóþò ÷èíîâíèêîâ
Àðåñòîâàí ÷åëîâåê, ïîëó÷èâøèé äåâÿòü âàêöèí
Ãíåâ Áîæèé. Óäàð ìîëíèè ïîðàçèë îõðàííèêà
Äîëãîæèòåëüíèöà ñî÷ëà ïðè÷èíîé ñâîåãî äîëãîëåòèÿ óïîðíûé òðóä
Äðåâíÿÿ ðóêîïèñü î òåõíîëîãèè ïîñòðîéêè êîñìè÷åñêèõ ðàêåò
Åãèïåòñêàÿ òàáëè÷êà, ïîõîæàÿ íà ïàíåëü óïðàâëåíèÿ çâåçäîëåòîì
Æåíùèíà íàøëà ñòàðûé ëîòåðåéíûé áèëåò è ñîðâàëà äæåêïîò
Æåíùèíà ðîäèëà ðåáåíêà ñ îðãàíàìè íàðóæó
Çà ÍËÎ ïðèíÿëè çàãàäî÷íûå êîëüöà â íåáå
Êàê òåëåñêîï Äæåéìñ Óýáá ïðèáëèçèò íàñ ê âíåçåìíîé æèçíè
Êîðàí ãîâîðèò, ÷òî íà÷èíàåòñÿ âðåìÿ ìó÷åíèé
Êîò-êëåïòîìàí âîðóåò âåùè ó ñîñåäåé è ïðèíîñèò èõ äîìîé
Ìóæ÷èíà îáëèë äåâóøêó êèñëîòîé è æåíèëñÿ íà íåé
Îçåðî ðòóòè ïîä ïèðàìèäîé Ïåðíàòîãî çìåÿ
Ïàðàëèçîâàííûé ìóæ÷èíà ñìîã íàïèñàòü òâèò ñèëîé ìûñëè
Ïåíòàãîí çàõîòåë ïîäêëþ÷àòü êîììåð÷åñêèå ñïóòíèêè ê ñâîèì ñåòÿì
Ñðåäèçåìíîìîðñêàÿ äèåòà îêàçàëàñü ïîëåçíîé ïðîòèâ êîâèäà
Ó ìîäåðàòîðîâ TikTok ïîåõàëà êðûøà
Óäèâèòåëüíûé Áåëóäæèñòàíñêèé Ñôèíêñ
Áàçà èíîïëàíåòÿí îáíàðóæåíà íà Åâðîïå
Âîåííûå Íîâîé Çåëàíäèè ðàññåêðåòèëè èíôîðìàöèþ îá ÍËÎ
Äðåâíÿÿ ðåçüáà íàéäåíà íà ìàðñèàíñêîì âàëóíå
Çàãàäî÷íûé ñâåòîâîé øàð çàìå÷åí â Àíãëèè
Çàïóùåí íîâûé îõîòíèê çà èíîïëàíåòÿíàìè
Êóá Áîðãîâ çàìå÷åí íà îðáèòå Ñîëíöà
Ìû èäåì âàñ âàêöèíèðîâàòü
ÍËÎ âëåòåë â æåðëî âóëêàíà Ïîïîêàòåïåòëü
Íîâûé ïðèðîäíûé ðåçåðâóàð CovID-19
Ïàäàþùèå ÍËÎ íàä Òåõàñîì
Ïëàíåòàðíûå ñèñòåìû èìåþò íå âñå çâåçäû
Ïðèâèäåíèÿ óíèâåðìàãà â Íàéòñáðèäæå
Ïðèçðà÷íûå ôèãóðû çàìå÷åíû â Îçåðíîì êðàþ
Ñâåòÿùèéñÿ ñíåã íàøëè â Àðêòèêå
Ñåêðåòíûé ôîðïîñò îáíàðóæåí íà Ëóíå
Ñåòü òóííåëåé îáíàðóæåíà íà Åâðîïå
Ñèãàðîîáðàçíûé ÍËÎ çàìåòèëè íàä Òåõàñîì
Òðåõêèëîìåòðîâàÿ áàøíÿ íàéäåíà íà Ëóíå
Òðè áîëüøèå ïîñòðîéêè íàéäåíû íà Ìàðñå
Øàðîîáðàçíûé ÍËÎ çàìå÷åí íàä Êîëîðàäî
Àíòèêèòåðñêèé ìåõàíèçì ðàñêðûâàåò ñâîè ñåêðåòû
Àðòåôàêòû äîèñòîðè÷åñêîãî Homo sapiens
Àñòðîëîãè ïðåäñêàçàëè Ðîññèè êðóòûå âèðàæè
Áûëè ëè äðåâíèå ñòðîèòåëè ïèðàìèä Âåëèêàíàìè
Äèðèæàáëè-ïðèçðàêè ñ ÷åëîâåêîïîäîáíûìè ñóùåñòâàìè íà áîðòó
ÈÈ ïîìåñòÿò â áîëåå ñîâåðøåííûé èñêóññòâåííûé ìîçã
Èíîïëàíåòÿíå âîðóþò è êàëå÷àò êîðîâ
Èíòåðåñíûå ôàêòû î äðåâíèõ öèâèëèçàöèÿõ
Êèòàé ðàáîòàåò íàä îðóæèåì ïî êîíòðîëþ íàä ðàçóìîì
Ëóíó áóäåò èçó÷àòü Ëåòàþùàÿ òàðåëêà
ÍÀÑÀ ãîòîâèò çåìëÿí ê ïåðâîìó êîíòàêòó
Îìèêðîí — íîâàÿ âîëíà èëè ïàðàëëåëüíàÿ ïàíäåìèÿ
Îòìå÷àåòñÿ 175 ëåò ñî äíÿ ðîæäåíèÿ áóðÿòñêîãî Íîñòðàäàìóñà
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | Картотека художественной литературы для подготовительной группы
|