Скучно или скушно как правильно произносится и пишется

Найдено определений: 42 скучно толковый словарьi нареч. качеств.1. испытывая скуку.2. выражая скуку или свидетельствуя о ней.3. вызывая скуку; неинтересно.ii предик.1.
Найдено определений: 42

скучноскучно

толковый словарь

I нареч. качеств.

1. Испытывая скуку.

2. Выражая скуку или свидетельствуя о ней.

3. Вызывая скуку; неинтересно.

II предик.

1. О чувстве скуки, тоски, испытываемом кем-либо.

2. О состоянии скуки, царящей где-либо.

энциклопедический словарь

СКУ́ЧНО [шн].

I. нареч. к Ску́чный. С. проводить время. С. рассказываешь. С. живёте.

II. в функц. безл. сказ.

1. О скуке, царящей где-л. В доме отдыха было необыкновенно с. С. на этом свете. На свадьбе было с.

2. кому. О чувстве скуки, испытываемом кем-л. Одному с. Без тебя мне с. Ребёнку с. * Мне скучно, бес! (Пушкин).

академический словарь

1. нареч. к скучный.

Страшно медленно, скучно и тяжело, точно длинный

сон, тянулся для Буланина этот первый день гимназической жизни. Куприн, На переломе.

2. безл. в знач. сказ.

О скуке, царящей где-л.

— Скучно на этом свете, господа! Гоголь, Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Было необыкновенно скучно и напряженно тихо в доме. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

3. безл. в знач. сказ., кому.

О чувстве скуки, испытываемом кем-л.

Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю. Пушкин, Признание.

Мне было скучно, грустно, бесконечно жаль чего-то. Чехов, Жена.

орфографический словарь

ску́чно, нареч. и в знач. сказ.

трудности произношения и ударения

ску́чно, нареч. Произносится [ску́шно]. Не рекомендуется распространенное в современной речи (особенно среди молодежи) произношение [ску́чно]. Cр. у авторитетных поэтов в рифме: [равноду́шно] — [ску́шно], [великоду́шно] — [ску́шно]. У А. Пушкина: «Но в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно» (Евгений Онегин); у А. Твардовского: «Я повторю великодушно: Не хлопочи о том, дружок: Читай, пока не станет скучно, А там — бросай. И я — молчок» (За далью — даль). Примечательно, что произносительные варианты ([ску́чно] и [ску́шно]) используются и в стилистических целях — для речевой характеристики персонажей.

формы слов

синонимы

нареч, кол-во синонимов: 31

невесело, безотрадно, жалобно, невыразительно, уныло, неинтересно, тоскливо, горько, занудно, прескучно, пресно, скучновато, нудно, нерадостно, скучненько, постно, вломно

неизм.

невесело

тоскливо

уныло

антонимы

идиоматика

до боли скучно

до смерти скучно

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

полезные сервисы

скучно афонюшке на чужой сторонушке

пословицы и поговорки даль

полезные сервисы

скучно на этой свете, господа!

словарь крылатых слов и выражений серова

Заключительные слова «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — авторский комментарий Н. В. Гоголя (1809-1852).

полезные сервисы

скучно на этом свете, господа!

словарь крылатых слов и выражений серова

Заключительные слова «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — авторский комментарий Н. В. Гоголя (1809-1852).

полезные сервисы

скучно слушать явно ложное

синонимы

нареч, кол-во синонимов: 2

полезные сервисы

скучно, девушки!

словарь крылатых слов и выражений серова

Фраза стала известной благодаря роману (гл.34) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Из выступления «гроссмейстера» Остапа Бендера перед васюкинскими любителями шахмат: «Гроссмейстер перешел на местные темы.

— Почему в провинции нет никакой игры мысли? Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется шахсекция. Скучно, девушки! Почему бы вам, в самом деле, не назвать ее как-нибудь красиво, истинно по-шахматному».

И васюкинцы тут же — под почетным председательством Остапа — назвали себя «Шахклубом четырех коней».

Фраза «Скучно, девушки!» — это первая строка «Русской песни» (1824) друга А. С. Пушкина поэта Антона Антоновича Дельвига (1798- 1831):

Скучно, девушки, весною жить одной:

Не с кем сладко побеседовать младой…

полезные сервисы

скучно-монотонный

синонимы

прил., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы

скучно-прескучно

слитно. раздельно. через дефис

ску/чно-преску/чно, нареч.

синонимы

нареч, кол-во синонимов: 2

полезные сервисы

скучно-скучно

слитно. раздельно. через дефис

синонимы

нареч, кол-во синонимов: 2

полезные сервисы

скучноватоскучновато

толковый словарь

I нареч. качеств. разг.

уменьш. к нареч. скучно I

II предик. разг.

уменьш. к предик. скучно II

энциклопедический словарь

СКУЧНОВА́ТО [шн].

I. нареч. Разг. Немного скучно. С. рассказываешь. С. живете. С. написано.

II. в функц. безл. сказ. Разг.

1. О чувстве некоторой скуки, испытываемом кем-л. Мне было с. без вас. Мне было с. слушать его рассказ.

2. О некоторой скуке, царящей где-л. Зимой в деревне с. На выставке было с.

синонимы

нареч, кол-во синонимов: 6

полезные сервисы

скучноватостьскучноватость

толковый словарь

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 8

сканворды

— Некоторая неинтересность жизни.

полезные сервисы

скучноватыйскучноватый

толковый словарь

прил. разг.

В некоторой, в определенной степени скучный.

энциклопедический словарь

СКУЧНОВА́ТЫЙ [шн], -ая, -ое; -ва́т, -а, -о. Разг. Несколько скучный. С. взгляд. С-ые лекции. С. собеседник. С. вечер. С. пейзаж. С-ое занятие.

орфографический словарь

формы слов

скучнова́тый, скучнова́тая, скучнова́тое, скучнова́тые, скучнова́того, скучнова́той, скучнова́тых, скучнова́тому, скучнова́тым, скучнова́тую, скучнова́тою, скучнова́тыми, скучнова́том, скучнова́т, скучнова́та, скучнова́то, скучнова́ты, скучнова́тее, поскучнова́тее, скучнова́тей, поскучнова́тей

синонимы

прил., кол-во синонимов: 11

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

полезные сервисы

скучное мероприятие

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

полезные сервисы

скучность

толковый словарь ожегова

СКУ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна́, -чно, -чны и -чнШы.

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 13

снотворность, нудность, скучноватость, пресность, постность, занудность, неинтересность

полезные сервисы

А как говорите Вы? Вот я например не сумею сказать «скушно» пусть даже это будет правильно.Скучно-скучать,а скушно,как -то грубо и язык не поворочивается. А так же булошная,яишница и другие не допустимые слова.

Невоз­мутим­ый Дождь [126K]

более года назад

Слова, в которых есть словосочетание букв «чн», произносятся в этом месте в большинстве случаев так, как пишутся. Следует писать и произносить «чн» в словах: дачник, вечный, беспечный, бесконечный, уточнить, отличник и тому подобное.

Однако в некоторых словах вместо «чн» надо произносить (но ни в коем случае ни писать!) «шн»: скучно (скушно), скворечник (скворешник), яичница (яишница), нарочно (нарошно), конечно (конешно), пустячный (пустяшный). В отчествах заканчивающихся на «-ична», тоже должно звучать «шн»: Никитишна, Ильинишна. Слово «сердечный» в фольклорном и народном обращении произносится как «сердешный» («Ой ты мой сердешный»), но в обычном прилагательном «сердечный», должно слышаться «чн» (сердечная болезнь, сердечное приветствие).

В некоторых словах до последнего времени было одинаково допустимо произношение «чн» и «шн»: двоечник, гречневый, сливочный, порядочный, булочная, молочный и так далее.

Произношение «шн» вместо «чн» изменило орфографию отдельных слов. Мы пишем: городошник, двурушник, Прянишников, Свешников, Рукавишников.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Удиви­тельн­ая Рядом [515K]

4 года назад

Это грамотные люди, знающие орфоэпические нормы литературного русского языка. Произношение ску[шн]но является нормативным, поскольку здесь под влиянием согласного [н] происходит ассимиляция всегда мягкой аффрикаты [ч’] во фрикативный всегда твёрдый [ш].

Любая фонетическая ассимиляция обусловлена упрощением произношения. Так говорили и при Пушкине, и при царе Горохе.

Вариант ску[ч’н]о отражает следование написанному. Это гораздо более позднее явление в языке, связанное с петровской эпохой, когда в Россию приехало и сконцентрировалось в месте строительства новой столицы множество иностранцев. Именно они придумали «лайфхак» (выражаясь по-современному) «как пишется — так и произносится», потому что им эта зависимость казалась явной и тотальной.

В словаре по сей день не находим закреплённой вариативности, только [шн], в том числе в прилагательном скучный.

Rogne­da [400K]

7 лет назад

Я говорю только » скушно», » конешно», и » нарошно». А вот мне режет слух произнесенное «скуЧно, нарочНо, конеЧно» Мне видится в этом какая-то манерность.

Нормы произношения в русском языке никто не отменял. Правильно будет произносить

ШН вместо ЧН в словах:

скучно, нарочно, конечно, двоечник, девичник, тряпочный, яичница, подсвечник, пустячный, скворечник, калачный ряд …

Tangr­am [164K]

4 года назад

Некоторые родились и выросли в местах, где даже улица говорит преимущественно правильно. Такие места в России есть. Ребёнок с детства усваивает правильный вариант без всяких специальных усилий просто потому, что он ему на уши капает. А вот мест, где даже учительница русского языка не способна на правильную русскую речь, гораздо больше. В них к детям прилипает то, что прилипает, и они считают этот вариант нормой по умолчанию. А дальше уже вопрос гибкости мышления и широты подхода каждого индивидуума: некоторые, удивившись, что до сих пор говорили неправильно, переучиваются, а некоторые навсегда застревают в освоенном в детстве варианте. Третьи же способны переключаться туда и обратно в зависимости от круга общения.

В данном случае правильный вариант именно ску[шн]о. Вот часть ответа на соответствующий вопрос с сайта Грамота.ру:

Полностью ответ про озвучивание -чн- по этой ссылке.

Да нет конечно же — неправильно.

В своем ответе вот на этот вопрос, я уже писал что меня коробит от такого замещения букв ЧН одной буквой Ш, в устной речи. Сам ни когда такой замены не делаю, каким бы труднопроизносимым не было слово. Не знаю почему, но лично мне это режет слух.

Ну что же поделаешь, «Бог лес не уровнял, а где людей уровняешь»..) Ну говорят и пусть говорят «через Ш», лишь бы писали правильно — «через ЧН»

Видимой реакции у меня на это нет, отношусь к этому лояльно. Наверное потому что знаю, что и у меня с произношением не все «ок». Я например говорю часто вместо «хорошо» или «красиво» — БРАВА…)

У всех у нас свой червяк в голове..)

Серге­й 5 [47K]

более года назад

Когда мы говорим «скука» и «скучать», то здесь никаких сомнений никогда не бывает. Как слышим, так и напишем. А когда дело до слов «скучный» и «скучно» доходит, то насчёт [шн] и [чн] сомневаемся. Пишется «скучно», это точно. Но многие не так говорят, а «скушно». И что самое интересное, превращать в устной речи в этом слове «ч» в «ш» — это не ошибка.

Можно и «скучно» произносить. Варианта два — с [ч] и с [ш]. Оба пока ещё верные. Многие предпочитают произносить [ш]. Это оптимальнее всего. В словах «яичница» и «булочная» ситуация с произношением точно такая же.

Maria Muzja [65.2K]

4 года назад

Если мы собираемся написать указанное слово, то правильным вариантом будет — «скучно».

Но если мы хотим произнести указанное слово, то правильным вариантом будет — «скушно» (но произношение (чн), тоже вполне допустимо).

Надо отметить, что произношение (шн), вместо (чн), укрепилось как одна из черт, соответ. значительной части русских диалектов, а особенно «южнорусских».

Авато­рия [70.5K]

3 года назад

Действительно, слышала от многих знакомых, что они вместо того, чтобы говорить слово «скучно», говорят «скушно».

Так говорят люди из-за того, что сочетание букв -чн- заменяется в произношении на -шн-. На это есть правило в русском языке и никуда от этого не денешься, нужно просто запомнить.

Данное правило ввели из-за того, что так говорить более удобно, языком ворочать легче.

Алиса­90 [3.6K]

7 лет назад

Это из разряда «конечно-конеШно». Слышится одно, а пишется другое. Я тоже говорю скучно, но ведь тут уж кто как привык. А правильно это или нет, как по мне, не так уж и важно. Главное, чтобы писали хоть грамотно.

Ольга­1177 [100K]

4 года назад

Возможны оба варианта произношения: ску[чн]о и ску[шн]о.

Произношение слова «скучно» является как раз тем случаем, когда буквосочетание чн может произноситься по-разному: как [чн] или [шн]. Выбор делает сам говорящий. Точно так же произносятся слова «булочная», «порядочный», «шапочный».

Знаете ответ?

«Скучно» или «скушно»? Как правильно произносить?

Галина Аванесова Высший разум (196418) 12 лет назад

Словарь трудностей

СКУЧНО, нареч. Произносится [скушно] . Не рекомендуется распространенное в современной речи (особенно среди молодежи) произношение [скучно] . Cр. у авторитетных поэтов в рифме: [равнодушно] — [скушно] , [великодушно] — [скушно] . У А. Пушкина: «Но в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно» (Евгений Онегин) ; у А. Твардовского: «Я повторю великодушно: Не хлопочи о том, дружок: Читай, пока не станет скучно, А там — бросай. И я — молчок» (За далью — даль) . Примечательно, что произносительные варианты ([скучно] и [скушно] ) используются и в стилистических целях — для речевой характеристики персонажей.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

«Вопрос. Добрый день! Объясните, пожалуйста, в каких случаях буквосочетание «чн» произносится как пишется, а в каких — как «шн». Например, слова «конечно» и «булочная» надо произносить с буквой «ш» (хотя люди говорят по-разному) , а слово, к примеру, «яичница»?

Ответ. Здравствуйте! Нет общего правила, определяющего, в каком слове произносится «шн», а в каком — «чн». В некоторых словах правильно произносить «шн» (конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, Ильинична) . В других словах допустимо произношение «чн» и «шн» (булочная, сливочное масло, горчичник) . Многие слова могут произноситься только с сочетанием «чн» (точный, порочный, прозрачный) . (См. : Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. Изд. 3-е, испр. и доп. М. , 2002)».

https://www.slovari.ru/default.aspx?p=1089

У меня в руках «бумажный» Розенталь: скучно [шн] .

И вопрос закрыт.

P.S. «Вопрос. Добрый день!

Не могли бы вы назвать академический орфоэпический словарь и, если возможно, дать ссылку на его электронную верию.

С уважением.

Ответ. Здравствуйте! «Орфоэпический словарь русского языка». / Под ред. Р. И. Аванесова. М. , Русский язык, 1983. Есть и последующие стереотипные издания: 7-е стер. М. , «Русский язык», 1999; 8-е стер. М. , «Русский язык», 2000. Электронной версии, к сожалению, на нашем сайте нет. Насколько мы знаем, в Инете тоже».

Alexander Alenitsyn Высший разум (728970) 12 лет назад

В Петербурге надо говорить скуЧно !

Вариант «скуШно» — типично московский, простонародный. В Москве всегда так говорили даже артисты театров.

Пушкин:

«По дороге зимней, скуЧной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвуЧный

Утомительно гремит».

Это именно в литературно-правильном тексте. Неужели кто-нибудь прочтёт : «однозвуШный» ?

И вот он же, Пушкин, приводит РЕЧЬ Татьяны, она жалуется Онегину на пустоту светского общества:

«Всё в них так бледно, равнодуШно,

Они клевещут даже скуШно».

Здесь как раз Ш появляется как РАЗГОВОРНЫЙ вариант.

Итак, говорить можно, конечно, и так и эдак. Но не надо убеждать, что скуШно — обязательная норма. Так же как и «булоШШШная». Исконная Петербургская норма — «булоЧная».

Примечания:

1) В Петербурге ещё остались старые люди, которые ГОВОРЯТ не «Што там? «, а «Что там? » (Пишут, конечно, «Что там? «). Но это уже экзотика, нормой давно стало «Што там? «.

2) Ещё одна типичная неправильность московской разговорной речи: «подскакАвает, подпрыгАвает», вместо «подскакивает, подпрыгивает».

Как правильно говорить «скучно» или «скушно»?

Радио 7 на семи холмах

Музыка на все времена!

Основной эфир

Радио 7 на семи холмах / Музыка любви

Музыка любви!

Музыка любви

Радио 7 на семи холмах / Музыка счастья

Музыка счастья!

Музыка счастья

Радио 7 на семи холмах / Наедине с музыкой

Наедине с музыкой!

Наедине с музыкой

Европа Плюс

Больше Хитов! Больше Музыки!

Основной эфир

Европа Плюс / TOP 40

Больше Хитов! Больше Музыки!

TOP 40

Европа Плюс / Party

Больше Хитов! Больше Музыки!

Party

Европа Плюс / LIGHT

Больше Хитов! Больше Музыки!

LIGHT

Европа Плюс / NEW

Больше Хитов! Больше Музыки!

NEW

Европа Плюс / Urban

Больше Хитов! Больше Музыки!

Urban

Европа Плюс / Акустика

Больше Хитов! Больше Музыки!

Акустика

Европа Плюс / ResiDANCE

Саундтрек твоей субботней ночи!

ResiDANCE

Дорожное Радио

Вместе в пути!

Основной эфир

Дорожное Радио / Танцы по-русски

Дискотека с доставкой на дом!

Танцы по-русски

Дорожное Радио / Рок-клуб

Рок-клуб

Рок-клуб

Дорожное Радио / Ностальгия

Ностальгия

Ностальгия

Новое Радио

Суперхиты. Суперновинки

Основной эфир

Ретро FM

Лучшая музыка 70х, 80х, 90х!

Основной эфир

Ретро FM / Ретро FM 70e

Лучшая музыка 70х!

Ретро FM 70e

Ретро FM / Ретро FM 80e

Лучшая музыка 80х!

Ретро FM 80e

Ретро FM / Ретро FM 90e

Лучшая музыка 90х!

Ретро FM 90e

Ретро FM / Вечеринка Ретро FM

Танцуют все!

Вечеринка Ретро FM

Ретро FM / Ретро FM Сан-Ремо

Ретро FM Сан-Ремо!

Ретро FM Сан-Ремо

Эльдорадио

Вы слушаете «Эльдорадио»

Основной эфир

Дорожное Радио / Кекс

Привет, 90-е!

Кекс

Европа Плюс / Свежее

Самые сочные русские новинки!

Свежее

Studio 21

Hip-hop radio

Основной эфир

Калина Красная

Музыка русской души!

Основной эфир

«Скучно» или «скушно»? Как правильно произносить?

  • nary6ka 08.08.2013 13:04

    Добрый день! Хотелось бы обсудить в каких случаях буквосочетание «чн» произносится как пишется, а в каких — как «шн». Например, слова «конечно» и «булочная» надо произносить с буквой «ш» (хотя люди говорят по-разному), а слово, к примеру, «яичница», «скворечник»?

    • Ольга Токарева 17.10.2013 17:40

      nary6ka, согласно правилам орфоэпии, все подобные сочетания чн произносятся как шн. но в основном это язык театра, элиты, так сказать.

  • nocrime 08.08.2013 13:33

    Мне всегда казалось, что «ш» в таких словах — чисто московское произношение. Хотя, последние годы у нас чаще говорят «булочная» и «прачечная». Но «скворешник» и «яишница» остались с «ш».

  • real_freedom 08.08.2013 14:38

    У нас все всё подобное с «ш» говорят.

  • Анечка_ 08.08.2013 17:03

    относительно слова «скучно» нам всегда говорили, что правильно произносить «скушно»

    • Антон Хусаинов 03.09.2013 13:42

      Анечка_, вы только в Питере так не скажите! В традициях Ленинградской лингвистической школы орфоэпические нормы сочетания «чн» в точности соответствуют их графическому написанию: «булочная», «яичница», «рюмочная» и т.д. Произношение «шн» — это традиции Московской лингвистической школы. Хотя лично мне нравится именно звукосочетание, сформированное Московской лингвистической школой: от него за версту веет дореволюционной Россией — с лампой под зеленым тканевым абажуром, докторским сюртуком, обращением «сударыня»…

  • Ruspberry 08.08.2013 19:09

    Как-то странно когда человек говорит «скучно», «конечно», привычнее и правильнее «шн»

  • Elena_L 09.08.2013 22:52

    В моем окружении (Питер- Москва) все говорят только через «ч», хотя в орфоэпическом словаре предлагают произносить с «шн»…

  • Наталья Тёмина 16.08.2013 23:58

    Раньше в России существовали 2 крупнейшие лингвистические школы — Московская и Ленинградская. Московская школа предлагала вариант с «ЧН», а Питерская — с «ШН», вроде так нас учили в университете.

    • Антон Хусаинов 07.09.2013 14:04

      Наталья Тёмина, во-первых не две а ТРИ (!) — вы забыли упомянуть Казанскую лингвистическую школу, которая с некоторыми различиями копирует, в основном, орфоэпические нормы Ленинградской, а во-вторых, с точностью до наборот: «ШН»- это вариант произношения, который предлагала Московская школа, а «ЧН» — Ленинградская.

      • Наталья Тёмина 11.09.2013 21:00

        Антон,точно:) Перепутала, признаю.

  • No4naya_ledi 17.08.2013 22:49

    скучно

  • spaun 25.08.2013 19:25

    всегда через «Ч» говорил

  • allerod 26.08.2013 16:10

    Что ж вы все подряд на скуку жалуетесь? 0_о

  • nyrhat 29.08.2013 16:42

    Скучно.

  • demari 03.09.2013 00:19

    Пушкин:

    «По дороге зимней, скуЧной

    Тройка борзая бежит.

    Колокольчик однозвуЧный

    Утомительно гремит».

    И вот он же, Пушкин, приводит РЕЧЬ Татьяны, которая жалуется Онегину

    «Всё в них так бледно, равнодуШно,

    Они клевещут даже скуШно».

    Думаю произносить можно и «чн» и «шн», ни одна из этих двух форм не является обязательной

  • БратРелко 07.09.2013 12:40

    Правильно произносить «Скушно»

  • Pala Lempi 14.09.2013 12:10

    Я думаю можно говорить и так и так — ошибки не будет. Тут все будет зависеть от контекста. Хочется выглядеть более официально ( :) ) тогда «скуЧно». Если в обществе друзей, то «скуШно». Все просто)

  • Дарьянмар 14.09.2013 16:34

    В орфоэпическом словаре написано «шн».

  • AKA-60 30.09.2013 20:29

    Господа, а не скучно ли из пустого в порожнее переливать там, где и вопроса-то нет?

  • pomidorastr 18.10.2013 20:57

    Но пишется, всё-таки, ЧН.

  • виолка юрина 30.10.2013 14:33

    Скучно — скучать

  • НикаВероника 31.10.2013 16:05

    Скучно!!!!!!!!!!

  • Дарья-краса 01.11.2013 13:03

    Как хотите, так и произносите, главное пишите правильно =) а на самом деле, например, в разных регионах, городах или, в конце концов, семьях по-разному говорят. Дело привычки.

Напоминаем, что согласно правилам форума у нас запрещены оскорбления, нецензурная лексика, спам и прочие гадости. Давайте уважать друг друга!

Фонетика и орфоэпия

Многие окружающие нас звуки (тиканье часов, гудение мотора, мяуканье кошки и т.п.) не являются звуками речи. Звуками речи называют лишь те из них, которые способны образовывать слова. С помощью слов называются предметы, явления окружающего мира. Звуки речи изучает раздел языкознания — фонетика. Фонетика — от греч. рhоnе «звук»

Эта наука помогает нам не только слышать свою речь и речь окружающих людей, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости, но и понимать, какие буквы следует использовать при написании этих слов. Ведь часто нам слышатся не те звуки, которые мы используем в письменном пересказе. Например, предлог в, стоящий перед словом, начинающимся с глухого согласного, оглушается и произносится как [ф]: в саду [ф саду] , в шкафу [ф шкафу] , в парке [ф парк’ь] , а предлог с, стоящий перед словом, начинающимся со звонкого согласного (кроме в), озвончается и произносится как з: с другом [з другам] , с братом [з братам] , с городом [з горадам] . Окончания возвратных глаголов —ться или —тся произносим как [ца]: учиться — учи[ца́] , одеваться — одева[ца́] , мыться — мы[ца́] , окончания –ого / -его в указательных местоимениях и прилагательных читаем как [ова] / [аво] / [ава] / [ева]: этого [этава] , того [таво] , какого [какова] , молотого [молатава].
За произнесёнными звуками [шт] прячется при написании сочетание букв чт: что , чтобы , что-то;
сочетания чн произносим как [шн]: конечно , скучно , яичница , горчичник;
сочетания зч произносим как [ш’:]: возчик , разносчик , заказчик;
сочетания сч произносим как [ш’:]: счастье , песчаный , рассчитать , расчёска;
сочетания жч произносим как [ш’:]: мужчина , перебежчик;
сочетания тч произносим как [ч’:]: лётчик , наводчик , отчество , матч , ветчина;
сочетания дч произносим как [ч’:]: находчивый , подчеркнуть.
Звук, обозначаемый буквой щ, произносится как долгое мягкое ш [ш’:] .

Чтобы передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись — транскрипция. Транскрипция, транскрибировать — от лат. transcription «переписываю».

Основные знаки транскрипции:

[ ] — границы транскрипции;
[ ‘ ] — знак мягкости согласного звука: [п’эт’] — петь;
[ ¯ ] — знак долготы звука: [пасор’ил’и] — поссорили;
[ j ] — мягкий звонкий согласный «йот»: [j’огурт] — йогурт.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух проходит через ротовую полость свободно, беспрепятственно. Гласные звуки состоят только из голоса.

Гласные и согласные звуки

В русском языке из 10 гласных букв (а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е) только 6 гласных звуков, и все они чётко различаются под ударением: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. В безударном положении очень часто произносится другой звук: например, вместо ударного [о] произносится [а]: тр[о]пы — тр[а]пинка. На письме такие безударные гласные обозначаются той же буквой, что и ударные: тропы — тропинка.

02

Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух встречает в полости рта преграду. Именно поэтому в образовании согласных обязательно участвуют шумы.

01

Глухие согласные образуются только шумом, а звонкие согласные состоят из шума и голоса. Кроме того, согласные бывают твёрдыми и мягкими.

В русском языке 36 согласных звуков, и большинство из них образуют пары по звонкости — глухости и твёрдости — мягкости. Это парные согласные.

03

Выделяются следующие группы непарных согласных.

Непарные звонкие согласные: [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [j].

Непарные глухие согласные: [х] — [х’], [ц], [ч’], [щ’].

04

Непарные твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [ч’], [щ] , [j] .

При этом звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называют шипящими, а звуки [з], [с], [з’], [с’], [ц] — свистящими.

01 1

Орфоэпия — это раздел лингвистики, который изучает правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний. Орфоэпия — от греч. orthos «правильный» + ероs «речь».

Узнать о том, как правильно произносить слова, можно в специальных орфоэпических словарях.

Основные правила произношения гласных звуков

  1. В современном русском литературном языке все ударные гласные произносятся чётко: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
  2. Безударные гласные звуки, которые обозначаются буквами о, а, е, я, произносятся менее отчётливо или даже заменяются другими звуками. Качество безударного звука зависит от того, в каком слоге он находится.
    а) В первом перед ударением слоге (его называют первым предударным слогом) на месте букв о, а произносится менее отчётливый, чем под ударением, звук [а]: т[а]вар (товар), б[а]тон (батон).
    На месте букв е, я произносится звук, близкий к [и]: т[и]рять (терять), т[и]нуться (тянуться).
    б) В остальных безударных слогах (то есть кроме первого предударного) после твёрдых согласных произносится очень слабый звук [ъ], похожий на [ы]: ло[шъ]дь (лошадь), [къ]мандир (командир), а после мягких согласных — очень слабый звук [ь], похожий на [и]: Ка[т’ъ] (Катя), [т’ъ]ремок (теремок).
  1. Безударные звуки [и], [ы], [у] различаются и произносятся довольно отчётливо: пр[и]горок, п[ы]лесос, кин[у]ть.

02 1

Основные правила произношения согласных звуков

  1. Перед глухими согласными и на конце слова звонкие согласные заменяются парными глухими. Это называется оглушением: пиро[к] (пирог), [ф]стать (встать).
  2. Перед звонкими согласными глухие заменяются парными звонкими. Это называется озвончением: [з]дать (сдать), моло[д’]ь6а (молотьба).
  3. Проводя фонетический разбор слова, пользуйтесь таблицей парных и непарных согласных звуков по звонкости — глухости и по твёрдости — мягкости:

Трудные случаи фонетического и орфоэпического разбора слов

В иноязычных по происхождению словах перед е может произноситься и мягкий согласный, и твёрдый. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю. Приведём примеры подобных слов.

03 1

Сочетание согласных звуков

04 1

Произношение групп согласных в русском языке
сш, зш = [ш]: расшатать, бесшумный, без шума;
сщ, сч, зщ = расщедриться, счётчик, без щётки;
сж, зж = [ж]: сжечь, разжалобить, без жилья;
тс, дс, тьс, тц, дц = [ц]: боится, городской, собираться, братца, молодцы.
Помните! В сочетаниях букв чк, чн, нч, щн нщ, рщ никогда не пишется ь.

А это помогалочки — запоминалочки в стихах

Правописание непроизносимых согласных

Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно, и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно! (Я. Козловский)

До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал. (А.Хайт, А.Левенбук «Танго о непроизносимых согласных»).

В зимний вечер звёздный,
тихий Снег (что делаеТ)? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем (что делаТЬ)? Спать ложиТЬСЯ. (Е. Интякова)

Безударные гласные (М. Фетисова)

Если ты не знаешь, как гласную писать,
То попробуй слово чуть-чуть поизменять.
Только буква попадёт под ударение,
Сразу пропадут все твои сомнения.

ЖИ и ШИ

Жили были ЖИ и ШИ, выучить их поспеШИ!
ШИшки, лыЖИ и еЖИ пишутся все с буквой И!
Не забудьте, малыШИ все слова на ЖИ и ШИ
Пишутся без буквы Ы!

ЧК и ЧН

ЧК и ЧН — две влюблённые пары. За ручки держась они любят ходить.
А мягкий наш знак всё скучает в сторонке, они не желают с бедняжкой дружить.

ЧУ и ЩУ

Познакомься, ЧУ и ЩУ. Пишутся лишь с буквой У.
Если будешь это знать, то получишь точно «пять»!
ЩУку, ЩУпальца и Чуб ты пиши, ЧУр, через У,
Ведь в словах на ЧУ и ЩУ места нет для буквы Ю.

Фонетическая транскрипция

Для точной передачи звуков используется особый вид письма — фонетическая транскрипция, в которой, кроме букв, используются также специальные значки.

Основные правила и знаки фонетической транскрипции:

1. Транскрибируемый звук или отрезок речи заключают в квадратные скобки: дуб — [дуп], ложка — [лошкъ^ за водой — [зъвлдои]. Речевые такты отделяются друг друга одной вертикальной чертой, законченные предложения — двумя. Прописные буквы не употребляются.

2. В двусложных и многосложных словах ставится ударение, в односложных словах ударение не ставится: [слон].

3. Ударные гласные звуки [а], [6], [э], [у], [и], [ы] всегда обозначаются буквами а, о, э, у, и, ы.

4. Значок [ ^] («а» крышкой) используется для обозначения ослабленного звука, близкого к [а], который произносится в абсолютном начале слова или в первом предударно! слоге на месте букв а и о после твёрдых согласных: огурец [^гур’эц], абажур — [^б^жур], вода — [е^да], сады — [с ^ды] (в школьной практике — [а]).

5. Значок [ъ] (ер) обозначает редуцированный звук, средний между [ы] и [а], который произносится во многих безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова, на месте букв а, о, е; садовод – [съ^д^вот], дорогой – [дър^гои], желобок – [жъл^бок], место -[м’эсть], палка – [палкъ], тоже – [тожъ].

6 Знак |иэ] обозначает звук, средний между [и] и [э], который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв сия: леса — [л’иэса], пяти — [п’иэт’й] (в школьной практике [и]).

Знак [ыэ] используется для обозначения звука, среднего между [ы] и [э], который произносится в первом безударном слоге после твёрдых шипящих и ц: шести

[шыэс’т’й], цена — [цыэна] (в школьной практике — [ы]).

7. Знаком [ь] (ерь) обозначается редуцированный звук, близкий к [и], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных на месте букв е и я: пятачок — [п’ьт^ч’ок], демократ — [д’ьм^крат].

8. Безударные звуки на месте букв у, ы, и обозначаются обычно так же, как и ударные, знаками [у], [ы], [и]: утюг — [ут’ук], рыбак — [рыбак], иди — [ид’й].

9. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка — [л’амкъ], рёв — [р’jф], лев — [л’эф], куплю — [купл’у].

10. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чёрточкой над буквой: ванна — [ванъ], жужжит — [жужыт].

11. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными: яма —[ jамъ], ерш — [joрш], ель —[jэл’].

Слабый вариант этого звука произносится во всех других положениях, обычно обозначается знаком [и] («и неслоговой»): мой – [мои], стая [стаиъ], (В школьной практике в обоих случаях используется знак [й]).

Транскрипция может быть не только полной, но и выборочной, когда в квадратные скобки заключается не все ее слово а только рассматриваемый элемент — звук или ние звуков. Такой способ транскрибирования использует например, в словарях и справочниках для указания на правильное произношение звуков: бифштекс — бифш[тэ]к шинель — ши[н’э]лъ.

Фонетический принцип русской орфографии — правила и примеры написания

Фонетический принцип русской орфографии

Фонетический принцип орфографии распространяется на правописание приставок, заканчивающихся на «с» и «з». При этом нарушается другое правило — морфологическое.

История лингвистики объясняет это законом открытого слога в древнерусском языке. Из-за него многие приставки в современной речи заканчиваются гласной, хоть ранее оканчивались на согласную. По этой причине не происходит озвончения и оглушения согласных звуков. Такие же фонетические принципы учитываются при написании приставок роз- и раз- с чередующимися гласными (например, разыскивать, но розыск).

Фонетический принцип орфографии

Основано на фонематическом принципе еще одно правило. Буква «ы» пишется после заканчивающихся на согласную букву приставок (идейный, но безыдейный).

Использование принципа при написании

Это же правило действует и для остальных русских слов, к примеру, для форм родительного падежа причастий, местоимений и прилагательных. При правописании окончаний учитывается ударение: шестой (на «о») — пятый (на «я»). Также правило применяется в следующих случаях:

  • чередование «о» и «е» в окончаниях существительных (после буквы «ц» и шипящих): плечом, калачом;
  • ударное написание в суффиксах не только наречий, но и прилагательных с «о» и «е».

Примером фонетического принципа орфографии считается написание «ы» после «ц» в суффиксах различных прилагательных, например, фамилия Лисицын.

Фонетический принцип

Но в некоторых случаях фонетический принцип правописания не действует. К примеру, в слове «калач», произошедшему от «коло», пишется не «о», а буква «а». Исследователи связывают такое направление с нормами письма и произношения в старославянском языке. По их мнению, его основа — традиционное правописание слов.

Двойные согласные

Повлияло это фонетичное правило и на написание двойных согласных. Они не сохраняются в перечисленных случаях:

  1. В первой половине (грамзапись) и в конце сложносокращенных форм слов (военкор).
  2. В формах, указывающих на субъективную оценку форм собственных, если следующий за корнем суффикс начинается с согласной — Кирилка.
  3. В производных от слова «кристалл», которые образованы с помощью суффиксов, начинающихся с согласной. Так, правильно писать кристальный, но кристаллик.
  4. Нулевик, нулевка, но нуллифицированный, нуллификация.
  5. В устаревших словах мильонщица, мильон.

Действует это правило и для производных от оперетта (оперетка, опереточность).

Правописание приставок

Сохранение в корне начального «и» после приставки сверх- тоже объясняется историческими причинами. В течение тысячелетия звук «х» был лишь твердым, поэтому в случае сочетания корня и приставки сверх- фонетических изменений при слогоразделе не было.

Правописание приставок

Происхождение корня (русское или иностранное) при этом не учитывалось. Прежде чем вышел в свет действующий сегодня орфографический свод, буква «ы» писалась после приставок в русских корнях (например, разыграть).

После оканчивающихся на согласную иноязычных приставок (контр-, пост-, пан-) буква «и» сохранена. Так, правильно писать контригра, постимпрессионистский.

Орфография складывалась в процессе исторического развития. Именно так сформировался фонетический принцип правописания, распространяющийся на ряд случаев, в том числе на правописание приставок с русским и иноязычным корнем и на двойные согласные.

Поиск ответа

Здравствуйте! Являются ли родственными словами глазунья и глаз?

Ответ справочной службы русского языка

У слов глаз и глазунья общий корень, потому что смысловая связь между ними ощущается носителями языка. Глазунья – это яичница , в которой желток зажаривают целиком, не смешивая с белком, и он напоминает глаз. Слова глаз и глазунья можно назвать однокоренными и родственными.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание чн , как правило, произносится в соответствии с написанием, т. е. [чн]: то[чн]ый, про[чн]ый, поро[чн]ый, Мле[чн]ый путь и т. д.

Однако в некоторых словах чн произносится как [шн]. Вот самые частотные слова, где произносится [шн]: конечно – коне[шн]о, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, яичница – яи[шн]ица, пустячный – пустя[шн]ый, скворечник – скворе[шн]ик. Произношение этих слов нужно запомнить. Кроме того, [шн] на месте чн произносится в женских отчествах на -ична: Никити[шн]а, Ильини[шн]а. В некоторых словах возможны варианты: булочная – було[чн]ая и було[шн]ая, прачечная – праче[чн]ая и праче[шн]ая.

Необходимо отметить, что в русском языке наблюдается тенденция к замене произношения [шн] произношением [чн]. Число слов, где чн произносится как [шн], неуклонно сокращается. Раньше говорили кори[шн]евый (сейчас такое произношение уже не допускается), моло[шн]ый, гре[шн]евая (каша), сливо[шн]ый (сейчас такое произношение признается устаревшим, но пока еще допустимым). В новых словах на месте чн произносится только [чн].

Сочетание чт всегда произносится в соответствии с написанием, т. е. [чт]. И только в слове что и производных от него ( чтобы, кое-что, что-то, ничто и т. д.) произносится [шт]. Исключение из этого исключения – слово нечто , где произносится [чт].

Ответ справочной службы русского языка

Согласно орфоэпическим правилам (см., напр., «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова) буквы е и я в начале слова обозначают гласный [и е ] с предшествующим [й], т. е. сочетание [йи е ]. Произношение звуков, передаваемых на письме буквой я , в слове яичница ([йи е ишн’]ица) ничем не отличается от произношения в других словах с я в начале слова, ср. язык, январь ([йи е зык], [йи е нвар’]), т. е. слово яичница не является каким бы то ни было исключением (хотя «йот» и произносится в этом слове слабо). Произношение «иичница» неправильно. Во избежание разночтений ответ на вопрос № 266317 дополнен.

Добрый день.
Как по орфоэпическим правилам следует произносить слово » яичница «?
С «чн» вопроса не возникает, а вот с «яи» — да. Утверждается, что следует произносить «ИИшница». Надежда на вас, как на последнюю инстанцию. :-)

Ответ справочной службы русского языка

Произношение звуков, передаваемых на письме буквой я , в этом слове вполне «традиционное»: так же, как и в других словах с я в начале слова, на месте я произносится сочетание [йи е ] – [йи е ишн’]ица, ср. язык, январь ([йи е зык], [йи е нвар’]) и др. «Йот» в слове яичница произносится очень слабо, но всё-таки произносится.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием. В ряде случаев допустимо произношение [шн] рядом с произношением [чн]: булочная. В некоторых словах на месте _чн_ произносится [шн]: яичница , конечно. Все варианты произношения зафиксированы в словарях.

Русский

Корень: -яич-; суффикс: -ниц; окончание: [Тихонов, 1996] .

Произношение

    : ед. ч. [ ɪ̯ɪˈiʂnʲɪt͡sə ], мн. ч. [ ɪ̯ɪˈiʂnʲɪt͡sɨ ]

Семантические свойства

Значение

    кушанье, приготовленное из поджаренных на сковороде яиц (обычно куриных) ◆  — Гавриловна! Яичницу ! Королевскую! — приказал Павел Алексеевич громким весёлым голосом ..Л. Е. Улицкая, «Казус Кукоцкого», Путешествие в седьмую сторону света // «Новый Мир», 2000  г. [НКРЯ] , разг.путаница; мешанина ◆  Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).

Синонимы

    ; разг. , сниж. : яичня, яишня; уменьш.-ласк. : яишенка

  1. ?

Антонимы

  1. ?

Гиперонимы

Гипонимы

    , глазунья, глазуха, глазастая яичница, яишница-верещага, яичница-верещака, омлет, болтунья, болтушка, вкусня, пряженица, скородумка, торговка, целушка

  1. ?

Родственные слова

  • уменьш.-ласк. формы: яишенка
  • разговорная форма: яишня, яичня
  • пр.  существительные: яичница-глазунья, яйцо
  • прилагательные: яичный, яишенный
  • фамилии: Яичница
  • существительные: яйцо; яечко, яечница, яинько, яичечко, яичко, яичник, яичница, яишенка, яишница, яишня, яйка, яйко, яйки, яйчишко, яйчище; яичница-глазунья, яишница-верещага, яичница-верещака; яйцебитня, яйцеварка, яйцевод, яйцеглист, яйцеглот, яйцеглотище, яйцеед, яйцезаготовка, яйцеклад, яйцекладка, яйцеклетка, яйцемёт, яйцемобиль, яйцемойка, яйценоскость, яйцерождение, яйцетряс, яйцеукладчик
  • прилагательные: яйцевой, яйцовый, яйчатый; яишенный; безяйцовый, неяйцастый, яичковый, яичниковый, яичный, яйцастый, яйцастее, яйцастей, пояйцастее, пояйцастей; однояйцево́й, одноя́йцевый, однояйцо́вый, яйцевидный, яйцеголовый, яйцезаготовительный, яйцекладущий, яйцеклеточный, яйцемоечный, яйцемясной, яйценоский, яйцеобразный, яйцеродный, яйцеукладочный
  • наречия: по яйца, по яйцы, яйцом

Этимология

Происходит от праслав.  *аjьcе , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск.  ꙗице , ст.-слав.  аице (др.-греч. ᾠόν), болг. яйце́, сербохорв.  jaje «яйцо, яичко», jájцe, словенск.  jajce , jájǝn «яичный», др.-чешск. vаjсе, чешск. vеjсе, словацк. vаjсе, польск. jаjе, в.-луж. jеjо, н.-луж. jаjо, полабск. jojǘ. Праслав. *аjе восходит к праиндоевр. *ōuyo- ; родственно иранск. *āi̯а-, осет. aik, aikæ, нов.-перс. хāуа «яйцо», д.-в.-н., ср.-в.-н. еi, др.-исл. egg, крым.-гот. аdа (*аdjа), кимр. wу «яйцо» (мн. wуаu), др.-корн. uу, корн. оу, далее — лат. ōvum, греч. ᾠόν «яйцо». Неоднократно предполагали родство с лат. avis «птица», греч. ἀετός «орёл». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

ЯИЧНИЦА

ЯИЧНИЦА — одно из наиболее распространённых блюд из яиц; готовят яичницы натуральные (из одних яиц) или в сочетании с различными продуктами мясными (ветчина, колбаса, мясо, шпиг), овощными (зелёный лук, помидоры, шпинат, цветная капуста, картофель),… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

яичница — глазунья, глазуха, яичня, яишенка, омлет, сперма Словарь русских синонимов. яичница яичня (прост.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Яичница — (имя!) Ср. Агафья Тихоновна Яичница. Богъ знаетъ, что такое! «И, мать моя, да на Руси есть такія прозвища, что только плюнешь, да перекрестишься, коли услышишь». Гоголь. Женитьба. 1, 13. Сваха … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

яичница — ЯИЧНИЦА, глазунья, разг. сниж. глазуха, разг. сниж. яишня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ЯИЧНИЦА — [шн], яичницы, жен. 1. Кушанье из поджаренных на сковороде яиц (см. яйцо во 2 знач.). 2. женск. к яичник во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

яичница — ЯИЧНИЦА, ы, ж. 1. То же, что яйки. 2. Удар в пах, по мошонке. Яичницу сделать кому ударить в пах … Словарь русского арго

яичница — яичница. Произносится [яишница] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

яичница — сущ., ж., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? яичницы, чему? яичнице, (вижу) что? яичницу, чем? яичницей, о чём? о яичнице 1. Яичницей называют блюдо из поджаренных яиц. Яичница с ветчиной. | Поджарить яичницу. 2. Яичница глазунья блюдо из… … Толковый словарь Дмитриева

ЯИЧНИЦА — Глазастая яичница. Пск. Яичница глазунья. (Запись 2001 г.). Дать яичницу кому. Обл. Избить, поколотить кого л. Мокиенко 1990, 48, 160. Сделать яичницу [кому]. Разг. Шутл. Ударить кого л. в пах. Флг., 402; УМК, 256 … Большой словарь русских поговорок

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ЯИЧНИЦА»

1) Транскрипция слова «я и́ чница»: [j❜и е и́ шн❜ицъ].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
я [j❜] согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.)
[и е ] гласн., безударный ; ниже см. § 39.
и [ и́ ] гласн., ударный ; ниже см. § 5.
ч [ш] согл., тверд. (непарн.) , глух. (парн.). Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). Ниже см. §§ 68, 106.
н [н❜] согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и [и] гласн., безударный ; ниже см. § 5.
ц [ц] согл., тверд. (непарн.) , глух. (непарн.). Звук [ц] — непарный глухой, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. §§ 68, 106.
а [ъ] гласн., безударный ; ниже см. § 48.

7 букв, 8 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изб а́ , игр а́ ть, издав а́ ть; б) после гласных: кро и́ ть, сто и́ т, ст о́ ит, поигр а́ ть; в) после мягких согласных: с и́ ла, т и́ на, вить, ч и́ стый, щи, стир а́ ть, пил а́ , щип а́ ть, в ы́ бить.

§ 39. Буквы е и я в начале слова и после гласных в 1-м предударном слоге обозначают гласный [и е ] с предшествующим [й], т. е. сочетание [йи е ]: а) езд а́ , ед и́ н, еж о́ м, ерш о́ м, ен о́ т; поед и́ м (произносится [йи е зда, йи е д и́ н, йи е ж о́ м, йи е рш о́ м, йи е н о́ т, пъйи е д и́ м]); б) я́ зык, яйц о́ , ярл ы́ к, ясн а́ , янв а́ рь, уясн и́ ть (произносится [йи е з ы́ к, йи е йц о́ , йи е рл ы́ к, йи е сн а́ , йи е нв а́ р ❜ , уйи е с ❜ н и́ т ❜ ]).

Примечание. В словах иноязычного происхождения на месте буквы е после гласного в 1-м предударном слоге произносится звук [и е ] без предшествующего звука [й], например: диет и́ ческий, пиет е́ т (произносится [ии е ]).

Сочетание [йи е ] произносится также на месте букв я и е в 1-м предударном слоге после ь и ъ: пьян и́ т, дьяк а́ , объяв и́ ть (произносится [п ❜ йи е н и́ т, д ❜ йи е к а́ , абйи е в и́ т ❜ ]), объед и́ м (произносится [абйи е д и́ м]).

Примечание. Гласный [и е ] разными лицами и в разных положениях может произноситься не вполне одинаково. Однако по своему качеству этот гласный ближе к [и], чем к [э]. В особенности близок к [и] гласный [и е ] в положении перед мягким согласным. В некоторых словах гласный предударного слога настолько приближается к [и], что может и совпасть с [и]. Так произносится гласный предударного слога, например, в словах: дер е́ вня, дес я́ ток, ряб и́ на, щав е́ ль.

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) в ы́ дан (произносится [в ы́ дън]), выбрана (произносится [в ы́ брънъ]), вытаскал (произносится [в ы́ тъскъл]), раб о́ тал (произносится [раб о́ тъл]), по заб о́ рам (произносится [пъ- заб о́ ръм]), на заб о́ рах (произносится [нъ-заб о́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-заб о́ ръми]), кор о́ ва (произносится [кар о́ въ]), о́ кна (произносится [ о́ кнъ]), дел а́ (произносится [д е́ лъ]), в ы́ жал (произносится [в ы́ жъл]), по л у́ жам (произносится [па-л у́ жъм]), в л у́ жах (произносится [в-л у́ жъх]), за л у́ жами (произносится [за-л у́ жъми]), л у́ жа (произносится [л у́ жъ]), в ы́ царапал (произносится [в ы́ църъпъл]), к у́ рица (произносится [к у́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па- у́ лицъм]); б) в ы́ нос (произносится [в ы́ нъс]), в ы́ брос (произносится [в ы́ бръс]), г о́ лову (произносится [г о́ лъву]), н а́ голову (произносится [н а́ -гълъву]), н а́ дом (произносится [н а́ -дъм], у́ зок (произносится [ у́ зак]), за д о́ мом (произносится [за-д о́ мъм]), на ст а́ ром (произносится [на-ст а́ ръм]), за кан а́ вой (произносится [зъ-кан а́ въй]), с е́ но (произносится [с е́ нъ]), д е́ ло (произносится [д е́ лъ]), мн о́ го (произносится [мн о́ гъ]), н а́ до (произносится [н а́ дъ]).

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [д е́ лъ], [зъхад и́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: т е́ хником и т е́ хникам, заб о́ ром и заб о́ рам, д у́ лом и д у́ лам, кр е́ слом и кр е́ слам: [т е́ хникъм], [заб о́ ръм], [д у́ лъм], [кр е́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авиз о́ (может произноситься [зо]), в е́ то (может произноситься [то]), кр е́ до (может произноситься [до]), лег а́ то (может произноситься [то]), алл е́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

[шл ❜ ]: пром ы́ шленный, к а́ шлять, пришл и́ .

§ 128. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, т. е. [чн]: ср. т о́ чный, пр о́ чный, пор о́ чный, д а́ чный, а́ лчный, в е́ чный, Мл е́ чный путь, отл и́ чно, ант и́ чный, начн у́ , качн у́ и т. д.

Однако в некоторых словах на месте чн произносится [шн]: [кан е́ шнъ] (кон е́ чно), [ск у́ шнъ] (ск у́ чно), [нар о́ шнъ] (нар о́ чно), [йи е и́ шницъ] (я и́ чница), [пус ❜ т ❜ а́ шный] (пуст я́ чный), [пр а́ ч ь шнъйъ] (пр а́ чечная), [сквар е́ шник] (сквор е́ чник); [шн] произносится в женских отчествах на -ична: [с а́ вишнъ] (С а́ ввична), [ник и́ тишнъ] (Ник и́ тична), [фом и́ нишнъ] (Фом и́ нична), [ил ❜ й и́ нишнъ] (Иль и́ нична), [лук и́ нишнъ] (Лук и́ нична) и др.

В ряде случаев допустимо произношение [шн] рядом с произношением [чн]: [б у́ лъшнъйъ] и [б у́ лъчнъйъ] (б у́ лочная), [мал о́ шный] и [мал о́ чный] (мол о́ чный). В некоторых словах произношение [шн] устаревает: [сл и́ въшный] (сл и́ вочный), [кар и́ шн ь вый] (кор и́ чневый). Следует отметить, что в новых словах на месте чн произносится только [чн] (например, пот о́ чный, съёмочный, л е́ нточный).

Во всех случаях, когда на месте чн должно произноситься [шн] или может произноситься [шн] наряду с [чн], в словаре даются соответствующие указания.

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

                УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА

                                 
на тему:

«Правописание  мягкого знака в
середине и в конце                      слова»

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Правописание  мягкого знака в середине и конце слова.

Цель методическая: создать условия для осознания и
осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой
и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы
организации познавательной деятельности. 


Цель урока:

·                             
Развивать
умение обозначать мягкость согласного звука в середине на конце слова мягким
знаком.

·                             
Применять
правила правописания: мягкий знак в середине и конце слова.

Задачи: 
Образовательные:

·                             
Закрепить
представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков;

·                             
Развивать
умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки;

·                             
Развивать
умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Развивающие:

·                             
Постоянно
привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей
мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать
вывод, развивать ассоциативную память;

·                             
Обогащать
словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитательные:

·                             
Воспитывать
осознанное отношение к учёбе;

·                             
Включить
учащихся в коллективную деятельность;

·                             
Продолжить
формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное
воспитание);

·                             
Поддерживать в
классе доброжелательную обстановку.


Формируемые УУД:

·                             
личностные:
сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в
учёбе; развивать способность к самооценке;

·                             
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры
действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно
воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в
уме;

·                             
коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения;
стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях;
контролировать действия партнёра;

·                             
познавательные:
анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.

                                              Ход урока:

I.  Организационный момент. Этап самоопределения к
деятельности.

Цель: Включение в учебную деятельность.

Громко прозвенел звонок —

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы
начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех
и в конце урока.

ДЕВИЗ
УРОКА: «МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ».

II.  Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения
нового способа действия.

1. Каллиграфическая минутка.

 — Я желаю вам успешной и плодотворной работы.
 Начнём работу узора из букв.

Запись « узора из букв»

— Выполним разминку.

Большой пальчик мы потрем,

Указательный пожмем,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный – пощипаем.

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы стряхнем

И писать начнем.

Я тетрадь свою открою 
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не
скрою 

Ручку я вот так
держу.

Сяду прямо не
согнусь,

За работу я возьмусь.

ьмьяьгькьиьйь  ьзьньаькь
(Задание:
записать в тетрадях письменными буквами)

— Подчеркните букву,
которая чаще встречалась в «узоре».

— Прочитайте слова,
которые спрятались в «узоре» (мягкий знак)

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную  читать.    

Появляется картинка Мягкий знак.

Мягкий знак предлагает нам орфографическую разминку для
тренировки памяти и внимательности.

2. Мозговой штурм. Орфографическая разминка. Упражнение
«Фотоглаз» (Чтение и запоминание)

-Напишите слова по памяти. (Проверка с доски)

карась

тополь

рысь

тетрадь

олень

кровать

— Какое слово «лишнее»? (Рысь, так как состоит из одного
слога, а все остальные двусложные)

Рубрика «Хочу всё знать»  

— Что вы знаете об этом животном?  (ответы детей)

— Кошка с кисточками на ушах. Размерами рысь со среднюю
собаку, длина не больше метра, а вес всего 18
кг. Выглядит очень интересно: надменный взгляд и изящные уши с кисточками. Они
не просто украшение, а своеобразная антенна, которая помогает животному слышать
даже самые тихие звуки. Если кисточки отрезать, то слух у рыси сразу
притупляется. Ещё очень много интересного вы можете прочитать в детской
энциклопедии «Я познаю мир. Животные»

(Просмотр видеоролика «Рысь» ) Продолжаем развивать наш
кругозор.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка
цели урока.
 

— Что объединяет все эти слова?

(Во всех словах встречается мягкий знак в
середине и на конце слова, он смягчает согласный звук.)

 Сформулируйте тему нашего урока.  (Письмо
мягкого знака в середине и на конце слова)

 Поставьте цели.

  • Показать значение мягкого знака в середине и на
    конце слов.
  • Упражнять в написании слов с ь  в середине и
    на конце слова.

Наблюдаю – замечаю – размышляю — делаю выводы.

Итак: мы узнаем на уроке еще много интересного о мягком знаке.

Проблемный вопросДля чего нужен мягкий? 

Проведём
исследовательскую работу.

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из
затруднения.

Цель: Построение  детьми нового способа действия и
формирование способности к его выполнению.

1. Мягкий знак очень робок, застенчив, не пытается
выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и
незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. У мягкого
знака слишком мягкий характер, поэтому он не обозначает звука  и смягчает
согласные.

— Попробуйте и вы побыть  фокусниками, но вместо
волшебной палочки  у вас будет Ьблагодаря
которому мы будем менять смысл слова.

Как превратить слова:

мел — в мелкое место;

угол — в топливо;

шест — в число?

Запишите парами выделенные и отгаданные слова. В чём их
различие?

мел — мель

угол — уголь

шест — шесть   

— Сравните слова по количеству букв.  

— А по числу звуков?          
                     
                     
                     
                     
                     
  — Почему?
 (не
обозначает звука)

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука,
поэтому букв больше, чем звуков.

— Одинаково ли произносится звук [л] в первом и во втором
словах?

— Какая буква показывает, что согласный звук [л] надо
произносить мягко?

— Когда Ь  обозначает мягкость согласного?

— Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Мягкий знак пишется после буквы
согласного и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово

Часто просится.

— Что ещё меняет мягкий знак?

Какой вывод можем сделать?   

Вывод: Ь – мягкий знак

— обозначает мягкость согласного звука;

— не обозначает звука;

—  может менять смысл слова.

Физкультминутка

Чтоб глаза твои  зорче были, 

Чтоб в очках тебе меньше  ходить, 
Эти лёгкие
движения 

Предлагаю тебе
повторить. 
Вдаль посмотрим и под
ноги, 

Вправо, влево
побыстрей. 

Удивимся – что
такое? 

И закроем их скорей. 

А теперь по кругу быстро, 
Словно стрелочка
часов, 

Проведём глазами дружно 
Ну а дальше – будь
готов. 
Теперь и вы все
отдохнули, 

Новая забота: 
Нужно сделать на
«отлично» 

Классную
работу. 

V. Развитие умений.  Применение полученных знаний.

Цель: Усвоение нового способа действий. Включение нового знания в систему
знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. Закончи предложение, добавив последнее слово с мягким
знаком на конце слова.

Без  ключа,  ты  мне  поверь, не
 откроешь  эту    _______.    (дверь )  
                     
     

В  лесу  мне  видеть  довелось,
 как  грыз  кору  могучий  ______. (лось)

От  зубастых  щук  таясь,  стороной
 проплыл  _______.  (карась)

Думаю,  известно  всем,  дней  в
 неделе  ровно  ______.  (семь)

День  прошел,  пора  уж  спать,  в
 спальне  ждет  меня  ______. (кровать)

Не  робей,  но  берегись,  в  том
 лесу, где  бродит  ______. (рысь)

1.     Самостоятельная работа по
учебнику. Упр. 113.

Проверка по эталону с экрана компьютера.

Игра. 
— Хлопаем в ладоши,
если в слове услышали Ь: 
Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок,
пень, ладонь, рыбак, огонь.

1. Тренировочные упражнения

Работа с карточкой №1
— На карточках слова: т…традь, к…ньки, учит…ль, меб…ль, п…льто, мальч…к,
м…дведь, дев…чка. 
— Разделите эти слова на две группы – слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова,
отвечающие на вопрос КТО? Запишите эти слова в два столбика.

Физкультминутка (для глаз)

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. — Поморгать глазами
Посмотрите все в окно, — Посмотреть в окно и в другую сторону
Ах, как солнце высоко. — Посмотреть вверх
Мы глаза сейчас закроем, — Закрыть глазки ладонями
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, — Посмотреть глазами по дуге
Вправо, влево повернем, — Ворочать глазами вправо-влево
А потом скатимся вниз, — Посмотреть вниз
Жмурься сильно, но держись. — Зажмурить глаза, открыть и поморгать

 

— Сейчас мы поиграем в игру « Самый внимательный»
Я буду называть слово, а вы, если в нём пишется Ь знак будете хлопать в ладоши.
Огоньки, птички, беленький, пальцы, косточка, тюлень, бельчата, гонщик, кончик,
декабрьский, удочка, поплыть, речка, капелька.
2. Работа с карточкой №2
Задание: Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя, где надо мягкий знак.
Пач..ка, мощ …ный, бол..шой, заин..ка, пил..ка, школ..ник.
— А теперь проверьте правильно ли вы записали слова


Работа с карточкой №3
— Запишите предложения, которые у вас на карточках .

Горят уго(?) ки;  в уго(?) ке печи.

У лесен(?)ки ест(Ь)) ступен(?)ки. 
Найдите грамматическую основу во втором предложении.
3. Работа в парах. «В
одиночку не одолеешь и кочку».

«Одному человеку не легко, а вместе — любая работа по силам».

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с
мягким знаком на конце и в середине слова  слова.

— У вас на столах лежат карточки. Что нужно сделать?

Чья пара выполнит первой, то показывает знаком.

Карточка
№1

Превратите
слова первого столбика по заданию:

МЕЛ-мелкое место-………………………….

УГОЛ-топливо-……………………………….

ШЕСТ-число-………………………………….

Карточка
№2

Спрячьте
«ь» знак в середину слова:


пень- ………………………………………..

дочь-
…………………………………………

день –
………………………………………..

уголь
-…………………………………………………..

окунь-
………………………………………..

конь —
………………………………………..

печь
–…………………………………………………

                                    
Карточка №3

Разгадайте
шараду и запишите полученные слова

С Б мучительной
бываю,…………………….

С М одежду
пожираю,………………………..

С Р актёру
я нужна,……………………………

С С для
повара важна……………………………..

Взаимопроверка.    

Оцените свою пару: 

          — мы справились с заданием,
мы довольны собой.
image001

        — настроение хорошее,  нам
было трудно, но мы справились. 
image001

          — Задание слишком
трудное, нам нужна помощь.
image001

 — Какие ошибки вы заметили в работах товарищей?

5. А почему у нашего гостя Мягкого знака числа? Мы
оказались на уроке математике? что предлагает нам Мягкий знак?

Числа 5, 6, 7, 8, 9, 10. Запишите слова. Подчеркните ь.
 


VI. Рефлексия
деятельности

Цель: Организация оценивания учащимися собственной
деятельности на уроке; 

организация фиксации
неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной
деятельности

1. — Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли? 
— Какие выводы про ь
можете сделать? 

— Вы все сегодня
много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

2. У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо
заполнить. Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, довольны ли вы своей работой?
Интересно ли вам было на уроке или скучно? Всё ли вы поняли? Выберите из двух
предлагаемых вариантов тот, который вам больше подходит, и подчеркните его
ручкой.

1. На уроке я работал активно / пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен.

3. Урок для меня показался коротким / длинным.

4. Материал урока мне  понятен / непонятен.

5. Материал урока полезен / бесполезен.

6. Материал урока интересен / скучен.

Ребята выполняют рефлексию

3. — Вот закончился урок.

Он пойдёт ребятам в прок.

Все старались всё понять

думать и запоминать.

4. А в подарок вам от Мягкого знака необычное задание. Если
вы правильно вставите в нужные слова ь, то увидите что- то интересное, вас ждёт
сюрприз.

лук .

сол .

пен .

ден .

воз .

гном .

олен .

сон .

мост .

куст .

нос .

пят .

кон .

рыс .

слон .

крот .

плот .

дом .

лен .

стол .

стул .

шмел .

дожд .

осен .

мак .

Вы сегодня – молодцы!

    Отвечали как бойцы!

    Всем спасибо за урок!

VIІ. Итоги урока.

— Над какой темой мы работали сегодня на
уроке?

— Что мы узнали на уроке о мягком знаке?

Стихотворение. (Читает
заранее подготовленный ученик)

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

— Что понравилось на уроке?

— А что бы ещё хотели узнать?

VIІІ. Запись
домашнего задания.

  • Скульптура какого писателя смотрела на настю насмешливо и с укором в рассказе телеграмма
  • Скучаю по матери как пишется
  • Скупая лягушка алтайская сказка
  • Скрытый смысл сказки о рыбаке и рыбке пушкина
  • Скрытый смысл сказки колобок