Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х годов XIX века. Эта эпоха была бедна крупными историческими событиями и даже стала называться “застойными временами”. Поэтому в творчестве писателя отразились и разочарование в спасении и обновлении России, и переосмысление системы духовных ценностей. Вся художественная деятельность Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Голос внутренней свободы, а не попытка найти истину звучит практически в каждом его произведении. Писатель пишет просто и ясно, совсем не так, как Достоевский и Толстой. Эта оригинальная особенность отразилась не только на языке рассказов и повестей, но и на сюжете его произведений. У Чехова они, как правило, развертываются спокойно, плавно и четко. В его прозе нет внешнего конфликта между героями, энергичной и ожесточенной борьбы или рокового стечения обстоятельств. Мастерство Чехова – это искусство больших обобщений в малой форме. Он показывает жизнь не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев, а в миниатюре, учитывая все штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении характеров людей, – одна из ведущих особенностей чеховского стиля.
Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует “маленьким людям” и т. д.
С конца 80-х годов начинается второй период творчества А. П. Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, как “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы общественного значения, прозревающие и деградирующие герои). В этих “серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях, сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. Здесь писатель критически изображает общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т. д. Герои большинства этих произведений относятся к среднему социальному слою. Это врачи, учителя, студенты, чиновники и меньше – помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность. Автор не концентрирует особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его частью этой среды. Чехов исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя. Именно в этот период творчества появляются такие известные рассказы, как “Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная история”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие другие.
Аня – главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.
В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы помочь нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”. Ради своих родных она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось невозможно. Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете. Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из “забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее…”. Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо: “Подите прочь, болван!”. Теперь она живет как хочет, в роскоши, в ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой – ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой автор завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество, она потеряла способность искренне чувствовать, любить. “Анна на шее” – это история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся главным богатством человека.
Важным для Чехова является способность остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой способности залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня рассказа.
Рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа “Ионыч”, Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев – молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии (“… Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия), заурядна, типична.
И это – лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: “Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен…
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а “языческим богом”, А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом – главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей…
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.
Сочинение по литературе на тему: Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова “Анна на шее” и “Ионыч”
Другие сочинения:
- Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова – это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого Read More ……
- Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова – это жизнь обычных людей, его современников, которое автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, за которые они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого Read More ……
- В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность Человека и другие, всегда стояли в центре Read More ……
- Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в Read More ……
- Мастерство Чехова – рассказчика особенно проявляется в композиции “Ионыча” Композиция рассказа подчиняется одной общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается Read More ……
- Школьное сочинение на примерах рассказов “Любовь” и “Дочь”. Фабула произведения “Дочь” предельно проста, и в этом скрывается глубокий смысл: очень уж просто и нелепо погибает человек, который верит только деньгам. Мать героини рассказа жертвует собой ради дочери: застраховав свою жизнь, Read More ……
- В русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес для русских писателей. Одним из таких писателей, посвятивших проблеме личности человека большинство своих творений, был Антон Павлович Чехов. Этот незаурядный Read More ……
- Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный Read More ……
Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова “Анна на шее” и “Ионыч”
Чехову удалось наиболее ярко акцентировать внимание читателя на осуществлении процесса, связанного с изменениями человеческой души, на которую непосредственно влияют прожитые годы и среда. Почти все мечтают в юности об идеалах: чести, братстве, свободе, равенстве и труде. Хотя спустя время, многие люди меняются практически полностью внутри себя. Они желают пребывать в состоянии покоя и сытости, и вместе с тем выбирают обеспеченную жизнь. Чехов первым совершил вскрытие социальных причин этого патологического явления посредством написания рассказа “Ионыч”.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Талантливый молодой врач по имени Дмитрий Старцев после окончания университета прибывает для осуществления своей деятельности в качестве медицинского работника высшей категории, на территорию губернского города С. Все свои силы он бросает на то, чтобы приносить максимальную пользу людям. Работа превращается в главный смысл его существования. Следовательно, врач не прекращает постоянно трудиться. Однообразие будней, наполненных бесконечными визитами больных, не вызывают у него поначалу раздражения. Старцева представляют семейству Туркиных, наиболее талантливому и необыкновенному, по мнению обывателей местного значения. Чехов стремиться, как можно наиболее мастерски нарисовать подобную “талантливость”, представленную в форме плоских острот главы семьи Ивана Петровича, бездарной игры на рояле дочки по имени Катерина и романов, сочинением которых занимается ее мать. Хотя все-таки нужно отдать должное этому дому — после больничных стен, грязных мужиков спокойно было и достаточно приятно разместиться в мягких креслах, не думая ни о чем. Вскоре Старцев влюбился в Катерину, и решил сделать ей предложение. Девушка отвечает отказом. Но доктор переживал по этому поводу недолго. Героя было “немного стыдно” по причине глупого и пошлого завершения истории.
У Старцева отсутствовала семья. По-видимому, не зная, куда девать деньги, он скупал недвижимость ради удовольствия. Чехов говорит читателям: “Не поддавайтесь …влиянию среды, …берегите в себе человека”. Поддавшись процессу, связанному с духовной смертью, Старцева с тягостным чувством осознает, какое мерзкое болото его затягивает, но бороться с этим явлением, он даже не стремится.
Обновлено: 2017-02-04
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Чехов А. П.
Сочинение по произведению на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками. Рассказ «Ионыч», как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности.
В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.
В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.
По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.
Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки.», — размышляет он. И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился.
Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя.». И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», он имеет целью лишь одно — «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк.
Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно
точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.
Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость. В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», — говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.
Тема: Деградация личности в произведении А. П.Чехова «Ионыч» (1898)
Цель:
раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч».
Задачи:
Образовательная:
рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя; проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева; раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.
Развивающая:
обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом; развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста.
Воспитательная:
способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся, формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.
Методы:
эвристический, проблемный, частично — поисковый.
Формы работы
: беседа, работа в парах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.
Технология:
технология развития критического мышления
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких
юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,
забирайте с собою все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге, не подымете потом.
Н.В.Гоголь
А.Чехов.
Жизнь дается один раз, и надо её прожить
бодро, осмысленно, красиво.
А.Чехов
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы, постановка цели урока.
Определить связь эпиграфа с темой урока.
II. Актуализация знаний.
1. Презентация «А.П.Чехов. История жизни» (выступление учащихся)
А.П.Чехов – русский писатель, импрессионист. Рассказ А.П. Чехова
– известнейшее произведение, и даже имя героя давно стало нарицательным. «Ионыч» был написан на рубеже XIX и XX веков.
Чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк.
В рассказе можно выделить несколько важных проблем: человек и повседневность, личность и среда, мечта и действительность. В основе сюжета рассказа – изменения, постепенно происходящие с главным героем, Дмитрием Ионовичем Старцевым. Завязкой можно считать приезд Старцева в губернский город С. и знакомство с семьёй Туркиных. Кульминациейстановится эпизод на кладбище – внезапно нахлынувшее непонятное чувство, овладевшее героем. Развязкой служит решение Ионыча не общаться больше с Туркиными, а повествование о дальнейшей жизни персонажей играет роль эпилога. Как мы видим, композиция рассказа (и даже наличие мини-эпилога) напоминает роман в миниатюре.
Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости мира вокруг героя и жизненного тупика.
«Ионыч» — это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, о соотношении иллюзий и подлинной жизни…
2. Индивидуальная работа
Составить простой (цитатный) план (по выбору учащихся) и охарактеризовать композицию рассказа «Ионыч»
Простой план
1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных.
2. «Любовь» Дмитрия к Екатерине Ивановне.
3.Разлука.
4.Последняя встреча Дмитрия с Екатериной.
5.Жизнь нового обывателя Ионыча.
Цитатный план рассказа (слайд 4)
1. «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.Дельвиг).
2. «…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…».
3. «И жаль было своего чувства, этой своей любви…».
4. «…и огонёк в душе погас».
5. «Куда это Ионыч едет?»
КОМПОЗИЦИЯ – КОЛЬЦЕВАЯ (линейная, зеркальная).
ПРИЁМ — СТЯЖЕНИЕ (сжатие времени), ПОВТОР.
3. Лексическая работа: обывательщина, мещанство, деградация.
Старцев Ионыч Мещанин
Мещане
– люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
Обывательщина
– мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.
Деградация
– постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.
4. Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нём изменений.
Заполнение таблицы (работа в парах).
Каким предстает герой в каждой из этих глав?
Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.
Назови
причину, которая побудила автора изобразить семью Туркиных как обычных мещан в их духовном и нравственном значении.
Предложи
пути исцеления Старцева?
Зачем
Екатерина Ивановна признается в любви Старцеву во второй части рассказа, на что она надеется?
Почему
Старцев предпочёл своей «любви» «жизнь тусклую, без впечатлений, без мыслей» ? (Почему Старцева можно назвать мещанином?)
Придумай
новый финал рассказа «Ионыч».
5. «Цитатная паутина»
(К каждому герою подобрать цитату, обосновать свой выбор)
Герои рассказа «Ионыч»
Цитаты
Иван Петрович Туркин
Страшно подумать, сколько хороших,
только слабых волею людей, губит пошлость…
А.Чехов.
Вера Иосифовна Туркина
Каков век, таков и человек.
А.Нурпеисов.
Екатерина Ивановна Туркина
Каждому надежда греет сердце.
Вакхилид
Дмитрий Ионыч Старцев
Жизнь дается один раз, и надо её прожить бодро, осмысленно, красиво.
А.Чехов
6. Слово учителя:
А.П.Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.
Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обострённо воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту. ПОЧЕМУ СТАРЦЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В ИОНЫЧА?
7. Кластер «Путь от Старцева к Ионычу»
Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
СТАРЦЕВ
«шел пешком,
не спеша»
«а у него уже была
своя пара лошадей»
«Ох, не надо
бы полнеть!»
«выезжал уже не на паре,
а на тройке с
бубенчиками… Он пополнел,
неохотно ходил пешком…
Обирал больных…»
«ещё больше пополнел,
ожирел…
Когда он, пухлый и красный,
едет на тройке с
бубенчиками…кажется
едет не человек, а
языческий бог»…
ИОНЫЧ
ВЫВОД:
События в рассказе излагаются в хронологической последовательности — от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании — движение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх — к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз — к моральному опустошению. Все повествование развертывается так, чтобы показать постепенное превращение интеллигента в обывателя, доктора Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, потерявшего вместе с именем и фамилией свою душу. В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.
III.Рефлексия
Актуален ли рассказ в наше время?
Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает? (Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком).
IV. Итоги урока
Рассказ «Два волка». Цитата «Каждый человек решает, какого волка он будет кормить».
Вывод:
Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму…
Цели:
-Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и
духовного оскудения личности в рассказе;
-формировать у учащихся собственное
отношение к прочитанному;
-расширить и углубить представление учащихся о
нравственных принципах писателя;
— развивать умения и навыки обобщения материала;
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к действительности,
стремиться к прогрессу, личному и общественному.
Человек редкого душевного благородства,
воспитанности и изящества в самом
лучшем значении
этих слов…
И.А. Бунин.
Я видел самое прекрасное и
одухотворенное лицо,
какое только мне приходилось
встречать в жизни…
Он умел слушать и расспрашивать,
как никто.
А.И. Куприн.
Ах, какой милый, прекрасный человек,
скромный, тихий…Просто чудесный!
Л.Н. Толстой.
Талант огромный и
оригинальный.
А его рассказы – изящно
ограненные флаконы
со всеми запахами жизни в них.
М. Горький.
Максим Горький писал: «Врагом Чехова была
пошлость. Он всю жизнь боролся с ней.
Он обладал искусством всюду находить и
оттенять пошлость, — искусством, которое
доступно только человеку высоких требований
в жизни, которая создается горячим желанием
видеть людей простыми,
гармоничными и красивыми».
Центральная тема всего творчества Чехова- протест против
пошлости, обывательщины, духовного мещанства- звучит
в рассказе « Ионыч» (1898).Удивительно просто и талантливо
показал Чехов в своем рассказе, как влияет на душу человека
пошлость и мещанство.
Основная идея произведения заключается в призыве:
«Берегите в себе человека!»
«Ионыч»- это история о том, как молодой человек,
неглупый и способный, превращается в равнодушного и
жадного обывателя.
Рассказ начинается
изображением
губернского города
Чтобы дать читателю представление о здешней жизни,
писатель знакомит его с «самой образованной и талантливой» во все
городе, по мнению местных жителей, семьей Туркиных.
В доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку,
все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определенный
эффект. И вот свежий человек, попадая под действие
этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы,
царящей здесь. Итак,
Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно
не считая маленьких
компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.
Расскажите о духовном мире,
взглядах и общественных идеалах
молодого врача
Дмитрия Ионыча Старцева.
—
Облик героя рассказа
раскрывается в его любви.
Любовь была единственным
поэтическим переживанием
в его жизни.
Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной
болезни, которую давно изучала русская
литература. В гоголевском Плюшкине человека съела
страсть приобретательства. Но это был помещик,
основа его болезни- душевладение. Старцев- разночинец,
врач. Всю жизнь он работает. Но и
деятельность исключительно ради денег оказались не
менее смертоносной для человеческой души,
чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным
правом.
Ионыч потерял человеческий облик: когда он,
«пухлый, красный» сидит на своей тройке,
«кажется, что едет не человек,
а языческий бог»
Но (!): гибнет в Ионыче человек,
призванный, как думала Екатерина
Ивановна, служить народу, помогать
страдальцам: он утрачивает прежде всего
человеколюбие. И в этом основа его
нравственного падения. Деньги, а не
облегчение человеческих страданий, стали
целью его деятельности.
Нравственная деградация Старцева Д.И.
1
2
3
4
5
6
Благородная цель в
Теперешний идеалжизни:быть врачом,
лишь обеспеченность и
помогать страдальцам.
покой.
Был бодрым,
Пополнел, раздобрел и
энергичным, мог
неохотно ходил пешком, так
пройти 9 верст(.) и не как страдал одышкой».
чувствовать усталости.
Чувствовал красоту
Уклоняется от просмотров
природы,
спектаклей и концертов.
интересовался
музыкой, литературой.
Любил общаться с
Черствый врач, не
людьми.
желающий потерять ни
одной минуты на разговоры
с пациентами.
Способен был любить,
Умерло даже его
мечтать.
единственное поэтическое
воспоминание.
Любил девушку.
Чувствуя страх за свою
спокойную, налаженную
жизнь, радуется тому, что не
женился на ней.
«Ионыч»- это рассказ о том, как неимоверно трудно
оставаться человеком,
даже зная, каким ему следует быть.
В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова,
обращенный к нам, читателям:
* не поддавайтесь губительному влиянию уродливой
среды,
* вырабатывайте в себе силу сопротивления
обстоятельствам,
* не предавайте светлых идеалов молодости,
* не предавайте любви,
* берегите в себе человека!
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья. (1956г.)
Борис
Пастернак
Будьте счастливы! И помните:
ваше счастье зависит от вас.
«Антон Павлович Чехов»
ХРОНИКА ЖИЗНИ А.П.ЧЕХОВА
Литературный вечер с элементами театрализованного представления.
МОУ СОШ №21 Первомайского района г.Ростова-на-Дону.
6 класс
Кл. руководитель Свириденко Е.Р.
Учитель русского языка и литературы Корсунова Е.Н.
Библиотека МОУ СОШ №21
Библиотека-филиал №4 им.С.Есенина Ростовской ЦБС
2010 г.
« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли …» А.П.Чехов
«Чехов – несравненный художник. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще».
Л.Н.Толстой
Хроника жизни А.П.Чехова
1860
- 17 января. У Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых родился третий сын.
- 27 января. Младенец крещен в Успенском соборе г. Таганрога и наречен Антонием.
Хроника жизни А.П.Чехова
1868
- Антон и Николай поступают в приготовительный класс Таганрогской мужской классической гимназии.
- После уроков дети помогает отцу в лавке, иной раз заменяют его.
1872
- Чехов оставлен на второй год в третьем классе из за арифметики и географии.
Таганрогская мужская
классическая гимназия
Лавка Чеховых
Хроника жизни А.П.Чехова
1876
- Отец, скрываясь от долгов, покидает Таганрог. Через несколько месяцев он вызывает жену с младшими детьми Марией и Михаилом. В Таганроге остаются братья Антон и Иван.
1877
- Остается в родном городе один после отъезда брата Ивана в Москву.
- Учится в гимназии, подрабатывает уроками, продает домашнее имущество, посылает деньги в Москву, где семья живет в крайней нужде.
- Много читает, увлекается театром, пишет первые драматические произведения.
Хроника жизни А.П.Чехова
1879
- Заканчивает гимназию, покидает Таганрог.
- Подает прошение в Московский университет о приеме на медицинский факультет.
- Учится на первом курсе.
Хроника жизни А.П.Чехова
1881
- Учится на третьем курсе университета.
- Печатается в московских юмористических журналах «Стрекоза», «Зритель», «Будильник».
- Входит в круг московских литераторов, журналистов, редакторов.
Хроника жизни А.П.Чехова
1884
- Заканчивает Университет, получает свидетельство о степени лекаря и звании уездного врача, начинает собственную врачебную практику.
- В декабре у Чехова случается первое легочное кровотечение. Содержание большой семьи, долги старших братьев, учеба младших брата и сестры вынуждают Чехова много работать: им написано свыше трехсот рассказов, фельетонов, очерков, юморесок, подписей к рисункам, рекламных объявлений, статей; повести “Ненужная победа”, “Цветы запоздалые”, “Драма на охоте”.
- Выходит в свет его первая книга “Сказки Мельпомены”.
«Цветы запоздалые»
Хроника жизни А.П.Чехова
1887
- В печати появляются рассказы «Счастье», «Свирель», «Мальчики», «В ученом обществе» («Каштанка») и др. Выходят книги «В сумерках», «Невинные речи».
- Весной едет на юг, путешествует по родным местам (Таганрог, Новочеркасск, Славянск, Святые горы).
- Знакомится с В.Г.Короленко.
- Окончательно отходит от юмористических журналов. О его произведениях спорят критики и читатели. Чехова начинают переводить за рубежом.
«Мальчики», «Каштанка», «Счастье»
Хроника жизни А.П.Чехова
1889
- В печати появляются повесть “Скучная история”, рассказы “Пари”, “Княгиня”, водевиль “Предложение”. Выходит в свет сборник рассказов “Детвора”.
- В июле уезжает в Одессу, где попадает в компанию актеров Малого театра. Потом перебирается в Ялту.
- Осенью завершает работу над пьесой “Леший”, постановка которой в театре М.М.Абрамовой в Москве не имеет успеха.
- Кончина брата, собственные болезни усугубляют напряженные размышления Чехова о своем творчестве, о современной жизни. Он задумывается о поездке через всю Россию на каторгу, на остров Сахалин.
«Детвора», «Скучная история»
Хроника жизни А.П.Чехова
1890
- Готовится к дальней поездке, собирает материал, много читает.
- В конце апреля покидает Москву. Сначала едет поездом до Ярославля, затем плывет по Волге и Каме до Перми. Потом едет по железной дороге через Екатеринбург до Тюмени. Оттуда более трех тысяч верст на лошадях до Байкала через Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Иркутск с переправами на лодках из-за разлива рек. Далее пароходом по Байкалу от Лиственичной до Клюево. И еще тысячу верст на лошадях через Верхнеудинск, Читу, Нерчинск до Сретенска. Затем плывет по Шилке и Амуру до Николаевска с остановками в Благовещенске и Хабаровске. Наконец, в июле через Татарский пролив добирается до Сахалина.
- Переписывает население острова, осматривает в течение трех месяцев селения, посты, рудники, бараки, тюрьмы. Видит всё, кроме смертной казни.
- Возвращается в Москву через Владивосток, Гонконг, Сингапур, Цейлон и Одессу в начале декабря.
Хроника жизни А.П.Чехова
1892
- Пишет повесть «Палата № 6», рассказы «Соседи», «Страх», «Рассказ неизвестного человека».
- Приобретает в долг небольшое имение вблизи села Мелихово (Серпуховской уезд, Московская губерния), перебирается туда с семьей.
- Ведет прием многочисленных больных, работает в Серпуховском уездном земском Санитарном совете, занят в мероприятиях по борьбе с надвигающейся эпидемией холеры.
«Палата №6», «Рассказ неизвестного человека»
Комната А.П.Чехова в Мелихове
Хроника жизни А.П.Чехова
1894
- Написаны рассказы «В усадьбе», «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Рассказ старшего садовника», повесть «Три года». Выходит сборник «Повести и рассказы».
- Весной перенес обострение легочного процесса. Едет в Ялту.
- Поток гостей, приезжающих в Мелихово, не убывает. Избран на три года гласным Серпуховского земского собрания. Утвержден попечителем Талежского сельского училища. Осенью едет на юг (Таганрог, Феодосия, Ялта, Одесса), потом — за границу (Вена, Аббация, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж, Берлин).
Хроника жизни А.П.Чехова
1895
- Завершает рассказы «Супруга», «Белолобый», «Ариадна», «Убийство», «Анна на шее», пьесу «Чайка».
- Частое нездоровье (головные боли, кашель) угнетает Чехова, влияет на самочувствие и настроение, но он не прекращает врачебную практику. Занят земскими делами.
- Часто ездит в Серпухов, Москву, Петербург. Встречается с М.И.Чайковским. И.Е.Репин делает набросок с Чехова.
- Посещает Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.
- В критике разгорается спор о мировоззрении и особенностях прозы Чехова.
Хроника жизни А.П.Чехова
1896
- Пишет рассказ «Дом с мезонином.»
- В августе уезжает на юг (Таганрог, Ростов-на-Дону, Кисловодск, Новороссийск, Феодосия, Харьков).
- “ Чайка” принята к постановке в Александринском театре. Чехов присутствует на репетициях. Из всех исполнителей выделяет В.Ф.Комиссаржевскую. Премьера, состоявшаяся 17 октября, заканчивается провалом. Петербургская театральная критика злорадствует. Чехов принимает выпады на свой счет, но за “странную” пьесу вступаются некоторые литераторы.
- В конце года сильно болеет.
Хроника жизни А.П.Чехова
1897
- Завершает повесть «Мужики».
- Зимой, больной, ведет перепись населения в близлежащих селах.
- В марте у Чехова пошла горлом кровь. Через две недели возвращается в Мелихово. По настоянию врачей сворачивает медицинскую практику.
- Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по первой всеобщей переписи населения 1897 г.
- Осенью уезжает на юг Франции. Останавливается в Ницце, в Русском пансионе.
«Мужики»
Русский пансион в Ницце
Хроника жизни А.П.Чехова
1898
- Чехов досадует, что в Ницце работа идет с трудом.
- Весной возвращается в Россию и много пишет.
- В печати появляются рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики».
- Разрешает постановку «Чайки» в Московском Художественно-Общедоступном театре (МХТ). Присутствует на репетиции пьесы “Царь Федор Иоаннович”, где знакомится с актерами. Одна из актрис, О.Л.Книппер, производит на него впечатление своей игрой, обликом и манерами.
- В сентябре уезжает в Ялту. В октябре получает известие о смерти отца.
- Приобретает участок земли в деревне Верхняя Аутка на окраине Ялты и начинает строительство дома для себя и родных.
Хроника жизни А.П.Чехова
1899
- 1899
- Работает над повестью «В овраге» и рассказом “Архиерей”.
- Выходят из печати рассказы “По делам службы”, “Душечка”, “Новая дача”, “Дама с собачкой”.
- Принимается в Ялте за благотворительную деятельность в пользу неимущих, больных чахоткой, собирает средства для голодающих крестьян.
- Весной обихаживает свой участок, сажает деревья.
- Приезжает в Москву, смотрит спектакль «Чайка» в МХТ.
- Осенью возвращается в Ялту, поселяется во флигеле. Вскоре приезжает Е.Я.Чехова с прислугой. Мать и сын устраиваются в новом доме.
- Между Чеховым и О.Л.Книппер завязывается переписка.
- В декабре Чехову пожалован орден Станислава 3-й степени за труды по народному просвещению.
Дом Чехова в Ялте
«Дама с собачкой», «Душечка»
Хроника жизни А.П.Чехова
1900
- Работает над пьесой «Три сестры». Избран почетным академиком Императорской Академии Наук по разряду изящной словесности.
- Весной в Севастополь и Ялту приезжает на гастроли МХТ. Чехов смотрит спектакли «Дядя Ваня», “Одинокие”, “Эдда Габлер”, «Чайка».
- В круг хороших знакомых Чехова входят писатели И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, С.Я.Елпатьевский, Б.А.Лазаревский. Встречается с художником В.М.Васнецовым. В.А.Серов пишет портрет Чехова.
- Летом едет на Кавказ (Тифлис, Мцхет, Батум).
- Видится с О.Л.Книппер в Ялте и Москве.
- В декабре уезжает в Ниццу, где завершает работу над «Тремя сестрами».
- Глубоко опечален смертью И.И.Левитана.
Хроника жизни А.П.Чехова
1901
- Путешествует по Италии (Пиза, Флоренция, Рим). Узнает об успехе «Трех сестер» в МХТ.
- В феврале возвращается в Ялту. Весной приезжает в Москву. Венчается с О.Л.Книппер.
- Пишет завещание. Всё, кроме оговоренных сумм в пользу братьев, дачи в Гурзуфе и денежной суммы в пользу жены, отходит сестре (дача в Ялте, деньги, доход с драматических произведений), а после смерти родных — в распоряжение Таганрогского городского управления на нужды народного образования.
- Осень проводит в Москве. Часто бывает в МХТ. С наступлением холодов уезжает в Ялту.
Хроника жизни А.П.Чехова
1903
- Продолжает писать пьесу “Вишневый сад” и рассказ “Невеста”.
- Встречается с писателями В.В.Вересаевым и Н.Г.Гариным-Михайловским.
- Отправляет книги в Таганрогскую городскую библиотеку.
- Летом вместе с женой снимает флигель в подмосковном имении художницы М.Ф.Якунчиковой.
- Вернувшись в Ялту, заболевает. Заканчивает пьесу «Вишневый сад», высылает рукопись в театр. В декабре приезжает в Москву. Изредка бывает в театре, в редакциях, но чаще остается
дома.
«Вишневый сад»
Хроника жизни А.П.Чехова
1904
Присутствует 17 января, в свой день рождения, на премьере «Вишневого сада» в Московском Художественном театре. Чехова чествует литературная, газетная, театральная Москва.
- Возвращается в Ялту, где его снова одолевают случайные визитеры, многочисленные гости.
- В мае уезжает в Москву. Чувствует себя плохо. Никуда не выходит из квартиры, просматривает рукописи, присылаемые из журнала «Русская мысль».
- Всех, кто приходит в дом, потрясает вид Чехова, его слова, что он едет за границу не лечиться, а умирать.
- В июне направляется с женой в Германию — сначала в Берлин, затем — в Баденвейлер.
- 2 июля ночью Антон Павлович Чехов умирает в номере курортной гостиницы в Баденвейлере.
Памятник А.П.Чехову в Баденвейлере
Могила А.П.Чехова на Новодевичьем кладбище.
Театральные этюды по мотивам произведений А.П.Чехова
- В роли автора – А.П.Чехова ученик 6 класса Антон Емец
- Театральный этюд по рассказу А.П.Чехова «Хирургия»
Театральные этюды по мотивам произведений А.П.Чехова
«Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.
— Ну-с, раскройте рот пошире…- говорит он, подходя с щипцами к дъячку…»
«Хирургия»
Театральные этюды по мотивам произведений А.П.Чехова
«- Видишь эту обгоревшую спичку? — сказал он, показывая мне обыкновенную, слегка обуглившуюся спичку. — Это интересная спичка. В прошлом году я нашел ее в баранке, купленной в булочной Севастьянова. Чуть было не подавился. Жена, спасибо, была дома и постучала мне по спине, а то бы так и осталась в горле эта спичка. Видишь этот ноготь? Три года тому назад он был найден в бисквите, купленном в булочной Филиппова. . .»
«Коллекция»
Литературный вечер
- Литературная викторина по произведениям А.П.Чехова
Литературный вечер
- Участники вечера рассказывают о поездке по чеховским местам города Таганрога
Книжная выставка библиотека-филиал №4 им.С.Есенина
Участники литературного вечера