Скрытый смысл сказки гуси лебеди

Автор андрей измаилов на чтение 8 мин. просмотров 1 опубликовано 05.06.2021 гуси-лебеди. читательский дневник исследование сказки о волшебных гусях в

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Гуси-лебеди. Читательский дневник

Исследование сказки о волшебных гусях

В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.

Разбор структуры народной легенды:

  1. Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
  2. Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
  3. Развязка — прибытие детей в родной дом.

Характеристика героев

Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.

Персонажи сказки:

personazhi_skazki_gusi-lebedi.jpg

  1. Баба Яга.
  2. Гуси-Лебеди.
  3. Братец.
  4. Сестра.
  5. Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.

Текст старинного русского предания очень подвижен, есть множество глаголов, привносящих динамику. К примеру, волшебные гуси подлетают, внезапно хватают, несут и тут же пропадают из вида. В ритме словооборотов ощущается весь накал происшествия.

Описание сестрицы:

  • Смелая — выбегает в открытое поле, видит, как волшебные птицы скрылись за тёмными деревьями сказочного леса. Эти пернатые давным-давно себе худую славу прижили, часто безобразничали и малышей воровали.
  • Умеет быть ответственной за свои промахи — сама проглядела, сама исправилась.

В народном творчестве часто применяется приём, когда олицетворяются неодушевлённые предметы, то есть наделяются свойствами и признаками живых существ. Например, в легенде о чудесных птицах печь умеет говорить, яблоня скрывает своими ветками от опасностей, река делится с героями необходимой информацией. Сакральное и символичное для русской культуры — это цифра три, например, трое чудесных помощников (печка, яблонька, речка).

Описание сюжета

Сказка «Гуси-Лебеди» в кратком содержании представляет собой историю о бессовестном отношении к своим обязанностям. Отец и мать оставили маленького сына под присмотром старшей сестры. Она пренебрежительно отнеслась к возложенной на неё ответственности, недоглядела, мальчишку похитили чудесные Гуси-Лебеди. Таким образом мальчик оказался в избушке Бабы Яги.

otec_mat_ostavili_malenkogo.jpg

Сестрице сразу стало известно обо всём случившемся. Она поспешила возвращать пропажу. По дороге встречаются трое волшебных помощника. Во владениях Бабы Яги находится Мышка. Она надоумила девушку немедленно устроить побег. Вслед за братиком и сестричкой тут же отправились Гуси-Лебеди, чтобы вернуть их обратно. Но девочка с братом благополучно добираются до родного дома.

Зло — это Баба Яга и её волшебные птицы. Добро — маленькая сестричка, которая представляет собой русский народ. Наделена острым умом, храбростью, твёрдостью в принятии решений. Чудесные помощники предлагают своё гостеприимство и вкусные сладости (пирожки, яблоки и кисель). Им нельзя отказывать, потому что следует быть вежливыми по отношению к чужой доброте. Необходимо не бояться сложностей, так как для любых проблем есть решение. Нужно лишь посмотреть под другим углом. Любовь сестры к младшему братику спасла жизнь мальчишке.

План по сказке:

  1. Волшебные птицы крадут мальчика.
  2. Сестра отправляется на помощь.
  3. Встреча с чудесными помощниками.
  4. В избушке на курьих ножках.
  5. Прибытие домой.

Поучительная мораль произведения

Ребята возвращаются в отчий дом до прихода с работы матери и отца. Примечательно, что родителей не заставляют переживать и горевать. Они даже не узнают о случившемся. Это необходимо отметить, ведь очень важна забота и почитание старших.

Основная идея народного предания

Финал сказки благополучный, что заставляет верить в идею победы добра над злом, во всемогущество любви, в нерушимость родственных кровных уз. История об умении благодарить, она воспитывает в подрастающем поколении доброжелательность, уважение к родителям, ответственность за собственные действия.

final_skazki_gusi-lebedi.jpg

Сюжетная линия во всех версиях сказки «Гуси-лебеди» одинакова, а детали пересказа могут быть различны в зависимости от региона. Это произведение относится к классу фольклора. Здесь присутствуют типичные мистические злодеи и другие основные персонажи из мира магии.

В народной сказке «Гуси-Лебеди» главная мысль в том, что доброта и храбрость всегда вознаграждаются. Ребёнок после ознакомления со сказочной историей о волшебных птицах понимает, что запреты папы и мамы необходимо исполнять, иначе быть беде, где спасаться придётся самостоятельно.

При анализе сказки конфликтов в художественном произведении два: внутренний и внешний. Внутренний: необходимость девочки меняться и расти над собой, что поможет преодолеть испытания. Внешний: противостояние добрых сил и сил зла, любящая семья и злая Баба Яга. Сказка — трансформация народной легенды. В этих произведениях фантастические герои находятся в невероятных ситуациях.

Главная функция народного творчества — воспитательная и развлекательная. Показываются нравственность и глубокая мудрость русских людей.

Народные предания сочинялись нашими мудрыми предками, длительно передавались устно из уст в уста от старшего поколения младшему, потому что письменность была составлена значительно позднее.

Нравственные уроки

Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.

sestrica_poela_plodov_yabloni.jpg

Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.

Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!

И в современном мире необходимо быть осмотрительным и ответственным, чтобы неприятности и невезение не похитили что-то ценное и значимое.


Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Продолжение после рекламы:

Развязка произведения

1489651.jpg

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема

: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея

: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказкитрадиционное : Зачин(Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная

, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться :«Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Технологическая
карта интегрированного занятия по развитию речи по русской народной сказке
«Гуси-Лебеди»

для
старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

·       
Образовательные области:


речевое развитие;


познавательное развитие;


социально-коммуникативное развитие;


художественно-эстетическое развитие;


физическое развитие.

·       
Тема занятия: «Чтение
фрагмента русской народной сказки Гуси-Лебеди»

·       
Возрастная группа: старший
дошкольный возраст (6-7 лет).

·       
Образовательный продукт: объяснение
идеи о том, что нужно помогать друг другу в трудную минуту.

·       
Цель: объяснение
идеи о том, что нужно помогать друг другу в трудную минуту посредством чтения
фрагмента сказки и проведения беседы по прочитанному и интерактивной ДИ.

·       
Задачи:

Обучающие:

дать
характеристику поведения персонажей сказки;

описать
причину поступков этих героев (почему герои помогали друг другу, почему
Баба-Яга мешала Маше спасти Ваню).

Развивающие:

Отвечать
на вопросы воспитателя полным предложением;

Использовать
новые слова в процессе беседы с воспитателем;

Грамотно
отвечать на вопросы.

Воспитательные:

Слушать
и слышать ответы сверстников, не перебивая других;

Договариваться
друг с другом в процессе выбора очередности для прохождения игры.

Игровые:

Правильно
выполнить задания ДИ;

Получить
как можно больше фишек.

Дидактические:

Закреплять
представления о содержании сказки посредством выполнения заданий ДИ с детьми
старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

·       
Словарная работа: кликала,
глядь, метнулись, кудель.

·       
Планируемый результат занятия:
воспитанники дали характеристику поведения героев сказки, описали причины
поступков этих героев. Воспитанники смогут отвечать полным предложением на
вопросы, использовать новые слова в процессе беседы с воспитателем, грамотно
отвечать на вопросы. Дети смогут договариваться друг с другом в процессе выбора
очередности для прохождения игры.

Дети
объяснили идею о том, что нужно помогать друг другу в трудную минуту
посредством чтения фрагмента сказки и проведения беседы по прочитанному и
выполнения заданий интерактивной ДИ.

·       
Подготовительная работа:
чтение русской народной сказки Гуси-Лебеди, рассматривание иллюстраций к
сказке, просмотр мультфильма, объяснение смысла слов в словарной работе,
подготовка конспекта к занятию, разработка ДИ, подготовка
наглядно-демонстрационного материала.

·       
Материалы и оборудование:
смарт борд, интерактивные кубы.

·       
Наглядно-демонстрационный материал:
иллюстрации к сказке, интерактивная ДИ.

·       
Раздаточный материал:
раскраски с героями сказки, цветные карандаши.

ХОД:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы и приемы

Планируемые результаты

Организационно
— мотивационный

Замотивировать
детей на предстоящую деятельность

Создать
проблемную ситуацию, организовать сюрпризный момент

Послушать
педагога, предложить варианты решения проблемной ситуации

Наглядные:
показ героя,

Словесные:
рассказ педагога, вопросы к детям

Дети
замотивированы предстоящей деятельностью

Основной

Аннотация

Родители
отправляются в город и наказывают дочке следить за младшим братом, но она не
уследила и его унесли Гуси Лебеди к Бабе-Яге. Маша отправляется на поиски
братца. На пути она встречается: печку, яблоню, и речку. Сначала она им не
помогает, но, когда она возвращается с Ваней от Бабы-Яги, она помогла этим
героям, и они ее спрятали от Гусей-Лебедей. Так брат и сестра вернулись домой
и встретили родителей.

Этап
постановки проблемы

Выдвинуть
вместе с детьми гипотезу: Нужно ли помогать нуждающимся в помощи: Да или нет?

Вместе
с детьми выдвигают гипотезу организует голосование с помощью интерактивных
кубов.


Беседует с воспитателем.


Вместе с педагогом выдвигают гипотезу.


Голосуют с помощью интерактивных кубов.

Словесные:
беседа, вопросы,

Практические:
вращение кубов

Выдвинули
гипотезу вместе с детьми, проголосовали с помощью интерактивных кубов.

Этап
ознакомления с материалом

 Прочитать
фрагмент русской нар. сказки «Гуси-Лебеди»

Активизировать
речевой аппарат детей.

Читает
фрагмент сказки проводит артикуляционную гимнастику.

Слушаю
и воспринимают чтение фрагмента сказки, выполняют движения артикуляционной
гимн. в соответствии с показом воспитателя.

Словесные:
чтение фрагмента сказки

Практические:
выполнение артик. гимн.

Прочитан
фрагмент сказки.

Выполнена
артик. гимн.

Этап
практического решения проблемы

Побеседовать
с детьми по содержанию фрагмента сказки.

Повысить
уровень работоспособности за счет проведения физкультминутки

Закрепление
представления о важности помощи в трудную минуту. (Д/И)

Снять
напряжение с глазных мышц.

Беседует
с детьми, задает вопросы, проводит выборочное и повторное чтение,
рассматривает иллюстрации к рассказу с детьми, проводит физкультминутку.

Напоминает
правила работы со смарт борд, объясняет правила игры, проводит Д/И, следит за
выполнением правил ДИ

Проводит
гимн. для глаз.

Слушают
воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают иллюстрации к
сказке, выполняют движения к физкультминутке в соответствии с текстом.

Вспоминают
правила техники безопасности при работе со смарт борд.

Осуществляет
игровую деятельность, выполняет движения гимн. для глаз.

Словесные:
беседа, вопросы к детям:

Кого
первого на пути спасения братца встретила Маша?

Что
она сделала?

Как
помела себя Маша с яблоней и речкой?

Кто
помог Маше в доме Бабы – Яги?

Что
сделала мышка?

Кто
отправился в погоню за Машей и Ваней?

Кто
спрятал героев от Гусей-Лебедей?

Почему
они это сделали?

Удалось
ли Маше и Ване Вернуться домой7

Словесные:
вопросы, напоминания, объяснения, оценка

Наглядные:
показ иллюстраций

Практические:
игра, физ. мин, гимн. для глаз.

Побеседовали
по содержанию сказки

Повысили
уровень работоспособности детей, снято напряжение с глазных мышц детей.

Выполнили
задания Д/И.

Ответили
на вопросы воспитателя в ходе беседы.

Рассмотрели
иллюстрации к сказке.

Заключительный

Осуществляет
рефлексивный анализ

Подводит
итоги проблемной ситуации – ее решение

Беседует
с воспитателем, отвечает на вопросы воспитателя.

Словесный:
вопросы к детям, беседа.

Наглядный:
показ героя (Маша).

Осуществлен
рефлексивный анализ.

  • Скромность пример из жизни сочинение
  • Скрупулезно или скурпулезно как правильно пишется слово
  • Скриптонит на английском как пишется
  • Скрудж макдак на английском как пишется
  • Скромняжка или скромняшка как правильно пишется