Г. Скребицкий. Рассказы о природе для детей. Произведения и биография
Список произведений
Пушок
Лесное эхо
Жаворонок
Сиротка
Кот Иваныч
День рождения
Воришка
Дружба
Чир Чирыч
Джек
Ушан
Барсучонок
Заботливая мамаша
Аистята
Белая шубка
Лесной голосок
Редкая гостья
Лесной прадедушка
Тетерюк
Смышлёные птицы
Маленький лесовод
Товарищи по охоте
В зимнюю стужу
Следопыты
Срочный пакет
Друг сердечный
Пропавший медведь
Зайчишке повезло
Митины друзья
На озере
За лисой
За селезнями
Неожиданное знакомство
Замечательный сторож
Старый блиндаж
Чудо техники
В зелёной корзиночке
Редкий снимок
Длинноносые рыболовы
Куйка
Голубой дворец
Трудное задание
Нежданный помощник
«Передышка»
Лесные переселенцы
Джек и Фрина
Носатик
Водяной
Смышлёный зверек
Лесной разбойник
Сластёна
Добро пожаловать!
Смышленый зверек
Кошка Машка
Звериная хитрость
Мать
Крылатый охотник
Медвежонок
Весна-художник
Счастливый Жучок
На пороге весны
Сказка о Весне
Зимой в колхозе
Загадочная находка
Длиннохвостые разбойники
Пороша
Речной волк
Тетеревиная косточка
Приворотное зелье
Дворняжка
Будь здоров!
Курочка камышница
На разливе
Подарок
Чему научила сказка
Синичка
Догадливая пичужка
Первый трофей
Скрипун-невидимка
Луговой петушок
Замечательный снимок
На гумне
Сорока
Соловьиная дудочка
Четыре художника
Резвый
Любитель песни
Домик на берёзе
Самый упрямый
Синица и соловей
Наседка
Лебеди
Бобки
Белочка-хлопотунья
Грач
Снеговик
Скворушка
Загадка
Приемыш
Воронуша
Весенняя песня
Галка
Белый кораблик
Здравствуй, весна!
На тетеревей
Колючая семейка
Страшная охота
Филюша
Домик в лесу
За волками
Читать рассказы других авторов
Георгий Алексеевич Скребицкий.Краткая биография и творчество
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские годы Скребицкого прошли в этом провинциальном городке, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.
В 1921 году Георгий Алексеевич Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он проработал пять лет, и эти годы стали для него отличной научной школой, ведь каждый год летом он выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении природной жизни животных.
Позже Георгий Алексеевич Скребицкий становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Здесь он стал кандидатом биологических наук (1937г.), и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Скребицкий много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время Скребицкий написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа.
Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства».
Уже первые сборники Скребицкого поставили его в ряд лучших детских писателей -натуралистов.
Творчество Г. Скребицкого
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще».
Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья». Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти. Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.
Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу.
Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
————————————————————
Рассказы Скребицкого о природе и
о животных.Читаем бесплатно онлайн
Читать рассказы других авторов
Просьба книги: научись меня читать!
1. Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
2. Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
3. Предположи, о чём я тебе расскажу.
4. Читай текст самостоятельно небольшими
частями, проверяй и уточняй свои предположения.
5. Подумай, почему у меня такое название.
6. Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Как работать с книгой:
1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
4 . Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
5. Читай только при хорошем освещении.
6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.
7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
Родителям на заметку!
Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах
1 класс
1 полугодие: 25 — 35 слов в минуту
2 полугодие: 35-45 слов в минуту
2 класс
1 полугодие: 45-55 слов в минуту
2 полугодие: 55-65 слов в минуту
3 класс
1 полугодие: 60-70 слов в минуту
2 полугодие: 80-90 слов в минуту
Как я читаю «Моя скорость чтения»
Измерь свою скорость чтения, закрась соответствующий квадрат
110 | |||
100 | |||
90 | |||
80 | |||
75 | |||
70 | |||
65 | |||
60 | |||
55 | |||
50 | |||
45 | |||
40 | |||
35 | |||
30 | |||
25 | |||
июнь | июль | август |
Ты можешь почитать:
-
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
-
Гайдар «Тимур и его команда»
-
Р. Кипплинг «Рики-тики-тави»
-
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
-
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
-
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
-
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
-
Х.К. Андерсен «Огниво»
-
Л.Толстой « Акула»
-
И
. Акимушкин «Кто без крыльев летает».
Желаю тебе удачи!
Читай каждый день и раскрашивай:
И ЮНЬ
ИЮЛЬ
А ВГУСТ
Я читал ____ дней!
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
ТЕСТ
1. Почему царь Дадон никак не мог отойти на покой?
А) Его всегда отвлекали набеги соседей
Б) Царь слишком любил сражения
В) Подданные бы решили, что он стал слаб
2. Как Царь решил свою проблему?
А) Расставил по всем сторонам своих советников
Б) Использовал колдовские чары
В) Позвал на помощь мудреца
3. Как петушок возвещал об опасности?
А) Переставал голосить и замолкал
Б) Спрыгивал со спицы и летал кругами
В) Кричал в ту сторону, откуда идет беда
4. Что насторожило людей, когда вновь пришла беда?
А) Что в сторону опасности уже дважды снаряжали рать и та не возвращалась
Б) Что раньше петушок не кричал так громко
В) Петушок голосил и улетал на неделю
5. Что предпринял царь Дадон на третий раз?
А)Отправился в поход с войском лично
Б) Ничего не предпринял и решил подождать
В) Выслал третьего сына и новую рать
6. Что нашел Дадон, когда привел войско в горы?
А) Лишь пустоту и горы
Б) Своих погибших сыновей
В) Рать вражескую
7. Что сделала с царем царица шамаханская?
А) Навела на не его рать войско шамаханское
Б) Потчевала царя неделю в своем шатре
В) Хитростью заманила в шатер и убила
8. Почему царь так просто доверился царице?
А) Он был очарован ее красотой
Б) Царь был слишком расстроен гибелью сыновей
В) Царица не представляла опасности
9. Что старый мудрец выбрал себе в награду за петушка?
А) Богатырского коня
Б) Шамаханскую царицу
В) Боярский чин
10. Как отплатил петушок за предательство царя?
А) Улетел, оставив царя в опасности
Б) Закричал, призвав беду на его голову
В) Клюнул его в темя, и тот упал замертво
ПОДБЕРИ ПОСЛОВИЦУ К СКАЗКЕ:
_______________________________________________
НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:
А. Гайдар «Тимур и его команда»
КРОССВОРД
по вертикали:
1. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура?
2. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов.
3. Как зовут помощника Квакина?
4. Как имя дяди Тимура?
5. Чем подавали сигнал для сбора команды на чердаке?
6. К кому поздно вечером спешила Женя в Москву?
по горизонтали:
1. Командный пункт Тимура?
2. Что хотела отправить Женя на почте?
3. Кто задержал Женю на чужой даче?
4. Учреждение, которое искала Женя,
когда сошла с поезда?
5. Как звали маленькую девочку
из команды Тимура?
6. Воинское звание Жениного папы?
Р. Кипплинг «Рики-тики-тави»
Напишите отзыв по опорным фразам (ОТВЕТЫ ДАВАЙ ПОЛНЫЕ, РАЗВЕРНУТЫЕ)
Я прочитал сказку__________________________________
________________________________________________
В ней говорится о __________________________________
________________________________________________
______________________________________
______________________________________
Основными героями являются_______________________
_______________________________________________
Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором
________________________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Особенно понравился мне эпизод, в котором _____________
________________________________________________
______________________________________
______________________________________
Главная мысль рассказа заключается в том, что __________
________________________________________________
______________________________________
Автор хотел сказать читателю _________________________
_________________________________________________
_______________________________________
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
Словарная работа.
Найти в словаре (интернете) слова и объяснить их лексическое значение.
Амфора — _________________________________
__________________________________________
Ворс – ____________________________________
Бахрома – __________________________________
__________________________________________
Заклинание – _______________________________
Закатив глаза – _____________________________
Покоиться – ________________________________
Стремительно рвануться – _____________________
НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Восстановите текст:
1. ______________, который понапрасну ________________ время, сам не замечает, как _______________________.
2. Лучше ______________ немножко _________________, чтобы потом его ____________________.
Собери пословицы из слов:
потехе | время | час | делу |
и | потеряешь | минутку | час |
час | упустишь | годом | не |
труда | того | и | не |
боится | лень | наверстаешь | |
потерял | кто | сторонится |
1)__________________________________________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________________________________________
4)__________________________________________________________________________________________________________
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Ответь на вопросы письменно:
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? __________________________________________
— Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев? _________________________________________________
— Жалко ли тебе зайчиху? Почему?______________________
_________________________________________________
— Как размещались зайцы на бревне?____________________
_________________________________________________
– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? ___________________________________________
— Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? ________________________________________________
— Какие слова он им сказал на прощанье? Почему?__________
__________________________________________________________________________________________________
— О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов?
__________________________________________________________________________________________________
НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Впиши пропущенные слова из текста сказки:
-
И жених сыскался ей
……. Елисей.
-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая …….. .
-
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь ……. .
-
Ей в приданое дано
Было ……. одно.
-
Ах ты, мерзкое ….
Это врешь ты мне назло!
-
Под сосной оставить там
На съедение ….. .
-
И приданое готово:
….. торговых городов
Да сто сорок теремов.
-
Царь с царицею простился
В путь — …… снарядился.
Объясни значение слов:
Очи — __________________
Ланиты — _______________
Персты — ________________
Чело — _________________
Уста — __________________
Х.К. Андерсен «Огниво»
Тест
-
Откуда возвращался солдат?
а) из плавания б) с войны в) с охоты
2. С кем встретился?
а) с Бабой-Ягой б) с ведьмой в) с Кикиморой
3. Что стояло посреди каждой комнаты?
а) сундук б) чемодан в) сумка
4. Чем набил карманы и ранец солдат?
а) серебром б) изумрудами в) золотом
5. Что сделал солдат с ведьмой?
а) отрубил ей голову б) бросил её в колодец в) отдал ей огниво и они разошлись
6. Кем стал солдат в конце сказки?
а) полковником б) министром в) королём
НАРИСУЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ:
Л.Толстой « Акула»
Составь план рассказа:
1._________________________
2._________________________
3._________________________
4._________________________
5._________________________
Из предложенных фразеологизмов выбери те, которые подходят к данному рассказу. Подчеркни их.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе выберите из перечисленных качеств. Подчеркни их.
сильный духом трусливый
мудрый мужественный
честный слабохарактерный
веселый опытный
беззащитный смелый
бывалый решительный
И. Акимушкин «Кто без крыльев летает».
КТО НОГАМИ СЛЫШИТ?
_____________________________________________________________________
КТО В КУКУШКИНЫХ СЛЁЗКАХ ЖИВЁТ?
______________________________________________________________________
У КОГО ДОМ ИЗ ВОЗДУХА?
______________________________________________________________________
КТО САМЫЙ ЗУБАСТЫЙ И КОГТИСТЫЙ?
______________________________________________________
У КОГО ЗУБЫ В ЖЕЛУДКЕ?
______________________________________________________________________
У КОГО ЯЗЫК ДЛИННЕЕ ТЕЛА?
______________________________________________________________________
КТО МЁРТВЫЙ КУСАЕТСЯ?
______________________________________________________________________
У КАКОЙ РЫБЫ ОБЕЗЬЯНИЙ ХВОСТ?
______________________________________________________________________
КТО НЫРЯЕТ ГЛУБЖЕ ВСЕХ?
______________________________________________________________________
У КОГО ГНЁЗДА ПИТАТЕЛЬНЫЕ?
______________________________________________________________________
КТО ПТИЧЬИМ МОЛОКОМ СЫТ?
______________________________________________________________________
КАКИЕ ПТИЦЫ ИНКУБАТОРЫ СТРОЯТ?
______________________________________________________________________
У КАКОЙ ПТИЦЫ НА КРЫЛЬЯХ КОГТИ?
______________________________________________________________________
У КАКОГО ЗВЕРЯ ПТИЧИЙ КЛЮВ?
______________________________________________________________________
У КОГО НОС, КАК ОГУРЕЦ?
______________________________________________________________________
КТО БЕГАЕТ БЫСТРЕЕ ВСЕХ?
______________________________________________________________________
У КОГО ГУБА ДО ЗЕМЛИ?
______________________________________________________________________
КТО БЕЗ КРЫЛЬЕВ ЛЕТАЕТ?
______________________________________________________________________
НАРИСУЙ ТО, ЧТО ТЕБЕ ПОНРАВИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО:
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Четыре художника» и их характеристика
- Зима. Предпочитает белый цвет.
- Весна. Любит зелень и цветы.
- Лето. Рисует сочными красками.
- Осень. Неунывающая, рисует золотым и красным.
- Солнышко. Судья в споре. Любит все картины.
План пересказа сказки «Четыре художника»
- Спор времен года
- Выбор судьи
- Рисунок зимы
- Рисунок весны
- Рисунок лета
- Рисунок осени
- Нерешенный спор
Кратчайшее содержание сказки «Четыре художника» для читательского дневника в 6 предложений
- Поспорили времена года, кто лучший художник.
- Позвали в судьи красное солнышко.
- Зима нарисовала все белым и любовалось солнце ее картиной.
- Весна украсила картину зеленью и цветами.
- Лето добавило сочных тонов, а осень смыла листья.
- И все картины понравились солнышку.
Главная мысль сказки «Четыре художника»
Каждое время года прекрасно по-своему.
Чему учит сказка «Четыре художника»
Сказка учит любить природу, учит любить всякое время года. Учит замечать красоту природы. Учит замечать изменения, которые происходят в живой и неживой природе. Учит наблюдательности.
Отзыв на сказку «Четыре художника»
Мне очень понравилась эта сказка, в которой автор сумел рассказать о всех изменениях, происходящих в природе при смене времен года. Он доказал, что каждое время года прекрасно, и нельзя выделять в качестве любимого какое-то одно. Я совершенно согласна с этим и буду любить осень и весну, зиму и лето одинаково.
Пословицы к сказке «Четыре художника»
Красна осень снопами, а весна цветами.
У каждого месяца свои порядки.
Зимой морозы, а летом грозы.
Лето работает на зиму, а зима на лето.
О вкусах не спорят.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Четыре художника»
Встретились раз четыре великих художника — зима, лето, осень и весна. Встретились и поспорили, кто лучше рисует. Спорили, спорили, при своем мнении остались.
Решили тогда в судьи красное солнышко позвать. Согласилось солнышко спор рассудить и стали художники рисовать, кто что может.
Зима натянула серые тучи, спрятала рисунок от солнца пока он готов не будет, и давай рисовать. Все белым снегом покрыла, зайцу белую шубку сделала, а лисе огненный хвост.
На деревья шубы и шапки накинула, покрывалом снежным укутала. По снегу следов раскидала. И получился зимний лес как живой. Белка пробежит, дятел застучит, гроздья рябины горят.
Убрала зима тучи, засверкали снега под лучами солнца, чудесная картина получилась. Несколько месяцев солнце на нее любовалось, налюбоваться не могло.
Но пришло время уступить место другому художнику. Взялась за дело весна. Тронула зеленью березки, на осины сережки повесила. Возле лужи россыпь цветов набросала. Белыми цветами черемуху украсила, потом яблони и груши. Повсюду травку зеленую нарисовала, цветы желтые калужницы.
И ожил лес. Отовсюду букашки и бабочки полетели, жуки-паучки вылезли. А птиц в лесу появилось видимо-невидимо. И для каждой весна свое гнездышко придумала. Зяблику нарост на сучке, иволге корзинку плетеную, рукавичку для ремеза.
А закончила картину весна молоденькими зайчатами.
Посмотрела солнце на картину, глаз оторвать не может. Месяц за месяцем любуется. Уже цветы с деревьев осыпались и весна свою картину узнавать перестала. Значит пора пришла другому живописцу место уступить.
Взялось за работу лето. Сочными красками расписало оно природу. Яркой зеленью леса и поля, синим озера и реки, развесило в садах румяные яблоки и груши. Под деревьями насадило лето грибов. В березняке подберезовики, в осиннике подосиновики. В тени поселила сыроежки и маслята, а на полянах мухоморы. В бору поселила боровик, красавец, всем на удивление. А вокруг него ягоды выросли — черника, брусника, а в оврагах малина, в которой медведица с медвежатами лакомится.
Торопится лето, много у нее работы. Поля желтыми колосьями пшеницы украсило, на лугах полевые цветы рассадило. Хороша картина получилась.
Выглянуло солнышко, любуется, месяц, другой, третий.
Но стала листва увядать и пришло время осени за работу взяться.
Взяла осень яркие краски и раскрасила березняки желтым, а осинники красным. Могучие дубы в медь одела. Липы золотой парчой нарядила. Только ели и сосны оставила зелеными.
Убрала осень с полей золотые снопа, а на лугах копны сена поставила. Потянулись над ними стаи перелетных птиц.
Ёжика осень под ворох сучьев загнала, барсука в нору спать уложила. Белочку научила грибы сушить, а сойку желуди прятать. Небо серыми тучами покрыла, убор листвы с деревьев смыла.
Невеселая получилась картина, но и в ней была своя прелесть.
Посмотрела на нее солнышко и заиграла картина новыми красками. Заблестели последние листья, синее стала река, просторнее дали.
Смотрит солнце на картину и вновь глаз отвести не может.
А голые ветки деревьев и кустов ждут когда за них новый художник примется — зима.
Так и трудятся по очереди зима, весна, лето и осень и не может солнышко решить, чья картина лучше. А значит не надо спорить, а пусть каждый в свою очередь рисует, а мы будем их картинами любоваться.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Четыре художника»
Сюжет — краткое содержание
Кот Иваныч любил проводить время дома, лежа на теплой лежанке.
Иваныч не любил ловить мышей, и те бегали прямо по дому, но кот любил охотиться в амбаре на крыс и таскал добычу в дом.
Иваныч очень любил рыбу и однажды забрался в аквариум, после чего аквариум стали закрывать.
Однажды Иваныч попытался достать из ведра раков, но рак укусил кота клешнями и Иваныч перепугался.
Ежик долго ругался на кота, но потом они стали вместе лакать молоко и после этого подружились.
Иваныч легко перенес переезд в новый дом, нашел для себя кровать и остался доволен новым местом.
Г. Скребицкий.Кот Иваныч
Кот Иваныч
Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки.
Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют — шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему словно по льду покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать на лежанку отправится.
Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть — хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.
Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится — мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.
Вообще Иваныч был очень ленивый кот, даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.
Как-то зовёт меня мама в кухню:
— Погляди-ка, что твой кот делает!
Гляжу — Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их — поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:
— Что же это такое делается!
А я и говорю:
— Как — что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.
Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.
Сидим мы у окна, вдруг видим — по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно — прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!»
Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.
С тех пор Иванычу житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту — сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собою и любуется.
Вот однажды играл он так — вдруг, откуда ни возьмись, две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять — и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу — и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.
Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко, прямо в воду, и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест. Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать.
Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за, водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч — на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.
С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.
Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.
Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал — и прямо в ведро лапой. Да вдруг как потянет назад! Глядим — за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым — третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: «Что за рыба такая?»
Тряхнул лапой, так все раки на пол посыпались, а сам Иваныч хвост трубой — и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!
Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.
Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча — он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.
После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.
Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим — из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.
Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.
С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.
За добрый нрав Иваныча мы все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он за нами, мама в магазин — и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.
Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой, на той же улице.
Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны.
Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл.
Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка — дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
Пословицы к произведению
Знает кошка, чье мясо съела.
Кот гладок, потому как поел, и на бок.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Загордился кот и с печи нейдет.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Кто главные герои и какова главная мысль рассказа «Кот Иваныч»?
Главные герои рассказа «Кот Иваныч»
Главная мысль рассказа «Кот Иваныч»
Георгий Скребицкий прославился именно как писатель натуралист — в центре внимания каждого его произведения живая природа. Рассказ «Кот Иваныч» тоже посвящен миру животных. Главный герой — домашний кот по кличке Иваныч. Автор описывает привычки и характер кота, реакции своего любимца на окружающий мир и встречи с представителями дикой природы и домашней живности.
О себе автор говорит вскользь, но можно понять, что он любит животных и держит дома настоящий маленький зоопарк. Так же в повествовании упоминается мать автора и близкий родственник — Сережа. Главной мыслью произведения можно считать призыв к тому, что бы быть внимательнее к зверям, тогда можно не прилагая особых усилий и не проявляя особой фантазии стать заслуженным писателем с рассказами «Пес Шарик», «Канарейка Желтая» и романом «Тараканы в кухне».
Главный герой рассказа Скребицкого — домашний кот Иваныч, который бывает ленивым и бездеятельным, но иногда он озорничает и охотится. Кот очень добродушный, поэтому благосклонно относится к мышатам и даже терпит щенка Бобку, когда тот его будит. Его дружелюбие проявляется ко всем обитателям дома: он любит и людей, и зверей. И даже колючий ежик со временем становится его другом.
В рассказе мы знакомимся с мамой, рассказчиком и его братом — все они второстепенные герои. Больше всего кот Иваныч любит маму, которая спокойно относится к проделкам домашнего любимца. А вообще кот предан всем членам семьи и часто бегает за ними, как собака.
Вспомним и животных, которые являются героями повествования. Щенок Бобка, две вороны, ежик, рыбы, рак, мышки и крысы — вот персонажи, с которыми взаимодействует кот в рассказе.
Главная мысль рассказа «Кот Иваныч» заключается в том, между людьми и животными должно быть взаимопонимание. У людей и у животных имеются свои достоинства и недостатки, но это не должно мешать их дружбе. Рассказ учит нас общению с животными и показывает нам, что животные так же крепко привязываются ко всем домашним обитателям, как и мы к ним.
Назовем главных героев рассказа Скребицкого «Кот Иваныч»:
- Кот Иваныч, большой и ленивый, очень добрый кот, который любил греться, любил охотиться на крыс и не любил раков
- Автор, который ходил на рыбалку
- Мама, которая ставила тесто и мыла Иваныча
- Ежик, который колол Иваныча, но потом подружился с ним.
- Раки, мыши, крысы, вороны, щенок.
Главная мысль этого рассказа в том, что все звери разные. Есть злые, а есть очень добродушные, такие, которым все кажется хорошим и все интересно. И еще одна мысль высказана самим автором в конце рассказа: не всегда коты оказываются привязаны к дому, иногда они привязываются к человеку.
Не любит ничего делать домашний кот лентяй и озорник по кличке Иваныч — главный герой рассказа. Однако он отличается добротой, он дружен со всеми животными в доме. И даже с ежиком, который своими колючками причинял ему боль, Иваныч подружился. Он обожает всех людей в доме, ходит по пятам за ними. Его любимое занятие -ходить на охоту и ловить крыс. Второстепенных героев несколько. Это автор- заядлый рыбак, заботливая мама, которая все прощает мяукающему домашнему питомцу. А еще в доме есть щенок по кличке Бобка, парочка ворон и даже раки.Для БВ. https://text.ru/anti plagiat/5b78b9370dc6f
В рассказе Скребицкого «Кот Иваныч» речь идет о домашних животных автора. В качестве главного героя выступает кот по кличке Иваныч. Его хозяин наблюдает за своим любимцем и постоянно «радует» его знакомствами с другими животными. Так появляются щенок Бобка, рыбки, еж, раки. Помимо себя автор упоминает в произведении Маму и Сережу — своего сына, или брата. Все близкие автора тоже любят Иваныча и замечают интересное поведение кота.
Главным героем в рассказе Скребицкого «Кот Иваныч» этот самый кот-мурлыка и является. Всё повествование строится вокруг него. Рассказ ведётся от лица хозяина кота, заядлого рыбака.
Мама автора, ведущая домашнее хозяйство.