Скошенная трава как пишется и почему

В марте 2018 г. стало известно о создании перспективного боевого лазерного комплекса, впоследствии получившего имя пересвет. на тот момент новая

Скошенная трава как пишется и почему

В марте 2018 г. стало известно о создании перспективного боевого лазерного комплекса, впоследствии получившего имя «Пересвет». На тот момент новая разработка существовала в виде реального образца и даже была передана в войска. В дальнейшем министерство обороны неоднократно раскрывало те или данные о новом боевом лазере, однако часть информации по-прежнему не подлежит публикации. Впрочем, и ограниченный объем доступных данных позволяет понять общие возможности и преимущества «Пересвета».

Раскрытие информации

В течение длительного времени оставалась неизвестной даже самая общая информация о «Пересвете». В частности, не публиковались служебные индексы и шифры опытно-конструкторской работы, а также не раскрывался разработчик комплекса. Подобная информация появилась лишь в этом году.

Так, в августе министр обороны Сергей Шойгу рассказал, что новый боевой лазер был создан силами ученых из г. Саров (Нижегородская область). Недавно появилась более точная информация. Издание «Известия» установило, что головным исполнителем работ был федеральный ядерный центр ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». Источником этой информации стали опубликованные судебные документы. Дело в том, что разработка лазера сталкивалась с определенными сложностями, и разбираться с ними пришлось арбитражному суду.

Название «Пересвет» было выбрано в ходе открытого голосования, в котором могли принять участие все желающие. Однако проект уже имел названия. В документах обнаружен индекс ГРАУ 14Ц034, свидетельствующий о принадлежности комплекса к стратегическим ядерным силам. Кроме того, приводится шифр ОКР – «Стужа-РН». Стартовала она в 2010 г.

Скошенная трава как пишется и почему

Любопытно, что информация о разработчике, индексы и названия даже сами по себе могут стать основой для различных оценок и предположений. Впрочем, они могут быть далеки от реального положения дел, а Минобороны пока не спешит подтверждать или опровергать циркулирующие версии.

Лазеры на службе

В марте 2018 г. сообщалось, что новый боевой лазер не только существует, но и поставляется в войска. Летом того же года Военно-космическая академия им. Можайского с участием предприятий оборонной промышленности подготовила первые расчеты для «Пересветов». К осени они прибыли в места постоянной дислокации и начали процессы слаживания.

В декабре 2018-го официально объявили, что «Пересвет» заступил на опытно-боевое дежурство. Расчеты комплексов освоили свою технику, отработали развертывание и боевое применение, и теперь готовы к несению службы и выполнению поставленных задач. Выполнялись ли учебные «стрельбы» по реальным целям – неизвестно.

Итоги опытно-боевого дежурства обсуждались в верхах в мае 2019 г. Через несколько месяцев начальник генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов рассказал, что «Пересветы» разворачиваются в позиционных районах подвижных грунтовых ракетных комплексов РВСН. Их задачей является прикрытие маневренных действий ПГРК. Вскоре министр обороны заявил, что «Пересветы» заступили на дежурство в пяти ракетных дивизиях.

Скошенная трава как пишется и почему

Информация о постепенном развертывании лазеров в войсках получала подтверждение «со стороны». В зарубежных СМИ неоднократно появлялись спутниковые снимки российских воинских частей, на которых присутствовали предполагаемые позиции для «Пересветов». Объекты были готовыми к эксплуатации или находились на разных стадиях строительства.

Боевые возможности

В течение длительного времени предназначение и функции комплекса «Пересвет» не раскрывались. В 2019 г. сообщили о его использовании для прикрытия ПГРК на маршрутах патрулирования, но круг угроз и способы противодействия им не уточнили. Впрочем, информация такого рода теперь доступна – ее приводят «Известия» со ссылкой на судебные документы.

Согласно материалам разбирательств, целью ОКР «Стужа-РН» являлось создание перебазируемого комплекса подавления оптико-электронных систем космических аппаратов. Иными словами, боевой лазер должен защищать ракетные комплексы от средств космической разведки потенциального противника.

Судя по габаритам и архитектуре, комплекс «Пересвет» отличается высокой мощностью и имеет дальность «стрельбы» лазерным лучом в сотни километров. За счет этого он способен «добивать» до спутников-разведчиков на орбитах в широком диапазоне высот. В зависимости от дальности до орбитальной цели, метеоусловий и других факторов, боевой лазер способен подавить оптику цели или нанести ей фатальные повреждения.

Скошенная трава как пишется и почему

В теории, такой комплекс может использоваться и против других систем разведки или средств нападения. Мощный лазер способен эффективно решать боевые задачи и в атмосфере. В таком случае ПГРК могут быть прикрыты от беспилотных летательных аппаратов, авиации и высокоточных вооружений разных классов. При этом ограниченная дальность до цели не приведет к большим потерям мощности, и лазер сможет поражать и разрушать не только оптику, но и элементы конструкции.

Технологии успеха

Техническая часть проекта «Стужа-РН» / «Пересвет» / 14Ц034 остается секретной. Основные особенности конструкции, тактико-технические характеристики и т.д. не раскрываются, однако это не мешает появлению различных версий и оценок неясной правдоподобности.

Очевидно, что атака орбитальных целей, даже с целью временного «ослепления» оптико-электронных систем, требует большой мощности излучателя – и соответствующих средств энергоснабжения. Еще после первого анонса «Пересвета» появилась версия о строительстве комплекса вокруг новейшего компактного ядерного реактора. За счет новых технологий и решений размеры и масса этого изделия сокращена, и его можно перевозить на полуприцепе вместе с другими средствами лазерного комплекса.

В контексте лазерных и атомных технологий «Известия» вспоминают актуальные разработки Института лазерно-физических исследований из состава РФЯЦ-ВНИИЭФ. Эта организация занимается темой т.н. реакторов-лазеров – интегрированных систем, включающих энергетические и излучающие компоненты. Такое устройство способно преобразовывать энергию атома в излучение практически напрямую. При этом имеется возможность создания систем, сочетающих малые габариты и значительную мощность.

Скошенная трава как пишется и почему

Ситуация проясняется

Существование перспективного боевого лазерного комплекса «Пересвет» раскрыли несколько лет назад, и в дальнейшем регулярно появлялись различные подробности. Значительная часть информации об этом оружии до сих пор не подлежит публикации, но и доступные сведения составляют достаточно подробную картину и позволяют делать выводы.

Опытно-конструкторская работа «Стужа-РН» успешно завершена, и комплекс «Пересвет» поступил в производство. Выпуск такой техники осуществляется единичными экземплярами, что, однако, достаточно для покрытия потребностей заказчика. К настоящему времени комплексы развернуты в нескольких дивизиях РВСН и осуществляют защиту ракетных комплексов на базах и на маршрутах патрулирования от наблюдения из космоса.

Очевидно, что «Пересвет» не останется в одиночестве, и в будущем появятся новые отечественные боевые лазеры. При разработке существующего комплекса использован целый ряд новых решений и технологий, которые обязательно найдут применение в новых проектах. Уже сообщалось о планах по созданию боевого лазера воздушного базирования, а также можно ожидать системы иного рода.

Таким образом, проект «Пересвет» / «Стужа-РН» / 14Ц034 успешно справился с поставленными задачами, и на вооружение РВСН поступило еще одно средство защиты ракетных комплексов на боевом дежурстве. Часть возможностей лазерного комплекса уже известна, тогда как прочие данные пока остаются закрытыми. Впрочем, секретность не мешает полноценному боевому дежурству, и «Пересвет» делает свой вклад в возможности РВСН.

Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны РФ

трава

К чему снится трава

Трава снится во сне, согласно сонникам, к прибыльным сделкам, хорошему предложению в работе, повышению и зажиточной жизни. Приснилась сухая, желтая трава — дурной знак, болезни и трудности, проблемы. Видеть во сне зеленый луг с местами пожухлой травой — знак препятствий делах или заболевания. Согласно соннику Миллера сочная трава во сне — знак богатства для предпринимателей, процветания, успеха и славы для творческих личностей.

К чему снится Трава по соннику Миллера

К чему снится Трава во сне?

Это очень благоприятный сон. Он обещает счастье и процветание людям, занимающимся торговлей, быстрое накопление благосостояния; славу труженикам пера и театра, а также безопасное плавание по беспокойному морю любви всем влюбленным.

Видеть массивную гору за зеленым лугом – к отдаленным трудностям.

Если при прогулке по зеленому лугу вы видите сухую траву, то заболеете или столкнетесь с затруднениями в деловой сфере.

Идеален сон, в котором на траве нет мусора или изъяна. Дурной сон о сухой траве.

Сон о травах также сулит обременительные заботы, однако в результате вы будете отблагодарены.

Ядовитые травы предупреждают о врагах.

Полезные травы — к уверенности в деловой сфере и теплым дружеским отношениям.

Сон с Травой по Лунному соннику

Трава во сне что значит:

Трава зеленая – Здоровье.

Трава: сонник Цветкова

Как толкует сонник Трава?

Трава означает – Препятствие; зелёная — надежда.

К чему снятся Рулоны травы: Детский сонник

Увидеть Траву во сне, что это значит

Трава – Тебе предоставится возможность хорошо отдохнуть.

Украинский сонник: Трава

К чему снятся во сне Травы

Во сне трава – люди. Зеленая трава — к счастью, успех. Косить траву – большие хлопоты.

Толкование Универсального сонника

Интерпретация Травы

Видеть во сне траву, может быть связано с прошлым, с сожалением и надеждой на возрождение.

Трава // сонник М.Федоровской

Значение сна про Покос

Трава – Особенно вязкая, оплетающая ноги. Зеленая трава, зеленый луг (может просто служить знаком того, что душа сновидца попадает в потусторонний мир).

Что значит Трава по соннику Странника

Толкование Травы из вашего сна

Трава – Ожидание и надежда; высокая трава – трудности; зелёная, красивая – благополучие; есть, жевать – разочарование.

Что предсказывает Трава по соннику мисс Хассе

Трава – Видеть во сне – берегись обмана; косить – благополучие твое возрастет; лежать на прекрасной сочной траве – начало милых отношений. Высохшую – плохое самочувствие и слабость.

Трава по соннику А.Тихомирова

Видеть сон про Траву, что это значит?

Трава (луг) – Трава символизирует жизненную энергию, здоровье. Зеленая трава – здоровье, успех, вдохновение. Сухая, коричневая трава – тяжелая безуспешная работа, болезнь.

Увидеть Траву во сне: Исламский сонник

Травой любоваться, что означает для сновидца

Трава – Видеть во сне зеленую траву предзнаменует радость,исполнение желаний и надежд, а больному предвещает выздоровление;траву увядшую видеть предвещает болезнь;траву скошенную видеть больному знаменует смерть, а здоровому неудачу в его делах.

Эзотерический сонник: Трава

Трава – Высокая, зеленая – впереди удачный период. Сухая трава – может подвести здоровье, обратите внимание на желудок. Скошенная трава – если косили вы, что чья-то смерть, возможно, скоропостижная, если кто-то косил – смерть подстерегает вас.

Трава // Старинный французский сонник

Трава во сне видеть

Трава – это предостережение против предательства мнимых друзей. Зелень (салат, щавель и пр.) — к затруднениям в делах, которые принесут вам множество страданий. Если во сне вы ели траву, — вас ожидают бедность и болезни. Сухая трава — сулит, что вы понесете большие потери.

К чему снится Трава // Малый Велесов сонник

Трава (см Луг) – Люди // препятствия; ходить по ней – друг предаст, трудности; скошенная на покосе – смерть, неудача; зеленая – хорошо, здоровье, радость, надежда, счастье, успех, перемены в жизни; увядшая – болезнь, бедность; собирать – бедность; косить – большие хлопоты, смерть.

Толкование сна Трава Большим сонником Натальи Степановой

К чему снится женщине Трава

Свежая, зеленая трава во сне – очень благоприятный знак, предвещающий счастливую, хорошо обеспеченную жизнь. Коммерсантам она пророчит быстрый рост благосостояния, литераторам и артистам – славу, влюбленным – безопасное путешествие по безбрежному океану любви. Видеть во сне горы, возвышающиеся над зелеными равнинами, — знак надвигающейся опасности. Засохшая, выгоревшая на солнце трава сулит огорчения, плохое самочувствие или затруднения в делах.

Трава в соннике для всей семьи Е.Даниловой

Видеть Траву, как разгадать символику сна

Трава – Если во сне вы ходите, лежите, сидите на зеленой, сочной траве, то это предвещает вам успех и удачу в делах, на работе. Значит, под вашими ногами «почва», которую не поколебать, то есть то, что вы делали до этого времени, послужит той основой, которая обеспечит ваше благосостояние в будущем.

Если же трава в вашем сне пожелтела, засохла, поникла, то вас ожидают затруднения в делах или проблемы со здоровьем. Чем больше пространство, которое вы видите, заполнено пожухлой травой, тем серьезней и опасней ожидающая вас неприятность. Если во сне вы топчете, вытаптываете траву, или следом за вами она засыхает, то вам необходимо переосмыслить свою жизнь, свои поступки. Возможно, вы поступаете не совсем правильно, что может привести к нежелательным результатам.

Если вы увидели во сне какую-то лекарственную траву (мяту, зверобой, мать-и-мачеху или какую-нибудь другую), проснувшись, постарайтесь сконцентрироваться и хорошо запомнить внешний вид травки, если она вам незнакома, или то, как она называется. Вероятно, ваш организм болен или ослаблен и если вы начнете употреблять отвар из этой травы, то убережетесь от серьезного заболевания.

Трава // сонник Эзопа

Аллегории про Травы

Видеть во сне траву – это может быть связано с прошлым, с надеждой на возрождение, с сожалением или отречением. Видеть во сне, как трава пробивается сквозь бетон, – к не угасающей надежде, которая оправдается. Видеть человека, который ползает на коленях и что-то ищет в траве, – вы чрезмерно любопытны, и это причинит вам много неудобств.

Видеть во сне человека, который проходит по траве, и она вянет прямо на глазах – в вашем окружении есть эгоистичный человек, который осложняет жизнь всем и вам в частности, будьте честными и не бойтесь сказать правду. Любоваться блеском травы и чувствовать, что на ощупь она шелковая, – к усталости и желании сменить обстановку; к воспоминаниям.

Тропка заросла травой – встреча с давним знакомым; воскрешение событий прошлого; изменение взгляда на жизнь. Видеть могилу, заросшую травой, – к проблемам с родителями, старшими членами семьи. Косить траву – к прибыли, достатку, хлопотам.

Кормить животное травой – поиск надежного друга, желание завоевать доверие хорошего человека; к объяснению в любви, откровенному разговору. Собирать лекарственную траву – ломать голову над многолетней проблемой, искать нетрадиционный способ решения.

К чему снится Трава по толкователю снов по Н. Степановой

Для рожденных с января по апрель:

Трава – К потере сил.

Для рожденных с мая по август:

Трава – К скуке.

Для рожденных с сентября по декабрь:

Трава – Состояние ваше будет такое, что вам захочется на все наплевать.

© Фото: ru.depositphotos.com

❄❄❄Lena❄❄❄

❄❄❄Lena❄❄❄

Какой запах для вас самый неприятный или странный и какой самый вкусный, который хотелось бы вдыхать до бесконечности?
запах
бесконечность

Ответы

Просто А...

Просто А…

Запахи существуют вне зависимости от нашего восприятия. Нравятся они нам или нет — они — ЕСТЬ! Наши восприятия или реакции на них, самих запахов не «волнуют».. Да мне не приятен сероводород или нашатырный спирт. Приятен запах смолы хвойных деревьев. Но.. это не значит, что я буду избегать в этой жизни одних и предаваться другим до умопомрачения. Всему своё место и время…

Валентина Пашина

Валентина Пашина

Самый вкусный запах — запах хлеба, который печется в печи. Я в деревне вечером специально выходила на крылечко посидеть и повдыхать аромат пекущегося хлеба, пекарня была рядом с моим домом. Долго сидела и надышаться никак не могла. Это самый вкусный аромат. А самый неприятный — это запах от людей бичей. Как залезут в автобус, мама родная!

Елена Бажан

Елена Бажан

«Шерсть дыбом» от запаха дешевого (типа махорки) табака и алкогольного перегара. А душа ликует от запаха белья, высушенного на морозе, запаха земли (когда копают картошку), ванили, кофе, бани с пихтовым (можно и березовым) веником, …. ой, много чего ещё, в детстве обожала запах бензина ?. А парфюмы люблю с водными нотками (запах свежести).

VV

Vikentij Vi

Поймал себя на том что нюхнув ландыш не могу оторваться, никак не надышусь, а вот есть у меня кактус который цветёт по моему раз в пять лет и распускает неимоверно сказочной красоты цветок, так он воняет что аж рыгать хочется, из за этого в момент цветения он стоит на балконе…

VV

Vikentij Vi

Ну это в основном зайки, кролики, а фазаны здесь пасутся, эти козлы беженцы выкидывают пакеты с мусором особенно которые высоко живут , вот зверушки и подъедают если успевают потому, что службы это всё быстро убирают чтобы чисто было.

❄❄❄Lena❄❄❄

❄❄❄Lena❄❄❄

Я так и подумала, что их прикармливают. Главное чтоб медведи не шастали

Иван Иванович

Иван Иванович

Страдаю от всех запахов, которыми насыщены сейчас многие продукты, для привлекательности. Эти запахи очень ярко выражены, искусственные. Особенно это видно в детских ( всевозможных) лакомств и сладостей. Самый лучший запах, это запах чистого тела, после русской бани.

Виктор Соловьев

Виктор Соловьев

Однажы в Мае я шел по лесной тропинке и вышел на сопку.Голубое небо заснеженные горы под ногами первоцвет..и меня стали заливать густыми цветочными + таежными ароматами настолько обильно что поднимал голову все выше и выше боясь задохнуться. -Это не забывается..)))

Elena.....

Elena…..

Актуальный вопрос в эпидемию ковида)) для меня самый неприятный запах стал запах лука чуть полежавшего. Так как теперь все биологические запах я слышу именно так. Пусть то запах пота, сырого мяса или травы после дождя- для меня все пахнет одинаково луком.

❄❄❄Lena❄❄❄

❄❄❄Lena❄❄❄

А я запах курева ощущала везде, когда болела, даже на улице, где никого и не было

Elena.....

Elena…..

На данный момент я хоть приятные запахи не биологические чувствую поэтому запах духов любимых готова вдыхать до бесконечности) например Tom Ford вишня

❄❄❄Lena❄❄❄

❄❄❄Lena❄❄❄

Спасибо, я как раз аромат ищу, попробую почитать про него, А потом может и понюхать доведется

Kapitan Nemo

Kapitan Nemo

Лимфа-это Сквирт…влага выделяющаяся из влагалища

Kapitan Nemo

Kapitan Nemo

Ну а вдруг не правильно поймете….Потом подумаете что я гинеколог с малым стажем опыта??

Kapitan Nemo

Kapitan Nemo

Неее….таким некогда не был ….Вампиром никогда не был…?

ИИ

Ирина Ирина

Не люблю запах газа.а люблю как пахнет море, скошенная трава и свежеиспечённый хлеб Ещё люблю как пахнет кофе настоящий молотый .свежий огурчик с грядки .Зимой люблю запах апельсина и ёлки..Ещё люблю как пахнет воздух после грозы летом.

Андрей Григорьев

Андрей Григорьев

Трупный однозначно неприятный. А до бесконечности любой надоест. Свежескошенная трава, земляника, окалина с кующегося клинка, жарящееся мясо и горячая кровь врага…. все хорошо в меру) Вот любимая женщина не надоест никогда

СР

Сергей Рожков

запах женщины Пузатый чайник знаменит В любое время года, Особенно когда стоит Неважная погода. Пых-пых, горячий вкусный чай Разгонит скуку и печаль. Он — с медом, он — с вареньем, С чудесным настроением! Удачного дня!

Al

Alexc

я не только био-химик по образованию, но и не раз бывал в прозекторских — так что о неприятном не стану писать.
а вот один из приятнейших (хоть и не до бесконечности) — аромат цветущего миндаля

Владимир Кириллов

Владимир Кириллов

Самый гадкий — запах варёных яиц. Такое ощущение, что у всего вагона внезапно случился метеоризм. Раньше я мог выйти в тамбур и покурить… Кстати: запах табака для меня, как Шанель номер пять.

Почти Как Ангел

Почти Как Ангел

дддда,, странные вкусовые качества,,но про запах сероводорода согласно) неприятный

Михаил Александров

Михаил Александров

Ну хоть не до бесконечности. Мне нравится запах цветущей рябины весной. А ещё нравится как пахнет сухая полынь осенью. Есть какой то вид полыни, его запах не такой резкий, чуть чуть мятный.

❄❄❄Lena❄❄❄

❄❄❄Lena❄❄❄

А что запах рябины что то не чувствую, А вот цветущей калины да -очень даже ничего, зато ягоды калины ужасно пахнут

❄️Щедривка❄️

❄️Щедривка❄️

Даже сразу невозможно так ответить. В детстве нравился запах мамы. Именно аромат её тела. Когда выросла и родила дочь, я постоянно её нюхала. Аромат новорожденных ни с чем не сравним. …

Yura Vasilev

Yura Vasilev

Я ВСПОМИНАЮ ИНОГДА СВОЁ ДЕТСТВО ! И В МАГАЗИН ПРИВОЗИЛИ, МАРМЕЛАД! ВЕСОВОЙ, ТАК ВОТ? ЭТОТ ВКУС ДО СИХ ПОР, Я ВСПОМИНАЮ? А ТЕПЕРЬ ЭТО ВСЁ ИСТОРИЯ И МАРМЕЛАД, ДРУГОЙ? И И ВСЁ ТОЖЕ ДРУГОЕ.

Yura Vasilev

Yura Vasilev

ЭТО ВЕРНО? ЕЩЁ ИЗ ДЕТСТВА! ШОКОЛАДНОЕ МАСЛО! ПРИВОЗИЛИ, ТА КОГДА ФАСОВАЛИ ? ТАКОЙ АРОМАТ ШОКОЛАДА, БЫЛО! НА ВЕСЬ МАГАЗИН.

Леонид 獅子急 Шестаков

Леонид 獅子急 Шестаков

неприятен запах немытого тела, заглушённый парфюмом… а приятных запахов множество…и запах маленького ребёнка, духов любимой женщины, свежих огурцов, помидоров, выпечки, кофе…

Наталья Мельник

Наталья Мельник

Неприятен запах ношенных мужских носков ,висящих на батарее.Вообще непонятно,почему мужчины сушат грязные носки,а не постирают их.А самый вкусный запах у духов Dolce Gabbana

ВР

Виталий Рогов

Запах тухлых яиц и гнилого мяса. Самый вкусный? -запах южных фруктов, мичуринских яблок и свежевыпеченного ржаного хлеба,Парфюмерный? -запах духов «Красная Москва.

❄❄❄Lena❄❄❄

❄❄❄Lena❄❄❄

О, после ваших слов и я вспомнила термоядерный запах Красной Москвы…))

Автор телеграм-канала «Экологиня» Елизавета Юсуповская рассказала, почему три года вела блог анонимно, а сейчас решила стать публичным спикером. Как меняется эко-повестка в медиа и как поддерживать интерес аудитории


— «Экологиня» с момента своего создания был анонимным телеграм-каналом, имя Елизаветы Юсуповской никогда не фигурировало. Сейчас фокус смещается в сторону публичности. С чем это связано?

— Я три года веду канал как анонимный автор, и у меня всегда была четкая позиция: не хочу становиться блогером и публичным лицом, чтобы контент в канале напрямую ассоциировался со мной. Сейчас я поняла, что проекту нужно дать рост и расширить тематику. В ближайшее время начну публиковать от имени Лизы, а не от анонимного собирательного — Экологини, рассказывать больше про свою жизнь, брать интервью у людей, которые меня интересуют, участвовать в мероприятиях, читать лекции.

— То есть в планах больше уйти в блогерство?

— Телеграм-канал — это тоже блог, не важно, кто за ним стоит. Там всегда было мое личное я, всегда высказывалось мое мнение. Но еще в первые годы, когда я начинала вести канал, многие мои коллеги по цеху, авторы других каналов, мне говорили, что экология — это такая тема, где очень важно лицо.

Чтобы вовлечь людей, зажечь их, принести какую-то гуманистическую идею, нужно показывать пример. И люди в первую очередь из симпатии к автору берут с него пример.

А я все-таки долгое время вела блог анонимно, несмотря на то, что там фигурировали моя позиция, личные местоимения и прочее, это больше был новостной паблик без моего личного присутствия. А сейчас я говорю: «Привет, я Лиза, я люблю экологию, но я не идеальный человек. Я иногда пью кофе из пластикового стаканчика, не могу читать книги в электронном формате, а значит ради моего удовольствия вырубаются деревья».

Фото:Hector Vivas / Getty Images

— Почему тогда решились на деанонимизацию?

— Раньше я этого боялась, потому была некая концепция, что человек, который стоит за темой, должен быть идеальным образцом для подражания. Потому что если у тебя есть аудитория, ты несешь перед ней ответственность. И помимо людей, которые с тобой согласны, есть еще люди, которые с тобой не согласны. И за каждый пластиковый стаканчик будут писать тебе ехидный комментарий. Мне не хотелось сталкиваться с негативной реакцией в свою сторону, потому что я видела, как многих эко-блогеров в инстаграме она морально дестабилизирует.

А сейчас я решила, что это может быть плюсом, потому что лично мне приятнее смотреть на живых людей, которые ошибаются, делают что-то не так, чего-то не знают. С них проще брать пример, они ближе мне как ролевые модели, потому что они живые.

Сейчас тема экологии в повестке. Это можно видеть по количеству магазинов, брендов, рекламных компаний. И у людей возникает усталость от постоянного экологического инфошума о том, что планете осталось недолго, мы утопаем в мусоре. Появляется тревожность и выгорание, потому что человек думает: я так стараюсь, сортирую мусор, а мне все равно отовсюду говорят, что мы умрем. Это классно, если человек взял многоразовый стаканчик и сортирует мусор, но это также нормально, если он в один день выбросит свою бутылку просто в общий бак или купит себе не экологичную толстовку, и она его порадует.

Экологичные привычки Лизы Юсуповской:

  • Я варю варенье. Мне нравится готовить еду, делать закрутки, засушивать инжир. У меня, как у бабушки в квартире, есть гирлянды с травами и фруктами и банки в холодильнике.
  • Я не люблю секонд-хенды. Эта привычка у меня не прижилась, поскольку в секонд-хенде сложно найти одежду по размеру, но есть большой соблазн купить, потому что это дешево. А потом ты это не носишь. Я сторонник того, чтобы влюбиться в какую-то вещь, купить ее и не искать потом альтернатив. Я за локальное потребление, поддерживаю российских дизайнеров, предпочитаю хендмейд или «Авито», если мне нужно что-то из масс маркета.
  • Люблю делать очищающие жидкости для дома, потому что сода и уксус — наши лучшие друзья.
  • Раздаю книги друзьям или отдаю в буккроссинг. Если я читаю книгу в путешествии, я оставляю ее там, подписываю, отмечаю страницы, которые мне полюбились, и отправляю ее в великое путешествие.
  • С одеждой у меня есть ритуал — отправление ее в мир «Авито». Раз в несколько месяцев я перебираю свой гардероб и смотрю, что я не ношу, на что положили глаз подруги и уже не жалко отдать им, что можно продать, а что — обрезать, перешить и начать заново наслаждаться этой вещью.
  • Так же с упаковкой. Можно отложить ее до Нового года и упаковывать в нее подарки. Забавно, когда отложил оберточную бумагу, подарил в ней что-то друзьям, а на следующий год в этой же обертке или пакете тебе возвращается обратно подарок. Даже упаковка может жить 5–7 циклов до того, как будет сдана на переработку.

— Как появилась идея вести эко-блог?

— Все просто, я — книжный редактор. Работать с текстом, писать, выражать мысль через текст для меня всегда было одним из самых интересных занятий. В какой-то момент появились первые эко-блогеры, и меня захватила эта тема на эстетике. Мне понравилось смотреть на макароны в баночках. Что можно не покупать пакетированный чай, а собирать какие-то листики летом и засушивать. Что можно носить с собой такой классный аксессуар как многоразовая чашка и гораздо более атмосферно пить кофе. А потом я постепенно перешла к идейности, когда узнала про Тихоокеанское мусорное пятно, вымирание китов и косаток от человеческого промысла.

Я подумала, что можно совместить два в одном: оттачивать свое писательское мастерство и нести идею в мир, что экология — это здорово и весело. Я начинала со своих друзей, ввязывалась в перепалки на тему того, как одна стеклянная или металлическая трубочка может повлиять на мировую экологию. Когда поняла, что людям это интересно, что они тоже заряжаются этой темой, поставила себе задачу — просто писать для себя, регулярно копаться в теме, находить что-то новое и освещать это событие. На канал начали подписываться люди. Мне стало интересно, я начала развивать это дело и взяла несколько рекламных публикаций в соседних блогах. И все настолько хорошо пошло, давало такое удовольствие, люди с таким воодушевлением это воспринимают, что меня затянуло очень надолго.

Меня всегда подстегивала мысль, что блог растет, там становится больше людей. Если кому-то уже стало скучно и он перегорел, то появляется новый человек, который впервые вообще слышит, что биоразлагаемый пластик на самом деле никак не разлагается, и приходит от этого в ужас. И я вспоминаю, как сама пришла в ужас, когда впервые это услышала.

Фото:Griffin Wooldridge / Unsplash

Когда мне интересно, я могу зарядить аудиторию. Посмотрите, там еще не все изведано. Есть не только zero waste и сортировка, а еще киты, пираты и Джастин Бибер с пластиковыми стаканчиками.

— В чем заключается мастерство ведения эко-блога, как находить новые темы?

— Информацию я стараюсь брать отовсюду. Читаю про экологию все, что мне встречается в интернете, на улицах, в сплетнях друзей. Стараюсь это верифицировать. Если мне интересно — я об этом напишу. Смотрю российские и зарубежные СМИ. Я правда считаю, что надо иногда освещать меры господдержки, потому что существует миф, что Германия, Швеция — очень экологичные страны, у них уже все налажено, государство для них все сделало, и поэтому они живут припеваючи и сортируют. А у нас ничего такого не происходит, мы бедные и будем ждать когда до нас это доберется. А ждать ничего не нужно, потому что уже многое делается.Я — не эколог, я — интересующийся человек, и глубоко лезть в научную тему не могу. Я доверяю это дело профессионалам и выкорчевываю из того, что они пишут, самое интересное. Смотрю, может эта тема еще кем-то освещалась, а может есть альтернативное мнение или уже вышло опровержение.

Иногда в Instagram что-то попадается. Мне очень нравится находить мемы с модернизированными демотиваторами. «А вы знали, что китайцы вырубают наш лес?». Я начинаю проверять, потому в таких мемах по большей части либо неправдивая информация, либо она как-то однобоко подана. Там есть к чему прицепиться. И иногда занимаюсь разоблачением таких картинок. Да, китайцы вырубают наш лес, но это только одна сторона ситуации, русские тоже прекрасно вырубают лес.

Фото:Angela Benito

— Значит, фактчекинг и юмор очень важны для блога. Какие еще приемы можно использовать, чтобы вызвать интерес широкой аудитории?

— Новости о животных — вот это всегда хорошо. Теории заговоров. И если получится сделать какое-то разоблачение, то это вообще просто потрясающе. Такое всегда интересно тем, кто с экологией даже особо не соприкасается.

Сейчас главное не сосредотачиваться на том, что экология — это только реформы, сортировка, вторичное потребление и грязный воздух. Если брать самое широкое понятие экологии в принципе — симбиоз природы и человека — то можно найти гораздо больше интересных тем.

От одной сортировки очень быстро устаешь. Все об этом пишут, очень много инструкций, очень много повторяющейся информации. И тут хочется иногда что-то уникальное находить, а потом уже привязывать это к экологии с той точки зрения, что вот он мир, в котором мы живем, посмотрите какой он классный. И если вы хотите ему чем-то помочь, то вот вам корзинка для сортировки.

Мы же не только ради чистого воздуха, чистой воды и отсутствия мусора живем. Вот эти вещи у большей части населения эмоций не вызывают. Исследования показывают, что проблемы воздуха и вырубки лесов больше волнуют жителей Сибири, потому что там много промышленных предприятий, и там люди видят из окна, как этот лес вырубается. Для них это страшно, и они понимают суть этой проблемы.

А жителю Москвы кажется, что в принципе чисто и воздух нормальный, в какой-то момент становится непонятно, а что с экологией не так.

А если рассказать про историю с косатками или про экологическую катастрофу на Камчатке, то ты видишь, сколько в мире всего прекрасного, ты можешь получить к этому доступ, а у тебя могут это отнять. И тогда сортировка приобретает какой-то смысл. Мне нравится формулировка «сохранить планету», потому что она даже самому маленькому действию придает глобальный смысл. И мы все становимся такими немножко героями. Потому что классно, когда мы делаем маленькое дело во имя большой цели. И большую цель нужно людям регулярно показывать.

Гринвошинг и спекуляция на экологических темах присутствует и у эко-блогеров. Можно ли с этим как-то бороться?

— Гринвошинг — очень сложная тема. Потому сейчас гринвошингом можно назвать практически все, но в экологии нет черного и белого. Например, электромобили. В какой-то момент все начали говорить, что это — идеальная альтернатива обычному автомобилю. Да, электромобиль лучше для экологии, потому что не загрязняет ту улицу, по которой едет. Но он будет загрязнять природу в том месте, где стоит электростанция, производящая для него батареи. И он будет еще больше загрязнять окружающую среду, когда умрет и его надо будет как-то утилизировать, потому что это практически невозможно сделать. Получается, что человек, который топит за электромобили, в какой-то мере занимается гринвошингом. Можно ли его в этом обвинить? И да, и нет, смотря какая у него цель.

А каждый раз к любой информации делать сноску бессмысленно, потому что цель — призвать к действию. Если ты сразу будешь его обесценивать, то и побуждение к этому действию будет слабее.

В экологии очень много переворачивания фактов и всяких нагнетающих фраз: «планета умирает», «экологическая катастрофа», «климатический кризис». Это все полуправда. Но это делается для того, чтобы как-то обозначить цель и критичность проблемы.

К гринвошингу я отношусь плохо, когда там нет вот этой полуправды. Но я прекрасно понимаю, как работает маркетинг и экологическая пропаганда, где-то это действительно нужно. Не убедить человека, не сгустив краски. Все периодически пользуются этим приемом. Но тут надо самому человеку некий скепсис воспитывать в себе и экологическую образованность, чтобы разобраться в полутонах сгущения красок.

— Есть ли в блоге «Экологиня» внутренняя цензура?

— Внутренней цензуры у меня нет. Я не так много пишу про секс. Я понимаю, что разная аудитория подписана на канал, и кого-то можно этой темой отпугнуть. Если я пишу о жестоком отношении к животным или об охоте, я предупреждаю от этом, либо стараюсь подобрать более нейтральные изображения. Я стараюсь не уходить в радикальную историю. Я считаю, что это продуктивно, но для меньшего количества людей. А мне бы хотелось показать, что экология доступна всем. Я не высказываюсь по поводу религии и политики в общем, если там не экологической составляющей. Я могу про это поговорить в жизни. А в эко-блоге хочу говорить про экологию.

— Со временем в любом, даже самом интересном проекте может случиться выгорание. Что придает сил не останавливаться и развивать блог?

— Были моменты, когда было тяжело. Я даже просила аудиторию написать пару приятных слов, что им это важно и интересно. Это такой лайфхак, чтобы зарядиться и понять, что ты все правильно делаешь.

«Глобальное потепление — это выгорание миллениалов». Это моя любимая шутка про выгорание.

Мне очень нравится, когда читатели скидывают фотографии: посмотрите, я убрал двор, или почистил пляж, или цветочки посадил рядом с домом. Телеграм-канал — не очень двусторонняя площадка, скорее односторонняя. Поэтому когда человек добирается до того, чтобы мне написать, это вдвойне приятно. Очень классно, знакомясь с человеком, узнать, что он подписан на «Экологиню». Бывало так, что на работе я прохожу мимо стола, а человек канал листает. Это дополнительный стимул, чтобы заниматься моим делом.

Сколько времени занимает этот проект?

— Где-то час в день, разрозненно по дню — 15 минут тут, 10 минут там. Я уже привыкла, это моя ежедневная рутина.

Получается зарабатывать на канале?

— Сейчас я начала немного зарабатывать. Это не такие большие деньги. Но это всегда приятно, когда ко мне обращаются бренды, которыми я пользуюсь сама, им доверяю и обращаюсь к ним без какого-либо запроса. Деньги в какой-то мере являются физическим доказательством того, что у тебя все получается, это тоже мотивация.

Переход к публичности означает, что проекту нужно будет уделять больше времени?

— Я хочу участвовать в мероприятиях и делать проекты с брендами, с компаниями, с блогерами. Мне интересно читать лекции. Сейчас меня позвали прочитать лекцию для школьников про экологические катастрофы. Это, естественно, будет занимать больше времени, но это придает динамики и вырывает из рутины. Когда ты можешь не только тексты писать, а еще где-то очно присутствовать, репортаж сделать, интервью взять. Это саморазвитие и выход за рамки комфорта, потому что к публичности я не привыкла, но надо расти.

Что такое свобода, где ее искать, бывают ли у нее степени и производные — вопросы, которыми искусство в разных своих видах и проявлениях не задаваться не может. Новый проект Олега Нестерова так и называется — «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР» — и будет исследовать феномен советской киномузыки. История эта мультиплатформенная и междисциплинарная. Первым ее героем стал композитор Альфред Шнитке, в сочинениях которого время соединяется с музыкой, а музыка с кино не только впрямую, но и метафорически. Изучить, как именно, можно сразу несколькими путями. «Три степени свободы» — это полномасштабная диджитал-платформа, собравшая десятки и сотни фонограмм и архивных материалов, книга, в которой Шнитке предстает не только музыкантом, но философом, музыкальный сборник и серия выставок-концертов с настоящим оркестром громкоговорителей. Иными словами, новый проект Олега Нестерова — смысловое продолжение его же «Из жизни планет», исследовавшей оттепельные годы. «Три степени свободы», помимо прочего, исследует и феномен зрительской вовлеченности, запуская краудфандинговую кампанию для будущего выпуска виниловой пластинки. «Мои дорогие», — обращается в ней к своим читателям, зрителям и слушателям Олег Нестеров, зная, что обнять друг друга можно и словом, и делом. Мы поговорили с музыкантом о стремлении добраться до самой сути, спасении Атлантиды под названием советская киномузыка, а также влюбленности, которая по-прежнему лучший рецепт для того, чтобы попробовать понять этот мир и свое место в нем.

Почему Альфред Шнитке стал первым героем вашего проекта?

Шнитке, действительно, первый герой в списке, и первый он не потому, что последний по алфавиту или по каким-то еще вопросам. Для проекта «Три степени свободы» он абсолютно показательный, эталонный герой. За эти шесть лет проект формировался, сам себя искал, говорил мне, какой он. Знаете, как когда писатель пишет текст, к 60-й странице тот начинает диктовать ему свои правила и интонацию. Начинал я, скажу честно, не со Шнитке. О нем думал как о ближайшей перспективе, постепенно начал расслушивать музыку из всего массива, который он написал. И, погружаясь в тему, понял, что Шнитке должен быть героем номер один. Во многом благодаря именно ему проект так называется, таким образом оформлен, и у него очерчены подобные границы: с одной стороны, это феномен советской киномузыки, нераскрытый, неразгаданный, который может уйти в пучину, как Атлантида, а с другой, все это, конечно же, про свободу. Я говорю про свободу художника, который не благодаря, а вопреки — ограничениям, запретам — вдруг обретает большую свободу и делает великие вещи. Это тема вечная, эти две составляющие в проекте очень важны.

Проект исследует обе стороны?

Одна — исследование этой Атлантиды, киномузыки, отделение ее от кадра и соединение с вечностью, другая — исследование пути художника.

Кстати, художник — это кто? Кто может им быть и стать?

Художник, как известно, любой человек любой профессии, который творчески решает поставленную задачу. И исследование опыта Шнитке, мне кажется, многим послужит вдохновляющим примером. А вообще этот процесс я остановить не могу. Волшебные фильтры и магическая решетка, через которую я сейчас смотрю на мир и говорю о нем, называется Альфред Шнитке. (Смеется.)

Фото: Георгий Кардава

Давайте тогда поговорим про фигуру композитора и про то, как вы приступали к работе?

Сам по себе образ композитора я принес с собой из далекой юности, когда Шнитке был у всех на слуху. Это был самый популярный среди непопулярных композиторов, за ним шел такой шлейф, что это композитор, который пишет очень странную музыку, и ее не очень легко слушать. Когда я начал расслушивать его киномузыку, первый хештег, который был мной поставлен, — «король вальса». В какой-то момент я настолько влюбился в его вальсы, что подумал, не сделать ли музыкальную компиляцию из киномузыки Шнитке, целиком посвященную вальсам? Для меня он неожиданно раскрылся именно с этой стороны, как такой проникновенный мелодист, который написал столько яркой музыки. Дальше пошла, конечно, его философия. Я истрепал две книги — беседы Альфреда Шнитке с Ивашкиным. Одна была настолько во всяких закладках, пометках, что с ней уже невозможно было никак работать, я отложил ее в сторону и купил новую, вот до такой степени увлекся. Я приставал ко всем, зачитывал вслух, для меня это стало откровением. Подавляющее большинство написанной им киномузыки не существует в цифровом пространстве, а значит, и в современном мире. Работая как муравей, проползая через всю философию Шнитке, через все этапы его работы с кино, через все, в принципе, этапы его творческого пути, я стал приближаться к его музыке в целом. Я знал, что не вправе делать этот проект, не погрузившись как следует во всю его музыку, не только в киномузыку. Делать это было сложно, потому что академическая его музыка долго меня не пускала.

А потом пустила?

Пустила, когда я сделал либретто для оркестра громкоговорителей. В пространстве на «Ленфильме» соединятся две музыки — академическая и киномузыка, очень много друг другу давшие в жизни Шнитке. Он не случайно сказал: «Моя академическая музыка — продолжение киномузыки, или наоборот». И только тогда она мне вдруг открылась, я вступил на новый континент, и чем дальше, тем становилось интереснее.

Мы начали говорить про путь художника, который в обстоятельствах несвободы нащупал свободу. Это сложный вопрос, потому что, если рассуждать с позиции здравого смысла, любая несвобода ограничивает, но при этом, как показывает история искусства, столько всего рождалось в условиях именно ограничений.

Шнитке всегда был абсолютно свободным художником и свободным человеком. У него был короткий период романа с Союзом композиторов, и в те два года он написал самые худшие, по его выражению, произведения. Потом он выполз из этих страстных объятий и сошел с пути компромисса, хотя сам говорил о компромиссах так, что человеку невозможно полностью от них освободиться. С этого момента у него началась абсолютно другая жизнь. Прежде всего, он продолжил свое музыкальное образование, изучив все партитуры Новой венской школы и начав писать в стол произведения в додекафонной стилистике. Он прекрасно понимал, что в ближайшей перспективе их ничего не ждет, их не сыграют, не опубликуют. И конечно, жить с этого он никогда не будет. Потом его привели в кино, он себя попробовал и вдруг с большим удовольствием, оставаясь абсолютно свободным, начал писать вальсы, польки, погони и тональную музыку. Ни при каких обстоятельствах сам по себе как композитор он к этому прикладному жанру бы не приблизился. Потом были разные опыты, работа над мультфильмом «Стеклянная гармоника» Хржановского, например, натолкнувшая его на полистилистику. Он написал свою Первую симфонию — программное заявление, своеобразный портрет цивилизации, много сомневался, много писал, менял свой путь. И всегда (всегда!) оставался абсолютно свободным.

В среде академических музыкантов по отношению к прикладной музыке, и киномузыке в том числе, часто наблюдается некоторый снобизм. Шнитке в этом смысле исключение? И зависело ли это от его таланта, от его отношения — от чего?

Не у всех получилось, как у Шнитке. У Денисова совершенно другая история, там все было не по любви. Как, по большому счету, и у Шостаковича. Известна его фраза, что композитор должен идти работать в кино только в самом крайнем случае. И можно сказать, что с такой степенью откровенности, с которой работал для кино Шнитке, Шостакович не работал. Шнитке, может быть, вообще единственное исключение. Хотя они здесь очень похожи, например, с его другом Канчели, у которого тоже было очень искреннее отношение к кино. Но, с другой стороны, давайте не лепить из Шнитке такую бронзовую фигуру с алмазными глазами, он сам говорил, что работал в кино больше, чем нужно, и часто не с теми режиссерами и не с теми картинами.

Мы начали говорить про Новую венскую школу, которая сильно повлияла на развитие всей музыки XX века, на творчество Шнитке как раз в том числе…

Человечество расширяло границы и пробовало на вкус запрещенные интервалы. То, что казалось немыслимым, вдруг стало мыслимым. То, где человечество не чувствовало музыки, оттуда вдруг стал бить мощный музыкальный фонтан.

Сегодня наши слушательские привычки изменились: есть сервисы, есть возможности. Чтобы послушать ту же Новую венскую школу, уже не нужно проходить такой долгий путь, как раньше?

Я скажу больше: чтобы послушать Новую венскую школу в Москве, нужно было пойти на определенные ухищрения, а иногда пройти круги ада. Во времена моей молодости современная музыка была запрещена, ее официально не существовало, и мы друг у друга ее записывали, был клуб филофонистов, по друзьям. То есть акт прослушивания становился неким поступком. Сейчас скольжение по поверхности и боязнь не успеть, чтение текстов и слушание музыки наискосок, на приборах, которые для прослушивания музыки еще менее пригодны, чем патефоны начала XX века, накладывает свои отпечатки. И человеческое внимание становится очень поверхностным. И новое общество — это общество нетократическое, если вспомнить определение Александра Барда, шведского философа, композитора и участника Army of Lovers. Валютой у такого общества становится именно внимание, деньги уходят на второй план, как аристократический титул при молодом капитализме. И эта борьба за внимание — главный фокус. Собственно, речь идет о навигаторе, чтобы найти свои иголки в стоге сена. Иголка стоит копейку, а магнит стоит рубль. Когда все вдруг рассыпалось из коробочки, эти бусинки покатились по траве, и теперь важно успеть все собрать. Бусинки не лежат красиво, не нанизаны на ниточки, их не наденешь на себя. То, чем занимались раньше редакторы, лейблы, та же цензура со знаком плюс или со знаком минус… Теперь это все рассыпано. Я это называю проблемой турецкого шведского стола, когда у тебя 17 поваров, селедка, шоколад, котлеты, ты боишься что-то не попробовать, берешь, берешь, берешь, в итоге садишься за стол — и в тарелке полный кошмар, тебе невкусно, тебе после этого плохо. А зайди в соседнюю таверну, возьми маленькую рыбку, посмотри на закат и посмотри в глаза любимого человека. И собственно, весь инструментарий, который работает, маркетинг, не знаю, как хотите это называйте, медиа, которые работают с музыкой, все это должно ориентироваться не на турецкий шведский стол, а на маленькую таверну.

Борьба за внимание — главный фокус. Собственно, речь идет о навигаторе, чтобы найти свои иголки в стоге сена.

Мы перестали трудиться, искать и находить пути?

Нам по-прежнему необходимы ритуалы, акты прослушивания. Или вот, например, спектакли. Ты приходишь на спектакль, видишь живых людей, слышишь живую музыку на живой сцене. И то, что ты узнаешь, входит в тебя по-другому. Это не скольжение по поверхности. Ты прошел путь, чтобы это получить. Я первый раз это формулирую и думаю сейчас: почему я категорически отказываюсь переиздавать виниловую пластинку нашего проекта «Из жизни планет»? И почему Шнитке будет издан тиражом в 500 номерных копий, которые будут с ручной маркировкой, и все, больше не будет? Ни 501-й не будет, ни 502-й. И наконец-то я нашел сейчас в разговоре на эту тему ответ. Это было, это не повторится. Кому нужно, у того это будет. У кого не будет, но он сильно будет хотеть, он будет стараться это найти, всеми силами, многими путями. И конечно, ценность и радость изменятся, они вырастут.

Фото: Георгий Кардава

Часто мы как будто бы нового опыта боимся, говорим: «Ой, а вдруг я не пойму, вдруг не разберусь»?

(Смеется.) Это примерно то же самое, как: «Я не поеду в ту страну, потому что у меня нет подходящего опыта, я никогда там не был, не знаю, понравится ли мне, пойму ли я там что-то». Нужно просто приходить и садиться, выключать все, кроме этого эмоционального чувства, этой антенны. Всегда любой хороший концерт или спектакль — про тебя самого. Ты можешь ничего не понимать про музыку, но зато ты все понимаешь про себя, про мир, про свои с ним взаимоотношения. И именно в такие моменты происходят великие открытия. Как в путешествии: с одной стороны, вроде бы ты мир познаешь, и географический, и культурный пазл складывается внутри головы, с другой — в первую очередь, в путешествии ты познаешь себя.

Вот перед нами сейчас огромный шведский стол самого разного контента, как удержаться от искушения пуститься во все тяжкие и пробовать все?

У меня есть ответ, и он очень ясный и простой. Когда человек не любит, когда он не влюблен, для него весь мир разобран на миллионы маленьких осколков. Но когда человек вдруг влюбляется, для него планета начинает крутиться вообще по-другому. Запахи другие, книга, которую давным-давно читал, фильм, песня. Любовь, влюбленность — это такой великий фильтр, через который человек начинает постигать мир. И все открывается очень внятно и по-настоящему.

А как не терять этой влюбленности? Это ведь то, чего все жаждут, ищут, но иногда не могут найти.

Человек умирает и стареет, когда теряет интерес к жизни. Возраст, в первую очередь, штука социальная, и человек сам себя приговаривает к тому, что ему неинтересно, у него больше нет сил интересоваться. В этом смысле не терять влюбленности значит не гасить внутри себя маленького человека, по сути, ребенка, которому все интересно. Если тебе что-то хоть как-то интересно, иди по следу. Есть один американец, не помню имени и фамилии, который говорил про собирателя автобусных билетов. Люди всегда чем-то увлечены и часто — совершенно нелепыми штуками, например собирают автобусные билетики. Но через этот вход можно обнаружить целую вселенную. И он говорит применительно к детям, что, как только у вашего ребенка появилась тяга к чему-то совершенно нелепому и ненужному, вот в это открывшееся окошечко кидайте, что хотите. Здесь важно не давать этому окошку закрыться и быть очень внимательным к тому, что говорит ваш внутренний голос. Ну и идти по следу.

Другими словами, не зачерстветь?

Все наши беды начинаются тогда, когда вдруг у нас с миром происходит разлад. Нам кажется, что мир против, вообще все плохие, дураки, все плохо! А на самом деле, конечно, это мы соскочили и идем против мира. Когда настраиваешь гитару, ты совершаешь определенные действия, приводя ее в соответствие. Так и в старину человек приводил себя в соответствие определенными ритуалами: просто созерцал летящую птицу, закат. И он опять как бы резонировал, дышал в унисон, очень многое мог, все у него было хорошо. Но теперь у нас иные ритмы, волны значительно быстрее. И для того, чтобы опять получить возможность видеть, наблюдать, нужно переходить с быстрых волн на медленные. Любое искусство замедляет, работает как летящая птица и закат. Посмотрел хороший фильм, сходил на хороший концерт — и начинаешь чувствовать мир. В этом задача искусства.

Фото: Георгий Кардава

Насколько важна в музыке иерархичность? Если мы говорим о группах, к примеру, в каждой все устроено по-своему. Где-то деспот-солист, который говорит: «Будет только так, и никак иначе», но берет на себя ответственность и ведет всех за собой. Где-то, наоборот, все решается коллективно.

В книге Петера Хамеля «Через музыку к себе» я прочитал о том, что настоящая импровизация, интуитивная музыка, рождается при условии равноценного контакта трех человек в ансамбле. Их может быть и сорок, но трое будут играть первые роли, а остальные тридцать семь — второстепенные. Самая устойчивая конструкция — это табуретка на трех ножках. И вообще слово «три» ко многому обязывает человечество почему-то. Я читал труд, где предполагалось, что в целостности человека как раз три составляющие: критичность, психомоторика и энергопотенциал. И когда все это сбалансировано, человек целостен и счастлив. Но если идет дисбаланс, например, у человека все хорошо с психомоторикой, он как личность нормален, он может делать что-то руками и чувствовать, глубоко анализировать и так далее, но с энергопотенциалом не очень хорошо, а с критичностью тоже хорошо, то он будет сидеть, страдать и ничего не делать. И наоборот, если у человека выпятился энергопотенциал, но не очень хорошо с критичностью или с психомоторикой, он возьмет бейсбольную биту и пойдет кого-нибудь бить. Ну, и так далее. И удивительно, как можно наблюдать команды, которые интуитивно собраны по принципу дуэта или трио. Вот мой компаньон, друг Михаил Габолаев. Мы с ним 35 лет вместе делаем музыку, продюсируем, вообще все делаем вместе, и я хочу сказать, что он музыкант от бога, а я… хуже меня в Москве никто не играет и тише меня никто не поет. Но с энергопотенциалом я дам ему фору. С критичностью у нас у обоих все в порядке. И вот пазл — хотя мы абсолютно разные, — сложился таким образом, что где-то диктует он, а где-то диктую я. И это к вопросу о свободе и о диктатуре. И Кейдж, по-моему, говорил на эту тему, что ансамбль отличается от оркестра множественными обратными связями между всеми участниками, это квадрат суммы участников. Вот так работает атомная реакция, а не дымный порох. И вся современная ансамблевая музыка рождалась именно от коллективного гения, и до сих пор это случается и происходит.

Он музыкант от бога, а я… хуже меня в Москве никто не играет и тише меня никто не поет.

Когда есть репутация, карьера, фильмография, узнаваемость, сложнее ли художнику чувствовать мир, делать именно так, как он видит? Есть ли в этом несвобода? Или это никак и ничем не связанные друг с другом аспекты?

Вектор успеха — это когда следующая работа должна быть еще значимее, чем предыдущая. Успех никогда не бывает финалом, как говорил Уинстон Черчилль. Художник себя приговаривает к страшной штуке, первый раз добиваясь успеха. Вчера он был никому не нужен, он был неуловимый Джо, которого никто не ловил, а теперь следующий его шаг должен быть значимее предыдущего. И тут включается несвобода. Это действительно страшно, я на себе это испытал. 14 лет молчания «Мегаполиса» — в первую очередь размышления на эту тему.

Я вот что еще хочу добавить. Шнитке, когда говорит про замысел и конечный результат, замечает, что замысел всегда глубже и точнее.

То есть, получается, реализация никогда не превзойдет, по его мысли, замысел?

Если замысел не проявлен, он останется неслышимым. И для того, чтобы его проявить и явить миру и другим людям, по словам Шнитке, приходится идти на упрощение — записывать его на ноты, искать какие-то взаимодействия с оркестром, с дирижером. И упрощение происходит всегда, то есть композитор в этой жесткой иерархии приговаривает себя к нему. Вообще в его ночных заметках много интересного. Например, он пишет, как должно быть изменено образование академического музыканта, который должен научиться импровизировать, понимать, что есть интуитивная музыка, расширять свои границы. И структура оркестра тоже должна измениться в сторону того самого музыкального квадрата суммы участников. И использовать для этого нужно любые взаимодействия, даже отрицательные, даже негативные черты характера музыканта, зависть или что-то еще — все нужно брать, и на этом строить взаимодействие внутри оркестра, чтобы отказываться от предельно жесткой армейской иерархии.

  • Скочите или скачите как пишется
  • Скошенное сено как пишется
  • Скребицкий осень рассказ читать
  • Скошенная трава как правильно пишется
  • Скошенный луг как пишется правильно