Скороход из сказки летучий корабль

Контрольная работа по разделу волшебная сказка вариант 1вспомни, что такое фольклор. подчеркни жанры, которые относятся к фольклору.скороговорка, рассказ, сказка, небылица,

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 1

  1. Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору.

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

  1. Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                           «Морозко»

было три сына.»

«Жил-был царь Берендей, у него было                           «Белая уточка»

три сына…»

«Живало-бывало — жил дед да с другою                       «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»                                                                              «Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                      Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок…»                                      

«Один князь женился на прекрасной                               «По щучьему

княжне».                                                                             веленью»

  1. Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________  

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» ______________________________________________________________  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________

  1. Произведение «Белая уточка» — это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

  1. Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

  1. Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________  

  1. Из каких сказок эти предметы и герои? Соедини стрелочками.

топор                                                       «Иван царевич и серый волк»

собачка                                            

златогривый конь                                   «Морозко»

заморышек

Стреляло                                                 «Летучий корабль»

щука

печка                                                        «Белая уточка»

царь Далмат

живая и мертвая вода                             «По щучьему веленью»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) на прочитанную дополнительно сказку.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________  

2. Название  __________________________________________________________  

3. О чем эта сказка? ____________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

4. Кто из героев понравился и почему? ___________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? _____________________________  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 2

  1. Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

  1. Какие сказки заканчиваются какими словами? Соедини стрелкой.

«А Иван-царевич женился на Елене                   «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».                                                «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                    

«И стал он в том царстве жить, всякие            «Иван-царевич и Серый

 дела вершить»                                                       волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                  «Летучий корабль»                        

молодец»

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю…и не осталось              «Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»

  1. Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________  

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

  1. Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

  1. Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «По щучьему веленью»

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

  1. Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .

  1. Из каких сказок эти герои и предметы? Соедини стрелкой.

Скороход                                            «Иван-царевич и Серый волк»                            

царь Афон

бочка в море                                       «Летучий корабль»

Марья-царевна

падчерица                                            «По щучьему веленью»

ведьма

Холодило                                             «Морозко»

вода живая и говорящая

блины                                                   «Белая уточка»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) по дополнительно прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________

2. Название __________________________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  («Морозко»)                                                                          

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок…»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                  

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                                

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка»)  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью»)  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» — это сказка.

Произведение «Летучий корабль» — это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Фамилия есть у каждого, это знак нашей идентификации и самоидентификации. Как образованы фамилии? Какую информацию они хранят? Что было тогда, когда фамилий не было? Когда и почему мы стали носить фамилии?

Об истории русских фамилий рассказала доцент кафедры общего и русского языкознания Гуманитарного института Новосибирского государственного университета кандидат филологических наук Оксана Михайловна Исаченко.

Скороход из сказки летучий корабль

Что такое фамилия?

Слово фамилия не русского происхождения, а заимствовано из латинского языка. У римлян оно относилось только к рабам: famulus буквально «домашний раб», а familia — собирательное слово для называния всех рабов, принадлежащих одному человеку. Несмотря на свое «рабское прошлое», слово фамилия распространилось по всей Европе в значении «семья, семейство, супруги», стало обозначением, как принято говорить, ячейки общества. Сегодня в русском языке фамилия имеет значение «семейное наименование». Наряду с именами и отчествами, фамилия входит в большой пласт собственных имен — антропонимов, которые являются объектом описания специальной лингвистической дисциплины, выделившейся из ономастики (науки об именах собственных, к которым относятся топонимы, гидронимы, астронимы и так далее), — антропонимики. К вопросу о происхождении русских фамилий неоднократно обращались как отечественные (Л. В. Успенский, А. А. Реформатский, О. Н. Трубачев, Н. А. Баскаков, А. В. Суперанская, А. В. Суслова), так и зарубежные (Б.-О. Унбегаун) исследователи.

В сегодняшних реалиях знаком идентификации личности является трехкомпонентная номинация: фамилия, имя, отчество (при официальном обращении к человеку традиционно используется имя и отчество), зафиксированные во всех официальных документах. При этом имя человеку дают родители, а фамилию и отчество он принимает по праву рождения — наследует их от отца (в редких случаях от матери). Категория слов «фамилии» была не всегда, она сформировалась в русском языке постепенно, под влиянием нескольких экстралингвистических факторов.

Когда и почему фамилии появились на Руси?

Фамилии в русском языке стали появляться с петровской эпохи (конец XVII — первая четверть XVIII века) и связаны с развитием такого государственного института, как официальное делопроизводство, с созданием департаментов, коллегий и прочих государственных учреждений, которые вели документооборот. До этого времени бытовали фамилии-прозвища. Яркие примеры дает литература. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя можно встретить персонажей: Елизавета Воробей, Степан Пробка, Никита Волокита, Григорий Доезжай-не-доедешь, наряду с имеющими привычный вид: Максим Телятников, Еремей Сорокоплёхин. А в сказке «Летучий корабль» Л. Н. Толстого в основе прозвищ героев лежит характерное для них действие: Скороход, Слухало, Объедало, Опивало, Холодило, Стреляло. Именно в таком виде имена фигурировали в так называемых переписных книгах и ревизских сказках, содержащих списки обложенных податями. Прозвища успешно исполняли задачу учета налогоплательщиков. Поэтому при проведении частичных переписей населения и ревизий использовались подобные имена.

Насущная потребность в фамилиях возникла в условиях массового трафика — перемещения людей из деревни в город. Кроме того, мобилизация служивых постоянно требовала учета и контроля. Следовательно, развитие армии и рост городов — это внешние причины расширения делопроизводства и формализации способов идентификации личности. 

Прорывным в отношении формирования новой фамильной традиции стала широкая (не частичная, как было принято с XIV века) перепись населения, проведенная в 1897 году. Для переписчиков из столицы высылались циркуляры, переписные листы нужно было заполнить по образцу, ввести полное трехчленное наименование: фамилия, имя, отчество. Именно в процессе этой процедуры разнородные личные имена были унифицированы, приведены к стереотипному виду. 

Как образовывались фамилии?

Основной способ образования русских фамилий — суффиксальный. К исходному прозвищу/имени/названию прибавлялись -ов- или -ин-, которые выражали значение «принадлежность к кому-либо», то есть посессивные отношения: сын Вдовы — Вдовин сын, сын Третьяка — Третьяков сын. По этому структурному элементу в составе собственных имен распознаются русские фамилии (аналогичная национальная или этническая идентификация возможна для других фамилий: Кикабизде, Лепсверидзе, Шеварднадзе, Манукян, Галустян, Петросян, Вайно, Бойко, Адамович, Смоктунович, Брикман, Штольман, Шульман, Шпица, Труба, Рыбак и прочие). Именно этот словообразовательный элемент (был Дрозд — стал Дроздов, был Кушак — стал Кушаков) отличает современные русские фамилии от прозвищ допетровской эпохи. 

Русские фамилии могут быть представлены другими грамматическими типами, но в существенно меньшем объеме: бывшие прилагательные с соответствующими окончаниями (Портных, Черных, Садовничий, Архангельский, Счастный); аналоги нарицательных существительных (Дуда, Воробей, Негода, Точило); фамилии диалектного происхождения с суффиксом -ец (Антонец, Горобец, Яковец); сращения, образованные из двух фамилий (например, отца и матери) или фамилии и псевдонима: Мусин-Пушкин, Петров-Водкин, Мамин-Сибиряк, Салтыков-Щедрин, Новиков-Прибой. Названные типы в русском ономастиконе не являются регулярными, особенно на фоне сравнения с фамильным мейнстримом — на -ов и -ин. Не случайно в списке 500 частотных фамилий лишь отдельными вкраплениями встречаются Черных, Павловский, Козловский, Савицкий, Петровский, Вишневский, остальные разновидности не представлены.

Границы русских фамилий — это проблема, так как помимо суффиксов и соответствия традиционной модели должен быть русским и корень (Коровьев, Кислицын, Кукушкин, Снегирев, Безруков, Рябинин, Черняев), что не всегда очевидно. И за привычными русскому уху и глазу фамилиями могут скрываться иноязычные корни, например тюркскими по происхождению являются фамилии Тургенев, Базаров, Аксаков, Измайлов.

Как фамилии были связаны с прозвищами?

В качестве мотивирующего признака для личного имени-прозвища в России XVII века использовались разные компоненты: указание на происхождение из местности или принадлежность к народу (Муром → Муромец → Муромов; Москвин, Волгин), указание на должность, занятие, профессию (Коваль → Ковалев, Столяр → Столяров, Ткач → Ткачев), личное имя (Михей → Михеев), указание на имя, прозвище или профессию отца (поп → Попов, батрак → Батраков, бондарь → Бондарев), индивидуальные прозвища (Непейвода, Кушак → Кушаков). В сказке «Летучий корабль» Л. Н. Толстого в основе прозвищ (Скороход, Слухало, Объедало, Опивало, Холодило, Стреляло) — характерное для людей действие как характерная черта.

В составе имени эти компоненты могли комбинироваться, например: Пётр (имя) Савельев (имя отца) Неуважай-Корыто (индивидуальное прозвище). Прозвища были не только звучными, но и знаковыми, по ним можно было считать человека, как это делает, не без иронии, Чичиков, просматривая ревизские сказки: «Григорий Доезжай-не-доедешь! Ты что был за человек? Извозом ли промышлял и, заведши тройку и рогожную кибитку, отрекся навеки от дому, от родной берлоги, и пошел тащиться с купцами на ярмарку…; Попов, дворовый человек, должен быть грамотей; Еремей Карякин, Никита Волокита, сын его Антон Волокита — эти, и по прозвищу видно, что хорошие бегуны» (Н. В. Гоголь. Мертвые души). 

Н. В. Гоголь оценивает экспрессивную природу русских прозвищ: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, — ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».

Это важное отличие прозвищ от фамилий, которые законсервировались и перестали быть говорящими, мы используем антропонимы-фамилии автоматически, не ищем в них значений: Пушкина не соотносим с пушкой, Репина с репой, Некрасова с некрасивый, Нечаева с не чаяли — не ждали, Чехова с чех и так далее. А между тем в некоторых фамилиях упакована информация если не о происхождении рода и семьи, то как минимум об этимологии слова. 

Имя, прозвище или профессия отца было самой продуктивной основой для русских фамилий. Такие фамилии составляют обширную патронимическую группу: Александров, Прохоров, Игнатьев, Иванов, Никитин, Еремеев, Матвеев, Кирсанов, Лавров, Захаров, Устинов, Лукьянов (от мужских имен), Пивоваров (от пивовар), а также Мельников, Кузнецов, Писарев, Гончаров, Бочаров, Пряхин, Ткачев, Рыбаков, Стрельцов (от профессий/занятий); Булгаков (от прозвища булгак, булга — склока / суета / беспорядок), Неверов (от Невер), Поспелов (от Поспел). 

Палитра имен, церковных и светских, чрезвычайно разнообразна. В некоторых фамилиях уже сложно или невозможно разглядеть исходное имя, но оно там есть, как показывают исследователи: Истомин (Истома), Томилов (Томило), Жданов (Ждан), Третьяков (Третьяк), Дружинин (Дружина) и так далее. Также существуют фамилии, образованные от женских имен или прозвищ, правда это раритет: Марьин, Марусин, Резвухин, Вдовин, Милашкин, Бабин, Бабушкин, Мамкин.

Зачем изучать фамилии и что они в себе хранят?

Фамилии — это лингвистический музей с необозримым количеством мобильных экспонатов. Никто не знает, сколько в природе русских фамилий, но порядок такой — сотни тысяч. Их так много и по техническим причинам, из-за широкой вариативности: почти одинаковые фамилии (Мальцев и Мальцов, Сафронов и Софронов, Андрианов и Андриянов, Коржавин, Каржавин и Коржевин, Ткачёв и Ткачов, Высоцкий и Высотский, Синицын и Синицин) — разные, так как их запись, до буквы, юридически значима и служит различению носителей разных фамилий по паспортным данным. При этом фамильная омонимия (однофамильцы) — широко распространенное явление. В 2005 году заведующий отделом этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В. Виноградова Анатолий Федорович Журавлёв опубликовал результаты статистического исследования в виде списка из 500 самых частотных русских фамилий.

В топ-10 входят (перечислим, начиная с 10-й позиции): Фёдоров, Новиков, Михайлов, Соколов, Петров, Васильев, Попов, Кузнецов, Смирнов, Иванов. Даже на примерах из короткого списка видна закономерность: преобладают фамилии, восходящие к именам (здесь 5 из 10), остальные модели образования (от названий мест, от профессии, от черты характера или внешности) представлены меньшим количеством реализаций. При такой омонимии фамилий существенную роль в идентификации людей имеют имя и отчество, хотя и полные совпадения имени — отчества — фамилии тоже возможны. И тем не менее комбинаторика из трех элементов увеличивает шансы на оригинальность личного имени, в отличие от бытовавших в XIV—XVIII вв. прозвищ, круг которых был ограничен тематически (названия птиц, топонимы, занятия и деятельность, бытовые предметы и другое). Подобная история, связанная с искусственным увеличением возможных комбинаций, произошла на наших глазах: удлинились телефонные номера, вместо четырех-пяти символов стали использовать десять.

Но телефонные номера — всего лишь произвольная комбинация цифр. Фамилия не является случайным набором букв. За фамилией стоит история прежде всего слова. Фамилии прячут и сохраняют утраченные слова и/или реалии, элементы народных говоров: в Ратникове обнаруживаем устаревшее рать — войско, в фамилии Шеломовшелом — шлем, в Ратаев — ратай — пахарь, в Бабуров — диалектическое бабур — горький гриб, в Булыгин — булыга — крупный камень или суковатая палка и другие.

В основах русских фамилий можно увидеть исторические свидетельства древности: фактов хозяйственной или духовной жизни наших предков, их занятий и профессий, орудий труда, названий народов и локаций и многое другое. Неслучайно отечественные и зарубежные исследователи неоднократно обращались к русским фамилиям как к очень интересным словам, которые одновременно и памятники культуры, истории народа, и свидетельства определенной эпохи, и памятники языка, транслирующие бесценную древность. На материале фамилий ведутся лингвистические изыскания и обнаруживаются культурные слои разных хронологических периодов. 

В качестве повода для дискуссии можно привести фрагмент из повести С. Довлатова «Филиал», в которой поэт Абрикосов делится с главным героем бесценными наблюдениями: «Кстати, о фамилиях. Ответь мне на такой вопрос. Почему Рубашкиных сколько угодно, а Брючниковых, например, единицы? Огурцовы встречаются на каждом шагу, а где, извините меня, Помидоровы?.. Почему Столяровых миллионы, а Фрезеровщиковых — ни одного? <…> Носовых завались, а Ротовых, прямо скажем, маловато. Тюльпановы попадаются, а Георгиновых я лично не встречал. <…> Щукиных и Судаковых — тьма, а где, например, Хариусовы или, допустим, Форелины? <…> Львовых сколько угодно, а кто встречал хоть одного человека по фамилии Тигров?»

Несмотря на авторскую иронию в адрес пафосных речей, поэт Абрикосов бесспорно прав в своем понимании закономерностей в образовании русских фамилий. Ведь антропонимическая лексика прежде всего — исторически древний пласт русского языка, поэтому среди естественных фамилий не встречаются относительно новые мотиваторы (невозможно представить себе фамилии Мобильнов, Редакторов, Педагогов, Шуруповертов при большом количестве мотивированных привычными названиями профессий или орудий труда: Топоров, Молотков, Поваров, Кучеров, Кораблёв). Также верно и то, что в качестве мотиватора используются слова, имеющие большую ценность для национальной культуры. Например, в рассказе Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия» персонажи воспроизводят целый словарь фамилий (Кобылин, Кобылятников, Жеребцов, Жеребчиков, Жеребенко, Лошаков, Каретников, Коренной, Пристяжкин, Лошадевич, Засупонин, Рысистый), восходящих к образу лошади/коня: «Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую…» 

Сюда же можно отнести и гастрономические фамилии (Твердохлебов, Густокашин, Капустин, Квашнин, Пшеницын, Грибов, Грибоедов, Лукин, Морковин, Чесноков, Вишняков) и станет понятно, что огурцы, морковь, хлеб, каша, лук, капуста, грибы, ягоды предпочтительнее помидоров или баклажанов. В этом контексте также очень показательны результаты «ненаучных изысканий» бывших КВНщиков «Что в ФИО тебе моих?», проведенных на основе архивных данных НГУ. Так, группа «Человек-пищевод» представлена в «отчете» следующим образом: «Университетские фамилии — пища не только для ума. От средневековых вагантов и схоластов (если автор правильно понимает, что это значит. — Прим. ред.), перебивавшихся с хлеба на квас и обратно, ведут свой род многие студенты, преподаватели и сотрудники НГУ: Бесхлебная, Голодный, Голод, Голодняк, Редкокаша, Густокашин, Ждусуп (так написано в приказе, а на самом деле фамилия была Джусуп. — Прим. ред.), а также Жуйко, Наливайко, Запивалов, Ветчинова, Объедкова, Твердохлеб, Куроедов, Пельменьщиков, Молочный, Похмельных, Рубан, Рубайло, Закусилов, Прохватилов и наконец бриллиант экспозиции — Какашкин! (дай бог ему и его детям здоровья и незлых людей вокруг. — Прим. ред.)».

Очевидно, немаловажную роль в образовании прозвищ и фамилий играла звучность и удобство в произношении. Неслучайно, Смородин или Малинин — естественные фамилии, а Крыжовников — искусственная, оригинальная, придуманная для псевдонима (конечно, бывает по-разному, например фамилия Брусникин известна в двух ипостасях: естественного и искусственного антропонима).

Фамилии — древняя, максимально устойчивая и традиционная лексика. В сфере личных имен происходят наблюдаемые динамические процессы: одни имена становятся немодными и выходят из употребления (Устин, Устинья, Прасковья, Лавр, Нелюб), другие, напротив, активизируются (Степан, Богдан), третьи изобретаются и становятся на какое-то время популярными (Ким, Гертруда). Фамилии достаются людям в наследство и передаются детям от отца или от матери. Перемена фамилии возможна, но это индивидуальная история отдельно взятого человека. При этом ЗАГСы не могут регистрировать любые изобретения, тем более немыслимые и затейливые. Например, в 2013 году на кафедру общего и русского языкознания НГУ за экспертизой обратились из ЗАГСа Центрального района Новосибирска. Некто Бабин подал заявление на регистрацию другой фамилии: Президент-Великой-России-Бабин. Соискателю было, конечно, отказано. Прежде всего, по формальным основаниям: этот вариант не соответствует представлениям о форме русской фамилии.

Подготовил к публикации Глеб Сегеда

Иллюстрация Елены Трухиной
 

В сказке «Иван Быкович» поведано об умениях Сварожича Велеса. Его ипостаси Объедало и Опивайло пить-есть разумеют. Так постигается опыт творений Бога и Вед понимание ясное. Тот старичок, который умеет в бане париться, управляется с огнём первородных начал; а звездочёт является пастухом небесного стада. Пятый владеет наукой перевоплощения, а потому и горазд ершом плавать в окиян-море, он оборачивается воробышком, летает по поднебесью, превращается в тура или волка и рыскает по дорогам царств вселенной.

Афанасьев в примечании к своему собранию сказок указывает на многовариантность сюжета о способностях Велеса: «Русских – 30, белорусских – 11, украинских – 34 «. Например, как в следующей украинской сказке.

Летучий корабль

Жили-были мужик да баба. Жили они в любви и согласии. И был у них сынок Коля. Однажды Колина мать захворала неведомой болезнью и умерла. Погоревал мужик, погоревал, а потом опять женился, так как трудно ему было без жены с хозяйством управляться.

Сперва Коле хорошо жилось. Мачеха любила его как родного сына. Но прошёл год-другой и будто кто-то подменил мачеху. Стала она донимать Колю разной работой, да всё время ругать и попрекать. Наработается он за день, так устанет, что еле-еле до постели доберётся, а мачеха всё недовольна. Но Коля был добрый, терпел и никогда не жаловался отцу, чтобы не огорчать его. Так дожил он до пятнадцати лет.

Как-то раз злая мачеха положила Коле в торбу чёрствых корок и послала его в лес по дрова. А до леса далеко идти было – десять вёрст с гаком. Шёл, шёл бедный мальчик, задумался о своём горьком житье, затужил и заплакал. Вдруг видит – подходит к нему седой старичок и говорит:

– Здорово, сынок! Куда путь держишь?

– Здравствуй, дедушка, – отвечает Коля. – Иду я в лес по дрова.

– А что ты, сынок, плачешь?

– Да как же мне, дедушка, не плакать? – Горькое у меня житье. Нет у меня родной матушки. А мачеха совсем заморила работой и впроголодь держит. И доброго слова от неё не слышу – одни только попреки.

Вздохнул старик, покачал головой и говорит:

– Вот оно что. Ну ладно, сынок. Давай сядем, отдохнём и поедим. Вынимай из торбы, что там у тебя есть.

– Да ты, дедушка, и есть не станешь. У меня в торбе одни только чёрствые корки.

– Ничего, давай, что есть.

Сошли они с дороги и сели на травку. Сунул Коля руку в торбу и вынул не корки, что мачеха положила, а мягкий пшеничный каравай. Удивился он, а старик посмеивается:

– Вот видишь, сынок, что у тебя в торбе было. А ты говорил, что не стану я есть.

Смотрит Коля на хлеб и не знает, что сказать, а старик говорит:

– Ешь, сынок. И я с тобой поем. Стали они есть. Давно Коля не едал такого вкусного хлеба. Наелся вволю. А от каравая ломоть остался. Положил он его в торбу, а в ней другой каравай. Ещё больше удивился Коля.

А старик поблагодарил его за угощение и сказал:

– Слушай, сынок, что я тебе скажу. Добрый ты парень, а живёшь худо. Хочу я тебе помочь. Ежели ты меня послушаешься, хорошо жить станешь. Ступай в лес и разыщи там поляну, на которой растёт большой дуб. Стукни по тому дубу три раза топором, а сам ложись ничком и лежи, покуда к тебе люди не подойдут. Начнут они тебе разные вещи предлагать, но ты не вставай и от всего отказывайся. А вот когда они спросят:

«Не нужен ли тебе, молодец, летучий корабль?» – ты мигом встань и ответь: «Нужен мне летучий корабль!» Тут он и появится перед тобой. Садись в корабль, поднимай парус и отправляйся в престольный град. И кого ни увидишь по дороге, забирай с собой!

Поблагодарил Коля старика. Потом они попрощались. Старик пошёл своей дорогой, а Коля в лес отправился. Отыскал он в лесу поляну, на которой большой дуб стоял. Ударил по нему три раза топором и лёг ничком на землю. Прошло немного времени, слышит Коля – подходят к нему люди и спрашивают:

– Эй, молодец, не хочешь ли ты поесть?

– Нет, не хочу, – отвечает Коля.

– Может, тебе денег надо?

– Нет, не надо.

– Может, наряды дорогие хочешь?

– И дорогих нарядов не хочу! Чего только не предлагали Коле неведомые люди, от всего он отказывался. Наконец, спросили его люди:

– Не нужен ли тебе, молодец, летучий корабль?

Тут Коля мигом вскочил на ноги и говорит:

– Нужен мне летучий корабль!

И сразу же появился перед ним летучий корабль. Сел Коля в корабль, натянул парус и полетел. Летит, летит, а сам всё на землю смотрит. Вдруг видит он – идёт по дороге мужик и несёт за спиной корзину с хлебом.

Подлетел к нему Коля и спрашивает:

– Куда ты, добрый человек, идёшь?

– Иду в село за хлебом, проголодался я.

– Да ведь у тебя за спиной полная корзина хлеба!

– А мне этого хлеба – один раз куснуть!

Подивился Коля, – ну и прожорливый мужик! Вспомнил он наказ старика и говорит:

– Садись, дяденька в корабль. Полетим в престольный град, там хлеба много.

Согласился мужик. Полетели они дальше вдвоём. Летели, летели, видят – лежит на дороге мужик, прижался ухом к земле и слушает. Остановил Коля свой корабль и говорит:

– Здравствуй, добрый человек! Что это ты делаешь?

– Да вот слушаю, что в престольном граде люди говорят.

– А мы как раз туда летим. Садись с нами!

Согласился мужик. Полетел корабль дальше. Летели они, летели, видят – стоит на дороге стрелок и прицеливается, а кругом ничего не видно. Поздоровался с ним Коля и спрашивает:

– В кого это ты целишься? Ведь никого поблизости нет.

– А я по близкой цели не стреляю, – отвечает стрелок. – Я всё по дальним стреляю. Вот сейчас в престольном граде сидит на кресте колокольни муха. И хочу я, чтобы моя стрела попала этой мухе в правый глаз.

– Неужто ты за столько вёрст муху разглядел?

– Это что! – ответил стрелок. – Я ещё дальше вижу.

– А мы как раз в столицу летим. Садись с нами! Согласился стрелок. Полетел корабль дальше. Летели они, летели, видят – по дороге человек на одной ноге скачет, а другая у него к уху привязана.

– Здравствуй добрый человек, – сказал Коля. – Что это ты на одной ноге скачешь?

– А потому я скачу на одной ноге, – отвечает человек, – что ежели на обе стану, за пять шагов весь свет обойду. А я не хочу.

– Куда же ты идёшь?

– В столицу.

– Садись с нами!

Сел человек в летучий корабль. Полетели они дальше.

Летели, летели, видят – ходит по берегу озера какой-то мужик, будто что-то ищет. Подлетел Коля к нему и спрашивает:

– Что ты тут ходишь и ищешь, добрый человек?

– Пить хочу, – отвечает мужик, – да никак воды не найду.

– Да ведь перед тобой целое озеро! Что же ты не пьёшь?

– А много ли в нём воды! Мне и на один глоток не хватит!

– Тогда садись с нами! Мы в столицу летим. А она на большой реке стоит, напьёшься вволю!

Сел мужик, полетели они дальше.

Летели они, летели, видят – идёт мужик к лесу, а сам тащит на спине целую вязанку дров.

Подлетел к нему Коля и спрашивает:

– Почему же ты, добрый человек, несёшь дрова в лес? Ведь в лесу можно нарубить дров, сколько хочешь!

А мужик отвечает:

– Это дрова не простые, а волшебные. Ежели кто меня обидит, то я эти поленья на землю брошу, и появится непобедимое войско – тут тебе и пехота, и артиллерия, и кавалерия!

– А не хочешь ли ты полететь с нами в столицу?

Согласился мужик. Полетели они дальше. Повстречали ещё одного мужика. Идёт он и тащит мешок соломы. Поздоровался с мужиком Коля и спрашивает:

– Куда это ты солому несёшь?

– В село.

– Неужто в селе соломы нет?

– Есть, да не такая. Не простая у меня солома. Какая бы жарища не стояла, как бы солнышко не пекло, только раскидаю эту солому – сразу холодно станет и всё вокруг инеем покроется.

– Хочешь полететь с нами в престольный град?

Согласился мужик. Полетели они дальше. Долго они летели, нет ли, но прилетели в столицу царства. А у царя этого царства была дочь-красавица. Когда Коля посадил свой корабль на площади, то весь город сбежался поглядеть на такое чудо. Как увидела царевна летучий корабль, захотелось ей покататься на нём. Пригласила она Колю во дворец и стала упрашивать:

– Покатай меня на летучем корабле. Хочется мне поглядеть на столицу с высоты! А Коля говорит:

– Покатаю я ту пригожую девицу, которая согласится замуж за меня выйти.

Пошла царевна к отцу и говорит ему:

– Очень мне хочется покататься на летучем корабле. А этот деревенщина хочет, чтобы я за это замуж за него вышла. Как же я, царевна, за крестьянина выйду? Надо что-то придумать.

Стали царь с царевной думать и гадать, как завладеть летучим кораблём. И решили они погубить Колю хитростью. Вызвал царь Колю во дворец и говорит:

– Ладно, согласен я выдать свою дочь за тебя замуж. Присылай сватов, а я им выставлю угощенье – сорок караваев и сорокаведерную бочку вина. Ежели они всё это в один присест съедят, отдам за тебя дочку, а нет – вот мой меч, твоя голова с плеч!

Услышал всё это Слухало и рассказал товарищам. Приходит Коля из дворца, голову повесил, вздыхает. Хотел он было сесть в летучий корабль, да и улететь из столицы подобру-поздорову. Но тут подошли к нему Объедало с Опивало и говорят:

– Что ты, Коля, пригорюнился, или забыл про нас? Мы тебе поможем. Посылай нас сватать царевну!

Обрадовался Коля и послал их во дворец. Пришли сваты во дворец, сели за стол. Объедало как принялся уплетать – все сорок караваев съел и ещё просит. А Опивало одним духом выпил сорокаведерную бочку вина и тоже ещё просит.

Удивился царь. Никогда он ещё таких обжор и выпивох не видел. Пошёл к царевне, и стали они опять думать и гадать, как бы Колю со свету сжить. Придумали новую задачу. Вызвал царь Колю во дворец и говорит:

– Отдам за тебя дочку, но сперва ты должен подарить ей обручальное кольцо. А кольцо это находится в дальнем царстве, за тридевять земель отсюда. Ежели ты за три часа не принесёшь это кольцо – прикажу отрубить тебе голову.

Услыхал всё это Слухало и рассказал товарищам. Приходит Коля мрачнее тучи. Не знает, что и делать. Уж не лучше ли, думает, улететь ему из столицы, пока голова цела! А Скороход и говорит ему:

– Что ты, Коля, пригорюнился? Я тебе помогу. Не через три, а через два часа будет у тебя кольцо для царевны.

Отвязал Скороход ногу от уха, сделал пару шагов и очутился в тридевятом царстве. Раздобыл обручальное кольцо и повернул обратно. Шагнул раз, и захотелось ему вдруг отдохнуть немного. Прилёг Скороход под тенистым дубом, да и заснул глубоким сном.

Ждёт Коля Скорохода. Два часа уже прошло, а его всё нет и нет. Встревожился он. «Пропал я», – думает. Увидел Слухало, что Коля ни живой, ни мёртвый сидит. Подошёл к нему и спрашивает:

– Что с тобой?

– Да вот, говорил Скороход, что воротится через два часа, а уже третий час на исходе. Пропала моя головушка! Приложил тогда Слухало ухо к земле и давай слушать. Послушал и. говорит:

– Не горюй, Коля. Спит он, такой-сякой, под дубом. Спит-храпит, носом посвистывает!

– Что же мы теперь делать будем? спрашивает Коля. – Как его разбудить?

Тут Стрелок и говорит:

Не бойся, я его сейчас разбужу! Взял Стрелок ружьё, прицелился и пальнул прямо в дуб. Сбила пуля ветку. Упала она на Скорохода. Проснулся он, вскочил на ноги и руками всплеснул.

– Как же это я так заспался? Шагнул раз и очутился перед Колей. Взял Коля у него обручальное кольцо и побежал во дворец.

– Вот тебе, царевна, колечко. Принёс я его вовремя. Удивились царь с
царевной. Стали они опять думать и гадать, как погубить Колю. И придумали. Снова вызвал царь его во дворец и говорит:

– Надо тебе, молодец, перед свадьбой в баню сходить, помыться да попариться.

– Ладно, – сказал Коля.

А царевна в это время велела слугам чугунную баню докрасна накалить. Подойти к ней нельзя, не то что мыться. Слухало слышал, как царь с царевной договаривались погубить Колю, и рассказал товарищам.

Повели слуги Колю в баню, а за ним Морозко со своей соломой пошёл. Подходят они к бане, а из двери прямо огнём пышет, от жару дух захватывает. Подскочили слуги, втолкнули Колю и Морозко в баню и дверь заложили. Но Морозко раскинул солому, и в бане вмиг сделалось так холодно, что даже стены покрылись инеем. Прошёл час-другой. Кликнул царь своих слуг.

– Ступайте в баню, поглядите, что там делается. Наверно, от жениха с мужиком только зола осталась. Пошли слуги в баню, отворили дверь. А Коля сидит на печи и говорит:

– Плохая у царя банька! Так холодно, будто никогда её не топили. Замёрзли мы совсем!

Побежали слуги к царю и рассказали про это чудо. Удивились царь с царевной, и снова принялись думать и гадать, как им Колю со свету сжить. Решили они силой отобрать у него летучий корабль, а самого в темницу бросить и уморить голодом.

Вызвал царь генералов, приказал им собрать свои полки и взять Колю в плен.

А Слухало, конечно, всё это услышал и рассказал товарищам.

Испугался Коля никогда он не воевал и войны не видал. Решил он сесть на свой корабль и улететь подальше от этого ненавистного царства. Но тут подошёл к нему мужик с вязанкой дров и говорит:

– Чего ты, Коля, испугался? Я тебе помогу с царским войском справиться.

А в это время царские полки вышли на площадь и окружили летучий корабль.

Снял мужик свою вязанку с плеч и начал бросать полешки во все стороны. Появилось перед царскими полками непобедимое войско и пехота, и кавалерия, и артиллерия. Стоит войско и ждёт сигнала, чтобы войну начать. Подал Коля сигнал, и ударило волшебное войско по царским полкам. Не успели царь с царевной оглянуться, как все их солдаты разбежались кто куда, а сами они в плену оказались. Отправил Коля царя в ту самую баню, в которой его живьём сжечь хотели. Потом подошёл к царевне и говорит:

– Не хочу я жениться на тебе. Хотели вы с царём погубить меня, да ничего не вышло. Помогли мне мои товарищи. И придётся тебе сейчас выбирать либо уйти прочь из этого царства-государства, либо сидеть в чугунной бане со своим отцом, покуда не замёрзнете.

Упала царевна перед Колей на колени и принялась молить его о прощении. Поклялась, что станет доброй, хорошей, упрашивала его жениться на ней. Но Коля не женился на царевне, а прогнал её вместе с царём прочь. Народ был этому очень рад, потому что Коля освободил его из-под власти злого царя.

И никогда с той поры в этом государстве никакого царя не было.

Эта украинская сказка, как и многие другие, напоминает о Николе Можайском – Сварожиче Велесе. Фольклор из глубины тысячелетий хранит о нём память. В пословице молвится: «Нет лучше брани, как Никола с нами!» 19 декабря (6 декабря в допетровском летосчислении) родительский праздник называют братчиной в честь чудотворца Велеса – Николы зимнего.

Велес в образе старика дарит Коле летучий корабль и кормит вкусным караваем хлеба. Здесь каравай хлеба – это опыт творений Бога. В сказке раскрываются умения Николы-Велеса. Объедало может сорок караваев съесть и ещё попросить. Опивало одним духом выпивает сорокаведёрную бочку вина. Слухало за несколько вёрст слышит. Воинство мужика с вязанкой дров (для вселенской печки) неустрашимо и несчётно. Скороход за пять шагов весь свет обойдёт. Морозко любой жар загасит, Стрелок далеко видит. А в сказке «Иван Быкович» ещё и поведано, что Сварожич, как звёздный пастух лучший звездочёт.

 летучий корабль

Персонажи сказки

В русских народных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Об их характерах можно написать в читательском дневнике. Основные персонажи произведения:

  • дурень;
  • старичок;
  • попутчики;
  • царь;
  • старик и старуха;
  • старшие братья.

Дурень был младшим сыном старика и старухи. На него никто не обращал внимания, из-за этого ему приходилось периодически даже голодать. А на самом деле он не так прост, каким казался. Этот юноша был добрым и отзывчивым, а также храбрым. Старшие братья таким поведением не отличались.

Летучий корабль народная сказка

Старичок встретился дурню в лесу. Он не помог грубым людям, но обходительный юноша заслужил его доверие. Оказалось, что старичок был волшебником. Встретились младшему брату и другие попутчики: Стреляло, Слухало, Объедало, Холодило, Скороход, Опивало и Человек с хворостом. У каждого из них был особый талант, они помогли дурню выполнить все поручения царя.

Правитель той стороны представлен в сказке как глупый и жадный человек. Он не умел держать своего слова, пытался обмануть младшего брата.

Его поступки заслуживают наказания — в результате царя выгнали из дворца. А на царевне в конце сказки дурень женился.

Краткое содержание

Лучше понять героев «Летучего корабля» поможет краткое содержание сказки. Жили на свете старик и старуха, у них было три сына. Старшие были умными, а младшего все считали дурнем. Прошёл по той стороне слух, что царь хочет выдать свою дочь замуж за того, кто построит ему корабль, на котором можно летать. Тогда отправились старшие братья во дворец, чтобы попытать счастья. Старуха дала им с собой свежего хлеба, водки и благословила на дальнюю дорогу.

Летучий корабль главные герои характеристика

Дошли они до леса, нарубили деревьев и не знали, что с ними делать дальше. Вдруг подошел к ним старичок и попросил поделиться с ним едой. Братья посмеялись над ним и прогнали. Пришлось вернуться домой без ничего, так как не смогли они построить корабль. Тогда в путь решил отправиться младший брат. Посмеялись над ним старшие и родители, дали ему краюху чёрствого хлеба и флягу с водой.

Отправился дурень в лес, срубил дерево, вдруг подошел к нему старичок. Юноша поделился с ним черствым хлебом и водой, и внезапно они превратились в белые караваи и водку. С помощью волшебства помог старичок дурню построить корабль и наладить ему паруса. Отправился младший брат в путь на летучем судне. Старичок ему приказал подбирать на корабль всех прохожих.

Полетел юноша на корабле, вдруг увидел на земле человека. Он назывался Слухало и сказал, что слышит всё на свете. Путь они продолжили вместе. По дороге им встретились еще несколько человек, у каждого была своя особенность:

  • Скороход — бегает быстрее всех;
  • Стреляло — метко стреляет;
  • Объедало — очень много ест;
  • Опивало — может выпить целое озеро;
  • Человек с хворостом — делает войско из палок;
  • Холодило — умеет напускать холод.

 летучий корабль читать

Вместе прилетели они к царю, но тот не захотел отдавать дочь за простого мужика. Решил он тогда заставить их выполнять несколько заданий. Первое — принести живой и мёртвой воды. Скороход побежал выполнять это задание, но по дороге он уснул. Его храп услышал Слухало, позвал Стреляло, тот разбудил его стрелой.

Царь задал второе задание — съесть 20 быков и 40 буханок хлеба. С этим справился Объедало. А сорок ведер пива выпил Опивало. Выжить в растопленной докрасна бане дураку помог Холодило.

Когда царь хотел пойти войском на мужиков, Человек с хворостом одолел его помощью своих солдат. Подлого правителя выгнали из страны. А дурень наконец-то смог жениться на его дочери.

Герои мультфильма

По мотивам сказки был снят мультфильм. Но он немного отличается от оригинала.

Основные герои мультика «Летучий корабль»:

Летучий корабль герои

  • царь;
  • царевна Забава;
  • боярин Полкан;
  • Иван;
  • водяной;
  • бабки-ёжки.

В мультике у царя была дочь Забава, которую он хотел выдать замуж за жадного и жестокого боярина Полкана. Отца не беспокоило, что девушка хотела полюбить по-настоящему. Он хотел, чтобы она всегда жила в достатке.

 летучий корабль главные герои

Забава — романтичная натура, которая хотела влюбиться в доброго юношу. Она мечтала о маленьком домике со скамьей, кошке и детишках. А злой и отвратительный внешне Полкан вызывал у неё отвращение. Забава могла постоять за себя, она бы не позволила боярину жениться на ней против ее воли. Девушке понравился трубочист Иван. Это был добрый, отзывчивый и трудолюбивый юноша, такой же романтичный, как и она сама.

За его хороший характер ему помог водяной. Это существо жило в озере и мечтало когда-нибудь взлететь в воздух. Бабки-ёжки в мультике — ведьмы, которые знали заветные слова для корабля.

Сравнение сюжетов

В читательском дневнике или конспекте можно написать краткое содержание мультфильма, ведь он отличается от самой сказки. В одном царстве был правитель со своей молодой дочерью. Он хотел выдать её замуж за богатого боярина. В мультике уже был претендент на ее руку, поэтому царь не собирал женихов со всего света.

Герои сказки летучий корабль

Но девушка хотела найти свою настоящую любовь. Она мечтала встретить доброго и отзывчивого юношу, с которым могла бы жить далеко от дворца. Однажды ей повстречался такой — трубочист Иван. Этот молодой человек покорил её своим хорошим характером. Тогда Забава поставила своему отцу условие: она выйдет замуж только за того, кто построит корабль, который мог бы летать. Полкан сказал царю, что его богатство позволит купить это судно. В мультфильме царевна уже была знакома со своим будущим супругом и успела его полюбить.

А Иван отправился в лес, где долго думал, как построить корабль. Там он повстречал волшебное существо — водяного. И он решил помочь трубочисту. Водяной дал ему волшебный набор инструментов. С его помощью Иван смог построить корабль. Но судно не хотелось взлетать, так как трубочист не знал волшебных слов. Их могли ему сказать только бабки-ежки. В сказке у юноши было гораздо больше помощников с волшебными способностями.

Тогда юноша отправился дальше в лес, где повстречал этих женщин. Их было много, они пели о своих приключениях и выходках. А в конце сели ступы, сказали волшебные слова и поднялись в воздух. Радостно Иван направился обратно к своему кораблю. Но там его уже поджидал Полкан. Он хотел купить корабль, но трубочист отказался его продавать. Случайно Иван сказал половину волшебной фразы. Тогда люди Полкана схватили его, связали и бросили в реку.

Боярин привел царя к кораблю и сказал, что выполнил его задание, поэтому теперь он женится на Забаве. Правитель зашёл на палубу и произнес половину заклинания, судно зависло в воздухе. Полкан согласился спасти царя только в обмен на корону. В сказке царь не терял своего титула.

В это время Ивана спас его старый друг — водяной. Юноша по трубе забрался в комнату к Забаве и сказал, что летучий корабль построил он. Влюбленные сбежали, забрались по лестнице на корабль, Иван сказал волшебные слова, а Полкан упал с высокой лестницы судна.

Забава с трубочистом улетели, а боярин с царем остались во дворце. А в сказке судьба корабля осталась неизвестной, хотя царевна тоже вышла замуж за дурня.

Анализ произведения

Практически все детские произведения основаны на фантазии и нереальных событиях. В доброй сказке «Летучий корабль» волшебные помощники стали друзьями основным персонажам. Малыши часто не понимают, почему главным героям постоянно кто-то помогает. Но в этом и состоит мораль любой сказки: добрые поступки всегда вознаграждаются.

Летучий корабль персонажи

В «Летучем корабле» персонажи сильно отличались по характеру. Царь, представитель высшего класса, не был добрым, зато был хитрым и умным. Но и он понес наказание, как и старшие братья дурня. Они остались ни с чем, ведь не смогли проявить доброту к старичку в лесу. Так и царя выгнали из его же страны за то, что он не сдержал собственные слова.

В этой сказке скрыта не одна важная тема:

  • дружба;
  • справедливость;
  • верность своему слову;
  • проблемы родителей и детей.

Иван самостоятельно не смог справиться с задачей, которую поручил ему царь. Но он подружился с волшебными существами. И за его хорошее отношение к себе они помогли ему построить летучий корабль. Так проявилась сила дружбы, а также справедливость, ведь благородные поступки всегда должны вознаграждаться добром.

 сказка летучий корабль

Царь не смог сдержать своё слово. Он обещал выдать свою дочь за того, кто построит летающее судно. Но когда он увидел, что это сделал простой мужик, то решил его обмануть. Царь мечтал, что дочь выйдет замуж за богатого человека. Нельзя давать обещания, а потом их не выполнять. За это в любом случае ожидает расплата.

В сказке также затронута проблема детей и родителей. Старик и старуха любили своих старших братьев, ведь они были умнее. А младшего они не воспринимали всерьез, так как считали, что он не сможет сделать ничего толкового. Ему приходилось голодать, у него была плохая одежда. Хорошие родители не будут так обращаться со своими детьми, любого ребёнка они будут любить независимо от его умственных и физических способностей.

Сказка «Летучий корабль» учит детей добру и справедливости. Благодаря этому произведению можно поверить в силу дружбы, истинной любви и волшебства. Самое трудное дело может оказаться простым, если есть хорошие помощники.

Не нужно отчаиваться и бросать всё на полпути. Важно помогать окружающим, и тогда они ответят добром.

  • Скоропортящиеся как пишется почему пишется
  • Скотинины и простаковы сочинение как вечные образы
  • Скоро увидимся как пишется
  • Скоро сказка сказывается фразеологизм
  • Скоро сказка сказывается да нескоро дело делается это присказка или нет