Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.: ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово –учебник», 2017
№ п/п
Тема урока
Количество часов
1.
Книга – твой друг.
1
2.
Античный миф. «Рождение Зевса». Миф «Олимп». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».
1
3.
Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра.
1
4.
Сказка «Царевна-лягушка».
1
5.
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»
1
6.
Сказки народов России. «Падчерица».
1
7.
Мини-проект «Скоро сказка сказывается».
1
8..
Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».
1
9..
Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.
1
10.
Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».
1
11.
Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.
1
12.
Русская басня в XX веке.
1
13.
Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».
1
14.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
1
15.
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
1
16.
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).
1
17.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».
1
18.
Поэзия XIX века о родной природе.
1
19.
Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
1
20.
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.
1
21.
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1
22.
Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.
1
23.
Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
1
24.
Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.
1
25-26.
Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.
2
27.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».
1
28.
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения. «Крестьянские дети». Основная тема стихотворения. Стихотворение «Тройка».
1
29.
Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.
1
30.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.
1
31.
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
1
32-33.
Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений
2
34.
Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа
1
35.
Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.
1
36-37.
Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.
Анализ сочинения.
2
38.
Контрольная работв по теме литература XIX века.
1
39.
Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.
1
40.
И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».
1
41.
И.А.Бунин. «Подснежник».
1
42.
Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.
1
43.
Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.
1
44.
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.
1
45.
Р/р. Сочинение «Чудо — природы»
1
46.
Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»
1
47.
С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»
1
48.
А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
1
49.
А.П.Платонов. «Цветок на земле».
1
50.
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.
1
51.
П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.
1
52.
Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.
1
53.
В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
1
54.
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
1
55.
Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.
1
56.
Родная природа в произведениях писателей XX века. В.И.Белов. «Весенняя ночь».
1
57.
В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».
1
58.
Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
1
59.
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.
Заочная экскурсия на родину сказочника. Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.
1
60.
Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
1
61.
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.
1
62.
Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.
1
63.
Краткие сведения о Дж. Лондоне.
1
64.
Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».
1
65.
Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».
1
66.
А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».
1
67.
Техника чтения.
1
68.
Литературная игра.
1
69.
Рекомендации для летнего чтения.
1
70.
Заключительный урок.
1
О том, как происходит восстановление исторического облика памятников архитектуры и какие техники работы с разными материалами для этого используют, — в материале mos.ru.
Прогуливаясь по живописным паркам, усадьбам и другим общественным пространствам Москвы, нельзя не заметить, насколько преобразились многие исторические объекты. Например, фонтаны ВДНХ, которые после реставрации заиграли яркими красками.
Помимо того, похорошел Голландский домик на территории музея-усадьбы «Кусково», а восстановленным фасадам церкви Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице и ее колокольни вернули исторический облик. Для того чтобы все эти объекты получили вторую жизнь и смогли радовать своей красотой еще долгое время, над ними трудились специалисты реставрационной компании «Пирит-99».
Организация принимала участие в работах на более чем 50 объектах культурного наследия. Мастера возвращают первозданный вид памятникам архитектурного наследия не только в Москве, но и по всей России. За последние три года они также отреставрировали объекты в Забайкальском крае, Иркутской, Архангельской и Костромской областях, Республике Бурятия. Рассказываем о самых интересных проектах и уникальных технологиях организации.
Восстановление исторического облика фонтанов ВДНХ
В мире существуют разные реставрационные школы. Родоначальниками реставрации принято считать итальянцев, для которых в приоритете консервация памятников для поддержания их в неизменном состоянии. Однако существует и иной взгляд, к которому тяготеет русская школа, — это реставрация как восстановление исторического облика объектов культурного наследия. Таким образом, путем доскональных научных исследований, анализа и сравнения можно воссоздать, к примеру, утраченный фрагмент монументальной живописи в соответствии с замыслом автора.
Концепции максимального сохранения подлинных элементов и воссоздания утраченных деталей придерживается компания «Пирит-99». Ее специалисты занимаются реставрацией объектов культурного наследия и приспособлением их для современного использования. Деятельность компании позволяет продлить жизнь многих исторических архитектурных памятников и сохранить культурное наследие для последующих поколений.
Например, на ВДНХ специалисты компании отреставрировали по первоначальным эскизам фонтаны «Каменный цветок», «Золотой колос» и 14 фонтанов на Центральной аллее. В центре композиции первого находится чаша в виде цветка, распускающегося среди самоцветов. На гранитных постаментах, украшенных чугунными волютами, установлено 16 бронзовых композиций-натюрмортов с дарами природы союзных республик. В большой чаше расположены малые фонтанчики в виде чугунных осетров и бронзовых гусей.
Помимо гусей, по сохранившимся образцам были также воссозданы утраченные чугунные скульптуры осетров. Привели в порядок уцелевших рыб и декоративные ветви каменного цветка с позолотой. Также после реставрации вокруг фонтана появился цветник, как это было в 1954 году.
Не остались без внимания и 14 фонтанов на Центральной аллее. Специалисты воссоздали бетонные чаши и обновили гранитную облицовку, отреставрировали чугунные литые декоративные детали, вернули художественный облик элементам композиции.
Тонкое искусство работы со смальтой
Самые интересные работы, по мнению специалистов «Пирит-99», связаны с творческим процессом, который необходим для реставрации. При создании «Каменного цветка» архитектор Константин Топуридзе вдохновлялся сказами Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка». Однако со дня открытия фонтана в 1954 году прошло много времени, и цветок с самоцветами потускнели. Та же беда постигла и другой фонтан ВДНХ — «Золотой колос».
При реставрации этих двух объектов основная сложность заключалась в грамотной работе со смальтой. Для украшения «Каменного цветка» специалисты использовали такие виды смальты, как цветной марблит из непрозрачного глушеного стекла, разноцветную кантарель из листов сусального золота разных оттенков, а также серебряную смальту. Фонтан «Золотой колос» облицован золотой и глушеной смальтой разных оттенков. В зависимости от температуры и времени даже из одинаковых компонентов можно получить разные цвета и фактуру.
В процессе реставрации сначала нужно определить истинный цвет и фактуру исторической смальты. В данном случае перед мастерами стояла непростая задача. Смальта была покрыта слоем сульфатов и окислов, которые откладывались десятилетиями со дня открытия фонтанов. Свою лепту вносило и ультрафиолетовое солнечное излучение. Утраты на некоторых элементах достигали 100 процентов, например на кристаллах фонтана «Каменный цветок».
«Расчистка смальты осуществлялась различными способами: от механического с применением химических средств до лазерной чистки. Была проделана огромная работа по определению исторических цветов смальты и отработке технологий получения смальты аналогичного цвета и фактуры. Результат этой работы мы видим сейчас на ВДНХ: на фонтане “Каменный цветок” все шесть лепестков цветка абсолютно разные по художественной композиции и каждый содержит более 15 тысяч кусочков смальты. После реставрации даже для нас было непривычно видеть ослепительный блеск и игру красок, полностью соответствующие замыслу автора. Эти уникальные работы выполнялись коллективом наших реставраторов различных специальностей с использованием множества технологий, и я горжусь, что принимал в этом непосредственное участие», — подчеркнул Александр Урбанский.
В ясный солнечный день яркие кусочки смальты и почти тысяча водяных струй создают удивительную игру света. По-настоящему оживает тот самый волшебный цветок из сказки о хозяйке Медной горы в вечернее время, когда включается подсветка.
Возвращение исторического облика
Непросто было вернуть былое великолепие фасадам уникального храма начала XVIII века — церкви Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице. Специалистам «Пирит-99» пришлось потрудиться, чтобы восстановить белокаменный цоколь, декоративные элементы колокольни, кровлю.
К созданию проекта храма приложил руку сам Петр I, на которого, в свою очередь, оказало влияние путешествие по городам Германии и Дании в 1697–1698 годах. Главка храма несет в себе иноземные черты и по стилистике скорее напоминает немецкую кирху.
Фасады ансамбля колокольни и самой церкви обновили в 2020 году.
«Были отреставрированы фасады с насыщенными белокаменными барочными элементами декора, стропильная система кровли, пришедшая в аварийное состояние, восстановлена медная кровля и скрытые медные элементы белокаменного декора фасада, проведена работа по золочению крестов. Особенно хочется отметить техническую сложность работ на колокольне при реставрации белокаменных колонн, поддерживающих карнизы. На всех колоннах образовались вертикальные трещины. Это случилось в результате глубокой коррозии металлических вертикальных кованых стержней внутри них. Кроме того, коррозия металлических скоб, связывающих между собой два параллельно лежащих белокаменных блока, привела к разрушению большей части блоков. В связи с этим 48 колонн были полностью восстановлены с заменой металлических стержней, скоб», — объясняет генеральный директор «Пирит-99».
В процессе проведения работ в церкви Апостолов Петра и Павла было сделано небольшое реставрационное открытие. На фасадной части храма со стороны Новой Басманной улицы специалисты обнаружили белокаменный портал с резным декором. Он был спрятан под толстым слоем штукатурки на протяжении 60 лет. Мастера провели большую и сложную работу по реставрации и воссозданию белокаменного портала.
Кроме того, в интерьерах храма нашли фрагментарно сохранившуюся живопись, выполненную в 1724 году.
«В интерьерах храма заслуживают внимания настенные клеевые и масляные росписи. Живопись насчитывает пять хронологических слоев. Особый интерес представляет расчищенный фрагмент росписи в стиле барокко, относящийся к первой половине или середине XVIII столетия, — редчайший для Москвы пример монументальной живописи этого времени», — уточняет Александр Урбанский.
В результате долгой и кропотливой работы храм приобрел тот облик, который можно увидеть на фотографиях второй половины XIX — первой половины XX века.
Компания «Пирит-99» восстанавливает памятники архитектуры с 1999 года. Это не только объекты культурного наследия, но и промышленные здания и жилые дома. Среди отреставрированных столичных памятников — храм Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца «Красный звон», объекты на территории ансамбля Новоспасского монастыря, здание музея «Дом Гоголя» и другие.
Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. 7-е изд. — М., 2018. — ФГОС. Инновационная школа.
Тип урока: урок контроля.
Цель урока: проверить знания обучающихся по литературе за курс 5 класса.
Планируемые результаты:
- Предметные: смысловое чтение, работа с текстом, уметь оформлять свои мысли в письменной форме, аргументировать свою точку зрения (в объеме содержания курса).
- Личностные УУД: приобретение мотивов учебной деятельности и понимания смысла учения, принятие социальных ролей.
- Регулятивные УУД: самостоятельная организация своего рабочего места в соответствии с целью выполнения заданий, оценивание результатов своей деятельности, корректировка работы по ходу ее выполнения.
- Познавательные УУД: определение умений, которые сформированы на основе изучения данных разделов и которые послужат инструментом для выполнения контрольной работы.
- Коммуникативные УУД: грамотное оформление письменной речи, умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование: раздаточный материал (тексты контрольной работы).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Организация рабочей обстановки.
2. Подготовка к написанию контрольной работы
2.1. Сообщение учителя о содержании урока, формулирование цели и задач урока (совместно с обучающимися).
2.2. Мотивация учебной деятельности.
2.3. Вводная беседа:
— Как вы думаете, для чего нужно выполнять контрольные работы, какие умения развиваются при выполнении такой работы?
3. Выполнение контрольной работы
3.1. Знакомство со структурой контрольной работы.
3.2. Знакомство с критериями оценивания работ.
Количество правильных ответов | Оценка |
Менее 13 ответов | 2 (неудовлетворительно) |
13-14 | 3 (удовлетворительно) |
15-18 | 4 (хорошо) |
19-25 | 5 (отлично) |
3.3. Работа с заданиями (выполнение контрольной работы).
Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа
1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание:
а) баллада; б) басня; в) сказка; г) рассказ.
2. Основная мысль художественного произведения:
а) идея; б) тема; в) сюжет; г) композиция.
3. Построение художественного произведения:
а) тема; б) идея; в) композиция; г) сюжет.
4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления — это
а) метафора; б) сравнение; в) олицетворение
5. Поэт, который учился в Царскосельском лицее:
а) М.Ю. Лермонтов; б) А.С. Пушкин; в) В.А. Жуковский; г) Н.А. Некрасов.
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
б) Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская»;
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»;
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;
в) А.А. Платонов «Никита».
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»;
б) В.Г. Распутин «Век живи — век люби»;
в) П.П. Бажов «Каменный цветок».
9. В рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче» главный герой работал
а) в поле; б) на заводе; в) в парикмахерской.
10. Что способствовало спасению петуха из рассказа Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»
а) голос петуха из патефона;
б) сочувствие бабушки;
в) доброе сердце Витьки.
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;
б) И.С. Тургенев «Муму»;
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо».
12. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?
а) убивал их из ружья; б) убивал их копьём; в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.
Часть 2. Выполните задание на соотнесение
13. Соотнесите героев произведения и автора произведения.
1) Л.Н. Толстой | а) Жилин, Костылин |
2) В.П. Астафьев | б) Дедушка Афанасий, Вася, глухарь |
3) И.С. Тургенев | в) Герасим, Татьяна, Капитон, барыня |
14. Соотнесите автора и название произведения.
1) «Свинья под Дубом» | а) И.С. Тургенев |
2) «Муму» | б) Л.Н. Толстой |
3) «Кавказский пленник» | в) М.Ю. Лермонтов |
4) «Бородино» | г) И.А. Крылов |
5) «Густой зеленый ельник у дороги» | д) Н.А. Некрасов |
6) «Есть в осени первоначальной» | е) Ф.И. Тютчев |
7) «Крестьянские дети» | ж) И.А. Бунин |
15. Соотнесите стихотворную строку и использованное средство выразительности
1) Тускло льётся свет лампады, буря плачет у окна. | а) Эпитет |
2) Он услышал какой-то таинственный шорох | б) Сравнение |
3) Он плывёт, как безвестный рыбак. | в) Гипербола |
4) В сто тысяч солнц закат пылал | г) Олицетворение |
Часть 3. Задания с кратким ответом
Ответ запишите одним словом или словосочетанием.
16. Узнайте героя по описанию.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
18. Определите по определению жанр литературного произведения.
Она бывает волшебной, о животных или бытовая. В ней герои делятся на положительных и отрицательных. Главному герою часто приходят на помощь волшебные помощники.
19. Как называется описание природы в литературном произведении:
«Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчать синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы…»
Часть 4. Напишите развернутый ответ на вопрос
20. Расскажите о своём любимом произведении, прочитанном в 5 классе.
Название:
Автор:
Основные герои:
О чём заставило задуматься прочитанное произведение, чему оно учит? (Напишите 5-7 предложений).
3.3. Сбор работ.
4. Итог урока. Рефлексия
- Справились ли мы с поставленными задачами?
- Оцените свою работу на уроке.
5. Домашнее задание
Список используемой литературы
- Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 5 класс. Под редакцией Г.С.Меркина М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013 — 344 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
- Волосникова О.В. Годовая контрольная работа по литературе для 5 класса [Электронный ресурс]: Литература, 2020. — режим доступа https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/godovaya_kontrolnaya_rabota_po_literature_dlya_5_kla_055525.html (дата обращения 10.05.2021 г.)
- Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. 7-е изд. — М., 2018. — ФГОС. Инновационная школа.
- Химич Л.В. Итоговый тест по литературе в 5 классе [Электронный ресурс]: Литература, 2019. — режим доступа https://multiurok.ru/files/itogovaia-kontrolnaia-rabota-po-literature-5-kla-2.html (дата обращения 10.05.2021 г.)
- Ярина Е.Р. Контрольное тестирование (итоговое) 5 класс [Электронный ресурс]: Русский язык, 2018. — режим доступа https://multiurok.ru/files/kontrolnoe-testirovanie-po-literature-5-klass-prog.html (дата обращения 10.05.2021 г.)
2021 г.
Учитель
Шмидт Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы,
Сорокина Лариса Анатольевна, учитель истории и обществознания
Предмет
Литература, обществознание
Класс
5
Тип урока
Урок открытия нового знания
Технологии, приемы, методы
Методы наглядный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, работа в группах
УМК
«Обществознание», учебник под ред. Л.Н. Боголюбова
Тема
Дело мастера боится (на основе темы обществознания «Труд и творчество» и сказа П. П. Бажова «Каменный цветок»)
Цель
Создание условий для получения и осознания новой учебной информации по данной теме, осмысления связей нового материала, литературного произведения и жизненной ситуации
Оборудование
Презентация, видеофрагменты из фильма «Каменный цветок» реж. А.Л.Птушко 1946 г., иллюстрации учебника обществознания, выставка рисунков учащихся к сказу П.П. Бажова «Каменный цветок»
Планируемые результаты
Предметные
Учащийся научится:
оперировать понятиями труд, мастер, ремесленник, творчество, сравнивать понятия мастер и ремесленник, характеризовать героя.
Метапредметные:
уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Личностные: формирование уважительного отношения к труду и мастерству.
Коммуникативные УУД:
— формировать умение работать в группе и представлять результат деятельности группы.
Этапы урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Цель:
настроить на сотрудничество и пробудить любознательность
Психологический настрой детей на урок.
Демонстрация оценочных листов
Приветствуют учителя и
гостей
Оценивают готовность к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность.
Знакомство детей с оценочными листами.
Личностные УУД:
— формирование учебной мотивации,
Коммуникативные УУД:
— планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками;
Регулятивные УУД:
— саморегуляция.
Этап 2. Актуализация и постановка проблемного вопроса
Цель: вызвать интерес к изучению новой темы, побудить учащихся к активности
Демонстрация видеозаписи (игра на гитаре «Sabionari», изготовленной в 1679 г. великим итальянским мастером Антонио Страдивари»)
Посчитайте, сколько лет этой гитаре?
Страдивари за свою жизнь сделал более 1100 инструментов (скрипки, виолончели, гитары и арфы), из которых 720 дошли до наших дней.
Обучение ремеслу по изготовлению музыкальных инструментов Страдивари начал в 13 лет.
В каком литературном произведении мы встречали похожую историю?
В чем сходство?
Как вы поняли, с чего начинается становление мастера?
Проблемный вопрос: Как вы считаете, любой ли ремесленник может стать мастером своего дела?
Дети определяют возраст гитары (350 лет).
Отвечают на вопросы:
1. вспоминают название произведения («Каменный цветок» П.П. Бажова) и главного героя Данилу;
2. определяют сходство историй Антонио и Данила (начали путь к мастерству в раннем возрасте 12-13 лет)
Ответ на проблемный вопрос:
Мастером может стать только тот человек, который неустанно трудится, совершенствует свое мастерство.
Познавательные УУД:
— разграничивать основную и дополнительную информацию;
— делать выводы, обобщения;
Коммуникативные УУД:
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— уметь слушать и понимать других.
Регулятивные УУД:
-проектирование задач для их решения.
Этап 3. Постановка темы и целей урока
Народная мудрость гласит «Дело мастера боится». Как вы понимаете смысл пословицы?
Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока?
Какие цели поставим перед собой?
Охарактеризовать главного героя и уровни мастерства.
Узнать, какого человека называют мастером, чем отличается мастер от ремесленника на примере героя.
Называют возможные варианты толкования пословицы.
Формулирование совместно с учащимися темы и цели урока.
Личностные УУД:
-формирование учебной мотивации,
Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему урока;
— определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Этап 4. Работа по теме
Цель: анализировать содержание сказа, составить характеристику героя (жизненный путь Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)
1. работа с понятиями РЕМЕСЛО, РЕМЕСЛЕННИК, МАСТЕР, МАСТЕРСТВО, ТВОРЧЕСТВО
2. сравнительная характеристика понятий ремесленник и мастер, работа с таблицей.
3. работа с иллюстрациями (представлены изделия мастеров и ремесленников).
Как вы думаете, какие изделия создал мастер, а какие — ремесленник?
Почему вы сделали такой вывод?
4. работа с произведением, демонстрация рисунков учащихся по сказу «Каменный цветок»,
обращение к гостям с просьбой оценить работы учащихся и выявить самые творческие.
5. Физкультминутка
Вырос каменный цветок (дети поднимаются с мест)
И красив он, и высок (поднимают руки вверх, потягиваются)
Он – секрет горы Хозяйки (наклоны головы из стороны в сторону)
Он – мечта всех мастеров (наклоны головы вперед-назад)
Сделал чашу славный мастер (снизу вверх поднимаем руки),
Но разбил (резко опускаем руки, «держа» в руках молоток) и был таков! (садятся за парты)
6. Давайте проследим творческий путь и становление мастерства Данилы от маленького мальчика Данилки Недокормыша до Данилы МАСТЕРА.
Мастеров среди камнерезов было немного, поэтому Прокопьич – видный мастер, должен был передать свое мастерство, но ученики у него не держались. Почему?
Только Данилко пришелся ему по душе.
Что подчеркивает Бажов в его характере?
7. Демонстрация 1-го фрагмента из фильма «Каменный цветок» (как Данилка попадает к Прокопьичу в ученики и сразу подмечает недостатки в работе мастера)
Чем понравился мастеру новый ученик?
8. задание на внимательность.
Демонстрация 2-го фрагмента из фильма «Каменный цветок» (Данило завершил работу мастера со шкатулкой и Прокопьич признал работу мастерской).
Задание: сопоставить фрагмент и содержание текста произведения.
Ответить на вопросы:
какие взаимоотношения сложились между мастером и учеником?
Как вы думаете, почему Прокопьич не признал шкатулку своей работой?
9. Данило работает над чашей для барина по готовым чертежам. Как он относится к этой работе?
Посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопросы.
Демонстрация 3-го фрагмента из фильма (бывалые мастера высоко оценивают работу Данилы).
Как старые и бывалые мастера оценили его работу?
А как сам Данило оценил свою работу?
Формулируют определение понятий
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Озвучивают и обосновывают выводы
Выставляют баллы в оценочный лист
Рисунки подготовлены заранее
Приводят примеры из текста:
— с самого детства проявлял внимание к красоте…,
— подчеркивается умение видеть красоту природы и делиться красотой с людьми – игрой на рожке…,
— терпение и мужество, которые проявил во время наказания – эти качества необходимы в творчестве
Оценивают свою работу, выставляя баллы
Ответы на поставленный вопрос
Сопоставляют и делают выводы (заполняют оценочный лист)
Ответы на поставленные вопросы
Работа с текстом произведения
Ответы на вопросы, обоснование выводов, оценивание работы в группе.
Личностные УУД:
— вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
— формирование адекватной самооценки,
— необходимость приобретения новых знаний.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний;
— проводить анализ учебного материала;
— извлекать информацию, представленную в разной форме;
— формулировать конечный результат
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
— умение оценивать свою работу в группе и работу группы.
5. Закрепление
Цель – зафиксировать новые знания
1. Вернитесь к сравнительной таблице и сделайте вывод: Данило — ремесленник или мастер?
Делают выводы, обосновывают ответ.
Познавательные УУД:
— формулировать конечный результат
Регулятивные УУД:
— умение делать выводы;
— умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
6. Д/з
Как вы думаете, Данило остановится на достигнутом или продолжит совершенствоваться?
Чтобы узнать, что произойдет с Данилой дальше, нужно прочитать сказ «Горный мастер». На следующем уроке мы продолжим обсуждение темы.
Рефлексия, подведение итогов
— Оцените свою работу в группе, исходя из указанных критериев.
—Вернемся к целям урока, удалось ли их достигнуть?
-Вы сегодня хорошо поработали, а кого, исходя из работы на уроке, мы можем назвать мастером своего дела?
Просим гостей назвать самые творческие работы детей (иллюстрации).
Посчитайте баллы, оцените свою работу на уроке (дополнительный балл можно добавить самым активным учащимся)
Максимально 12 баллов.
10-12 баллов – это мастер своего дела,
7-9 баллов – ремесленник,
меньше 7 баллов — нужно поработать
Оцените свою работу по плану:
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно…
Учащиеся высказывают свое мнение
Учащиеся оценивают свою работу, подсчитывают количество баллов
Регулятивные УУД:
— умение оценивать свою работу в группе и работу группы.
1. Обществознание/ учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. М.: Просвещение, 2016 г.
2. Бажов В.В. «Каменный цветок». Издательство: АСТ, 2014 г.