План-конспект
урока литературы в 6 классе
Тема
«Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича
Куприна «Чудесный доктор»
Цели
урока:
—
способствовать формированию морально-нравственных
ценностей;
—
продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
—
повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе
«Чудесный доктор» А.И. Куприна;
—
стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
Формируемые
универсальные учебные действия:
Познавательные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать
познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую
информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные
связи,
аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные
УУД: уметь ставить цели, планировать,
контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные
УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию,
соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и
моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные
УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую
точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь
работать в группе и в парах.
Оборудование:
учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И.
Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор»,
мультимедийный проектор, компьютер.
Добру
человек у человека учится
Ч.
Айтматов
Ход
урока
I.
Организационный момент. Актуализация
знаний. (2 мин.) (Слайд № 1)
Учитель:
—
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое
доброта?
У
вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.
Ученики:
1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или
чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.
4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим.
Учитель:
—
Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить
на нём?
Ученики:
—
О доброте, о людях и их поступках.
Учитель:
—
Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна
«Чудесный доктор». Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного
писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру
человек у человека учится» (Слайд № 2)
II.
Формулирование целей урока (1 мин.) (Слайд № 3)
Учитель:
—
Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на
уроке?
Cегодня
на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как «доброта» на примере
рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»;
—
разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел
произведения;
—
дать оценку поступкам героев;
—
определить нравственную проблематику рассказа.
Но
прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его
прочитали произведение.
Словарная
работа. (2 мин.) (Слайд № 4)
Читая
рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в
конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:
Досужий
(вымысел) — появившийся от безделья (от слова «досуг» — свободное время или
развлечение).
Пустые
щи — щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный
— крайне изнуренный, утомленный.
Поденная
работа — работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник
— (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III.
Художественный анализ текста. (12 мин.)
Теперь
перейдём к анализу произведения.
1.
Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце
урока.
—
Сколько рассказчиков в этом произведении?
Ученики:
—
Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий
услышанное от другого.
Учитель:
—
Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
Как
автор описывает картину города?
Найдите
описание города (По мере…позади).
Судя
по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие
рассказа?
Ученики:
—
Зимой, перед Рождеством или Новым годом.
Учитель:
—
С чем ассоциируются новогодние праздники?
Ученики:
—
С ёлкой, гирляндами, мандаринами.
Учитель:
—
Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Ученики:
—
Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.
Учитель:
—
Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?
Почему вы так решили?
Ученики:
—
Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Наконец
…нищеты). (Слайд № 5)
Учитель:
—
Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого
города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно
отметив цифрами 1 и 2.
·
Целые горы красных крепких яблок и
апельсинов.
·
Ярким светом висящих ламп;
·
Правильные пирамиды мандаринов.
·
Протянулись огромные копченые и
маринованные рыбы.
·
Гирляндами колбас.
·
Красовались разрезанные окорока с толстым
слоем розоватого сала.
·
Сияющие ёлки.
·
Прекрасные магазины.
·
Смеющиеся лица нарядных дам.
·
Тесным, обледенелым и грязным двором.
·
Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
·
Мокрым отрёпкам.
·
Ужасному запаху керосинового чада.
·
Грязного белья и крыс.
·
Запаху нищеты.
Учитель:
—
Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными
улицами, грязным двором? (Слайд № 6)
Ученики:
—
Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.
Учитель:
—
Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием
противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)
Зачем
А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы
учащихся:
—
А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для
того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.
Учитель:
—
Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые
встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое
метафора.
·
Эпитеты: «красных крепких яблок»,
«мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу»,
«красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
·
Метафоры: «горы яблок», «пирамиды
мандаринов», «запах нищеты».
С
помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и
картины жизни мальчиков.
Учитель:
—
А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?
Ученик:
—
Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства
заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место,
хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у
кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю
в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.
V. Особенности изображения действительности. (10 мин)
Учитель:
—
Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его
описывает.
(Учитель
читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было…
тишины»). (Слайд №
Красота
пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение:
«деревья дремали».
Эпитет:
«великое спокойствие».
Метафора:
«глубокая тишина».
Учитель:
—
Скажите, какая природа в рассказе?
Ученики:
—
Царственная, спокойная, роскошная.
Учитель:
—
А что говорится о семье Мерцаловых?
Ученики:
—
Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит
противопоставлением.
Во-вторых,
подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов
исполнить свое намерение – уйти из жизни.
IV.
ФИЗМИНУТКА. (2 мин.)
Учитель:
—
Мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух:
вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.
Направо
– горные вершины,
Налево
– ёлок длинный ряд,
А
сверху – облака на диво,
Внизу
сугробов встал отряд.
Деревья
ветви распушили,
Нечаянно
снег вдруг уронили
И
снова к небу потянулись,
Затем
опять к земле пригнулись
И
распрямились.
Учитель:
—
О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
Ученики:
—
Вот лечь бы и заснуть.
Учитель:
—
Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это?
Ученики:
—
Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не
может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство — это не выход, это
грех.
Учитель:
—
С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?
Ученики:
—
С доктором.
Учитель:
—
Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).
Найдите
описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для
характеристики доктора? (Слайд № 12)
Ученики:
—
«Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное,
внушающее доверие».
Учитель:
—
Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?
Ученики:
— «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».
Учитель:
—
Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).
Учитель:
—
Скажите, произошло ли чудо в рассказе?
Ученики:
—
Да произошло, и связано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется,
как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро
исчезает, как неожиданно он и появился.
VI.
Работа в парах. (3 мин.)
Учитель:
—
Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).
—
Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно
назвать добрым, чудесным?
Выводы
учащихся:
—
В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить
любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других
людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности
человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться
сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.
Учитель:
—
А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном
человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила»
к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал
доктором. (Слайд № 9)
VII.
Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.) (Слайд №
10)
—
Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите,
как я стал доктором? А вот, господа, все случай… Когда я был еще совсем
ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен
профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с
братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье
только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я
начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом
Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал
для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и
честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил
всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием
целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт
и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги
беднякам.
VIII.
Работа с текстом. (2 мин.)
Учитель:
—
Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность
семьи «чудесному доктору»?
Ученики:
—
«Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло
невозвратимо»?
Учитель:
—
Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши
дни?
Выводы
учащихся:
—
В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле,
которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав
этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить
человека, то будешь любим и сам. (Слайд № 11)
IX.
Дискуссия.(6 мин.)
Учитель:
—
Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
Ответы
учеников.
Учитель:
—
И название этому чуду — доброта, милосердие, сострадание. (Слайд № 12)
Объясните,
а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со
словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие — это
готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не
зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить — значит делать
добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Есть
в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
Ответы
учащихся. (Слайд № 13)
Учитель:
—
И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например,
существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает
детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных
клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой
техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в
память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани
действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели
отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан
Хаматова.
У
меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза
прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша
душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем
наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками.
Ребята,
если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться,
подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную
вазу бусинки).
Посмотрите,
сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
X. Рефлексия урока. (2 мин.)
Как
вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?
Каких
у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей
жизни.
Учитель:
—
В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется
«Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.
Ученики:
—
В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для
семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый,
человек с положением обратит внимание на бедного.
Перед
вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в
графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось
ли ваше мнение о доброте?
Ученики:
—
Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны
со словом доброта.
XI.
Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 14)
Напишите
сочинение-размышление (по выбору) или выберите смайлики на тему «Добро и
доброта».
Темы
сочинений
1.
Почему деятельное сострадание — это чудо?
2.
Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «…то великое, мощное и святое, что
жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в
сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда
духом»?
Литература
1. Литература.
6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. М.: 2012. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 288 с.
2. Наталия
Егорова: Литература. Универсальные поурочные разработки. 6 класс. ФГОС. Вако,
2015 г.
3. Иллюстрации
к книге «Наталия Егорова — Литература. Универсальные поурочные разработки. 6
класс. ФГОС»
4. Примерная
программа по литературе 6 класс (ФГОС ООН, 2015-2016, базовый уровень с УУД, к
учебнику В.Я. Коровиной) 102 часа
5. Е. П. Суменкова. Святочный рассказ как литературный
жанр (на примере рассказов А.И. Куприна «Тапер» и «Чудесный
доктор»). 5-й класс. Ссылка http://festival.1september.ru/articles/587940/
6. С.И.
Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
Издательство:
М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп.
944 с.;
2006 г.
7. Словарь
литературоведческих терминов. Автор-составитель С.П. Белокурова, 2005 г.
Основной темой в произведении является тема добра. В большом и жестоком мире порой трудно найти человека, которой не пройдет мимо чужой беды, не отмахнется и не закроет глаза на чужие несчастья. Профессор Пирогов оказался именно таким добрым и отзывчивым человеком, способным думать о других. Все его поступки по отношению к семье Мерцаловых абсолютно бескорыстны. Он искренне хочет помочь людям, попавшим в безвыходное положение. Именно поэтому он оставляет семье деньги на пропитание. При этом профессор не считает себя благодетелем, не гордится своим поступком. Он просто делает то, что велит ему его сердце.
В «Чудесном докторе» доброта заключается как раз в бескорыстном желании помочь совершенно незнакомому человеку и получить от этого удовлетворение. Куприн показывает читателю, что важно быть добрым не только с родными, но и с незнакомцами, ведь возможно хороший поступок по отношению к страждущему изменит его жизнь в лучшую сторону и станет толчком для начала позитивных изменений.
Чудесный доктор и жестокий мир
Доброта в рассказе «Чудесный доктор» Куприна ассоциируется с образом профессора Пирогова. Человек не пожалел своего времени и личных средств, чтобы попытаться спасти от нищеты и голода посторонних людей. Этот доктор, обладая огромным человеколюбием и великодушием, по праву может считаться ангелом-хранителем семьи Мерцаловых.
Пирогов – единственный, кто откликнулся на трагедию Мерцаловых. Он выписал рецепт для лечения, он дал деньги. То есть он подарил мотивацию людям, которые уже отчаялись в борьбе с несправедливостью мира. Поэтому это деятельное сострадание – по-настоящему чудо. Для героев точно.
По сути то, что делает доктор Пирогов – это маленькое дело, которое способен сделать каждый человек, поэтому это вряд ли можно было бы назвать чудом. Никакого волшебства тут действительно нет. Однако А.И. Куприн показывает поступок главного героя на фоне того бездушия и безразличия, которые царствовали в обществе. Писатель с сожалением показывает, что сострадать другим людям умеют не все, а только единицы. И именно поэтому помощь доктора становится для бедной семьи настоящим чудом.
Но чудо – это не только деятельное сострадание. Возможно, для семьи достаточно было одного доброго слова, которое позволило бы им увидеть, что мир не так уж плох, как они думали. Сострадать можно и на словах, главное, чтобы это действительно помогло человеку.
Но доктор Пирогов не просто подбадривает Мерцаловых словами, не только советует им никогда не падать духом, но и помогает им настоящим делом. Первое дело – выписывает рецепт на лекарства, которые помогут вылечить Машутку. Второе – советует врача, к которому нужно будет обратиться, причем он сказал, что лично договорится с этим врачом, чтобы семью обязательно приняли. Третье – дает деньги на еду и тепло в доме. Четвертое – незаметно ото всех оставляет еще денег, которые помогут подняться семье из бедности.
И это деятельное чудо, которое совершил чудесный доктор, помогает семье улучшить свою ситуацию.
Казалось бы, такие маленькие поступки, но они действительно на всю жизнь запомнились членам семьи Мерцаловых. Один из мальчиков, который и рассказал эту историю, не может вспоминать о докторе без слез на глазах, потому что он понимает значение его поступка.
?
О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
главных черт характера многих.
Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
добр, что спас целую семью.
Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
этот рассказ…
«Чудесный доктор» А. И. Куприна рассказывает читателям об одном небольшом рождественском чуде, которое произошло в бедной семье Мерцаловых. Отец с матерью не знали, куда деть себя от горя и печали, когда у них умерла первая дочь. А когда сильно заболела и вторая, то они просто терзали себя каждую минуту. В их доме редко появлялось тепло, дров купить было не за что, не хватало даже нормальной еды. Когда последние надежды начали пропадать, отец случайно встречает в парке по пути домой одного человека, который с радостью согласился ему помочь. Именно благодаря этому человеку, доктору, Машенька смогла выздороветь. Он выходил ее, дал небольшую сумму на дрова и еду, и исчез.
Кем был этот человек и как его звали? Почему именно он повстречался семье в эту столь сложную для них минуту, стало загадкой для отца, ведь он даже забыл обо всем его расспросить. А человек был русским хирургом – Н. И. Пироговым. Он не только смог подарить Маше надежду на лучшее будущее, но и на саму жизнь. Протянув свою бескорыстную руку помощи, он спас одну семью от страшного горя. Для семьи Мерцаловых это было настоящее рождественское чудо.
Таких чудес хотелось бы побольше и в нашем времени, ведь каждый из нас заслуживает на счастье и маленькое чудо, и вовсе не обязательно под Рождество. Нужно быть добрым и человечным каждый день и тогда мир станет добрее. Человек должен испытывать чувство сострадания к близким и окружающим. Главное – быть уверенным в своих силах и не падать духом. Нужно протягивать руку помощи всем нуждающимся, ведь когда-то и мы можем стать ими.
О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
главных черт характера многих.
Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
добр, что спас целую семью.
Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
этот рассказ…
Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых,
сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни
на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет
дела до того, что рядом кто-то страдает. Наверняка, рядом с Мерцаловыми
были вполне достойные и добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой-
то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и
Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как
страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов
был отправиться вслед за ним. Однако иногда случается чудо. Ведь именно
настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с
жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова.
Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам.
Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному
прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие
живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих
злоключениях.
Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого
не сделал. Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство
окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических
ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет помочь. В сущности, чудесный
доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного. Он просто пришел
на помощь в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и
Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала
Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор «по
рецепту профессора Пирогова», а также несколько крупных кредитных билетов.
Пройти мимо чужой беды или помочь близким, безразлично созерцать горе, проблемы вокруг, думая только о себе или попытаться сделать мир лучше, подарить надежду, проявить сострадание – это личный выбор каждого человека, зависящий от него самого. В литературе много примеров равнодушных героев-эгоистов, но гораздо больше персонажей стремящихся разделить радости и горе окружающих, дающих людям теплоту своей души. Сочувствие, сострадание помогают нам стать добрее, сделать жизнь светлее и лучше.
Сочувствие, спасшее жизнь людей описана А. Куприным в рассказе “Чудесный доктор”. Доктор не прошёл мимо беды, откликнулся на чужое горе. Он спас не только умирающего ребёнка, а всю семью Мерцаловых сделал счастливой, кардинально изменив судьбу чужих ему людей. Главная мысль рассказа “Чудесный доктор” – в каждой жизни есть место “чуду”,”мир не без добрых людей.”Не стоит отчаиваться, всегда найдутся сострадательные люди с большим сердцем, которые придут на помощь в самых сложных жизненных ситуациях. Куприн использует прием противопоставления, антитезы, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых. Роскошным, ярким и богатым витринам он противопоставляет нищенскую, подвальную и убогую картину жилища, гастрономическое изобилие-запаху нищеты. Противопоставление мира сытости и равнодушия, миру голода и отчаяния. Автору легко удаётся показать бедность семьи на фоне благополучия окружающих.
Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду.”Всякая помощь хороша вовремя” и жизнь дана на добрые дела, неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
Создавая образы различных людей в своих произведениях, Куприн призывает нас быть более внимательными, добрыми к окружающим, проявлять сострадание и отзывчивость к ближним, не оставаться равнодушными к страданиям людей. Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом, а мир станет добрее и прекраснее.
?
О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
главных черт характера многих.
Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
добр, что спас целую семью.
Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
этот рассказ…
Ответ оставил Гость
?
О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
главных черт характера многих.
Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ
А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
добр, что спас целую семью.
Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
этот рассказ…
В рассказе “Чудесный доктор” Куприна семья Мерцаловых оказывается в тяжелой жизненной ситуации. Отец заболел и потерял работу, его семья, жена и трое детей ведут жизнь впроголодь в какой-то мрачной каморке и у них нет никакой надежды на улучшение ситуации.
Бывший начальник Мерцалова, работника ответственного и когда-то бывшего на хорошем счету, легко отворачивается от больного подчиненного, не желая даже выслушивать просьбы о помощи. Мир богатых и сытых людей оказывается поразительно единодушно равнодушен к страдальцам и казалось бы помощи уже ждать не от кого.
И тут светлым ангелом на скамейку опускается простой человек в калошах и меховом пальто и отчаявшейся, мечтающий о самоубийстве Мерцалов вдруг узнает, что есть оказывается в мире и доброта и отзывчивость. Ангел в калошах оказывается известным хирургом Пироговым, который выслушав трагическую историю Мерцаловых решает помочь им. Он осматривает больную девочку, выписывает рецепт, оставляет денег и совершает тот самый чудесные переворот в судьбе Мерцаловых, который позволяет им вновь встать на ноги.
Этот рассказ утверждает нам, что если и есть вокруг нас равнодушие, то конечно существует и отзывчивость. И если равнодушие вызывает в нас отвращение, то отзывчивость заставляет сжиматься сердце и наворачиваться на глаза слезы, ведь отзывчивость – это одно из самых светлых и благородных чувств.
Ребенок написал сочинение-рассуждение на тему “Милосердие” в 6 классе по рассказу “Чудесный доктор”. Оценку получил за него 3 с двойным коэффициентом. Подошел к учителю, она сказала, что это пересказ, а не рассуждение. Может быть есть спецы на форуме, что с ним не так? Я последние модные веяния в сочинениях не могу понять совсем, хотя, вроде школу с золотой медалью закончила )
Ниже привожу текст написанного.
Милосердие – это доброта, умение сердцем почувствовать чужую боль и делами облегчить ее.
В рассказе Куприна “Чудесный доктор” тема милосердия показана с разных сторон”.
Например, отсутствием милосердия” пронизано все окружение Мерцалова. В их страшнейшей ситуации, когда одна дочь уже умерла, вторая тяжело болела, им нечего было есть и чем топить каморку. “Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду”. Но никто не проявил и капли сочувствия и жалости “но все отоваривались или праздничными хлопотами или неимением денег”.
В тоже время абсолютно незнакомый человек, который оказался еще и доктор услышал боль Мерцалова, не отмахнулся от него, а сказал: “Может быть вместе придумаем что-нибудь для вас”. Он выписал лечение Машутке, дал денег купить еды и оставил несколько крупных кредитных билетов.
Доктор оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство окружающих.
Как следует из рассказа именно проявленное милосердие способно сотворить чудо. Именно проявление Пирогова к семье Мерцаловых привело к счастливым изменением всей семьи.
С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой
малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых
трудоустроиться, найти свою социальную нишу.
Это проблема противопоставление двух разных миров,
существующих в одно время и в одном месте.
Прежде всего, это проблема любви к ближнему,
которая решается в рассказе в позитивном
гуманном ключе.
Благотворительность, милосердие… Трудно представить
себе, что этого просто нет.
Чудесный доктор Пирогов является ярким примером
благотворительности и человеческого милосердия.
Рассказ А. И. Куприна доказывает, что один единственный
случай в жизни человека может так повлиять на
дальнейшую судьбу.
Поступок доктора Пирогова может служить примером
благородства, человеческой доброты.
Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым.
Несчастный отец не предполагает, кто перед ним.
Слова “незнакомец”, “доктор”, “профессор Пирогов”
возникают попутно при описании событий.
Каждое новое определение постепенно знакомит
нас с каким-то новым качеством героя.
Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, “незнакомец”,
немного спустя уже “доктор”, и, наконец,
мы узнаем, какой доктор: “профессор Пирогов”.
Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем,
добром и заботливом докторе, которые всегда
были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить
фамилию в заголовок.
При таком названии рассказа все, кому помогали
“чудесные доктора”, и кто считал себя таким доктором,
могли отнести название рассказа к событиям своей жизни.
Главное в рассказе А. Куприна, состоит в том, что чудо
сострадания, милосердия, помощи человеку,
должно стать “обыкновенным чудом” для каждого
совестливого человека.
О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый
великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте
и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами,
пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из
главных черт характера многих.
Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать
что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет
задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря.
Одно из самых наиболее моих любимых произведений — рассказ
А. И. КупринА «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем
более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого
праздника. Рассказ КупринА основан на реальных событиях: «… рассказ не есть
плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько
добр, что спас целую семью.
Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19
века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого,
маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут
превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей
Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом
потерял работу, единственный источник своего существования. В результате
последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от
голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной,
тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает
краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые
выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится
пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан
этот рассказ…
Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых,
сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни
на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет
дела до того, что рядом кто-то страдает. Наверняка, рядом с Мерцаловыми
были вполне достойные и…
добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой-
то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и
Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как
страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов
был отправиться вслед за ним. Однако иногда случается чудо. Ведь именно
настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с
жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова.
Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам.
Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному
прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие
живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих
злоключениях.
Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого
не сделал. Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство
окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических
ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет помочь. В сущности, чудесный
доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного. Он просто пришел
на помощь в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и
Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала
Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор «по
рецепту профессора Пирогова», а также несколько крупных кредитных билетов.
Если вдуматься, то на месте доктора мог оказаться любой человек, в чьем сердце
есть хоть капля милосердия. Но, увы, люди равнодушно относились к страданиям
других.
Рассказ КупринА «Чудесный доктор очень правдоподобен, в нем много
реалистичных деталей. Жанр рассказа привычен для КупринА. Этот писатель
донес до нас атмосферу конца 19 века, благодаря его произведениям мы
лучше понимаем прошлое своей страны. О КупринЕ часто говорят как о
мастере «малых» форм прозы. И на самом деле, произведением малого объема
писателю удается много сказать… Невозможно остаться равнодушным к тому, о
чем мы узнаем со страниц произведений КупринА.
Главная
Литература
Проблематика рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»
Творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, ключевые темы и проблемы рассказов писателя. Комментированный пересказ сюжетов рассказов «Чудесный доктор» и «Слон». Нравственная значимость произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающий потенциал.
посмотреть текст работы
скачать работу можно здесь
полная информация о работе
весь список подобных работ
Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
Факультет русской и славянской филологии
Кафедра теории и истории русской и зарубежной литературы
Проблематика рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»
Научный руководитель: доц. Д. А. Крутиков
Глава 2. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»
Актуальность и новизна исследования. Александра Ивановича Куприна с уверенностью можно назвать одним из лучших русских писателей начала XX века, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.
Как отмечает В.Н. Афанасьев: «Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем. Восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия. Все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней» Афанасьев В.Н. Александр Куприн. — URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330..
Он является автором таких замечательных рассказов как: «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Белый пудель», «В цирке», «Чудесный доктор», «Слон» и др. В каждом из этих рассказов показывается действительность, жизненные ситуации, проблемы, которые актуальные и в наше время.
К сожалению, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» детально не анализировались в куприноведении. Поэтому мы предприняли идейно-художественный анализ (за исключением речевой характеристики персонажей, стилевых особенностей произведений) этих рассказов, сопроводив его детальным комментированным изложением сюжетов произведений.
Отсюда, цель исследования: анализ проблематики рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон» в аспектах идейного и художественного своеобразия.
1. Раскрыть творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, отметить ключевые темы и проблемы рассказов писателя.
2. Дать комментированный пересказ сюжетов рассказов «Чудесный доктор» и «Слон».
3. Проанализировать данные рассказы в аспектах социальной, психологической, нравственной проблематики.
4. Сделать вывод о нравственной значимости этих произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающем потенциале.
Методологическая основа исследования. Мы опирались на труды таких исследователей, как Афанасьев В., Берков П.Н., Волков А., Кулешов Ф.и др.
В работе задействованы такие, методы исследования, как биографический, историко-функциональный, психологический, аксиологический и др.
Объект исследования — малая проза А.И. Куприна. Предмет — проблематика рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон».
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться:
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных литератур.
«Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности — вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции», — пишет А.А. Волков[6;с.277] Действительно в своих произведениях писатель изображает жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день.
Литературная деятельность А. И. Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок», за что был посажен на гауптвахту, так как воспитанники военных училищ не имели права выступать в печати. Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств — самоуважения, находчивости, гордости.
А.И. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой.Это все отображается в ранних рассказах писателя: «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Страшная минута», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», « Безумие» и другие.
Особая примета раннего творчества А.И. Куприна — большой тематический диапазон, при этом внимание писателя было сосредоточено на жизни демократических слоев общества. Главную ценность многостраничной книги «российских типов», создаваемой им, составляла сочная бытопись и сочувственный и гуманистический тон по отношению к своим героям.
Афанасьев В. считал, что в ранних рассказах, несмотря на их неравноценность, «проявляется главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека-труженика, человека из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни» Афанасьев В.Н. Александр Куприн. — URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330.. Лучшими произведениями молодого А.И. Куприна считаются его «военные» рассказы — «Дознание», «Прапорщик армейский». За семь — восемь лет своей писательской молодости А.И. Куприн напечатал примерно сорок рассказов, две повести, четырнадцать бытовых очерков, полдесятка «производственных» очерков, ряд стихотворений, бессчетное количество репортерских заметок, газетных статей, фельетонов, корреспонденций и хроник.
В 1897 г. А.И.Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Тут была написана и замечательная повесть «Олеся». В этих рассказах также писатель описывает природу как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир. Писатель стремился показать, что вековое угнетение не могло сломить живую душу народа, смять его могучий талант, чувство добра и справедливости. Как писал Волков, ?? « Пусть крестьянство еще живет косной и темной жизнью, но в его среде из поколения в поколение переходит стремление к доброму и прекрасному»[6;с.279]
К тематике природы также относится ряд рассказов А.И. Куприна о животных такие, как «Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Пиратка», «Собачье счастье», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Например, в рассказе «Белый пудель» идет воспевание честной бедности, солидарности « гуттаперчевого мальчика» Сережи, четвероногого артиста Арго и веселого, бескорыстного босяка дедушки Лодыжкина в столкновении с богатыми, перекормленными дачниками и их прислугой. Здесь автор поднимает тему социального неравенства, а также бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших».
В 1903 г. появляется первый том рассказов Куприна, выпущенный в журнале горьковским «Знанием». В него вошли несколько рассказов, в том числе и «Болото», который как отмечают критики, является одним из лучших рассказов писателя. Драматическая напряженность рассказа создается изображением определенной обстановки, многочисленными эмоционально-психологическими деталями.
Как отмечает Волков в своем работе: ?? «По содержанию и по настроению этот «бессюжетный» рассказ довольно резко делится на две части. Первая вступительная, носящая несколько философический характер, посвящена рассуждениям студента Сердюкова о таинственной душе русского крестьянства. Связь между первой и второй частью можно проследить только по внутреннему, эмоционально и психологическому аспекту, связь же с основной частью, где возникает тема «болото», губящего человека.
Страшное в рассказе не в нагнетании каких-то ужасов, не в кошмарных видениях. Страшное — в безразличной и полной покорности лесника Степана своей судьбе. В вещах, о которых, казалось бы, нельзя говорить без муки и протеста, Степан сообщает как о чем-то привычном, неизбежном, неотвратимом: « И жена и ребятишки все извелись, просто беда. Грудной еще ничего покуда…. А мальчонку, вашего крестника, на прошлой неделе свезли в Никольское. Это уж мы третьего по счету схоронили….. Позвольте-ка, Егор Иванович, я сам посвечу. Поосторожнее тут»[17,с.246] Рассказ «Болото» — это рассказ о путешествии в один из кругов дантовского ада. Но завершается путешествие как бы возращением к свету, и студентом Сердюковым снова овладевает столь присуще ему радостное» [8; с. 280]
Чуть позже в 1905 году А.И. Куприн обращается к теме критики мещанской интеллигенции и разоблачения реакционного режима. Эта тема занимает значительное место в его творчестве. Наряду с рассказом «Река жизни», в котором изображение омертвелого мещанского быта достигает чеховской остроты и беспощадности, большой интерес представляет рассказы «Убийца», «Обида», «Бред», «Механическое правосудие». Эти рассказы очень разные по своей поэтике, связаны общей идеей гуманистического протеста против насилия над человеком.
В рассказе «Механическое правосудие» писатель подвергает критике буржуазно-помещичью «законность». Это рассказ анекдот, но анекдот, проникнутый беспощадной иронией. Некий преподаватель латыни и греческого языка изобрел «машину для сечения». Он выступает в губернском дворянском собрании с лекцией о своем изобретении. По несчастной случайности лектор был захвачен рычагами демонстрируемой машины и основательно выпорот.
Рассказ «Механическое правосудие» вырастает в широкую и злую сатиру не только на царское правосудие, предстающее в виде тупой машины для сечения, но и на всю «философию» защитников «порядка».
В том же году выходит большой рассказ Куприна «Штабс-капитан Рыбников», где изображен японских разведчик в Петербурге, маскирующийся под туповато-грубого штабс-капитана и проникающий под таким видом в различные учреждения для сбора необходимый ему сведений.
Создание этого образа выявило глубинные возможности психологического дарования А.И. Куприна. Его не интересовала сама рискованная деятельность «штабс-капитана», но занимали тайные движения загадочной для него души. «Какие страшные ощущения должен он испытывать, балансируя весь день, каждую минуту над почти неизбежной смертью» — думает о нем второй герой рассказа, известный петербургский фельетонист Щавинский. Воссоздать эти «ощущения», не прибегая к раскрытию их самим «штабс-капитаном», — основная психологическая задача рассказа.
Сюжет рассказа построен на психологических перипетиях тайной напряженной борьбы «с чужой душою», которую затевает фельетонист с Рыбниковым. Цель этой борьбы — не разоблачение разведчика как такового, маска мнимого капитана могла обмануть лишь людей недалеких и беспечных в своем самодовольстве. Цель Щависнкого — понять душу «смельчака», раскрыть тайну «этого постоянного напряжения ума и воли, этой дьявольской траты душевных сил». Достигнуть этой цели ему удается только отчасти, — Рыбников продолжает свою отчаянную игру,- и полный уважения и ужаса перед необычной силой воли и «одиноким героизмом» фельетонист вдевает в петлицу капитанского пальто бутоньерку с розой в знак мира: «не будем больше изводить друг друга».
Психологический облик капитана Рыбникова создается путем накопления отдельных наблюдений за его поведением, речью, скрытым презрением. Воссоздания психологии человека путем самораскрытия дается в рассказе «Река жизни»(1906). В течение обыденной пошлой жизни врывается нечто трагическое. Студент, увлеченный недавними революционными событиями, не выдерживает испытания и на допросе жандармского полковника предает своих товарищей. Прежде чем застрелиться, он пишет письмо-исповедь, в которой прослеживает, как постепенно шло проникновение в его душу подлой и рабской трусости. Студент видел, как в дни революции рождались орлята, он и сейчас не отрекается от нее, но у него дряблая душа, и он решает умереть.
Одним из лучших произведением А.И. Куприна считается рассказ «Гамбринус» (1907г.). Он был создан в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, и стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. В рассказе перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.
Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек — тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя Сашки о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества : «Казалось что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей «Гамбринуса», ни для самого Сашки:
— Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит»[17, т.4, с. 309]
В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии. Как отмечает Волков:- « Рассказ «Гамбринус» тоже является одним из тех произведений писателя, в которых он обращался к народной жизни и хотел показать душу народа, жаждущую красоты и добра вопреки еще торжествующему социальному злу. Рассказ «Гамбринус» одно из самых законченных, целостных и изящных произведений Куприна. По идейной остроте рассказ может соперничать с лучшими произведениями писателя. »[6;с.282]
Писатель стремится придать рассказу характер истории, случившейся в действительности. Герой рассказа — музыкант, еврей Сашка, развлекающий публику в кабачке «Гамбринус», — самородок, талантливейший артист, но тяжкая несправедливость жизни загнала его в «пивное подземелье», лишила его возможности в полной степени проявить свое дарование. Погромщики изуродовали ему руку, когда избивали его. Но нельзя сломить дух человека, находящего поддержку в народе и знающего, что его искусство нужно трудовым людям.
Давая оценку художественного мастерства А.И. Куприна, критика обычно отмечала простоту и вместе с тем большую выразительность его языка. О первом томе «Рассказов» писателя, изданном «Знанием» в 1903 г., Лев Толстой писал: « В нем много лишнего, но очень ярко и хороши тон и язык». Язык «Гамбринуса» им был назван «прекрасным». В 1909 году А.И. Куприн вместе И.Буниным получил Пушкинскую премию, присуждаемую Отделением русского языка и словесности академии наук.
Осенью 1919 г. писатель эмигрирует — вначале в Финляндию, затем во Францию. С 1920 г. Куприн живет в Париже. Произведения Куприна эмигрантского времени по содержанию и стилю резко отличаются от произведений дореволюционного периода. Основной их смысл — тоска по отвлеченному идеалу человеческого бытия, грустный взгляд в прошлое.
Таким образом, А.И. Куприн в своих рассказах обращается к разным жизненным ситуациям , где поднимает такие темы как социальное неравенство, любовь к ближнему, страдания и муки простых народов, также при этом призывает своих читателей к нравственности, к доброте, к гуманности. Его рассказы хоть и маленькие по содержанию, но емкие по смыслу.
глава 2. гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. куприна «чудесный доктор» и «слон»
А.И. Куприн, по справедливому замечанию А.А. Волкова, является достойным продолжателем «гуманистических идей великой русской литературы XIX века»[]. Целью данной главы является анализ купринских рассказов «Чудесный доктор» и «Слон» в свете авторского гуманизма.
Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (1897) основан на реальных событиях, как об этом говорит сам автор: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму» [15, т.1, с. 163](Здесь и далее в целях экономии места цитаты из рассказов А.И. Куприна будут оформляться в виде затекстовых ссылок. — А.К.).
После этого предварения начинаются собственно события рассказа. Перед нами двое голодных мальчиков, братьев, Гриша и Володя, которым поручено передать письмо для влиятельного лица: возможно, этот человек поможет трудоустроиться их отцу. Изголодавшиеся дети стоят перед витриной продовольственного магазина, мечтательно созерцают горы снеди, продуктов, которые недоступны для них.
С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых трудоустроиться, найти свою социальную нишу.
Братья подавив тяжелый вздох и кинув последний жадный взгляд на праздничные столы, огни возвращаются с нарядных улиц домой в подвал: «Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.
Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты» [15, т.1, с. 164].
Здесь их ждала измученная мать, больная сестра и голодный младенец:
« В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель» [15, т.1, с. 164].
Далее в рассказе появляется сам Мерцалов: «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош . Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен , точно у мертвеца» [15, т.1, с.166 ].
Видя свою семью в таком состоянии, от безысходности Мерцалов уходит из дома. Его мучает мысль о том, что в праздничный вечер он не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке. Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» [15, т.1, с. 167].
На это ему так же оказывает влияние сама природа: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины» [15, т.1, с. 167].
Но в самый неожиданный момент появляется главное действующее лицо рассказа — чудесный доктор: «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» [15, т.1, с. 168].. Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел… Подарочки! » [15, т.1, с. 169]
Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» [15, т.1, с. 169] Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность.
Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!» [15, т.1, с. 170]
Позже семья узнала фамилию этого добродетели из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.
И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора.
Эту историю автор услышал от одного из братьев Мерцаловых, который стал крупным сотрудником банка. И каждый раз вспоминая о чудесном докторе, он говорил со слезами на глазах: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо» [15, т.1, с.171].
Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. И самое главное в жизни — никогда не унывать, не опускать руки, искать выход из любой жизненной ситуации, также самому иметь доброе, чуткое сердце, отзываться на помощь и верить в себя и своего ближнего.
Следующий рассказ А.И. Куприна «Слон», несмотря на то, что писался для детского журнала, содержит серьезные проблемы общечеловеческого характера. Прежде всего, это проблема любви к ближнему, которая решается в позитивном гуманном ключе, почти так же, как в рассказе «Чудесный доктор», где проблема милосердия решена писателем через образ доктора Пирогова, его можно рассматривать как своеобразный авторский идеал. В рассказе «Слон» основную идейную и художественную нагрузку несет на себе образ животного, слона. Это своего рода открытие А.И. Куприна, поскольку о доброй, гуманизирующей силе анималистических образов в русской литературе говорится не часто. Представляется важным подробно рассмотреть это произведение. Рассказ состоит из 6 частей.
В первой части мы узнаем, что маленькая девочка по имени Надя сильна больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Даже во сне она видит что-то серое и скучное, как осенний дождик» [18,т.4, с. 399]. Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку. Она видит как волнуются за нее родители: «Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий» [18,т.4, с. 399]. Но сама не понимает что с ней творится, ей все скучно.
В 3-й части вдруг девочка проснувшись утром захотела слона, что приснился ей во сне. Радостный отец быстро исполняет желание своей дочери, но этот слон был игрушечный: « большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков» [18,т.4, с. 400]. Надя с равнодушием смотрела на игрушечного слона, и не хотела огорчить отца: «Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез» [18,т.4, с. 400]. Не зная что делать, отец Нади уходит из дома, чтоб как-нибудь исполнить желание своей дочери
Далее в 4-й части идет разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза — ровесница Нади.
В 5-й части автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые» [18,т.4, с. 405]. Отец Нади делает все возможное, чтобы осуществить мечту своей любимой дочери.
И наконец кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты — момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть на что и животное отвечает ей взаимностью: «Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются» [18,т.4, с. 405].
Так и играя весь день Надя с слоном засыпает около него. Утром проснувшись «бодрая, свежая и, как в прежние времена», она ищет слона Томми. «Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.
— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!» [18,т.4, с. 408].
Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.
Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.
Образ Нади — это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец — любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама — идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.
Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное — не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.
Итак, рассказы «Чудесный доктор» и «С
Проблематика рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон» курсовая работа. Литература.
Контрольная Работа Мир После Первой Мировой Войны
Реферат по теме Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Контрольная Работа По Английскому 7 Класс Кузовлев
Дипломная работа: Организация бухгалтерского и налогового учета основных средств на предприятии
Дипломная работа по теме Биотехнические мероприятия по кабану в Государственном природном зоологическом заказнике областного значения «Желундинский»
Реферат: Методические рекомендации для учителей культуры общения вопросы, рассматриваемые в аттестационной работе для учителей культуры общения, претендующих на I, II и высшую квалификационную категорию темы по культуре общения
Реферат: Поляки на Енисее
Дипломная работа по теме Горно-геологическая характеристика залегания месторождения
Реферат Внешняя Политика Ссср В Эпоху Перестройки
История Зарождения Легкой Атлетики Реферат
Дипломная работа по теме Сеть NGN города Рязани
Контрольная работа по теме Математические методы в экономическом анализе
Гост По Курсовой Работе 2022
Реферат по теме Коммерческие организации и фирмы
Дипломная работа по теме Применение колтюбинговой технологии в бурении
Курсовая работа по теме Проектирование свинарника-откормочника на 1100 голов
Курсовая работа: Финансовый анализ в организации. Скачать бесплатно и без регистрации
Контрольная работа по теме Природно-продуктовые вертикали
Сочинение О Подруге На Английском
Реферат по теме Электронная почта
Юрій Дрогобич – ректор Болонського університету — История и исторические личности реферат
Материнский капитал — Государство и право дипломная работа
Состав элементной базы СМЭ — Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника реферат