Добавлено: 14 июня 2021 в 11:01
В 2022 году одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий для девятиклассников станет итоговая аттестация. Каждый российский школьник будет сдавать ОГЭ по русскому языку. Этот экзамен для многих является судьбоносным. Его результат влияет на получение аттестата, на поступление в профильный класс или колледж. В этой статье мы поговорим о том, что необходимо учитывать при подготовке к ОГЭ и о других нюансах этого важного испытания.
Структура ОГЭ по русскому языку
Чтобы готовиться к экзамену, нужно знать, какие задания входят в программу итоговой аттестации. По правилам 2021 года работа разбита на три части:
- часть 1 из 1 задания на написание сжатого изложения оценивается в 7 баллов;
- часть 2 из 7 вопросов, за которые можно заработать по 1 баллу;
- часть 3 из 1 задания на написание сочинения по заданному тексту оценивается в 9 баллов.
Всего на ОГЭ можно набрать 33 балла, но 7+7+9 = 23 балла. Откуда взялось еще 10? Это дополнительные баллы за грамотность при написании изложения и сочинения. Таким образом задания №1 и №9 в сумме могут принести 26 баллов, то есть три четверти от общего результата. Очевидно, что они требуют особой подготовки, о чем мы поговорим ниже.
И еще один вопрос: как оценивать ОГЭ по русскому языку? Школьники привыкли к стандартным оценкам по пятибалльной шкале, а на экзамене выставляются не совсем понятные баллы. Ответ прост: эти баллы переводятся в пятибалльную систему по специально разработанной шкале. В 2021 году шкалирование осуществляли по следующим правилам:
- двойка — до 14 баллов;
- тройка — от 15 до 22 баллов;
- четверка — от 23 до 28 баллов;
- пятерка — более 29 баллов.
Для получения четверки необходимо выполнить дополнительное условие: не только набрать больше 23 баллов, но и не менее 4 баллов за грамотность в сочинении и изложении. Для получения пятерки нужно набрать более 6 баллов по критериям ГК1-ГК4. Тем, кто готовится к ОГЭ 2022 года, можно предварительно ориентироваться на текущую шкалу, но Рособрнадзор может изменить правила оценивания. Мы обязательно расскажем об этом в блоге или новостях.
Сжатое изложение
При подготовке к написанию сжатого изложения необходимо учесть две группы требований. Формальные требования касаются, прежде всего, объема работы. В сжатом изложении должно быть 70 слов и более. Это условие коррелирует и с объемом сочинения. Максимум за эти задания (включая 10 баллов за грамматику) можно получить, если в обоих видах работ не менее 140 слов (по 70 и более в каждом).
Как тренировать изложение? Начать следует с изучения критериев оценивания в актуальной демоверсии, чтобы понять, сколько баллов и за какой элемент содержания выставляют эксперты. Соответствующие элементы должны быть и в работе.
Основные критерии оценивания сжатого изложения:
- насколько правильно выделены микротемы и отражено содержание исходного текста;
- использованы ли приемы сжатия текста;
- насколько связно написано изложение.
Тексты для тренировки можно прослушать в банке заданий ФИПИ в разделе «Информационная обработка текстов…». На этом же портале представлена и другая полезная информация для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
«Тестовая» часть
В этой части представлено 7 заданий с кратким ответом. В первых четырех заданиях требуется умение выполнять синтаксический, пунктуационный и орфографический анализ предложенного текста. Эти навыки закладываются на протяжении всего курса русского языка в школе, а также путем наработки словарного запаса. Больше читайте, старайтесь обращать внимание на расстановку запятых и других знаков препинания и, конечно же, уделите внимание правилам.
Задания №6-8 (и сочинение) относятся к другому тексту. При их выполнении от ученика требуется:
- понимание изложенного материала;
- умение распознавать средства выразительности;
- навыки выполнения лексического анализа, например, поиск синонимов.
Это относительно несложная часть ОГЭ по русскому , которую сложно подготовить за 5 минут. Впрочем, выучить и научиться выделять метафоры или эпитеты вы можете всего за одного занятие.
Сочинение
О формальной стороне сочинения мы уже говорили (70 слов и более). Работа выполняется по тому же тексту, что и блок заданий №6-8 из «тестовой» части. Участник ОГЭ по русскому языку может выбрать один из трех предложенных вариантов заданий, написав «рассуждение» по заданным правилам.
В работе должны присутствовать следующие элементы:
- насколько обоснован ответ на поставленный в задании вопрос;
- есть ли в сочинении фактические ошибки;
- представлены ли в работе примеры-аргументы из исходного текста (не менее двух);
- насколько стройно изложен материал;
- сохранилась ли смысловая целостность изложения.
Сочинение должно представлять собой самостоятельную работу. Запрещается полностью переписывать исходный текст (хотя цитирование в разумных переделах разрешено) или писать сочинение на «отвлеченную» тему, не связанную с заданием. Переписанные или нецелевые работы оцениваются в 0 баллов.
При тренировке сочинения следует отработать навык поиска примеров-аргументов. Посмотрите демоверсию контрольных измерительный материалов, чтобы понять, как это делается. Также поможет подробный разбор работ прошлых лет и, конечно же, практика. Обязательно потренируйте написание сочинения со спецификой ОГЭ. Это можно сделать в том числе и в рамках школьного сочинения (по предварительной договоренности с учителем).
Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!
Добавлено: 29 марта 2021 в 12:00
Итоговое сочинение или изложение — один из этапов государственной аттестации в 11 классе, своеобразный допуск с сдаче единого государственного экзамена. Это мероприятие обычно проходит в декабре, но в связи с пандемией в 2021 году школьникам еще предстоит доказать свое право на участие в ЕГЭ . Чтобы вы смогли лучше подготовиться, мы подготовили статью с основными моментами, которые помогут получить заветный «зачет». Для чего проводят итоговое сочинение? Зачем использовать аргументы? Как оценивается работа? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, прочитав наш краткий обзор.
Правила проведения
Итоговое сочинение или изложение проводится в 11 классах российских школ для проверки речевых навыков выпускников, умения рассуждать и приводить аргументы своей позиции. Организаторы утверждают, что это не еще одна контрольная по русскому языку, а междисциплинарное испытание. Конечно, грамотная речь и владение государственным языком — это основной критерий допуска к государственной итоговой аттестации. Однако на итоговом сочинении обязательно пригодится хорошая подготовка по литературе и обществознанию. В этом виде испытания участвует основная доля выпускников, тогда ка изложение могут выбрать участники с ОВЗ и другие особые категории школьников.
На написание работы участникам дается 235 минут. При этом особые категории выпускников (дети с ОВЗ) имеют право на дополнительные 1,5 часа. Для них организуются перерывы для приема пищи и лечебно-профилактических мероприятий. Инструктаж и заполнение бланков выполняются вне лимита времени на сочинение.
В сочинении должно быть более 250 слов с учетом служебных. Рекомендованное количество слов в работе — 350. Если участник нарушил требования к объему, он получает за работу 0 баллов и оценку «незачет». Такую работу придется переписывать. Аналогичный итог будет в случае несамостоятельного написания сочинения (зазубривание чужого текста или переписывание литературного произведения не поможет). В работе допускается цитирование различных источников, но с указанием ссылки (в любой удобной форме) и в объеме, меньшем, нежели объем собственного текста.
При проверке работы эксперты оценивают в том числе и аргументы, приведенные автором и подкрепленные примерами. В противном случае участник получает «незачет». Для аргументации своей позиции можно использовать цитаты и примеры из литературных произведений, устного народного творчества, публицистических, живописных, театральных работ и пр. Если вы планируете представить итоговое сочинение для получения дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ, обратите внимание на требования этого учебного заведения — они могут отличаться от стандартных, в том числе и в части аргументации.
Итоговое сочинение: особенности 2021 года
Первоначально мероприятие планировалось провести 2 декабря минувшего года, но в сложной эпидемиологической ситуации власти приняли решение о его переносе на 5 апреля. В середине марта образовательные власти решили еще раз сместить дату проведения итогового сочинения. В последней редакции проекта расписания указаны следующие сроки:
- основной этап — 15 апреля;
- резервные даты — 5 и 19 мая.
Таким образом выпускники успеют получить допуск и продолжить подготовку к основному испытанию — ГВЭ или ЕГЭ 2021 года, первые экзамены которого назначены на конец мая.
Темы и аргументы итогового сочинения
Еще осенью прошлого года были опубликованы пять тем итогового сочинения. Все они будут рассмотрены ниже, но сразу рекомендуем не готовить одну из тем, поскольку она может оказаться слишком сложной. Для страховки выберите 2-3 «своих» направления, что в итоге даст возможность выбрать лучший вариант. Далее мы рассмотрим особенности каждой темы и аргументы, которые можно использовать в ответе.
«Забвению не подлежит»
В эту категорию попадают темы, которые посвящены историческим личностям, событиям и явлениям культуры, науки, литературы, философии. В качестве аргументов можно использовать сюжеты произведений с историческим уклоном:
- «Капитанская дочка»;
- «Война и мир»;
- «Слово о полку Игореве»;
- «Тихий Дон»;
- «Бородино»;
- «На западном фронте без перемен».
«Я и другие»
Раскрывая тему в рамках этого направления, обратите внимание на роль личности в жизни общества, особенности взаимодействия между людьми, проблематику самоопределения. Плюсом будет опора на личный опыт и примеры из литературных источников.
Аргументы и примеры можно черпать из следующих источников:
- «Отцы и дети»;
- «Евгений Онегин»;
- «Горе от ума»;
- «Мертвые души»;
- «Отверженные».
«Время перемен»
Тематика этого направления вдохновляет на рассуждения об изменчивом мире и влиянии этих перемен на сознание, поведение и выборы человека. Эти темы поднимаются в следующих произведениях:
- «Герой нашего времени»;
- «Обломов»;
- «Белая гвардия»;
- «На дне»;
- «Маленький принц».
«Разговор с собой»
В рамках этого направления целесообразно заглянуть в свой собственный мир, понять, являетесь ли вы собой, познали ли собственные возможности.
- «Преступление и наказание»;
- «Мастер и Маргарита»;
- «Доктор Живаго»;
- «Человек в футляре»;
- «Гроза».
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Что любит современный человек? Каковы его культурные потребности, личностные устремления? Что характерно для жителя планеты в XXI веке? Эти и другие вопросы помогут справиться с итоговым сочинением.
- «Гарри Поттер»;
- «1984»;
- «Хроники Нарнии»;
- «Чучело»;
- «Оно».
Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!
Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.
Формат экзамена
В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:
- Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
- Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).
Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.
Структура КИМа
На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:
- задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
- задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
- задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
- задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.
Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:
Оценивание
Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:
Задание | Тип задания | Макси2мальный бал |
1 | Чтение вслух | 2 |
2 | Пересказ текста | 5 |
3 | Монолог | 3 |
4 | Диалог | 2 |
— | Владение русским зыком | 8 |
Всего | 20 |
В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».
Важные моменты собеседования
Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.
№1 – чтение вслух:
- интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
- темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.
№2 – пересказ текста:
- передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
- отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
- уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
- правильность цитирования;
- степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.
№3 – монолог:
- в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
- монолог должен содержать не менее 10 фраз;
- в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
- участник должен учесть речевую ситуацию;
- высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.
№4 – диалог:
- отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
- учитывать речевую ситуацию.
Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.
Письменный ОГЭ по русскому языку
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Формат экзамена
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Структура КИМа
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценивание
Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:
Часть | Задания | Максимальный балл |
I | №1 | 7 |
II | №2-7 | 7 |
III | №9 | 9 |
За грамотность и точность речи | 10 | |
Всего | 33 |
Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка | Баллы |
5 | 29-33 |
4 | 23-28 |
3 | 15-22 |
не сдал | 0-14 |
Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Секреты подготовки
Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы) и сочинения (3 часть работы).
Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.
Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:
- Орфография;
- Лексика;
- Синтаксис;
- Пунктуация.
Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.
Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).
Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:
- Объем ответа – не менее 70 слов.
- Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
- Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.
Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:
Читайте также:
- ОГЭ по литературе в 2022 году
- ОГЭ по биологии в 2022 году
- ОГЭ по информатике в 2022 году
В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.
Каким будет ОГЭ 2022 года
Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.
ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:
- устной (февральское собеседование);
- письменной (собственно, сам экзамен).
Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:
- Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
- Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
- Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.
Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.
Задание №1 – изложение
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:
В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.
Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:
- При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
- При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
- Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
- После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
- Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.
Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.
Критерии оценивания изложения
Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.
Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:
- изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
- каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
- в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).
Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-1 | Содержание изложения | 2 |
К-2 | Сжатие исходного текста | 3 |
К-3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.
Приемы сжатия текста
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
- исключение;
- обобщение;
- замена.
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения — простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи — косвенной;
- части текста — одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Видео-урок
Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.
Читайте также:
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ФИПИ ОГЭ 2022 года
- Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Любовь. Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3 ОГЭ 9 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Что такое любовь?
Подготовка
к написанию
сочинения-рассуждения 9.3. на -
2 слайд
Описание слайда:
Работа с текстом изложения
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение
https://rus-oge.sdamgia.ru/files/5399.mp3 -
3 слайд
Описание слайда:
Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?
Юношеская мечта о любви — это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.
Любовь — это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.Работа с текстом изложения
-
4 слайд
Описание слайда:
Работаем над сжатием текста:
Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?Микротема 1:
Вопросы личных отношений актуальны для всех поколений.
-
5 слайд
Описание слайда:
Работаем над сжатием текста:
Юношеская мечта о любви — это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.Микротема 2:
Для подростков важны любовь и отношения со сверстниками. -
6 слайд
Описание слайда:
Работаем над сжатием текста:
Любовь — это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.Микротема 3:
Любовь основана на доверии.
-
7 слайд
Описание слайда:
Времена меняются. Приходят новые поколения. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей, волнует все то же: как обратить на себя внимание любимого, как отличить увлечение от любви.
Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании, ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками, показать свои качества и способности перед тем, кто готов понять.
Любовь – это безграничное доверие двоих друг к другу, раскрывающее в каждом все лучшее. Настоящая любовь включает в себя дружеские отношения, но она всегда больше дружбы. Только в любви мы признаем за другим человеком право на то, что составляет наш мир. -
8 слайд
Описание слайда:
Пример задания 9.3.
9.3 Как вы понимаете значение слова Любовь? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. -
9 слайд
Описание слайда:
Структура сочинения
I. Вступление. Тезис. Даём определение слову и комментарий к нему.
II. Основная часть
а) аргумент 1: из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения.
б) аргумент 2: из собственного жизненного опыта.
III. Заключение. Вывод.
Помните, в сочинении должно быть как минимум 3 (ТРИ) абзаца.
Каждый абзац начинается с красной строки.
В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов -
10 слайд
Описание слайда:
Структура сочинения (I этап)
Вступление. Тезис
Формулируем тезис: даём определение слову. В данном случае слову ЛЮБОВЬ .
Любовь — это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, симпатии.
Любовь – это состояние души, когда другой человек становится дороже всего на свете.
Любовь – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие, доверительные отношения между людьми.
Любовь – это непреодолимое влечение одного человека к другому, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать.!!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Любовь – это когда….
-
11 слайд
Описание слайда:
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия и связать его с прочитанным вами текстом.
Например: Любовь может проявляться по-разному: кто-то признается в своих чувствах, а кто-то не может сказать о своей любви вслух, поэтому выражает чувства в поступках.Комментарий (I этап)
-
12 слайд
Описание слайда:
Примеры комментария к тексту:
Любовь делает человека счастливым, наполняет его жизнь смыслом.
Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания.
Любовь способна стать смыслом жизни, заставить искренне восхищаться возлюбленными и совершать ради них невероятные подвиги.
Любящего отличает способность прощать и ценить любимого больше всего на свете.
Любовь заставляет человека переживать и волноваться за любимого, толкает человека на рискованные поступки ради дорогого человека.
Любовь духовно преображает человека, делает его чище, благороднее, добрее. -
13 слайд
Описание слайда:
Примеры комментария к тексту:
Настоящая, искренняя любовь приходит только к тем, кто сам может любить, дарить другим тепло, радость, помогать им, оберегать.
Любовь воодушевляет и окрыляет людей, они перестают чувствовать себя одинокими и осознают, что для кого-то их жизнь важна.
Любящий человек способен мечтать и воплощать мечты. -
14 слайд
Описание слайда:
Критерий оценивания
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его – 1 б.Экзаменуемый дал неверное определение
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б. -
15 слайд
Описание слайда:
Основная часть.
Аргументы(II этап)В основной части необходимо привести 2 примера-аргумента
1) из указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.) или литературы.Примеры должны
— соответствовать данному комментарию;
— иллюстрировать данное определение и комментарий. -
16 слайд
Описание слайда:
Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту ( укажите автора).
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (укажите автора).
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
Это определение можно доказать на таком примере.
В подтверждение приведу также пример из жизни.
Так, герой текста….
-
17 слайд
Описание слайда:
Аргументы из жизненного опыта
Свою историю любви рассказывали мне мои родители: папа ждал маму после института и провожал, а она даже не замечала его. Но однажды он заступился за нее перед грубым прохожим и обратил на себя внимание красавицы. Так они и познакомились. Упорство и верность своей мечте помогли папе добиться расположения той, кого он полюбил. Значит, любовь пробуждает наши самые лучшие качества!
Собственный опыт
Примером любви может служить удивительная история взаимоотношений моих родителей. Они полюбили друг друга , учась в девятом классе. Влюбившись, мой папа был даже пробовал писать стихи. А сколько поступков он совершал для любимой: то огромный букет ей приносил, то, ужасно боясь высоты, прыгал с парашютом, даже на мотоцикле научился ездить, хотя сначала страшно боялся этого. Я люблю вместе с родителями рассматривать их школьные фотографии, на которых они такие молодые и такие счастливые. Так что и школьная любовь может стать основой будущей семейной жизни.
Мне нравится девочка из параллельного класса, я влюблен уже несколько месяцев. Иногда мы общаемся как друзья, встречаемся в компании , но сказать ей о своих чувствах я стесняюсь . -
18 слайд
Описание слайда:
Аргументы из жизненного опыта
А. С. Пушкин искренне любил свою жену Наталью Гончарову. Он посвятил ей прекрасные стихи. Поэт погиб на дуэли, защищая честь и доброе имя жены.
История и литература
Наталья Гончарова
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец. -
19 слайд
Описание слайда:
Аргументы из жизненного опыта
«Ру́сские же́нщины» — поэма
Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь.
История и литература
Их любовь – настоящий подвиг. Под подвигом мы обычно понимаем героический поступок. Казалось бы, что такого совершили жены декабристов, чтобы их поступок назвать подвигом? Они просто сделали то, что велело им их любящее сердце.14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге на Сенатской площади произошло восстание революционно настроенных дворян, вошедшее в историю как восстание декабристов . 31 человека приговорили к бессрочной каторге.
Многие из восставших имели семьи. Среди жён нашлись мужественные женщины, поехавшие на каторгу за своими мужьями. Они разделили с ними все тяготы изгнания. Эти женщины вошли в историю как жёны декабристов.
Княгиня
ЕкатеринаТрубецкая
Княгиня Мария Волконская -
20 слайд
Описание слайда:
Аргументы из литературы
В романе А.С Пушкина показана романтическая история любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой. Дубровский, увидев Машу, полюбил ее. Осознав свою любовь к девушке, Дубровский понимает важную вещь, в которой признается самой Маше: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию». Любовь помогла преодолеть жажду мести Позже Дубровский признается Маше и о тех трёх неделях счастья, когда он находился в Покровском и имел возможность просто наблюдать за ней. Как мила была ему мысль о том, что он охраняет её, пусть и тайно.Пушкин говорит о том, что настоящие чувства существуют, что ради любви можно прощать врагов, отступать от идеи мести, мириться с обстоятельствами и совершать подвиги.
А.С.Пушкин«Дубровский»
-
21 слайд
Описание слайда:
Аргументы из литературы
Петр Гринев защищал честь Маши, о которой Швабрин распускал грязные слухи. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе, сохраняя верность присяге или откликнуться на отчаянный мольбу Маши о помощи, Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Это грозило Гриневу судом, но Петру была безразлична его судьба, когда дело шло о жизни и чести Маши.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Петр Гринев
Маша Миронова
.
Ради спасения любимого девушка одна едет к императрице, чтобы просить его помилования. При этом она рискует собственным положением, раскрывая свою роль в произошедших событиях. Однако её любовь, заставляющая пойти на все ради любимого, рождающая в ней стремление спасти его любой ценой, помогает ей добиться своего и вернуть счастье для себя и дорогого ей человека. -
22 слайд
Описание слайда:
Аргументы из литературы
Избегающая людей и наедине зачитывающаяся любовными романами французских классиков Татьяна Ларина мечтает о любви. Познакомившись с Евгением Онегиным, девушка влюбляется в него. Он не был похож на людей из привычного круга общения девушки, казался ей особенным и оригинальным. В ее сознании начинают оживать идеальные образы книжных героев: «В единый образ облеклись, В одном Онегине слились». Чуткая искренняя душа Татьяны была переполнена чувствами и стремилась к Евгению в поисках взаимной любви.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» -
23 слайд
Описание слайда:
Аргументы из литературы
Владимиру Ленскому всего 18 лет. Как многие юноши в этом возрасте он романтичен и немного наивен душой. Владимир искренне верит в настоящую дружбу и чистую искреннюю любовь. Ленский — тонкая, возвышенная натура, романтичный, эмоциональный юноша. Владимир безумно влюблен в Ольгу, думает о своей любимой все время, посвящает ей стихи. Ленский питает к ветреной красавице восторженные чувства. Любовь Ленского к Ольге – это плод его романтического воображения: по мнению литературоведов, он любил не Ольгу, а образ, созданный им самим.
.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» -
24 слайд
Описание слайда:
Аргументы из литературы
Примером удивительно чистой любви может служить рассказ А. И. Куприна «Куст сирени». Вера, жена главного героя, по-настоящему любит своего супруга. Её любовь проявляется в терпении, внимании, трепетном отношении к проблемам любимого человека, в её готовности прийти на помощь Алмазову в любой ситуации. Сажая вместе с мужем куст сирени, героиня спасает репутацию мужа и доказывает, что для любящего сердца нет невозможного.А.И.Куприн
«Куст сирени» -
25 слайд
Описание слайда:
Аргументы из литературы
Трогательная, романтическая история любви Ассоль и Грэя — это центральная сюжетная линия произведения.
Красивый и богатый молодой человек Артур Грэй плавает по свету на своем корабле «Секрет». Однажды Грэй приплывает к местам, где живет Ассоль. В лесу Грэй видит спящую Ассоль и влюбляется в нее. Влюбленный Грэй говорит: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».
Повесть-феерия о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо.
А. Грин
«Алые паруса» -
26 слайд
Описание слайда:
Аргументы из зарубежной литературы
Трагедия рассказывает о любви юноши и девушки из двух враждующих веронских родов — Монтекки и Капулетти. На маскараде юный Ромео, встретив Джульетту, не может оторвать глаз от незнакомой девушки необыкновенной красоты. Она тоже чувствует непреодолимое влечение к юноше. Ромео целует Джульетту. Они узнают, какая пропасть их разделяет.
Ромео приходит под её окно. Джульетта вслух мечтает о Ромео. Он слышит эти речи и отвечает на них пылким признанием. Под покровом ночи молодые люди дают друг другу клятву любви и верности.Уильям Шекспир
«Ромео и Джульетта»
Любовь Ромео и Джульетты — не просто страстное чувство, которое не признает каких-либо преград, а и чувство, которое безмерно обогащает душу. -
27 слайд
Описание слайда:
Аргументы из зарубежной литературы
Герой этого произведения любит Розу, которая изводила его своими капризами и нелепыми требованиями, но она зародила в его сердце необъяснимое чувство. Путешествуя по мирам, Маленький принц видел множество роз, но ни одна из них не пробудила в нём готовности умереть за какую-то из них. Его любовь свободна от условностей, она бескорыстна.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц». -
28 слайд
Описание слайда:
Заключение. Вывод (III этап)
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим сочинением и не должен противоречить по смыслу тезису, комментарию и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. НО это не обязательно! -
29 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Написать сочинение- рассуждение по одному из предложенных вариантов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 319 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по понятию «любовь . Презентация содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения, примеры тезиса и комментария к нему, банк аргументов из литературы и жизненного опыта.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Похожие материалы
-
Презентация по русскому языку на тему «Дружба.Подготовка к сочинению -рассуждению 9.3 ОГЭ по русскому языку 9 класс»
-
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание сложных существительных»
-
Рабочая программа по русскому языку
-
Конспект урока «Научный стиль» 6 класс
-
Рабочая программа 5-9 классы русский язык
-
Рабочая программа для надомного обучения по русскому языку для 4 класса
-
Презентация к уроку по русскому языку на тему «Лингвистическое ассорти»
-
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Буквы И и Ы после приставок на согласный»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5452523 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»