Сколько раз в сказке злая царица обращается к зеркальцу с вопросом свет мой зеркальце скажи

Внеклассное мероприятие путешествие по сказкам а.с.пушкина цели: привить любовь к чтению книг; выявить читательский интерес школьников;

Внеклассное мероприятие « Путешествие по
сказкам А.С.Пушкина»

Цели:

·                                
привить любовь к чтению
книг;

·                                
выявить читательский
интерес школьников;

·                                
воспитывать
доброжелательные отношения в детском коллективе;

·                                
выявить
умственные и творческие способности учащихся;

·                                
закрепить знания детей о
произведениях А. С. Пушкина.

Оборудование:

1.                            
Портрет А.С. Пушкина;

2.                            
Выставка книг сказок А.С.
Пушкина;

3.                            
Выставка детских рисунков
сказок А.С. Пушкина;

4.                            
Презентация;

5.                            
Листки кроссвордов;

6.                            
Листки с отрывками из
сказок, разрезанные на строчки;

7.                            
Карта;

8.                            
«Чудесный мешочек» с
вещами: зеркало, яблоко, рыба, веревка, корона, петушок.

«Сказка
ложь, да в ней намек!

Добрым
молодцам урок».

А.С.Пушкин.

Ведущий: Добрый
день, дорогие ребята и уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на этом
мероприятии. Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вы читаете? Кто их
написал? Назовите сказки, которые написал А.С.Пушкин? Молодцы, ребята, я очень
рада, что вы знаете сказки этого замечательного поэта и писателя. А чтобы
проверить так это или нет, мы и отправимся с вами в увлекательное путешествие
по сказкам А.С.Пушкина. А отправятся в это путешествие две команды . Но этот
путь будет не из легких. Это путешествие состоит из нескольких остановок и на
каждой из них нужно будет выполнять различные задания. Но вы должны соблюдать
несколько правил:

Не
шуметь.

Ни
выкрикивать, а поднимать руку.

Задание
дослушивать до конца.

Быть
очень внимательными и т.д.

Команды
готовы отправиться в путь? (Ответы ребят) Тогда в путь.

I.                                   
Остановка «Приветствие»

Ведущий: Каждой
команде было дано тогда такое задание: придумать название, девиз, эмблему,
выбрать капитана. Приготовить приветствие для команды — соперницы и
многоуважаемому жюри. Перед тем, как отправиться в путь, давайте вспомним какие
сказки написал для детей А.С. Пушкин. Молодцы, ребята, правильно ответили на
данный вопрос. Это

1. Сказка
о золотом петушке;

2. Сказка
о рыбаке и рыбке;

3.Сказка
о попе и о работнике его Балде;

4. Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди;

5.Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях.

Разминка ( Командам
задаются вопросы)

1.Сколько раз старик
из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)

 С чем пришел невод в
первый раз? (С одною тиной.)

С чем пришел невод во
второй раз? (С травой морскою.)

С чем пришел невод в
третий раз? (С золотой рыбкой.)

2. Что случилось с
попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».)

 Со второго?
(«Лишился поп языка».)

С третьего щелчка?
(«Вышибло ум у старика».)

3. О каких чудесах говорится
в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о
богатырях, о царевне Лебеди.)

4. Какие волшебные
превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в
лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

5. К кому обращался
королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу,
к ветру.)

Кто ему подсказал,
где искать царевну? (Ветер.)

6. В каких сказках
Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три
щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три
девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у
синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т.
д.)

Остановка
«Викторина по сказкам Пушкина»

Ведущий: Сейчас
каждой команде по — очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный
ответ команда получает один балл.

1.                            
Что кричал петушок, сидя
на спице? («Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»)

2.                            
Расплачиваясь с Балдой поп
подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп,
за дешевизной.»)

3.                            
Что молвила третья
сестрица? («Я б для батюшки царя родила богатыря.»)

4.                            
Какими словами начинается
«Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой у самого синего
моря.»)

5.                            
Какими словами обращался
старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка!)

6.                            
Как начинает Пушкин
«Сказку о царе Салтане?»
(Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком ).

7.                            
Сколько лет рыбачил старик
из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?
(Тридцать три года).

8.                            
Что было разбитым у
старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»?
(Корыто).

9.                            
Какой рыболовной снастью
ловил рыбу старик из пушкинской сказки? (Неводом).

10.                        
Сколько желаний старухи
исполнила золотая рыбка? (Четыре).

11.                        
В тереме у скольких
богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? (У семи.)

12.                        
Какое слово отсутствовало
в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех …»?
(Стройнее).

13.                        
У семи богатырей из сказки
А.С. Пушкина была собака. А какая у неё была кличка? (Соколко).

14.                        
Кто заклевал до смерти
царя в сказке А.С. Пушкина? (Золотой петушок).

15.                        
В качестве кого или чего
использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле? (Сторожа).

16.                        
Что три девицы под окном
делали поздно вечерком в сказке Пушкина? (Пряли).

17.                        
Кем приходится ткачиха
молодой жене царя Салтана? (Сестрой).

18.                        
Где князь Гвидон из сказки
Пушкина провёл своё детство и отрочество? (В море-океане).

19.                        
Что «под косой блестит» у
пушкинской царевны Лебедь? (Месяц).

20.                        
Вспомните, какую фразу говорила
рыбка рыбаку после каждой его просьбы. («Не печалься, ступай себе с Богом»)

21.                        
Кем захотела стать
старуха, после чего рыбка превратила ее опять в крестьянку? (Владычицей
морской)

22.                        
Где жил старик со своею
старухой? (в ветхой землянке)

23.                        
кем захотела стать
старуха, после того как она получила новую избу? (Столбовою дворянкой)

24.                        
Каким волшебным предметом
владела мачеха из «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (волшебным
зеркальцем)

25.                        
Что приказала злая царица
Чернавке сделать с царевной в лесу? (связать и оставить на съедение волкам)

26.                        
Кто отправился на поиски
царевны? (королевич Елисей, ее жених)

27.                        
Чем добрая царевна
угостила старуху-нищенку? (хлебом)

28.                        
К кому обращался за
помощью Елисей во время поисков царевны? (к солнцу, месяцу, ветру)

29.                        
Кто подарил Дадону золотого
петушка? (Мудрец)

30.                        
Зачем Дадону золотой
петушок? (охранять его границы)

31.                        
От нападок какой птицы
царевич спас царевну Лебедь? (от коршуна)

32.                        
В кого и сколько раз
превращался князь Гвидон ?(в комара, в комара, в шмеля)

33.                        
Какой зверек грыз орешки с
золотыми скорлупками? (белка)

34.                        
Мимо какого острова лежал
путь купцов в царство славного Салтана? (мимо острова Буяна)

III.                                   
Остановка
«Кроссвордная»

Ведущий: Молодцы,
хорошо справились с этим заданием. А сейчас задание будет таким. Каждая команда
получает листок с кроссвордом и вопросами.

По  горизонтали:

1.И соседи присмирели,
Воевать уже не смели,
Таковой    им царь Дадон
Дал……. Со всех сторон. (Отпор)

3.Ах,ты мерзкое……..,
Это врёшь ты мне назло! (Стекло)

4.Кого убил на море князь Гвидон? (Коршун)

7.                            
Как звали
жениха из сказки “О мертвой царевне и семи богатырях”? (Елисей)

11.И послушалась ……,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)

13.Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька……. . (Черномор)

14.Ей в приданое дано 
Было…… одно. (Зеркальце)

16.Пристают к заставе гости,
…….. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

17.……..песенки поёт
Да орешки всё грызёт. (Белка)

18.Кто отвел молодую царевну в лес?
(Чернавка)

По вертикали:

2.Кто был сторожем у царя Гвидона?
(Петушок)

3. И жених сыскался ей………(Королевич)

5. Раз он в море закинул……,
Пришёл …… с одною тиной. (Невод)

6. Глядь: опять перед ним землянка,
А пред нею разбитое……  .(Корыто)

8.Кого спас князь Гвидон от коршуна?
(Лебедь)

9. В кого третий раз превращался
князь Гвидон? (Шмель)

10. Слушай: платить обязались черти
Мне ……до самой смерти.. (Оброк)

12. Сказка ложь, да в ней …..,
Добрым молодцам урок. (Намек)

15.Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть ……..вам уж будет. (Изба)

17. А…….. над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит. (Балда)

Игра с болельщиками.

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны…

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняют. («Сказка о царе
Салтане…»)

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит» («Сказка о царе
Салтане»)

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу». («Сказка
о попе и работнике его Балде»)

«Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит

За такое одолженье,-

Волю первую твою

Я исправлю, как мою». («Сказка о золотом
петушке»)

«Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась». («Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»)

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красивые сапожки».

«…Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи…»

«Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт, да сам и облупит…»

IV.                                   
Остановка «Отгадай-ка»

Ведущий: Сейчас командам будут по – очереди
показываться иллюстрации к сказкам, вам надо отгадать из какой они сказок.

V.                                   
Остановка
«Поэтическая»

Ведущий: А теперь задание будет посложнее.
Каждая команда сейчас получит конверты, в которых лежат отрывки из сказок. Но
они разрезаны на строчки, вам надо восстановить эти отрывки, сложив
последовательность этих строчек. Далее вам надо всей командой прочитать этот
отрывок, каждый член команды читают свою строчку.

«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару». («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Игра с болельщиками:

С какими словами обращается:

царица к зеркальцу (Свет мой зеркальце,
скажи, да всю правду доложи);

старик к рыбке (Смилуйся,
государыня-рыбка);

королевич Елисей к Ветру (Ветер, ветер,
ты могуч);

царевна Лебедь к князю Гвидону (Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!)?

Как назывался остров князя Гвидона?
Мимо острова Буяна)?

О каком времени года идет речь в начале
сказки «О мертвой царевне»?

(Сочельник- ночь перед Рождеством, зима)?

VI.                                   
Остановка
«Подскажи словечко»

1..Жил старик со своею старухой

У самого синего …(моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то
дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому
….(зверюшку)

3.     И днем и ночью
кот ученый

      все
ходит по цепи …(кругом)

4.     Белка песенки
поет, да орешки все …(грызет)

5.     Нужен мне
работник: повар, конюх и …(плотник)

6.     Ах, ты, мерзкое
стекло! Это врешь ты мне …(назло)

7.     Вот мудрец
перед Дадоном стал и вынул из мешка …(Золотого Петушка)

8.     Месяц, месяц
мой дружок, позолоченный … (рожок)

VII.                                   
Остановка
«Узнай героя по описанию»

Ведущий: Каждой команде читается описание
героя или героине из сказок А.С.Пушкина, вам надо сказать о ком идет речь и из
какой сказки.

Высока, стройна, бела, и умом, и всем
взяла… («О мертвой царевне…», царевна).

Но зато горда, ломлива, своенравна и
ревнива… (Царица- мачеха).

За морем царевна есть, что не можно глаз
отвесить. Днем свет божий закрывает, ночью землю освещает… (Лебедь из «Сказки о
царе Салтане»).

Смолоду был грозен он и соседям то и дело

Наносил обиды смело,

а под старость захотел

отдохнуть от ратных дел… («О золотом
петушке», царь Дадон)

VIII.                                   
Остановка
«Вставьте в тексты пропущенные слова»

Ведущий: Каждая команда получает листок с
отрывками из сказок, но в каждой строчки пропущены слова. Вам надо их дописать.

1)Ветер по морю …

И кораблик … ;

Он бежит себе в …

На поднятых …

Мимо… крутого,

Мимо … большого.

2)Ель в лесу, под елью …,

Белка … поёт,

И … всё грызёт,

А орешки не …,

Всё … золотые,

… — чистый изумруд.

1)Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо берега крутого,

Мимо города большого.

2)Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт,

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд.

XIX Подведение итогов. Награждение победителей.

Тест по произведению А.С.Пушкина  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 2 вариант

 1. Как называется сказка А.С.Пушкина?

   1) Сказка о мёртвой царице и о семи богатырях

 2) Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях  

     3) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях  

     4) Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях

2. Царь женился второй раз  

     1) через год   2) через полтора года    3) через два года  4) через три года

3. У царицы было   1) трюмо  2) зеркальце 3) прожектор  4) зеркало

4. Жениха царевны звали      1) Елисей  2) Енисей   3) Моисей  4) Алексей

5. Приданое царевны – это

 1) полцарства    2) семь торговых городов да сто сорок теремов        

     3) три губернии    4) сто хоромов невысоких, тьма полей, лесов широких

6. «И царевна к ним сошла,  … хозяям отдала». Что отдала царевна?  

     1) честь  2) хлеб  3) жбан 4) угощения

7. Царевна жила у хозяев терема  

     1) в светлице  2) в темнице    3) в горнице     4) в передней комнате

8. «И кой-что тебе снесу», – говорит царевна. Она снесёт  

     1) яичко 2) яблоко  3) хлеб    4) молока

9. Мёртвая царевна досталась  

     1) одному гробу  2) сырой земле  3) могильным червям   4) гробовщик

10. Жених ищет царицу-невесту и обращается  

     1) к солнцу, луне, ветру 2) к месяцу, ветру, солнцу

     3) к луне, туче. Солнцу    4) к ветру, реке, лесу

11. Чему учит эта сказка?

Категория «Угадай героя»

Категория «Угадай героя»10

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. Ответ. Царица- вторая жена царя

Категория «Угадай героя» 20

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей. Ответ.Молодая царевна

Категория «Угадай героя» 30

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой». Ответ.Сенная девушка- Чернавка

Категория «Угадай героя» 40

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. Ответ. Месяц

Категория «Угадай героя» 50

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного. Ответ. Ветер

Категория «Пропущенное слово»

Категория «Пропущенное слово» 10

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая ________;

В той ________, во тьме печальной Ответ. Нора

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Категория «Пропущенное слово» 20

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто, Ответ. Медом

Так румяно-золотисто,

Будто налилось!

Категория «Пропущенное слово» 30

Дом царевна обошла

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

________________ взобралась Ответ. На полати

И тихонько улеглась.

Категория «Пропущенное слово» 40

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: _________________ Ответ. Нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

Категория «Пропущенное слово» 50

Перед утренней зарею Братья дружною толпою

Выезжают погулять, Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

___________ в поле спешить… Ответ. Сорочина

Категория «Магические числа»

Категория «Магические числа» 10 Какое количество героев в сказке?

Ответ. 19

Царевна

Царь

Жена царя

Злая царица

7 богатырей

Королевич

Собака – Соколко

Ветер

Месяц

Солнце

Чернавка

Зеркальце

Королевич Елисей

Категория «Магические числа» 20 Сколько дней ждали богатыри

пробуждения царевны, прежде чем решили похоронить её?

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна.

Категория «Магические числа» 30 Сколько раз в сказке злая царица

обращается

к зеркальцу с вопросом:

«Свет мой, зеркальце! скажи:

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» Ответ. 6 раз

Категория «Магические числа» 40 Какое количество торговых городов и

теремов приготовил царь в приданое своей дочери?

…царь дал слово,

А приданое готово:

Семь торговых городов Ответ. 7 и 140

Да сто сорок теремов.

Категория «Магические числа» 50 Какое количество столбов

использовали братья, чтобы привинтить гроб с царевной?

Гроб ее к шести столбам

На цепях чугунных там

Осторожно привинтили,

И решеткой оградили;

Категория «Время действия»

Категория «Время действия» 10 Как долго ждала царица своего мужа,

после того, как он «В путь-дорогу снарядился»

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Категория «Время действия» 20 В какое время умерла жена царя?

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

Категория «Время действия» 30 В какое время братья зашли в

светлицу к царевне для разрешения спора?

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Категория «Время действия» 40 В какое время выезжали «братья

дружною толпою выезжают погулять»?

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить…

Категория «Время действия» 50 До какого времени блуждала царевна

по тёмному лесу, когда Чернавка отпустила её?

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

Категория «Герой и предмет»

Категория «Герой и предмет» 10 Кому принадлежит Зеркальце?

Категория «Герой и предмет» 20 Что бросает царевна старушке,

пришедшей к терему в лесу?

Категория «Герой и предмет» 30 Что находилось в светлой горнице у

братьев?

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый, Ответ.Лавки, стол и печь

Печь с лежанкой изразцовой.

Категория «Герой и предмет» 40 Куда бросила злая царица зеркальце

от зависти к молодой царевне?

Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку.

Категория «Герой и предмет» 50 Под каким деревом приказала злая

царица Чернавке оставить молодую царевну?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую,

Под сосной оставить там

Па съедение волкам. Ответ. Под сосной.

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»

Цель:

обучать грамотному, выразительному чтению; определять
категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”;
учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать
умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ;
развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное
чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания.

Задачи:

Образовательная: познакомить
с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, развивать умения выразительно читать
произведение, передавая интонацией настроение.        
                 

 
  Воспитательная:
   воспитывать
эстетическое отношение к искусству слова,

 
    формировать интерес к чтению и книге, потребность в общении с
миром художественной литературы

 
  Развивающая:
 развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения искусства.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

 Проверка
домашнего задания

Прочитайте
стихотворение « Няне» наизусть.


Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV.
« Слайд №2»
 Физкультминутка

(Исполняется
под музыку.)


А сейчас представьте одинокий падающий лист.Давайте встанем, и покажем сначала
левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением
листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

V.
 Работа по теме урока.

1.Чтение
и анализ стихотворения «Туча»

Слайд
№3.

(Чтение
стихотворения «Туча» учителем на с. учебника.)

Слайд
№4,5


Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала?

Какие
слова он для этого выбирает?

Слайд
№6.


Объясните значение слова « алчный». ( Жадный , корыстолюбивый, страстно
желающий чего – нибудь.)


Подберите синоним к слову « унылый».


Подберите антоним к слову  « ликующий».


Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясните?


Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

-Какое
настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное
чтение стихотворения учащимися)

2.
Чтение и анализ стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»(Слайд №7)

(Чтение
стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»

 учителем
на с. учебника.)


Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора!
Очей очарованье!”.


На уроке мы должны:

Проанализировать
стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует
картины осени.
Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю
полноту чувств.

Какие
чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень
уходит).


Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик
читает всё стихотворение.)


То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил,
одним словом ЛЮБЛЮ.
 

(Дети
составляют катрочку)

http://festival.1september.ru/articles/581344/img5.gif 

А
дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее
дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.Соответственно,
нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения.
Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано
на одном дыхании.

– А
теперь прочитаем вслух.

(Читают
2–3 ученика.)


Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите
внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают
про себя.)


Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)


Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье –
само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это
слово со словом 
пышное, автор получает совершенно
другой образ.

(Слайд
№8)
– Что значит пышное? (Красивое, яркое,  торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и
прочитайте эти строки.

(Ученик
читает 4–8 строки)

В
багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало
употребляем? (Багрец.)

(На
слайде № 9 появляется слово БАГРЕЦ).


Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия
Николаевича Ушакова.

Багрец

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.


Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего
стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка,
багровая.)

– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,используемое в поэтической
речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают
таинственность ,сказочность, торжественность – очей очарованье.)

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая
пора! Очей очарованье!


Автор использует всё тот же приём, слово 
УНЫЛАЯ рисует
нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “
Очей
очарованье
!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает
2–3 ученика.)

3.Работа
с репродукциями картин (Слайд№10)

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также
как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны
репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

 Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, — писал Поленов
в 1914 году 
Константину
Коровину
. — Ведь мы с Вами первые открыли ее
красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не
разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту
природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в
различные времена года, в различных ее состояниях.

«Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел
передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно
катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит
в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы,
обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в
голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения
художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками
кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение,
представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных
художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом
пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий
рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно
умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием
изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая
берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

Исаак Левитан – великий мастер кисти и человек с тяжёлой
судьбой – оставил большое наследство, представленное яркими и
выразительными пейзажами.

(Слайд №11)

В 1892 году художник создал полотно «Вечерний звон». В этой
картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым
местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно
поэтического изображения, которое созвучно знаменитой музыке и стихам,
церковному колокольному звону.

Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего
заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву. Ещё
один, подходящий к концу день навевает приятную тоску и печаль и ожидание
нового дня.

Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка
темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь
серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.

Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов, песчаных
возле кромки воды, а дальше покрытых зарослями кустарника. По гладкой воде
в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат
успеть к вечерней службе. На том берегу их уже ждут услужливые монахи. А
две лодки с скучающим лодочником, деревянные сходни остались на этом
берегу.

В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены
и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные
постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное
и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.

«Вечерний звон» — одна из значительных картин великого
художника-пейзажиста. В ней проявляется мастерство опытного живописца,
умеющего видеть красоту природы и воплощать её на холсте в красках. Здесь
же хорошо видно настроение автора, его стремление к божественному.
Необычайно величественная и завораживающая душевная музыка художника
передаётся зрителю.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что
это пора увяданья природы,листья опадают, деревья стоят голые, краски
тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что
это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным
ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на
эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у
нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не
увидим такого буйства красок.

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о
них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая,
кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой
выбор. Дополни своими словами.

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая,
наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь
сказки.

Героиня Внешний вид           
      Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                     
                     
       Но зато горда, ломлива,
                     
                     
       Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем
различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен
характеру другой?

Они обе красивы.
Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням.
Почему вы так думаете?

К царевне автор
относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

«И царевна
очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит
дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти
фрагменты.

     
  Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало,
что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна
красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В
третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в
лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый
раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце
сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне
зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

 Поэт говорит
о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела»,
«тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу,
месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и
понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы
Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Солнце: «свет наш
солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас
видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий»,
«ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на
просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на
вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно
нужно изобразить и почему?

1.
Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план
ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые
ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина
стихотворное.

     
         План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они
различаются? Обсудите с другом.

 Пушкинскую
сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования,
сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

VI. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко
удавалось выполнить?

VII.Подведение итогов урока.

— Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше
всего понравилось?

— Осень-любимое время года Пушкина.А любите ли  его
 вы ? За что?

Домашнее  задание.

Выучить любое стихотворение. По желанию: проиллюстрировать его

Сценарий

Новогодних
праздников для учащихся начальных классов

«Сказочный
переполох»

Место
проведения:                                                                                                        
Дата и время:

ДДТ №4, т.зал                                                                                             
                    декабрь 2020г

(Звучит
новогодняя музыка. Дети проходят в театральный зал, занимают свои места. Звучит
фоновая музыка. На фоне музыки голос диктора:

 «Внимание,
внимание! Слушайте, слушайте, слушайте!   И не говорите, что не слышали!
Уважаемые зрители, приветствуем господ и дам! Друзья, мы рады, что вы
пожаловали к нам! Сегодня всех на праздник приглашаем, а мы представленье
начинаем.!»

Музыка
меняется. Голос диктора: «Как всегда под новый год,

Чудо
совершается,

Как всегда
под новый год,

Сказка
приближается…..»)

Свет
полностью гаснет. На сцену, выходит старичок – лесовичок с патифоном в руках.
Садится на пенёк и слушает старинную музыку, Засыпает. Сцена медленно
освещается, к старичку с разных сторон подкрадываются скоморохи громко кричат:
«Доброе утро!» Старичок вздрагивает.

Старичок: да тише вы,
оголтелые! Чего расшумелись то, окаянные? Весь лес разбудили. Меня разбудили.
Никакого покоя от вас нету!

1-ый: Да ты что старый!
Совсем в своем лесу засох? Ничего не знаешь?

Старичок: Я знаю одно, что
воспитанные скоморохи для начала здороваются.

2-ой: А мы с тобой
поздоровались!

Старичок: Вообще – то я не
один. Гляньте ка полный лес гостей. И все такие нарядные.

Вместе: Будет сделано
старичок- лесовичок!

3-ий: Здравствуйте
уважаемые зрители!

4-ый: А так же
милые дети и ваши родители!

Старичок: Скоморохи, а
можно полюбопытствовать? А чё это вы так надрываетесь? Праздник чтоль какой?

1-ый: Ребята, что
за праздник на дворе наступает в декабре?

Дети: Новый год!

Старичок: А вы к празднику
готовы?  (Да)

Все бодры и все здоровы? (Да)

2-ой: Ничего не
позабыли? (Нет)

3ий: Смех,
улыбки прихватили? (Да)

4 –ый: И сегодня вас
друзья, ждет сказка новогодняя!

Старичок: И сегодня вас
друзья, ждет сказка новогодняя!

А между прочим, на Новый год положены
всякие кричалки, поздравлялки, шумелки, игралки, подарки….

1-ый: А если не знаешь,
какие подарки, что тогда?

2ой: А на 
такой случай есть интересная игра, которая называется «Если весело живется,
делай так!»

Старичок: Ха! Придумают же
такое! И как же в неё играть?

3-ий: А мы тебе сейчас
расскажем и покажем!  

(Звучит
фонограмма песни «Если нравится тебе, то делай так!» Скоморохи показывают
движения, проходит игра с залом)

Старичок: Ну, учудили, Вот
так игра! А что мне понравилось! А что дальше?

1-ый: А дальше, ты нам
расскажешь, где Дед Мороз и Снегурочка!

2-ой: Ага! А то ребята
их заждались.

3-ий: Да! А то какой же
новый год без них.

(В это
время, старичок, пытается завести свой патифон)

4-ый: да выключи ты
свою шарманку! Все равно не отстанем!

Старичок: Вот навязались на
мою голову. Ну, да ладно! У меня в сарайчике книга припрятана. Принесите её
сюда. Да по осторожнее. Шибко ценная книжица. Всё знает, обо всем ведает.

1-ый: А откуда она у
тебя?

Старичок: Короче, заяц тут
мимо пробегал, вот и оставил на сохранение. Береги, говорит, как зеницу ока. На
обратном пути заберу.

4-ый: А когда пробегал
то?

Старичок: Да в том году
ещё!

2-ой: И что, до сих пор
не забрал?

Старичок: Так он ещё и не
возвращался. Так что по аккуратнее с ней.

3-ий: А ты сам — то её
читал?

Старичок: (стесняясь) Так
это, читать то я не умею, стало быть, и не читал. Ну, чего застыли? Тащите
книгу сюда! По аккуратнее говорю, там с ней!

(звучит
музыка, Скоморохи выносят большую книгу и ставят на середину сцены)

1-ый: Ой, запылилась то
как! (Вытирает книгу)

2-ой: (читает)
Сказочный переполох! Ух, ты!

Старичок: Открывайте первую
страницу..

Все: Ну-у-у?

Старичок: Что, ну? Откроете
и увидите, и сразу все узнаете. И помните, что Дед Мороз со Снегурочкой в этой
книге, это точно. Ох, заболтался я с вами, притомился. Пора мне. Пойду себе
другое тихое местечко искать.

(Звучит
музыка, старичок медленно собирает свой патифон)

3-ий: Старичок-
лесовичок, а как же Новый год?

Старичок: (обернувшись) Это
у вас Новый год, а мне что новый, что старый, всё одно!

Все: Спасибо тебе и на
этом.

(Старичок
уходит, Грустная мелодия сменяется на весёлую. Скоморохи пританцовывают)

2-ой: Друзья, всюду
песни, всюду пляски, всюду яркие огни!

3-ий: К нам в дома
приходит сказка в эти праздничные дни!

4-ый: В сказке быль и
небылица, может чудо в ней случится!

(В зале
гаснет свет. Раздаётся стук. Звучит сказочная мелодия)

1-ый: Слышишь? Сказочка
стучится?

Все: Открывается
страница. 

(Звучит
Новогодняя мелодия, скоморохи расходятся в разные стороны, а на сцену выходят
Дед Мороз и Снегурочка)

Д.М.: Снегурочка, ты
только посмотри, и девочки, и мальчики, и даже их родители, все на праздник
собрались! Здравствуйте, ребята!

Помню ровно год назад, видел этих я ребят,

Год промчался, словно час, я и не заметил!

И вот снова я средь вас, дорогие дети!

Снегурочка: Друзья! И я вас
видеть очень рада!

Пусть Новый год, который вы встречаете,

Счастливым годом в вашу жизнь войдёт!

И всё хорошее, о чём мечтаете,

Пусть сбудется и обязательно придёт.

Д.М.: Снегурочка,
внученька,  мы с тобой ничего не забыли?

Снегурочка: Не волнуйся, дедушка, всё под
контролем.

Д.М.: А сказки мои все
ли на месте?

Снегурочка: И сказки на
месте.

Д.М.: А как ты думаешь,
ребята эти сказки знают?

Снегурочка: Давай не будем
гадать, дедушка! Сейчас мы у них и спросим. Если дети правильно сказку назовут,
значит, она на месте.

Д.М.: Это ты
грамотно придумала. А раз твоя идея, значит, тебе и начинать!

Снегурочка: хорошо, дедушка!
Ребята, готовы? (Да) Итак, внимание! Вопрос первый!

(Снегурочка
проводит викторину по сказкам на фоне музыки)

Викторина:

1.     С какими
словами обращалась царица из сказки «О спящей царевне и семи богатырях» к
волшебному зеркальцу?  («Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи»)

2.     Расплачиваясь
с Балдой, поп подставил лоб. Что сделал Балда? (Поставил щелбан попу)

3.     Как
называется сказка, которая начинается словами «Жил старик со своею старухой у
самого синего моря» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

4.     А а какими
словами обращается старик к золотой рыбке?  («Смилуйся, государыня рыбка»)

5.     Как
называется сказка, которая начинается со слов:  «Три девицы под окном, пряли
поздно вечерком» («Сказка о царе Салтане»)

6.     И
последний вопрос: Самый сложный. Как называется сказка, которая заканчивается
словами: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» («Сказка о золотом
петушке»)

(
в это время, на фоне музыки, на сцену выбегают скоморохи и начинают играть в
снежки, забрасывая ими Деда Мороза
)

Д.М.: Снегурочка, по-
моему в меня кто-то бросает снежки!

(в это
время в Снегурочку тоже попадает снежок)

Снегурочка: По- моему в меня
тоже!

Д.М.: Да это же наши
веселые скоморохи!

Снегурочка: Вот и прекрасно!
Дедушка Мороз, а давай вместе с ребятами поиграем в снежки? А скоморохи нам
в этом помогут! Согласны?

Д.М.: Замечательно, я
предлагаю устроить соревнования по стрельбе! Команды! В две шеренги, становись!
На первый, второй, рассчитайся! Готовы? Атакуем снежную крепость по одному!
Начали!

(звучит
музыка, проходит игра «Меткий стрелок» (нужно попасть снежком в баскетбольную
корзину)

Снегурочка: Дедушка, я тебя не
узнаю, ты просто настоящий рыцарь!

Д.М.: Внученька, да я,
играя с ребятами, помолодел лет так на сто!

И от радости сейчас, готов пуститься с
вами в пляс!

Снегурочка: А ну, смелее,
детвора, станцевать пришла пора!

Д.М.: Тогда, танцуют
все!

(звучит
музыка, все танцуют один дискотечный танец)

Снегурочка: Дедушка, ты меня
сегодня удивляешь! Как ты себя чувствуешь?

Д.М.: Просто
замечательно! Кстати, внученька, а что у нас с подарками для ребят?

Снегурочка: Все готово,
дедушка!

Д.М.: И все же,
дорогая, проверь, пожалуйста, ещё раз! Нельзя, чтобы под Новый год было
испорчено настроение у ребят!

Снегурочка: Хорошо,  дедушка!
(Уходит)

Д.М.: Ребята, а это
вы молодцы, что сказки знаете. У нас в лесу по такому поводу думают, да и
говорят тоже: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Полезно
значит, сказки — то читать. Вот! Знаете, что, а давайте заглянем в одну из них?
Книга большая- сказок на всех хватит. (Подходит книге, пытается открыть её.)

(В это
время раздаётся шум, треск, кряхтение, чихание. Звучит музыка, слышны крики
Колдуньи Матильды)

Колдунья: Кто посмел
потревожить страницу в моей сказке? (выходит из-за книги, оглядывает себя, а в
это время Дед Мороз прячется за книгой) ой, что-то я помялась малость.
(обращаясь к детям) Вам не кажется? (осматривает весь зал) Вы что здесь совсем
одни? Ох, до чего ж современность дошла! В наше –то время дети одни и без
присмотра!

(Колдунья
замечает Деда Мороза, начинает играть с ним в догонялки, прятки вокруг книги,
затем они сталкиваются спинами разворачиваются друг к другу лицом)

Колд: (пронзительно
смотрит на Д.М) Ну, чего, старый, уставился? Всё налюбоваться не можешь?
Дети, вы только поглядите на него, ему же моя красота покоя не даёт. Ой, о чём
это я глупенькая? (Дед Мороз продолжает смотреть на колдунью) Слушай, Дед, да
прекрати ты на меня так смотреть! Глаза твои от этого больше не станут. Уж
поверь мне.

Д.М.: Да я вот смотрю и
думаю, откуда в тебе столько злости, ненависти? Из года в год одно и то же. Не
надоело? Правда, ребята?

Колд: Что? Надоело им!
Смотреть на меня надоело? Ну, что старый, доигрался в свои гляделки, я вот
сейчас праздник то вам испорчу. Вот тогда посмотрим, надоело им или нет! Так,
детишки, встали и быстренько все по домам разбежались.  Алё, меня,  что плохо
слышно? Бегом, я сказала! (топает ногами)

Д.М.: Ребята,
оставайтесь на своих  местах. (обращаясь к Матильде) А знаешь ли ты Матильда, о
чем я сейчас подумал.

Колд: Ты лучше не
думай!

Д.М.: Это ещё почему?

Колд: Боюсь, думалка у
тебя совсем разболиться. Не молодой ведь уже!

Д.М.: А ты за меня не
переживай. Если что, мне ребята помогут. (обращается к детям) Правда, ребята?

Колд: Нет, вы только на
него посмотрите! А я тебе говорю не думай! Надо меньше думать – больше делать!
Вот сколько я прошу тебя сделать из меня Снегурочку, а ты? Нашел себе молодуху
Снегурочку и радуешься жизни. А меня значит, злой  ведьмой представляешь во
всем белом свете!

Д.М.: Ребята, вот так
заявление! Матильда, которая колдунья, хочет стать Снегурочкой! Вот так
заявление!

Колд. А то!

Д.М.: Да….. А что,
хорошая идея! Две Снегурочки, два Деда Мороза! А Новый год один! Кстати,
Матильда, а у тебя Дед мороз –то есть?

Колд: Ты не поверишь,
старичок – лесовичок согласился на эту роль, лишь бы я лес в верх дном не
перевернула. Только вот одно условие выставил.

 Д.М.: Какое?

Колд.: Я должна
помолодеть!

Д.М.: И?

Колд: Что и? Помощь
твоя нужна, старый! Ты же вроде волшебством то владеешь..

Д.М.: Ну, и?

Колд: Да, что, ты
заладил, ну и , ну и…. Наколдуй, да так, чтобы я стала молодой! Не можешь сам,
пусть тебе твои помошнички помогут. Давай, работай! Время пошло!

Д.М.: Ребята,
выручайте, Кажется, есть идея!

(Звучит
музыка, проходит игра «Превращение», после чего  все танцуют один дискотечный
танец)

Колд: Ну, что, гномы
карапузики, дети – лилипутики?  Как я вам? Похожа я на Снегурочку?  (Дети
отвечают)
Как это нет? По- моему,  я помолодела лет так на сто? Что? Не
похожа! Да как вы смеете? Вы мне врёте! Похожа! (нет) Похожа! (нет)

Д.М.: Да, уймись ты,
красавица! Посмотрись в  моё волшебное зеркальце и сама всё поймешь.

(Звучит
музыка, скоморохи вывозят на сцену большое зеркало. Колдунья внимательно себя в
нем рассматривает. Результат на лицо, какая была, такая и осталась)

Колд: И это она?

Д.М.: Кто?

Колд: Снегурочка?

Д.М.(смеясь) Да.

Колд: Да ты что старый,
совсем страх потерял? Где моя молодость, где красота? Ты мне чего обещал? Ну,
всё! Этого я вам никогда не прощу! Теперь у вас точно не будет праздника!
(мечется по сцене) Никогда, слышите, никогда!

Д.М.: Ты чего
задумала?

Колд.: Молчи,
непутёвый! Стража! (на сцену выходят стражники) Взять его под стражу!

(Стражники
завязывают Д.М. веревкой)

Д.М.: Ты не посмеешь
лишить детей праздника!

Колд: Ага, щазззз….
Надо было раньше думать своей думалкой, будешь сидеть теперь в моей сказке, в
моей темнице до тех пор, пока я не стану молодой Снегурочкой. Уяснил?
(обращаясь к стражникам) Уведите его! (к детям) Так — то вот! Вы еще вспомните
обо мне! (грозит детям кулаком)

(звучит
музыка, стража уводит из зала Д. Мороза, а за ними с гордо поднятой головой
следует колдунья Матильда. Музыка меняется, в зал вбегает Снегурочка)

Снегурочка: Дедушка Мороз, все
подарки на месте! Мы готовы к встрече Нового года. (видит, что Д.М., нигде
нет). Дедушка, я знаю, что ты здесь. Перестань от меня прятаться! Ничего не
понимаю. Куда он подевался?  (Дети рассказывают) Что же теперь делать?

(звучит
бой курантов)

Снегурочка: Что же делать,
ведь до Нового года осталось совсем мало времени!

(бой
курантов продолжает звучать. Голос диктора: «На часы ты не смотри, в другую
сказку поспеши!»)

Снегурочка: (походит к книге,
читает) Сказочный переполох! А дальше?

(бой
курантов продолжает звучать. Голос диктора: «Быстрей страницу ты листай, в
другую сказку попадай!»)

Снегурочка: (листает страницу
в книге и читает):  «Приключения в Простоквашино»

(звучит
музыка, в зал входят кот Матроскин и Шарик)

Матроскин: Ну и ну, .что
делается….На дворе21 век, а у нас одна пара валенок на двоих, ну как при царе
Горохе.

Снегурочка: А почему, так
вышло то? У вас, что средств не хватает?

Матроскин: Средств у нас
хватает, (стучит по голове) у нас ума не хватает. Говорил же я этому охотнику,
купи себе валенки, а он что?

Снегурочка: Что?

Маторскин: А он себе кеды
купил.

Снегурочка: Ну, это он не
подумавши сделал. У нас зимой национальная деревенская одежда какая? Валенки,
штаны ватные, да шапка на меху. У нас зимой, даже студенты в кедах не ходят.

Шарик: Попрошу внимания!
Сделайте пожалуйста умные лица, я на вас охоту начинаю.

Снегурочка: Ой, ой, ой, не
надо на меня охотится, мне надо ещё Деда Мороза спасти и Новый год детям
вернуть.

Матроскин: Та, так, так, с
этого места по подробнее…

Шарик: О, так ты
Снегурочка?

Снегурочка: Ну, да, я
Снегурочка!

Матроскин: Так, что
случилось то Снегурочка? Ты чего такая грустная?

Снегурочка: Дело в том, что
совсем скоро наступит Новый год, и мы с Дедушкой Морозом готовили подарки для
всех детей. Но Деда Мороза похитила злая колдунья Матильда. И теперь у нас не
будет на праздника, ни подарков, на деда Мороза, на Новогодней ёлки. (плачет)

Шарик: Да, не
расстраивайся, Снегурочка, что- ни будь придумаем!

Матроскин: Что ты
придумаешь, шарик, у нас в Простоквашино, тоже ничего нет. Ни подарков, ни
нового года, валенки, и то одни на двоих…

Шарик: Ха! Ёлки – то
есть!

Снегурочка: Друзья мои, а
давайте я помогу Вам ёлки нарядить, вы мне поможете найти дедушку Мороза?

Матроскин: Ура!!! Давайте!!!
Только у нас наряжать нечем! У нас игрушек нету!

Шарик: Как это не чем? А
у нас на чердаке  много старинных вещей есть, давайте ими ёлку наряжать, сейчас
я их вам принесу.

(скоморохи
выносят 2 маленькие искусственные ёлочки, а Шарик коробку с игрушками, проходит
игра «Наряди ёлочку», игра «Гигантские валенки», за тем все танцуют один
дискотечный танец)

Матроскин: Ура!!! Ёлки есть,
Хорошее настроение есть! Новый год встречать будем!

Снегурочка: Ёлочки то есть, а
деда Мороза нет, А какой же Новый год без Деда Мороза?

Шарик: У меня идея!
Найдём мы твоего Деда Мороза, не переживай, Снегурочка. Я пойду с тобой, у меня
ведь и ружьё есть!

Матроскин: Так он же для
фотоохоты!

Шарик: А кто об этом
знает? Так, для устрашения сказать личности, как её там –Матильды!!!

Матроскин: Я иду с вами!

Шарик: А ты -то куда
собрался, Матроскин? Ты что забыл? Дядя Фёдор скоро приедет, да и корова твоя
не доена!

Снегурочка: Друзья мои, не
ссорьтесь!

Матроскин: Ладно, уговорил,
на хоть валенки мои возьми, чтобы теплее было, а то ведь зима на дворе. А я
пойду, делами займусь, а вам счастливого пути!

(под
музыку, Матроскин уходит. Звучит бой курантов, голос диктора: «Скорее
перелистывай следующую страницу». Снегурочка читает: «Лягушка-
путешественница». Звучит музыка, в зал входит кикимора с сотовым телефоном в
руках. Снегурочка и Шарик прячутся)

Кикимора: Алле! Алле! Да не
волнуйся ты, бабусечка- Ягусенька, успокойся! Я только одним глазком взгляну на
людей и вернусь обратно, в своё болото.! Аллё, аллё! Связь прервалась! Ну,
наконец-то я нахожусь в не зоны действия сети! (Видит детей) Уси-пуси,
пусеньки, (Поёт) Я мальчиков и девочек, очень, очень, очень люблю!

(из-за
книги выходит Снегурочка, а из — под ёлки вылазит Шарик)

Снегурочка: Здравствуйте,
уважаемая!

Шарик: Руки вверх!

Кикимора: (отодвигает ружье
Шарика) Здорово, коль не шутите!

Снегурочка: а позвольте
поинтересоваться, вы кто?

Кикимора: Кто я? Кто я? А я
кто? (обращается к детям) Слыхала, деревня? А сама – то кто будешь? Вроде не из
наших (осматривает Снегурочку)

Шарик: Это деревня, да
перед тобой сама Снегурочка!

Снегурочка: Я ищу Деда
Мороза.

Кикимора: Ой, бедняжка,
сколько я себя помню, ты всё время ищешь Деда Мороза ты хоть,  примерно его
место дислокации то знаешь?

Снегурочка: Да. Его колдунья
Матильда взяла под стражу.

Шарик:  И заточила в
своей темнице.

Кикимора: стоп, стоп, стоп,
продолжения не надо. Я ничего не видела, и ничего не знаю, я хотела увидеть
людей и их увидела.

(Звучит
музыка, в зал влетает лягушка — путешественница в ластах и приземляется на
сцену)

Кикимора: А ты кто такая?

Шарик: Руки вверх!

Кикимора: (Шарику)
Помолчите, мужчина. Чего ты бултыхаешься в моём болоте. Ты откуда вообще
свалилась?

Снегурочка: А можно,  пожалуйста
повежливее?  

Кикимора: (приближается к
Снегурочке) Уси- пуси, тебя не спрашивают, ты и не сплясывай!  Вон, сядь на
пенёк и съешь пирожок, помнишь, как медведь Машеньке говорил? (обращается к
лягушке) Ну, подруга, давай, рассказывай. Я так понимаю, ты и есть та самая
лягушка – путешественница. И где ж тебя носило?


Лягушка:

(выплёвывает палку изо рта и начинает громко квакать) Ква-ква-ква!

Кикимора: Да хватит тебе уже
квакать, говори уже человеческим голосом.

Лягушка: Ой, где меня
носило, где меня носило, и где меня только не носило, а потом мне захотелось
полетать. И тут мимо, пролетали 2 гуся.

Шарик: Лебедя что-ли?

Лягушка: Ага. Так вот, вы
не поверите, они хотели полетать со мной!

Кикимора: Летунья! У тебя
ж крыльев нет.

Лягушка: Вот я им и
говорю, у меня крыльев нет, только ласты на перепонках.

Снегурочка: А они?

Лягушка: А они мне палочку
предложили.

Шарик: Да, какая ж это
палочка, так, прутик!

Кикимора: Ну а дальше что?

Лягушка: Взяли они этот
прутик в ротик…

Снегурочка: ты хотела сказать
в клювик?

Лягушка: Точно! И мы
полетели! Летели мы, летели, летели…

Кикимора: И ты хочешь
сказать, что всё это время, лебеди палку в клюве держали?

Лягушка: Так в том то и
дело, если бы эти гуси, которые лебеди, меньше клювом вы щёлкали, то я не
полетела бы вниз головой и не приземлилась бы я на вашем болоте!

Снегурочка: Извините, пожалуйста,
а когда вы летели, вы случайно моего Дедушку Мороза не видели?

Лягушка: Конечно, видела.

Шарик: И где?

Лягушка: А где ты его
потеряла?

Кикимора: Да, что ты у нее
спрашиваешь, она дальше своего болота ничего не видела.

Снегурочка: Мне всё ясно, что
ничего не ясно…. Скажите, пожалуйста, а здесь вы чем решили заняться?

Лягушка: Ну, если учесть,
что я люблю приключения, и  по – моему,  я их уже нашла…

Шарик: А вы? (обращается
к Кикиморе)

Кикимора: А я люблю детей,
и они тоже здесь…

Снегурочка: Тогда я предлагаю
вам кикимора и уважаемая лягушка – путешественница и тебе Шарик, отправиться
вместе с ребятами в сказочное путешествие.

Лягушка: А ребята – то
смогут туда добраться?

Шарик: Так вот мы им и
поможем.

Кикимора: Как приятно,
когда ты кому-то нужен.

(звучит
музыка, проходят игры: «Хоккей», «Боулинг», затем все танцуют один дискотечный
танец)

Снегурочка: Ребята, вам
понравилось? (Да)

Шарик: Путешествие
удалось на славу, лучше и не придумаешь.

(В это
время, раздаётся телефонный звонок у Кикиморы)

Кикимора: Алле, алле!
Ягусенька, уже лечу, лечу, родная!

Лягушка: А я? Ква-ква! А я
куда же?

Кикимора: Ягуся, Ягусенька,
не боломуть болото! Я лечу не одна, лягушка – путешественница на хвост присела,
готовься к встрече! Всё, отключаюсь!

Лягушка: Ого! Ура!
Путешествия продолжаются, счастливо оставаться, а вам желаю найти Деда мороза!

(Звучит
музыка, герои сказки улетают, Снегурочка и шарик остаются.)

Снегурочка: Нет, это все не
те сказки, ребята, смотрите, осталась последняя страница в «Сказочном
переполохе»

Шарик: Значит, ещё есть
надежда, что Дед Мороз именно в этой сказке.

Снегурочка: Скоро всё
закончится. И наконец-то наступит Новый год! Итак, перелистываем страницу.

(Звучит
музыка из мультфильма. Снегурочка читает:  «Холодное сердце». Снегурочка и
шарик, ходят по сцене оглядывают ёлки всё во круг)

Снегурочка:
Не знала, что зима, может быть такой красивой. (расходятся по сторонам)

 (из
зала, выходит Снеговик Олаф)

Олаф:
Да, она и правда, красивая, но она такая белая, а почему бы не добавить цвета,
сюда бы алого, салатового, или скажем желтого, нет…жёлтый на снегу, ужас!
Ха-ха-ха! Согласны (обращается к Снегурочке и шарику)

Шарик:  (в
шоке) Говорящий Снеговик, чудовище!

Олаф:
Итак, друзья, давайте здороваться, я Олаф, люблю жаркие объятия!

Снегурочка:
Олаф? Ну, конечно, Олаф!

Олаф:
А вы значиться….

Снегурочка:
Я, Снегурочка.

Шарик:
Руки вверх! Сейчас я на вас буду фотоохоту открывать.

Олаф:
А что это за осёл такой странный?

Снегурочка:
Это Шарик, он со мной.

Олаф:
А, понял, меньше надо запоминать.

Шарик:
(близко смотрит на Олафа)

Олаф:
Хочет меня в нос чмокнуть? Какой шалун!

Снегурочка:
Олаф, а ты видел колдунью Матильду?

Олаф:
Да, а что?

Снегурочка:
А ты видел с ней деда Мороза?

Олаф:
Да, а что?

Снегурочка:
А ты знаешь, где она его спрятала?

Олаф:
Да, а что?

Шарик:
(осматривает Олафа)

Олаф:
(Шарику) Хватит, Шарик, тут разговор важный

Олаф:
Да, а что?

Снегурочка:
А сможешь к ней отвести?

Олаф:
Да, а что?

Шарик:
Я скажу, что колдунья должна вернуть Деда Мороза.

Олаф:
деда Мороза? Не знаю почему, но я всегда думаю о Деде Морозе, о зиме, о снеге,
о подарках и обо всём холодном.

(Олаф
поёт и танцует вместе со Снегурочкой и шариком
)

Олаф:
Скорей же к колдунье, сюда! Давайте же вернём Деда Мороза.

Снегурочка:
Мы идём!

(музыкальная
проходка персонажей, во время проходки персонажи ведут диалог:)

Шарик:
Ну, и как ты планируешь вернуть Деда Мороза?

Снегурочка:
Да я просто поговорю с колдуньей

Шарик:
О? Это твой план? Значит, получается, что праздник будет зависеть от вашего с
ней разговора?

Снегурочка:
Ага

Шарик:
И ты совсем её не боишься?

Снегурочка:
Да, с чего бы это вдруг?

Олаф:
Я уверен, что она очень даже милая, славная и окажет нам тёплый приём


это время скоморохи выносят из0за арок 2 стены из пенопласта)

Снегурочка:
(в недоумении) О! И что дальше?

Шарик:
Крутовато будет, а у меня есть только ружье и веревка, а ты не сможешь
забраться

Олаф:
Послушайте, у меня есть идея, а может попросим помощи у наших ребят?


Шарик: А, это мысль!

(проходят
игры: «Стена» и «Горки + снеговик», затем танцуют один дискотечный танец)

Снегурочка:
Ребята, спасибо вам большое, и вас Шарик и Олаф я благодарю, вы мне так сегодня
помогали. Одна бы я сегодня точно не справилась!

(звучит
музыка, на сцену выбегают скоморохи – стража, Снегурочка, Олаф и Шарик,
прячутся. Танцуют танец., затем делают реверанс на выход колдунье)

Все скоморохи:
Госпожа Матильда, Ваш выход!

(звучит
музыка, в зал входит Матильда.)

Колдунья:
Сколько можно вам напоминать? Не Матильда я, а Снегурочка, и вообще, я уже
вышла! А ну, брысь отсюда.

Снегурочка:
Здравствуйте, извините, но здесь какая-то ошибка, ведь Снегурочка, это я!

Колдунья:
Что ты, глупое дитя, Снегурочка теперь здесь буду я! Что ли зря твой дед
старался, колдовал тут, надрывался? Посмотри как молода, красива и стройна и
умом всех превзошла!

Шарик:
Руки вверх, дамочка!

Колдунья:
А ну, брысь отседова!

Олаф:
Значит ваша мечта сбылась?

Колдунья:
А то?

Снегурочка:
И ты вернешь Деда Мороза?

Колдунья:
Да, легко, сейчас только позову его.

Снегурочка:  не
стоит, мы с ребятами, сами позовём его.

(Снегурочка
и дети зовут Д.М, а он не выходит)

Шарик:
Ничего не понимаю?

Колдунья:
Что, ничего не получается? Может помочь?

Олаф:
Будьте так любезны, сделайте одолжение.

Колдунья:
Настало моё время, сейчас я блесну своими способностями, учись, детка!

(проходит
колдовство колдуньи: 1 .Со скотчем, 2 с дымом и ширмой, 3- хлопушка (звук
барабанной дроби)

(Звучат
фанфары в зал входит дед Мороз.)

Колдунья:
Принимайте, целый и невредимый!

Снегурочка:
Дедушка Мороз! Как долго я тебя ждала! (обнимается)

Олаф:
О, батюшки, он и вправду существует!

Дед Мороз:
Снегурочка, не волнуйся, всё уже позади (обращается к детям) Все ли готовы к
встрече нового года? (Да)

Колдунья:
И я готова!

Дед Мороз:
А ты отойди, с тобой будет отдельный разговор!

Колдунья:
Так я могу помочь!

Дед Мороз:
Вот прекратишь пакости делать, тогда оставим на нашем празднике!

Шарик:
(на колдунью) Руки вверх! Стоять, бояться!

Колдунья:
Да я уже давно успокоилась.

Олаф:
Наконец-то мы дошли до самого главного.

Снегурочка:
Дедушка Мороз, раз уж все на месте, давайте ёлку зажигать будем!

Дед Мороз:
И это право я передаю символу наступающего Нового года, Шарику!

Шарик:
Ой, правда, это я, это вы про меня, а давайте вы встанете все возле ёлочки, а я
на вас фотоохоту объявляю!

(все
персонажи выстраиваются возле ёлочки)

Шарик:
Готовы, улыбочку! Ребята, давайте помогайте, И раз, два, три,

Вместе:
Ёлочка гори!

(Звучит
музыка, загорается ёлка)

Дед Мороз:
Наша ёлочка сверкает всех на танец приглашает!

Снегурочка:
Заведём мы хоровод, с песней встретим Новый Год!

(Все
водят хоровод «В лесу родилась елочка», затем танцуют один танец, после чего
герои поднимаются на сцену, фоном звучит новогодняя мелодия)

Дед Мороз:
Друзья, вот и закончился наш праздник, всех поздравляем от души!

Снегурочка:
Пусть Новый год встречают дружно и взрослые и малыши.

Колдунья:
Пусть легким и приятным настроением, вас встретит на пороге новый год!

Шарик:
Пусть душу, он наполнит вдохновеньем, пусть счастьем в дом уверенно войдёт!

Олаф:
Успехами пусть радует почаще, исполнит пожеланий водопад

Снегурка:
Пусть дарит долгожданные подарки и будет ярким, словно звездопад.

Все:
С Новым Годом!

Сценарий: Казакова О.Н.

  • Сколько раз забрасывал невод в море старик из сказки с золотой рыбкой
  • Сколько дней старуха была царицей в сказке пушкина
  • Сколько дней старуха была царицей в сказке о золотой рыбке
  • Сколько лет славику и васе в рассказе этот мальчик
  • Сколько либо как пишется