Из книги: Шамилова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006.
Назначение методики. Диагностика наличия страхов.
Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Впоследствии самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок.
Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.
Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А. И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Стимульный материал. Лист формата A4 с изображениями домиков, карандаши.
Инструкция. Психолог обращается к ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка».
Ты боишься или не боишься: 1) когда остаешься один дома; 2)нападения; 3)заболеть;
4) умереть;
5) смерти близких;
6) чужих людей;
7) потеряться;
мамы, папы;
9) наказания;
10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);
11) опоздания в детский сад (школу);
12) страшных снов;
13) темноты;
14) животных (волка, змей…);
15) насекомых;
16) транспорта (самолетов, машин…);
17) высоты;
18) глубины;
19) тесных маленьких помещений;
20) воды;
21) огня;
22) войны;
23) стихий (наводнения, урагана, грозы);
24) больших помещений, улиц;
25) врачей;
26) уколов;
27) боли;
28) крови;
29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?
Обработка и регистрируемые показатели. На основе полученных данных делается вывод о наличии страхов у ребенка. Большое число страхов у ребенка – это важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует причислить к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу.
Все перечисленные страхи у детей делят на следующие группы:
• «медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезнь);
• страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);
• страхи смерти (своей);
• страхи животных и сказочных персонажей;
• страхи кошмарных снов и темноты;
• социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);
• пространственные страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).
Уровневые значения. Все результаты оцениваются в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Личностные результаты:
— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
— развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные
Обучающиеся научатся:
— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
— осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающие получат возможность научиться:
— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
II. Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
III. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество уроков |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА | ||
Я и книги (3 ч) | ||
1 | В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего» | 1 |
2 | В. П. Крапивин. «День рождения». (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
3 | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | 1 |
Я взрослею (3 ч) | ||
4 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 |
5 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
6 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 |
В дружной семье и в холод тепло (2 ч) | ||
7 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 |
8 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 |
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||
9 | В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 |
10 | В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||
Люди земли русской (2 ч) | ||
11 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» | 1 |
12 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» | 1 |
От праздника к празднику (2 ч) | ||
13 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 |
14 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 |
О родной природе (3 ч) | ||
15 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 |
16 | М.М.Пришвин. «Река» В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная» В.Г.Распутин. «Горные речки» | 1 |
17 | И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 1 |
Рынок ипотечного кредитования в РФ установил ещё один рекорд — второй раз подряд. Общая сумма выданных кредитов, согласно предварительным оценкам, выросла на 23% по сравнению с 2020 годом, куплено или ещё в процессе оформления жилья примерно на 5,5 трлн. рублей. Ещё около двух миллионов россиян стали новосёлами, но, увы, легко им не будет.
Данные госкорпорации ДОМ. РФ звучат более чем оптимистично — у нас опять победа, ура-ура, и всё такое.
«По итогам 2021 года выдача ипотеки составит 1,8−1,9 млн. кредитов на 5,4−5,5 трлн. рублей, что на 4% больше аналогичных показателей предыдущего года в количественном выражении и на 23% в денежном. Это значит, что рынок ипотеки не только восстановился, но и превысил докризисный уровень», — считают в ДОМ.РФ.
Напомним, что в 2020 году было выдано 1,7 млн. ипотечных кредитов на 4,3 трлн. рублей. По сравнению с 2019-м это на 35% больше количественном выражении и на 50% в денежном.
На фоне падения реальных доходов населения, взрывного роста цен и безработицы подобные показатели, на первый взгляд, кажутся фантастическими, нереальными. Но, как оказалось, всё действительно так.
«Основные покупатели — именно ипотечники, их 99%. Да и те, кто продают, тоже берут кредит и, в свою очередь, что-то покупают. Все понимают, что деньги могут обесцениться в любой момент, даже долларам уже нет особого доверия. А вот квартира или дом — это совсем другое дело. И к долгам люди относятся как-то философский, я бы даже сказала, просто. Мне, как человеку „старой закалки“, этого не понять, но факт», — говорит риэлтер Татьяна Иванова.
Если посчитать «среднюю температуру по больнице», то есть поделить сумму выданных ссуд на их количество, то видно, что она выросла. Если в 2020-м это было 2,5 млн. рублей, то в 2021-м — уже 2,9 млн. рублей. Эти 16% — и есть рост цен на недвижимость в России, реальный, подкреплённый статистикой. А не тот, о котором так любят трубить застройщики и торгаши — 35%-40%. Да, кое-где цены пытаются повысить на такие величины, но пустые дома и коттеджные посёлки явно свидетельствуют об «успехах» подобного «маркетинга».
Новостройки если и покупают, то самые дешёвые, в структуре ипотечного спроса, по данным ЦБ РФ, они не превышают 30%. Берут «вторичку», причём самую недорогую, по словам риэлторов, этот сектор рынка быстро «вымывается» и уже близок к исчерпанию. В регионах — дешёвая «двушка», в столице и крупных мегаполисах — «однушка» на окраине или в пригороде.
Около пяти-шести миллионов рублей в Москве и около полутора-двух миллионов в местах попроще. Например, в Костроме вполне реально купить неплохую «двушку» за 1,4−1,5 млн. рублей с торгом, в Курске чуть дороже — 1,5−1,7 млн. рублей, цену тоже можно обсудить. В райцентрах — в два-три раза дешевле. Примерно так и складывается «средняя температура по больнице», крупные города дают основной финансовый вклад.
Но сильно выработан не только доступный жилищный фонд, число тех, кому банки даже в принципе способны одобрить ипотеку, уже стремится к нулю. На днях Центробанк выпустил очень интересную аналитическую записку — «Об оценке потенциального спроса на ипотеку», в данном коротком материале немало крайне любопытных цифр. Бесспорно, исследование ЦБ далеко не идеально — оно частично опирается на данные Росстата — но умный да поймёт. Понятное дело, иные цифры сотрудникам Банка России брать просто нельзя, а вот произвести небольшую «коррекцию» данного материала своими силами доступно любому грамотному человеку. Аналитическая записка находится в свободном доступе, на сайте ЦБ.
«Аннуитетный платеж по стандартной ипотеке на первичном рынке составляет около 31 тыс. руб. в месяц при ставке 6,5% и 35 тыс. руб. при ставке 8,5%. Безопасный уровень доходов семей из двух человек, которые могут обслуживать такую ипотеку, составляет 61−70 тыс. руб. (с учетом стандартного предположения о том, что комфортный ежемесячный платеж по ипотеке должен составлять не более 50% от ежемесячного дохода семьи). Согласно данным Росстата за 2020 г., этому условию удовлетворяли доходы 14% всего населения России, или около 10 млн семей, включая те, которые уже имеют ипотечные кредиты», — это, можно сказать, ключевая цитата данного документа. Судя по всему, там, где фигурируют 8,5%, пропущены слова про вторичный рынок, но это уже несущественные детали.
А теперь, даже ничего не считая, просто прикинем. Данные Росстата о росте благосостояния «уважаемых, панимаешь, рассеян», как бы сказать помягче, слишком оптимистичные. И о том, сколько они получают, тоже. Впрочем, люди из ЦБ хитро так на это намекают. «Фактически возможностью осуществления таких выплат по ипотеке обладают меньше людей, поскольку многие из них априори обладают повышенной долговой нагрузкой из-за выплат по другим, ранее выданным кредитам».
В настоящий момент, опять-таки по данным Центробанка, около 9 млн. россиян уже выплачивают ссуды на покупку недвижимости. Судя по всему, это потолок или около того. И данные ДОМ. РФ — наглядное тому подтверждение. Рост количество договоров на 4% — это уже почти что ни о чём, график выходит на плато. Если проще: мы побежали в горку, сперва шустро, потом стали выдыхаться, под конец вообще еле ползли. И что дальше? А дальше мы обессилим, упадём и кубарем покатимся вниз. Собственно, в аналитической записке именно про это и говорится.
Но неужели банки, которые выдавали (и продолжают выдавать!) ипотечные кредиты, всё это не понимали и ранее? И как вообще люди, особенно в провинциях, их получали?
Начнём с ответа на второй вопрос. В качестве первоначального взноса очень многие использовали так называемый «материнский капитал». Это в столицах данная сумма — мизер, а в каком-нибудь Урюпинске — ДЕНЬГИ. Далее менеджер банка получал «подкорректированную» справку 2НДФЛ, благо, ответственности за её предоставление легко избежать. Достаточно «прикинуться шлангом» и сказать, что знать не знаешь, что там написано в бумажке — суд вас оправдает. Если будут ловить…
Между прочим, вопрос про поддельные 2НДФЛ — крайнее популярный в Рунете! Более того, уже давно действуют различные фирмочки, которые «нарисуют» вам какой угодно доход.
Знают ли про это банки? Это мы подошли к первому вопросу. Да, знают. Но «менеджерам самого среднего звена», которым начальство «спустило план», как-то всё равно. Печать есть? Есть! Маткапитал имеется? Да, тоже бумажка с печатью. Ну и чудненько — кредит одобряем-с!
Однако «критическая масса» — в данном случае не урановая, но столь же взрывоопасная — накапливается, и вскоре она рванёт. Да так, что всем чертям станет тошно.
Сперва упадут цены на недвижимость, про это есть в материалах ЦБ. Вал ипотечного спроса «перегрел» рынок, и вскоре, когда он сойдёт на нет (что, как вы видим, произойдёт уже завтра), покупателей просто не станет.
Ещё одним фактором станет скорая отмена так называемой «льготной» ипотеки, где процентная ставка частично субсидируется государством.
Застройщики уже заранее рвут волосёнки на пятой точке. Да, это тоже сильно ударит по ценам.
«Льготная ипотека стала для рынка существенным драйвером роста и поддержкой в сложный период. Программа зарекомендовала себя как эффективная мера, и, на наш взгляд, отказываться от нее на данном этапе преждевременно. Застройщики, как и банки, должны быть уверены в завтрашнем дне, начиная крупные проекты, требующие серьезных ресурсов. Поэтому отмена программы, на наш взгляд, может оказать негативное влияние на рынок в краткосрочной и среднесрочной перспективах», — плакается первый заместитель генерального директора концерна «Крост» Марина Любельская.
И вот мы подошли к самому интересному. И печальному. Итак, цены на недвижимость сильно упали (по ряду прогнозов — на 35−50% и более), а материальное положение «электората», как презрительно называют граждане РФ власти, ещё сильней ухудшилось. Собственно, данный процесс вовсю идёт, и тут ЦБ тоже регулярно бьёт тревогу. Начнутся банкротства ипотечников, и они породят вал иного рода, с «цепной реакцией».
Потому что, получив ряд просрочек и невозвратов, тот или иной банк начнёт думать, что делать со своим пакетом потенциально крайне опасных ипотечных договоров. И попытается его продать. Желающих продать будем много, купить — мало. Или вообще не будет. Рынок торговли ипотечными договорами в одночасье рухнет.
Да и банковской системе в целом станет худо, так как несметные триллионы рублей ссуд, платежи по которым растянуты до предела (по данным ДОМ. РФ средневзвешенный срок ипотеки вырос до 20 лет и почти 11 месяцев — тоже рекорд!) превратятся в потенциальные нули. Отобрать у миллионов граждан их квартиры и дома не получится, это чревато социальным взрывом. Да и что потом делать с этой недвижимостью, которая сильно подешевела? Проблема, причём системная…
В принципе, граждане РФ делают всё правильно — берут кредиты дабы их когда-нибудь отдать. Или не отдать, если власть в стране таки поменяется. Правда, легко в любом случае не будет, так или иначе нервишки потрепать придётся. Законодательство уже «откорректировано», выселять людей из единственного жилья можно, вот только решался ли власти на это? Бесспорно, сперва такие случаи будут, но если народ объединится (а вероятность этого крайне велика), то едросы не решатся доводить дело до всероссийского бунта.
Можно ли избежать катаклизмов? Можно.
«Важно отметить, что устойчивое ускорение роста российской экономики и доходов населения способно расширить потенциал для ипотеки, дополнительно увеличивая платежеспособный спрос на постоянной основе. Положительный эффект для рынка ипотеки будет еще сильнее, если опережающими темпами будут расти доходы домохозяйств, относящихся к средним децилям по распределению доходов. Именно в этой группе домохозяйств рост доходов способен сильнее всего увеличить платежеспособный спрос на ипотеку», — говорится всё в той же аналитической записке ЦБ.
То есть всё просто — нужно не «кошмарить бизнес» и давать людям зарабатывать. Однако для едросов данные слова сродни крамоле. Ведь самодостаточные граждане, которые уверены в завтрашнем дне, могут и задуматься — а нужны ли им такие «слуги народа»?
Владимир Путин в ходе Совета по стратегическому развитию и национальным проектам раскритиковал действия высокопоставленных чиновников. Президентского гнева хватило практически на всех.
Отметив, что, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, работа по национальным проектам не прекращалась, глава государства подчеркнул, что главное — это все-таки результаты.
«Нужно добиться того, чтобы с помощью нацпроектов на деле решались самые чувствительные проблемы людей. В этом и заключается главный критерий эффективности нашей общей работы», — сказал он.
Беспокойство президента вызывает рост цен, в том числе на строительные товары, что уже привело к задержке строительства многих социальных объектов и вовсе несостоявшимся конкурсам.
На фото: монитор с изображением участников заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, которое провел президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции в Ново-Огарево. (Фото: Михаил Метцель/POOL/ТАСС)
«Что гравий-то вырос? Ладно, бензин подорожал — довезти сложнее. Но это же не те объёмы удорожания, которые фиксируются. Вы как-то принимаете участие или ФАС принимает участие в определении этих объёмов удорожания по инертным материалам, по строительным общим материалам и так далее?» — поинтересовался он у вице-премьера Марата Хуснуллина.
Высокопоставленный чиновник поспешил заверить, что все вопросы решаются и контролируются.
А вот главе Минприроды Александру Козлову по требованию президента пришлось назвать конкретную фамилию ответственного за ликвидацию мусорных свалок. Попытка министра подробно объяснить, кто и за что в его ведомстве отвечает Путину явно пришлась не по душе.
«Вы мне назвали трёх человек, которые работают в вашем министерстве. Из них кто основной, главный, кто несёт личную, персональную ответственность за результаты работы?» — нахмурился он, успокоившись, лишь услышав фамилию.
После чего свою порцию гнева президента получил глава Минцифры Максут Шадаев, у которого Путин поинтересовался, где же семь из 12 отраслевых стратегий цифровой трансформации. Министр пообещал, что до конца года они будут утверждены правительством, но такой ответ явно не устроил.
«Что они делают в правительстве? Сколько они там лежат? Когда до конца года?» — требовал президент.
На помощь кинулся курирующий вице-премьер Дмитрий Чернышенко, начав перечислять ведомства, с которыми пришлось согласовывать документы. С самого вице-премьера президент спросил за нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», исполнение по которому составляет 83,1%.
«Значительные деньги пошли не на реальную работу, не на строительство инфраструктуры, строительство каких-то объектов в этой сфере, а на взносы в уставный капитал корпорации „Туризм.РФ“. А, собственно говоря, сами-то основные работы выполнены только на 51%. Перспективы-то какие, Дмитрий Николаевич?» — поинтересовался Владимир Путин.
После пространных объяснений Чернышенко он потребовал «придать дополнительные импульсы всем, кто этим занимается».
С министра транспорта Виталия Савельева президент спросил о готовности программы модернизации пассажирского транспорта, реализация которой должна начаться с нового года. Пространные объяснения и заявления о том, что до конца года вопрос будет решен, вызвали недоумение главы государства.
«Виталий Геннадьевич, мы с Вами давно работаем вместе и не надо хитрить: если она готова, то она утверждена, а если находится в стадии согласования, то не готова», — сказал он министру и потребовал до конца года все согласовать.
Раскритиковал Владимир Путин и работу Минтруда, удивившись снижению числа пенсионеров и инвалидов, получающих социальные услуги в организациях социального обслуживания. Пояснения Антона Котякова его, видимо, не очень устроили, поэтому было дано поручение «проанализировать все детали, связанные со снижением этих показателей, и, конечно, подумать и предложить новые варианты работы, новые методики, дополнительные меры по исправлению этой ситуации, несмотря на все пандемийные ограничения».
Президента Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров считает ситуацию с реализацией нацпроектов плохой.
— Все говорят о нацпроектах, пиарятся, а по сути никаких серьёзных результатов у нацпроектов нет. Соответственно, апрельские указы президента не выполняются. Ситуация действительно катастрофическая и обвальная. Видимо, кто-то донес президенту какую-ту информацию, поэтому он начал нервничать — деньги вбухиваются огромные, а серьезного результата никто особо не видит.
«СП»: — Почему же все так тормозится? Есть объективные причины или это тихий саботаж?
— Думаю, что есть и саботаж, потому что чиновники лучше не сделают, чем сделают и ошибутся, и к ним потом будут вопросы с точки зрения правоохранительных органов или контрольных управлений.
Кроме того, в административном аппарате бюрократия победила всё. Любые благие начинания тонут в тоннах бумаг, согласований, предписаний, инструкций. Поскольку все проекты национальные и завязаны на госденьгах, то они тоже тормозятся и неэффективны.
«СП»: — Будут какие-то реальные меры приняты?
— Точечные меры, возможно, будут приняты, но это не решит проблему самих проектов и эффективности экономики. Кто-то может быть назначен козлом отпущения, возможно, понесет ответственность, но системно вопросы не решаются. Это касается и нацпроектов, и коррупции, и системы управления, и экономических и социальных реформ.
Как считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, национальные проекты — это «ступеньки вверх».
— Разовьем промышленность, медицину, строительство и в результате окажемся на качественно новой позиции. Причем не маленькими шажками, а сконцентрировано. В 2008 году уже все было сконцентрировано, а дальше надо было прыгать. Но прыгать с помощью госаппарата, так как других инструментов в руках государства нет.
Чиновники прыгать не умеют, они умеют выполнять процедуры. У них написано такого-то числа сдать такую-то бумажку — они ее пишут и сдают. Конечный результат их вообще не касается, они в процедуре, поэтому возникло страшное противоречие: сконцентрирован огромный капитал, поставлены огромные цели, а прыжка нет.
Министерства и ведомства отчитываются по нацпроектам дорожными картами.
«СП»: — Как выясняется и «бумажки» не готовы.
— Это наша российская лень. Слишком долго идут нацпроекты, чиновники начинают успокаиваться. В 2012 году, когда все начиналось, «бумажки» писали быстро, потому что реально боялись получить по шапке. Прошло 9 лет, чиновники «бумажки» пишут, их принимают.
Чиновники по-другому не умеют. Чтобы они работали иначе, к ним диктатуру надо «присобачивать». Сталин смог провести индустриализацию, но в ее условиях провал в строительстве завода для директора строительства означал расстрел. У нас никого, слава Богу, не расстреливают. Так зачем мучиться? Написал отчет и всё.
Президент по тому и дергает их, что он единственный источник импульса, единственный до конца заинтересованный в реализации нацпроектов. Вот он и спрашивает: «Бумажки есть, где результат?»
Обещали удвоить ВВП. Где? Уже никто не вспоминает. А если бы спросили? А дороги? А строительство? У нас цены на жилье растут. Строительство убивает то, что покупать некому. У нас, что массовое строительство дешевого жилья возникло? Те, кто производит и те, кто пишет планы сидят в разных зданиях. В министерстве пишут инструкции, а потом инструкции по реализации инструкций. И считают, что задачу выполнили. Потом их вызывает президент и спрашивает: «дома-то где?»
«СП»: — Оргвыводы будут?
— Если многих ругали, то не будет. Если концентрировались на отдельных персонах, то будут, но это ничего не изменит. Ну, придет новый министр, а начальники департаментов захотят от стульев оторваться? Всех не уволишь. Кто-то останется. Сколько не меняй трактористов, трактор все равно не полетит.
- Что это
- Для чего нужны
- Какими бывают
- Показания и противопоказания
- Антиоксиданты в продуктах
- Препараты с антиоксидантами
- Косметика с антиоксидантами
- Комментарий эксперта
Материал прокомментировала Анна Махова, доктор медицинских наук, врач-терапевт, клинический фармаколог, доцент Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, автор блога о здоровье @dr.makhova.anna
Что такое антиоксиданты
Антиоксиданты — молекулы, которые борются с окислительными процессами в организме, вызванными свободными радикалами. Последние представляют собой твердые, жидкие или газообразные нестабильные частицы. Они образуются в результате обменных процессов или попадают в организм извне, например, с выхлопными газами. Окисление приводит к повреждению клеток; некоторые из них могут восстанавливаться, другие разрушаются навсегда. При этом свободные радикалы выполняют важные функции [1]. Иммунные клетки используют их для борьбы с инфекциями [2].
Факторы, увеличивающие выработку свободных радикалов:
- внутренние воспаления;
- загрязненный воздух;
- чрезмерное воздействие ультрафиолета;
- сигаретный дым.
Для чего нужны антиоксиданты
Оксидативный стресс, возникающий из-за свободных радикалов, провоцирует различные заболевания, включая сердечно-сосудистые, диабет, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, и проблемы с глазами, такие как катаракта и возрастная дегенерация желтого пятна [3]. Антиоксиданты способны замедлить эти процессы, а в некоторых случаях и обратить их вспять, восстанавливая поврежденные клетки.
Борьба с окислительными процессами — основная задача антиоксидантов. Как следствие, они:
- помогают клеткам восстанавливаться;
- замедляют процессы старения;
- укрепляют иммунную систему;
- оптимизируют обменные процессы в организме;
- снижают риск болезней сердца;
- оберегают организм от вредного излучения, в том числе ультрафиолета.
Какие бывают антиоксиданты
Антиоксиданты, производимые организмом самостоятельно, называются эндогенными, а поступающие извне — экзогенными. Наиболее активными в борьбе со свободными радикалами считаются следующие микроэлементы, которые можно восполнить с помощью продуктов:
- витамин С (цитрусовые, киви, красный сладкий перец, шиповник, шпинат);
- витамин Е (растительные масла, брокколи, орехи, рыба, авокадо);
- витамин А (печень, морковь, батат, масло печени трески, лосось, морковь);
- полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6 (тунец, лосось, горбуша, морепродукты);
- бета-каротин (ярко-окрашенные овощи и фрукты, такие как морковь, шпинат, горох, манго);
- ликопин (розовые и красные овощи и фрукты, включая помидоры, арбузы, красную капусту);
- лютни (зеленые листовые овощи, апельсины, папайя, кукуруза);
- селен (рис, пшеница, цельнозерновые продукты и орехи, яйца, бобовые и сыры);
- коэнзим Q10 (сельдь, кунжут, курица, говядина, брокколи);
- экстракты зеленого чая и гинкго билоба;
- ресвератрол — природный фитоалексин (темные сорта винограда, красное вино);
- молочные сыворотки, греческий йогурт.
Термообработка продуктов может как уменьшить, так и увеличить содержание в них антиоксидантов. Так, ликопин становится более биодоступным после приготовления помидоров. А цветная капуста, кабачки и горох, наоборот, теряют большую часть антиоксидантной активности после приготовления.
Показания и противопоказания к применению
Симптомами нехватки антиоксидантов могут быть:
- сухость кожи;
- быстрая утомляемость;
- расстройства нервной системы;
- частые инфекционные заболевания;
- проблемы со сном;
- выпадение волос, ломкость ногтей;
- появление преждевременных морщин;
- болезни зубов;
- мышечная слабость.
Ученые пока не пришли к единому мнению о пользе потребления большого количества антиоксидантов в форме добавок. Их переизбыток в лучшем случае не дает никакого эффекта, в худшем — приносит вред. Исследование Национального института здоровья показало, что высокие дозы бета-каротина связаны с повышенным риском рака легких у курильщиков [4]. Чрезмерное потребление антиоксидантов может быть токсичным и способствовать окислительным повреждениям, а не предотвращать их — это явление получило название антиоксидантный парадокс [5].
Продукты, в которых больше всего антиоксидантов
Организм может самостоятельно воспроизводить некоторые клеточные антиоксиданты, такие как глутатион, другие поступают с пищей, богатой витаминами. Полезные вещества в разном количестве содержатся во всех цельных растительных и животных продуктах. Ученые связывают пользу вегетарианского питания в том числе с большим количеством антиоксидантов, содержащихся в овощах и фруктах [7].
Больше всего антиоксидантов содержится в следующих продуктах [6]:
- ягодах (особенно чернике, ежевике, малине, вишне и землянике);
- брюссельской капусте и брокколи;
- свекле;
- винограде и изюме;
- сливах и черносливе;
- зеленом чае;
- кофе (самый эффективный источник антиоксидантов, если рассматривать среднестатистический рацион жителя западных стран [7], [8])
- темном шоколаде и какао.
Мясо также содержит полезные вещества для борьбы со свободными радикалами, но в гораздо меньших количествах по сравнению с фруктами и овощами [9], [10]. Антиоксиданты могут увеличить срок хранения как натуральных, так и обработанных пищевых продуктов, поэтому их часто используют в качестве пищевых добавок. Например, чтобы увеличить сроки годности, в готовые магазинные блюда добавляют аскорбиновую кислоту.
Препараты с антиоксидантами
Антиоксиданты можно получить с помощью химического синтеза веществ. Так создаются аптечные витамины и некоторые ферменты. Этот способ производства позволяет сделать антиоксиданты с максимальной концентрацией.
Восполнять нехватку необходимых веществ в организме лучше, в первую очередь, при помощи натуральных продуктов — они уменьшают окислительные повреждения активнее, чем добавки. Ученые сравнили эффекты употребления сока красного апельсина и воды с аскорбиновой кислотой. Оба напитка содержали равное количество витамина С, но было обнаружено, что сок обладает значительно большей эффективностью в борьбе со свободными радикалами [11].
Антиоксидантные добавки могут вступать в реакции с некоторыми лекарствами, поэтому, прежде чем начать принимать те или иные вещества, необходимо проконсультироваться с терапевтом. Дефицит и переизбыток витаминов проявляются по-разному, признаки могут проявляться внешне, в самочувствии, и по результатам анализов. Конкретный диагноз и рекомендации может дать только лечащий врач. В целом, исследования не доказали, что прием какого-либо конкретного антиоксиданта в качестве добавки или с пищей дает гарантии защиты от болезней [12]. Лучшая стратегия для обеспечения адекватного потребления антиоксидантов — правильное питание и выбор разнообразных продуктов, наряду с другими здоровыми привычками [13].
Косметика с антиоксидантами
Доказано, что старение провоцируют курение, частое воздействие ультрафиолетовых лучей A (UVA) / ультрафиолета B (UVB), экстремальная потеря или увеличение веса, рацион с высоким содержанием обработанных пищевых продуктов, недостаток сна.
Основа молодости кожи — это поддержание ее барьера в здоровом состоянии. Именно он защищает от обезвоживания, проникновения различных микроорганизмов, аллергенов, раздражителей, активных форм кислорода и радиации. По этой причине ежедневный правильный уход с достаточным очищением и увлажнением может улучшить общее состояние кожи, ее эластичность и гладкость.
Тело естественным образом вырабатывает коллаген, но с возрастом производство этого важного белка снижается. В результате кожа становится менее эластичной, а морщины — заметными. Назначение антиоксидантов местно, в косметических кремах и сыворотках, имеет доказательную антиэйдж-базу. Витамины, полифенолы и флавоноиды, уменьшают разрушение коллагена за счет снижения концентрации свободных радикалов в тканях.
Витамины C, B3 и E наиболее важные антиоксиданты легко проникают через кожу благодаря своей небольшой молекулярной массе. Витамин C в концентрациях 5–15 % оказывает омолаживающее действие на кожу за счет выработки коллагена 1 и 3 типов, а также повышает активность ферментов, важных для выработки коллагена. Клинические исследования доказали, что антиоксидантная защита выше при комбинации витаминов C и E, чем при использовании только витамина C или E раздельно.
Витамин B3 регулирует клеточный метаболизм и регенерацию. Витамин Е (α-токоферол) обладает противовоспалительным эффектом, разглаживает кожу и увеличивает способность рогового слоя поддерживать влажность, ускоряет эпителизацию и способствует фотозащите кожи. Но эффект не такой сильный, как у витаминов C и B3.
Витамин А (ретинол) и его производные (ретинальдегид и третиноин) также обладают антиоксидантным действием. Они могут способствовать биосинтезу коллагена и снижать активность фермента, разрушающего коллаген.
Подбор косметических антивозрастных средств строго индивидуален и требует консультации врача-дерматолога в зависимости от возраста, типа и состояния кожи.
Комментарии эксперта
Анна Махова, доктор медицинских наук, врач-терапевт, клинический фармаколог, доцент Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, автор блога о здоровье @dr.makhova.anna
Здоровое питание — это основа антиэйдж-подхода. Часто спрашивают, надо ли принимать антиоксидантные добавки. Основные антиоксиданты, которые помогают регулировать свободные радикалы, это витамины A, C и E, а также минерал селен. С точки зрения доказательной медицины, искусственный прием антиоксидантов в виде БАДов не только не приносит пользы, но, по данным кохрейновского метаанализа (2012 г, 296 707 человек), повышает смертность, особенно в группе приема витамина А и, возможно, витамина Е.
Полноценный сбалансированный рацион полностью обеспечивает организм природными антиоксидантами, что безопасно и полезно. Чем красочнее и разнообразнее ежедневный рацион, чем больше овощей и фруктов, ягод, тем больше поступает в организм биодоступных антиоксидантов. Не стоит забывать про цельнозерновые продукты — овес, а также бобовые, орехи и зеленый чай.
Примерно пять порций овощей и фруктов в день сполна обеспечат организм антиоксидантами, в том числе витамином С (одно яблоко — уже одна порция), который будет способствовать синтезу собственного коллагена. Важно, чтобы в рационе было достаточно рыбы (в среднем две порции в неделю), богатой Омега-3 жирными кислотами. Вне сезона используем и продукты после шоковой заморозки, при ней сохраняются витамины.
Прием синтетического витамина С внутрь «для профилактики» не имеет доказанной пользы для здоровья, а один апельсин покрывает суточную потребность взрослого человека в витамине. Что касается популярного антиоксидантного коэнзима Q10 (CoQ10) — это жирорастворимое витаминоподобное соединение, которое участвует в производстве клеточной энергии. Он производится организмом, но с возрастом его синтез замедляется. Коэнзим содержится в целом ряде продуктов, а по поводу его усвоения из добавок вопросов больше, чем ответов. Коэнзим Q10 выпускается в двух разных формах — убихинол и убихинон. Убихинол, по-видимому, усваивается лучше, тем не менее жирорастворимое соединение имеет очень ограниченную способность к всасыванию и в организме не запасается.
БАДы не проходят клинические исследования, поэтому неизвестно, как идет усвоение коэнзима из добавок. Поэтому следует обратить внимание на продукты, богатые природным коэнзимом Q10. К ним относятся: субпродукты (сердце, печень и почки), мясо и птица, жирная рыба (форель, сельдь, скумбрия, сардины), овощи (шпинат, цветная капуста,брокколи), семя кунжута, фисташки, чечевица, соевые бобы.