Урок №31, класс 6-Б
Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Планируемые результаты:
формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;
выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поиска; устанавливать рабочие отношения;
научиться составлять характеристику героев.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Целеполагание.
— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
4.Изучение нового материала.
Каждый из вас получил карточку, раскройте её.
— Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
Работа в парах.
Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте ваше описание друг другу.
— Согласны, что правильно определили героя?
— Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.
— Почему же?
5.Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Закрепление материала.
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»
— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)
— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
— Что готовили мальчики? (картошку)
Ответить письменно на вопросы:
1.О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
7. Итог урока
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
Рефлексия
8.Домашнее задание.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Дата:
_________________________
Класс: 6
Урок литературы
Учитель: Клеткина
Ю.А.
Урок № 28.
Тема: И.С. Тургенев
«Бежин
луг».
Портреты
и рассказы мальчиков
Цель: Продолжить
работу над произведением И.С. Тургенева «Бежин луг», показать богатство
духовного мира крестьянских детей, мастерство автора в создании портретных и
сравнительных характеристик героев; раскрыть внутренний мир героев и найти
связь между портретами и рассказами ребят; развивать навыки характеристики
литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; воспитывать
навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность,
хороший эстетический вкус.
Планируемые
результаты:
Предметные: владеть навыками составления
устной и письменной характеристики героя, устной
монологической речи.
Метапредметные:
Познавательные: сравнивать
и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике;
Регулятивные: применять
метод информационного поиска.
Коммуникативные: владеть
умениями произносить монолог, формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять
уважительное отношение к другому человеку, его мнению
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять
готовность к саморазвитию.
Тип
урока: урок
усвоения навыков и умений.
Средства
обучения: портрет И.С. Тургенева, учебник, презентация, дидактический
материал.
Ход урока:
І.
Организационный момент.
1.
Приветствие.
2.
Проверка готовности к уроку.
3.
Психологический настрой.
IІ.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Видеофрагмент
Фронтальный
опрос.
1.
О
чём или о ком мы говорили на прошлом уроке?
2.
Что
вы помните о биографии Тургенева?
3.
В
какой сборник входит рассказ «Бежин луг»?
4.
Существует
ли он на самом деле?
5.
Кто
является рассказчиком
ІІІ.
Мотивация учебной деятельности школьников.
1.
Демонстрация
картины.
Посморите
на репродукцию картины Маковского «Ночное». Эта картина написана под
впечатлением о рассказа «Бежин луг».
·
Кто
изоражен на картине?
·
Что
такое ночное?
·
Что
мальчики делали ночью?
2.
Беседа с классом.
·
Как называется
изображение внешности героя произведения?
·
— По каким признакам можно характеризовать внешность
человека? (Возраст, внешний вид, лицо, одежда и т.д.)
o
Что
можно узнать по портрету?
ІV.
Сообщение
темы, цели, задач урока.
Тема
нашего урока будет связана с тем, о чём мы с вами говорили. Попробуйте её
сформулировать.
Запись числа и темы в тетради
Цели:
Выяснить как жили крестьянские мальчики
Понять, какую роль портрет играет в характеристике героя
Понять для чего автора подробно описывает рассказы мальчиков?
V. Первичное
применение приобретённых знаний.
1. Работа в тетрадях.
Портрет – это изображение
внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).
2. Беседа по прочитанному.
·
—
С чего начинается рассказ? (Рассказчик описывает
«прекрасный июльский день».)
·
— Какие чувства вызывает у него июльский день? (Он
им любуется: заря «разливается кротким румянцем»,
солнце «светлое и приветное лучезарное – мирно всплывает»,
«весело» и «величаво».)
·
Почему охотник вовремя не вернулся домой?
·
Кого охотник встретил в лесу?
·
— Почему
крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу? (Это
были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).
VІ.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков.
Чтение
отрывков из текста с поэтапным анализом прочитанного (стр.171-173)
Сколько
лет было Феде? (14)
В
чём особенность его внешности? Какой он? (красивый: белокурые волосы и светые
глаза)
К
какой семье принадлежал Федя?
Как
рассказчик догадался, что Федя из богатой семьи? (новый армячок, сапоги его
размера)
Как
звали второго мальчика?
Как
выглядел Павлуша?
Почему
этот несимпатичный ребёнок понравился рассказчику? (глядел умно и прямо, в
голосе сила)
Как
был одет Павлуша? (бедно)
Как
звали третьего ребёнка?
Как
выглядит лицо Илюши?
Как
был одет Илюша?
Сколько
лет ыло Илюше и Павлуше?
Как
звали четвёртого мальчика?
Сколько
лет было Косте?
Что
поразило рассказчика во взгляде этого маленького мальчика?
С
каким животным сравнивает автор лиуо Кости?
Какие
глаза у Кости?
В
чём особенность этих портретных характеристик? Только ли о лице и о внешности
говорит автор? (Рассказчик через описание внешности пытается передать
нам черты характера героя, его внутренний мир)
Портрет
играет очень важную роль в описании люого персонажа, потому что мы на героя
смотрим глазами автора и понимаем отношение рассказчика к герою.
Запишем
схему
Физминутка
Докажем
это на примерах:
3.Аналитическая
работа
3.1.
Подберите
мальчикам соответствующие для них черты характера
3.2.
Кто
из мальчиков охотнику понравился больше всего? Почему? (Павлуша – умные глаза)
А
кто меньше всего? (Илюша – туповат и выглядит болезнено)
Беседа
с классом.
—
О
чём говорят мальчики у костра? (Они
говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках,
о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике
Васе.)
— Почему
ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах
мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет
на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.)
— Как
вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С
одной стороны, самостоятельные с пелёнок, впитавшие всё русское: отношение к
природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие
возможности учиться.)
Кроме
портретного описания что еще характеризует образ героя?— Можно
ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей
красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении
передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о
другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых
диких суеверий.)
—
Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев
искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным
рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.
Каждый
рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи,
таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств,
их вера, переживания.
—
Назовите их. (Верно, это Илюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно
показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком
каждый раз зависит от особенностей его характера).
—
Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает
наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру:
напуганность, моральная подавленность).
—
А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет
чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
—
А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает
о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и
иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение»
не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными
с детства.)
— А теперь постарайся найти связь между портретами этих мальчиков и их
рассказами.
—
В начале урока мы говорили о том, что Павлуша умный, уверенный, смелый,
сильный. Поэтому его рассказ отличается от всех других рассказов.
—
Илюша же смирный, пугливый, поэтому, рассказывая свои былички, он в них верит,
как и все дети у костра.
—
Вот
перед вами ещё одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
VІІ. Творческий
перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.
Синквейн.
—
Составьте характеристику одного из мальчишек.
VІІІ. Итоги
урока. Рефлексия.
1.
Слово учителя.
Выяснить как жили крестьянские мальчики
Понять, какую роль портрет играет в характеристике героя
Понять для чего автора подробно описывает рассказы мальчиков?
2.
Выставление оценок за урок.
ІХ.
Сообщение
домашнего задания.
Знать
содержание рассказа. Подготовить сообщение о роли картин
природы в рассказе «Бежин луг».
Тургенев – это автор, всегда писавший о человеческой бытовой жизни, о жизни в деревне, со всеми её вытекающими, пытаясь показать всё то, что для людей живущих там является рутиной, и что для них есть веселье и отдых. Множество произведений было написано на эту тему, но выделить можно одно. “Бежин луг” произведение дающие полный образ деревенской жизни, пропущенной через призму детской наивности и беззаботности. В произведении Тургенев показывает нам как дети борются с ежедневной рутиной, и также как они пытаются сопротивляться всей этой взрослой жизни, окружающей их, и давящей на них.
В произведении мы знакомимся с множеством сельских детей, каждый из которых является самостоятельной личностью, с которой необходимо ознакомиться для полноты восприятия сюжета и ознакомления с деревенской атмосферой и всем прочим, что царило в то время на посёлках и в деревнях. Познакомившись со всеми характерами персонажей так же можно узнать, о чём на тот момент думали дети, о чём мечтали, и о чём задумывались.
Мы знакомимся с персонажем по имени Федя. Федя это самый старший из всей компании детей, сын зажиточного крестьянина, который приехал на поле не из-за нужды, а попросту из-за скуки. Он был мальчиком слегка надменным, который всегда важничал, разгуливая в отцовском жилете. Также, боясь сказать что-то не то и потерять уважение он старался говорить по меньше, и по делу.
Хотя, несмотря на всё это, Федя является человеком, который ценит своих друзей, и близких ему людей, стараясь помочь им всем, чем может. В его стремление казаться важным явно проглядывается желание оправдать ожидания своих родных и друзей. Он явно старается соответствовать положению своего отца, из-за чего он и ведёт себя так осторожно, и, возможно, высокомерно.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Федя прекрасный молодой человек, старающийся помогать окружающим, хоть это и не так очевидно, но он является человеком, несомненно, добрым и с хорошим чувством дружбы и привязанности. Пытаясь скрыть свою доброту за маской безразличия он отвергает от себя людей, не позволяя подойди им ближе, но так или иначе, в процессе произведения он меняется в лучшую сторону.
Однако следует упомянуть, что данное сочинение написано исключительно на субъективном мнении, из-за чего не может оцениваться объективно.
Сочинение 4
Большинство произведений Ивана Сергеевича Тургенева наполнены живыми красками природы, близких каждому человеку историй из жизни простых людей, важных моральных и нравственных тем, и, конечно же, открытых ярких образов главных героев. Именно благодаря своим неповторимым простым, и в то же время грамотным стилем речи, смог завоевать сердца читателей.
Произведение «Бежин луг» яркое тому доказательство. Рассказ вошел в сборник очерков и рассказов писателя «Записки охотника». Взаимоотношение богатых и бедных, помещиков и крепостных всегда волновало живой разум писателя. Он видел несправедливость, искал способы его решения. При этом он сам родился в семье барина. В каждом своём новом произведении он всё ближе подбирается к решению назревшего вопроса через уникальные психологические портреты главных героев.
В рассказе «Бежин луг» таким характером автор наделил Федю. Федя – мальчик из богатой семьи дворянина. Несмотря на своё происхождение, он не брезгует общением с детьми крестьянских детей. Ходит вместе с ними пасти стадо ради развлечения, в то время как остальные дети – помогают этим зарабатывать деньги родителям.
Парню 14 лет, но выглядит старше своих лет на фоне неучей – крестьян. Характер нельзя назвать плохим, он никогда не задирал носа, но в то же время всегда держится важно, постоянно подчеркивая свой статус, он любопытен и с удовольствием слушает рассказы детей, не забывая при этом вставлять свои комментарии и вопросы, он любит показывать своё превосходство в умственных состязаниях, при этом делает это с честью, не обижая и не задевая соперника, имеет ярко выраженные лидерские качества. Одежда была на нем богато убрана: синий поясок, новая рубашка с каемкой, новый армячок. К тому же, он носил с собой гребень и часто расчесывался. Лицо было милое, красивое и ровное, с весёлой улыбкой.
Исходя из описаний внешности, мыслей и поведения Феди, читатель может сделать вывод, что мальчик имеет живой ум, серьезный характер. Его основными характеристиками являются самодостаточность, любопытность и не по годам понятие своего и чужого положения.
В один из очередных вечеров, к ним подошёл охотник. Не трудно догадаться, что этим охотником является сам Иван Сергеевич Тургенев, который часто любил бродить по лесу с ружьем. Охотник долго слушал и разговаривал с ребятней, а затем притворился спящим. Он лежал и тихо слушал рассказы детей, их мысли и планы.
Образец 5
И.С.Тургенев – это русский писатель, который в своих произведениях помимо описания красоты русской природы, знакомил читателя с жизнью обычных русских крестьян в деревне, Он, будучи сам «пропитан» такой жизнью, так как вырос в деревне, знал её до мельчайших подробностей. Писатель не понаслышке, а из собственных наблюдений знал все плюсы и минусы жизни крестьян. И.С.Тургенева можно также назвать психологом по отношению к этим крестьянским жителям, ведь он понимал их с одного взгляда и полуслова. Автор чувствовал их эмоциональное состояние, по поведению и поступкам мог дать характеристику героям.
Наблюдая за крестьянскими мальчишками в рассказе «Бежин луг», писатель, знакомя читателя с каждым из них, формирует определённый их образ. Самым старшим, из содержания рассказа, был мальчик по имени Федя. Ему было около четырнадцати лет, это уже не ребёнок, а подросток-юноша. По внешнему виду было видно, что мальчик не из самой бедной семьи. Родители Феди были зажиточными крестьянами, и это предавало ему некоторую уверенность и превосходство над остальными мальчишками. Паренек старался соответствовать своему статусу во всех своих проявлениях. Но делал он это без всякого ущемления и унижения своих друзей.
Благодаря большему достатку своих родителей, Федя был одет лучше своих друзей. Все вещи у него были более новые и полностью соответствовали размеру. Это значит, что отцовских сапог он мальчик не носил, что так часто встречалось среди крестьянских ребятишек. Особенно, если дети шли на работу, то они надевали старые вещи других членов семьи. Федя был одет в ситцевую рубаху яркой расцветки, новый армячок с голубым поясом. Внешние черты тоже отличались от остальных детей: он был стройный, достаточно красивый мальчик с немного мелкими чертами лица, волосы были кудрявые и белокурые, а глаза – светло-голубые, на лице постоянно присутствовала немного рассеянная улыбка. На луг, пасти ночью лошадей, Федя пришёл не из-за нужды, как это делали остальные мальчики, а так, для забавы с друзьями.
В разговоре с друзьями сам Федя говорил, конечно, не очень много, он больше слушал остальных. Иногда задавал вопросы или немного поддерживал разговор. Возможно, мальчик боялся сказать что-то не так из-за своей малограмотности и, как следствие, чтобы не потерять свой авторитет в глазах друзей. Так как Федя был самым старшим, он старался казаться смелым и храбрым, хотя на самом деле боялся темноты, особенно во время рассказов про леших и русалок. Однако, анализируя все его поступки, мы можем сделать вывод, что Федя был не таким уж и смелым. Когда послышался в темноте непонятный шум и встревожились лошади, то в разведку бросился не Федя, а мальчик Павлуша. Но это не говорит о том, что он был плохим или трусливым человеком. Скорее всего, он просто был не таким решительным, как многие деревенские дети. Потому что, как известно, тяжёлая, крестьянская жизнь и нужда заставляла многих ребят рано взрослеть морально и становиться более решительными и целеустремлёнными.
По своему характеру Федя был добрым мальчиком и другом. Он искренне интересовался проблемами деревенских жителей, о которых рассказывали ребята у костра. Без всякого злорадства он переживал и сочувствовал им.
Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на все материальные блага, важно всегда оставаться человеком с чистой и доброй душой.
Сочинение 6
Федя являлся одним из самых взрослых и мудрых в компании 5 ребят. Федя выглядел старше своих сверстников и выглядел не по своему возрасту. Федя в свои 10 лет выглядел на все 14, как по характеру, так и по внешности. У Феди была богатая семья с хорошим состоянием. Он был всегда опрятно и аккуратно одет, выглядел очень хорошо. Он часто носил рубашку, синий пояс и сапоги. Его повседневная одежда всегда балы небывалой красоты.
Все 5 мальчишек из рассказа Тургенева были подвижными, и так сказать любознательными, они всегда старались познать что-то новое и не когда не сидели на месте. Все мальчики выглядели не на свои годы, как по уму, так и по внешности. Но выделялся из всей толпы Федя. Они вместе всегда преодолевали любые трудности, которые стояли на их пути. Всегда справлялись с любой данной для них работой. Автор, хотел нам показать, какие были идеальные мальчишки в то время. Он характеризует можно так сказать тот самый русский народ.
Внешне Федя выглядит слегка худым. С узкими плечами и с добрым лицом. У него были светлые волосы, которые ярко подчёркивали его образ. На его лице всегда находится улыбка. Во всех ситуациях, во всём, смотря на него можно сказать, что это как лучик солнца среди чёрного неба. Он всегда был радостным и радовался жизни.
Автор нам показывает Федю в эпизоде, когда 5 мальчишек ночью охраняют лошадей. Они развели костёр, сидели во круг него грелись. Так же костёр помогал им освещать местность, чтобы не упустить лошадей. Их там встретил заблудившийся охотник, точнее встретил он Федю. Глядя на Федю автор не передаёт и не включает в его образ высокомерие. Он общается со всеми в ровню. Не возвышает себя. Он общается с крестьянскими ребятами из бедных семей так же как со всеми, не возвышая себя. Он ведёт себя со всеми достойно и подаёт ярки пример лидера.
Ребята разговаривают с Федей как с другом, хотя он выглядел старше их, и он был статуснее и всё равно, с ним общались просто как с лучшим другом. Хотя в голосе Феди и в его манере поведения встречались те нотки взрослого человека. Пастухи так же разговаривают с Федей как с другом, ведь он душа компании. Они любят рассказывать друг другу страшные истории, один раз Федя начал разговор про домового. Тем самым ребята все хотят сразу разобраться кто это да, что. Федя – это душа компании, он мог поддержать у костра любой разговор которые начинали ребята!
Федя очень добрый и любознательный. Общается со всеми на ровных, себя не возвышает, общается с самым младшим он общается понимающе и ласково.
7 вариант
В один из июльских дней, когда обычно стоит хорошая погода, рассказчик охотился на тетеревов в Тульской губернии. Ходил он долго, заблудился, и уже поздней ночью вышел к костру. Там было пятеро крестьянских мальчиков, стерегших табун в ночном, и две большие собаки. Познакомившись с ребятами, он решил составить им компанию, прилег под кустом и стал тихо наблюдать за ними. Сначала мальчики стеснялись гостя, но потом привыкли и перестали обращать на него внимание, занявшись своими разговорами.
Среди мальчиков, стерегших табун, Федя был старшим. Он выглядел примерно на четырнадцать лет, имел светлые глаза и волосы, по лицу бродила рассеянно – веселая улыбка. Судя по одежде, Федя жил в зажиточной семье, в которой всех приучили к аккуратности. Новый армячок и пестрая рубашка из ситца были чистыми, а на поясе висел гребешок. Да и сапоги были по размеру, не отцовские. У костра Федя расположился вольготно, к остальным мальчикам относился покровительственно. Но при этом вел себя не очень заносчиво, остальные мальчики звали его по имени и держались на равных. Было видно, что он поехал в ночное для развлечения, а не по обязанности. Скорее всего, Федя слабо знал местные легенды, но интересовался ими – он постоянно подталкивал мальчиков к рассказам о невероятных случаях, а сам не рассказал ни одного. «Ему, как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой. Сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство». К нечистой силе Федя относится скептически – он, конечно, тоже в нее верит, но не столько боится, сколько не все случаи относит к достоверным. «А ты его видел, лешего-то? – насмешливо перебил его Федя».
Федя взрослее всех мальчиков, и у него уже появился интерес к девочкам. Вот он ласково расспрашивает у Вани о здоровье его сестры и просит передать приглашение в гости. И обещает ей подарки подарить…И не только ей, а еще и Ване. Но тот отказался в пользу девочки: «Дай уж лучше ей, она такая у нас добренькая.».
Как видно из описания Феди, рассказчику нравится этот мальчик, которого не испортила принадлежность к богатой семье – он остался таким же простым и любознательным мальчиком, как и его друзья.