В. Гаршин „Сказка о розе и жабе”
Цели:
познакомить учащихся с писателем, с содержанием сказки, определить идею произведения;
развивать навыки выразительного чтения; анализа и отбора художественного материала, необходимого для раскрытия главной мысли сказки;
провести наблюдение над контрастным изображением героев;
совершенствовать монологическую речь детей, навыки работы в группе;
воспитывать сострадание и внимательное, заботливое отношение к тем, кто нуждается в этом.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают содержание сказки; дают развёрнутую характеристику героям произведения; определяют основную мысль произведения; работают в группах.
Базовые понятия: сказка в рассказе; идея; контрастное изображение; литературный герой.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет писателя, схема контрастного изображения героев и композиции сказки, рисунки учащихся к сказке, музыкальная запись, видеоролики, карточки с заданиями для групп, эпиграф:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Л.Мартынов
ХОД УРОКА
І. Организационный этап.
Прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок –
урок литературы.
Мир литературы так ярок и дивно богат,
Так красочен, восхитителен и потрясающ,
Что я с удовольствием вас всех приглашаю
На час о заботах, проблемах забыть
и в сказочный мир со мною войти!
ІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
1. Беседа.
О каких сказках мы говорим с вами на уроках литературы в последнее время?
Чем отличаются и что общего у сказок народных и литературных?
2.«Угадай автора по названию сказки».
«Снежная королева»… (Г.Андерсен), «Мальчик-звезда»…(О.Уайльд),
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…(А.С.Пушкин),
«Маугли»…(Р.Киплинг).
3.«Продолжи предложение»: укажи, какую литературу представляют авторы сказок:
А.С.Пушкин – …(русскую).
Оскар Уайльд – …(английскую).
Редьярд Киплинг – …(английскую).
Ганс Христиан Андерсен – …(датскую).
4. Продолжение беседы.
— Тебе хотелось бы познакомиться с новой сказкой?
Мы с вами сегодня
в гостях побываем у сказки!
Маршрутом нелёгким,
но очень полезным пройдём!
В мир волшебства
двери чуть-чуть приоткроем,
чтоб вновь убедиться:
всем сказка нужна!
Нас сказочный мир за собой увлекает
и к добрым поступкам, делам призывает!
ІІІ.Сообщение темы и цели урока.
ІV.Восприятие новых знаний.
1.Слово учителя.
Даты жизни писателя: 14 февраля 18555г. – 19 марта 1888г.
Место рождения: Екатеринославская губерния (Днепропетровская область). Всеволод Михайлович Гаршин рано выучился читать. Тихие долгие вечера в глухой забытой деревушке с отцом мальчик коротал за книгой. Целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, возился с жуками, ящерицами, лягушками, наблюдал повадки зверей. Любовь к природе, зародившуюся здесь, среди степных просторов, сохранит он на всю жизнь.
Неудивительно, что всё так достоверно и живо в сказках Всеволода Гаршина. Вы не увидите в них сказочных деревьев и цветов, не попадёте в тридевятое царство, не встретите знакомых вам по другим сказкам Бабу-ягу и Змея Горыныча. Нет, обычные утки, лягушки, ящерицы, да розовый куст в тени дачного участка, да копна сена, пересохшего от жары…Необычно только то, что простая роза умеет чувствовать и думать, она стремится к солнцу и добру, а улитки, муравьи, мухи и кони рассуждают о жизни. А за всеми этими героями – сам писатель. Его доброта, огромный талант сострадания, потребность откликнуться на чужую боль. Откройте любой рассказ или сказку Гаршина, и вы убедитесь, что это так, и, может быть, даже узнаете про «то, чего не было»…
2.Проблемный вопрос.
«Сказка о жабе и розе» — сказка или рассказ?
3.Беседа по содержанию «Сказки о жабе и розе».
— О каких событиях рассказывает автор? С чьими жизнями мы знакомимся, читая это произведение? (В случае затруднения: Только ли о жабе и розе эта сказка?)
(Это грустная история о маленьком больном мальчике семи лет, который живёт вместе со взрослой старшей сестрой в деревне).
— Возвращаемся к проблемному вопросу. Произведение сложное по построению: в историю о больном мальчике включена сказка о розе и жабе. Перед нами не сказка и не рассказ, а сказка в рассказе. (Схема композиции сказки).
— Что окружает розу? Как автор описывает цветник и розу?
(Выборочное чтение текста от слов: «Цветник был очень запущен…» до слов: «…и этот запах был её словами, слезами и молитвой». Чтение сопровождается музыкой).
— Можно ли понять отношение писателя к образу розы? Назовите слова и выражения, помогающие нам понять авторскую позицию?
(Автор любуется цветком, любит розу, сочувствует ей, тревожится за неё. Он использует для её описания эпитеты: «нежный и роскошный цветок», «пышная роза», «нежный, тонкий и свежий запах», «нежные лепестки», «душистое и прекрасное создание», «бедное создание», «самое красивое создание в цветнике»; олицетворения: «увидела небо», «роза точно плакала», «роза росла и красовалась», «роза содрогнулась», «она завидовала бабочкам», «роза поняла, что погибает», «роза слушала эту песню и была счастлива»; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «цветок», « лепестки», «стебелёк»).
— Чем отличается жизнь и внешность жабы от жизни и внешности розы?
(Выборочное чтение текста от слов: «А внизу, между корнями куста…» до слов: «…откуда несётся этот запах», от слов: «Когда она в первый раз увидела цветок…» до слов: «Роза поняла, что погибает». Чтение сопровождается музыкой).
— Как писатель относится к жабе? Свой ответ аргументируйте.
(Писателю не нравится жаба, он осуждает её поведение. Она вызывает у него отвращение. Для этого он использует совсем другие художественные средства, которые помогают ему это показать. Например, эпитеты: «жирная старая жаба», «грязно-серые бородавчатые и липкие бока», «безобразная лапа», «злые и безобразные глаза», «скверные липкие лапы», олицетворения: «уселась отдыхать», «наелась и собралась отдыхать», «ленилась посмотреть», «прохрипела, повторила», «окровавленная свалилась на землю», «шлёпнулась брюхом», «прыгнула на девушку», «далеко отлетела», «не посмела»; пренебрежительные слова, которые стали устойчивыми словосочетаниями: «жабьи глаза», «жабье сердце»; грубые слова: «я тебя слопаю», которые она прохрипела, повторила шесть раз, называет жабу врагом цветка, злым животным.)
— Что вы узнали о Васе и его сестре Маше? Как они относились друг к другу? Прочитайте их диалоги в лицах.(Чтение реплик из диалога).
— Что доставляло радость и счастье маленькому Васе? Пронаблюдайте вместе с маленьким героем за жизнью цветника. Расскажите, что вы видите вместе с ним, какие его чувства разделяете. Что вы можете сказать о душевных качествах мальчика?
(Выборочное чтение текста от слов: «Он очень любил свой цветник…» до слов: «…и начинал читать принесенную с собой книжку», от слов: «…он оставлял раскрытую книжку…» до слов: «…ёж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!»).
— Как чуть было не погибла роза?
(Выборочное чтение текста от слов: «Девушка взяла ножницы…» до слов: «…девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату») ».
— Лучше ли стала жаба, почувствовав, как что-то «странное зашевелилось» в её сердце?
— Почему любовь жабы к розе испугала прелестный цветок?
— Почему роза «почувствовала, что её срезали недаром»? Что стало «самым лучшим происшествием в жизни розы»?
— Каков конец этой «Сказки…»?
(Чтение от слов: «Сестра вложила стебелёк ему в руку…» до конца. Чтение сопровождается музыкой).
— В чём её смысл?
(Розу срезали. Короткой оказалась её жизнь, но ненапрасной, ведь роза подарила умирающему мальчику радость. Последними словами, которые он прошептал, счастливо улыбаясь, были: «Ах, как хорошо…». В этом и заключается идея сказки, главный её смысл – дарить окружающим радость, учиться быть милосердными, внимательными, заботиться о тех, кто нуждается в этом.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ребята, сегодня к нам в гости пришли буквы, и они очень хотят нам помочь при выполнении следующего задания. Найдите эти буквы на стенах в классе, составьте с ними слова.(Дети, составляют три слова
РОЗА контраст ЖАБА).
4. Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст».
РОЗА контраст ЖАБА
нежный, роскошный жирная, старая
« прекрасное создание» «злое животное»
Тянется к свету, Не радуется ни утру, ни солнцу,
отдаёт красоту другим ни хорошей погоде и живёт в щели
(ощущает счастье жизни под камнем (едва заметно дыша =
и дарит его другим: «она почти мёртвая), «раздувая грязно-
могла только склонив головку, серые бородавчатые и липкие бока и
разливать вокруг себя тонкий и отставив безобразную лапу в сторону»,
свежий запах, и этот запах был ленилась «подвинуть её к брюху»
её словами, слезами и молитвой)
ЖИЗНЬ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИЗНЬ ДЛЯ СЕБЯ
Помогает мальчику, т.к. В ярости бросилась на Машу, но,
облегчает его страдания отброшенная носком башмака, не
перед смертью, погибает посмела больше прыгнуть на
сама ради другого. девушку и отвоевать розу.
БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ, ЗАБВЕНИЕ,
БЕССМЕРТИЕ (КНИГА) ОДИНОЧЕСТВО, НЕНУЖНОСТЬ
Вопрос для будущих филологов.Как вы думаете, почему роза не отвечает на обращения к ней жабы? Почему между ними нет диалога?
ІV. Обобщение и систематизация знаний.
1.Беседа.
— Какие чувства испытываете вы после знакомства со «Сказкой о жабе и розе»: восхищение, сострадание, отвращение? Поделитесь своими впечатлениями.
— Чего больше всего желали в жизни роза и жаба? Кто из них счастливее?
2. Составление синквейна (групповая работа).
РОЗА ЖАБА
нежная, ароматная страшная, жирная
расцветает, благоухает, отдаёт угрожает, ленится, ползёт,
Умей дарить окружающим радость! Жить для себя недостойно!
Благодарность Отвращение
МАША ВАСЯ
ласковая, внимательная худенький, слабенький, тихий
любит, заботится, переживает читает, наблюдает, грустит
Возлюби ближнего своего! Он умирает счастливым.
МИЛОСЕРДИЕ СОЖАЛЕНИЕ
3.Выступление учащихся с подготовленным творческим проектом на тему: «Умей дарить радость» (опережающее задание).
Составляющие творческого проекта:
Эпиграф (пословица по теме проекта).
Сочинение-миниатюра по теме проекта
(можно в стихотворной форме, в форме сказки, газетной статьи и т.д.).
Рисунок по теме проекта (на сюжет сказки).
Просмотр видеороликов на тему: «Забота о друзьях наших меньших»
(подготовлены совместно с родителями)
4. Интерактивный приём «Микрофон».
— Какие нравственные уроки преподнесла нам «Сказка о жабе и розе»?
— Актуальны ли эти уроки в наше время?
V. Объявление домашнего задания.
1) Прочитать рассказ Е.И.Носова «Белый гусь» (к следующему уроку внеклассного чтения).
VІ. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Заключительное слово учителя.
Добрый совет вам, ребята, и всем, кто присутствовал на нашем уроке:
Читайте сказки! Читайте сказки!
И наслаждайтесь их красотой!
Ведь жизнь, поверьте, такая же сказка,
И каждый из нас в этой жизни герой!
«Дюймовочка» — это сказка о маленькой девочке, появившейся из цветка. В самом начале бедную девочку похищает ужасная Жаба и приносит к себе на болото, чтобы потом женить на ней своего сына. Но Дюймовочке удается сбежать от них. Тогда она попадает к майскому Жуку, но его сородичам прекрасная Дюймовочка показалась некрасивой и жук оставил ее на ромашке. Скоро наступила осень и девочка ушла из леса в поле, где набрела на норку полевой Мыши. Мышь ее приютила и посоветовала выйти замуж за богатого крота. Когда она была у крота в гостях, то увидела ласточку, которую все считали умершей, но Дюймовочка накрыла ее одеялом из травы и ухаживала за бедной птицей всю зиму.
Тем временем все готовились к свадьбе Дюймовочки и Крота. Осенью все уже было готово и Дюймовочка попросилась на улицу, чтобы попрощаться с солнышком. Там она увидела пролетающую Ласточку, которую она спасла зимой, та предложила девочке лететь вместе с ней в жаркую страну и девочка согласилась.
На юге девочку увидел Принц эльфов, пленился ее красотой и предложил выйти за него замуж, Дюймовочка согласилась не раздумывая.
Главные герои
- Дюймовочка — главная героина сказки. Она очень маленького роста, всего 2,5 сантиметра. Но зато очень красивая. Девочка родилась из цветка, который купила у ведьмы и вырастила у себя бездетная женщина.
- Мать Дюймовочки (бездетная женщина).
- Жаба — украла Дюймовочку из ее постельки и хотела женить на своем сыне. Описывается как ужасная и мерзкая на вид.
- Сын жабы.
- Майский Жук — забрал Дюймовочку с кувшинки, когда она проплывала мимо него. Ему понравилась милая девочка, но он послушал своих родственников и оставил Дюймовочку в лесу.
- Полевая Мышь — приютила девочку, когда та пришла к ней замерзшая и голодная, оставила жить у себя и предложила выйти замуж за крота.
- Крот — богатый сосед Мыши. Имеет большое состояние, хорошую шубу и плохое зрение.
- Ласточка — была спасена Дюймовочкой от смерти под холодным снегом. Отблагодарила девочку, уговорив ее лететь в жаркую страну.
- Принц эльфов — влюбился в Дюймовочку с первого взгляда и сразу же предложил выйти за него замуж.
Единственная девочка — член Клуба весёлых человечков .
Характер
Подобно Гадкому Утёнку и некоторым другим персонажам Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.
Сюжет сказки
Одна женщина вырастила цветок, там оказалась крохотная прекрасная девочка, ростом не больше человеческого пальца, женщина назвала её Дюймовочкой ․
Девочка была очень симпатичной. Это однажды заметила лягушка. Она решила, что Дюймовочка может стать прекрасной парой для её сына. Дождавшись полуночи, лягушка выкрала девочку, чтобы доставить её к своему сыну. Сын лягушки был очарован красотой девочки. Чтобы она не смогла бежать, он поместил Дюймовочку на лист водной лилии . Однако на помощь девочке пришли рыбы, которые перегрызли стебель лилии, а мотылёк, которому понравилась Дюймовочка, впрягся в её поясок и полетел, потянув за собой лист по воде. Пока мотылёк тянул лист с Дюймовочкой, майский жук перехватил её и понёс к себе на дерево. Мотылёк остался привязанным к листку. Дюймовочка очень жалела его — ведь он не мог сам освободиться.
На том же дереве жили другие майские жуки, которые пришли посмотреть на Дюймовочку. Но девочка им не понравилась, ведь у жуков были свои понятия о красоте. Жук оставил Дюймовочку одну жить в лесу. Так она прожила всё лето, и осень, а как приблизилась зима, девочка стала замерзать. К счастью, замёрзшая Дюймовочка обнаружила норку полевой мыши, которая приютила её у себя. Затем мышь решила выдать замуж девочку своему богатому соседу — кроту. Крот был очень состоятелен и настолько же скуп. Дюймовочка понравилась ему, и он согласился подумать о женитьбе. Крот показал Дюймовочке свои подземные «дворцы» и богатства. В одной из галерей девочка обнаружила мёртвую ласточку. Однако оказалось, что ласточка была просто очень слаба. Дюймовочка втайне от мыши и крота стала заботиться о ней. Настала весна. Ласточка совсем поправилась и, поблагодарив Дюймовочку, вылетела наружу из галерей крота.
В то время, крот окончательно определился с желанием и полевая мышь приказал девочке шить приданое . Дюймовочке было очень грустно и обидно, ведь ей очень не хотелось выходить за крота. Наступил день свадьбы. Дюймовочка решила выйти в последний раз на свет и попрощаться с солнышком. В этот момент над полями пролетала та самая ласточка. Она забрала Дюймовочку с собой в тёплые края, спасши её тем самым от скупого и расчётливого крота.
В тёплых краях Дюймовочка поселилась в цветке. Она познакомилась с королём эльфов . Эльф и Дюймовочка сразу же полюбили друг друга и стали мужем и женой. Так Дюймовочка стала королевой эльфов.
Экранизации и постановки
- Эндрю Ланг переименовал данную сказку в «Приключения Майи» в его одиннадцатом томе «Сказок оливковой Феи» (опубликована в ).
- Первый фильм «Дюймовочка» был черно-белым и выпущен в режиссёром Гербертом M. Доли.
- Дэнни Кэй исполнила песню «Дюймовочка», написанную Фрэнком Лессером, в фильме 1952 года об Андерсене.
- Лотте Рейнигер в выпустил короткий 10-минутный фильм о Дюймовочке.
- В 1964 году был снят советский мультфильм «Дюймовочка » Леонида Амальрика.
- (Редактор: Н. Мартынова, Художник: Г. Портнягина).
- Японская студия «Toei Animation»
выпустила полнометражный аниме -мультфильм в , под названием «Sekai Meisaku Dowa: Oyayubi Hime»
(World’s Famous Children’s Stories: The Thumb Princess)
с анимацией художника Осаму Тэдзука . - Сериал про Дюймовочку, для домашнего просмотра, выпустила студия «Faerie Tale Theatre» (Сказочный театр)
в , с участием Кэрри Фишер и Уильяма Кэтта. - История с красочным оформлением в студии «Rabbit Ears Productions»
была выпущена в на видеокассете , аудиодиске, компакт-кассете (с рассказом в исполнении Келли МакГиллис) и в виде книги . - Японская студия «Enoki Films»
выпустила в 26-серийный мультфильм, под названием Oyayubi Hime Monogatari
(Рассказы о Дюймовочке). - Компания Golden Films
выпустила мультфильм о Дюймовочке (). - В Дон Блут выпустил мультфильм о Дюймовочке , который имеет некоторые отклонения от классического авторского сюжета.
- В на DVD выпущен мультфильм «Приключения Дюймовочки и Мальчика С Пальчик».
- Дюймовочка появлялась в роли гостьи на свадьбе принцессы Фионы в мультфильме «Шрек 2 » (2004).
- Hans Christian Andersen’s 200th Anniversary: The Fairy Tales, 2005, Denmark, The Netherlands, Jorgen Bing (Ганс Христиан Андерсен. Сказки, 2005, Дания, Нидерланды, Ёрген Бинг)
- В 2007 году вышел фильм «Дюймовочка» Леонида Нечаева по сценарию Инны Веткиной .
См. также
Напишите отзыв о статье «Дюймовочка»
Ссылки
- на YouTube
Клуб весёлых человечков | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Произведения, в которых встречаются отдельные весёлые человечки | |||||||||||||||||||
Буратино | |||||||||||||||||||
Гурвинек | |||||||||||||||||||
Дюймовочка |
| ||||||||||||||||||
Карандаш | |||||||||||||||||||
Незнайка | |||||||||||||||||||
Петрушка | |||||||||||||||||||
Самоделкин | |||||||||||||||||||
Чиполлино |
| ||||||||||||||||||
Произведения, в которых встречаются несколько весёлых человечков | |||||||||||||||||||
Карандаш и Самоделкин | |||||||||||||||||||
Все весёлые человечки |
Сборники | |
---|---|
Сказки | |
Романы | |
Связанные статьи |
Отрывок, характеризующий Дюймовочка
Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu»est ce que c»est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d»honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.
Крошечная девочка, размеров в один дюйм, попадает в различные приключения: встречает болотную лягушку, жука, крота… Добрая Дюймовочка спасает ласточку от гибели, за что благодарная птичка переносит девочку в теплые края, где живут эльфы.
Дюймовочка читать
Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?
Отчего же! — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет!
Спасибо! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были ещё плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
Какой славный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пёстрые лепестки.
Что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой.
Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была её колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; длинные стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. На нём Дюймовочка могла переправляться с одной стороны тарелки на другую; вместо вёсел у неё были два белых конских волоса. Всё это было прелесть как мило! Дюймовочка умела и петь, и такого нежного, красивого голоска никто ещё не слыхивал!
Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком Дюймовочка.
Вот и жена моему сынку! — сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
Там протекала большая, широкая река; у самого берега было топко и вязко; здесь-то, в тине, и жила жаба с сыном. У! Какой он был тоже гадкий, противный! Точь-в-точь мамаша.
Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог он сказать, когда увидал прелестную крошку в ореховой скорлупке.
Тише ты! Она ещё проснётся, пожалуй, да убежит от нас, — сказала старуха жаба. — Она ведь легче лебединого пуха! Высадим-ка её посередине реки на широкий лист кувшинки — это ведь целый остров для такой крошки, оттуда она не сбежит, а мы пока приберём там, внизу, наше гнёздышко. Вам ведь в нём жить да поживать.
В реке росло множество кувшинок; их широкие зелёные листья плавали по поверхности воды. Самый большой лист был дальше всего от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой.
Бедная крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу!
А старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала своё жилище тростником и жёлтыми кувшинками — надо же было приукрасить всё для молодой невестки! Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела Дюймовочка, чтобы взять прежде всего её хорошенькую кроватку и поставить в спальне невесты. Старая жаба очень низко присела в воде перед девочкой и сказала:
Вот мой сынок, твой будущий муж! Вы славно заживёте с ним у нас в тине.
Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог сказать сынок.
Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала, — ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за её противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что она говорила, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели её, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше… Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!
Дюймовочка плыла мимо разных прелестных местечек, и маленькие птички, которые сидели в кустах, увидав её, пели:
Какая хорошенькая девочка!
А листок всё плыл да плыл, и вот Дюймовочка попала за границу.
Красивый белый мотылёк всё время порхал вокруг неё и наконец уселся на листок — уж очень ему понравилась Дюймовочка! А она ужасно радовалась: гадкая жаба не могла теперь догнать её, а вокруг всё было так красиво! Солнце так и горело золотом на воде! Дюймовочка сняла с себя пояс, одним концом обвязала мотылька, а другой привязала к своему листку, и листок поплыл ещё быстрее.
Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс на дерево, а зелёный листок поплыл дальше, и с ним мотылёк — он ведь был привязан и не мог освободиться.
Ах, как перепугалась бедняжка, когда жук схватил её и полетел с ней на дерево! Особенно ей жаль было хорошенького мотылёчка, которого она привязала к листку: ему придётся теперь умереть с голоду, если не удастся освободиться. Но майскому жуку и горя было мало.
Он уселся с крошкой на самый большой зелёный лист, покормил её сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем непохожа на майского жука.
Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барышни шевелили усиками и говорили:
У неё только две ножки! Жалко смотреть!
Какая у неё тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! — сказали в один голос все жуки женского пола.
Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принёс её, она тоже очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя — пусть идёт куда хочет. Он слетел с нею с дерева и посадил её на ромашку. Тут девочка принялась плакать о том, что она такая безобразная: даже майские жуки не захотели держать её у себя! А на самом-то деле она была прелестнейшим созданием: нежная, ясная, точно лепесток розы.
Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила её под большой лопушиный лист — там дождик не мог достать её. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной и холодной. Все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку. Сама крошка мёрзла от холода: платьице её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная — замерзай, да и всё тут! Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё то же, что для нас целая лопата снега; мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм! Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала как лист.
Возле леса, куда она попала, лежало большое поле; хлеб давно был убран, одни голые, сухие стебельки торчали из мёрзлой земли; для Дюймовочки это был целый лес. Ух! Как она дрожала от холода! И вот пришла бедняжка к дверям полевой мыши; дверью была маленькая дырочка, прикрытая сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: все амбары были битком набиты хлебными зёрнами; кухня и кладовая ломились от припасов! Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зерна — она два дня ничего не ела!
Ах ты бедняжка! — сказала полевая мышь: она была, в сущности, добрая старуха. — Ступай сюда, погрейся да поешь со мною!
Девочка понравилась мыши, и мышь сказала:
Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница.
И Дюймовочка стала делать всё, что приказывала ей мышь, и зажила отлично.
Скоро, пожалуй, у нас будут гости, — сказала как-то полевая мышь. — Мой сосед обычно навещает меня раз в неделю. Он живёт ещё куда лучше меня: у него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Вот если бы тебе удалось выйти за него замуж! Ты бы зажила на славу! Беда только, что он слеп и не может видеть тебя; но ты расскажи ему самые лучшие сказки, какие только знаешь.
Но девочке мало было дела до всего этого: ей вовсе не хотелось выйти замуж за соседа — ведь это был крот. Он в самом деле скоро пришёл в гости к полевой мыши. Правда, он носил чёрную бархатную шубку, был очень богат и учен; по словам полевой мыши, помещение у него было раз в двадцать просторнее, чем у неё, но он совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно — он ведь никогда не видел их. Девочке пришлось петь, и она спела две песенки: «Майский жук, лети, лети» и «Бродит по лугам монах», да так мило, что крот прямо-таки в неё влюбился. Но он не сказал ни слова — он был такой степенный и солидный господин.
Крот недавно прорыл под землёй длинную галерею от своего жилья к дверям полевой мыши и позволил мыши и девочке гулять по этой галерее сколько угодно. Крот просил только не пугаться мёртвой птицы, которая лежала там. Это была настоящая птица, с перьями, с клювом; она, должно быть, умерла недавно, в начале зимы, и была зарыта в землю как раз там, где крот прорыл свою галерею.
Крот взял в рот гнилушку — в темноте это ведь всё равно, что свечка, — и пошёл вперёд, освещая длинную тёмную галерею. Когда они дошли до места, где лежала мёртвая птица, крот проткнул своим широким носом в земляном потолке дыру, и в галерею пробился дневной свет. В самой середине галереи лежала мёртвая ласточка; хорошенькие крылья были крепко прижаты к телу, лапки и головка спрятаны в пёрышки; бедная птичка, верно, умерла от холода. Девочке стало ужасно жаль её, она очень любила этих милых птичек, которые целое лето так чудесно пели ей песенки, но крот толкнул птичку своей короткой лапой и сказал:
Небось не свистит больше! Вот горькая участь родиться пичужкой! Слава Богу, что моим детям нечего бояться этого! Этакая птичка только и умеет чирикать — поневоле замёрзнешь зимой!
Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать, — сказала полевая мышь. — Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!
Дюймовочка не сказала ничего, но когда крот с мышью повернулись к птице спиной, нагнулась к ней, раздвинула пёрышки и поцеловала её прямо в закрытые глазки. «Может быть, эта та самая, которая так чудесно распевала летом! — подумала девочка. — Сколько радости доставила ты мне, милая, хорошая птичка!»
Крот опять заткнул дыру в потолке и проводил дам обратно. Но девочке не спалось ночью. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой славный ковёр, снесла его в галерею и завернула в него мёртвую птичку; потом отыскала у полевой мыши пуху и обложила им всю ласточку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле.
Прощай, миленькая птичка, — сказала Дюймовочка. — Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!
И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась — внутри что-то застучало. Это забилось сердечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холода, теперь же согрелась и ожила.
Осенью ласточки улетают в тёплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадёт замертво на землю, и её засыплет холодным снегом.
Девочка вся задрожала от испуга — птица ведь была в сравнении с крошкой просто великаном, — но всё-таки собралась с духом, ещё больше закутала ласточку, потом сбегала принесла листок мяты, которым закрывалась вместо одеяла сама, и покрыла им голову птички.
На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, — другого фонаря у неё не было.
Благодарю тебя, милая крошка! — сказала больная ласточка. — Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.
Ах, — сказала девочка, — теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.
И Дюймовочка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда — не знала.
Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом — они ведь совсем не любили птичек.
Когда настала весна и пригрело солнышко, ласточка распрощалась с девочкой, и Дюймовочка ототкнула дыру, которую проделал крот.
Солнце так славно грело, и ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с ней, — пускай сядет к ней на спину, и они полетят в зелёный лес! Но Дюймовочка не захотела бросить полевую мышь — она ведь знала, что старуха очень огорчится.
Нет, нельзя! — сказала девочка ласточке.
Прощай, прощай, милая добрая крошка! — сказала ласточка и вылетела на солнышко.
Дюймовочка посмотрела ей вслед, и у неё даже слёзы навернулись на глазах, — уж очень полюбилась ей бедная птичка.
Кви-вить, кви-вить! — прощебетала птичка и скрылась в зелёном лесу.
Девочке было очень грустно. Ей совсем не позволяли выходить на солнышко, а хлебное поле так всё заросло высокими толстыми колосьями, что стало для бедной крошки дремучим лесом.
Летом тебе придётся готовить себе приданое! — сказала ей полевая мышь. Оказалось, что скучный сосед в бархатной шубе посватался за девочку.
Надо, чтобы у тебя всего было вдоволь, а там выйдешь замуж за крота и подавно ни в чём нуждаться не будешь!
И девочке пришлось прясть по целым дням, а старуха мышь наняла четырёх пауков для тканья, и они работали день и ночь.
Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и всё только и болтал о том, что вот скоро лету будет конец, солнце перестанет так палить землю, — а то она совсем уж как камень стала, — и тогда они сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада: ей не нравился скучный крот. Каждое утро на восходе солнышка и каждый вечер на закате Дюймовочка выходила на порог мышиной норки; иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и ей удавалось увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо там, на воле!» — думала девочка и вспоминала о ласточке; ей очень хотелось бы повидаться с птичкой, но ласточки нигде не было видно: должно быть, она летала там, далеко-далеко, в зелёном лесу!
К осени Дюймовочка приготовила всё своё приданое.
Через месяц твоя свадьба! — сказала девочке полевая мышь.
Но крошка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.
Пустяки! — сказала старуха мышь. — Только не капризничай, а то я укушу тебя — видишь, какой у меня белый зуб? У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари Бога за такого мужа!
Наступил день свадьбы. Крот пришёл за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубоко-глубоко под землёй, и никогда не выходить на солнце, — крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она всё-таки могла хоть изредка любоваться на него.
И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше и протянула к солнцу руки:
Прощай, ясное солнышко, прощай!
Потом она обняла ручонками маленький красный цветочек, который рос тут, и сказала ему:
Кланяйся от меня милой ласточке, если увидишь её!
Кви-вить, кви-вить! — вдруг раздалось над её головой.
Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а девочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землёй, куда никогда не заглянет солнышко.
Скоро придёт холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину — только привяжи себя покрепче поясом, — и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в тёплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в тёмной, холодной яме.
Да, да, я полечу с тобой! — сказала Дюймовочка, села птичке на спину, упёрлась ножками в её распростёртые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.
Ласточка взвилась стрелой и полетела над тёмными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было страсть как холодно; Дюймовочка вся зарылась в тёплые перья ласточки и только головку высунула, чтобы любоваться всеми прелестями, которые встречались в пути.
Но вот и тёплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, а около канав и изгородей рос зелёный и чёрный виноград. В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали прелестные ребятишки и ловили больших пёстрых бабочек. Но ласточка летела всё дальше и дальше, и чем дальше, тем было всё лучше. На берегу красивого голубого озера, посреди зелёных кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнёзда. В одном из них и жила ласточка, что принесла Дюймовочку.
Вот мой дом! — сказала ласточка. — А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты чудесно заживёшь!
Вот было бы хорошо! — сказала крошка и захлопала в ладоши.
Внизу лежали большие куски мрамора — это свалилась верхушка одной колонны и разбилась на три куска, между ними росли крупные белые цветы. Ласточка спустилась и посадила девочку на один из широких лепестков. Но вот диво! В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.
Это был эльф. В каждом цветке живёт эльф, мальчик или девочка, а тот, который сидел рядом с Дюймовочкой, был сам король эльфов.
Ах, как он хорош! — шепнула Дюймовочка ласточке.
Маленький король совсем перепугался при виде ласточки. Он был такой крошечный, нежный, и она показалась ему просто чудовищем. Зато он очень обрадовался, увидав нашу крошку, — он никогда ещё не видывал такой хорошенькой девочки! И он снял свою золотую корону, надел её Дюймовочке на голову и спросил, как её зовут и хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов? Вот это так муж! Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе! И девочка согласилась. Тогда из каждого цветка вылетели эльфы — мальчики и девочки — такие хорошенькие, что просто прелесть! Все они поднесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим была пара прозрачных стрекозиных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! Вот-то была радость! А ласточка сидела наверху, в своём гнёздышке, и пела им, как только умела. Но самой ей было очень грустно: она крепко полюбила девочку и хотела бы век не расставаться с ней.
Тебя больше не будут звать Дюймовочкой! — сказал эльф. — Это некрасивое имя. А ты такая хорошенькая! Мы будем звать тебя Майей!
Прощай, прощай! — прощебетала ласточка и опять полетела из тёплых краёв далеко, далеко — в Данию. Там у неё было маленькое гнездо, как раз над окном человека, большого мастера рассказывать сказки. Ему-то она и спела своё «кви-вить», а потом и мы узнали эту историю.
Наподобие сказочного Мальчика С Пальчика, Дюймовочка находит свои приключения в жизни среди обычного нашего мира — настоящих людей. Сказка (как и большинство сказок Андерсена) выдумана лично автором, а не заимствована «от народа». Совместно с Гадким Утёнком и некоторыми другими персонажами Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.
Сказка «Дюймовочка» считается одной из наиболее популярных произведений Андерсена и практически всегда включается в иллюстрированные сборники его сказок. Кроме того, сказка имела свои интерпретации в большом количестве кинофильмов , мультфильмов , детских спектаклей, кукольных спектаклей и т.п.
История Дюймовочки
Однажды, одна женщина вырастила у себя в саду прекрасный цветок. Однажды, женщина поцеловала бутончик, после чего он лопнул и в цветке оказалась крохотная прекрасная девочка. Женщина нарекла её Дюймовочкой, потому что девочка была ростом не больше человеческого пальца и стала опекать её.
Девочка была очень симпатичной. Этот факт однажды заметила лягушка . Эта лягушка возомнила себе, что Дюймовочка может выйти замуж и быть прекрасной парой для её сына . С этой целью, лягушка дожидается полночи и крадёт девочку, чтобы доставить её к своему сыну. Сын лягушки был очарован красотой девочки. Он поместил Дюймовочку на лист водной лилии , чтобы она не смогла сбежать. Тем не менее, девочка находит помощь у рыб , которые перегрызают ствол лилии, а мотылёк , которому понравилась Дюймовочка впрягся в её поясок и полетел, потянув за собой лист по воде . Пока мотылёк тянул лист с Дюймовочкой, девочку перехватил майский жук и понёс её к себе. Мотылек остался привязанным к листку. Дюймовочка очень жалела его — ведь он не смог сам освободиться и ему грозила верная смерть .
Жук привёз Дюймовочку, чтобы показать своим знакомым и друзьям. Но девочка им не понравилась, потому что у жуков были свои понятия о красоте. Жук бросил девочку, потому что она ему сразу разонравилась. Бедная Дюймовочка осталась жить в лесу. Так она прожила всё лето . А как настала осень , девочка стала замерзать. К счастью, замёрзшую Дюймовочку обнаружила полевая мышь , которая приютила её у себя в норке. Затем, мышь решила выдать девочку замуж за своего богатого соседа Крота . Крот был очень состоятелен и, соответственно, скуп. Но Дюймовочка понравилась ему, и он согласился подумать о женитьбе. Крот показал Дюймовочке свои подземные «дворцы» и богатства. В одной из галерей девочка обнаружила мертвую ласточку . Однако, впоследствии, оказалось, что ласточка была просто очень слаба. Дюймовочка, втайне от мыши и крота стала заботиться о ней. Настала весна . Ласточка совсем оправилась и, поблагодарив Дюймовочку, вылетела наружу из галерей крота.
В то время, крот окончательно определился с желанием жениться. Мышь приказала девочке шить себе приданое . Дюймовочке было очень грустно и обидно, ведь ей очень не хотелось выходить за крота. Наступил день свадьбы . Дюймовочка решила выйти в последний раз на свет и попрощаться с солнышком . В этот момент над полями пролетала та самая ласточка. Ласточка берет Дюймовочку с собой в тёплые края, спасая её от скупого и расчётливого крота.
Дюймовочка (кадр из мультфильма студии Enoki Films)
И вот, Дюймовочка в тёплых краях. Она поселяется в цветке. Она знакомится с королём эльфов цветов, который был такой же маленький, как и Дюймовочка. Эльф и Дюймовочка сразу же полюбили друг друга и стали мужем и женой. Король назвал её Майей, так как посчитал, что имя «Дюймовочка» недостаточно прекрасно для такой хорошенькой девочки как она. Так Дюймовочка-Майя стала королевой эльфов.
Дюймовочка (кадр из одноимённого мультфильма Дона Блата)
Экранизации и постановки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Дюймовочка (персонаж)» в других словарях:
Дюймовочка: Дюймовочка персонаж одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена Дюймовочка фильм 1964 года производства СССР? Дюймовочка мультфильм 1964 года производства СССР Дюймовочка мультфильм 1993 года производства США Дюймовочка фильм… … Википедия
См … Словарь синонимов
Контрольная работа по литературному чтению. Тема: «Литературные сказки»
Ф.И.______________________________________
1. Как назывался городок в табакерке?
А) Динь-динь Б) Дон- дон В) Дзынь – дзынь
2. Кто был надзирателем в городке?
А) Винтик Б) Валик В) Болтик
3. Кем было Пружинка?
А) царевна Б) королева В) принцесса
4. Кого, в сказке о розе и жабе, мальчик поил молоком?
А) жабу Б) ежа В) кота
5. Почему весной мальчик не выходил в сад?
А) был болен Б) переехал В) не хотел
6. Что хотела сделать жаба с розой?
А) сорвать Б) понюхать В) съесть
7. Какая кличка была у кошки, которую Кокованя взял вместе с девочкой?
А) Дарёнка Б) Мурёнка В) Бурёнка
8. Какое животное автор назвал Серебряным копытцем?
А) оленя Б) козла В) лося
9. Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти «тувалет из хрусталю восточного»?
А) старшая Б) средняя В) младшая
10. На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во дворце чудища лесного?
А) на правый мизинец Б) на указательный правый палец В) на средний левый палец
11. Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу?
А) спрятали перстень Б) уговорили остаться В) перевели часы назад
12.Сколько лет провёл принц в образе чудища?
А) 30 Б) 12 В) 33
13. Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Прочитай сказку раздели её на части И СОСТАВЬ К НЕЙ ПЛАН В ТЕТРАДИ.
Братец Кролик и Братец Лис — они были очень похожи на моих знакомых ребят, — сказал дядюшка Римус, подмигивая мальчугану, который пришел послушать еще одну сказочку. — Вечно они гонялись друг за другом и всех беспокоили, и всем докучали. Только Кролику жилось поспокойней, потому что Старый Лис побаивался затевать с ним ссоры.
Вот однажды принялись Братец Кролик, и Братец Лис, и Братец Енот, и Братец Медведь расчищать новую делянку под гороховые грядки.
А солнышко стало припекать, и Кролик устал. Но он не бросал работы, потому что боялся прослыть лентяем. Он корчевал пеньки и сгребал хворост, а потом вдруг закричал, что загнал себе в руку колючку; улизнул и пустился искать прохладное местечко — отдохнуть в холодке.
Вот набрел на колодец, а в колодце висела бадейка.
— Никак, тут прохладно, — сказал Братец Кролик. — А верно ведь, тут прохладно.
Заберусь-ка сюда и вздремну.
Сказал так — и прыг в ведро. И только прыгнул, ведро поехало вниз да вниз.
— А Кролик не испугался, дядюшка Римус?
— Ох, дружок, еще как! Уж, наверно, никто в целом свете не натерпелся такого страха! Откуда он едет, это он знал. А вот куда-то приедет!
Бадейка давно уже на воду села, а Кролик все не ворохнется, думает: что-то будет?
Лежит, будто мертвый, трясется от страха.
Контрольная работа по литературному чтению. Тема: «Литературные сказки»
Ф.И.______________________________________
1. Как назывался городок в табакерке?
А) Динь-динь Б) Дон- дон В) Дзынь – дзынь
2. Кто был надзирателем в городке?
А) Винтик Б) Валик В) Болтик
3. Кем было Пружинка?
А) царевна Б) королева В) принцесса
4. Кого, в сказке о розе и жабе, мальчик поил молоком?
А) жабу Б) ежа В) кота
5. Почему весной мальчик не выходил в сад?
А) был болен Б) переехал В) не хотел
6. Что хотела сделать жаба с розой?
А) сорвать Б) понюхать В) съесть
7. Какая кличка была у кошки, которую Кокованя взял вместе с девочкой?
А) Дарёнка Б) Мурёнка В) Бурёнка
8. Какое животное автор назвал Серебряным копытцем?
А) оленя Б) козла В) лося
9. Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти «тувалет из хрусталю восточного»?
А) старшая Б) средняя В) младшая
10. На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во дворце чудища лесного?
А) на правый мизинец Б) на указательный правый палец В) на средний левый палец
11. Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу?
А) спрятали перстень Б) уговорили остаться В) перевели часы назад
12.Сколько лет провёл принц в образе чудища?
А) 30 Б) 12 В) 33
13. Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Прочитай сказку раздели её на части И СОСТАВЬ К НЕЙ ПЛАН В ТЕТРАДИ.
Братец Кролик и Братец Лис — они были очень похожи на моих знакомых ребят, — сказал дядюшка Римус, подмигивая мальчугану, который пришел послушать еще одну сказочку. — Вечно они гонялись друг за другом и всех беспокоили, и всем докучали. Только Кролику жилось поспокойней, потому что Старый Лис побаивался затевать с ним ссоры.
Вот однажды принялись Братец Кролик, и Братец Лис, и Братец Енот, и Братец Медведь расчищать новую делянку под гороховые грядки.
А солнышко стало припекать, и Кролик устал. Но он не бросал работы, потому что боялся прослыть лентяем. Он корчевал пеньки и сгребал хворост, а потом вдруг закричал, что загнал себе в руку колючку; улизнул и пустился искать прохладное местечко — отдохнуть в холодке.
Вот набрел на колодец, а в колодце висела бадейка.
— Никак, тут прохладно, — сказал Братец Кролик. — А верно ведь, тут прохладно.
Заберусь-ка сюда и вздремну.
Сказал так — и прыг в ведро. И только прыгнул, ведро поехало вниз да вниз.
— А Кролик не испугался, дядюшка Римус?
— Ох, дружок, еще как! Уж, наверно, никто в целом свете не натерпелся такого страха! Откуда он едет, это он знал. А вот куда-то приедет!
Бадейка давно уже на воду села, а Кролик все не ворохнется, думает: что-то будет?
Лежит, будто мертвый, трясется от страха.
Лукиных Ольга Анатольевна
21.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Работа включает задания по произведениям раздела «Литературные сказки»
Вопрос 1
Соедини имя, отчество и фамилию писателя, чьи произведения ты читал(а) в разделе «Литературные сказки»
Варианты ответов
- Аксаков
- Гаршин
- Бажов
- Одоевский
Вопрос 2
Определи, кому принадлежат эти слова:
«Не надо мне твоей золотой казны: мне своей девать некуда. Нет тебе от меня никакой милости, и разорвут тебя мои слуги верные на куски, на части мелкие. Есть одно для тебя спасенье».
Варианты ответов
- купцу
- Дарёнке
- младшей дочери купца
- зверю лесному, чуду морскому
- Коковане
- царевне Пружинке
Вопрос 3
Определи, кому принадлежат эти слова:
«Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого»
Варианты ответов
- Дарёнке
- младшей дочери купца
- старшей дочери купца
- средней дочери купца
- царевне Пружинке
Вопрос 4
Определи, кому принадлежат эти слова:
«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание»
Варианты ответов
- старшей дочери купца
- Дарёнке
- царевне Пружинке
- младшей дочери купца
- средней дочери купца
Вопрос 5
Определи, кому принадлежат эти слова:
«А и как мне быть, коли дочери мои, хорошие и пригожие, по своей воле не захотят ехать к тебе? Не связать же мне им руки и ноги да насильно прислать? Да и каким путем до тебя доехать? Я ехал к тебе ровно два года, а по каким местам, по каким путям, я не ведаю»
Варианты ответов
- Коковане
- Мишеньке
- Дядьке-молоточку
- купцу
- зверю лесному, чуду морскому
Вопрос 6
Определи, кому принадлежат эти слова:
«Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася»
Варианты ответов
- Дарёнке
- младшей дочери купца
- старшей дочери купца
- средней дочери купца
- царевне Пружинке
Вопрос 7
Какая фамилия была у Дарёнки из сказки «Серебряное копытце»?
Варианты ответов
- Потапова
- Потопаева
- Потапенко
- Григорьева
Вопрос 8
Сколько дочерей было у купца?
Варианты ответов
- 11
- 3
- 12
- 30
- 20
Вопрос 9
Отметь две пословицы, которые НЕ подходят к сказке «Серебряное копытце»
Варианты ответов
- Трусливому зайке и пенёк – волк.
- Счастье и труд рядом живут.
- Доброе дело без награды не останется.
- Молодому лгать вредно, старому непотребно.
- За добро добром платят.
- Кто творит добро, тому платят признанием.
- Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Вопрос 10
Сколько лет принц был заколдован?
Варианты ответов
- 11
- 3
- 12
- 30
- 20
Вопрос 11
Сколько невест жило у зверя лесного до купеческой дочери?
Варианты ответов
- 3
- 12
- 11
- 30
- 20
- 33
Вопрос 12
На сколько часов назад сёстры перевели все часы в доме?
Варианты ответов
- 3
- 1 час 30 минут
- 2
- 1
Вопрос 13
На сколько дней отправилась погостить к отцу младшая дочь?
Варианты ответов
- неделю
- на денёк
- три дня
- месяц
Вопрос 14
Прочитай предложения, если они соответствуют тексту «Сказка о жабе и розе», то отметь их.
Варианты ответов
- Мальчик очень радовался, когда ёж попробовал молока из блюдечка
- Свои чувства к розе жаба выразила словами: «Ты мне нравишься»
- Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке, он заплакал.
- За цветником, в котором расцвела роза, очень хорошо ухаживали.
- Когда мальчик увидел сестру с розой в руках, он улыбнулся.
- Розу поставили в отдельном бокале возле маленького гробика.
Вопрос 15
Выбери лишний ответ (или лишние ответы)
Что помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?
Варианты ответов
- любовь девушки
- волшебный перстень
- верность девушки
- страх девушки
Вопрос 16
Выбери лишний ответ (или лишние ответы)
За что девушка полюбила зверя лесного, чуда морского?
Варианты ответов
- за доброе сердце
- за большое богатство
- за чистую душу
- за нежную заботу
Вопрос 17
Выбери лишний ответ (или лишние ответы)
Какую черту характера купца подчёркивает автор, когда говорит о том, что чудище «и записи заручной с него не взял, а снял перстень и подал его …купцу».
Варианты ответов
- доверчивость
- честность
- трусость
- глупость
Вопрос 18
Выбери лишний ответ (или лишние ответы)
О чём главном хотел рассказать автор в сказке «Аленький цветочек»?
Варианты ответов
- о самолюбии
- о верности
- о преданности
- о любви
- о глупости
Вопрос 19
Чем литературная сказка отличается от народной сказки? Отметь все верные варианты.
Варианты ответов
- В сказках есть волшебство
- Животные могут разговаривать
- Сказки созданы писателем
- Сказки созданы народом
- Сказка может иметь стихотворную форму
- В сказках есть троекратные повторы
Вопрос 20
Прочитай фрагмент сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выбери постоянные эпитеты, которые делают текст похожим на сказку.
Варианты ответов
- честной купец
- похвалил дочь
- речи хорошие
- было положено
- зверь лесной
- ровно за час
- воротилась к зверю
- чудо морское
Вопрос 21
Какая известная зарубежная сказка похожа на сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»?
Варианты ответов
- «Золушка»
- «Бременские музыканты»
- «Красавица и Чудовище»
- «Спящая красавица»
- «Белоснежка и семь гномов»
Вопрос 22
Какая сказка учит стремлению к знаниям?
Варианты ответов
- «Сказка о жабе и розе»
- «Городок в табакерке»
- «Серебряное копытце»
- «Аленький цветочек»
Вопрос 23
Темой какой сказки является болезнь мальчика?
Варианты ответов
- «Городок в табакерке»
- «Сказка о жабе и розе»
- «Серебряное копытце»
- «Аленький цветочек»
Вопрос 24
Темой какой сказки является путешествие по музыкальной шкатулке?
Варианты ответов
- «Сказка о жабе и розе»
- «Серебряное копытце»
- «Городок в табакерке»
- «Аленький цветочек»
Вопрос 25
В какой сказке главная мысль выражена пословицей «Наукой свет стоит, ученьем люди живут»?
Варианты ответов
- «Сказка о жабе и розе»
- «Серебряное копытце»
- «Городок в табакерке»
- «Аленький цветочек»
Вопрос 26
Какая сказка учит состраданию к больным?
Варианты ответов
- «Сказка о жабе и розе»
- «Серебряное копытце»
- «Городок в табакерке»
- «Аленький цветочек»
Вопрос 27
О каком писателе, чьё произведение ты читал(а) в разделе «Литературные сказки», идёт речь?
Варианты ответов
- В. М. Гаршин
- С. Т. Аксаков
- П. П. Бажов
- В. Ф. Одоевский
Вопрос 28
О каком писателе, чьё произведение ты читал(а) в разделе «Литературные сказки», идёт речь?
Варианты ответов
- В. М. Гаршин
- С. Т. Аксаков
- П. П. Бажов
- В. Ф. Одоевский
Вопрос 29
О каком писателе, чьё произведение ты читал(а) в разделе «Литературные сказки», идёт речь?
Варианты ответов
- В. М. Гаршин
- С. Т. Аксаков
- П. П. Бажов
- В. Ф. Одоевский
Вопрос 30
Выбери верный ответ:
Варианты ответов
- делается
- славится
- создаётся
- творится
Вопрос 31
Выбери верный ответ:
Варианты ответов
- отвертишься
- отмахнёшься
- отбежишь
- откажешься