Тема: Сказки А. С. Пушкина. Особенности фольклорной и литературной сказок.
Цели урока: Обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина; на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и лит$ературной сказок; показать детям, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»; развивать навыки осознанного чтения, расширять кругозор, формировать интерес и умение самос$тоятельно осмысливать прочитанное; прививать любовь к русской литературе.
Подготовительная работа: Чтение сказок и стихотворений А. С. Пушкина; знакомство с отдельными моментами жизни поэта; конкурсы рисунков: «Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»; конкурс «Лучший чтец»; творческая работа «Я — князь Гвидон».
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
$— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы с вами проделали большую работу: прочитали его сказки и стихи, провели конкурсы рисунков, написали творческую работу: «Я —$ князь Гвидон». Сегодня мы еще раз поговорим о сказках Александра Сергеевича, разберем особенности фольклорной и литературной сказок.
III. Проверка домашнего зада$ния.
-
Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
— Что вы помните о жизни великого поэта? Используйте материал своих докладов.
2. Конкурс «Вспомним стихи А. С. Пушкина».
— Ни в одной с$тране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имен, как в русской литературе XIX века. Но именно Александра Сергеевича Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы. Мы с вами знакомились с его стихами и сказками. Дома вы должны были вспомнить стихи А. С. Пушкина, которые вы учили на протяжении трех лет. Каждому ряду я предлагаю отрывки из стихотворений, вы должны вспомнить их названия, а одно из них прочитать наизусть.$
-
«…Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!» ( «Няне»)
-
«…Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет…» («Вурдала$к)»
-
«…Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Доволно скучная пора…» ( «Уж небо осенью дышало…»)
-
$ «Зима!.. Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь…» («Зима!»)
IV. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово учителя о сказках А. С. Пушкина.
Пушкин не мог не написать свои сказки:$ то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарили Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, — мудрость, заключенную в волшебных $образах. Он создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном $творчестве. Откройте учебники на стр. 113, прочитайте первый вопрос.
— Сколько сказок написал А. С. Пушкин? Назовите их?
— «Сказка о золотом петушке».
-
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
-
«Сказка о золотой рыбке»
$- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
— «Сказка о царе Салтане…»
-
А сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. Я вам предлагаю викторину.
2. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
— Первый вопрос; сколько лет жил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? ( Тридцать лет и три года).
-
О ком написан этот отрывок? Из ка$кой он сказки?
«Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
$
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне. «Сказка о золотом петушке»).
-
Кого испугался герой сказки Пушкина? Из какой это сказки?
«Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего — собрали полный оброк…» (Балду. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
-
Кто и из какой сказки говорит такие слова?
«Свет мой, зеркальце! скажи,
$ Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» ( Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— $К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (К солнцу, месяцу и ветру)
— Послушайте отрывок из сказки:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая $на маковке кичка,
Жемчуги сгрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
-
О ком идет речь? Из какой это сказки? ( О старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке)
-
Прочитайте задание учебника к сегодняшнему уроку на стр. 114.
-
Ребята приготовили зачин одной из сказок А. С. Пушкина. Догадайтесь из какой это сказки? (сценка).
$
— Мы с вами привыкли называть это произведение Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Кто сможет сказать полное название сказки? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
-
Какую же песню поет белочка, грызя золотые орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли в огороде»)
Учитель показывает рисунки комара, мухи, шмеля.
$— Кто это? С какой сказкой и как их можно соотнести? ( Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…» превращался в комара, муху и шмеля)
3. Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
— Ребята, мы с вами читали и разбирали «Сказку о царе Салтане…». Что вам особенно запомнилось в этой сказке?
— Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Поче$му?
— О каких чудесах говорится в сказке? Найдите в тексте сказки, как рассказывает автор об этих чудесах. (Три ученика читают соответствующие отрывки)
— Недавно мы познакомились с таким поэтическим приемом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чем мы читаем. Найдите сравнения в описании красоты царевны и прочитайте.
Дети выполняют задание.
$ — Я вам предлагаю прослушать музыкальный фрагмент из балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Какие картины, связанные со сказкой Пушкина, вы себе представляете?
— Кто является носителем зла в «Сказке о царе Салтане..»? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)
$- Троекратные повторы — особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина? ( Да. Князь три раза летает к отцу, у него есть три чуда)
.— В чем главный смысл сказки? ( Добро и любовь побеждают зависть и зло)
— Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, $корысть, зависть — все зло в мире — обречены на гибель. Первоначально в жизни
не зло, а материнская любовь, вообще любовь.
$4. Физкультминутка
Дети выполняют под музыку несколько упражнений.
6. Беседа о няне А. С. Пушкина — Арине Родионовне.
— К своей няне Арине Родионовне Пушкин испытывал особую привя$занность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки. Сейчас мы познакомимся с фольклорным вариантом «Сказки о царе Салтане…». Представим, что мы перенеслись с вами во времени и $попали в те далекие годы, когда поэт был маленьк$им.
7. Знакомство с фольклорным вариантом сказки.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с фольклорным вариантом сказки, сделанным Пушкиным со слов няни в 1824 году в селе Михайловском. Александр Сергеевич любил слушать сказки, будучи уже взрослым человеком. Возможно, эта сказка является источником «Сказки о царе Салтане…». На столах у вас запись фольклорного варианта сказки. Прочитайте текст вслух и подумайте похожа ли «Сказка о царе Салтане…» и этот текст? (Фольклорный вариант сказки дан в сокращении)
7.1. Словар$ная работа.
-
В тексте вам встретятся новые слова, объясним их до чтения.
Заволок –
Гонец –
Корабельщик –
Отрок –
Боров –
— Прочитаем фольклорный вариант сказки. После чтения мы проведем сравнительный анализ двух сказок.
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына.
Царь женился на меньшой. А через несколько дней уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить$. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 мальчиками, 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дожидаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить две бочки: одну для 33 царевичей, а другую — для царицы с чудесным сыном, и $бросить их в море. Так и сделано.
Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке, наконец, море выкинуло их на землю. Сын заметил это: «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет». «Господь благослови тебя, дитятко». Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Плывет мимо корабль. Царевич оста$новил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости — корабельщики — рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные. «Ах, — говорит царь, — поеду посмотреть на это чудо». «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря — лукоморья стоит дуб, на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».
Царевич прилетел домой и с благословения матери перенес перед дворц$ом чудный дуб. Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать. «Что это за чудо, — говорит опять мачеха, — вот что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро». Третий корабль так же. «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 33 отрока — точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».
Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с ее благословения берется их отыскать: «Нацеди, матушка, своего молока, замеси 33 лепешечки». Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 33 юноши и с ними старик. Царевич спрятался и оставил одну лепешку. Один из них съел ее. «Ах, братцы, — говорит он, — до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали». Старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и $познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к матери. Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой, а мачеха умирает»
8. Сравнительный анализ фольклорного варианта сказки и «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина
— А теперь, работая с текстом, сравните сюжеты двух сказок. Похожи ли они?
— Мы уже говорили о том, кто является носителем зла в сказке Пушкина. Кто выступает в этой роли в фольклорном варианте сказки? ( Мачеха)
— Меньшая из сестер обещала родить царю сына-богатыря. А что происходит в народной сказке? (33 сына, а 34-й – чудо)
-
Мы уже говорили о чудесах князя Гвидона. О каких чудесах расск$азывается в фольклорном варианте сказки? Совпадают ли эти описания?
1. «У моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет»
$ 2. «На горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро».
3 «Из моря выходят 33 отрока — точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом»
— Послушайте фразу из фольклорной сказки: «Царь уехал воевать».
Сравните со сказкой Пушкина .
«В те поры война была
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Побе$речь, его любя».
— Здесь мы видим уже отношения между героями, в сказке появляется романтическая любовь, не характерная для русских народных сказок.
$
Послушайте:
«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
Сравните с фольклорной записью.
— Едет мимо корабль… .
— Новый корабль…
— Третий корабль, так же.
— А теперь сделаем вывод.
$ — Мы увидели, что фольклорная запись сухо сообщает нам о событиях; никаких чувств, эмоций, переживаний, В сказке Пушкина появляются романтическая любовь, описание природы. Многие слова и выражения показывают отношение автора к описываемым событиям.
— Ребята, а какой новый персонаж появляется в сказке Пушкина? (Царевна Лебедь)
— Все превращения и чудеса не подвластны простому человеку. Всю волшебную силу автор отдает Лебеди. Таким образом, мы видим, что сюжеты сказок различны. У литературной сказки есть конкретный автор, он — творец.
9. Выявление особенностей литературной и народной сказок$
На доске таблица.
$ Сказка литературная | |
$1. Автор — народ 2. Существует в устной форме 3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. (Создатель может вносить изменения.) 4. Время создания определить невозможно 5. Народная сказка ограничивается опред$еленным жанром: — волшебная, — бытовая, — о животных |
|
Далее дети работают$ по вопросам.
— Кто является создателем народной сказки; литературной?
— Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.
— Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?
— Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
— Мы познакомили$сь с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.
— Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.
V. Итог урока. Оценка работы детей
$ Учитель оценивает работу детей. Приглашает посмотреть выставку книг А. С. Пушкина с целью дальнейшего знакомства с его произведениями.
1
— Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой, умел находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Не зря поэт и критик Аполлон Григорьев утверждал: «Пушкин — это наше все».
VI. Домашнее задание.
-
Вспомнить, в какой сказке А. С. Пушкина есть поговорка «Не садися не в свои сани».
-
Прочитать отрывок из рассказа об А. С. Пушкине «Поступление в лицей», стр. 118-122. Решить задачи №1 и 2 на стр. 132.
Æèçíü À.Ñ.Ïóøêèíà èíòåðåñíà âñåì. Ìû çíàåì åãî ëèöåéñêèõ äðóçåé, äðóçåé ëèòåðàòîðîâ.Ñåãîäíÿ âñïîìíèì ÷åëîâåêà, áåççàâåòíî ëþáèâøåãî Ïóøêèíà.Î í¸ì ìû
ðàññêàçûâàåì, êîãäà îí âíîñèò Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à â äîì ïîñëå äóýëè. Ó íåêîòîðûõ íà ýòîì è çàêàí÷èâàþòñÿ ïîçíàíèÿ î äÿäüêå Ïóøêèíà. Ïîñìîòðèì ñâèäåòåëüñòâà òåõ, êòî çàíèìàëñÿ áèîãðàôèåé ïîýòà, òùàòåëüíî îòáèðàÿ ñâåäåíèÿ î áëèæàéøåì îêðóæåíèè À.Ñ.Ïóøêèíà. Áåñöåííûé ìàòåðèàë ìû ÷èòàåì ó óäèâèòåëüíîãî ÷åëîâåêà, âîçâûøàþùåãî íàø äóõîâíûé ìèð. Âû äîãàäàëèñü, ÷òî ðå÷ü èä¸ò î Ñåì¸íå Ñòåïàíîâè÷å Ãåé÷åíêî. Êàæäûé äåíü æèçíè ïîýòà ïðîñëåäèë è Àíàòîëèé Ñåðãååâè÷ Ìåëüíèêîâ â ñâîåé êíèãå «Äðóçüÿ! Âàì ñåðäöå îñòàâëÿþ
» Ìåëüíèêîâ ïðèâîäèò íàì ñòèõè Èãîðÿ Ñåâåðÿíèíà î ïîýòå:
«Åñòü èìåíà êàê ñîëíöå! Èìåíà —
Êàê ìóçûêà! Êàê ÿáëîíÿ â ðàñöâåòå!
ß ãîâîðþ î Ïóøêèíå: ïîýòå,
Äåéñòâèòåëüíîì â ëþáûå âðåìåíà!..»
Âåðí¸ìñÿ ê ãåðîþ íàøåãî ïîâåñòâîâàíèÿ Íèêèòå Òèìîôååâè÷ó Êîçëîâó. Ðîäèëñÿ îí â 1770ãîäó (ó Ãåé÷åíêî) è â 1778ã. íå ðàíåå 1851)â Ïóøêèíñêîé ýíöèêëîïåäèè â ñåëå Áîëüøîå Áîëäèíî, íèæåãîðîäñêîé âîò÷èíå Ïóøêèíûõ. Îí áûë êðåïîñòíûì è ïåðåí¸ñ âñå òÿãîòû êðåïîñòíè÷åñòâà. Ìàëåö ñàìîñòîÿòåëüíî îñâîèë ãðàìîòó. Ñåðãåé Ëüâîâè÷, îòåö Ïóøêèíà, âçÿë åãî êî äâîðó. Ìàëü÷èêà ïðè÷èñëèëè ê äâîðíå. Ñíà÷àëà îí áûë êàçà÷êîì. Åãî îáÿçàííîñòüþ áûëî ðàçæèãàòü áàðèíó òðóáêó, áûòü íà ïîáåãóøêàõ. Ïîòîì îí ñòàë ëàìïî÷íèêîì. Ýòî óæå ïîâûøåíèå! Ê 17 ãîäàì åãî âîçâåëè â ðàíã êàìåðäèíåðà. Òîëêîâûé ñëîâàðü ïîäñêàçûâàåò, ÷òî ýòî ñëóãà ïðè ãîñïîäèíå â áîãàòîì äâîðÿíñêîì äîìå. Ïîäòâåðæäàåò ýòî è ÑÝÑ: ýòîò ðàíã êîìíàòíûé ñëóãà. Íèêèòà áûë òâîð÷åñêîé íàòóðîé: èãðàë íà áàëàëàéêå è ãèòàðå, ñî÷èíÿë ñêàçêè. Îëüãà Ñåðãååâíà, ñåñòðà ïîýòà, âñïîìèíàåò, ÷òî «â äîìå äåäà è áàáêè áëàãîäåíñòâîâàëà ïîýçèÿ. Íèêèòà Òèìîôååâè÷ ñî÷èíèë áàëëàäó î «ÑîëîâüåÐàçáîéíèêå, áîãàòûðå Åðóñëàíå Ëàçàðåâè÷å è çëàòîêóäðîé öàðåâíå Ìèëèòðèñå Êèðáèòüåâíå». Äîëãî ýòà ðóêîïèñü õðàíèëàñü ó ìàòåðè ïîýòà.  íåé ðàññêàç î ðóññêîé óäàëè è ëþáâè, î ïîáåäå äîáðà íàä çëîì. Ìàëåíüêèé Ñàøà ñëûøàë ýòó ñêàçêó.
Êîãäà îí âûðîñ è ïðèøëà ïîðà ðàññòàâàòüñÿ ñ íÿíüêîé, Ñåðãåé Ëüâîâè÷ îáúÿâëÿåò Íèêèòó Êîçëîâà äÿäüêîé ìàëåíüêîãî áàðèíà. Íèêèòà Òèìîôååâè÷ ñòàë ñïóòíèêîì âñåé æèçíè Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à. Îí ó÷èë «Ñàøêó» óìó-ðàçóìó, âîäèë íà íàðîäíûå ãóëÿíèÿ, íà ðûáàëêó è îõîòó. Äÿäüêå â òî âðåìÿ áûëî áîëüøå òðèäöàòè ëåò. Ïîÿâèëñÿ æèçíåííûé îïûò. Åãî óìíàÿ ðå÷ü íðàâèëàñü äðóçüÿì ïîýòà. Ïóøêèí äîâåðÿë åìó ñòèõè «Äåðåâíÿ», «Âîëüíîñòü», ýïèãðàììû «íà áàðñòâî äèêîå». Ìîëîäîé ïîýò óâàæàë â äÿäüêå ÷åëîâåêà ñìûøë¸íîãî, îáëàäàþùåãî ÷óâñòâîì ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà. Ñîâðåìåííèêè ïîýòà ïîìíÿò ñëó÷àé, êîãäà ëèöåéñêèé òîâàðèù Ïóøêèíà áàðîí, ïîçæå ãðàô Ìîäåñò Àíäðååâè÷ Êîðô êðåïîñòíèê- ïîáèë Íèêèòó. Äÿäüêà ïîæàëîâàëñÿ Ïóøêèíó, òîò âûçâàë Êîðôà íà äóýëü. Êîðô íå ïðèíÿë âûçîâ- äëÿ êðåïîñòíèêà ýòî îáû÷íîå äåëî íàêàçûâàòü êðåïîñòíûõ. Ïóøêèí ñòàë èçáåãàòü åãî. Íèêèòà áûë áëàãîäàðåí ñâîåìó âîñïèòàííèêó çà ýòî è äîêàçàë ýòî ñâîåé ïðåäàííîñòüþ. 2 àïðåëÿ 1820ã. Àëåêñàíäð 1 ïðèêàçàë ãåíåðàë-ãóáåðíàòîðó Ìèëîðàäîâè÷ó ñäåëàòü îáûñê ó Ïóøêèíà è, â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè àðåñòîâàòü åãî. Ñûùèê Ôîãåëü ïðèø¸ë ê ïîýòó, êîãäà òîò îòñóòñòâîâàë, è ñòàë ïðîñèòü Íèêèòó äàòü ïî÷èòàòü ðóêîïèñè ïîýòà. Íèêèòà íå ñîãëàøàëñÿ, à êîãäà Ôîãåëü ïðåäëîæèë åìó 50 ðóá., ïðåäàííûé ïîýòó Íèêèòà âûïðîâîäèë íåïðîøåíîãî ãîñòÿ. Ô.Í.Ãëèíêà, âñïîìèíàÿ ýòîò ñëó÷àé, ãîâîðèë: «Ïóøêèí ïîíÿë äåëî ïàõíåò Ñèáèðüþ».
5 ìàÿ 1820ã. Ïóøêèíà îòïðàâëÿþò â þæíóþ ññûëêó. Âåðíûé ñëóãà åäåò ñ íèì.  Åêàòåðèíîñëàâëå îíè îòïðàâèëèñü êóïàòüñÿ. Âû ïîìíèòå, ÷òî ïîýò ëþáèë ïëàâàòü. Ïëàâàë îí î÷åíü äîëãî è ïðîñòóäèëñÿ, íà÷àëàñü ëèõîðàäêà. Íèêèòà óõàæèâàë çà íèì, êàê çà ðåá¸íêîì: íàòèðàë åãî âîäêîé, áåãàë çà ëåêàðñòâàìè. Îí äåëèë ñ áàðèíîì âñå òÿãîòû æèçíè è íåóäîáñòâà, ñàì áûë îòîðâàí îò ñåìüè. À æåíîé åãî áûëà äî÷êà Àðèíû Ðîäèîíîâíû Íàäåæäà. Èíòåðåñíî ïî÷èòàòü, êàêîå ïèñüìî ïèøåò åé ìóæ. Ïðèâåäó íåñêîëüêî ñëîâ èç ïèñüìà:»Ãëàâíîãî êàìåðäèíåðà Åãî âûñîêîðîäèÿ Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà, ê ñóïðóãå ìîåé Íàäåæäå Ô¸äîðîâíå Êîçëîâîé èç ã.Îäåñ 15 ñåíòÿáðÿ1823ã.
«Ìèëîñòèâàÿ ãîñóäàðûíÿ ñóïðóãà ìîÿ Íàäåæäà Ô¸äîðîâíà! Ïèøåò âàø çàêîííûé ìóæ Íèêèòà Òèìîôåè÷! Äîëãîòà ðàçëóêè íàøåé ñäåëàëà ìåíÿ íåñ÷àñòíûì ÷åëîâåêîì, íî, íåâçèðàÿ íà ïëà÷åâíîå ñîñòîÿíèå ìî¸, ÿ æèâ è çäîðîâ, ÷åãî è âàì îò ãîñïîäà áîãà æåëàþ
Æèçíü íàøà èìååò ìàëî ïîêîÿ. Ñëîâà ìîè âåñüìà áåññèëüíû è íå ìîãóò ñòðåìèòüñÿ ê âàì ñ íåîáõîäèìîé ÿñíîñòüþ, ïîòîìó ÷òî æèçíü ýòà ïîëíà ñìÿòåíèÿ è áåñïîêîéñòâà.» Ïîñûëàåò æåíå îí 15 ðóáëåé «äëÿ óòåøåíèÿ». À âîò è î ðîäíîé ìàòóøêå: «Åù¸ íèçêî êëàíÿåìñÿ âàøåé ðîäíîé ìàòóøêå Èðèíå Ðîäèîíîâíå»
Âîò òàê ñëóãà! Êàêîâ ñëîã ïèñüìà! Ê âåðíîìó ñëóãå Íèêèòå Êîçëîâó îòíîñÿòñÿ ñòðîêè øóòî÷íîãî ñòèõîòâîðåíèÿ À.Ñ.Ïóøêèíà «Äàé, Íèêèòà, ìíå îäåòüñÿ. ìèòðîïîëèè çâîíÿò…»
Ïîñëå ññîðû ñ ãðàôîì Ì.Ñ.Âîðîíöîâûì Ïóøêèíà ññûëàþò â ñåëî Ìèõàéëîâñêîå. Íèêèòó âûçûâàþò ê ðàçãíåâàííîìó Ñåðãåþ Ëüâîâè÷ó çà òî, ÷òî îí íå äîí¸ñ î ñûíå. Åãî ðàçæàëîâàëè, îòíÿëè ó Ïóøêèíà è îïðåäåëèëè êî Ëüâó Ñåðãååâè÷ó. Ïîñëå ñîáûòèé íà Ñåíàòñêîé ïëîùàäè è âîçâðàùåíèÿ Ëüâà Ñåðãååâè÷à æèâûì îòåö ïîæàëîâàë Êîçëîâó áàðàíèé òóëóï çà «óñåðäèå è ðàñòîðîïíîñòü».  ñåíòÿáðå 1826ã. Ïóøêèí áûë îñâîáîæä¸í èç ññûëêè,è Íèêèòó âîçâðàùàþò ê Àëåêñàíäðó Ñåðãååâè÷ó.Âåðíûé ñëóãà æèë ó Ïóøêèíà âî âðåìÿ ñâàòîâñòâà åãî ê Íàòàëüå Íèêîëàåâíå Ãîí÷àðîâîé è ïîñëå åãî æåíèòüáû. Âûïîëíÿë îí è çàäàíèÿ õîçÿèíà ïî äåëàì æóðíàëà «Ñîâðåìåííèê».  àïðåëå 1836ã. Ïóøêèí ñîîáùàåò äÿäüêå, ÷òî âí¸ñ â êàçíó äåíüãè çà ìåñòî äëÿ ñîáñòâåííîé ìîãèëû, «åñëè îí íå÷àÿííî óìð¸ò». Çàáîòû è ëàñêó Òèìîôåè÷à Ïóøêèí çàïå÷àòëåë â «Êàïèòàíñêîé äî÷êå» â îáðàçå ñòàðîãî Ñàâåëüè÷à.
Ïðèø¸ë ïå÷àëüíûé 1837ã
Êàðåòà ñ Ïóøêèíûì ïîäúåõàëà ê äîìó, íà êðûëüöî âûáåæàë Íèêèòà. Îí âçÿë Ïóøêèí,êàê ðåá¸íêà íà ðóêè è ñ ãîðüêèìè ñëåçàìè ïîí¸ñ åãî ïî ëåñòíèöå. Çäåñü ïîýò è ñêàçàë çíàêîìûå êàæäîìó ñëîâà «Ãðóñòíî òåáå íåñòè ìåíÿ?»  ïîñëåäíèé ïóòü Íèêèòà Êîçëîâ ïðîâîæàë Ïóøêèíà âìåñòå ñ À.È.Òóðãåíåâûì. 3(15) ôåâðàëÿ òåëî Ïóøêèíà îòïðàâèëè èç Êîíþøåííîé öåðêâè. Äÿäüêà âñòàë íà äðîãàõ è íå ïîêèäàë åãî äî ñàìîé ìîãèëû. Ìîðîçû â òîò ãîä ñòîÿëè ëþòûå, à Íèêèòà «êàê ñòàë íà çàäîê âîçêà, ïðèïàâ ãîëîâîé ê ãðîáó, òàê è çàñòûë». Æàíäàðìñêèé îôèöåð áûë ïîòðÿñ¸í ïðèâÿçàííîñòüþ åãî ê ïîêîéíèêó:íå åñò,íå ïü¸ò.Íèêèòà Êîçëîâ ðàññêàçàë, ãäå Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ âåëåë åãî ïîõîðîíèòü âîçëå ìàòóøêè.
Ïðèåõàâ â Ïåòåðáóðã, Íèêèòà çàáîëåë ïðîñòóäíîé áîëåçíüþ, áûëè îïàñåíèÿ, ÷òî âðÿä ëè è âûæèâåò.
Áåç Ïóøêèíà åãî äîì íå áûë äîìîì äëÿ Íèêèòû. Óçíàâ, ÷òî íàä äîìîì è ñî÷èíåíèÿìè Ïóøêèíà îðãàíèçîâàíà îï¸êà, îí, óïàâ íà êîëåíè, ïðîñèë Æóêîâñêîãî è Âèåëüãîðñêîãî óïîòðåáëÿòü åãî, õîòü ðàññûëüíûì. Ïðîñüáó åãî óâàæèëè. È åìó, è æåíå íàçíà÷èëè æàëîâàíüå 30 ðóá, à ñ 1 ôåâðàëÿ 1837ãîäà îáîèì 40 ðóá.â ìåñÿö.
Íèêèòà Êîçëîâ ïðîäîëæàåò ðàáîòó ïî ëèòåðàòóðíûì äåëàì Ïóøêèíà. ìàå 1837ã.îí ïåðåâîçèò ðóêîïèñè «Ïóãà÷¸âñêîãî áóíòà»â êëàäîâûå Ãîñòèíîãî äâîðà. Ïîìíèòå âû Èøèìîâó?* Êàê óâàæàë å¸ òâîð÷åñòâî À.Ñ.Ïóøêèí. Çà ÷àñ äî äóýëè(!) ïîýò íàïèñàë åé ïèñüìî, è äîñòàâèë åãî Èøèìîâîé Íèêèòà Êîçëîâ.  ìàå 1839ã.îí äîñòàâèë â îï¸êó òèðàæ ïåðâîãî èçäàíèÿ Ñî÷èíåíèé À.Ñ.Ïóøêèíà. À â 1840ã. îí åäåò â Ìîñêâó ê Ñîáîëåâñêîìó ñ «íóæíûìè áóìàãàìè».  1841ã. Íèêèòà ïðîäîëæàåò ñëóæèòü ïîýòó-
óïàêîâûâàåò è ïåðåâîçèò èç Ïåòåðáóðãà â Ìèõàéëîâñêîå áèáëèîòåêó ïîýòà.
Ñîïðîâîæäàåò îí æåíó è äåòåé Ïóøêèíà â Ñâÿòîãîðñêèé ìîíàñòûðü è ðàññêàçûâàåò,
ãäå «îòäàë îí çåìëå òåëî èõ äîðîãîãî áàòþøêè». Ñåé÷àñ âû ìîæåòå ïî äàòàì æèçíè ñåìüè Ïóøêèíûõ ïîñìîòðåòü, ñêîëüêî ëåò áûëî äåòÿì ïîýòà.
http://proza.ru/2020/10/02/1099 À Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà æèâ¸ò îäíà, õðàíèò âåðíîñòü ëþáèìîìó ìóæó.
Óìåð Íèêèòà Êîçëîâ â 1854ã.â âîçðàñòå 84 ëåò.Îí ïðîñèë æåíó ïîõîðîíèòü åãî â íîãàõ ó Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à. Áûëà ëè ïðîñüáà âûïîëíåíà, òåïåðü íå óçíàòü.
Âîïðîñ ýòîò âîëíóåò è íàøåãî ïîýòà Âèêòîðà Ãåðöâîëüôà.  ñâîèõ ñòèõàõ îí âñïîìèíàåò, êàê ñàì ñòîÿë ó ìîãèëû ïîýòà â Ñâÿòîãîðñêîì ìîíàñòûðå.Îáîø¸ë ìîãèëó íåñêîëüêî ðàç, «íî íèãäå íå áûëî äàæå ìàëåéøåãî íàì¸êà, ÷òî êòî-òî çäåñü åù¸ ïîêîèòñÿ». Òîãäà è ðîäèëèñü åãî âçâîëíîâàííûå ñòðîêè. Ïðî÷èòàåì èõ!
ÑÂßÒÎÃÎÐÑÊÈÉ ÌÎÍÀÑÒÛÐÜ.
(äîëãèé ïóòü ê ïîñëåäíåìó ïðèþòó Ãåíèÿ).
Âñå ðàçîøëèñü
Ó ñêîðáíîãî ïðèþòà
Ñòîþ îäèí
Ïðîø¸ë æåëàííûé ïóòü…
Íó âîò îíà çàâåòíàÿ ìèíóòà,
Êîãäà òû ìîæåøü äóøó ðàñïàõíóòü,
Ïðèçíàòüñÿ è â ëþáâè íåïðåõîäÿùåé,
È â ðàäîñòè îò äèâíûõ ñòðîê è ñëîâ,
Îò ìûñëåé è îò ÷óâñòâ æèâîòâîðÿùèõ,
Îò îæåðåëüÿ ñêàçîê è ñòèõîâ,
Ïîýì, ðîìàíîâ, ïüåñ, ÷óäåñíîé ïðîçû,
Îò ýïèãðàìì, ðàçÿùèõ íàïîâàë
Íî â ãîðëå êîì
Ëèøü äâå êðîâàâûõ ðîçû
Ïðîêàïàëè ñëåçîé íà ïüåäåñòàë.
Ïîêà íå ðàñêðûòà òàéíà, ïîõîðîíåí ëè çäåñü Íèêèòà Êîçëîâ, çàòî óçíàëè ìû ïóòü âåðíîãî ñëóãè À.Ñ.Ïóøêèíà è ïîíÿëè, êòî ðàññêàçûâàë î åãî æèçíè è ïîìîã È.Ñ.Òóðãåíåâó ïîëó÷èòü óäèâèòåëüíûé ðàðèòåò — ëîêîí À.Ñ.Ïóøêèíà.
*Èøèìîâà Àëåêñàíäðà Îñèïîâíà — ïèñàòåëüíèöà, ïåðåâîä÷èöà, æóðíàëèñòêà, èçäàòåëüíèöà ïåðâûõ â Ðîññèè äåòñêèõ æóðíàëîâ. ×åëîâåê íåçàóðÿäíîãî äàðîâàíèÿ è
«÷èñòåéøåãî ïî äóøå». Ãëàâíàÿ å¸ êíèãà «Èñòîðèÿ Ðîññèè â ðàññêàçàõ äëÿ äåòåé».
À.Ñ.Ïóøêèí â ïèñüìå ê íåé íàïèñàë:»Ñåãîäíÿ îòêðûë Âàøó «Èñòîðèþ â ðàññêàçàõ»
è íåâîëüíî çà÷èòàëñÿ. Âîò êàê íàäîáíî ïèñàòü!»
События:
1880 – В день открытия памятника Пушкину, 6 июня 1880 года на площади у Страстного монастыря собрались толпы народа и многочисленные экипажи. Вокруг площадки памятника на шестах были установлены белые щиты с вытесненными золотом названиями произведений великого поэта. Тверской бульвар украсили гирляндами живой зелени. Народ раскупил у торговцев все ландыши и фиалки и забрасывал ими пьедестал монумента. К вечеру зажглась иллюминация. У подножия еще покрытого полотном памятника известные российские писатели Тургенев, Полонский, Майков, Плещеев и Достоевский произнесли торжественные речи. Когда покров упал, вся площадь взорвалась криками ликования.
1875 – Основано Трехгорное пивоваренное товарищество (будущий московский Бадаевский пивоваренный завод).
1922 – Декретом Совета народных комиссаров создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), отвечавшее за политику государства в отношении цензуры. В его обязанности входил предварительный просмотр всех предназначенных к публикации литературных произведений, нот, карт и тому подобного, а также составление списков произведений печати, запрещенных к опубликованию. 12 июня 1990 года был издан закон «О печати и других средствах массовой информации», упразднивший государственную цензуру.
1937 – Начала работу первая дрейфующая станция Северный полюс-1 в составе: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнест Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов. Через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг станция была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.
1956 – Принято постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР».
1957 – В Москве открыт магазин «Детский мир». Универмаг «Детский мир» на Лубянке, ставший последней крупной работой советского архитектора Александра Душкина. В последующие годы магазины с таким названием появились во всех крупных городах СССР.
1971 – Запуск советского космического корабля «Союз-11» к орбитальной станции «Салют-1».
1979 – Запуск советского беспилотного космического корабля «Союз-34» к орбитальной станции «Салют-6».
1984 – День рождения игры «Тетрис». Её автором является советский программист Алексей Леонидович Пажитнов, впервые представивший ее коллегам на компьютере «Электроника-60» в этот день.
1985 – Запуск советского пилотируемого космического корабля «Союз Т-13».
1992 – Указом президента России Бориса Ельцина мэром Москвы взамен ушедшего в отставку Гавриила Попова назначен Юрий Лужков.
В этот день родились:
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599–1660) – испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
двойной клик — редактировать изображение
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) – величайший русский поэт, драматург и прозаик.
Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905) – русский жанровый живописец, академик, действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, педагог, первый директор Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова.
двойной клик — редактировать изображение
Александр Михайлович Ляпунов (1857–1918) – русский математик и механик, академик Петербургской Академии наук. Создал теорию устойчивости, равновесия и движения механической системы с конечным числом параметров.
Пауль Томас Манн (1875–1955) – немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Валериан Владимирович Куйбышев (1888–1935) – русский революционер и советский партийный и политический деятель. Награждён орденом Красного Знамени. Член ЦИК СССР, член ЦК ВКП(б), член Политбюро ЦК ВКП(б).
Николай Александрович Щорс (1895–1919) – подпоручик, красный командир, комдив времён Гражданской войны в России.
Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) – выдающийся советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских, Ленинской и Государственной премий СССР. Один из крупнейших деятелей музыки XX века.
Виктор Викторович Конецкий (1929–2002) – советский, российский писатель, сценарист, художник, капитан дальнего плавания.
Лев Яковлевич Рохлин (1947 –1998) – российский политический и военный деятель, депутат Государственной Думы РФ 2-го созыва, председатель Комитета Государственной Думы РФ по обороне, генерал-лейтенант.
Теги события:
история
календарь
пушкин
цензура
папанин
космос
лужков
памятники
русский язык
образование
компьютерные игры
живопись
рохлин
пиво
торговля
дети
Современную российскую культуру представить без произведений А. Пушкина невозможно. Он стал символом России. Талантливый поэт был и прекрасным писателем, оставившим потомкам удивительные по простоте и увлекательности сюжетов повести, драматические произведения, сказки и роман в стихах. Не секрет, что А. Пушкин описывал в своих произведениях события, взятые из реальной жизни и истории страны.
Прототипы главных героев «Капитанской дочки»
У Александра Сергеевича был замысел – написать роман о бунте Пугачева. Такое произведение можно было создать, только обладая необходимым материалом, на основе которого можно было правдиво отобразить портреты главных персонажей и подлинность происходящих в то время событий.
Пушкин не только работал с архивными документами, но и посетил Оренбургскую губернию, проехал по местам, где зарождалось пламя русского бунта. Он разговаривал с людьми, которые знали множество подробностей, переданных им родителями, знакомыми, соседями, увидел воочию места, где все это происходило.
Именно здесь у него зародилась мысль написать о царском офицере, перешедшем на службу к Пугачеву. Согласно замыслу Пушкина, он должен быть неоднозначным человеком, в котором сочетались как положительные, так и отрицательные черты.
В процессе работы его замысел был изменен. В произведении появилось два героя-антипода: Гринев и Швабрин. Их прототипами стали реальные люди, служившие в армии и волею судеб попавшие в плен к Пугачеву. Они проходили по пугачевскому делу.
Это были мелкопоместные дворяне Вашарин и Шванчин, ставшие прототипами Гринева и Швабрина. Вашарин при первой возможности перешел на сторону правительственных войск и был помилован. Шванчин, как бунтовщик, был судим и приговорен за предательство к повешению. В жизни они никогда не встречались.
Кто скрывался под фамилией Дубровский
Как правило, герои литературных произведений имеют своих прототипов – реальных людей, наделенных в жизни определенными качествами и чертами характера. Темой для повести «Дубровский» послужил рассказ приятеля Пушкина П. Нащокина.
Он поведал писателю историю Павла Островского, дворянина, у которого во время войны 1812 года сгорели все документы. Этим воспользовался его богатый сосед, который путем обмана захватил его поместье.
Крестьяне помещика Островского взялись за вилы и ушли в лес, став лесными разбойниками. Молодому князю осталось только поддержать своих крепостных и стать их предводителем. Островского сдал сосед-помещик, в доме которого он остановился ночевать. Его арестовали, но ему удалось бежать за границу.
Мистическая повесть «Пиковая дама» и прототипы главных героев
Сюжетом к «Пиковой даме» послужила история, рассказанная князем Голицыным, который был заядлым, но «умным» картежником, игравшим на небольшие суммы. Однажды он поддался искушению и рискнул, поставив на крупную сумму.
Это привело его к большому долгу, оплатить который у него не было средств. Он решил обратиться к своей бабушке княгине Наталье Голицыной, которой на то время было 90 лет. Она обладала скверным характером, но другого выхода у внука не было.
Бабушка ему денег не дала, но рассказала, как можно отыграться. Она поведала ему свою тайну — секрет трех карт, с помощью которого, он сумел расплатиться с долгом. Князь Сергей Голицын стал прототипом пушкинского Германа, а его бабушка Наталья Голицына стала прототипом старой графини.
Кто был прототипом Евгения Онегина
Не стали исключением и герои «Евгения Онегина». У них тоже имеются свои прототипы. Если в Татьяне Лариной современники узнали Наталью Фонвизину, то образ Евгения Онегина многих заставил задуматься.
Этот вопрос до наших дней остается открытым, хотя большинство исследователей склонны считать, что Евгений — это прообраз профессора словесности, ректора Петербургского университета, почитателя таланта Пушкина и издателя его произведений Петра Плетнева.
Но, скорее всего, это был собирательный образ, в котором нашли свое отражение черты многих петербургских «денди», мечтающих о наследстве своих престарелых богатых родственников.
Некоторые исследователи творчества Пушкина предполагают, что прототипом Онегина был Петр Чаадаев, написавший книгу «Философия мысли». Судьба мыслителя печальна. Его объявили не совсем здоровым, заперев в собственном доме под присмотром врачей, где он находился до конца жизни.
Поэма-сказка «Руслан и Людмила»
Мы со школы знаем, что Александр Сергеевич свои сказки писал под впечатлением русского устного фольклора, с которым ему посчастливилось познакомиться в детстве. Его няня Арина Родионовна рассказывала ему сказки и легенды, пела народные песни.
Еще одним из вдохновителей создания поэтических сказок и поэм был В.И. Даль, бывший знатоком и собирателем фольклора, автором книги сказок.
Достоверно известно, что поэма «Руслан и Людмила» написана под впечатлением няниных сказок, а также книг «История государства Российского» Карамзина и «Неистовый Роланд» Ариосто. Пушкин был восхищен историческими книгами Карамзина «Илья Муромец» и Радищева «Алеша Попович», которые тоже нашли свое отражение в поэме.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Есть предел человеческим желаниям? Вообще, есть, но некоторые люди забывают об умеренности и тогда просто не могут остановиться. По моему мнению, именно такой теме посвящено сказку А. Пушкина “О рыбаке и рыбке”.
Старик со старухой жили тридцать три года на берегу синего моря в “ветхой землянке”, “дед ловил неводом рыбу, а баба ткала пряжу”. Жили они тихо и спокойно до тех пор, пака дед не поймал золотую рыбку. Старый был хорошим человеком, так бы и отпустил ее, даже ничего не попросив. Совсем другой была баба! Ее желанием не было
предела. Сначала ей захотелось новое корыто, затем – новый дом, захотелось стать дворянкой, царицей и наконец – морской владычицей.
Золотая рыбка исполняла все желания сварливой бабы, и только быть у нее на побегушках она не смогла. Следовало остановить стремительность желаний старой, именно это и сделала золотая рыбка. И вместо “моря-окияна” баба снова оказалась в своей землянке у расколотого корыта.
Действительно, баба была очень корыстной, эгоистичной и ни разу в своих желаниях не упомянула деда. Ее сердце окаменело от жадности. Поэтому наказание ее было справедливым. Автор нам показывает, что жадность к хорошему людей не приводит, и главное в жизни это оставаться человеком.
(3 votes, average: 3.33 out of 5)
Loading…
Похожие сочинения:
Сочинение по сказке Андерсена “Стойкий оловянный солдатик” Что дает человеку силы? Для одних – это власть, для других – деньги, третьи считают, что это друзья, родные и близкие люди. А иногда такой силой является любовь, которая окрыляет…
Сочинение по японской народной сказке “Иссумбоси, или Мальчик-с-пальчик” Как известно, героями становятся сильные и смелые мужчины. А что может маленький мальчик? Оказывается, очень много. И, чтобы стать героем, вовсе не обязательно быть великаном. Лучшим примером этого является Японская…
Сочинение по сказке “Снежная королева” Ханса Кристиана Андерсена Лето было жарким. Я мечтала о мороженом, прохладе и вспоминала зимние каникулы. Так, мечтая, я шла в сельскую библиотеку. Наш библиотекарь, предложила мне книжку с нового приобретения – “Снежная королева”…
Сочинение по сказке Дж. Р. Киплинга “Маугли” В детстве мы знакомимся со многими интересными сказками, рассказами, стихами. Но на меня большое впечатление произвела книга Дж. Редьярда Киплинга “Книга Джунглей”. Когда я прочитал “Маугли” – одно из произведений…
Сочинение по повести-сказке “Машина для исполнения желаний” Люди часто любят загадывать желания, даже самые удивительные. Всегда ли они осуществляются? На этот вопрос ответить сложно, поскольку все зависит от многих причин. Возможно, поэтому люди во все времена мечтали…
Сочинение по китайской народной сказке “Кисточка Маляна” Какими бывают мечты? Различными, конечно. А у Маляна, героя китайской народной сказки, самой большой мечтой было желание научиться рисовать. И мальчик был из бедной семьи и поэтому не имел кисточки….
Сочинение по сказке Х. К. Андерсена “Гадкий утенок” Лебеди… Кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! Смотрю на них и вспоминаю датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Недавно я прочитала “Гадкий утенок”. Какое чудо…
Сочинение по сказке Оскара Уайльда Звездный мальчик Я мечтал, чтобы зло в мире было наказано. Мне очень интересно было читать Сказку Оскара Уайльда “Звездный мальчик”. О чем она? О холоде – зло и тепло – добро и…
Сочинение по сказке Антона Сияника “Никита Кожемяка” Я очень люблю читать книги. Книги делают нашу жизнь интереснее, разнообразнее, учат нас мудрости и справедливости, захватывают и веселят, подсказывают выход из сложных ситуаций. Во время летних каникул я прочитала…
Сочинение на тему “Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена “Снежная Королева” Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”. Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка…
Сочинение по индийской народной сказке “Хитрый шакал” Мошенничество – очень страшная вещь, в каком бы виде оно не появилось в мире. Эта человеческий недостаток довольно распространен, поэтому оно неоднократно высмеивалась в сказках. В частности, этой теме посвящена…
ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” > А. С. ПУШКИНА Сказок без чудес не бывает. Это знают все. Стоит лишь раскрыть книгу – и сразу попадаешь…
Хорошо делай – хорошо и будет: Сочинение по сказке братьев Гримм “Госпожа Метелица” Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что работящих всегда любят, а ленивых не жалуют. И не только потому, что трудолюбивые больше успевают. Просто, по моему мнению, работящие являются более надежными людьми,…
Настя и Митраша (по сказке “Кладовая солнца”) Сказка-быль “Кладовая солнца” М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей и их необыкновенную сплоченность. Главные герои…
Добро и зло в сказке Маршака “Двенадцать месяцев” Сказка “Двенадцать месяцев” рассказывает нам о девушке “падчерицы”, которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве…
Сочинение на тему: Мое любимое время года – осень Вот и наступила осень. С середины сентября до, примерно, середины октября листья на деревьях из зеленых станут золотыми и рыжими. Этот период называют золотая осень. Трава в степи жухнет и…
Сочинение на тему Метель в повести А. С. Пушкина А. С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего зависит человеческая судьба? Насколько предопределены события? Может ли человек сам менять свою жизнь? Эти вопросы Пушкин ставил…
Анализ стихотворения Бальмонта “Золотая рыбка Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические…
Сочинение на тему Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,…
Сочинение на тему “Беда научит, как на свете жить” Представим, что в наших руках оказалась золотая рыбка, бутылка с джином или волшебная фея… Проще говоря, представим, что у нас появилась возможность загадать одно желание, которое бы обязательно сбылось. Наверное,…
Сочинение по трагедии Александра Пушкина “Борис Годунов” А. С. Пушкин – один из немногих известных литературных гениев, творчество которых отличается жанровым разнообразием. Вот и трагедия “Борис Годунов” не является исключением: яркая историко-политическая тематика выделяется на фоне преобладающей…
Сочинение по произведению “Дубровский” А. С. Пушкина В произведении “Дубровский” выдающегося русского классика Александра Сергеевича Пушкина можно увидеть различные яркие образы и крестьян, и людей дворянского происхождения. Автор очень гордится людьми из народа, их духовностью и богатством…
Письмо Коту из поэмы Пушкина “Руслан и Людмила” Доброго дня, уважаемый господин Кот! Получив возможность написать письмо любимому литературному герою, я выбрала именно Вас! А вдохновил меня на написание этого письма Вступление к поэме Александра Пушкина “Руслан и…
Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей” Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда…
Сочинение на тему Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) А. С. Пушкин всю свою жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них, Особенно ярко это проявляется в его романе “Дубровский”. В этом романе Пушкин противопоставляет…
Сочинение на тему Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка" 1 вариант сочинения. В повести “Капитанская дочка” Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление…
Сочинение, анализ поэмы-сказки А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” “Руслан и Людмила” 1818-1820 Пушкин Александр Сергеевич >>> После празднования свадьбы Руслана (красивый покоритель печенегов) и Людмилы (красивая принцесса), которые проживают в период средневековья на славянских землях, волшебным образом неизвестные…
Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка" Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и…
“САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) “САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики –…
СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое…
Сочинение по сказке Пушкина “О рыбаке и рыбке”