Сколько частей в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 100-101. укм школа россии1. каким в сказке

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

Краткий пересказ по плану

Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.
Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.

Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.

Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой

И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.

Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.

Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.

Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.

Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.

Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.

Махнула рыба хвостом и уплыла.

Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.

>Также читают: Пушкин >Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Основные персонажи

Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.

Образ рыбака

В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.

Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.

Золотая рыбка

Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.

Благодарная героиня напевно разговаривает с рыбаком и терпеливо относится к желаниям старухи. Это подчёркивает её благородство. Рыбка достойна своего положения, и в конце она демонстрирует свою всесильную личность.

Популярные сегодня темы

  • Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)
    Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.
  • Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение
    Данная повесть Гоголя является лучшей работой в его молодые годы, то есть в ранее творчество. В произведении «Ночь перед Рождеством» можно встретить много юмора
  • Образ и характеристика Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр Тургенев сочинение
    Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека
  • Образ народа в поэме Мертвые души Гоголя
    Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город
  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс
    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

История создания

Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.

Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.

Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».

Составит план сказка о рыбаке и рыбке

Помогите найти однокоренные слова упр 191 Составить текст 10 предложений о новогоднем празднике. Использовать 3 причастных оборота и 4 деепричастных оборота . Все выделить и обозначить 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!Помогите со 2 заданием.Пожалуйста!!!Срочно! Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. «В лесу» Хорошо в лесу.Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяе мые ударением. «В лесу»Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 2.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!»В лесу» Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сос ны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 1.Выполни полный разбор,характеристику 6 предложения. 2.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 3.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. Напишите одним словом, каким членом предложения является слово «этот» в предложении 1. (1) Фамилия у нового матроса несколько странная — Фукс, но, зна ете, фамилия — дело наживное, а мне ещё Лом на ушко шепнул, что Фукс этот — клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ!!! НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! Даю 15 баллов!!! 2 предложения на одну схемуНадо сделать все схемы Помагите!!!Сочинение на тему: Моя комната. Напишите пример. Как написать его. Прошу помагите!!! Даю 50 баллов.​ Упражнение 361.Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы, где задание номер 2!

>Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 — 101

Сюжет произведения

Краткое содержание сказки переносит читателей к синему морю, где жили старик со старухой. Тридцать лет и три года дед выходил к воде порыбачить. Однажды в невод попалась волшебная Золотая рыбка. Она умоляла старика выбросить её обратно в пучину, что тот и сделал, ничего не попросив взамен. Вернувшись домой, он обо всём рассказал старухе, а та рассердилась на него, что даже не выпросил у рыбки новое корыто.

Пошёл дед к морю, позвал волшебную рыбу и заказал корыто. Та с удовольствием выполнила его желание. Потом жене захотелось новую избу. Опять старик выпросил у рыбки подарок. В третий раз старуха захотела стать столбовой дворянкой в прекрасном тереме. Волшебница и в этот раз выполнила просьбу. А старуха сделала мужа конюхом.

Прошло время, и дворянке показалось мало такой привольной жизни. Она пожелала стать царицей. И этот каприз был выполнен. Потом женщина решила стать царевной морской. Золотой рыбке не понравилась эта просьба, она молча уплыла в синее море.

Старик вернулся домой, где стояла его старая изба, а рядом сидела старуха с разбитым корытом в руках. Вот так закончилась эта история.

Традиционное понимание сказки

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Кизилюртовский район

1257699 1

по литературному чтению

во 2 классе

А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Провела: Казаматова Н.К.

учитель начальных классов

МКОУ «Чонтаульская СОШ №1»

Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2.Активизация на познавательную деятельность.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.

3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

А) Прочитайте название произведения.

— Что можно узнать из заголовка?

— Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Первая часть (читает учитель).

Словарная работа до чтения.

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).

Словарная работа до чтения.

Кликать – звать.

Пуще – больше.

Корысть – выгода.

( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).

Дворянка — женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Работа над текстом.

— Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.

— Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.

— Как вы думаете, хорошо быть жадной?

— К чему приводит жадность.

-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?

Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».

— Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.

— Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.

— Объясните, кто такая дворянка.

Работа в паре.

— Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.

— Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?

— Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.

— Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.

4.ФИЗМИНУТКА.

Г) Чтение «по цепочке».

Словарная работа.

Чупрун – чуб.

Е) Чтение детьми вполголоса.

Работа над текстом.

Кем теперь захотела быть старуха?

— Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).

— Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?

— О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?

— Кто такая царица?

— Какой должна быть царица?

— Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.

— Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

— Почему народ над старичком насмеялся?

( Не садись не в свои сани!»

— Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).

— Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

— Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)

Линия сравнения

(на что обращаем внимание)

Народная сказка

Литературная (авторская) сказка

Автор (известен или неизвестен)

Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

Автор известен

Время создания

Раньше, более древнее произведение

Позже, может быть современным произведением

Язык сказки: слова, выражения…

Старинные слова…

Может быть разным (в том числе и современным)

Вид сказки

Соответствует одному из трёх видов сказок

Может сочетать признаки нескольких видов

Композиция

Соответствует виду сказки

Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения

Смысл сказки

(главная мысль)

Добро побеждает зло

Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.

— Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.

5. Самооценка работы в паре.

6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.

УРОК 2.

Тема: «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

Задачи урока: формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

-Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из сказки Пушкина и обоснуйте свое мнение.

3. Активизация на познавательную деятельность.

— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»….

А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).

— Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «сказки о рыбаке и рыбке» А, С, Пушкина.

4. Подготовка к разбору сказки.

— Вы дома работали со сказкой.

Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?

_ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки.

Вопросы.

1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).

2. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).

3. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).

4. Какая труба была на новой избе старика старухи? (кирпичная, беленная.

5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые).

6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона).

7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке).

8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики).

9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).

10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).

11. как встретила старика старуха-царица? (выгнала).

Проблемный вопрос.

Что общего у сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с другими сказками?

(Обсуждение в парах). ( Есть зачин, концовка, волшебство, повторение сюжета, магическое число, добро побеждает зло.)

5.Анализ героев литературного произведения.

— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).

— В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).

-Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте.

— Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки).

— Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря).

— Как просит старуха?

— Меняется ли поведение старика возле моря? (молвит ласково, с поклоном).

— Почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?

_ попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.

— На доске характеристики героев. Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

— Кто из героев вам больше нравится? Почему?

-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?

как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?

— Можно ли назвать старика из сказки Пушкина смелым и щедрым? (работа в паре)

— Можно ли утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной? (работа в паре)

— Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность — отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.

— Случается ли такое в жизни?

Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок».

— Какой урок преподал нам А.С.Пушкин?

_ Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки.

— Бывают ли ситуации когда необходимо проявить твердость характера.

5. Составление словесного портрета литературного героя. (Работа в паре)

Алгоритм составление словесного портрета литературного героя.

Для того чтобы представить героя литературного произведения надо

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать (перечислить) самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о главных поступках героя

— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.

6 Рефлексия.

7. Дом. Задание. Перечитайте сказку и подумайте, кто еще является действующим лицом в сказке.

УРОК3.

Тема: «Работа над образом моря – как одного из героев сказки»

Задачи урока: проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами. Характерное для сказки: проследить смену эмоциональной окраски повторов, обсудить нравственный вывод сказки, развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного чтения.

1. Орг. момент.

2. Активизация на познавательную деятельность.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина не просто повествует о жизни старика и его встречи с золотой рыбкой. В ней заложен глубокий смысл.

В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка? Определим еще одно действующее лицо в сказке.

3.Анализ героев литературного произведения.

— Что просила старуха в первый раз? (корыто).

— Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось. Слайд).

— Что во второй раз захотелось старухе?

Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)

-Какими словами обращается старик к рыбке?

-«Смилуйся, государыня рыбка»

— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз и во второй?

«Разбранила меня старуха…»

«Избу просит сварливая баба..»

(Чтение отрывка по ролям)

— не успокоилась старуха. Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)

— Как встретило море старика?

(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-

— И море дает старику об этом знак.

— Кем теперь захотела быть старуха? (Вольной царицей)

— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Прочитайте в тексте.

— Как встретило старика море? (почернело Слайд.).

— Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.

«Не печалься, ступай себе с богом».

_И вот старуха уже хочет быть вольной царицей.

— Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках (черную бурю. Слайд).

— Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.

— Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

_ Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная. Ушла. Тем самым положила конец к стремлению страху властвовать не только на земле, но и на море).

— На какой вопрос мы должны были дать ответ сегодня на уроке?

_ Назовите еще одно действующее лицо в сказке. (Море_

— Чему научила вас сказка?

— Можно ли утверждать, что в сказке добро побеждает зло? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли сказку назвать волшебной? Обоснуйте свое мнение.

4. Диагностическое задание.

. Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение.

А) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто… — слова ……………..

Б) Добро! Будет старуха царицей! — слова …………

В) …Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………

2. Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».

1) Хочет быть вольною царицей.

2) Хочет иметь новое корыто.

3) Хочет быть столбовою дворянкой.

4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.

5) Требует избу.

6) Хочет быть владычицей морскою..

Ответ: __________________________

5. Самооценка деятельности на уроке.

6. Дом задание. Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки (Устно).

Отзыв

на открытый урок по литературному чтению

А.С.Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе

Учителя начальных классов Казаматова Н.К

В самом начале урока педагог сумел мотивировать учащихся на продуктивную деятельность, четко озвучил цели и задачи для детей.

Педагог применил интересный подход в проверке домашней работы: взаимопроверка.

Методы: сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения, осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (составление текста). Формы работы: самостоятельная работа.

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: подача справочного материала, осуществление самопроверки, взаимопроверки, визуальное восприятие информации.

На уроке учителем были использованы следующие приемы: дидактический материал на нравственную тему: задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения.

Учитель сумел продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свое творчество, мастерство. Педагог на протяжении урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.

В конце урока была проведена рефлексия,  дети сами  оценили свою деятельность и достигнутые результаты.

Урок достиг поставленной цели и заслуживает самой высокой оценки.

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Чонтаульская СОШ№1» Арсланханова Х.Н.

Отзыв

на открытый урок по литературному чтению

А.С.Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе

Учителя начальных классов Казаматова Н.К

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Казаматова Н.К. работает на уроке над формированием умений определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую работу, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и знакомство с новым произведением.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Умственные действия опирались и подкреплялись практически.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Учитель учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Применялись здоровьесберегающие технологии.

Учитель начальных классов

МКОУ «Чонтаульская СОШ№1» Зайналова З.Ч.

УМК «Школа России»

Литературное чтение 2 класс  

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

по учебнику  Л.Ф.Климановой и др.

М:Просвещение

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема:  Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

  1. обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
  2. выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
  3. формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
  4. работать над техникой чтения;
  5. расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
  1. воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование:

на доске портрет А. С. Пушкина

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

             Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

            Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться  сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Какие сказки вы знаете А.С.Пушкина?    Давайте вместе вспомним эти сказки.

Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.

  1. В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)
  2. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)
  3. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
  4. Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?

«Сказка ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок»

3.Чтение сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

А) Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте название произведения

— Что  можно узнать из заголовка?

— Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Чтение  учителем первой части

Словарная работа идет по ходу чтения.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

В) чтение части детьми ( хорошо читающими)

Словарная работа.

Кликать – звать

Пуще — больше

Корысть — выгода

  1. ФИЗМИНУТКА

Г) чтение « по-цепочке»

Словарная работа .

Чупрун- чуб

Д) Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Вопросы по просмотренной части :

  1. Кем захотела теперь быть старуха?
  2. Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, не молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”)

Е)  Чтение детьми вполголоса. Анализ содержания.

  1. Как встретило море старика?
  2. Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

Ж)   Чтение одним учеником .

  1. Почему народ над старичком насмеялся ?

“Не садися не в свои сани!”

  1. Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

Словарная работа.

Невежа

З)  Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

  1. Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

(За жадность)

  1. Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)
  1. — Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)
  1. — Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания? (“По щучьему веленью, по моему хотенью”.)

4. Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема : Работа над образами главных героев сказки.

Задачи урока :

  1. развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  2. развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  3. воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:

на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…

  1. А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)

 Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки.

3. Подготовка к разбору сказки.

Вы  дома  работали  со сказкой.

  1. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Все ученики делятся на 3 группы ( по рядам) . Каждая группа по очереди “вылавливают” с  доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?

Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

 Что роднит сказку А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»  и другие известные вам сказки?

( работа в парах, обсуждение , затем высказывание детей)

( на экране открываются слова)

  1. Есть зачин, концовка
  2. Волшебство
  3. Повторение   сюжета        
  4. Магическое   число
  5. Добро побеждает зло

4.  Разбор сюжета.

  1. Кто в  сказке Пушкина  волшебный помощник? ( золотая рыбка ).
  2. В чём необычность рыбки ? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
  3. Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
  4. Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
  5. Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
  6. Как просит старуха?
  7. А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет)

“молвит ласковое слово, с поклоном”

  1. Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются. )

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

  1. Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?

Все черты её  характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.

  1. Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.

  1. Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

  1. Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
  2. Являются ли положительными такие качества, как безвольность,безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

  1. Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок»

  1. Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывание детей)
  2. Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать

5. Итог урока.

 Завтра на уроке мы  продолжим работу  над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним,  кто ещё является в сказке действующим «лицом» .

Домашнее задание . Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). Проиллюстрировать эти строчки.

6. Рефлексия

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:          С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:        Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:        Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:        Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:        Интересным / неинтересным

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема : Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Задачи урока :

  1. проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки;
  2. проследить смену эмоциональной окраски повторов;
  3. обсудить нравственный вывод сказки.
  4. развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

Оборудование:

на доске портрет  А. С. Пушкина

детские  рисунки   « море»

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

«Сказка  о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне ответить на вопрос:

  1. Чему каждого из вас научила сказка?

А)  Работа по содержанию  ( найти и зачитать ответы из текста)  На уроке вы будете активно работать и вам не составит труда  назвать  нам ещё одно действующее лицо в сказке.

Во –первых, разберёмся в желаниях старухи.  (Ответы на вопросы дети зачитывают из сказки)

  1. Что просила старуха в первый раз? (Корыто)

 Что заметил старик в этот раз на море ?

(Море слегка разыгралось)  чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

  1. Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

  1. Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

  1. Какими словами обращается старик к рыбке?

«Смилуйся, государыня рыбка»

  1. Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?

«Разбранила меня моя старуха…»

« Избу просит сварливая баба…»

Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.

  1. Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?( зачитать из текста)

«Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…»

«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.»

И море дает старику об этом знак

  1. Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

  1. Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте .

  1. Как встретило море?

(Почернело синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы.

  1. Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

  1. Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

 Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.

  1. Назовите еще одно действующее « лицо» в этой сказке.

(Море)

  1. Чему научила вас сказка А.С.Пушкина? ( ответы, рассуждения детей)

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо – страна!

Свои Двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать, будут дети читать,

Снова будут их дети читать!

Сказки Пушкина.  О.Ященко

Спасибо за активное участие на уроке.

  1. Итог урока.   Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах Росси поставлены памятники великому поэту.

( на экране  памятники А.С.Пушкину)

   Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

  1.  Домашнее задание :  представьте себя художниками- оформителями и оформите обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке»
417819 i 131

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

417819 i 132

Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

417819 i 133

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

417819 i 134

Вот пошёл он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт, старику, мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет вам новое корыто».

417819 i 135

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Ещё пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

417819 i 136

Вот пошёл он к синему морю

(Помутилося синее море).

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Ещё пуще старуха бранится,

Не даёт, старику, мне покою:

Избу просит сварливая баба».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною белёною трубою,

С дубовыми тесовыми воротами.

Старуха сидит под окошком,

На чём свет стоит мужа ругает:

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой[10]».

Пошёл старик к синему морю

(Не спокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не даёт, старику, мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом».

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка[11],

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун[12] таскает.

Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

417819 i 137

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик,

спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? —

Ступай к морю, говорят тебе честью;

Не пойдёшь, поведут поневоле».

417819 i 138

Старичок отправился к морю

(Почернело синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

417819 i 139

Старичок к старухе воротился.

Что ж? Пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным[13];

Вкруг её стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик, – испугался!

В ноги он старухе поклонился.

417819 i 140

Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна».

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашей затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

417819 i 141

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась.

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

417819 i 142

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слова молвить.

Вот идёт он к синему морю,

Видит, на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

417819 i 143

• 1. Сколько раз ходил старик к морю? Как с каждым его приходом менялось море? Найди слова и выражения, которыми Пушкин описывает море. Нравились ли рыбке просьбы старика? Как ты об этом узнал?

• 2. Какая здесь старуха? Она: жадная, ненасытная, корыстная, весёлая, скандальная, глупая, грубая, неблагодарная, добрая, бестактная, сварливая, дурная. Подходят ли эти слова к старухе? А какой старик? Он: добрый, вежливый, ленивый, любопытный, безвольный, робкий, несмелый, незлобивый, бескорыстный. Выбери нужное. Старуха называет его простофилей и дурачиной. Права ли она?

• 3. Какая в сказке рыбка? Она: всемогущая, благодарная, гордая, мудрая, злая, справедливая. Выбери нужное.

• 4. Прочитай ещё раз начало сказки, первые шесть строк. Найди слова, называющие действия героев. Обрати внимание: это рассказ о действиях героев, о событиях. Это текст-повествование.

Из жизни слов

1. Старуха говорит:

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Из чего было сделано старухино корыто? Знаешь ли ты, как делались такие корыта? Нет ли у вас дома такого корыта или маленького, в котором рубят капусту для пирогов, мясо для холодца (студня)? Как ты понимаешь выражение «остаться у разбитого корыта»? Когда так говорят? Почему так стали говорить?

2. Изба со светёлкой – это изба с небольшой светлой комнатой в верхней части дома. Приходилось тебе видеть такие русские деревянные дома? Нарисуй избу со светёлкой. Почему эту надстройку называют светёлкой?

3. Душегре?йка – часть старинного женского русского костюма без рукавов. Объясни, почему эта одежда так называется. Подумай, от каких слов образовано слово «душегрейка». Душегрейки женщины очень любили. Можно ли об этом узнать по названию?

4. «Что ты, баба, белены? объелась?» Белена? – ядовитое растение. Если белена попадает в пищу, то человек возбуждается и ведёт себя как безумный.

Александр Сергеевич Пушкин

В стихах и сказках Пушкина легко и красиво звучит русское слово. Наверно, поэтому они так быстро, без труда запоминаются.

Пушкин хорошо знал русскую природу, русский быт, устное творчество народа, особенно русские сказки. Их рассказывала ему няня Арина Родионовна – простая крестьянка. Пушкин записывал нянины сказки.

Вопросы и задания для повторения

Ты познакомился со сказками русских писателей.

• 1. Какие из этих литературных сказок похожи на народные сказки о животных?

• 2. Расскажи, чем тебе нравится «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Какие ещё сказки А. С. Пушкина ты знаешь?

  • Сколько страниц в полном собрании сочинений ленина
  • Сколько страниц в рассказе город в табакерке
  • Сколько страниц в рассказе война и мир
  • Сколько страниц в рассказе аришка трусишка бианки
  • Сколько раз закинул старик невод в сказке о рыбаке и рыбке