***
В белых сугробах мягкого снега стоит пушистая ёлка. Наверху горит звезда, на ветках качаются игрушки.
Вокруг прыгают, бегают, играют, танцуют зайчики, белочки, лисички. Это ребята нарядились в костюмы.
У ёлки стоит Дед Мороз: большой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. (51 слово).
( По Н. Калининой)
- О чем идет речь в рассказе? Опишите ёлку.
- 2. Как вы понимаете выражение горит звезда? Какими словами мы можем заменить слово горит? (Сияет, искрится). В какие костюмы нарядились дети? Как передается радость детей? (…вокруг прыгают, бегают, играют…) Кто стоит у ёлки? Как одет Дед Мороз? Почему Дед Мороз понравился ребятам?
- Подумайте, на какие три части можно разделить рассказ. О чем идет речь в первой части? Как мы ее озаглавим? («Нарядная ёлка».) о ком говорится во второй части? В третьей? Как мы их озаглавим? («Веселье у елки». «Дед Мороз».) К какому празднику мы наряжаем елку? Как можно озаглавить рассказ?
Синичка.
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату.
Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной ребята выпустили её на волю.
(47 слов).
( из «Спутника букваря»)
- Почему синичка прилетела к окну? Как поступили дети? Почему? Как вела себя синичка? Долго ли жила она у детей? Почему дети выпустили синичку весной? Правильно ли они поступили?
На какие три части можно разделить текст? Подумайте, как озаглавить каждую часть. («Синичке холодно». «Выручили дети». «На волю».) Озаглавьте рассказ.
(«Синичка». «Заботливые дети». «Друзья птиц».)
- К словам стояли, влетели подберите слова, противоположные по смыслу.
Воробьиный термометр.
У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку – и уже знаю, тепло на улице или холодно.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки. (58 слов.)
( Н.Сладков)
- Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?
Сколько частей в рассказе? Как вы озаглавите вторую часть? («Воробьишки не подвели»)
- Как вы понимаете слова поджарый ( синонимы: сухощавый, худой), взъерошенные (синонимы: взлохмаченный, лохматый)?
Волшебные краски.
В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
_ Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.
Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
-Какие чудесные картины. Какие волшебные краски!- говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. (72 слова.)
(По Е.Пермяку.)
- Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом? Как рисовал мальчик? Кем он стал? Почему краски казались волшебными? Что помогло мальчику стать настоящим художником? Как об этом говорится в рассказе?
- На сколько частей можно разделить рассказ? О чем говорится в первой части? Озаглавьте её. («Подарок»). Как вы озаглавите вторую и третью части? («Настоящий художник». «Волшебные краски».)
Март.
Ещё вчера снежный ковер был белым и пушистым. Только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне.
Сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды. Побежали ручейки. Они не журчат пока по-весеннему, громко. По ночам морозу иногда удается остановить их бег.
Посветлел лес. Он стал воздушным и прозрачным. Прилетели грачи, важно расхаживают по проталинам. Не сегодня-завтра запоют за окном синицы. Будит весна природу. (62 слова.)
(Из журнала «Юный натуралист»)
- Какие признаки весны описаны в рассказе? Какие изменения произошли со снегом? Что говорится о ручейках? Как изменился лес? Как ведут себя прилетевшие грачи?
Подумайте, на какие три части можно разделить рассказ.
2. Почему лучи мартовского солнца названы слепящими? Сопоставьте слова слепой и слепящий. (Слепящий – Яркий, ослепительный.) Что означает слово пушистый? (Легкий, как пух.)
Какое слово, противоположное по значению, употребляется для описания тающего снега? (Тяжелый.) Почему лес стал воздушным и прозрачным? Что означает слово воздушный? (Легкий.) Есть ли разница в значении слов расхаживают и ходят? ( Расхаживают – в данном тексте важно ходить, прохаживаться уверенно, чувствуя себя хозяином.)
Обратить внимание детей на слова, которые связывают части текста и указывают на временную последовательность событий ( вчера, сегодня, не сегодня-завтра).
Сила не право.
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.
(57 слов.)
(К.Ушинский.)
1. Почему плакала Таня? Что сделал старший брат Серёжа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Серёжи? О чем говорится в конце рассказа? Как вы думаете, что сказал Мише отец? Почему неправы оба мальчика?
Почему у рассказа такое название? На какие три части можно разделить рассказ?
2. Назовите слова, которыми можно заменить слово отнял? (Отобрал, выхватил, вырвал.) Можно ли употребить вместо слова отнял слово взял, Вместо выражения поскакал с куклой по саду – побежал с куклой по саду?
***
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.
_ Не разоряй гнезда,- сказал мальчику отец.- Весной ласточка опять прилетит.
Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела – и скоро гнёздышко было отделано заново.
А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка! (62 слова.)
(По К.Ушинскому.)
- Что хотел сделать мальчик осенью? Как отнесся к этому отец? Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду? Чему радовался мальчик? Как понять выражение работа закипела?
Озаглавьте рассказ. На сколько частей его можно разделить? О ком рассказывается в первой части? Как назвать эту часть? (Такая же работа проводится и с остальными тремя частями.)
- Сравните слова: сделано – отделано – переделано.Почему здесь подходит слово
отделано?
***
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
Они выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
— Угу!- отзывался Вова. Мама и бабушка молчали.
Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба. (82 слова.)
(По В.Осеевой.)
- Как вели себя за столом Вова и Миша? Можно ли сказать, что мальчики внимательные и заботливые? Почему? Что вам не понравилось в поведении детей? Разделите рассказ на части. Озаглавьте их. Подумайте, как бы вы озаглавили рассказ.
- Какие слова, отвечающие на вопрос ч т о с д е л а л и? или ч т о с д е л а л?, характеризуют поведение Вовы и Миши? (Уселись, выгребли, похлопал, вылез из-за стола)
Подберите к словам последний, посмотрел близкие по значению. (Оставшийся, поглядел, взглянул.)
***
Вася и Ваня решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это ещё не скоро будет. А строить хочется.
Вот и решили два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков. А строить их непросто. Скворцы – птицы разборчивые: не во всяком доме живут.
Знают это Вася и Ваня. Доски отстругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вби-
вают. Сразу видно – хорошие строители вырастут из этих ребят.
(73 слова)
(По Е.Пермяку.)
1. Кем решили стать Вася и Ваня? Почему они решили мастерить птичьи домики? Просто ли строить домики для скворцов? Как делали ребята скворечники? Какие строители вырастут из Васи и Вани? Как лучше озаглавить рассказ? («Птичьи домики», «Настоящие строители», «Мастера».) Разделите рассказ на три части. Подберите к каждой части заглавие, используя слова текста. («Строить хочется»,
«Скворцы – птицы разборчивые», «Хорошие строители вырастут».)
От каких слов образованы слова строитель и скворечник?
О временах года.
А времена года тоже ходят в гости. Вы замечали это? То летом вдруг холод. То зимой вдруг тает снег.
А сколько раз весной бывает мороз! Или осенью стоят теплые деньки, как летом. Случайно ли так получается? Нет. Просто времена года ходят в гости. Не на других посмотреть, а себя показать. (50 слов.)
(По В.Хмельницкому.)
- Прочтите заглавие текста. Как вы думаете, о чем будет текст? Прочитайте текст. Подтвердились ли ваши предположения?
- Как вы понимаете выражение «ходить в гости»? почему автор текста думает, что времена года ходят друг к другу в гости?
• УМК
Школа России
• Класс –1 класс
• Предмет – русский язык Тема урока – Буква И и
• Тип
урока – открытие новых знаний
• Место
урока в системе уроков по данной теме –
Цель урока (с
позиции ребенка): Изучить новый гласный звук /и/ и букву И.
Задачи (относящиеся | Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося): |
· | · |
· | · |
· | · |
Оборудование: учебное
пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация), магнитная доска,
карточки, иллюстрации, видеоролик, конверты и разрезные карточки, путевой лист
паломника (20 шт), интернет – школьный сайт, словарь, таблицы,
текстовыделители.
Используемая литература
Этапы
урока открытия новых знаний по теме
№ | Этап | Продолжительность | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Планируемый |
1 | Организационный момент | 1 мин | Доброе утро! Колокольчик зазвенел, на всю | Дети приветствуют учителя. Организуют свое | Дети готовы к |
2 | Мотивация | 2 мин | На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. | Внимательно слушают учителя. | Дети |
3 | Вовлечение | 3 мин | — Ребята, давайте отгадаем загадку. В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьёт, зашивает и колется колко. А называют кораблик… – С какого звука начинается отгадка? – Как вы думаете, какая задача сегодня | Иголка Обучающиеся вместе с учителем формулируют Познакомиться со звуком [и] и буквой, его | Поставлена |
4 | Открытие | 25 мин | — Как кричит — Назовите первый -Проведем — Давайте вместе Губы растягиваем — Давайте вместе -Какой он гласный -Почему? — Кто знает, — Звук [и] мы -А сейчас -Вспомни сказку Составление – Кого вы – Опишите, – С кем – Как вы – Иван – Царевич – Придумайте Откроем страницу Попробуйте – Рассмотрите – Сколько – Какой слог – Сколько – Что вы – Что вы – Еще раз – Сколько в – Какой это – Почему? –Особенность Гласный звук [и] – Найдите Молоток я Из дощечек букву – Сколько – Три! – А какая – И! (Е. Буква И наискосок Примеряла поясок. Сверху вниз его К правой ножке – Выложите | Обучающиеся выполняют задания учителя. Обучающиеся составляют рассказ по Слово одно, а значение разное. Составляют рассказ в парах. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы Учащиеся объясняют. Учитель показывает карточку с буквами И, и. Учащиеся находят букву и на «ленте букв». Высказывают Учащиеся слушают учителя. Моделируют букву | Дети |
5 | Закрепление § | 10 мин | Работа с – Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – – Расскажите о своем лучшем друге. – Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»? – Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?» – Сколько букв И в пословице? Работа с – Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. – Как назвать эти предметы, одним словом? – Какой предмет можно назвать лишним? Докажите. Дидактическая – Рассмотрите рисунки. – Кто на них изображен? – Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий. – Озаглавьте каждую часть. – Придумайте с другом конец сказки. Работа с – На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните | Учащиеся слушают пословицу и раскрывают Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся обобщают рисунки, классифицируют Обучающиеся составляют рассказ по картинке и Обучающиеся объясняют, что гласные буквы | Усвоили новый |
6 | Соотнесение | 3 мин | – Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на – Этот звук гласный или согласный? – Какой буквой на письме обозначается звук И? – Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. На сегодняшнем занятии все были внимательны и собраны. Молодцы! | – О звуке И. – Гласный, потому что мы его можем пропеть, – Буквой И. | Формирование |
7 | Заключительный | 1 мин | Поднимите зеленую карточку, кто все понял. Поднимите желтую карточку кто понял , но не Поднимите красную карточку те, кто ничего не – Какие знания, умения, навыки помогли – Спасибо за урок. | Делятся мнением о пройденной теме. Поднимают Дети благодарят и прощаются с учителем. |
Приложения
Приложение 1: План рассадки
Приложение 2: «Фотография» (модель оформления) доски
Приложение 3: «Фотография» (модель оформления) записей в тетради
Рекомендации по
формулировке цели и задач
Цель есть заранее запрограммированный результат,
который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной
деятельности.
Цель – это «модель потребного будущего» (А.
Спиркин), это «образ желаемого результата, который хотят получить к
определенному моменту времени» (В.В. Гузеев).
Целеполагание – это процесс формирования,
развертывания, конкретизации цели в системе «дерева целей» и их формулирование.
Цель
поставлена диагностично, если:
1. дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного
качества (знания, умения, отношения и др.), что его можно безошибочно
дифференцировать от любых других качеств личности;
2. имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления
диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его
сформированности;
3. возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе
данных контроля;
4. существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Цель отвечает на вопрос ЧТО?, формулируется с позиции ребенка
(освоение, формирование представления и т.п.).
Цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных,
взаимодействующих аспектов (задач): обучающего, развивающего и воспитывающего.
В.П. Беспалько определил задачу как конкретизацию цели в определённых
условиях и реализацию её с помощью конкретных средств и действий. Таким
образом, педагогическую задачу можно представить схемой-формулой: «ЦЕЛЬ + УСЛОВИЕ
+ ДЕЙСТВИЕ»
Цель – это то, чего
надо достичь.
Условие – где,
когда, при каких обстоятельствах и т.д.
Действие –
ключевой способ (как?) или средство (с помощью чего?).
Планируемые
результаты обучения (ПРО)– это представление о
том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе
из данного периода обучения (урок, блок уроков, четверть, семестр, год и т.
д.); модель конечного состояния учащегося.
ПРО описываются на языке учебных действий учащихся:
воспринимает, вспоминает, объясняет, интерпретирует, сравнивает, рассуждает,
демонстрирует использование знаний (производит расчеты, составляет, заполняет,
исправляет и др.), творит, оценивает и т.д.
Задача отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?,
формулируется с позиции учителя.
Аспекты триединой цели (задачи) | Ключевые слова в формулировках задач | Ключевые слова в формулировках планируемого результата |
Обучающий аспект ТЦУ — освоение обучающимся знаний, умений, | — Обеспечить овладение — Формировать навыки – — Отрабатывать | — Опознает, различает, — Без подсказки, по памяти воспроизводит термины, — — Преобразует — Предположительно — Применяет правило, — — — Преобразует знания — Решает задачи-проблемы, алгоритм решения которых ученику неизвестен. — Вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — — Пишет сочинение, выступление, доклад, сообщение. — Составляет схемы задачи. |
Развивающий аспект ТЦУ — переход к | — Совершенствовать — Осуществлять — Способствовать Составные компоненты | — Осуществляет действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: — Выполняет общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и — Участвует в диалоге, конструктивно выстраивает общение и — Предлагает — Оценивает Ø Регулятивные: совместно с учителем обнаруживает и формулирувет учебную задачу Ø Познавательные: перерабатывает полученную информацию: сравнивает и группирует факты Ø Коммуникативные: |
Воспитательный аспект ТЦУ — развитие | Воспитательный — — Воспитывать / формировать ценностное — Воспитывать бережное /уважительное — Воспитывать неприятие …. — Содействовать осознанному принятию — Способствовать развитию готовности / | — Выражает (формулирует) свое отношение к … — Выражает (высказывает) свое мнение по — Выражает и аргументирует свою позицию по — Выражает (демонстрирует) свое неприятие … — Осознает и демонстрирует понимание — Определяет ближайшие и перспективные |
Пример формулировки
цели и задач урока.
Окружающий мир. 3 класс. Тема: Общество.
Цель: усвоение знаний об обществе и
особенностях его развития, государстве и его символах.
Задачи (относящиеся | Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося): |
1) обеспечить освоение учащимися понятий «общество», «народ», «семья», | — воспроизводит — приводит — дифференцирует — уместно |
2) содействовать развитию умения устанавливать отношения вида «часть — | — устанавливает — составляет — на основе |
3) формировать ценностное отношение к человеку как части семьи, народа, | — аргументировано — объясняет — формулирует |
Тип и этапы урока (в соответствии с программой «Школа
России»)
Тип урока | Цели | Этапы урока |
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и | Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые Содержательная: сформировать | Структура урока обретения новых знаний 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Тип №2. Урок рефлексии | Цели: Деятельностная: формировать у Содержательная: закрепить | Структура урока-рефлексии по ФГОС 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться |
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической | Цели: Деятельностная: научить Содержательная: научить | Структура урока систематизации знаний 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Тип №4. Урок развивающего контроля | Цели: Деятельностная: научить детей Содержательная: проверка | Структура урока развивающего контроля 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Рекомендации по организации этапов урока
Этап урока | Продолжительность | Деятельность педагога |
Организационный момент | 1 мин | |
Мотивация | 2 мин | Приемы целеполагания, которые могут быть Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся Например, для темы урока «Как изменяются имена 1.Повторить знания об имени прилагательном. 2. Это сформулированы конкретные учебные цели. Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям Домысливание 1. Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов «помощников» дети формулируют 2.На урок русского языка по теме «Будущее время Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –… 3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, (63 + 7)/10 24/(16 – 4 * 2) (42 – 12 + 5)/7 8 * (7 – 2 * Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову). Создаётся ситуация противоречия между известным и 12 * 6 14 * 3 32 : 16 3 * 16 15 * 4 50 : 10 70 : 7 81 : Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого Например, на уроках русского языка и литературы можно «На запоминание и воспроизведение»: — Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает «На понимание и синтез»: -Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную «На понимание и применение»: — Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить — Практичность теории. Введение в теорию учитель |
Вовлечение | 3 мин | |
Открытие | 25 | § Вовлечение § Чередование § |
Закрепление | 10 | § демонстрация § |
Соотнесение | 3 мин | § |
Заключительный | 1 мин | § § |
Требования | Требования |
1. Соблюдение санитарных норм и правил безопасности, соответствующих 2. Четкая формулировка цели урока 3. Четкая формулировка задач урока 4. Соответствие учебного содержания урока теме и целям урокам 5. Владение понятийным аппаратом 6. Подбор фактического и иллюстративного материала с точки зрения 7. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся: · · · 8. Вовлечение учащихся в процесс постановки 9. Вовлечение учащихся в определении 10.Демонстрирует элементы современных 11.Чередование различных форм. Организация 12.Фиксация индивидуальных затруднений в 13.Соотнесение результатов урока с 14.Использование различных форм оценивания учебной 15.Обсуждение достигнутых результатов 16. Создание эмоционального комфорта, | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Совместная
деятельность учителя и учащихся на уроке
1. Определение темы урока
Тема урока
Проблемный вопрос
Гипотеза
Цель
Задачи
2. Работа в парах
3. Работа в группах
Этапы:
1.Разделиться на группы
2.Прочитать источник
3.Сжать информацию
4.Зафиксировать информацию
5.Представить работу групп (спикер)
Время работы 5 минут
4. Индивидуальная
работа
Этапы:
1.Прочитать источник
2.Сжать информацию
3.Обобщить
5. Открытие новых знаний и
способов действия
— С чем дальше автор предлагает познакомиться?
— Как вы понимаете тему урока?
— Какой возникает вопрос?
— Какие у вас будут гипотезы, догадки
— Какова цель урока, исходя из нашей гипотезы?
— Для подтверждения или опровержения выдвинутой
гипотезы какие способы познания мира мы можем использовать?
— А на какие вопросы мы должны ответить, чтобы
проверить нашу гипотезу?
— С чего предлагаете начать?
— Что вы заметили?
Следовательно – нашли первую ниточку связывающую с
прошлой темой
-Что дальше предлагаете?
— Какой источник знаний может нам помочь?
-Здесь предложено несколько словарей, какому из них
мы обратимся?
— Итак, что такое…….?
-Какую информацию мы можем дополнительно еще почерпнуть?
-Нашли определения новых терминов, что дальше?
-Какие ключевые слова можно выделить?
— Какое слово помогает найти взаимосвязь с
пройденной темой?
Следовательно – нашли вторую ниточку связывающую с
прошлой темой
-Чтобы понять суть, что в первую очередь
предлагаете выполнить?
-Обычно где мы находим ответ?
-Сегодня я вам предлагаю другой способ. Какой?
-Для достижения цели, что нам необходимо?
-Какая цель стоит перед нами?
— Рассматривая иллюстрации, попробуйте назвать те
слова, которые первыми пришли на ум?
-Как одним словом можно назвать все предложенные
иллюстрации?
-Какая иллюстрация, по вашему мнению, говорит напрямую
об истории происхождения данных слов?
-Достаточно ли вам, изображение на доске? О чем бы
вы желали попросить меня?
-На партах у вас небольшой сюрприз имеется, что
это? Как вы думаете, что там внутри?
— Как вы можете организовать свою работу?
РАБОТА В ПАРЕ
-Напомните мне цель работы, на данном этапе урока?
— Даю полминутки, подумайте, посоветуйтесь в парах
и договоритесь, какой ответ вы даете.
— Что вас озадачило?
6. Контроль и самооценка знаний и способов действия
-Какой вопрос возник?
-Что предлагаете?
-Ответ на ваше Почему? Имеется вот в данном
источнике, но вот незадача – вас много, а он в единственном экземпляре. Что
делать?
-Для поиска решения возникшей проблемы, попрошу вас
подойти к информационному столу.
-Помог ли вам информационный стол? Что вы там
нашли?
-Как желаете поработать?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
-Какая цель перед нами?
-Какие задачи мы поставим?
-Какие средства для достижения цели предлагаете
использовать?
-Сколько времени потребуется? (2 мин)
РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ
-Какую информацию вы смогли почерпнуть из данного
материала?
— Кто сможет собрать всю информацию вместе и
рассказать.
7. Коррекция знаний и способов действий
— Ребята, что же обозначают….?
-Вернемся к нашей гипотезе. Смогли ли мы его подтвердить?
-Какой критерий остался?
-Есть ли связь с…..?
— Какой вопрос возникает?
-Предлагаю послушать размышления о ……
-Что вы скажете?
-О чем нас предупреждают? Вернемся к иллюстрациям –
сравните, т.е. найдите сходство и различие.
— О чем заставляет нас задуматься?
— Стал ли он лучше, как в вашем понимании, что
значит – стать лучше?
— Какая же цель…..?
-Что предлагаете?
— Можно ли назвать……?
(КАВЫЧКИ ПОСТАВИТЬ)
-Доказали ли вы связь с…….?
— С помощью чего? На какие учебные задачи мы смогли
найти ответы?
-Отталкиваясь от нашего предмета. Какой возникает
вопрос?
-Какую гипотезу можем выдвинуть?
-Какая цель исходя из гипотезы? (Возможно,
паломничество существует во всех религиях мира)
-На какие вопросы мы должны ответить, чтобы
проверить гипотезу?
-Где мы можем найти информацию?
-Не читая, на что можно сразу обратить внимание,
какой ответ вы можете дать?
-Чтобы сэкономить время, как предлагаете
поработать? Сколько групп?
РАБОТА В ГРУППАХ
-Как и где предлагаете фиксировать новую
информацию? Предлагаю несколько таблиц, какая из них наиболее рациональная,
удобная для фиксации всех интересующих нас вопросов?
-Что будем озвучивать в 1 строчке? Во 2? В 3?
-В 1 столбике изученные вопросы, Во 2. 3, 4, 5?
— Ребята, урок подходит к концу, что вы можете
предложить?
-Какую информацию мы уже можем занести в таблицу?
8. Подведение итогов
занятия, информация о домашнем задании. Рефлексия.
-О каких критериях говорили?
-Какую гипотезу удалось подтвердить?
-Какие не смогли подтвердить?
-Почему?
— Какие способы познания вы использовали при
решении возникающих вопросов?
-Для чего необходимо….?
-С чем необходимо разграничивать понятие…..?
-Какую работу мы сегодня выполняли?
— Кто или что вам помогло справиться?
— В начале урока я пожелала, чтобы наш урок
поставил перед нами серьезные вопросы, позволил задуматься и просто принес
радость от общения? Сбылись ли мои пожелания?
— И мне, ребята, было очень приятно с вами
общаться.
-Ребята, если вас заинтересовала тема о
паломничестве, предлагаю несколько сайтов, где вы сможете найти дополнительную
информацию и поделиться с нам на следующем уроке
Критерии оценки
Аспект | Критерии | |
О | Соблюдение | |
О | Соблюдение | |
О | Учебное | |
О | Уровень | |
О | Формулировка | |
О | Результаты | |
О | Владеет | |
О | Мотивирует | |
О | Фиксирует | |
О | Вовлекает | |
О | Вовлекает | |
О | Демонстрирует | |
О | Организует | |
О | Большинство | |
О | Большинство | |
О | Использует | |
О | Воспитательный | |
О | Атмосфера | |
S | Аккуратность | |
S | Индивидуальный | |
S | Оригинальность | |
S | Эмоциональность | |
S | Общее |
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Построение текста.
- Части текста: начало, основная часть, концовка.
Тезаурус:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч.1 (ФГОС) М.: Просвещение, 2017. — с. 20-22.
- Канакина В. П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2018. — с. 10-11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Прочитайте рассказ.
Осеннее утро
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами. | заглавие |
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. | начало текста |
Ребята весёлые и довольные вернулись домой. | основная часть |
Грибы | концовка |
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Правильный ответ:
Ребята пошли в лес за грибами. | заглавие |
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. | начало текста |
Ребята весёлые и довольные вернулись домой. | основная часть |
Грибы | концовка |
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
Правильный ответ:
В) это введение читателя в содержание текста
Вопрос. Прошло 30 лет с момента августовского переворота 1991 года, который открыл путь к распаду СССР, но всё ещё многое остается неясным. Верите ли вы, что это действительно был переворот, и если это было так, то почему он так плачевно провалился? Почему ГКЧП не арестовала Ельцина и не позволила ему разыграть спектакль демократической революции? Какова была роль Горбачёва?
Ответ. К сожалению, никого из членов ГКЧП уже нет в живых и некому ответить на этот Ваш вопрос. Я могу высказать лишь свое субъективное мнение, основываясь на следующих фактах.
Практически вся партийно-хозяйственная элита страны поддержала ГКЧП. Все областные комитеты КПСС и советы народных депутатов высказались в поддержку сохранения СССР и социалистического строя, отправив в Москву телеграммы в поддержку ГКЧП с требованиями положить конец раскачиванию ситуации и развалу страны. У КГБ, руководитель которого был одним из членов ГКЧП, были все возможности и основания арестовать Ельцина. Спецназ КГБ отслеживал все перемещения Ельцина, когда он ехал с загородной дачи в Дом Советов. Но проблема заключалась в том, что у этих людей не было стремления захватить власть. У них не было ни плана действий, ни решимости брать ситуацию под контроль. Они не планировали государственный переворот, стремясь лишь к сохранению советской государственности. Объявив чрезвычайное положение и введя войска в Москву, они полетели к Горбачеву за политическим решением. А у Ельцина был чёткий план узурпации власти и каждую минуту промедления со стороны ГКЧП он использовал для усиления своего положения. Я точно знаю, что он и его окружение дрожали от страха, сидя в бункере Дома советов в ожидании штурма. На этот случай был план срочной эвакуации в посольство США, которое располагалось рядом. Причем рядом с ним находились Бурбулис и Гайдар, которые впоследствии возглавили первое независимое правительство России, а действовавшее правительство РСФСР во главе с Силаевым в большинстве своем разбежалось.
Вероятно, ГКЧП предшествовала какая-то политическая провокация со стороны Горбачёва. Уехав в отпуск в Крым, он, видимо, дал негласную команду или согласие на «закручивание гаек» в разболтавшемся механизме советской государственности. Что-то вроде «попробуйте навести порядок», дав понять ястребам из своего окружения, что поддержит их решительные действия. До сих пор до конца не понятно, кто же был лидером и вдохновителем ГКЧП. Некоторые из его членов, такие как Стародубцев или Бакланов, были включены в него «за компанию». Стародубцев рассказывал, что ему позвонили накануне и попросили «выступить за крестьян». Никто из членов ГКЧП не проявил политической воли принять решение о применении силы в отношении Ельцина и его сторонников, которые перехватили инициативу и, собрав несколько тысяч своих сторонников вокруг Дома Советов, по сути, сами начали государственный переворот. Среди военных началось брожение, некоторые из введенных в Москву войсковых командиров начали переходить к Ельцину. Политического решения члены ГКЧП ждали от Горбачёва, которого зачем-то до этого закрыли в его резиденции в Крыму. Горбачёв же, узнав о том, что в Москве собралась толпа поддерживающих Ельцина активистов, которую без жертв разогнать было невозможно, испугался и обвинил членов ГКЧП в попытке узурпации власти. Ельцин использовал его нерешительность и объявил себя победителем и спасителем нарождавшейся «демократии». Он перехватил лидерство и начал стремительный захват власти.
Вопрос. Какова была роль американских и/или других иностранных служб в событиях 1991 года и, в более общих чертах, в начале и последующем направлении перестройки?
Ответ. Прямого участия спецслужб США или других государств в событиях 1991 года не замечено. Но, как убедительно пишет тогдашний директор ЦРУ П.Швейцер в своей книге «Победа», их роль была определяющей. Без последовательной политики американских спецслужб по подрыву советской государственности, распад СССР, наверное, бы не случился. В этой книге глава ЦРУ признается в существовании плана по развалу СССР, разработанного им по прямому поручению Президента США Р.Рейгана. Наиболее яркие события, реализованные согласно этому плану, хорошо известны: сбивание корейского пассажирского самолета, нарушившего воздушное пространство СССР, вслед за которым было уволено руководство Вооруженных сил, сопротивлявшееся политике Горбачёва. Затем демонстративный перелет через территорию СССР с посадкой на Красной площади Руста, после чего последовала еще одна чистка руководящего состава военных. Провокации в Прибалтике и на Кавказе, раздувание национальной розни и поощрение сепаратистов – за всем этим стояло ЦРУ. Самым большим достижением американских спецслужб стала вербовка Ельцина. Сегодня в штаб-квартире Национального демократического института по международным вопросам в Вашингтоне можно видеть постоянно действующую экспозицию «достижений» этого института в обеспечении избрания Ельцина президентом РСФСР в 1991 году. Фактически всю агитационную компанию, издание листовок, подготовку публикаций, пиар компанию Ельцина вели американские советники. Всячески льстя и прославляя Горбачёва, американцы готовили ему удар в спину, выращивая Ельцина для захвата власти осенью 1991 года.
Вопрос. Какие цели преследовал проект Горбачева и его советников, когда они провозгласили перестройку и гласность?
Ответ. Как теперь выясняется, агенты США, прежде всего, Яковлев и Шеварнадзе последовательно вели Горбачёва к катастрофе. Пользуясь его неимоверным тщеславием, они внушали ему простые идеи о демократизации и гласности, создавали ему культ мессии, призванного вывести СССР на столбовую дорогу развития человечества. Бессодержательные лозунги «социализм с человеческим лицом», «больше демократии, больше социализма», «Перестройка» призваны были задурманить его собственное и общественное сознание. Особое впечатление на Горбачева производили его триумфальные поездки в западные страны, где его встречали как величайшего героя современности. Он возомнил себя Пророком, спасающим мир от катастрофы. В несколько приемов он провел кадровую чистку в центральных органах партии, обеспечив большинство своих сторонников. Но как человек малообразованный и безыдейный, он не мог сформулировать внятной стратегии, идя на поводу у своего главного советника и американского агента Яковлева. Его избрание в члены Политбюро Госдеп США праздновал как свою выдающуюся победу.
Вопрос. Каковы были основные ошибки, допущенные реформаторами, и почему они были допущены? Был ли другой способ реформировать СССР и «социалистический блок»?
Ответ. Разумеется, был альтернативный путь реформирования СССР, который блестяще продемонстрирован Коммунистической партией Китая, отметившей своё 100-летие. Поначалу советское правительство двинулось по этому пути, расширяя свободу государственных предприятий, создавая вместо министерств концерны, поощряя кооперативы и научно-техническое предпринимательство. Но помешал догматизм мышления партийного руководства. Оно свято придерживалось марксистско-ленинского принципа государственной собственности на средства производства и недопущения эксплуатации труда частным капиталом. Поэтому вместо системного развития рыночных отношений создавались химерические институты, расшатывавшие хозяйственный механизм СССР: выборы директоров госпредприятий, создание кооперативов со свободным ценообразованием на выпускаемую продукцию, укрупнение органов управления народным хозяйством. В результате нарастал хаос: переток денег из безналичного контура денежного обращения в наличный повлек лавинообразное нарастание дефицита потребительских товаров; выборы директоров повлекли необоснованный рост заработных плат, что увеличивало спрос и усугубляло дефицит. Нарастающая разбалансированность повлекла нарушение воспроизводственных процессов и размывание контуров управления народным хозяйством.
Вопрос. Тридцать лет прошло с момента разрушения социалистического блока и СССР и введения капиталистических отношений производства, распределения и соответствующей «цивилизационной», «идеологической» надстройки. Какими вам видятся сегодняшние перспективы России и других бывших советских республик?
Ответ. Рыночные реформы по образцу «шоковой терапии» обернулись для России и других бывших республик СССР экономической катастрофой. Объем производства сократился вдвое, инвестиции – впятеро, доходы большинства населения опустились ниже уровня бедности. Резко вырос алкоголизм, наркомания, пошла эпидемия социально обусловленных болезней. Общие демографические потери только в России составили около 12 млн. человек. Чудовищное социальное неравенство разделило общество на антагонистические классы. Страна превращена в донора западных стран: вывоз капитала с территории бывшего Союза превысил 2 трлн. долл., утечка умов составила сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, миллиарды тонн невоспроизводимых природных ресурсов ушли на переработку за рубеж. Большинство отраслей наукоемкой промышленности прекратили свое существование.
За тридцать постсоветских лет экономическая активность едва достигла советского уровня при деградации структуры экономики, объем инвестиций все еще вдвое меньше. Перспектив дальнейшего развития две: либо продолжение деградации на периферии американо-европейского капитализма, либо опережающее развитие на основе нового технологического и мирохозяйственного уклада по образцу КНР. Во втором случае сохраняется возможность опережающего развития российской экономики с темпом около 10% прироста ВВП в год. Но для этого нужно возродить социалистическую идеологию, подчинить рыночные отношения задачам повышения народного благосостояния, подчинить денежную политику целям роста инвестиций и производства, внедрить прогрессивную систему налогообложения, прекратить утечку капитала, повести деофшоризацию экономики, развернуть систему стратегического планирования на основе государственно-частного партнерства.
Вопрос. Существует ли причинно-следственная связь между внедрением капитализма и распадом СССР? Считаете ли Вы, что реинтеграция постсоветского пространства возможна в условиях капитализма?
Ответ. Социализм в СССР был очевидной реальностью так же, как ведущая роль Советского Союза в создании мировой социалистической системы, охватывавшей треть мира. Директивная модель централизованного планирования была порождена объективными обстоятельствами, позволив Советскому Союза одержать победу во Второй мировой войне с противником, в распоряжении которого были все ресурсы Европы. Эта система управления оказалась на порядок более эффективной, чем капиталистическая корпоративная модель Третьего рейха. И оставалась эффективнее европейского капитализма вплоть до превращения научно-технического прогресса в главный фактор экономического роста. Отсутствие конкуренции сдерживало инновационные процессы в СССР, следствием чего стала технологическая многоукладность советской экономики и нарастающее отставание технического уровня народного хозяйства.
Исторически реставрация капитализма произошла после распада СССР, так что связь как раз обратная. Отказ от социалистической идеологии повлек крах правящей Коммунистической партии и последующую быструю эрозию системы государственного управления, закончившейся распадом страны и бурным ростом криминального предпринимательства на основе расхищения государственной собственности.
Реинтеграция постсоветского пространства происходит в форме общего рынка. Единым регулятором в части определенных договором о Евразийском экономическом союзе функций управления является сегодня наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия. В отличие от Европейского союза, который я определяю как бюрократическая империя, в Евразийском союзе все решения принимаются консенсусом с полным уважением национального суверенитета.
Вопрос. Впервые за многие десятилетия правительство США предпринимает некоторые шаги по отходу от неолиберализма. Как вам кажется, могут ли разнонаправленные интересы России и США быть фундированы в рамках переговорного процесса сторон?
Ответ. Я рассматриваю происходящее сквозь призму смены мирохозяйственных укладов. Имперский мирохозяйственный уклад уходит в прошлое – вслед за развалом СССР прекращается и глобальное доминирование США. На смену ему приходит интегральный мирохозяйственный уклад – с социалистической идеологией, восстановлением международного права, уважением национальных суверенитетов, регулируемой в интересах общества рыночной экономикой, в которой частные интересы подчинены цели роста народного благосостояния и построения гармоничного общества. Властвующая элита США оказывает сопротивление этому процессу, развернув гибридную мировую войну против Китая, России, Ирана, Кубы и других неконтролируемых ею стран. В этой войне они пытаются мобилизовать свои ресурсы, для чего под предлогом борьбы с пандемией усиливают контроль над обществом и наращивают денежную эмиссию.
Тем самым они усиливают власть финансовой олигархии, которая исповедует либерализм для прикрытия своего стремления к мировому господству. На самом деле финансово-властная элита США ведет дело к созданию мирового правительства, используя для этого страх перед пандемией, потеплением климата и другими угрозами человечеству. Они торопятся успеть это сделать до неминуемого краха долларовой финансовой системы.
Вопрос. Нас приучили считать союз человека и природы некоторой самовоспроизводящейся целостностью. Практика природопользования в условиях экспансионистской сущности капиталистического хозяйствования показывает иное, опровергая устоявшиеся представления о возможности бесконечного балансирования возрастающей нормы потребления и возобновляемости качества среды обитания. Можем ли мы справиться с экологическими вызовами в этом контексте?
Ответ. Экологические пределы экономического роста всегда преодолевались технологической революцией и переходом к новому технологическому укладу. Именно это происходит и в настоящее время. Бурное распространение ядра нового технологического уклада – комплекса нано-, биоинженерных, информационно-коммуникационных, цифровых технологий – влечет резкое повышение эффективности производственной деятельности, включая снижение энергоемкости и материалоемкости, а следовательно – и нагрузки на окружающую среду. Ведущими отраслями нового технологического уклада является солнечная и ветровая энергетика, которые замещают углеводородную. Самыми большими отраслями становятся здравоохранение, образование, наука и культура, на которые в совокупности в скором будущем будет приходится более половины использования ВВП. Это отрасли, в которых государство играет ведущую роль. Этот гуманитарный характер нового технологического уклада неизбежно ограничит свободу частного капитала, подчинит его движение общенародным интересам. Этому также будет способствовать информационная революция в денежном обращение – переход к национальным цифровым валютам, обращение которых будет контролироваться центральными банками.
Источник
- Статья
- Чтение занимает 14 мин
Power BI интегрируется с Azure Log Analytics (LA), чтобы позволить администраторам и владельцам рабочей области Premium настраивать подключение из Power BI к рабочей области Log Analytics в подписках Azure, которыми они управляют. Мы опубликовали шаблонное приложение, чтобы дать вам возможность начать анализ. В этой статье описывается приложение, чтобы вы могли понять, как использовать параметры, фильтры, навигацию и пути детализации для получения ответов на вопросы о операциях с наборами данных с точки зрения подсистемы Analysis Services (AS). Мы будем описывать каждую страницу, чтобы вы могли понять ее назначение и типичные варианты использования, которые они поддерживают.
Чтобы установить приложение ядра AS, необходимо иметь рабочую область log Analytics. После установки все пользователи в Организации с нужными разрешениями смогут просматривать приложение.
Цели приложения
Мы хотели создать приложение, которое можно использовать для анализа поведения ядра в целом, а также для упрощения изоляции и отладки конкретных проблем. Любую операцию можно разделить по КапаЦитид, имени рабочей области, имени набора данных и идентификатор reportID, чтобы предоставить необходимый контекст. Мы хотим предоставить вам больше имен элементов, а не только идентификатора.
Некоторые примеры вопросов, на которые можно ответить
Общие сведения
- Что такое активность подсистемы по емкости и рабочей области?
- Какова нагрузка на подсистему по дням или по часам?
- Какие операции занимают больше всего времени ЦП или длительности?
- Как зависит нагрузка по часам дня?
- Какие пользователи создают нагрузку?
Запрос
- Какие запросы DAX были выданы в определенной области?
- Какие запросы являются наиболее ресурсоемкими?
- Каким способом уникальный запрос DAX изменяется с течением времени и является наихудшим?
- Текст запроса
- какие запросы служба хранилища или DQ были созданы из запроса DAX?
- сколько времени протратит запрос в обработчике служба хранилища engine или формуле?
- В запросах используются агрегаты и что было выигрыш в производительности?
Обновить
- Какие обновления являются дорогостоящими?
- Какие обновления перекрываются?
- Какие операции в обновлении выполняются параллельно и какие из них занимают наибольшее время?
- Какие операции и подоперации были различными операциями в обновлении?
Прочие
- Так как приложение содержит разнообразные события ядра, можно настроить приложение для ответа на вопросы, связанные с другими событиями, такими как обнаружение или уведомление.
Источник данных приложения
Приложение загружает данные из одной рабочей области Azure Log Analytics.
не имеет значения, будет ли Log Analytics рабочая область содержать данные из многих Power BI рабочих областей. Также не имеет значения, какой уровень ведения журнала настроен администратором. Схемы журналов точно одинаковы для каждой роли, поэтому существует только одна версия приложения. Мы включили различные уровни статистической обработки в соответствии с диапазоном вариантов использования. с помощью Log Analytics в Power BI подробно рассматривается этот.
Модель данных приложения
Приложение имеет следующие таблицы и связи:
- Пользователь
- Сегмент длительности запроса
- Сценарий
- Календарь
- время;
- Операция
- Подоперация-агрегаты
- Подоперация — запрос
- Подоперация — обновление
Снимок экрана: схема ER
Параметры приложения
В шаблоне определены следующие параметры:
Параметр | Описание |
---|---|
ДН. назад для начала | Загрузка данных за указанное число дней назад. Максимальное значение, которое можно выбрать здесь, составляет 30 дней. |
ДН. назад для завершения | Загрузка данных за указанное число дней назад. Используйте значение 0 для сегодняшнего дня. |
Таблица Log Analytics | Предустановленные значения, соответствующие исходной таблице Log Analytics: -Повербидатасетсворкспаце -Повербидатасетстенант В настоящее время поддерживается только Повербидатасетсворкспаце. |
Log Analytics WorkspaceId | Идентификатор GUID рабочей области Azure Log Analytics, содержащей данные подсистемы типа AS. |
Смещение в формате UTC | Почасовое смещение, используемое для преобразования данных из формата UTC в местный часовой пояс. |
Часы разбивки на страницы | Этот параметр является необязательным. В нем описывается временное окно для каждого вызова log Analytics из Power BI. Это необходимо обновить только в том случае, если во время получения данных из-за превышения лимита Log Analytics превышено количество данных. |
Снимок экрана: параметры подсистемы
Использование приложения
Рабочий процесс приложения
Схема, показывающая основные страницы приложения и некоторые важные доступные детализации
Сводка по рабочей области
Показывает действия и загрузку подсистемы на уровне рабочей области, сосредоточенные на определении интересных наборов данных, отчетов или пользователей. Его можно использовать для выявления высокоуровневой проблемы для дальнейшего анализа путем перехода к другим страницам приложения или ее детализации.
Действия подсистемы
Предоставляет тенденции загрузки и активности по дням и часам, а также возможность выбора сценария, такого как обновление завершено или запрос завершен. Вы можете перейти на страницу сведений о действиях подсистемы, чтобы просмотреть подробный список всех действий в выбранном контексте.
Сведения о действиях подсистемы
Это детализированная страница, на которой показаны данные уровня события. Например, можно вывести список всех запросов, которые выполнялись в определенный диапазон времени.
Обновление набора данных
Предоставляет диаграмму Ганта для представления стиля обновлений для отслеживания длительности и параллелизма. Для получения дополнительных сведений можно детализировать сведения об обновлении набора данных.
Сведения об обновлении набора данных
Детализированная страница, на которой показаны операции, произошедшие в одном обновлении набора данных. С помощью этого представления можно определить наиболее длительную операцию в обновлении и проверить, существуют ли какие-либо зависимости между действиями.
Статистика запросов
Общие сведения о производительности запросов, выделении типовых и небольших длительностей выполнения, а также о том, как переменная имеет каждый уникальный запрос.
Сведения о запросе
Детализированная страница, показывающая визуальные элементы, такие как Подробная таблица для запроса, таблица для связанных запросов и т. д. для импорта таблиц на странице будут показаны внутренние Vertipaq запросы и длительности подсистемы хранилища. для моделей DirectQuery на странице отображаются внешние запросы, например T-SQL отправленные SQL Server.
Журнал запросов
Показывает каждое выполнение запроса, предоставляет статистику ЦП и длительности, а также визуальные элементы тенденций для определения пиковых нагрузок.
Действия пользователей
Представление сводки, предназначенное для пользователей и помогающее находить наиболее активных пользователей и пользователей, которые испытывают большую производительность по сравнению с другими пользователями.
Сведения о пользователе
Детализированная страница, которая предоставляет подробные сведения о действиях, выполняемых одним пользователем.
Сводка ошибок
Помогает выявить ошибки и выявить тенденции ошибок.
Сведения об ошибке
Позволяет увеличить конкретную ошибку, просмотрев подробное событие.
Навигация в приложении
Приложение содержит панель навигации в верхней части страницы для перехода к ожидаемой странице.
Фильтрация и понимание текущего контекста
На каждой странице имеется кнопка фильтра под панелью навигации, которую можно щелкнуть, чтобы открыть всплывающую панель фильтра и выбрать нужные элементы.
Фильтр всплывающих окон
Интеллектуальное описание
Примечание
Если для фильтра выбрано более одного значения, то в этом случае в интеллектуальном задании отображается одно из значений, за которыми следует «и многое другое».
Страницы приложений
- Сводка по рабочей области
- Действия подсистемы
- Сведения о действиях подсистемы
- Обновление набора данных
- Сведения об обновлении набора данных
- Статистика запросов
- Сведения о запросе
- Журнал запросов
- Действия пользователя
- Сведения о пользователе
- Сводка ошибок
- Сведения об ошибке
- Справка
Страница: сводка по рабочей области
Эта страница предназначена для администратора рабочей области и отображает действия и статистику, связанные с наборами данных и запросами. Он также определяет лучшие отчеты путем загрузки, сведения об популярных наборах данных по операциям или пользователям, а также позволяет выполнять детализацию на различных страницах для получения дополнительных сведений.
Сводка по рабочей области
В следующей таблице перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице сводки по рабочей области в соответствии с их расположением на странице.
Левый | Правый |
---|---|
В n верхних отчетов с высокой ЗАгрузкой ЦП на линейчатой диаграмме по умолчанию отображаются верхние n отчетов с высокой совокупностью использования ЦП. Первые n пользователей с высокой ЗАгрузкой ЦП . линейчатая диаграмма показывает первые n пользователей с высокой совокупностью использования ЦП по умолчанию. | Первые 10 наборов данных, выполненных с помощью запросов . таблица показывает 10 наборов данных по выполнению запросов в убывающем порядке. Отчеты по медленным запросам . Точечная диаграмма показывает распределение производительности запросов. |
Сравнение успешных и неудачных попыток обновления набора данных — Гистограмма показывает количество успешных обновлений набора данных, завершившихся сбоем, в день. | Запросы по длительности — Гистограмма показывает количество запросов по периоду длительности. |
Запросы по частям даты и времени — кластеризованная Гистограмма показывает число запросов по распределению длительности запросов в день. |
Страница: действия подсистемы (а также детализация)
На этой странице представлены общие сведения о тенденциях действий ядра по дням и по часам. Он позволяет выделять пиковые значения или выбросы в день, а затем видеть, как это действие было распространено по часам при перекрестном выделении, выбрав день.
Действия подсистемы
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице действия подсистемы в соответствии с их расположением на странице.
Левый | Правый |
---|---|
Время ЦП и количество операций по датам, а в столбцах «сценарий-значение» показывают общее время ЦП, затраченное каждым типом операции в день. | Сведения о действиях подсистемы — таблица представлена в виде иерархической структуры в виде иерархии между емкостью, рабочими областями, наборами данных и отчетами, отображающей количество операций, время ЦП и продолжительность. |
Время ЦП и количество операций по часам, а в столбцах сценария — общее время ЦП, затраченное на каждый тип операции в час. |
Страница детализации: сведения о действии обработчика
Эта страница позволяет сосредоточиться на ограниченном диапазоне времени и просматривать отдельные действия на детализированном уровне детализации. В приведенном ниже примере показаны все запросы DAX, которые выполнялись за минуту, отсортированные по самой длинной длительности.
Сведения о действиях подсистемы
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице сведений о действиях ядра в соответствии с их расположением на странице.
Визуальные элементы |
---|
Время ЦП и количество операций, выполняемых сценариями по периоду времени . Гистограмма показывает общее время ЦП, затраченное каждым сценарием в день. |
Операция — таблица показывает подробные сведения об операциях. |
Страница: Обновление набора данных (а также детализация)
На этой странице представлен Обзор обновлений набора данных, происходящих за выбранный период. Он позволяет выявить длительные обновления и визуализировать, какие из них выполняются параллельно. На этой странице можно выбрать любое обновление данных и выполнить детализацию до страницы, именуемой сведениями об обновлении набора данных.
Обновление набора данных
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице набора данных, в соответствии с их расположением на странице.
Визуальные элементы |
---|
Длительность (МС) по дате обновления и начальной гистограммы. показывает время обновления для наборов данных за определенный период времени. |
Временная шкала обновления набора данных — визуальная шкала показывает обновления на набор данных за определенный период времени. |
Операции обновления набора данных — в таблице отображаются сведения об операциях обновления. |
Страница детализации: сведения об обновлении набора данных
На этой странице можно подробно визуализировать одно обновление набора данных. Можно просмотреть все внутренние операции, выполненные ядром, такие как выполнение запросов и сжатие данных. Он позволяет определить наиболее длительные выполняемые операции, которые являются параллельными и могут иметь зависимости.
Сведения об обновлении набора данных
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице сведений об обновлении набора данных в соответствии с их расположением на странице.
Визуальные элементы |
---|
Временная шкала подоперации обновления данных по объектам и подклассу событий — отображается временная шкала каждой подоперации обновления соответствующего набора данных. |
Подоперации обновления набора данных — в таблице приведены сведения о подоперациях, выполняемых ядром для каждого обновления. |
Страница: статистика запроса (также детализация)
Эта страница посвящена групповым запросам. Цель состоит в том, чтобы выяснить, какие запросы являются общими, и какие запросы имеют высокую вариативность. Мы предоставляем процентили и отклонения, чтобы дать вам представление об обычных и более экстремальных измерениях.
любой запрос можно детализировать до страницы, именуемой сведениями о запросе , чтобы просмотреть сведения о его выполнении, например служба хранилища подсистему и времени обработчика формул. можно также просмотреть внутренние Vertipaq запросы или внешний текст DirectQuery и длительность в зависимости от типа модели.
Кроме того, можно перейти к странице с именем журнал запросов , которая покажет все выполнение этого запроса за период и тенденцию его производительности.
Статистика запросов
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице Статистика запросов в соответствии с их расположением на странице.
Левый | Правый |
---|---|
Подсчет успешных и неудачных попыток запросов — график показывает ежедневную тенденцию завершения и сбоев запросов. | Запросы по использованию статистической обработки — показывает, сколько запросов использовало агрегаты, используя как счетчик, так и процент. |
Запросы по датам и сегментам — кластеризованная Гистограмма показывает количество запросов по сегменту длительности запроса. | |
Первые N запросов по изменчивости ЦП — таблица представлена в пошаговом макете в виде иерархии между емкостью, рабочими областями, наборами данных, отчетами и запросами, отображающими количество операций, стандартное отклонение времени ЦП и многое другое. Первые N запросов по длительности P50 -Table представлены в пошаговом макете как иерархия по емкости, рабочим областям, наборам данных, отчетам и запросам, содержащим количество операций, стандартное отклонение длительности и многое другое. |
Страница детализации: сведения о запросе
На этой странице представлен подробный обзор отдельного выполнения запроса DAX. в зависимости от того, был ли запрос для модели импорта или DQ, вы увидите внутренние Vertipaq запросы обработчика служба хранилища или внешние запросы источника DQ (например, T-SQL для SQL Server). Он также определяет, какие агрегаты использовались, если таковые имеются.
Сведения о запросе
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице сведений о запросах в соответствии с их расположением на странице.
Левый | Правый |
---|---|
Выполнение запросов . в таблице перечислены все выполненные запросы с подробными сведениями о производительности. | В текстовом поле «Таблица событий» показан полный текст события для выполняемых запросов. |
Время ЦП (по датам и времени) показывает общее время ЦП, затраченное в секундах, в зависимости от того, используется ли статистическая обработка или нет за определенный период времени. Длительность (МС) по дате и графику времени показывает общую продолжительность выполнения в секундах в зависимости от того, используется ли статистическая обработка или нет за определенный период времени. |
На карточках справа отображается число пользователей, которые выполнили этот запрос, и приложение, которое использовалось для выполнения этого запроса.
Страница детализации: журнал запросов
Это историческое представление одного уникального запроса. в нем отображаются метрики с течением времени и представлено служба хранилища подсистему и времени обработчика формул. Его можно использовать для определения того, насколько последовательен запрос с течением времени, и определить, являются ли проблемы изолированными для определенных пользователей или временных интервалов.
Журнал запросов
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице Журнал запросов в соответствии с их расположением на странице.
Визуальные элементы |
---|
Сведения о запросе — список всех запросов, выполненных с подробными сведениями о производительности. |
Сведения о связанных запросах. таблица содержит сведения о связанных запросах. Статистические данные . Если запросы могут использовать агрегаты, здесь приведены сведения. |
На карточках справа отображается общее количество выполнений данного запроса, время выполнения в МС и процент использования статистической обработки.
Страница: действия пользователя
На этой странице приводятся общие сведения о действиях пользователей в рабочей области. Он также предоставляет сведения о наиболее активных пользователях за период, записывая использование времени ЦП, использование запросов и выполняемые операции.
Действия пользователя
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице действий пользователя в соответствии с их расположением на странице.
Левый | Правый |
---|---|
Первые N пользователей по операциям — показывает 5 основных пользователей, которые выполнили большинство операций с набором данных. Первые N пользователей по выполнению запросов . показывает 5 основных пользователей, которые запускали большинство запросов к набору данных. | Запросы и время ЦП пользователями . сравнивает число запросов и среднее время ЦП для каждого уникального текста запроса. |
Ежедневное число пользователей и операций — количество столбцов, отображаемых в столбцах число пользователей и строк по дням. | Почасовое число пользователей и операций . Гистограмма представляет количество пользователей в виде столбца и операций за время в виде почасовой тенденции для пользователя. |
Сведения о пользователе . показывает количество действий и артефактов на пользователя. |
На карточках справа отображаются счетчики пользователей и операций.
Страница детализации: сведения о пользователе
На этой странице представлено подробное представление действий для одного пользователя.
Сведения о пользователе
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице сведений о пользователе в соответствии с их расположением на странице.
Левый | Правый |
---|---|
Время ЦП, число операций и пользователей по датам -столбцам показывает общее время ЦП, затраченное в день каждым типом операции. В строке отображается количество операций за день. | Время ЦП, число операций и самая ранняя дата по часам и сценарию . Эта Почасовая деклассификация дополняет ежедневную версию диаграммы. |
Сведения о пользователе . в таблице показаны действия пользователей, отсортированные по метке времени. |
Страница: Сводка ошибок
На этой странице представлен обзор ошибок или выполнений, завершившихся сбоем, с течением времени, что позволяет просматривать отдельные операции, сообщающие о состоянии ошибки.
Сводка ошибок
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице Сводка по ошибкам в соответствии с их расположением на странице.
Левый | Правый |
---|---|
Общий сбой запроса и частота сбоев запросов по датам -столбцам показаны общие неудачные запросы. Значения строк представляют частоту сбоев запросов. Общее число ошибок обновления и частота сбоев при обновлении по датам -столбцам показывает общее количество неудачных обновлений набора данных. Значения строк представляют частоту сбоев обновления набора данных. Оба значения отображаются по дням. | Сведения об ошибке — в таблице показаны подробные сведения об ошибке в отношении итоговых значений. |
Сведения об ошибке — список ошибок, о которых сообщили наборы данных для любой операции. |
Карточки справа отображают общее число операций, число сбоев запросов, число сбоев обновления и число пользователей.
Страница детализации: сведения об ошибке
На этой странице содержатся сведения об ошибках, создаваемых ядром. Он также предоставляет сведения о неудачных операциях из-за сбоев запросов.
Сведения об ошибке
В таблице ниже перечислены визуальные элементы, отображаемые на странице сведений об ошибках в соответствии с их расположением на странице.
Визуальные элементы |
---|
Общее время ЦП (МС) и количество операций по датам, часам, сценариям и гистограммам показывает тенденции сценария, выполняемого в день, распределенный по времени ЦП для каждого сценария в рядах столбцов с накоплением. |
В таблице Operations -Table перечислены все операции, выполняемые с набором данных. |
Справка
На этой странице представлены общие сведения о различных функциях приложения. Он также содержит ссылки на поддержку, которые можно использовать для любой помощи по поддержке.
Справка
Примечание
Каждый визуальный элемент в приложении подсистемы AS имеет значок ? . Щелкните этот значок, чтобы узнать больше о визуальном элементе.
Рекомендации и ограничения
-
Ограничения запросов Log Analytics
-
Kusto имеет ограничения в отношении количества возвращаемых записей и общего размера данных на основе запроса. Приложение было создано для обхода этих ограничений путем извлечения данных в последовательных блоках. Однако вы все равно можете превысить эти ограничения, что приведет к сбою обновления в этом шаблонном приложении. Ограничения запросов
-
Если обновление приложения шаблона завершается неудачей из-за превышения лимита данных, можно настроить параметр «часы разбивки на страницы». Установка нижнего значения приводит к снижению объема данных, получаемых от Log Analytics на вызов путем увеличения числа вызовов.
-
-
Следующие события преднамеренно исключены из Log Analytics в предварительной версии. Из-за этого вложенные запросы подсистемы хранилища теперь не отображаются на странице сведений о запросе.
- ProgressReportCurrent
- ProgressReportBegin
- ProgressReportError
- VertipaqSEQueryBegin
- VertipaqSEQueryEnd
Дальнейшие действия
Следующие статьи содержат дополнительные сведения о Power BI и доступных функциях.
- Log Analytics для приложения шаблона Analysis Services
- Установка Log Analytics шаблона приложения
- Настройка Azure Log Analytics для Power BI (предварительная версия)
- Вопросы и ответы об Azure Log Analytics в Power BI
- Что такое Power BI Premium?