На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. Молодая девушка увидела в покоях незнакомую старуху и даже не поинтересовалась, кто она такая. Царевна без тени сомнения взяла веретено из рук незнакомки и поплатилась за это.
Писатель также доказывает, что судьба человека предначертана заранее. В сказке жизнь предопределяется чарами. Читатель заранее знает, что царевна не проснется, пока не пройдет триста лет. Именно поэтому молодцы, которые пытаются спасти красавицу раньше указанного срока, терпят поражение и не возвращаются из дремучего леса. Удалому царевичу суждено найти царевну и снять проклятие, поэтому он с легкостью делает это. Счастье дается смелым, уверенным в своих силах людям, которые не обращают внимание на неудачи предшественников..Эта истина также имеет место в сказке «Спящая царевна». Если бы царевич струсил, он бы не упустил свое счастье.
Как и в других сказках, в «Спящей царевне» утверждается победа добра над злом. Чары колдуньи оказались бессильными перед добром другой феи. И хоть злая старуха-чародейка не была наказана, добро все равно одержало верх. Возможно, упуская сцену наказания колдуньи, В. Жуковский хотел показать, что добро не идет дорогой смерти и наказаний.
Волшебный сюжет произведения «Спящая царевна» захватывает не только оригинальными образами и событиями. Он таит советы и подсказки, которые В. Жуковский хотел передать взрослым и маленьким читателем. Сказка остается популярной уже почти два столетия. Думаю, многие читатели нашли чему научиться у ее героев.
Сюжет произведения не сложный, все его элементы расположены в прямом порядке, но есть в сказке и композиционные особенности. В. Жуковский очень много внимания уделяет несюжетному элементу – пейзажу. Более десяти строчек занимает описание того, как засыпал и зарастал кустарниками дворец. А потом также долго описывается, как все оживало ото сна. Чтение таких описаний не докучает, ведь автор подает их интересно и оригинально.
Интересно также описывается внешность царевны, которую спящей увидел принц. Портрет ее прорисован очень детально: черные кудрявые волосы, тонкий стан, алые губки и белые руки. Фигуру девушки подчеркивают легкий сарафан и сапожки. Картинка, которую читатель видит в итоге, полностью соответствует народным представлениям о красоте.
Главным персонажем сказки В. Жуковского можно назвать только царевну, ведь именно вокруг нее оборачиваются все события. Остальные герои второстепенные, но иногда выступают на первый план, когда это нужно для развития сюжета. Особенность системы образов в том, что по имени назван только царь Матвей. Для остальных персонажей автор использует только нарицательные имена.
В художественном оформлении произведения есть как индивидуально-авторские, так и народные особенности. Очень бросаются в глаза традиционные «формулы», характерные для устного народного творчества: «Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «…начал жить да поживать». Также в тексте используются традиционные эпитеты, например «темный бор», «дремучий лес». В речах персонажей автор использует повторы, что также характерно для народных сказок.
Сказка В. Жуковского – не просто переписанный сюжет из западного фольклора, это самобытное произведение, отображающее русское мировоззрение и культуру.
Глазами царевича читатель видит чарующую красоту пятнадцатилетней царевны. До этого В. Жуковский ограничивался лаконичным описанием девушки «расцвела, как майский цвет». Второе описание героини детальное, соответствует народным представлениям о девичьей красоте. Автор сравнивает ее с дитем, намекая на чистоту и невинность. Несмотря на то, что девушка спит уже три столетия, вид у нее свеж: «распылалася от сна; молод цвет ее ланит», «грудь как свежий снег бела». Даже во сне ее глаза блестят, сверкают пламенем между ресниц. Также бросаются в глаза традиционные для русского фольклора элементы портрета: «губки алые» и «руки белые».
Отдельно писатель обращает внимание на одежду героини. На ней традиционное русское убранство – сарафан и легкие сапожки. Одежда делает ее фигуру еще прекраснее. Красота и молодость девушки притягивают царевича, и тот осмеливается поцеловать ее. Пробуждение царевны описано очень лаконично: «вмиг проснулась она». В. Жуковский не описывает, как она реагирует на царевича, которого не было, когда прогуливалась в замке. Писатель сразу начинает рассказывать, как оживает царский двор и говорит о свадьбе.
Образ царевны в сказке В. Жуковского раскрыт детальнее, чем остальные, но все же ее характеристики приходится «собирать» по всему тексту. Чтобы передать ее необычную красоту и рассказать о благонравии автор использует разные приемы: дает краткую характеристику от имени рассказчика, вкладывает ее в уста фей и делится впечатлениями царевича от встречи со спящей красавицей. Эти приемы помогают читателю создать целостное представление о героине.
В. Жуковский не создает портрет царевича. Во-первых, читателю и без этого понятно, что избранник прекрасной царевны и сам должен быть хорош собой. Во-вторых, лаконичная характеристика жениха царевны была дана в речи одной из фей: «Дам красавца жениха я тебе, мое дитя».
В зачарованном лесе смельчак видит совсем не то, что ожидал. Вместо темного бора его встречают цветы, птицы, ручейки и прекрасный аромат. Природа, кажется, сама проводит царевича к дворцу. В царском дворе и палатах герой видит людей, которые замерли в необычных позах. Увиденное изумляет его, поражает, но не пугает.
По пути во дворец молодец замечает недвижимых царя и царицу, он понимает, что без разрешенья переступает порог их дома, поэтому сомневается, что делать дальше. Это характеризует царевича как честного, благочестивого человека. Он все же решается идти далее, но перед этим молится. Герой не ушел из дворца, пока не нашел царевну, обойдя для этого множество покоев.
Вид прекрасной царевны поразил молодца: «Вся душа его кипит, перед ним царевна спит». Он внимательно рассматривает девушку. Именно его глазами читатель впервые может разглядеть красоту царевны. Царевич не знает, как развеять чары, но «чтобы душу насладить», целует красавицу. Поцелуй пробуждает весь дворец. Царевичу не пришлось долго искать способ, чтобы разбудить царство. Но мне кажется, что «удалая детина» не остановился даже если бы пришлось преодолевать опасные препятствия.
Образ царевича из сказки В. Жуковского «Спящая царевна» типичный для русской культуры. На примере этого героя В. Жуковский показывает, что смелость и упорность способны развеять чары. Когда же человеку суждено свершить какой-то подвиг судьба сама укажет ему дорогу.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнил: Степанов Илья, ученик 5-б класса МБОУ «СОШ №13» г. Пскова Научный руководитель: Болдырева Н.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность исследования Сказки сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения и дает возможность для творчества.
3 слайд
Описание слайда:
Объект исследования – бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице». Предмет исследования – русская и зарубежная литература и фольклор. Цель – узнать, что такое бродячий сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.
4 слайд
Описание слайда:
Проблемные вопросы Что такое бродячий сказочный сюжет? Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении? Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»? Что общего в этом сюжете у разных народов и у разных писателей? Чем отличаются произведения с данным сюжетом?
5 слайд
Описание слайда:
Сюжет о «спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей, и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний, которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.
6 слайд
Описание слайда:
Однако в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает, и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала, что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы, отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять же поцелуй влюблённого царевича / принца. В каждой сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.
7 слайд
Описание слайда:
Задачи 1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете. 2. Проанализировать материал, сравнить сюжеты, композицию и героев сказок. 3. Составить анкету, провести опрос. 4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное. 5. Установить их первоисточники, выявить родство этих сказок с народными; установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях 6. Систематизировать результаты работы. 7. Подвести итоги, сделать выводы. Методы исследования: анализ художественной литературы, сравнение произведений; моделирование гипотезы.
8 слайд
Описание слайда:
Объект исследования — тексты: «Сказка о мертвой царевне» , «Спящая царевна» , «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро. Предмет исследования: сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки. Цель: найти сказки с сюжетом о спящей царевне, определить сходства и различия между ними и первоисточниками.
9 слайд
Описание слайда:
Миф о деве Солнце Годы создания произведений
10 слайд
Описание слайда:
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.
11 слайд
Описание слайда:
«Бродячий сюжет» — устойчивый комплекс сюжетных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.
12 слайд
Описание слайда:
Мы провели анкетирование среди учащихся 5–6-х классов, а также их родителей (35 анкет). По результатам опроса нам удалось выяснить, что 1% опрошенных не читали сказки в детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные – нет. На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили 51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%, никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26%
13 слайд
Описание слайда:
На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?» 91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет». — При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли – 40%
14 слайд
Описание слайда:
Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами 54% опрошенных, не знают – 46%
15 слайд
Описание слайда:
Большинство (97%) видит отличия в сказках с бродячим сюжетом, а 3% – нет При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице 100% анкетируемых.
16 слайд
Описание слайда:
Выделяются разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие.
17 слайд
Описание слайда:
Бродячие сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие. Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице». В.А. Жуковский в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак. С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г., братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.). Предшественницей «Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г. Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников. «Волшебное зеркальце» – русская народная сказка. Миф о деве Солнце.
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Бр. Гримм, Ш. Перро, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин – все они записали сказку о Спящей красавице, по-своему преобразив ее. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западноевропейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.
22 слайд
Описание слайда:
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
23 слайд
Описание слайда:
Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого. Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”.
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
Описание слайда:
В сказке Жуковского у царя Матвея украли одно из 12-ти золотых блюд и поэтому не пригласили на пир в честь рождения дочери 12-ю чародейку, которая, к тому же, была «хромоногой, старой, злой». В сказке братьев Гримм у короля было 12 золотых тарелок, а ведуний 13, поэтому 13-ю ведунью не пригласили.
28 слайд
Описание слайда:
Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости
29 слайд
Описание слайда:
Сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки
30 слайд
Описание слайда:
Сходства сказок: беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле; причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида; зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) – мачеха, ведьма, колдунья; царевен пробуждают принцы: царевич Елисей и царские сыновья; все царевны – красавицы. царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек, 7 богатырей, ветер, солнце, луна; царевны пробуждаются / оживают; Обидчицы (злая чародейка, царица-мачеха) превращаются в старух.
31 слайд
Описание слайда:
Сюжет сказок Общее: в основу сказок положены сюжеты народных сказок. Разное: Жуковский использовал сюжеты народной немецкой сказки «Царевна-шиповник», обработанной братьями Гримм, и народноц французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Пушкин использовал сюжет народной немецкой сказки «Белоснежка», обработанную братьями Гримм.
32 слайд
Описание слайда:
Сон или смерть героини? Общее: Во всех сказках героиня забывается сном или умирает, т.е.теряет связь с миром. Разное: У Жуковского царевна спит 300 лет («Триста лет продлится он У Пушкина царевна умирает, а потом уже оживает.
33 слайд
Описание слайда:
Чья вина? Общее: Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни. Разное: У Жуковского чародейка мстит за то, что ее не пригласили на праздник. У Пушкина злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё;
34 слайд
Описание слайда:
Спаситель и его помощники. Общее: Во всех сказках героиню спасает мужчина царских кровей, которому добраться помогают разные помощники. Разное: У Жуковского царевичу и помогает старик, подсказывая дорогу. У Пушкина королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку).
35 слайд
Описание слайда:
Покой царевны. Общее: Во всех сказках героиню кладут в особенное место. Разное: У Жуковского и братьев спит в доме, который уснул вместе с ней. У Пушкина царевна лежит в хрустальном гробу в пещере.
36 слайд
Описание слайда:
Причина сна (смерти). Общее: Во всех сказках героиня подвергается воздействию какого-либо предмета. Разное: У Жуковского и орудие зла – веретено, которым укололась царевна. У Пушкина орудие – отравленное яблоко.
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
Вывод: Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что в литературе есть похожие произведения с сюжетом о спящей царевне . В сказках «Спящая царевна» и «Сказке о мертвой царевне» различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.
39 слайд
Описание слайда:
Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. У героев сказок Братьев Гримм, В. Жуковского, Ш. Перро, А. С. Пушкина похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены. Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.
40 слайд
Описание слайда:
Использованная литература dic.academic.ru-словарь литературоведческих терминов lukoshko.net- тексты сказок Колесникова Т. А. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре [Текст] / Т. А. Колесникова, М. С. Мушкатина, Е. Н. Тимофеева // Весенний школьный марафон : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. школьников (Чебоксары, 31 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 52–63. — ISBN 978-5-9500127-2-3.к
41 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Тема:
Русские народные сказки
Номер материала:
ДБ-1204844
Вам будут интересны эти курсы:
№ 1. Царя в сказке звали: а) Берендей, б) Салтан, в)
Матвей, г) Андрей.
№ 2. Кто напророчил царице дочь? а) паук, б) рак, в)
щука, г) шмель.
№ 3. Сколько чародеек позвали на пир? а) 10, б) 11,
в) 12, г) 13.
№ 4. Почему царь не позвал на пир 12-ю
чародейку? а) так как было украдено двенадцатое блюдо; б)
так захотела царица; в) так как он испугался её; г) потому что
она была хромоногая, старая, злая?
№ 5. В сказке царь назван: а) разумным, б)
справедливым, в) честным, г) мудрым.
№ 6. Что предсказала ведьма молодой царевне? а) смерть от
укола иголки; б) жизнь долгую и счастливую; в) поцарапается
веретеном и умрёт в 18 лет, г) поцарапается веретеном и умрёт в 15 лет.
№ 7. Сколько лет должна была проспать царевна? а) сто, б)
двести, в) триста, г) пятьсот.
№ 8. Как одиннадцатая чародейка смягчает
пророчество злой колдуньи? а) она подарила царевне волшебное
кольцо; б) она дала выпить царевне живой воды; в) она
предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50; г) она
заменила смерть 300-летним сном.
№ 9. Как старался царь отвести беду от любимой
дочери? а) запретил царевне выходить из дворца; б) издал
указ, запрещающий прясть; в) приказал убить злую колдунью; г) переехал
жить в другое царство.
№ 10. Кем на самом деле была старушка-пряха? а)
переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой; в) 12-й злой колдуньей;
г) служанкой?
№ 11. Как сбылось предсказание колдуньи? а)
царевна заснула; б) заснули царевна и весь дворец; в) заснуло всё
царство; г) царевна умерла.
№ 12. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? а) князь, б)
сын царский, в) царевич Матвей, г) купец.
№ 13. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? а) сотворил
молитву, б) перекрестился, в) взял живую воду, г) взял
мёртвую воду.
№ 14. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое
ланиты? а) губы, б) щёки, в) волосы, г) глаза.
№ 15. Что пробудило царевну ото сна? а) прикосновение к
кольцу, б) поцелуй, в) живая вода, г) проснулась сама
внезапно.
№ 16. Какой сказочной формулой завершилась
сказка? а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи; в)
свадебным пиром.
№ 17. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает
вам сказка «Спящая царевна»?
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»; б)
«Сказка о попе и его работнике Балде»; в) «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях»; г) «Сказка о золотом петушке»?
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
в | б | б | а | а | г | в | г | б | в | б | б | а | б | б | в | в |
№ 1. Царя в сказке звали: а) Берендей, б) Салтан, в)
Матвей, г) Андрей. № 2. Кто напророчил царице дочь? а)
паук, б) рак, в) щука, г) шмель. № 3. Сколько
чародеек позвали на пир? а) 10, б) 11, в) 12, г)
13. № 4. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку? а)
так как было украдено двенадцатое блюдо; б) так захотела царица; в)
так как он испугался её; г) потому что она была хромоногая, старая,
злая? № 5. В сказке царь назван: а) разумным, б)
справедливым, в) честным, г) мудрым. № 6. Что
предсказала ведьма молодой царевне? а) смерть от укола иголки;
б) жизнь долгую и счастливую; в) поцарапается веретеном и умрёт в
18 лет, г) поцарапается веретеном и умрёт в 15 лет. № 7.
Сколько лет должна была проспать царевна? а) сто, б)
двести, в) триста, г) пятьсот. № 8. Как одиннадцатая
чародейка смягчает пророчество злой колдуньи? а) она подарила
царевне волшебное кольцо; б) она дала выпить царевне живой воды; в)
она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50; г) она
заменила смерть 300-летним сном. № 9. Как старался царь отвести беду
от любимой дочери? а) запретил царевне выходить из дворца; б)
издал указ, запрещающий прясть; в) приказал убить злую колдунью; г)
переехал жить в другое царство. № 10. Кем на самом деле была
старушка-пряха? а) переодетой царицей; б) 11-ой
чародейкой; в) 12-й злой колдуньей; г) служанкой? № 11.
Как сбылось предсказание колдуньи? а) царевна заснула; б)
заснули царевна и весь дворец; в) заснуло всё царство; г) царевна
умерла. № 12. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? а)
князь, б) сын царский, в) царевич Матвей, г) купец. №
13. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? а)
сотворил молитву, б) перекрестился, в) взял живую воду, г)
взял мёртвую воду. № 14. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод
цвет её ланит…». Что такое ланиты? а) губы, б) щёки, в)
волосы, г) глаза. № 15. Что пробудило царевну ото сна? а)
прикосновение к кольцу, б) поцелуй, в) живая вода, г)
проснулась сама внезапно. № 16. Какой сказочной формулой завершилась
сказка? а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи; в)
свадебным пиром. № 17. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам
сказка «Спящая царевна»? а) «Сказка о рыбаке и рыбке»; б)
«Сказка о попе и его работнике Балде»; в) «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях»; г) «Сказка о золотом петушке»?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
№ 1. Царя в сказке звали: а) Берендей, б) Салтан, в)
Матвей, г) Андрей. № 2. Кто напророчил царице дочь? а)
паук, б) рак, в) щука, г) шмель. № 3. Сколько
чародеек позвали на пир? а) 10, б) 11, в) 12, г)
13. № 4. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку? а)
так как было украдено двенадцатое блюдо; б) так захотела царица; в)
так как он испугался её; г) потому что она была хромоногая, старая,
злая? № 5. В сказке царь назван: а) разумным, б)
справедливым, в) честным, г) мудрым. № 6. Что
предсказала ведьма молодой царевне? а) смерть от укола иголки;
б) жизнь долгую и счастливую; в) поцарапается веретеном и умрёт в
18 лет, г) поцарапается веретеном и умрёт в 15 лет. № 7.
Сколько лет должна была проспать царевна? а) сто, б)
двести, в) триста, г) пятьсот. № 8. Как одиннадцатая
чародейка смягчает пророчество злой колдуньи? а) она подарила
царевне волшебное кольцо; б) она дала выпить царевне живой воды; в)
она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50; г) она
заменила смерть 300-летним сном. № 9. Как старался царь отвести беду
от любимой дочери? а) запретил царевне выходить из дворца; б)
издал указ, запрещающий прясть; в) приказал убить злую колдунью; г)
переехал жить в другое царство. № 10. Кем на самом деле была
старушка-пряха? а) переодетой царицей; б) 11-ой
чародейкой; в) 12-й злой колдуньей; г) служанкой? № 11.
Как сбылось предсказание колдуньи? а) царевна заснула; б)
заснули царевна и весь дворец; в) заснуло всё царство; г) царевна
умерла. № 12. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? а)
князь, б) сын царский, в) царевич Матвей, г) купец. №
13. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? а)
сотворил молитву, б) перекрестился, в) взял живую воду, г)
взял мёртвую воду. № 14. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод
цвет её ланит…». Что такое ланиты? а) губы, б) щёки, в)
волосы, г) глаза. № 15. Что пробудило царевну ото сна? а)
прикосновение к кольцу, б) поцелуй, в) живая вода, г)
проснулась сама внезапно. № 16. Какой сказочной формулой завершилась
сказка? а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи; в)
свадебным пиром. № 17. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам
сказка «Спящая царевна»? а) «Сказка о рыбаке и рыбке»; б)
«Сказка о попе и его работнике Балде»; в) «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях»; г) «Сказка о золотом петушке»?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
№ 1. Царя в сказке звали: а) Берендей, б) Салтан, в)
Матвей, г) Андрей. № 2. Кто напророчил царице дочь? а)
паук, б) рак, в) щука, г) шмель. № 3. Сколько
чародеек позвали на пир? а) 10, б) 11, в) 12, г)
13. № 4. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку? а)
так как было украдено двенадцатое блюдо; б) так захотела царица; в)
так как он испугался её; г) потому что она была хромоногая, старая,
злая? № 5. В сказке царь назван: а) разумным, б)
справедливым, в) честным, г) мудрым. № 6. Что
предсказала ведьма молодой царевне? а) смерть от укола иголки;
б) жизнь долгую и счастливую; в) поцарапается веретеном и умрёт в
18 лет, г) поцарапается веретеном и умрёт в 15 лет. № 7.
Сколько лет должна была проспать царевна? а) сто, б)
двести, в) триста, г) пятьсот. № 8. Как одиннадцатая
чародейка смягчает пророчество злой колдуньи? а) она подарила
царевне волшебное кольцо; б) она дала выпить царевне живой воды; в)
она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50; г) она
заменила смерть 300-летним сном. № 9. Как старался царь отвести беду
от любимой дочери? а) запретил царевне выходить из дворца; б)
издал указ, запрещающий прясть; в) приказал убить злую колдунью; г)
переехал жить в другое царство. № 10. Кем на самом деле была
старушка-пряха? а) переодетой царицей; б) 11-ой
чародейкой; в) 12-й злой колдуньей; г) служанкой? № 11.
Как сбылось предсказание колдуньи? а) царевна заснула; б)
заснули царевна и весь дворец; в) заснуло всё царство; г) царевна
умерла. № 12. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? а)
князь, б) сын царский, в) царевич Матвей, г) купец. №
13. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? а)
сотворил молитву, б) перекрестился, в) взял живую воду, г)
взял мёртвую воду. № 14. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод
цвет её ланит…». Что такое ланиты? а) губы, б) щёки, в)
волосы, г) глаза. № 15. Что пробудило царевну ото сна? а)
прикосновение к кольцу, б) поцелуй, в) живая вода, г)
проснулась сама внезапно. № 16. Какой сказочной формулой завершилась
сказка? а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи; в)
свадебным пиром. № 17. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам
сказка «Спящая царевна»? а) «Сказка о рыбаке и рыбке»; б)
«Сказка о попе и его работнике Балде»; в) «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях»; г) «Сказка о золотом петушке»?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
Автор На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано
Картина В. Васнецова «Спящая царевна»
«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».
История создания
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].
Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».
Сюжет
У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.
См. также
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра
В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.
ПожаловатьсяСодержание:
История создания
Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.
Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.
Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:
- борьба добра со злом;
- благородные поступки;
- любовь.
В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.
Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.
Основные действующие герои
В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:
- принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
- принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
- царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
- добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
- старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
- старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.
Краткое содержание
Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.
На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.
В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.
Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.
Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.
Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
- https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83
Размышляем о прочитанном.
1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.
Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.
Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»
Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.
Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.
Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.
Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.
Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.
В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.
Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.
На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.
Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.
Фонохрестоматия
1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.
При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.
Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.
3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.
6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.
Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.