Сколько братьев богатырей было в сказке о мертвой царевне

11 вариантов царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. царица красавица с отвратительным характером и


11 вариантов

  1. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  2. Сочинение на тему “Сказка о мертвой царевне”.
    Лейтмотивом пушкинской сказки о “Мертвой царевне” стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да – ты красавица, краше всех.
    Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.
    Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь – это величайшее сокровище на свете.
    Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.
    Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей – добрых, ответственных, настоящих джентльменов.
    Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?
    Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.
    Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.
    Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.
    Не будьте злыми и будете счастливыми.

  3. Сочинение на тему “Чему учит сказка “О мертвой царевне”.
    Я с большим удовольствием и восхищением прочитала эту замечательную сказку. Мне очень многое в ней понравилось, но многое заставило задуматься. Ведь не все герои этой сказки положительные, хотя таковых большинство. Есть в ней и яркие отрицательные персонажи, например царица или девушка Чернавка, которая отдала царевне отравленное яблоко. Эти герои представляют в сказке зло.
    Но без них она бы многое потеряла, потому что как в жизни, так и в сказке добро познается через зло.
    “Сказка о мертвой царевне” учит нас внимательно смотреть на людей с которыми мы находимся рядом, учит ценить хорошие, добрые черты их характера и бороться с дурными. Прочитав сказку понимаешь, что зависть и эгоизм – очень плохие черты характера, которые из любого человека могут сделать преступника.
    Меня поразило то, с какой настойчивостью царица старалась быть красивей всех. Это ее стремление говорит о том, что ума она была невеликого, хотя Пушкин и говорит нам обратное. Но здесь я не могу согласится с автором. Умный человек никогда бы не пытался быть лучше всех, потому что понимал бы, что это невозможно. А глупая царица стремилась именно к этому, и оттого умерла, не выдержав очередного приступа зависти. Но ее не жаль.
    Жаль было царевну, когда она как мертва лежала в хрустальном гробу. Вот кто действительно заслужил свое счастье и кротостью нрава, и красотой, и добрым отношениям ко всем на свете. Именно так и должен вести себя каждый нормальный человек и в этом заключается главный урок сказки.

  4. К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.
    После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.
    Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.
    Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.
    К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.
    Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…

  5. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля.Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:Всех я вас люблю сердечно;Но другому я навечно Отдана.Мне всех милей Королевич Елисей.Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  6. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  7. В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.
    Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.
    Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.
    Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича – традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

  8. ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

    Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.

  9. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем ца­рица, но при этом еще скромна и добра. Царевна ни­сколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красави­цей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на. «Царица злая» одерживает наконец победу — ца­ревна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  10. Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
    Настоящая любовь творит чудеса! Богатыри по- братски любили царевну. Они не похоронили ее, а по­ложили в хрустальный гроб. А царевич Елисей, кото­рому она была «навечно отдана», разбил гроб и силою своей любви оживил свою невесту.

  11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.

Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).

Тема 1: «Женские имена»

1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)

2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)

3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)

4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)

5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)

6. Чей это портрет?

«Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела;

И умом и всем взяла.» (Злая царица)

7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)

8.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Кем в будущем они стали?

(Ткачиха, повариха, царица)

9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)

10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)

11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)

12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)

13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)

14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)

15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)

16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде»  (Попадья)

Тема 2: «Мужские сказочные имена»

1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)

3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)

4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)

5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)

6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)

7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)

8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)

9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)

10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)

11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)

13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)

14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)

15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:

«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)

16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)

Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»

1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)

2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)

3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)

4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)

5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)

7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)

9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)

10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)

11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)

12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)

13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)

14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)

15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)

16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)

Тема 4: «Угадай сказку»

1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:

«Ветер на море гоняет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)

2.Откуда этот отрывок?

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

3.Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?

(Сказка о золотом петушке)

7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?

(«Сказка о попе и работнике его Балде)

8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.

(«Сказка о царе Салтане»)

9.Какая сказка начинается следующими словами:

«Жил старик со своею старухою

У самого синего моря…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )

12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)

13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает  (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Какая сказка начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о царе Салтане»)

15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?

(«Сказка о медведихе»)

16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.

(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)

Тема 5: « Сказочная математика»

1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)

2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)

3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)

5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)

6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)

7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)

8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)

9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)

10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)

11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)

13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)

14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)

15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)

Тема 6: «Сказочный винегрет»

1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)

2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)

3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)

4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)

5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)

6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)

7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)

8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)

9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)

10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)

11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)

12.Продолжите фразу:

«Вот в сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице …» (Дочь)

13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)

14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)

15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)

17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»

Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)

Задание
№ 1
:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

№ 1. «Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».

— царевну.

№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…».

кусочек.

№ 3. «Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?)
пострелять…».

— уток.

№ 4. «Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим
ласковой (..?)».

— сестрою.

№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».

— Елисей.

№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), /
У семи богатырей / Та, что всё ж тебя милей».

— дубравы.

№ 7. «Раз царевна молодая, / Милых братьев поджидая, / (..?),
сидя под окном».

— Пряла.

№ 8. «“Ради скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй
за обед…”».

— яблочко.

№ 9. «И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?)
стала».

— недвижна.

№ 10. «“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я
царевны не видало…».

— солнце.

№ 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».

— рожок.

№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…».

— туч.

№ 13. «В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)».

— хрустальный.

№ 14. «И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?)
сном».

— вечным.

№ 15. «В путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: /
Дочка царская жива!».

— трубит.

№ 16. «Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В
двери прямо побежала…».

— зеркальце.

№ 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».

— пира.

Задание
№ 2
: по цитате определите, о
каком герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:

№ 1. «До зари в лесу блуждая,
/ Между тем всё шла да шла / И на терем набрела».

— Царевна.

№ 2. «На него она взглянула,
/ Тяжелёшенько вздохнула, / Восхищенья не снесла / И к обедне умерла».

— 1-я царица.

№ 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 4. «Тихомолком расцветая, /
Между тем росла, росла, / Поднялась — и расцвела…».

— Царевна.


5.
«Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…».

— 1-я царица.

№ 6. «…в лес пошла / И в
такую даль свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась».


Чернавка.

№ 7. «Белолица, черноброва, /
Нраву кроткого такого…».

— Царевна.

№ 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 9. «Помолясь усердно богу, /
Отправляется в дорогу / За красавицей душой…».

— Королевич Елисей.

№ 10. «Засветила богу свечку,
/ Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько улеглась».

— Царевна.

№ 11. «Отвели они
девицу / Вверх, во светлую светлицу…».

— Семь братьев богатырей.


12.
«Не убила, не связала, / Отпустила и
сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”».

— Чернавка.

№ 13. «Выезжают погулять, /
Серых уток пострелять…».

— Семь братьев богатырей.


14.
«В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…».

— Царевна.

№ 15. «Высока, стройна, бела,
/ И умом и всем взяла; / Но зато горда, ломлива…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 16. «Ходит по двору, клюкой
/ Отгоняя пса…».

— Нищая черница.

№ 17. «Возвращалися толпой / С
молодецкого разбоя…».

— Семь братьев богатырей.


18.
«Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён».

— Королевич Елисей.

№ 19. «…сидела / Перед
зеркальцем своим / И беседовала с ним…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 20. «…очутилась / В светлой
горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».

— Царевна.

Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)

Задание №
1:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:


1.
«Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».
№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…». № 3.
«Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?) пострелять…».
4.
«Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим ласковой (..?)».
№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».
№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), / У семи
богатырей / Та, что всё ж тебя милей». № 7. «Раз царевна молодая, /
Милых братьев поджидая, / (..?), сидя под окном». № 8. «“Ради
скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй за обед…”». № 9.
«И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?) стала».
10.
«“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я царевны не
видало…». № 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».
№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…».
13.
«В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)». № 14.
«И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?) сном». № 15. «В
путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: / Дочка царская жива!».
16.
«Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В двери прямо
побежала…». № 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».

Задание № 2: по цитате определите, о каком
герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:

№ 1. «До зари в лесу блуждая, / Между тем всё шла да шла / И на
терем набрела». № 2. «На него она взглянула, / Тяжелёшенько вздохнула, /
Восхищенья не снесла / И к обедне умерла». № 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно». № 4. «Тихомолком расцветая, / Между тем росла,
росла, / Поднялась — и расцвела…».
№ 5. «Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…». № 6. «…в лес пошла / И в такую даль
свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась». № 7. «Белолица,
черноброва, / Нраву кроткого такого…». № 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…». № 9. «Помолясь усердно
богу, / Отправляется в дорогу / За красавицей душой…». № 10. «Засветила
богу свечку, / Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько
улеглась». № 11. «Отвели они девицу / Вверх, во светлую
светлицу…».
№ 12. «Не
убила, не связала, / Отпустила и сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”».
13.
«Выезжают погулять, / Серых уток пострелять…».
№ 14. «В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…». № 15. «Высока, стройна, бела, / И умом и всем взяла; / Но
зато горда, ломлива…». № 16. «Ходит по двору, клюкой / Отгоняя пса…».
17.
«Возвращалися толпой / С молодецкого разбоя…».
№ 18. «Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён». № 19. «…сидела /
Перед зеркальцем своим / И беседовала с ним…». № 20.
«…очутилась / В светлой горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».

Меню статьи:

  • Сюжетные линии сказки
  • Культурологическая интерпретация «Сказки о мертвой царевне»
  • Черты сестрицы
  • Центральные персонажи сказки Александра Пушкина
  • Елисей
  • Мачеха, царица
  • Братья-богатыри

Французская писательница Жорж Санд собирала народные сказки Франции и писала на их основе произведения. Российский поэт, гений Александр Пушкин тоже увлекался переосмыслением русских сказок. «Сказка о мертвой царевне» написана на основе материалов из народного произведения «Волшебное зеркальце».

Сюжетные линии сказки

Писатель обращается к традиционному для русских народных сказок мотиву: царь уезжает, а в это время царица рожает дочь. Однако жена умирает до приезда мужа. Через год царь снова женится: новая царица хороша собой, но внешняя красота сочетается с внутренним, нравственным уродством. Женщина отличается жестокостью, своенравностью и завистливостью. Почитатель сказок без труда угадает в этом сюжете сходство с известной историей о Белоснежке.

Как и у мачехи Белоснежки, у царицы из пушкинской сказки тоже есть волшебное зеркало. Вещь разговаривает со своей хозяйкой, подтверждая, что та «румянее и белее» ото всех других девиц. Проходят года, но зеркало подтверждает, что нет девушки, прекраснее царицы. Однако время нещадно по отношению к людям: однажды зеркальце ответило царице, что та по-прежнему красива, но юная царевна, подрастающая дочка царя, превосходит царицу красотой.

Царицу охватила злоба и ярость. Завистливая женщина призвала служанку, повелев той отвести юную царевну в темную лесную чащу и оставить там умирать, на растерзание зверей. Царевна поняла, что ей грозит опасность. Служанка смилостивилась над девушкой, сжалилась над царевной и отпустила ее. Жестокой же царице служанка сказала о том, что девушка мертва.

У царевны был жених – Елисей. Царь, которому сообщили о смерти дочери, охвачен грустью и отчаяньем, однако Елисей не верит словам о гибели царевны. Сама же девушка, побродив по лесу, находит дом, расположенный в глубине чащи. Дом – большой и просторный, а сторожевая собака явно симпатизирует гостье. Хозяев дома не оказалось. Царевна решила навести порядок в доме. Вечером, когда хозяева вернулись, они заметили, что в доме чисто и убрано.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание повести “Выстрел” Александра Сергеевича Пушкина.

Хозяевами оказались семь братьев-богатырей. В благодарность за порядок, богатыри обещают незваному путнику гостеприимство. Царевна выходит из своего укрытия. Речь выдала в девушке особу королевских кровей. Богатыри хорошо приняли гостью, позволив найти в их доме приют. Девушка нравится братьям. Богатыри предложили, что царевна может найти мужа среди них, но та ответила, что ее сердце принадлежит жениху – Елисею. Тогда богатыри предложили царевне быть им сестрой.

Царица же снова задает зеркалу привычный вопрос, но ответ остается неизменным: царица хороша, но красота царевны затмевает ее. Правда раскрывается, и служанка говорит, что царевна на самом деле не умерла. Тогда царица задумала новый план умерщвления царской дочери. В дом богатырей царица подослала нищенку. Пес встретил ту лаем, не подпуская к девушке. Добрая душой царевна сжалилась над нищей женщиной и бросила той хлеб. Ответный дар от нищенки – яблоко. Как только царевна попробовала яблоко, она упала замертво.

Эпизод из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"

По возвращении, братьев-богатырей встретил верный пес. Собака показала братьям тело царевны: в тоске по девушке, пес проглотил остатки яблока и тоже умер. Богатырям жаль хоронить вновь обретенную сестру. Девушка не выглядит трупом: ощущение, что царевна лишь спит. Тогда богатыри соорудили для красавицы гроб из хрусталя, который поместили в одной из горных пещер.

Царица, снова спрашивая зеркало о своей красоте, наконец, получает положительный ответ: прекраснее нее нет женщины. Елисей ищет царевну во всех уголках мира. Никто ничего не слышал о возлюбленной юноши. Ветер указывает Елисею путь к гробу девушки. Горюя, Елисей «ударился» о пристанище царевны: хрусталь разбился, и девушка внезапно обрела жизнь.

Елисей и его невеста собираются пожениться, а царица снова задает зеркалу прежний вопрос. Услышав, что царевна жива, злобная женщина погибает, сраженная злобой и завистливыми чувствами.

Идея сказки – в победе добра над злом, в торжестве справедливости. Сказки Александра Пушкина полны волшебства и чудес. Однако, исследователь Владимир Пропп считает, что добрая сказка о мертвой царевне скрывает жестокую традицию инициации. Сказки мира отличаются похожими сюжетами. Это навело ученого на мысль, что на самом деле все произведения сохраняют сказание об одном событии – о моменте взросления. Смерть – это символ перехода из одного состояния в другое.

Культурологическая интерпретация «Сказки о мертвой царевне»

В данном случае читатель сталкивается с художественным описанием «мужского дома». Эти дома – институт родового строя, в средневековье перевоплотившийся в союзы рыцарей. Здесь селились юноши, достигшие половой зрелости. С этого момента и до женитьбы, жизнь юношей проходила в мужских домах. Такие коммуны иногда назывались сообществами холостых. Женщин в мужские дома не пускали, но были исключения, которое читатель наблюдает в сказке о мертвой царевне.

Мужские дома – большие по размеру, как изображено и в сказке Пушкина. Иногда дом изображается окруженным изгородью из растений или кустов. Такой «живой» забор образовывается только вокруг места сна красавицы – не мертвой, но спящей. Большие дома населяются охотниками или братьями. Число жителей дома варьируется, но обычно их количество составляет от двух до двенадцати человек. Как видим, в сказке в лесном доме живут семь братьев-богатырей, что вписывается в рамки «мужского дома». В доме не живут девушки, единственное исключение – сестра или старуха. На сестре или старухе нельзя жениться, а инцест в данном случае исключен.

Жизнь в мужском доме идет своим чередом, пока здесь не селится «сестрица». Мертвая царевна в сказке играет роль такой сестрицы, вносящей в размеренное существование сообщества новую динамику. Девушка-сестрица присматривает за порядком в доме, «живет», «хозяйничает», а за это имеет «благословение» от Бога. Однако девушка не может быть «простой», смерть – особое качество сестрицы, проводящее черту между ней и миров вне мужского дома.

Черты сестрицы

  1. Девушка приходит в мужской дом по доброй воле, но также она может быть похищенной.
  2. Сестрица занимается хозяйственными делами, а юноши из мужского дома уважают девушку и заботятся о той, как о родной сестре.
  3. Однако время служения братьям однажды заканчивается, девушки выходят замуж и прекращают быть «сестрицами».

Центральные персонажи сказки Александра Пушкина

Главная героиня произведения – царская дочь. Мачеха царевны, на которой отец девушки женился после кончины жены – матери царевны, злая и завистливая. Мачеха не стерпела превосходства падчерицы над собственной красотой, а потому решила изжить царевну со свету.

Чернавка – горничная царицы – получила приказ отвести царевну в глухой лес и оставить там, чтобы ту убили дикие звери или непогода. Чернавка должна привязать царевну к дереву, но та пожалела невинную девушку и просто оставила в лесу. В аналогичной сказке про Белоснежку, слуге приказали вырезать сердце царевны – как доказательство смерти героини. Тот предоставил злой королеве внутренности животного – вместо сердца Белоснежки.

Царевна скиталась по лесу, но потом нашла большой дом, который пустовал. Оказалось, что в тереме живут 7 братьев, принявших девушку впоследствии как сестру. Единственное, что окрашивает жизнь царевны здесь в грустные краски, – тоска по суженому, королевичу Елисею.

Елисей

Юный королевич – возлюбленный царевны. Юноша обладает красивой внешностью, у Елисея пронзительный и острый ум. Настойчивость и храбрость толкают царевича отправиться на поиски суженой. Королевич долго ищет невесту: он задает вопросы небесным светилам, но те не видели царевны. Наконец, ветер сообщил Елисею, что царевна умерла, а гроб девушки подвешен в одной из пещер.

Эпизод повести А.С. Пушкина

Отправившись к горе, где царевна нашла последнее пристанище, Елисей в порыве горя ударился о гроб. Заглянув в хрустальную опочивальню, королевич увидел, что к царевне вернулась жизнь: удивившись непривычному сну, девушка ожила.

Мачеха, царица

Когда первая жена скончалась при родах, царь женился второй раз. Новая царица – красива, однако не отличается нравственным превосходством. Мачеху царевны отличают склонность к хитрости и зависти. Характер – нелегкий, воплощающийся в злобе и ярости.

Женщина любит постоянно спрашивать у зеркала (приданного королевы) о том, кто на свете «всех милее». Зеркало до поры до времени отвечает, что красивее царицы мир никого не знает. Но царская дочь подрастает и хорошее, поэтому однажды зеркало называет царевну первой красавицей.

Сказка о мертвой царевне

Царицу охватила ужасающая злоба. Сказка описывает многочисленные попытки царицы избавиться от конкурентки. Осознав тщетность попыток изжить падчерицу, королева гибнет от «тоски».

Братья-богатыри

Молодые юноши, живущие в большом доме, расположенном в лесной чаще. Царевну, случайно попавшую в их жилище, братья принимают радушно и гостеприимно, разрешая девушке остаться здесь жить. Взамен, в знак благодарности царевна хозяйничала в доме богатырей.

Красота и доброта девушки вызывает у братьев симпатию. Каждый из них хочет добиться взаимности от гостьи. Конкурируя, богатыри ссорятся, поэтому решают честно поговорить с царевной, предложив девушке выбрать себе мужа из их числа.

Царевна отвечает, что сердце ее уже отдано Елисею – суженому девушки. Тогда богатыри предлагают гостье остаться в доме в качестве сестры.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Троекурова, героя повести А. С. Пушкина “Дубровский”

Братья занимаются охотой. Вернувшись домой в один из вечеров, богатыри становятся свидетелями гибели царевны. Но «сестрица» выглядела как живая, лишь дыхание пропало. Поэтому братья соорудили для девушки хрустальную усыпальницу, поместив ее на горе, в пещере.

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

  • Сквозь невидимые миру слезы как пишется
  • Скатерть самобранка сказка автор
  • Скарлетт о хара сочинение
  • Сказочные обороты в сказке летучий корабль
  • Сказочные места в русских сказках