Сказочные существа русских сказок

Сказочные волшебные предметы. волшебные предметы из сказок: список один из древнейших жанров устного народного творчества сказка. по большей части

Сказочные существа русских сказок

Один из древнейших жанров устного народного творчества — сказка. По большей части это эпическое произведение магического, бытового или авантюрного характера. Как и все народное творчество, сказки разных народов оригинальны и имеют ярко выраженный национальный колорит, однако большинство народных сказок повторяются у многих народов мира. Более того, даже волшебные предметы сказок трансформируются в соответствии с менталитетом рассказчика.волшебные предметы из сказок

Две основные группы сюжетосложения

В цикле построения сказочного сюжета выделяются две самые распространенные истории: история извлечения волшебного предмета («Омолаживающие яблоки», «Жар-птица») и история получения сказочного предмета и его следующего использования («Волшебное кольцо» «,» Двое из мешка «). Сказки первой категории похожи на мифы о героях: персонаж отправляется на поиски волшебного любопытства, сталкивается с различными испытаниями, извлекает (иногда крадет) желаемый предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько перевернут, то есть в начале истории главный герой получает в награду сказочные магические предметы (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), Но потом эта жертва будет быть украденным у него антагонистом, и персонаж просто должен будет сделать это любым возможным способом.волшебные предметы из списка сказок

Русская четверка

XXI век подарил человечеству множество гениальных гаджетов и других благ цивилизации, но волшебные истории изначально были наполнены не меньшим ассортиментом средств жизнеобеспечения и спасения. Русские народные сказки особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов. Содержащиеся в них магические предметы оригинальны и очень полезны:

1. Универсальный навигатор — Клубок. В большинстве повествований этот объект ориентируется по сторонам света лучше, чем компас, и никогда не сбивается с определенного пути. Получить его можно, пройдя некоторые испытания от мудрого, опытного персонажа (например, Бабы Яги).

2. Чудо из перьев. Сказки с волшебными предметами рассказывают множество экстравагантных мифических животных, птиц, всегда готовых прийти на помощь главному герою. Традиционно они отдают свое перо центральному персонажу, которое необходимо сжечь, а затем появится птица или встряхнет его — и тогда появится все, что душе угодно («Финист — легкий ястреб»).

3. Собранная своими руками скатерть — заветная мечта каждого второго сказочного героя, работает она по принципу «все включено». Роскошная еда и питье предстают перед жаждущим, просто посыпьте их. Перечисляя волшебные предметы из сказок, нельзя не упомянуть об этом более чем привлекательном гаджете.

4. Гусли-самогуды. Этот предмет работает полностью офлайн — они сами играют, поют и даже танцуют. Во время их звучания стоять на месте нереально: в танце ломаются сами ноги. В другой интерпретации герой мог натянуть некую веревку — и бесконечное море тут же вылилось, в другой — боевые корабли плывут по поверхности моря, а за третьей — корабли открывают огонь по противнику.сказочные волшебные предметы

И еще три

1. Волшебное зеркало. Работает как в современном онлайн-режиме. С его помощью вы сможете узнать, что сейчас происходит в соседних королевствах-государствах. Его разновидностью, учитывая волшебные предметы сказок, можно назвать блюдце с льющимся яблоком. Который начал свою передачу в тот момент, когда сама цель начала двигаться по границе.

2. Полотенце или волшебная расческа. Чтобы безопасно избежать погони после завершения квеста, у главного героя были вышеупомянутые курьезы. Каждый из них бросился за беглецами, и сразу на пути преследователей возникла непреодолимая преграда. Можно было взять гребешок у самой Бабы Яги, а можно вытащить из уха сказочного коня. Магические предметы из сказок могут иметь такое загадочное происхождение. Список будет продолжен любопытством, позволяющим путешествовать на любые расстояния.

3. Загрузочные бегуны. В некоторых вариациях составляет «семь миль». Владелец этой вещи мог легко и со скоростью света преодолевать большие расстояния. Им могли позавидовать самые современные транспортные средства.какие волшебные предметы

Чудесные помощники

Перечисленные выше курьезы не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, что такое магические предметы. Мир сказок гарантирует встречу со многими удивительными вещами. Между ними:

1. Ковер-самолет. Использование этого устройства встречается не только в русских сказках, но и популярно у героев легенд всего мира. Традиционно он помогает героям преодолевать внушительные расстояния в воздухе.

2. Шляпа-невидимка. Уникальный предмет, который скрывает владельца от посторонних глаз, делая его невидимым.

3. Огонь. Этот предмет запомнится из большей части одноименной сказки о великом Андерсене, потому что с его помощью герой вызвал трех огромных собак, и они выполнили его указания. Но и в славянских сказках встречается довольно часто, правда, в этом случае, используя вещь по прямому назначению, зовут коня или двенадцать товарищей.сказки, где есть волшебные предметы

Сколько сказок – столько и диковин

Вспоминая волшебные предметы сказок, также нельзя забывать: меч-кладенец (он же меч-саморуб), ступу Бабы Яги, волшебную иглу, летающий корабль, неумолимую волшебную булаву, сочные регенерирующие яблоки, сумку, живая и мертвая вода, русская печь, чудесное кольцо (или кольцо).

Заморские волшебные гаджеты

Не все сказки с волшебным предметом (название в большинстве случаев говорит само за себя) пользуются исключительной популярностью. Многие всемирно известные рассказчики были счастливы привнести в повествование полезные чудеса. Среди самых известных:

  • Ш. Перо — «Золушка» — волшебная палочка.
  • В. Гауф — «Маленькая гадость» — туфли быстроходящих, палка, с которой можно познать сокровища под землей, табакерка с волшебной пылью.
  • Александр Волков — «Волшебник изумрудного города» (по мотивам книги американского детского писателя Ф. Баума «Мудрые страны Оз») — волшебный свисток и очки королевы Рамоны в изумрудном стекле.
  • Г. Андерсон — «Пламя» — волшебный кремень, в других — ствол самолета и калоши счастья; из сказки «Оле Лукойе» — волшебный зонт и сказочная ороситель, оживляющая все предметы.
  • Сельма Лагерлёф — «Замечательное путешествие Нильса с дикими гусями» — волшебная трубка, сделанная Нильсом.
  • Братья Гримм — «Белоснежка и 7 гномов» — волшебное зеркало, показывающее правду, и удивительный горшочек с кашей из одноименной сказки.

«У Лукоморья» — это пролог поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это поэма навеяна ему русскими сказками, сказаниями и былинами.

Вообще, слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». Выражаясь современным языком, это бухта, морской залив или изгиб берега моря.

Многие склоняются к тому, что Лукоморье вовсе не выдумка великого русского писателя, а реально существующая местность, где он бывал. И впрямь, на Крымском полуострове есть мыс Фиолент, где находится монастырь. Этот монастырь и посещал А.С. Пушкин. Талантливый человек, поэт во всем старался видеть красоту и черпал вдохновение. Наверняка, он, пораженный красотой морского залива, увидел столетний дуб на берегу, прочувствовал особенность этого живописного места и в голове его зародилась поэма с необычным, сказочно-волшебным вступлением.

Сказочные персонажи, которые упоминаются в отрывке А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»:

Кот ученый встречается во многих русских народных сказках: «Кот и лиса», «Кот, петух и лиса». Кот сам по себе достаточно яркий персонаж. Ему в русском фольклоре место не только в сказках, но даже в пословицах, поговорках, фразеологизмах. «Не всё коту масленица», «Доброе слово и кошке приятно» и др.  Кот учёный, то есть мудрый, с хитрецой, несколько лениво-вальяжный. В сказках у кота разные  имена: и Кот-баюн, и Кот Котофеич, и Кот Серый Лоб,  и Котофей Иванович.

Леший — его мы можем встретить в любимых взрослыми и детьми сказках: «Морозко», «Василиса Премудрая», «Царевна лягушка». Леший — дух леса, он в нём хозяин. Представляется леший в разных обличиях. То ли как существо, обросшее густой шерстью, то ли как дряхлый сгорбившийся старик, одетый неопрятно и неправильно, словно «шиворот на выворот». Он любит пошутить над людьми, запутать дорогу, завести в непролазную чащобу, пошуметь разными звуками леса. Но бывает он в сказках и добрым спутником: защитит от хищного зверя, укажет дорогу. Другие его имена: Старичок-Боровичок, Старичок- Лесовичок.

Русалка – героиня мифов и легенд. Русалка – это молодая девушка, которая живет в озере, реке, море…Она или дочь Морского царя, или несчастная, погубившая себя в пучине вод от неразделенной любви. Своей дивной фигурой и манящим голосом губят они мужчин. Те русалки, что живут в лесах и полях любят сидеть и качаться на ветвях деревьев, прядут, чешут гребнем свои длинные роскошные волосы, водят по ночам хороводы, бегают в деревни и щекочут пойманных людей.

Невидимые звери — мифические, сказочные существа;

Тридцать витязей, дядька морской — герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»). Охраняют границы сказочного государства. Красивые, рослые богатыри, с лица похожие друг на друга. Их предводитель – воевода , «дядька морской».

Королевич («И жених сыскался ей, Королевич Елисей…» — знакомит нас Пушкин со смелым молодым наследником королевских кровей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Грозный царь, колдун встречается в сказках «Колдун-обманщик», «Солдат, колдун и сапоги», «Колдун-ведун».

Царевна —  знакомимся с ней в сказках «Царевна-несмеяна», «Царевна-лягушка», «Ванюшка и царевна».

Бурый волк герой сказок «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк». Волк – так же достаточно распространённый персонаж многих сказок. Как правило, он злой и отрицательный герой, живущий в лесу. Он нападает на людей, заблудившихся в лесу, а так же крадёт кур, овец в деревнях. Но в некоторых сказках волки наделены совестливостью и некоторыми положительными качествами, благодаря которым, они помогают главному герою. Такой волк встречается нам в известной сказке «Иван Царевич и серый волк».

Баба Яга, которая живёт в избушке на курьих ножках — одна из главных героинь очень многих русских сказок:  «Гуси-лебеди»,  «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка». Живёт эта престарелая женщина в дремучем лесу. Внешне она очень страшная, с костяной ногой, длинным носом, покрытым сплошь бородавками, с горбом на спине. Одета, как правило, в лохмотья, грязная и неопрятная, хотя любит попариться в баньке. Там же она любит попарить и своих жертв, которых потом съедает. По своей сути, Яга живет каннибализмом. Летает она в железной ступе и помелом заметет след.

Царь Кащей — с ним мы встречаемся в сказках: «Кощей Бессмертный и серый волк», «Огонь, вода и медные трубы», «Царевна Лягушка». Кощей Бессмертный – сильный и злой колдун. Образ его всегда един: худой высокий старик, с золотой короной на лысой голове. Он жаден и скуп, имеет несметные сокровища, которые тщательно оберегает. Так же он охраняет иглу, на конце которой  находится его погибель, смерть. Во многих сказках он похищает у главного героя молодую невесту.

Здравствуйте друзья!

В детстве я очень любил сказки. Книжек у нас дома всегда было много, сказки были разные, но особенно мне нравился сборник “Быль и Небыль”. Тогда я про название книги не думал, для меня это была просто толстая книга в черном переплете. Я не могу сказать сейчас, что меня особо привлекало в этих сказках, то ли мудрость и смысл, то ли необычное изложение, а может быть там были зашифрованы какие то послания нашему поколению, но читал я ее очень часто. И пожалуй, это одна из книг, сформировавших мою личную философию.%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B01

Недавно нашел ее в книжном шкафу, открыл, начал читать и … не смог остановиться. Как будто перенесся на несколько десятков лет назад.

Предлагаю познакомиться с одной из сказок, она не самая-самая из сборника, подходит по смыслу (про бизнес) и не слишком длинная. А вообще интересно, кто какие смыслы здесь увидит. Только постарайтесь читать не по диагонали. Весь цимус в словах и образах, в изложении.

В общем я от прочтение получил удовольствие, попробуйте и вы… на вкус…

Две доли.

Жили на деревне два брата — одного отца сыны, одной матери — отрада.%D0%94%D0%B2%D0%B5 %D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8

Были мальцами — дружили, были юнцами — дружили, а как выросли да оженились, тут и по­шло дело врозь.

Старший-то взял жену бедную, а младший богатую.

Вот и стали жены ссориться да вздорить.

Большуха говорит: «Мой-то в дому старшой, так, значит, и верх мой. Я по ем главная».

А меньшуха — наперекор ей: «Нет! Мой верх. Наш тятенька на селе первый человек. Моя окрута в три сундука не лезет, а твоей окрутки и на коробочек не станет!».

Да так с утра до вечера и с вечера до утра.

Глядели-глядели на них братья и порешили разойтись от греха.

Разделили они отцовское добро и зажили каждый своим домом.

Поровну разделились, а доля им неровная выпала.

У старшого брата что ни год дети рожаются, а хозяйство все плоше да хуже идет. До того дошло, что совсем разорился. В дому пусто, в клети пусто, а мошна — пустей пустого и легче ветру. Только на серд­це тяжело.

Пока хлеб да деньги были — на детей глядя радовался, а как обед­нял — и детям не рад.

А у меньшого брата всей семьи — сам да хозяйка, и добра девать некуда. Сундуки набиты, клети полны, анбары ломятся.

Вот и надумал старшой брат сходить к меньшому — поклониться.

Сходил, поклонился.

Так и так,- говорит,- помоги в бедности. А тот и не слушает.

Живи, как сам знаешь. Этого и от веку не бывало, чтобы мень­шой старшому хозяйство справлял.

Делать нечего. Ушел бедный брат, а немного погодя опять при­ходит.

Одолжи,- просит,- хоть лошадей на один денек, пахать не на чем.

Богатый рукой махнул.

Ладно уж,- говорит.- Сходи на поле, возьми на один день. Да смотри — не спорть!

Пошел бедный на поле. Смотрит: какие-то люди на братниных ло­шадях землю пашут. Он к ним.

Стой! — кричит.- Сказывайте, что вы за люди?

А ты что за спрос?

А то, что это моего брата лошади!

Тут один человек — постарше, придержал лошадь и отзывается:

Нам ли не знать? Оттого и лошадки-то евонные, что мы на них пашем. Я ведь кто? Я твоего брата Счастье. Он пьет, гуляет, ничего не

знает, а мы на него работаем — и днем, и ночью, и в буден день, и в праздник.

Ишь ты! А куда ж мое-то Счастье подевалось? Век живу, а в глаза его не видал.

А твое Счастье во, под кустом лежит, ночью спит, а днем до­сыпает.

«Ладно,-думает мужик,-доберусь я до тебя!» Пошел он, вырезал большую палку, подкрался к своему Счастью и вытянул его по боку изо всей силушки.

Проснулось Счастье, потерло бок и спрашивает:

Ты чего дерешься?

А ты чего спишь? Еще и не так прибью, ленивое! Люди добрые землю пашут, а оно — знай себе — под кустом валяется.

А ты, небось, хочешь, чтобы я на тебя да на твою семью пахало? И не думай!

Что ж? Так и будешь от веку до веку лежать-полеживать? Ведь эдак мне с голоду помирать придется.

Зачем помирать. Коли хочешь, чтобы я тебе помочь делало, брось крестьянство да ступай в город. А то я к деревенской работе не­привычное: я — Счастье городское, торговое, хитрое.

Да что ж ты мне в городе начинать прикажешь?

Сказано тебе — торгуй!

Торгуй! Было бы на что! Мне есть нечего, а не то что в торг пускаться.

Эвона! Сними со своей бабы старый сарафан да продай. Вот те и начало! На те деньги купи новый сарафан, и тот продай. А уж я ста­ну тебе помогать: ни на шаг прочь не отойду.

Ну, ладно, так и сделаю. Только ты смотри — не обмани.

Ты-то не струсь. А я не обману. С тем и разошлись.

А поутру говорит бедный брат своей хозяйке:

Ну, жена, собирайся,- поедем в город.

Это зачем?

В мещане приписаться хочу.

С ума, что ли, спятил? Детей кормить нечем, а он в город

Не твое дело! Укладывай имение, забирай детишек и пойдем. Собрались. Помолились и стали наглухо избушку заколачивать. Вдруг слышат: плачет кто-то в избе на-голос, охает, причитает. Хозяин говорит:

Это еще кто там?

А из-за двери отвечает:

Кто же как не я: Горе ваше!

Что ж ты плачешь, Горе?

А как же? Сам уезжаешь, а меня, Горе-горькое, здесь поки­даешь!

Нет, родименькое,- говорит мужик,- я тебя не покину — я те­бя с собой возьму. Эй, жена! Выкидай из сундука поклажу.

Жена уж не спорит — опорожнила сундук.

Ну, Горе, полезай в сундучок,- и чисто, и сухо,- в лучшем ви­де довезем.

Горе влезло.

Он сейчас крышку закрыл, три замка навесил, тремя ключами за­пер, а сундук в землю зарыл.

Завалил землицей и говорит:

Пропадай ты, проклятое! Чтобы век с тобой не знаться!

Зарыл и пошел на новое место. Вот приходит бедный с женой и ре­бятишками в город. Нанял себе домик, что на самом краю, и начал тор­говать.

Взял старый женин сарафан, понес на базар да и продал за рубль. На те деньги купил новый сарафан, и продал за два. Что ни продаст, за все ему двойную цену дают.

Таким-то счастливым торгом расторговался он, разбогател. Боль­шой дом купил, живет чисто, ходит парадно.

Услыхал про то младший брат и приехал к нему в гости.

Смотрит по сторонам, дивится.

Скажи,- говорит,- братец, как это ты ухитрился, из нищего богачом стал?

Да просто,- отвечает старший брат,- Счастье свое нашел, а Го­ре в сундук запер и в землю зарыл.

Завидно сделалось младшему. Покуда старший-то в бедности жил, он каждый день на свое богатство радовался.

«Я-де не такой, как брат, я и умен и счастлив, а потому и счастлив, что умен..,»

А тут будто и счастье не то, и ума не довольно.

Да где же ты,- говорит,- горе свое зарыл? В каком месте?

А в деревне, на старом дворе.

Попрощался младший с родней и — скорей на деревню. Вырыл сун­дук, сбил замки и выпустил Горе.

Ступай,- говорит,- скорей к братцу моему! Отбился он у тебя от рук.

Нет, голубчик,- отвечает Горе.- Я к нему больше не пойду. Он, лиходей, меня в землю упрятал, а ты выпустил. Уж лучше я к тебе пристану.

И пристало-таки. Да так пристало, что и не убежишь, и не спря­чешься. Куда и счастье девалось? — как растаяло. До нитки разорился меньшой брат.

И хоронить бы не в чем было, да старший на похороны дал.

Сегодня мы поможем Вам составить сообщение «Чему учат русские народные сказки». Ведь каждому из нас мама читала на ночь эти чудные произведенья. Они позволяли окунуться в прекрасный мир фантазии, добра и детства.

«Чему учат сказки» небольшое сообщение

Все любят сказки: и дети, и даже взрослые. Не зря они распространены во всем мире и передаются из поколения в поколения. Данные произведения помогают малышам общаться с окружающим миром. Через них формируется отношение к людям, животным и растениям. Волшебные сказки занимают фантазию маленького человека. Но помимо развлекательно-занимательной роли, они выполняют также воспитательную функцию.

Слушая мамину сказку, можно извлечь из нее следующие важные уроки:

  • Сказка учит не робеть перед трудностями. Ведь главный герой не боится работы, и он всегда побеждает, веря в свои силы, помощь друзей и смелость.
  • Благодаря сказке малыш узнает, что в мире есть хорошие и плохие люди, звери и прочие существа. Но добра всегда больше, оно сильнее и всегда одерживает победу.
  • Сказки формируют образ Героя — умного, доброго и сильного.
  • Она учит, что в жизни важно иметь друзей и не отворачиваться от них в любой ситуации. Каждый сказочный герой всегда окружен друзьями – людьми, птицами, рыбами, зверьми. Они являются его бесценными помощниками в любых делах.
  • Произведенье учит нас, что судить о людях не стоит только по внешнему виду.
  • Сказка гласит: нельзя расстраиваться, если что-то не получилось у Вас с первой попытки. Всему свое время и своя награда.
  • Сказки учат патриотизму и любви к своей Родине.

К тому же, они всегда содержат ненавязчивую, скрытую мораль и нравоучение.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса

Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.

Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.

Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».

Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.

Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.

Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса

Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.

Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка — необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.

В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.

В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.

Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.

В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.

Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.

Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.

Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.

Традиционно сказки делят на:

  • Волшебные.
  • Сказки о животных.
  • Бытовые.

Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.

Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»

Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.

02 61

История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.

Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.

Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.

Другие сказки

03 60

Сказка
Чему она учит
Маленький принц
Маленький принц — милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком.

История учит тому, что счастье — состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств.

Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах — выращивании цветов или в восходе солнца.

Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами.

Аленький цветочек
История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее.

Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила.

Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.

Премудрый пескарь
Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира.

Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной.

История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким.

12 месяцев
12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой.

Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.

Кладовая солнца
«Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди.

История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение.

Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее.

Снежная королева
«Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце.

Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.

Кот в сапогах
«Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях.

В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.

Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро.

Гадкий утенок
В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них.

Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных.

Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек.

История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь.

Бременские музыканты
История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации.

В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах.

В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника.

Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.

Царевна лягушка
«Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким.

Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею.

История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть.

Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.

Красная шапочка
«Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
Дюймовочка
Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он.

Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой.

05 34

Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.

При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.

    Похожие записи

Сказки, которые учат добру…

Эти добрые сказки на ночь со счастливым и поучительным концом порадуют перед сном вашего ребенка, успокоят, научат добру и дружбе.

Добрые сказки для детей из серии: Вот так так! Рекомендуется читать детям от 1 до 101 года, сказки с глубоким смыслом, современные, интересные и понятные детям.

Если вам хочется вырастить доброго и отзывчивого ребенка, помочь ему правильно поступать в сложных жизненных ситуациях, то обязательно читайте малышу поучительные сказки на ночь.

Серия добрых поучительных сказок про мальчика – Федю Егорова.

1. Встреча Феди Егорова с Котом в сапогах или новое превращение Феди в мышонка

Братья Федя и Вася Егоровы давно хотели иметь настоящие рогатки. Иногда Федя мастерил себе и брату рогатки из алюминиевой проволоки. Из этих рогаток мальчики стреляли по мишеням бумажными пульками, но им хотелось иметь большие рогатки из настоящих деревянных рогатин.

Увлечение рогаткой у братьев то появлялось, то пропадало. Но на этот раз оно было точно последним, потому что события, связанные со стрельбой из рогатки, были необыкновенными, это были не просто события, а настоящие приключения. И рогатка на этот раз у ребят была не из проволоки, а была настоящая из ветки тополя с кожаным прицелом на широкой медицинской жгутовой резинке. Из этой рогатки можно было стрелять настоящими камнями. Эту рогатку сыновьям смастерил папа.

Взяв с сыновей слово, что из рогатки они будут стрелять только по неживой мишени, обозначенной на стене сарая, папа с сыновьями пошёл в ближний лес. С собой они взяли всё необходимое для изготовления рогаток: нож, два кожаных язычка от старых ботинок Васи и медицинский резиновый жгут. К обеду все трое вернулись с букетом цветов для мамы, со стаканчиком ароматной земляники к чаю и с двумя, свежими рогатками.

Федя с Васей были в весёлом возбуждении. Они наперебой расхваливали свои рогатки, рассказывали маме, как далеко им удалось стрелять из них в лесу, и даже высказывали предположения, кто сколько раз попадёт в мишень на стене сарая. …

2. Сказка о том, как Федя спас лес от злого колдуна

Приехал летом мальчик Федя Егоров отдыхать в деревню к своим бабушке и дедушке. Деревня эта стояла у самого леса. Решил Федя сходить в лес за ягодами и грибами, но дедушка с бабушкой его не пустили. Они сказали, что в их лесу живёт настоящая Баба-Яга, и вот уже более двухсот лет никто не ходит в этот лес.

Федя не поверил, что в лесу живёт Баба-Яга, но бабушку с дедушкой послушался и в лес не пошёл, а пошёл на речку ловить рыбу. За Федей увязался кот Васька. Рыба клевала хорошо. В банке у Феди плавали уже три ерша, когда кот опрокинул её и съел рыбу. Увидел это Федя, расстроился и решил рыбалку отложить на завтра. Вернулся Федя домой. Бабушки с дедушкой дома не было. Убрал Федя удочку, надел рубашку с длинными рукавами и, взяв корзинку, пошёл к соседским ребятам позвать их в лес.

Федя считал, что бабушка с дедушкой сочинили про Бабу-Ягу, что они просто не хотят, чтоб он ходил в лес, ведь в лесу всегда очень легко заблудиться. Но заблудиться в лесу Федя не боялся, так как в лес он хотел идти с друзьями, которые давно живут здесь, а значит, хорошо знают лес.

К большому удивлению Феди все ребята отказались идти с ним и его стали отговаривать. …

3. Обещайкин

Жил-был мальчик Федя Егоров. Федя не всегда выполнял свои обещания. Иногда, пообещав родителям убрать за собой игрушки, он увлекался, забывал и оставлял их разбросанными.

Однажды оставили родители Федю одного дома и просили его не высовываться из окна. Федя пообещал им, что не будет высовываться из окна, а будет рисовать. Он достал всё необходимое для рисования, расположился в большой комнате за столом и начал рисовать.

Но только папа с мамой ушли из дома, Федю сразу потянуло к окну. Федя подумал: «Ну и что, что обещал не выглядывать, быстренько выгляну, посмотрю, чем ребята занимаются во дворе, а папа с мамой и не узнают, что я выглядывал».

Подставил Федя стул к окну, влез на подоконник, опустил ручку на раме и не успел даже потянуть створку окна, как она сама распахнулась. Каким-то чудом, прямо как в сказке, появился перед окном ковёр-самолёт, а на нём сидел незнакомый Феде дедушка. Дедушка, улыбнувшись, сказал:

– Здравствуй, Федя! Хочешь, я тебя покатаю на своём ковре? …

4. Сказка про еду

Мальчик Федя Егоров заупрямился за столом:

– Не хочу есть суп и кашу не буду. Хлеб не люблю!

Обиделись на него суп, каша и хлеб, исчезли со стола и оказались в лесу. А в это время по лесу рыскал злой голодный волк и говорил:

– Люблю суп, кашу и хлеб! Ой, как бы я их поел!

Услышала это еда и полетела волку прямо в пасть. Наелся волк, сидит довольный, облизывается. А Федя, так и не поев, ушёл из-за стола. На ужин мама подала картофельные оладьи с киселём, а Федя снова заупрямился:

– Мама, да не хочу я оладьи, я хочу блины со сметаной!

5. Сказка о Пищухе-нервотрёпке или волшебная книга Егора Кузьмича

Жили два брата – Федя и Вася Егоровы. Постоянно они затевали драки, свары, что-то делили между собой, ссорились, спорили по пустякам, и при этом младший из братьев – Вася, всегда пищал. Иногда пищал и старший из братьев – Федя. Писк детей очень раздражал и огорчал родителей, а особенно маму. А от огорчения люди часто заболевают.

Вот и мама этих мальчиков заболела, да так, что даже к завтраку, обеду и ужину перестала вставать.

Врач, который приходил лечить маму, выписал ей лекарства и сказал, что маме нужны тишина и покой. Папа, уходя на работу, просил детей не шуметь. Он дал им книгу и сказал:

– Книга интересная, почитайте. Думаю, она вам понравится.

6. Сказка про Федины игрушки

Жил-был мальчик Федя Егоров. Как и у всех ребят, было у него много игрушек. Федя любил свои игрушки, с удовольствием играл ими, но одна беда – не любил он убирать их за собой. Поиграет и бросит там, где играл. Лежали игрушки в беспорядке на полу и мешали, все запинались за них, даже Федя сам их отшвыривал.

И вот однажды надоело это игрушкам.

– Нам надо бежать от Феди, пока нас совсем не переломали. Надо идти к хорошим ребятам, которые берегут свои игрушки и убирают их, – сказал пластмассовый солдатик.

7. Поучительная сказка для мальчишек и девчонок: Чёртов хвост

Жил-был Чёрт. Был у того Чёрта волшебный хвост. С помощью своего хвоста Чёрт мог очутиться где угодно, но, главное, хвост Чёрта мог исполнить всё, что тот захочет, для этого ему стоило только задумать желание и взмахнуть своим хвостом. Чёрт этот был очень злой и очень вредный.

Волшебную силу своего хвоста использовал для вредных дел. Он устраивал на дорогах аварии, топил в реках людей, подламывал лёд под рыбаками, устраивал пожары и творил много других злодеяний. Однажды Чёрту надоело жить одному в своём подземном царстве.

Построил он себе царство на земле, обнёс его густым лесом и болотами так, чтоб никто не мог к нему подойти, и стал думать, кем ещё заселить своё царство. Думал-думал Чёрт и придумал заселить своё царство помощниками, которые будут творить вредные злодеяния по его приказу.

В помощники себе Чёрт решил взять непослушных детей. …

Также в тему:

Стихотворение: “Федя – славный мальчуган”

Весельчак мальчишка Федя
Едет на велосипеде,
Едет Федя по дорожке,
Влево отступив немножко.
В это время на дорожку
Выпрыгнула Мурка – кошка.
Федя вмиг притормозил,
Кошку-Мурку пропустил.
Едет дальше Федя бойко,
Друг кричит ему: – Постой-ка!
Дай я прокачусь чуть-чуть.
Это ж друг, ни кто-нибудь,
Федя дал: – Бери, дружок,
Прокатись один кружок.
Сам присел он на скамейку,
Видит: кран, а рядом лейка,
А на клумбе ждут цветочки –
Кто бы дал воды глоточка.
Федя, соскочив с скамейки,
Все цветы полили из лейки
И гусям налил водицы,
Чтобы те могли напиться.
– Федя наш такой хороший,
– вдруг заметил котик Проша,
– Да, он нам в друзья годится,
– сказал гусь, попив водицы.
– Гав-гав-гав! – сказал Полкан,
– Федя – славный мальчуган!

“Федя – мальчик хулиган”

Весельчак мальчишка Федя
Едет на велосипеде
Без дороги напрямик
Едет Федя – озорник.
Едет прямо по газону,
Вот наехал на пионы,
Поломал три стебелька,
И спугнул три мотылька,
Он помял ещё ромашки,
Зацепил за куст рубашку,
С ходу врезался в скамейку,
Пнул и опрокинул лейку,
В луже замочил сандалии,
Грязью извозил педали.
– Га-га-га, – сказал гусак,
Ну какой же он чудак,
Надо ж ездить по дорожке!
– Да, – сказал котёнок Прошка,
– тут же вовсе не дорога!
Кот сказал: – Вредит он много!
– Гав-гав-гав, – сказал Полкан,
– Этот мальчик – хулиган!

Loading...Loading…

Валерий Байдин

Толкования на русские народные сказки. Заветы древней мудрости

© В. В. Байдин, составление, 2021

© В. В. Байдин, вступительная статья, комментарии, 2021

© В. В. Байдин, проект обложки, 2021

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2021

* * *

О русских народных сказках

В 1824 году Александр Пушкин писал брату Льву из Михайловского: «вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».[1] Учился он в стенах передового Царскосельского лицея, предназначенного для детей знати… Открыть для себя сокровища народной души ему позволила гениальность.

С глубокой древности в русских семьях звучали старинные сказки. Поколение за поколением матери, бабушки, няньки приобщали своих питомцев к народной вере, житейской мудрости и поэзии. После безоглядного разрыва с прошлым в петровскую эпоху, высшим сословиям понадобилось более столетия, чтобы по-настоящему узнать и полюбить отринутое великое наследие. Лишь в 1780 году писателями Василием Лёвшиным и Михаилом Чулковым, пусть и с многочисленными ошибками, был издан первый сборник русских сказок.[2]

В следующем столетии их собирание продолжили неутомимые исследователи старины: Богдан Бронницын, Михаил Макаров, Екатерина Авдеева, Михаил Максимович, Пётр Киреевский, Владимир Даль. Большинство их находок, а также сказки из архива Русского Географического общества были опубликованы Александром Афанасьевым в трёхтомнике «Русские народные сказки» (1855–1863). Это издание до сих пор считается классическим, хотя изобилует искажениями и ошибками, а его состав вызывает закономерные возражения.[3] Многие сказки были отысканы Афанасьевым едва ли не на самом дне «кромешной» жизни и представляют собой кабацкие или тюремные анекдоты, «побасенки» опустившихся людей, а вовсе не «сказки русского народа». В древнерусском и средневековом обществе употребление «бесстудных слов» было строго обусловлено мужскими обычаями военной «брани» либо женскими тайными родовыми обрядами.[4]

Запреты на «лай матерный» и «соромные сказы», отрицала лишь «голь перекатная» – спившиеся бродяги и богохульники (еретики). Насильственное разрушение вековых нравственных правил началось на «всешутейших соборах» Петра I, сопровождалось обязательными кощунствами. Неприятие в народе «царя-антихриста» было всеобщим, но никак не повлияло на власть. Новой моде способствовало широкое распространение среди русской, в первую очередь, военной знати европейских языков, в которых непристойная лексика считается есте-ственной.[5]

На отборе сказок в трёхтомник Афанасьева сказалась личность публикатора, убеждённого западника. О его взглядах говорит предисловие составителя к скандальному сборнику «Русские заветные сказки», запрещённому цензурой.[6] В нём Афанасьев ссылается на «литературы других народов», которые «представляют много подобных же заветных рассказов <…> если не в виде сказок (выделено мной – В. Б.), то в виде песен, разговоров, новелл, farces, sottises, moralites, dictons», и досадовал: «В русской литературе, правда, до сих пор есть еще целый отдел народных выражений непечатных, не для печати. В литературах других народов издавна таких преград народной речи не существует».[7] Было очевидно желание Афанасьева включить в число народных сказок сочинения иного рода, включая «солдатские байки», отмеченные крайней непристойностью.[8]Эти псевдосказки [9] не дополняли, а отрицали великий мир сказочных повествований Древней и Средневековой Руси.[10]

Основатель «педагогической антропологии» Константин Ушинский убеждал: устная словесность, «начиная песней, пословицей, сказкой <…>, всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, выражает народную совесть».[11] Те же мысли высказывал глубокий знаток народной словесности Фёдор Буслаев: «Все нравственные идеи народа эпохи первобытной составляют его священные предания, великую родную старину, святой завет предков потомкам».[12] К выявлению этих основ призывал Евгений Трубецкой в исследовании ««Иное царство» и его искатели в русской народной сказке» (1922). Важнейшими сюжетами, которые «выражают собою непреходящие, неумирающие ценности человеческой жизни», он считал стремление «к чудесному»,[13] «мечту русского простолюдина»

О «весёлом житье», «тоску по иному царству», единство всего живого, парадоксальные образы вещего простеца или смиренного богатыря, веру в мудрость и особую власть женщины: невесты, жены, старицы.[14] По словам Трубецкого, «русские сказочные образы как-то совершенно незаметно и естественно воспринимают в себя христианский смысл»[15] и при этом сохраняют всю силу народного воображения.

Неоценимое значение русских сказок подчёркивал Иван Ильин: «Сказка будит и пленяет мечту. Она <учит> созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Национальное воспитание неполно без национальной сказки».[16] Он полагал, что «сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме», призывал к постижению «ее вещей глубины и <…> подлинного духовного смысла».[17] Естественное восприятие сказки, вытекающее из самого существа русской культуры, продолжилось в трудах отечественных фольклористов и этнографов традиционной школы.[18]

Народная сказочная словесность – это поток захватывающих поэтических образов, глубоких и мудрых иносказаний. Понять их мешают рационализм и схематизм, утвердившиеся в исследованиях последнего столетия: метод сведения «сюжета» к «сказочным схемам» и «комбинации мотивов» (Александр Веселовский),[19] унифицирующий компаративизм и якобы универсальный эволюционизм (Эдуард Тейлор, Джон Фрезер), структурная антропология (Клод Леви-Стросс), классификация по «сюжетам» и «типам» (Антти Аарне, Стит Томпсон),[20] экзистенциальный психоанализ,[21] психоистория,[22] оккультизм.[23] Модернистские «прочтения» ведут к искажению глубинной символики древних сказок и сказочных притч. Их создавал и истолковывал народ, передавая новым поколениям важнейшие заветы веры, мудрости и воли к жизни.

К ошибочным выводам могут привести и «строгие методы научного анализа», на которых настаивал Владимир Пропп. Он признавал, что «поэтическое чутьё совершенно необходимо для понимания сказ-ки»,[24] но заменял его изучением структуры и композиции,[25] полагал, что наиболее «устойчивым элементом» сказки являются «действия, или функции героев»,[26] что «волшебная сказка вся строится <…> по одной композиционной схеме, независимо от сюжета».[27] Представление Проппа о том, что «любой научный закон всегда основан на повторя-емости»,[28] далеко не бесспорно и плохо приложимо к древней сказке, в которой сюжеты, по сути единичны и видоизменяются лишь в частностях. Научная строгость и обьективность в изучении народной сказки должна дополняться постижением её символики, внешнее описание – истолкованием. Преодолеть научные догмы и косность в восприятии русских сказочных притч позволяют методы литературной герменевтики и смысловой реконструкции.[29] Они основываются на интуиции – на том самом «поэтическом чутье», которое Пропп считал совершенно необходимым для исследователя.

вернуться

1

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 16 тт. Т. XIII. М.-Л.: Академия Наук СССР, 1949, С. 121. В другом письме поэт уточнял: «Вечерами слушаю сказки моей няни», имея в виду Арину Родионовну. Там же. С. 129.

вернуться

2

В. А. Лёвшин, М. Д. Чулков. Русские сказки, содержащие древнейшие сказания о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывание в памяти приключения. В 10 тт. М.: Университетская типография Н. Новикова, 1780–1783.

вернуться

3

В сборнике Афанасьева названия ряда сказок даны собирателями («По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Звериное молоко», «Гусли-самогу-ды», «Соль», содержание других теряет цельность и символическую значимость («Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Зорька, Вечорка и Полуночка»), часть представляет собой видоизменённые былины («Сказка об Илье-Муромце, об Алёше-Поповиче, о Василии Буслаеве») и переводные легенды («Сказание об Александре Македонском»).

вернуться

4

Байдин Валерий. Бессмертие крови // URL:https://rmvoz.ru/forums/index. php?topic=5072.0

вернуться

5

Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Исследования по русской литературе и фольклору. М.: Common place, 2018, С. 195.

вернуться

6

Этот сборник бьи трижды издан в Женеве в 1870–1880 годах А. И. Герценом и революционными народниками.

вернуться

7

Афанасьев А. Н. Предисловие ко 2-му изданию «Русские заветные сказки. Валаам, типографским художеством монашествующей братии. Год мракобесия» [Женева: Русская типография, 1878] // URL: https://www.litmir.me/br/?b=128579&p=1

вернуться

8

При этом десятки из них А. Н. Афанасьев ранее включил в сборник «Русские детские сказки» (М., 1870), что можно обьяснить лишь извращёнными понятиями закоренелого холостяка и либерала-оппозиционера. В. Я. Пропп даёт текстам этого рода внутренне противоречивое определение «реалистические сказки» (поскольку, в тогж понимании, сказки должны были «отражать действительность»), более того, он без должных оснований утверждает, что «излюбленный <…> вид русской сказки – сказка бытовая, реалистическая по форме изложения, наполненная острым сатирическим содержанием». Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984, С. 77, 36, 82.

вернуться

9

Д. К. Зеленин определял тексты такого рода как «бытовые рассказы-анекдоты». Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии. Пг.: Типография А. В. Орлова. 1914, С. 5 и сл.; А. И. Гуковский справедливо замечал по поводу сборника «Русские заветные сказки»: «немалая их часть, родилась в лакейской, а не в крестьянской избе», содержание всего сбонника «с равным основанием можно считать не только «антипоповским», но и «антимужицким»». Гуковский А. И. Не о всяких сказках вести сказ // Вопросы истории. 1967. № 1. С. 186, 185.

вернуться

10

Позднейшие записи старинных сказок, искажающие их символическую образность, остались без необходимых истолкований не только в трёхтомнике Афанасьева, но и в последующих публикациях, напр.: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 тт. М.: Государственное Издательство Художественной литературы, 1957–1958; Сборник великорусских сказок Архива Русского географического общества. В 2 вып. Пг.: Типография Российской Академии наук, 1917 (Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии; Т. 44); Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961; Шевцов А. А. Полное собрание русских сказок. Тома 1-17. М.: Роща, 1998–2019.

вернуться

11

Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании (1856) // Он же. Собрание сочинений. В 2 тт. Т. 2. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948, С. 122–123.

вернуться

12

Буслаев Ф. И. Эпическая поэзия // Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. СПб.: Издание Д.Е. Кожанчикова, 1861, С. 1.

вернуться

13

Трубецкой Е. Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. М.: Издание Г. А. Лемана, 1922, С. 8.

вернуться

14

Там же. С. 13–16, 19–23, 24–29, 37–40.

вернуться

16

Ильин И. А. О национальном воспитании // URL: https://profilib.org/chtenie/143383/ ivan-ilin-put-dukhovnogo-obnovleniya-38.php

вернуться

17

Ильин И. А. Слово, произнесённое на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года // URL: https://omiliya.org/article/dukhovnyi-mir-skazki-ivan-ilin.html

вернуться

18

Напр.: Зеленин Д. К. Указ. соч.; он же. Великорусские сказки Вятской губернии. Пг.: Типография А. В. Орлова, 1915; Соколовы Б. М. и Ю. М. Сказки и песни Белозерского края. М.: Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1915; Померанцева Э. В. Русские народные сказки. М.: Издательство Московского государственного университета, 1957; Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974: Аникин В. И. Русская народная сказка. М.: Учпедгиз, 1959.

вернуться

19

Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Собрание сочинений, Т. II, вып. I. СПб.: Издание Императорской Академии Наук, 1913, С. 500, 455.

вернуться

20

James George Frazer «The Golden Bough: A Study in Magic and Religion» (18901915); Claude Levi-Strauss «Anthropologie structurale» (1958); Aarne Antti, Thompson Stith «The Types of the Folktale: A Classification and Bibliography. Second Revision» (1961) и др.

вернуться

21

Веракса А. Н. О пользе волшебной сказки. Психоаналитический подход // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-polze-volshebnoy-skazki-psihoanaliticheskiy-podhod/viewer

вернуться

22

Патрушева С. В. Архетипы и жизненные сценарии в русских сказках. М.: Издательские решения, 2019 // URL: https://ridero.ru/books/arkhetipy_v_russkikh_skazkakh/freeText;

вернуться

23

Антропософские интерпретации русских сказок: Кавтарадзе Г. А. О чём рассказывает русская сказка // URL: http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&g o=page&pid=13314; антропософские истолкования символики родственных со сказками русских былин: Прокофьев С. О. Пророческая былина. Ереван: Ной, 1992. С. 30. Автор истолковывает «особое отношение русского человека к своей земле и к той роли, которую при этом играет переживание света», с точки зрения «духовного познания /…/ современной михаэлической эпохи» (Там же. С. 34), при этом категория света является древнейшим архетипом русской культуры. См.: Байдин Валерий. Под бесконечным небом. Образы мироздания в русском искусстве. М.: Искусство – XXI век, 2018. С. 17–57; он же. Древнерусское предхристианство. СПб.: Алетейя, 2020. С. 84 и сл.

вернуться

24

Пропп В. Я. Указ. соч. С. 23, 27; он же. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928; он же: Исторические корни волшебной сказки. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1946.

вернуться

25

Пропп В. Я. Русская сказка…, С. 196–197.

вернуться

29

Герменевтический метод в изучении сказок восходит к истолкованиям «сказочных мифов» и знаковых метафор в немецкой фольклористике середины XIX столетия, метод смысловой реконструкции опирается на идеи Ф. И. Буслаева о связи сказки и былины (Буслаев Ф.И. Славянские сказки // Отечественные записки. 1860. Т. СXXXII, № 10. Отд. I, С. 641–688.) и В. Н. Топорова о «языковой реконструкции мифа» (Топоров В. Н. Предыстория литературы у славян. Опыт реконструкции. М.: РГГУ, 1998. С. 9 и сл.; он же. К реконструкции бал-то-славянского мифологического образа Земли-Матери // Балто-славянские исследования 1998–1999. Вып. XIV. М.: Индрик, 2000. С. 240 и сл.

Рассказываем о местах, где находятся скульптуры сказочных и фольклорных существ в Подмосковье

Скульптуры сказочных персонажей и вымышленных фантастических на улицах городов вносят в наш мир частичку загадки и какого-то детского чувства. Многие скульптуры будут интересны не только детям, но и их родителям, ведь всем хочется прикоснуться с сказке. Издание «Вести Подмосковья» рассказывает о местах, где можно увидеть своими глазами фантастических существ.

Персонажи сказок

В Московском районе Некрасовка есть «Аллея Сказок». Расположена она на 1-й Вольской улице. Здесь можно встретить и Царевну-лягушку, и Бабу Ягу и других персонажей известных русских сказок. В Лианозовском парке столицы есть аналогичная аллея сказок – с медведями, Лешим, богатырем и избушкой на курьих ножках. Подобная аллея есть и на Лухмановской улице, и в районе Ясенево на ул. Рокотова, и на Гоголевском бульваре, и в сквере Бажова, и даже на Манежной площади. Кроме того, широко известен монумент возле Московского зоопарка – «Дерево жизни». На композиции изображены герои русских сказок.

В Серпуховском округе, неподалеку от границы с Калужской областью, находится заповедник сказок «Берендеево царство». В парке находится почти 100 различных скульптур, чаще – сказочных. Это драконы, русские богатыри, баба яга, морские существа, персонажи русских народных сказок и многое другое. Кроме того, в самом городе Серпухов, на ул. Джона Рида в Комсомольском сквере, установлены скульптуры динозавров – тут есть и стегозавр, и бронтозавр, и другие вымершие рептилии.

В Раменском находится большое количество скульптур известных героев мультфильмов и сказок. Тут есть Винни-Пух, волк с зайцем из «Ну, погоди!»,  Чебурашка с крокодилом Геной и многие другие. В свою очередь, в Луховицах есть памятник почтальону Печкину, Шарику, Матроскину и галчонку, в с. Мячково Коломенского района есть памятник Чиполлино, а в Наро-Фоминске – памятник Емеле на печи. В Совхозе имени Ленина есть детский парк «Лукоморье». Здесь можно встретить героев русских сказок – ученого Кота, русалку, Руслана и Черномора, скульптуры богатырей, Бабу Ягу.

В Домодедово есть «Парк сказок» – здесь находятся более 100 героев сказок, сделанных из разных материалов. Тут есть и дядя Стёпа, и Соловей-разбойник, и 3 богатыря, и персонажи сказки «Репка», и дракон, и русалки и многое другое. Не отходя далеко от упоминания драконов, можно отметить, что в Москве в музее-парке «Кузьминки» есть ворота с драконами. В Томилино (Люберецкий округ) тоже есть свой парк сказок – всего здесь установлено почти 20 скульптур.

Грифоны и сфинксы

На причале в усадьбе Царицыно в Москве притаились две девушки-сфинкса. Рядом, у павильона «Миловида», находятся ещё две скульптуры женщин-львов, а на самом дворце в Царицыно встречаются грифоны в элементах оформления. В другой Московской усадьбе «Кусково» также есть 4 женских сфинкса. Внутри Египетского павильона Останкинского дворца в Москве навершия печей украшают два позолоченных сфинкса. Также у дома № 12с1 по ул. Трёхгорный Вал вход охраняют два сфинкса, что появились здесь совсем недавно.

В Красногорском округе есть музей-усадьба «Архангельское». Здесь сейчас находятся 2 девушки-сфинкса, что ранее были в усадьбе Никольское-Урюпино того же городского округа. В Балашихинском округе в усадьбе «Пехра-Яковлевская» сохранилась лестница со статуями сфинксов. Также в Троицке в советское время была установлена скульптура сфинкса, что сохранилась до наших дней.

В усадьбе «Марфино» в Мытищинском округе на берегу находятся две скульптуры крылатых грифонов. Также грифоны есть в парке в 16-м микрорайоне Зеленограда. Столичные крылатые существа есть в парке «Кузьминки» и на доме №16 по ул. Воздвиженка, а также на доме №5а/8 в Малом Кисловском переулке. Они же есть на доме №11 в Гагаринском переулке, доме №10 в Леонтьевском переулке, №53 на Земляном Валу, а также на домах №6/1 и 12/2/1с1 на ул. Ильинка. Кроме того, грифоны украшают фасад главного дома усадьбы купцов Ротиных в Коломне.

Сатиры и кентавры

Фонтан «Сатир» установлен в саду перед театром имени Моссовета в Москве. Сатир представлен в виде мужской фигуры с рогами и копытами. Он сидит, и играет музыку на свирели. На входе в усадьбу «Останкино» в Москве находятся два кентавра в античном стиле. На пересечении ул. Милашенкова и Яблочкова находится скульптура стрельца-кентавра, появилась она здесь в 2014-2015 гг.

С 1998 года на гербе Химок находится крылатый кентавр. Поэтому при выходе с железнодорожной станции Химки гостей города встречает фигура кентавра. Соответственно, герб Химок есть на многих объектах в городе – например на въездных знаках. В Ленинском округе в национальном конном парке «Русь» также есть современная скульптура кентавра.

Русалки

В Москве есть много скульптур русалок: на Манежной площади, на одном из панно станции метро Коломенская, скульптура «Русалка и Учёный кот» на Кленовом бульваре в Нагатинском Затоне, в парке «Лесная сказка» в районе Зябликово, скульптура «Русалка на ветвях» в Преображенском районе, скульптура в парке «Музеон». Также на территории Федерального медицинского биофизического центра им. А. И. Бурназяна на ул. Маршала Новикова находится два фонтана с русалками.

В Зеленограде в 2019 году в парковой зоне появилась скульптура русалки по эскизам местных скульпторов Владимира Сапрыкина и Алексея Дубина. Русалка с учёным котом есть и в парке «Лукоморье» в Совхозе имени Ленина. В Дзержинском городском парке существует деревянная скульптура русалки, а во дворах по ул. Лесной был фонтан с русалкой. На берегу пруда в парке Семейного отдыха в Дубне также есть скульптура морской девы. Также, как указывалось выше, в Домодедовском «Парке сказок» тоже есть русалки. Наконец, деревянные скульптуры русалок есть в санатории «Солнечная поляна» (Одинцовский округ» и в «Доме рыбака» в д. Красновидово (Можайский округ).

В честь диснеевской «Русалочки» названы и соответственно украшены продуктовые магазины в Луховицах, Красногорске. В Малаховке есть магазин с изображением русалки, а под Нахабино находится бистро «Русалка». По региону есть еще много других водных обитателей и обитательниц. Напомним, ранее «Вести Подмосковья» советовало посетить Солнечногорск. Неподалеку жил художник Левитан и именно тут он написал свою последнюю известную картину «Озеро». В Солнечногорском парке находятся различные скульптуры, например Лермонтов и Солнечногорская русалка. Последняя выполнена скульптором Александром Рукавишниковым, она держит баян, а на её плечах накинута теплогрейка.

Ужастики

Для любителей более взрослых «сказок» можно отметить магазин «Пятёрочка» в столичном районе Текстильщики. Многие сравнивают дизайн здания с произведениями писателя Г. Лавкрафта. Постройка на ул. Грайвороновской является местной достопримечательностью – типовое двухэтажное здание украсили устрашающим дизайном в виде «плетенки». Также любителей заброшенных мест привлекает закрытый пионерский лагерь «Сказка» в Дмитровском округе. Здесь каждый корпус оформлен необычными скульптурами на водную тему.

Кстати

И это далеко не полный список всех фантастических существ, обитающих в Подмосковье. Ранее издание «Вести Подмосковья» рассказывало о том, какие парки в Подмосковье лучше всего подойдут для фотосессии осенью.

  • Сказочные птицы в русских сказках
  • Сказочные птицы и их роль в сказках
  • Сказочные символы в русских народных сказках
  • Сказочные сказки демьян заико
  • Сказочные птицы из сказок