Один из древнейших жанров устного народного творчества — сказка. По большей части это эпическое произведение магического, бытового или авантюрного характера. Как и все народное творчество, сказки разных народов оригинальны и имеют ярко выраженный национальный колорит, однако большинство народных сказок повторяются у многих народов мира. Более того, даже волшебные предметы сказок трансформируются в соответствии с менталитетом рассказчика.
Две основные группы сюжетосложения
В цикле построения сказочного сюжета выделяются две самые распространенные истории: история извлечения волшебного предмета («Омолаживающие яблоки», «Жар-птица») и история получения сказочного предмета и его следующего использования («Волшебное кольцо» «,» Двое из мешка «). Сказки первой категории похожи на мифы о героях: персонаж отправляется на поиски волшебного любопытства, сталкивается с различными испытаниями, извлекает (иногда крадет) желаемый предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько перевернут, то есть в начале истории главный герой получает в награду сказочные магические предметы (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), Но потом эта жертва будет быть украденным у него антагонистом, и персонаж просто должен будет сделать это любым возможным способом.
Русская четверка
XXI век подарил человечеству множество гениальных гаджетов и других благ цивилизации, но волшебные истории изначально были наполнены не меньшим ассортиментом средств жизнеобеспечения и спасения. Русские народные сказки особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов. Содержащиеся в них магические предметы оригинальны и очень полезны:
1. Универсальный навигатор — Клубок. В большинстве повествований этот объект ориентируется по сторонам света лучше, чем компас, и никогда не сбивается с определенного пути. Получить его можно, пройдя некоторые испытания от мудрого, опытного персонажа (например, Бабы Яги).
2. Чудо из перьев. Сказки с волшебными предметами рассказывают множество экстравагантных мифических животных, птиц, всегда готовых прийти на помощь главному герою. Традиционно они отдают свое перо центральному персонажу, которое необходимо сжечь, а затем появится птица или встряхнет его — и тогда появится все, что душе угодно («Финист — легкий ястреб»).
3. Собранная своими руками скатерть — заветная мечта каждого второго сказочного героя, работает она по принципу «все включено». Роскошная еда и питье предстают перед жаждущим, просто посыпьте их. Перечисляя волшебные предметы из сказок, нельзя не упомянуть об этом более чем привлекательном гаджете.
4. Гусли-самогуды. Этот предмет работает полностью офлайн — они сами играют, поют и даже танцуют. Во время их звучания стоять на месте нереально: в танце ломаются сами ноги. В другой интерпретации герой мог натянуть некую веревку — и бесконечное море тут же вылилось, в другой — боевые корабли плывут по поверхности моря, а за третьей — корабли открывают огонь по противнику.
И еще три
1. Волшебное зеркало. Работает как в современном онлайн-режиме. С его помощью вы сможете узнать, что сейчас происходит в соседних королевствах-государствах. Его разновидностью, учитывая волшебные предметы сказок, можно назвать блюдце с льющимся яблоком. Который начал свою передачу в тот момент, когда сама цель начала двигаться по границе.
2. Полотенце или волшебная расческа. Чтобы безопасно избежать погони после завершения квеста, у главного героя были вышеупомянутые курьезы. Каждый из них бросился за беглецами, и сразу на пути преследователей возникла непреодолимая преграда. Можно было взять гребешок у самой Бабы Яги, а можно вытащить из уха сказочного коня. Магические предметы из сказок могут иметь такое загадочное происхождение. Список будет продолжен любопытством, позволяющим путешествовать на любые расстояния.
3. Загрузочные бегуны. В некоторых вариациях составляет «семь миль». Владелец этой вещи мог легко и со скоростью света преодолевать большие расстояния. Им могли позавидовать самые современные транспортные средства.
Чудесные помощники
Перечисленные выше курьезы не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, что такое магические предметы. Мир сказок гарантирует встречу со многими удивительными вещами. Между ними:
1. Ковер-самолет. Использование этого устройства встречается не только в русских сказках, но и популярно у героев легенд всего мира. Традиционно он помогает героям преодолевать внушительные расстояния в воздухе.
2. Шляпа-невидимка. Уникальный предмет, который скрывает владельца от посторонних глаз, делая его невидимым.
3. Огонь. Этот предмет запомнится из большей части одноименной сказки о великом Андерсене, потому что с его помощью герой вызвал трех огромных собак, и они выполнили его указания. Но и в славянских сказках встречается довольно часто, правда, в этом случае, используя вещь по прямому назначению, зовут коня или двенадцать товарищей.
Сколько сказок – столько и диковин
Вспоминая волшебные предметы сказок, также нельзя забывать: меч-кладенец (он же меч-саморуб), ступу Бабы Яги, волшебную иглу, летающий корабль, неумолимую волшебную булаву, сочные регенерирующие яблоки, сумку, живая и мертвая вода, русская печь, чудесное кольцо (или кольцо).
Заморские волшебные гаджеты
Не все сказки с волшебным предметом (название в большинстве случаев говорит само за себя) пользуются исключительной популярностью. Многие всемирно известные рассказчики были счастливы привнести в повествование полезные чудеса. Среди самых известных:
- Ш. Перо — «Золушка» — волшебная палочка.
- В. Гауф — «Маленькая гадость» — туфли быстроходящих, палка, с которой можно познать сокровища под землей, табакерка с волшебной пылью.
- Александр Волков — «Волшебник изумрудного города» (по мотивам книги американского детского писателя Ф. Баума «Мудрые страны Оз») — волшебный свисток и очки королевы Рамоны в изумрудном стекле.
- Г. Андерсон — «Пламя» — волшебный кремень, в других — ствол самолета и калоши счастья; из сказки «Оле Лукойе» — волшебный зонт и сказочная ороситель, оживляющая все предметы.
- Сельма Лагерлёф — «Замечательное путешествие Нильса с дикими гусями» — волшебная трубка, сделанная Нильсом.
- Братья Гримм — «Белоснежка и 7 гномов» — волшебное зеркало, показывающее правду, и удивительный горшочек с кашей из одноименной сказки.
Все мы хорошо знаем эти истории и персонажей. Но посмотрите на них с другой стороны. Можете ли вы внятно объяснить, о чем на самом деле сказка про Колобка или Курочку-рябу? Сложены они были давным-давно, когда большинство русских еще не умели читать и писать, и много веков их рассказывали из поколение в поколение. Слушать сказки любили не только дети, но и взрослые по вечерам за плетением лаптей или другими работами. Это были истории из бытовой жизни с моралью, небылицы про животных и про фантастических существ, которые обитают в лесах, реках и болотах или и вовсе волшебные сказки о царевнах и царевичах. На этих сказках фактически формировался характер народа и его культурная преемственность.
Все русские писатели и поэты были воспитаны на русских сказках (и не только Пушкин с его Ариной Родионовной), и многие переложили или использовали их сюжеты для своего творчества. Некоторые авторские сказки так плотно вошли в народ, что уже не все помнят, какие произведения народные, а какие плод писательского вымысла.
Большой вклад в сохранение русского фольклорного наследия внес в XIX веке Александр Афанасьев, записав главные сказки и издав их в отдельном сборнике «Народные русские сказки».
1. Колобок
Сюжет сказки кумулятивный, это означает, что одно и то же действие повторяется много раз. Итак, жили-были старик со старухой (довольное частое начало для многих сказок). Старик попросил испечь колобок (то есть шарообразную выпечку из теста). Старуха «поскребла по сусекам», то есть собрала последние крошки муки и все-таки испекла.
Положила колобка остудиться на окно, а он упал и укатился. Пока катился по дороге, ему навстречу попадались заяц, волк, медведь. Все угрожали съесть его, но он хитрий и пел «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от тебя не хитро уйти». Три раза он успешно укатывался от потенциального противника, но вот встретил лису — она его перехитрила и все-таки съела.
Фольклорная сказка про колобка стала очень популярна в России, ее читают всем без исключения детям. Более всего известна в России в авторском исполнении видного педагога XIX века и основоположника научной педагогике в России, Константина Ушинского. Также существует несколько мультфильмов по мотивам «Колобка».
2. Курочка Ряба
Александр Давыдов/Союзмультфильм 1982
Жили-были дед да баба. У них была Курочка Ряба, которая снесла золотое яйцо. Ни дел, ни бака не смогли его разбить, зато мышка пробежала, махнула хвостиком, и яйцо упало и разбилось. Дед и бабка стали очень горевать, но курочка обещала снести им новое, простое яйцо.
Такой хеппи энд добавили в более поздней интерпретации — для детей. В оригинале же разбитое яйцо вызывало целую череду неприятностей по всей деревне. За сюжет про курочку Рябу брались многие писатели — и вышеупомянутые Ушинский и Афанасьев, и собиратель русского языка Владимир Даль, и советский писатель Алексей Толстой. Кроме того, в разных регионах России сказку интерпретировали по-разному и могла быть разная череда неудач, которые случались после того, как яйцо разбивалось.
3. Репка
Посадил дед репку. Репка выросла большая, а он тянет-потянет, да вытянуть не может. Приглашал он по очереди помогать ему бабку, внучку, собаку, кошку — и даже такой большой цепочкой они никак не могли вытянуть репку. Последней позвали помочь мышку — и только с ее помощью все-таки справились. Сказка учит, что если делать одно общее дело всем вместе сообща, то все получится. И что нужно не бояться просить о помощи — даже если это твой злейший враг (кошка-мышка).
Аллегория с репкой нравилась многим писателям, сказочный сюжет несколько раз переписывали, а также он был основой для сатиры. Во время первой мировой войны даже были карикатуры на сюжет репки: «дед» Франц-Иосиф посадил репку-войну и звал европейских лидеров помочь ему вытянуть. В советской пропаганде дедом выступал Капитал, который хотел вытянуть красную революционную репку.
4. Теремок
Леонид Амальрик/Союзмультфильм 1971
В поле стоял небольшой терем. Мимо бежала мышка, спросила «Кто в теремочке живет?» — никто не ответил, и она решила поселиться там. Потом к ней присоединилась лягушка, зайчик, лисичка и волчок «белый бочок»… И все одни жили очень дружно, пока не пришел медведь. Его они тоже пригласили жить с ними, но он не влез в терем и решил забраться на крышу… и раздавил его. Правда, звери успели выскочить. Вместе они начали строить новый терем, и получилось еще лучше прежнего — и все поместились.
Еще одна невероятно популярная русская сказка, к которой также приложили руку многие русские писатели. А в интерпретации Самуила Маршака стала отличным материалом для постановок в детских и домашних театрах.
5. По щучьему веленью
Иван Иванов-Вано, Михаил Ботов/Союзмультфильм, 1957
Одна из самых архетипических сказок, ведь ее герой хоть и ленивый простодушный, но добрый и полагается на удачу, непереводимый русский авось. Деревенский дурачок Емеля ловит волшебную щуку, которая обещает исполнить любые его желания, если он пощадит ее. Емеля использует волшебные желания для всего того, что ему лень — «по щучьему велению» топор сам рубит дрова, ведра сами идут за водой и так далее. Емеле настолько лень вставать с теплой печки, что повелевает кататься на этой печке, давя при этом всех вокруг. В итоге он ни много ни мало женится на царской дочке!
Сюжет о волшебной рыбе, исполняющей желания использует также А.С. Пушкин в авторской «Сказке о рыбаке и рыбке», правда, там фигурируют дед и бабка, и жадность бабки, которой мало и терема и дворца приводит к трагедии — рыбка отнимает все обратно, и они остаются «у разбитого корыта».
6. Царевна-лягушка
Сюжет этой русской народной сказки — история о заколдованной невесте. Три брата по велению царя-батюшки выбирают себе будущих жен, стреляя из лука в неизвестном направлении. Младшему Ивану-царевичу не везет — его стрела попала в болото и нашел он там только лягушку. Что ж, пришлось жениться на ней.
Оказалось, впрочем, что она заколдованная: может сбрасывать лягушачью кожу и представать в облике прекрасной девушки, Василисы Прекрасной (она же Василиса Премудрая). Чтобы окончательно расколдовать возлюбленную царевичу приходится отправиться через леса и болота на поиски злого и страшного Кощея Бессмертного. Да вот только смерть его спрятана «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу».
Что ж, доброму Иван-царевичу помогают животные, и конечно, он спасает свою Василису.
7. Морозко
Александр Роу/Киностудия имени М. Горького, 1964
Это сюжет практически о русской Золушке. По мотивам сказки в советское время сняли фильм, ставший очень популярным — особенно под Новый Год. Злая мачеха невзлюбила падчерицу Марфушу (в советском фильме ее назвали Настенька), и просит мужа (то есть родного отца девочки) увезти ее зимой в лес — и там и оставить. Девочку находит волшебный Морозко и спрашивает трижды, тепло ли ей. Дрожащая девушка безропотно отвечает, что тепло и тронутый ее скромностью Морозко спасает и дарит дорогие подарки и шубу.
Позавидовав такому раскладу, злая мачеха велит отвезти в лес и своих капризных дочерей, однако, они не так милы с Морозко и он оставляет их на морозе. Самой известной интерпретацией же сказки является произведение Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
8. Баба-Яга
Бабой Ягой до сих пор пугают всех детей. Эта старуха-ведьма живет в лесу в избушке на курьих ножках и летает в ступе. Мачеха отправляет нелюбимую падчерицу к Бабе-Яге в услуженье. Злая старуха заставляет девочку работать, но оказывается, что хочет съесть ее! Девочка задумывает побег и лесные животные и даже неодушевленные предметы помогают ей, потому что она со всеми добра и ласкова. Отец, узнав, что жена отправляла девочку на верную смерть очень разозлился и выгнал ее.
Есть впрочем, и другая версия сказки, где сам отец отвозит дочь к Яге (как в «Морозко» по велению злой жены). И там девочка с Бабой-Ягой даже дружат, но отец крадет девочку, потом возвращает снова — и Баба-Яга, разозлившись, оставляет одни косточки от девочки…
9. Иван-царевич и серый волк
За волшебной Жар-птицей с золотыми перьями некий царь отправил трех своих сыновей. Младший Иван-царевич сразу потерпел неудачу — его коня во время привала съел волк. Но юноша так грустил, что даже волк сжалился и предложил свою помощь. Так на поиски жар-птицы Иван отправился верхом на сером волке. Зверь оказался очень умным и хитрым и благодаря нему, царевич нашел не только птицу, но и свою любовь — Елену Прекрасную, которую они с волком хитростью выкрали у другого царя. Правда, потом его пытаются подставить родные братья… Но доброта и честь всегда побеждают в русских сказках.
Народный сюжет о жар-птице и волшебном коне используется также в авторской сказке «Конёк-Горбунок» Петра Ершова (1834). В советское время это была одна из самых популярных сказок, которая переиздавалась большими тиражами и ставилась во многих детских театрах.
10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Сюжет этот сказки отдаленно напоминает историю «Гензель и Гретель» Братьев Гримм. Двое сирот Аленушка и Иванушка долго странствуют, Иванушка очень хочет пить, но у разных водоемов встречаются какие-то животные. Аленушка запрещает братцу пить и предостерегает, что если будет пить там, где козы — то козленочком станет, а где коровы — теленочком. И все же Иванушка не может терпеть и ослушивается, он пьет воду и превращается в козленочка. Аленушка плачет и ведет его с собой, вдруг им навстречу едет прекрасный царевич. Он жалеет бедную сиротинушку и хочет взять ее в жены. Но тут злая ведьма, позавидовав их счастью, кидает Аленушку в море с камнем на шее. Царевич грустит, а козленочек все бегает на море — и в итоге приводит туда самого царевича. Аленушку вылавливают, она жива-здорова, а ведьму казнят.
Смотреть что такое ЖАРПТИЦА в других словарях:
ЖАРПТИЦА
Ж.-П. является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение че… смотреть
ЖАРПТИЦА
образ, встречающийся в славянских, преимущественно русских, народных сказках; её перья светятся в темноте, «как жар горят». Добывание Ж.-п. — ч… смотреть
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА, -ы, ж. В русских сказках: птица необыкновенной красоты сярко светящимися перьями. Найти (достать) перо жар-птицы (перен.: о счастье,удаче)…. смотреть
ЖАРПТИЦА
жар-птица ж. нар.-поэт. Птица, перья которой горят, как жар (в русских народных сказках).
ЖАРПТИЦА
жар-птица ж. фольк.the Fire-bird
ЖАРПТИЦА
жар-птица
сущ., кол-во синонимов: 2
• казуар (3)
• птица (723)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА, образ,
встречающийся в славянских, преимущественно русских, народных сказках;
её перья светятся в темноте, «как жар горят». Добывание Ж.-п… смотреть
ЖАРПТИЦА
Жар-птица — Ж.-П. является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь незлобивому младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в нашей, и в западноевропейской литературе рассказами «Физиолога» о чудной птице Феникс, возрождающейся из пепла. <i> В. П. </i> <i> </i><br><br><br>… смотреть
ЖАРПТИЦА
(сказочный персонаж) ЖАР-ПТИЦА Загл. Цв910 (I,117); Почему же не летит Чудная Жар-Птица? Цв910 (I,117); Он совсем не плакса, Не надует гордых губ, – Ве… смотреть
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦАв восточнославянской мифологии чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в… смотреть
ЖАРПТИЦА
В восточнославянской мифологии чудесная птица. Возможно, ее образ связан с образом лучезарного бога солнца – и в то же самое время бога грозы. Во всяком случае, она создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния. За этой птицею, приносящей тому герою, который овладеет хоть од ним ее пером, великое счастье, отправляются один за другим в неизведанный путь сказочные добры молодцы.
Золотая окраска и золотая клетка Жар-птицы связаны с тем, что Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду, окружающем терем Царь-девицы, откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет. Растут в том саду золотые яблоки, возвращающие молодость старикам. Днем сидит Жар-птица в золотой клетке, напевает Царь-девице райские песни: поет она – из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью вылетает она в сад, перья у нее отливают златом-серебром, вся она как жар горит: по летит по саду – весь он осветится разом! Одному перу ее, по словам сказок, «цена ни мало ни много – побольше целого царства», а самой Жар-птице и цены нет…. смотреть
ЖАРПТИЦА
— персонаж волшебных сказок. Отличит. признак — чудесное оперение (золотые перья): с появлением Ж.-П. все освещается ярким светом. Осн. мотивы: похищает из царского сада золотые яблоки; герою достается ее перо, он отправляется на поиски и с помощью чудесных помощников находит птицу; добывший Ж.-П. получает полцарства и царскую дочь; Ж.-П. спасает героя из рук Бабы-Яги и т. п. Атрибуты и свойства Ж.-П. (золотое оперение, излучаемое ею сияние) указывают на связь ее с мифич. солнечным царством, а также с огнем; возможны ассоциации с птицей Феникс, восстающей из пепла. Рус. версии о Ж.-П. изв. начиная с лубочных сказок 18 в. Встречается в лит-ре: П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (1834); В. А. Жуковский «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» (1845); Н. М. Языков «Жар-птица. Драматическая сказка» (1857), а также в музыке: И. Ф. Стравинский, балет «Жар-птица» (1910)…. смотреть
ЖАРПТИЦА
(др. инд. – огонь) – чудесная мифическая птица, по изображению очень похожая на павлина. Это воплощение яркого огня, огненно-световой стихии, силы, покоряющей красоты, непостижимой («заморской») сущности. Перья птицы, по представлениям предков, отливают золотом и серебром, глаза ее светятся. Изображается она в золотой клетке, пища ее – золотые яблоки. «Заморская» птица прилетает (или добывается героем) из-за «синя моря» «тридевяти земель», «тридесятого царства»; она не сидит где попало, не показывается всякому. Видеть ее – надо заслужить. Счастье она приносит лишь достойному человеку, к другим же холодна, безразлична и даже враждебна. В русской культуре Жар-птица – символ недосягаемой красоты, трудно добываемого счастья и успеха, удачи, недолговечного счастья, света истины и правды…. смотреть
ЖАРПТИЦА
1) Орфографическая запись слова: жар-птица2) Ударение в слове: жар-пт`ица3) Деление слова на слоги (перенос слова): жар—птиц4) Фонетическая транскрипц… смотреть
ЖАРПТИЦА
-ы,
ж. народно-поэт. Волшебная птица русских народных сказок с сверкающими (горящими как жар) перьями.До восхода, слышь, зарницы Прилетят сюда жар-пт… смотреть
ЖАРПТИЦА
Народно-поэт. Сказочная птица с ослепительно светящимися, сверкающими перьями. Слушая от няни сказки о нашем золотом руне — Жар-птице, о преградах и та… смотреть
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА
(сказочный персонаж) ЖАР-ПТИЦА Загл. Цв910 (I,117); Почему же не летит Чудная Жар-Птица? Цв910 (I,117); Он совсем не плакса, Не надует гордых губ, — Ведь Жар-Птица, а не суп Ожидает Макса! ib.; И низко, жар-птицей, пожар в погреба Бросая, летела садами судьба, П917 (I,518.2); Всем по перышку — Жар-Птица Вовсе б без хвоста осталась! Цв920 (III,216); закрой лицо свое руками, / чтобы тебе не умереть на месте, / слыша голос незабываемо крылатый, / следя за движеньями вещей Жар-Птицы, Куз921 (263)… смотреть
ЖАРПТИЦА
в древнерусской языческой мифологии волшебная птица, по некоторым сведениям, одно из воплощений солнечного духа Рарога. Согласно русским сказкам, жар-п… смотреть
ЖАРПТИЦА
Жаръ-птица. Перо, какъ жаръ горитъ (сказочн.).
Ср. На полянѣ той гораВся изъ чистаго сребра;Вотъ сюда-то до зарницыПрилетаютъ жары-птицы.Ершовъ. Конек… смотреть
ЖАРПТИЦА
Перо, как жар горит (сказочн.).
Ср. На поляне той гораВся из чистого сребра;Вот сюда-то до зарницыПрилетают жары-птицы.Ершов. Конек-Горбунок.Синонимы: … смотреть
ЖАРПТИЦА
Искон. Сложение — типа бой-баба — жар «пламя» < «горящие, раскаленные уголья» (ср. диал. жаркий «огненно-красный», укр. жарый — тж.) и птица. Ср. ди… смотреть
ЖАРПТИЦА
жар-пти/ца, жар-пти/цы
Синонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
Жар-пти́ца. Искон. Сложение — типа бой-баба — жар «пламя» < «горящие, раскаленные уголья» (ср. диал. жаркий «огненно-красный», укр. жарый — тж.) и птиц… смотреть
ЖАРПТИЦА
ж фольк.Feuervogel m (умл.)Синонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
жа́р-пти́ца,
жа́р-пти́цы,
жа́р-пти́цы,
жа́р-пти́ц,
жа́р-пти́це,
жа́р-пти́цам,
жа́р-пти́цу,
жа́р-пти́ц,
жа́р-пти́цей,
жа́р-пти́цею,
жа́р-пти́цами,
жа́р-пти́це,
жа́р-пти́цах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
казуар, птица… смотреть
ЖАРПТИЦА
ж, фольк.
zümrüdüankaСинонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
ж нар-поэт
pássaro de fogoСинонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
Ударение в слове: жар-пт`ицаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: жар-пт`ица
ЖАРПТИЦА
Жар-птица (вост.-слав.) — чудесная птица со сверкающими перьями. Ее оперение излучает такой свет, что одно ее перо может осветить комнату, «как если бы в том покое сияло великое множество свеч».<br><br><br>… смотреть
ЖАРПТИЦА
ж. фольк.oiseau m de feuСинонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
Происхождение этого слова, называющего сказочное существо, не вызывает вопросов; любопытны аналоги русской жар-птицы в родственных славянских языках: в чешском – ptak ohnivak, в словенском – zlata ptic…. смотреть
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА жар-птицы, ж. (нар.-поэт.). В русских народных сказках — птица, перья к-рой горят, как жар. А из шапки той берет в три завернутый тряпицы царский клад — перо жар-птицы. Ершов.<br><br><br>… смотреть
ЖАРПТИЦА
(1 ж), Р. жар-пти/цыСинонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
жар-пт’ица, -ы, твор. п. -ейСинонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
жа`р-пти’ца, жа`р-пти’цы, жа`р-пти’цы, жа`р-пти’ц, жа`р-пти’це, жа`р-пти’цам, жа`р-пти’цу, жа`р-пти’ц, жа`р-пти’цей, жа`р-пти’цею, жа`р-пти’цами, жа`р-пти’це, жа`р-пти’цах… смотреть
ЖАРПТИЦА
жар-птицаצִיפּוֹר הָאֵש נ’Синонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
(в фольклоре восточных славян чудесная птица с золотыми и серебряными крыльями)
большое счастье; чудесное излечение либо инверсия — несбыточные надежды и самообман…. смотреть
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА, -ы, ж. В русских сказках: птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями. Найти (достать) перо жар-птицы (перен.: о счастье, удаче)…. смотреть
ЖАРПТИЦА
ж. фольк.
uccello di fuoco
••
найти / достать перо жар-птицы — vincere un terno al lotto
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА, птица со сверкающими перьями, образ русских волшебных сказок, воплощающий мечту народа о счастье.
ЖАРПТИЦА
жар-птица, жар-птицыСинонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА — птица со сверкающими перьями, образ русских волшебных сказок, воплощающий мечту народа о счастье.
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА , птица со сверкающими перьями, образ русских волшебных сказок, воплощающий мечту народа о счастье.
ЖАРПТИЦА
жар-птица ж фольк. Feuervogel m 1d*Синонимы:
казуар, птица
ЖАРПТИЦА
ЖАР-ПТИЦА, птица со сверкающими перьями, образ русских волшебных сказок, воплощающий мечту народа о счастье.
ЖАРПТИЦА
Начальная форма — Жар-птица, единственное число, женский род, именительный падеж, одушевленное
ЖАРПТИЦА
фольк. жалын-құс (ертегідегі қауырсыны жалтырап оттай жанып тұратын құс)
ЖАРПТИЦА
ж фольк.бәхет кошы (әкиятләрдә сөйләнелә торган алтын каурыйлы кош)
ЖАРПТИЦА
ж. фольк.
зымырык куш (жомокто айтылуучу жаркырак жүндүү куш).
ЖАРПТИЦА
жар-птица = ж. фольк. fire-bird.
ЖАРПТИЦА
жар-птица жар-пт`ица, -ы, тв. -ей
ЖАРПТИЦА
жар-птицаж фольк. τό πουλί τής φωτιᾶς.
ЖАРПТИЦА
Ж simürq (nağıllarda: əfsanəvi quş).
СКАЗКА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ.
Сказка как жанр фольклора.
Сказка как жанр фольклора имеет свою
специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я.
Пропп.
Тексты данного жанра, строятся с
помощью установленных традицией клише:
Сказка как жанр фольклора.
• Сказочные формулы — ритмизованные
прозаические фразы:
— «Жили-были…», «В некотором
царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается» — срединные формулы;
— «И я там был, мёд-пиво пил, по усам
текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
Сказка как жанр фольклора.
2. «Общие места» — кочующие из текста в текст
разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
— Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где
проза перемежается с ритмизованными местами:
Клишированное описание
портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;
Клишированные формульные
вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу
задом», и т.д.;
Сказка как жанр фольклора.
— Клишированное описание места действия: «на
калиновом мосту, на реке смородиновой»;
— Клишированное описание действий:
перемещение героя на «ковре-самолёте»;
— Общефольклорные эпитет: «красна девица»,
«добрый молодец».
История сказки.
Сказка или
казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень — от слова
«баять», «говорить») — это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка
о том чего не бывает.
Сказка —
вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная
проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых
опираются на вымысел.
История сказки.
Слово «сказка» засвидетельствовано
в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение:
перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX
века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.
Структура сказки.
• Зачин. (“В некотором царстве, в
некотором государстве жили-были…”).
• Основная часть.
• Концовка. (“Стали они жить – поживать
и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Основные герои.
Любимый герой русских сказок Иван-царевич,
Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный
герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе
счастье.
Основные герои.
Важное место в русских волшебных сказках
отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым.
Это Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.
Основные герои.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего
выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.
— Баба Яга — один из самых древних
персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в
избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но
иногда помогает.
— Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с
несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный
персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается
буря, сверкает молния, дрожит земля.
Особенности русских народных
сказок.
В русских сказках часто встречаются
повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый
молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят;
буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Особенности русских народных
сказок.
В русских сказках определение ставится после
определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые;
солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно
солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо
пойди
Особенности русских народных
сказок.
Языку сказок свойственно употребление имен
существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают
им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок,
солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.
Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то,
вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)
Сказки о животных.
Cказка о животных —
это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в
которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также
предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1)
играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза
(саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки
«Старая хлеб-соль забывается»).
Сказки о животных.
Сказки о животных — широко
распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о
животных, в русском — 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем
значительная их час оригинальна.
— Композиционный прием сказок о животных
связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг,
изменение голоса и др.
Сказки о животных.
— В сказках о животных можно проследить
забытые верования, обряды, представления.
— В сказках о животных говорится о повадках,
проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о
птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между
людьми.
Сказки бытовые.
Сказка бытовая —
ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.
— В бытовой сказке говорится о жизни и
представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее
сюжеты тоже пришли из очень давних времен.
Сказки бытовые.
— Местом действия бытовых сказок является
русская часто крепостная деревня.
— Герой — деревенский бедняк, батрак или
солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.
— Бытовые сказки высмеивают
общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.
— Бытовые сказки полны юмора, они дают
комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад,
ворчливых, упрямых жен.
Сказки бытовые.
— Бытовая сказка идеализирует
активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной
борьбе.
— Для бытовой сказки характерны краткость
изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению
мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.
— В бытовой сказке не используются
красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой
сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них
начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.
Волшебные сказки.
— В основе сюжета волшебной сказки
находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи
чудесных средств, или волшебных помощников.
— В экспозиции сказки присутствуют
стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с
братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего
поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.
— Завязка сказки состоит в том, что главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую
мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало
противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Волшебные сказки.
— Развитие сюжета — это поиск
потерянного или недостающего.
— Кульминация волшебной сказки состоит в том,
что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и
всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые
всегда разгадываются).
— Развязка — это преодоление потери, или
недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть
приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Волшебные сказки.
— Главный герой сказки всегда молод.
— В волшебных сказках герой встречается с:
— Существами, которых не встретишь в
жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга,
многоголовый Змей, великаны и карлики.
— Невиданными зверями: Олень — Золотые
рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица.
— Властителями стихий, природных сил:
Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.
Волшебные сказки.
— Нередко в руки героя попадают чудесные
предметы:
— гусли — самогуды,
— скатерть-самобранка,
— шапка-невидимка.
— В такой сказке все возможно. Хочешь стать
молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни
их мертвой, а затем живою водой.
Волшебные сказки.
В волшебной сказке особенно ярко сказались
обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной
жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая
вера в победу добра над злом.