Сказочные птицы и их роль в сказках

Инфоурок музыка презентациитворческая работа на тему: сказочные образы в музыке описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда:

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииТворческая работа на тему: «Сказочные образы в музыке»

«Сказочные образы в музыке»Автор: Вознюк Елизавета Ученицы 3»А» класса МБОУ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Сказочные образы в музыке»Автор: Вознюк Елизавета Ученицы 3»А» класса МБОУ

    Описание слайда:

    «Сказочные образы в музыке»
    Автор: Вознюк Елизавета
    Ученицы 3»А» класса
    МБОУ СОШ №2 г. Болотное

  • 2 слайд

    Цель: познакомиться со сказочными образами в музыке на примере произведения

    Описание слайда:

    Цель: познакомиться со сказочными образами в музыке на примере произведения Н. А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане.»
    Задачи:
    1.Повторить сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»;
    2.прослушать оперу Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
    3.Отразить значение музыки для человека;
    4.Отразить значение сказки для музыки,
    5.Ответить на вопрос: что такое опера?
    6. Раскрыть значение сказочных образов.

  • 3 слайд

    Почему в минуты радости и печали человек обращается к музыке?- музыка - оди

    Описание слайда:

    Почему в минуты радости и печали человек обращается к музыке?
    — музыка — один из древнейших видов искусства который тесно связан с духовной культурой народа;
    — в музыке мы находим все традиции народа: обычаи, обряды, поверья;
    — музыка – зеркало души русского народа;
    — именно музыка способна наиболее глубоко и полно выразить все порывы человеческой души: эмоциональное переживание, чувства, мысли, настроения.

  • 4 слайд

    Роль сказки в музыкеРоль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных герое

    Описание слайда:

    Роль сказки в музыке
    Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные — всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
    Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

  • 5 слайд

    Сказочные образы в опере «Сказка о царе Салтане».Римский – Корсаков был очар

    Описание слайда:

    Сказочные образы в опере «Сказка о царе Салтане».
    Римский – Корсаков был очарован чудесной пушкинской сказкой и решил пересказать её языком музыки. Причудливой вереницей проходят перед нами сказочные картины оперы.
    Вместе с заморскими гостями – корабельщиками мы дивимся трём чудам: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и красоте царевны Лебеди. Для каждого из этих чудес композитор находит особые музыкальные краски, ещё более подчёркивающие всю фантастичность происходящего.

  • 6 слайд

    Что такое опера?Опера - это музыкальное действие, в котором только поют.Ска

    Описание слайда:

    Что такое опера?
    Опера — это музыкальное действие, в котором только поют.
    Сказку можно не только прочитать нарисовать, но и прослушать.
    Сказочные образы показывают нам фантастические и волшебные картины, нарисованные воображением автора.

  • 7 слайд

    Опера: Сказка о царе СалтанеКомпозитор: Николай Иванович Римский-КорсаковСк

    Описание слайда:

    Опера: Сказка о царе Салтане
    Композитор: Николай Иванович Римский-Корсаков
    Сказка: А.С. Пушкина
     

  • 8 слайд

    Послушаем какие три чуда произошли в городе острове - Леденце, котором оказа

    Описание слайда:

    Послушаем какие три чуда произошли в городе острове — Леденце, котором оказались царевна и царевич.

  • 9 слайд

    Какие три чуда переданы в опере?Сказочный образ белкиСказочный образ 33 бог

    Описание слайда:

    Какие три чуда переданы в опере?
    Сказочный образ белки
    Сказочный образ 33 богатырей
    Сказочный образ царевны Лебедь

    О каком чуде рассказывает легкая, воздушная, танцевальная, светлая музыка? ( О белке)
    А как Пушкин описал это чудо?
    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка песенки поет
    Да орешки все грызет.
    А орешки не простые,
    Все скорлупки золотые
    Кучки равные кладет,
    И с присвисточкой поет
    При честном при всем народе:
    Во саду ли, в огороде
    Какая песня лежит в основе этого произведения?
    Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»).

  • 10 слайд

    Какой музыкальный образ имеет маршевый характер?(33 богатыря выходят из моря

    Описание слайда:

    Какой музыкальный образ имеет маршевый характер?
    (33 богатыря выходят из моря)
    Каким изображено море?
    (море бурлящее, взволнованное, беспокойное)
    Как Пушкин выразил это чудо?
    Море вздуется бурливо,
    Закипит, подымет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Разольется в шумном беге,
    И очутятся на бреге,
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря,
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны, как на подбор,
    С ними дядька Черномор.

  • 11 слайд

    Какая у композитора царевна – Лебедь?Волшебная, сказочная, красивая, таинст

    Описание слайда:

    Какая у композитора царевна – Лебедь?
    Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая
    Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
    За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.

  • 12 слайд

    Вывод:Сказочные образы в музыке обладает мощным ресурсом для осознанного вос

    Описание слайда:

    Вывод:
    Сказочные образы в музыке обладает мощным ресурсом для осознанного восприятия музыки, дают возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества, открывает дверь в театр.

  • 13 слайд

    Литература1. Н. А.Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане, о сыне ег

    Описание слайда:

    Литература
    1. Н. А.Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
    2.А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
    3.Ресурсы из интернета.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказочные птицы и их роль в сказках

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказочные птицы и их роль в сказках

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов

Сказочные птицы и их роль в сказках

  • Сейчас обучается 64 человека из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Роль сказки в музыке Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные — всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Алеев ВВ., Кичак Т.Н.

Тема:
С.Прокофьев, Симфоническая сказка » Петя и волк»

Похожие материалы

  • Рабочая программа по музыке

  • Рабочая программа по музыке

  • Видеопрезентация на песню «Если б не было школ»-плюс

  • Творческая работа на тему: «Балет. Музыкальный театр»

  • Творческий проект на тему: «Профессии, связанные с музыкой»

  • Творческая работа на тему: «Фредерик Франсуа Шопен»

  • Урок по музыке «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

  • «Путешествие в мир пения. Развитие вокальных навыков у детей»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452503 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Более двух миллионов зрителей за неделю посмотрели фильм «Последний богатырь: Посланник Тьмы». Он приближается к лидерам проката. Посмотреть добрую сказку приходят целыми семьями.

Встретить Новый год с семьей, попкорном и, конечно, с любимыми сказочными героями на больших экранах – выбор многих наших соотечественников. А те, кто опоздал в кинотеатр, смотрите блокбастер в онлайн кинотеатре на ivi.

Сказочный сюжет и экшн современного блокбастера, яркие спецэффекты и красивейшие натурные съемки – все это порадует ваше воображение. Волшебные виды кинематографисты нашли в Карелии и под Сочи, а в Подмосковье выстроили целый киногород – Белогорье.

Год: 2021, Россия

Жанр: приключения

Режиссер: Дмитрий Дьяченко

Продюсер: Кахабер Абашидзе, Эдуард Илоян, Виталий Шляппо

Возраст: 6+

Время: 108 мин.

В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Евгений Дятлов, Тимофей Трибунцев, Алеся Лукьянова, Сергей Бурунов, Филипп Киркоров

«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» — русская былина, но с поистине голливудским размахом

Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.

Масштабное и яркое сказочное приключение уже идет в кино. Чудеса начались! Не пропустите! А если пропустили, то приглашаем посмотреть фильм в онлайн кинотеатре на ivi. Приятного просмотра!

«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» смотреть онлайн на ivi бесплатно (для тех кто не успел в кинотеатр)

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Для просмотра фильма нажмите плеер.

Сказки в лицах: кто есть кто в былине «Последний богатырь: Посланник Тьмы»

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Иван Найденов (Виктор Хориняк)

Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.

Наш современник Иван, выросший в детском доме, оказался сыном самого Ильи Муромца. Он обрел богатырскую силу, нашел свою любовь, лишился значительной доли присущего ему цинизма, но при этом сохранил чувство юмора. В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» ему нужно будет не только спасти любимую и сразиться с древним злом, но и разобраться в самом себе. Внутренние изменения сказываются и на его внешнем виде. «В завершающей трилогию картине образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы», – сообщила художник по костюмам Марина Ананьева.

«Иван настолько концентрирует в себе образ современного молодого человека, хайпового парня, что я вдруг понял: мы с ним – Иван киношный и я, артист Витя Хориняк – во многом похожи, хотя и многим разнимся. Мне важно было сократить эту дистанцию. Хотелось сделать так, чтобы герой, изменившийся к финалу, приблизился ко мне», – говорил сам артист.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Василиса (Мила Сивацкая)

Василиса добра, щедра, открыта, готова прийти на помощь любимому, и отвага ее не знает границ. Надеясь разрушить чары, погубившие когда-то ее семью и превратившие ее в лягушку, она научилась сражаться – меч в руках девушки разит наповал. Василиса умна и язвительна, умеет выбирать надежных союзников и всегда готова встать на их защиту.

«Василиса в каком-то смысле отражает мой характер. А возможно, я наделила ее своими чертами. В русских сказках образ девушки – это чаще всего принцесса, которая где-то сидит взаперти. В замке, крепости, темнице, ее надо спасти, разбудить, освободить… Героини – жертвы и сами ничего не могут. Мы выросли на этих сказках, но сейчас, когда мир меняется, изменилось и восприятие роли женщины. В наших фильмах Василиса – не жертва», – заверила актриса Мила Сивацкая.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Галина (Елена Валюшкина)

В первом фильме Галина была второстепенным персонажем из прежней жизни Ивана, с которой он, казалось, навсегда распрощался. Но в продолжении истории она превратилась из тихой простушки в настоящую фурию. С помощью магии она создала Посланника Тьмы и похитила Василису. Удивительный наряд Галины, ушитый шифоновыми лентами, напоминает струи дыма.

«Галина постепенно набирала мощь, и вот, наконец, набрала. Играть это было очень интересно. Да и ведьм в моем репертуаре ещё не было. Эта роль расширила мою актерскую палитру, еще раз показав, что я – артистка больших масштабов и масштабных полотен», – призналась актриса.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Черный богатырь

В новом фильме Иван и его друзья встретятся с таинственным Черным богатырем – порождением Зла, скрывающим свою личность. «Мы долго пытались выяснить у авторов его природу, что это – зверь, человек, камень, сгусток какой-то энергии. Так как он появляется из черной вязкой субстанции зла, нужно было сделать так, чтобы он выглядел загадочно, опасно, зловеще, чтобы природа Тьмы с первого взгляда считывалась. И мы придумали, что его амуниция будет похожа на кусок обугленного металла, с бороздками дамасской стали», – рассказывает художник по костюмам Марина Ананьева.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Баба-яга (Елена Яковлева)

В трилогии «Последний богатырь» знахарка и колдунья, 600-летняя Баба-яга – одна из самых милых и обаятельных героинь. Она с самого начала всячески помогает Ивану и Василисе, используя весь свой магический арсенал – от волшебных корешков и колдовского зелья до молодильных яблок и живой воды. Незаменимы ее заклинания и в финальном фильме – как во время подготовки к веселой сказочной свадьбе, так и в борьбе со злом на московских проспектах.

«На премьере первого фильма я своё первое появление на экране не увидела, у меня было желание посмотреть, как зрители увидят моего персонажа. Как только Баба-яга появилась, мне сразу стало интересно, как зрители отреагируют. И когда я увидела улыбки, даже на лицах детей, которые, наверное, должны были сначала испугаться, меня это порадовало», – говорила Елена Яковлева.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Водяной (Сергей Бурунов)

В «Последнем богатыре» Водяной, долгое время считавший себя неудачником, показал себя настоящим героем, готовым пожертвовать жизнью ради друзей. А также обрел любовь в лице Бабы-яги. Но в финальном фильме их страстные, сдобренные смешными словесными перепалками взаимоотношения, наконец, выйдут на новый уровень.

В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Водяной впервые предстанет в человеческом обличии.

«Сережу Бурунова очень любят зрители, – говорит режиссер Дмитрий Дьяченко. – И спонтанно пришедшая идея – а почему бы не показать его таким, какой он есть на самом деле – вылилась в кучу очень смешных моментов. Мы старались использовать любые способы, чтобы заинтересовать и развлечь аудиторию, чтобы зритель сказал: вот это прикольно!».

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко)

В первом фильме мы узнали Кощея с необычной стороны – как человека, пусть нелюдимого и неприветливого, но обладающего своими твердыми принципами. В дальнейшем стало известно о происхождении этого персонажа и секретах, таящихся в его прошлом. В завершающем трилогию фильме Кощей вновь удивит зрителей. Он быстро освоит все современные технологии мегаполиса и вполне комфортно почувствует себя на улицах Москвы.

А главным соратником Кощея в московских приключениях стал острый на язык Колобок. Правда, на съемках Константину Лавроненко приходилось взаимодействовать с мячом или шаром на палке, управляемым ассистентом режиссера и изображавшим Колобка.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Колобок (Гарик Харламов)

Знаменитый герой одноименной русской народной сказки не раз появлялся в мультфильмах, но впервые стал героем игрового кино. «Своим фильмом мы печальный финал сказки о Колобке подправили и жизнеописание его немножко переделали. Судьба его совсем не печальна – он остался жив и дожил до преклонного возраста. Колобок, как Карлсон, мужчина в самом расцвете сил – веселый разбойник и авантюрист», – говорит Дмитрий Дьяченко.

По словам режиссера, Гарик Харламов, озвучивший Колобка, идеально подошел для этой роли.

«Он авантюрный, любит нестандартные решения, и его голос абсолютно передаёт этот характер. В низком, резковатом тембре слышится неуживчивое, драчливое, колкое существо, способное сказать крепкое словцо, выдать моментальную шутку», – сообщил Дьяченко.

"Последний богатырь: Посланник Тьмы"- русская былина с голливудским размахом. Смотреть онлайн бесплатно в HD и 2K (тизер), фильм на IvI и в кино

Жар-птица (Филипп Киркоров)

В ленте «Последний богатырь: Посланник Тьмы» сказочная Жар-птица и ее прислужницы давно и прочно обосновались в Москве, появляясь на людях исключительно в человеческом обличии. А именно – в облике знаменитого певца Филиппа Киркорова и артисток его кордебалета. Эта роль изначально писалась под артиста, и он с огромной радостью согласился ее сыграть.

«Исключительный случай, когда я мог «оторваться» по полной: я в этом образе буду максимально тем, кого от меня ждут, но при этом я целиком и полностью в роли. Я – Жар-Птица. Образ этого персонажа всегда был со мной. Жар-птица или птица-феникс в других культурах – это мое кредо, моя роль по жизни. Сколько раз я падал, почти сгорал, а потом взлетал с еще большим блеском, давал еще больше огня! Сколько раз Жар-птица спасала меня по жизни. Время отдать долг. И с каким удовольствием и страстью я это сделал!» – признается Киркоров.

В предыдущих частях

Первая часть, вышедшая в 2017 году познакомила зрителей с предысторией — как и почему Иван попал в Белогорье. Главный герой очень одинок, он воспитывался в детдоме, и родственников у него нет. Однако его жизнь проходит весьма неплохо, в столице его знают как белого мага Светозара, он ведет личные приемы, где снимает порчу и соединяет сердца влюбленных, что приносит ему хороший доход. После визита одной из клиенток к колдуну неожиданно является ее разгневанный муж, и Ивану приходится спасаться бегством. Дело происходит в аквапарке, прыгнув в одну из водяных труб, герой внезапно выныривает из дупла в лесу в сказочной стране — так начинается его история в Белогорье и случается знакомство с русскими богатырями.

Во второй части, «Корень зла», премьера которой состоялась в начале 2021 года, приключения Вани в сказочном мире продолжаются. Теперь он сражается с воплощением зла — чудовищем Роголебом, в которое превратился некогда добрый колдун Белогор из-за предательства своего ученика. Чтобы победить злодея, ему и его соратникам придется отправиться в страну мертвых. Ситуация осложняется тем, что Ваня не богатырского телосложения, а сражаться необходимо. Но ему поможет волшебная ягода-усилика, украденная у Бабы-яги.

Минусы и спорные моменты — разрыв в юморе поколений у «Посланника тьмы»

У «Посланника тьмы» гораздо больше визуальных проблем и проходного юмора, чем у первых двух фильмов. Но у него есть и другая, более серьёзная беда: камео Филиппа Киркорова.

По уровню запредельного дискомфорта сцены с Киркоровым можно сравнить, например, с киноадаптацией «Кошек», названной худшим фильмом 2019 года. Телеведущий и актёр Джеймс Корден в «Кошках» — тоже известный артист, которого ужасно гримируют, дополняют плохой графикой и заставляют шутить несмешные шутки. И даже если сделать скидку на то, что юмор субъективен, и над камео Киркорова кто-то может посмеяться, фильму оно всё равно вредит.

Когда артисты старших поколений появлялись в новогодних сказках-мюзиклах вроде «Снежной королевы» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», аудитория таких шуток была понятна. Любой знакомый с телевидением человек знал Аллу Пугачеву, Софию Ротару, и даже Киркоров в роли гоголевского чёрта мог быть действительно смешным.

Приглашение старых звёзд и своеобразные актёрские «капустники» сработают на родителях, которые поведут детей в кино. Но они не вызовут вообще никакого отклика — кроме, разве что, негативного — ни на миллениалах, ни тем более на зумерах. Для них Киркоров, как и Николай Басков, и другие звёзды российской эстрады — это практически ноунеймы, которые записывают видео с тиктокером Даней Милохиным. Многим будет попросту непонятно, почему в таких камео есть доля самоиронии, о которой «Канобу» рассказывал режиссёр фильма Дмитрий Дьяченко.

При этом в предыдущих фильмах звёздные гости были загримированы так, что в Колобке с трудом можно было различить Харламова. И именно это делало франшизу «Последний богатырь» максимально некринжовой комедией: новые лица, умеренно смешные шутки и практически полное отсутствие актёров, которые успели надоесть аудитории. Но российские киноделы по-прежнему цепляются за звёзд ушедшей эпохи, которых не хочется звать с собой в эпоху стриминговых фильмов и сериалов.

Злоупотребление графикой и скучный визуал

В «Последнем богатыре» встречался плохой хромакей и неудачный дизайн персонажей, о которых «Канобу» писал в рецензии. Но в целом фильм не так уж много полагался на CGI, хотя над видом Водяного и других антропоморфных существ старались, как могли. Катастрофа началась во втором фильме, «Корне зла», где главного злодея в виде дерева нарисовали в разы хуже, чем энтов из «Властелина колец: Две крепости» 2002 (!) года.

В «Посланнике тьмы» компьютерная графика используется, по ощущениям, в каждой третьей сцене. Ужасно выглядящее существо, на котором летает Галина, порталы в иной мир, множество CG-героев, вид которых становится хуже от фильма к фильму. Особенно проблемы видны в финале, где сам Иван несколько раз перевоплощается, летают осколки зеркал и искажается пространство. С таким объёмом работы не всегда справляются художники блокбастеров Marvel с максимально возможными на сегодня технологиями и бюджетами. Не совсем понятно, для чего было возлагать подобную ответственность на отечественных — пока ещё не таких опытных — специалистов.

Но обиднее всего то, что история «попаданцев» из сказочного мира сделала фильм откровенно скучным. Теперь действие происходит не в Белогорье. Вместо этого герои бегают между панельками, по узнаваемым местам Москвы (не слишком близко к центру) или бездушным стеклянным ЖК.

Вердикт: смотреть отдыхаючи, но не ждать магии первого фильма

«Последний богатырь: Посланник тьмы» по итогу не назовёшь ужасным фильмом. Это не очень яркое, но логичное завершение трилогии, в котором есть внутренний рост героя, завершение сюжета и заслуженный хэппи-энд. Местами юмор остаётся беззлобным и смешным, а идею с кикиморами в нашей реальности даже не хочется спойлерить заранее — настолько забавной она вышла.

Но интересные находки теряются в общей заурядности фильма. Всё хорошее, что в нём есть — например, внутренняя борьба Ивана, или отражение сказочного мира в настоящем — перекрывается ужасом от сцен с Жар-птицей.

В 2020 году команда «Вечернего Урганта» соединила призрачную ностальгию по итальянской эстраде, которую многие из зумеров никогда не видели, и новых звёзд интернета, музыкальной сцены и кино. И соединил успешно — у видео сейчас 11 миллионов просмотров на YouTube, а впереди вторая часть.

Того же хочется и от российских кинематографистов. Потому что иначе даже самый, казалось бы, современный приключенческий фильм с отсылками к Disney вдруг скатывается в скучный сюжет, плоские шутки несмешного Бурунова и камео знаменитости, которая в 2021 году пыталась как угодно, в основном через скандалы и конфликты с коллегами, попасть в новости.

источник:

https://smotrim.ru/article/2654907

источник:

Подробнее ➤

Конспект родительского собрания в
средней группе «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Татьяна Ларенкова 
Конспект родительского собрания в средней группе «Роль сказки в нравственном
воспитании дошкольников»

Конспект родительского собрания в средней группе на тему:
«
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Цель:
повышение педагогической компетентности 
родителей
в воспитании нравственных качеств дошкольников
 путем
введения их в культурную традицию различных 
сказок.

Предварительная работа:

• Оформление групповой комнаты.

• Подготовка памятки для родителей.

• Подготовка инсценировки сказки «Заюшкина избушка» с
детьми.

• Приготовление материалов и атрибутов для инсценировка сказки «Три поросенка» (показ сказки
родителями)

• Выставка книг на тему «Русские народные сказки»

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Сообщение воспитателя«Роль
сказки в нравственном воспитании ребенка
».

3. Инсценировка и обсуждение сказки
детьми 
«Заюшкина
избушка»
.

4. Инсценировка и обсуждение сказки
родителями 
«Три
поросенка»
.

5. Подведение итогов собрания.

6. Раздать памятки для родителей.

Ход
собрания:

1. Вступительное слово воспитателя:

Уважаемые, родители, так
наше 
родительское собрание необычное.
Посвящено оно роли сказки в нравственном воспитании детей. Но сначала я задам
вам вопросы и мы увидим — много ли сказок вы знаете и читаете нашим детям.

• Назовите русские народные сказки.

• Назовите старинные слова, встречающиеся в сказках

баюкать (укладывать спать)

очи (глаза)

девица (девушка)

кров (дом)

чело (лоб)

журить (ругать)

• Кто охраняет заставу от врагов? (Богатыри).

• Назовите самых знаменитых русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович,
Добрыня Никитич)
.

• Назовите героев русских сказок.
(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Хаврошечка, Емеля, Иван Царевич, Марья-искусница,
Соловей-разбойник).

• Назовите животных, птиц из русских сказок.
(Кот, собака, лошадь, баран, свинья, козел, бык, медведь, волк, лиса, журавль,
заяц, цапля, петух).

• Из каких сказок эти предметы:

Колобок (сказка «Колобок»)

Лук и стрелы (сказка «Иван Царевич»)

Рыбка (сказка «Лиса и волк»)

Яичко (сказка «Курочка Ряба»)

Скалка (сказка «Лисичка со скалочкой»

2. Сообщение воспитателя «Роль
сказки в нравственном воспитании ребенка
».

Воспитывая ребенка, и воспитатели,
и 
родители надеются вырастить из него
достойного человека. Каждый 
родитель хочет
гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Нравственное воспитание –
важнейшая сторона 
воспитания ребёнка.

Закладывать основы нравственностивоспитывать моральные
ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер,
отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории
— добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром.
Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как
зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными
требованиями общества.

Самые
элементарные и в тоже время самые важные представления– об уме и глупости, о
хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в
сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения.

Такие нравственные категории,
как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать
своим собственным примером, а также с помощью народных 
сказок.

Среди многих жанров устной прозы
(
сказки, предания, сказы,
былины, легенды) 
сказка занимает
особое место.

С древнейших времён русские народные сказки служили
верную службу в 
нравственном и эстетическом
воспитании
 подрастающего поколения потому, что сказка —
неиссякаемый источник для 
воспитания детей.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в
торжество добра и справедливости. 
Сказки
делятся на
:

1. Сказки о животных.

Главная задача этих сказок –
высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому,
обиженному. Учат детей тому:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса»«Заюшкина избушка»).

2. Волшебные сказки.

В этих сказках две группы героев:
добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные 
сказки должны
вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают
уверенность в торжестве добра.

Эти сказки формируют
устойчивые 
нравственные представления

Моральные ценности в волшебных сказках представлены
более конкретно, чем в 
сказках о животных.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в
достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими
физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую
ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для
мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый,
любящий 
Родину). Идеал для ребенка является
далекой перспективой, к которой он будет стремиться.

3. Бытовые сказки:
Эти 
сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников,
так как они передают народную мудрость

Несмотря на классификацию сказок,
каждая из них несет в себе огромное 
воспитательное и
познавательное значение для ребенка.

Задача
педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.

В сказке всегда
есть четкая граница:
это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш
узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает
сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в
будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказка не дает прямых наставлений
детям («Слушайся 
родителей»«Уважай старших»«Не уходи из дома без
разрешения»
, но в ее содержании всегда заложен урок, который они
постепенно 
воспринимают,
многократно возвращаясь к тексту 
сказки.

Например, сказка «Репка» учит
быть дружными, трудолюбивыми; 
сказка «Маша и медведь» предостерегает: в
лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не
отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; 
сказки «Теремок»«Зимовье зверей» учат
дружить. Наказ слушаться 
родителей,
старших звучит в 
сказках «Гуси-лебеди»«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
«Снегурочка»«Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в 
сказке «У страха глаза велики»,
хитрость — в 
сказках «Лиса и журавль»«Лиса и тетерев»«Лисичка-сестричка и серый
волк»
 и т. д. Трудолюбие в народных 
сказках всегда
вознаграждается («Хаврошечка»«Мороз Иванович»«Царевна-лягушка»,
мудрость восхваляется («Мужик и медведь»«Как мужик гусей делил»«Лиса и козел»,
забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Нравственные чувства развиваются у детей
в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную 
роль в
этом играет все же семья. 
Родители самые первые воспитатели
ребенка
. Задача воспитания у детей нравственных качеств
решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее
они относятся к детям поэтому, ваше поведение служит для детей наглядным
примером. Не забывайте, пожалуйста, об этом.

3. Уважаемые родители, мы
приготовили для вас сюрприз: Инсценировка 
сказки
детьми 
«Заюшкина
избушка»
.

После просмотра сказки дети и родители принимают
участие в обсуждении 
сказки по
следующим вопросам:

• Кто в этой сказке хороший герой?

• Какая в этой сказке лиса?

• Какой в этой сказке петушок?

• Кого можно пожалеть в сказке?

• Кого
нужно учить правильным поступкам?

4. Инсценировка родителями сказки «Три поросенка».

После просмотра сказки дети и родители принимают
участие в обсуждении 
сказки по
следующим вопросам:

• Чему учит нас эта сказка?

• Кого можно пожалеть в сказке?

• Какой в этой сказке волк?

5. Подведение итогов собрания.


Качества необходимые вашему ребенку, как человеку?

• Вы
хотели, чтобы ваш ребенок стал?

• В
хорошей семье всегда?

• Нельзя
прожить без?

• Если бы
я нашел клад, то?

• Если бы
я все мог, то?

Воспитатель :

Спасибо за то, что сегодня вы смогли найти время и прийти на
наше 
собрание.

Родителям предлагается чай с медом.

6. Памятка для родителей раздается
для ознакомления с ней дома.

Памятка для родителей

• Читайте
вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.

• Прежде
чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

• Если
ребенок устал, проведите физкультминутку.

• При
знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и
инициалы автора, название книги.


Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

• До и во
время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

• Спросите, чем понравилась книга ребенку,
что нового из нее он узнал.

• Попросите ребенка рассказать
о главном герое
, событии.

• Какие
слова или выражения запомнились ему?

• Чему
учит эта книга?


Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить
его наизусть.

Роль сказки в жизни дошкольника

                                                                                                «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.

 Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер.

Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так:«Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию.

Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу.

Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы.

В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

— красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

— картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка.

Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе.

Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки.

Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С.Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок  тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой  подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. 

Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете  какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой  песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее-то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса»  и  «Зайкина  избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру  так , чтобы  дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо  в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал  поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает  формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без  капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные  к  сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма  воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в  сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах  героев, а не о внешних событиях , и разворачивающееся  в них действо часто противоречит обычной реальности.  

Ребенок, услышав и представив  сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. 

Например, жадному  эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О  рыбаке и рыбке», «О трех жадных  медвежатах»; пугливому и робкому – «О  трусливом  зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему.

 Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку. 

Библиографическое описание:


Сейплденова, А. С. Сравнение образов Жезтырнак из повести З. Наурзбаевой и Л. Калаус «В поисках золотой чаши: Приключения Бату и его друзей» и Бабы Яги из русских народных сказок / А. С. Сейплденова, Е. Н. Дерунова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2377/ (дата обращения: 08.01.2022).



Книга З. Наурзбаевой и Л. Калаус о приключениях Бату и его друзей относится к жанру фэнтези. Одной из основ этого жанра, по словам многих исследователей, является миф. Для повести «В поисках золотой чаши: Приключения Бату и его друзей» такой основой стала тюркская мифология в целом и казахская мифология в частности. На страницах повести перед нами оживают фольклорные и мифологические персонажи, знакомые нам из казахских народных сказок. Одним из таких персонажей является ведьма Жезтырнак.

В казахских мифах и сказках Жезтырнак — это женский мифологический образ. Слово «жез» в переводе с казахского означает «латунь», а «тырнак» переводится как коготь. Жезтырнак — замкнутое создание невероятной красоты. На ее одежду нашито множество золотых и серебряных украшений, которые при ходьбе издают тихий загадочный звон. Взгляд у Жезтырнак холодный, немигающий, пронзительный. Она не очень разговорчива, на вопросы отвечает неохотно. Никогда не показывает своих рук, пряча либо в рукаве, либо под подолом сжатые в кулак длинные пальцы. Жезтырнак всегда голодна и жадно поедает мясо, выпрошенное у героя. При этом мясо она держит рукавами, не оголяя рук. А затем, дождавшись, когда человек уснет, она вонзает в него свои длинные латунные когти и, убив, высасывает его кровь. Одной из черт характера Жезтырнак согласно поверьям является ее невероятная мстительность. Того, кому удается убить Жезтырнак, начинает преследовать ее муж Сорель. А если человек убивает и его, то в борьбу вступают их осиротевшие дети. [1]

Авторы повести «В поисках золотой чаши: Приключения Бату и его друзей» предлагают свою интерпретацию образа Жезтырнак, несколько отличную от мифологических представлений казахов. Вот какой предстает Жезтырнак перед Бату и Аспарой при первой встрече:

«передвигаясь на двух ногах, как человек, к Аспаре и Бату бежала, нелепо подскакивая и переваливаясь странная тварь. Время от времени она вскидывала вверх невообразимо длинные костлявые руки. На ветру развевались ее ужасные лохмотья и спутанные седые космы… Ведьма с горящими, как фонари, желтыми глазами стремительно приближалась, уже были хорошо видны торчащие изо рта кривые, как ятаганы клыки, крючковатый нос… Бату отчетливо разглядел длинные черные когти».

[3; 47] Такие детали портрета, как крючковатый нос, длинные седые волосы, горящие глаза и клыки сближают созданный Л. Калаус и З. Наурзбаевой образ Жезтырнак с Бабой Ягой из русских народных сказок. И это сходство не ограничивается внешним обликом.

Если обратить внимание на прозвища персонажей: Жезтырнак (в буквальном переводе «медный коготь») и Баба-Яга костяная нога (в некоторых вариантах нога железная или золотая), то они указывают на у них наличие искусственных частей тела.

Еще одно сходство Жезтырнак и Бабы-яги — их хорошее обоняние. Если Баба-Яга способна отыскать по запаху спрятавшегося в ее избушке незваного гостя, то Жезтырнак находит Бату и Аспару по дымку от сожженного ими крохотного перышка птицы Самрук.

Роль Бабы-Яги в русских сказках неоднозначна. Рассмотрев ее образ на примере сказок «Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Баба-Яга и ягоды», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», можно убедиться, что из десяти проанализированных произведений в четырёх она выступает отрицательным персонажем, а в шести — положительным. Исследователь русского фольклора Владимир Яковлевич Пропп даже выделяет три типа образа Бабы-Яги:

1) Ягу-дарительницу (или советчицу);

2) Ягу-пожирательницу (или похитительницу);

3) Ягу-воительницу. [2; 36]

Рассматривая образ Жезтырнак в интерпретации Зиры Наурзбаевой и Лили Калаус, мы также имеем дело с неоднозначностью. Если в главе «Вершина мира» Жезтырнак возникает перед Бату и Аспарой как агрессивная и кровожадная нечисть (вернее, кажется им таковой), то в главе «Справа у входа — это где?» героям удается разглядеть в Жезтырнак

«немолодую, измученную, исхудавшую женщину, почерневшую от степного солнца»

, которая пытается кормить грудью малышку Тумар и улыбается

«несмелой, и такой человеческой улыбкой»

. [3; 176] А в главе «Самрук возвращается в гнездо» выясняется, что Жезтырнак — вовсе не ведьма, а перевоплотившаяся птица Самрук, потерявшая дом и птенцов, когда «чёрные люди» сожгли священное дерево Байтерек. Защищая Тумар от злодея Шахруха в облике черного медведя, Жезтырнак погибает и к ней возвращается первоначальный облик священной птицы Самрук. [3; 186]

Ученые отождествляют сказочный образ Бабы-Яги с хозяйкой леса, повелительницей зверей и птиц. Хозяйка леса, Баба-яга, также, как и Жезтырнак, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание её дома как избушки на курьих ножках. [2; 93]

Из беседы с Кюйши Бату и его друзья узнают, что птенцы Самрук по преданию — это души выдающихся людей: акынов, кюйши, батыров. Священная птица растит их и отпускает в мир людей.

По теории В. Я. Проппа, образ Бабы-яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога), служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Истолковав образ Жезтырнак как антропоморфное воплощение птицы Самрук, Зира Наурзбаева и Лиля Калаус сделали ее посредником между мирами, что также сближает Жезтырнак с Бабой-Ягой. В главе «Битва» Самрук вызволяет Хадишу и Тумар из плена Шахруха и уносит их на время в мир мертвых, где их видит потерявший сознание Бату. [3; 220]

Таким образом, обнаруживаются следующие параллели между образом Бабы-Яги и литературной интерпретацией образа Жезтырнак:

− сходство внешнего облика;

− неоднозначность образов;

− роль посредника между мирами.

Такое сходство возможно, по мнению учёных, благодаря культурно-историческим связям, заимствованию одним народом произведений другого. [4; 130] Заимствованные сюжеты и образы называются бродячими и активно используются писателями при создании литературных произведений.

Литература:

  1. Mukhit M. Мифологические образы в фольклоре казахского народа // http://timc.kz/2019/04/12/ (сайт Казахской академии спорта и туризма)
  2. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2000. — 336 с.
  3. Наурзбаева З., Калаус Л. В поисках золотой чаши. Приключения Бату и его друзей: Повесть. — А.: Алматыкiтап баспасы, 2014. — 256 с.
  4. В. И. Чичеров. Теории заимствования. // Русское народное творчество. — М.: издательство МГУ, 1959. — 347 с.

  • Сказочные символы в русских народных сказках
  • Сказочные сказки демьян заико
  • Сказочные птицы из сказок
  • Сказочные персонажи русских сказок картинки для срисовки
  • Сказочные помощники в сказке белая уточка 3 класс