Сказочные приметы в сказке летучий корабль

Вариант 1. фамилия, имя 1 вспомни, что такое фольклор. подчеркни жанры, которые относятся к фольклору: скороговорка, рассказ, сказка, небылица,

Вариант 1.  Фамилия, имя __________________________________________ 

1)    Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору:  Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

2)   Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                                   1«Морозко»

было три сына.»___

«Жил-был царь Берендей, у него было                                   2«Белая уточка»

три сына…»____

«Живало-бывало — жил дед да с другою                              3 «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  ____                                                                               4«Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                              Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок…»  ____                                    

«Один князь женился на прекрасной                                            5 «По щучьему

княжне». ____                                                                                    веленью»

3)                Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________ 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

 «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________ 

4)                 Произведение «Белая уточка» — это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

5)                Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко», «Летучий корабль», «Колобок», «Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

6)                Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

1.Любишь кататься, люби и саночки возить.       2. Что посеешь, то и пожнешь.

   3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7)                Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________ 

8)                 Из каких сказок эти предметы и герои? Запиши соответствующее число.

топор ____                                                     1. «Иван царевич и серый волк»

собачка   ____                                                

златогривый конь ____                                  2. «Морозко»

заморышек____       

Стреляло  ____                                               3. «Летучий корабль»

щука____       

печка      ____                                                    4.  «Белая уточка»

царь Далмат____       

живая и говорящая вода    ____                         5. «По щучьему веленью»

9)        Напиши по плану отзыв (аннотацию)  по любой прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор ______________________________________________________ 

2. Название  ___________________________________________________ 

3. О чем эта сказка? _____________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

4. Кто из героев понравился и почему? _____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? ______________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.  Фамилия, имя __________________________________________ 

Фамилия, имя ________________________________________________ 

1)                Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

2)                Какие сказки заканчиваются какими словами? Запиши число рядом.

«А Иван-царевич женился на Елене                  1. «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».  ___                                             2. «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                   

«И стал он в том царстве жить, всякие            3. «Иван-царевич и Серый

 дела вершить» ____                                                      волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                4.  «Летучий корабль»                       

молодец»______

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю…и не осталось              5.«Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»________

3)                Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________ 

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________ 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

 4)                 Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

5)                Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью», «Зимовье зверей», «Аленький цветочек», «Морозко»

«Репка» 

6)                Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

1.Любишь кататься, люби и саночки возить.       2. Что посеешь, то и пожнешь.

   3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7)                Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .

8)                 Из каких сказок эти герои и предметы? Припиши цифру.

Скороход___                                1.  «Иван-царевич и Серый волк»                             

царь Афон____

бочка в море___                                    2. «Летучий корабль»

Марья-царевна___

падчерица ___                                        3.«По щучьему веленью»

ведьма___

Холодило___                                           4.«Морозко»

вода живая и говорящая ___

блины___                                                   5. «Белая уточка»

9)                Напиши по плану отзыв (аннотацию)  по любой прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор __________________________________________________

2. Название _______________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение?

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  («Морозко»)                                                                         

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок…»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                 

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                               

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка») 

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью») 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» — это сказка.

Произведение «Летучий корабль» — это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95. 

Раздел «Волшебная сказка»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.

«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».

«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».

«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».

«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».

«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?

В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.

Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.

Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:

На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…

5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.

Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.

Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.

Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.

Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.

Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.

Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.

Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.

Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.

6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».

Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.

7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.

Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.

8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.

Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.

9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.

Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса

Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.

Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.

Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.

Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.

Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.

Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.

И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.

1

Кино

«#Киносказки Роу»

Во всех городах сети КАРО стартует проект #КИНОСКАЗКИ РОУ — крупнейший прокат любимых поколениями фильмов-сказок Александра Роу на экранах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Самаре, Сургуте и Новосибирске. Главный отечественный киносказочник Александр Роу был воплощением духа киностудии им. М. Горького, новатором мирового уровня в области детского кинематографа. Своими экспериментами со спецэффектами он поражал воображение лучших специалистов своего времени. В его фильмах — невероятные костюмы, которые сохранились на киностудии, скоро они станут частью нового музея истории кино на киностудии им. М. Горького в Москве. У Роу мгновенно узнаваемый стиль, а фразы из любимых с детства сказок живут в народном языке. Увидеть их на большом экране, особенно «Морозко» в преддверии Нового года, — настоящий подарок.

В сети КАРО с 23 декабря 2021 по 14 апреля 2022 года

«Сестры»

123

Фото: START

Режиссер: Илья Силаев. В ролях: Ангелина Стречина, Анна Котова-Дерябина, Лина Миримская, Янина Студилина, Антон Филипенко, Николай Шрайбер, Артем Ткаченко, Георгий Дронов, Маша Лобанова

«Сестры» — история трех женщин, которые вынуждены управлять автосервисом, доставшимся им в наследство после смерти отца. Когда-то он своим поведением разделил дочерей и сделал их чужими людьми. Теперь его провинциальный автобизнес должен сплотить поссорившихся сестер. Учительнице из Ртищево Ольге (Лина Миримская), парикмахеру из Саратова Маше (Анна Котова-Дерябина) и карьеристке из Москвы Ирине (Ангелина Стречина) предстоит руководить коллективом из 40 мужчин, попутно разрешая накопившиеся за годы противоречия.

С 24 декабря на платформе START

«Новый год и Рождество в «Художественном»

123

Фото: kino-teatr.ru

Фестиваль откроется 25 декабря специальным показом комедии «Чего хочет Слава?» (2020) — фильма о том, что мы сами ответственны за исполнение своих желаний. Картину представят режиссер Оксана Бычкова и актеры Надежда Лумпова, Александра Ревенко, Руслан Братов и Мадлен Джабраилова. Среди хитов голливудской рождественской классики, демонстрируемых на фестивале: «Рождество в июле» Престона Стерджеса (1940) — классическая голливудская комедия, в которой атмосфера рождественской неразберихи обрушивается на героев посреди лета; праздничный мюзикл «Светлое Рождество» (1954) от режиссера «Касабланки» Майкла Кертица; «Рождественский гимн» Брайана Десмонда Херста (1951) — по единодушному мнению критиков, одна из лучших экранизаций знаменитой повести Чарльза Диккенса о прижимистом старике Скрудже. Показ легендарного фильма Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (1947) состоится вечером 31 декабря и станет последним сеансом уходящего года в «Художественном». Праздничная картина, возвращающая веру в себя и свои силы, была номинирована на пять «Оскаров» и считается одним из величайших американских фильмов в истории.

С 25 по 31 декабря, кинотеатр «Художественный»

«Нас других не будет»

Режиссер Петр Шепотинник

27 декабря исполнилось бы 50 лет Сергею Бодрову-младшему. В связи с этим фильм Петра Шепотинника и Аси Колодижнер «Нас других не будет» выйдет в повторный прокат — правда, только на один день, чтобы отметить таким образом день рождения любимого народом актера и режиссера. В центре сюжета — творческое содружество Бодрова и Алексея Балабанова. Фильм состоит из хроники из личных архивов Шепотинника и Колодижнер и новых интервью, взятых у тех, кто знал и работал с Балабановым и Бодровым. Особенно выделяется интервью с продюсером Сергеем Сельяновым, очень интимное, интеллигентное и живое.

В кино 27 декабря

Театр

«Щелкунчик»

123

Фото: РАМТ

Режиссер: Василий Вайнонен

В канун Нового года на сцене Российского академического молодежного театра вновь танцуют самый сказочный балет «Щелкунчик», символ новогоднего волшебства, и в исполнении оркестра звучит чарующая музыка Чайковского.

Главные партии исполняют прима-балерина театра «Кремлевский балет» Александра Криса и солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) Юрий Выборнов.

24, 30, 31 декабря, РАМТ

«Новогодняя экспедиция»

123

Фото: Театр Образцова

Режиссер: Борис Константинов

«Новогодняя экспедиция» — это театрализованное представление, поставленное главным режиссером театра Борисом Константиновым и главным художником Виктором Антоновым. Лауреаты «Золотой маски», постоянные соавторы, они создадут волшебную сказку, в которой у каждого ребенка будет своя роль. «Новогодняя экспедиция» пройдет среди сугробов и айсбергов в парке театра — «Образцовпарке».

С 22 декабря 2021 по 8 января 2022-го, парк Театра Образцова

«Однажды в Мексике: Кукурузный человечек»

123

Фото: Театр Терезы Дуровой/Владимир Майоров

Режиссер: Тереза Дурова

Постановка продолжает популярную серию этнических спектаклей, которые знакомят зрителей с культурой разных стран. На этот раз Театр Терезы Дуровой приглашает публику в захватывающее путешествие по Мексике. Действие происходит в деревушке под названием Маисета, затерявшейся где-то среди бескрайних кукурузных полей. Особым образом в Мексике принято отмечать 15-летие девочек — окончание детства и вступление во взрослую жизнь. По-испански этот праздник называется кинсеаньера (quinсeañera). Зрителям спектакля предстоит узнать, на что способна простая мексиканская девушка, какими добрыми бывают духи и жестокими — люди и что случится, если произнести заклинание: «Раз, два, три! Есть душа внутри?».

23, 25, 26, 29 декабря, 19:00. Театр Терезы Дуровой

«Без вины виноватые»

123

Фото: театр «Сфера»

Режиссер: Александр Коршунов

Островский в «Сфере» — автор любимый и неслучайный. Представители театрального сообщества сходятся во мнении, что именно Александр Коршунов сегодня — тот мастер, который находит ключ к произведениям классиков, благодаря которому они звучат современно и глубоко. В его спектаклях находят гармонию лучшие традиции русского психологического театра и поиск нового театрального языка. На этот раз Коршунов обращается к самой репертуарной пьесе Островского. В основе сюжета — судьба молодой девушки Любови Отрадиной. Брошенная женихом Муровым ради богатой невесты и потерявшая маленького сына, она, несмотря на выпавшие на ее долю беды, стала известной театральной актрисой.

25 и 26 декабря, 18:00, Основная сцена театра «Сфера»

«30-го мая»

123

Фото: театр «Прогресс Сцена»

Режиссер: Сергей Газаров

Героини эксцентричной современной комедии Галя, Валя и Рая встретились на традиционный девичник, который закадычные подруги позволяют себе каждые полгода. День для себя, когда можно не думать о мужьях и детях, быть собой, не боясь быть неправильно понятой, поделиться сокровенным, наплакаться от души и подурачиться вволю. В тот самый день, 30 мая, начиналось всё как обычно. Праздничное возбуждение перемежалось лирическими откровениями. Но что-то пошло не так. Для героинь «30-го мая» важно быть понятыми и услышанными, потому что только так они смогут стать счастливыми.

25, 26, 28 декабря, 19:00, Основная сцена театра «Прогресс Сцена»

«Летучий корабль»

123

Фото: Центральный академический театр Российской армии

Режиссер: Андрей Бадулин

Спектакль поставлен по популярному мультфильму, на котором выросло не одно поколение. Волшебные истории из самого известного сборника русских народных сказок, замечательные стихи Юрия Энтина и объединяющая всё это в единое целое фантастическая музыка Максима Дунаевского. В фойе зрителей будут ждать нарядная елка, праздничная атмосфера и возможность приобрести сладкий новогодний подарок.

25 декабря, 17:00, Центральный академический театр Российской армии

Концерты

«Полет над Россией»

123

Фото: Московская консерватория

«Полет над Россией» — грандиозная киноэпопея, в которой с высоты птичьего полета показаны красоты России — от Эльбруса до камчатских вулканов. Фильм идет в живом сопровождении симфонического оркестра, а рассказчиком выступит актер и мастер озвучивания Сергей Чонишвили. Картину сняли немецкие документалисты Петра Хефер и Фредди Рекенхаус, в английской версии ее озвучил Джон Малкович. Музыку на киноконцерте будет исполнять симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» — один из наиболее востребованных оркестров в России.

25 декабря, 19:00, Московская консерватория

«Новогодняя акустика» от «Браво»

123

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Во время традиционного новогоднего концерта наряду с хитами «Браво» прозвучат редко исполняемые акустические композиции, да и сами хиты благодаря необычным аранжировкам становятся другими. В этот раз к основной пятерке и духовой секции «Браво» присоединятся струнный квартет п/у Сергея Винокурова, хор Sunny Side Singers п/у Ольги Олейниковой — а это значит, что нас ждет самая нежная сторона музыки Евгения Хавтана и его коллег.

30 декабря, 19:00, Арбат-Холл

«Рождественские стихи»

123

Фото: Мария Павловская

Владимир Кошевой, известный широкой публике ролью Родиона Раскольникова в экранизации «Преступления и наказания», в католический праздник Рождества покажет зрителям интеллектуальный перформанс по стихам Иосифа Бродского. Каждый праздник поэт писал по одному стихотворению — так появился его знаменитый «рождественский» цикл. Режиссер Михаил Елисеев поставил спектакль как монолог очевидца, мастерски жонглируя религиозными сюжетами и повседневными мыслями поэта. Артист Кошевой, словно живой свидетель таинства, не просто погружает зрителей в атмосферу праздника, но и предлагает задуматься о предназначении человека в меняющемся мире. Музыкальную партию на трубе исполнит Кирилл Солдатов, виртуозный солист Национального филармонического оркестра России.

25 декабря, 19:00, Московский международный дом музыки, Театральный зал

Концерты Мариинского театра и Валерия Гергиева

123

Фото: Московский концертный зал «Зарядье»

В преддверии Нового года пройдут праздничные концерты Мариинского театра и Валерия Гергиева, которые уже стали доброй традицией для гостей и жителей столицы. Продолжением музыкального вечера станет Новогодний концерт Страдивари-ансамбля, где прозвучат произведения Иоганна Штрауса, Имре Кальмана, Франца Легара, Эдуардо ди Капуа, Жака Оффенбаха. Солисты — Екатерина Санникова (сопрано), Гамид Абдулов (тенор), Владислав Куприянов (баритон). Дирижер и концертмейстер оркестра — Лоренц Настурика-Гершовичи.

23 декабря, 18:00, Московский концертный зал «Зарядье»

Рождественский вечер

123

Фото: Новая Опера

Пианистка Элисо Вирсаладзе

Главное событие вечера — концерт № 17 для фортепиано с оркестром Моцарта, одно из самых популярных произведений, мелодию которого насвистывают даже скворцы. На сцене пианистка Элисо Вирсаладзе — непревзойденная, сочетающая сдержанность и чувственность, «артистка большого масштаба», как говорил о ней Святослав Рихтер. Еще одна героиня вечера — Мария Баракова (меццо-сопрано). Ее сравнивают с легендарными Тамарой Синявской и Галиной Вишневской. Победительница престижных международных конкурсов им. М.И. Глинки и П.И. Чайковского, впервые в «Новой опере» она исполнит песни из цикла «Волшебный рог мальчика» Г. Малера.

24 декабря, 20:00, «Новая опера»

Выставки

«Азбука шедевра»

123

Фото: музей «Новый Иерусалим»

Масштабный выставочный проект «Азбука шедевра» объединяет более 120 работ великих русских живописцев, среди которых — Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многие другие. Проект представляет весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока, почти в каждой из которых есть шедевры, часто не известные широкой публике. В экспозиции площадью более 2000 кв. м показаны 123 работы 81 художника, в том числе Казимира Малевича, Василия Кандинского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Ивана Айвазовского, Аристарха Лентулова, Натальи Гончаровой и еще около 70 авторов. Среди знаковых экспонатов выставки — «Купчиха» и «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Старая мельница» Василия Поленова, «Импровизация № 209» Василия Кандинского, «Закат» Архипа Куинджи и другие. Многие работы специально к выставке прошли научную реставрацию. Произведения для выставки из своих фондов и постоянных экспозиций предоставили 30 российских региональных музеев из 29 городов.

18 декабря 2021 — 19 июня 2022, музей «Новый Иерусалим»

«Сокровища гробницы Тутанхамона»

123

Фото: ВДНХ

«Сокровища гробницы Тутанхамона» — образовательно-развлекательный проект, который будет интересен для посетителей любого возраста. На выставке представлено более ста экспонатов — точных копий вещей, обнаруженных в легендарной гробнице египетского фараона. Команда художников, музейных реставраторов и египтологов не один год работала над воссозданием этих предметов. Вниманию зрителей предстанут вещи, которые невозможно увидеть ни в одном музее мира, — например, безвозвратно утраченные или полностью разрушенные предметы.

Проведение выставки приурочено к столетию знаменательной даты — в 1922 году британский археолог Говард Картер обнаружил нетронутую гробницу Тутанхамона и тем самым перевернул представление о жизни древних египтян.

С 22 декабря 2021-го, 33-й павильон ВДНХ

«Константин Коровин и его ученики», Новый Манеж

123

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Ретроспектива живописных и театральных произведений одного из основоположников импрессионизма в отечественном искусстве и его учеников, художников круга Константина Коровина, разместится в Новом Манеже в Георгиевском переулке. Всего будет представлено более 40 работ, а также фотографии, фрагменты писем, воспоминания о друзьях художника — Чехове и Шаляпине.

22 декабря 2021 — 23 февраля 2022

«Елка Победы»

123

Фото: Музей Победы

Посетители смогут окунуться в атмосферу празднования Нового года в середине ХХ века. Около 60 раритетов из фондов Музея Победы, в том числе подлинные елочные игрушки и новогодние украшения конца 1930-х — 1940-х годов, расскажут о новогодних традициях. Елочные игрушки запечатлели жизнеутверждающие элементы советской эпохи. На выставке также можно увидеть коллекцию поздравительных открыток времен войны, фронтовые письма с новогодними пожеланиями, фотографии, запечатлевшие празднование Нового года на фронте и в тылу.

С 21 декабря 2021 до 31 января 2022-го, Музей Победы

Фестивали

Фестиваль новой музыки SOUND UP

123

Фото: парк «Зарядье»

Один из лучших камерных хоров России, вокальный ансамбль Intrada исполнит пять новых партитур российских композиторов разных поколений: поставангардиста и мэтра отечественной композиторской школы Владимира Мартынова, остроумного минималиста Павла Карманова, метамодернистки Настасьи Хрущевой, постклассика Игоря Яковенко и молодой академистки Алины Подзоровой. Также в программе сочинения ключевых композиторов XX–XXI веков — пионера минимализма Стива Райха и создателей Bang on a Can Майкла Гордона и Джулии Вольф.

В написанных по заказу SOUND UP партитурах композиторы продолжили многовековую традицию хоровой музыки России, а также вступили в диалог с эстетическими, духовными и интеллектуальными канонами европейской культуры. Мартынов написал музыку на текст из ветхозаветной Песни песней Соломона, Карманов обратился к словам апостола Павла из Нового Завета, а Яковенко придумал вокальный диалог о добре и зле между Марком Туллием Цицероном и Фридрихом Ницше. Хрущева текстовому источнику предпочла невербальные вокальные архетипы, которые поймут носители любого языка, а Подзорова обратилась к самому звуку голосов и показала их мерцание в импрессионистских акустических пейзажах.

24 декабря, 21:00, подземная парковка парка «Зарядье», секция D

«Третий маркет WIN-WIN»

123

Фото: Центр современного искусства Винзавод

Художники, галереи, творческие объединения и мастерские представят живопись, графику, скульптуры и другие форматы современного искусства в трех пространствах Винзавода: Винтажном зале, Бродильном цехе и Малом винном хранилище. Концепция win-win была предложена в 1981 году профессорами Гарвардского университета Роджером Фишером и Уильямом Юри. Это взаимодействие участников процесса, при котором обе стороны остаются в выигрыше. Совместная инициатива Фонда поддержки современного искусства Винзавод и издательства «Формат Один» как раз направлена на эффективный и продуктивный доступ к искусству и творческим процессам для всех.

25 и 26 декабря, 13:00–22:00, Центр современного искусства Винзавод

В сказке «Иван Быкович» поведано об умениях Сварожича Велеса. Его ипостаси Объедало и Опивайло пить-есть разумеют. Так постигается опыт творений Бога и Вед понимание ясное. Тот старичок, который умеет в бане париться, управляется с огнём первородных начал; а звездочёт является пастухом небесного стада. Пятый владеет наукой перевоплощения, а потому и горазд ершом плавать в окиян-море, он оборачивается воробышком, летает по поднебесью, превращается в тура или волка и рыскает по дорогам царств вселенной.

Афанасьев в примечании к своему собранию сказок указывает на многовариантность сюжета о способностях Велеса: «Русских – 30, белорусских – 11, украинских – 34 «. Например, как в следующей украинской сказке.

Летучий корабль

Жили-были мужик да баба. Жили они в любви и согласии. И был у них сынок Коля. Однажды Колина мать захворала неведомой болезнью и умерла. Погоревал мужик, погоревал, а потом опять женился, так как трудно ему было без жены с хозяйством управляться.

Сперва Коле хорошо жилось. Мачеха любила его как родного сына. Но прошёл год-другой и будто кто-то подменил мачеху. Стала она донимать Колю разной работой, да всё время ругать и попрекать. Наработается он за день, так устанет, что еле-еле до постели доберётся, а мачеха всё недовольна. Но Коля был добрый, терпел и никогда не жаловался отцу, чтобы не огорчать его. Так дожил он до пятнадцати лет.

Как-то раз злая мачеха положила Коле в торбу чёрствых корок и послала его в лес по дрова. А до леса далеко идти было – десять вёрст с гаком. Шёл, шёл бедный мальчик, задумался о своём горьком житье, затужил и заплакал. Вдруг видит – подходит к нему седой старичок и говорит:

– Здорово, сынок! Куда путь держишь?

– Здравствуй, дедушка, – отвечает Коля. – Иду я в лес по дрова.

– А что ты, сынок, плачешь?

– Да как же мне, дедушка, не плакать? – Горькое у меня житье. Нет у меня родной матушки. А мачеха совсем заморила работой и впроголодь держит. И доброго слова от неё не слышу – одни только попреки.

Вздохнул старик, покачал головой и говорит:

– Вот оно что. Ну ладно, сынок. Давай сядем, отдохнём и поедим. Вынимай из торбы, что там у тебя есть.

– Да ты, дедушка, и есть не станешь. У меня в торбе одни только чёрствые корки.

– Ничего, давай, что есть.

Сошли они с дороги и сели на травку. Сунул Коля руку в торбу и вынул не корки, что мачеха положила, а мягкий пшеничный каравай. Удивился он, а старик посмеивается:

– Вот видишь, сынок, что у тебя в торбе было. А ты говорил, что не стану я есть.

Смотрит Коля на хлеб и не знает, что сказать, а старик говорит:

– Ешь, сынок. И я с тобой поем. Стали они есть. Давно Коля не едал такого вкусного хлеба. Наелся вволю. А от каравая ломоть остался. Положил он его в торбу, а в ней другой каравай. Ещё больше удивился Коля.

А старик поблагодарил его за угощение и сказал:

– Слушай, сынок, что я тебе скажу. Добрый ты парень, а живёшь худо. Хочу я тебе помочь. Ежели ты меня послушаешься, хорошо жить станешь. Ступай в лес и разыщи там поляну, на которой растёт большой дуб. Стукни по тому дубу три раза топором, а сам ложись ничком и лежи, покуда к тебе люди не подойдут. Начнут они тебе разные вещи предлагать, но ты не вставай и от всего отказывайся. А вот когда они спросят:

«Не нужен ли тебе, молодец, летучий корабль?» – ты мигом встань и ответь: «Нужен мне летучий корабль!» Тут он и появится перед тобой. Садись в корабль, поднимай парус и отправляйся в престольный град. И кого ни увидишь по дороге, забирай с собой!

Поблагодарил Коля старика. Потом они попрощались. Старик пошёл своей дорогой, а Коля в лес отправился. Отыскал он в лесу поляну, на которой большой дуб стоял. Ударил по нему три раза топором и лёг ничком на землю. Прошло немного времени, слышит Коля – подходят к нему люди и спрашивают:

– Эй, молодец, не хочешь ли ты поесть?

– Нет, не хочу, – отвечает Коля.

– Может, тебе денег надо?

– Нет, не надо.

– Может, наряды дорогие хочешь?

– И дорогих нарядов не хочу! Чего только не предлагали Коле неведомые люди, от всего он отказывался. Наконец, спросили его люди:

– Не нужен ли тебе, молодец, летучий корабль?

Тут Коля мигом вскочил на ноги и говорит:

– Нужен мне летучий корабль!

И сразу же появился перед ним летучий корабль. Сел Коля в корабль, натянул парус и полетел. Летит, летит, а сам всё на землю смотрит. Вдруг видит он – идёт по дороге мужик и несёт за спиной корзину с хлебом.

Подлетел к нему Коля и спрашивает:

– Куда ты, добрый человек, идёшь?

– Иду в село за хлебом, проголодался я.

– Да ведь у тебя за спиной полная корзина хлеба!

– А мне этого хлеба – один раз куснуть!

Подивился Коля, – ну и прожорливый мужик! Вспомнил он наказ старика и говорит:

– Садись, дяденька в корабль. Полетим в престольный град, там хлеба много.

Согласился мужик. Полетели они дальше вдвоём. Летели, летели, видят – лежит на дороге мужик, прижался ухом к земле и слушает. Остановил Коля свой корабль и говорит:

– Здравствуй, добрый человек! Что это ты делаешь?

– Да вот слушаю, что в престольном граде люди говорят.

– А мы как раз туда летим. Садись с нами!

Согласился мужик. Полетел корабль дальше. Летели они, летели, видят – стоит на дороге стрелок и прицеливается, а кругом ничего не видно. Поздоровался с ним Коля и спрашивает:

– В кого это ты целишься? Ведь никого поблизости нет.

– А я по близкой цели не стреляю, – отвечает стрелок. – Я всё по дальним стреляю. Вот сейчас в престольном граде сидит на кресте колокольни муха. И хочу я, чтобы моя стрела попала этой мухе в правый глаз.

– Неужто ты за столько вёрст муху разглядел?

– Это что! – ответил стрелок. – Я ещё дальше вижу.

– А мы как раз в столицу летим. Садись с нами! Согласился стрелок. Полетел корабль дальше. Летели они, летели, видят – по дороге человек на одной ноге скачет, а другая у него к уху привязана.

– Здравствуй добрый человек, – сказал Коля. – Что это ты на одной ноге скачешь?

– А потому я скачу на одной ноге, – отвечает человек, – что ежели на обе стану, за пять шагов весь свет обойду. А я не хочу.

– Куда же ты идёшь?

– В столицу.

– Садись с нами!

Сел человек в летучий корабль. Полетели они дальше.

Летели, летели, видят – ходит по берегу озера какой-то мужик, будто что-то ищет. Подлетел Коля к нему и спрашивает:

– Что ты тут ходишь и ищешь, добрый человек?

– Пить хочу, – отвечает мужик, – да никак воды не найду.

– Да ведь перед тобой целое озеро! Что же ты не пьёшь?

– А много ли в нём воды! Мне и на один глоток не хватит!

– Тогда садись с нами! Мы в столицу летим. А она на большой реке стоит, напьёшься вволю!

Сел мужик, полетели они дальше.

Летели они, летели, видят – идёт мужик к лесу, а сам тащит на спине целую вязанку дров.

Подлетел к нему Коля и спрашивает:

– Почему же ты, добрый человек, несёшь дрова в лес? Ведь в лесу можно нарубить дров, сколько хочешь!

А мужик отвечает:

– Это дрова не простые, а волшебные. Ежели кто меня обидит, то я эти поленья на землю брошу, и появится непобедимое войско – тут тебе и пехота, и артиллерия, и кавалерия!

– А не хочешь ли ты полететь с нами в столицу?

Согласился мужик. Полетели они дальше. Повстречали ещё одного мужика. Идёт он и тащит мешок соломы. Поздоровался с мужиком Коля и спрашивает:

– Куда это ты солому несёшь?

– В село.

– Неужто в селе соломы нет?

– Есть, да не такая. Не простая у меня солома. Какая бы жарища не стояла, как бы солнышко не пекло, только раскидаю эту солому – сразу холодно станет и всё вокруг инеем покроется.

– Хочешь полететь с нами в престольный град?

Согласился мужик. Полетели они дальше. Долго они летели, нет ли, но прилетели в столицу царства. А у царя этого царства была дочь-красавица. Когда Коля посадил свой корабль на площади, то весь город сбежался поглядеть на такое чудо. Как увидела царевна летучий корабль, захотелось ей покататься на нём. Пригласила она Колю во дворец и стала упрашивать:

– Покатай меня на летучем корабле. Хочется мне поглядеть на столицу с высоты! А Коля говорит:

– Покатаю я ту пригожую девицу, которая согласится замуж за меня выйти.

Пошла царевна к отцу и говорит ему:

– Очень мне хочется покататься на летучем корабле. А этот деревенщина хочет, чтобы я за это замуж за него вышла. Как же я, царевна, за крестьянина выйду? Надо что-то придумать.

Стали царь с царевной думать и гадать, как завладеть летучим кораблём. И решили они погубить Колю хитростью. Вызвал царь Колю во дворец и говорит:

– Ладно, согласен я выдать свою дочь за тебя замуж. Присылай сватов, а я им выставлю угощенье – сорок караваев и сорокаведерную бочку вина. Ежели они всё это в один присест съедят, отдам за тебя дочку, а нет – вот мой меч, твоя голова с плеч!

Услышал всё это Слухало и рассказал товарищам. Приходит Коля из дворца, голову повесил, вздыхает. Хотел он было сесть в летучий корабль, да и улететь из столицы подобру-поздорову. Но тут подошли к нему Объедало с Опивало и говорят:

– Что ты, Коля, пригорюнился, или забыл про нас? Мы тебе поможем. Посылай нас сватать царевну!

Обрадовался Коля и послал их во дворец. Пришли сваты во дворец, сели за стол. Объедало как принялся уплетать – все сорок караваев съел и ещё просит. А Опивало одним духом выпил сорокаведерную бочку вина и тоже ещё просит.

Удивился царь. Никогда он ещё таких обжор и выпивох не видел. Пошёл к царевне, и стали они опять думать и гадать, как бы Колю со свету сжить. Придумали новую задачу. Вызвал царь Колю во дворец и говорит:

– Отдам за тебя дочку, но сперва ты должен подарить ей обручальное кольцо. А кольцо это находится в дальнем царстве, за тридевять земель отсюда. Ежели ты за три часа не принесёшь это кольцо – прикажу отрубить тебе голову.

Услыхал всё это Слухало и рассказал товарищам. Приходит Коля мрачнее тучи. Не знает, что и делать. Уж не лучше ли, думает, улететь ему из столицы, пока голова цела! А Скороход и говорит ему:

– Что ты, Коля, пригорюнился? Я тебе помогу. Не через три, а через два часа будет у тебя кольцо для царевны.

Отвязал Скороход ногу от уха, сделал пару шагов и очутился в тридевятом царстве. Раздобыл обручальное кольцо и повернул обратно. Шагнул раз, и захотелось ему вдруг отдохнуть немного. Прилёг Скороход под тенистым дубом, да и заснул глубоким сном.

Ждёт Коля Скорохода. Два часа уже прошло, а его всё нет и нет. Встревожился он. «Пропал я», – думает. Увидел Слухало, что Коля ни живой, ни мёртвый сидит. Подошёл к нему и спрашивает:

– Что с тобой?

– Да вот, говорил Скороход, что воротится через два часа, а уже третий час на исходе. Пропала моя головушка! Приложил тогда Слухало ухо к земле и давай слушать. Послушал и. говорит:

– Не горюй, Коля. Спит он, такой-сякой, под дубом. Спит-храпит, носом посвистывает!

– Что же мы теперь делать будем? спрашивает Коля. – Как его разбудить?

Тут Стрелок и говорит:

Не бойся, я его сейчас разбужу! Взял Стрелок ружьё, прицелился и пальнул прямо в дуб. Сбила пуля ветку. Упала она на Скорохода. Проснулся он, вскочил на ноги и руками всплеснул.

– Как же это я так заспался? Шагнул раз и очутился перед Колей. Взял Коля у него обручальное кольцо и побежал во дворец.

– Вот тебе, царевна, колечко. Принёс я его вовремя. Удивились царь с
царевной. Стали они опять думать и гадать, как погубить Колю. И придумали. Снова вызвал царь его во дворец и говорит:

– Надо тебе, молодец, перед свадьбой в баню сходить, помыться да попариться.

– Ладно, – сказал Коля.

А царевна в это время велела слугам чугунную баню докрасна накалить. Подойти к ней нельзя, не то что мыться. Слухало слышал, как царь с царевной договаривались погубить Колю, и рассказал товарищам.

Повели слуги Колю в баню, а за ним Морозко со своей соломой пошёл. Подходят они к бане, а из двери прямо огнём пышет, от жару дух захватывает. Подскочили слуги, втолкнули Колю и Морозко в баню и дверь заложили. Но Морозко раскинул солому, и в бане вмиг сделалось так холодно, что даже стены покрылись инеем. Прошёл час-другой. Кликнул царь своих слуг.

– Ступайте в баню, поглядите, что там делается. Наверно, от жениха с мужиком только зола осталась. Пошли слуги в баню, отворили дверь. А Коля сидит на печи и говорит:

– Плохая у царя банька! Так холодно, будто никогда её не топили. Замёрзли мы совсем!

Побежали слуги к царю и рассказали про это чудо. Удивились царь с царевной, и снова принялись думать и гадать, как им Колю со свету сжить. Решили они силой отобрать у него летучий корабль, а самого в темницу бросить и уморить голодом.

Вызвал царь генералов, приказал им собрать свои полки и взять Колю в плен.

А Слухало, конечно, всё это услышал и рассказал товарищам.

Испугался Коля никогда он не воевал и войны не видал. Решил он сесть на свой корабль и улететь подальше от этого ненавистного царства. Но тут подошёл к нему мужик с вязанкой дров и говорит:

– Чего ты, Коля, испугался? Я тебе помогу с царским войском справиться.

А в это время царские полки вышли на площадь и окружили летучий корабль.

Снял мужик свою вязанку с плеч и начал бросать полешки во все стороны. Появилось перед царскими полками непобедимое войско и пехота, и кавалерия, и артиллерия. Стоит войско и ждёт сигнала, чтобы войну начать. Подал Коля сигнал, и ударило волшебное войско по царским полкам. Не успели царь с царевной оглянуться, как все их солдаты разбежались кто куда, а сами они в плену оказались. Отправил Коля царя в ту самую баню, в которой его живьём сжечь хотели. Потом подошёл к царевне и говорит:

– Не хочу я жениться на тебе. Хотели вы с царём погубить меня, да ничего не вышло. Помогли мне мои товарищи. И придётся тебе сейчас выбирать либо уйти прочь из этого царства-государства, либо сидеть в чугунной бане со своим отцом, покуда не замёрзнете.

Упала царевна перед Колей на колени и принялась молить его о прощении. Поклялась, что станет доброй, хорошей, упрашивала его жениться на ней. Но Коля не женился на царевне, а прогнал её вместе с царём прочь. Народ был этому очень рад, потому что Коля освободил его из-под власти злого царя.

И никогда с той поры в этом государстве никакого царя не было.

Эта украинская сказка, как и многие другие, напоминает о Николе Можайском – Сварожиче Велесе. Фольклор из глубины тысячелетий хранит о нём память. В пословице молвится: «Нет лучше брани, как Никола с нами!» 19 декабря (6 декабря в допетровском летосчислении) родительский праздник называют братчиной в честь чудотворца Велеса – Николы зимнего.

Велес в образе старика дарит Коле летучий корабль и кормит вкусным караваем хлеба. Здесь каравай хлеба – это опыт творений Бога. В сказке раскрываются умения Николы-Велеса. Объедало может сорок караваев съесть и ещё попросить. Опивало одним духом выпивает сорокаведёрную бочку вина. Слухало за несколько вёрст слышит. Воинство мужика с вязанкой дров (для вселенской печки) неустрашимо и несчётно. Скороход за пять шагов весь свет обойдёт. Морозко любой жар загасит, Стрелок далеко видит. А в сказке «Иван Быкович» ещё и поведано, что Сварожич, как звёздный пастух лучший звездочёт.

  • Сказку про золушку видео
  • Сказки черного города оборотень feat горшок
  • Сказки тихого дона лебеденко читать
  • Сказки тимофея белозерова читать
  • Сказки устного народного творчества примеры