Сказочные повторы в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о мртвой царевне и о семи богатырях. а.с.пушкин ответы на вопросы по сказке о мертвой царевне: 1. над чем

Сказочные повторы в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин

Ответы на вопросы по Сказке о мертвой царевне:

1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения?

Сказка заставляет подумать над темой зависти. Ведь царица, так привыкшая быть единственной красавицей, не смогла ужиться с тем, что есть кто-то краше нее, и это чувство зависти толкнуло ее на самый отвратительный шаг, она решилась погубить царевну.Злость, зависть, желание быть лучше всех, не прикладывая никаких усилий-те негативные человеческие качества, которые толкают людей на ужасные поступки. Смысл произведения в том, что злость и зависть будут побеждены добротой человека.

2. Назовите основные признаки сказки.

Зачин, троекратные повторы, концовка.

3. Докажите, что прочитанное вами произведение является сказкой.

Произведение Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является сказкой, потому что как и в русских сказках есть сказочные герои, добро побеждает зло, главный герой проходит испытания, есть присказка, зачин, мораль, сказочные слова, выражения и герои, счастливая концовка.

4. Какие события вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле?

Сказочные, вымышленные события — это разговор мачехи с всевидящим зеркальцем, расспросы королевича Елисея сил природы — ветра, солнца и месяца, хрустальный гроб, длительное забытьё (но не смерть) царевны от отравленного яблока.
Реальные события, которые могли бы происходить: злая мачеха и её поведение, служанка Чернавка, выполняющая приказы, терем семи богатырей и их жизнь в лесу, царь батюшка даёт наследство, но не ищет дочь, только горюет, пёс Соколко помогает и оберегает царевну, умирает от отравы, любовь между королевичем и молодой царевной.

5. Перечитайте сказку. Какой вам представляется царица? Справедливы ли о ней слова: «И умом и всем взяла»?

Царица была гордого характера и во всем хотела добиться своего. Я считаю о ней слова «И умом и всем взяла» справедливы, но не до конца. Она красива, умна, ведь она все придумала и просчитала, но при этом она поступила коварно. Это злая женщина, которая готова убить человека ради своей красоты.

6. Какой волшебный предмет у неё был? Помогли ли ей волшебные силы?

Волшебное зеркальце. Зеркальце могло только говорить, кто самый красивый в целом свете. От него злая царица узнала о том, что она не самая красивая, и это послужило началом ее коварным замыслам.

7. Какие слова подобрал поэт для описания царицы?

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

8. Назовите качества, свойства души молодой царевны. Подтвердите словами сказки. Почему её полюбили братья? Почему она не приняла предложение братьев? Как этот поступок её характеризует?

Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

За ее кроткий нрав и трудолюбие полюбили ее братья. Она не приняла предложение братьев, потому что у нее уже был суженый — королевич Елисей.

9. Как вы понимаете выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы»?

Это значит, что злоба и зависть царицы погубили царевну.

10. Подумайте, благодаря каким своим качествам королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.

Любовь к царевне, преданность, отвага, настойчивость.

11. К каким волшебным помощникам обращался королевич Елисей? Перечитайте их разговоры.

К солнцу, к месяцу, к ветру.

12. Назовите героев сказки. Какие они: добрые, злые, благородные; волшебники или обычные люди? Как автор относится к своим героям? Выскажите своё мнение о героях сказки.

Злая царица, царевна, братья, королевич Елисей. Герои сказки — обычные люди. Царица злая, завистливая. Царевна, братья, королевич — добрые, благородные.

13. Выберите одного героя и расскажите о его внешности, чертах характера, поступках.

Царевна очень красивая («белолица», «черноброва»), но не гордится своей красотой. Она скромная (имеет кроткий нрав), добрая (пес сразу признал в ней хорошего человека и впустил в дом, помогла нищенке), хорошо воспитана (богатыри сразу узнали в ней царевну по ее манерам), любезна со всеми. Царевна работящая и рукодельница (наводила порядок в доме богатырей, пряла), порядочная (осталась верной своему жениху Королевичу Елисею).

Королевич Елисей — благородный, сильный, смелый и очень преданный герой. Елисей является Королевичем, то есть правителем какого-то королевства. Это говорит о его высоком статусе и, вероятно, о его благородном происхождении. Он очень любит свою невесту и тяжело переживает ее потерю (горько плачет). Несмотря на свое высокое положение, он лично отправляется на ее поиски, что говорит о его смелости. И даже узнав о гибели царевны, он не прекращает надеяться на возможное спасение невесты. Именно его любовь, преданность и настойчивость смогли спасти царевну от вечного сна.

В этой сказке отрицательный образ царицы противопоставляется положительному образу молодой царевны. И, хотя они обе обладают прекрасной внешностью, характеры их абсолютно противоположные. Именно за счет описания характера и поступков мачехи складывается ее отрицательный образ. Из слов автора мы понимаем, что она красивая, но при этом «гордая», «своенравная» и «ревнивая». Пушкин отмечает, что она умна, но свой ум она использует не во благо, а во вред окружающим — пытается погубить свою падчерицу. Из ее отношений с волшебным зеркалом можно сказать, что она очень любит, когда ей льстят. Зеркало было способно говорить только правду, но правда не устраивала ее, она желала слышать только то, что хотела. Мачеха дважды пыталась убить молодую царевну, что говорит о ее коварстве. А судя по тому, как она общалась со своими слугами, можно отметить, что она очень грубая.

14. Попробуйте составить план, отражающий основные события сказки. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь иллюстрациями и подписями к ним. Выделите слова писателя, которые используете в пересказе.

1. Рождение царевны
2. Смерть жены царя
3. Новая царица
4. Чернавка ведет молодую царевну в лес
5. 7 богатырей
6. Встреча с нищенкой
7. Смерть царевны
8. Похороны царевны
9. Царевич Елисей едет на поиски
10. Пробуждение мертвой царевны
11. Свадьба

15. Выберите какую-либо часть сказки для выразительного чтения, воспроизведите сказочную интонацию.

Читаем выразительно, протяжно.

16. Как заканчивается сказка: грустно, весело, жизнеутверждающе? Обоснуйте своё мнение.

Сказка заканчивается жизнеутверждающе, потому что в ней добро побеждает зло.

17. Знаете ли вы, что у В. А. Жуковского есть стихотворное произведение «Спящая красавица»? Найдите его в библиотеке и прочитайте одну главу. Сравните. Что вы можете сказать?

У В.А. Жуковского есть стихотворение «Спящая царевна» и это произведение по сюжету больше соответствует сказке Шарля Перро «Спящая красавица», чем сказке Пушкина. Разница состоит в том, что в стихотворении рак сказал царевне, что у нее родится дочь, а в остальном произведения очень похожи. И в сказке, и в стихотворении принцессе делали подарки добрые феи, а незваная гостья напророчила принцессе смерть от того, что оцарапает руку веретеном. И в сказке, и в стихотворении последний подарок был сделан доброй волшебницей, которая сказала, что принцесса не умрет, а только уснет на сто лет в сказке, на триста лет в стихотворении. В сказке Пушкина не было ни фей, ни веретена, ни замка, в котором спала принцесса, ни братьев, ни заклятья.

18. Найдите в библиотеке сборник со сказками А. С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из сказок.

                     Аннотация к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
Эта сказка является хорошим примером тех людей, кто любит деньги, власть и вместе с тем не считается с чувствами других людей, даже со своими близкими. Сказка с одной стороны вызывает добрые и светлые чувства у читателя, но с другой стороны она настораживает и даёт понять, что в мире не все так чудесно и прекрасно, есть люди хорошие и добрые, а есть злые и коварные. Хорошие герои этой сказки — это старик и золотая рыбка, а злой герой — это старуха. Старик и старуха жили бедно, но старик старался выжить, ловил рыбу и делал все для того, чтобы старуха была счастлива. Но старуха была злая и властная, она сделала своего старика рабом. Сказка повествует о неизбежном наказании за жадность, она давно стала фольклором и даже породила поговорку «остаться у разбитого корыта». Для младшего школьного возраста.

I.Оргмомент.

Мотивация.

активизация учащихся

1.Долгожданный
дан звонок –
   Начинается – урок.
 —Проверьте, всё ли готово у вас к  уроку.


Начиная новое дело, мы чего-то ждем, предполагаем.

— Чего вы ждете от урока?

2. 2.Речевая
разминка

— Проведем дыхательную разминку.

— Представьте, что перед вами маленькие
свечки. Вдохните и маленькими выдохами задуйте свечки.

— А теперь представьте, что перед вами одна
большая свеча. Вдохните и задуйте ее выдохом.

— На выдохе произнесите фразу:

Солнышко, повернись! Красное, разожгись!

Красное солнышко, в дорогу выезжай,

Зимний холод забивай.

Эмоциональный настрой на работу, интеллектуальная
разминка

II. Подготовка к работе на основном этапе

Введение в тему
урока.

создание условий для определения темы, формулиро-

вания цели и учебных задач урока

— Литература – это удивительная страна.

— Перелистывая страницы книг, мы совершаем
путешествие в прошлое, в будущее, переживаем вместе с героями.

— Она настолько разнообразна, что даже самый
привередливый читатель найдет для себя что-нибудь интересное и увлекательное.

— Сегодня мы продолжим литературное
путешествие, а вот в какую страну вы определите сами.

 а) Работа в парах                                                                                           

— Я предлагаю вам поработать в парах. У вас
на столах лежат белые листочки с кроссвордом.

— Отгадав слова кроссворда, вы догадаетесь,
о чем будем говорить на уроке.

По горизонтали:

1.Во что завернулась Дюймовочка от холода?
(лист)

2.Кто помогал Хаврошечке? (корова)

3.Как звали кота в сказке Алексея Толстого
«Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Базилио)

4.Какого цвета гребешок у Петушка в народных
сказках? (золотой)

5. Волшебный предмет, который смастерил для
принцессы свинопас. (горшок)

6.В греческой мифологии богиня мудрости? (Афина)

image001

— Правильно,  сегодня мы с вами
отправимся в чудесную сказочную страну, а путеводной звездой станут слова,
которые подскажут тему нашего урока:

Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.


Вспомните, кто произнес эту фразу?  (А.С. Пушкин.)

Осознание
возникшей ситуации.

Учащиеся работаю
в парах над кроссвордом

III.Открытие нового (знания, способа действия)

IV.Реализация
построенного проекта

V.Первичное
закрепление

 обучение новым
способам деятельности

развивать умения
переносить знания в новые ситуации

закрепление
полученных знаний

Стр.84-87

а)
– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке?


Вы правы, мы будем работать со сказкой А.А. Пушкина.


Давайте вспомним кратко о жизни Пушкина.


Послушаем наших литературных экспертов

(
выходят дети и кратко рассказывают о жизни А.Пушкина)

1.Александр Сергеевич Пушкин родился в
Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию.
И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась
очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии
и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он
перечитал всю библиотеку отца.

2.Учился Пушкин в Царскосельском лицее.
Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Дворец и лицей окружал прекрасный
парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен
всю жизнь. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

3.В жизни маленького Пушкина русская стихия
жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария
Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика ласку,
тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, — это мир
душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка обе близкие,
обе ласковые, чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим
русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец по вечерам перед сном,
будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо
старой няньки встанет перед ним.

Гимнастика
для глаз

Чтобы
нам не уставать, надо плюс нарисовать.

Забот у
нас немало – идем по красному овалу.

Зоркость
чтоб развить немножко, идем по синей мы дорожке.

Мы на
месте не стоим – по восьмерке побежим!

б) — Сегодня мы
начнем знакомиться со сказкой А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях»;

— А.С.
Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».


По своему
настроению, сказки А.С. Пушкина очень
близки народным сказкам.

— 
Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью,
ирония с лиричностью.


События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.

б)
Признаки волшебной сказки


Вспомните, какими признаками обладает народная волшебная сказка?

  • троекратные
    повторы: три сестры, три задания;
  • место действия:
    подземное царство, королевство;
  • различные
    превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных;
  • фантастические
    персонажи: ведьма, Змей Горыныч;
  • в трудную
    минуту героям помогают волшебные предметы, волшебные слова, чудесные
    помощники.

в) — Как вы
думаете, а откуда у поэта такая любовь к народному творчеству?

А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни,
пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Долгие зимние вечера
проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и с увлечением слушал
сказки. Нянины сказки, рассказы бабушки — все это глубоко запало в память и
душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.

Г) Чтение
сказки


В тексте нам встретятся слова, значение которых может вызвать затруднение.


Предлагаю вам найти их значение в словаре.


Некоторые линии сюжета сказки вам уже знакомы по народным сказкам.


Послушайте, и вспомните их.

д)
Сходство сказки с народными и сказкой Бр. Гримм


Что показалось знакомым?


А.С. Пушкин один из первых понял международный характер фольклора. И он с
особенным интересом останавливался на сюжетах, которые ему были известны и по
русским, и по западным источникам: «Салтан», «Мертвая
царевна». А.С. Пушкин разделял точку зрения братьев Гримм, считавших,
что поэзия сказок «: происходит из того вечного источника, который
покрывает росой всё живое».

— Попытаемся
выявить черты сходства, нашедшие отражение в сказках «Морозко»,
«Белоснежка» и «Сказка о мертвой царевне:»?

— Назовите
героев, встречающихся во всех трёх сказках?

— А какие события
вам показались похожими?

Физкультминутка

Дети
утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали,
приседали, белый гриб в траве нашли.

На
пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйтесь,
раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на
дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех?

Если
хочешь дотянуться, надо сильно потянуться.

Постановка
цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

Кратко рассказывают о жизни А.Пушкина

Учащиеся проговаривают , выполняя движения
головой руками

Личное
решение образовательной ситуации каждым учеником.

Демонстрация
своих образовательных умений

( Сказка А.С.Пушкина похожа на сказку
«Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм, а также на русские народные сказки
«Хаврошечка» и «Морозко» )

Мачеха, падчерица

Падчерица изгоняется из дома, находит приют
в лесу, благодаря помощникам избавляется от смерти, заканчивается сказка
торжеством добра и справедливости.)

VII.Рефлексия
учебной деятельности

развитие навыков
самоанализа

— Какая сказка из
рассмотренных нами на сегодняшнем уроке вам нравится больше остальных? (Все
три сказки интересны.)

— Как вы думаете,
пересказал А.С. Пушкин сказку братьям Гримм, используя при этом русскую
народную сказку «Морозко», или создал свою авторскую сказку?

(С одной стороны, в «Сказке о мёртвой
царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина отразился богатый и красочный
мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. Но,
безусловно, А.С. Пушкин создал свою авторскую сказку, выразив собственные
идеалы, мысли.)


Создавая сказки, А.С. Пушкин стремился передать события, характеры героев с
точки зрения народа. Истинная красота — в сочетании высоких душевных качеств
с внешней красотой человека.


Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей — мачехой, в борьбе двух
начал жизни — добра и зла.


А об этом мы поговорим на следующих уроках.


В начале урока вы говорили о том, чего ждете от урока.

-Ваши
ожидания оправдались?


Кто из одноклассников вам больше понравился во время урока, может даже
удивил?

— Дома
подготовьте выразительное чтение первой части сказки.

Самооценка
овладения главной идеей содержания учебного материала.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок-исследование

Цели урока.

  1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

  3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

  4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

Дать понятие о гиперболе и антитезе.

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

Работа в группах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

— А как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

— Вы уже прочитали эту сказку дома.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

Вопросы на осмысление содержания сказки.

(Задание для 1 группы)

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

— Нарисуем два символических дерева(слайд11)

дерево добра дерево зла

Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Выставление оценок

— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Слайд 21

Домашнее задание .

Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).

Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

Слайд 16

Отдохнув, двигаемся дальше.

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

   План описания царевны

1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                   А) Чернавки;  

                   Б) пса Соколки;

                   В) семи богатырей,

                   Г) королевича Елисея.

     3. Поведение царевны:

                    А) в тереме богатырей,

                    Б) по отношению к окружающим её людям.

      4. Отношение автора к героине.

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.С.
Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель: 
продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев;
обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие
творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение);
обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование:
учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е.
Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со
сказкой; эпиграф.

Ход урока:                                    
                                                                           Сказка
ложь, да в ней намек!

  
Добрым молодцам урок.

А.С.
Пушкин

I Слово
учителя.

Трудно найти в
нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его
называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а
наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и
нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и
сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»

Пушкин первый из
русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и
сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки
Пушкина

— Чтение учеником
наизусть «Пролога»

Это собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

— Какие народные 
и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?

— Ребята, чем
литературная сказка отличается от народной?

У Пушкина было
много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была
простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих
суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку.
От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе
Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в
ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки.
Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный
мир расцветал вокруг Пушкина.

Царь
с царицею простился,

В
путь дорогу снарядился

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

II Просмотр
отрывка из мультфильма «Сказка…»

III Анализ
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Беседа

а)

 — Есть ли в «Сказке»
зачин?

— О каких событиях
узнаем в начале?

— Какой предстает
родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)

— Обратите
внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями,
прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему?
(Подчеркивает одиночество)

б) Сбор
материала о мачехе.

— Кто такая
мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи
(«Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)

— Как описана
Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый,
сварливый характер)

— С кем была
приветлива?

— Как отомстила
царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)

— В чем
проявляется жестокость? Как называет Пушкин  в этом эпизоде злою царевну

( «Баба гневная»)

в) Сбор
материала о царевне.

— Можно ли  их
сравнить?

— Почему
повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?

— С чем
сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?

Вывод: Пушкин
показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий,
спокойный, кроткий нрав)

— Какие поступки
говорят о трудолюбии царевны?

— В чем проявилась
ее благовоспитанность, сдержанность?

— В чем выразилось
ее чувство верности жениху?

III Составление
учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.

Царица

Царевна

царского
происхождения, умны, красивы

Злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

жестокосердная

добродетельная

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

IV Рассказ
учеников о царевне по плану.

План рассказа о царевне.

1.      Описание
внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.      Отношение
к ней других персонажей сказки:

а)
Чернавки;

б) пса
Соколки;

в) семи
богатырей;

г)
королевича Елисея.

3.      Поведение
царевны:

а) в
тереме богатырей;

б) по
отношению к окружающим ее людям.

4.      Отношение
автора к героине.

V Инсценирование
учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3;
обращение  к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.

 VII Словарная работа. Проверка
д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:

повторы

эпитеты

простонародные
слова

путь-дорога

месяц
ясный

правду
молвить

ждет-пождет

дева
красная

издалече

красавица-девица

красно
солнце

тяжелешенько

нет как
нет

молодцы
честные

белешенька

черная
зависть

спознали

люди
добрые

воротился

яблочко
наливное

сыскался

злая
мачеха

снарядился

величать
(звать)

перемолвилась

тужит

VIII Подведение
итогов урока

а) Чему
учит сказка? (обращение к эпиграфу)

 
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится
королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.

б) Работа
в тетрадях. Дополните записанное на доске

— Сказки
Пушкина похожи на……….

— Они
полны………..

— Сказки
Пушкина учат нас………..

В)
Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее
отметить сердечком).

г)
Выставление оценок.

Вывод:  Имя
Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!

Д/з на
выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.

  • Сказочные персонажи рисунки русских сказок
  • Сказочные приемы в сказке
  • Сказочные выражения в сказке конек горбунок
  • Сказочные женские персонажи русских сказок
  • Сказочные волшебные предметы из русских народных сказок