Сказочные помощники в сказке царевна лягушка

1 первый слайд презентации: мир сказки дидактические материалы к уроку подготовила учитель русского языка и литературы мбоу первомайская сош

1

Первый слайд презентации: Мир сказки

(Дидактические материалы к уроку)
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Первомайская сош » р.п.Первомайский Тамбовской области
Халяпина Лариса Николаевна

Мир сказки

Изображение слайда

«Сказка — забава для самых маленьких»
(из разговора)
1. Определите лексическое значение слова «забава».
Как вы считаете, может ли сказка чем-то быть полезна взрослому человеку?
Если может, то чем?

Мир сказки

Изображение слайда

3

Слайд 3: Отношение к сказкам

О необыкновенном впечатлении, которое
произвели русские сказки на его современников,
писал И.С. Тургенев: «Они (сказки) обратили на
себя всеобщее внимание читателей русским складом ума и речи, изумительным богатством чисто русских поговорок и оборотов».
1. Как бы вы сформулировали свое отношение к сказкам?
2. Приведите примеры поговорок
из известных вам русских народных
сказок.

Отношение к сказкам

Изображение слайда

4

Слайд 4: Впечатление от сказки

К.Г. Паустовский так описывал своё впечатление от знакомства со сказками Андерсена: «Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…».
1. Какие сказки произвели на вас наибольшее впечатление?
2. О каких сказках вы могли бы сказать словами Паустовского? Почему?

Впечатление от сказки

Изображение слайда

5

Слайд 5: Исследователь В.Я.Пропп предостерегал, что «делить сказки на группы только через названия никак нельзя»

1. Какие группы сказок вам известны?
2. Как вы думаете, разве нельзя по одному названию сказать, к какой группе сказка принадлежит? Аргументируйте свой ответ.
3. Что, на ваш взгляд, может
послужить основанием для «деления
сказок на группы»?

Исследователь В.Я.Пропп предостерегал, что «делить сказки на группы только через названия никак нельзя».

Изображение слайда

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Прекрасные и загадочные – волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев.
Бытовые сказки
Сказки о животных
Волшебные сказки

Группы сказок

Изображение слайда

В.Я. Пропп писал, что в сказке «действие начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье, которое подкрадывается очень незаметно (часто несчастье связано с нарушением какого-нибудь запрета, с выполнением трудной задачи)».
1. В каких сказках «действие начинается с того, что происходит какое-нибудь несчастье»?
2. Что в этих сказках, по вашему мнению, являлось «запретом», «трудной задачей»?
Как вы считаете, можно ли сказать, что во всех сказках действие начинается
именно так — с несчастья? Объясните.

Мир сказки

Изображение слайда

8

Слайд 8: Сказки о животных

Особый смысл у сказок о животных. Их герои — звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понять жизнь, людские нравы.
Сказки о животных

Сказки о животных

Изображение слайда

9

Слайд 9: Бытовые сказки

Ещё больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира — насмешка над барином, купцом. В бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум — над глупостью.

Бытовые сказки

Изображение слайда

10

Слайд 10: Волшебные сказки

«Основное качество героя в
волшебной сказке — бескорыстие» (В.Я.Пропп)
1. Перечислите известные вам волшебные сказки.
2. Согласны ли вы с мнением исследователя? Обоснуйте свой ответ.

Волшебные сказки

Изображение слайда

11

Слайд 11: Построение сказки ( присказка )

Сказки имеют особое построение. Некоторые сказки начинаются с присказки.
Цель присказки — привлечь внимание слушателей. Часто это шутливые прибаутки, например: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный»; «Шли три молодца, зашли да позавтракали, дальше идут…
Это присказка, сказка будет впереди».

Построение сказки ( присказка )

Изображение слайда

За присказкой следует зачин, который переносит нас в сказочный мир («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве») и рассказывает о месте, времени действия.

Зачин

Изображение слайда

Сказка иногда имеет и концовку, в которой заключён вывод: «Стали жить-поживать да добра наживать». Иногда концовка соединяется с конечной присказкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-пиво пил, по губам текло, в рот не попало».

Концовка

Изображение слайда

14

Слайд 14: Художественные особенности сказок

Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Русскую сказку отличают ритм, слаженность, напевность, неторопливое повествование.
Художественные особенности сказок

Художественные особенности сказок

Изображение слайда

15

Слайд 15: Сказочные формулы

В сказках часто используют устойчивые сочетания (они называются сказочными формулами):
— обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»);
— повторы («жили-жили», «шли-шли» и т.д.).
В сказке есть постоянные эпитеты (образные определения);
гиперболы (преувеличения).

Сказочные формулы

Изображение слайда

16

Слайд 16: Сказочные помощники

В сказках героям помогают чудесные помощники — животные, предметы (ковёр-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, живая и мёртвая вода, гусли-самогуды, полотенце, превращающееся в реку, и т.д.).

Сказочные помощники

Изображение слайда

Терминология
По расшифровке напишите определение
1.Начало сказки называется …
2. Красочное определение, признак предмета – это…
3. Последнее слово в сказке называется …
4. Ритмическая прибаутка, предшествующая зачину сказки, называется …

Мир сказки

Изображение слайда

«Царевна – лягушка»
Вопросы и задания
1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (к сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?
2. Как оценивал царь работу своих невесток? Проследите по тексту. Объясните, как вы понимаете эти оценки?
3. Чем отличается царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?
4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Мир сказки

Изображение слайда

19

Слайд 19: Вопросы и задания

5. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудреное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.
6. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди…»
7. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы, и какую роль они выполняют?
8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя
героев в ней много?
«Царевна – лягушка»

Вопросы и задания

Изображение слайда

1. Как сватались царевичи?
2. Первый приказ царя (испечь каравай хлеба).
3. Второй приказ царя (выткать ковёр за одну ночь).
4. Третий приказ царя (приехать на пир).
5. Иван-царевич и «старый старичок».
6. Встреча Ивана-царевича с
медведем, зайцем, селезнем,
щукой.
7. Иван-царевич и Баба-яга.
8. Чем закончилась сказка?

План сказки

Изображение слайда

21

Слайд 21: А.С. Пушкин одну свою сказку закончил следующими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

1. Можно ли отнести выражение поэта «сказка ложь » ко всем сказкам? Почему?
2. Если герои и их приключения выдуманы, то почему нам интересно читать о том, чего не было? Подумайте над этим.
3. Приходилось ли вам извлекать
«урок» из сказок? Если да, то какой?

А.С. Пушкин одну свою сказку закончил следующими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Изображение слайда

А.Г. Вампеев отмечает: «У каждого жанра есть свои законы. Есть они и в сказке. Одним из них является закон, по которому добро всегда побеждает зло».
1. Как вы думаете, почему в сказках добро побеждает зло? Разве в жизни всегда так происходит?
2. Какие ещё законы сказки, по вашему мнению, существуют?
Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть
твёрдыми в бедах, призывали
не мириться со злом,
бороться с ним.

Мир сказки

Изображение слайда

23

Последний слайд презентации: Мир сказки: Информационные ресурсы

http://www.lukoshko.net/
http://www.tyt-skazki.ru
http://www.adamin.org/2007/11/14/skazki_pushkina.html
http://www.friends-forum.com
Зайцев Д.С. Русская литература в вопросах и заданиях: 5-6 кл. – М.: «ВЛАДОС»,2001
Меркин Г.С. Литература. 5 класс. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

Информационные ресурсы

Изображение слайда

Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим. Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера.
Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом. По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой. Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой.
При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями.

Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать, ведь он хорошо завуалирован.
Читая любую из сказок, человек попадает в сказочный, чудесный мир, который полон чудес и волшебства. Кажется, что читатель попадает в мир со своими законами, отличными от тех к которым мы привыкли. Весь этот мир настолько увлекает в себя, что просто невозможно провести параллель между реальностью и сказочным миром.
В любой из сказок, даже если главные герои в ней предстают животными, то все равно на них проецируются человеческие отношения. Сказка – отличный способ показать людям со стороны их желания, отношения с близкими и родными, нетерпеливость и самое, наверное, главное их пороки.
Так вот, хочу поведать вам о моей самой любимой сказке, в которой также есть скрытые человеческие тайны. Название данной сказки «Царевна-лягушка». Возможно, многие станут говорить о том, что она рассчитана на аудиторию с младшим дошкольным возрастом, но для меня ее сюжет весьма интересен и поучителен.
В сюжете описывается жизнь царя, у которого было три сына. Вот однажды пришло время им жениться, но найти свою суженную они не могли. Вот и пришло им в голову решение, пустить каждому по стреле, в чей двор она упадет, та супругой и станет, решили они. Двум старшим сыновьям достались девицы под стать, а вот младшему не повезло. Его стрела угодила в болото к лягушке. Но делать было нечего и он забрал ее к себе во дворец.
Во дворце царь невестушкам уготовал испытания и самое интересное, что наша Царевна-лягушка справлялась с ними просто на отлично! Царевич же увидел, что красавица скидывает с себя шкуру лягушки, а после опять ее одевает и принимает решение спалить ее. Не захотел он поговорить с супругой и терпеть больше не хотел шкурку эту. Тем самым он обрек себя на испытания перед кощеем, дабы вернуть возлюбленную.

Как и многие русские народные сказки «Царевна-лягушка» является волшебной. В ней присутствуют не только волшебные предметы, но и действия (игла, в которой хранится жизнь Кощея или чудесные превращения Василисы Премудрой).
Как и для любой сказки, «Царевне-лягушке» присущ особый композиционный строй: зачин, концовка, многократные повторы, динамика и напряженность действий, особая постановка времени и пространства. Кроме того, как и любой русской народной сказке «Царевне-лягушке» присуща особенная мысль, посыл, который прослеживается на протяжении всей истории — доброта всегда будет торжествовать над злом.
Всего в сказке есть два главных героя: младший сын царя — Иван-царевич и Царевна-лягушка, которая впоследствии превратилась в Василису Премудрую. В то время, как старшим братьям жизнь приготовила красивых жен и светлое будущее, младший Иван вынужден жениться на лягушке, в чьи лапки попала его стрела, а после одолеть Кощея Бессмертного, похитившего Василису.
Как и в любой сказке второстепенные герои всегда делятся на несколько видов: герои-отправители (те, кто толкают главного героя в те или иные события; в данной сказке, в роли «героя-отправителя» выступает сам Царь), герои-помощники (те, кто помогают главному герою выполнить то или иное задание; здесь такую роль играют мамки-няньки и говорящие звери), герои-дарители (герои, подарившие подарок, который после помог главному герою; Баба-Яга, которая рассказала, где найти Василису и как убить Кощея или Старичок и его волшебный клубочек) и герой-вредитель, злодей или герой-антагонист (герой, принесший в сказку зло, по сюжету всегда противопоставляется главному герою, в данной сказке — Кощей. Его образ прослеживается в каждой русской народной сказке, Кощей — прямой образ злодея, похитителя красивых девушек).
Русская народная сказка, как и многие другие, учит читателя правилам, которые непременно помогут ему в жизни. «Поступай с ближним так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» — главный смысл и правило сказки «Царевна-лягушка». Не стоит обращать внимания на внешность человека, стоит зацикливать внимание лишь на его действия и поступки. Сказка поучает тому, что каждый хороший поступок будет отблагодарен, а плохой — наказан. Вспомнить хоть судьбу зловредного, высокомерного и любвеобильного Кощея, который поплатился жизнью за кражу Василисы Премудрой.

Сначала определяемся с главными героями и героинями этой сказки, а их у нас оказывается два: 1. это сама виновница сюжета лягушка, она же заколдованная царевна и 2. это младший из царевичей – Иван, который взял в жены лягушку.
Мы решили с ребенком написать сочинение об Иванушке, ибо до этого делали пересказ от лица Ивана в школе и тематически этот герой оказался нам ближе. Итак, наше сочинение об Иване-царевиче, который спас свою жену-лягушку от козней Кощея.
Моим любимым героем в сказке про царевну-лягушку является Иван – третий, младший сын царя. Его смело можно назвать героем потому, что он спас свою царевну, когда пришлось ее из рук Кощея вызволять. Иван, конечно, сам совершил плохой поступок, когда не спросив разрешения у жены, сжег ее лягушачью шкурку во время пира у батюшки-царя. Но, он же не оставил царевну в беде, которой пришлось возвратиться в замок Кощея, т.к. заклятие с нее не сошло из-за неправедных действий Ивана. Поэтому Ивану пришлось в путь отправляться, за царевну сражаться.
Дальше Иван-царевич выступил настоящим героем, добывая смерть Кощееву. Он и с Бабой-Ягой сумел учтиво поговорить, и животных пожалел, встретившихся ему на пути к царевне. А те ему добром отплатили – помогли с Кощеем справиться и развеять чары с «лягушки».
Вывод: эта сказка многому учит. Например,
иногда совершая не совсем хороший или верный поступок, можно попытаться исправить ситуацию;
за свое счастье надо всегда бороться и сражаться;
надо помогать людям и зверям, и они помогут тебе;
не суди о человеке сразу, а сначала узнай его.
Мы писали сочинение для уровня – литературный урок в 5-м классе по сказке «царевна-лягушка».

И дети, и взрослые любят читать сказки. Читая сказки, люди переносятся в совершенно иной мир, который полон чудес и приключений.
Мне очень нравится читать сказки, которые учат чему-нибудь хорошему. В сказке «Царевна-лягушка» есть положительные герои и отрицательные персонажи. Мой любимый персонаж – это Царь. Он является отцом трёх сыновей. Это очень трудно воспитать хороших людей, когда они живут в богатстве. Но, Царь-отец всеми возможными способами стремится вырастить из своих сыновей достойных людей.
Когда царевичи стали достаточно взрослыми, отец понимает, что пора их женить. Когда человек женится, он становится более ответственным. Царевичи должны обзавестись семьями и начать самостоятельную жизнь. Перед Царём стоит важная задача: найти хороших жён своим сыновьям. Как же это лучше сделать? Ведь необходимо, чтобы девушки понравились не только отцу, но и сыновьям.
Царь решает, что выбор должна сделать судьба. Он уверен, что стрелы, выпущенные из лука, достигнут правильной цели. Судьба поможет выбрать царевичам именно ту девушку, которая больше всего им подходит.
Так оно и получилось. Стрела старшего сына упала на боярский двор. Второй сын попадает стрелой во двор к купцу. А, младший – в болото к лягушке.
Царь – очень справедливый. Он не даёт старшим невесткам унижать Царевну-лягушку. Но, он ещё и требовательный человек. Ему не важно, что боярская и купеческая дочери не умеют сами готовить и ткать. Отец хочет, чтобы у его сыновей были трудолюбивые жёны. Он поручает испечь хлеб и соткать ковёр. Это самые необходимые умения, которыми должны были владеть женщины в то время.
Царь любит трудолюбивых людей и терпеть не может бездельников. Он хвалит Царевну-лягушку за её мастерство, а боярыню и купчиху стыдит за их неумение.
Все эти поступки характеризуют Царя, как положительного героя, который хочет добра и счастья своим детям.
5 класс

Сочинение по сказке «Царевна-Лягушка»
Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим. Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера.
Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом. По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой. Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой.
При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями.
И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим. Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.

Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать, ведь он хорошо завуалирован.
Читая любую из сказок, человек попадает в сказочный, чудесный мир, который полон чудес и волшебства. Кажется, что читатель попадает в мир со своими законами, отличными от тех к которым мы привыкли. Весь этот мир настолько увлекает в себя, что просто невозможно провести параллель между реальностью и сказочным миром.
В любой из сказок, даже если главные герои в ней предстают животными, то все равно на них проецируются человеческие отношения. Сказка – отличный способ показать людям со стороны их желания, отношения с близкими и родными, нетерпеливость и самое, наверное, главное их пороки.
Так вот, хочу поведать вам о моей самой любимой сказке, в которой также есть скрытые человеческие тайны. Название данной сказки «Царевна-лягушка». Возможно, многие станут говорить о том, что она рассчитана на аудиторию с младшим дошкольным возрастом, но для меня ее сюжет весьма интересен и поучителен.
В сюжете описывается жизнь царя, у которого было три сына. Вот однажды пришло время им жениться, но найти свою суженную они не могли. Вот и пришло им в голову решение, пустить каждому по стреле, в чей двор она упадет, та супругой и станет, решили они. Двум старшим сыновьям достались девицы под стать, а вот младшему не повезло. Его стрела угодила в болото к лягушке. Но делать было нечего и он забрал ее к себе во дворец.
Во дворце царь невестушкам уготовал испытания и самое интересное, что наша Царевна-лягушка справлялась с ними просто на отлично! Царевич же увидел, что красавица скидывает с себя шкуру лягушки, а после опять ее одевает и принимает решение спалить ее. Не захотел он поговорить с супругой и терпеть больше не хотел шкурку эту. Тем самым он обрек себя на испытания перед кощеем, дабы вернуть возлюбленную.
В данной сказке много доброты, честности, преданности, взаимопомощи. Царевич не оставил лягушку на болоте, а выполнил указ батюшки и принес ее домой. Звери помогали Царевичу найти дорогу к Кощею из-за доброты его.
Данная сказка научила меня вести диалог с близкими мне людьми, ведь иногда можно наломать таких дров, что потом долго все исправлять. Данная сказка учит прислушиваться к родным и всегда проявлять честность и преданность.

Царевна-лягушка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Однажды царь позвал де­тей и сказал, что пора пришла им подыскать не­вест. Отец велел взять каждому по стреле и пус­тить их в разные стороны. Где стрела упадет, там и нужно искать невест. Выполнили сыновья на­каз отца. Стрела старшего упала на боярский двор, подняла ее боярская дочь. Стрела среднего брата упала на купеческий двор, подняла ее ку­печеская дочь. Стрела младшего упала в болото, подняла ее лягушка.
Когда нашел свою стрелу Иван-царевич, очень опечалился. Но лягушка попросила взять ее замуж, сказала, что Иван-царевич об этом не пожалеет. Иван-царевич так и сделал. Смеялись над ним старшие братья. Но царь сказал, что теперь уж ничего не поделаешь. Сыграли три свадьбы. На следующий день после свадьбы царь захотел узнать, умеют ли жены печь хлеб. Он приказал, чтобы жены его сыновей к утру испек­ли по караваю хлеба. Иван-царевич вернулся до­мой печальный, все рассказал лягушке. Она его утешила, сказала, что утро вечера мудренее. Ко­гда Иван-царевич уснул, лягушка превратилась в прекрасную девицу Василису Премудрую. Она испекла чудесный каравай, разукрасила его узо­рами. Наутро снова превратилась в лягушку и разбудила Ивана-царевича. Он понес каравай во дворец. Братья также принесли во дворец кара­ваи, которые испекли их жены. Хлеб боярской дочери подгорел, хлеб купеческой дочери был сы­рым и кособоким. Царь посмотрел на каравай старшего сына и приказал отнести его собакам. О каравае среднего сына он сказал, что его мож­но есть только в большой бедности. Когда царь принял каравай младшего сына, то сказал, что его можно есть только по большим праздникам.
Велел царь, чтобы жены его сыновей за ночь выткали ему по ковру. Жены старших братьев позвали слуг, чтобы они выткали ковер. Иван-царевич вернулся домой грустный, все расска­зал лягушке. Она утешила его, сказала, что утро вечера мудренее. Едва уснул царевич, лягушка превратилась в Василису Премудрую и соткала чудесный ковер. Утром во дворец пришли братья, принесли ковры. Когда увидел царь ковер стар­шего сына, то сказал, что им можно только ло­шадей от дождя укрывать. Когда увидел царь ковер среднего сына, то сказал, что его только у ворот стелить. Когда увидел царь ковер млад­шего сына, то сказал, что его нужно в царском дворце по большим праздникам расстилать.
Приказал царь, чтобы жены его сыновей сами пришли на пир. Царь хотел узнать, кто лучше пляшет. Иван-царевич пришел домой грустный. Лягушка стала расспрашивать его, что случи­лось. Когда узнала, то сказала: «Не горюй, Иван-царевич, иди один на царский пир. Когда услышишь стук да гром, не пугайся, скажи: “Это моя лягушонка в коробчонке едет!”»
Иван-царевич явился на пир один. Над ним стали смеяться братья с женами. Но вдруг под­нялся стук и гром. Все испугались. Иван-царе­вич сказал: «Не пугайтесь, гости дорогие. Это моя лягушонка в коробчонке скачет!»
Все подбежали к окнам и увидели, что впере­ди скачут гонцы, а за ними едет золотая карета. Из кареты вышла девица-красавица, все на нее залюбовались. Девица подошла к Ивану-царевичу, взяла его за руки и повела к накрытым сто­лам. На пиру Василиса Премудрая остатки напитков выливала в левый рукав, косточки лебедя жареного бросала в правый рукав. Жены старших братьев стали делать так же, сами не зная, зачем. Начались пляски. Василиса Прему­драя во время танца махнула левым рукавом, появилось озеро, махнула правым рукавом, по­явились на нем белые лебеди. Все удивились. Когда перестала она плясать, все исчезло. По­шли плясать жены старших братьев Ивана-ца­ревича. Они махнули левыми рукавами и за­брызгали всех гостей. Махнули они правыми рукавами и осыпали всех костями. Даже царю чуть костью не выбили глаз. Царь рассердился и выгнал их из дворца.
Тем временем Иван-царевич побежал домой, нашел кожу лягушки и бросил ее в огонь. При­ехала Василиса Премудрая, узнала об этом и сказала мужу: «Что ты наделал. Если бы ты подождал три дня, то я бы вечно твоей была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять зе­мель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. И найдешь ты меня толь­ко когда три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь». После этих слов Василиса Премудрая исчезла.
Долго печалился Иван-царевич, потом собрал­ся, надел железные сапоги, взял три железных хлеба и пошел искать свою жену. Долго он бро­дил, износил две пары железных сапог, изгрыз два железных хлеба. Встретился ему старый ста­рик. Рассказал старику Иван-царевич о своем го­ре. Старик сказал: «Зачем же ты сжег лягушачью кожу? Не ты ее надел, не тебе и снимать было. Ва­силиса Премудрая уродилась умнее своего отца, Кощея Бессмертного. Он за это разгневался и при­казал ей три года быть лягушкой». Старик дал Ивану-царевичу волшебный клубочек, сказал, куда он покатится, туда и идти надо.
Долго шел Иван-царевич. Истер последнюю пару железных сапог, изгрыз последний желез­ный хлеб. И пришел в дремучий лес. Встретился в лесу ему медведь. Был Иван-царевич голоден, хотел он убить медведя и съесть. Но медведь че­ловеческим голосом попросил Ивана не трогать его, пообещал в дальнейшем пригодиться. Иван-царевич пожалел его. Пошел он дальше и увидел селезня. Хотел подстрелить его, но селезень по­просил оставить его в живых, пообещал в даль­нейшем пригодиться. Пошел Иван-царевич дальше, увидел зайца. Очень хотелось есть Ива­ну-царевичу, хотел он убить и съесть зайца. Но заяц попросил не губить его, пообещал приго­диться. Подошел Иван-царевич к морю, на бере­гу лежала щука. Иван-царевич хотел ее съесть. Но она взмолилась, попросила оставить ее в жи­вых, бросить в синее море. Иван-царевич так и сделал. А сам пошел дальше.
Увидел Иван-царевич избушку. Была она на курьих ножках. Сказал Иван-царевич: «Избуш­ка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне пе­редом». Вошел он в избушку и увидел Бабу-Ягу. Она спросила, зачем он пожаловал. Иван-царевич все рассказал. Баба-Яга открыла, как спра­виться с Кощеем Бессмертным. Смерть его на конце игры, игла — в яйце, яйцо — в утке, ут­ка — в зайце, заяц — в ларце. А ларец на верши­не старого дуба. Дуб растет в дремучем лесу.
Пошел Иван-царевич дальше. Наконец нашел он дуб. Не знал Иван-царевич, как достать ла­рец. Но тут пришел медведь, выворотил дуб с корнями. Ларец упал и разбился. Заяц выско­чил и пустился бежать. Тут появился знакомый Ивану-царевичу заяц, догнал того и разорвал на мелкие кусочки. Вылетела утка и поднялась в небо. Тут появился селезень, стал клевать утку. Она выронила яйцо, которое упало в море. Тут появилась щука, достала яйцо. Иван-царевич разбил яйцо, сломал иглу. И умер Кощей Бес­смертный. Иван-царевич освободил Василису Премудрую, увез ее в свое царство-государство. И стали они жить поживать, добра наживать.
***
В любой сказке есть отражение реальной жиз­ни. Добрые, честные, благородные люди часто оказываются не в самом выгодном положении. Именно это и произошло с младшим сыном. Старшие братья откровенно над ним смеялись. Но, несмотря на все трудности и насмешки, он смог стать счастливым. Народные идеалы связа­ны с образами Ивана-царевича и Василисы Пре­мудрой. Это добрые, честные, благородные и трудолюбивые люди. Не случайно самый луч­ший хлеб удалось испечь только Василисе Пре­мудрой, а не боярской и купеческой дочерям. Самый лучший ковер выткала также Василиса
Премудрая, а не ленивые жены старших брать­ев. Трудолюбие всегда вызывало одобрение на­рода. Именно поэтому Василиса вызывает восхи­щение, а купеческая и боярская дочь только насмешки.

Контрольная работа по
литературе

5 класс

I
четверть

Инструкция к выполнению: в
тестовых заданиях с вариантами ответа номер правильного необходимо обвести; в
заданиях с развернутыми ответами требуемый объем указан в самом вопросе – от
одного слова до нескольких предложений; работа выполняется на листе с
заданиями.

Время выполнения работы:
45 минут.

Составитель:
учитель русского языка и литературы,

Гусева О.А.

1. Как переводится термин «фольклор»?

а) индивидуальное поэтическое творчество

б) народное знание, народная мудрость

в) авторское произведение

г) старинное творчество

2. Кто создает фольклорные произведения?

а) народ

б) издатель

в) автор

г) собиратель

3. Что из перечисленного НЕ относится к жанрам
фольклора?

а) сказки

б) пословицы

в) загадки

г) рассказы

4. Как называют исполнителя сказок?

а) сказитель

б) сказочник

в) собиратель

г) хранитель

5. Басня – это:

а) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий
иносказательный смысл

в) короткое стихотворение о жизни зверей

6. Мораль басни – это:

а) начальные или заключительные строки басни с кратким
нравоучительным выводом

б) начальные строки басни, в которых читатель
знакомится с героями

в) заключительные строки басни, в которых читатель
узнаёт, что стало с героями в конце

7. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»,
«Ворона и Лисица» является:

а) И.А. Крылов

б) Эзоп

в) М.В. Ломоносов

г) Лафонтен

8. Летопись – это…

а) фантастический рассказ

б) произведение о событиях, произошедших в «одно лето»
(за год)

в) роспись по дереву

9. Какой из данных жанров относится к древнерусской
литературе?

а)
летопись
          б) былина

в) сказка        

г) рассказ

10. Первым летописным памятником является:

а) сказка «Царевна-лягушка»

б) басня «Волк и лиса»

в) «Повесть временных лет»

11. Запишите названия трех основных
видов сказок и кратко охарактеризуйте каждый из них. Одно уже дано на схеме.

______________                   
    волшебные                        _____________

______________                     
____________                      _____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                      _____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                      _____________

12. К какой
разновидности сказки относится «Царевна-лягушка»?

Ответ:
__________________________________________________________

13. Назовите
помощников Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка»:

Ответ: __________________________________________________________

14. Что старичок
дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?

Ответ:
__________________________________________________________

15. На каком мосту
происходило сражение в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»?

Ответ:
__________________________________________________________

16. Какие
человеческие качества помогли Ивану победить чудо-юдо?

Ответ:
__________________________________________________________

17. Как звали
воеводу в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

Ответ:
__________________________________________________________

18. Назовите имя
Киевского князя, фигурирующего в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича»:

Ответ: __________________________________________________________

19. Назовите род
литературы, которому принадлежит стихотворение «Случились вместе два астронома
в пиру»:

Ответ:
__________________________________________________________

20. Кто разрешил
спор астрономов?

Ответ:
__________________________________________________________

21. Дайте
развёрнутый ответ (не менее 4 – 5 предложений) на один из вопросов (по выбору):

·        Почему
таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?

·        В
чём идея (главная мысль) шуточного стихотворения М.В. Ломоносова «Случились
вместе два астронома в пиру…»?

·        Против
чего направлена басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»? Какова её мораль?

Ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество
баллов:

Оценка:

Подпись
проверяющего:

Критерии
оценивания обучающихся

Контрольная
работа по литературе

I
четверть

Время выполнения работы:
45 минут.

Количество заданий:
21

Из них:
с вариантами ответов – 10, с кратким ответом – 10, с развернутым ответом – 1.

Составитель:
учитель русского языка и литературы,

Гусева О.А.

Согласно
ФГОС, при проведении тестовых работ по литературе критерии оценок
следующие:

«5»
— 90 – 100 %;

«4»
— 78 – 89 %;

«3»
— 60 – 77 %;

«2»
— менее 59%.

Задания
1-10 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.

Задания
12, 14, 15, 17-20 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.

Задания
13 и 16 оцениваются 1 баллом при частично верном выполнении (в 13 названы не
все помощники, в 16 меньше трех черт) и 2 баллами при полностью верном
выполнении.

Задание
11 оценивается следующим образом:

¾   по
1 баллу за каждый верно указанный вид сказки (максимум 2);

¾   по
2 балла за характеристику каждого из видов сказки (1 балл дается за
недостаточно полный ответ; максимум 6 баллов).

         Задание
21 оценивается 6 баллами при правильном выполнении, 4 баллами при недостаточно
полном, но отражающим суть вопроса, 2 баллом за краткий ответ (меньше нормы,
указанной в задании), но демонстрирующий верность суждений.

Максимальное
количество баллов за работу – 35 (100%).

Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.

Русские литературные сказки

skaz23

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.

Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836). 
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.

Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). 

Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе. 

Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958)  Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.

Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.

Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..

С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз»  начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший  повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939).  Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.

Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».

В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.

Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила  в себе различные стили, от утопии до памфлета.

Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).

Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки,  в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки

▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам

ss196tr

70 лучших сказок русских и советских писателей

1 Александр Пушкин — Руслан и Людмила
2 Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
3 Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
4 Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
5 Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
6 Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
7 Василий Жуковский —  Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и
о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
8 Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке
9 Иван Крылов — Ворона и Лисица
10 Иван Крылов — Мартышка и очки
11 Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука
12 Иван Крылов — Стрекоза и Муравей
13 Иван Крылов — Слон и Моська
14 Сергей Аксаков — Аленький цветочек
15 Петр Ершов — Конёк-Горбунок
16 Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
17 Алексей Толстой — Прожорливый башмак
18 Александр Островский — Снегурочка
19 Павел Бажов — Уральские сказы
20 Николай Некрасов — Генерал Топтыгин
21 Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
22 Николай Гоголь — Вий
23 Александр Грин — Бегущая по волнам
24 Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
25 Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
26 Николай Носов — Незнайка на Луне
27 Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
28 Алан Александр Милн — Винни-Пух
29 Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот
30 Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч
31 Корней Чуковский — Мойдодыр
32 Корней Чуковский — Доктор Айболит
33 Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана
34 Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
35 Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
36 Виталий Бианки — Рассказы и сказки
37 Юрий Олеша — Три толстяка
38 Константин Паустовский — Сказки
39 Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
40 Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
41 Виталий Бианки — Синичкин календарь
42 Евгений Шварц — Голый король
43 Валентин Катаев — Цветик-семицветик
44 Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
45 Александр Волков — Жёлтый Туман
46 Александр Волков — Огненный бог Марранов
47 Александр Волков — Семь подземных королей
48 Борис Шергин — Волшебное кольцо
49 Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
50 Юрий Томин — Шёл по городу волшебник
51 Лия Гераскина — В стране невыученных уроков
52 Сергей Абрамов — Выше радуги
53 Кир Булычев — Сто лет тому вперёд
54 Владимир Одоевский — Городок в табакерке
55 Владимир Одоевский — Мороз Иванович
56 Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих
57 Вениамин Каверин — Песочные часы
58 Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы)
59 Всеволод Гаршин — Attalea princeps
60 Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав
61 Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты?
62 Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки
63 Андрей Малышев — Елена Прекрасная
64 Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей
65 Виталий Губарев — В Тридевятом царстве
66 Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты»
67 Тамара Крюкова — Кот на счастье
68 Елена Данько — Побеждённый Карабас
69 Степан Григорьевич Писахов —  Соломбальска бывальщина
70 Ованес Туманян.  Умный и глупый

BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ


Русские народные сказки

Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).

Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

65 лучших русских народных сказок

1 Гуси-лебеди 33 Два Ивана — солдатских сына
2 Иван-царевич и серый волк 34 Два Мороза
3 Сестрица Аленушка и братец Иванушка 35 Елена Премудрая
4 Василиса Прекрасная 36 Золотая рыбка
5 Царевна-Лягушка 37 Иван Бесталанный и Елена Премудрая
6 Иванушка-дурачок 38 Иван — коровий сын
7 Колобок 39 Казак и ведьма
8 Репка 40 Как лиса шила волку шубу
9 Курочка Ряба 41 Кашица из топора
10 Петушок – золотой гребешок 42 Коза — дереза
11 Баба-Яга 43 Кот — серый лоб, козел да баран
12 Сивка-Бурка 44 Кривая уточка
13 Теремок 45 Мальчик с пальчик
14 Морозко 46 Маша и медведь
15 Иван — крестьянский сын и чудо-юдо 47 Медведь и лиса
16 Финист — ясный сокол 48 Морской царь и Василиса Премудрая
17 Волк и коза 49 Мужик и медведь
18 Белая уточка 50 Никита Кожемяка
19 Бобовое зернышко 51 О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
20 Волшебное кольцо 52 О молодильных яблоках и живой воде
21 Журавль и цапля 53 Пастушья дудочка
22 Зимовье зверей 54 По щучьему веленью
23 Каша из топора 55 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
24 Летучий корабль 56 Поп и батрак
25 Кот и лиса 57 Правда и Кривда
26 Лиса и волк 58 Семь Симеонов
27 Лиса и журавль 59 Фома и Ерема
28 Лиса и кувшин 60 Хаврошечка
29 Мужик и медведь 61 Хрустальная гора
30 Никита Кожемяка 62 Царевна — змея
31 Хаврошечка 63 Чернушка
32 Марья Моревна 64 Чудесная рубашка
    65 Яичко

Сказки. Купить книги


Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru 

Почитать русские народные сказки 


Детская электронная библиотека «Пескарь»

peskarlib.ru/skazki

Сайт «Сказки»

l-skazki.ru 

Мульфильмы по руским сказкам


А

А в этой сказке было так…

Алёнушка и солдат (мультфильм)

Б

Баба Яга. Начало (мультфильм)

Бабка Ёжка и другие

Бурёнушка

В

Вернулся служивый домой

Волк и семеро козлят (мультфильм)

Волк и семеро козлят на новый лад

В некотором царстве…

Василиса Прекрасная (мультфильм)

Верлиока (мультфильм)

Вершки и корешки

Волчище — серый хвостище

Волшебная птица (мультфильм)

Г

Горе — не беда

Гуси-лебеди (мультфильм)

Д

Двенадцать месяцев (аниме)

Девочка и медведь

Дереза (мультфильм)

Ж

Жар-птица (мультфильм)

Жил у бабушки козёл

Жихарка (мультфильм, 2006)

З

Зимовье зверей (мультфильм, 1981)

И

Ивашко и Баба-Яга

К

Как поймать перо Жар-Птицы

Как старик наседкой был

Колобок (мультфильм, 1936)

Краса ненаглядная

Крылатый, мохнатый да масленый

Как грибы с горохом воевали

Каша из топора

Колобок (мультфильм, 1956)

Кот и лиса (мультфильм)

Кот Котофеевич (мультфильм)

Л

Лиса и дрозд (мультфильм)

Летучий корабль (мультфильм)

Лиса и Волк (мультфильм, 1936)

Лиса и волк (мультфильм, 1958)

Лиса и заяц

Лиса и медведь (мультфильм)

Лиса Патрикеевна (мультфильм)

Лиса, заяц и петух (мультфильм)

М

Машенька (мультфильм)

Межа (мультфильм)

Мороз Иванович (мультфильм)

Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)

Машенька и медведь (мультфильм)

Медведь — липовая нога

Молодильные яблоки (мультфильм)

П

Петушок — золотой гребешок (мультфильм)

Поди туда, не знаю куда (мультфильм)

Последняя невеста Змея Горыныча

Про деда, бабу и курочку Рябу

Петух и боярин

По щучьему велению (мультфильм, 1984)

По щучьему велению (фильм, 1970)

С

Синеглазка (мультфильм)

Сказка о солдате (мультфильм)

Сказка сказывается

Снегурочка (мультфильм, 2006)

Старик и журавль (мультфильм)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)

Сказка о глупом муже (мультфильм)

Сказка о Снегурочке (мультфильм)

Сказка про Емелю

Снегурка (мультфильм)

Т

Теремок (мультфильм, 1937)

Теремок (мультфильм, 1945)

Терем-теремок (мультфильм)

Три дровосека

У

Уважаемый леший

У страха глаза велики

Ц

Цапля и журавль (мультфильм)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)

Царь Дурандай

Ч

Чудесный колодец

Чудесный колокольчик

Чудо-мельница

ВИДЕО


Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок

www.ivi.ru

Советские и российские фильмы по мотивам сказок

www.youtube.com

60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок

kino.mail.ru

Конспект онлайн занятия

 в подготовительной группе

«Узнай сказку-Назови отгадку»

Подготовила

Воспитатель

Шенгелиа В.В.

2020г.

Цель: способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы. Развитие у ребят сообразительности, находчивости, смекалки, материал викторины предназначен для детей 6-7 лет.Задачи: воспитывать интерес к сказкам, любовь к чтению;
развивать положительные эмоции; учить отличать добро и зло на примерах сказочных сюжетов, поступков героев сказок.


Оборудование: сундучок «Волшебных сказок», картинки с сюжетами из сказок, разноцветные карточки с фразами из сказок.

Ход викторины:

Педагог: — Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

— Сегодня мы проведём викторину по волшебным сказкам, постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного.

Для этого я попрошу вас разделиться на команды. Каждая команда придумывает себе название по волшебным предметам из сказок.

Пока ребята думают , все отгадывают загадки:

1.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля) «По щучьему велению»

2.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) «Царевна-лягушка»

3.Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (Емеля) «По щучьему велению»

4.Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… (Кащей)

Итак, первая команда называется: » ______________________________».
Вторая команда называется:          » ______________________________».

Третья команда называется:         » ______________________________».Педагог: У нас на викторине присутствует жюри в составе:_______________

Педагог: начинаем викторину по волшебным сказкам . Нужно открыть волшебный сундучок. Узнать какие там живут сказки. 
Вот сундучок » Волшебных сказок» Чтобы его открыть нам нужно вспомнить волшебные слова из сказок. 
1. Первый конкурс «Волшебные слова».
Один из участников называет волшебные слова из любой сказки, называет героя и сказку. За правильный ответ дается по 1 баллу.
Команда № 1

По щучьему веленью, по моему хотенью.  Емеля . Русская народная сказка » По щучьему веленью».
Команда № 2

Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!  Иванушка — дурачок. Русская народная сказка «Сивка — бурка»

Команда № 3

Трах-тибидох-тибидох- (от Старика Хоттабыча )

Снип-снап- снурэ-бурэ-базелюрэ- (Снежная королева из Андерсена)

Абра-Кадабра- (в Мюнхгаузене)


Педагог: повторим все волшебные слова. ( Все хором повторяют ) . Итак, наш сундучок открылся. 
В сундучке лежат карточки разных  цветов.

2. Второй конкурс «Узнай- ка, сказку»
(По фразе написанной на карточке узнать сказку и кратко рассказать » Цепочкой» всеми участниками команды, использовать в пересказе волшебные слова) За правильный ответ дается по 1 баллу.1. «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, — ко мне передом, а к лесу задом».
Сказка «Царевна – лягушка»


2. «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»

3. «Не пей из копытца, козленочком станешь»

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

4. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? —

«Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.)

5. Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то и то-то!

«Цветик-семицветик»    Валентин Катаев

6. — Сяду на пенек,

Съем пирожок!

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

«Маша и медведь»   (Русская народная сказка)


3. Конкурс » Ты мне, я тебе»
Каждый участник команды задаёт вопрос участнику другой команды. если члены команды не знают ответ, помогают зрители) За правильный ответ дается по 1 баллу.• Какой первый приказ был у царя в сказке «Царевна-лягушка»? 
(испечь каравай хлеба) 

• На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея? 
(дуб)
• Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича? 
(Иван сжег лягушачью кожу)
•Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу? 
(Три дня )
•В какой сказке отец бросил дочку зимой в лесу? 
(Морозко)
•Что спросил Морозко у девушки в первый раз? 
Тепло ли тебе, девица?

•Что лежало в коробе у падчерицы? 
(Богатые подарки) 
•  Что потеряла Золушка?

(Туфельку )

•  Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

(Подснежники. )


4. Конкурс «Добро и зло» 
По описанию назвать героя. Описание написано на листочке. Участник берёт из шкатулки листочек и зачитывает, другой участник называет героя.

За правильный ответ дается по 1 баллу.1. Героиня русских сказок, в которой соединились и красота, и богатый ум, и смекалка, и мудрость, и женская мягкость. Она и прекрасная рукодельница, и обладает волшебными чарами. «Премудрая» и «прекрасная» – равнозначные эпитеты, так как для русского человека «красота» была синонимом «мудрости». Ради этой прекрасной героини и совершаются подвиги, и самый простой Иван-дурак может стать царевичем. (Василиса Премудрая)


2. Этот герой является одним известным персонажем русских сказок, который благополучно проходит все испытания, побеждает противника, берет в жены царскую дочь, обретает славу и богатство. Также он в процессе прохождения испытаний добывает какое-либо волшебное животное, которое становится его другом-помощником и верно ему служит. ( Иван — дурак).


3. Выглядит она весьма пугающе и живет в избушке на курьих ножках. Но отличается тем, что дела её хорошие и плохие : она, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то, что неведомо главному герою – места, где спрятаны те диковинные вещи, которые герой ищет, иногда прямо помогает герою, дает ему советы или волшебные предметы., но часто делает пакости… ( Баба — Яга)4.Он отрицательный персонаж русских народных сказок, который имеет свойство похищать прекрасных красавиц. Обладает волшебной силой, он чародей и волшебник. Во многих сказках становится известна тайна победы над ним (ведь смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растет на острове, остров на море-океане).

( Кощей — бессмертный)

5. Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение.

(Колобок)

6. У него на голове длинный колпак, сделанный из старого носка, куртка и штанишки, сделанные из яркой красной бумаги. Он по характеру добрый, веселый и жизнерадостный. Он настоящий друг потому, что спас своих друзей от опасности. Он помогает бороться со злом, он добрый, решительный и смелый. Его имя в переводе с итальянского языка означает «деревянный человечек».

(Буратино)


5. Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

В данном конкурсе за каждый правильный ответ (надо назвать сказку и героя сказки)будете получать по 1 конфете, какая команда наберет больше конфет та и победит.

Вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

1. Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

2.Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

3.Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трёх чашек похлебала,

В трёх постелях полежала.

(Маша из сказки «Три медведя»).

4.Буратино приютила

И лечила, и учила,

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать.

(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

5.Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

 6.Появилась из цветочка,

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться Крот,

Но Ласточка взяла в полёт.

И девочку она спасла

От старого мрачного Крота.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»)

7.Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козлёнка.

(Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

8. Пирожки — в корзинке.

Мчалась по тропинке

Девочка бегом.

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком.

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей,

И в кровать улёгся, плут?

Девочку-то как зовут?

(Красная Шапочка)

9. Он всегда, как день варенья,

Отмечает день рожденья,

На штанишках кнопку тиснет,

Чтоб отправиться в полёт,

Под пропеллером повиснет

 И летит, как вертолёт.

Парень он «в расцвете лет».

Кто он? Дайте-ка ответ.  (Карлсон)

10. Сказку быстро вспоминай:

 Персонаж в ней — мальчик Кай,

Королева Снежная Сердце заморозила,

Но девчурка нежная Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу?

(Герда) Снежная королева

11.  Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за неё он стал горой.

Закончилась свадьбой

Вся заваруха,

Невесту героя 

Звать …   (Цокотуха.)

12.А теперь про чей-то дом

Разговор мы поведём.

В нём богатая хозяйка

Припеваючи жила.

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла…..

(«Кошкин дом»)

13.Сидит в корзине девочка

 У Мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку,

Тогда скорей ответь:

Что это за сказка?    («Маша и Медведь»)

 14.Кто-то за кого-то ухватился цепко.

Ох, никак не вытащить!

Ох, засела крепко!

Но её помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный, общий труд!

Кто сидит так крепко? Может, это…. .(«Репка»)

15.С грядки старуха цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке-лепестке есть чудесная сила:

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?   («Цветик-семицветик»)

16.Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал!

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда и как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь!                     («Золушка»)

17. Хитро он поймал Жар-птицу

И похитил Царь-девицу.

Он же ездил за кольцом,

Был он на небе послом

И к числу других затей

Спас он тридцать кораблей.

И в котлах он не сварился,

А красавцем учинился,

Да при том еще потом

Он же сделался царём.

(Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

18. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати и подушки.

Кто-то в домик к ним пришёл,

Беспорядок в нём навёл.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? 

 (Три медведя.)

19. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это — доктор… (Айболит.)

20.Из маминой спальни

Хромой выбегает

И мыться грязнуль всех

Водой заставляет.

Он самый известный

В стране умывальник,

Для всех остальных

Очень грозный начальник.

Мочалкам и щёткам

Он всем командир,

Бойца с детской грязью

Зовут …  (Мойдодыр.)

21. Строгий она воспитатель детей,

Им не прощает их шумных затей.

С кошкой Матильдой та дама живёт,

Вкусные плюшки та дама печёт.

Плюшечки эти — одно объеденье,

Верит та дама, увы, в привиденья,

Карлсон-проказник её «укрощает»,

Кто эту дамочку строгую знает?  (Фрекен Бок.)

6 Конкурс капитанов «Найди знакомые имена»

Капитанам каждой команды выдается табличка «Сказочные герои». В клетках таблички записаны имена хорошо знакомых ребятам героев детских книг и сказок. Но буквы имен записаны не всегда в одной строчке. Участники должны отыскать эти имена. Их восемь. (Время выполнения задания 1 минута). Данное задание оценивается в 5 баллов.

«СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ»ris5

7 Конкурс «Сказочный переполох»

Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей — Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.

Команды выполняют задание без капитанов.

«Жар-птица и Серый Волк».

«Жар-птица и Василиса-царевна».

«Царевна Хаврошечка».

«Царевна лягушка».

«Иван-царевич и Василиса-царевна».

«Иван-царевич и Серый Волк».

«Крошечка-лягушка».

«Крошечка Хаврошечка»

«Финист Бессмертный».

«Финист — Ясный сокол».

«Кощей — Ясный сокол».

«Кощей Бессмертный»

8. Конкурс  «Хоровод сказок»

По началу текста узнайте русскую народную сказку. Каждая команда получает карточки. Один из игроков команды знатоков зачитывает текст и отвечает.

1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» («Царевна — лягушка».)

2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…» («Иван-царевич и Серый Волк».)

3. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…» («Сивка-Бурка».)

Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие. Ребята, трудно было?

Так чему нас учат сказки?

Сказка учит нас дружить,

Верным быть и честно жить

Пусть живут герои сказок в мире детском озорном

Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.

— Ребята, наша встреча подошла к концу. До новых встреч!

 C:UsersnicasDesktopВСЕмамаТелефон мамы20200601_135145.jpg

  • Сказочные помощники в сказке белая уточка ответ
  • Сказочные обороты в сказке царевна лягушка
  • Сказочные повторы в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сказочные персонажи рисунки русских сказок
  • Сказочные приемы в сказке