Сказочные фанфары для начала сказки

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий московские сезоныновогодние ели, украшенные дизайнерами, музыкантами и артистами, выставили на этой площадке уже в

«Елки больших городов. Новогодние традиции»: на Кузнецком Мосту открылась галерея дизайнерских елок

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

Новогодние ели, украшенные дизайнерами, музыкантами и артистами, выставили на этой площадке уже в шестой раз.

На Кузнецком Мосту в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» открылась традиционная галерея модных новогодних елей, в украшении которых приняли участие известные стилисты, композиторы, артисты балета и музыканты. Все дизайнерские решения объединяет одна тема — «Елки больших городов. Новогодние традиции». Авторы вдохновлялись главными символами и новогодними красками мегаполисов мира.

«Галерея дизайнерских елок на Кузнецком Мосту рядом с ЦУМом стала уже доброй традицией фестиваля “Путешествие в Рождество”. Украшенные дизайнерами, известными музыкантами, артистами и медиаперсонами новогодние ели выставлены здесь уже в шестой раз. Главная тема проекта в этом году — “Елки больших городов. Новогодние традиции”, поэтому, гуляя по этой фестивальной площадке, можно побывать в Париже и Мадриде, Нью-Йорке и Лиссабоне, Сеуле и Копенгагене. И, конечно, увидеть елку, на украшение которой вдохновила Москва», — рассказал первый заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. 

На Кузнецком Мосту представлено 15 неповторимых новогодних красавиц.

Япония. Голливуд. Вена

Тысячелетняя история и дошедшие до наших дней многовековые традиции, японская нежность красок и загадочные переплетения линий нашли отражение в елке, над оформлением которой работали ведущая солистка Большого театра Элеонора Севенард и премьер Денис Родькин.

Телеведущая Алла Михеева темой декора выбрала Голливуд — мировой центр ночной жизни. На декорирование ее вдохновили Аллея Славы, Китайский театр TCL, концертный зал под открытым небом Голливуд Боул, а также театр «Долби», где ежегодно вручают премию «Оскар».

Вдохновение творцам подарила и австрийская Вена, где старинные здания сохраняют свой облик и неповторимый стиль. Город также по праву считается музыкальной столицей мира. Вене посвящена елка, которую украсили альтист и дирижер Юрий Башмет и пианист и композитор-неоклассик Виктор Осадчев.

Сеул. Нью-Йорк. Париж

Современные технологии и компьютерная индустрия стали главной темой дизайна, который придумал певец Егор Крид. Его вдохновили образы Сеула, любовь к киберспорту и стриминговому геймингу, поэтому елку украсили игровые консоли.

На Кузнецком Мосту также можно найти ель, посвященную Нью-Йорку. Ее украсил дизайнер Артем Кривда. По его словам, Нью-Йорк — это город разнообразия, столица переплетения разных культур, а также символ детства, когда в обязательную программу зимних праздников входил просмотр фильма «Один дома».

Стилист Елена Крыгина открыла секреты рождественского Парижа — города большой истории и бессмертной любви, места, куда стремятся все путешественники.

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

Копенгаген. Мадрид. Пекин

Прогуляться по страницам сказок Ганса Христиана Андерсена и ощутить волшебную атмосферу праздничного Копенгагена предлагает дизайнер Евгения Линович. На украшениях ее ели запечатлены Стойкий оловянный солдатик, Снежная королева, Дюймовочка и другие известные сказочные герои.

Жанна Лобода постаралась передать в подобранных украшениях дух Мадрида — города благородных кавалеров и гордых дам. Дизайнер обратилась к творчеству выдающегося испанского художника Диего Веласкеса, выбрав одну из самых узнаваемых его работ «Менины».

Все меньше времени остается до начала зимней Олимпиады в Пекине, поэтому дизайнер одежды Анастасия Задорина использовала тему спортивных состязаний. Елку украшают оригинальные пиктограммы с зимними видами спорта. Они напоминают иероглифы, драконы и бумажные фонарики — неотъемлемые символы Китая.

Москва. Лондон. Тоскана

Москва стала для многих городом бесконечного движения, поэтому в декоре новогодней красавицы дизайнер Яна Расковалова решила передать городской ритм. Акцент в оформлении сделан на технологичное новогоднее убранство. Так, четыре неоновых кольца буквально отражают карту столицы (МКАД, ТТК, Садовое и Бульварное кольцо), а также сердце города Кремль и его главный символ рубиновую звезду Спасской башни.

Рассказать о своей поездке в Лондон и знакомстве с волшебным миром Гарри Поттера решила стилист Алиса Боха. Ее елка украшена необычными шарами, гирляндой с искусственными свечами, бордово-золотым шарфом Гриффиндора и письмами из Хогвартса. На макушке дерева за происходящим вокруг наблюдает почтовая сова Хедвиг.

Дизайнеры Алиса и Юлия Рубан приглашают помечтать о семейном отдыхе в итальянской Тоскане и почувствовать ласковый климат курорта Форте-дей-Марми. Среди украшений авторской ели — верхушка в форме артишока, гирлянды в форме пасты фарфалле с подсветкой, а также развесные игрушки в форме велосипедов, чашек эспрессо и пляжных кабинок.

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

Лиссабон. Берлин. Дубай

Ель, которую украсила дизайнер Катя Добрякова, приглашает отправиться в праздничный Лиссабон, вспомнить трамвайчики, которые ездят по улицам города уже более ста лет, яркие зонтики и дворец Пена — один из самых романтичных замков в мире.

Сергей Ефремов открывает рождественский Берлин с его украшенными улочками и особой предновогодней атмосферой, а также с персонажами сказок Гофмана, среди которых Щелкунчик и Мышиный король. В декоре ели сочетается сдержанная классика и блеск ярких свечей, золота и драгоценностей.

Дизайнера Элину Бочкареву вдохновил Дубай, поэтому она соединила восточные мотивы и достижения высоких технологий. В основе ее идеи — небоскребы, бескрайняя пустыня, пальмы вдоль скоростных дорог, искусственные острова, пляжи и вечное солнце.

Гости галереи могут сделать оригинальные фотографии на память. Кроме того, рядом с каждой елью есть табличка с QR-кодом, отсканировав который можно узнать об авторе композиции и о том, что его вдохновило.

Все мероприятия фестиваля организуют с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Посетителей просят носить маски и соблюдать социальную дистанцию. Программу фестиваля можно посмотреть на его официальном сайте. 

Балы, русские сказки и стильные елки: в Москве начинается фестиваль «Путешествие в Рождество»

«Путешествие в Рождество» — самый масштабный зимний фестиваль Европы и самый популярный праздник проекта «Московские сезоны». В этом году он проходит на 27 площадках в центре и округах с 10 декабря по 9 января. Посетителей ждет разнообразная торговая и гастрономическая программа. Работают 18 бесплатных катков и одна площадка для керлинга.

Предыдущий фестиваль проходил с 13 декабря 2019 года по 31 января 2020-го на 81 площадке в центре города, жилых районах и парках. Мероприятия праздничной программы посетили более 26 миллионов москвичей и туристов — рекордные показатели для такого события. 

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.

В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.

Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика

Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».

Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.

Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».

Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.

477(1972)

К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.

476(2384)

Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга

Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».

Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.

На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.

Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.

Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!

  • Сказочные слова и выражения в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сказочные герои из сказок пушкина
  • Сказки юных путешественников михаил зарубин
  • Сказки якутии в детских рисунках
  • Сказки эльфики для детей